Гололедица на дорогах

Гололёд

Не следует путать с гололедицей. Гололёд на ветках кустарника при слабом ветре. Март 2010, Западная Сибирь, температура воздуха — −3 °C. Томск.

Гололёд (устаревший синоним — ожеледь) — нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате десублимации водяного пара на охлаждённых до 0 градусов по Цельсию и ниже поверхностях, намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру.

Наблюдается при температуре воздуха чаще всего от нуля до −10 °C, иногда до −15 °C (при резком потеплении после периода устойчивых морозов, когда земля и предметы ещё сохраняют отрицательную температуру — и при температуре воздуха −3…+0,5 °C) в условиях слабого ветра или его отсутствия. Сильно затрудняет передвижение людей, животных, транспорта. Толщина отложения гололёда обычно небольшая, но в некоторых случаях может достигать одного и даже нескольких сантиметров, что приводит к обрывам проводов и обламыванию ветвей деревьев (а иногда и к массовому падению деревьев и опор линий электропередачи и станций водоснабжения)

Нарастание гололёда продолжается столько, сколько выпадают переохлаждённые осадки (обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане — несколько суток). Сохранение отложившегося гололёда может продолжаться несколько суток.

Гололёд, в отличие от гололедицы, образуется исключительно при выпадении переохлаждённых осадков при отрицательной температуре воздуха. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей (наличием льда на дорогах и тротуарах). Приносит большой экономический ущерб в связи с обрывами ЛЭП и других линейных коммуникаций.

В России ледяной дождь и гололёд чаще всего наблюдаются в регионах европейской части, где часты выносы тёплых воздушных масс атлантического и средиземноморского происхождения — Южном, Приволжском, Центральном федеральных округах, а также в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где на протяжении большей части зимы сохраняются устойчивые низкие отрицательные температуры воздуха, гололёд бывает крайне редко.

Среднегодовое число дней с гололёдом в некоторых городах России: Архангельск — 6, Мурманск — 1, Санкт-Петербург — 5, Москва — 6, Воронеж — 17, Ростов-на-Дону — 10, Астрахань — 6, Самара — 15, Казань — 7, Екатеринбург — 5, Сыктывкар — 12, Оренбург — 9, Омск — 6, Ханты-Мансийск — 5, Томск — 2, Иркутск — 0, Якутск — 0, Петропавловск-Камчатский — 2, Хабаровск — 0, Владивосток — 1.

Примеры гололёда

Опора воздушной линии (ВЛ) 220 кВ, пострадавшая от гололёда в Москве в декабре 2010 года. Слева — непострадавшая опора ВЛ 110 кВ, справа видны фрагменты полностью обрушившейся опоры ВЛ 220 кВ

  • Значительный гололёд произошёл в юго-западной России в октябре 1892 года. 20 и 21 октября при северном и северо-восточном ветрах воздух и поверхность почвы значительно охладились. Утром 22 октября подул южный ветер и пошёл снег, который переходил по временам то в обыкновенный, то в ледяной дождь. Почва, строения, ветви и листья деревьев покрылись ледяной корой.
  • Гололёд 1998 года в Северной Америке
  • Интенсивный гололёд в Москве 25—26 декабря 2010 года, приведший к массовым отключениям электроэнергии и задержкам авиарейсов сломам деревьев.

> См. также

    Примечания

  1. Гляциологический словарь / Под ред. В. М. Котлякова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — С. 104. — 528 с. — 5600 экз.
  2. Encyclopedia of Snow, Ice and Glaciers / Singh, Vijay P.; Singh, Pratap; Haritashya, Umesh K. (Eds.). — Dordrecht: Springer, 2011. — 1253 p. — (Encyclopedia of Earth Sciences Series). — ISBN 978-90-481-2641-5, Electronic publication ISBN 978-90-481-2642-2, Print and electronic bundle ISBN 978-90-481-2643-9.
  3. Климат России
  4. «Труды Приднепровской метеорологической сети. Снежный покров в октябре 1892 г.»

