ДТП с 3 участниками

Содержание

Кто виноват? (ПДД при ДТП)

Активные темы

  • В России жестко отреагировали на решение оставить страну без Оли… (96)

    SiniySlon Тексты 11:37

  • На АвтоВАЗе снова поймали воров: лейтенант Коломбо был бы в шоке… (105)

    Македо События 11:37

  • Немного картинок для настроения 11.12.19 (24)

    insaider Инкубатор 11:37

  • Тарантино задумал снять третью часть «Убить Билла» (15)

    Reaper24 Инкубатор 11:37

  • В России появился хайтек-омбудсмен (38)

    СоленыеУши Инкубатор 11:37

  • Продам Вечтинницу (115)

    Шурик74 Барахолка 11:37

  • Самые скандальные кулинарные мошенничества в Российской Империи,… (62)

    dnaNet Картинки 11:37

  • Более трети россиян считают справедливой зарплату 40-50 тыс. руб… (180)

    Veliar331 Инкубатор 11:37

  • Александр Роджерс: Вада . Нестандартный взгляд (152)

    Kafff Инкубатор 11:37

  • 3 критерия выбора мужа или что бабам вообще нужно (127)

    насикомое Беседы 11:37

  • Самые необычные динозавры, которые жили в современной России (84)

    aleevg Зверье 11:37

  • Путин возродил ВВС Монголии (168)

    воха7 События 11:36

  • Как связаны современное «искусство» и легализация дене… (15)

    riv1329 Инкубатор 11:36

  • Россияне смогут посещать поликлиники без полисов ОМС (33)

    zaratustr Инкубатор 11:36

  • В Петербурге семь мужчин избили девушку из-за внешнего вида (346)

    tokkuri События 11:36

Три участника ДТП — в какую страховую компанию обращаться?

С тех пор как Закон об ОСАГО полностью вступил в силу летом 2004 г. почти все автолюбители осознают необходимость приобретения автогражданки. Действительно, когда по неосторожности или иным причинам возникает авария, вопрос компенсации и выплат встает ребром. В какую страховую компанию обращаться с жалобой, если в ДТП задействованы три участника, как составляется расчет неустоек, и другие важные моменты постараемся рассмотреть в данной статье.

Кто возмещает урон по закону?

Все понимают, что выплачивать неустойку из своего кармана за других соучастников просто так никто не будет, это понимают и автолюбители, и представители СК. Поэтому решающий вердикт о виновности одного, двух и более соучастников выносит судебный орган.

Зачастую так бывает, что каждый предпочитает видеть себя потерпевшей стороной. Однако, судья, исходя из правил дорожного движения (ПДД) и других правоустанавливающих норм, определяет не только инициатора столкновения, но и степень вины.

Все действия водителей в ДТП, состоящем из 3 человек, управляющих машинами, делятся на две категории:

  • виновник;
  • пострадавший.

Вина бывает как прямой, так и косвенной. Прямая вина устанавливается по факту нарушения ПДД. Косвенная – по факту нарушения и несоблюдения правил ДД инициатором наезда. Косвенная виновность может иметь причинно-следственную связь или не иметь ее.

Пример:

Допустим, автовладелец ТС №1 проезжает на красный свет и сталкивается с ТС №2, управляющий которого не включил сигнал поворота. В результате чего сзади на ТС №2 наезжает ТС №3, и страдают все 3 участника. В этом столкновении между первыми двумя авто нет причинно-следственной связи, так как оба водителя нарушили ПДД. Оба шофера виноваты и должны покрывать урон третьей стороне в разной степени по определению суда.

Бывает, что каждый водитель ТС нарушил правила дорожного движения, и имеют место те случаи, когда виновник не установлен. Далее мы подробно рассмотрим различные ситуации и их дальнейшее разрешение.

Важно! В согласии с Федеральным Законом от 25 апреля 2002 г., в случае ДТП (2 и более участников) за владельца автогражданки выплату по ОСАГО производит его страховая компания. Страховое покрытие урона распространяется на причинение вреда здоровью, жизни и имущества потерпевших.

В какую СК направляться?

