Правила еэк ООН 110 газобаллонное оборудование

Содержание

ФОРУМ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «УСЛУГИАВТО»

Материал подготовлен экспертами Испытательной лаборатории «УСЛУГИ-АВТО»Аттестат аккредитации RA.RU.21АК44
Разъяснение по допустимости установки тороидального баллона на место размещения запасного колеса в кузове транспортного средства.
Процедура получения заключения
Расценки по экспертизе
Виды услуг
Оплата по квитанции
Требования по установке газобалонного оборудования на транспортные средства категорий M, N:
— специальных модифицированных систем СНГ (сжиженный нефтяной газ), предназначенных для установки на механические транспортные средства, в двигателях которых используется СНГ;
— специальных модифицированных систем КПГ (компримированный природный газ), предназначенных для установки на механические транспортные средства, в двигателях которых используется КПГ»
Основные требования приведены в п. 8 Приложения № 9 «Требования в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства» ТР ТС 018/2011:
8.1. На транспортные средства может устанавливаться только газобаллонное оборудование, тип которого был сертифицирован по Правилам ЕЭК ООН №115 для соответствующего семейства транспортных средств.
Установка газобаллонного оборудования не должна приводить к понижению экологического класса транспортного средства.
8.2. Размещение и установка оборудования для питания двигателя газообразным топливом должны осуществляться в соответствии с Правилами ЕЭК ООН №№ 36, 52, 66 и 115.
8.3. Должна быть обеспечена поперечная статическая устойчивость транспортных средств категорий М2 и М3 в соответствии с требованиями подпункта 4.2 приложения № 3 к настоящему техническому регламенту в случае установки газовых баллонов на крыше. При этом допускается увеличение габаритной высоты транспортного средства.
8.4. Производитель работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства должен представить:
— заверенные изготовителем, или поставщиком, или продавцом копии сертификатов соответствия:
— на отдельные элементы оборудования — по Правилам ЕЭК ООН №№ 67 или 110;
— на тип газобаллонной системы в целом для соответствующего семейства транспортных средств – по Правилам ЕЭК ООН № 115;
— декларацию производителя работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства о выполнении работ в соответствии с установленными правилами, проверке герметичности и опрессовке системы питания, о проведении периодических испытаний оборудования для питания двигателя газообразным топливом и о соответствии предельно допустимого содержания оксида углерода (СО) в отработавших газах транспортного средства требованиям приложения № 8 к настоящему техническому регламенту.
Примечание:
В отношении транспортных средств экологических классов 0, 1 и 2 применяются Правила ЕЭК ООН № 115, включая дополнение 1, в отношении транспортных средств других экологических классов применяются Правила ЕЭК ООН № 115, включая дополнения 1 – 4.
Предписания, касающиеся крепления баллона (баллонов) для СНГ и КПГ
1. Требования Правил N 67 с поправками серии 01, касающиеся крепления баллона(ов) для СНГ, или требования Правил N 110, касающиеся крепления баллона(ов) для КПГ, считают выполненными, если баллон прикреплен к механическому транспортному средству по крайней мере:
1.1 двумя скобами на баллон;
1.2 четырьмя болтами; и
1.3 соответствующими кольцевыми прокладками или пластинами, если стенки кузова в данном месте имеют единую толщину.
Если предположить, что используемая марка материала — Fе 370, то крепежные болты должны относиться к классу 8.8 и иметь размеры, указанные в таблице 1 ниже:
Таблица 1

подбор крепежных элементов для монтажа баллонов СНГ и КПГ * В этом случае баллон должен быть прикреплен с помощью по крайней мере трех скоб.
** В этом случае баллон должен быть прикреплен с помощью по крайней мере четырех скоб.
2. Если баллон устанавливают за сиденьем, то должен быть предусмотрен общий зазор не менее 100 мм вдоль продольной оси транспортного средства. Этот зазор может быть разделен на две части: между баллоном и задней панелью транспортного средства и между сиденьем и баллоном.
3. Если скобы для баллона также несут нагрузку от массы топливного баллона, то должны использоваться по крайней мере три скобы для баллона.
4. Скобы для баллона должны предотвращать выскальзывание, вращение или смещение топливного баллона.
5. Между топливным баллоном и скобами для баллона должен быть вставлен защитный материал, например войлок, кожа или пластмасса. Однако в месте крепления кольцевых прокладок или пластин к кузову транспортного средства не должно находиться никакого сжимаемого материала.
6. Рама для баллона
6.1 Если баллон крепится к механическому транспортному средству с помощью рамы или скоб для баллона, то такая рама, скобы для баллона, кольцевые прокладки или используемые пластины и болты должны отвечать предписаниям пунктов 1 — 5 выше.
6.2 Если цилиндрический баллон установлен на транспортном средстве в продольном направлении, то в передней части рамы для баллона должно быть предусмотрено поперечное соединение во избежание выскальзывания баллона. Такое поперечноесоединение должно:
6.2.1 иметь по крайней мере такую же толщину, как и рама для баллона;
6.2.2 иметь высоту по крайней мере 30 мм, причем его верхняя часть должна располагаться над днищем баллона на высоте минимум 30 мм;
6.2.3 находиться как можно ближе к куполообразному днищу баллона или даже быть вмонтированным в него.
Термин «установлен в продольном направлении» означает, что ось цилиндрического топливного баллона находится под углом не более 30° по отношению к продольной центральной плоскости транспортного средства
Примечание:
— «Транспортное средство считается однотопливным», если после проведения модификации оно оснащено бензиновым баком емкостью 15 л, который может использоваться только для аварийной эвакуации (п. 2.1.3 Правил ЕЭК ООН № 115)
— «Транспортное средство считается двухтопливным», если после проведения модификации оно оснащено для работы как на бензине, так и СНГ или КПГ, и имеет топливный бак емкостью свыше 15 л (п. 2.1.4 Правил ЕЭК ООН № 115).
— «Подчиненная система» означает модифицированную систему, в которой блок электронного управления (БЭУ) для СНГ или БЭУ для КПГ способен преобразовывать функцию управления ЭУ для бензина в работу на СНГ или КПГ (п. 2.1.5 Правил ЕЭК ООН № 115).
— «Оригинальное транспортное средство» означает транспортное средство до установки модифицированной системы (п. 2.1.6 Правил ЕЭК ООН № 115).
Часто задаваемый вопрос: Считается ли установка газового оборудования переоборудованием и требует оформления заключения? Каким нормативным документом регламентирована?
Ответ: Установка ГБО считается переоборудованием, согласно п.6 раздела II ТР ТС 018/2011:
«»внесение изменений в конструкцию транспортного средства» – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения; «
Заключение требуется, если монтаж такого оборудования не предусмотрен заводом изготовителем, доказательным материалом подтверждающим возможность оформления без представления заключения аккредитованной ИЛ является заверенная копия ОТТС на идентичный по конструкции ТС. Возможность установки нештатных запасных частей и дополнительных элементов конструкции в том числе газобалонного оборудования (ГБО) на транспортных средствах находящихся в эксплуатации и зарегистрированных в ГИБДД регламентируется п.75-80 раздела 4 технического регламента (ТР) таможенного союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» («О БКТС») «Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию».
Основным критерием допустимости переоборудования является проверка наличия сертификата или наличия маркировки знаком соответствия (если компоненты бывшие в употреблении) и анализ допустимости установки на конкретное транспортное средство с учетом требований п.8 Приложения №9 ТР ТС 018/2011, а также в соответствии с ГОСТ 31972-2013 в части не противоречащей требованиям ТР ТС 018/2011. Размещение и установка должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН N 67 и 115. Анализ конструкции переоборудованного таким образом транспортного средства и технической документации на него осуществляется методом технической экспертизы, т.е. без проведения испытаний (п. 6 раздела II «Определения» ТР ТС 018/2011). Основными документами удостоверяющими соответствие требованиям п.75-80 раздела 4 ТР ТС 018/2011 является «Протокол технической экспертизы конструкции транспортного средства после внесения изменений».
Вывод:при соблюдении вышеперечисленных условий, установку компонентов (ГБО) не предусмотренных заводом-изготовителем ТС считаем допустимой, что в свою очередь является выполнением требования п. 75 раздела 4 ТР «О БКТС» (ТР ТС 018/2011), а именно:
«В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.»
ГОСТ 31972-2013
ГОСТ 31972-2013 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УСТАНОВКИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.rtf МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ УСТАНОВКИ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ (642.36 Кб) Скачиваний: 1053 Область применения:
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС) пассажирские и грузовые, имеющие двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием как с карбюраторной системой питания, так и с системой впрыска топлива и двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия и двухтопливной системой питания (газодизели), и устанавливает порядок и процедуры методов контроля установки на них газобаллонного оборудования. Установку газобаллонного оборудования производят в целях использования в двигателях внутреннего сгорания в качестве моторного топлива автомобильных марок сжиженных углеводородных газов: марки ПА и ПБА — или компримированного природного газа по ГОСТ 27577.
Примеры монтажа баллонов в заднем свесе транспортного средства.
Фото монтажа баллона для СНГ (Метан) Вид сбоку с подножкой для выполнения требований по минимальному расстоянию от заднего габарита ТС до топливной емкости (не менее 300 мм)
Вид сбоку с подножкой для выполнения требований по минимальному расстоянию от заднего габарита ТС до топливной емкости (не менее 300 мм)
Вид сзади без подножки требование по минимальному расстоянию от заднего габарита ТС до топливной емкости не выполнено ( расстояние менее 300 мм)
Вид сзади с подножкой для выполнения требований по минимальному расстоянию от заднего габарита ТС до топливной емкости (не менее 300 мм)

