Все это ДПС

В Юго-Восточном административно округе г. Москвы отныне запрещено пересекать прерывистую линию разметки. А наказание за это – лишение права управления транспортным средством…

К такому решению пришел инспектор ДПС ГИБДД УВД ЮВАО лейтенант Д., а мировой судья 271 судебного участка Ф. поддержала его доводы! Впрочем, обо всем по порядку …

План есть план

Итак, есть в Москве такая замечательная улица в районе Лефортово – 1-й Краснокурсантский проезд. Это неширокая улица, две полосы движения, по одной для каждого направления, разделенные на всей ­протяженности прерывистой линией разметки.

Так вот, в один из сентябрьских вечеров (около 20:00) автомобиль двигался по 1-му Краснокурсантскому проезду в сторону улицы Солдатская. В плотном транспортном потоке обгон – вполне естественный маневр, разумеется, разрешенный правилами дорожного движения на том участке дороги (прерывистая линия разметки). В тот момент водитель и подумать не мог, что, выполняя разрешенный обгон, он совершает самое любимое ГИБДД административное правонарушение – выезд на встречную полосу в нарушение ПДД (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ)!

В момент окончания обгона (встречные транспортные потоки, повторимся, разделены прерывистой линией разметки) автомобиль был остановлен инспектором ДПС ГИБДД ЮВАО лейтенантом Д., который заявил водителю, что тот неправомерно выехал на встречную полосу.

– А как же прерывистая линия разметки?! – с удивлением спросил водитель.

– Вы создали угрозу безопасности движения, так как двигались по встречной полосе! – заявил инспектор Д.

– Что мы будем спорить, предлагаю пойти и посмотреть, какая ­разметка нарисована на дороге в месте, где я обгонял, – настоял водитель.

– Водитель вместе с инспектором ДПС подошли к месту, где был ­совершен обгон.

– Вот, смотрите, – водитель указал пальцем на прерывистую линию разметки, – здесь обгон разрешен, да и знака запрещения обгона нет.

– Ну не зря же я тебя остановил, – заявил инспектор ДПС, – не надо правила нарушать!

– Постойте, а какой именно пункт ПДД я нарушил, выезжая на встречную полосу через прерывистую линию разметки? – с еще большим ­удивлением спросил водитель.

– Ну, раз остановил, не могу же я тебя отпустить. В общем, я протокол составлю, – подытожил сотрудник ГИБДД, – а все остальное в суде будешь доказывать. У меня план!»

«Ну ладно, суд так суд. Уж он-то наверняка во всем разберется», – подумал водитель, написал в протоколе: «Категорически не согласен!!!» и стал ждать суда.

А история между тем только начиналась. Как выяснилось позже, ­»правосудие» и «Конституция» – понятия, суду не знакомые!

Самый гуманный суд в мире

Через три недели водителя, как водится, вызвали в суд. Зная, насколько судебные решения бывают противозаконными, не полагаясь на судьбу, водитель основательно подготовился к судебному заседанию:

  • ознакомился с материалами дела;
  • подготовил письменное объяснение;
  • нарисовал схему движения транспортного средства;
  • подготовил комментарии к протоколу об административном правонарушении и к рапорту инспектора ДПС (т.к. в них было огромное количество неточностей и несоответствий действительности);
  • подготовил ходатайство о допросе инспектора ДПС и пассажира, ­который присутствовал в автомобиле во время совершения обгона;
  • подготовил ряд других ходатайств и доказательств отсутствия ­события правонарушения (как такового).

Плюс ко всему у водителя была полная уверенность в том, что:

  • судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ);
  • судопроизводство осуществляется на основе состязательности ­и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ);
  • каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ);
  • все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ).

Во всяком случае, водитель так думал. Казалось бы, что еще нужно для вынесения объективного, независимого и непредвзятого решения? Не тут-то было!

Судья внимательно выслушала устные объяснения, приобщила к материалам дела письменные объяснения, схему движения автомобиля. Все остальные ходатайства о приобщении к делу доказательств невиновности водителя судья отказалась удовлетворить с мотивировкой: «Они приведут к затягиванию процесса» или «Это не имеет отношения к делу».

