Четвертое транспортное кольцо

>Карта проезда

Схема Четвертого транспортного кольца

Строительство Четвертого Транспортного Кольца (ЧТК) протяженностью 74 км было начато с открытия в 2002 году развязки, соединяющей две важные столичные магистрали Варшавку и Каширку.
Часть магистрали пройдет по уже существующим улицам и проспектам, а именно, по Минской улице, Ломоносовскому и Нахимовскому проспектам, которые будут реконструированы.
На данный момент полным ходом идет строительство восточного отрезка ЧТК (первый этап строительства) — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.
Значительная часть трассы пройдет вдоль полотна малого кольца железной дороги — это районы Сокол, Коптево, Алтуфьевский, Отрадное, Свиблово, Богородское, Преображенское, Измайлово. Будет построено несколько подземных тоннелей. Тоннель, проходящий под Москвой-рекой длиной 4 км соединит Печатники и Коломенскую набережную.
Само собой, для обеспечения строительства из зоны работ будет выведено значительное количество предприятий, складов, гаражей. Заново отстраиваемые участки трассы пройдут в стороне от жилых кварталов, поэтому о сносе существующих жилых домов речь не идет. Там же, где трасса будет проходит в непосредственной близости к районам жилой застройки, будут возведены шумозащитные экраны. В частности, в районе Измайлово.
По самым оптимистичным подсчетам строительство должно быть закончено к 2015 году. Реалисты прогнозируют завершение работ не раньше 2018г.

crusandr

Тема «хорды или кольца» в последнее время очень популярна. Например, сейчас обсуждается, останется ли строящееся «метро-кольцо» (3-й пересадочный контур) кольцом или все же будет преобразован в систему хорд.
Но вопрос стоит не только в связи с метро. В последнее время иногда слышны утверждения, что система 4-х хорд в Москве – это возрождение идеи Четвертого транспортного кольца (4ТК) «в новой обертке». Этакое «кольцо с хвостами». Более того, звучит даже мнение, что 4ТК было бы лучше системы хорд, а кто-то даже предлагает вернуться к идее строительства кольца.
Попробуем разобраться. Поставим рядом 2 схемы и сыграем в игру «найдите 10 отличий».

4 хорды 4-ое Транспортное кольцо

Трассировка Юго-восточной хорды, а также части Южной рокады к востоку от Пролетарского проспекта – предварительные, хотя и наиболее вероятные. Проектов планировки этих объектов пока нет, сроков их строительства тоже. В данном случае я опираюсь на публикацию в Российской газете.
Кстати, в идее Юго-восточной хорды есть прямая заслуга Probok.net: мы предложили эту дорогу стройкомплексу Москвы еще летом 2011 года.
Начнем с похожего:

  • 4 хорды тоже сформируют кольцо, пусть и по другой трассировке
  • На севере, северо-востоке, востоке Москвы трассировки обеих систем совпадают. Если точнее, по трассе 4ТК решили провести Северо-Восточную хорду, которая раньше называлась Северной рокадой и проходила по-иному.
  • Обе системы явно повысили бы межокружную связность. И создали бы возможность добираться до «несмежных» округов, минуя радиальные магистрали, ТТК и МКАД.

На этом сходство заканчивается, начинаются различия:

  • 4 хорды, хоть и сформируют когда-нибудь кольцо, соединены между собой будут съездами. А основным ходом (как правило, 3+3 полосы) они поток, так сказать, «затягивают» и «выбрасывают» с периферии и на периферию города, к МКАД.
  • 4 хорды означают 8 дополнительных участков дорог на периферии города. 4ТК — просто кольцо.
  • Если не считать одного участка Северо-западной хорды, а также совпадающего с 4ТК участка на северо-востоке, система хорд проходит дальше от центра Москвы, чем проходило бы 4ТК.


