По левой полосе

Содержание

Можно ли ехать в левом ряду при свободном правом?

  1. О езде по левой полосе в ПДД
  2. Штраф за нарушение правила
  3. Движение по левой полосе в черте города

Многие автолюбители выбирают для движения левую полосу. Но на загородной трассе это является нарушением ПДД, за которое предусмотрен штраф. Избежать наказания помогут знания и соблюдения правил.

О езде по левой полосе в ПДД

Согласно пункту 9.4 ПДД, водителям на загородных дорогах и дорогах в черте города, где разрешена скорость 80 км/ч и более, необходимо держаться правой стороны. Это означает, что если дорожное полотно имеет несколько попутных полос для движения, автомобиль нужно держать как можно правее.

Выезжать на левую полосу разрешено:

  • для обгона впереди движущегося транспортного средства;

  • для объезда препятствия;

  • для совершения поворота налево;

  • для разворота;

  • если правая сторона дороги разбита.

После окончания маневра водитель должен вернуться на правую полосу — по левой запрещено двигаться даже при условии, что она пустая.

Штраф за нарушение правила

Согласно части 1 статьи 12.15 КоАП, за неправильное расположение транспортного средства на дороге водителю придется заплатить штраф в размере 1500 рублей (можно оплатить с 50% скидкой). Аналогичное наказание предусмотрено и для лиц, которые управляют тихоходным транспортным средством и держатся левой стороны.

Штраф за данное нарушение могут выписать только инспектора ГАИ. Камеры пока не имеют фиксировать нарушение правила 9.4, но в ближайшем будущем планируется усовершенствовать систему видеофиксации. Возможно, придется соблюдать правило при любых обстоятельствах, чтобы не получать письма со штрафами.

Движение по левой полосе в черте города

Правило 9.4 распространяется только на загородные дороги и участки, где установлены знаки 5.1 или 5.3. А вот в черте города водители могут занимать любую удобную полосу движения. Но это не означает, что если правая сторона свободна, можно двигаться исключительно по левой полосе. Она предназначена для обгона и опережения автомобилей, а также для разворота и поворота налево. Совершать данные маневры по правой стороне запрещено.

Итак, двигаться по левой стороне при свободной правой полосе нельзя и в черте города, но оштрафовать за это не смогут.

Исключения составляют транспортные средства:

  • большегрузы;

  • автомобили, не имеющие техническую возможность разгоняться до скорости выше 40 км/ч;

  • технически неисправные автомобили, движущиеся с включенными аварийками.

Перечисленные транспортные средства обязаны при любых обстоятельствах двигаться как можно правее. Выезжать на левую полосу разрешено только для маневра.

К счастью нарушителей, за неправильное расположение транспортного средства штрафуют не всех и не всегда. Связано это, в первую очередь, с трудностями доказать, что автомобиль не перестроился для маневра (например, для поворота), а целенаправленно занял левую полосу. Также сотрудники дорожной службы предпочитают отлавливать лихачей, превышающих скорость. Однако не стоит рассчитывать на благосклонное отношение ГАИ: если сегодня удалось избежать наказания, то уже завтра за это нарушение может быть выписан штраф.

За движение по левой полосе при свободной правой водителю придется заплатить штраф в размере 1500 рублей. Правило распространяется на межгородские участки. В черте населенного пункта можно выбирать любую полосу для движения, но желательно держаться правой стороны, чтобы не мешать другим участникам движения совершать обгон и опережение.

Есть ли в ПДД указания для безопасного движения по полосам дорожного движения? Какие знаки и разметка регламентируют действия водителей? Правила общие для всех транспортных средств или есть особенности? Об этом, и об ответственности за несоблюдение правил говорит эта статья.

Определение

Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.

У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.

Отсутствие разделительных линий не противоречит законодательству. Полосой считается часть дороги, ширина которой достаточна для безопасного движения автомобилей в одном ряду.

Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.

Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:

  • справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
  • слева расположена встречная полоса.

Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.

Как определить количество при наличии разметки

Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:

1.1 Сплошная линия Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5 Одинарная линия – прерывистая Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6 Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих). Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.

На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.

Осевая линия – одинарная (сплошная или прерывистая). Дорожное полотно разделено на 2 или 3 полосы.
В центре – «сплошная». Эта дорога – двухполосная. Если ширина дороги будет позволять одновременное движение большего количества ТС, это не имеет значения.
Осевая линия 1.3 (двойная «сплошная») Разграничивает потоки транспорта на широких магистралях, где в оба направления предусмотрено 4 и более полосы. Если ширина более 375 см, их 2 или 3.

Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:

Нумерация

В Правилах нет метода определения нумерации полос дорожного движения. Логика предлагает вести отчет полос от обочины. Считается, что первая полоса для водителей та, на которую они осуществляют въезд.