Инспектор ДПС Д, явившийся в суд, тоже ничего внятного сказать не смог.

– Я правомерно остановил данного водителя, – объяснял инспектор ДПС, – он выехал на встречную полосу.

– Постойте, – удивился водитель, – на том участке дороги можно ­выезжать на встречную полосу. Какой именно пункт ПДД я нарушил?

– Пункт 11.5 Правил дорожного движения, – заявил сотрудник ГИБДД в суде, – водитель проехал перекресток по встречной полосе.

– Ну как же?! – в еще большее недоумение пришел водитель. – Ведь мой автомобиль был остановлен задолго до перекрестка!

– Водитель неправомерно выехал на встречную полосу, – продолжал, как автоответчик, бубнить инспектор ДПС в суде, – он создал угрозу безопасности дорожного движения, а также помехи для движения других транспортных средств.

– Какие помехи, какая угроза безопасности, что вы несете? – возмущался водитель. – Маневр правилами разрешен, ДТП не было, какие тут могут быть вопросы?

– Суду все ясно, – перебил спор мировой судья, – инспектор ДПС свободен, а суд удаляется для вынесения постановления.

Все материалы дела были явно в пользу водителя: протокол говорит об одном, рапорт о другом, инспектор ДПС на допросе показал третье. Рапорт, помимо непонятных и незаверенных исправлений, вообще не был подписан! Этакая безобразная бумажка в деле лежит, даже назвать ее документом язык не поворачивается. Никто и не догадывался, что для мирового судьи Ф. все эти сомнительные документы будут железным доказательством вины!

Каково было удивление водителя, когда за пересечение прерывистой линии разметки мировой судья 271 судебного участка лишила его ­водительских прав на полгода!

На следующий день была подана жалоба в Лефортовский районный суд, которую взялась рассматривать федеральный судья К.

Судебное заседание по рассмотрению жалобы длилось… три минуты!

– Я понимаю, что вы правы, – призналась судья, – но оснований для отмены постановления у меня нет.

– Постойте, – удивился водитель, – а многочисленные нарушения всех возможных норм материального и процессуального права – это не основание? А то, что водителя лишили прав за то, что он пересек прерывистую линию разметки, – это тоже не основание? Что же тогда вообще является основанием?

– Мы не можем отменять постановления, – тяжело вздохнув, сказала судья, – обратитесь в Мосгорсуд. Там, скорее всего, рассмотрят вашу жалобу по существу…

Оказалось, что по каким-то непонятным указаниям кого-то «сверху» федеральные судьи не рассматривают жалобу по существу, а просто отказывают в ее удовлетворении с типовой формулировкой: «Оснований для отмены постановления нет».

Через два дня жалоба была подана уже в Московский городской суд. Но Мосгорсуд вообще отказался рассматривать жалобу с объяснением: «Нарушен порядок подачи надзорной жалобы!» О как! И это при том, что порядка подачи жалобы по делу об административном правонарушении нет, причем нет как в Кодексе об административных правонарушениях, так и в постановлении пленума Верховного Суда, посвященном рассмотрению судами дел об административных правонарушениях.

Мысль о том, что в нашей стране существует право на судебную защиту, а также о том, что в нашей стране судьи независимы и подчиняются только Конституции, оказалась не совсем соответствующей действительности.

Конечно же, сдаваться рано. И за свои права (в прямом и переносном смысле) нужно бороться до конца. Повторная жалоба в Московский городской суд была подана уже на следующий день. Но вряд ли дело закончится этим, скорее всего, придется обращаться в Верховный Суд, Администрацию Президента, а также к Уполномоченному по правам человека.

Что делать, если вы столкнулись с произволом сотрудников ДПС

Подытоживая опыт общения с дорожными блюстителями порядка, – несколько советов о том, что нужно делать, если вы столкнулись с неправомерными действиями сотрудников ДПС ГИБДД или, того хуже, с их откровенным произволом.