Очевидно, что альтернативный вариант трассировки СЗХ (от ул. Народного ополчения до Дмитровского вдоль МКЖД по трассе 4ТК), при всем его транспортном удобстве и других преимуществах, был бы намного дороже и гораздо дольше в постройке, чем выбранный.Достаточно вспомнить опыт строительства в 3 раза более короткого участка 4ТК от Шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, также вдоль МКЖД (7 лет, 50 млрд., длина 4 км). Подробности и обсуждение и .
Из вышесказанного уже становятся видны 5 преимуществ хорд перед 4ТК.
1. Большая (в сравнении с 4ТК) удаленность хорд от центра Москвы – однозначное благо
Как показал опыт Третьего кольца и Звенигородского шоссе, любая новая магистраль быстро приводит к созданию вдоль нее офисов, торговых центров и других точек притяжения трафика. Что позволяет перераспределить нагрузку с существующих мест притяжения трафика – пределов Садового. Так что чем дальше новые магистральные коридоры будут находиться от центра, тем меньше будет «маятниковый» эффект и тем меньше — загрузка радиальных магистралей от ТТК до хорд.
2. Каждый из 8-ми «хвостов» хорд – это новые и реконструируемые дороги на периферии города, где их особенно не хватает
В Москве очень низкая в сравнении с мировыми мегаполисами плотность УДС (5 км/км2 против 9-15 км/км2), площадь УДС по отношению к площади города (8% против 15-25%), связность дорожной сети (средний перепробег 1,54 против 1,2-1,25). Причем если в пределах ТТК все относительно благополучно, в промежутке от ТТК до МКАД все 3 показателя катастрофические: и с плотностью, и со связностью УДС здесь полный швах. Таким образом, дополнительные дороги на периферии города – это тоже благо. И означает разгрузку от транзита местных и вылетных магистральных улиц, а также снижение периферийных перепробегов через МКАД.
Излишне говорить, что 4ТК ничего подобного не предусматривало.
3. «Основной ход» хорд на периферию означает меньшую вероятность затыкания съездов, чем у 4ТК
Хорды основным ходом «выкидывают» трафик на окраины. Иное дело кольца: они поток, как известно, никуда не выкидывают, а «крутят» вокруг центра. Все движение по кольцам и начинается, и заканчивается на заездах-съездах, с которых транспорт съезжает и без того загруженные магистрали.
Как результат, зависимость от съездов у хорд меньше, чем была бы у 4ТК: основной поток идет «на вылет», съезды вторичны. А значит, вероятность «затыкания» хорд на съездах ниже.
Конечно, очень многое зависит зависит от конкретных проектировочных решений. И СЗХ не идеал, хотя он лучше ТТК хотя бы тем, что предполагает разделение проезжей части на «транзитную» и отгороженную «коллекторную» (боковые проезды). Но в целом, чем дальше от центра, тем пространство меньше загружено жилой застройкой. И тем больше свободы маневра при проектировании дорог! А значит, на хордах меньше вероятность «затыков», которые столь распространены на 3ТК.
4. Две из четырех хорд (Северо-восточная, Юго-восточная) будут построены в соответствии с градостроительными канонами о контурах дорожной сети. Южная рокада концепции также не противоречит, оставаясь магистральной светофорной улицей, пусть и с несколькими развязками.
А вот 4ТК получилось бы классической и активно ругаемой гибридной «городской магистралью непрерывного движения».
Дам пояснение. Как известно, по науке в городе должно быть 2 контура улично-дорожной сети: светофорные улицы (подразделяются на магистральные и местные) и бессветофорные фривеи — тот самый «второй контур», на необходимость создания которого всегда указывают транспортные эксперты. Потому рассмотрим их подробнее.
Фривеи — это бессветофорные внеуличные скоростные магистрали. Они предназначены для транзита из одного конца города в другой.

  • Все пересечения на фривеях должны быть выполнены в разных уровнях, направления разделены отбойниками.
  • Фривеи «стараются прокладывать с максимальной изоляцией от застройки и пешеходных потоков: в полосах отчуждения железных дорог, вдоль рек и линий ЛЭП, в пределах промышленных зон».
  • Если фривей «по необходимости идет через пятно сложившейся застройки, его трассируют эстакадным или тоннельным ходом».
  • «На периферии города фривей, как правило, идет по земле, а его проезжую часть делят на экспрессную и коллекторную компоненту». Т.е. прямой ход обособляется от поворотов ограждением или строительством полос разгона-торможения.
  • Фривеи трассируются «по хордам или кольцевым фрагментам»; они редко прокладываются радиальным образом с тупиковым окончанием в городском центре.

Сейчас, кстати, фривеев в Москве нет. Кроме, с некоторыми оговорками, МКАД.
Всем интересующимся этим вопросом рекомендую статью признанного транспортного эксперта Михаила Блинкина «Грустные заметки о московских хордах»(цитаты из нее приведены выше).
Так вот, Северо-восточная и Юго-восточная хорды полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к бессветофорным фривеям. Обе они находятся в полосе отвода железной дороги; вдоль их трассировки минимум жилых домов; они не нарушают связность местной сети. Разумеется, нужно смотреть проекты, но, по-моему, лучшие коридоры для частей второго контура УДС в Москве найти трудно.
Остальные две хорды (Северо-западная хорда и Южная рокада) – это, к сожалению, дороги через районы со сложившейся жилой застройкой.
Достоинства и недостатки СЗХ хорошо известны и разобраны.
Южная рокада была и остается магистралью светофорной, хотя и с развязками.</b> Если не считать строящуюся сейчас развязку на Рублевском шоссе, расширение проезжей части на Южной Рокаде в сравнении с текущим положением минимально. Развязки строятся и будут строиться в проблемных местах (через препятствия? вроде железных дорог и рек? и на пересечениях с крупными магистралями). И эти меры вполне обоснованы: Южная рокада перегружена уже сейчас, с Рублевского шоссе до Варшавского быстрей добраться через Кутузовский проспект и Третье кольцо. И причина именно в развязках с магистралями. Других же коридоров для хорд в этой части города просто нет!
А что с 4ТК? 65% трассы 4ТК были бы внеуличными. А 35% трассы прошло бы по сложившейся жилой застройке – улице Минская, Ломоносовскому проспекту, Нахимовскому проспекту, Коломенскому проезду, улицам Берзарина, Панфилова, проезду Черепановых. То есть 4ТК получилось бы той самой «магистральной улицей непрерывного движения» — гибридом фривея и городской улицы, сочетающим «многополосную проезжую часть и развязки в разных уровнях с непосредственным доступом к домовладениям и интенсивным движением общественного транспорта».
Это техническое решение критикуется многими транспортниками, включая и Блинкина, за создание неудобств жителям, разрыв местных улично-дорожных связей, повышенную чувствительность пропускной способности к снижению скорости.
Если посчитать количество недовольных последствиями для местной связности и прочими побочными эффектами стройки – едва ли оно было бы меньшим, чем в случае Северо-западной хорды. А скорее – большим. Просто потому, что жителей вдоль 4ТК живет больше.
5. В пересчете на километры дороги хорды кратно дешевле, чем 4ТК.
Оговорюсь: я оперирую теми данными, которые смог найти на данный момент, прежде всего из Адресной инвестиционной программы 2013-2015. Ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции и на полную точность, а равно на окончательность приведенных цифр. Тем более что АИП – не тот документ, в котором легко сходу разобраться, к тому же он постоянно корректируется по срокам, деньгам, титулам.
И тем не менее:

  • Объявленная стоимость Северо-западной хорды (длина 29 км, в т.ч. около 26,5 км реконструкция, 2,5 км – новые дороги) – около 35 млрд. рублей (не считая Алабяно-Балтийского тоннеля, доставшегося «в наследство»). Кстати, в свежей АИП 2013-2015 сумма по статье Северо-Западная хорда и улично-дорожная сеть для развития транспортного обслуживания инновационного центра «Сколково» проходит большие суммы, но это отчасти потому, что в этот раздел включили реконструкцию Можайского шоссе, участок СВХ (Северной рокады), достройку АБ-тоннеля, ответвления на Сколково и т.д.
  • Заложенная в АИП 2013-2015 (до 2017 г.) стоимость Северо-восточной хорды (около 33 км) – около 130 млрд. рублей. Разница в стоимости легко объяснима: тут почти все дороги новые (из них 4 км достраиваются).
  • Заложенная в АИП стоимость участка Южной рокады от Рублевского шоссе до Пролетарского проспекта – около 30 млрд. рублей. Длина 24 км, в т.ч. 21,5 км реконструируемые, 2,5 км – новые дороги.

Суммарно выходит около 200 млрд. рублей. Допустим, стоимость в процессе строительства вырастет на 30%. Так бывает сплошь и рядом с большинством объектов (и кстати, не только в России): недооцененные сложности, ЧП, инфляция и 100 других факторов. Тогда получим 260 млрд. рублей. За 86 км дорог, из которых 38 км – новые, 48 км – реконструируемые. 260 делим на 86 = около 3 млрд. рублей за 1 км.
Теперь 4ТК. Оно обошлось бы, по разным данным, от 660 млрд. до 1 трлн. рублей! При общей длине 74 км. Есть рассчитать по нижней планке (660 млрд.), получится уже 9 млрд. за 1 км. То есть в 3 раза дороже, чем 1 км хорд! При 1 триллионе разница в стоимости была бы уже 5-кратной – 15 млрд. за 1 км!
Откуда такая разница? Об этом нужно спрашивать у тех, кто делал расчеты цифр, на которые я ссылаюсь. Кто-то объяснит разницу тем, что 4ТК планировалось шириной 8 полос и что оно бы состояла в основном из новых дорог (56 км). Но это не объяснение: например, СВХ — это 33 км новых дорог. А ширина 6 полос дополняется боковыми проездами. Могу предположить, что здесь также играют роль плотность коммуникаций, которые бы потребовалось перекладывать; количество собственности, подлежащей сносу и переносу, а значит, и компенсации (все-таки территория МКЖД достаточно «обжитая»).
Но главную роль наверняка сыграло прохождение трассы 4ТК через 2 парка – Филевский и Коломенский. Каждый из них является особо охраняемой природной территорией, да еще здесь же 4ТК пересекает Москву-реку. А это значит, что строительство тут наземного участка, как и строительство тоннеля открытым способом, исключается сразу. Таким образом, остается только «закрытая», глубокая щитовая проходка примерно по такой трассировке.


Поскольку 4ТК планировалось шириной 4+4 полосы, проходческого щита, который бы позволил строительство таких тоннелей, просто не существует — во всяком случае, у нас в стране. По проекту предполагалось заказать новый щит в компании «Херренкнехт», которая делала и известный комплекс «Елизавета», которым проходили Лефортовский и Серебряноборские тоннели. В результате пришлось бы строить 4 (четыре) тоннеля: 2 под Филевским парком и Москвой-рекой, еще 2 под Коломенским парком и под Москвой-рекой же. Перед этим щит нужно было бы еще спроектировать, изготовить, перевезти. Точно стоимость и сроки всего этого оценить затруднительно, но если ориентироваться на опыт Серебряноборских тоннелей, готовиться надо к нескольким десяткам миллиардов рублей на каждый из 4-х тоннелей тоннель и лет на 8 общего срока.
Как видите, четыре хорды не просто лучше и дешевле четвертого транспортного кольца, но и принципиально отличаются от него.
P.S. А Михаил Яковлевич Блинкин, известный и уважаемый транспортный специалист, за хорды или за 4ТК? Ведь СЗХ он, как известно, критиковал в своей статье. Но ответ однозначный: Блинкин всегда был и, насколько я знаю, остается сторонником хорд. Более того, Михаил Яковлевич был еще и одним из первых противников 4ТК еще в лужковские времена, предлагая отказаться от кольца в пользу системы хорд: в процитированной выше статье эксперт отмечает, что городские фривеи в мировой практике должны быть прежде всего хордовыми. Там же он напоминает, что о необходимости сооружения в Москве хордовых магистралей «урбанисты и транспортники говорили и писали с 1930 годов». Среди сторонников идеи — выдающийся русский планировщик А. М. Якшин, А. И. Стрельников и сам М. Я. Блинкин, который «многократно пытался объяснять публике полезность этого замысла».
Вот статья Блинкина 2008 года «Этиология и патогенез московских пробок» про хорды и пробки. Очень рекомендую 🙂
P.P.S. Я блогер еще неопытный, потому статью несколько поправил, добавив новые иллюстрации. Спасибо за помощь Александру Шумскому proboknet
Tags: 4ТК, хорды

Четвёртое транспортное кольцо

Траектория Четвёртого транспортного кольца. Жёлтым цветом выделен участок, проходивший по существующим дорогам, красным — проектируемый участок.