Ссылки

В Викисловаре есть статья «гололёд»

  • Атмосферные явления. Классификация и описание
  • Изморозь и иней, гололёд и гололедица

Это заготовка статьи по гидрологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Гололед и гололедица

Когда зимой передают прогноз погоды, то часто можно услышать от синоптика о том, что возможны гололед и гололедица. Многие люди не представляют, в чем отличие одного понятия от другого, однако данные природные явления не одно и то же – они имеют разное происхождение.

Что такое гололед

Так называется ледяной слой, появляющийся при отрицательной температуре на почве, асфальте, ветвях растений и прочих поверхностях, когда вымерзает выпадающая атмосферная влага.

Формирование ледяной корки отмечается обычно на горизонтальной поверхности, но лед также может нарасти и на вертикальном объекте с наветренного бока или со всех боков. Ледяные наросты нередко обретают причудливые формы, но, любуясь их природной красотой, не стоит забывать об опасности явления.

Как образуется

Природный механизм образования гололеда такой же, как при формировании других осадков. Водяной пар, устремляясь в высокие холодные атмосферные слои, охлаждается и образует мельчайшие водяные капли. Постепенно становясь крупнее, капли падают на землю, на земные объекты, сливаясь в ледяной покров.

Процесс образования скользкого слоя отмечается тогда, когда после долгого холодного периода наступает потепление, а почва и наземные объекты еще остаются холодными. Обычно такое явление наблюдается когда столбик термометра показывает -10 – 0°C, иногда до -15°C, а ветер отсутствует или слабый.

Слой, образовавшийся на поверхности земли, небольшой, и лишь в редких случаях достигает более 1 см. Но нарастать корка продолжает до тех пор, пока выпадает атмосферная влага: чаще всего несколько часов, но если стоит морось, то более суток. Держится образовавшийся гололед несколько суток.

Чем опасен

Когда синоптики говорят об опасности гололеда, то чаще всего упоминают следующие случаи:

    1. Скользкая корка на пешеходных дорогах и проезжей части является причиной учащения чрезвычайных происшествий: автомобили попадают в аварии, пешеходы поскальзываются, получают травмы.
    2. Транспортные средства сковываются плотным ледяным слоем, из-за чего затрудняется их эксплуатация.
    3. Частые неприятные для пешеходов, коммунальных и прочих служб населенного пункта последствия стихии: обрыв линий электропередач, падение информационных щитов, обрушение конструкций и построек. Из-за сбоя подачи электроэнергии нарушается ритм жизни городов, население и обслуживающие компании сталкиваются с многочисленными проблемами.
    4. Большую опасность несут гололедные явления на море: из-за толстого ледяного нароста судно может опрокинуться.
    5. Корка, покрывшая ветви растений, называется ледяным дождем. Она выглядит красиво, но может привести к обламыванию крупных веток, к падению ветхих деревьев, не выдержавших ледяной тяжести. А озимые культуры, попавшие в ледяной капкан, могут погибнуть.

Борьба с гололедом осуществляется коммунальными службами при помощи противогололедных материалов. Для обработки пешеходных и автомобильных дорог применяются сыпучие средства (соль, зола, песок), химические гранулированные и жидкие смеси.

Несмотря на это пешеходам и автомобилистам нужно знать основные меры борьбы с гололедом:

  • использование ледоступов – металлических шипованных насадок на подошву обуви;
  • неторопливое и осторожное передвижение по заледенелой поверхности (желательно хвататься руками за окружающие устойчивые объекты);
  • во избежание сотрясения мозга при падении сгруппировать тело, прижать подбородок к груди;
  • во избежание перелома падать не на вытянутые руки;
  • посыпание придомовых дорожек и крыльца песком или каменной крошкой;
  • осторожное прохождение мимо заледенелых проводов;
  • смена шин на зимний вариант с липкими вставками или шипами.

