Цкад в районе бронниц

Эта история началась в 2007 году. Тогда Алексей Камышин увидел статью в федеральной газете о строительстве Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги (ЦКАД) и проекте возведения еще одного участка – автодороги ЦКАД-Чехов-Малино-М-5 «Урал». Мужчина попытался разобраться, каким образом будущие дороги коснуться Чехова и его окрестностей. Пенсионер Алексей Камышин больше 60 лет отдыхает в Чеховском районе. Здесь у него дача, баня, любимый сад и множество воспоминаний. Всю сознательную жизнь он ходил собирать грибы и ягоды в лес, отдыхал сначала с родителями, потом с детьми, теперь с внуками. СНТ «Театр имени Гоголя» находится рядом с лесом в бывшем Баранцевском сельском поселении, недалеко от деревни Красные Орлы. Места живописные, мечта любого садовода. Но скоро тихий, уютный «зеленый уголок» может превратиться в пыльную, шумную дорогу. С момента публикации статьи в одной из газет примерного проекта автодороги ЦКАД-Чехов-Малино-М-5 «Урал» в 2007 году больше никакой информации не было. Садоводы расслабились и думали, что планы у властей поменялись. Однако спустя 10 лет рядом с участком Алексея Камышина начались подготовительные работы к проектированию будущей автодороги. – Уже в прошлом году ходили геодезисты, флажочки вешали. Я с ними поговорил, – рассказывает пенсионер. – Они сказали, что до 2020-го года будет проектирование этой дороги. И, действительно, на сайте госзакупок еще 8 декабря 2017 года был сформирован лот «Подготовка документации по планировке автомобильной дороги ЦКАД – ЧЕХОВ – МАЛИНО – М-5 «УРАЛ» на участке от старосимферопольского шоссе до М-2 «КРЫМ» в Чеховском муниципальном районе Московской области». Аукцион проведен на сумму более 21 млн. рублей. – Но дело в том, что дорога как раз сносит мою дачу, – сокрушается Алексей Камышин. – И это не просто дорога. Это ось, от которой 350 метров в каждую сторону красная зона. И ширина участка закладывается 700 метров. То есть, где-то по трассе будет 6 полос, где-то 4 полосы. Я ознакомился с цифрами в документах Генерального плана развития Московской области. По сути, новая дорога разгрузит часть трасс Подмосковья в целом и Чехова в частности. Дорожная хорда от ЦКАД, которая пройдет по Чеховскому району, соединит Симферопольское шоссе и Старосимферопольское шоссе. Вот только, на летних публичных слушаниях по генеральному плану развития г.о. Чехов план участка дороги возмутил многих жителей. Согласно ему трасса пройдет вблизи с. Талеж, частично затронет деревенское кладбище в Крюково, далее разместится рядом с дер. Красные Орлы и пос. Луч. А еще отрежет многочисленные СНТ от развитой инфраструктуры, а некоторые дома вовсе пойдут под снос. Свои претензии, замечания и предложения садоводы и местные жители высказали чиновникам на прошедших публичных слушаниях и продублировали в главное управление архитектуры и градостроительства области, комитет по экологии и природопользования Московской облдумы, подмосковную комиссию по дорожному хозяйству и транспорту общественной палаты. Ответ люди получили очень сухой и от местных властей, куда и пришли все письма «сверху». – Отвечали, что это федеральная дорога и все. Никакой конкретики. Ничего, – рассказывает Алексей Камышин. Заместитель Главы Администрации городского округа Чехов Игорь Пруцаков внес конкретику в данный вопрос. Как он пояснил, больше всего вопросов у людей возникло именно во время обсуждения части трассы ЦКАД – ЧЕХОВ – МАЛИНО – М-5 «УРАЛ» от Старосимферопольского шоссе до скоростной магистрали. – Сегодня четко можем сказать, что у нас есть новые координаты. Корректировка проекта этого участка не будет затрагивать интересы жителей. Будут затронуты участки сельхозназначения, лесного фонда, но проектной организации необходимо согласовать строительство с гослесфондом, министерством культуры Московской области и остальными центральными органами государственной власти. Ознакомиться с точными схемами развития транспортной инфраструктуры можно на сайте федеральной государственной информационной системы территориального планирования. Там уже нанесены координаты именно этого небольшого участка от Старосимферопольского шоссе до скоростной магистрали трассы ЦКАД – ЧЕХОВ – МАЛИНО – М-5 «УРАЛ». И, действительно, все деревни и поселки новая дорога обойдет, как и деревенское кладбище в Крюково. А вот интересы садоводов в проекте не учтены, пострадают и многочисленные леса, бывшие сельские поля. – Мы, садоводы здесь никто. У нас нет права голоса, и нас не слушают, – возмущается Алексей Камышин. – Хотя практически во всех деревнях Чехова живут одни дачники, местных очень мало. И везде все чисто и аккуратно, в большинстве своем благодаря дачникам. Мы в своем СНТ порядок соблюдаем, дороги строим и чистим, все собственными руками. Скорее всего, участок Алексея Камышина будет изъят в пользу строительства новой дороги. Пока четкого ответа никто не может дать, ведь в новых координатах разобраться сможет только тот, кто их наносил. В администрации Чехова объяснили, что у дачников будут выкуплены участки. Но разве деньги смогут заменить Алексею Камышину дачу, баню, любимый сад и множество воспоминаний. Евгения ГЛОТОВА