Знаки движения по полосам

Указатели, регламентирующие движение в границах дорожных полос, относятся к группе особых предписаний. Их устанавливают на перекрестке, и они обладают правом отмены действия других знаков, предусмотренных для этого перекрестка.

Направление

Знак 5.15.1 указывает, сколько на дороге полос, и показывает направление, по которому движение разрешено.

Например, этот знак предписывает и разрешает:

  • поворот из правой полосы направо;
  • прямое направление по левой и центральной полосе;
  • повернуть или совершить разворот из левой полосы.

Указания знака 5.15.2 схожи с предписаниями предыдущего. Есть и отличие: указатель размещается над определенной полосой. Его действие распространяется на регулировку движения конкретной полосы.

У этих знаков имеется ряд особенностей:

  • знак, позволяющий поворот налево, не препятствует развороту;
  • для общественного транспорта эти знаки не применяются.

Когда транспортных потоков в одну сторону больше, чем в другую, применяется похожий знак: 5.15.7. Знак может дополняться ограничениями по скоростному режиму и виду ТС.

Начало и конец

Знак 5.15.3 чаще устанавливают при подъеме либо в случае приближения к полосе торможения. Он предупреждает: вскоре появится дополнительная полоса.

Иногда знак дополнен указанием ограничения минимальной скорости автомобилей. Это означает, что на данной полосе следует соблюдать скорость, номинал которой указан на знаке. Или передвигаться с более высокой скоростью, но в пределах общих допустимых значений.

В Правилах есть знак 5.15.4, также предупреждающий о начале дополнительной полосы в середине дороги из 3-х полос. Иногда на нем имеется предписание для определенных ТС.

Знаки 5.15.5 и 5.15.6 указывают на конец любой дополнительной полосы.

Число

Этот знак информирует о количестве дорожных полос, сообщает о режиме передвижения.

Знак 5.15.7 устанавливают предварительно: за 50-150 м до размещенных на полосами дорожных запретов.

Правила

Законодательно установленные требования к безопасному движению в границах дорожных полос – общие для всех ТС. Тем не менее, существует ряд некоторых особенностей.

Для легковых авто

Для легкового транспорта предусмотрен ряд правил:

  1. Когда городские дороги обозначены знаками 5.1 или 5.3, они пролегают в ненаселенной местности, а также на дорогах с разрешенной скоростью 80 км/ч и более, водители обязаны двигаться по правой полосе. Если правая половина проезжей части свободна для проезда, передвижение по левой половине – запрещено.
  2. В городе водители имеют право на движение по любой полосе, из личных предпочтений.
  3. Если дорога загружена транспортом, перестраиваться и занимать другую полосу разрешено только в случае необходимости повернуть, развернуться, объехать препятствие, либо остановиться.
  4. Если дорога имеет более трех полос для одного направления, движение по крайней левой запрещено. Исключение – сильная загруженность на дороге, когда остальные полосы заняты. Перестраиваться разрешено только при развороте или левом повороте.

Для грузового транспорта

Для передвижения грузового транспорта по полосам дорожного движения также имеется ряд ограничений:

  1. Грузовики более 2,5 т при движении на трехполосной (и более) городской дороге имеют право использовать крайнюю левую полосу, если необходим разворот или поворот (налево). Других запретов для движения в границах городов для грузового транспорта не установлено.
  2. Вне населенного пункта водителям всех ТС, в том числе, грузовых, запрещено двигаться по левой полосе в случае, если по правой полосе возможен свободный проезд. Занимать левую полосу можно только в случае загруженности правой.
  3. Движение грузового транспорта более 3,5 т на автомагистралях и автомобильных дорогах разрешено только справа: по двум полосам. Передвижение на других полосах категорически запрещено. Грузовикам от 2,5 до 3,5 т на автомагистрали разрешена любая полоса, за исключением, крайней слева. Для ТС менее 2,5 т запрет не распространяется.

Проезд перекрестков с круговым движением по ПДД рассматривается в статье: круговое движение по ПДД.

Что считается жилой зоной в ПДД, .

Для общественного

На специальную выделенную полосу для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Знак действует на полосу, над которой он размещен. Его действие продолжается до перекрестка либо до знака, отменяющего выделение полосы: 5.14.1. В случае если выделенная полоса продолжается после перекрестка, размещается повторный знак.

Выделенную полосу обозначают и другими указателями:

  1. Знак, информирующий о дороге с полосой для общественного транспорта. Согласно предписанию, маршрутный транспорт движется навстречу автомобильному потоку.
  2. Знак, указывающий на выезд на дорогу с выделенной полосой:

На дорожном покрытии полосу дополнительно выделяют литерой А. Участки для остановок общественного транспорта обозначают зигзагообразной разметкой желтого цвета.

Правила позволяют следовать по этой полосе не только общественному транспорту.

Беспрепятственно могут передвигаться:

  • рейсовые автобусы;
  • школьные автобусы;
  • троллейбусы;
  • велосипедисты;
  • такси (маршрутные и легковые).

