Содержание
- Измерение «геометрии» кузова
- Стапель для вытягивания кузова автомобиля
- Правила вытягивания кузова автомобиля
- Гидравлическая растяжка
- Гидравлическая стяжка
- Кузовные захваты
- Вытягивание чашек амортизаторов
- Зазоры
- Лада 2105 Полное восстановление › Бортжурнал › Нехитрый способ как вытянуть кузов АВТО после ДТП без стапеля и абсолютно БЕСПЛАТНО!
- Как вытянуть кузов автомобиля, вытягиваем заднее крыло и стойку Таврии
- Вытягивание передней стойки, вытянуть стойку кузова
- Теория столкновения
- Общие сведения
- Виды столкновений
- Влияние сил инерции при столкновении
- Типы повреждений
- Поглощение удара
- Волновой эффект
- Когда «Матиз» прочнее «Тундры»: правда ли большой рамный внедорожник безопаснее малолитражек?
Здравствуйте дорогие читатели блога kuzov.info!
Эта статья будет интересна новичкам в кузовном ремонте, интересующимся процессом вытягивания кузова автомобиля после аварии.
Мы рассмотрим некоторые моменты, известные для профессионалов, но непонятные для новичков.
Итак, перед ремонтом повреждённого кузова автомобиля, важно внимательно осмотреть и понять логику повреждений. Что и куда сместилось, что можно отремонтировать, а что нужно менять. Нужно определить, изменены ли геометрические параметры кузова. При ударе в переднюю или в заднюю часть автомобиля, могут быть повреждены соответственно передние или задние лонжероны. При боковых ударах может сместиться боковая стойка кузова, а также порог и пол. Полная картина будет видна, после разбора кузова, снятия повреждённых панелей, радиаторов, фар и пр.
Ремонт начинается с постановки «на место» всех силовых элементов, влияющих на геометрические параметры кузова. Даже если какие-то из силовых элементов требуют замены, их, всё равно, нужно вытянуть и, насколько возможно, вернуть «геометрию» кузова до нужных размеров. Это вернёт точки креплений элементов, требующих замены на свои места.
Измерение «геометрии» кузова
Для понимания того, куда и насколько сместились силовые элементы кузова, для измерения геометрических параметров применяются различные измерительные системы.
Чаще всего, в условиях гаражных мастерских и небольших автосервисах применяют линейки для измерения геометрии кузова, а также простые рулетки.
Рулеткой не всегда удобно пользоваться, так как на пути двух точек, между которыми нужно измерить расстояние, могут быть различные преграды (особенно в моторном отсеке). Измерительная линейка позволяет сделать замеры достаточно легко (см. статью о измерении геометрии кузова).
Важно проверить диагонали чашек амортизаторов и мест крепления подвески к кузову. Эти параметры влияют на выставление развала-схождения колёс.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для того чтобы вытягивать силовые элементы кузова, а также, в целом, производить вытягивающие операции, кузовщики применяют стапель. Стапель предназначен для жёсткого крепления кузова и последующего вытягивания его повреждённых элементов. Крепление обычно производится за отбортовки порогов. Это нужно, чтобы автомобиль не двигался вместе с вытягиваемым элементом.
Многие гаражные мастера кузовного ремонта обходятся без применения стапеля. Для этого в гаражах используют забетонированные петли, которые располагаются по периметру гаражного пола. Они служат как для вытягивания кузова (к ним цепляется лебёдка или гидравлическая стяжка), так и для фиксации автомобиля цепями с обратной стороны вытягивающего усилия. Если вытягивается перед, то привязывается цепями к петлям зад автомобиля, если вытягивается зад, то привязывается, соответственно, передняя часть. Также, используют упоры, при применении бокового вытягивающего усилия.
Чаще, всё же, применяется стапель. Гаражные мастера кузовного ремонта приобретают стапели, пригодные для применения в небольших мастерских, а также копируют и изготавливают конструкции заводских стапелей, а также собирают самодельные стапели, придуманные самостоятельно. В крупных автосервисах применяются стапели платформенного типа.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Принцип вытягивания повреждённого элемента в том, чтобы приложить усилие в направлении, противоположном силе удара при аварии.
- В процессе вытягивания необходимо простукивать складки на металле, образованные при деформации. Реализуется это следующим образом: вытягивающее усилие выравнивает элемент и потом процесс как бы приостанавливается, после простукивания, вытягивание возобновляется, и складка металла разравнивается.
- Существует такое понятие, как «перетяжка». Смысл в том, чтобы перетянуть повреждённый элемент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вернётся.
- Отштампованный металл, можно сказать, имеет «память». То есть, все деформированные детали кузова находятся в напряжении. Задача кузовщика снимать эти напряжения, выравнивая повреждённые элементы и «помогать» металлу вернуться в исходное состояние.
- Иногда, при вытягивании силовых элементов кузова, применяют нагрев . Это помогает вытянуть неподатливые участки. Не рекомендуется делать на высокопрочной стали силовых элементов, так как это значительно её ослабляет.
- Также, иногда, приходится делать надрезы, чтобы ослабить неподатливые складка.
Также можете прочитать статью о выравнивании кузова автомобиля, где подробно рассматриваются технологии ремонта кузова.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка применяется в кузовном ремонте для вытягивания методом выдавливания. Существуют различные гидравлические растяжки, дающие различное усилие от 4‑х тонн и выше. Примером применения этого приспособления можно назвать вытягивание боковых стоек кузова, выдавливанием изнутри салона. Можно выправлять смещённые в сторону лонжероны. А также, выправление деформированных дверных проёмов и проёмов лобового и заднего стёкол. Обычно мастера-кузовщики приобретают набор, включающий в себя несколько видов удлинителей разной длины, насадки, саму растяжку и гидравлический насос, но можно купить каждый элемент отдельно.
