Автомобиль газ 13

Содержание

ГАЗ-13 «Чайка» является автомобилем бизнес-класса, выпускался небольшой серией на заводе в Горьком. За весь период выпуска, с 1959 по 1978 год, было выпущено всего около 3179 автомобилей. Для своего времени «Чайка» смогла собрать в себе самые положительные качества российского автопрома:

Внешний вид автомобиля Чайка газ 13

  • Надежность;
  • Плавность хода;
  • Шикарный внешний вид;
  • Большой набор модификаций.

ГАЗ-13 «Чайка» является самым презентабельным автомобилем того времени, такого результата удалось достичь во многом благодаря тому, что над автомобилем трудились лучшие дизайнеры, инженеры и конструкторы России, которым удалось дать лучшую техническую составляющую автомобилю: В. С. Соловьев, Б. Б. Лебедев, П. Э. Сыркин и многие другие. Название было придумано быстро: автомобилем бизнес-класса в то время была «Волга», но конструкторы поставили цель создание автомобиля, который был бы выше в классе, а что может быть выше реки Волги? — конечно, чайка.

Конечный облик привычного нам ГАЗ-13 сложился за много лет. До нашего времени сохранилось большое количество эскизов, на которых дизайн был совершенно другим. Например, не было привычным воспринимать характерные ГАЗ-13 козырьки над фарами.

Было изготовлено большое количество макетов, на которых можно увидеть, что изначально перед ГАЗ-13 «Чайка» был схож с ЗиЛ-111, но имел более округлую пластику кузова. В далеком 1956 году скульпторами и создателями макетов было разработано как минимум два полномасштабных автомобиля, дизайн которых был далеко не похож на привычный ГАЗ-13.

В 1957 году была выпущена небольшая партия автомобилей, которые отличались внешне, а также по техническим характеристикам от «Чайки». Изначально было изготовлено два образца, объем двигателя каждого из них был равен 4,9 литра.

Среди этих двух автомобилей отобрали один и начали небольшое производство для его испытания. Всего изготовили порядка девяти автомобилей. Они имели двуцветную окраску, в различном сочетании цветов.
В пробеге автомобили проехали порядка 21 тысячи километров.

Вариант дизайна Чайки газ 13

Путь пролегал через территорию России, Украины и Кавказа. Автомобиль имел золотистую решетку радиатора и стилизованную чайку, установленную на капоте. Один из автомобилей отправился на выставку в 1958 году в Брюссель. Внешне он никак не был изменен, имел также чайку на капоте и надпись «Чайка». Автомобиль выпускался бирюзовой и белой расцветок.

Окончательно определились с дизайном и выпустили первую машину с конвейера в 1959 году. Первые ГАЗ-13 отличались от следующих моделей некоторыми мелочами. Например, присутствовала все та же двуцветная окраска, надпись «Чайка» на задней части находилась в другом месте, а также панель приборов была стилизована немного иначе.

Двухцветная чайка выпущенная в 1959 году

В 1961 году с контейнера сошел первый автомобиль семейства ГАЗ-13, с откидным верхом. В своей дизайнерской составляющей он не имел боковых стекол, а имел небольшие окантовки, которые и удерживали крышу. Она имели электрогидравлический привод, который позволял поднимать и опускать ее без участия человека.

В сложенном состоянии крыша помещалась в ниши по бокам от заднего ряда сидений. Из-за такой конструкции кузова число пассажиров в автомобиле было снижено до шести. Было выпущено около 20 автомобилей, но, к большому сожалению, до сегодняшнего момента сохранилось четыре автомобиля в заводском варианте.

Изменения в кузове автомобиля

В большинстве случае автомобиль с откидным верхом использовался для экскурсий важных гостей в Крыму, на Кавказе и других городах. Первая попытка сделать рестайлинг автомобиля была использована в 1961 году. Изменения затронули только косметическую часть автомобиля, технические характеристики были практически неизменны.

Была изменена передняя часть автомобиля, появилась новая система освещения, состоящая из четырех фар, передний бампер был изменен, и вся передняя часть стала более современной. Но бока кузова все же остались нетронутыми. И попытка так и осталась попыткой, ибо все эти изменения не зашли в серийное производство. «Чайка» выпускалась с конвейера в количестве 150 штук в год.

А в 1962 году изменились и технические характеристики автомобиля. В автомобиль установили:

  1. Карбюратор К-114, который пришел на замену К-113.
  2. Новую систему подачи звука, которая устанавливалась в задний диван.
  3. Материал, из которого шился салон автомобиля, тоже изменился, он стал более зеленым.
  4. Изменились диски автомобиля и сами колеса, они приобрели более презентабельный и строгий вид.

В 1970 году на автомобиле ГАЗ-13 появились зеркала, находящиеся сбоку, до этого автомобиль был оснащен только салонным зеркалом заднего вида. Для зеркал были созданы собственный дизайн и форма. Разрабатывались они именно теми же людьми, которые и придумывали, как будет выглядеть ГАЗ-13 «Чайка».

Также параллельно с зеркалами были произведены и другие улучшения:

  1. Торпеда автомобиля: с нее убрали латунную сетку, а вместо нее установили деревянную обивку.
  2. Материалы, используемые в создании диванов и в обивке дверей, заменили на всем привычный велюр.
  3. Устанавливался также новый радиоприемник с транзистором.

    Так выглядит радиоприемник автомобиля Чайка

Модификации автомобиля

ГАЗ-13 «Чайка» имеет большое количество модификаций, среди которых — ГАЗ-13 Б, ГАЗ-13С и многие другие. Каждый из автомобилей обладал различными характеристиками. «Чайка» имела киносъемочную вариацию, в которой крыша автомобиля была полностью срезана, и внутрь устанавливалось съемочное оборудование.

ГАЗ-13 был выбран неслучайно, ведь он имел отличную плавность хода, которая позволяла снимать довольно стабильную картинку в движении. Но дальнейшего продвижения в киносъемочной индустрии автомобиль так и не получил и остался на базе завода в Чернигове. Автомобиль также получил несколько модификаций для парада, которые применялись несколько раз, имели более плавную подвеску, а также складную крышу.

ГАЗ-13С

Но все же главной модификацией является ГАЗ-13С, которую прозвали «санитаркой». ГАЗ-13С получил самое широкое применение из всех возможных модификаций «Чайки»:

  • Кузов был изготовлен в виде универсала и рядом с надписью «Чайка» имел надпись «RAF». Надпись присутствовала из-за того, что автомобиль изготавливался заводом RAF. Во главе разработки стоял Юрис Пенцис;
  • На крышу автомобилей были установлены проблесковые маячки синего цвета;
  • Также была установлена антенна для специальной связи.

Подобные модификации можно было встретить на машинах специальных служб и правительственных лимузинах ГАЗ 14. Санитарных автомобилей было произведено довольно мало, около 20 штук. Само изготовление сопровождалось довольно большим количеством сложностей. Автомобили, после того как были сделаны в Горьком, отправлялись в Ригу на завод RAF для создания ГАЗ-13С.

