Формула Эстония 21 продам

«Эстония-21М», «-21.10»

Основной гоночный автомобиль СССР конца 1980-х – начала 1990-х гг. Модель «-21М» была практически идентична по конструкции прототипу «Эстония-21» Р. Сарапа, отличаясь в незначительных деталях. Первый экземпляр «Эстонии-21М» в 1983 г. получил Т. Напа (фото 1). К сезону 1984 г. были изготовлены еще три образца. Эти четыре предсерийных автомобиля предназначались для членов национальной сборной (помимо Напы, на них выступали также Т. Асмер, А. Соотс и У. Пылд) и поэтому изготавливались вручную, с широким использованием легких сплавов. В результате их масса снизилась на 15 кг по сравнению с прототипом Сарапа – до 420 кг. В 1985 г. ТОАРЗ начал серийное производство модели «-21М», но при этом легкие сплавы производстве практически не использовались в силу их дефицита и сложности обработки. Как следствие, масса серийных экземпляров (фото 2) составляла в среднем 460 кг. В то же время изготовление автомобилей для членов сборной продолжалось по-прежнему в индивидуальном порядке. Все выпускавшиеся автомобили относились к формуле «Восток»; по мере либерализации ее технических требований мощность двигателей (ВАЗ-21011, ВАЗ-2105) постепенно росла – от 90-95 л. с. в начале 1980-х гг. до 110-115 л. с. в конце 1980-х.

В 1987 г. ТОАРЗ перешел на выпуск усовершенствованной модификации «-21.10» (фото 3). Изменения коснулись в основном передней и задней подвески; помимо этого, задние дисковые тормоза были перемещены от главной передачи в колеса. Предпринятые усовершенствования позволили несколько снизить массу автомобилей по сравнению с моделью «-21М». Цена составляла 10530 р., а с дополнительным комплектом дождевых шин – 11460 р. Изготовление автомобилей для членов сборной СССР, как и ранее, велось индивидуально. Производство продолжалось до 1991 г. Общий объем выпуска обеих модификаций составил 295 штук, что делает модель «-21М»/»-21.10″ наиболее массовым среди всех гоночных автомобилей производства ТОАРЗ. Всего на этих автомобилях было выиграно четырнадцать золотых, четырнадцать серебряных и двенадцать бронзовых медалей чемпионатов СССР.

После распада СССР автомобили «-21М» и «-21.10» продолжали использоваться в национальном автоспорте бывших союзных республик до конца 1990-х гг.; несколько экземпляров было продано в Польшу и Финляндию. Ныне они участвуют в гонках исторических автомобилей в Прибалтике, Польше и Германии, а также экспонируются в различных музеях.

Индивидуально модернизированные автомобили

Как и в случае с предыдущими моделями «-19» и «-20», серийно производившиеся автомобили «Эстония-21М» и «-21.10» относились к формуле «Восток», поэтому для подготовки их к участию в гонках более мощных классов (формулы 3, «Мондиаль», 1600) требовалась самостоятельная установка соответствующим образом подготовленных двигателей большего рабочего объема (ВАЗ-2106, ВАЗ-21083, «Volkswagen-Golf GTI 1.6»).

В некоторых случаях демонтировались боковые аэродинамические профили – например, на автомобиле А. Потехина (фото 4) или автомобиле, переделанном в Белорусском политехническом институте (фото 5). Большинство таких случаев связано с неподтвердившимися слухами, появившимися в 1987 г., о грядущем запрете использования «эффекта земли» и обязательном применении автомобилей с гладким днищем. В 1988-1991 гг. на автомобиле с боковыми понтонами без аэродинамических профилей, сделанными по образцу британских «Reynard», выступал Б. Эйландт (фото 6). В описанных выше случаях часто для компенсации потери прижимающей силы устанавливались передние антикрылья.

Отдельно следует отметить автомобиль А. Пономарева 1986 г., для которого на ВАЗ был изготовлен монокок, полностью взаимозаменяемый со стандартной рамой из труб (фото 7).

Мы рады приветствовать Вас на сайте нашей компании.

У нас Вы сможете найти все самое необходимое для защиты Вашего бизнеса, личного имущества от преступных посягательств, сберечь все самое дорогое, минимизировать риск ущерба от пожара или аварий. К Вашим услугам профессиональное оборудование от лучших мировых производителей. Сотрудники компании проконсультируют Вас по всем вопросам, связанным с безопасностью, помогут разобраться в огромном многообразии самых передовых решений и выбрать оборудование, учитывая Ваши пожелания и возможности.

