Как в правах отмечают автомат и механику

Содержание

Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».

В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.

Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.

Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Категории и подкатегории нового удостоверения

Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.

Шесть больших категорий:

  • А — мотоциклы;
  • B — легковые автомобили;
  • C — грузовые автомобили;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды;
  • Трамваи и троллейбусы.

Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.

Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см3;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см3;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.

На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен

Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».

Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.

Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.

Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.

Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.

В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.

Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.

Водительские права на автомат и на механику – в чем различия?

После введения в Российской Федерации нового образца водительского удостоверения, которое соответствует Венской конвенции “О правилах дорожного движения”, документ претерпел некоторые изменения. Характерной особенностью нового удостоверения является добавление отметки про обучение водителя. Теперь там указывается, на каком транспортном средстве обучался владелец прав: с автоматической или механической коробкой передач. Какие отличия права на автомат и на механику рассмотрим ниже в статье.

На чем лучше обучаться и на чем лучше сдавать экзамен

При выборе автомобиля, на котором будет приобретаться практический опыт езды, лучше обратить свое внимание на механику. Обучение на механической коробке передач даст возможность получить дополнительные умения и навыки вождения транспортным средством.

Если будут права на механику, то можно получить универсальную возможность ездить и с использованием автомата. В противоположном случае, можно будет ездить только на автоматической коробке.

Экзамен лучше сдавать на автоматической коробке передач. При сдаче в условиях города, во время стрессовой для водителя ситуации, это исключит возможные ошибки. Тем более, что ГИБДД не будет препятствовать этому решению.

Где в правах указывается механика или автомат

Требования к изучению для обучающихся заметно изменились. Теперь, если будущий водитель не планирует ездить на автомобиле с механической коробкой передач, он может проходить обучение и экзамен на автомате. Права на автомат и на механику немного отличаются.

На новом удостоверении, в отдельной графе после документа (под штрих-кодом прав), будет поставлена отметка – “АТ”. Она говорит о том, что водитель обучался именно на автомате и не позволит ему управлять транспортными средствами с механикой.

Чем отличается водительское удостоверение на механику и АКПП

За счет того, что процесс обучения отличается в сложности, навыки у этих категорий водителей также разнятся. Владелец удостоверения с отметкой “АТ” может не обладать достаточными умениями для вождения автомобилем с МКПП. Поэтому таким лицам не разрешено садиться за руль транспортного средства с механикой. В случае получения универсальных прав, можно управлять и автоматом, поэтому обучающиеся на механической коробке передач смогут ездить на обоих видах автомобилей.

Здесь все зависит от личного желания обучающегося. Если он предполагает, что будет ездить, как на автомате, так и на механике, то нужно получать удостоверение на вождение механической коробкой передач. Если же полученная возможность управлять сразу двумя видами транспортных средств просто не требуется – лучше выбрать права на автоматическую коробку передач. Это не только упростит и так достаточно сложный процесс обучения, а еще и даст возможность с легкостью пройти практический экзамен на дороге.

Чем отличается обучение на права на механику и автомат

Выбор направления обучения целиком зависит от личного удобства водителя. В случае, если будущий владелец удостоверения не планирует пользоваться МКПП, он может проходить весь курс обучения на АКПП. Впоследствии экзамен нужно сдавать именно на автомате.

Приобретенные во время обучения навыки и умения управления транспортным средством будут отличаться. Человек учившийся на механике сможет более эффективно решать возникающие проблемы на дороге, но процесс отработки этих навыков сложнее. Причем, эти умения могут и не пригодиться в будущем.

Рассмотрим особенности вождения на автомате:

  • Трогаться сразу не нужно. Машине требуется разогреться перед началом движения. Время ожидания составляет 1-2 минуты, а в зимнюю пору может немного увеличиваться.
  • Без перемещения селектора на положения “P” или “N” двигатель транспортного средства не заведется.
  • Перед тем, как начать движение, нужно передвинуть селектор, в положение, разрешающее автотранспортному средству движение.

Отличия в стоимости обучения

Автомобили с МКПП более сложны в управлении и обучении. Поэтому количество инструкторов больше. Стоимость АКПП намного дороже механики, вследствие чего обучение на таком агрегате будет дороже. Хоть езда и будет приятней и удобней, не все учащиеся смогут переплатить на 2000 рублей дороже.

Отличия в экзаменах

Есть и существенные отличия прав на автомат и на механику во время сдачи экзаменов. Теоретическая часть абсолютно ничем не отличается. Будущие водители обучаются по той же программе теории правил дорожного движения. Сложность возникает в момент проверки водительских навыков на дороге. Это связано с тем, что все дорожные факторы могут отвлекать неопытного водителя во время сдачи экзамена.

Обучение на механике более углубленно дает понять суть работы транспортного средства, а также использовать эти знания во время езды. Программа обучения на механической коробке передач уже давно отработана до мелких деталей и обучающийся имеет больший уровень подготовки при возникновении аварийных ситуаций на дороге.

При пользовании автоматом, человек за рулем не будет отвлекаться и сможет обратить все свое внимание на дорогу и правильное техническое выполнение всех элементов теста. Это нужно учитывать при сдаче. ГИБДД никаким образом не влияет на выбор – сдавать на автомате или механике.

Ответственность за управление автомобилем на механике с правами на автомат

Важное отличие права на автомат и на механику является то, что вождение транспортным средством, оснащенным МКПП, с наличием водительских прав на АКПП является грубым нарушение ПДД — это приравнивается к ситуации, если бы вообще не было удостоверения. Водитель, который изъявит желание управлять еще и механикой должен перепройти курсы и сдать экзамены на получение таких прав.

Ограничения по возрасту

Новый образец водительского удостоверения предусматривает такие возрастные категории:

  • 16 лет – мопед;
  • 18 лет – категории A, B, C и C1;
  • 21 год – категория D.

Расшифровка особых меток в водительском удостоверении нового образца

Кроме отметки “АТ”, которая говорит об характере обучения водителя – учился на автоматической коробке передач, есть еще и другие изменения в удостоверения предоставляющих право водить транспортные средства. Пройдемся по категориям:

  1. Основные, в количестве шести категорий:
  • мотоциклы – A;
  • легковой автотранспорт – B;
  • грузовой автотранспорт – C;
  • автобусы – D;
  • мопеды и скутеры – М;
  • троллейбусы и трамваи – Tb\Tm.
  1. Подкатегории:
  • A1 – легкие мотоциклы с двигателем не более 125 кубических сантиметров;
  • B1 – квадроциклы и трициклы;
  • C1 – грузовые транспортные средства весом до 7,5 тонн;
  • D1 – микроавтобусы с количеством мест не более 16.
  1. Специальные, для автотранспортных средств с прицепом:
  • BE – легковой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • CE – грузовой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • DE – автобусы с прицепом, масса которого составляет от 0,75 до 3,5 тонн;
  • C1E – грузовой автотранспорт с прицепом, масса которого более 750 килограмм;
  • D1E – автобусы с прицепом, масса которого составляет от 0,75 до 3,5 тонн.

