Содержание
- Гран-при
- Гран-при в авто- и мотоспорте
- Прочие Гран-при
- Гран-при в искусстве
- См. также
- ГРАН ПРИ
- Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи
- Кто оплачивает Гран-при
- Сколько приносят билеты
- Как автодром зарабатывает вне Гран-при
- Как сделать автодром прибыльным
- Удивительные факты о самой зрелищной автогонке мира Формула 1
- Стоимость некоторых компонентов болида Формулы 1 в 2018 году
- 1. Льюис Хэмилтон в школе занимался каратэ, чтобы давать сдачи сверстникам
- 2. Льюиса Хэмилтона назвали в честь американского спринтера
- 3. Кими Райкконен служил в армии
- 4. Кими Райкконен – очень семейный человек
- 5. Даниил Квят – полиглот
- 6. Фернандо Алонсо боится авиаперелетов
- 7. Фернандо Алонсо – карточный фокусник
- 8. Себастьян Феттель – большой поклонник The Beatles
- 9. В честь Дженсона Баттона названа улица
- 10. Ромен Грожан совмещал гонки с работой в банке
- 11. Михаэль Шумахер снялся фильме «Астерикс на Олимпийских играх»
- 12. Ален Прост был подающим надежды футболистом
- 13. Айртон да Силва и Бруно Лалли
- 14. Джеки Стюарт не умеет читать
- 15. Ники Лауда – дважды отец в 60 лет
- 16. Неудачный дебют Жака Вильнева на музыкальной арене
- 17. Адриан Сутиль – пианист
- 18. Рубенс Баррикело в третьем поколении
- 19. Нико «Бритни» Росберг
- 20. Талисман Дэвида Култхарда
- Российские фигуристки заняли весь пьедестал в финале Гран-при
Гран-при
Эту страницу предлагается объединить со страницей Гран-при (значения). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/29 сентября 2014. Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. |
Гран-при́ (фр. Grand Prix; «большой приз») — главная награда на конкурсе или в соревновании.
Термин «гран-при» впервые появился в 1721 году во Франции, где Французская академия наук ввела систему академических наград, которые сыграли значительную роль в развитии математики и других научных дисциплин. В спорт это выражение перекочевало в 1805 году — лошадиные скачки в Париже были названы Grand Prix de Paris.
Термин «гран-при» стал более-менее регулярно использоваться с середины XIX века для обозначения скачек, особенно в городе По и в Париже, где традиция не прекращается с 1863 года. По отношению к автомобилям фраза «гран-при» была впервые использована в 1901 году, когда в По во время лошадиных скачек был проведён заезд автомашин. Затем этот термин был одобрен Автомобильным клубом Франции, и был использован в 1906 году для гонки в Ле-Мане — Grand Prix race at Le Mans.
Гран-при в авто- и мотоспорте
- Гран-при (автогонки) — соревнования по автогонкам с начала XX века до 1950 года, ставшие впоследствии «Формулой-1».
- «Формула-1» — соревнование автомобилей с открытыми колёсами, каждая гонка в котором называется «гран-при». См. также Список Гран-при Формулы-1.
- А1 Гран-при.
- GP2, GP3 — гонки «младших формул».
- MotoGP — высший класс мотогонок.
- Гран-При по спидвею — цикл из 11 гонок в спидвее.
Прочие Гран-при
- Гран-при в области архитектуры и строительства (Всемирная Выставка в Париже, 1937)
- Гран-при (Каннский кинофестиваль)
- Гран-при по фигурному катанию
- Гран-при (снукер)
- Гран-при (мини-футбол)
- Гран-при (шахматы)
- Гран-при по художественной гимнастике
- Мировой Гран-при по волейболу
- Гран-при Евровидения
Гран-при в искусстве
- Гран-при (Большой приз) — американский художественный фильм 1966 года об автогонках.
- Гран-при (мультфильм) (норв. Flåklypa Grand Prix) — норвежский полнометражный кукольный мультфильм (1975 год) режиссёра Иво Каприно.
- Гран-при (аниме) — аниме-сериал об автогонках.
Компьютерные игры о гонках
- Grand Prix Circuit — игра Distinctive Software (1988), известная на постсвестском пространстве как GPEGA.
- Grand Prix (серия игр) — серия игр Microprose (1992—2002).
- Grand Prix Legends — игра Papyrus (1998), русский перевод «Легенды „Формулы-1“».
- Grand Prix Challenge — игра Melbourne House для Playstation 2.
- MotoGP (серия игр).
См. также
- Pontiac Grand Prix — американский автомобиль.