Угроза ЦКАДа

Дата публикации: 18 апреля 2016. Категория: Статьи и материалы.

Как мы все уже знаем, по территории Чеховского района в ближайшее время должно начаться строительство новой дороги дублёра ЦКАД. Дорога должна разгрузить центр Московской области, но предполагается быть платной и делаться на деньги и в интересах неких инвесторов. А значит, дорога будет.

К нашему неудовольствию выяснилось, что по планам на конец 2015-го года прокладывать дорогу предполагалось точно по территориям Снежная Долина 1 и 2, отрезая половину СНТ. Кроме нас под угрозой сноса также оказались еще ряд СНТ и ДНП в ближайших окрестностях.

Срочно организованное общение с представителями районной и областной администрации показало, что на картах проектировщиков дороги наших СНТ и ДНП большей частью просто не существует и они не учитывались при разработке схем планирования транспортного обслуживания. Оказалось, что проектировщики дороги до сих пор не знают о существовании государственного информационного ресурса ( http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline ), где давно отражено существование всех наших (и не только наших) СНТ. К этому времени, ситуация осложнилась изменениями в законодательстве, в результате которых вопросы, ранее решаемые на местном уровне, теперь должны решаться на уровне ведомств Правительства Московской области. Окончательное решение вопроса с трассой новой дороги предполагалось в конце декабря 2015г.

Объединившись с соседними поселками (ДНП «Чудо Град», СНТ «Снежная долина» и СНТ «Снежная долина 2»), от лица ДНП «Чудо Град», в срочном порядке были направлены запросы относительно прохождения участка ЦКАД по территории указанных поселков, а также предложения о переносе указанного участка в Главное управление архитектуры Московской области и Главное управление дорожного хозяйство Московской области, а также в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области. К письмам были приложены космические снимки территории по состоянию на осень 2015, показывающие размах уже существующих застроек на территориях. Было заявлено, что строительство дороги по плану, предложенному областными инстанциями, затронет интересы тысяч людей и должно быть пересмотрено.

Стоит отметить, что ответы из подведомственных организаций Правительства московской области были получены менее чем через две недели после подачи обращений, в свою очередь Администрация Чеховского района выжидала практически месяц, но ответы были практически одинаковые.

К счастью, до конца 2015 года никаких глобальный решений Правительство МО так и не приняло, и перенесло их решение на весну 2016г.

В 2015г решений по нашему вопросу не последовало, потому и по рекомендации ГУ Архитектуры МО, было составлено повторное обращение в Администрацию района с просьбой направить ходатайство в Правительство МО о переносе участка ЦКАД с учетом реальной застройки территорий. Одновременно с подачей заявления инициативная группа записалась на прием к Руководителю Администрации Чеховского муниципального района Кононовой Марине Владимировне.

