Чайка газ 13

«Чайка» — рожденная быть лучшей (31 фото)

В 1959 году на свет появилась «Чайка» — наследница знаменитого ГАЗ-12 ЗиМ. Автомобиль, созданный словно в другой, параллельной реальности, ярко выбивался из однообразного транспортного потока тех лет, состоявшего из Волг и Москвичей. Автомобиль заставлял сворачивать головы, словно длинноногая красотка, а если где-то останавливался — тут же привлекал внимание десятков зевак. Привлекал, потому что не мог не привлечь. Ведь не случайно «Чайку» называют самой красивой машиной Советского Союза….

Решение о создании «Чайки» назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что ЗиМ, стартовавший в производстве сразу после войны — уже безнадежно устарел. Тяжелый, высокий автомобиль на фоне своих стремительных и приземистых американских собратьев смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать ЗиМ — так появился автомобиль ГАЗ-12В «Чайка». Несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, ЗиМ не убавил в весе и не стал современнее — возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и «крестным отцом» ЗиЛа-111 и, что объясняет схожесть двух моделей.
Попытка осовременить ЗиМ. ГАЗ-12В, 1955 г.

Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам «Чайка» и «Стрела», однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием «Москва» являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего «стоодиннадцатого» ЗиЛа
Проект автомобиля ЗиЛ «Москва».

В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей Паккард и Империал. В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (безпартийный советский житель мог «не выдержать» культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть — на ЗИЛ для всестороннего исследования. Так или иначе, Паккарды попадают на Горьковский Завод.
Packard Caribbean

Packard Patrician

Именно Паккарду «Чайки» обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля — буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккарда, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у «изучаемых» образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем.

Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки. Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты превратятся в «двадцать-четвертую» Волгу.

Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий
спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев — прим. автора):
— А почему автомобиль назвали «Чайка»?
на что Лебедев ответил:
— Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор
выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.
Однако, в официальной Автоэкспортовской брошюре опубликовали более красивую версию: «Горьковчане — жители города,
стоящего на Волге, — часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, И когда встал
вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей
имя «Чайка».»
Первые опытные образцы автомобиля несколько отличались от последующих. В частности, на фотографиях заметен необычный
стилистический элемент — накапотная фигурка чайки. На серийные автомобилях от неё отказались, видимо, из соображений
безопасности для пешеходов, как это было со второй серией «двадцать-первой Волги».
Опытный «ГАЗ-13». Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные указатели поворотов, отсутствие «противотуманок» под основными фарами.

Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра

В 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным или бежевый с салатовым)
По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную продажу до развала СССР.1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным признанием достижений советской конструкторской школы.
Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110, Москвич-402.
После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон «Машиностроение» на ВДНХ,В 1959 году уже другой экземпляр в качестве «нашего ответа Чемберлену» экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21 «Волга». Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке в Москве.
Американцы изучают «Чайку».
«Чайка» в качестве «шоу-стоппера» на одной из европейских выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико) Судя по всему, на фото именно Женева.
В 1959 году Чайка выходит на «серийное производство». Машина считается автомобилем первого класса, высшего в то время — ЗИЛ -111. До сих пор точно не известно количество выпущенных Чаек. Называется цифра от 1000 до 3000 экземпляров. Связано такое расхождение с любопытным способом капремонта, имевшем место на заводе. На старое шасси устанавливали абсолютно новый, с иголочки, кузов и снова запускали «в плаванье». Зачастую, в ходе такого ремонта от старого автомобиля оставались лишь мосты, однако по документам она проходила «отремонтированной»…
Завораживающая картина…
Не трудно представить, что сразу после официального представления населению, в высших эшелонах власти за «Чайку» разразилась настоящая война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным номенклатурным и «общественным» автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт «обиженных» чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе «Ослобык». Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.
«Ослобык»
Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ
Как уже отмечалось выше, «Чайка» со своими скромными объемами производства и распределительной системой никогда не попадала на розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать на ГАЗ-13 деньги — машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50 рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему «Трансагенства». «Волга» при этом стоила 25 рублей. Так что сдача лимузинов в аренду — изобретение сорокалетней давности.
«Двойняшки» «чайка» и ЗиЛ возле ЗАГСа.
Помимо ЗАГСов, «Чайки» обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. автомобиль даже имелся в распоряжении Спасо-Хаус в Москве (посольство США)
Софи Лорен на Васильевском спуске. Позади автомобиля — мечты стандартный автопарк «обычных» граждан — Москвичи.
В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георигию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль, Терешковой, кстати, был единственной машиной, окрашенной в белый цвет. Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными. Сказать что либо про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что «Чайки» принадлежали нашим именитым соотечественникам — неверно. «Чайки» просто были прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12 (позже Первый Автокомбинат). Автомобиль же Жукова являлся, по сути, заменой устаревшему ЗиСа-110. Поэтому в привычном нам понимании, «Чайка» никогда ни кому ни принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны запретить продажу машины, называются разными. Коллекционер Дмитрий Долматовский, в частности, считает, что это было банальным разделением на «начальников» и «дураков». Есть и другое объяснение: розничная цена «Чайки» составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500 рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом «социальном равенстве», руководство решило машину в розницу вообще не пускать. Впрочем, реальную цену, «Чайка» все-так обрела. В зависимости от целостности экземпляра, называются суммы от 15 до 60 тысяч долларов. Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных «Чаек» была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки, зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом ГАЗ-13А выпускался в исчезающе-малых объемах. Ещё одной модификацией был ГАЗ-13Б — фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых гостей.

Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой помощи на базе «Чаек». Они были лишены цветографических схем и мигалок, однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки и отличались друг от друга внешне.
На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили: задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла качественно снимать «дорожные» сцены.
Впрочем, сама «Чайка» тоже побывала актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме по тематике Холодной Войны «Огненный лис» с Клинтом Иствудом, Чайка играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт, что на Чайке за главным героем осуществляется «скрытое наблюдение». Надо быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить, как выглядела бы такая «слежка» в СССР начала восьмидесятых, наводненном Жигулями и «двадцать-четвертыми» Волгами.
Кадр из фильма «Огненный Лис», 1982 год.
Побывала «Чайка» и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится. В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач…
Кадр из передачи Top Gear
В 1961 году предпринимается попытка модернизировать «Чайку»: она получает новый передок, сдвоенные по моде тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла. Существуют версия, что тем самым завод «наказали» за попытку соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более высокого «номенклатурного» класса. Чайка так и осталась неизменной внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил осовремененную мордочку, задние фонари, литеру «Г» в названии и выпускался до 1966 года.
Проект модернизации «Чайки» ГАЗ-13.
Разумеется, с таким примечательным автомобилем связано множество интересных историй. Вот лишь некоторые из них.
Вопреки, регламенту, Начальник пожарной охраны Москвы обладал собственной «Чайкой» и во время крупных пожаров его
ярко-красный автомобиль, снабженный спецсвязью, можно было заметить поблизости от места происшествия. Более того,
существовали даже железнодорожные дрезины на базе отслуживших свое машин.
В коллекции автомобильного музея Дмитрия Долматовского находится уникальная , последняя из выпущенных «Чаек». По
легенде, она была подарена патриарху Пимену после известия о том, что он пересел на японский автомобиль Ниссан
Президент (взамен устаревшего ЗиС-110). Возмущенный Брежнев отдал приказ немедленно собрать экземпляр для патриарха.
Однако, на этом приключения автомобиля не закончились. В конце семидесятых Москву посетил знаменитый Пьер Карден,
пожелавший увидеться с Пименом. Личная «Чайка» Патриарха Кардену очень понравилась и через несколько месяцев в адрес
Патриархии пришла посылка с запиской и выкройками. Кадрен рассудил, что не чета такому представительскому автомобилю
иметь такой «бедный» салон и выслал драп цвета крем-брюле…
В 1977 году на смену именитому автомобилю приходит наследница — ГАЗ-14. Несмотря на современную конструкцию, ещё
больший комфорт для пассажиров и техническую новизну, этой машине не суждено было занять место предшественницы в
сердцах людей. Строгий, безликий «кирпичный» образ, являющийся симбиозом американских дредноутов и Мерседеса, сильно
диссонировал с летящим, воздушным и роскошным стайлингом предыдущей машины.
Вступая в противоречие с «суеверной» цифрой в собственном названии, Чайка прожила долгую и счастливую «конвейерную»
жизнь. Обслуживая сильных мира сего, украшая собой многочисленные фестивали, выставки , а порой и незабываемые
свадебные мгновения в жизни соотечественников, «Чайка», покачиваясь на плавной подвеске, переехала в двадцать-первый
век, где стала уже по-настоящему раритетным и любимым автомобилем. ГАЗ-13 был сто-процентным отражением эпохи
избыточных размеров, автомобильной роскоши, хрома и аэро-стиля. К ушедшим временам едва ли стоит относиться с
сожалением, однако, глядя на вытянутые хвостовые «плавники» Чайки становится как-то особенно обидно, что таких
Автомобилей с большой буквы наша страна больше не выпускает…
Выставка автомобильных раритетов в Одессе.

Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка

Кстати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием Москвич-400, в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

Немудрено, что и довоенные ЗИСы, и более поздний ЗИМ недвусмысленно походили на продукцию заокеанского автопрома как внешним обликом, так и конструкцией.

1 / 2 2 / 2

Однако к середине пятидесятых годов этот крупный и весьма представительный седан откровенно устарел. Ведь американская мода была очень быстротечной – в битве за пресыщенного покупателя конструкторы, художники и технологи различных производителей устроили настоящую «гонку вооружений», выпуская все новые и новые модели ежегодно.

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

1 / 3 2 / 3 3 / 3

Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины… Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

Конструкция Чайки по меркам тех лет была весьма прогрессивной

Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

Предсерийный прототип отличался «игривой» цветовой гаммой

Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

1 / 2 2 / 2

Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

ГАЗ-13 на выставке

Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!

ГАЗ-13

Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.

Интерьер ГАЗ-13 за всё время выпуска изменялся весьма незначительно

Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.

На фоне Волги Чайка смотрелась солидно и внушительно

К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.

На «приставных стульчиках» сидели сопровождающие лица 1 / 2 2 / 2

Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.

Packard Patrician, ставший прообразом ГАЗ-13 1 / 6 2 / 6 3 / 6 4 / 6 5 / 6 6 / 6 Панель приборов Caribbean с кнопочным селектором автомата: очень, очень похоже на Чайку. Точнее, наоборот. 1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7

Вариации и закат

Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.

1 / 3 2 / 3 3 / 3 1 / 2 2 / 2 1 / 3 2 / 3 3 / 3

А вот серьезным модернизациям ГАЗ-13 так и не подвергался – несмотря на попытку уже в 1961 году выпустить более современную версию автомобиля с иным решением передней части в стиле более современных «американцев», вплоть до 1981 года Чайка так и выпускалась в неизменном виде.

«Новое лицо» с четырьмя круглыми фарами на ГАЗ-13 так и не прижилось

Уже после заката «партийной карьеры» ГАЗ-13 у советских граждан появилась возможность посмотреть на мир сквозь стёкла Чайки со стороны салона: списанные из ГОНов автомобили эксплуатировались ЗАГСами в качестве свадебных лимузинов и пользовались стабильным спросом у молодоженов.