ГРАН ПРИ
Смотреть что такое «ГРАН ПРИ» в других словарях:
-
Гран-при — (фр. Grand Prix большой приз) главная награда (премия) на крупнейших конкурсных мероприятиях в области культуры и искусства (фестивалях, смотрах, конкурсах), спорта (спортивных соревнованиях). Термин «гран при» впервые появился в … Википедия
-
Гран При — (фр. Grand Prix большой приз) главная награда (премия) на крупнейших конкурсных мероприятиях в области культуры и искусства (фестивалях, смотрах, конкурсах), спорта (спортивных соревнованиях). Содержание 1 Связанное с авто и мотогонками 1.1… … Википедия
-
гран при — * grand prix. Большой приз. БАС 2. Высшая награда на многих конкурсах. Филат. сл. Затем идем дальше: кокотка ездит на скачки, на grands prix . Слово 1880 6 2 114. Портрет великого князя .. одна из самых заметных вещей в истории европейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
ГРАН ПРИ — неизм.; м. Высшая награда на фестивале, конкурсе и т.п. Завоевать г. конкурса пианистов. * * * ГРАН ПРИ ГРАН ПРИ (франц. Grand Prix Большая премия, Главная премия), высшая награда на фестивале,… … Энциклопедический словарь
-
ГРАН-ПРИ — ГРАН ПРИ, нескл., муж. Высшая награда на художественном конкурсе, фестивале. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
ГРАН-ПРИ — высшая награда на фестивале или конкурсе. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. гран при нескл., м. (фр. grand prix букв. большой приз). Высшая награда на фестивале, конкурсе. Толковый словарь иностранных слов Л. П.… … Словарь иностранных слов русского языка
-
ГРАН-ПРИ — (французское Grand Prix большая премия, главная премия), высшая награда на фестивале, конкурсе и т.п … Современная энциклопедия
-
Гран-при — нескл. м. Высшая награда на фестивале, конкурсе и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
гран-при — (франц. Grand Prix Большая премия, Главная премия), высшая награда на фестивале, конкурсе и т. п … Энциклопедический словарь
-
гран-при — сущ., кол во синонимов: 2 • награда (19) • приз (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
На сочинском автодроме во всю кипит работа. Механики распаковывают грузы, пилоты готовятся к первым заездам. 12 октября в олимпийской столице стартует первое в истории России Гран-При «Формулы-1».
— Привезти «Формулу-1» в Россию – мечта не одного поколения, — сказал на недавнем открытии Автодрома губернатор Кубани Александр Ткачев. – Еще Брежнев об этом мечтал. Но годы проходили, постоянно что-то мешало. Олимпийские игры во многом подвигли нас к этому шагу.
«Комсомолка» перед стартом главной гонки года предлагает поближе разглядеть Сочи Автодром. На фотографиях запечатлены мгновения строительства трассы, результат многолетней работы и первые тестовые соревнования.
Вместимость Сочи Автодрома – 55 тысяч зрителей. Он один из самых компактных в мире.
Сочи Автодром может принимать гонки круглый год, благодаря удачному географическому положению на берегу Черного моря. Погода здесь никогда не испортит зрелище.
Одна из трибун получила имя российского пилота «Формулы-1» Даниила Квята, который промчит по автодрому за рулем болида Toro Rosso.
Сочинская трасса – единственная в мире, которая является городской и стационарной, а также единственной в России трассой «Формулы-1».
Асфальт уложен в три слоя. Первые два — основа и состоят из стандартных материалов. Финальное покрытие содержит полимерные добавки, позволяющих добиться прочности и высокого качества сцепления колес с дорогой. Асфальт укладывался при температуре около 158 градусов по Цельсию.
В покрытие вмонтированы специальные датчики, фиксирующие температуру асфальта, индукционные петли и оборудование для измерения скорости, позволяющие создать систему тайминга и статистики гонки.
Планируемая средняя скорость прохождения круга – 215 километров в час.
В 2015 году гонка состоится 11 октября. Возможно, она пройдет ночью.
Сочи Автодром на протяжении семи лет будет принимать Гран-При России «Формулы-1».
На гран-при Абу-Даби и гран-при Бахрейна в гонках Формулы-1 победители на пьедестале обливаются вместо традиционного шампанского газировкой. Это связано с традиционным запретом употребления алкоголя в исламской культуре. В Сочи шампанское, конечно, будет.
На 650-метровом прямом участке между первым и вторым поворотами скорость болидов составит 320 километров в час.
В чемпионате мира «Формулы-1» за всю ее историю выступало всего пять женщин-пилотов. Но дамы до сих пор украшают гонку своим присутсвием на трассе и трибунах.
В «Формуле-1» долгое время не было болида под номером 13. C этого года считающийся несчастливым номер закреплен за венесуэльцем Пастором Мальдонадо.
Во время гонки сердце гонщика бьется с частотой около 180 ударов в минуту. Тяжелые нагрузки лишают пилота двух килограммов веса всего за полтора часа.