В графе номер 10 ставится отметка про дату выдачи документа на руки водителю, а в 11 – срок официального действия документа. После того, как истечет срок действия, придется поменять права, при этом повторно сдав экзамены. В графе номер 12 указываются различные ограничения по каждой из полученных категорий. В 14 графе ставится особая отметка – “АТ”. Она свидетельствует про то, что водитель учился на автоматической коробке передач. С такой отметкой управлять транспортными средствами на механике запрещено законом.

Защита от подделки

Рассмотрим отличия прав на автомат и на механику, между официальным документом и его поддельной копией. Фиктивным будет считаться то удостоверение, которое не соответствует прохождению процесса государственного производства. Если на нем присутствуют следы манипуляций или информация не отвечает той, что закреплена законодательством:

  • Отсутствует какая-либо информация на бланке прав.
  • Есть потертости и другие следы исправления старой информации.
  • Несоответствие информации на бланке законодательной базе.
  • Изготовлено из не установленных государством материалов.
  • Присутствуют признаки некачественного производства документа, неправильного нанесения информации на нем.
  • Нет защитных элементов и соответствующих отметок.

Подделка, хранение, использование, сбыт фальшивых документов, а также укрывание лиц, которые их подделали, карается уголовным законодательством. За эти действия предусматривается штраф, заключение под стражу до шести месяцев, принудительные работы и лишение свободы. К тому же, все подделки могут быть легко выявлены сотрудниками ГИБДД.

Чем документ нового образца отличается от старого

Разберем, чем же все-таки новые права на автомат и механику отличаются от старых. В документе изменилась система категорий транспортных средств, на управление которых получается разрешение. Появился штрих-код, который позволяет автоматизировать учет удостоверений в государственных базах данных. И самое главное в теме статьи – на правах ставится отметка, которая говорит про принадлежность документа к двум подкатегориям: МКПП или АКПП.

Подводим итоги

Венская Конвенция “О правилах дорожного движения” заставила законодательство довольно сильно изменить вид документа, который позволяет гражданам страны управлять транспортными средствами. Были добавлены новые категории и специальные отметки. Необычным нововведением стало нанесение штрих-кода на документ. Это позволяет намного легче вести учет владельцев водительских удостоверений и соответствующей им информации, пользуясь автоматизированными базами данных.

Теперь современное удостоверение соответствует европейским стандартам. Среди явных изменений выделяется разграничение водителей на две подкатегории. Если владелец документа обучался на автомате, то в бланке ставится отметка “АТ”, которая позволяет управлять лишь транспортными средствами с автоматической коробкой передач.

Владельцы удостоверения без этой метки, то есть те, кто прошел курс обучения на механике, получают универсальные права – они могут находиться за рулем, как машины с МКПП, так и с АКПП.

Доброго времени суток! В России Водительское удостоверение (В/У) в третьем тысячелетии уже несколько раз подвергалось изменениям, и в правах нового образа появились обозначения ранее неизвестные, а потому непонятные многим автолюбителям. Но сейчас можно получить только один вид удостоверения, с многочисленными нововведениями.

Эта статья расскажет вам, как выглядят новые права в последней редакции и что означает написанная в них информация. Это Кулик Илья. Поехали!

Как выглядит водительское удостоверение нового образца

Образец новых прав утвердил Приказ МВД №365, изданный 13 мая 2009 года. Ключевое изменение было внесено Приказом МВД №6 9 января 2014 года, тогда и был установлен современный вид водительского документа.

Редакции подверглась таблица категорий транспортных средств, были введены новые отметки. В остальном внешний вид остался таким же, каким он был в правах нового образца, которые начали выдавать с 2011 года.

Статья в тему: Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение?

Общий вид

Особенностью последней редакции российских национальных водительских прав является их полное соответствие положениям Венской Конвенции о безопасности дорожного движения, впервые принятой в 1968 году. Впоследствии, естественно, содержание документа изменяли. Давайте разберёмся, как должны выглядеть права, чтобы соответствовать международным нормам.

Общий вид документа

Форма удостоверения водителя – прямоугольник с закруглёнными углами с шириной 85,6 мм и высотой 54 мм. Основа документа – пластиковая, степень защиты от подделок – «Б».

Водительские права двухсторонние, то есть важная информация содержится и на лицевой стороне, и на обороте.

Один из способов защиты от подделок – фоновая сетка, цвет которой на лицевой стороне плавно меняется с голубого на розовый при движении слева направо. Аналогично оформлена и оборотная сторона, только розоватый цвет уже находится слева, а голубой – справа.

Лицевая сторона

В этой части удостоверения указываются основные сведения о документе и его владельце. В верхней части сиреневой краской заголовок – «Водительское удостоверение». Кстати, тем же цветом напечатаны и обозначения разделов. Слева – место для фотографии размером 21×30 мм.

На самом деле это устаревший вариант прав, но отличий по оформлению от нового нет. Сможете определить, почему это 100% старая редакция? Свои варианты пишите в комментарии

Над фотографией – знак Российской Федерации – «RUS» (не забываем, что права отвечают международным требованиям). В нижней части удостоверения фоном выполнено изображение автомагистрали серого цвета со сплошной и прерывистой разметкой (на фотографиях документа иногда плохо видно).

Остальное место на лицевой стороне удостоверения занимают личные сведения водителя, а также информация о документе, напечатанные чёрной краской. Кстати, обратите внимание, все данные дублируются на латинице, причём шрифт дублирующих записей отличается от основного.

Что значат пункты в водительском удостоверении

Если вы видели удостоверение водителя нового образца, то знаете, что разделы, содержащую различные сведения не подписаны, а стоят просто цифры.

Сделано это в первую очередь для того, чтобы не писать перевод названия каждой графы (ведь по российским правам можно водить за границей). Арабские цифры понятны автоинспекторам в любой точке земного шара, поэтому они легко смогут найти необходимую информацию.

Ниже в таблице я привёл расшифровку пунктов, указанных в водительском удостоверении.

Номер раздела
Лицевая сторона
1 Имя
2 Фамилия, отчество (при наличии)
3 Дата и место рождения (регион)
4a Дата выдачи В/У
4b Окончание срока действия прав
4c Код, означающий подразделение ГИБДД, выдавшее документ
5 Серия и номер В/У
6 Фотография
7 Личная подпись владельца (оригинал или копия)
8 Место проживания
9 Разрешённые категории
Оборотная сторона
10 (столбец таблицы) Дата открытия категории
11 (столбец таблицы) Дата окончания действия прав
12 (столбец таблицы) Ограничения для категорий
13 Штрих-код
14 Общие ограничения и дополнительная информация

Отдельного пояснения может потребовать раздел «4с», так как информация в нём указана в зашифрованном виде. Всего в этой графе помимо аббревиатуры «ГИБДД» написаны 4 цифры. Первые две из них – код региона, в котором расположено подразделение автоинспекции, выдавшее права. Это тот же код, что и указывается на номерных знаках автомобилей. Две оставшиеся цифры – номер самого отделения.

