Содержание серы в топливе

Содержание

Сера в дизельном топливе

Сера в дизельном топливе — один из нежелательных элементов в его составе. Допустимое количество серосодержащих примесей строго ограничено, поскольку их присутствие негативно влияет на экологическую обстановку и снижает ресурс оборудования.

Нормы, регламентирующие содержание серы в дизельном топливе

Дизтопливо изготавливают путем переработки нефтяного сырья, в составе которого всегда содержатся серосодержащие компоненты в количестве от 0,6 до 6 %, попадающие в ДТ. Существуют нормы, регулирующие содержание серы в дизельном топливе. В России для каждого типа топлива разработаны ГОСТы. Например, в ГОСТ 32511-2013, который был введен в качестве национального стандарта 1 января 2015 года, выделяют три экологических класса по допустимому содержанию серы в ДТ: К3, К4, К5. Эта классификация частично совпадает с нормами, прописанными в европейском стандарте ЕВРО-5.

Допустимые пределы концентраций серы для различных видов дизтоплива

Европейский стандарт ЕВРО-5 был принят на территории РФ 1 января 2016 года. Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности. Горючее, изготовленное по европейским стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

Классификация дизтоплива осуществляется по двум основным параметрам: содержание сернистых соединений и температура фильтруемости.

Дизтопливо может маркироваться следующим образом: ДТ-Е-К5, или ДТ-З-К5. Расшифровываются данные условные обозначения следующим образом:

  • «ДТ» – дизельное топливо;

Следующая литера обозначает климатические условия, также эта характеристика содержит данные о температуре фильтруемости:

  • «Л» — летнее ДТ. В данном виде не определяется температура фильтруемости.

  • «Е» — межсезонное, температура фильтруемости -15°С;

  • «З» — зимнее, с температурой фильтруемости -20°С;

  • «А» — арктическое, с температурой фильтруемости -38°С.

Следующее цифробуквенное обозначение говорит, о том, какое содержание серы присуще данному типу горючего:

  • К2 – содержится не более 500 мг/кг;

  • К3 – не более 350 мг/кг;

  • К4 – не больше 50 мг/кг;

  • К5 – не более 10 мг/кг.

Чем грозит превышение допустимых норм содержания серы в дизельном топливе

Соединения серы, присутствующие в горючем, вступают в реакцию с водяными парами, образуя кислоты. Последствием подобного взаимодействия будет сильный коррозирующий эффект и множественное нагарообразование при сгорании топлива. Поэтому, превышение серы в дизельном топливе оказывает негативное влияние на его эксплуатационные характеристики.

Основными последствиями повышенного содержания серы будут:

  • Сильная коррозия поршневой системы двигателя, снижение срока службы;

  • Нагарообразование и появление отложений на контактирующих с продуктами сгорания участках;

  • Общее снижение эффективности топливной и выхлопной систем;

  • Загрязнение окружающей среды.

Так как полное удаление серосодержащих соединений нерентабельно, некоторый процент серы всегда остается в ДТ, кроме того, снижение концентрации серосодержащих компонентов до 0,035% и ниже приводит к уменьшению смазывающей способности топлива.

Определение массовой доли серы в дизельном топливе

Массовая доля серы в дизельном топливе — важная характеристика горючего. Все стандартизированные методы определения количества серы можно разделить на несколько типов:

  • методы, основанные на процессе окисления серы;

  • методы, в основе которых лежит восстановление серы до сероводорода (H2S);

  • спектральные методики анализа, в том числе с применением УФ-флуоресцентного, рентгеновского излучений и атомно-эмиссионные методы.

Рассмотрим метод ультрафиолетовой флуоресценции, который позволяет установить, сколько серы содержится в ДТ. Эта методика описана в нескольких российских нормативных документах: ГОСТ ISO 20846-2012, ГОСТ Р 56342-2015, ГОСТ 34237-2017.

Рис. 1. Анализатор NSX-2100H, производства Mitsubishi Chemical Analytech Co.,Ltd, с детектором SD-210 для анализа серы в дизельном топливе

Анализ серосодержащих примесей включает стадию пиролитического сжигания образца с последующим детектированием ультрафиолетового флуоресцентного излучения, интенсивность которого соответствует содержанию серы в пробе.

Преимуществами данного способа можно считать:

  1. Минимальное влияние присадок и соотношения С-Н на результаты измерений;

  2. Доступность сертифицированных СО для построения калибровочных кривых;

  3. Возможность определения низкого содержания серы в пределах от 0,02 до 10000 ppm (1 ppm = 1 мг/кг);

  4. Множество типов устройств для ввода, позволяющих анализировать образцы в различном агрегатном состоянии.

Очистка дизельного топлива от серы

Задача уменьшения количества серы в дизтопливе является основной при его производстве. Очистка дизельного топлива от серы производится с помощью физико-химических и химических методов. Физико-химические методы удаления серы представляют собой очистку, при которой ДТ обрабатывают специальными сорбционными реагентами. Они впитывают серосодержащие компоненты, очищая ДТ от нежелательных примесей.

Химический метод основан на процессе гидроочистки. Устранение серы происходит вследствие химической реакции с водородом в условиях высокого давления и высокотемпературного нагрева. В результате гидроочистки серосодержащие примеси преобразуются в водорастворимый сернистый газ. Промывка обработанного сырья водой приводит к значительному снижению количества серы в конечном продукте.

Стандарты дизельного топлива: содержание серы

Сера в нефти содержится и в чистом виде, и как химические соединения: сульфиды, дисульфиды и прочие. Некоторые из них обладают повышенной агрессивностью (меркаптаны, сероводород и другие), поэтому не допускалось, чтобы они присутствовали в топливе, а содержание отдельных веществ ограничивалось (меркаптанов).

В соответствии с принятыми стандартами количество этого элемента определяют как «массовую долю серы». Чтобы избавиться от излишков, нефть в процессе переработки подвергают глубокой очистке. Чем выше ее степень, тем более мощным должно быть оборудование, а это сказывается на конечной стоимости продукта. Так как полностью очистить горючее от серы практически нереально, она присутствует практически во всех марках топлива.

Устаревшие нормы

По содержанию серы солярку подразделяют на два класса: сернистая и малосернистая. До недавнего времени при оценке качества топлива не анализировали, каким образом его использование скажется на окружающей среде. Было три основных критерия оценивания:

  • стабильность работы двигателя;
  • расход горючего;
  • стоимость солярки.