2600 раз за гонку пилоты переключают передачи во время Гран-При «Формулы-1».
Все болиды оснащены пятью видеокамерами для телетрансляций в режиме реального времени и датчиками прохождения кругов для фиксации времени.
Безопасность — превыше всего. Пилоты должны быть пристегнуты двумя ремнями через плечи, одним ремнем через живот и еще двумя – между ногами. Сиденье закреплено всего двумя болтами, которые можно сниять вместе с ремнями и пилотом лишь одним инструментом.
А на изготовление шлема пилота уходит 16 тысяч километров фиброволокна, каждая нить которого тоньше человеческого волоса в 15 раз.
Топливный бак болида сделан из мягких материалов и похож на мешок, но он помещен в конструкцию, которая должна выдерживать очень высокие ударные нагрузки, в том числе и об отбойники.
Вес болида «Формулы-1» — не менее 690 килограмм с пилотом, но без топлива. Длина машины — 463 сантиметра, ширина — 180, а высота — 95. Мощность двигателя V6 объемом 1,6 — 600 лошадиных сил.
От 0 до 300 километров в час болид разгоняется менее, чем за 9 секунд. За гонку он расходует не более 100 килограммов бензина, по составу практически идентичному тому, что можно залить на обычной заправке.
На Гран-при России в Сочи команды привезли около трех тысяч тонн различных грузов.
Дистанция гонки «Формулы-1» не менее 305 километров. Длина сочинской трассы — 5854 метра. Гонка пройдет в 53 круга.
Все материалы о Гран-При России «Формулы-1» вы можете найти .
Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи
По данным исследования Business Book GP, в 2018 году взнос России за право проведения Гран-при в Сочи составлял €47 млн. Столько же платили организаторы этапов в Бахрейне, Китае, Азербайджане и Австрии. Гонки в Сингапуре и Абу-Даби стоили еще дороже — €59 млн и €63 млн соответственно. Минимальный платеж ($5 млн) — у Монако. Как правило, лицензионный взнос не фиксирован и ежегодно увеличивается на 5-10%.
В России этап «Формулы-1» проходит с 2014 года, в 2017-м контракт с Formula One Management продлили до 2025 года, а в 2018-м у сочинской гонки сменился оператор. Вместо НАО «Центр «Омега» (компания, которая отвечала за строительство объектов Олимпиады-2014) им стала АНО «Росгонки». Кто оплачивает российский этап и как автодром зарабатывает в остальные 11 месяцев в году, объяснил Forbes заместитель генерального директора организации Сергей Воробьев.
Кто оплачивает Гран-при
Весомую часть затрат по проведению Гран-при берет на себя «Формула-1» — семь грузовых самолетов прилетают с предыдущего этапа, часть оборудования прибывает морем. Однако серьезные расходы несет и оператор гонки. Местная логистика, спортивная организация, развлекательная программа, маркетинг и, конечно, техническое обслуживание трассы — все это оплачивают «Росгонки». Основная часть затрат приходится на поддержание трека в качественном состоянии. «Во-первых, это физически огромный объект, — говорит Воробьев. — Во-вторых, «Формула-1″ предъявляет очень серьезные требования к качеству дорожного полотна, к системе безопасности и т. д. В местах перед поворотами из-за частого резкого торможения на асфальте могут появляться неровности. В прошлом году нам пришлось переложить некоторые участки, в этом — нет. Или, например, из-за небольшой корректировки грунта перед этапом в зоне паддока перекладывается брусчатка, чтобы идеально ее выровнять». В целом операционные расходы на проведение этапа Воробьев оценивает в «меньше 1 млрд рублей», эксперт Forbes.com ориентирует на $18,5 млн.
Сколько приносят билеты
В 2018-м билетная выручка Гран-при России выросла на 72% по сравнению с этапом в 2017 году. «Это произошло главным образом по причине роста цен на билеты, — объясняет Сергей Воробьев. — Когда за проведение Гран-при отвечала компания «Центр «Омега», принадлежащая администрации Краснодарского края, часть билетов распространялась по социальным каналам и ценам. После реорганизации мы избавились от программ глубокого дисконтирования». По словам Воробьева, организаторы стремятся к показателям билетной выручки 2014 года. Комментируя итоги той гонки, Виталий Мутко (на тот момент — министр спорта) называл цифру в 700 млн рублей.
До 30% билетной выручки Гран-при России обеспечивают VIP-ложи общей вместимостью до 2000 человек. «Учитывая зону свободного размещения, автодром может принять 55 000-60 000 зрителей, — рассказывает Воробьев. — В 2019-м мы немного скорректировали билетную программу. Теперь у нас есть премиальные места не только в ложах, но и на главной трибуне. Стараемся развивать VIP-сегмент, потому что он приносит хороший доход».