Четвёртое транспортное кольцо — отменённый проект бессветофорной кольцевой автомобильной дороги в Москве.

Траектория

По проекту на северо-западе, севере, северо-востоке и востоке Москвы от Волоколамского шоссе до Рязанского проспекта Четвёртое транспортное кольцо следовало параллельно линии Малого кольца Московской железной дороги. Далее (при движении по часовой стрелке) трасса направлялась на юг, проходила мимо станции метро и железнодорожной платформы «Текстильщики» к станции «Печатники». На юго-востоке ЧТК следовало вдоль улицы Гурьянова до моста через Москву-реку из Печатников в Нагатино. Далее на юге города кольцо следовало вдоль Коломенской улицы до усадьбы Коломенское и спускалось в 4-километровый тоннель под музеем-заповедником, выходивший на поверхность на Коломенском проезде. На юго-западе ЧТК шло по ранее реконструированному 16-километровому участку, в который входили Нахимовский проспект, Ломоносовский проспект и Минская улица до Филёвского парка. На западе перед парком дорога вновь спускалась в тоннель, выходящий на поверхность на улице Нижние Мнёвники, следовала по улице Народного ополчения, улице Берзарина и улице Панфилова и выходила к Волоколамскому шоссе.

8-полосное кольцо протяжённостью 74 километра должно было связать периферийные районы города, обеспечив пропускную способность в 7,5 тысяч машин в час благодаря бессветофорному движению и переходно-скоростным полосам. Значительная часть ЧТК проходила по искусственным сооружениям — эстакадам и тоннелям. Планировалось, что тоннели будут прокладываться закрытым способом с использованием технологий, применённых при строительстве Третьего транспортного кольца. Также планировалось возвести более 50 развязок, включая 2-уровневые на пересечении с Мичуринским проспектом и Симферопольским бульваром.

История

Проектирование

Впервые проект Четвёртого транспортного кольца был предложен в 2002 году. ЧТК рассматривалось как решение проблемы автомобильных пробок, с которой не справлялось Третье транспортное кольцо и получило личное одобрение мэра Москвы Юрия Лужкова. Начало строительства было запланировано на 2004 год, однако перенесено из-за недостаточного финансирования. Проект ЧТК был утверждён Лужковым в 2005 году, строительство на первом участке от Щёлковского шоссе до Измайловского шоссе началось в 2007 году, сдать его планировалось в 2009.

Из-за финансово-экономического кризиса бюджетное финансирование проекта было сокращено, сроки сдачи объектов — сдвинуты. В декабре 2009 года были открыты для движения вспомогательные дороги участка ЧТК от Щёлковского шоссе до Измайловского шоссе: Электродный проезд, 2-я улица Измайловского Зверинца, Гаражная улица, улица Уткина от Гаражной до 5-й улицы Соколиной Горы, Окружной проезд от 5-й улицы Соколиной Горы до 8-й улицы Соколиной Горы и эстакада над Московской Кольцевой железной дорогой и будущей трассой ЧТК в районе 8-й улицы Соколиной Горы. Также в промежутке 2007—2009 годов существенно выросла стоимость строительства. В 2007 году предполагаемая стоимость ЧТК составляла 250 млрд рублей (3,37 млрд за 1 километр), к 2009 году прогнозируемые затраты выросли до 660 млрд рублей (около 9 млрд за 1 километр).

После плановой проверки формирования цены строительства, проведённой Контрольно-счётной палатой правительства Москвы в 2009 году, стоимость ЧТК стало предметом обсуждений в СМИ. Расходы на возведение кольца сравнивали со стоимостью дорожного строительства в других странах и даже с Большим адронным коллайдером, километр которого стоил меньше километра ЧТК. Существенная часть расходов на строительство ЧТК складывалась из выплат владельцам объектов, расположенных на предназначенных для строительства территориях. По подсчётам аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», при принятой в 2007 году кадастровой стоимости 1 м² в 135 тысяч рублей и общей площади дорожного полотна в 3,1 миллиона м² (расчёты проводились для 6-полосной магистрали шириной 40—45 метров) только участок под строительство мог стоить около 419,6 млрд рублей. С учётом переноса коммуникаций, возведения конструкций, дорожно-мостовых работ и благоустройства вероятная стоимость строительства могла превысить официально озвученные цифры.

Отмена

Невнимательность московских властей к резервированию земель для дорожного строительства и необходимость возведения сложных инженерных конструкций привели к тому, что проект Четвёртого транспортного кольца стал одним из самых дорогостоящих в истории Москвы. К 2011 году его плановая стоимость превысила 1 триллион рублей (от 12 до 20 млрд рублей за 1 километр), и вступивший в должность мэра Москвы Сергей Собянин принял решение о закрытии проекта как экономически нецелесообразного и вредного для города. Вместо ЧТК было решено построить 3 хордовые магистрали, вместе образующие незамкнутое кольцо — Северо-западную хорду, Северо-восточную хорду и Южную рокаду. В дальнейшем, в планы была включена и Юго-Восточная хорда — таким образом, кольцо вновь замкнулось; но есть принципиальное различие: хорды имеют выход на МКАД, что значительно разгрузит как МКАД, так и общую дорожную загруженность города.