Водителям обычных ТС разрешено временное движение по «выделенке», но только в определенных случаях:

  1. При повороте, требующем правого перестроения.
  2. При въезде на полосу с прилегающей территории или второстепенной дороги.
  3. Для посадки либо высадки пассажиров.

При этом водитель не должен мешать маршрутному транспорту.
Иногда выделенные полосы становятся доступными для любого транспорта – если к обозначению дополнительной полосы добавляются информационные таблички:

«Рабочие дни» 8.5.2 привилегии для общественного транспорта действуют только в рабочие дни
«Дни недели» 8.5.3 закрепляет право действовать только в определенные дни недели
«Время действия» 8.5.4 определяет временной промежуток действия знака

Для мотоциклов

Мотоциклисты представляют серьезную угрозу для безопасного движения автомобилистов: рискованная манера вождения по разметке, между рядов часто провоцируют ДТП.

При этом движение мотоцикла в границах дорожных полос ПДД не регламентируют. Мотоциклист подчиняется общим правилам.

Для любого вида ТС запрещено заезжать на линии разметки, если только это не разрешенный маневр: обгон, объезд, перестроение.

В иных случаях движение должно осуществляться только в пределах размеченной дорожной полосы. Это правило для всех ТС, в том числе, для мотоциклов.

В ПДД определено: движущийся транспорт обязан выдерживать дистанцию и боковой интервал.

В теории, мотоциклу не запрещено двигаться в междурядье:

  • при отсутствии разметки на дорожном полотне;
  • если выдерживается боковой интервал с соседними автомобилями.

Для оценки безопасного интервала важно оценить габариты соседнего транспорта. Если это большегрузный автомобиль, мотоциклиста на междурядье признают нарушителем.

Двигаться в междурядье при наличии разметки категорически запрещено.

Особенности движения по встречной полосе

Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

  1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
  2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
  3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
  4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

На перекрестке

К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

  1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
  2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
  3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
  4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

При перестроении

При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

  1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
  2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

По дороге с реверсивной полосой

Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

Что разрешено при начале кругового движения

На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы.
На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

Штрафы за нарушения

За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

Нарушение Размер штрафа, руб.
Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000
Лишение прав
на 4 – 6 мес.
Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами,
штраф 5000
Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
Проезд по выделенной полосе 1500
(для Москвы и С-Петербурга – 3000)
Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

Ответственность за несоблюдение правил при движении по полосам предусмотрена серьезная, вплоть до потери прав. Напоминать, что безопасность для жизни мы создаем сами, кажется банальным. Ведь вы и так все понимаете, правда?

Какое действие знака остановка запрещена, объясняется в статье: остановка запрещена по ПДД.

Про указания регулировщика по ПДД смотрите на странице.

Какие произошли изменения при перевозке детей в автомобиле по ПДД в 2019 году, узнайте из этой информации.

Движение по левой полосе при свободной правой: правила и штраф

Нередкая ситуация: загородная трасса, по две полосы в каждом направлении, и по левому ряду движется автомобиль, не собираясь никуда перестраиваться. При этом правая полоса абсолютно свободна, либо на ней в обозримой перспективе две-три машины с очень приличным зазором между ними. Внешне все выглядит безобидно и безопасно, но штраф за левую полосу существует, и, наверное, не просто так. Что по этому поводу говорят Правила и Кодекс об административных правонарушениях?

Почему езда по левой стороне трассы считается нарушением

Сначала стоит узнать, что вообще заставляет водителей ехать по левому ряду при свободном правом?

Как ни абсурдно, но кто-то просто не знает о пункте 9.4, который запрещает занимать левую полосу во время езды вне населенных пунктов при условии, что правая свободна от других машин.

Как правило, если какие-то элементы теории не требуются в повседневной практике, и водитель выезжает за город пару раз в год, навыки теряются, а знания забываются.

Кстати, и в городских условиях есть запрет занимать крайний ряд с левой стороны дороги. Это касается движения по улицам, на которых есть три и более полос в одну сторону, либо разрешена скорость более 80 км в час.

В условиях оживленного трафика соблюдать данное правило сложно

Помимо указанных условий, должны присутствовать дорожные знаки типа 5.1 или 5.3. Правда, есть и оговорка: когда другие полосы для движения свободны.

Вернемся к загородной трассе. Если не считать тех, кто просто не знает некоторых пунктов ПДД, то чаще всего по левому ряду, не перестраиваясь, несутся те, кто движется с предельно разрешенной скоростью, а иногда и запредельной. Такие водители часто считают, что на большой скорости им просто нечего делать в правом.

Логика такая: если я и так еду с максимальной скоростью, то никому не мешаю, никто меня обгонять не будет. Ведь для обгона машины, едущей с максимально разрешенной скоростью, нужны еще более высокие показатели на спидометре, а это уже нарушение ПДД.