Гидравлическая стяжка
Гидравлическая стяжка действует как предыдущий девайс, но наоборот, стягивает. Может применяться для вытягивания, как альтернатива лебёдки.
Кузовные захваты
Для непосредственного крепления цепи от вытягивающего устройства (лебёдки или стяжки) к повреждённому элементу применяются различные кузовные захваты.
Иногда приваривают металлические петли и пластины с петлями в местах, где невозможно применить кузовной захват, либо при отсутствии специальных захватов.
Некоторые современные кузовные захваты имеют самозажимную конструкцию. При добавлении вытягивающего усилия, захват сжимается сильнее, что предотвращает его выскальзывание.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как было сказано выше, при измерении «геометрии» кузова важно проверить расположение чашек амортизаторов. Измеряются диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также, проверяются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова.
При смещении чашек амортизаторов применяется специальное приспособление. Оно позволяет вытягивать чашку в любом направлении.
Зазоры
После вытягивания всех силовых элементов и замены повреждённых деталей кузова, не подлежащих восстановлению, примеряются лицевые панели кузова. Если все силовые элементы вытянуты правильно и все места креплений встали на свои места, то все зазоры лицевых панелей кузова должны быть ровными и одинаковыми с обеих сторон автомобиля.
Все двери, капот и крышка багажника должны закрываться без значительных усилий и не задевать за соседние панели кузова. О том как отрегулировать зазоры на автомобиле можете прочитать .
Неравномерность зазоров может показать, что и куда недотянуто или перетянуто. Зазоры, таким образом, дают информацию о том, правильно ли вытянут кузов.
Подводя итог можно сказать, что при наличии необходимых, не самых дорогостоящих инструментов и устройств, а также знаний и опыта можно вытягивать сложные повреждения кузова автомобиля даже в условиях гаражной мастерской. Опыт, конечно же, имеет немаловажное значение. При недостаточном опыте лучше начинать вытягивать аварийные кузова, имеющие небольшие смещения силовых элементов.
Не менее высокого мастерства требует рихтование повреждённых панелей кузова. Овладев базовыми приёмами рихтования, можно выправлять достаточно сложные повреждения. О способе рихтования вмятин при помощи рихтовочного молотка, поддержки и кузовной гладилки читайте в другой статье.
Печатать статью
Лада 2105 Полное восстановление ›
Бортжурнал ›
Нехитрый способ как вытянуть кузов АВТО после ДТП без стапеля и абсолютно БЕСПЛАТНО!
Приветствую, дорогие подписчики и гости странички)
Хочу поделиться простом способом который сэкономит Ваши финансы.
Предисловие:
Когда-то давно в детстве, мне отец сказал что в 90-х он знал человека у которого был гараж и рядом были удобно расположены два дерева. Между ними он ставил москвич или жигули в печальном состоянии, после лобового столкновения и тп. Крепил тросами за зад и перед и таким образом вытягивал автомобиль возвращая ему былую красоту.
Этот рассказ произвел тогда на меня очень большое впечатление.
Был утиль, стал автомобиль…
Я запомнил это на всю жизнь.
Спустя полтора десятка лет мне это пригодилось.
Теперь по теме:
Зимой этот ВАЗ 2115 на приличной скорости догнал ауди а4 в результате чего были разбиты бампер, фары, капот, усилитель бампера и телевизор на пару см ушел к мотору.
Неисправность телевизора хорошо стало видно после установки фар и нового капота(замок которого совершенно не совпадал с отверстием в телевизоре). Зазор между капотом и фарами был около 2-х см. Что видно ниже на первом фото «Было, стало».
К сожалению фото авто сразу после ДТП я не могу найти…
Но Вы можете полюбоваться на фото ниже сделанное после ремонта))
Пришлось вытягивать. Ремонт от и до занял около суток, хозяин автомобиля остался очень доволен результатом.
На фото процесс работы. Привязали тросом и используя задний ход, 81 лошадиную силу и одну человеческую силу вытянули на 2 см как и планировали. Тросс вечная память тебе… Но оно того стоило.
В ПРОЦЕССЕ
Вернемся к ЖИГУЛЯМ. После того как в область бензобака въехала иномарка решено было менять заднее правое. Срезав его я обнаружил что арка тоже замята. Далее домкрат, молоток и вперед.
Можно было сделать более распространенным способом с гирей, цепью и зажимом, но во первых это не проще физически, во вторых гири и зажима подходящего у меня не было.
Крыло встало на место без проблем, зазоры на месте, фото будут позже.
При помощи 2-х домкратов(бабочка и советский для жигулей) многое вытянул, все к сожалению не фотографировал т к очень увлекаюсь работой.
Я не сторонник халтуры и тд. но иногда необходимо. Посчитайте сами во сколько обошелся этот ремонт и во сколько бы он обошелся в автосервисе, где как мне известно только установить авто на стапель обходится в 3000р.
Ещё раз повторю:
Если очень захотеть все получится, без гаража и практически без бюджета.
Всем Удачи в ремонте и ровных дорог!
Лайк и подписка для меня как топливо для автомобиля))
Спасибо, друзья!