Тем, кто купил транспортное средство за границей, часто приходится узнавать, как изменить в ПТС экологический класс автомобиля. Поднять экокласс средства можно только одним путем – с помощью его переоборудования.

Следует обратиться к Техническому регламенту, устанавливающему требования к выбросам автотехникой, отпускаемой в обращение на российской территории, загрязняющих веществ, который был принят Правительством РФ в 2006 и редактирован в 2009 году.

Согласно его содержанию, нужно переоборудовать те авто для повышения экокласса до Евро 5, что ввозятся в Россию в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Казахстана, Киргизии, Республики Беларусь, Армении и РФ.

Как выглядит знак экокласса авто Евро 2,3,4 в Европе

До начала осени 2015 года автовладельцев принудили повысить экологический класс автомобиля в ПТС до Евро 2,3,4 или 5. Именно с началом сентября того года начали действовать ограничения на использование транспортных средств в столице, не удовлетворяющих требованиям, предъявленным экологическим стандартом. С тех пор стало нельзя двигаться на авто:

  • на территории, ограниченной Московской кольцевой дорогой, если экокласс ниже Евро 2;
  • на территории, образованной Третьим транспортным кольцом, если класс машины ниже Евро 3;
  • на дорогах, лежащих внутри садового кольца, если экологический класс ниже Евро 4.

Перед тем как увеличить экологический класс автомобиля нужно узнать, каков он сейчас. Согласно словам представителя Федеральной таможенной службы (ФТС), требованиям действующего Технического регламента не удовлетворяют автосредства, произведенные в России и странах бывшего СНГ до 2008 года. К такому транспорту относят КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ и прочие.

Таблица соответствия автомобилей экологическому классу Евро 2,3,4 в соответствии с годом выпуска автомобиля

Страна происхождения транспортного средства Годы выпуска транспортных средств, включительно
Не соответствующих требованиям технического регламента на момент ввоза в РФ (эк. Класс 1 и ниже) Соответствующих требованиям технического регламента, по экологическим классам
Евро 2 Евро 3 Евро 4
Входящая в Европейский союз, бензиновые двигатели до 1996 1997-2000 2001-2004 с 2005
Входящая в Европейский союз, дизельные двигатели до 1996 1997-2001 2002-2004 с 2005
США до 1995 1996-2000 2001-2003 с 2004
Япония до 1997 1998-2004 2002-2010 с 2011
Канада до 2000 2001-2003 с 2004
Индия до 2004 2005-2009 с 2010
Малайзия до 2002 с 2003
Китай до 2003 2004-2007 с 2008
Корея до 2000 2001-2002 2003-2005 с 2006
Украина, категория M до 2005 с 2006
Украина, категория N до 2006 с 2007

Изменение экологического класса автомобилей грузового типа, выпущенных за границей, требуется реже:

  • Машины 2007 года выпуска или более молодые средства соответствуют экоклассу Евро 4, поэтому переоборудованию они не подлежат.
  • Авто, произведенные в промежутке с 2004 по 2007 год, соответствуют классу Евро 3, поэтому их переоборудовать тоже не нужно.
  • Транспорт, выпущенный в период с 2001 по 2004 год, имеет экологический класс Евро 2, и его следует переоборудовать.
  • Средствам, произведенным до 2000 года, присваивается нулевой класс. И повысить экологический класс автомобиля придется, если его планируется использовать для передвижения.

Экокласс присваивается машине заводом, изготовившем ее, или ОТТС. Если требуется повышение экологического класса автомобиля, он подлежит переоборудованию до получения нужного уровня.

Определяется экокласс таможенными органами или другой организацией, прошедшей аккредитацию, на основании ОТТС. А в паспорте ТС он прописывается или таможней, или заводом-производителем. Изменение экологического класса автомобиля в ГИБДД происходит только после предъявления бумаг о переоборудовании средства под Евро 2-5.

Переоборудование ТС под Евро 2, 3, 4 и 5

Переоборудование автомобиля для повышения экокласса в автосервисе

Автомобили переоборудуются согласно Правилам ЕЭК ООН № 83-05В и ГОСТу Р 51832-2001. Эти же документы регламентируют порядок оформления ПТС. Где и как улучшить экологический класс автомобиля – выбирает сам автовладелец. Главное, чтобы все отвечало законному порядку.

Переоборудованием занимаются крупные автосервисы, оснащенные особым оборудованием и имеющие каталитические приборы, прошедшие сертификацию. Такие компоненты уменьшают вредность выбросов ТС независимо от типа ДВС, на котором они работают. Сервисы также должны обладать документами, свидетельствующими о том, что выполняемые ими работы и используемые для этого компоненты соответствуют экостандарту.

Автосервисы также предлагают услугу по определению экокласса авто по vin. Но сделать это можно не всегда. Тогда экологический класс выявляется по заводу-производителю и году выпуска ТС. Вот как он устанавливается для Iveco, Volvo, Mercedes, и прочих иномарок:

  • Если ТС выпущено ранее 1997 года, ему присваивается класс Евро 1.
  • Если в период с 1998 по 2003 год – Евро 2.
  • Если с 2004 по 2006 – Евро 3.
  • Все авто, вышедшие с конвейера в 2007 году и позже, получают класс Евро 4.

Внимание! Даже если экологический класс машины соответствует стандарту, его необходимо подтвердить. Сделать это можно в тех же автосервисах.

Владельцам грузовиков будет полезно знать, как изменить экологический класс автомобиля грузового типа. Для этого нужно обратиться в аккредитованное учреждение. Все компоненты, которые будут устанавливаться в системы выхлопа и ДВС, должны иметь подтверждение о проведении для них соответствующих испытаний в лабораторных условиях. После монтажа оборудования может потребоваться перенастройка электронной системы, регулирующей работу мотора ТС.