В соответствии с принятыми в СССР нормами к сернистой причисляли солярку, концентрация серы в которой была приблизительно равна 0,2-1,0%. Дизельное топливо с содержанием этого элемента в пределах до 0,2 % классифицировали как малосернистое. Каким образом сказывалась такая незначительная разница? При использовании сернистого дизтоплива интенсивнее изнашивалась цилиндро-поршневая группа, на деталях образовывалось больше нагара. Ухудшалось охлаждение поршня. Для нейтрализации серы стали использовать специальные щелочные присадки. Благодаря им удалось уменьшить образование отложений на деталях, а также уменьшить коррозию.

Современные стандарты

Сегодня многое изменилось. Так, большинство компаний предпочитает закупать дизельное топливо по безналу, содержание серы в нем не должно превышать 0,2% (в соответствии с нынешними стандартами его причисляют к сернистому). Малосернистая солярка содержит не более 0,035 % серы. С чем связаны изменения норм? На них повлияли несколько факторов:

  • ужесточение стандартов к содержанию токсичных соединений в автомобильных выхлопах;
  • повышение надежности работы внутренних агрегатов автотранспорта;
  • совершенствование технологий переработки нефти.

И хотя сейчас в России остается актуальным ГОСТ 305-82, помимо него действует свыше 30 ТУ, в которых указаны нормы для всех категорий автотранспорта, в том числе сельскохозяйственной техники, спецмашин, водного и воздушного транспорта. Разработан отдельный стандарт, согласно которому выпускают улучшенную солярку, так называемое городское дизельное топливо, концентрация серы в нем не превышает 0,05 %. Предусмотрен выпуск экотоплива (по ТУ 38.1011348-99) в котором предельное содержание этого элемента составляет 0,035%.

Периодически появляются новые технические условия, причем, с каждым разом появляются новые категории дизельного топлива, содержащие все меньше серы. Есть у этого процесса и оборотная сторона медали – одновременно с улучшением экологических характеристик ухудшаются смазывающие свойства, что негативно сказывается на топливной системе автомобилей.

Дизельное топливо

Дизельное топливо

Ди́зельное то́пливо — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Название «солярка» происходит из нем. Solaröl — «солнечное масло» — так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Фракция названа так в связи с желтоватым цветом. Советская нефтеперерабатывающая промышленность выпускала продукт «Соляровое масло ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51».

Применение

Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт (тепловозы, автомотрисы, дизель-поезда), грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, дизельные электрогенераторы, сельскохозяйственная техника, а также легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при механической и термической обработке металлов.

Основные характеристики топлива

Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).

В общем случае, дизельное топливо, применяемое для дизельных двигателей, должно соответствовать требованиям, изложенным в межгосударственном стандарте ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) и обязательного к применению с 1 января 2015 г.

Дизельное топливо, применяемое для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, а также предназначенное для экспорта, должно соответствовать требованиям, изложенным в межгосударственном стандарте ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия» (введенного взамен ГОСТ 305-82) и обязательного к применению с 1 января 2015 г.

Дизельное топливо по ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия» с даты введения 01.01.2015г. не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования (раздел.1 «Область применения»).

Отбор пробы дизельного топлива для оценки его качества производится в соответствии со стандартом ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты».

Вязкость и содержание воды

Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости (ASTM D6371, ГОСТ 22254-92) и температурах помутнения и застывания (ASTM D97, ASTM D2500, ГОСТ 20287-91), указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо, например, при −10 °C. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сСт, для зимних сортов 1,8÷5,0 сСт, для арктических 1,5÷4,0 сСт. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.

Воспламеняемость

Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не ниже 55°C по ГОСТ 32511-2013. Температура перегонки, определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.

В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (лёгкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, в судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе — не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие смазывающих присадок.

Порядковый номер согласно принятой ООН системе: 1202, класс — 3.

Физические свойства

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР/Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

В России регламентируются ГОСТ 305-82*:

Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 °C. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.

Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: −55 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—320 °C. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и недостаточные смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.

Различия дизельного топлива и солярки

Дизельное горючее топливо является смесью парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, а также их производных, которые имеют усредненный показатель молекулярной массы на отметке 120—230 а. е. м. Составляющие склонны к выкипанию при нагреве до температуры 170—380 °C. Затем дизтопливо проходит процесс очистки, после чего в него добавляются определённые присадки. Конечный продукт получает показатель вязкости на отметке около 2—4,5 мм²/с. Солярка представляет собой соляровое масло, выступая продуктом прямой перегонки нефти.

Солярку можно использовать в качестве топлива только применительно к отдельным типам дизельных двигателей. Такое топливо имеет показатель вязкости на отметке 5—9 мм²/с. Температура кипения составляет около 240—400 °C. Горючее подобного типа подходит для применения в низкооборотистых тихоходных дизельных моторах, которые ставятся на дизельные тепловозы, суда и трактора. Дизельное топливо отличается большим количеством углеводородов, имеет более низкую температуру кипения и значительно меньшую вязкость. Солярка более вязкая, температура выкипания данного продукта также оказывается выше.

Альтернативы традиционному дизельному топливу

Биодизель

Основная статья: Биодизель

Биодизель — смесь метиловых эфиров жирных кислот, сходная по физическим и химическим свойствам с дизельной фракцией из нефти. Биодизель имеет цетановое число не менее 51 (по сравнению с обычным дизельным топливом 42—45), температуру вспышки более 150 °C, имеет хорошие смазочные характеристики. Главный недостаток — ограниченный срок хранения после изготовления — не более 3 месяцев вследствие бактериального разложения. В то же время данное свойство является одним из главных преимуществ — в случае утечек биодизельного топлива оно подвергается полному биологическому распаду без ущерба окружающей среде.

Получается реакцией переэтерификации жирных кислот, содержащихся в растительных маслах (рапсовое, соевое, пальмовое) и метилового спирта в соотношении 10:1, в присутствии в качестве катализатора — метилата натрия. Реакция происходит в процессе смешения масла и спирта в ёмкости с мешалкой при нормальной температуре 20—25 °C. Побочным продуктом является глицерин, отделяемый далее в отмывочной колонне водой.

Эмульгированное дизельное топливо

Альтернативой обычному дизельному топливу является добавление в обычное дизельное топливо 20 % воды и 1 % эмульгатора. Смесь можно использовать в обычных дизелях без их переделки. Цвет смеси — мутно-белый. Срок хранения после приготовления — около трёх месяцев. Технология применяется в Германии. Возможность добавления воды и эмульгатора в биодизель не изучена.

Эмульгаторы — вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей. Действие эмульгаторов основано на способности поверхностно-активных веществ (ПАВ) снижать энергию, необходимую для создания свободной поверхности раздела фаз. Концентрируясь на поверхности раздела смешивающихся фаз, ПАВ снижают межфазное поверхностное натяжение и обеспечивают длительную стабильность композиции. В зависимости от природы ПАВ они ускоряют образование и стабилизирует тип эмульсии, в дисперсионной среде которой они лучше растворимы.