  1. Не паникуя и не нервничая, объясните сотруднику ГИБДД, почему его доводы являются неубедительными (ложными, противозаконными). Для этой цели нелишним, например, будет прогуляться вместе с милиционером до того места, где двигался ваш автомобиль, и показать траекторию движения «на местности».
  2. Если убедить инспектора ДПС в своей правоте на месте не удалось, дождитесь составления протокола об административном правонарушении. В протоколе, в графе «объяснения», пишите: «Ознакомлен, по существу не согласен». Больше никаких комментариев не даем и не пишем. С остальным будем разбираться позже.
  3. Если вы нарушили ПДД, ни в коем случае в этом не признавайтесь, и уж тем более ни в коем случае не пишите это в протоколе. На дороге встречается масса ситуаций, когда инспекторы ошибаются или присутствуют какие-либо противоречия. Напишите в протоколе: «Ознакомлен, по существу не согласен». На вопрос инспектора: «С чем именно не согласен?» можно не отвечать.
  4. Если за правонарушение предусмотрено лишение права управления транспортным средством, дело будет рассматривать судья. Во время составления протокола инспектор ДПС попытается вручить вам повестку в суд, в этом случае лучше отказаться от ее получения.
    Во-первых, это незаконно: инспектор не вправе решать вопросы, которые обязан решать суд.
    Во-вторых, в то время, которое указано в этой «повестке», в суд явится еще сотня таких, как вы. Поэтому, стоя в очереди, потеряете много времени.
    В-третьих, помните, что судья при подготовке дела к слушанию в любом случае обязан вас известить о времени и месте рассмотрения административного дела.
  5. Дождитесь извещения непосредственно от судьи о дате и времени рассмотрения административного дела. А пока ждете, не теряйте времени, внимательно изучите пункты Правил дорожного движения, которые вы якобы нарушили, и статьи Кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают за это ответственность.
    Не лишним в этом случае будет еще раз ознакомиться с местностью, где вы двигались: внимательно изучите все знаки, разметку и другие особенности движения на том участке дороги. Если есть ­возможность, сфотографируйте эту местность с разных ракурсов.
  6. Перед тем как отправиться на судебное заседание, предварительно ознакомьтесь с делом. Для этого нужно подъехать в канцелярию суда и попросить дело для ознакомления. Вам обязаны его предоставить и дать возможность спокойно его почитать (ст. 25.1 КоАП РФ).
    Более того, если есть возможность, снимите копии со всех документов, имеющихся в деле (или сфотографируйте их). Это можно и нужно сделать, чтобы иметь возможность спокойно подумать над ними дома, а также для того, чтобы материалы дела в процессе не изменялись.
  7. Не надейтесь на судьбу, тщательно подготовьтесь к судебному заседанию:
    • подготовьте свои письменные объяснения;
    • нарисуйте свою схему движения транспортного средства;
    • если в момент движения в автомобиле находились пассажиры, заручитесь их поддержкой и подготовьте ходатайство о вызове их в суд и допросе в качестве свидетелей;
    • если на месте правонарушения вы запомнили номера автомобилей, которые находились (двигались) в том месте, подготовьте ходатайство об установлении их владельцев и вызове их в суд. В том случае, если судья откажется это сделать, в процессе обжалования решения можно будет смело указывать, что он не предоставил возможность доказать свою невиновность, что является нарушением процессуальных норм Кодекса об административных правонарушениях;
    • если в материалах дела есть неточности или сомнения, укажите судье на это: подготовьте письменное ходатайство об исключении данных материалов из дела (судья, скорее всего, в этом откажет, но еще один «козырь» будет на нашей стороне);
    • если существуют еще какие-либо доказательства (которые подтверждают вашу невиновность), подготовьте ходатайство о приобщении и его к материалам дела. Даже если эти доказательства могут показаться совсем бредовыми, смело заявляйте о них: статья 45 Конституции РФ вам дает такое право.
  8. Все перечисленные письменные ходатайства заявляйте на судебном заседании. Не переживайте, что вам могут в них отказать. Даже если судья не согласится удовлетворить ваши ходатайства, они в любом случае будут приобщены к делу, и впоследствии (при обжаловании постановления) вы сможете на них ссылаться.
  9. Также нелишним будет записать ход судебного заседания на диктофон. Причем это лучше делать открыто: статья 10 Гражданского процессуального кодекса дает вам на это право. При обжаловании постановления в некоторых случаях очень полезно бывает обратиться к аудиозаписи хода заседания.
  10. Морально будьте готовы к тому, что мировой судья, несмотря на все ваши доводы и доказательства, вынесет постановление о привлечении вас к ответственности. К сожалению, большинство мировых судей живет по принципу: «Если инспектор ДПС составил протокол, значит, водитель виноват по определению».
  11. Если все-таки на судью никак не повлиял вес и количество ваших доказательств, не отчаивайтесь. Впереди еще ряд судебных инстанций, которые относятся к Кодексу об административных правонарушениях и Конституции РФ более уважительно. Поэтому смело обращайтесь в вышестоящий суд (федеральный районный суд) с жалобой на неправомерно вынесенное постановление. Жалоба пишется в свободной форме.
  12. Если же и для федерального судьи ваши доводы окажутся неубедительными и он оставит постановление в силе, обращайтесь еще выше (городской суд, областной суд, Верховный Суд). Там, «наверху», находятся очень грамотные люди. Будьте уверены, они рассмотрят вашу жалобу и ваше дело по существу.