В 2018-м меньше 10% зрителей приехали на Гран-при России из-за рубежа. В этом году организаторы зафиксировали рост международных продаж. «Никаких серьезных маркетинговых усилий по привлечению иностранных клиентов мы не предпринимали, — комментирует Воробьев. — К нас и так почти две трети зрителей — не из Краснодарского края, так что прилетают самолетами, живут в гостиницах. При этом стоимость привлечения международного клиента гораздо выше, а траты у иностранца и россиянина примерно одинаковы».
Как автодром зарабатывает вне Гран-при
Вне периода Гран-при «Формулы-1» трассу ежегодно посещают 100 000 человек. «У нас довольно широкая стандартная матрица клиентских продуктов, — рассказывает Воробьев. — Семь видов гоночных программ и автопарк на 20 с лишним машин, 4 варианта экскурсий, автоспортивный музей. За 2019-й только на экскурсиях у нас побывали 7000 человек». Однако самый стабильный источник дохода автодрома — корпоративные мероприятия: «У нас есть программы, которые отлично подходят для тимбилдинга. Например, тренировка пит-стопа или сборка болида. Да и другие наши услуги вроде гоночного такси или тест-драйва отлично работают на корпоративный бизнес».
В здании главной трибуны «Сочи Автодрома» расположены 25 лож, еще до 15 можно организовать в Formula 1 Paddock Club. «У нас нет регулярного календаря, как у футбольных арен, — комментирует Воробьев. — Поэтому нереалистично стремиться к максимальной сдаче лож на длительный срок. Мы делаем ставку на корпоративные мероприятия — и 75-80% дней в году автодром загружен. К примеру, мы работаем со всеми автомобильными брендами, представленными в России. Минимум раз в год они используют автодром для пресс-показов, тестов, клиентских дней». В 2019-м «Сочи Автодром» оформил комплексное партнерство с Mercedes-Benz: частью сделки стала круглогодичная аренда компанией ложи над боксами.
В 2018 году 7500 зрителей на трибунах «Сочи Автодрома» собрал этап Российской дрифт-серии. «Дрифт сейчас вторая по ажиотажу автоистория в стране, — говорит Воробьев. — Доступность этого вида спорта привела к тому, что многие хотят посмотреть на профессионалов. Мы даже сделали на автодроме специальную площадку для дрифт-тренировок, где можно позаниматься с вице-чемпионом мира за вполне доступный ценник». Другие гоночные серии, в том числе международные — DTM, Ferrari Challenge, большой аудитории не привлекают, но требуют серьезных затрат. «Чем выше уровень спортивного события, тем меньше вероятность его прибыльности, тем более в случае с Сочи усложняется логистика. По Европе командам путешествовать дешевле, поэтому заманить к нам авточемпионаты не так просто», — говорит Воробьев.
Как сделать автодром прибыльным
В дни проведения этапа у оператора гонки не так уж много возможностей заработать. «В этом году мы впервые сформировали доступные по меркам «Формулы-1» пакеты по коммерческим активациям на территории Гран-при — от $50 000, — поясняет Воробьев. — Во времена Берни Эккслстоуна такое было невозможно. В дни гонок продвигать себя на автодроме могли только глобальные спонсоры чемпионата или этапа. Но при новых владельцах «Формула-1» стала очень корпоративной, нацеленной на увеличение аудитории. Так что теперь компании, готовые предложить зрителям какую-то интересную активность, могут разместиться в периметре мероприятия. Небольшая доля выручки по этой статье уйдет «Формуле-1″, остальное останется у нас».
По данным «Спарк Интерфакс», в декабре 2018 года АНО «Росгонки» получила от Минспорта России 1,35 млрд рублей на проведение Гран-при «Формулы-1». Финансовое участие местных властей в организации этапа — нормальная практика для чемпионата. Так, согласно финансовому отчету Australian Grand Prix Corporation, в 2018 году инвестиции правительства Австралии в гонку «Ф-1» составили почти А$56,5 млн при общих затратах в А$103 млн.
Совокупная выручка «Росгонок» за 2018 год составила 3,22 млрд рублей, чистый убыток — 343,2 млн рублей. Структуру доходов организация не детализирует. «Формула-1″ теперь публичная компания, торгуется на американской бирже, — объясняет Воробьев. — У них много ограничений, поэтому мы стараемся не комментировать финансовые подробности». В 2017-м у «Сочи Автодрома» появились спонсоры — несколько крупных российских компаний. Детали контрактов не разглашаются, но эксперты оценивают подобные сделки от $150 000 (без упоминания в контексте «Ф-1») до нескольких десятков миллионов долларов. К примеру, спонсорский/коммерческий доход организаторов Гран-при Австралии за 2018-й составил А$7,5 млн, а реализация билетов принесла А$34,9 млн. «В мировой практике если автодром может своими доходами покрыть затраты на эксплуатацию, это уже хорошо», — резюмирует Воробьев.