Как вытянуть кузов автомобиля, вытягиваем заднее крыло и стойку Таврии
Мне прислали вопрос на почту, о том как можно в домашних условиях вытянуть детали автомобиля после ДТП без использования спецоборудования (стапеля). Поискав в своих фотоархивах, я нашел фото когда я делал Таврию.
Вытягиваем помятое заднее крыло на Таврии
Немного о истории этого автомобиля, удар пришелся вскользь, встречной машиной была фура, водителю крупно повезло. Как результат филенку двери вообще сорвало, заднее крыло и стойка ушли назад и внутрь. Переднее крыло хозяин привез новое, так что его просто меняем.
Повреждение заднего крыла
Дверь хозяин купил другую, так как эта практически не подлежит ремонту.
Все повреждения
Далее я буду показывать вам как вытянуть автомобиль в домашних условиях, но вам стоит иметь ввиду, что тааким образом получится вытягивать только не слишком масивные элементы, например при вытяжке лонжеронов не обойтись без стапеля, но если примят зад, крыло, порог — этот способ прокатывает.
Внимание!!! Даже если вы собираетесь менять к примеру замятый порог или другую часть автомобиля, то вам для начала необходимо вытянуть старую замятую деталь, востановив максимально ее внешний вид, размеры, а что самое важное — изгибы сопрягаемых деталей. После этого можно приступать к замене элемента.
Для того, чтобы начать работы по данному автомобилю, я снял обшивку внутри, точнее ее остатки, так как стойка внизу ушла внутрь и поломала пластиковую обшивку салона. Далее была установлена новая дверь, для того, чтобы контролировать на сколько необходимо вытянуть данный участок.
Замятое заднее крыло — стойка, здесь будем вытягивать
Посмотрев что и куда тянуть, можно приступать. Для того чтобы было за что тянуть, необходимо приварить петли из проволоки или пластинки меттала с отверстием под зацеп. Варите петли так, чтобы потом смогли их беспрепятственно обрезать.
У меня они вышли не очень аккуратными, да я и не старался делать все на показ.
Приспособление и петли на стойке
Чем же вытянуть кузов автомобиля, зададите вы вопрос? Для этого подойдет любой винт, чем длиннее тем лучше. При вытягивании кузова очень желательно использовать металические цепи, а не тросы, так как тросы часто рвутся и могут нанести вам вред.
Сама схема вытяжки кузова своими руками в домашних условиях довольно проста, автомобиль ставится на все тормоза, подкладываются противооткатные упоры. Далее привязываем один конец растяжки (винта) к дереву или капитальному строению и начиаем натягивать. Рекоментую при сильных замятиях металла не спешить, а вытягивать по-немногу, то есть накрутили и оставили под усилием. Это позволит металлу с меньшим ущербом перенести растяжку. Тааккже важно закреплять вытяжку ударами молотка с противоположной стороны, чтобы не мять меттал подложите деревянную досточку, схема следующая — натянули растяжку — ударили молотком (1-2кг) с противоположной стороны. Это ослабит натяг металла и он не будет так садится назад. Также может оказаться, что вы натягивая винтом только тянете машину к себе. В таком случае становимся ногами на растяжку и рывками вытягиваем на место. Не забываем также менять точку зацепа за разные петли, постепенно подтягивая ВСЮ зону, а не определенную часть одной петлей. Также не стоит забывать контроллировать зазор двери, я контролировал по диагоналям, а потом еще раз переваривал петли в других местах, жаль фото не осталось.
Спасибо за подписку!
Процесс вытяжки в процессе
В процессе я переваривал петли, с разных боков, не забываем примерять дверь
Далее дорыхтовуем плоскость молотками, потягиваем большие ямы. Я еще вырезал кусок молдинга и вваривал с переднего крыла, так как отрыхтовать хорошо старый кусок молдинга не представлялось возможным.
Вырезал кусок крыла, там была гармошка и вварил туда кусок переднего крыла
Процесс шпатлевки крыла
Процесс шпатлевки крыла
Далее все ровнялось финишной, грунт, покраска
Вытягивание передней стойки, вытянуть стойку кузова
Если при ДТП удар пришелся в район стыка переднего крыла с дверью, то, наверняка, пострадала передняя стойка. Даже если у нее произошла небольшая деформация ее надо устранить, так как на передних стойках навешены передние двери, поэтому малейшая потеря геометрии первых приведет к тому, что возникнут трудности с открытием-закрытием вторых. Есть два пути – попытаться ее отрихтовать или заменить на новую. Первый путь намного предпочтительней, так как замена требует разобрать, чуть ли не пол автомобиля. И стоит очень дорого.
Как вытягивают переднюю стойку
Сильные деформации устраняют двумя способами:
1.На стапеле с помощью тянущих усилий – в месте деформации закрепляется струбцина, к которой крепится цепь, через которую передается усилие. Изменяя точку приложения усилия и направления его вектора можно довольно точно восстановить геометрию стойки.
2.При помощи гидравлического домкрата. Домкрат упирается в противоположный от деформированной стойки порог передней двери, а вторым концом при помощи надставок в стойку. Этот метод подойдет для гаражей. Минусы – ограничение по направлению вектора силы и необходимо снять торпедо и руль, та как они будут мешать.
В процессе выравнивания контролируем расстояние между завесами для дверей на стойке и сравниваем его с расстояниями между ответными их частями на двери. Они должны быть строго одинаковы (до 1 мм). В противном случае дверь просто не наденется.