Те, кто так рассуждает, могут спровоцировать обгон по правой полосе, что чревато созданием серьезной аварийной ситуации. Если ты просто едешь, а не обгоняешь по левой полосе, ты – сам нарушитель ПДД.

В каких случаях разрешается ехать по крайней левой полосе

Перестроиться влево и не нарушить действующее законодательство получится при следующих маневрах:

  • обгон;
  • опережение;
  • объезд препятствия;
  • поворот налево;
  • разворот.

Уходить влево можно при совершении поворота или для опережения медленно идущего транспорта

Это касается движения по левой полосе вне территории населенного пункта. В городских условиях на широких дорогах этот же ряд предназначен для поворота налево и разворота, но это ограничение перестает действовать в случае плотного трафика.

Каким может быть наказание

КоАП, а именно часть первая статьи 12.15, предусматривает штраф в размере 1,5 тысячи рублей за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. Движение по левому ряду при свободной правой полосе относится именно к такой категории.

Опередив медленно едущие фуры, водитель обязан принять вправо

На практике случаи выписывания штрафа за крайнюю левую полосу если и встречаются, то крайне редко.

Зафиксировать сам факт такой езды способен только автоинспектор. Камеры на этот тип нарушений не настроены. Конечно, в объектив фото- или видеокамеры движение ТС по той или иной полосе попадет. Но сама по себе фиксация ничего не означает. Является ли данная ситуация правонарушением – зависит не от самого факта езды, а от контекста. То есть требуется не только фиксация происходящего, но и интерпретация. Этому камеры не обучены.

Соответственно, камера пока не в состоянии оценить, совершал ли водитель обгон или объезд, готовился ли к повороту налево и т. п.

К тому же, даже в случае, если факт зафиксировал сотрудником ГАИ, еще требуется доказать, что это было именно движение с нарушением правил.

ГАИ настоятельно рекомендует помнить данное правило и не создавать аварийные ситуации

Совсем никаких отговорок не может быть только при условии, что трасса от горизонта до горизонта пуста, и на протяжении нескольких километров проезжая часть отделена отбойником без вариантов свернуть налево или развернуться.

Подобный штраф можно оспорить исключительно при наличии «железных» доказательств.

Когда же штраф может быть применен?

Обычно подобные взыскания приходится погашать водителям, спровоцировавшим ДТП. Обязательно условие — во время разбирательств факт того, что автомобилист, двигаясь по левой полосе, без намерения совершить соответствующий маневр спровоцировал столкновение, будет доказан.

На практике штраф водителю выписывают в случае ДТП

Движение по левой полосе при свободной правой — это не столько вопрос «преступления и наказания», сколько этики поведения на дороге и безопасности движения. Нормы ПДД не бессмысленны и не являются голой теорией, а выработаны практикой. И их соблюдение делает поездку более комфортной, быстрой для всех участников движения и безаварийной. Так что лучше не совершать даже безобидных нарушений, за которые «ничего не будет».

А как часто вы нарушали данное правило?

Тема 12. Расположение транспортных средств на проезжей части (ПДД, глава 9).

В наше время количество транспортных средств существенно превышает пропускные способности автомобильных дорог. Именно поэтому их правильное и компактное расположение на проезжей части приобретает особое значение. Так можно значительно снизить угрозу ДТП и уменьшить потери времени в поездках. Нарушение правил расположения ТС на дороге становится причиной заторов, пробок и ДТП. От них страдают не только сами нарушители, но и все остальные участники движения. Соответственно, соблюдая требования 9-ой главы ПДД, водитель облегчает как свою собственную автожизнь, связанную с пребыванием на дороге, так и окружающих его людей.

Деление проезжей части на полосы движения

Проезжая часть дороги делится на полосы движения. Границы полос обозначаются линиями разметки. Пункт 9.7. ПДД требует от водителей двигаться строго по полосам. Таким образом, исключается возможность столкновения с попутными или встречными ТС, едущими по соседним полосам. При необходимости водитель может сменить занимаемую полосу или перестроиться в другой ряд. После окончания перестроения необходимо придерживаться выбранной полосы движения. Недопустима езда правыми колесами по одной полосе, а левыми по другой, а также перестроение через сплошные линии.1.1. и 1.3.

Если разметки нет, она загрязнена или скрыта под водой или снегом, а знаки, распределяющие движение по полосам, отсутствуют, водитель должен самостоятельно приблизительно определить границы полос и следовать тем же требованиям (пункт 9.1.). Соответственно, находясь на дороге с двухсторонним движением без разделительной полосы нужно придерживаться правой стороны дороги, в то время как левая предназначается для встречных ТС.

Если дорога довольно широкая, попутные ТС могут двигаться по ней в два, три и более ряда. При отсутствии разметки следует мысленно вообразить границы полос движения и ехать, соблюдая пределы одной из них. При возникновении сложностей можно просто повторять траекторию впереди идущего транспортного средства.