Но добавление воды в дизельное топливо катастрофично. Для форсунок с высоким давлением (как у CDI) вода и сера является агрессивным элементом. При высоком давлении и воде в составе топлива образуется серная кислота, которая губит прецизионные каналы. Кроме того, при попадании картерных газов в масло сера сокращает срок его службы. Поэтому в инструкциях импортных автомобилей производители пишут, что срок замены масла в странах бывшего СССР (где ещё продается соляр с серой в 0,2 %) сокращается вдвое. Кроме того, кислоты сокращают срок службы катализаторов и сажевых фильтров.

Производство, экспорт и внутреннее потребление в России

По данным Минэнерго России, производство дизельного топлива в России в 2013 году составило 72,6 млн тонн (+4,6 % к 2012 году).

Производство 2011 2012 2013
млн тонн 70,9 69,4 72,6

Дизельное топливо занимает третье место после нефти и газа в структуре экспорта России (в денежном выражении).

Экспорт 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
млн тонн 33,8 36,1 35,7 н/д н/д н/д 39,6 41,4 43,0
млрд долл 16,2 20,2 21,4 н/д н/д н/д н/д н/д н/д

> См. также

  • Судовое маловязкое топливо
  • Автомобильная заправочная станция
  • Цены на нефть

Примечания

  1. Solaröl in Pierer’s Universal-Lexikon (нем.)
  2. ГОСТ 32511-2013 4 Технические требования — 4.2 п6
  3. Топливо дизельное. ГОСТ 305-82 (Дата введения 01.01.83). Дата обращения 18 июня 2015.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Итоги работы ТЭК России в 2013 году // Минэнерго России, 13 января 2014

Литература

Статья основана на материалах первого издания Большой советской энциклопедии.

  • Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971;
  • Нефтепродукты. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966.

Ссылки

  • ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия»
  • ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия». Дата обращения 31 мая 2013.
  • ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия»
  • ГОСТ 32511-2013 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия»
  • ГОСТ 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб»
  • Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Дата обращения 31 мая 2013.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4197700-2 · NDL: 00565414

Бесплатный экспресс анализ дизтоплива на качество и наличие примесей

Более 10 лет
успешного сотрудничества! ООО «Компания «Нипетойл» работает
на топливно-нефтяном рынке с 2006 г. Если Вы ищете надёжного поставщика нефтепродуктов
— мы будем рады взаимовыгодному сотрудничеству

Реализация и поставка нефтепродуктов

Дизель

Поставка дизельного топлива в сжатые сроки с максимальной аккуратностью и соблюдением всех норм.

Бензин

Поставка дизельного топлива в сжатые сроки с максимальной аккуратностью и соблюдением всех норм.

Керосин

Поставка дизельного топлива в сжатые сроки с максимальной аккуратностью и соблюдением всех норм.

Масла

Поставка дизельного топлива в сжатые сроки с максимальной аккуратностью и соблюдением всех норм.

Дизельное топливо: всё самое интересное о солярке

  1. Виды дизельного топлива
    • 1.1 Сезонный фактор
    • 1.2 Сорта и классы
  2. Экологические стандарты
    • 2.1 Евро-3
    • 2.2 Евро-4
    • 2.3 Евро-5
  3. Внешние признаки качества ДТ
  4. В чём отличие между летним и зимним дизельным топливом
  5. Как устранить влияние сезонного фактора на работу дизельных двигателей
  6. Правила перевозки дизельного топлива
    • 6.1 Требования к ёмкостям для перевозки
    • 6.2 Особенности автомобильных перевозок дизельного топлива
  7. Особенности хранения дизельного топлива
  8. Присадки к дизельному топливу
    • 8.1 Есть ли преимущества у использования присадок к дизельному топливу
    • 8.2 Как правильно вводить присадки в дизельное топливо
  9. Чем двигатели на дизельном топливе лучше бензиновых
  10. Интересные факты о дизельных двигателях и топливе

Дизельное топливо представляет собой углеводородную смесь, получаемую при перегонке нефти после отбора из неё отдельных фракций. Основа продукта – углеводороды, температура кипения которых составляет около +200-350 ˚С.

Дизтопливо – один из наиболее популярных и востребованных видов нефтепродуктов. Если раньше технологии нефтепереработки не позволяли выпускать солярку достаточно высокого качества, которая бы соответствовала экологическим требованиям. На сегодня этой проблемы нет. Выпускаемое дизтопливо обладает достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, оно приведено в соответствие с современными нормами экологической безопасности.

Это позволило существенно расширить сферу его использования. На сегодня основными потребителями солярки стала сельскохозяйственная, строительная техника, легковые и грузовые автомобили, водный и железнодорожный транспорт. Дизельные двигатели активно используются при оснащении технологического оборудования, электростанций.
В работе техники с большим энергопотреблением использование именно солярки наиболее экономически и технически оправдано. Основными аргументами в пользу такого решения становится:

  • сравнительно небольшая стоимость самого топлива;
  • высокая мощность двигателей при аналогичном объёме;
  • низкий уровень выбросов парниковых газов;
  • большой технический ресурс оборудования, который позволяет существенно увеличить межремонтный интервал;
  • сравнительно низкий уровень взрывоопасности.

Дизельное топливо представляет собой углеводородную смесь, получаемую при перегонке нефти после отбора из неё отдельных фракций. Основа продукта – углеводороды, температура кипения которых составляет около +200-350 ˚С. Двигатели, которые работают на дизельном топливе, кардинально отличаются по своему принципу работы от своих бензиновых аналогов (в первом случае воспламенение горючего происходит от сжатия, а во втором – от искры, вырабатываемой свечой зажигания).

Основная качественная характеристика любого дизельного топлива является его цетановое число, которое является показателем воспламеняемости и, соответственно, времени, необходимого для воспламенения дизеля в цилиндре. Средний показатель для солярки составляет от 40 до 50. Со снижением данного параметра замедляется и скорость поджигания, а сама смесь будет гореть менее плавно и ровно. При цетановом числе меньшем 40 растёт не только задержка в горении, но и быстро увеличивается давление в камере, тем самым существенно повышая износ двигателя.

В соответствии с российскими стандартами качества для качественного дизельного горючего этот параметр должен составлять 48-51, для ДТ премиум-класса – 51-55. В случае, когда показатель превышает отметку 60, двигатель перестаёт сжигать топливо с достаточной полнотой. Это приводит к высокой дымности выхлопов и значительному повышению расхода топлива.