1 / 2 2 / 2

С 1977 года прежняя Чайка выпускалась параллельно с ГАЗ-14 – следующим поколением представительского лимузина из Горького. При этом с выходом «четырнадцатой» прежняя модель заняла более низкую позицию в негласной табели о рангах, хотя по-прежнему эта машина являлась средством передвижения для высокопоставленных чиновников. В частные руки, разумеется, Чайки не попадали в принципе, не считая редких исключений вроде писателя Михаила Шолохова или первой покорительницы космоса Валентины Терешковой.

Собственной персоной: Леонид Брежнев возле ГАЗ-13 Кортеж генсека: ЗИЛ-фаэтон в окружении десятков Чаек

Ежегодно на ГАЗе собирали примерно полторы сотни Чаек ГАЗ-13, а всего за двадцать с небольшим лет удалось выпустить чуть больше трёх тысяч экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы, и их стоимость сами хозяева измеряют десятками тысяч долларов.

1 / 7 2 / 7 3 / 7 4 / 7 5 / 7 6 / 7 7 / 7

В начале восьмидесятых годов устаревшая модель была полностью вытеснена более современным ГАЗ-14, заслуживающим отдельного рассказа. Ну а часть менее важных пассажиров пересела с отслуживших своё Чаек на новую «персоналку» модели ГАЗ-3102, о которой мы также рассказывали не так давно. Наконец, в СССР существовала и та «каста неприкасаемых», которая и вовсе ездила на московских лимузинах, выпущенных на заводе ЗИЛ. О них тоже поговорим как-нибудь в следующий раз.

ВАЗ-2113

ВАЗ

бензиновый

1499 см3

56,4 кВт (77 л,с,) кВт , при 5400 об/мин

115,7 Н·м, при 2800-3200 об/мин

рядный, 4-цилиндр.

Евро2

82 мм

71 мм

9,8

распределённый впрыск топлива с электронным управлением

бензин «Премиум-95»

ВАЗ

бензиновый

1596 см3

59,5 кВт (81,6 л,с,) кВт , при 5200 об/мин

125 Н·м, при 3000 об/мин

рядный, 4-цилиндр.

82 мм

75,6 мм

9,6

распределённый впрыск топлива с электронным управлением

бензин «Премиум-95»

LADA Samara
Общие данные
Производитель АвтоВАЗ
Годы производства 2004—2013
Сборка АвтоВАЗ (Тольятти, Россия)
Класс B-сегмент
Иные обозначения «тринашка»
Дизайн
Тип кузова 3‑дв. хетчбэк (5‑мест.)
Платформа ВАЗ-2108
Компоновка переднемоторная, переднеприводная
Двигатель
ВАЗ-2111 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Расход топлива при смешанном цикле Расход топлива при городском цикле Расход топлива на трассе Экологические нормы Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Рекомендованное топливо ВАЗ-21114 Производитель Тип Объём Максимальная мощность Максимальный крутящий момент Конфигурация Цилиндров Клапанов Расход топлива при смешанном цикле Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Рекомендованное топливо
Трансмиссия
5 ступ МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 4122 мм
Ширина 1650 мм
Высота 1402 мм
Клиренс 170 мм
Колёсная база 2460 мм
Колея задняя 1370 мм
Колея передняя 1400 мм
Масса

снаряженная масса — 1050 кг

полная масса — 1400 кг

Динамические характеристики
Разгон до 100 км/ч 13,2 с
Максимальная скорость 160 км/ч
На рынке
Связанные ВАЗ-2108
ВАЗ-2114
ВАЗ-2115
Похожие модели ВАЗ-2108
Сегмент B-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность 425 кг
Расход топлива 7.6 л/100 км
Объём бака 43 литра
← ВАЗ-2108 LADA Granta →
Медиафайлы на Викискладе

ВАЗ-2113 (LADA Samara) — трёхдверный хэтчбэк, рестайлинговая версия «восьмёрки». «Тринадцатая модель», как и в случае с пятидверным хэтчбеком ВАЗ-2114, выпускалась с неизменённой задней частью кузова от базовой модели ВАЗ-2108. Исключением служат бампер и спойлер от ВАЗ-2114. Интерьер, помимо формованного потолка и внутренних панелей дверей, аналогичных автомобилю ВАЗ-2108, и панель приборов в основном заимствованы у ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114, но были и свои оригинальные решения.