Внешний вид “санитарки” автомобиля ГАЗ-13С

Потребовалось много сотрудников, среди которых были инженеры, механики и дизайнеры. На заводе крыша автомобиля удлинялась, а сбоку устанавливали дополнительные окна. Сзади автомобиля устанавливалась дверь и рядом с ней клали запасное колесо. Среди медицинского набора функций был ложемент для носилок, носилки и другое медицинское оборудование.

Задние рессоры в версии ГАЗ-13С были усилены на два листа. Но из-за того, что серия автомобилей не стала большой, каждый автомобиль из серии был эксклюзивным.

Автомобили ГАЗ-13С были доступны лишь для государственных служащих, чиновников и важных служащих. Изготавливалась машина по требованию Четвертого Главного управления Минздрава. В 1982 году два автомобиля из ранее сделанных моделей универсалов отправились в Ригу. Они «принесли» с собой довольно экстравагантное задание.

А именно — построить автомобиль для возможной экстренной перевозки тела главы революции во Вьетнаме Хо Ши Мина. У автомобиля необходимо было оставить лишь пару боковых окон. Но главной доработкой стало установление кондиционера. Перед инженерами того времени стояла практически невыполнимая задача: им необходимо было создать температуру 16 градусов внутри всего автомобиля. И этого необходимо было достичь при тропическом климате.

Изначально на автомобиль устанавливали кондиционер российского производства, но прибор проявил себя слишком плохо, вес его был 300 килограммов, так что под него необходимо было монтировать отдельную от автомобиля тележку. Поэтому производители решили воспользоваться японскими кондиционерами «Тошиба». Машина подверглась климатическим испытаниям в Горьком. Тщательно измерялась температура каждой жидкости, а также внутри салона: без особых проблем с поставленной задачей справились.

Пикап на базе Газ 13

Автомобили были доставлены в Москву с особой секретностью. Но после доставки самолетом, когда их загнали на яму, было обнаружено, что у одного из автомобилей капает масло. С этой проблемой справились без труда за два дня с помощью специально высланного из Горького инженера.

Устройство двигателя

Большое количество конструкторских решений, принятых во время создания автомобиля ГАЗ-13 «Чайка», были революционными для того времени. В авто был установлен новый двигатель V8, который был спроектирован исключительно для этого автомобиля. Он пришел на смену двигателям ЗиЛ, который довольствовался лишь рядной шестеркой. Объем двигателя был 5,5 литра и имел мощность 195 л. с.

Сам блок цилиндров, поршни и все составляющие были выполнены из алюминия, что позволило существенно снизить вес автомобиля; и в то же время двигатель добавил автомобилю маневренности.

Двигатель V8 на автомобиле Чайка

Расход топлива

Ходовые характеристики автомобиля были на высоте, они позволяли ему без труда, даже с полностью занятыми пассажирскими местами достичь скорости 160 км/ч и расходовать при этом 21 литр топлива благодаря новому двигателю. Идея для двигателя была скопирована с «восьмерки»/крайслера. ГАЗ-13 стал революционным для своего времени в автомобилестроении и позволил продемонстрировать все возможности, на которые способен российский автопром.

Он обзавелся большим количеством фанатов по всему миру. По комфорту был равен зарубежным автомобилям. ГАЗ-13 «Чайка» стал предметом гордости. В то время он был автомобилем бизнес-класса и являлся чрезвычайно редким, а в наше время найти его можно разве что в обширных коллекциях богатых людей, которые смогли восстановить и привести в идеальное состояние данный автомобиль.

Отреставрированный автомобиль ГАЗ 13 Чайка

Он был способен вызвать патриотизм в глазах людей, смотрящих на него, и способен сделать это и сейчас.
ГАЗ-13 стал примером того, что вопреки всем домыслам, российский автопром все же существует на рынке и может конкурировать с известными европейскими брендами. Благодаря большому количеству модификаций и великолепным техническим характеристикам автомобиль был и остается культовой частью истории России, приобретая все новых и новых фанатов.

Чайка (автомобиль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Чайка.

«Чайка»

Общие данные

Производитель

ГАЗ, Горький, СССР

Годы производства

1959—1988

Класс

большой

Дизайн

Тип кузова

4‑дв. седан (7‑мест.)
4‑дв. фаэтон (6‑мест.)

Компоновка

переднемоторная, заднеприводная

Колёсная формула

4 × 2

Двигатель

V8, 5,53 л., 195—220 л.с. в зависимости от модификации

Трансмиссия

АКПП, 3-диапазонная

← ГАЗ-12 «ЗиМ»

Медиафайлы на Викискладе

«Чайка» — название ряда моделей легковых автомобилей Горьковского автозавода. Один из советских представительских автомобилей. Модели, носившие это имя, выпускались с 1959 по 1988 год. За это время сменилось два поколения «Чайки».

> ГАЗ-13 «Чайка» Основная статья: ГАЗ-13

ГАЗ-14 «Чайка»

Основная статья: ГАЗ-14

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабные модели ГАЗ-13 выпускались ЗАО «Агат» (ранее известным как п/о «Радон»). Модели «Агата» и «Радона» внешне различаются формой и цветом колпаков на колесах — «агатовская» модель имела целиком металлизированные колпаки. Также «агатовские» модели отличались заметно более светлой фурнитурой, чем у «радоновских» (на старых моделях она желтоватая). Мастерами-одиночками выпускались киносъёмочные «Чайки» на базе «агатовских» моделей. Медицинский универсал ГАЗ-13С выпускался также на базе агатовской модели В.Сальниковым (Челябинск) и фирмой «Скейл» (Санкт-Петербург). Модели фаэтона ГАЗ-13Б выпускались как «Агатом», так и многими одиночками и мастерскими. Агатовская модель была далека от оригинала, а модели одиночек и мастерских были основаны на агатовской ГАЗ-13.

Также модель ГАЗ-13 выпущена в больших масштабах китайской фирмой Welly. Модели автомобиля ГАЗ-14 выпускались непосредственно самим Горьковским автозаводом с 1985 по 1988 год. Несмотря на грубоватое исполнение и посредственное качество окраски, модель является желанным раритетом для большинства коллекционеров.

В рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини» вышли обе модели «Чайки»: в 2009 году масштабная модель ГАЗ-13, в 2011 году масштабная модель «Чайки» ГАЗ-14 (обе модели чёрного цвета). Касательно модели 2009 г. отметить хорошее качество модели в плане копийности.

Модели универсалов РАФ-3920 и фаэтонов ГАЗ-1405 выпускаются некоторыми одиночками в ограниченных количествах, с применением горьковской модели «Чайки».