Что такое гололедица

Если гололедом именуют явление природы, то гололедицей называют физическое состояние – ледяной покров или слой снега, образовавшийся после повторного замерзания оттаявшей воды. Говоря простым языком, в первом случае замерзает выпавшая атмосферная влага, во втором влага оттаивает, затем снова замерзает.

Поскольку причиной возникновения гололеда является замерзшая атмосферная влага, а гололедицы – повторное замерзание того, что оттаяло, то первое явление может охватывать любую поверхность, а второе отмечается только на горизонтальных покрытиях. Это главный нюанс, чем отличается гололед от гололедицы.

Оба явления опасны для человека. Гололедица способна удерживаться на дорожном покрытии несколько суток, приводя к многочисленным травмам и авариям.

Особенную опасность несет скользкая поверхность, которую припорашивает тонким слоем выпавший снег. В этом случае человек не замечает каток под ногами, поскальзывается, падает. Падение оказывается неожиданным, человек не успевает сгруппироваться, может тяжело повредить голову, поясничную область, конечности.

Борясь с гололедицей, коммунальщики посыпают дорожные поверхности песком, солью или песчано-солевой смесью. Если дорога не посыпана, то пешеходу лучше пройти по снегу за краем тротуара.

В чем разница между гололедом и гололедицей

Гололед и гололедица различаются происхождением и возможностью покрытия определенных поверхностей. Но эти явления имеют и другие существенные различия.

В чем разница между гололедом и гололедицей:

  1. Гололед представляет собой сплошной и довольно толстый слой. Гололедица захватывает отдельные участки дорожного покрытия, обычно тонкая, но бывает плотная, если таяние и замерзание воды происходило несколько раз.
  2. Атмосферная влага покрывает любую доступную поверхность, на которой и замерзает. Талая вода замерзает только на горизонтальных покрытиях.
  3. Гололед – одна из главных дорожных опасностей. И дело не только в скользком дорожном покрытии. Полупрозрачная корка покрывает корпус автомобиля, что для водителя – большая проблема, а также стекла автомобиля, из-за чего ухудшается видимость. Водитель вынужден ехать со скоростью, не превышающей 40 км/ч. На отдельных участках дорог могут находиться незаметные ледяные лужицы. В момент времени, когда автомобиль проезжает по лужице, его может занести.
  4. При гололеде пешеходам трудно двигаться по асфальту. Но гололедица опаснее для пешеходов: дорога может казаться чистой, но на ней будут небольшие и малозаметные ледяные лужицы. Человек, уверенно двигаясь, наступает на лужицу, поскальзывается, получает травму. Нужно внимательно смотреть на дорогу, обходить подозрительные места, особенно если после прошедшей оттепели пошел снег.
  5. Коммунальщики говорят про гололед, как про головную боль, настоящее стихийное бедствие. При обрыве проводов наносится существенный урон коммунальной, экономической, хозяйственной сферам пострадавшего региона. Население, административные и хозяйственные объекты остаются без электричества, а ремонт линий электропередач – работа хлопотная и опасная. При гололедице провода не затрагиваются.
  6. Оба явления оказывают негативное влияние на озимые сельскохозяйственные культуры. Но при гололедице ситуация хуже. Если гололед при отсутствии снега на полях покрывает тонкой коркой стебли зимующих культур, то при гололедице леденеет поверхность почвы. В результате не выживают даже самые зимостойкие сорта злаковых культур.
  7. Гололед обычно держится недолго и после завершения выпадения атмосферной влаги постепенно проходит. При высокой влажности воздуха даже ледяная корка, имеющая толщину в несколько сантиметров, держится не дольше 5 дней. Гололедица способна сохраняться на период дольше недели.

После выяснения, что такое гололед, стало понятно, что это явление не синонимично гололедице. Когда синоптики, передавая прогноз погоды, говорят об этих двух явлениях, то подразумевают разные природные процессы.