Заметим, что стойка состоит из двух частей – наружной облицовки и внутренним усилителем. При сильных повреждениях облицовку надо сразу обрезать и восстанавливать отдельно. Это позволит также после восстановления геометрии стойки проварить ее ослабленные в результате удара места.
При небольших повреждениях стойку можно отрихтовать, используя для этого споттер и обратный молоток. То есть к передней стойки при помощи споттера приварить шайбы, зацепить крючок обратного молотка последовательно за каждую из них и легкими ударами последовательно устранить вмятины. Если имеется обратный молоток-споттер. То необходимость в шайбах отпадает.
После рихтовки передней стойки она шпаклюется, грунтуется и красится. Добавим, что в некторых автосервисах деформацию стойки «исправляют», накладывая на нее толстый слой шпаклевки, хотя класть слоем более 1 мм толщиной запрещено ее производителями. Это приводит в дальнейшем к ее отслаиванию, появления трещин и сколов на лакокрасочном покрытии.
В нашем автосервисе в Санкт-Петербурге такая технология работ по вытягиванию передней стойки не применяется. Мы добросовестно проводим необходимый комплекс мероприятий по восстановлению этой части автомобиля. Включая точный подбор цвета для ее покраски.
Стоимость работ по:
– вытягиванию стойки – от 3500 рублей (в зависимости от степени повреждения);
– рихтованию (без вытягивания) – от 1500 руб.
Кузовной ремонт может обойтись без особых трудностей: выправили пару вмятин после аварии, и все. Совсем другой разговор при нарушении геометрии кузова – здесь работы должны проводиться с максимальной точностью. Вопрос не в эстетике, как при мятых бамперах и крыльях, а безопасности. Геометрия влияет на ходовые качества автомобиля и призвана быть защитной клеткой для находящихся в машине людей. Обо всех аспектах восстановления кузова «Автомалиновке» рассказали первый заместитель директора сервиса «» Денис Вискушенко и мастер Егор Крахоткин.
Денис Вискушенко
Егор Крахоткин
Какие работы проводятся до начала восстановления машины?
Денис: После серьезной аварии машина обычно не на ходу – ее привозят на эвакуаторе на ремонтную станцию. Дальше проводится дефектовка автомобиля: снимаются кузовные элементы, чтобы найти скрытые повреждения и более ясно представлять нанесенный ущерб. Все это, включая перечень грядущих работ, записывается в акте и подсчитывается стоимость ремонта. Затем выносится решение: целесообразно восстанавливать автомобиль или нет. Если затраты на ремонт превышают среднерыночную стоимость этой модели, машина признается погибшей. Суровый приговор, но что поделать.
Решается вопрос о целесообразности восстановления этого VW. Цена ремонта при таких повреждениях сопоставима со стоимостью Passat B6, то есть больше 150 миллионов рублей
Также в процессе дефектовки визуально определяется, нарушена геометрия кузова или нет. Без инструментов это можно понять по зазорам: если они неравномерные между дверями, на крыльях и стойках, то силовая структура была повреждена. Дальнейшая проверка геометрии может проводиться двумя способами. Первый – специальными линейками. Второй – с использованием измерительной системы, их бывает множество. На днище каждой машины есть контрольные точки, куда вывешиваются «мишени». Под автомобилем размещается сканер, который лазерными лучами попадает в эти мишени, определяя их местоположение в трех измерениях. Полученные результаты соотносятся с информацией из базы данных, которую дает автопроизводитель. Допустимая погрешность – не более двух миллиметров. Если контрольная точка смещена, то сразу видно, куда и насколько. После ремонта вновь проводится контроль геометрии кузова.
Мастер держит обратные молотки: наконечник цепляется за вогнутую деталь, затем специалист оттягивает поврежденный элемент
Что входит в понятие «геометрия кузова»?
Денис: Это силовая структура кузова. Навесные элементы (бамперы, крылья) к ней не относятся, они не влияют на целостность геометрии. Все остальное – и есть сам кузов: лонжероны, днище, стойки, пороги, крыша.
Пистолет споттера. Наконечник разогревается до температуры плавления металла
Проволока точечно приваривается к поврежденной детали, затем ее вытягивают «граблями»
Егор: Это параметры, заложенные заводом-изготовителем. Кузов несет три функциональные нагрузки. Первая – несущая, то есть кузов должен выдерживать все навесные детали, включая двигатель. Вторая – безопасность. То, что называется каркасом или капсулой безопасности. При аварии она должна подвергнуться наименьшему смятию. Элементы пассивной безопасности имеют программируемые зоны деформации, в то время как сам кузов при ударе должен максимально сохранить свою целостность, защитив водителя и пассажиров. Третий важный параметр – ходовые качества автомобиля.
BMW 3-Series (e93) после опрокидывания. Машину, вероятнее всего, признают погибшей – пострадала она серьезно
Считается, что рамные автомобили более крепкие. Это так?
Денис: У нас в ремонте были машины и рамные, и с несущей конструкцией кузова. Если говорить конкретно о безопасности, то да, рамный при аварии будет более надежным, чуть лучше защищая людей в салоне. Но если рама пострадала в ДТП, ее восстановление окажется гораздо сложнее, чем вытягивание обычного несущего кузова. Если раму восстановить нельзя, установка новой – дело затратное и сложное.
Егор: Сейчас практически все автомобили имеют несущий кузов: они легче, лучше управляются и дешевле в производстве. Рама обычно ставится в грузовом транспорте.
При каких повреждениях автомобиль невозможно восстановить?