И, наконец, еще один важный момент.

Пока вы пишете жалобу и она рассматривается в федеральном суде, постановление (в том числе и о лишении вас права управления ТС) не является вступившим в законную силу. В этот период времени вы имеете полное право ездить на автомобиле (даже если мировой судья лишил вас такого права). И только когда федеральный суд, куда вы обратились с жалобой на постановление, отказал вам в ее удовлетворении, с этого момента постановление по делу вступает в законную силу.

На период рассмотрения вашей жалобы обязательно возите ее с собой в автомобиле. И если очередной инспектор ДПС ГИБДД заявит вам, что вы управляете автомобилем в то время, когда вы лишены водительских прав, покажите ему жалобу с отметкой суда о ее принятии. Этот документ говорит о том, что постановление по делу еще не вступило в законную силу.

Если же вы столкнулись с откровенным произволом сотрудников дорожно-патрульной службы, рекомендация одна – звоните на центральный пульт милиции по телефону «02» (с мобильного телефона – 112). Спокойно и внятно объясните, с чем именно столкнулись, что именно сделал инспектор ДПС, где и как это происходило. Оператор официально примет ваше сообщение и направит его на рассмотрение в соответствующее подразделение. Не пренебрегайте этим правом, так как по каждому такому обращению заводится специальная карточка, которая направляется в орган ГИБДД и должна будет в любом случае отработаться.

Кроме того, очень полезно в этом случае официально обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. И даже если по вашим жалобе и заявлению будет принято решение не в вашу пользу (соответствующие органы не найдут нарушений в действиях инспектора ДПС), будьте уверены, что в следующий раз сотрудник ДПС трижды подумает, прежде чем совершать неправомерные действия или нарушать закон.

Как бы то ни было, старайтесь не нарушать Правила дорожного движения, поскольку доказывание своей невиновности – процесс довольно долгий, нудный и неблагодарный. Особенно в нашей стране, где водитель, который садится за руль, «виноват по определению».

Ну а если столкнулись с незаконными действиями или откровенным произволом сотрудников ДПС, будьте готовы доказывать свою невиновность и идти до конца. Ибо так и только так мы сможем постепенно перейти от варварского общества к цивилизованному правовому государству.

Автор — генеральный директор компании «Современное право» адвокат. Автор в этот момент находился в машине, а впоследствии непосредственно принимал участие во всех разбирательствах.

Siniy163 ›
Blog ›
Как бороться с ДПС за тонировку?!

Народ, я как действующий юрист, предлагаю всем ознакомиться с административным регламентом МВД РФ, ну тем конечно кто из России) и не жалея собственного времени дрючить гаишников по закону.

Бывает гаишник зафиксировал тонировку передних стекол вашей машины на видео или фото и разводит вас на составление протокола.
Не видитесь потому как согласно законам видеозапись можно оспорить довольно легко-свет так падал или снимали под таким углом, что кажется машина тонирована.
Снять номера на основании видео, фото или просто, как многие гайцы говорят «ну видно же что тонированная машина» — это так называемый замер на глаз, НЕЗАКОННО!