Следует подвести итог:

  • гололед связан с выпадением и замерзанием атмосферной влаги, гололедица – с повторным заледенением оттаявшей воды;
  • гололед можно увидеть на горизонтальных и вертикальных сторонах любых доступных для небесной влаги объектов, гололедицу – исключительно на дорожных и почвенных покрытиях;
  • гололед толще, охватывает значительные пространства, но менее устойчив, гололедица тоньше, захватывает отдельные участки дорожного полотна, но более устойчива.

Оба явления опасны для человеческого здоровья, являются частой причиной зимних автомобильных аварий. Поэтому не стоит игнорировать предупреждения синоптиков, по заледенелым дорогам следует двигаться осторожно как пешком, так и за рулем транспортного средства.

Гололёд. Как предотвратить падение?

Зима — сезон повышенного травматизма. Статистики утверждают, что причиной 15 % временной утраты трудоспособности являются последствия падений на льду.

Синоптики заблаговременно предупреждают нас об опасных погодных условиях, часто в прогнозах погоды звучит : «на дорогах гололедица» или гололёд. Оба термина обозначают скользкую дорогу, но, это не синонимы.

Гололедица, это тонкий слой наледи, покрывающий дороги после резкого похолодания, сменившего плюсовую температуру, оттепель.

Гололёд, это прочный и толстый слой льда, образующийся при падении осадков (мороси, дождя) на остывшую землю. Именно гололед становится причиной самых травмоопасных падений.

Неустойчивая погода зимой, когда периоды плюсовых температур и оттепели сменяются резким похолоданием, создает благоприятные условия для обледенения дорог, и как следствие- способствует многочисленным падениям и травмам . Самые частые «зимние» травмы — переломы лучевых костей рук, , лодыжек и рёбер. Нередки растяжения связок, ушибы, черепно-мозговые травмы. Особенно опасны падения для пожилых людей, часто они заканчиваются тяжелейшей травмой- переломом шейки бедра.

Снизить риск падений и травм , во время перемещения по обледеневшей дороге можно, соблюдая следующие правила.

Меры предосторожности

— Следите за прогнозом погоды, что бы заблаговременно подготовить подходящую одежду и обувь. Образование гололеда особенно вероятно при температуре воздуха от 0 до -3 С.

— Внесите коррективы в привычный маршрут, выходите из дома заранее, чтобы избежать спешки. Идите медленнее, чем обычно, быстрая ходьба повышает вероятность падения на льду.

— Обеспечьте рукам свободу. Свободные руки помогут вернуть баланс и удержать равновесие при падении. При ходьбе держите руки слегка разведенными и согнутыми. Не прячьте руки в карманах. Не занимайте обе руки сумками. Не разговаривайте по телефону на ходу.

-Будьте особенно осторожны при переходе проезжей части. Не перебегайте дорогу! На обледеневшей дороге автомобиль может не успеть затормозить, так как тормозной путь удлиняется.

— Пожилым людям желательно пользоваться при ходьбе тростью с резиновым наконечником или специальной палкой с заострёнными шипами.

-Будьте предельно внимательны, спускаясь по уличным лестницам. Ставьте ступню вдоль ступенек, спускаясь «боком». По возможности — держитесь за перила.

-Делайте небольшие шаги, слегка согнутыми в коленях ногами, корпус при этом немного наклоните вперед. Перенесите всю тяжесть тела на одну ногу, убедившись, что ступня стоит на льду твердо, переносите вес и центр тяжести на другую ногу. Наступайте полностью на всю подошву.

— Старайтесь обходить места с явным обледенением ( замерзшие лужи), если этого сделать нельзя — передвигайтесь «лыжным» шагом, не отрывая подошв от земли.

— Будьте внимательны при выборе зимней обуви! Она не только должна защищать от холода, но и обеспечивать хорошее сцепление подошвы со скользкой поверхностью, и устойчивость. Откажитесь от обуви на высоких каблуках, платформе, гладкой подошве без рельефа.

