Докатка

Что такое докатка и чем она отличается от обычного запасного колеса?

Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.

Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.

Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток.
Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.

Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.

Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.

Соответственно возникает множество проблем:

  1. Во-первых сильно уменьшается площадь контакта с дорогой. Как следствие — значительное увеличение тормозного пути и ухудшение управляемости.
  2. Во-вторых, как уже было сказано выше, страдает дифференциал. Причина — в увеличенной разнице угловых скоростей между колесами на той оси, где ставится докатка.
  3. В-третьих — перестают адекватно работать электронные системы стабилизации — ABS, ESP, DSTC. При использовании докатки они воспринимают меньший диаметр диска как проскальзывание и начинают с ним бороться, что доставляет водителю массу неприятных минут.
  4. Ну и в-четвертых, что очевидно, докатка более «хрупкая» по сравнению со штатным колесом и легко повреждается на выбоинах и ухабах.

Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.

Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.

Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.

Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.

Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.

При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.

Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.

Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.

Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.

Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.

На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.

В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.

Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.

Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.

Чем полноразмерное запасное колесо лучше докатки

Запасные колеса появились практически сразу с появлением самих автомобилей. Первым автомобилям приходилось передвигаться по одним дорогам с конными экипажами, и потерянные гвозди от лошадиных подков можно было «поймать» на каждом шагу. Поэтому прокол колеса был будничным делом, и никого не удивлял его ремонт прямо на дороге.

Докатка

Впервые запасное колесо появилось в комплектации автомобилей американской марки Rambler в начале 20-го века. Идея оказалась настолько удачной, что «запасками», то есть собранными и накачанными колесами начали комплектовать свои автомобили все производители. Кстати, в 20-е годы зачастую было принято возить с собой не одно, а два и более запасных колес.

В наши дни запасное колесо входит в комплектацию любого автомобиля. Более того, во многих странах продавать автомобили без «запасок» запрещено регламентом безопасности, имеющим статус закона. Однако выбор типа колеса остается за производителем. Это может быть как полноразмерное запасное колесо, так и докатка. Кроме того, роль «запасного колеса» может выполнять специальный гель для оперативного ремонта прокола. В случае, если автомобиль укомплектован шинами Runflat , запасное колесо не требуется, так как шины этого типа позволяют добраться до места ремонта даже в случае, если колесо спустило.

Чем докатка отличается от запасного колеса?

Докатка – запасное колесо штатного или меньшего диаметра, но с «родным» посадочным отверстием на ступицу под крепеж. Обод диска докатки значительно уже штатного, так же как и шина, которой она комплектуется. В отличие от полноразмерного колеса, она не предназначена для длительной эксплуатации, но позволяет добраться своим ходом в шиномонтаж. При движении на докатке правилами вводятся ограничения скорости – не более 80 км/час. Пробег более 80 километров за один раз так же не рекомендован — дело в том, что узкая шина греется за счет увеличения удельной нагрузки на единицу площади. Длительное движение на докатке кроме ограничений по скорости еще и вносит ощутимый дискомфорт в управление автомобилем из-за изменившейся геометрии подвески.

Англичане считают, что запасное колесо изобрели Уолтер и Том Дэйвис из Уэльса в 1904 году. Их компания называлась Stepney. Этим словом до сих пор изредка называют запаску в бывших колониях

У автопроизводителей и владельцев автомобилей к этому типу запаски сложилось неоднозначное отношение. Одна и та же модель может оснащаться как полноразмерным колесом, так и докаткой (в основном, полноразмерным запасным колесом комплектуются автомобили, предназначенные для российского рынка). Неоспоримое преимущество докатки заключается в том, что она занимает значительно меньше места в багажнике. Как правило, докатку укладывают в нишу под фальшполом багажника, не уменьшая его объема. Этот тип запасного колеса особенно актуален в небольших автомобилях, например, гольф-класса, с низким клиренсом и расположенным под днищем топливным баком.

Полноразмерная запаска и ее отличия

Полноразмерное запасное колесо ничем не отличается от штатных колес. Более того, с 2014 года действует правило, предписывающее смену резины на запасном колесе по сезону. Недостаток полноразмерной запаски в том, что ее размещение, особенно, в случае, когда автомобиль штатно комплектуется колесами большого диаметра, требует много места. Кроме того, полноценное колесо обладает большим весом, и извлечь его из ниши под полом багажника под силу только мужчине.