Порядок переоборудования авто для повышения экокласса в ПТС

Перед тем как поднять экологический класс автомобиля, следует найти ближайший автосервис, имеющий лицензию на проведение подобного рода работ. Но нужное оборудование у него находится не всегда, поэтому автовладельцам приходится заказывать его самостоятельно.

Расположение экологического класса авто в ПТС

После получения сертифицированных приборов на руки, следует снова обратиться в сервис. Обычно он выполняет работу в течение 1-2 суток. Для подтверждения присвоения машине нового уровня экокласса в сервисе нужно взять следующие документы:

  • акт выполненных работ;
  • копию сертификата на установленное оборудование;
  • фотоотчет о проделанной работе.

Автомобилисты также интересуются можно ли повысить экологический класс легкового автомобиля без обращения в сервис. Но миновать этого нельзя, так как самостоятельная установка оборудования не позволяет получить весь перечень документов, указанных выше. А без этих бумаг ГИБДД не зафиксирует в ПТС изменение экокласса ТС.

Если экологический класс машины соответствует требованиям, его нужно лишь документально подтвердить. Для этого также следует обратиться в сервис, получить соответствующие бумаги и с ними отправиться в ГИБДД. При нарушении порядка изменения экокласса можно получить крупный штраф или лишиться водительских прав.

Повышение экологического класса в ПТС на грузовики

У нас можно оформить необходимые документы для предоставления в ГИБДД о повышении экологического класса автомобиля. Либо воспользоваться услугой «Под ключ» и повысить экологический класс без проблем!

Истории владельцев грузового автотранспорта, которые никак не могут внести в ПТС отметку о повышении экологического класса можно прочитать в переписке на всех форумах автомобилистов. Эту непростую ситуацию прокомментировал консультант ДОБДД России, который объясняет существующие нормы, действующие в нашей стране по отношению к экологическому уровню авто. Специалист пояснил, чем отличается российский экологический стандарт, эко требования других стран ТС, так же указал на причины, по которым в наступившем году эти показатели сравняются. Определение экологического класса по российским нормам установлено требованием регламента 609, который предписывает соответствие автомашины определенному экологическому классу. Однако, повышение экологического класса в ПТС в рамках следования техрегламенту стран ТС, неизбежно. Так, выравнивание пошлин, таможенных требований является один из условий заключения ТС. Несмотря на то, что Белоруссия сохранила возможность использования машин с евро четыре, Россия подобные меры не приемлет, снижения показателя экологичности для проходного авто не делает.

Телефоны для справок:

+7 (495) 778-30-33
+7 (901) 578-30-33

Эл.Почта: info@ros-alyans.ru

Эксперт ГИБДД так же отметил, что изменятся требования эко стандарта и в отношении большегрузных машин. Будет запрещен въезд в крупные города автомобилей ниже второго экологического класса. Также, на территории нашей необъятной родины будет действовать новый транспортный сбор, сумма которого высчитывается в строгой зависимости от двух показателей: 1.возраста; 2. эко класса шасси. Грузовики в этом плане самая уязвимая категория: такое изменение в налоговом законодательстве особенно болезненно. Наши соотечественники используют устаревший автопарк. Экологический класс в ПТС огромного количества этих машин либо гораздо ниже стандарта, либо вообще не указан. Эти верные помощники станут убыточными для своих владельцев, потому что налог на них перекроет все былые выгоды эксплуатации подержанных авто. Экологический класс МАЗа, Камаза, Газели, ЗИЛа далек от современных требований, диктуемых борцами за чистую экологию. Эти автомобили, считают в правительстве, хуже всего влияют на уровень выброса вредного углекислого газа в атмосфере, поэтому к ним применяются самые строгие налоговые пошлины. Экологический класс грузовых автомобилей должен соответствовать как минимум второму экологическому уровню. Такие условия являются главными в программе по утилизации старых авто.

Мы оказываем услугу повышение экологического класса Под ключ.

Стоимость вписания в ПТС графы «Экологический класс» – от 25000 рублей.

Срок выполнения услуги повышение экологического класса в ПТС 2-3 дня.

Учитывая всё вышесказанное, не удивительно, что в наш центр за помощью обращаются многие авто владельцы. Спрашивают об одном: как узнать экологический класс автомобиля? Узнать эту информацию для эксперта не составит труда, сложнее обстоит дело с другой проблемой, вытекающей из новых законов: как вписать (изменить) экологический класс в ПТС? Изменение экологического класса для любого автомобиля возможно. Но (!) данную процедуру могут осуществлять только сертифицированные органы, на которых, в конечном счете, лежит ответственность за произведенные работы. Повысить экологический класс автомобиля – это беспроигрышный вариант понизить налоговые выплаты по новому транспортному налогу. Есть затруднения в том, как определить экологический класс автомобиля, или как внести изменения в ПТС, обращение к квалифицированным консультантам – лучший вариант решения вопроса быстро и навсегда.

MOHCTPOXOD ›
Блог ›
Фальсификация экологической чистоты транспортных средств как инструмент для выкачивания денег из потребителя

Современная автомобильная промышленность превратилась в наше время в то же самое, что и любая другая сфера деятельности человека — самое обыкновенное мошенничество.

Сейчас это понимают многие, но большинство согласны с таким положением дел и принимают как должное т.к. прекрасно пониают, что и их профессиональная деятельность тоже очень тесно связана с аморальной наживой и паразитизмом.

Мне обидно за потребителей, к которым относятся как к скотам. Наблюдая всю эту «порнографию» со стороны автобизнеса на работе, я решил что пора громко сказать о том, что «Король то голый». Некоторым кажется что стиль поста уж слишком «формальный», но видимо отражается опыт написания научно-технических отчётов, на самом деле весь текст написан мной лично «от души».

Конечно то, что автопром превратился в мошенничество — очень плохо. Но меня, если честно, гораздо больше волнует то, что точно такая же ситуация в пищевой промышленности, фармацевтической, и медицине!

На протяжении последних нескольких лет, мы достаточно регулярно, из средств массовой информации, получаем сообщения о предложениях МинПромТорга России (лично Зам. Министра, Рахманова Алексея Львовича, в прошлом Директора департамента автомобильной промышленности), установить в Российской Федерации высокие экологические налоги на транспортные средства, экологический класс которых ниже действующего. Цель – якобы «улучшить экологическую ситуацию» путём ускорения обновления парка автомобилей.

Принято считать, что автопроизводители всеми силами сопротивляются улучшению экологических качеств производимых автомобилей. Однако, экология – это прекрасное средство понуждения потребителя к регулярной покупке нового, не нужного ему автомобиля при завышенной, относительно его потребительских качеств, стоимости владения.

Многие из нас небрежно отмахнутся от этого предостережения со словами «А я и так не езжу на автомобиле более 2-3 лет и меняю их на новый каждый раз». К сожалению, не всё так хорошо как кажется. Во-первых, рассказ о том, что заставляет большинство типичных автомобилистов так часто менять автомобили, будет отдельной статьёй. Во-вторых, вспомните: что значит для Вас «поменять автомобиль»? Это значит ПРОДАТЬ старый, и затем купить новый. У современного автомобиля за его жизненный цикл меняется много владельцев, но любое искусственное сокращение этого жизненного цикла означает, что на новый автомобиль «скидываются» меньшее количество людей (его последовательных владельцев) и, по цепочке, это отражается на остаточной стоимости автомобиля для любого из владельцев, т.е. на том, за сколько его может ПРОДАТЬ владелец (любой, включая первого) чтобы купить другой автомобиль. При чём, первый владелец, как правило, теряет больше всех. Т.е. за любое искусственное сокращение жизни автомобиля (будь то за счёт экологических налогов или за счёт плохой ремонтопригодности или за счёт дороговизны запчастей), в первую очередь расплачивается именно первый владелец, который автомобиль даже не ремонтирует и не ездит на нём когда «истекает» его экологический класс.