Чтобы привлечь вас к ответственности, гаишник должен доказать, что вы что-то нарушили, а чтобы доказать наличие нарушения он должен проделать большую работу по замеру светопропускаемости.
Не поддавайтесь на провакацию и выписанные протоколы без замеров, в протоколах в случае выписания таковых можно написать не согласен в связи с тем, что при производстве замера не были соблюдены правила прповедения замеров, а именно:… Например, стекло для производства замера должно быть чистым, даже замер при наличии пыли на стекле — уже нарушение сотрудником процедуры.
Цитирую Административный регламент МВД РФ и другое законодательство.

Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с ВНИМАТЕЛЬНЫМ И УВАЖИТЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ к гражданам.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник ОБЯЗАН БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

((Когда вас на вы в последний раз гаишник называл?сразу на ты, да еще и хамит говоря: «Ты че самый умный» или что то в этом роде))

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник ДОЛЖЕН представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, ПОСЛЕ ЧЕГО кратко СООБЩИТЬ причину и цель обращения.

((Или иными словами причину и цель вашей остановки. Когда вам в последний раз сразу говорили причину вашей остановки? я вообще не помню ни одного случая, пока сам не спросишь хрен скажут, они порой сами не знают за что вас остановили и придумывают на ходу, что является незаконным))

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, ПО ТРЕБОВАНИЮ участника дорожного движения, ОБЯЗАН предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

((Не стесняйтесь требуйте, может он и не сотрудник вовсе, а скажем стажер!))

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения СОТРУДНИК РАЗЪЯСНЯЕТ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ.

((Это могут использовать водители, которые например не согласны с нарушением, с протоколом и собираются оспаривать действия сотрудников гаи через ОСБ, прокуратуру и суд))

По требованию участника дорожного движения сотрудник ДОЛЖЕН сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.
((Советую знать телефоны своего города, потому как из гайца их палкой не выбьешь, не знает он и всё тут, вам надо — говорит, вы и ищите))

Технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается.
((Это значит, что стоят гайцы на патрульной машине, останавливают вас и начинают докапываться до тонировки, вы им говорите — «Мерейте» они достают прибор и начинают замер. Наличие прибора еще не означает, что этот патруль может производить замеры этим прибором!))
67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю

Замер светпропускаемости стекол производится только при определенной погоде:
• Температура = от 15 до 25 0 С
• Давление = от 86 до 106 кПа
• Относительная влажность воздуха = от 40 до 80 % (ст. ГОСТа – 27902-88)

Замер должен быть произведен в трех точках каждого стекла(п. 4.7. ГОСТа 5727-88)
((замер производится только при условии чистой и сухой поверхности стекла. То есть ни в снег, ни в дождь проводить проверку светопропускаемости не допускается. При этом, проверка может производиться и днем и ночью потому как прибор использует собственный источник освещения. При проверке светопропускания следует убедиться, что источник света прибора не имеет нанесенных на него затемняющих пленок и загрязнений))

После проведения замера в трех точках, из полученных результатов складывается среднеарифметическое число, которое и будет являться светпропускаемостью вашего стекла в процентах.
Протокол должен содержать информацию о приборе которым проводились измерения: тип, марка, номер сертификата, сведения о поверке прибора, а также методику проведения измерения и показания прибора в момент измерения. (ч. 2 ст. 26.8. КоАП РФ)