Как «правильно» ездить на докатке?

Чтобы свести к минимуму нежелательные последствия использования докатки, необходимо знать особенности поведения автомобиля с передним, задним или полным приводом. В случае с переднеприводным автомобилем опытные водители советуют устанавливать докатку на заднюю ось (особенно, если докатка меньшего диаметра, чем диски, установленные на автомобиль). Задние колеса свободно вращаются и не связаны друг с другом, поэтому установка запасного колеса меньшего диаметра на заднюю ось не приведет к значительным изменениям в длине тормозного пути и управляемости.

Использование докатки меньшего диаметра на автомобиле с полным приводом категорически запрещено. Итогом может стать поломка дифференциала, особенно, электронно-управляемого

Для заднего привода ситуация несколько иная. Если важен размер тормозного пути, докатку необходимо ставить также на заднюю ось. Если же приходится пользоваться докаткой зимой на заледенелой дороге, а на машине установлены зимние шины, то ее лучше поставить на переднюю ось и не отключать систему стабилизации и других «электронных помощников водителя», если они есть.

Особенности движения на докатке

Если возникла необходимость воспользоваться докаткой на оживленной трассе, водителю после замены колеса придется занять правый ряд, чтобы не мешать другим участникам движения.

Полноразмерное колесо

Всегда следует помнить, что докатка – это колесо с меньшим диаметром и увеличенным давлением, что создает некоторые проблемы. Во-первых, увеличивается нагрузка на дифференциал (увеличивается соотношение угловых скоростей на оси, где установлена докатка). Во-вторых, из-за уменьшения пятна контакта с поверхностью дороги увеличивается длина тормозного пути и ухудшается управляемость. В-третьих, уменьшенный диаметр колеса докатки воспринимается электронными системами ABS, ESP и другими как проскальзывание и может вызвать сбой в их работе.

В англоговорящих странах докатку называют «doughnut», то есть, «пончик». В России предпочитают слова «таблетка» или «банан» из-за оранжевого предупреждающего цвета диска

Когда разница между диаметрами колес и докатки незначительна, за дифференциал можно не переживать, так как небольшой разницей угловых скоростей можно пренебречь. При этом вспомогательные системы будут продолжать работать в штатном режиме, помогая автомобилю при прохождении поворотов и при торможении.

Когда же присутствует заметный перепад в диаметрах (скажем, 13” докатка и 16” штатные колеса), то для сохранности электронных систем их лучше всего отключить. Если оставить системы стабилизации включенными, будет наблюдаться периодическая блокировка той оси, где смонтирована запаска. Блок управления будет считать, что колеса при движении имеют разный коэффициент сцепления с дорогой.

Значительная разница в диаметрах отразится и на нагрузке на дифференциал и приведет к возникновению условий, способствующих повышенному износу.

Комплектация серьезного внедорожника докаткой практически исключена из-за высокого центра тяжести и большого веса автомобиля

Даже когда разница в диаметрах незначительна, не стоит забывать, что автомобиль, фактически, неисправен и пригоден только для перемещения к месту ремонта. Во-первых, скорость более 80 км/час может быть опасна, во-вторых, увеличивается тормозной путь, а в-третьих, машина может стать менее управляемой при прохождении поворотов.

Главное, помнить, что докатка – это временный, вспомогательный элемент автомобиля, а стало быть, и неудобства ее эксплуатации тоже временные.

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Подбираем альтернативу полноразмерному запасному колесу

Все больше и больше автопроизводителей лишают новые модели своих автомобилей не только полноразмерного запасного колеса, но и так называемой «докатки». Кроме того, многие автомобилисты сегодня устанавливают ГБО, а баллон для газа ставят в нишу для запасного колеса. Возникает вопрос: что делать в случае прокола, если запаски нет? Какие есть альтернативы «классическому» запасному колесу?

Полноразмерное запасное колесо

Если вам повезло и ваш автомобиль с завода укомплектован полноразмерным запасным колесом, не спешите от него отказываться, поскольку оно является самым надежным и проверенным решением в случае прокола. Основное преимущество «настоящего» запасного колеса – возможность в случае замены продолжать движение без каких-либо ограничений и на любое расстояние. Но есть у «классической» запаски и минусы: вес, габариты и цена (по сравнению с «докаткой»). Кроме того, если вы любитель дальних поездок или часто ездите по дорогам с ухабами, без полноразмерного запасного колеса не обойтись.