Виды дизельного топлива

В соответствии с российскими техническими регламентами практикуется классификация дизельного топлива в соответствии с показателем предельно допустимого содержания серы (вид горючего) и температурой его применения (сорт). В первом случае принимаются во внимание следующие показатели:

  • до 350 мг/кг – вид I;
  • до 50 мг/кг – вид II;
  • до 10 мг/кг – вид III.

По температуре использования (климатической зоне, в которой будет применяться дизельное топливо) в соответствии с профильным ГОСТ принято разделение на сезоны.

Сезонный фактор

В зависимости от температурных условий сегодня дизтопливо выпускается в трёх видах.

  • Летнее ДТ. Позволяет двигателю нормально работать при условии, что температура окружающей среды не опускается ниже 0˚С. Если столбик термометра опустится до -10 ˚С, дизельное топливо застывает, превращаясь из жидкости в пасту.
  • Зимнее ДТ. Работа на горючем этого типа возможна до температуры -30 ˚С, при -35 ˚С, оно начтёт застывать.
  • Арктическое ДТ. Топливо позволяет двигателю работать при -50 ˚С, застывание происходит при -55 ˚С.

При снижении температуры процесс застывания ДТ происходит из-за содержания в его составе примесей и парафина. Именно они и становятся основным фактором, который приводит к переходу горючего из жидкого состояния в твёрдую. В результате движение по трубам становится невозможным и двигатель останавливается.

При этом основным показателем становится температура фильтруемости. Этим термином принято обозначать показатель, ниже которого дизтопливо не сможет пройти с нужной скоростью через фильтр.

Также существует определённая категория дизтоплива, которая ориентирована на использование в районах с постоянно холодным климатом. Здесь действуют предельно жёсткие стандарты, так как при их невыполнении во время работы двигателя при низкой температуре воздуха возникают серьёзные проблемы в работе топливной системы.

Сорта и классы

Дизельное топливо в соответствии с профильным ГОСТ принято дополнительно делить в зависимости от климатических особенностей местности. Для регионов с умеренным климатом могут использоваться сорта А-F с предельной температурой фильтруемости от +5 до -20 ˚С. В зонах холодного климата дизельное топливо предлагается в классе от 0 до 4, для которых этот параметр варьируется в пределах -20 до -44 ˚С.

Экологические стандарты

Евро-3

Практикуется деление в зависимости от выполнения при производстве дизтоплива определённых стандартов, которые в конечном итоге влияют на уровень токсичности выхлопных газов, а значит, и экологическую безопасность работы такого транспорта. Сегодня все автомобили в России должны работать на автомобильном топливе, как минимум соответствующем нормам Евро-3. В данном случае регламентируется содержание в ДТ примесей серы (допускается не более 350 ррМ).

В соответствии с отечественным законодательством все транспортные средства, которые ввозятся на территорию России или были произведены у нас после 1 января 2008 года, в обязательном порядке должны соответствовать этому стандарту. Такое решение позволило снизить объём вредных выбросов в сравнении с Евро-2 в среднем на 30-40 %.

Евро-4

С введением в действие стандарта Евро-4 требования по отношению к защите окружающей среды и в частности к содержанию вредных веществ в продуктах сгорания существенно возросли. В частности, параметром, которому уделяется особое внимание, становится уровень содержания серы в выхлопах. Теперь он должен составлять максимум 50 ррМ.

Требование распространяется на все транспортные средства, выпускаемые после 1 января 2013 года. Полный переход на Евро-4 планируется Правительством, но всё время переносится для того, чтобы по возможности предельно смягчить переходный период как для автовладельцев, так и для нефтеперерабатывающих заводов. Последним в связи с такими переменами требуется проведение серьёзной модернизации производства.

Евро-5

Также постепенно вводится более жёсткий стандарт безопасности, при котором содержание серы в солярке не должно превышать 10 ррМ. Для достижения таких показателей были внесены изменения не только в технологию производства дизельного топлива, но и в сами автомобили. В частности они оснащаются специальными нейтрализаторами и фильтрами, которые помимо прочего не позволяют автовладельцу использовать ДТ меньшего качества, так как это может привести к поломке двигателя.

Внешние признаки качества ДТ

К сожалению, нередко возникают ситуации, когда приобретённое топливо не соответствует даже минимальным критериям качества. Одним из самых распространённых вариантов суррогата становится добавление в летнюю солярку керосина или продажа под видом дизеля судового топлива, которое очень похоже по цвету. В таких ситуациях поможет только лабораторный анализ. Но часто к услугам специалистов прибегать нет возможности, поэтому как минимум визуальная оценка никогда не будет лишней. Есть несколько основных моментов, которые стоит принимать во внимание.

  1. Топливо надлежащего качества всегда прозрачное. Любые помутнения жидкости должны настораживать. Они могут свидетельствовать о добавлении в ДТ воды, спирта, бензина. В зимнее время часто возникает проблема начала процесса кристаллизации парафина. И это только самые распространённые причины.
  2. Окраска нормальной интенсивности. В обычных условиях цвет дизельного топлива может быть жёлтым от его светлых до тёмных оттенков. Если же концентрация фактических смол будет превышена, окраска становится более интенсивной. Кроме того, солярка, имеющая коричневый цвет, скорее всего, содержит в себе примеси печного топлива. Подтвердить это может анализ на содержание серы, который будет превышать нормативное значение в несколько раз. Также стоит отметить, что зимние и арктические марки дизтоплива всегда светлее своих летних аналогов.
  3. Наличие механических примесей. Выявить их наличие поможет бумажный фильтр. При отсутствии примесей дизель оставит небольшое светлое пятно, в случае их наличия оно будет темнее и больше по размеру.
  4. Отсутствие воды. Для того, чтобы определить наличие в составе ДТ воду, можно воспользоваться водочувствительной пастой или марганцовкой. При её нанесении на метрошток и опускании в ёмкость с топливом, цвет при положительном результате теста изменится. При наличии большего количества времени можно просто налить солярку в прозрачную ёмкость, чтобы она отстоялась.
  5. Наличие паспорта качества. В соответствии с отечественным законодательством паспорт качества должен выдаваться на каждую отгружаемую с нефтебазы партию топлива. На каждом таком документе должна присутствовать оригинальная печать, а дата доставки должна совпадать с датой выдачи паспорта.

Стоит отметить, что забор Арбитражных проб – эффективный способ подстраховки для покупателей больших партий. Для этого по 1 л ДТ отбирается в прозрачную пластиковую бутылку, после чего её обязательно пломбируют. Одна остаётся у поставщика, а вторая передаётся покупателю. При возникновении каких-либо спорных ситуаций в отношении качества топлива появляется возможность сдать полученную пробу в аккредитованную независимую лабораторию.