Есть еще один вариант борьбы:
Сам езжу с затонированными передними боковыми стеклами, проезжая пост опускаю. Плюс лачика в том, что стекла опускаются в дверь полностью и произвести замер светопропускаемости невозможно. В случае, когда проморгал пост и опустил стекла слишком поздно и сатрудник ДПС заметил наличие тонировки, остановил и просит поднять стёкла, я отказываюсь.
Гишник может начать брать на испуг чем-нибудь типа: «вы отказываетесь выполнить законное требование полиции?! Да я сейчас приглашу понятых и они всё это засвидетельствуют!». Вариантов его речей много, но суть обычно такая. Выслушав его, говорите ключевую фразу: «нет такого закона по которому я обязан поднять стекла. Это моё личное право. Требуя поднять стёкла, Вы ограничиваете мою свободу, т.е. нарушаете Конституцию РФ. И для Вас это может привести к штрафу в 20 тысяч рублей (норма КоАП, согласно которой сотрудник превышает свои должностные полномочия и может быть привлечен к ответственности за это в виде штрафа в 20 тысяч рублей), если я буду жаловаться и судиться с Вами». В 99% случаев мент отступает потому, что не прав.Главное не попадитесь на разводку ментов: «Раз не поднимаете стёкла, значит стеклоподъёмники неисправны и за это штраф 100р». Это действительно так, поэтому Вы просто говорите: «Нет, всё исправно (можно показать талон ТО если он есть), просто я НЕ ХОЧУ поднимать стёкла и это моё законное право». Да и вообще, как бы мент не пыжился и чего не придумывал, просто попросите его показать закон, в котором чётко написано, что по требованию кого-либо Вы обязаны поднять стёкла на своём автомобиле. Такого не было, нет и, скорее всего, никогда не будет, т.к. это прямо нарушает личные права и свободы гражданина, которые являются высшей ценностью государства.

Еще случаи по поводу снятия номеров, некоторые сторонники тонировки, не желая растонироваться прикрепили номера таким образом, что снять номер можно только оказавшись под машиной с внутренней стороны бампера. Сотрудник ДПС не имеет права вырывать вам номер из бампера, т.к. в этом случае его действия подподают под порчу имущества и с него потом можно трясти оплату ремонта вашего бампера.
И вообще советую узнать телефоны дежурных частей города, телефоны доверия и самый нужный телефон это Отдела собственной безопасности МВД и в случае борзения гайцов не задумываясь звонить по этим номерам, ОООООЧЕНЬ действенная штука, проверил лично)
Да и вообще советую не жалеть времени и дрючить их по законодательству, согласно которому штрафануть вас за тонировку довольно не просто)
Желаю всем удачи на дорогах)

P.S. ну а если вы дико ненавидите гайцов, как я, можно в протоколе в объяснении написать «С протоколом не согласен в связи с тем, что сотрудник ГАИ понуждал меня к действиям сексуального характера и по причине моего отказа решил привлечь меня к административной ответственности» ОООООчень действенная вещь)пусть потом докажет обратное, проверено)

>ГИБДД

Расшифровка популярных аббревиатур подразделений ГИБДД

ГИБДД — каждому автомобилисту России знакома эта аббревиатура. На нашем сайте Vodi.su тоже есть целый раздел, посвященный ГИБДД, в нем мы рассказываем о штрафах, о правилах регистрации транспортных средств, о получении прав и обучении в автошколе, и о многих других проблемах, волнующих всех без исключения водителей.

Аббревиатура эта расшифровывается очень просто: Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Это одно из подразделений МВД, в круг функций которого входят:

  • обеспечение порядка на дорогах;
  • контроль за соблюдением всеми участниками движения правил дорожного движения (ключевое слово — «всеми участниками», в том числе и пешеходами);
  • надзорные и разрешительные функции — допуск транспортных средств к эксплуатации, проведение регистрации или перерегистрации, выдача и замена номерных знаков, проверка знаний кандидатов в водители (экзамены в ГИБДД) и т. д.

Структура ГИБДД

Главным контролирующим органом ГИБДД является ГУ ОБДД — госуправление обеспечения безопасности дорожного движения. В каждом отдельно взятом регионе страны имеются региональные отделения ГИБДД, на которые возложено выполнение всех контролирующих и разрешительных функций.

Кроме того, в структуру Госавтоинспекции входит и целый ряд управлений и подразделений. Перечислим основные из них.

ДПС — дорожно-патрульная служба. Данное структурное подразделение занимается обеспечением безопасности на дорогах России, пресечением различных правонарушений. В случае каких-либо угроз или экстренных ситуаций ДПС занимается поиском нарушителей, задержанием и проверкой транспортных средств. То есть это военизированная часть ГИБДД, представители которой даже имеют право открывать огонь на поражение (согласно 185 закону МВД).