Нечасто случаются происшествия с тремя автомобилями, этим и объясняются недоразумения и вопросы по поводу того, в какую страховую обращаться при ДТП. Да и сами менеджеры СК не спешат принимать заявление или требования от пострадавших и могут отказать принять заявку. Потому вносим ясность по вопросу: — «Куда обращаться в случае автоаварии».

Хочется сказать, что существует несколько путей и способов обращения по урегулированию ущерба. Во-первых, у страхователя закреплено право посещать свою СК и получать там страховое возмещение. Может, вам не сильно обрадуются, но ваш защитник прав обязан принять заявление и остальные необходимые бланки.

Принята новая система расчетов между СК, позволяющая оформлять урон своего клиента, а затем перенаправлять требование на возврат издержек в центральный офис виновника. Обращаться в свою страховую компанию удобно тогда, когда представительство инициатора находится в другом городе или регионе России.

На заметку! В результате банкротства страховщика рекомендуется направлять жалобу в РСА (Российский Союз Страховщиков), если его представительство находится вблизи места жительства жертв наезда. В частности это относится к жителям мегаполисов: Санкт-Петербурга и Москва.

Во-вторых, можно поступить традиционным способом, навестив офис нарушителя ПДД. Часто имеют место следующие факторы: получение увечий или смертельный исход жертв аварии. В таких ситуациях быстрее дело продвигается в СК виновной стороны. Но что делать при ДТП, когда СК остальных участников удалены от вас или обанкротились, а представительство РСА тоже удалено? Действуем согласно первому принципу и посещаем своего страховщика.

ПВУ при столкновении трех авто

ПВУ – это прямое возмещение ущерба. Как оно работает в нашем случае? Спешим сообщить радостное нововведение, что с 25 сентября 2017 г. ПВУ с вызовом сотрудников дорожной полиции распространяется уже на 3 машины. Каждый член происшествия обращается непосредственно в свою компанию, и сумму возмещения получает там.

Опишем условия, при которых 3 автолюбителя могут самостоятельно оформить прямое возмещение ущерба:

  • Если ДТП произошло после 25.09.2017.
  • Отсутствует четвертый соучастник.
  • У каждого водителя застрахована гражданская автоответственность, что подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  • Вред нанесен только имуществу.
  • У соучастников нет разногласий по поводу виновности каждого из них.

Стоит отметить, что в отличие от привычного нам Европротокола, при автокатастрофе с участием 3 автолюбителей вызывать сотрудников ГИБДД обязательно нужно. Данная мера введена с целью подавления роста мошенничества.

Дата выдачи полисов у страхователей не имеет значения, выданы они до 25 сентября 2017 г. или после. Срок подачи заявления на выплату по ПВУ равен 5 дням. Время на экспертизу поломок автомобилей аналогично и проводится она в течение 5 дней.

Внимание! Оформление ПВУ сопряжено с грамотным обязательным заполнением бланков извещения о ДТП. Правильное заполнение гарантирует страховое покрытие поломок, а несоответствие с показаниями других соучастников или помарки (исправления) приведут к отказу в выплатах.

Порядок действий при столкновении трех машин

Допустим, вы попали в аварию и уже вызваны сотрудники ГИБДД и милиции. На месте происшествия у вас присутствовали, как и положено, все необходимые документы. Вы заполнили извещение о дорожно-транспортном происшествии, нарисовали схему, подписали протокол с фактическими данными и зафиксировали положение автомобилей и их повреждения на пленку.

Такие меры необходимо предпринимать в любом случае. А дальше, как говорилось ранее, все зависит от признания вины сторон. Далее опишем схемы ваших действий в разных ситуациях.

Инициатор установлен и не покинул место происшествия

Здесь стоит уделить внимание оформлению ДТП. Важно проследить, чтобы все факты нарушения и причиненные поломки или нанесенные увечья людям точно отражались в протоколе.

Сумма взыскания может превышать установленный лимит, в рамках которого несет ответственность СК. Издержки, превышающие лимит по ОСАГО при ДТП, перекрываются средствами из кармана инициатора.