Cм. также

  • Бульварное кольцо
  • Садовое кольцо
  • Московская кольцевая автомобильная дорога
  • Третье транспортное кольцо
  • Северо-Западная хорда
  • Северо-Восточная хорда
  • Южная рокада

Примечания

  1. 1 2 Четвёртое транспортное кольцо появится в Москве к 2013 году. РБК (31 октября 2005). Дата обращения 4 апреля 2017.
  2. 1 2 Бэла Ляув. Москву берут в четвертое кольцо. Коммерсантъ (3 июня 2004). Дата обращения 4 апреля 2017.
  3. Четвертое транспортное кольцо в Москве достроят, но по другому проекту. Ведомости (11 марта 2011). Дата обращения 4 апреля 2017.
  4. Схема Четвертого транспортного кольца. Карта проезда. Дата обращения 4 апреля 2017.
  5. Сергей Шумаков. Московские власти не подпустят кризис к дорожным проектам. Metrinfo.Ru (14 ноября 2008). Дата обращения 4 апреля 2017.
  6. На 4-м транспортном кольце организуют полосы разгона. РБК (11 октября 2007). Дата обращения 4 апреля 2017.
  7. 1 2 В Москве открыты первые участки 4-го транспортного кольца. РБК (30 декабря 2009). Дата обращения 4 апреля 2017.
  8. 1 2 Проект Четвертого транспортного кольца. Газета.ru. Дата обращения 4 апреля 2017.
  9. Иван Буранов. Московскому правительству дороги дороги. Коммерсантъ (15 декабря 2005). Дата обращения 4 апреля 2017.
  10. 1 2 3 Стоимость строительства ЧТК может снизиться вдвое. Индикаторы рынка недвижимости (12 ноября 2009). Дата обращения 4 апреля 2017.
  11. Столице не видать Четвертого транспортного кольца. Коммерсантъ (18 апреля 2011). Дата обращения 4 апреля 2017.
  12. Евгения Письменная, Бэла Ляув, Дмитрий Казьмин, Максим Товкайло. Юрию Лужкову нужно 640 млрд руб., а лучше – 4 трлн. Ведомости (31 августа 2010). Дата обращения 4 апреля 2017.
  13. Евгений Шипилов. Собянин завернул четвертое кольцо. Газета.ru (17 февраля 2011). Дата обращения 4 апреля 2017.
  14. Диагональные связи: как строится Северо-Восточная хорда. Официальный сайт мэра Москвы (10 октября 2016). Дата обращения 4 апреля 2017.

Ссылки

  • Траектория Четвёртого транспортного кольца на Картах Google
  • Анна Соколова. Упражнение на кольцах: четвёртая попытка. Труд (4 мая 2016).

Хорды и рокады Хордового кольца Москвы

Кольца Москвы

Исторические стены и валы

Улицы и автодороги

Метрополитен

  • Кольцевая линия
  • Большая кольцевая линия (построена частично)
  • Московское центральное кольцо

Железнодорожный транспорт

Наземный общественный транспорт

  • Автобус «К»
  • Трамвай «А» (до 1930-х)
  • Автобус «Б»

Кольцевые автодороги Подмосковья

Другие кольца

  • Кольцо ПВО С-25 (демонтировано)
  • Московское электроэнергетическое кольцо
  • Водное кольцо Москвы

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли.

Четвёртое транспортное кольцо. Жёлтым цветом выделен действующий участок, красным — проектируемый.

Четвёртое транспортное кольцо — строящаяся автомобильная дорога в Москве. При разработке проекта планировалось, что ввод в эксплуатацию данной магистрали уменьшит нагрузку на МКАД и Третье транспортное кольцо, улучшит межрайонные связи в городе.

17 февраля 2011 года в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Собянин назвал строительство четвёртого транспортного кольца неэффективным проектом и сообщил, что строительство остановлено. После этого в марте 2011 года московские власти заявили, что планируют изменить проект Четвёртого транспортного кольца и достроить магистраль в «усечённом варианте». Но несмотря на это в 2013 году планируется полностью открыть первую часть магистрали — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.

  • 1 Проект четвёртого транспортного кольца
  • 2 Действующие участки
  • 3 История четвёртого транспортного кольца
    • 3.1 2002
    • 3.2 2007
    • 3.3 2008
    • 3.4 2009
  • 4 Строительство
  • 5 Общественный транспорт
  • 6 Критика проекта
  • 7 Примечания
    • 8.1 Документы Правительства Москвы
    • 8.2 В периодических изданиях
    • 8.3 С сайта Autonews
  • 9 См. также

Проект четвёртого транспортного кольца

Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдёт по эстакадам и глубоким тоннелям, которых пока ещё нет. В настоящий момент, по словам замдиректора НИиПИ Генплана Ростислава Горбанева, ведутся работы на участке от Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов, где движение пройдёт по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского до Открытого шоссе, а затем начнут строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и, одновременно с этим, глубокий тоннель на юге. Следующий этап — это участок от Открытого до Ленинградского шоссе, а последний — от Ленинградского шоссе до Большой Филёвской улицы.