Удивительные факты о самой зрелищной автогонке мира Формула 1
В отличие от большинства иных гонок, Формула 1 – это не только борьба характеров и талантов пилотов, но, и прежде всего, соперничество между лучшими автомобилями мира.
Ни одна команда не сможет участвовать в этой гонке, если ее не поддерживают огромные деньги, а в коллективе нет идеальной слаженности, безукоризненной дисциплины и внимания к мельчайшим деталям.
И сегодня мы хотим рассказать, что это за труд – участвовать в самых престижных автогонках мира – Формула 1. Вот лишь несколько удивительных фактов об этом главном событии в автомобильном спорте.
- Само название «Формула» возникло из правил этих гонок, в которых все подчинено идеальным пропорциям, нормативам и стандартам, которым должны соответствовать все участники и автомобили;
- Сегодня средняя стоимость автомобиля F1 составляет $15,52 млн. И это цена просто готового болида. Сюда не входят миллионы, потраченные на развитие, изобретения, исследования, проектирование, и многое другое. К примеру, такие крупные команды F1, как Ferrari, Mercedes Red Bull и McLaren тратят порядка $400 млн. в год на разработку лучших автомобилей сезона.
Стоимость некоторых компонентов болида Формулы 1 в 2018 году
Двигатель | $7,7 млн. – $10 млн. |
Монокок из углеродного волокна | $650 000 – $1,2 млн. |
Антикрыло | $300 000 |
Руль | $70 000 |
Топливный бак | $140 000 |
Гидравлика | $200 000 |
Комплект шин | $1714 |
- Болид, участвующий в Формуле 1, состоит минимум из 80 000 компонентов, и их сборка обязана быть на 99,9% идеально правильной.
- В кабине болида во время гонки температура поднимается до 50оС, поэтому в среднем пилот F1 за один проезд за счет потери жидкости худеет на 3-4 кг. Но, такая потеря не должна превышать 4% от общего веса гонщика. Дело в том, что при большей потере жидкости у пилота может случиться серьезное нарушение его психофизических возможностей. Во время самой гонки пилоту разрешается пить воду через длинную трубочку.
- Шины гоночных болидов тоже теряют свой вес – каждая покрышка из-за значительного износа «худеет» минимум на полкилограмма. При этом, если шины для обычных автомобилей проходят в среднем 60 000 – 100 000 км, гоночные рассчитаны не более, чем на 90-120 км. В момент максимальных скоростей шины, устанавливаемые на болиды F1, вращаются 50 раз в секунду. И, кстати, они заполнены не воздухом, а азотом.
- Вес автомобиля F1 – это всего 550-700 кг, включая водителя, но без топлива.
- Лучшие пилотные экипажи F1 могут заправлять болид и менять на нем шины всего за 3 секунды.
- Тормозные диски F1 изготавливаются из особо прочного углеродного волокна, ведь во время своей эксплуатации им приходится выдерживать 1200 градусные температуры нагрева (это температура расплавленной лавы, извергаемой вулканами).
- Некоторым небольшим самолетам, чтобы взлететь, требуется развить меньшую скорость, чем набирает болид во время гонок. И только невероятная прижимная сила удерживает гоночный автомобиль на трассе, чтобы он не взлетел.
- На скорости 360 км/ч пилоту приходится переживать перегрузки в 5g при торможениях и поворотах. Это сила, в 5 раз превышающая собственный вес водителя. Ее можно сравнить с проездом машины сквозь кирпичную стену на скорости в 300 км/ч. К примеру, космонавты при старте ракеты всего на протяжении 2 минут переносят перегрузку в 3-4g. А гонка длиться 1,5 часа. Далеко не все люди способны выдерживать столь ужасающие перегрузки.
- Шлемы пилотов F1 являются одними из самых технологически сложных предметов обмундирования. В испытательных тестах они обязаны выдерживать 800-градусное пламя на протяжении минимум 45 с.
- Гонщики Формула 1 – суеверные люди, в пелетоне этого соревнования всегда отсутствует автомобиль с номером 13.
- Чтобы автомобилю Формула 1 затормозить со скорости 200 км/ч, ему требуется всего 1,9 с и 155 метров тормозного пути.
Кстати, Формула 1 возвращается на украинское телевидение, а конкретно – на «Первый автомобильный телеканал», который начнет прямые трансляции этапов Гран-при. Напомним, Королеву автоспорта в Украине не показывают с 2012 года. Трансляции начнутся уже с первого этапа сезона-2018 – Гран-при Австралии, который пройдет 23 марта. Помимо гонки телезрители смогут увидеть квалификацию и практические заезды. Кроме того, гонку можно будет увидеть и в повторе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чего боится Фернандо Алонсо, сколько языков знает Даниил Квят, что возил в чемодане Дэвид Култхард и другие малоизвестные факты из жизни пилотов «Формулы-1» – в материале Sports.ru.