Не стоит игнорировать и мини-лаборатории, которые позволяют провести на месте экспресс-анализ качества. В зависимости от их вида меняется и технология выполнения работ, но в любом случае достаточно будет ознакомиться с базовой информацией и соответствующими инструкциями, чтобы без специального обучения и профильного образования получить все интересующие данные с достаточно высокой точностью.

В чём отличие между летним и зимним дизельным топливом

Необходимость обязательного межсезонного перехода с летнего дизельного топлива на зимнее возникает в любой сфере его применения. Температурный предел для летнего ДТ составляет 0 ⁰С, а зимнего – -30 ⁰С. Ключевым отличием в их составе является массовая доля парафинов. В ходе производства зимних сортов дополнительно используются специальные присадки. В то же время летняя солярка содержит в высокой концентрации длинноцепочные молекулы парафинов.
Для того чтобы их удалить в процессе перегонки устанавливается температура свыше +320 ⁰С. Важным нюансом использования такой технологии производства является то, что в результате из равного количества нефтепродуктов вырабатывается на 50 % меньше. Именно поэтому стоимость зимних сортов дизтоплива всегда существенно выше в сравнении с летними.

Также возможно использование технологии депарафинизации с использованием молекулярных фильтров или карбамида. Она отличается высокой эффективностью, но при этом достаточно высокой стоимостью. Также получение зимнего дизельного топлива из летнего возможно путём введения депрессорных присадок (это может быть сополимер этилена в комплексе с винилацетатом или полимер метакриловой кислоты).

Они воздействуют на топливо так, что количество образующихся при низких температурах кристаллов парафина остаётся тем же, но размер частиц значительно уменьшается. В результате фильтр тонкой очистки не забивается настолько быстро, как с применением летнего топлива, что даёт возможность запуска двигателя и дальнейшей работы в нормальном режиме после прогревания.

Как устранить влияние сезонного фактора на работу дизельных двигателей

Современные производители разработали оборудование, которое позволяет обеспечить постоянную рабочую температуру для дизельного топлива вне зависимости от времени года. Предлагается оснащение автомобилей, спецтехники, грузового, коммунального транспорта предпусковыми подогревателями.

Отечественный климат в большинстве регионов создаёт массу проблем с запуском мотора в холодное время года. Отказы в таких ситуациях случаются достаточно часто. С использованием предпусковых подогревателей появляется возможность использования всех преимуществ дизтоплива в полном объёме вне зависимости от погоды. Кроме того, у такого технического решения есть ещё ряд достоинств.

  • Увеличение срока службы двигателя. Моторесурс при холодном пуске существенно сокращается. При интенсивной эксплуатации его хватит всего на несколько лет.
  • Пожарная безопасность. Многие водители в случае застывания топлива в системе прибегают к достаточно рискованным методам для того, чтобы прогреть её. С предпусковым подогревом подобных проблем не возникнет.
  • Увеличение надёжности работы мотора, основанное на отсутствии проблем с отказами, частым поломкам.

Правила перевозки дизельного топлива

Перевозка любых нефтепродуктов требует чёткого соблюдения правил безопасности и установленных в этой области норм. Способы перевозки дизельного топлива:

  • автомобильными цистернами,
  • железнодорожными вагонами-цистернами;
  • морскими танкерами;
  • аэротранспортом.

У каждого из них есть свои особенности, преимущества и недостатки, поэтому выбор основывается в основном на соображениях экономической целесообразности, объёмах и маршруте перевозки. К примеру, автомобильный транспорт станет лучшим решением для доставки топлива с нефтебазы или перерабатывающего предприятия в пределах города или региона. Железнодорожные составы или морские танкеры позволят перевезти большую партию дизтоплива на значительное расстояние. Авиация в основном привлекается для транспортировки в отдалённые районы, куда сложно доехать другим способом. Также самолёты позволят доставить груз на большое расстояние в минимальные сроки вне зависимости от времени года.

Требования к ёмкостям для перевозки

Для транспортировки нефтепродуктов требуется специализированная тара, перед использованием которой требуется её специальная подготовка.

  • При использовании ёмкости для перевозки других горючих веществ требуется предварительная мойка и сушка. Смешивание различных нефтепродуктов или других огнеопасных веществ не допустимо.
  • Обязательно заземление ёмкости, предназначенной для перевозки, чтобы не допустить произвольного воспламенения вещества под действием статического электричества.
  • В соответствии с типом бака или цистерны на неё должна быть нанесена соответствующая маркировка (используется окраска поверхности в оранжевый или красный цвет, наносится надпись: «Огнеопасно», навешивается табличка, на которой указан тип груза с указанием наименования, марки, даты изготовления, номера партии).

Особенности автомобильных перевозок дизельного топлива

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов обязательно должны быть оснащены воздушными клапанами, системой контроля жидкости под давлением, а также нижними патрубками для слива. Также они оснащаются заземлением, противопожарным инвентарём. На внутреннюю поверхность цистерны обязательно наносится защитное покрытие, которое защищает металл от агрессивных воздействий.

Также в ГОСТ 1510-84 существует требование о том, что

  • недопустимо наполнять ёмкость более чем на 95 % от номинального значения, чтобы учесть необходимость наличия свободного пространства для расширяющегося при нагреве горючего;
  • при перевозке дизельного топлива объёмом от 1000 л необходимо обязательное согласование маршрута с ГИБДД (обязательно наличие документов: допуск транспортного средства, маршрутный лист, соглашение о перевозке ДОПОГ европейского образца);
  • не допускается проезд по городу автопоездов с цистернами, наполненными взрывоопасными веществами.

    Особенности хранения дизельного топлива

При хранении дизельного топлива необходимо соблюдать несколько важных требований:
необходимо использовать металлическую или пластиковую ёмкость, предназначенную для этих целей;
при хранении нужно перекрыть доступ кислорода к топливу (для залива используется специальная система подачи, которая не нарушает герметичности);
с периодичностью в 5 лет необходимо выполнять полную очистку бака изнутри от скопившихся на стенках и дне остатков нефтепродуктов, впоследствии он будет снова запечатан.
При 20 ⁰С срок хранения топлива в пластиковой ёмкости достигает 1 года, но при использовании специальных присадок, создании идеальных условий и высоком качестве дизельного топлива он может быть существенно увеличен.