Статья в тему: Как узнать, кем выданы права – где искать информацию на разных типах водительских удостоверений + фото с примерами

Многих также смущает факт отсутствия обозначения на водительском удостоверении графы «13». Это не ошибка и не суеверие, этот раздел в удостоверении занимает штрих-код.

Оборотная сторона

Основное место занимает таблица, содержащая сведения о разрешениях водить различные типы транспортных средств, которые отображаются в виде записи напротив соответствующей категории дат начала и окончания срока действия права на управление данным видом ТС, обычно совпадающее со сроком действия прав.

Оборотная сторона крупным планом. Обратите внимание на отметку «AS» в разделе 12

Слева – штрих-код, который позволяет считывать всю информацию специальным устройством, а также является дополнительной защитой от подделок – ведь сформировать штрих-код, с правильно зашифрованной информацией невозможно без соответствующей программы.

Справа внизу красной краской указываются серия и номер удостоверения. Слева – данные об изготовителе бланка.

В разделе «14» указываются особые замечания, относящиеся сразу ко всем категориям, а также некоторые сведения о водителе.

Обозначение и расшифровка категорий

Как известно, современное российское законодательство предусматривает 16 различных типов транспорта. Все они, точнее, их специальное обозначение и пиктограмма, указаны в таблице на обороте водительского удостоверения. Расшифровываются они так.

  • «A» – мотоциклы.
  • «A1» – лёгкие мотоциклы.
  • «B» – легковые автомашины.
  • «B1» – трициклы и квадрициклы.
  • «C» – грузовые.
  • «C1» – среднетоннажные грузовики
  • «D» – автобусы.
  • «D1» – микроавтобусы.
  • «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E» – автопоезда, состоящие из тягача соответствующей категории и тяжёлого прицепа.
  • «M» – мопеды.
  • «Tm» – трамваи.
  • «Tb» – троллейбусы.

Статья в тему: Новые категории в водительских правах: подробная расшифровка

Специальные ограничения для категорий

В столбце таблицы, выполняющем роль раздела «12», прописываются, при наличии, ограничения, действующие только для той категории или подкатегории, напротив которой они поставлены.

    • «AT» – можно водить транспортные средства только с автоматической коробкой передач. Может ставиться к любой категории.
    • «AS» – можно водить квадрициклы и трициклы только с рулём или посадкой автомобильного типа, добавляется к «B1».
    • «MS» – разрешение на управление ТС подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или управлением.
    • «ML» – добавляется к «M». Обозначает запрет водить мопеды по медицинским показателям.

Примечание. Если водитель имеет открытые и «A», и «B», то напротив «B1» никакие отметки не ставятся.

В графе 14 пишется дополнительная информация о водителе. Как правило, это:

  • Медицинские ограничения, общие для всех категорий.
  • Стаж с даты открытия самой первой категории.
  • Серия и номер предыдущих водительских прав (при замене).
  • Дополнительные личные сведения владельца документа.

Медицинские показания записываются в виде обозначений, чтобы они были понятны для зарубежных автоинспекторов.

  • «MC» – у транспортного средства должно быть ручное управление.
  • «AT» – водить можно только машины с АКПП.
  • «APS» – необходимо наличие парковочной системы со звуковым сигнализированием.
  • «GCL» – нужны средства коррекции зрения.
  • «HA/CF» – водить можно при использовании устройств, компенсирующих потерю слуха или речи.

Статья в тему: Особые отметки на правах – как расшифровать буквы и другие пометки на старых и новых водительских удостоверениях + фото с примерами

Правда ли, что новые права не пластиковые?

Всем известно, что для получения водительского удостоверения нового образца надо заплатить госпошлину как за пластиковые права. Но когда водитель получает документ на руки, у него зачастую возникает вопрос: «А есть ли здесь обещанный пластик?». Ведь внешне права очень похожи на заламинированную бумажку, напоминающую старые бумажные «корочки».

Спешу развеять сомнения: пластмассовая основа в виде тонкой пластинки на самом деле есть, и она вставлена между бумажными листами, на которых напечатаны сведения о владельце документа. Поэтому взымаемая госпошлина законна, удостоверение нового образца имеют все основания называться документом, «изготовленным на пластиковой основе».

Подведём итоги

  • Водительские права в новой версии выдаются с 2014 года.
  • Последняя редакция отличается от предыдущей, главным образом, таблицей категорий.
  • Документ соответствует международным требованиям.
  • Пластиковая основа имеется в новом удостоверении водителя.

Теперь вы знаете как выглядит главный документ водителя в последней редакции. Все выдающиеся в настоящее время удостоверения именно такие.

Чтобы поделиться мнением по поводу внешнего вида новых прав или задать вопрос по теме, нужно обратиться к форме комментариев под статьёй. Мне, да и другим читателям будет интересно узнать ваши мысли.

Изменённая редакция водительского удостоверения и другие нововведения 2014 года:

На сегодня я закончил. Не забывайте делиться ссылкой на статью с друзьями и подписчиками в социальных сетях. Оформляйте подписку на блог, чтобы не пропустить новые материалы. Всего доброго!

Категории водительских прав 2019 с расшифровкой

Водительское удостоверение — один из наиболее важных документов владельцев автотранспорта, участвующих в дорожном движении. До недавнего времени каждый автолюбитель знал, какие данные в нём отображены. На данном этапе в законодательство внесены существенные поправки, изменившие конфигурацию удостоверения и расширившие его содержание, потому новые категории водительских прав 2019 с расшифровкой известны далеко не каждому автомобилисту. При этом именно они изменились наиболее значительно.

Как выглядят водительское удостоверение нового образца

В результате усовершенствований в документ внесли более широкий объём данных о владельце автомобиля. В отдельных случаях его можно использовать, чтобы подтвердить личность в отсутствии паспорта. Вся базовая информация, отображённая в главном документе гражданина РФ, переносится в удостоверение водителя.

Внесена в документ и главная для автовладельцев и сотрудников ГИБДД информация о видах транспорта, которыми разрешено управлять предъявителю.

Новые права умещаются на пластиковом прямоугольнике 5,5х8,5 см. С одной стороны внесена информация о личности владельца, с другой — каким авто- и мототранспортом он вправе управлять.

В новых правах имеются следующие данные:

  • ФИО владельца;
  • Критерии доступа к автотранспорту разных категорий;
  • Серийный номер;
  • Сроки действия допусков;
  • Дата и место рождения владельца;
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Название органа, оформившего допуск;
  • Подпись владельца;
  • Сопутствующая информация.

Это важно! Все сведения вносят кириллицей, а рядом дублируют латиницей.

В графу «сопутствующая информация» вносятся сведения о:

  • Выданных ранее разрешениях;
  • Группе крови владельца;
  • Имеющемся опыте управления;
  • Ограничениях на управление каким-либо транспортом.