Двухполосные и трехполосные дороги

Автомобильные дороги могут быть двухполосными, трехполосными и многополосными. Двухполосные дороги встречаются в нашей стране чаще всего. Движение на них организовано достаточно просто: одна полоса с ТС, едущими в одну сторону, и вторая с ТС, следующими в другую сторону. Однако именно двухполосные дороги являются самыми опасными. По причине отсутствия на них разделительной полосы любая водительская ошибка может привести к выезду на встречную полосу и последующему лобовому столкновению. Такие ДТП случаются, когда водитель совершает опасный обгон на высокой скорости, засыпает за рулем или просто не справляется с управлением автомобиля.

Принимая во внимание безопасность дорожного движения, следовало бы совсем запретить обгоны на таких дорогах. Однако сделать это невозможно, так как всем водителям придется ехать со скоростью самого медленного ТС, что значительно усложнит дорожную обстановку. Поэтому любому водителю приходится периодически совершать обгоны и выезжать для этого на встречную полосу. При этом очень важно соблюдать необходимые меры предосторожности.

Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.

На трехполосной дороге движение может быть организовано двумя способами. Первый из них предполагает деление дороги на отрезки одинаковой протяженности. На таких отрезках средняя полоса поочередно относится то к одному, то к другому направлению. Если на каком-то отрезке две полосы предназначено для движения в Вашу сторону и одна полоса встречная, то на следующем участке в Вашем направлении будет только одна полоса и две у встречных ТС. На расширенном отрезке дороги водитель может выполнить опережение медленно движущегося ТС без выезда на встречную сторону проезжей части. Для правильной ориентации участников движения встречные направления отделяют друг от друга сплошной линией разметки, а попутные – прерывистой.

Второй вариант организации движения описан в пункте 9.3. ПДД. Он используется исключительно на хорошо просматриваемых прямых горизонтальных участках дорог. Все три полосы разделены между собой прерывистыми линиями разметки. Крайняя правая полоса предназначена только для движения в прямом направлении. Крайняя левая полоса – встречная. Двигаться по ней несмотря на наличие прерывистой, а не сплошной линии разметки, категорически запрещено, что является исключением из общего правила.

Средняя полоса на таких дорогах играет большую роль. Она нужна для объезда препятствий и опережения других ТС. Этой полосой могут пользоваться водители двух направлений. Однако, при такой организации движения все равно существует риск столкновения с ТС, движущимся навстречу и также начавшим маневр по опережению, но такие ситуации встречаются достаточно редко. Так как участок дороги хорошо просматривается, водитель имеет возможность заранее увидеть, что средняя полоса занята и, соответственно, воздержаться от маневра до тех пор, пока полоса не освободиться. При этом риск лобового столкновения намного ниже чем на обычной двухполосной дороге.

Помимо этого средняя полоса может применяться для поворота налево и разворота. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. На двух полосной дороге такой маневр задерживает другие автомобили, едущие прямо. На дороге со средней полосой остальные участники движения, двигающиеся сзади, могут свободно продолжать движение в прямом направлении. Тем, кто движется навстречу по крайней левой полосе, также ничего не мешает. Значит, никаких предпосылок для образования заторов и пробок на таких дорогах не существует.

Многополосные дороги

Многополосными дорогами называют широкие дороги с несколькими полосами для движения в каждую сторону. К ним относят магистрали около крупных населенных пунктов, а также широкие городские улицы. Встречные потоки на таких дорогах отделены друг от друга двойной сплошной линией разметки 1.3. или разделительной полосой. Пересекать их категорически запрещается. Однако, согласно пункту 9.2. Правил, даже если на многополосной дороге отсутствует разметка, нельзя выезжать на встречную сторону для обгона или объезда и двигаться по ней навстречу другим ТС. Очевидно, что выезд на встречную полосу может спровоцировать серьезное ДТП. К тому же для решения возникших проблем, таких как объезд препятствий или опережение друг друга, в пределах своей половины дороги, водителям предоставлены две (и более) попутных полосы. Занимать встречную сторону для этого необязательно.

Пункт 9.4. ПДД описывает, какие полосы многополосных дорог предназначены для движения, а какие нет. По сути, он рассматривает три варианта расположения транспортного средства на проезжей части.

1. Вне населенного пункта при свободных правых полосах занимать левые запрещено. По возможности водитель должен двигаться по крайней правой полосе. Если следующее впереди ТС едет с меньшей скоростью, можно перестроиться левее и опередить его, а после этого вернуться обратно на правую полосу. Это требование позволяет обеспечить безопасность движения. Держась от встречного потока как можно дальше, то есть, находясь у правого края проезжей части, водитель намного меньше рискует стать участником столкновения с теми водителями, которые, например, не справились с управлением или уснули за рулем, и вылетели на противоположную сторону дороги. К тому же пропускная способность дороги существенно снижается, когда ТС едут в шахматном порядке по разным полосам с одинаковой скоростью. На многополосных дорогах работает правило: чем медленнее движется ТС, тем правее оно должно располагаться на проезжей части. Данный принцип иллюстрирует знак «Число полос». Он призван упорядочить движение плотного транспортного потока.