Неустойка выплачивается компанией, если у провинившейся стороны нет возможности покрыть урон. Позже СК выставляет регрессное требование к нарушителю (физлицо или юрлицо), и тот по взносам возвращает так называемый «долг».

Внимание! Лимит страхования по ОСАГО на 2018 год составляет: 400 000 р. за вред, нанесенный имуществу; 500 000 р. за вред, нанесенный жизни и здоровью каждого пострадавшего.

У виновника нет страховки

В случае когда у виновника ДТП нет страхового полиса, требовать покрытия издержек можно только с него. Уточните его Ф. И. О. и другие личные данные (паспорт, водительское удостоверение, номера телефонов, адреса прописки и проживания и др.) при оформлении ДТП 3-х авто. В данной ситуации выручит договор по КАСКО, заключенный жертвой наезда. Ваш страховой защитник быстро компенсирует повреждения авто и направит регрессный иск причинителю урона.

Автогражданка есть у всех участников аварии

При автостраховании по ОСАГО трех участников и признания их обоюдной вины, суд устанавливает ее степень на каждого члена. Размер компенсации будет соответствовать степени их провинности.

Виновник не установлен

Бывает так, что виновник не установлен даже при судебном разбирательстве, поскольку скрылся с места происшествия. Для получения компенсации по страховке, необходимо определить инициатора следующими способами:

  • просмотреть камеры видеонаблюдения и видеорегистраторы;
  • взять показания с очевидцев;
  • просмотреть фотоснимки автокатастрофы.

Еще один шаг, который в некоторой степени способствует поимке злоумышленника – это обратиться в правоохранительные органы. В определенные сроки лихач должен обнаружиться.

Если виновника не нашли, убыток покрывать некому, а страховщики не отвечают за действия сторонних граждан. Такие форс-мажоры, к сожалению, распространены, и бороться с ними довольно трудно.

Как производятся выплаты?

Заполнив и подписав все образцы бланков, предоставив необходимые справки и документы при аварии из 3 авто, ждем окончательного решения суда. При обращении более двух участников за компенсационной выплатой часто дело доходит до судебных органов.

После установления виновности и составления расчета выплаты, вы подпишете «Акт расчета». В течение 10 банковских дней денежные средства поступают на счет предъявителя.

Владельцу договора КАСКО можно не думать, в чью страховую обращаться при ДТП. Позвонить по телефону своему страховщику он может в любой момент, равно как и предъявитель страховки ОСАГО. Главное, во время столкновения необходимо сразу уведомить менеджера СК в произошедшей автокатастрофе.

Правила страхования автогражданской ответственности гласят о том, что нужно незамедлительно сообщать о дорожном происшествии, но не позднее 5 дней.

Ваше несогласие с окончательным судебным вердиктом можно оспорить в течение 3-х лет. Будьте бдительны на дорогах и вооружитесь знаниями своих прав и обязанностей.

5thElement ›
Блог ›
ОСАГО: новые правила при групповых авариях

Изменения должны облегчить водителям получение компенсаций по ОСАГО при ДТП с участием нескольких автомобилей

*В России с 25 сентября 2017 года вступают в силу поправки к закону об ОСАГО, которые устанавливают новые правила обращения в страховую компанию по ОСАГО при ДТП с участием более двух автомобилей.
Теперь система прямого возмещения убытков (ПВУ), когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть, в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую «свою» страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП*
И. Юргенс
президент Российского союза автостраховщиков (РСА)

До этого момента система прямого возмещения действовала в том случае, если участниками аварии являлись только 2 автомобиля, напомнил президент РСА. Он также добавил, что работает это следующим образом: страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт, а затем обращается к страховщику виновника ДТП, чтобы тот компенсировал эти расходы. Ранее при массовых авариях (больше двух автомобилей или, например, при ДТП машины с прицепом) потерпевшим приходилось обращаться в страховую компанию виновника аварии.

Разумеется, все участники ДТП должны иметь действующие полисы ОСАГО, причём нет разницы, когда был застрахован автомобиль — до 25 сентября 2017 года или после.