По верхнему краю карточки выписаны тип документа и его географическая принадлежность. Левая часть поверхности предназначена для вклеивания фото водителя размером 3×4 см.

Это важно! Водитель, пользующийся в повседневной жизни очками, обязан сфотографироваться на права именно в них. При этом стёкла очков должны быть прозрачными (не затемнёнными). Фотографироваться в головном уборе на любой документ запрещено. Исключением может являться лишь головной убор, постоянно носимый по религиозным убеждениям.

Непосредственно под фотографией, в самой нижней точке, имеется место для подписи владельца документа. Справа от фотографии в столбик указаны личные данные, серия и номер документа, срок его действия.

Предпоследняя строчка указывает региональную принадлежность, в последнем пункте — открытые категории.

Лицевая сторона водительского удостоверения нового образца

Обратная сторона

С другой стороны карточки указаны штрихкод и таблица с видами допусков. Штрихкод считается основным нововведением. В нём содержатся все основные данные о владельце прав, которые можно считывать автоматически сканером.

Таблица состоит из четырёх столбцов. Первый содержит все имеющиеся категории и подкатегории допуска. Рядом с каждой имеется небольшое изображение автотранспорта, который соответствует категории. В остальных столбцах вносятся отметки о доступных владельцу типах транспорта.

В графу с номером 10 вносят дату открытия допуска к тому или иному виду транспорта. В соседнюю — последний день действия разрешения. В крайней справа строке обозначены имеющиеся ограничения по виду транспорта.

Самая нижняя часть отведена под информацию об имеющемся опыте вождения, а также для внесения серии из четырёх цифр и шестизначного номера документа.

Так выглядят права с обратной стороны

Это важно! Все информационные строки в правах пронумерованы. При этом параграф № 13 отсутствует. За 12 разделом следует 14.

Какие категории прав существуют

Техника вождения для каждой разновидности ТС своя. Нюансы управления автотранспортом имеют значительные различия, отсюда и разница в допусках.

Изначально существовало всего пять категорий прав на вождение. Однако для повышения безопасности на дорогах был разработан законопроект, увеличивающий их количество. В настоящее время данный ФЗ № 92 от 7.05.2013 считается действующим.

Это важно! Водитель наделён правом эксплуатировать только тот автотранспорт, на который открыта категория. Управление аппаратом без наличия соответствующего разрешения приравнивается к вождению машины без прав и наказывается штрафом до 15 000 руб.

После внесения изменений в законодательство появилось 16 разделов. В отличие от прежних категорий, обозначавшихся только буквой, нынешние состоят из латинских букв и арабских цифр. Обозначение категории может состоять из одного, двух или трёх знаков.

На данный момент категорий, обозначенных одной буквой (А, В, С, D, M) всего пять, 4 подкатегории в виде комбинации из одной буквы и цифры (A1, B1, C1, D1). Помимо этого, есть особые подразделы для использования прицепа (AE, ВЕ, CE, DE, C1E, D1E). Они заменили раньше существовавшую категорию Е для автотранспорта с прицепом.

Обозначение Автотехника Тип ТС Условия получения
Тb Трамвай Трамваи Претендентам старше 21 года
Тb Троллейбус Троллейбусы Претендентам старше 21 года
М Мопед, лёгкий квадроцикл Мопеды и квадроциклы Получатель старше 16 лет
А Мотоцикл Мототранспортные средства Получатель старше 18 лет
А1 Мотоцикл мощностью менее 15 лошадиных сил Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя менее 125 см3 После 16 лет
В Легковые машины Автомобили общим весом не более 3,5 тонны Только при условии достижения совершеннолетия (18 лет)
В1 Трицикл, квадрицикл Транспортные средства с мотоциклетным мотором, весом не более 550 кг и объёмом двигателя до 50 см3 С 18 лет
ВЕ Легковые автомобили с прицепом Автомобили с прицепом, масса которого больше 750 кг и массы автомобиля. Общий вес состава должен быть не больше 3,5 тонны С 18 лет, водительский опыт более 1 года
С Грузовые автомобили Автомобили, чей общий вес превышает 3500 кг После достижения 18 лет
С1 Лёгкие грузовые автомобили Транспортные средства общей массой от 3500 до 7500 кг Водителям старше 19 лет. Наличие категории С даёт право получить С1 автоматически
СЕ Грузовые авто с прицепом Автомобиль с прицепом весом более 750 кг С 19 лет, если есть опыт вождения с категорией В, С или D не меньше года
С1Е Лёгкие грузовики с прицепом Машины весом от 3,5 до 7,5 тонны с прицепом Выдаётся водителям, возрастом с 19 лет с опытом управления авто категории С свыше года. Имеющаяся категория СЕ даёт возможность открыть С1Е автоматически
D Автобусы Управление транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров с количеством сидений более 8 После достижения 21 года
D1 Автобусы малой вместимости Пассажироперевозка в автобусе с количеством мест от 8 до 16 Старше 21 года. Наличие категории D даёт право получить D1 автоматически
DE Автобус с прицепом Управление автобусом с прицепом, чей вес превышает 750 кг С 22 лет при наличии опыта с категорией D не меньше года
D1E Малый автобус с прицепом Автобус с количеством посадочных мест меньше 16 и прицепом тяжелее 750 кг С 22 лет при наличии стажа вождения в категории D или D1 год и более. Наличие категории DЕ даёт право получить D1Е автоматически

Основные категории

Они регулируют тип устройства, которым позволено управлять водителю.

Категория А допускает эксплуатацию мотоциклов. Согласно правилам дорожного движения к ней причисляют агрегаты, оснащённые 2, 3, 4 колёсами, рабочий объём двигателя которых свыше 125 см3 мощностью более 11 кВт. Также предусматривается возможность крепления прицепа сбоку (мотоколяска). Суммарный вес мототранспорта не может превышать 400 кг. Гражданин России может открыть эту категорию после достижения совершеннолетия, в странах Евросоюза — после 21 года.

Это важно! В суматохе нововведений многие работники ГИБДД начали определять мотоцикл с коляской как трицикл, и, соответственно, запрашивать у водителя допуск к категории В1. Данное действие незаконно и может быть оспорено в суде.

Категория В даёт возможность сесть за руль легкового авто, мотоколяски, джипа, минивэна, микроавтобуса, лёгкого грузовика:

  • С массой до 3,5 т;
  • С местами для пассажиров не больше 8 (без учёта водительского);
  • С прицепом, масса которого составляет меньше 750 кг.

К ним относятся джипы, минивэны, микроавтобусы.

Категория С открывает возможность находиться за рулём автомобиля, который классифицируют как грузовой. Общий вес машины при подобном допуске может превышать 3,5 тонны. Использование прицепа массой не более 750 кг разрешено без открытия дополнительных категорий.