Присадки к дизельному топливу

Есть несколько основных причин, по которым принимается решение о введении присадок в дизельное топливо: повышение его качества и улучшение эксплуатационных характеристик. Подобные вещества могут оказывать комплексное или узконаправленное действие. Принято деление всех присадок на несколько типов в зависимости от их назначения.

Повышение цетанового числа

Основной задачей, которую удаётся решить при использовании присадок этого типа, является повышение эффективности и качества сгорания в цилиндрах топливной смеси. Кроме того, она не допускает вспенивания горючего, сдерживает коррозионные процессы, очищает дизельные форсунки. Чаще всего в роли таких присадок используются органические нитросоединения, альдегиды, эфиры (простые или сложные), пероксиды, поли- или мононитраты циклических или алифатических спиртов.

Антигели для снижения парафинизации

С использованием присадок данной группы повышается порог замерзания дизтоплива, что делает использование их актуальным в холодное время года. В результате обеспечивается достаточно высокая текучесть дизельного топлива при температуре около -40 ⁰С, так как кристаллы парафина не образуются. При выборе такой присадки определяющее значение имеет концентрация и тип используемых компонентов, нижний температурный предел (этот показатель может существенно отличаться в зависимости от марки антигеля).

Очистители

Для форсунок двигателя и ТНВД всегда актуален вопрос удаления нагара, который скапливается в топливном насосе на плунжёрных парах и инжекторе, различных отложений, которые всегда образуются во время работы мотора в топливной системе. Использование таких очистительных присадок рекомендуется в целях профилактики. Она позволяет существенно увеличить межремонтный интервал для дизельного двигателя.

Дегидраторы

Присадки данной категории позволяют бороться с одной из главных проблем в работе любой топливной системы – образованием конденсата. Этот процесс негативно сказывается на состоянии топливной системы, поэтому влаговытесняющие присадки – дегидраторы – становятся эффективным средством. Дополнительным преимуществом их является наличие в составе ингибиторов коррозии, которые не допускают окисления металлических частей топливной системы.

Принцип работы дегидраторов заключается в том, чтобы разбивать капли воды на мельчайшие частицы. Это позволяет сделать распределение конденсата по всему объёму топлива более равномерным. Таким образом при попадании в цилиндр двигателя вместе с горючим вода испаряется из-за своего малого объёма, затем она удаляется из системы с выхлопными газами. Это даёт возможность мотору работать в нормальном режиме.

Есть несколько важных рекомендаций по применению вытеснителей влаги:

  • использование присадок рекомендуется не реже 2 раз в год;
  • добавку желательно вливать непосредственно в топливный бак;
  • лучше вливать дегидратор при минимальном объёме горючего, после этого долить его до полного объёма.

Раскоксовка

Раскоксовкой принято называть удаление нагара, скапливающегося во время работы двигателя на поршне, в рабочей камере, на клапанах системы газораспределения, кольцах. Соответствующие присадки отличаются длительным действием, поэтому растворяют образовавшиеся отложения постепенно. Состав заливают из расчёта на полный топливный бак.

Активные компоненты постепенно действуют на загрязнения, что приводит к их отделению от стенок элементов и деталей конструкции, что позволяет им сгорать во время работы в цилиндре. Это один из эффективных «мягких» способов очистки, который рекомендуется выполнять регулярно, так как он способен устранить только слабые загрязнения.

Комбинированные присадки

Важнейшей особенностью комбинированных присадок является их многозадачность. В зависимости от выбранного средства появляется возможность организовать одновременно удаление влаги, очистку форсунок, смазку насоса. В результате их использования обеспечивается комплексная защита двигателя и продление срока его службы.

Есть ли преимущества у использования присадок к дизельному топливу

Стоит отметить, что большинство официальных дилеров не разрешает использование присадок для двигателей техники, которая находится на гарантии. Но в то же время нельзя не отметить и наличие побочных эффектов.

  • Загрязнение двигателя. В данном случае речь идёт в первую очередь о составах низкого качества. Кроме того, необходимо учитывать, что для многих присадок важно с топливом какой марки и типом двигателя они будут использоваться.
  • Несмотря на наличие присадок для чистки, стандартная процедура с разборкой двигателя также должна периодически выполняться.
  • Применение присадок требует обязательной консультации специалиста. Только таким образом можно выбрать составы, которые будут оптимально соответствовать поставленным задачам и при этом не допустят возникновения дополнительных проблем.

Как правильно вводить присадки в дизельное топливо

  • Соблюдение температурного режима. Данное требование особенно актуально в случае использования деспрессно-диспергирующих составов. Чаще всего они должны вводиться в дизтопливо при температуре топлива на 5-10 ⁰С выше в сравнении с той, при которой происходит его помутнение. При этом сама присадка должна иметь температуру +20÷+40 ⁰С.
  • Тщательное перемешивание горючего. Для выполнения этого условия достаточно использования насоса или смесителя (возможно их встраивание в трубопроводную систему). Достаточно прогнать весь объём 2-3 раза, чтобы смешать дизтопливо достаточно качественно.
  • Соблюдение дозировки. В данном случае рекомендуется чётко следовать рекомендациям производителя. Низкая концентрация не позволит вводимой присадке сработать достаточно эффективно, в то же время её превышение также не имеет смысла, так как приводит только к дополнительным расходам без повышения результативности.
  • Дизельное топливо должно быть качественным. Наличие конденсата в баке способно негативно повлиять на действие присадки, возможность выпадения её в осадок, что сделает невозможным её действие или полноценную работу. Для того, чтобы заранее устранить подобную проблему, стоит регулярно проводить профилактику перед переходом на зимнее топливо, чтобы удалить воду, скопившуюся в топливном баке или других ёмкостях.

Возможные проблемы, возникающие при использовании присадок, на самом деле не являются критичными при условии грамотного выбора марки используемых составов. Кроме того, стоит особое внимание уделить качеству используемого дизельного топлива. В данном случае надёжный поставщик – лучший способ решения проблемы.

В этом случае каждая партия горючего будет поставляться с гарантией качества, подтверждённой соответствующим паспортом. Таким образом удаётся полностью избежать неожиданностей в ходе эксплуатации техники и при введении присадок в топливо для повышения эффективности работы двигателя.

Чем двигатели на дизельном топливе лучше бензиновых

При выборе оборудования с дизельными или бензиновыми двигателями всегда возникает вопрос выбора между этими двумя вариантами. Есть несколько определяющих параметров, которые важно учитывать.