Важно — схема «больше двух автомобилей» не распространяются на ДТП, оформленные без участия сотрудников ГИБДД (Европротокол). Страховщики боятся резкого роста мошенничества, поэтому правила оформления Европротокола не меняются: не более 2 автомобилей, нет пострадавших, а сумма причинённого ущерба составляет не более 50 тысяч рублей (на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области лимит увеличен до 400 тысяч рублей, но только в случае, если повреждённые автомобили оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС). Впрочем, поправки в Европротокол также грядут — ведомства уже занимаются их разработкой.

Итак, еще раз:
Если произошла авария и нет пострадавших, то нужно обращаться в «свою» страховую компанию, которая продала вам полис. Вне зависимости от количества автомобилей. Если есть пострадавшие — в страховую компанию виновника ДТП.

«Страховой случай». Как считают ущерб в ДТП среднему участнику «паровоза»

ДТП с участием трех и более автомобилей случаются довольно часто. В народе такие аварии называют «паровозиком». Запускает цепную реакцию первый резко оттормозившийся автомобиль. У водителя следующей за ним машины есть доли секунды, чтобы остановиться без столкновения, но даже его хорошая реакция не всегда спасает ситуацию. Есть же еще и третья машина, управлявший которой затормозить уже не успевает. Удар — и средний «вагон» стыкуется с первым и последним. Кто виноват, кто потерпевший, за чей счет ремонтировать машину и стоит ли искать скрытые повреждения? В этой статье мы опишем страховой случай, в котором автовладелец среднего «вагона», самого пострадавшего, отремонтировался за счет страховой компании по «автогражданке».

AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» запускает новый проект — «Страховой случай». Каждую неделю у нас будет появляться материал о новом страховом случае, основанный на реальном дорожном происшествии. На протяжении нескольких месяцев мы будем подробно рассказывать о всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводить осмотр и оценку аварийных автомобилей, составлять калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывать размер компенсации. Наша цель — сделать все расчеты страховой максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.

Простой «паровоз»

Ситуация, в которую попала владелица VW Polo, достаточно типична.

Февральское пасмурное утро, мокрый асфальт. Из объяснения обстоятельств ДТП владелицы VW Polo: «Утром 11 февраля я ехала по ул. Казинца со стороны ул. Кижеватова. Двигавшийся передо мной автомобиль Ford Focus остановился, пропуская автобус. Я тоже притормозила и остановилась. И в мой автомобиль сзади врезалась Mazda CX5. От удара мою машину толкнуло на впереди стоящий автомобиль. На место ДТП были вызваны сотрудники ГАИ и составлена схема происшествия».

Владельцу средней машины «паровозика» грустнее всех: у него и спереди погнуто, и сзади расколочено. Сразу даже трудно представить, во сколько выльется ремонт — машина не старая, 2013 года выпуска, все запчасти нужно покупать новые.
А повреждено немало. Спереди — побит бампер, сломана решетка радиатора и крепление передней правой фары, плюс эмблема и рамка госномера. Сзади дела хуже: деформирована крышка багажника, разбит задний фонарь, бампер. В таком виде «ласточку» не оставишь, нужно ее срочно ремонтировать. Поэтому вопрос, как быстро страховая компания заплатит, очень важен. И чья страховая компания — виновника или пострадавшего — будет возмещать ущерб?

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест»:

— В данном случае виновным в попутном столкновении трех транспортных средств является водитель Mazda. Виновник застраховал свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства в компании „Промтрансинвест“, поэтому пострадавший, владелец VW Polo, и обратился за возмещением причиненного ущерба в нашу компанию. Выплата в рассматриваемом случае по законодательству производится в течение 20 рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком заявления о ДТП, за исключением случаев, когда отсутствуют документы, необходимые для решения вопроса выплаты страхового возмещения не по вине страховщика. Законодательством потерпевшему разрешено обращаться также в компанию, где застрахована его гражданская ответственность владельца транспортного средства.