Автомобиль оснащался 1,5-литровым инжекторным силовым агрегатом, соответствующим нормам Евро-2. С 2007 выпускался с двигателем 1,6 л., соответствующим нормам Евро-3. С 2011 года с двигателем 1,6 11183 (Lada Kalina) с электронной педалью акселератора (Евро-4). В марте 2010 года в мелкосерийное производство поступили модификации с 16-клапанными моторами — ВАЗ-21124 (90 л. с.), который применялся на автомобилях LADA 110, и — на седане и трёхдверном хетчбэке — ВАЗ-21126 (98 л. с.), устанавливающимся на LADA Priora.

Производство этой модели прекращено в июне 2013 года. С учетом сборочных комплектов изготовлено 73 039 автомобилей. Трёхдверный хэтчбек, рестайлинговая версия «восьмёрки» ВАЗ-2108. Линия трёхдверок изначально планировалась к снятию с производства ввиду относительно небольшого спроса на ВАЗ-2108. Однако позднее было решено сохранить трёхдверную версию, хотя и с ограниченными объёмами выпуска. Производство было остановлено в 2013 году.

> См. также

  • LADA Samara

Примечания

  • Жигули («Классика»)
  • LADA Samara
  • LADA 110
  • LADA Kalina
  • LADA Priora
  • Ока

Автомобили АВТОВАЗа
Текущие cемейства Совместные автомобили
Старые семейства Снятые с производства

  • LADA Tarzan
  • LADA Revolution
  • ВАЗ-2120
  • ВАЗ-Э2121
  • ВАЗ-2122
  • ВАЗ-1120
  • ВАЗ-Э1101

Прочие автомобили
Электромобили Концепт-кары Опытные и мелкосерийные образцы

Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Машины ›
Лада ›
2113 ›
Лада 2113 Тринадцатая лада 16v

Немного про мою самую любимую машину!

СНАРУЖИ СТОК-ВНУТРИ СПОРТ!

Куплена была в 2012 году осенью. Была «в стоке»… Автомобиль всячески дорабатывался, как внешне так и внутри, в 2014г я заболел доработкой двс. Был собран 8кл двигатель с доработанной гбц и валом 11.4 нуждин, ресом стингер и выхлопом, и понеслось… На данный момент все что стоит в машине указано ниже

«спек лист»
———————————————————————————————-
Make up
►Капот пластиковый
►передние крылья пластиковые
►хлопушка пластиковая
►замки капота pro-sport врезные с личиной (карбон)
►замки багажника pro-sport (синенькие)
►убраны шильдики с боковушек между задними боковыми и передними боковыми стеклами, боковушки красились в «млечный путь»)
►зеркала сток тоже крашеные в «млечный путь»
►тонированные стекла
►узкий молдинг, переделанный от 14 последних выпусков)
———————————————————————————————-
Новый силовой агрегат начало постройки 2015г

Силовой агрегат 1.8 16 valve :точный обьем 1773сс
расч .сж(x/1)-10.607
RS-1.663

Двигатель геометрия 80*133*84:
► блок 11193(высота 197.1), врезаны маслофорсунки расточка под 84мм с хонинговкой, зазор между поршнем и цилиндром-0.06мм, болты гбц 12мм
►коленвал Стольников 80мм ход, косое сверление
►шатуны Стольников 133н (кованные) «развешаны» и доработаны под сти поршень
►поршни сти 218.55
►кольца kolbentschmidt 1.5*1.5*2
►новый масляный насос с приемником
►поддон противоотливной
►маховик 2108 под 10 сцепление 4.7кг
►корзина сцепления Sachs 2110
►диск сцепления металлокерамика «турбо-тема» 2110 4х лепестковый с демпфером
► спорт опоры двигателя