В январе 2016г на приеме у Руководителя Администрации Чеховского района (Кононовой Марины Владимировны) состоялось обсуждение вопроса с участием представителей СНТ и ряда руководителей района. В январе 2016г Администрация Чеховского района от лица Руководителя Администрации в интересах наших СНТ отправила ходатайство о переносе дороги в Правительство МО. Нам же было настоятельно рекомендовано официально регистрировать дома и строения на участках и на территориях. Особое внимание уделялось проектной сметной документации по внутренней инфраструктуре поселков (электричество, дороги и т.д. стоимость которых превышает 70 млн. рублей). Это позволило бы повысить совокупную стоимость компенсации, подлежащей выплате за ликвидируемые участки и сооружения. Значительная стоимость компенсаций является существенным фактором, снижающим вероятность прокладки дороги по территориям СНТ.

25 февраля 2016г Администрацией был получен Ответ из Правительства Московской области, информирующий о решении перенести трассу на север в обход наших территорий. Ответ был составлен организацией, отвечающей за схемы территориального планирования МО. К 1 марта мы официально получили копию этого ответа от Администрации района (передан в дело ДНП Чудо-Град, копия в инициативной группе). К некоторому сожалению, наши предложения учтены не полностью и небольшая часть территорий СНТ к северу от Снежной долины и часть территории Чудо-Града все же попали в зону отчуждения дороги.

Наконец, 23 марта 2016 года, Постановлением Правительства Московской области № 230/8, была утверждена единая Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, содержащая помимо прочего упомянутые и присланные нам планы. Желающие могут ознакомиться со схемами на сайте Областного правительства. Так и непонятно, состоялись ли общественные слушания по территориальному планированию, на которых мы планировали продолжить отстаивать интересы пострадавших соседних СНТ. Тем не менее, на настоящий момент решение принято и имеет силу закона МО. Вполне возможно, что перед началом работ по реализации проекта дороги будут проводиться некоторые корректировки. Потому продолжаем следить за развитием ситуации.

Огромная благодарность Руководителю Администрации Чеховского муниципального района Кононовой Марине Владимировне, Начальнику Управления градостроительной деятельности Кораблёву Михаилу Александровичу, за активную, благожелательную позицию и помощь в решении вопроса.

ЦКАД: новое транспортное кольцо вокруг Москвы. Схема и подробная карта 2018-2019 на сайте Недвио

Cтроительство ЦКАД в Московской области идет полным ходом. Новое транспортное кольцо вокруг столицы призвано улучшить транспортную доступность подмосковных городов, улучшить ситуацию с инфраструктурой и развитием районов ближнего и дальнего Подмосковья.

В чем суть проекта ЦКАД?

ЦКАД или Центральная кольцевая автомобильная дорога по сути является логичным продолжением диаметрального развития столичных шоссе. Всего оно состоит из 5-ти очередей (так называемых пусковых комплексов), на 3-х из которых сейчас ведутся строительные работы.

Основная задача ЦКАД — это, в первую очередь, разгрузка МКАД и перераспределение транзитного потока автотранспорта в Подмосковье.

Общая протяженность ЦКАД по завершению строительства составит 525 км. Все участки центральной кольцевой автодороги, кроме участков 5-го и 2-го пускового комплекса будут представлять из себя платную автомагистраль шириной от 2-х до 4-х полос в каждую сторону, отбойным ограждением по центру и расчетной скоростью движения до 150 км/ч.

По задумке властей, Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога в будущем призвана стать ключевой автомагистралью Новой Москвы и всего ближнего Подмосковья.

История возникновения проекта и экономическое обоснование

Впервые необходимость строительства ЦКАД была отмечена постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2003 года. В 2005 г. под эти цели были зарезервированы земельные участки для строительства и реконструкции имеющихся автодорог и создано Открытое акционерное общество “Центральная кольцевая автомобильная дорога”. 100% акций компании принадлежат Московской области.

Строительство ЦКАД обошлось недешево, но здесь следует понимать, что это не только новые автодороги, но и новый импульс экономического роста в регионе. Это место, где будет активно развиваться жилое строительство, будут строиться объекты социальной и бытовой инфраструктуры, развиваться бизнес и промышленность.

Не менее важно значение ЦКАД как соединительной и объездной магистрали вокруг Москвы.

Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России и позволит разгрузить городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).

ЦКАД: схема строительства и подробная карта

ЦКАД на карте Московской области

Как мы видим, данная автомагистраль практически полностью дублирует МКАД, только значительно шире.