Стоит отметить, что в случае обращения участников ДТП в ГАИ важно, какой формы будет выдана справка. В большинстве случаев виновник сразу на месте ДТП соглашается с тем, что он является причинителем вреда, подписываясь в соответствующей графе документа. При наличии такой справки у страховой компании нет необходимости делать дополнительные запросы в ГАИ, чтобы уточнять, кто виновник (это в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств важный момент, потому что страховщику нужно знать, чья ответственность в данном случае «сработала»).

Есть и другие формы справок, которые указывают, кому она выдана, а кто второй участник ДТП, который является предполагаемым виновником. В таких случаях страховая компания для выяснения, кто виновен в происшествии, обращается в органы ГАИ с соответствующим запросом. Пока это не выяснится, с возмещением ущерба придется подождать.

Есть ситуации более сложные, когда в ДТП кто-либо из участников погибает или получает телесные повреждения. В таких случаях рассмотрением ДТП и расследованием происшествия могут заниматься Следственный комитет, прокуратура, судебные органы. Сроки выплат удлиняются, а насколько — предугадать довольно сложно.

В нашем случае пострадавший получил выплату на шестой рабочий день с даты обращения в страховую компанию (заявление поступило 12.02.2016, а выплата по калькуляции, рассчитанной по первому акту осмотра, произведена уже 18.02.2016; по повреждениям, зафиксированным в процессе проведения дополнительного осмотра от 18.02.2016, доплата сделана 22.02.2016).

Считаем повреждения

Такая скорость, конечно, впечатляет, но как обстоят дела с размером выплат? Сколько насчитает страховая компания после осмотра?

Из всех видимых поврежденных элементов оценщик признал ремонтопригодной лишь облицовку переднего бампера. Под замену:

Решетка радиатора с передней эмблемой

2 362 200 рублей

фара передняя правая (ремкомплект)

412 900 рублей

рамка госномера переднего

35 000 рублей

госномер передний (изготовление дубликата)

180 000 рублей

крышка багажника

10 523 000 рублей

фонарь задний левый

1 187 900 рублей

задний бампер

6 520 700 рублей

Всего:

21 221 700 рублей

Всего по первому акту осмотра страхователю с учетом стоимости запасных частей со снятым процентом износа, ремонтных, окрасочных работ и материалов было насчитано 24 886 800 рублей.

Во время первого осмотра оценщик предположил, что возможны еще и скрытые повреждения. Соответствующую запись он сделал в акте осмотра. Чтобы убедиться в этом, страхователю было предложено разобрать «подозрительные» места, чтобы оценщик наверняка увидел скрытые поврежденные элементы.

Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест»:

— При проведении первого осмотра транспортного средства оценщик, описывая повреждения, объясняет клиенту, что возможны скрытые повреждения. Выплата производится только за те элементы, которые указаны в акте осмотра. То есть, если человек отремонтировал поврежденный автомобиль и представляет в итоге в страховую компанию заказ-наряд или акт выполненных работ, в котором объем сделанных работ и замененных запчастей содержит больше позиций, чем было в акте осмотра, возмещение производится только за то, что зафиксировано оценщиком. Поэтому, если проведен первый осмотр, а клиент уже готов ремонтироваться, он может взять в страховой компании копию акта осмотра, чтобы при ремонте было понятно, есть ли еще какие-то повреждения, которые в первоначальный акт не вошли.

Разобрав в условиях СТО или гараже свой автомобиль, страхователь может выявить дополнительные повреждения. Он обращается в страховую компанию с заявлением на проведение дополнительного осмотра. Назначается выездной осмотр, и оценщик фиксирует выявленные новые повреждения. Соответственно, на основании дополнительного осмотра производится расчет калькуляции, и если выплата по первому акту еще не произведена, то выплачивается возмещение сразу по основному и дополнительному актам осмотра. Если первая часть страховой выплаты уже произведена, то перечисляется доплата страхового возмещения в размере разницы между рассчитанным по итогам всех осмотров размером вреда и выплаченным ранее страховым возмещением.

Ко второму осмотру машина была представлена в разобранном виде. Подозрения оценщика были обоснованными — после дополнительного осмотра выяснилось, что список на замену серьезно расширился. Например, под снятой облицовкой заднего бампера увидели следующие поврежденные элементы, требующие замены:

Наполнитель бампера заднего (разломан)

348 900 рублей

Направляющая левая и правая бампера заднего (разломаны), 2 шт.