> См. также

  • Packard Patrician 1956
  • ЗИМ
  • ЗИЛ
  • Волга (автомобиль)

> Примечания

  1. Де Агостини Автолегенды СССР № 13. ГАЗ-13 «Чайка» Москва ISSN 2071-095X

Ссылки

Легковые автомобили Горьковского автомобильного завода

Ранние модели

«Волга»

Представительские модели

Повышенной проходимости

Грузопассажирские, спортивные
и экспериментальные модели

  • ГАЗ-4
  • ГАЗ-61-416
  • ГАЗ-А-Аэро
  • ГАЗ-АААА
  • ГАЗ-ВМ
  • ГАЗ-25
  • ГАЗ-ГЛ-1
  • ГАЗ-67-420
  • М-73
  • ГАЗ-16
  • ГАЗ-18
  • ГАЗ-19
  • ГАЗ-415
  • ГАЗ-3103
  • ГАЗ-3107
  • ГАЗ-2301
  • ГАЗ-2304 «Бурлак»
  • ГАЗ-3115
  • ГАЗ-3301
  • ГАЗ-2332 CityVan

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

MaxCW ›
Блог ›
ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1978 год. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей этой модели.

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В. С. Соловьёв, Н. А. Юшманов, Г. А. Пономарёв, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, а также Л. Д. Кальмансон, Б. С. Поспелов, Б. Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте и другие. Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

Исходно проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый

Облик «Чайки» сложился далеко не сразу. Например, на некоторых из сохранившихся поисковых эскизов у неё нет характерных козырьков над фарами, как у «Волги». На одной из сохранившихся фотографий, изображён ранний масштабный макет, имеющий передок почти в точности как на серийном ЗиЛ-111, но более скруглённую и «мягкую» пластику кузова в целом.

Примерно в 1956 году с участием конструктора кузова Л.Э. Дуарте и скульптора Б.Б. Лебедева было построено как минимум два (судя по сохранившимся фотографиям; возможно, их было и больше) полноразмерных макета, которые имели оформление, всё ещё весьма радикально отличавшееся от последовавших серийных автомобилей.

Дизайнер Б.Б.Лебедев и ведущий конструктор кузова ГАЗ-13 «Чайка» Л.Э.Дуарте в скульптурно-художественной мастерской КЭО

Примерно в 1957 году было изготовлено два ходовых опытных образца — они отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и моторами (объем 4,9 против 5,5). В это же время они были представлены на закрытой выставке в НАМИ. Был выбран один опытный образец и начато их мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9 автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

Опытный образец ГАЗ-13 «Чайка», 1957-й год

Протяженность испытательного пробега составила примерно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. Машины имели позолоченную решетку (судя по цветным фотографиям) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

В январе 1958 года экспериментальный образец «Э-2» бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами «ЧАЙКА» на капоте был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58 в Брюссель, которая проходила с апреля по октябрь. На «брюссельском» экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.

Официально ГАЗ-13 «Чайка» стали выходить из ворот автозавода с 16 января 1959 года, но еще осенью 1958 на стапелях стояли первые Чайки черного и двуцветного окраса одновременно. Первые машины отличались от массовой последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо, и еще несколькими мелочами.

В последующие несколько лет ГАЗ-13 неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках — Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк. В Нью-Йорке на выставке в 1959 году была представлена одноцветная Чайка (скорее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной Чайки (с «шахматной» фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая Чайка экспонировалась на ВСХВ (ныне ВДНХ) в павильоне Машиностроение.

В 1961 году на Горьковском автозаводе на базе ГАЗ-13 был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамки стёкол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. По разным данным, выпущены от 20 до 10 экземпляров. Сегодня сохранились четыре кабриолета заводского изготовления.

Кабриолеты Чайка ГАЗ-13Б в основном возили гостей по Крыму и Кавказу. Но в конце семидесятых две «крымские» машины были переданы министру обороны ГДР Гофману

Наряду с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом лимузин (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня известно порядка 10 сохранившихся кабриолетов и один лимузин с перегородкой.

В 1961 году была предпринята попытка рестайлинга ГАЗ-13.

Изменения коснулись передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, передний бампер также изменился. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом боковины кузова остались без изменений. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не пошли и «Чайка» в прежнем дизайне выпускалась в количестве около 150 штук в год до самого окончания производства. На единственной известной фотографии четырехфарной «Чайки» имеется следующая надпись: «15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль — это новый пассажирский автомобиль «Чайка». Автомобиль — одна из двух модернизированных версий советской «Волги» и «Чайки», которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль — подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября.» В советской прессе эта фотография появилась в журнале «Автомобильный транспорт» в июле 1962 года.

В 1962 году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически — появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски с другими колпаками. Изменился материал обивки салона на более «шинельный» серо-зеленый цвет.

В начале 70-х годов на левой двери Чайки появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). Оно имело свой собственный дизайн — форму и ножку. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.

В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на 13-й модели произошли изменения в салоне — с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево», а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпедо с правой стороны). Именно такая, одна из последних, «Чаек» стоит в музее Горьковского Автозавода.

Помимо известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 выпускались различные киносъемочные автомобили. В Чернигове изготовили операторский автомобиль для съемок с движения — ОАСД-3. Для этого у автомобиля была срезана большая часть крыши над вторым рядом сидений и демонтировались сами сидения, для устройства площадки для киносъёмочной аппаратуры. Автомобиль представительского класса был выбран для этой специальности не случайно — его мягкий ход очень способствовал качественной съёмки в движении. Но изготовленный и испытанный в Чернигове автомобиль, так и не стал кинооператорским и по своему назначению никогда не использовался.

Операторский автомобиль для киностудий ОСАД-3 на базе «Чайки» ГАЗ-13

Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана — не исключено, что это также были варианты киносъемочных машин. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13.

Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 и «ЗИМа», получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но хотелось! Выход нашли смекалистые военные — на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.

Существовало несколько «передельных» парадных фаэтонов на базе «Чайки»

Известен факт, так сказать, «нецелевого» использования «Чайки» — вопреки номенклатурным правилам, «Чайка» находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы. При этом она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.

Отдельного внимания заслуживает «полупикап» на базе ГАЗ-13. Таких машин было построено всего четыре. Все они были отправлены на экспорт: две — в КНР, а две другие Н.С.Хрущев подарил тогдашнему шефу ГДР Вальтеру Ульбрихту. Автомобиль воспринимается как странный гибрид американского дорожного крейсера 50-х годов с пикапом, однако использовали его только в самых торжественных случаях — во время государственных визитов, первомайских визитов и октябрьских праздников. В беспроводной микрофон, вмонтированный в поручень, можно передавать необходимые команды на трибуны

Автомобиль ГАЗ-13С «Чайка» санитарка. Универсал на базе «Чайки» на самом деле выпускался рижским заводом RAF и правильнее этот автомобиль было бы именовать РАФ-ГАЗ-13С. Комплект рабочих чертежей на ГАЗ-13С разработало СКБ специализированных автомобилей РАФа во главе с конструктором Юрисом Пенцисом. Все универсалы имели на задней двери шильдик RAF, помимо стандартного «Чайка». В конце 70-х и начале 80-х РАФ получал с ГАЗа по 4-6 «Чаек» в год и переоборудовал их в универсалы. На машины монтировали синий проблесковый маячок-«мигалку», как на любой транспорт оперативных служб или на лимузины охраны и сопровождения. Также, на крыше присутствовала антенна спецсвязи. Всего начиная с 1968 года было выпущено, по некоторым сведениям, примерно двадцати штук универсалов. Санитарные версии «Чайки» производились мелкосерийно по следующей схеме: готовые автомобили из Горького отправляли под Ригу, в Елгаву на завод РАФ. Там «Чайкам» удлиняли крышу (она состояла из трёх частей), устанавливали с боку по одному дополнительному окну, дверь в задней части машины, перегородку за водительским сиденьем, а за левой задней дверью размещали запасное колесо. Также устанавливали ложемент для носилок, сами носилки и необходимое медицинское оборудование. Плюс ко всему этому усиливали на два листа задние рессоры. Из-за того, что ГАЗ-13С производились мелкосерийно, все машины имели некоторые отличия между собой. Санитарные ГАЗ-13С были не для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.