И это неудивительно. Так, по планам правительств Москвы и Московской области, уже через несколько лет все транзитные потоки автомашин (в первую очередь грузовых), которые ежедневно следуют по МКАД, будут перенаправлены на Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). По оценкам экспертов, речь идет о цифре около 120-140 тыс. автомобилей в день.

Строительство кольцевой автодороги — масштабный проект, поэтому осуществляется в несколько этапов. Первый участок ЦКАД начали строить еще в августе 2014 года, он в основном охватил территории «Новой Москвы». На данный момент ведется активное строительство двух участков ЦКАД – первого и пятого пускового комплекса.

Источник: Автодор

Когда планируется запуск?

Первый участок ЦКАД протяженностью 49,5 км (96 км – 146 км) уже построен. Он прошел по территориям:

  • городского округа Домодедово;
  • Подольского района;
  • Троицкого административного округа;
  • Наро-Фоминского района.

По задумке проекта на утвержденной схеме участка «номер 1» было построено 46 мостов и 6 разноуровневых развязок. Этот пусковой комплекс относится к категории дорог «1А», что означает то, что скорость движения по магистрали рассчитана на 140 км в час. Ширина трассы: от 4 до 6 полос движения в обе стороны. Учитывая ширину и скоростной режим, почти на всех участках они разделены ограждениями-«отбойниками».

Движение по этому участку планируется запустить в ближайшее время. В конце 2018 — начале 2019 гг.

Строительство первого участка поможет в значительной степени разгрузить выезды из Москвы, которые заполнены транзитным транспортом, затрудняющим подъезд к городу. Участок будет платным, за каждый 1 км придется заплатить 2,32 руб.

Этапы строительства ЦКАД

Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:

  1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 “Дон” до трассы М-1 “Беларусь” в районе Большого Московского кольца;
  2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 “Беларусь” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;
  3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург до трассы М-7 “Волга”;
  4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 “Волга” до трассы М-4 “Дон”;
  5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 “Украина” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

Точное прохождение участков лучше рассмотреть на подробной схеме ЦКАД:

Источник: РИА

Протяженность первого участка ЦКАД – 113,45 километра, второго участка – 117,86 км, третьего – 104,65 км, четвертого – 95,7 км, пятого – 89,97 км.

Предполагается, что в этой зоне будет создано около 200 тысяч рабочих мест. Реализацию всего проекта планируется завершить к 2025 году.

Дальнейшее развитие: на Запад Подмосковья

После запуска первого участка будет построен и запущен Пятый пусковой комплекс. Он пройдет по территориям:

  • Наро-Фоминского;
  • Одинцовского;
  • Истринского;
  • Солнечногорского районов;
  • городского округа Звенигород.

На этих участках на данный момент активно ведется строительство. Запуск автомагистрали запланирован на 2019 год.

В перспективе все эти участки должны стать единой сетью: ЦКАД, МКАД и реконструированное Калужское шоссе составят единую транспортную схему «Новой Москвы». К тому же, в зоне прохождения Центральной кольцевой автодороги по территории «Новой Москвы» могут быть созданы четыре центра градостроительного развития.

Что будет с землей рядом с ЦКАД?

Как утверждают власти, земли вдоль центральной кольцевой дороги бездумно застраиваться не будут: разрешения на строительство недвижимости вдоль этой трассы на территории столицы не будут выдаваться до утверждения единого проекта планировки всей территории.

Хотя, безусловно, планы по застройке прилегающих территорий вблизи ЦКАД уже есть: на земельных участках, прилегающих к центральной кольцевой, возведут жилье, производственные предприятия, офисную и коммерческую недвижимость.

Также власти Москвы планируют построить три крупные транспортные развязки на границах Новой Москвы: Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). Это будут развязки на пересечении ЦКАД с Варшавским и Калужским шоссе, а еще одна – в районе 26-го пикета. Общая протяженность новой дороги на территории «Новой Москвы» составит 22,4 км.

Интересно отметить, что в планы столичных властей не входит строительство большего числа развязок и съездов на новой автомагистрали.

«Мы не хотим, чтобы ЦКАД из скоростной транзитной трассы превратилась в городскую улицу», – подчеркнули в правительстве Московской области.