Действие этих правил распространяется и на населенные пункты, если через них проходит автомагистраль, дорога для автомобилей, обозначенная знаком 5.3. или другая улица, по которой можно ехать со скоростью быстрее 80 км/ч.

2. В населенных пунктах движение имеет некоторые особенности: более низкая скорость и более плотный транспортный поток. Здесь действует другой принцип расположения ТС на проезжей части. При наличии двух полос для движения в одном направлении водителям разрешено двигаться по любой из них. Единственное, пункт 9.4. рекомендует при интенсивном движении не перестраиваться постоянно из одной полосы в другую в попытках выгадать несколько секунд времени и несколько метров расстояния. Это может спровоцировать столкновение. При интенсивном движении перестраиваться можно только для объезда или с целью занять правильное положение перед разворотом или поворотом.

3. Третье условие относится одновременно и к загородным дорогам, и к городским и накладывается на описанные выше требования. На любой дороге, имеющей три полосы и более для движения в одном направлении, запрещено заниматься крайнюю левую полосу без особой на то причины. При этом в населенном пункте водители могут использовать для движения все остальные полосы, за городом – только свободные правые. Крайний левый ряд предназначен для беспрепятственного проезда спецавтомобилей – «Скорой помощи», «Службы спасения» и др. Выезд любых ТС на крайнюю левую полосу оправдан при необходимости совершения поворота налево и разворота. Положения 8-ой главы ПДД требуют выполнения этого маневра из крайнего левого положения. Интенсивное движение, когда заняты все остальные ряды, также может стать поводом занять левую полосу. Однако, это разрешено только легковым автомобилям, мотоциклам, автобусам и грузовикам, РММ которых не превышает 2,5 тонны. Такие транспортные средства обладают хорошей динамикой и маневренностью. Громоздкие автомобили, напротив, при необходимости не смогут быстро освободить занимаемую левую полосу, а значит, будут задерживать движущихся сзади.

Следует обратить внимание на тот факт, что в данной ситуации Правила отступают от принятого деления грузовиков на «легкие» категории В, имеющие РММ не более 3,5 тонн, и «тяжелые» категории С с РММ более 3,5 тонн.

Медленно едущие ТС не должны мешать тем, кто двигается с более высокой скоростью. Об этом подробно говорится в пункте 9.5. Он относится к тем автомобилям, которые не могут или не имеют права ехать со скоростью более 40 км/ч. Эти транспортные средства обязаны придерживаться при движении крайней правой полосы. При возникновении необходимости объехать препятствие разрешено кратковременное перестроение влево с последующим возвращением обратно. Опережение или обгон тихоходным транспортным средством другого тихохода, едущего с еще меньшей скоростью, не считается нарушением Правил. ТС, упомянутые в пункте 9.5 ПДД, как и остальные транспортные средства, должны выполнять поворот налево и разворот с крайней левой полосы. Соответственно, перед маневром им необходимо перестроиться в крайний левый ряд, не создавая при этом помех остальным участникам движения.

Движение по трамвайным путям

При определенных условиях безрельсовые транспортные средства могут использовать для движения трамвайные пути. Эти условия перечислены в пункте 9.6. Правил.

Во-первых, трамвайные пути должны соответствовать двум требованиям – находиться слева от ТС и быть на одном уровне с проезжей частью. При этом разрешена только езда по рельсам попутного направления. Описанный вариант движения актуален для ситуации, когда трамвайные пути расположены посередине улицы с двухсторонним движением.

Движение по обособленным трамвайным путям, проложенным по разделительной полосе или сбоку от дороги, всегда запрещено. Даже если уровень рельс и проезжей части совпадает, но рельсы отделены от дороги сплошной линией разметки 1.2.1., водители автомобилей все равно не должны выезжать на трамвайные пути и ехать по ним.

Захват водителем территории, предназначенной для трамвайного движения, может быть произведен только в том случае, если все вышеперечисленные условия соблюдены и к тому же водитель имеет уважительную причину. В их число вошли:

  • поворот налево или разворот;
  • необходимость опережения, обгона или объезда препятствия;
  • интенсивное движение.

Пункт 8.5. описывает, что следует считать крайним левым положением на дороге, где посередине проложены рельсы. При наличии перед перекрестком знаком или разметки, которые стрелками показывают разрешенные направления движения по полосам, поворот налево или разворот выполняется в соответствии с их требованиями, а именно без заезда на рельсы, так как над трамвайными путями знаков «Направления движения по полосе» никогда нет. При отсутствии на перекрестке знаков 5.15.1. и 5.15.2. или разметки 1.18. крайним левым положением считают попутные трамвайные пути, а левая полоса освобождается для тех, кто едет прямо.