  • Крутящий момент. Вне зависимости от модификации бензиновые двигатели более короткоходны. В связи с этим они имеют меньший крутящий момент при большей мощности агрегата. В результате бензиновые двигатели обладают способностью раскручиваться до достаточно высоких оборотов достаточно быстро. Но стоит отметить, что при использовании дизельных моторов с турбонаддувом разница по этому параметру полностью компенсируется. При этом дизтопливо позволяет двигателю вырабатывать более мощную тягу и высокий крутящий момент.
  • Экономичность. Стоимость солярки существенно ниже в сравнении с бензином, при этом расход топлива у двигателей, работающих на дизеле также меньше. Кроме того, бензиновые агрегаты работают при меньшей степени сжатия, поэтому КПД у них в среднем на 25-40 % ниже. Исходя из всего комплекса факторов, можно утверждать, что использование дизельного топлива значительно экономичнее в сравнении с бензином.
  • Частота капитальных ремонтов. Работа бензиновых двигателей на высоких оборотах приводит к более интенсивному износу всех узлов и деталей. Это приводит к тому, что межремонтный интервал при использовании моторов, работающих на дизельном топливе, увеличивается в 3 раза.
  • Безопасность. В данном случае ключевым отличием является то, что дизельное топливо – это малолетучая жидкость, оно не воспламеняется из-за искры, воспламенение происходит при высоких температурах. Именно это делает солярку значительно безопаснее в сравнении с бензином любой марки.

Также стоит отметить, что более высокая стоимость дизельных двигателей объясняется объективными особенностями его конструкции. В частности работа при более высокой степени сжатия, а, следовательно, к более высоким нагрузкам. По этой причине производители обязательно усиливают поршни, коленвал, цилиндры, шатуны, головки блока, что приводит к существенному увеличению расходов на производство.

Интересные факты о дизельных двигателях и топливе

  • Для морского лайнера расход 1 л дизтоплива достаточно, чтобы проплыть около 3 см пути.
  • Самый большой двигатель, работающий на дизельном топливе — Wartsila-Sulzer RTA96-C. При своей мощности в 108 920 л.с. он весит около 2300 т и по размеру сопоставим с двухподъездным трёхэтажным домом.
  • Самый маленький двигатель, для работы которого необходима солярка, обладает мощностью 11,2 Вт при размерах 15,3х5 мм.
  • КПД современного дизельного мотора составляет 40-45 % (против 20-25 % бензиновых).
  • В Бразилии растёт дерево Copaifera langsdorffii, смола которого может быть использована без дополнительной обработки в качестве ДТ. Каждое такое дерево в течение года производит около 50 л горючего. Нельзя сказать, что такой способ добычи способен заменить традиционный, но для местных фермеров это отличное решение, которое позволяет покрыть собственные потребности.
  • Самой высокой скоростью, которую удалось развить двигателю на дизеле, стала 563,3 км/ч.
  • Американскими учёными были выведены микроорганизмы класса цианобактерий, которые способны под воздействием солнечного света, воды и углекислого газа синтезировать дизельное топливо.

Что предлагает ООО «Компания «Нипетойл»

ООО «Компания «Нипетойл» осуществляет доставку дизельного топлива в Москве и Московской области. У нас есть собственная нефтебаза, поэтому вы сможете в удобное для вас время купить солярку в любом необходимом объёме в минимальные сроки по лояльным ценам. Мы предлагаем широкий ассортимент нефтепродуктов, соответствующих всем действующим стандартам качества.

Для того, чтобы сделать заказ, достаточно связаться с нашим менеджером по указанному на сайте телефону, согласовать с ним условия поставки, её сроки. Мы предоставляем не только разовые услуги, но и заключаем договор на длительный период. Во втором случае может быть составлен график, по которому необходимые нефтепродукты будут поставляться заказчику в нужном объёме. Мы гарантируем качество поставляемого топлива, соответствие его свойств и характеристик всем действующим стандартам, что подтверждается специальными лабораторными исследованиями и задокументировано в паспорте качества.

Содержание серы в дизельном топливе

Наличие серы в дизельном топливе неизбежно даже при самой эффективной очистке. Но её массовая доля при этом может быть разной. Это важно потому, что при сгорании топлива происходит образование серного и сернистого газа, и их объём будет зависеть от содержания серы в дизтопливе. В условиях высокой температуры будет происходить газовая коррозия металлов, а при низких – образовываться серная и сернистая кислота. Это означает, что в любом случае они будут отрицательно влиять на состояние двигателя, его работу, сократят его физический ресурс.

Содержание серы: нормы и требования

В зависимости от степени очистки дизельное топливо можно назвать сернистым или малосернистым. В первом случае массовая доля серы в солярке будет составлять 0,2 %, во втором – до 0,035 %. Работа по ужесточению экологических стандартов для всех видов топлива неразрывно связана со снижением количества этого вещества. В результате с показателя 350 мг/кг, актуального для Евро 3, удалось снизить долю серы до 10 мг/кг (Евро 5). Но в то же время в соответствии с требованиями профильного отечественного ГОСТ 305-82 возможен выпуск топлива, в котором содержится 500 (вид II); 200 (вид I) и менее 200 мг/кг (высший сорт).

Основной причиной такого несоответствия старых и новых нормативных требований стало то, что отечественная военная техника чаще всего работает именно на дизтопливе, изготовленном в соответствии с ГОСТ. Кроме того, резкий переход к производству солярки, соответствующей новым требованиям, невозможен ещё и потому, что основная масса нефтеперерабатывающих предприятий производит топливо, в котором содержится 0,05-0,2 % серы. Для перехода на новые стандарты потребуется вложение достаточно больших средств и серьёзная модернизация оборудования.

В результате сложилась ситуация, когда производство дизтоплива происходит не только по ГОСТ 305-82, но и по более, чем трём десяткам различных ТУ. В соответствии с ними на нефтеперерабатывающих предприятиях выпускается солярка для автомобилей, сельскохозяйственной техники, тепловозов, дорожных или строительных машин, судов. Основной объём дизтоплива всё же выпускается в соответствии с ГОСТ (около 80 %). В связи с этим можно считать 0,2 % базовым для российского рынка уровнем содержания серы.

Кроме того, для крупных городов с проблемной экологической обстановкой выпускается городское дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками. В нём норма содержания серы составляет 0,05 %. Также потребителю предлагается «экологичное» горючее, в котором этот показатель не превышает 0,035 %.

Но в то же время стоит отметить, при снижении уровня серы ниже 0,035 % снижаются и смазывающие способности дизтоплива. Из-за этого увеличивается износ плунжера насоса высокого давления, снижается срок службы других агрегатов топливной системы. Это привело к необходимости введения в состав горючего дополнительных присадок для улучшения смазывающих свойств. Но основной проблемой в этой ситуации стало то, что пока в России их промышленный выпуск не налажен.