Опыт применения экологических налогов в ряде развитых стран Европы, уже показал свои результаты. Действительно, первые несколько лет происходит существенный рост спроса на новые автомобили, однако, по истечении 2-3 циклов владения автомобилями первыми владельцами, потребитель начинает чувствовать увеличение стоимости владения, что оказывается ему не по карману и приводит к массовому отказу потребителей от использования личного автомобиля в принципе. Ну, с одной стороны, может и хорошо если автомобили не используют люди, которым они не очень то и нужны. С другой, почему всем остальным приходится переплачивать за автомобили, которые вдобавок, ещё и не могут полноценно выполнить их задачи (маленькие, маломощные, жесткие, шумные, некомфортные, с низкой грузоподъёмностью и вместительностью, плохой динамикой)?

Возникает вопрос: неужели они не понимают, насколько это опасный процесс и к чему он приводит в долгосрочной перспективе? Всё понимают и не настолько они глупы, насколько кажется на первый взгляд. Во-первых, у них нет выбора, т.к. на них давит финансово-кредитная система и им, любой ценой, нужно находить любые доступные способы «оттягивать свой конец». Во-вторых, стагнация отдельно взятого рынка – не такая уж и проблема т.к. мир пока ещё большой, страны в нём находятся на абсолютно разных уровнях развития экономики и, высосав один рынок, можно перейти на другой, к тому моменту «созревший» и подготовленный. Естественно выгодно это не отечественным маркам, а крупным международным автопроизводящим концернам.
Как результат, любой уважающий себя автомобилестроительный концерн, имеет штат «менеджеров по взаимодействию с государственными органами», которые и осуществляют лоббирование тех или иных мер через правительства. Собственно, при принятии любых решений, связанных с той или иной отраслью, чиновники должны проработать механизмы исполнения, спрогнозировать результаты. Как они это делают? Приглашают или нанимают «экспертов из отрасли»! А в чём эти «эксперты» заинтересованы (независимо от того, бывшие они или действующие сотрудники отрасли)? Уверен, что и сама отрасль с удовольствием поделится наличными, как с «экспертами», так и с государственными чиновниками, чтобы было принято «правильное» решение.

Итак, попробуем подвести итог, что и для кого означают экологические налоги:
o Для автоторговой структуры это возможность срубить хороший капитал за короткий промежуток времени, а потом «хоть трава не расти»
o Для менеджера высшего звена автомобилестроительной компании – это возможность продемонстрировать хорошие показатели продаж и получить неплохие бонусы, а потом можно уйти в другую сферу или просто жить в тёплое место
o Для самой автомобилестроительной компании, это лишь «Откупоривание» рынка очередного «Гондураса». По предварительным подсчётам, за первые несколько лет, концерны продадут несколько десятков миллионов «лишних» автомобилей. Когда высосут наш рынок, перейдут к следующему. Они иначе не могут т.к. на них давит финансовая система
o Для потребителя это увеличение стоимости владения автомобилем при одновременном ухудшении его потребительских качеств, ну, конечно если не считать уменьшение вредных выбросов по ИЗМЕРЯЕМЫМ при сертификационных испытаниях параметрам. Кстати, стоит обратить внимание на то, что парк транспортных средств в крупных городах и сам очень быстро меняется, а в мелких само по себе количество транспортных средств не настолько велико чтобы так сильно портить окружающую среду.

Приход производителей со своими сборочными производствами, на нашу территорию несёт временный характер, за бюджетные деньги РФ (да, иностранные автосборочные предприятия построены в нашей стране на государственные деньги РФ), поэтому производство не локализуется, несмотря на наличие «Правил промсборки», которые обязывают их это сделать. Производители предполагают «тянуть резину» до стагнации рынка, когда существующие компонентные производства, питающие сборочные предприятия на территории РФ в настоящий момент, будут перенаправлены на работу для «новых гондурасов», окучиваемых производителями. Они не могут локализовать компонентные производства т.к. место спроса на эти компоненты постоянно меняется с течением времени, плюс, в отличие от сборки автомобиля, компонентные производства содержат в себе технологические «ноу-хау», которые нельзя бросать в чужих руках. Сборка приходит лишь за счёт того, что «гондурасы» тешатся амбициями в будущем стать крупным экспортёром продукции автомобилестроения и вкладывают собственные деньги. Так и нашу страну развели.

А теперь немного про экологию автомобиля.
Как автомобили делают экологичными?

1. Уменьшают автомобили в размерах и массе. Это отрицательно сказывается на большинстве потребительских свойств автомобиля: маленький автомобиль становится тесным, жестким (из за коротких ходов подвески и возрастанием соотношения его массы и массы пассажиров), шумным (из за экономии на металле, виброшумоизоляции, использования 4-цилиндрового двигателя без балансирных валов), уязвимым (на наших дорогах, которые находятся в сомнительном состоянии), не проходимым (из за привода только на одну ось)

2. Обвешивают двигатель лишними дорогими, ненадёжными и сложными устройствами ради экономии 10кг массы и пол литра топлива на 100км (к примеру системы “TSI” или “GDI”). По причине прецизионности топливной аппаратуры и дополнительных устройств, они имеют ограниченный срок службы и высокую цену, что крайне отрицательно отражается на ремонтопригодности, а это, в свою очередь на сроке службы автомобиля и стоимости владения им. Автопроизводители через СМИ усиленно понтуются характеристиками «мощность с литра объёма», а что в этом для потребителя и что есть на самом деле мощность двигателя и как ей воспользоваться? В рекламных брошюрках, указывается «Максимальная мощность», но насколько просто ей сполна воспользоваться на реальном автомобиле? Можно было бы воспользоваться в случае, если бы на автомобиле была установлена «идеальная» бесступенчатая трансмиссия с очень большим максимальным передаточным числом. На самом же деле, даже при максимально эффективном разгоне двигатель работает в широком диапазоне режимов работы и то, как динамично он разгоняется сильно зависит от захвата им зоны мощностей, близких к максимальной. Ни одна из современных трансмиссий, применяющихся на автомобилях, не способна нивелировать разрыв в динамике между двигателем, оснащённым системами типа “TSI” и двигателями большего объёма с простым распределённым электронным впрыском той же мощности.

3. Применяющиеся в настоящее время системы улучшают ряд измеряемых на сертификационных тестах параметров, при этом ухудшая остальные. К примеру, из нейтрализаторов летит целый букет вредных химикатов. Системы непосредственного впрыска вызывают выброс мелких твёрдых частиц, крайне опасных для здоровья человека.

4. Любой автомобиль, даже электрический с нулевым выхлопом, осуществляет выброс шинной пыли. Не только когда резко поворачивает, тормозит или разгоняется с буксом, а непрерывно, всё время в процессе движения. Отпечаток шины на асфальте деформируется и изнашивается даже при прямолинейном равномерном движении на не ведущей оси. И это не «безобидные кусочки резины», а страшно вредная мелкодисперсная пыль плюс ужасные канцерогены и токсины. Вредных продуктов износа шин, автомобиль выбрасывает во много раз больше чем его дизельный двигатель (конечно же, речь о современном дизеле, а не о КАМАЗе 30-летней давности, где педаль газа напрямую соединена с топливной рейкой). Почему же никто не поднимает этот вопрос в средствах массовой информации? Всё дело в том, нет бизнеса, которому это было бы выгодно. Повышение экологичности двигателя можно использовать как обоснование необходимости покупки новых автомобилей, а шины купят в любом случае т.к. они достаточно быстро изнашиваются. Следовательно, у бизнеса совершенно нет никакого интереса развивать тему экологичности шин.