1. Льюис Хэмилтон в школе занимался каратэ, чтобы давать сдачи сверстникам
Двукратный чемпион мира «Формулы-1» Льюис Хэмилтон в детстве занимался каратэ, чтобы защищать себя от издевательств сверстников, и в 10 лет завоевал черный пояс.
«Люди не знают, что у меня есть черный пояс по каратэ. Я несколько лет занимался этим спортом, так как надо мной издевались в школе. Занятие каратэ также научило меня дисциплине, важной составляющей в моей жизни», – признался Льюис несколько лет назад.
2. Льюиса Хэмилтона назвали в честь американского спринтера
Полное имя двукратного чемпиона мира «Формулы-1»: Льюис Карл Дэвидсон Хэмилтон. Его назвали в честь американского спринтера Карла Льюиса.
3. Кими Райкконен служил в армии
Кими Райкконен, как и Хэмилтон, учился дисциплине, но немного в другом месте и возрасте. «Айсмен» служил в течение года в финской армии и даже получил звание капрала. К слову, сослуживцем Кими был его друг и соперник по картингу Тони Виландер, ныне выступающий в WEC.
4. Кими Райкконен – очень семейный человек
У гонщиков «Формулы-1» разное отношение к окружению на гонках. Одни, как Себастьян Феттель, предпочитают путешествовать на этапы чемпионата в одиночестве, чтобы не отвлекаться лишний раз. Другим, наоборот, нужна поддержка. В 2001 году на Гран-при Венгрии приехала целая делегация родственников Кими Райкконена: семь двоюродных братьев, бабушка и четыре тети. Кстати, бабушка Кими, для которой тот визит не был единичным, даже попала в кадр во время трансляции Гран-при Европы в 2007 году.
5. Даниил Квят – полиглот
Большинство гонщиков обычно владеют двумя языками – родным и английским. Немногие знают больше, да и особой необходимости в этом нет. Можно примеры привести Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля, которые после перехода в «Феррари» начали изучать итальянский. Исключением является также Даниил Квят, который помимо русского и английского знает еще итальянский, испанский и даже финский.
6. Фернандо Алонсо боится авиаперелетов
Гонщики «Формулы-1» представляются людьми без страха и предрассудков, но на самом деле у них, как и у всех остальных, есть фобии. К примеру, Фернандо Алонсо испытывает страх авиаперелетов и боится высоты:
«Каждый раз, когда самолет слегка дергается, или командир говорит что-то по громкой связи, или я не понимаю, что происходит, то начинаю думать о самом худшем. Самое ужасное – полет над морем. Однажды даже представлял, как плаваю в Атлантическом океане».
Несколько лет назад испанец привел такую статистику – за 2013 год он летал 164 раза и провел в воздухе 800 часов, в общей сложности 33 дня.
7. Фернандо Алонсо – карточный фокусник
Фернандо умело владеет техникой карточных фокусов. Несколько лет назад испанец продемонстрировал это одному из журналистов:
«В детстве дедушка показал мне пару трюков, и мне понравилось. В этом есть что-то особенное. Простые на первый взгляд решения, если их правильно скомбинировать, дают отличный результат. Ты отвлекаешь внимание публики на что-то несущественное, а сам в этот момент достаешь кролика из шляпы. Это чем-то напоминает гоночный мир, в котором тоже нужны постоянный расчет, маскировки».
8. Себастьян Феттель – большой поклонник The Beatles
Четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель является страстным поклонником легендарной группы The Beatles. Немец коллекционирует виниловые пластинки и в 2009-м за 4000 долларов купил альбом With The Beatles 1963 года, подписанный самими музыкантами. В 2011-м Феттель встретился с Полом Маккартни, который в рамках гоночного уик-энда в Абу-Даби провел концерт.
9. В честь Дженсона Баттона названа улица
После победы Дженсона Баттона в чемпионате 2009 года в его честь был названа улица в родном городе Фром – Jenson Avenue, а паб, расположенный там, получил название Frome Flyer.
10. Ромен Грожан совмещал гонки с работой в банке
Во времена выступлений в младших гоночных сериях и даже после короткого дебюта в «Формуле-1» в 2009 году Ромен Грожан работал в женевском банке.
«Я сменил несколько должностей: сначала работал в архиве, затем стал ассистентом менеджера. В мои обязанности входила встреча с клиентами и предоставление информации о том, что может предложить банк», – поделился Ромен.