Егор: После повреждения огнем – в этом случае нужно только менять все горевшие детали. Металл под воздействием высокой температуры теряет прочность.
Денис: Все упирается в целесообразность работ. Автопроизводитель выпускает любую деталь для каждой производимой модели, можно по отдельности что угодно поменять. Вопрос в том, нужно ли это делать, когда стоимость превышает цену машины в полтора раза. Касательно восстановления элемента либо установки нового – здесь на первое место становится гарантия качества выполненных работ и безопасной эксплуатации машины. Если, к примеру, выправление лонжерона будет дешевле нового, геометрия кузова восстановится и в дальнейшем он будет выполнять свою функцию пассивной безопасности, то элемент можно восстанавливать.
Когда-то это была Audi A6. Восстановить ее не получится, а о судьбе водителя красноречиво говорит фото
Как ведет себя восстановленный металл в дальнейшем? Он ведь теряет какой-то процент изначальной прочности?
Денис: Металл, безусловно, потеряет свою прочность. В результате ДТП сталь сдавливается в одну сторону, при ремонте его тянут в другую – и место повреждения становится чуть слабее на изгиб, кручение.
Егор: Появляется программируемая деформация: место, где элемент уже был изогнут, уязвимо. При аналогичной аварии деталь будет хуже держать удар и сложится в том участке, в котором уже было повреждение. Но попасть в два абсолютно одинаковых ДТП практически невозможно.
Сгоревший Renault Espace. Восстановлению тоже не подлежит
Из каких материалов выполняются силовые элементы кузова?
Денис: Используется множество видов стали. Вариантов много, практически у каждого автопроизводителя свои технологии. Там, где можно пожертвовать прочностью ради меньшего веса, скорее всего будет алюминий. Элементы, обеспечивающие безопасность, должны быть максимально крепкими, могут выполняться из легированной стали – это сталь с добавлением примесей, повышающих нужные свойства металла.
Сейчас начинают внедрять композитные материалы – в BMW 7-Series (G11/12) они широко применяются. Как тип материала влияет на проведение ремонтных работ?
Егор: В случае с новой BMW 7-Series, вероятнее всего, придется менять элемент целиком, руководствуясь технологией замены детали. К примеру, в BMW X5 и X6 из алюминия выполнен практически весь перед – «стаканы», лонжероны. Они просто клепаются к кузову, держатся на специальном клее. То есть нужно четко придерживаться рекомендаций производителя. На «семерке» все должно быть примерно так же. Пока эти нюансы относятся только к автомобилям премиум-сегмента.
Сканер направляет луч на пластинки, прицепленные к днищу в определенных точках – таким образом определяется, нарушена ли геометрия кузов
Денис: Все материалы имеют свои особенности. Алюминий, например, гнется только в одну сторону – при выравнивании он трескается на изломе. Поэтому чаще всего алюминиевые элементы при повреждениях будут менять на новые. Сейчас активно используют пластик. Ниши для запасного колеса теперь часто делают из пластика, а не стали, как раньше. Если был удар сзади, эту нишу остается только выбросить и ставить новую.
То есть даже при небольших повреждениях лучше менять кузовной элемент на новый?
Егор: Не совсем. Завод-изготовитель составляет рекомендации по замене деталей: при каких отклонениях ее можно восстановить без потери свойств, а с какими повреждениями необходимо ставить новую. Есть технологии замены элемента: вырезать от этого и до этого участка – чаще всего по сварным точкам. После восстановления геометрии должны обязательно провести замер углов установки колес. Бывает так, что кузов ровный, но ходовая часть деформирована, параметры не соответствуют заводским.
Красные зажимы удерживают автомобиль при вытягивании на стапеле
Можно ли распознать выполненное по всем технологиям восстановление автомобиля?
Егор: Едва ли. Геометрия целая, зазоры одинаковые, никаких следов аварии не осталось. Проверка толщиномером не всегда даст результат. После покраски толщина краски на элементах станет больше, но для точного сравнения нужно знать начальные заводские параметры. Если машина была в аварии и восстановлена с соблюдением рекомендаций автопроизводителя, то она полностью безопасна. Вопрос в том, насколько качественно был проведен ремонт.
Переходим на территорию сервиса. Сначала машину должны вымыть, чтобы все шероховатости на кузове были видны – их фотографируют и хранят на случай спорной ситуации. Вытягивание металла проводится либо на споттере, либо на стапеле. Споттер – устройство, которое точечно разогревает металл. На поврежденный элемент цепляют изогнутую проволоку, которую затем аккуратно тянут в нужную сторону. Стапель используется для более масштабных работ. Крюк фиксируют на изогнутой детали – например, стойке, – и затем гидравлика выправляет металл.
***
Восстановление геометрии кузова – дело сложное, но при соблюдении всех правил автомобиль в дальнейшем останется таким же, каким и был до аварии. Специалисты отмечают, что работы должны проводиться только в официальных сервисах и с предоставлением реальной гарантии – как-никак, речь идет о вашей же безопасности.
>Теория столкновения
Теория столкновения
Для понимания масштаба повреждений автомобиля после ДТП, надо четко представлять, что происходит непосредственно в момент удара с кузовом автомобиля, какие участки подвержены деформации. И Вы будете неприятно удивлены узнать, что при фронтальном ударе появляется перекос задней части кузова.
Соответственно, после недобросовестного кузовного ремонта передней части, даже если автомобиль был на стапеле, Вы будете наблюдать заедание крышки багажника, перетирание уплотнительной резинки и многое др. Если Вас заинтересовала эта тема, предлагаю ознакомиться с учебным материалом по теории столкновений, который подготовили специалисты нашего учебного центра.