Вы можете заключить договор на монтаж, ремонт или обслуживание уже установленных систем безопасности.

Гарантией нашей работы выступает высокая квалификация сотрудников и прямые поставки от ведущих мировых производителей.

Мы рады предложить Вам

  • Различные виды услуг поставка оборудования, монтаж, ремонт, обслуживание;
  • Новейшие разработки в области охранного телевидения;
  • Самые передовые предложения в области пожарной безопасности;
  • Новейшие способы организации систем охраны и охраны периметра;
  • Консультации в различных областях безопасности и связи;

Эстония (автомобили)

«Эстония» (эст. Estonia) — серия гоночных автомобилей, (болидов), различных классов, (Формулы-1, 2, 3, 4), выпускавшихся на Таллинском опытном авторемонтном заводе (ТОАРЗ) в Эстонской СССР с 1958 по начало 1990-х годов для советского автомобильного спорта, тиражом до полсотни экземпляров в год. Отдельные экземпляры строились в 1990-е годы. Гоночные автомобили «Эстония» принимали участие, как национальных гоночных соревнованиях, так и в международных (Формула-3).

Список моделей

  • Эстония 1 (1958) — использован 500-кубовый двигатель серпуховского мотоцикла, с коробкой передач «Фольксваген». На своей первой гонке автомобиль сразу же побил новый рекорд трассы. Построен 1 экземпляр.
  • Эстония 2 (1959) — аналогична Эстонии 3 (оба автомобиля выпускались одновременно), но с разной подвеской. 1 экземпляр.
  • Эстония 3 (1959) — использован двигатель от мотоцикла Ирбитского производства 500 куб.см. 36 серийных автомобилей построены до 1961 года.
  • Эстония 4 (1960) — построенный Яаан Кююнемаэ, был использован двигатель от чехословацкого мотоцикла ESO 500. 1 экземпляр.
  • Эстония 5 (1961) — использован 2-тактный двигатель Wartburg 980 куб.см. Формула «Юниор». 2 экземпляра.
  • Эстония 9 (1966—1969) — двигатель Wartburg 980 куб.см, 39 экземпляров.
  • Эстония 9М (1969—1971) — модернизация Эстонии 9. Конструкция передней подвески пружины и амортизаторы были вынесены наружу. Помимо этого, изменённая конструкция рамы допускала установку двигателя как наклонно, так и вертикально.
  • Эстония 10 (1964) — автомобиль Формулы-1. Использовался двигатель ГАЗ-21 2500 куб.см. 1 экземпляр.
  • Эстония 11 (1964) — автомобиль Формулы-1. В 1965-м оснащен двигателем ГАЗ-21, в 1966-м ГАЗ-13. 1 экземпляр.
  • Эстония 12 (1964) — использован двигатель Москвич 407. 1 экземпляр.
  • Эстония 13 (1964) — использован двигатель Москвич 407. 1 экземпляр.
  • Эстония 14 (1966) — автомобиль Формулы-1. 1 экземпляр.
  • Эстония 15 (1967-1970) — использовала мотоциклетные двигатели Иж Юпитер 350. Этот автомобиль был в классе между картингом и формулой гонок, что позволяло молодым гонщикам войти в больший класс. Максимальная скорость 160 км/ч. 83 экземпляра.
  • Эстония 15M (1970—1974) — модернизация Эстония 15, отличающаяся улучшенной аэродинамикой и лучшим охлаждением двигателя. 136 экземпляра.
  • Эстония 16 (1968) — использовался двигатель Москвич 412 1500 SOCH, магниевые колеса и дисковые тормоза на всех колесах. Интегрированная система огнетушителя СО2. 6 экземпляров.
  • Эстония 16M (1970-1975) — модернизация Эстонии 16. 100 экземпляров.
  • Эстония 17 (1974) — автомобиль Формулы-1. 1 экземпляр.
  • Эстония 18 (1972—1976) — технически похож на Эстония 16, но с двигателем ВАЗ 1300 см/куб. 76 экземляров.
  • Эстония 18M (1976-1977) — модернизация Эстонии 18. 37 экземпляров.
  • Эстония 19 (1977-1979) — радиаторы по бокам, крылья спереди и сзади. Двигатель ВАЗ. 165 экземпляров.
  • Эстония 20 (1980—1982) — новая улучшенная аэродинамика. Разработан Мартом Конго, гонщиком и инженером, и Юри Ива. 154 экземпляра.
  • Эстония 21 (1981) — спроектирован гоночным инженером Раулем Сарапом, этот автомобиль был настоящим прорывом. Эстония впервые использовала эффект земли для улучшения аэродинамики. Всего было построено 295 автомобилей. Использовался двигатель ВАЗ 1300/1600 куб.см с 5-ступенчатой коробкой передач. Практически каждый компонент был построен или модифицирован на заводе ТОАРЗ.
  • Эстония 22 (1981) — построен Юри Ива. Двигатель был от мотоцикла ИЖ-350, а рама от «Эстонии 15». 1 экземпляр.
  • Эстония 23 (1984) — машина для испытания на воздействие грунта, тяговые подвески.
  • Эстония 24 (1985) — следующее творение Рауля Сарапа после Эстонии 21. Использовалось алюминиевое шасси монокок и двигатель ВАЗ 1600 куб.см с впрыском топлива и электронным зажиганием. 4 экземпляра.
  • Эстония 25 (1989) — разработан Александром Садовским и Яанусом Хейнсаром. Это был первый серийный автомобиль с алюминиевым монококом. Монококи были построены на российском военном вертолетном заводе и весили всего 39 кг. Автомобиль имел толкательную подвеску. Большинство автомобилей было продано в Польшу и Восточную Германию. Аэродинамические решения испытывались в аэродинамической трубе. Двигатели ВАЗ 1600 куб.см и 1600—1800 куб.см VW Golf GTI блоки для скандинавских Формул-4. Некоторые автомобили были оснащены западными гоночными компонентами. 67 экземпляров.
  • Эстония 26 (1994) — улучшенная аэродинамика, двигатель VW Golf GTI. 6 экземпляров.
  • Эстония 26-9 (2000) — последний автомобиль марки «Эстония». Улучшена аэродинамика, коробка передач Hewland, тормоза AP, сухой картер двигателя VW, улучшено распределение веса, улучшена подвеска. 1 экземпляр.