5. Из утилизированного автомобиля нельзя опять сделать автомобиль т.е. смена автомобилей это нерациональное использование природных ресурсов. Да, металлом считается неплохим сырьём для производства металла. К сожалению, из него можно сделать разве что трубы на забор. Из старого гнилого крашенного автомобиля никогда в жизни не сделать сталь КП08 или аналог, пригодный для штамповки нового кузова. Кроме того, в автомобилях полно других материалов, которые вообще никак не перерабатываются каким-либо экономически обоснованным способом.

6. Процесс производства автомобиля – это сам по себе очень энергозатратный процесс. Затраты энергии при производстве автомобиля существенно превышают ту энергию, которая тратится при его эксплуатации (заключённую в топливе). Да и выбросы СО2 при производстве тоже превышают выбросы самого автомобиля за весь срок его службы. И на утилизацию тоже нужно затратить энергию. Следовательно, смена автомобиля на новый «более экономичный и экологичный» — совершенно невыгодный процесс как с точки зрения экономии энергоресурсов, так и с точки зрения экологии.

В итоге мы останемся с кучей недолговечного неремонтопригодного металлома с низким уровнем потребительских качеств, на производство которого потрачены не только наши собственные деньги, но и огромное количество бюджетных. Ездить на нём не можем из за налогов. А теперь самый страшный прогноз, который может больно ударить по самолюбию и оскорбить религиозные чувства многих Российских автомобилистов: Большинству из нас придётся против собственной воли пересесть на продукцию АВТОВАЗа как бесспорного лидера по дешевизне владения автомобилем! В условиях искусственного увеличения стоимости владения автомобилем, большинству из нас придётся понизить класс автомобиля, на котором мы ездим, а многим вообще от него отказаться.

Графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС)

Страсти по экологии Денис Дементьев

Сегодня графа «Экологический класс» в паспорте транспортного средства (ПТС) стала для многих владельцев коммерческих автомобилей камнем преткновения. Эксплуатация машины, не соответствующей нужному классу «Euro-…», может стать вне закона.

В этой связи многие транспортные компании и частные перевозчики теперь вынуждены доказывать «экологическую чистоту» своих машин для возможности получить пропуск и другие разрешительные бумаги для пролонгирования работы на определённых территориях.

Мы попробуем разобрать типичные трудности и как можно облегчить эту задачу.

Истоки алармизма

Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.

Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2017 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.

Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).

И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2017 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.

В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2018 г. специальных дорожных знаков (5.35–5.38 и 8.25), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.

Внимательно читаем ПТС

Все эти нововведения закономерно приводят к тому, что владельцам автомобилей приходится тем или иным образом подтверждать соответствие транспортного средства тому или иному экологическому классу. Каким образом это делается? Вариантов немного. Самый лёгкий из них – заглянуть в ПТС. Вообще, ПТС с момента его появления в 1993 году является основным документом на автомобиль (а также прицеп, автобус, мотоцикл, т. е. всё то, что называется единым термином «транспортные средства»). Паспорт подтверждает не только право собственности на конкретное ТС (многие владельцы почему-то только так и воспринимают этот документ), но и выпуск конкретного ТС в обращение на территории страны. Кроме того, ПТС содержит основные сведения о машине. К одному из таких сведений наряду с номерами основных узлов и агрегатов (VIN, рама, кузов, двигатель), массы, цвета, относится и экологический класс.

ПТС может быть выдан только тремя уполномоченными организациями: изготовителем (на новое ТС, произведённое в России), таможней (на любое ТС, ввезённое в Россию из заграницы) или ГИБДД (во всех остальных случаях, в том числе, например, замена старого ПТС в связи с его утерей). И именно эти организации заполняют основные сведения о ТС. Если у вас в ПТС указан конкретный экологический класс, это и будет являться доказательством соответствия автомобиля этому классу.

Однако до вступления в силу 21 апреля 2006 года технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утвержден постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) прямое указание экологического класса в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) не было предусмотрено – отсутствовала соответствующая графа на титульном листе.

Поскольку с 1992 года ОТТС является основным документом, подтверждающим безопасность конструкции для серийно выпускаемых типов (моделей) автомототехники и прицепов, технические данные в ПТС вносились на основании конкретного ОТТС на данную марку и модель автомобиля (кстати, номер и дата выдачи ОТТС также указывается в паспорте). И лишь после того, как сведения об экологическом классе органы по сертификации начали вносить в ОТТС, он появился и в ПТС. Кстати, с этой целью в ПТС предусмотрели отдельную графу «Экологический класс» (п. 13), которая была введена в редакции «Положения о паспортах транспортных средств» (Приложение № 2), утверждённой совместным приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23 июня 2005 года. Соответственно первые бланки паспортов с этой графой начали выдавать на рубеже 2005–2006 гг., а во многих регионах значительно позднее.

Другими словами, открыв свой ПТС, вы можете найти указание об экологическом классе: на новых бланках – в графе 13, на старых – в «Особых отметках». Проблема в том, что если ваш автомобиль изготовлен в России или ввезен на её территорию до 2006 года, таких сведений в ПТС вы, скорее всего, не увидите.

Для нашей страны это особенно актуально, потому что средний возраст грузового автомобиля, согласно исследованию «Автостата», составляет почти 19 лет, конкретно для импортных грузовиков чуть меньше 12 лет. Но это всё равно не перекрывает 2006 год. Ведь наши перевозчики в начале 2000-х активно скупали старые европейские грузовики, которые через Польшу, Литву и Калининград текли к нам нескончаемым потоком. В Европе, уже в ту пору озабоченной ожесточением экологических норм, от старой техники избавлялись по весьма низким ценам, чем и пользовались наши автотранспортники, которые предпочитали MAN, Volvo, Scania и другие марки 1980–1990-х годов выпуска нашим новым МАЗам и КАМАЗам. Естественно, паспорта на все эти б / у машины выдавали таможенные органы, которые в большинстве случаев не имели возможности указать все необходимые сведения в ПТС. Что уж там говорить про экологический класс, если порой даже марку и модель автомобиля писали кое-как.

Если экологический класс автомобиля в документах не указан, то в данном случае автоматически считается, что он «не установлен», а значит, автомобиль не может выезжать на дороги, где есть любые (даже малейшие) ограничения по экологическому классу. Но при этом большинство коммерческих автомобилей до сих пор катаются у нас с неустановленным экологическим классом.

Что делать и куда идти?

Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.

Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…

Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.

Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).

Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.

Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.

Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.

Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.

Правила ЕЭК ООН в отношении экологической безопасности ТС и их применяемость

Правила ЕЭК ООН № Категория ТС Тип двигателя Объект нормирования
24 M, N Дизели Видимые загрязняющие вещества (твёрдые частицы, сажа – PT)
49 M1, M2, N1 N2 (контрольной массой более 2160 кг) и M3 N3 Дизели и газовые двигатели (СПГ и КПГ) Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
83 M1, M2, N1 N2 (контрольной массой не более 2160 кг) Дизели, бензиновые и газовые Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
96 Тракторы и внедорожная мобильная техника Дизели Газообразные (СО, СН, NO) и видимые (сажа) загрязняющие вещества

Как узнать свой «EURO»?

Допустим, до момента обращения в ГИБДД вы решили самостоятельно выяснить, к какому экологическому классу относится ваш автомобиль. Или решили проверить, грамотно ли была проведена экспертиза, за которой вы обратились в компетентную организацию. Стоит сразу отметить, что по внешнему виду двигателя даже эксперт-автотехник не сможет гарантированно определить это. Особенно, если речь идёт о пограничных классах, например, Euro 1 / Euro 2 или Euro 2 / Euro 3. Связано это со многими причинами и, в первую очередь, с тем, что все отличия в конструктиве таких двигателей и их систем будут спрятаны внутри и невооруженному взгляду незаметны. Именно поэтому существует целая процедура идентификации на основе расшифровки маркировки, которая в обязательном порядке наносится изготовителем на каждый автомобиль и его двигатель. На основе этой маркировки можно безошибочно определить экологический класс.