Общие сведения
Теория столкновения – это знание и понимание сил, возникающих и действующих при столкновении.
Кузов сконструирован так, чтобы противостоять ударам при обычном движении и обеспечить безопасность пассажиров в случае столкновения автомобиля. При конструировании кузова особое внимание уделяется тому, чтобы он деформировался и поглощал максимальное количество энергии при серьезном столкновении и в то же время оказывал минимальное воздействие на пассажиров. Для этой цели передняя и задняя части кузова должны до определенного предела легко деформироваться, создавая конструкцию, поглощающую энергию удара, и в то же время эти части кузова должны быть жесткими, чтобы сохранить зону отделения для пассажиров.
Определение нарушения положения элементов конструкции кузова:
- Знание теории столкновения: понимание того, как конструкция автомобиля реагирует на силы, возникающие при столкновении.
- Осмотр кузова: поиск признаков, указывающих на повреждение конструкции и его характер.
- Проведение измерений: основные замеры, используемые для выявления нарушений положения элементов конструкции.
- Заключение: применение знаний по теории столкновения совместно с результатами внешнего осмотра для оценки фактического нарушения положения элемента или элементов конструкции.
Виды столкновений
Когда два или большее число объектов сталкиваются друг с другом возможны следующие варианты столкновений
По начальному взаиморасположению объектов
- Оба объекта движутся
- Один движется, а другой неподвижен
- Дополнительные столкновения
По направлению удара
- Столкновение спереди (фронтальное)
- Столкновение сзади
- Боковое столкновение
- Опрокидывание
Рассмотрим каждый из них
Оба объекта движутся:
Один движется, а другой неподвижен:
Дополнительные столкновения:
Столкновение спереди (фронтальное):
Столкновение сзади:
Боковое столкновение:
Опрокидывание:
Влияние сил инерции при столкновении
Под действием сил инерции движущийся автомобиль стремиться продолжить движение в прямом направлении и при ударе о другой объект или автомобиль действует как сила.
Автомобиль, стоящий неподвижно, стремиться сохранить неподвижное состояние и действует как сила, противодействующая другому автомобилю, который на него наехал.
При столкновении другим объектом создается «Внешняя сила»
Типы повреждений
Сила и поверхность удара
Повреждение будет разным для данных автомобилей одинаковой массы и имеющих одинаковую скорость в зависимости от объекта столкновения, например, столба или стены. Это может быть выражено уравнением
f = F / A,
где f – величина силы удара на единицу поверхности
F — сила
А – поверхность удара
Если удар приходится на большую поверхность, повреждение будет минимальным.
Наоборот, чем меньше поверхность удара, тем более серьезным будет повреждение. На примере справа бампер, капот, радиатор и т. д. серьезно деформированы. Двигатель сдвинут назад и последствия столкновения доходят до задней подвески.
Два типа повреждений
Первичное повреждение
Столкновение между автомобилем и препятствием называется первичным столкновением, а создаваемое при этом повреждение — первичным повреждением.
Непосредственное повреждение
Повреждение, вызываемое препятствием (внешней силой), называется непосредственным повреждением.
Повреждения от волнового эффекта
Повреждения, создаваемые при передаче энергии удара, называются повреждениями от волнового эффекта.
Вызванное повреждение
Повреждение, вызываемое в других частях, испытывающих растягивающее или толкающее усилие в результате непосредственного повреждения или повреждения от волнового эффекта, называется вызванным повреждением.
Вторичное повреждение
Когда автомобиль сталкивается с препятствием, создается большая сила замедления, которая останавливает автомобиль в течение нескольких десятков или сотен миллисекунд. В этот момент пассажиры и предметы внутри салона автомобиля будут пытаться продолжать свое движение со скоростью автомобиля до столкновения. Столкновение, которое вызывается инерцией и которое имеет место внутри автомобиля, называется вторичным столкновением, а получающееся в результате этого повреждение называется вторичным (или инерционным) повреждением.
Категории нарушения положения частей конструкции
- Прямое смещение
- Косвенное (непрямое) смещение
Рассмотрим каждое из них отдельно
Прямое смещение
Косвенное (непрямое) смещение
Поглощение удара
Автомобиль состоит из трех секций: передняя, средняя и задняя. Каждая секция из-за особенностей ее конструкции при столкновении реагирует независимо от других. Автомобиль не реагирует на удар как одно нераздельное устройство. На каждой секции (передней, средней и задней) воздействие внутренних и (или) внешних сил проявляется отдельно от других секций.
Места разделения автомобиля на секции
Конструкция для поглощения удара при столкновении
Главное назначение этой конструкции — эффективно поглощать энергию удара всей рамой кузова дополнительно к разрушаемым передней и задней частям кузова. В случае столкновения эта конструкция обеспечивает минимальный уровень деформации пассажирского салона.
Передняя часть кузова
Поскольку вероятность столкновения для передней части кузова относительно высока, в дополнение к передним лонжеронам предусмотрены верхние усилители фартука крыла и верхние боковые панели торпедо кузова с зонами концентрации напряжения, предназначенные для поглощения энергии удара.
Задняя часть кузова
Из-за сложного сочетания панелей задней боковой части кузова, короба заднего пола и элементов, сваренных с помощью точечной сварки, поверхности поглощения удара относительно трудно заметить в задней части кузова, хотя концепция поглощения удара остается аналогичной. В зависимости от расположения топливного бака поверхность поглощения удара лонжеронов заднего пола изменена так, чтобы поглощать энергию удара от столкновений без повреждения топливного бака.