Горбанев добавил, что тоннели будут проложены как «старым» щитом диаметром 14 метров, которым уже рыли Лефортовский и Серебряноборский тоннели, так и новым, чей диаметр составляет около 19 метров. Этого, по его словам, достаточно, чтобы обеспечить в тоннелях нормальное четырёхполосное движение. В ближайшее время «старым» щитом намечено пройти три приоритетных тоннельных участка: в районе станции метро «Коломенская», в районе метро «ВДНХ» и самый протяжённый — в районе Преображенской и Семёновской площадей.

Как заявили в НИиПИ Генплана, власти надеются, что к 2015 году новая магистраль будет полностью готова.

> Действующие участки

  • участок от Большой Филёвской улицы до проспекта Андропова
  • вспомогательные участки от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе

История четвёртого транспортного кольца

2002

  • 31 августа — открыта транспортная развязка, связавшая Коломенский проезд и Нахимовский проспект; 1,8 км, 4 полосы в каждую сторону, тоннель под Каширским шоссе, Варшавским шоссе и железнодорожными путями Павелецкого направления

2007

  • 1 февраля — начало подготовки к строительству участка от шоссе Энтузиастов до Щёлковского шоссе (вывод предприятий и гаражей из зоны застройки)

2008

  • 1 марта — начало строительства участка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (начало строительства 1 этапа)

2009

  • 13 марта — частично открыта транспортная развязка на пересечении улицы Народного ополчения со Звенигородским проспектом
  • 30 декабря — открыто движение на вспомогательных участках от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (2 полосы в каждую сторону)

Строительство

Строительство ЧТК ведётся поэтапно в следующем порядке:

  1. шоссе Энтузиастов — Щёлковское шоссе (активный этап):
    1. шоссе Энтузиастов — Измайловское шоссе;
    2. Измайловское шоссе — Щёлковское шоссе.
  2. Щёлковское шоссе — Открытое шоссе, шоссе Энтузиастов — Волгоградский проспект (два участка будут строиться одновременно).

Строится участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе: трасса пройдёт по внешней стороне железной дороги между улицей Уткина, Окружным проездом и Измайловским лесопарком. Сейчас в этом районе одновременно расширяют семь улиц. После капитальной реконструкции в декабре 2009 года открыты вспомогательные проезды первого участка кольца: Электродный проезд, 2-я улица Измайловского Зверинца, Гаражная улица, улица Уткина — от Гаражной до 5-й улицы Соколиной Горы, Окружной проезд — от 5-й улицы Соколиной Горы до Щербаковской улицы, а также эстакада над Московской кольцевой железной дорогой и будущей трассой Четвёртого транспортного кольца в районе 8-й улицы Соколиной Горы. В 2010 году запланирован пуск прямого хода Четвёртого транспортного кольца.

Также ведётся строительство транспортных развязок, которые в дальнейшем станут частью Четвёртого транспортного кольца:

  • Алабяно-Балтийский тоннель

Общественный транспорт

Как сообщил глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко, на Четвёртом транспортном кольце не будут организовывать движение общественного транспорта.

Критика проекта

Критики отмечают неоправданно высокую стоимость проекта. К примеру строительство первого участка ЧТК длиной 4 километра обошлось правительству Москвы в 66,6 млрд рублей. Сюда входит создание 460 тыс. м² дорожного покрытия, 18 эстакад, две многоуровневые наземные парковки на 5000 машиномест, 40 км переустройства железнодорожных путей, 92 км перекладки и прокладки инженерных коммуникаций, 118 км кабельных линий плюс строительство надземных и подземных переходов, реконструкция шоссе Энтузиастов, проспекта Будённого и прилегающих улиц.

Стоимость километра ЧТК сопоставима с рекордной: строительство обходной дороги для автострады Interstate 93 в городе Бостон обошлось американцам в 14,6 млрд долларов за 12 км хайвея.

17 февраля 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин в его интервью на радиостанции «Эхо Москвы» назвал проект ЧТК неэффективным.

«По такой стоимости я не готов строить транспортную инфраструктуру. Это бессмысленно. Построено Третье кольцо. Замечательно. Транспортная ситуация после этого в городе улучшилась? Ухудшилась. Причём это же большой объём работы. Если построить Четвёртое транспортное кольцо, это стоит сейчас более 1 трлн руб. То есть вообще в городе ничего не надо строить и лет десять пахать на Четвёртое транспортное кольцо. Город вообще умрёт», — объявил Сергей Собянин.

  • Четвёртое транспортное кольцо — на сайте Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы
  • Четвёртое транспортное кольцо — на сайте Дороги России

Документы Правительства Москвы

  • Об основных направлениях дорожно-мостового строительства в 2006—2013 гг. в городе Москве — Постановление Правительства Москвы № 73-ПП от 7 февраля 2006
  • Об освобождении территории и выполнении подготовительных работ для строительства 4-го транспортного кольца от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе — Распоряжение Правительства Москвы № 229-РП от 17 февраля 2006