В восемьдесят втором два универсала из сделанных ранее вернули в Ригу с необычным заданием: построить экипажи для возможной экстренной эвакуации гроба с забальзамированным телом лидера вьетнамской революции Хо Ши Мина (основной и запасной автомобили) в случае Китайско-Вьетнамской войны. У автомобилей должно было быть лишь два боковых окна в передних дверях, но главное – их предстояло оснастить кондиционерами. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивающий внутри памятного места температуру плюс 16 градусов. В «Чайке» она должна оставаться такой же. И это – в тропическом климате! Пытались пристроить в ГАЗ-13 отечественный кондиционер. Мало того, что для установки 300-килограммового монстра пришлось строить особую тележку, работало это «чудо» из рук вон плохо. Забыв, что «у советских собственная гордость», отдали предпочтение японской «Тошибе». Климатические испытания прошли в Горьком: тщательно отслеживали все температуры, вплоть до масла в коробке передач. Но на этом эпопея не кончилась. Рано утром два фургона ГАЗ-13 в сопровождении ГАИ через Красную площадь, где движение запрещено, выехали в Шереметьево. Там – в самолет и далее с посадками в Минеральных Водах, Исламабаде, Бомбее – в Ханой. Юрису Пенцису предстояло сдать машины заказчику и руководить постройкой специального гаража для них. В одном из высоких кабинетов рижанина напутствовали: из Ханоя ты или с почетом вернешься в Ригу или… в Сибирь. Чиновничьи шутки в СССР отличало своеобразие. В столице Вьетнама груз встречала группа товарищей в форме и штатском и бронетранспортер сопровождения. Из самолета машины выгоняли задом. Длинный хвост «Чайки» коснулся бетона… и встречающие тотчас же приподняли огромный фургон руками и придерживали, пока рижане медленно скатывали его по трапу. Три месяца ушло на строительство гаража. А когда машины загнали туда и поставили на яму, обнаружилось, что из картера главной передачи одной из «чаек» подкапывает масло – эвакуация из самолета не прошла даром. Проблему решили «на правительственном уровне» – срочно выписали инженера с запчастями из Горького и всего за несколько дней отремонтировали машину. Потом были ночные учения – поездки в секретные горные пещеры, но с москвичами, которые их строили, рижанам общаться не позволили. Патологическая секретность распространялась даже на дорогих гостей из Союза.

Конструкция ГАЗ-13 «Чайка»

Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Для нового автомобиля был спроектирован полностью новый двигатель, V8 вместо стоявшей на ЗиМе рядной «шестёрки». Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и поршни были выполнены из алюминиевого сплава — редчайшее по тем временам техническое решение. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Хотя основная идея двигателя была заимствована у «крайслеровской» «восьмерки», силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения — в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры.

Коробка передач автоматическая гидромеханическая, родственная той, что была создана для пошедшей в то же самое время в производство «Волги» ГАЗ-21, которая существенно облегчала управление автомобилем по сравнению с предыдущей моделью. Переключение скоростей осуществлялось нажатием кнопок. Помимо изменённых коэффициента трансформации гидротрансформатора и передаточных чисел планетарной части, коробка передач «Чайки» отличалась и механизмом управления: выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся кнопочным селектором, расположенным слева на панели приборов. Он имел четыре кнопки: Н — нейтраль; Д — движение; Т — тихий ход (только первая передача, аналог режима L в современных АКПП); ЗХ — задний ход.

Также, в отличие от имевшего несущий кузов ЗиМа, конструкторы «Чайки» пошли на использование отдельной рамы, хотя и облегчённой по сравнению с традиционной лонжеронной — Х-образной формы. Кузов крепился к ней в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки.

Ходовая часть имела независимую переднюю пружинную подвеску и продольные полуэллиптические рессоры сзади. Размер шин — 8,20/15 дюймов. Дорожный просвет — 180 мм.

Впервые в продукции ГАЗа были использованы четырёхкамерный карбюратор, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъёмники, радиоприёмник с автопоиском и антенной с электроприводом.

Габаритные размеры ГАЗ-13 «Чайка»

Интерьер

«Чайка» — легендарный автомобиль СССР, на котором ездил Сталин

Если бы у владельца личного автомобиля в Советском Союзе спросили, какую машину он хотел бы иметь, то большинство ответило — «Чайку»! Чем же таким прельщала взоры советских людей эта автомобильная марка. Первым, пожалуй, было то, что такой автомобиль было невозможно приобрести в личное пользование (а чего нельзя – того больше всего и хочется). Вторым было то, что весь внешний вид «Чайки» указывал на солидность и очень высокий статус ее владельца. Еще одним моментом было то, что огромный расход топлива никого не пугал в советское время – горючее стоило сущие копейки.

Первая модель – ГАЗ-13 «Чайка» (1959-1981).

Хотя официальным началом выпуска автомобилей этой марки принято считать 1959 год, но опытный образец был изготовлен двумя годами ранее. Причем это случилось всего через год после того, как был выпущен американский автомобиль представительского класса марки «Паккард», послуживший прототипом для советской «Чайки».

ГАЗ-13 «Чайка»

О том, почему нужна была такая спешка в конструкторских решениях, лучше всего судить по событиям предшествовавшим появлению нового автомобиля. Его предшественник советский ЗИМ-12, который выпускался чуть больше 10 лет и был также копией американского автопрома, быстро утратил свою новизну.

Все дело в том, что копия всегда опаздывает за оригиналом, иногда, на несколько лет. К тому же, во время войны, когда было не до инженерных изысканий и новых конструкций – промышленность всех стран работала исключительно на военные нужды. Когда же мир начал оправляться от войны, то в мировом автомобилестроении, как и в промышленности вообще, стали внедряться все новые и новые идеи и технические решения.

А вам нравится «Чайка»? ДАНЕТ

Хотя конструкторы ЗИМа и учитывали последние веяния, но, уже спустя несколько лет, он стал выделяться на фоне иностранных «коллег» и далеко не в лучшую сторону. Созрела необходимость в создании новой более современной советской машины представительского класса. Ею и стал ГАЗ-13, получивший название «Чайка».