Волновой эффект
Энергия удара характеризуется тем, что легко проходит по прочным участкам кузова и, наконец, достигает более слабых участков, повреждая их. На этом основан принцип волнового эффекта.
В заднеприводном автомобиле (FR), если энергия удара F приложена к передней кромке А переднего лонжерона, она поглощается посредством повреждения зон А и В и вызывает также повреждение зоны С. Затем энергия проходит через зону D и после изменения направления достигает зоны Е. Повреждение, создаваемое в зоне D, показано смещением назад лонжерона. Энергия удара затем вызывает повреждение от волнового эффекта панели щитка приборов и короба пола, прежде чем распространится по более обширной площади.
В переднеприводном автомобиле (FF) энергия фронтального удара будет вызывать интенсивное разрушение передней части (А) лонжерона. Энергия удара, вызывая выпучивание задней части В лонжерона, в конце концов приводит к повреждению панели щитка приборов (С) от волнового эффекта. Тем не менее, волновой эффект на заднюю часть (С), усиление (нижней задней части лонжерона) и кронштейн рулевого механизма (в нижней части щитка приборов) остается незначительным. Это происходит потому, что центральная часть лонжерона будет поглощать большую часть энергии удара (В). Другой характеристикой переднеприводного автомобиля (FF) является также повреждение опор двигателя и соседних участков.
Если энергия удара направлена к участку А фартука крыла, будут также повреждаться более слабые участки В и С по пути распространения энергии удара, обеспечивая гашение некоторой части энергии по мере ее распространения назад. После зоны D волна будет воздействовать на верхнюю часть стойки и продольный брус крыши, но воздействие на нижнюю часть стойки будет незначительным. Как результат, передняя стойка будет наклоняться назад, причем ее нижняя часть будет действовать в качестве оси поворота (в месте соединения с панелью). Типичным результатом этого перемещения является сдвиг в зоне посадки двери (дверь становится смещенной).
Энергия удара по панели задней боковой части кузова вызывает повреждение в зоне контакта и затем у боковины задка. Также панель задней боковой части кузова будет сдвигаться вперед, исключая любой промежуток между панелью и задней дверью. Если прилагается более высокая энергия, задняя дверь может быть подана вперед, деформируя центральную стойку, и повреждение может распространяться на переднюю дверь и переднюю стойку. Повреждение двери будет концентрироваться в подогнутых участках в передней и задней частях наружной панели и в зоне замка двери внутренней панели. Если стойка повреждена, то типичным симптомом является плохо закрываемая дверь.
Другим возможным направлением волнового эффекта является путь от стойки боковины задка к продольному брусу крыши.
В этом случае задняя часть продольного бруса крыши будет толкаться вверх, создавая больший зазор у задней части двери. Затем деформируется участок соединения панели крыши и задней боковой части кузова, приводя к деформации панели крыши над центральной стойкой.
Когда «Матиз» прочнее «Тундры»: правда ли большой рамный внедорожник безопаснее малолитражек?
Методология
Методик испытания автомобилей на прочность в мире много, но общепризнаных — несколько: EuroNCAP, соответственно, в Европе, и тесты «Института безопасности дорожного движения» (IIHS) в Северной Америке. Обе организации регулярно совершенствуют техническую сторону вопроса, ежегодно дорабатывают методологию, при этом их выводы порой могут отличаться друг от друга. В какой-то момент EuroNCAP начала учитывать в общем рейтинге наличие/отсутствие тех или иных вспомогательных систем, связь которых с последствиями ДТП весьма условна (ну при чем тут система мониторинга усталости водителя?!), но на итоговое количество звездочек они влияют.
Испытания IIHS интересны своим разнообразием: в придачу к классическому краш-тесту со сминаемым перекрытием 40% у них есть удар о несминаемый барьер с 25% перекрытием — этот тест имитирует, например, наезд на столб или дерево.
Фронтальный краш-тест о недеформируемый барьер с частичным перекрытием по методике IIHS
И по первости его проваливали многие автомобили: система оценки повреждений водителя и пассажира в этом тесте жестче учитывает повреждения ног и предъявляет особые требования к раскрытию подушек и шторок безопасности.
Для сравнительного анализа мы бы взяли последние результаты EuroNCAP — там есть жесткий тест: лобовой удар на 50 км/ч о несминаемый барьер со 100% перекрытием. Но проблема в том, что в Европе рамных внедорожников не найти, поэтому в результатах EuroNCAP нет ни рамных «Тойот», ни больших «Ниссанов». А в североамериканских исследованиях — есть. C ними есть и богатое поле для сравнения. Плюс, как это ни странно, но североамериканский автопарк более релевантен нашему, чем европейский. Скажем, Murano есть у нас и в США, а в Европе нет, как нет и Ford Explorer.
Участники
Опять же с оговоркой, но предлагаем взять те вещи, которые можно купить в свободном доступе у любого дилера в России, кроме Toyota Tundra. На него мы смотрим только потому, что в анналах IIHS нет ни современных больших «Лексусов» типа 570-го, ни родственных ему 200 «Ленд-Крузеров». Поэтому, если уж лезть в рамные крайности, то сразу на самый край. Тем более, если следовать народной молве, чем больше железа в машине, тем она должна быть безопаснее. А где железа больше, если не в «Тундре»?