От наличия и отсутствия знаков 5.15.1., 5.15.2. и разметки 1.18. также зависит и возможность проезда перекрестка в прямом направлении. Если они есть, езда по рельсам запрещена в любом направлении. Водителю следует перестроиться на ту полосу, с которой разрешено движение прямо. Если знаком и разметки нет, водитель может продолжать движение по рельсам. Пункт 9.6. Правил описывает это с целью исключения возможности столкновения на трамвайных путях тех, кто по рельсам движется прямо через перекресток и тех, кто разворачивается или поворачивает налево с крайней левой полосы.

Упомянутые знаки и разметка встречаются только на перекрестках. Соответственно, вне перекрестка крайним левым положением всегда считаются трамвайные пути попутного направления. Левый поворот на прилегающую территорию, а также разворот выполняются как раз с них.

Двигаясь по рельсам, водитель занимает чужую территорию. Он не должен создавать помех трамваям. При выполнении маневра сначала следует уступить дорогу трамваю и только после этого пересекать или занимать его пути. В противном случае при ДТП виновным будет признан водитель безрельсового ТС.

Особые случаи

Реверсивное движение организуется таким образом, чтобы движущиеся навстречу друг другу ТС не оказались по ошибке в одно и то же время на одной и той же полосе. В этом помогает особая разметка, которая указывает на реверсивные полосы, а также специальные светофоры, которые обеспечивают ориентацию водителей в обстановке. Если транспортная обстановка ясна не до конца, транспортному средству следует оставаться на той полосе, движение по которой всегда направлено в одну сторону. Крайняя правая полоса на любых дорогах с реверсивным движением реверсивной быть не может. Именно поэтому, выезжая на такую дорогу, рекомендуется сначала занять положение на правой полосе, а после определения направления движения по соседним полосам перестроиться левее, если это разрешено разметкой и сигналами реверсивных светофоров. Пункт 9.8. Правил требует, чтобы при наличии на въезде на перекресток знака «Выезд на дорогу с реверсивным движением», водители, поворачивая, как направо, так и налево занимали крайнюю левую полосу.

Пункт 9.9. ПДД говорит о том, что проезжая часть предназначена для движения любых безрельсовых ТС. Другие элементы дороги, а именно обочины, тротуары, разделительные полосы, обособленные трамвайные пути для езды не служат. Однако, существуют исключения из правила:

  • для транспортных средств, заезжающих для остановки и стоянки на тротуар или обочину и съезжающих с них на проезжую часть;
  • для велосипедистов, едущих по обочине при отсутствии велосипедной дорожки;
  • для работающей уборочной и дорожно-эксплуатационной техники с включенными оранжевыми и желтыми проблесковыми маячками;
  • для мопедов и гужевых повозок, которые могут ехать по обочине, если не мешают другим участникам дорожного движения;
  • для транспортных средств, подвозящих к расположенным на тротуаре или обочине торговым точкам и другим объектам грузы, при отсутствии иной возможности подъехать к ним.

По тротуарам и пешеходным дорожкам, обозначенным знаком 4.5.1. разрешено передвигаться исключительно пешеходам и велосипедистам в возрасте до 14 лет. Взрослые велосипедисты могут ехать по ним только при отсутствии возможности езды по дороге или по велосипедной дорожке. Велосипедные дорожки, обозначенные знаком 4.4.1., предназначены только для движения велосипедистов за исключением пешеходов, которые могут идти по ним при отсутствии тротуара, обочины или пешеходной дорожки. Велосипедная сторона велопешеходной дорожки, обозначенной знаками 4.5.2., 4.5.4., 4.5.5. и разметкой 1.23.3., используется для движения только пешеходов и велосипедистов старше 7 лет. Полоса для велосипедистов в отличие от велосипедной дорожки представляет собой элемент дороги. По ней могут двигаться только велосипедисты и водители мопедов. Движение мопедов по пешеходным, велопешеходным и велосипедным дорожкам не разрешается.

Во всех случаях движения велосипедисты и водители отвечают за безопасность перед пешеходами, идущими по тротуару, пешеходной дорожке или обочине.

Боковой интервал и дистанция

Безопасный боковой интервал между транспортными средствами, движущимися бок о бок в попутном направлении или навстречу друг другу, а также безопасная дистанция между транспортными средствами, едущими по одной полосе друг за другом, играют очень важную роль при расположении ТС на проезжей части. Пункт 9.10. Правил советует каждому водителю выбирать их так, чтобы полностью исключить возможность столкновения при внезапном торможении впереди идущего транспортного средства или при возникновении необходимости объезда препятствия, например, неровности на проезжей части.