По сути, все началось еще в середине 50-х годов. Тогда, в качестве современной модификации ЗИМа, был представлен ГАЗ-12В. Тогда же и появился новый бренд – «Чайка» (кстати, силуэт птицы находился в передней части автомобиля, в виде декоративной детали радиатора).

В салоне ГАЗ-12В

Придя к окончательному выводу, что безнадежно устаревший представительский автомобиль уже не реставрировать в соответствии с современными требованиями, большой группе, состоявшей из конструкторов, дизайнеров, инженеров и испытателей завода ГАЗ, было поручено создание совершенно новой модели.

Совершенно новый автомобиль представительского класса

Хотя рабочее название в итоге было сохранено, но, вот окончательный вариант отличался не только от устаревшего ЗИМа, но, и от опытных образцов, особенно, в деталях. Во-первых, «Чайка» получила заметно более мощный мотор – V-образную «восьмерку» вместо рядной «шестерки». Во-вторых, блоки цилиндров, поршня и некоторые другие детали ходовой части были выполнены из легкого, но, довольно износостойкого алюминиевого сплава. На то время, это было более чем прогрессивное решение. Гидромеханическая КПП-автомат стала еще одним существенным отличием от предшественников в плане комфортности управления огромным автомобилем (правда, после этого она стала устанавливаться и на серийных ГАЗ-21 «Волга»).

ГАЗ-21 «Волга»

Еще одним отличием было применение отдельной от конструкции кузова рамы, с последующим креплением к ней в шестнадцати точках, с использованием специальных резиновых прокладок с эффектом гашения вибрации от работы двигателя. Это сыграло очень большую роль в том, что, несмотря на большие параметры и увеличение мощности двигателя, новый автомобиль почти не отличался от своего менее мощного предшественника по сухой массе.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР. Из дополнительных элементов конструкции стоит также упомянуть гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозной системы и стеклоподъемники с электроприводом.

Если более детально остановится на дизайне нового авто, то Еремеева сложно было обвинить в откровенном плагиате. Прямого сходства с какой-то конкретной иномаркой не было. Конечно, многое было заимствовано от «Паккарда», но, присутствовали и элементы схожести с другими американскими автомобилями большого класса. Справедливости ради, можно отметить, что и они сами часто «заимствовали» друг у друга отдельные успешные инженерные решения. То же, что Лев Еремеев был на самом деле талантливым дизайнером, подтверждает его участие в создании автомобиля еще более высокого класса – ЗИЛ-111 для высшего руководства страны.

ЗИЛ-111

Подытожить можно тем, что, несмотря на внешнее выполнение «Чайки» в явно американском стиле «большого авто», техническая начинка автомобиля являлась полной разработкой советских конструкторов. Дополнением к этому являются дизайнерские моменты, намекающие на родство с другими моделями ГАЗ.

После того, как экспериментальные образцы прошли испытания, на их спидометрах появились цифры близкие к 21 тысячи километров. С этого времени можно было судить, что новое авто удалось, что и подтвердила автомобильная выставка в Брюсселе. На проходившем там Expo-58 новая модель получила почетный диплом гран-при, подтвердивший уже международную высокую оценку спроектированного советского автомобиля.

Официальный выпуск «Чайки» был начат в январе 1959 года. И, если говорить об этой модели, то продолжился в течении последующих 22 лет. После этого было много выставок, как в странах соцлагеря, так и Швейцарии, США и, даже, Мексике. На каждой из них неизменно отмечался высокий уровень исполнения советского автомобиля.

С 1961 года были представлены две модификации автомобиля с кузовами «кабриолет» и «лимузин». На следующий год была модифицирована и основная модель автомобиля. Выпуск к этому времени достиг полторы сотни штук в год и держался на таком уровне до завершения производства.

Новаторские решения, примененные в конструкции «Чайки», со временем перекочевали и в автомобили среднего класса – «Волги» различных моделей. Например, в гораздо более поздней ГАЗ-24 были применены аналогичные «Чайке», усилители тормозов, телескопические амортизаторы и другие агрегаты конструкции.

Газ-13 «Чайка»

Несмотря на передовой дизайн и новые конструкторские решения, а, также, положительные отзывы иностранных специалистов, время шло неумолимо и облик, и начинка «Чайки» стали понемногу устаревать. Встал вопрос о замене модели. Ею стала новая ГАЗ-14, выпуск которой был начат в 1977 году.

Последняя модификация правительственного автомобиля ГАЗ-14 «Чайка» (1977-1988).

Автомобиль ручной сборки, который выпускался в течение 11 лет, почти до развала Союза на Горьковском автозаводе, всего было выпущено 1114 автомобилей, т. е., примерно по сто штук в год.

Работы по созданию «Чайки» второго поколения были начаты еще за 10 лет до ее выхода в серию. Такой долгий путь новому автомобилю пришлось проделать потому, что не все шло гладко. Использовав в качестве базы шасси от старой модели, конструкторы в итоге пришли к выводу, что «новое вино в старые бурдюки не наливают».

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета. Новые изменения, которые планировались в ГАЗ-14 заметно нарушали визуальные пропорции (шасси от старой модели имело неподходящие параметры). Все дошло до того, что уменьшилось нужное пространство для ног пассажиров в салоне. Учитывая то, что автомобиль относился к высокому классу, такое было абсолютно недопустимо. Встал вопрос об изменении шасси на более удлиненный вариант.

В 1971 году увидел свет опытный образец такого шасси с базой удлиненной на 200 мм и более близкое к земле расположение силового аппарата. Интересно, что дизайнером нового автомобиля стал Станислав Волков, который, в свое время создал неповторимый облик всенародно любимой «ГАЗели». Однако, до середины десятилетия все никак не могли определиться с вариантом оформления для новой ГАЗ-14.

ГАЗ-14 «Чайка»

На 1975 год были назначены испытания опытных образцов автомобиля в разных дорожных условиях, в том числе, на горных дорогах Крыма и Кавказа. Спустя год, после устранения всплывших в процессе испытаний недостатков, была назначена уже госкомиссия. Проведенные ею испытания показали что автомобиль готов к поставке на производственный конвейер. Хотя, первая машина была уже готова как подарок к 70-летию Л. И. Брежнева, в декабре 1976 года.

Так вышло, что желание получить автомобиль не хуже, чем у американцев, привело к тому, что было потеряно более десяти лет. В течении этого времени он мог морально устареть, но, на руку нашим производителям сыграл определенный «застой» в американской автомобильной промышленности. В 70-х обновление внешности моделей стало проводиться крайне медленно. Этому поспособствовал и кризис в производстве, и то, что в предыдущее десятилетие обновления проводились слишком уж стремительно.

Хотя новая «Чайка» в техническом отношении была просто хорошо переработанной вариацией первой модели, ее более крупные габариты и «начинка» уводили ее в более высокий подкласс автомобильной классификации, вплотную приближая к флагману – автомобилю ЗИЛ высшего класса.