ГБЦ 126 16v (доработке подверглось все в ней!)
►Седла, направляющие, колодцы доработаны
►Пиленные каналы впуск 38. выпуск 34
►Облегченные клапана
►Р/В ОКБ Двигатель 52/52 (10.1 подъем, фаза 283) перекрытия 2.4-2.1
►разрезные шестерни

Электрика:
►ЭБУ-Январь 5.1-41, ДАД+ДТВ, отсечко 8000, онлайн настройка Полькин Андрей (г.Владимир)
►моторная коса- от инжекторной 8 на я5.1 8кл переделанная в 16в

КПП:
►ряд №18
►дифер с винтовой блокировкой преднатяг 7кг
►гп 4.3
►механизм выборки усиленный
►калино карданчик
►кх кулиса модена. с подшипником, так же доработаная
►привода на ШРУСах Pilenga (и наружние и внутренние, внутренние трипоидные)

Подача топлива и впуск:
►Рессивер 128 доработан (рога соосны с каналами гбц и хайло под дроссель)
►Дроссельная заслонка 56мм
►форсунки 360сс от сааб
►воздушный фильтр Ford Focus 2
►выносной бензонасос кронер, вся магистраль «сборная»

Выхлоп:
► паук 4-2-1 2108 16в выход на 60й трубе
► резонатор на 60й трубе
► гиб 60я труба
► банка sport mufler, звук о»уенный!
———————————————————————————————-
Ходовая
► передние стойки PLAZA SPORT -50,
► задние стойки SS-20 занижение -50
►пружины перед ТЕХНОРЕССОР -50
►пружины зад ТЕХНОРЕССОР -50
►опорные подшипники ЭВАЛЕКС на пластинах сс20, шпильки тоже от сс20 опор
►подрамник «turbo-tema» с алюминиевой защитой
►треугольные рычаги s1 синенькие)
►телик усилен снизу пластиной
►стабилизатор поперечной устойчивости 2110, стойки стабилизатора сс 20, втулки стабилизатора полиуретан
►растяжка верхняя передних стоек(регулируемая) с доп опорой двигателя
►сварен «крест» на задних стаканах
►стабилизатор задней балки
►отрицательный развал задних колес -1.5 градус S1
►передние ступицы переделаны на шпильки
►задние ступицы переделаны на шпильки
———————————————————————————————-
Система охлаждения двигателя
►радиатор 2108
►помпа сток 16в(без прокладки на рейнц!)
►Нива вентиляторы
———————————————————————————————-
Тормоза
►ВУТ и ГТЦ приора
►перед 14″ вентилируемые
►зад 13″ (передние 2108)
►гидроручник
►вся магистраль «кастом», полностью вся медная
———————————————————————————————-
Колеса
Лето
►диски ВСМПО солярис р15
►резина KUMHO 195*50*15″
►проставки 15мм
———————————————————————————————-
Музыка
►Слушаю работу двигателя. музыка это лишний вес, а мы боремся с лишним весом!
———————————————————————————————-
INSIDE
►европанель(переделанный сток)
►тахометр со вспышкой выносной
►Гидроручник CREATECH, регулятор «хенд мейд»
►акб переехал в багажник
►болтовой раллийный каркас, сваренный на заказ
►Руль PRO-SPORT
►бортовой компьютер gamma ferrum 215T, очень хорош, когда запускаю машину и смотрю на него, сразу вспоминаю детство и карманную приставку «волк ловит яйца»
►электрические стекло-подъемники
►панель зажигания
►ковши стингер оба, крепления с проф трубы, родные крепления седушек убраны
►ремни пять точек таката(водительский) и турботема(пассажирский)
►площадки под ноги(декор) из алюминиевого листа (ХЭНД МЕЙД)
►два коврика, себе и пассажиру под ноги)
———————————————————————————————-
***************************************************************************

В панах на данный момент:

►поиск колес под лед