Если говорить про грузовики известных европейских брендов «большой семёрки», то все они проходили (да и сейчас проходят) процедуру сертификации у себя на родине. Результаты её могут быть оформлены в двух вариантах – в виде Сообщения об официальном утверждении типа (в соответствии с Правилами ЕЭК ООН, признаваемыми странами-участницами Женевского соглашения 1958 г., в т. ч. и Россией), либо в виде Одобрения типа (в соответствии с Директивами Евросовета). В зависимости от этого на двигателе (а в некоторых случаях и на кабине) будет стоять та или иная маркировка с буквой и порядковым номером страны, выдавшей подтверждающий документ, обведёнными кружком: «Е» – для Правил ЕЭК ООН и «е» – для Директив ЕС. Там же в строчке указывается номер Правил / Директив и порядковый номер Сообщения / Одобрения.

Обычно маркировка представляет собой нестираемый стикер или металлическую пластину, которые наклеиваются (приклёпываются) на видном месте: на головке блока цилиндров (например, у Renault) или на электронном блоке управления двигателем (например, у Volvo или Mercedes-Benz), или в проёме правой двери кабины (например, у MAN). Кстати говоря, эти же номера Сообщений / Одобрений прописываются в Сводном листе ОТТС, что позволяет сопоставить, можно ли применить данное ОТТС к конкретному автомобилю.

Соотношение Правил ЕЭК ООН и Директив ЕС, требования которых идентичны

Экологический класс Правила ЕЭК ООН № Директивы ЕС
Euro 0 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-01 88/77 в редакции 91/542
83-02А (или -03А, -04А) 70/220 в редакции 91/441
Euro 1 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-02А 88/77 в редакции 96/1А
83-02А (или -03А, -04А) 70/220 в редакции 91/441, 93/59
Euro 2 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-02В 88/77 в редакции 96/1В
83-03В (или -04В) 70/220 в редакции 94/12, 96/69-98/77
Euro 3 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49I-03 (или -04) 88/77 в редакции 1999/96А, 2001/27А или 2005/55А, в том числе в редакции 2006/51А, 2006/81А
83-05А 70/220 в редакции 94/12, 98/69А, 1999/102А, 2001/01А, 2001/100А, 2002/80А, 2003/76А
Euro 4 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-04В1 88/77 в редакции 1999/96В1, 2001/27В1 или 2005/55В, в том числе в редакции 2006/51В, 2006/81В или 2005/55С, в том числе в редакции 2006/51С, 2006/81С
83-05В 70/220 в редакции 94/12, 98/69В, 1999/102В, 2001/01В, 2001/100В, 2002/80В, 2003/76В
Euro 5 24-03 72/306 в редакции 89/491, 97/20, 2005/21
49-04В2 88/77 в редакции 1999/96В2, 2001/27В2 или 2005/55D, в том числе в редакции 2006/51D, 2006/81D или 2005/55E, в том числе в редакции 2006/51E, 2006/81E или 2005/55F, в том числе в редакции 2006/51F, 2006/81F или 2005/55G, в том числе в редакции 2006/51G, 2006/81G
83-04C 70/220 в редакции 94/12, 98/69С, 1999/102С, 2001/01С, 2001/100С, 2002/80С, 2003/76С

Требования Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН в отношении экологии гармонизированы.

К сожалению, далеко не все модели автомобилей проходили в своё время подтверждение на «Euro». Например, грузовики американских, японских и китайских марок 1990-х и начала 2000-х годов официально не поставлялись в страны Евросоюза и в Россию, а значит, не были омологированы. Внутренние же нормативы этих стран по экологии не сопоставимы с Правилами ЕЭК ООН. Это означает, что подтвердить экологический класс таких автомобилей на основе экспертизы документов и идентификации маркировки нельзя, и единственный легальный способ установить их «Euro» – это проводить реальные замеры по методике Правил ЕЭК ООН.

В России единственная (!) аккредитованная техническая служба, которая имеет право проводить подобные экологические испытания – это Центр испытаний НАМИ (он же НИЦИАМТ или Дмитровский автополигон). Но такие испытания для б / у автомобиля просто не имеют никакого практического смысла, потому что, во-первых, из-за уровня износа показатели вредных веществ в отработавших газах наверняка будут сильно завышены по сравнению с первоначальным состоянием новой машины, а, во-вторых, стоимость самих испытаний астрономическая (от 500 000 до 1 000 000 руб.). Так что нынешним владельцам старых International, Peterbilt и Hino пришло время искать им замену. Кстати, то же относится и к тем автомобилям, владельцы которых решили поднять экологический класс путём установки более современных моделей двигателей. Такая процедура также требует испытаний, поскольку экологический класс автомобиля устанавливается единожды его изготовителем и подтверждается при сертификационных испытаниях. Любое внесение изменений в конструкцию с целью его повышения может быть произведено только через получение соответствующего протокола испытаний аккредитованной технической службы, т. е. по той же причине на сегодняшний день не осуществимо практически. Не верьте тем заманчивым предложениям разных контор, которые предлагают оформить повышение экологического класса вашего автомобиля. Скорее всего, это мошенники.

Экологический класс, указываемый в соответствующей графе паспорта технического средства, означает соответствие автомобиля экологическим стандартам, принятым на территории Евросоюза. Класс определяется по концентрации вредных выбросов в выхлопе автомобиля. Международный стандарт предусматривает 6 экологических классов, в российском законодательстве применяются Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Чем больше цифра в индексе — тем менее вреден выхлоп автомобиля для окружающей природы и человека.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам? ДаНет

Экологический класс автомобиля определяется при экспертизе по правилам ЕЭК ООН №49, №83 и №96 и указывается в паспорте технического средства (ПТС) в графе №13 с 2007 года. ПТС автомобилей, выпущенных в обращение ранее этой даты, графа «Экологический класс» отсутствует, сведения об экологичности транспортного средства могут быть указаны в графе «Особые отметки». Кроме ПТС, класс также указывается и в СТС автомобиля.

Что делать, если экологический класс не указан

Многие автомобили, особенно старые, не имеют в своих ПТС отметки об экологическом классе. В этом случае у автовладельцев есть два способа решения проблемы.

  1. Нужно связаться с официальным дилером и уточнить у него экологический класс двигателя. Если он соответствует установленным нормам, то дилер может выдать сертификат соответствия (копию ОТТС — Одобрения типа транспортного средства). С этим документом можно прибыть в МРЭО ГИБДД и скорректировать сведения в паспорте ТС.
  2. Если выяснить класс не удалось или он ниже нормативов Евро-2, то можно повысить экологический класс автомобиля. Для этого придется переоборудовать автомобиль и снизить концентрацию вредных выбросов в выхлопе. Такие услуги предоставляют специализированные фирмы.
  3. Третий вариант — игнорировать проблему. Владельцы легковых автомобилей пока что не обязаны иметь в своих ПТС отметку об экологическом классе, никаких штрафных санкций за отсутствие сведений в паспорте не предусмотрено.

Изменение экологического класса в ПТС

Изменение экологического класса означает его повышение для соответствия современным стандартам или приведение в соответствие, если в ходе эксплуатации и замены деталей двигателя он понизился.

Изменение экологического класса в ПТС производится в МРЭО ГИБДД.

В каких случаях требуется и возможно

Изменение экологического класса может понадобиться в следующих случаях.