Категория D создана для водителей, занимающихся перевозкой людей. К транспорту, предназначенному для пассажирских перевозок, причисляют автобусы, количество мест в которых больше девяти. Также эта категория позволяет установить на автомобиль прицеп, если его масса не выше 750 кг.

Категории Е больше не существует. Ранее она допускала установку прицепа на тип авто, которым разрешено управлять согласно действующему удостоверению.

Категория М — абсолютно новая категория, которая не была предусмотрена в прежнем законодательстве. Данное разрешение открывает возможность управления мопедами, скутерами и квадрициклами. Ранее такие типы транспорта разрешалось эксплуатировать без дополнительных документов. При открытии категории М разрешено управлять мопедами и скутерами, чей объём двигателя меньше 50 см3.

Тm, Тb — ещё две новые категории, которые не были предусмотрены в правах старого образца. Эти категории позволяют водить трамвай и троллейбус. До внесения изменений такое разрешение вносилось в особые отметки.

Рядом с категориями и подкатегориями на водительском удостоверении изображены специальные иконки с обозначением типа ТС

Подкатегории

Кроме основных категорий, в новых удостоверениях также появились подкатегории, позволяющие уточнить право водителя на управление определённым видом транспорта.

Подкатегория А1 допускает управление лёгкими мотоциклами повышенной манёвренности с укороченной базой. Объём двигателя таких аппаратов не может превышать 125 см3, мощность — 11 кВт. Крепление бокового прицепа не разрешается. Получить имеют возможность молодые люди с 16-летнего возраста. Водители с категорией А могут управлять и лёгкими мотоциклами.

Это важно! Если в правах старого образца была открыта категория А, то при обмене на новые подкатегорию А1 вписывают автоматически.

Подкатегория В1 допускает управление трициклами и квадрициклами. Подобный тип агрегатов оснащён мотоциклетным двигателем, объём которого превышает 50 см3. Общая масса аппарата не должна превышать 550 кг. При этом внешний вид может быть самым разнообразным.

Таблица с расшифровкой поясняет, что современный перечень предусматривает в общей сложности 16 категорий и подкатегорий водительских прав

Это важно! Если устройство оборудовано электрическим двигателем, то вес аккумуляторов в общей массе не учитывают.

Подкатегория С1 — для грузового автотранспорта с общим весом от 3,5 до 7,5 тонны. Допускается установка прицепа весом не более 750 кг.

Это важно! Открытая категория С позволяет открыть и подкатегорию С1.

Подкатегория D1 предназначена для управления автобусами малой вместимости. Данная категория позволяет осуществлять перевозку пассажиров в автомобиле, имеющем не более 16 посадочных мест. Водитель с допуском категории D имеет право управлять любым автобусом, однако с подкатегорией D1 водить большой автобус запрещено. Также для этой категории существует возможность буксировать прицеп с весом менее 750 кг.

Подкатегории ВЕ, СЕ, DЕ позволяют управлять соответствующим допуску транспортным средством с установленным прицепом весом более 750 кг.

Подкатегории С1Е, D1Е — лёгкие грузовые машины и автобусы малой вместимости с прицепом.

Видео: какие категории водительских прав существуют 2019

Разновидности удостоверений

В разные годы владельцам автотранспорта выдавали различные виды водительских удостоверений. Так как срок действия документа составляет 10 лет, то на данном этапе среди участников дорожного движения эксплуатируются все ранее выданные типы документов.

Это важно! Наиболее старое водительское удостоверение в виде книжки уже не эксплуатируется.

В настоящее время встречаются 4 вида водительских прав.

Бумажные водительские права розового цвета размером 7,4 на 10,5 см, складывающиеся пополам. Официальное название — «Образец № 1». Ламинированные. Все данные печатались. Выпуск документа прекращён с 2011 года.

Одно из первых удостоверений было довольно габаритным, поэтому быстро «кануло в Лету»

«Образец № 2». Права на двойной бумажной основе с вклеенной между слоями пластиковой пластинкой. Размер документа 8,5 на 5,5 см. Лицевая сторона ламинирована. Оформлялись до 2011 года. Отличительные черты — шестигранный штамп ГИБДД и надписи «RUS» по всей площади документа, видимые в ультрафиолетовом свете. На оборотной стороне — 5 категорий автотранспорта с разрешительными отметками.

Следующее поколение сошло на нет после введения дополнительных подкатегорий

«Образец № 3». Пластиковое удостоверение размером 8,56 на 5,4 см. На обратной стороне размещена таблица с категориями и разрешительными отметками. Их всего 9. Оформлялся такой документ с 2011 по 2014 год.

Удостоверение было очень похоже на современный вариант

Водительское удостоверение нового образца. Пластиковая карта, на обратной стороне которой размещены 16 категорий и штрихкод.

Современное водительское удостоверение, которое выдаётся всеми подразделениями ГИБДД страны

Водительские удостоверения старого типа значительно отличаются от новых. Степень защищённости нового образца значительно выше. Права старого образца покрывали специальной защитной плёнкой, имеющей розовый цвет. Также на них наносили водяные знаки и специальные вкрапления, которые светились в ультрафиолете.

Новые документы имеют специальную сетку в виде волнообразных линий, а также не воспринимаемыми невооруженным глазом изображениями, микротекстом и нанесённой по особой технологии расцветкой.

Особенности водительского удостоверения нового образца

Новое удостоверение снабжено специальным штрихкодом, который позволяет вести электронный учёт документов.

Водительские удостоверения нового типа полностью соответствуют критериям Венской Конвенции и не требуют оформления дополнительных разрешений в странах, где она действует. По мере окончания срока действия разрешение старого образца будут заменять на новое. Таким образом, после 2024 года практически все автовладельцы станут обладателями утверждённых законодательством новых документов.

Что означает отметка ML в водительских правах?

В 2011 году в России начало действовать водительское удостоверение нового образца, соответствующее требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Отличием нового формата водительских прав стало указание «особых отметок» на обороте документа. В графе 14, расположенной под таблицей, отмечаются ограничения, которые распространяются на все открытые категории транспортных средств. В 12 графе, в последнем столбце таблицы, указываются ограничения, действующие на управление определенными ТС.

Одна из отметок, которые могут обнаружить в удостоверении водители, — МL. Она проставляется в 12 графе, в строке категории «М».

Что означает отметка МL?

К водительской категории «М» относятся мопеды и легкие квадрициклы. Это двух- или трехколесные транспортные средства, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а их максимальная скорость — 50 км/ч. Согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», водители, имеющие удостоверение любой категории, автоматически получают право на управление мопедами и легкими квадрициклами. Т. е. открывать категорию «М» и сдавать на нее экзамены им не нужно.

Согласно Приказу МВД России N 365 «О введении в действие водительского удостоверения», отметка МL в строке категории «М» означает, что у водителя существуют медицинские ограничения к управлению мопедами и квадрициклами. Таким образом, отметка ML напрямую запрещает управлять транспортными средствами категории «М».

Вопрос-ответ Когда можно будет ездить без водительского удостоверения?