Изменения по сравнению с предыдущей моделью все были в «+»: меньшая высота улучшила аэродинамику и устойчивость на больших скоростях, увеличенная длина придавала дополнительной солидности, двухкарбюраторная система питания и другие технические улучшения повысили мощность двигателя на 25 л. с. до 220 л. с., усовершенствованы были передняя и задняя подвески. Все эти изменения сделали новый автомобиль более привлекательным внешне, улучшило его ходовые качества и уменьшило количество смазочных операций с несущим агрегатом в 6 раз. Положительные изменения коснулись и внутренности автомобиля. В салоне был установлен сложный механизм отопления и вентиляции, позволявший создать для пользователя индивидуальный микроклимат в соответствии с личными требованиями.

Салон был обеспечен последним словом отечественной музыкальной техники – стереофоническим приемником «Радиотехника» и кассетной приставкой «Вильма» (иногда использовались кассетники производства ГДР). Все это могло приводиться в действии при помощи дистанционного пульта управления, расположенного в левом заднем подлокотнике.

Современный тюнинг салона «Чайки»

Семнадцать миниатюрных электродвигателей, разбросанных по автомобилю, обеспечивали подогрев стекол в холодное время года, фароочистителя и других дополнительных удобств. Специальные стекла не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение.

Отдельное внимание было уделено шумоизоляции и пассивной безопасности. Ее обеспечивали задние противотуманки и трехточечные ремни безопасности.

Время выпуска и сворачивание производства

Новая «Чайка», как и ее предшественница была автомобилем ручной сборки и производилась специальной организацией на территории ГАЗа – Производством автомобилей малых серий (ПАМС). Кропотливый труд опытных работников (каждый из них проходил специальную проверку), который включал в себя несколько этапов сборки-разборки будущего автомобиля, производился вручную на стапелях. После этого проводились многокилометровые испытания, по результатам которых, новый автомобиль отправлялся к своему владельцу.

В 1985 году была подготовлена новая модификация с лучшей системой охлаждения двигателя и более комфортными сидениями в салоне. Он получил индекс ГАЗ-14-02. Кроме него существовал еще вариант фаэтона ГАЗ-14-05, изготовленный в количестве 15 штук и санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920, которых было сделано всего 5 экземпляров. При этом по одному автомобилю каждого из вариантов было отправлено другу Советского Союза Фиделю Кастро.

ГАЗ-РАФ-3920

Последней модификацией в конце 80-х стал ГАЗ-14-07. Несмотря на отличные показатели и доработки в соответствии с требованиями времени, он так и не был допущен к производству.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР. Времена менялись и, в связи с курсом страны на демократизацию и борьбу с привилегиями, марка автомобиля была признана «машиной для партийного аппарата» и, по личному приказу Горбачева, снята с производства. Для невозможности ее восстановления была уничтожена также вся техдокументация. Так был уничтожен автомобиль, который имел большой потенциал и многие технические новшества.

Уже после распада Союза на ГАЗе попытались восстановить производство таких уникальных автомобилей, но, из-за полного отсутствия техдокументации, такое мероприятие оказалось экономически необоснованным. От него пришлось отказаться.

>ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 фотографии характеристики
1959—1978 гг.

Для НАМИ были закуплены в Америке Packard Executive Patrician и Packard Caribien и конструкторы предприятий ГАЗ, ЗИЛ и НАМИ, взялись изучать эти образцы. Видимо, изучение именно этих машин повлекло за собой большое сходство позднее выпущенных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» с «Паккардами». Именно Паккарду «Чайки» обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля — буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккард, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у «изучаемых» образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

«Packard Caribbean» 1955 г.

Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем. Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева (дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев — прим. автора): — А почему автомобиль назвали «Чайка»? На что Лебедев ответил: — Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

фото проектирование ГАЗ-13 «Чайка»

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов и инженеров, дизайнеров и испытателей завода ГАЗ: В.С. Соловьёв, Н.А. Юшманов, Г.А. Пономарёв, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя названиями — «Чайка» и «Стрела». В 1956-м году было изготовлено два натурных макета «Чайки». Эти два макета существенно отличались по дизайну от последующих опытных образцов.

фото ГАЗ-13 «Чайка»

В 1957-м году было изготовлено два ходовых опытных образца, которые отличались не только внешне (молдингами вокруг арок колес, рамкой лобового стекла, задними фонарями, передними подфарниками), но и двигателями (объем 4,9л против 5,5л). В то же время они были представлены на закрытой выставке НАМИ. Был выбран один из опытных образецов и начато его мелкосерийное производство для испытательного пробега. Судя по номерам автомобилей с испытаний — было изготовлено не менеее 9-ти автомобилей. Они отличались внешне — все имели комбинированную двухцветную окраску в различных сочетаниях.

фото ГАЗ-13 «Чайка» опытные образцы

Протяженность испытательного пробега составила приблизительно 21.000 км по дорогам России, Украины и горам Кавказа. У автомобилей была позолоченная решетка (это видно на цветных фото опытных образцов) и накапотное украшение в виде стилизованной птицы чайки.

Выставочный ГАЗ-13 «Чайка»

фото ГАЗ-13 «Чайка» выставочный

В январе 1958-го года был отправлен на Всемирную выставку ЭКСПО-58, которая проходила с апреля по октябрь в Брюсселе, «Э-2» — экспериментальный образец бирюзово-молочного окраса с позолоченной решеткой и позолоченными буквами «ЧАЙКА» на капоте. На «брюссельском» экземпляре также имелось накапотное украшение в виде чайки.
Официально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» стал выходить из ворот автозавода 16 Января 1959-го года, однако еще осенью 1958 года на конвеере стояли первые «Чайка» черного и двуцветного окраса. Машины отличались от последующей серии расположением надписи ЧАЙКА на задней части машины, дополнительной контрольной лампой на торпедо.
В несколько последующих лет ГАЗ-13 «Чайка» неоднократно экспонировался на различных международных автомобильных и промышленных выставках: Женева, Нью-Йорк, Брно, Будапешт. На Нью-Йоркской выставке, проходившей в 1959-м году, была представлена одноцветная «Чайка» (вероятнее всего черная), но с характерным салоном от двухцветной «Чайка» (с «шахматной» фактурой узора алой ткани обивки). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВСХВ (сейчас ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».

фото ГАЗ-13 «Чайка» кабриолет

В 1961-м году на Горьковском Автомобильном Заводе на базе ГАЗ-13 «Чайка» был изготовлен вариант с кузовом кабриолет ГАЗ-13Б. У него имелся складной тент с электрогидравлическим приводом, рамками стекол дверей отсутствовали — вместо них на самих боковых стеклах были легкие металические окантовки, убирающиеся вместе с ними. В сложенном состоянии тент укладывался в ниши по бокам от заднего сидения, поэтому на нем помещалось только два человека, а общее число посадочных мест снизилось до шести. Автомобиль выпускался с 1961-й по 1962-й год. По разным данным выпущено от 10 до 20 экземпляров. На сегодня сохранилось только четыре кабриолета заводского изготовления. Паралельно с кабриолетом ГАЗ-13Б выпускалась модификация ГАЗ-13А с кузовом типа «лимузин» (отличия заключались в наличии перегородки в салоне). На сегодня сохранился один лимузин с перегородкой.