Золотой стандарт зимней обуви- устойчивая модель на низком (3-4 см) широком каблуке, с глубоким протекторным рельефом на подошве (борозды расположены не вдоль, а поперек).

При падении.

— Не пытайтесь спасти вещи, которые несете в руках, ваше здоровье важнее; бросайте ношу и восстанавливайте баланс.

— Если вы все-таки поскользнулись, и начали падать — напрягите мышцы (если этого не сделать, весь удар примут на себя кости) и сгруппируйтесь, постарайтесь упасть на бок.

— Падая попытайтесь согнуть колени и как бы присесть, это снизит высоту падения.

— При падении не выставляйте руки вперёд, во избежание переломов.

— Если падаете на спину – очень важно прижать подбородок к груди, это снизит вероятность черепно-мозговой травмы.

— Не пытайтесь вставать сразу после падения — осмотрите себя-нет ли травм, и только потом осторожно поднимайтесь.

— Важно! Если после падения беспокоит сильная боль в травмированных конечностях, головокружение, необходимо срочно обратиться к врачу!

Осторожность и внимательность — лучшая профилактика зимних травм!

Гололедица

В субтропической Австралии гололедица случается только в горных районах Не следует путать с гололёдом.

Гололе́дица — слой бугристого льда (ледяная корка) или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы (переход к отрицательным значениям температуры).

В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом, смыта дождём, или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы.

В сельском хозяйстве гололедица может наносить существенный ущерб, так как вызывает выпревание озимых посевов.

Меры борьбы c гололедицей на дорогах

Страны СНГ

Противолёдный реагент на тротуаре в Москве

В странах СНГ в качестве противогололедных реагентов зачастую используют техническую соль (NaCl). Этот реагент негативно влияет на состояние окружающей среды, разрушает городскую растительность, ускоряет коррозию автомобилей, сокращает срок службы обуви. В Европе, Америке, а с 2002 года и в России (в Москве) применяют другие виды реагентов. В течение 2000-х годов власти Москвы перепробовали большое количество различных ПГР, и продолжают экспериментировать. В то же время в городах с более низкими температурами в холодное время года противогололёдные реагенты теряют свою эффективность, поэтому дороги посыпаются песком либо песко-соляной смесью. В целом же в стране весьма развит рынок противогололёдных реагентов.

Европа

Местные власти, исходя из бюджета на эти цели, удобства применения и экологических соображений, решают, каким образом обрабатывать дороги зимой.

> См. также

  • Атмосферные явления
  1. Гололедица // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Броунов П. И. Гололедица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 1 2 Чем посыпают белорусские дороги?
  4. Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки РИА Новости
  5. Аналитика: рынок противогололедных реагентов Москвы Архивная копия от 4 июля 2011 на Wayback Machine
  • АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ — КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ

ГОЛОЛЕД И ГОЛОЛЕДИЦА

По радио все время упоминают два термина – гололед и гололедица. В чем отличие между ними? Что хуже для водителей?

Метеорологи называют гололедом слой льда, образовавшийся на поверхности земли и расположенных на ней объектах во время (!) выпадения осадков в виде дождя, вследствие его замерзания. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина слоя льда, появившегося при гололеде, может достигать нескольких сантиметров. Причем покрывает он не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности – цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты – мосты и их опоры, эстакады, столбы.

Гололедица – это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах. Образованию гололедицы способствуют также погодные условия: выпавшие накануне (!) осадки в виде дождя или снега, минусовая температура воздуха.

С точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге гололед значительно опаснее гололедицы. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности гораздо ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30 – 40 км/ч, а при гололедице – 60 – 70 км/ч.

Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться. В гололед замерзающий дождь покрывает всю поверхность дороги независимо от того, сколько колес по ней уже проехало.