Кому ставят в права отметку ML?

Отметка ML актуальна для водителей, которые получили или заменили права после апреля 2016 года: тогда категория «M» появилась в качестве отдельной строки в водительском удостоверении. Такая отметка проставляется в правах в том случае, если в медицинской справке о допуске к управлению транспортным средством имеется указание на запрет управлять мопедами и легкими квадрициклами. Также МL могут поставить, если в медицинской справке отсутствует отметка о возможности управлять ТС категории «M». Поэтому во время прохождения медкомиссии для получения прав любой категории нужно сообщить врачу о своем желании также управлять транспортом категории «М».

Что грозит за управление мопедом при наличии отметки ML?

Управление транспортными средствами с нарушением особых отметок в водительском удостоверении расценивается как езда без прав и наказывается по статье 12.7 КоАП РФ. Она предусматривает штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Что запрещает отметка ML в водительских правах

Водительское удостоверение — это главный документ для автолюбителей. Он подтверждает право управлять транспортным средством. Все водительские удостоверения делятся на категории. Разница в том, что конкретный документ даёт право на управление только определённым транспортным средством.

Категория М открывается «автоматом» при сдаче любой другой категории

Категория М появилась в водительских удостоверениях в 2013 году. Она даёт право по достижению 16 лет, управлять мопедом и лёгким квадроциклом.

Для получения водительского удостоверения необходимо:

  • записаться на обучение в автошколу;
  • пройти курс теоретической и практической подготовки;
  • сдать экзамен в ГИБДД.

Таким образом кандидат получит ВУ на управление выбранным им ТС, а отметка М добавится автоматически к правам. Подразумевается, что человек, получивший основную категорию, имеет достаточно навыком на управление и мопедом.

Есть ещё один вариант получения этой категории. Пойти учиться конкретно на неё. Сделать это можно с 14 лет, но ВУ кандидат получит только по достижению 16 лет. Придётся также сдать теоретический экзамен и экзамен в городке. Вождение по городу на категорию М не предусмотрено.

Какие ТС относятся к категории М

Новая графа появилась как последствие постоянных нарушений правил несовершеннолетними гражданами, управляющими лёгкой мототехникой. Теперь такие водители стали полноправными участниками движения со всеми вытекающими обязанностями.

Имея категорию М ездить можно на транспорте с двигателем не более 50 куб. см и мощностью не более 4кВт. Максимальная скорость таких ТС не достигает 60 км/ч. Под эти параметры подходят:

  • скутеры;
  • минибайки;
  • мопеды;
  • небольшие квадроциклы.

Что означает отметка ML, в каких случаях она ставится

Перед сдачей на права кандидат обязательно проходит медицинскую комиссию. По результатам проверки может быть установлена отметка ML на водительских документах. Отметка означает запрет на управление данным видом транспорта по медицинским показаниям. Это может означать наличие у человека заболевания, которое не совместимо с управлением мопеда.

Также отметка может появиться из-за отсутствия категории в медицинской справке, предоставленной при замене удостоверения. Это может случиться, если при прохождении медицинской комиссии, вы не сообщили медикам о том, что хотите управлять ещё и ТС категории М.

Права категории «М» — мопед, скутер, легкий квадрицикл

Каждый может вспомнить время, когда на дороге можно было встретить пьяного или неадекватного водителя на мопеде или скутере. Они могли запросто проехать на красный сигнал светофора, подрезать или создать аварийную обстановку на дороге. Наказать их за это было очень сложно.В 2014 году безнаказанным действиям пришел конец — категория «М» в правах должна быть у каждого, кто управляет техникой до 50 кубических сантиметров. При отсутствии водительского удостоверения теперь предусмотрен штраф 5-15 тысяч рублей.

Что обозначает категория водительских прав «М»

Водители, которым при замене прав открыли категорию «М» получают возможность езды на двухколесном «малыше» автоматически. Все довольно просто — в новом водительском удостоверении она открывается автоматом, если ранее была открыта любая другая категория. Это приятно известие, ведь чтобы их получить не пришлось делать ровным счетом ничего, ни сдавать экзамены в ГИБДД, ни обучаться езде на мопеде или скутере в автошколе, ни платить денег за обучение.

На чем можно ездить

Правила замены и выдачи водительских удостоверений довольно сухо комментируют новую категорию «М» в правах: «мопеды и легкие квадрициклы». Если копнуть несколько глубже, ее наличие обозначает, что ездить можно на транспорте с двигателем не превышающем объем 50 кубов и мощностью не больше 4кВт. Максимальная скорость транспортных средств категории «М» должна конструктивно ограничиваться на отметке 50 км/ч. Это положение диктует ПДД. Под эти характеристики подходят:

  • Скутеры
  • Мопеды
  • Минибайки
  • Легкие квадрициклы (обратите внимание: именно квадрИциклы, а не квадрОциклы)

Иными словами, если у вас отсутствуют права с открытой категорией «М» вы не имеете права ездить как на вышеописанных ТС, так и любых других

Квадрициклы и квадроциклы в чем разница

Созвучное название не раз приводило в восторг держателей прав с категорией «М», но при разборке нюансов приходилось поубавить радость, так как законно управлять полноценной внедорожной техникой, пусть и с маленьким объемом двигателя, запрещено. Хоть внешне они похожи, но для квадроцикла нужно открыть категорию ВУ, разрешающую управление трактором (А1). Итак, отличия:

  • В квадрицикле имеются сиденья, расположенные под прямым углом, наподобие автомобильных;
  • Большинство из них имеют крышу (необязательно);
  • Газ, тормоз и сцепление находятся в нижней части кабины;
  • Наличие рулевого колеса в квадрициклах, в то время как на квадроциклах руль «мотоциклетного» типа.

На чем ездить запрещено

Если вы намереваетесь сесть за руль легкого мотоцикла мощностью от 50 до 125 кубических сантиметров, водительское удостоверение категории «М» не дает таких привилегий — придется открыть «А1». Если же рабочий объем двигателя превышает и эту планку потребуется обучение на «А», которая подразумевает управление полноценным мотоциклом. Соответственно ездить на автомобиле, грузовике, автобусе, трамвае и троллейбусе владелец такого ВУ не имеет права.

Как получить категорию «М»

Есть 2 пути, но главное требование прав категории «М» — возраст кандидата 16 лет или более и отсутствие медицинских противопоказаний.

Первый способ, простой

Прохождение обучения на любую другую категорию транспортных средств автоматически откроет «М» в водительском удостоверении. Поэтому стоит трижды подумать и соотнести финансовые затраты перед записью на специализированные курсы по вождению скутера или мопеда.
Водитель, который обратится в ГИБДД для замены прав уже наделен полномочиями по вождению каким-либо ТС, а это значит, что после обмена у него автоматом проставляется категория «М» на лицевой стороне водительского удостоверения.