  1. У старых автомобилей, выпущенных до 2008 года, у которых не указан экологический класс в ПТС. По подсчетам специалистов, это до трети всего автопарка страны.
  2. У грузовых автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-2 и въезжающим в столицу. В Москве еще с 2013 года запрещен въезд автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-2. Позднее правила были ужесточены — грузовым автомобилям классом ниже Евро-3 запрещен въезд в пределы ТТК. В пределы Садового кольца не разрешается въезд авто с классом ниже Евро-4. Планируется, что в будущем в Москве и Санкт-Петербурге будут созданы дополнительные зеленые зоны, которые будут действовать и для легковых автомобилей.

Что потребуется

Для изменения сведений в графе ПТС потребуется наличие документа — сертификата соответствия (ОТТС) от официального дилера либо экспертиза испытаний от сертифицированной компании, которая проводила переоборудование автомобиля для приведения норм выхлопа в соответствие со стандартами Евро.

Пошаговые действия

Последовательность действий автовладельца при изменении экологического класса выглядит следующим образом.

  1. Если автомобиль куплен в России, то нужно связаться с представительством завода-производителя для получения ОТТС.
  2. Если дилер откажет в выдаче ОТТС, то нужно получить результаты экспертизы в сертифицированной организации, на основании которых устанавливается экологический класс автомобиля.
  3. Если класс ниже необходимого, то нужно произвести переоборудование автомобиля (настройку топливной системы, перепрошивку системы управления двигателем, установку фильтров и нейтрализаторов). После переоборудования нужно получить экспертное заключение с указанным экологическим классом.
  4. С личным паспортом, документами на машину (ПТС, СТС, полисом ОСАГО), заключением экспертизы или ОТТС нужно обратиться в МРЭО ГИБДД для внесения изменений в ПТС.
  5. Следует оплатить госпошлину за внесение изменений в ПТС в размере 350 рублей.
  6. Отметка об экологическом классе проставляется в течение часа после обращения.

Особенности экологического класса для грузовых авто

Повышение экологического класса грузовых автомобилей производится в соответствии с правилами ЕЭК ООН №96 (регулировка топливной аппаратуры — на 1 класс) и №85 (настройка ЭСУД — на 2 класса).

Повышение на 3 класса возможно только в случае приведения грузовика к стандартам Евро-2 и Евро-3, если ранее автомобиль имел класс Евро-0.

Возможные проблемы и нюансы

Интернет переполнен предложениями от небольших фирм, которые обещают за относительно небольшую сумму изменить экологический класс автомобиля путем переоборудования топливной системы. В качестве подтверждающего документа они выдают протоколы испытаний, сертификаты и т. д. Следует помнить, что в МРЭО ГИБДД могут отказать в признании такого документа. Поэтому для экспертизы лучше обращаться в сертифицированные организации, например, НАМИ или региональные инспекции и отделы гостехнадзора.

Часто задаваемые вопросы

Часто спрашивают, обязательно ли иметь отметку об экологическом классе в ПТС. Для владельцев легковых автомобилей на данный момент в этом нет строгой необходимости — пока что законодательно не установлены зеленые зоны, куда въезд на старых автомобилях запрещен. Сейчас экологический класс автомобиля важен для владельцев грузовиков, въезжающих на территорию Москвы. Остальные собственники старых автомобилей могут свободно владеть автомобилями, не имеющими отметку о классе в паспорте ТС.

Подведем итоги

Экологический класс автомобиля — дань современной борьбе за чистоту воздуха городов. Сейчас соответствие экологическим нормам Евро-2 и выше необходимо лишь собственникам грузовикам. Однако в дальнейшем законодательство может ужесточиться. Поэтому стоит уже сейчас озаботиться проставлением отметки о классе в паспорте транспортного средства.

Мнение эксперта Иван Чайкин, автор статьи:

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Задать вопрос эксперту Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Экологический класс автомобиля — это требования соответствия выбросу в атмосферу вредных веществ из двигателя автомобиля. Для легковых автомобилей необходимо соответствие экологическому классу не ниже 5. Для грузовых транспортных средств отметка в ПТС «Графа экологический класс» должна быть заполнена и содержать сведения «второй» или «третий». Как узнать экологический класс транспортного средства? Определение экологического класса предполагает наличие следующей информации: марка и модель транспортного средства; год выпуска авто и его VIN номер. Так же не будут лишними данные о том, в каком отделении ГАИ автомобиль стоит на учете.

Изменить экологический класс в ПТС возможно!

Стоимость услуги от 35, 000 рублей!

Экологический класс МАЗа, Камаза, Газели, ЗИЛа. Как правило нулевой вплоть до 2005 года выпуска. При необходимости можно повысить экологический класс грузовых автомобилей. Обратившись в компетентный аккредитованный от государства орган и предоставив пакет документов, можно повысить экологический класс автомобиля. Повышение экологического класса происходит через переоборудование двигателя. Для проведения данной процедуры нужно предоставить копию СТС, оригинал ПТС, паспортные данные владельца. Как вписать (изменить) экологический класс в ПТС после переоборудования? Изменение экологического класса в ПТС происходит в органах ГИБДД после того, как на автомобиль будет выдан сертификат о переоборудовании.

Экологический класс в ПТС можно изменить в минимальные сроки. Обратившись к нам, автовладелец предоставляет всю необходимую информацию сотруднику, который проводит анализ конкретной ситуации и проверяет полученную информацию. После анализа происходит оценка стоимости услуг по переоборудованию и при необходимости изменению экологического класса автомобиля. Сроки и стоимость напрямую зависят от года выпуска авто, его марки, модели, а так же от желаемых изменений. После проведения предусмотренных процедур (если это грузовые авто, то подразумевается переоборудование двигателя), владельцу выдается подтверждающий соответствие сертификат. Далее в оригиналы ПТС и СТС вносятся отметки о соответствующем экологическом классе. Документы возвращаются автовладельцу. Финальным шагом является подписание акта выполненных работ, которым завершается переделка автомобиля для увеличения экологического класса в ПТС.

Вы хотите узнать как сделать экологический класс второй или третий? Обращайтесь за консультационной помощью и реальными услугами по переоборудованию в сертификационный центр. Здесь Вам помогут определить экологический класс автомобиля и составят план работ в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. Высококвалифицированные сотрудники центра гарантируют качественное оказание услуг и минимальные сроки при доступной цене. При этом Ваш автомобиль может быть реально переоборудован под нужный евростандарт. Вы получите на руки сертификат о переоборудовании и акт выполненных работ. И все это в самые кратчайшие сроки и по самой лучшей цене!

Обращаем Ваше внимание, что двигатели Камаз 4308, 6520, 43118, 65115 могут быть переоборудованы под стандарты Евро 2 и Евро 3, также могут быть изменены двигатели 4216, 11183, некоторые двигатели ЯМЗ, УМЗ. Двигатели МАЗ 5340 могут соответствовать третьему экологическому классу при определенных условиях (уточняйте у производителя). Маз зубренок евро 5, в том числе Маз-самосвал, а также комплектующие Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), в том числе шасси и готовые переоборудованные изделия также могут быть сертифицированы в России под экологический класс.

Экологический класс автомобиля – как изменить в ПТС?

С появлением дорожных знаков, запрещающих проезд автомобилей с экологическим классом ниже указанного, автолюбители хотят изменить экологический класс своего автомобиля с внесением данных в ПТС и СТС. Чтобы понять все тонкости нововведений, следует подробно изучить виды ЭК, возможность повысить его на автомашине и разобраться, с чем связано данное требование ПДД.

Что такое экологический класс автомобиля

Проблема экологии в мегаполисах стоит очень остро. Большая концентрация выхлопных газов, высокая загруженность автодорог негативно влияют на воздух, которым мы дышим. Поэтому власти г. Москвы стали инициаторами принятия законов по части охраны окружающей среды. Таким решением стало введение зон для проезда автомашин не ниже определенного экологического класса.