Немного цифр

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – пожалуй, самый масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. Трасса охватит огромные территории, десятки районов Подмосковья. Кольцо длиною 521 километр замкнется на удаленности приблизительно в 50 км от МКАД.

Всего запланировано построить 34 развязки, 278 мостов, путепроводов и эстакад. Количество полос – 4-8, расчетная скорость движения – 80-140 км в час.

Строительство дороги ЦКАД является одним из ключевых элементов федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы в России”.

Основные социальные и экономические задачи проекта ЦКАД вокруг Москвы:

  1. разгрузка дорожной сети мегаполиса и ближнего Подмосковья от движения большегрузного и транзитного транспорта;
  2. рационализация структуры грузораспределения;
  3. создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области;
  4. формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД;
  5. снижение себестоимости перевозок и транспортных издержек для грузоотправителей.

Центральная кольцевая автомобильная дорога

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Автодорога

Центральная кольцевая автомобильная дорога

А113

ЦКАД

Страна

Россия

Регион

Московская область
Москва

Статус

федеральная

Владелец

государственная

Управляется

Открытое акционерное общество «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ОАО «ЦКАД»)

Длина

525 км

Через

Покровка, Солнечногорск, Икша, Софрино, Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, участок М-11

Дорожное покрытие

асфальтобетон

Дата открытия

2017 — 2025

Медиафайлы на Викискладе

Центральная кольцевая автомобильная дорога (сокращённо ЦКАД) — проект развития инфраструктуры Московской области. В связи с расширением границ Москвы в 2012 году часть ЦКАД пройдёт и по территории Новой Москвы.

Основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог и МКАД путём перераспределения транзитного потока автотранспорта в обход Москвы. Общая протяжённость ЦКАД составит 525 км. На большей части пути ЦКАД пройдет в 400—800 м от Московского малого кольца, обходя населённые пункты. Лишь на 89-километровом участке от Киевского до Ленинградского шоссе строительство ЦКАД подразумевает полную реконструкцию существующей «Малой бетонки» (5-й пусковой комплекс) — места для новой трассы не нашлось из-за плотной застройки и объектов Министерства обороны. Планируется, что ЦКАД будет использовать участок длиной 38,6 км новой магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Начало строительства было запланировано на 2011 год, а завершение планировалось на 2014—2018 годы. 26 августа 2014 года в основание первого пускового комплекса была заложена капсула с посланием, подписанным министром транспорта М. Соколовым, мэром Москвы С. Собяниным, губернатором Московской области А. Воробьевым. Фактически же работы начались в 2016 году; предполагаемые сроки завершения строительства — 2022—2025 годы. Существенный перенос сроков завершение связано в том числе со строительством скоростных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Оценочная стоимость ЦКАД по состоянию на 2011 год — 232 млрд р.; к 2013 году стоимость возросла до 300 миллиардов рублей, затем до 350 млрд. Проверка Счетной палаты показала, что на 1 декабря 2018 года готовность отдельных участков дороги составляет от 0 до 66 процентов.

По заявлению главы госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха, проезд по новой автодороге будет платным. Размер средневзвешенного тарифа при проезде по ЦКАД будет 2,32 р./км. Стоимость будет варьироваться в зависимости от времени суток и вида транспорта. Бесплатной альтернативой останется Московское малое кольцо.

Характеристики проекта

Пусковые комплексы ЦКАД

По официальной информации, максимальная ширина трассы — 8 полос, расчетная скорость движения — 150 км/ч. .

Новое кольцо будет иметь ширину до 3—4 полос в каждую сторону, между внешней и внутренней сторонами кольца будет сооружён разделительный барьер, дорога будет проходить в обход крупных населённых пунктов, при пересечении с федеральными и региональными трассами планируется сооружение многоуровневых транспортных развязок.

Прообраз ЦКАД — МКАД.

Власти Московской области планируют привлечь инвестиций при развитии инфраструктуры вокруг Центральной кольцевой автодороги столько же, сколько будет стоить сама дорога (около 350 млрд р.). При строительстве губернатор Московской области призвал «исключить повторение ошибок с МКАД».

Критика проекта

Приобретение земли у нынешних владельцев для постройки дороги и создание новой инфраструктуры потребует значительного расхода Федерального бюджета. Властями для реализации проекта принято решение о финансировании по схеме «государство + частный капитал». Для привлечения необходимой суммы инвестиций будет введена плата за проезд. Участвующие инвесторы получат дивиденды.