МРЭО — межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел. МРЭО есть в каждом городе, а в больших городах типа Москвы такие отделы имеются в каждом округе — МРЭО ВАО, МРЭО ЦАО и так далее.

Чем занимаются МРЭО:

  • проведение экзаменов, выдача ВУ;
  • водительские медкомиссии;
  • все вопросы, связанные с регистрацией, учетом ТС — выдача/замена номерных знаков, удостоверений, СТС, ПТС;
  • утилизация ТС.

ДИиОД — служба дорожной инспекции и организации движения. Данное подразделение контролирует соблюдение правил в сфере стандартов и технических норм (ремонт и эксплуатация дорог, ж/д переездов, дорожных сооружений). Также в этой службе согласовывают маршруты пассажирского транспорта, определяют маршруты для перевозки негабарита или опасных грузов.

Служба техосмотра и регистрации — межрайонные отделы гостехосмотра и регистрации ТС.

Есть и другие подразделения, занимающиеся розыском автомобилей, обеспечением безопасности на скоростных магистралях и так далее.

ГИБДД или ГАИ — как правильно?

Часто можно услышать, что ГИБДД по старинке называют ГАИ — правильно ли это?

Отвечаем — правильно. ГАИ — сокращение от «Госавтоинспекция». За 70 с чем-то лет все привыкли к этой аббревиатуре. В 1998 году вышел указ про переименование ГАИ в ГИБДД, потому что такое название точнее передавало суть деятельности инспекции (безопасность).

Однако, в 2002 году вышел новый указ, по которому названия ГАИ и ГИБДД признавались равнозначными — даже на официальном сайте ГИБДД так и написано: «Госавтоинспекция МВД России».

Переименование — любимое занятие наших деятелей. Хорошо хоть, что после переименования милиции в полицию не были утверждены новые названия ГИБДД и инспекторов:

  • Полицейская Дорожно-Регулировочная Служба;
  • Полицейский Инспектор Дорожного Регулирования.

Были и другие интересные аббревиатуры, но в правительстве посчитали, что ГАИ и ГИБДД звучат милозвучнее.

Нововведения в законодательстве 2017 года

Наиболее важные нововведения, принятые в 2017 году, упоминаются в приказе №664:

  • Работники ГИБДД теперь могут снимать нарушения на камеру там, где находятся временные знаки. Если знак не был убран в установленное время, то нарушители в зоне «просроченного» знака не будут оштрафованы.
  • Сотрудник ДПС отныне не имеет право препятствовать водителю производить фото- или видеосъёмку.

СПРАВКА. Сотрудник может попросить прекратить снимать его, ссылаясь на 24 статью Конституции РФ, запрещающую сбор данных о частном лице без его согласия. В этом случае можно напомнить, что сотрудник ГИБДД при исполнении не является частным лицом.

  • У автоинспектора больше нет права на месте остановки автомобиля лишать водителя прав и снимать регистрационные номера.
  • Теперь водитель обязан передавать документы для проверки без цепочек и скрепок. Если ранее это не возбранялось, теперь инспектор может вернуть документы, попросив предъявить их «в чистом виде».
  • Сотрудник ДПС не может снимать ксеноновые фары, но в праве выписать штраф на сумму от 500 до 5000 рублей, а также дать старт судебному делу по лишению водительских прав.
  • Теперь в ГИБДД нельзя получить справку о дорожно-транспортном происшествии. Это справки, которые требуются страховой компании как подтверждение факта ДТП. Сотрудник правоохранительных органов на дороге выдаст протокол о штрафе или протокол об отказе или возбуждении административного дела.

В каких случаях нужно останавливаться водителям?

В приказе Министерства внутренних дел №664 изложены основаниях, на которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать транспортное средство. Сюда входят:

  • в автомобиле находятся лица, причастные к совершению преступлений или ДТП;
  • машина разыскивается;
  • необходимость провести опрос находящихся в машине как свидетелей преступления или ДТП;
  • потребность в понятых, которыми могут стать пассажиры автомобиля;
  • потребность использовать автомобиль сотрудниками правоохранительных органов;
  • проверка документов;
  • проведение мероприятий, цель которых — устанавливать личность водителей и проверять грузы;
  • водитель нарушает ПДД.