Правила не регламентируют величину безопасного бокового интервала и безопасной дистанции. Однако, принято считать, что при движении по соседним полосам интервал должен равняться 1 метру. Это вполне соотносится с реальной действительностью, если соблюдать дорожную разметку. При езде с высокой скоростью, встречном разъезде, при движении по неровной или скользкой дороге, при возможности выброса гравия из-под колес транспортных средств боковой интервал следует увеличить. Так же необходимо поступить при повороте в непосредственной близости длинномера (автопоезда, автобуса, троллейбуса или трамвая). Имея большой интервал между передними и задними колесами, кузов этих ТС сильно смещается к центру поворота, и стандартного интервала может быть недостаточно для удачного завершения маневра.

Транспортные средства, имеющие задний свес, то есть большое расстояние от задних колес до заднего края кузова, также представляют некоторую опасность. При повороте их задний правый или задний левый угол выдвигается во внешнюю, а не во внутреннюю сторону закругления. При этом водитель длинномерного ТС может даже не заметить столкновения и покинуть место происшествия. Виноват в такой ситуации не только он сам, но и водитель, не соблюдающий безопасный боковой интервал. При участии в ДТП такого рода трамвая ответственность за него будет нести водитель автомобиля, так как маневренность трамвая ограничена рельсами, и он не может изменить заданную траекторию движения.

Условия при выборе безопасной дистанции, так же как и при выборе оптимальной скорости движения, постоянно меняются. Величина дистанции находится в прямой зависимости от погоды, состояния проезжей части, уклона дороги, видимости, скорости движения, качества шин и тормозов, времени реакции водителя. Дистанцию следует увеличивать, если условия неблагоприятные. При отсутствии опасностей на дороге дистанцию можно сократить. Правильной принято считать такую дистанцию, которая позволяет остановиться и избежать столкновения в случае внезапного экстренного торможения. В ситуации, когда сложно правильно определить величину безопасной дистанции, лучше несколько завысить ее значение. От слишком большой дистанции неприятных последствий намного меньше, чем от слишком маленькой, так как в последнем случае легко оказаться виновником ДТП.

Точно указать допустимую дорожную дистанцию для огромного количества дорожных ситуаций – невозможная задача. Однако, существует общее правило, согласно которому безопасным является расстояние, которое автомобиль преодолевает за две секунды за исключением варианта со скользким дорожным покрытием.

Статья 12.15. КоАП РФ описывает виды наказаний, предусмотренных за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, а также правил обгона и встречного разъезда. За неправильный выбор полосы движения или езду по обочине придется заплатить штраф 1500 рублей. Запрещенное движение по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам карается 2000 рублями штрафа. Штраф от 1000 до 1500 рублей налагается за выезд на встречную сторону дороги или на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. Все остальные случаи езды по встречной полосе, а именно:

  • выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки,
  • движение по проезжей части встречного направления,
  • въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением,
  • попытка повернуть налево при въезде на круговое движение,
  • запрещенный обгон;

предполагают штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное такое нарушение наказывается лишением прав на 1 год при условии, что оно зафиксировано сотрудником автоинспекции. В случае, когда фиксация произошла при помощи автоматической фото- или видеокамеры, нарушителю грозит только штраф в размере 5000 рублей.

Согласно пункту 1.2. Правил ТС, стоящее в пробке или остановившееся для пропуска пешеходов перед зеброй, не считается препятствием. Опережение такого автомобиля там, где это запрещено ПДД, является нарушением статьи 12.15.4. Кодекса.

Правила дорожного движения:

1.2. …»Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

продолжить чтение

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

продолжить чтение

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

продолжить чтение

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

продолжить чтение

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота…

продолжить чтение

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

продолжить чтение

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

продолжить чтение

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

продолжить чтение

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.15, часть 1

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

Статья 12.15, часть 2

Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.

Статья 12.15, часть 3

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.

Статья 12.15, часть 4

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Статья 12.15, часть 5

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

продолжить чтение

Статья 12.15, часть 4

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

продолжить чтение

Дорожная разметка

Чтобы без труда ориентироваться в линиях горизонтальной разметки, полезно сразу же усвоить простое правило: сплошные линии пересекать нельзя, а прерывистые можно, но только по уважительной причине – при перестроении, повороте, развороте и т.д. Это правило имеет некоторые исключения, однако нормально работает в 99 случаях из ста. Об исключениях мы поговорим отдельно.

продолжить чтение

Реверсивное движение

При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части в разные моменты времени могут использоваться для движения в прямом или в обратном направлении, в зависимости от того, в какую сторону идет более интенсивный поток транспорта. Это необходимо для повышения пропускной способности дорог и сокращения количества заторов и пробок. Реверсивные полосы обозначаются специальными линиями дорожной разметки и оборудуются особыми светофорами, разрешающими или запрещающими в данный момент движение в данном направлении по этой полосе.

продолжить чтение

Нравится0
11. Начало движения, маневрирование. (ПДД, глава 8) Разворот и движение задним ходом | Описание курса | 13. Остановка и стоянка