По мнению экологической организации Гринпис, реализация проекта ЦКАД приведет к кардинальному изменению экологии региона.

Согласно данным социологического опроса, проведённого в 2012 году, 52 % опрошенных выступают против развития сети платных дорог.

При строительстве возможны масштабные хищения средств в размере до 8,8 млрд р., выделенных на экологические исследования, проектно-изыскательские и геодезические работы по проектированию ЦКАД и связанные с этим проблемы с качеством проектной документации, основанной на исследованиях 20—40-летней давности. Как следствие, возможно дальнейшее увеличение стоимости проекта.

Хронология строительства

Автодорога А-107, 11-й километр участка Чириково-Селятино. В этом месте будущий 1-й пусковой комплекс ЦКАД уходит от А-107 в сторону Наро-Фоминска, а 5-й пусковой комплекс продолжается по оси нынешней А-107 (развилка).

  • 26 августа 2014 года губернатор Московской области А. Воробьёв и мэр Москвы С. Собянин приняли участие в закладке капсулы на месте начала строительства ЦКАД.
  • 10 ноября 2017 года открыто движение на первом участке пятого пускового комплекса — обходе Звенигорода (3,6 км).

Примечания

  1. 1 2 ЦКАД построят быстро и дорого
  2. Первый пусковой участок открылся в 2017. stroi.mos.ru.
  3. Полностью построить ЦКАД планируют к 2025 году.. Вести-Москва. (21 июня 2013). Дата обращения 28 июня 2013. Архивировано 2 июля 2013 года.
  4. 1 2 В Подмосковье началось строительство Центральной кольцевой автодороги — Первый канал
  5. ЦКАД — перспектива длиной 530 км.
  6. http://trassa.name/?p=1260 ЦКАД А113: До недавних пор кольцевая существовала только на бумаге
  7. Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития московского транспорта — Телеканал «Звезда». Дата обращения 13 января 2013. Архивировано 30 января 2013 года.
  8. Начало строительство первого участка ЦКАД перенесено на 2016 год
  9. Быстро, но за деньги // «Российская газета», 26.04.2012.
  10. 13 мая в Нижегородской области начнется ремонт трассы М 7
  11. На строительство Центральной кольцевой автодороги планируется привлечь 300 млрд рублей
  12. Участки вокруг ЦКАД зарезервируют
  13. Проезд по ЦКАД будет стоить в среднем 2,32 руб. за километр
  14. Характеристики проекта
  15. ЦКАД назвали мегапроектом, который привлечет в Подмосковье 350 млрд руб. (недоступная ссылка). Дата обращения 13 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  16. Строительство ЦКАД в Подмосковье. Всё о ЦКАД. Последние новости
  17. Строительство ЦКАД в Подмосковье планируют завершить в 2015 году
  18. Центральная кольцевая будет платной
  19. Колонка № 12/2010 Дороги, которые НАДО перекрывать
  20. Новая трасса ЦКАД уничтожит весь лесозащитный пояс Москвы
  21. Водители не хотят платить за проезд
  22. «Дело ЦКАД» оказалось слишком дорогим для следствия
  23. ЦКАД проектировали по неточным картам
  24. Собянин и Воробьев приняли участие в закладке капсулы на месте начала строительства ЦКАД
  25. Открыто движение автомобилей в обход Звенигорода
  26. На участке ЦКАД в Звенигороде открыто движение

Ссылки

  • Обзор ТАСС. 11 мая 2016 г.
  • Неофициальная на основе Яндекс-карт
  • Карта ЦКАД на Roads.ru

Кольца Москвы

Исторические стены и валы

Улицы и автодороги

Метрополитен

  • Кольцевая линия
  • Большая кольцевая линия (построена частично)
  • Московское центральное кольцо

Железнодорожный транспорт

Наземный общественный транспорт

  • Автобус «К»
  • Трамвай «А» (до 1930-х)
  • Автобус «Б»

Кольцевые автодороги Подмосковья

Другие кольца

  • Кольцо ПВО С-25 (демонтировано)
  • Московское электроэнергетическое кольцо
  • Водное кольцо Москвы