Второй способ, сложный — обучение в автошколе и сдача экзаменов в ГИБДД

Если вы выбрали обучение на категорию «М» в автошколе, прежде чем платить за курсы пройдите медицинскую комиссию и оформите медсправку. Не исключено, что часть обучения будет оплачена, а у кандидата обнаружатся медицинские противопоказания для получения прав на скутер. Деньги, за уже полученные знания о мопедах наврядли кто-либо вернет, а водительское удостоверение в ГИБДД вам никто не выдаст.
Стоимость обучения на категорию «М» начинается от 18 тысяч рублей, при этом возраст обучаемого должен быть не менее 14 лет. Но получить права, тем не менее, можно не раньше 16 лет. Поэтому целесообразнее обучаться управлению легкими мотоциклами (А1) и получить обе категории.
После прохождения теоретического и практического курса будущему водителю выдают водительскую карточку об успешном окончании автошколы и он может сдавать экзамены на права в ГИБДД. В проверку знаний для открытия категории «М» входят:

  • Сдача экзаменационных билетов в Госавтоинспекции (20 вопросов за 20 минут, при допуске более 2 ошибок в билете кандидат «не сдал». За каждую из двух возможных ошибок добавляют по 5 вопросов, ответить на которые нужно правильно, иначе пересдача через 7 дней);
  • Езда на автодроме (троганье с места, змейка, «восьмерка», разгон, маневрирование, парковка, остановка и другие упражнения)

Вождение мопеда (скутера) по территории города сдавать не придется, проверка навыков происходит исключительно на специально подготовленной площадке.

Стоит отметить, что сдать на права без обучения, экстерном, запрещено на законодательном уровне.

Законная езда на скутере с открытой категорией «М»

Когда права будут в кармане водителя, можно на законных основаниях садиться за руль мопеда и бороздить по дорогам общего пользования. Не стоит забывать, что наличие водительского удостоверения с вожделенной категорией «М» не отменяет требований по соблюдению правил дорожного движения. В случае грубого нарушения ПДД на скутере вас лишат права управления всеми транспортными средствами.

К обязательным правилам по управлению мопедами относятся:

  • Использование шлема;
  • Трезвость (за нахождение в состоянии алкогольного опьянения лишат водительского удостоверения);
  • Фары ближнего света должны быть включены;
  • Возраст от 16 лет;
  • Запрещено ехать посередине дороге на скутере. Для этого предусмотрена правая часть проезжей части, велосипедные дорожки или езда по обочине (если это не доставляет неудобств пешеходам);
  • Буксировка запрещена в любом виде (если мопед используется как тягач или как прицеп) и т.д.

Как видно из перечисленных выше требований введение новой категории «М» в правах должно положительно сказаться на общей дорожной обстановке. Прежняя беспечность и авантюризм скутеристов и водителей мопедов теперь может дорого им стоить.

Категория М в правах

В России появилась новая категория в водительском удостоверении – «М». Автовладельцев заинтересовало данное новшество. Поэтому неудивительно, что им хочется узнать, что оно означает, кто может получить новые права и как это сделать.

Что обозначает категория водительских прав «М»

Ответ на вопрос: что обозначает категория М в правах прост – можно управлять двухколесным транспортом. Причем такая возможность дается автоматически. Иными словами, если уже есть какая-нибудь открытая категория в ВУ, то новая открывается без труда.

Водителям такая новость пришлась по душе, поскольку для этого не нужно ничего делать: сдавать экзамены в ГИБДД, учиться ездить на мопеде или скутере в автошколе, оплачивать обучение и пр. Поэтому получить новую категорию не сложно.

На чем можно ездить

В правилах замены и выдачи новых прав есть комментарий о новой категории «М», в котором указано, что ездить можно на мопедах и легких квадроциклах. Если смотреть вглубь этого определения, то можно понять, что речь идет о том, транспорт с двигателем до скольки кубов подходит под него. Объем его не должен превышать 50 кубов, а максимальная мощность составляет не более 4 кВт.

Внимание!

Существуют и ограничения по скорости ТС по новой категории – показатель должен быть на уровне 50 км/ч.

Такие правила определены ПДД. Указанными характеристиками обладают:

  • мопед;
  • скутер;
  • минибайк;
  • легкие квадрициклы.

Если нет ВУ с открытой категорией «М», то управлять этими средствами передвижения запрещено.

Квадрициклы и квадроциклы в чем разница

При открытии прав с новой категорией водители радуются, поскольку убеждены, что они позволяют управлять квадроциклами. Но здесь речь идет о квадрициклах. Несмотря на то, что эти средства передвижения внешне похожи, для первого необходима категория «А1». Поэтому следует знать, что это такое и каковы их отличия:

  1. В квадрицикле есть сидения, которые расположены под прямым углом и напоминают автомобильные.
  2. Большая часть из них с крышей, но это условие необязательное.
  3. Педали тормоза, газа, сцепления расположены в нижней части кабины.

Помимо этого, отличия кроются и в рулевом колесе. Если в квадрицикле он есть, то в квадроцикле руль имеет мотоциклетный тип.

В случае, когда водитель решил управлять легким мотоциклом, мощность которого составляет 50-125 см3, то категория «М» в водительском удостоверении не дает такого права. Это значит, что понадобится открыть «А1».

Но если это значение превышено, то требуется пройти обучение и открыть категорию «А», которая позволяет управлять мотоциклом. Следовательно, ездить за рулем автомашины, автобуса, грузового авто, иного вида городского транспорта с такими правами нельзя.

Правила получения категории «М»

Водителей интересует, как получить права с новой категорией. Пойти можно двумя путями, но существуют определенные требования. Кандидат должен достигнуть 16-летнего возраста, а также не иметь медицинских противопоказаний.

Первый способ, который поможет получить ВУ с пометкой «М», простой. Необходимо пройти обучение на вождение любого ТС, в результате автоматически будет открыта и новая категория. Поэтому нет необходимости отдельно учиться водить скутер или мопед.

Внимание!

Автовладелец, который меняет удостоверение в ГИБДД на новое, уже имеет право ездить за рулем любого вида транспорта. Следовательно, в новых документах уже будет проставлена отметка с категорией «М».

Выбрать можно и другой путь. Здесь речь идет об обучении в автошколе, в которой действует такая программа. Но перед учебой, надо пройти медкомиссию и получить справку, которая станет допуском к занятиям. Это важное условие, поскольку может случиться так, что будут в ходе обследования обнаружены противопоказания к управлению мопедом (близорукость, дальтонизм, проблемы с вестибулярным аппаратом и моторикой конечностей, отсутствие одного фаланга пальца и т.д.). Поэтому не стоит сразу платить, ведь можно остаться без денег и прав: взнос за обучение не возвращают, а без экзамена ВУ не будут выданы.