В периодических изданиях

  • Четвёртое транспортное кольцо — TRANSPORT.RU (17 марта 2006)
  • Упражнение на кольцах: четвёртая попытка — корреспонденты «Труда» проехали по трассе, которой ещё не существует (4 мая 2006)
  • Приоритет в дорожном строительстве в Москве будет отдан 4-му кольцу — rbc.ru (16 ноября 2006)
  • Тоннель, который ведёт на восток — «Московский комсомолец» (14 декабря 2006)
  • Четвёртое кольцо пройдёт «по-живому» — «Известия» (19 февраля 2007)
  • О семистах миллионах за километр — «Эксперт» № 22 (611), (2 июня 2008)
  • Цифра дня — «Московский комсомолец» (13 марта 2009)
  • Москва отказалась от строительных проектов на 60 млрд рублей (27 января 2012)
  • Утверждён проект Четвёртого транспортного кольца Москвы — 25 октября 2005 (с картой)
  • Строительство Четвёртого ТК обойдётся в 6 раз дороже — 18 января 2006
  • В Москве начинается строительство Четвёртого транспортного кольца — 22 февраля 2006
  • Четвёртое транспортное кольцо начнут строить с востока — 17 ноября 2006
  • Сегодня начинается строительство IV транспортного кольца — 1 февраля 2007

См. также

  • Третье транспортное кольцо
  • Московская кольцевая автомобильная дорога
  • Садовое кольцо
  • Бульварное кольцо

Кольца Москвы

Исторические стены и валы: Кремль • Китай-город • Белый город • Земляной город • Камер-Коллежский вал

Автомобильные кольца: Бульварное кольцо • Садовое кольцо • Третье транспортное кольцо • Четвёртое транспортное кольцо • МКАД

Метрополитен: Кольцевая линия метрополитена • Третий пересадочный контур (проект) • Большое кольцо метрополитена (проект)

Железнодорожный транспорт: Малое кольцо МЖД • Большое кольцо МЖД

Наземный общественный транспорт: Троллейбус № Б

Кольцевые автодороги Подмосковья: А107 Московское малое кольцо • А108 Московское большое кольцо • ЦКАД (проект)

Кольца высоток : Сталинские высотки • Новое кольцо Москвы (проект)

Другие кольца: оборона: Золотое кольцо ПВО; • электроэнергетика: Московское электроэнергетическое кольцо

Организация движения в виде хордовых магистралей на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая дорога, считают эксперты. Поэтому вместо Четвертого транспортного кольца в Москве строятся Южная рокада, Северо-Западная и Северо-Восточная хорды.

Эксклюзивный видеосюжет портала Стройкомплекса на примере строительства Северо-Западной хорды расскажет о том, как хордовые магистрали соединят отдаленные районы столицы, минуя центр города.

Строительство Северо-Западной хорды в самом разгаре. Ее центральное ядро составит Большая Академическая улица, Алябяно-Балтийский и Михалковский тоннели.

Алабяно-Балтийский тоннель уникален. Он построен на 25-метровой глубине. Прямо над ним проходят Ленинградский и Волоколамский тоннели, Замоскворецкая линия метро и подземный пешеходный переход.

Работы здесь начались еще в 2007 году. Первую нитку тоннеля, которая выводит с улицы Алабяна на Большую Академическую, запустили в 2013 году. Однако стройка была приостановлена из-за банкротства подрядчика. И только этим летом работы полностью завершены.

Еще один тоннель в составе Северо-Западной хорды — Михалковский. В него под землю спустится шестиполосная Большая Академическая улица, а на поверхности пройдут Михалковская улица и трамвайная линия.

С запуском Северо-Западной хорды разгрузятся Третье транспортное кольцо, МКАД, Садовое кольцо, Ленинградское, Волоколамское шоссе и другие магистрали.

Видеосюжет о строительстве Северо-Западной хорды можно также посмотреть на канале Стройкомплекса Москвы в YouTube.

Информационная служба портала

Стеклянный болт 2011. Четвертое транспортное кольцо.