Основной фактор, загрязняющий атмосферу, – выхлопные газы транспорта, а также сопутствующие твердые частицы. Экологический класс машины – это количество вредных выбросов вашего автомобиля, определяемого по международным стандартам.

С 1 июля 2018 года в ПДД введены соответствующие дорожные знаки, ограничивающие проезд машин с классом, ниже указанного. Сейчас уже фигурирует 6 классов. Все они имеют обобщающее название «Евро».

Классифицировать машины в нашей стране стали недавно. В 2006 году экологический класс был «Евро-2» и постепенно увеличивался. С 2014 года он стал «Евро-5». Для простых граждан это пока влияло только на ввозимые из-за границы автомашины. Через таможню провезти машины, имеющие экологический класс ниже принятого в нашей стране, нельзя.

Дорожные знаки устанавливаются по усмотрению местной администрации. Поэтому в скором времени знаки с ЭК могут встречаться, где угодно. В данной ситуации автолюбителям, рано или поздно, придется определить ЭК своей автомашины.

Как определить экологический класс автомобиля

Для этого нужно заглянуть в ПТС, где на лицевой стороне вы найдете ЭК выпускаемой в обращение машины. Кроме того, там будет указан номер ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Это означает, что ваш автомобиль официально прошел подтверждение соответствия нормативам, в том числе экологическим. Документ является подтверждением того, что данный автотранспорт может эксплуатироваться на наших дорогах. ЭК более современной техники стали проставлять и в свидетельстве о регистрации ТС.

Если вы не обнаружили экологический класс в свидетельстве и ПТС, то следует обратиться к таблице, где он указан, в зависимости от года выпуска и производителя автомобиля. До 01.07.2021 года у автолюбителей есть время, чтобы проставить его в документах, так как потом будет расширяться список ТС, на которые распространится действие знаков с ограничением. Если вы попадете в зону с требованием ЭК, а в ваших документах не будет соответствующей отметки, то вам выпишут штраф. Дороги с требованием ЭК оснащены видеонаблюдением, и автомобили, имеющие класс ниже установленного, отслеживаются.

Изменить экологический класс в ПТС возможно

Первые бланки паспортов ТС с отметкой ЭК начали появляться после 2005 года. Если вы являетесь владельцем автомашины с годом выпуска до 2006 года или авто было ввезено в страну до этого периода, то в ПТС экологический класс вы не увидите. Поэтому считается, что он на вашем авто не установлен, и проезд по участкам дороги с ограничением по ЭК вам запрещен. Чтобы не стать заложником такой ситуации, следует внести данный пункт в ПТС. Это возможно сделать только в ГИБДД, имея доказательства, подтверждающие ЭК вашего автомобиля.

Один из действенных способов подтвердить ЭК – проведение экспертизы. Она проводится только лабораториями, имеющими аккредитацию на проведение таких работ. Эксперты могут определить ЭК по VIN авто или по различным базам данных.

Изменение экологического класса, который определен производителем, может быть проведено только путем переоборудования автотранспорта в установленном порядке.

Переоборудование под новые экологические стандарты

Переделкой двигателей автомобилей с целью уменьшения количества выбросов вредных веществ в атмосферу занимаются автосервисы, имеющие патент. Они устанавливают в топливную систему специальные датчики, поддерживающие нужный состав горючей смеси, катализаторы отработавших газов и прочие приспособления. Цель этих действий – довести выбросы вредных веществ до нужного стандарта ЭК.

Если вы решились на переделку, то начать нужно с подачи заявки в испытательную лабораторию, которая занимается предварительной технической экспертизой. Туда потребуются копии документов:

  • ПТС (с двух сторон);
  • СРТС (с двух сторон);
  • документы на устанавливаемые компоненты, подлежащие обязательной сертификации;
  • контактные данные (адрес, телефон).

Получив предварительное заключение лаборатории, следует обратиться в отдел технического надзора ГИБДД. Инспекторы рассмотрят возможность установки устройств, понижающих вредные выбросы. Следует приложить копии:

  • ПТС;
  • СРТС;
  • предварительное заключение;

Обязательно предоставить свою машину для осмотра.

Если установка возможна, то вы обращаетесь в автосервис, имеющий патент, который заполняет заявление – декларацию и выдает копию сертификата соответствия. При установке устройств самостоятельно такой документ заполняет владелец. После проведения работ проводится технический осмотр автомобиля и вносятся изменения с информацией об установленных устройствах в диагностическую карту в графе «Примечание». Далее испытательная лаборатория, которая выдавала предварительное заключение, проведет испытание авто на безопасность конструкции после переделки и выдаст протокол проверки.

Далее необходимо обратиться в отдел технического надзора ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции авто требованиям безопасности (СКТС).

С готовыми документами следует обратиться в МРЭО ГИБДД по вопросу внесения экологического класса в паспорт ТС и СРТС.

На сегодняшний день для легковых авто действует стандарт «Евро-5». Это значит, что при ввозе автомобиля в страну он должен иметь экологический класс не ниже стандарта. Таможенный сбор на машины этого класса ниже, поэтому стало популярным приобретать более экологичный транспорт.

Чтобы повысить ЭК, требуется установка специального сертифицированного оборудования, прохождение внепланового техосмотра и подтверждение безопасности конструкции, после чего можно будет внести изменения в паспорт ТС и свидетельство РТС.

С чем связано повышение экологического класса

Стандарты на количество вредных веществ работающего транспорта постепенно ужесточаются. Повышение экологического класса – не придуманная мера, а реальная необходимость снизить вредное влияние выхлопных газов и улучшить состояние атмосферы.

После введения зон ограничения владельцам машин поневоле придется идти на переделку двигателей или пересаживаться на авто повышенного экологического стандарта. Такие действия негласно направлены на избавление от «автохлама» на дорогах, так как услуги по повышению ЭК недешевы.

Услуги по повышению экологического класса грузового транспорта

Чтобы получить пропуск в зоны Москвы, где введено ограничение по ЭК, для грузового автомобиля требуется иметь класс не ниже «Евро-2». Например, чтобы проехать по МКАД, нужен минимальный порог «Евро-2», иначе пропуск не выдадут.

Сейчас запущена программа определения реального ЭК по базе ГИБДД, поэтому действующие ранее мошеннические уловки с подделкой документов, когда могли вписать нужный класс, уже не проходят.

Имеется много компаний, оказывающих услуги по проверке и повышению экологического класса грузовых автомобилей. Консультанты компании проверят ваши документы и проконсультируют, надо ли вам повысить экологический класс для получения пропуска. В услуги включаются этапы:

  • подготовка документов;
  • проведение диагностики;
  • работы по переоборудованию машины;
  • оформление в ГИБДД и выдача итоговых документов заказчику;
  • получение пропуска.

Если вы приняли решение повышать ЭК и обратиться в одну из компаний, то прежде проверьте, есть ли у нее право на проведение таких работ.

Стоимость предоставления услуги

Цены на услуги зависят от состояния машины и ее технических особенностей. Поэтому фиксированной стоимости нет. Подтвердить документально ЭК будет стоить от 20000 рублей. Компании, предлагающие услугу, включают сюда внесение ЭК транспортного средства в ПТС и СРТС.

Мнение эксперта Миронова Анна Сергеевна Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании. Ограничение по экологическому классу пока не распространяются на спецмашины (скорая, полиция, пожарная и прочая техника). Есть неопределенность в отношении уборочной, ремонтной, почтовой и другой обслуживающей техники. В этих структурах имеется большой процент старого транспорта. Не ясно, и как будет осуществляться его въезд в зоны ограничения для обслуживания инфраструктуры городов.