Был план спроектировать и построить автомобиль Estonia 27, но он так и не был реализован. Однако генеральный директор завода Юхан Сейн наставлял Таллиннскую команду Formula Student для их первых автомобилей, и поэтому наследие и знания были переданы студентам. Команда Tttk / TTÜ F-Student добилась успеха, войдя в топ-10 претендентов на раннем этапе.

Технические моменты

Все гоночные автомобили «Эстония» были произведены в довольно непростых условиях. Советская плановая экономика делала массовое производство специальных гоночных двигателей и других узлов очень сложным. При этом атмосфера в Эстонской ССР считалась наиболее свободной в СССР, поэтому было больше возможностей получить информацию о западных гоночных технологиях. Например, можно было ввозить гоночные журналы из близкой Финляндии. Кроме того, финские телевизионные трансляции можно было получить в северной Эстонии, поэтому инженеры TARK смотрели чемпионаты Формулы-1. Кроме того Советская Прибалтика к 1970-м годам стала основным негласным центром автомобильного спорта в СССР.

Ранние автомобили «Эстония» использовали малокубатурные мотоциклетные двигатели или однолитровые двухтактные двигатели Wartburg (ГДР). Гонщики (или механики) обычно готовили двигатели сами. Позже в основном использовались двигатели от автомобилей ВАЗ объёмом 1,3 или 1,6 л. Двигатели 1,3-литровые использовались в Формуле «Восток», и правила класса были довольно строгими, разрешая только изменения распредвала. Позже 1,6-литровый класс стал более свободным, и мощность двигателя соответственно выросла — до 165 л. с. и даже больше.

Начиная с Эстонии 16, Таллинский завод производил свои собственные коробки передач. За основу была взята коробка передач от автомобиля ЗАЗ-968, её перевернули на 180° и использовали разработанную ими систему передач. Все шестерни были быстро заменимы для различных коэффициентов.

Все главные узлы и детали как система рулевого управления, тормоза, амортизаторы, системы зажигания были построены на заводе ТОАРЗ. Были также созданы свои собственные колеса из магния.

Профессиональные гонщики, такие как Тоомас Напа или Тойво Асмер, имели специальные заводские автомобили с более широкими колесами и более легкими титановыми и магниевыми деталями.

> Примечания

  1. Отечественный автомотоспорт. Страницы биографии. За рулём, №11, 1973 (Ноябрь 1973). Дата обращения 10 декабря 2019.

Ссылки