Сернистые соединения в дизтопливе: польза и вред

Принято считать, что основной задачей процесса гидроочистки дистиллятного дизельного топлива является разрушение всех содержащихся в нём сернистых соединений для того, чтобы образовался сероводород, который можно будет впоследствии легко отделить. Но в то же время всё чаще между специалистами в данной области ведутся споры о том, насколько целесообразным будет удаление из топлива всех сернистых соединений, не учитывая при этом их химическое строение.

На самом деле в нефтепродуктах содержится столько разных видов сернистых соединений, что их количество превышает число углеводородов. При этом важно, что среди них имеются коррозионноактивные составляющие, которые заметно снижают стабильность дизельного топлива, становятся причиной образования осадка, смол. Но есть и достаточно стабильные соединения, которые оказывают на дизтопливо антиокислительный эффект и являются некоррозионноактивными.

Некоторые сернистые соединения имеют поверхностную активность, которая оказывает существенное влияние на снижение износа трущихся пар. Всё это позволяет сделать вывод о том, что сера и её соединения вполне способны для химической отрасли стать новым источником сырья, который требует своего тщательного изучения. Но в настоящее время содержание серы при производстве товарных нефтепродуктов нужно строго регламентировать. При получении топлива методом прямой перегонки стоит предварительно вести работу по выбору нефти, в которой содержание серы будет ограничено. Другим вариантом становится дополнительная глубокая переработка высокосернистых нефтепродуктов, при которой сернистые соединения будут разрушены (это может быть гидроочистка, каталитический крекинг, гидрирование).

ООО «Компания «Нипетойл» специализируется на поставках дизельного топлива в Москве и Московской области. У нас имеется собственный автопарк спецтранспорта, который позволяет перевозить горючее в любом необходимом заказчику объёме. Мы гарантируем качество нефтепродуктов, оптимальную цену, наличие всей необходимой в таких случаях документации. Сроки поставки минимальны. При необходимости могут быть задействованы автомобили с разделёнными на отсеки цистернами, чтобы доставить дизтопливо сразу в несколько пунктов назначения, указанных заказчиком. Обращайтесь за более детальной информацией к нашим специалистам по указанным на сайте телефонам.

Классификация ДТ в соответствии с техническим регламентом

В 2005 году в связи с принятыми государственными обязательствами по снижению экологической нагрузки от выхлопных газов, а также необходимость соответствовать требованиям европейских заказчиков при экспортных отгрузках вынудило разработать в России новый стандарт на дизельное топливо.

ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590:2004 (именно поэтому в обозначениях дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368-2005 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «EN 590:2004»).

Осенью 2009 года в Европе вступила в действие новая версия BS EN 590:2009. Основным отличиемее от прошлого стандарта является исключение видов дизтоплива с содержанием серы 50 мг/кг. Таким образом, в стандарте Евросоюза остается только одна норма по содержанию серы – не более 10 мг/кг.

В российском ГОСТ Р 52368–2005 норма содержания серы до 350 мг/кг существовала до 31 декабря 2011 г., а 50 мг/кг просуществует до 31 декабря 2014 г. У дизельного топлива с содержанием серы 10 мг/кг срок выпуска в оборот не ограничен. Итак, с 2012 г. нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг/кг.

Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:

2. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.

Требования к топливу для умеренного климата

Наименование показателя

Сорт

Предельная температура фильтруемости,

°С, не выше

+5

Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.

Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.

Требования к топливу для холодного и арктического климата

Наименование показателя

Класс

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Температура помутнения, °С, не выше

Плотность при 15 °С, кг/куб. м

Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

1,50-4,00

1,50-4,00

1,50-4,00

1,40-4,00

1,20-4,00

Цетановое число, не менее

49,0

49,0

48,0

47,0

47,0

Цетановый индекс, не менее

46,0

46,0

46,0

43,0

43,0

Фракционный состав:

До температуры 180 °С, % (по объему), не более

До температуры 340 °С, % (по объему), не более

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

+55

+55

+40

+30

+30

Важно запомнить: «СОРТ» или «КЛАСС» — это параметр температурной характеристики, а «ВИД» — это параметр содержания серы в дизельном топливе.
Приведем несколько примеров условного обозначения топлива его расшифровку.

Пример 1. «ДТ Евро сорт F, ВИД II». Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для умеренной климатической зоны (сорт F) — зимний сорт, а содержание серы в этом топливе не более 50 ррМ (мг/кг).

Пример2. «ДТ Евро класс 2,вид I». Cлово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Класс «2» показывает что предельная температура фильтруемости составляет минус -32 °С. Вид I говорит о том, что содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг).

Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости

Центральный федеральный округ

Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости

летний период

переходные весенний/осенний периоды

зимний период

сорт A

сорт B

сорт C

сорт D

сорт E

сорт F и класс 0

класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

не выше +5 °С

не выше 0 °С

не выше

-5°С

не выше -10 °С

не выше -15 °С

не выше

-20 °С

не выше

-26 °С

не выше -32 °С

не выше -38 °С

не выше-44°С

Белгородская обл.

С 15 апреля по 15 октября (6 мес)←

С 15 марта по 15 апреля (1 мес)/ с 15 октября по 15 ноября (1 мес)

С 15 ноября по 15 марта (4 мес)→

Брянская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Воронежская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Курская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)←

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Липецкая обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Орловская обл.

С 1 мая по 30 сентября (5 мес)→

С 1 по 30 апреля (1 мес)/ с 1 по 31 октября (1 мес)

С 1 ноября по 31 марта (5 мес)

Знаки → и ← обозначают, что рекомендуется применять топливо другого сорта или класса в случаях устойчивых среднесуточных повышенных или пониженных температур в данном районе.

В соответствии с климатическими условиями допускается изменение числа суток весеннего и осеннего переходных периодов в сторону зимы или лета по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра.

Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) следующие:

Наименование показателя

Значение

1. Цетановое число, не менее

51,0

2. Цетановый индекс, не менее

46,0

3. Плотность при 15 °С, кг/куб.м

820 — 845

4. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более

8,0

5. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива:

вид I

350,0

вид II

50,0

вид III

10,0

6. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше

7. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более

0,30

8. Зольность, % (по массе), не более

0,01

9. Содержание воды, мг/кг, не более

10. Общее загрязнение, мг/кг, не более

11. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С) 6), единицы по шкале

Класс 1

12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/куб. м, не более

13. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более

14. Кинематическая вязкость при 40 °С, кв. мм/с

2,00 — 4,50

15. Фракционный состав:

при температуре 250 °С, % (по объему), менее

при температуре 350 °С, % (по объему), не менее

95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

16. Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более

7,0