Запасное колесо с шиной меньшей размерности

Некоторые водители, с целью освободить драгоценное место в багажном отделении, вместо полноразмерного запасного колеса используют запаску с шиной меньшей размерности. Среди плюсов можно отметить его компактность, а также небольшой вес. А вот минусов побольше:

  • обязательно необходимо заменить на штатное, после его ремонта;
  • после замены штатное колесо все равно надо будет куда-то положить (на место колеса меньшей размерности оно не ляжет);
  • ограничивает движение (необходимо соблюдать скоростной режим, указанный на колесе).

«Докатка»

«Докатка» или «таблетка» – дополнительное колесо меньшего размера с высоким давлением, предназначенное для кратковременной замены основного неисправного колеса. Универсальных «докаток» не бывает. Под каждую модель автомобиля используется своя. Во время движения на «таблетке» важно помнить, что она предназначена только для временного движения (доехать до шиномонтажа) и требует соблюдения скоростного режима (обычно до 80 км/ч). Кроме того, меньшая ширина, невысокий профиль и высокое рабочее давление на «докатке» значительно повышают нагрузку на подвеску и дифференциал автомобиля – управлять машиной сложнее. Среди достоинств такого вида запаски значатся ее габариты, небольшой вес и цена.

Компакт-докатка

По сути это аналог традиционной «таблетки». Разница лишь в том, что установка занимает чуть больше времени, поскольку ее необходимо накачать. Кроме того, водители, которым пришлось применять компакт-докатку, отмечают ее лучшие ходовые качества, чем у стандартной «версии».

Ремкомплекты

Сегодня во многих иномарках предусмотрен специальный ремонтный комплект, который, как правило, включает в себя баллончик с полимерным герметиком и компрессор. Такой ремкомплект довольно прост в применении. В случае прокола необходимо накрутить шланг с баллончика на золотник, выдавить герметик в колесо и накачать шину компрессором. Но такой ремкомплект эффективен только при незначительных повреждениях (прокол гвоздем или шурупом). А как показывает практика, чаще всего на наших дорогах повреждается не только шина, но и колесный диск. Тут ремкомплект не спасет.

Если случилось так, что у вас нет ни «таблетки», ни заводского ремкомплекта, следует прикупить хотя бы набор для ремонта покрышек, которые доступны в любом специализированном магазине. В него входит инструменты для подготовки прокола к ремонту (шило), для установки жгута, сами жгуты и (что встречается очень редко) нож для обрезки жгутов. Как правило, жгуты изготовлены из нейлонового волокна, пропитанного липким бутилкаучуком.

Основной недостаток такого комплекта – ограниченный срок годности (жгуты банально высыхают). Иногда встречаются наборы с резиновыми жгутами. Они более долговечны, но их необходимо смазывать клеем, рекомендованным производителем. Использовать такой ремкомплект довольно просто: необходимо спустить колесо до 0,5 атмосфер, вставить в отверстие шило и прокрутить, расширяя прокол под размер жгута. Затем вставить жгут в специальный инструмент и протолкнуть в прокол, оставив его в покрышке. Накачайте шину и проверьте не пропускает ли она воздух.

Самозатягивающиеся шины

Самозатягивающаяся шина имеет конструкцию схожую с обычной шиной (никаких внутренних каркасов или жестких боковин). Основное отличие – наличие внутри шины специального самозатягивающегося материала, устойчивого к разрыву. Однако этот слой блокирует прокол диаметров только до 5 мм.

Самозатягивающиеся шины имеют специальную маркировку на боковине и аналогично обычным шинам совместимы со всеми дисками. Следует отметить, что такие шины стоят на порядок дороже обычных и в случае более серьезных повреждений требуют аналогичного ремонта, как и стандартные.

Шины типа Run Flat

Некоторые автопроизводители с завода комплектуют свои машины безопасными шинами с усиленными боковинами (Run Flat), позволяющие проехать без давления в шинах до 50-80 км. Как правило, такими шинами оборудуются автомобили премиум класса. Их применение оправдано только на тех авто, на которых имеется датчик давления воздуха в покрышках. Среди минусов таких шин стоит отметить их цену, а также жесткость боковин, которая отрицательно сказывается на комфорте передвижения. Поэтому, как правило, их устанавливают на автомобили со специально адаптированной подвеской.