Почему «опять же с оговоркой». Тот же Murano для Штатов и для России может различаться. Наш локальный вариант, например, собирают в Петербурге, а Ford Explorer — в Елабуге. Теоретически их участь при аварии не должна отличаться от заокеанских братьев — силовая структура просчитана в одном месте. Но надо учитывать разницу в сборке кузова, сварке, клеевых соединениях, металла, в конце концов. Хоть фирмы-производители и напирают на то, что машины с разных заводов отличаться не должны, но мы всё-таки будем иметь это в виду. Итак.
Фронтальный удар с 40% перекрытием (имитация лобового столкновения со встречной машиной)*
Модель | Общая оценка | Структурная целостность «клетки» | Защита головы/шеи | Грудной клетки | Левой ноги | Правой ноги |
---|---|---|---|---|---|---|
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 5 | |
5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
* удар на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер с 40%-м перекрытием
Как видим, в классическом краш-тесте видавший виды (зато рамный!) Montero/Pajero ощутимо проигрывает другим участникам обзора — в том числе тем, кто находится на несколько классов ниже.
Mitsubishi Pajero/Montero, лобовой краш-тест о деформируемый барьер с 40%-м перекрытием
В том числе он проигрывает «Спарку» — вон той маленькой машинке, которая ныне продается у нас как Ravon R2, а до этого был известен как Chevrolet Spark / Daewoo Matiz.
Chevrolet Spark, лобовой краш-тест о деформируемый барьер с 40%-м перекрытием
VW Golf VII при таких столкновениях лучше защищает голову и шею, но не так хорошо защищает правую ногу. По этому показателю он идет вровень с «Эксплорером». Хуже всего ноги защищает пресловутая Tundra, которая в остальных дисциплинах выступила достойно — не хуже нового «Туссана», например.
Toyota Tundra, лобовой краш-тест о деформируемый барьер с 40%-м перекрытием
Вывод здесь напрашивается сам собой: рамным ветеранам времен Пунических войн нечего противопоставить современным компактным автомобилям. Но с выводами мы погодим, пока не посмотрим на
Фронтальный удар с 25%-м перекрытием (имитация столкновения со столбом)*
Модель | Общая оценка | Структурная целостность «клетки» | Защита головы/шеи | Грудной клетки | Бёдер | Коленей |
---|---|---|---|---|---|---|
Ford Explorer | 3 | 2 | 5 | 5 | 5 | 4 |
VW Golf | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Toyota Tundra | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 2 |
Hyundai Tucson | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Nissan Murano | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Chevrolet Spark | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
* удар на скорости ~64 км/ч о недеформируемый барьер с 25%-м перекрытием
Сразу после введения этого теста в 2012 г. с ним справлялся мало кто. Не справляются и сейчас: в случае наезда на фонарный столб водитель и пассажир «Тундры» покалечат грудную клетку и переломают коленки, в то время как водитель и пассажиры Murano своим ходом выйдут из салона и начнут звонить 112.
Nissan Murano, лобовой краш-тест о недеформируемый барьер с 25%-м перекрытием
Ковылять придется и водителю Ford Explorer. Если вообще выживет: целостность «клетки» — то есть капсулы с водителем и пассажирами — после такого удара эксперты из США непатриотично оценили на двойку («Poor» по их терминологии, или «убогий» в одном из переводов), а защиту коленей — на 4 («приемлемо»).
Ford Explorer, лобовой краш-тест о недеформируемый барьер с 25%-м перекрытием
Надо ли говорить, что в этой дисциплине лучше выступили и маленький Golf, и не такой маленький Tucson, и совсем немаленький Murano? Все трое получили «Рейтинг высшей безопасности».
VW Golf GTI, лобовой краш-тест о недеформируемый барьер с 25%-м перекрытием
Интересно про Spark: при ударе в столб он видится не менее безопасным, чем Tundra: общая оценка по сумме баллов даже выше (за счет лучшей защиты ног), а деформация «клетки» у них с «Тундрой» одинаково «удовлетворительная».
Chevrolet Spark, лобовой краш-тест о недеформируемый барьер с 25%-м перекрытием
Какое-то очевидное преимущество больших рамных внедорожников перед коротышками есть разве что при боковом ударе: в этой дисциплине Tundra выступает лучше в плане защиты таза, чем, например, Golf, и в защите туловища, чем, например, Murano. В остальном — немногим лучше пресловутого «Спарка».
Toyota Tundra, боковой краш-тест
Боковой удар, защита водителя**
Общая оценка | Структурная целостность «клетки» | Защита шеи | Туловища | Таза/ног | Головы | |
---|---|---|---|---|---|---|
Ford Explorer | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
VW Golf | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Toyota Tundra | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Hyundai Tucson | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Nissan Murano | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
Chevrolet Spark | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
* боковой удар полуторатонной тележкой на скорости 50 км/ч
Какой из этого всего вывод? Да никакого, собственно: выхолощенные стерильные лабораторные условия не могут смоделировать всё разнообразие аварийных ситуаций и показывают лишь примерное поведение автомобиля в условных сценариях. С другой стороны герои рубрики «Происшествия» на Портале 66.ru чаще всего убираются в рамки именно этих сценариев (даже водитель Владимира Георгиевича Тунгусова попадал в аварию по схеме классического бокового краш-теста).
Понятно лишь одно: если уж и въезжать в дерево на городской скорости, то лучше делать это на безопасной машине типа «Спарка» или «Гольфа», но никак не на «Тундре».
А лучше вообще не въезжать в деревья.