фото вариант ГАЗ-13 «Чайка»

В 1961-м году предприняли попытку рестайлинга ГАЗ-13 «Чайка». Судя по фотографии изменения коснулись в основном передка — появилась четырехфарная система освещения и решетка видоизменилась на полосную, также изменился передний бампер. Передняя часть приобрела более современные очертания, но при этом без изменений остались боковины кузова. По крайней мере был построен один ходовой образец. Но в серию данные изменения не внесли и «Чайка» в прежнем дизайне выпускалась количеством порядка 150-ти штук в год до самого окончания производства. Всего было изготовлено примерно 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка». На единственной известной фотографии четырехфарной «Чайки» имеется следующая надпись: «15 октября 1961 года Москва: показанный здесь 14 октября автомобиль — это новый пассажирский автомобиль «Чайка». Автомобиль — одна из двух модернизированных версий советской «Волги» и «Чайки», которые Горьковский завод произвел в этом году. Задняя часть реконструирована и количество передач повышено до 4. Крылья и капот также изменили свой дизайн. Новый автомобиль — подарок завода к 22-му Съезду Коммунистической Партии, который начнется 17 октября.» В советской прессе эта фотография была опубликованна в журнале «Автомобильный транспорт» в июле 1962-го года.
В 1962-м году базовая модификация ГАЗ-13 несколько обновилась технически: появился новый карбюратор К-114 вместо К-113, новый приемник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колесные диски на авто с другими колпаками. Изменили и материал обивки салона на более «шинельный» серо-зеленый цвет.
В начале 70-х годов на левой двери «Чайки» появилось стационарное боковое зеркало (на передней стойке рамки двери). У него свой собственный дизайн — форма и ножка. До этого из зеркал было только салонное заднего вида.
В конце 70-х годов, когда уже параллельно начался выпуск ГАЗ-14 «Чайка», на ГАЗ-13-й модели произошли изменения в салоне: с торпедо исчезла латунная сетка, вместо нее появилась обивка «под дерево», а материалы диванов и карт дверей заменили на велюр, который применялся в оформлении ГАЗ-14 — горчичного цвета. Также уже стоял третий вариант радиоприемника — транзисторный с коротковолновым диапазоном (соответствено исчез трансформатрный блок из под торпеды с правой стороны). Именно такая, одна из последних, «Чаек» стоит в музее Горьковского Автомобильного Завода.

фото ГАЗ-13 «Чайка» киносъемочный

Кроме известных модификаций ГАЗ-13Б и ГАЗ-13С, на базе ГАЗ-13 «Чайка» выпускались различные киносъемочные автомобили. Известно о еще нескольких полуфаэтонах, где передняя часть крыши (над первым рядом сидений) была жесткой, а задняя имела кабриолетный верх при сохраненных рамках дверей от стандартного седана — не исключено, что это также были варианты автомобилей для киносъемок. Известно даже о существовании железнодорожной дрезины на безе ГАЗ-13 «Чайка». Можно также вспомнить забавный вариант, представлявший собой объединенные части машин ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-12 «ЗИМ»а, получивший в народе название «ослобык». Причины его появления заключались в том, у партийно-советской номенклатуры существовал строгий «табель о рангах». И если по должности чиновнику был положен «ЗИМ», то ездить на «Чайке» было очень неосмотрительно. Но очень хотелось!!! Выход нашли сообразительные военные. На одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия «Чаек» с элементами кузова от «ЗИМ»а. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Известен факт, так сказать, «нецелевого» использования «Чайки», вопреки номенклатурным правилам, «Чайка» находилась в распоряжении Начальника пожарной охраны Москвы, она была окрашенна в красный цвет и снабжена спецсвязью.
Одна из необычных переделок находится в Прибалтике в коллекции Кирсса — это открытый «катафалк» на базе седана ГАЗ-13 «Чайка».

фото ГАЗ-13 «Чайка» катафалк

На ГАЗ-13 «Чайка» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 «Чайка» обслуживало московский дипломатический корпус: послов ГДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам: к примеру, «Чайку» получили писатель Михаил Шолохов и балерина Галина Уланова. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавали в «Интурист», а также в дворцы бракосочетаний и ЗАГСы, где служили в качестве свадебных автомобилей — такие автомобили часто перекрашивали в белый цвет, но иногда оставляли в своем традиционном черном. Официально известно о двух случаях попадания «Чайки» в ДТП во времена СССР.

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка»
(ЗМЗ-13)(ЗМЗ-13Д).

фото двигатель ГАЗ-13 «Чайка»

Двигатель ГАЗ-13 «Чайка» — V-образный восьмицилиндровый с верхним расположением клапанов . Блок цилиндров, головки цилиндров и поршни изготовлены из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров двигателя чугунные, сменные, «мокрые». В верхней части цилиндров запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал установлен на пяти коренных подшипниках. Коленчатый вал сбалансированный, с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала. Коренные подшипники вала имеют тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого вала надето по два шатуна. Шатуны правого ряда цилиндров установлены цифрами на стержне вперед по ходу автомобиля. Левого ряда — назад. В нижние головки шатунов поставлены также тонкостенные вкладыши. Поршни — из алюминиевого сплава, установлены меткой вперед по ходу автомобиля.

Система смазки двигателя ГАЗ-13 «Чайка». Комбинированная — под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки валика распределителя и оси коромысел. Остальные узлы смазываются разбрызгиванием. Масляный насос—шестеренчатый, двухсекционный. Из верхней основной секции насоса масло поступает в главную магистраль двигателя, из нижней дополнительной секции—в центробежный фильтр и водо-масляный радиатор, где масло охлаждается водой из системы охлаждения двигателя. Двигатель имеет открытую систему вентиляции картера, которая осуществляет отсасывание из картера паров бензина и отработанных газов, разжижающих и загрязняющих масло.

Система зажигания ГАЗ-13 «Чайка». Распределитель зажигания типа Р-13 с центробежным и вакуумным регуляторами и октан-корректором установлен на корпусе привода, к которому он крепится одним болтом. Автомобиль «Чайка» не имеет пусковой рукоятки.

Карбюратор ГАЗ-13 «Чайка» типа К-114. Вертикальный, четырехкамерный, действующий как два двухкамерных карбюратора. Две смесительные камеры подают горючую смесь при работе двигателя на всех режимах, а две другие (вторичные) только при движении на высоких скоростях и больших нагрузках после 50—60% хода дроссельных заслонок первичных камер. Каждая пара смесительных камер имеет самостоятельную поплавковую камеру с верхним подводом топлива к клапану подачи,, с поплавками, подвешенными в корпусе поплавковой камеры карбюратора. Поплавковые камеры — cсбалансированы, имеют для наблюдения за уровнем топлива смотровое стеклянное окно.