Если противопоказания отсутствуют, то будущий водитель прослушивает теоретический курс вождения, а также практический. После этого ему выдают в автошколе свидетельство об окончании обучения в автошколе, и он может сдавать экзамен в ГИБДД. Для получения категории «М» нужно:

  • сдать экзамен в Госавтоинспекции. Он предполагает тестовое задание, состоящее из 20 вопросов, на которые отводится 20 минут. Если допущено больше 2 ошибок, то экзамен не сдан;
  • показать навыки на автодроме. Инструктор дает задание на выполнение маневров. Если хотя бы 2 упражнения не выполнены, то понадобится пересдача.

Внимание!

Сдача экзамена на вождение скутера или мопеда не предполагает передвижение по городу. Он проходит на специальной площадке.

У желающих сдать экзамен на права без обучения не получится. Такие правила прописаны в ПДД.

Требования для получения категории «М»

При вопросе, со скольки лет можно получить ВУ с категорией «М», многие ошибочно утверждают, что с 14. На самом деле, законно ездить на легком мотоцикле могут молодые люди, достигшие 16 лет. Этот возраст позволяет получить права с категориями «А1» и «М».

Такие требования определены законодательством. В частности, их регулирует ст. 26 ФЗ №196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения». В нем описаны основные положения, касающиеся возраста лица, желающего получить права, и заключения медицинского обследования об отсутствии противопоказаний к управлению ТМ мотоциклетного типа.

Помимо этого, нужно пройти обучение. Новые программы уже открылись в автошколах. Сдавать экзамен можно будет через 1,5-2 месяца после начала учебы – это срок, в течение которого обучают езде по категории «М».

Стоимость обучения на права категории «М»

Цена обучения не фиксированная – она может меняться в зависимости от различных аспектов. В нее включены теоретические и практические занятия, дальнейшее сопровождение в Госавтоинспекцию.

Внимание!

Ученик может получить дополнительные часы на обучение.

Цена, тыс. руб. Что входит в стоимость
7-10

Только теория. Длительность такого курса составляет 1,5-2 месяца. За остальные услуги придется доплатить отдельно

16-26

Теоретические и практические занятия. Продолжительность обучения 1,5-3 месяца. Дополнительные услуги также придется оплачивать отдельно

24-30

Теоретический и практический курс, внутренний экзамен в автошколе. В эту сумму входит также помощь в подготовке к аттестации в ГИБДД. Дополнительно оплачивать госпошлину и прохождение медкомиссии не нужно.

Цена также может варьироваться с учетом региона проживания будущего водителя. Точные расценки можно будет узнать только при непосредственном обращении в автошколу.

Необходимые документы для категории «М»

Ст. 26 ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения» определено, что сдать экзамен на открытие категории «М» могут только учащиеся:

  • в возрасте 16 лет;
  • завершившие автошколу;
  • у которых нет противопоказаний к управлению ТС.

Для допуска требуется это подтвердить. Поэтому необходимые документы надо предоставить еще при поступлении в автошколу. Речь идет о:

  • заполненном от руки заявлении установленного образца;
  • копии ИНН и удостоверения личности (листы 1-2 и с пропиской);
  • медицинской справке с резолюцией врачей;
  • цветных матовых фото на документы без уголков.

Если обучение хочет пройти лицо, не достигшее совершеннолетия, то необходимо разрешение от родителей.

После получения знаний в автошколе, нужно собрать пакет документов для экзамена в ГИБДД. Он включает в себя:

  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • заявление;
  • медсправку;
  • свидетельство из автошколы.

На основании этих бумаг можно будет пройти тестирование в последней инстанции — Госавтоинспекции.

Экзамен в ГИБДД

Чтобы получить права категории «М» требуется сдать два вида экзамена: теоретический и практический. Но допуск к ним получает лицо, которое предоставило необходимый пакет документ. При проверке теории в ГИБДД проверяют:

  1. Знание ПДД;
  2. Поминание положений относительно допуска ТС к эксплуатации;
  3. Представление об ответственности за нарушение правил дорожного движения;
  4. Знания оказания первой помощи пострадавшему.

Все это предоставляется в виде теста, на прохождение которого отводится 20 минут. В каждом билете по 20 вопросов и несколько вариантов ответов, из которого требуется выбрать правильный. Экзамен завершается по истечении отведенного времени. Результат высвечивается после сдачи. Если ответ хотя бы 18 из 20, то теоретическая часть пройдена.

Внимание!

Допуск к тестам предоставляется лицу, прошедшему специальную подготовку. Самообразование в этом деле недопустимо.

Следующий этап перед открытием категории «М» — практическая часть экзамена. В ходе нее инструктор оценивает умение трогаться с места, маневры, использование зеркал, а также другие знание, которые необходимы для вождения за рулем. Все комплексы упражнений разделены на 3 части. Если пройдены все, то экзамен сдан успешно. В случае провала, предусмотрена пересдача. При этом езда по городу не предусмотрена

Когда все этапы проверки полученных знаний прошли успешно, в ГИБДД выдают права категории на управление легким мотоциклом.

Законная езда на скутере с открытой категорией «М»

После получения водительского удостоверения можно смело садиться на мопед и ехать, не боясь встречи с сотрудниками автоинспекции, поскольку законные основания для вождения есть. Главное при этом, наличие не только прав, а и соблюдение ПДД. Если пренебречь ими, то можно лишиться разрешения на управление любого вида ТС.

Правила езды на легком мотоцикле:

  • водитель должен быть в шлеме;
  • не употреблять спиртные напитки во время езды и до нее;
  • не перевозить крупные грузы;
  • перевозить детей до 7 лет необходимо на специально оборудованном для них месте;
  • включенные фары ближнего света;
  • водитель достиг 16-летнего возраста;
  • запрещено управлять ТС одной рукой;
  • нельзя ехать посредине дороги. Для скутеров предусмотрены дорожки для велосипедистов, правая часть трассы или обочина, если это не мешает пешеходам;
  • буксировка находится под запретом. Неважно, мопед используют как прицеп или тягач.

Такие требования должны улучшить обстановку на дороге. Если не выполнять их, то можно понести ответственность в виде штрафа или лишения прав.

Как выглядят права категории «М»

Лицам, которые получают ВУ на новую категорию, интересно, как оно выглядит. Сведения на документе представлены с двух сторон. На лицевом обороте есть информация о водителе, а на тыльной – расшифровка категории. Здесь перечислены виды ТС, которым владелец прав может управлять.

На лицевой части разрешения на вождение ввверху указано название документа и данные о территориальном субъекте, который его предоставил. Слева находится цветное фото 3-4 см, на котором водитель запечатлен без очков и головного убора.

Внимание!

Фотография в очках допустима для людей с проблемами зрения. Но стекла должны быть прозрачные. А головной убор допустим для людей, которые его носят по нормам своей религии.

Под фото должна быть роспись автовладельца, которая соответствует образцу, указанному в паспорте. Справа указаны ФИО и дата рождения. Всю информацию вносят на русском языке и дублируют на английском. Справа есть данные о заведении, которое выдало права. Номер удостоверения и серия также указывают здесь. Дополнительно прописан и регион проживания. Ниже отмечена категория – «М».