11. Михаэль Шумахер снялся фильме «Астерикс на Олимпийских играх»
Семикратный чемпион мира «Формулы-1» Михаэль Шумахер снялся в эпизодической роли в фильме «Астерикс на Олимпийских играх», который вышел на экраны в 2008 году. Легендарный пилот предстал в образе погонщика красной колесницы и, естественно, по сюжету одержал победу, ну а руководил конницей Жан Тодт, вместе с которым Шумахер работал в «Феррари» на протяжении десяти лет.
12. Ален Прост был подающим надежды футболистом
Четырехкратный чемпион мира Ален Прост в юности увлекался футболом и мечтал о профессиональной карьере. Своей искривленной формой носа, ставшей знаменитой, француз обязан травме в одном из матчей.
13. Айртон да Силва и Бруно Лалли
В начале карьеры Айртон Сенна да Силва опасался, что в случае провала в гонках дискредитирует семейную фамилию, поэтому решил выступать под девичьей фамилией матери. К тому же, фамилия да Силва слишком распространена в Бразилии. Примечательно, что племянник Волшебника, Бруно, выступает в гонках под фамилией Сенна, хотя по паспорту он – Лалли.
14. Джеки Стюарт не умеет читать
Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт с детства страдал от дислексии, нарушения способности к овладению навыком чтения. Его сын Пол также унаследовал эту болезнь.
15. Ники Лауда – дважды отец в 60 лет
В 2009 году в возрасте 60 лет трехкратный чемпион Ники Лауда стал отцом двух близнецов – вторая жена австрийца Биргит родила близнецов, мальчика и девочку – Макса и Миа. От первого брака у Лауды два сына – Матиас и Лукас, и также есть внебрачный сын Кристоф.
16. Неудачный дебют Жака Вильнева на музыкальной арене
После завершения карьеры в «Формуле-1» чемпион мира 1997 года Жак Вильнев записал музыкальный альбом, половину песен в котором сочинил сам:
«Иногда я сначала пишу слова, иногда первой приходит музыка. Падает снег, я смотрю на небо и в голову приходят слова или музыка. Иногда на это уходит несколько дней тяжелой работы».
Музыкальный эксперимент завершился провалом – за 2007 год было продано меньше 1000 копий, а альбом подвергся жесткой критике. В настоящее время Жак продолжает заниматься музыкой, но только в качестве хобби.
17. Адриан Сутиль – пианист
Немецкий гонщик вырос в музыкальной семье, его отец Хорхе – альтист Мюнхенского филармонического оркестра, мать Моника – профессиональный пианист. Естественно, с детства мальчика заставляли заниматься музыкой и он даже получил соответствующее образование.
«Я был обязан этим заниматься. Не скажу, что испытывал какое-то отвращение, мне нравилось, но особого интереса не было. Поэтому я прекратил занятия. Но иногда при хорошем настроении могу сесть за пианино и сыграть несколько мелодий», – рассказал Адриан.
18. Рубенс Баррикело в третьем поколении
Рубенс Баррикелло, выступавший в «Формуле-1» с 1993 по 2011 годы, не только унаследовал имя отца и внешность – Рубенс-старший и Рубенс-младший похожи как две капли воды, но и дату рождения – оба родились 23 мая. Дедушку гонщика тоже звали Рубенсом.
19. Нико «Бритни» Росберг
В начале карьеры в «Формуле-1» Нико Росберг из-за длинных волос получил прозвище «Бритни». Причем, придумали это даже не болельщики, а его коллеги – по слухам, Дженсон Баттон. В 2010 году Себастьян Феттель в шутку назвал Нико самой красивой девушкой в паддоке. И даже в собственной команде он однажды стал объектом шутки, когда гоночный инженер Джок Клиа вклеил в паспорт фотографию Бритни Спирс.
«Таможенник на паспортном контроле в Дубае был шокирован, увидев мой паспорт», – сказал Росберг.
В конце концов, то ли устав от насмешек, то ли просто захотев сменить имидж, в 2011 году Нико подстригся, и с тех пор шутки прекратились.
20. Талисман Дэвида Култхарда
«Формула-1» является высокотехнологичным видом спорта, но гонщики остаются людьми со своими суевериями, некоторые из которых доходят до смешного. Кто-то носит ботинки разного цвета, как Алекс Вурц, кто-то садится в машину только с одной стороны, но самым большим оригиналом можно признать Дэвида Култхарда. Талисманом шотландца было нижнее белье, которое он получил в подарок от тети еще во времена выступлений в картинге. Даже когда трусы износились, Дэвид продолжал возить их в чемодане на протяжении десяти лет, до тех пор, пока сотрудник «Макларена», разбиравший вещи, не выкинул этот «талисман».