Автоматическая коробка ГАЗ-13 «Чайка» состоит из планетарного ряда шестерен, дающего три передачи вперед и задний ход. Передачи включаются с помощью двух многодисковых сцеплений и двух ленточных тормозов. Давление масла для включения тормозов и сцеплений, подпитки гидротрансформатора и смазки коробки создается с помощью двух масляных насосов. Моменты автоматического переключения и плавность включения передач определяются системой гидравлического управления, которая имеет воздействие от скорости автомобиля (центробежный регулятор) и нагрузки двигателя (силовой регулятор). Выбор передач водителем производится с помощью кнопочного механизма, имеющего четыре кнопки: Н — нейтральное положение — для запуска двигателя и работы на стоянке, Д — для движения вперед и при кратковременных остановках, ЗХ — для движения назад и Г — для торможения двигателем.

фото кнопочный механизм переключения передач ГАЗ-13 «Чайка»

В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

прокат авто в санкт петербурге

SashaBrz ›
Блог ›
Назад в СССР: ГАЗ — 14 «ЧАЙКА»

Всегда завораживали эти большие, черные седаны, представительский класс СССР.Как их называли тогда «членовозами» оказаться внутри этой машины было возможно став крупной «шишкой» либо же водителем этой «шишки» она наводила на людей некую гордость за великую страну, за её шагающее в ногу со временем автомобилестроением. Когда люди видели эту машину, на их глазах с легкостью можно было прочитать какието нотки зависти. Они завидовали этой самой «шишке» которой выпала участь сидеть в этих прекрасных, не побоюсь того слова Великих автомобилях. Каждый хотел оказаться в тоже время в шкуре этого вышепоставленного члена. Для того чтобы ощутить всю мощь 5.5 литрового V — образника,трудящегося в добром союзе с автоматической системой передач.

Первая моя встреча с этим легендарным автомобилем состоялась летом 2009 года, на ней ездил старичок, когдато работавший водителем директора Энерго-Механического завода. Увидев её паркующейся около входа в магазин, я сломя голову понесся разглядывать её поближе. Это было нечто, большая с кожанным салоном, с электростеклоподъёмниками покругу с огроменой хромированной решеткой радиатора, вот такая она красавица «Чайка».
А буквально прошлым летом увидя её и побеседовав с этим дедулей я успел и огорчиться и обрадываться. А дело вот в чем, двигателю пришел конец, и опрометчивый дед установил на неё дизельный трехлитровик с какогото мерса, спас от чермета её, ну ладно чтото я сильно разговорился ведь этот пост всетаки про историю создания сего прекраснейшего автомобиля. Вот как раз и её я представляю к вашему прочтению.

ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1989 год. Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели.Для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности. Автомобили “Чайка” Горьковского автозавода по праву относятся к этой категории. К середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели — ГАЗ-14. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности, долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.
В основу архитектурного решения кузова “четырнадцатой” модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания “Чайке” современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля.
Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника. Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов. Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.
Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др. Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля.

А вот про сборку автомобиля это отдельная история

Сборка автомобилей «Чайка» производилась практически вручную на специально созданном для этих целей на Горьковском заводе ПАМС. Чайка была разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 ЗИМ. Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте). Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего.
Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года. Кузовные детали имелись штампы, и элементы Чайки ГАЗ 14 были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Так в процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузов собирался и разбирался несколько раз. После того как кузов был окончательно собран, для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все — вручную. Покраска автомобиля производилась на заводе специальной нитрокраской радикально черного цвета. После нанесения каждого слоя автомобиль тщательно полировали. Всего могло быть до пятнадцати слоев.
Большинство Чаек ГАЗ-14 имело четыре двери и три ряда сидений. Передние места были отгорожены массивной перегородкой. На некоторые машины по спецзаказу на эту перегородку устанавливалось стекло с электроподъемным механизмом. Некоторые такие машины, принадлежащие именитым владельцам, были подвергнуты скрытому бронированию.
Салон автомобиля был шикарно оснащен по советским меркам. Электрические стеклоподъемники, блокировки дверных замков, инерционные ремни безопасности, прикуриватели, пепельницы, обогрев боковых дверных и заднего стекол – все это было в новинку советскому гражданину. Советский автомобиль был также оборудован стереофоническим приемником высшего класса фирмы «Радиотехника» и кассетной приставкой «Вильма». Для обивки сидений использовалась сверхтонкая итальянская кожа особой выделки, Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

Техническая характеристика ГАЗ-14 «Чайка».
Двигатель — бензиновый V-образный, с двумя карбюраторами К-114;
рабочий объем — 8-16-5526;
мощность — 220 л. с. при 4200 об/мин;
максимальный крутящий момент — 46 кгс.м при 2500 об/мин;
трансмиссия — гидромеханическая;
подвеска: передняя — независимая, задняя — зависимая;
база — 3450 мм;
габарит (длина, ширина, высота) — 6114х2020х1525 мм;
снаряженная масса — 2590 кг;
максимальная скорость — 175 км/ч;
расход топлива — 16 л/100 км.

Особенности:
С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее. По сравнению с ГАЗ-13, высота автомобиля была снижена на 95 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Рама осталась Х-образной, как у предыдущей модели. Двигатель остался в основе тем же, что и на ГАЗ-13, но за счет изменения фаз газораспределения, новых впускного и выпускного коллекторов, введения системы питания с двумя карбюраторами и других мер, максимальная мощность поднялась со 195 до 220 л.с., что ощутимо улучшило динамику — на четверть уменьшилось время разгона до 100 км /ч, возросла максимальная скорость. Автоматическая коробка передач в целом унаследована от модели-предшественника, но были изменены передаточные числа её планетарной части, а наиболее заметным отличием было расположение селектора режимов работы АКПП — если на ГАЗ-13 он был кнопочным и располагался слева на панели приборов, то на ГАЗ-14 был введён более современный напольный в виде рычага.
Передняя подвеска сохранила лишь общую схему и была полностью переработана — вместо шкворней и резьбовых втулок в ней появились шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Усовершенствована была и задняя рессорная зависимая подвеска. Тормоза также были модернизированы и вполне соответствовали требованиям тех лет. Впереди появились массивные вентилируемые дисковые механизмы. На ГАЗ 14 применили дисковые тормоза с внутренней вентиляцией и двумя ступенями усиления английской фирмы «Гирлинг».
Автомобиль был весьма обильно снабжен различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении. Центральный замок, четыре пепельницы. Гнутые атермальные боковые стекла с легкой сине-зеленой тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа.

Извините за длинный пост, но считаю ваше время не потраченное зря, спасибо огромное.

Ну и конечно по традиции Не забывайте ставить Лайки и подписываётесь разумееться, буу и дальше радовать вас интересным материалом.