Другие основания для остановки считаются недопустимыми и являются нарушением служебной дисциплины сотрудников Госавтоинспекции.

Обязанности сотрудника ДПС после остановки автомобиля

Закон гласит, что грубость по отношению к водителю — серьёзное нарушение. После остановки машины инспектор должен общаться вежливо.

Во время обращения к водителю полицейский должен отдать честь, сказать своё имя и звание, после чего назвать причину остановки.

Если к сотруднику обратился сам водитель или пешеход, инспектор также обязан представиться, после чего оказать помощь по возникшим вопросам.

Нагрудный значок работника должен находиться в зоне видимости для водителя. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения претензий к сотруднику, назвать номер знака. Своё удостоверение инспектор должен показать водителю, но не давать его в руки. У сотрудника ДПС нет права ставить любые отметки в документах водителя. Если каким-то образом в документах обнаружатся деньги, водитель должен забрать их сам.

Говоря о том, кто останавливает автомобили, нужно учитывать сам транспорт. Регулировщики могут останавливать легковые авто, в то время как грузовой транспорт останавливается в специальных отмеченных местах.

Также не возбраняется применение сигнального свистка инспектором, чтобы привлечь дополнительное внимание автомобилиста.
Езда без документов, что грозит водителю за данное правонарушение можно узнать прочитав .

Права стажёра инспектора ДПС

В соответствии с приказом Министерства внутренних дел №942, стажёр не имеет права производить следственные действия, регулировать дорожное движение, оформлять документы и составлять протоколы, а также быть ознакомленным с документами, в которых содержится тайна государственного уровня.

У стажёров есть право останавливать автомобили и проверять документы. Его действия опираются на Конституцию Российской Федерации, закон «О полиции» и другие акты, регулирующие деятельность сотрудников правоохранительных органов.

Что имеет право проверять инспектор?

Первое, что проверяет инспектор ДПС — аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Они нужны, чтобы правильно эксплуатировать транспортное средство. Стоит отметить, что отсутствие данных атрибутов — не всегда нарушение. Вероятно, водитель мог помочь другому водителю потушить автомобиль, а теперь едет, чтобы приобрести новый. Тем не менее, инспектор составит протокол, в которой нужно вложить записку, объясняющую отсутствие вышеупомянутых предметов.

Что касается техосмотра, то инспектор имеет право проверять его только у транспорта такси, общественного или перевозящего опасный груз транспорта, на личные автомобили это правило не распространяется.

СПРАВКА. С 2017 года процедура технического осмотра записывается на камеру.

Страховка — обязательный документ наряду с правами и документами на автомобиль, поэтому у инспектора есть право проверить её. Обычно она нужна после аварии.

Многие водители любят тонировать стёкла, поэтому у сотрудников ГИБДД есть право измерить степень тонировки. Производить замер можно исключительно при наличии специальных приборов, указанных в ГОСТе.

Как оспорить неправомерные действия сотрудника ДПС?

Чтобы обжаловать неправомерные действия сотрудника, можно обратиться в следующие инстанции:

  • Управление Госавтоинспекции. Нужно написать заявление на сотрудника, действия которого водитель счёл неправомерными, после чего передать заявление начальству. Жалобу можно отдать лично в руки или отправить по почте.
  • Суд. Можно обратиться в суд, если разрешить конфликт до судебного разбирательства не удалось.

Полезное видео

Ознакомиться с новым регламентом ГИБДД 2017 можно здесь:

Водители должны осознавать, что инспектор ДПС выполняет свои обязанности, поэтому не стоит паниковать. Автолюбители защищены законодательно, поэтому важно знать права и обязанности сотрудников ДПС, чтобы пресечь возможные неправомерные действия.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

— принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;

— передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;

— информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— участвовать в пропаганде правовых знаний;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

— запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;

— в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;

— обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

— доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;

— направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;

— осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.

Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

— выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;

— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;

— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;

— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.