Российские фигуристки заняли весь пьедестал в финале Гран-при
Этот сезон в фигурном катании получается даже круче, чем мы рассчитывали. Юные российские фигуристки будто и не заметили перехода во взрослую категорию. Алёна Косторная и Александра Трусова не знают поражений, причём побеждают с такими оценками, которые ещё год назад казались невозможными. Саша, Алёна и Анна Щербакова давно улетели в космос, оставив соперниц внизу. Поразительно, но все трое продолжают раздвигать границы возможного.
В произвольной программе финала Гран-при Трусова собиралась исполнить пять (!) четверных прыжков, включая новый для себя флип. Этот же прыжок вместе с двумя четверными лутцами заявила Анна Щербакова. Косторная планировала ответить коллегам по группе двумя тройными акселями, а Загитова – безупречным катанием.
После короткой программы Трусова была лишь пятой и уступала лидирующей Косторной ровно 14 баллов, но эксперты и болельщики всё равно называли главной соперницей Алёны именно Сашу.
Новый рекорд Трусовой
Американка Бради Теннелл откатала чисто, но в такой компании шансов на пьедестал у неё практически не было. Ещё одна не россиянка в финале, Рика Кихира, впервые предприняла попытку четверного сальхова, но упала. После этого сомнений в абсолютном триумфе россиянок не осталось.
Открывала парад учениц Тутберидзе Трусова. Её понадобилось всего несколько секунд, чтобы снова войти в историю. Четверной флип в исполнении девушек на соревнованиях не видел никто и никогда. Камнем преткновения для Саши снова стал четверной сальхов. Она не упала, как в Канаде или Москве, но сделала «бабочку». Другая фигуристка давно бы заменила неудобный элемент, благо есть на что, но только не Трусова. После ошибки было заметно, как Саша раздосадована, но это не помешало ей чисто выполнить и четверной лутц, и четверной тулуп в каскаде. Пятый четверной за программу завершился падением, но зал будто этого и не заметил. Зрители встречали каждый прыжок Трусовой аплодисментами, заглушавшими музыку из «Игры престолов».
Да, было похоже, что Александра катается от прыжка до прыжка, но, чего скрывать, её и любят за прыжки. Это тоже фигурное катание. Кто-то восхищает артистизмом и лёгкостью, а Трусова – недосягаемой сложностью. Ошибки не позволили ей превзойти собственный мировой рекорд, но и не лишили шансов на медаль. Сумма 233,18 балла стала ориентиром для всех.
Такой битвы в фигурном катании ещё не было! И выиграла её Алёна Косторная Четыре россиянки сражались друг с другом в финале Гран-при. Загитова осталась вне пьедестала.
И всё-таки их трое!
Анна Щербакова уступала Трусовой по технической базе, да и повторить четверной флип не смогла. Однако два идеальных четверных лутца, отсутствие помарок на остальных элементах и удивительно пластичное катание позволили Щербаковой не только обойти Трусову по сумме, но и стать лидером в произвольной. На этапах Гран-при Аня оказалась в тени Алёны и Саши, но финал Гран-при показал, что она способна с ними тягаться и претендовать на победу. А ведь через пару недель ей предстоит защищать титул чемпионки России среди взрослых, так что уверенное выступление в Турине случилось в самый подходящий момент.
Косторная выходила на лёд в статусе фаворитки, но для сохранения первого места ей требовалось избежать серьёзных ошибок. Алёна в очередной раз подтвердила репутацию суперстабильной фигуристки. После трудного выезда с тройного акселя в каскаде она тут же бесподобно исполнила этот прыжок сольно и полностью захватила внимание зрителей. Идеальные шаги и вращения, всё на высокой скорости и без видимого труда. Это не только золото финала Гран-при, но и новый мировой рекорд по сумме программ – 247,59 балла.
Её лучшее падение. Скоро Трусова станет непобедимой? Почему ошибка Трусовой важнее, чем мировой рекорд Косторной или идеальный прокат Загитовой.
Тяжёлое поражение Загитовой
Выступавшая последней Алина Загитова на победу, если говорить откровенно, уже не претендовала, но вмешаться в распределение наград всё-таки могла. Однако олимпийская чемпионка с давлением не справилась и допустила массу ошибок. После такого проката судьи даже не стали ей ставить привычно высокие компоненты, потому что передать образ Клеопатры на этот раз не получилось. Алина уступила и всем соотечественницам, и японке с американкой, замкнув список участниц соревнований. В «кисс энд край» олимпийская чемпионка старалась не плакать, но по её лицу было видно, как ей тяжело даётся это поражение.
Вполне возможно, что для Загитовой это был последний крупный международный старт в этом сезоне. Косторная, Щербакова и Трусова покоряют новые высоты и двигаются вперёд. Они понимают, что карьера в современном фигурном катании слишком скоротечна, и другого шанса может не быть. Загитова своими воспользовалась, теперь пришёл черёд нового поколения.