Шины с внутренними полужестким полимерным кольцевым каркасом

Такие шины при повреждении (протектора или боковин) теряют давление, но при этом машина остается управляемой и на ходу, поскольку массу авто принимает на себя внутренний каркас. Но для использования таких шин необходимы специальные диски и датчик давления воздуха в шинах. Чаще всего такой тип покрышек применяют в бронированных автомобилях инкассаторов.

Как видите, конструкторы предпринимают всяческие попытки добавить прочности колесам и при этом не лишить их управляемости и стойкости, в надежде, что через несколько десятков лет запасное колесо уйдет в небытие. Но на сегодняшний день в наших дорожных условиях, несмотря на развитие всяческих технологий, идеальным вариантом остается полноразмерное запасное колесо. Главное, чтобы у водителя руки росли из нужного места. Ни гвоздя, ни жезла!

  • Виталий Тур, 03 Июл 2017

Чем страшна докатка для автомобиля?

Так называемая докатка отличается от штатно установленных колес по размерам и предназначена для кратковременных поездок на небольшие расстояния. Она весит около 15 кг – на 5 кг легче полноразмерной запаски. А еще благодаря небольшой ширине шины докатка экономит место в багажнике. На этом ее достоинства заканчиваются.

Докатки часто обвиняют в том, что они плохо тормозят. Это не совсем верно. Из школьного курса физики известно, что эффективность торможения колес не зависит от пятна контакта или ширины беговой дорожки.

Из формулы S = V2/2µg видно, что тормозной путь (S) зависит от скорости движения машины (V), коэффициента трения шины о дорогу (µ) и ускорения свободного падения (g).

Коэффициент трения зависит от состава резиновой смеси. А производители подбирают докатки и полноразмерные колеса с резиной максимально близкого состава. Их характеристики торможения на сухом асфальте почти идентичны.

Другими словами, широкое колесо тормозит так же, как и узкое, если они сделаны из одного материала, чем и руководствовались производители автомобилей при активном внедрении узких докаток в Европе. Но это справедливо при идеальных климатических условиях и на сухом асфальте.

В странах с экстремальным климатом есть некоторые факторы, которые ставят удобство и эффективность докаток под сомнение.

В первую очередь это разница в протекторе. Для обеспечения одинакового коэффициента трения шины о дорогу (µ) нужно обеспечить одинаковый водоотвод. А у широкой штатной шины он намного лучше. Протектор там работает эффективнее. Поэтому на лужах докатка ведет себя хуже и часто подскальзывается.

Если поставить ее на переднюю ось и на мокром асфальте ударить по педали тормоза, то на «докатке» сработает АБС, и тормозной путь машины увеличится. При этом автомобиль будет отклоняться от прямолинейной траектории движения.

В Европейских странах с хорошо развитой инфраструктурой и эффективной дренажной системой на автодорогах излишки воды с асфальта убираются значительно эффективней. И там использование докатки актуально. Но у нас на дорогах вода зачастую скапливается в ложбинах и стоит сутками напролет, пока не высохнет. На лужах узкое колесико может подбросить неприятный сюрприз.

Еще одна опасность докатки кроется в ее высоком профиле. Размерность ее диска может отличаться от штатных колес всего на один дюйм, но высота профиля порой достигает 50-70%. При небольшой ширине такое колесо плохо справляется с боковыми нагрузками. В поворотах шина сильно изгибается, теряя сцепление с дорогой. На высоких скоростях докатка рискует «подломиться» на вираже – шина может соскочить с диска, а автомобиль – потерять управляемость. Поэтому быстрая езда докатке противопоказана. В правилах эксплуатации для нее прописана максимальная скорость — 80 км/ч, превышать которую нельзя.

На переднеприводных машинах докатке легче работать на задней оси –
у них она испытывает заметно меньшие нагрузки

Что же касается мифа о повреждениях трансмиссии, то здесь правдиво далеко не все. Если докатка рекомендована производителем, а ее размер и модель подобраны по VIN-номеру автомобиля, то никаких проблем с трансмиссией быть не может.

Однако при неправильном подборе докатки могут возникнуть неприятности. При некорректном диаметре колеса будет сбоить электроника, неправильно работать АБС и система стабилизации.

Поэтому при подборе узкой докатки очень важно соблюсти все технические требования, указанные в инструкции. Отказ от полноразмерной запаски и переход на докатку – процедура, требующая от владельца машины внимания и ответственности.