Четвёртое транспортное кольцо — то строящаяся, то нестроящаяся автомобильная дорога в Москве. При разработке проекта планировалось, что ввод в эксплуатацию данной автомагистрали уменьшит нагрузку на МКАД и Третье транспортное кольцо, улучшит межрайонные связи в городе.
Ехал я тут как-то на Семеновскую и случайно заехал на ЧТК… Репортаж снялся сам собой.
1. Начиналось все хорошо и бодро. 1 марта 2008 стартовали работы по строительству участка от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Правда строить начали не дорогу, а паркинг, под которым пройдет трасса. Эта фотография сделана в августе 2008, видно, как бурлит строительство и здание растет на глазах.
2. В конце 2009 года открыли движение на вспомогательных участках от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (2 полосы в каждую сторону) и.. все.
3. Вот, что выдает Яндекс. Префект ВАО Москвы Николай Евтихеев сообщал, что первый участок ЧТК будет открыт в 2008 году. Потом в 2009 ко дню города, потом в 2010, в 2011…
4. Побывав на стройке, могу смело заявить, что в 2011 году ничего не откроется. И в 2012 тоже.
«В марте этого года московские власти заявили, что планируют изменить проект Четвертого транспортного кольца и достроить магистраль в «усечённом варианте». Но несмотря на это в 2013 году планируется полностью открыть первую часть магистрали — от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе.» (источник: http://motor.ru/news/2011/03/11/chtk/)
5. На самом деле сделано много, и в данный момент работа не останавливается. Это несмотря на заявление Сергея Собянина: «По такой стоимости я не готов строить транспортную инфраструктуру. Это бессмысленно. Построено Третье кольцо. Замечательно. Транспортная ситуация после этого в городе улучшилась? Ухудшилась. Причём это же большой объём работы. Если построить Четвёртое транспортное кольцо, это стоит сейчас более 1 трлн руб. То есть вообще в городе ничего не надо строить и лет десять пахать на Четвёртое транспортное кольцо. Город вообще умрёт».
6. О какой же стоимости идет речь? В статье «Девятое чудо света» на сайте Motor.ru приводятся любопытные расчеты:
«Некоторые издания сравнили цену за километр магистрали со стоимостью километра Большого адронного коллайдера, другие — с уникальным мостом во Франции или с тоннелем в Бостоне, ставшим самым дорогим строительным проектом за всю историю США.
Однако власти считают, что сумма, выделенная на постройку 3,8-километрового участка ЧТК между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе, является вполне объяснимой, не завышенной и не заниженной, а сравнимые по сложности проекты в других странах стоят намного дороже.»
7. «Исходя из бюджета строительства 3,8-километрового отрезка в 66,06 миллиарда рублей (или 2,27 миллиарда (2,27 М И Л Л И А Р Д А! — мое примечание) долларов по курсу 29 рублей за доллар), цена за «погонный километр» трассы равна 597 миллионам долларов.»
8. «Прибегнем к сравнениям: например, постройка 2,4-километрового Виадука Мийо во Франции обошлась в 530 миллионов долларов — это меньше, чем затраты на строительство одного километра ЧТК. При том, что французский мост — настоящий инженерный шедевр: в самой своей высокой точке дорожное полотно проходит на расстоянии 270 метров от земли; на его счету три мировых рекорда, один из которых — самая высокая в мире опора. К тому же, это сооружение на 17 метров выше знаменитой Эйфелевой башни.»
9. «Даже строительство одного из самых высокотехнологичных проектов в мире — Евротоннеля под проливом Ла-Манш, состоящего из трех параллельно идущих тоннелей — обошлось инвесторам в 10 миллиардов фунтов стерлингов. Или 14,98 миллиарда по курсу на май 1994 года, когда тоннель был официально открыт. Протяженность тоннеля — 51 километр.
Если поделить общую стоимость проекта на километраж, выйдет, что погонный километр участка ЧТК (597 миллионов долларов) стоит в два раза дороже такого же отрезка Евротоннеля (293 миллиона долларов), в 2,8 раза дороже Виадука Мийо во Франции (214,8 миллиона долларов за километр) и в 2,14 раза дороже моста через Балтийское море под названием Фемарн (277,7 миллиона долларов).»
10. «Ресин привел сумму, в которую обошлось бы возведение такого же участка дороги, будь он построен в чистом поле: всего 30 миллиардов рублей, так как не пришлось бы выкупать гаражи у населения и перемещать предприятия. Кроме того, властям не понадобилось бы тратиться на реконструкцию железнодорожных путей, сохранение существующих трамвайных линий и возведение сложных развязок и мостов.»
11. По словам главного архитектора города Москвы Александра Кузьмина, сложнее всего дались переговоры с владельцами гаражей, не желающих продавать свои маленькие участки властям. В итоге, работы по подготовке территории к возведению ЧТК обошлись городу в немаленькую сумму — 13,08 миллиарда рублей. Единственная структура, с которой получилось легко договориться – это ОАО «РЖД» (и не удивительно: тендер на проведение работ на участке вдоль малого кольца Московской железной дороги протяженностью 3.871 метр выиграла компания «Мостотрест», акционерами которой являются структуры РЖД.)
12. «Высокая стоимость проекта обусловлена сложными инженерно-техническими решениями данного отрезка ЧТК. Так, 2,2 километра дорог пройдет по земле, а на остальных участках будут построены эстакады. Трасса будет иметь четыре полосы движения в обоих направлениях, плюс дополнительные полосы при съездах и въездах на магистраль.»
13.
14.
15. — Мужики, как продвигается строительство?
— Замечательно! Хорошая дорога будет! А вы из какой газеты?
16. Многоуровневая наземная парковка на 5000 машиномест. Визуально все построено.
17. Но внутри машин нет.
18.
19.
20. Под паркингом проходят два тоннеля по 4 полосы каждый.
21. Официальная версия — идут пуско-наладочные работы.
— Когда планируется сдача в эксплуатацию?
— В конце года, наверное.
22. По неофициальной версии (от рабочих, которые выходили с объекта):
— Когда достроют-то?
— Да фиг знает. Год еще точно пройдет.
— Почему? Внешне все готово.
— Деньги кончились. А вы из какой газеты?
23. Америка.
24. Еще один большой вопрос — зачем строить такие грандиозные пешеходные переходы над трассой? З А Ч Е М?
25. По ширине пролета здесь свободно поместились бы две полосы для автомобилей. Почему нельзя сделать простые переходы, как на большинстве железнодорожных станций? Зачем еще обязательно делать крышу?
26. Единственное нормальное объяснение, зачем нужны такие капитальные строения — для установки лифтов для инвалидов.
27. Но, как показывает практика на примере переходов на МКАДе, все лифтовые шахты наглухо заварены. Деньги выделены, лифтов нет.
28. Да будет ЧТК!
Внимание! До окончания приема репортажей на премию «Стеклянный болт 2011» осталось совсем немного! 1-го декабря начинает работу экспертный совет, который сформирует номинации и выберет в каждой их них победителя.
Подробнее про премию можно прочитать у Ильи Варламова: http://zyalt.livejournal.com/479484.html
Каталог всех моих записей в блоге
Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok. По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту mail@vostokphotos.ru