816 800 рублей

Крепежная планка бампера заднего (разломана)

470 100 рублей

Щиток задка (задняя панель) деформирован более 50%

3 076 700 рублей

Одновременно были обнаружены повреждения фонаря заднего правого (сломано крепление, замена)

1 846 600 рублей

Всего:

6 559 100 рублей

При первом осмотре сильно деформированная крышка багажника не открывалась. После ее снятия для замены были обнаружены:

повреждения облицовки задней панели, которая была по решению оценщика заменена

1 476 900 рублей

облицовка щитка задка разломана

746 800 рублей

разрыв уплотнителя проема крышки багажника

932 300 рублей

разрыв канала водостока заднего левого, деформация с заломами

1 151 500 рублей

Всего:

4 307 500 рублей

В ремонте нуждался пол багажника — он оказался деформирован в задней и средней части. Обнаружился еще и перекос проема багажника.

Боковина задняя левая деформирована с разрывом сварного шва в районе заднего левого фонаря, подлежит ремонту. Панель заднего правого фонаря — под ремонт.

Возраст автомобиля — до 3 лет, зарегистрирован в Минске. В связи с этим применяется нормо-час стоимостью 288 560 рублей без НДС. В соответствии с калькуляцией для осуществления непосредственно ремонтных работ (без окраски) насчитана сумма 7 589 128 рублей (всего 26,3 нормо-часа).

Стоимость работ по окраске — 3 953 272 рублей, плюс затраты на материал — 5 487 200 рублей.

Сняли передний бампер для ремонта — и выяснилось, что скрытых повреждений гораздо больше, чем явных.

Рамка радиатора — разломана

4 206 200 рублей

радиатор кондиционера — деформирован

6 440 300 рублей

радиатор охлаждения — деформирован

4 511 900 рублей

отражатели левого и правого воздушного потока радиатора — разломаны (2 шт.)

421 600 рублей

кронштейн крепления переднего бампера (усилитель) — деформирован

2 607 400 рублей

облицовка передней планки радиатора — разломана

201 400 рублей

Всего:

18 388 800 рублей

Процент износа нашего автомобиля небольшой —16% (возраст менее 3 лет, пробег — 11 500 км).

Стоимость запчастей без учета износа составила 51 344 700 рублей, с расходами на мелкие запчасти — 51 496 483 рублей. С учетом процента износа итоговая цифра по запчастям — 44 414 455 рублей.

Финал нашего страхового случая счастливый. После дополнительного осмотра страховая компания «Промтрансинвест» доплатила еще 35 604 100 рублей. В итоге хозяйка VW Polo, побывавшего в «паровозе» 11 февраля, получила на ремонт 60 490 900 рублей уже 22 февраля.

ЗАСО «Промтрансинвест»

  • на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
  • более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
  • развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.

Попутное столкновение нескольких транспортных средств

— Думаете, мы верим этой вашей формуле?
— К сожалению, это не моя формула. Эти законы придумал другой учёный — Ньютон.
— Вызовем. Назовите полностью его имя и отчество, и место работы.
Из моего допроса в суде. Вопросы представителя ГИБДД.
Нередко в городах, да и на трассах, происходят попутные столкновения «паровозиком» нескольких машин. Приехавший на место ДТП сотрудник ГИБДД, как обычно, составляет схему ДТП, более или менее подробную, чем вполне удовлетворяет участников этого ДТП. Проблемы у кого-то из участников ДТП и его адвоката начинаются чуть позже при решении главного вопроса «Кто виноват?».
ГИБДД обычно не мудрит особо. Виноват тот, кто последний. На него, бедолагу, списывают всю цепочку впереди побитых машин, даже если он и вопиёт о том, что у него и его соседа спереди чуть поцарапаны бамперы, а где-то в середине цепочки есть машины, ставшие чуть ли не вдвое короче. И начинается судоговорение, как правило, без успеха для последнего.
Нет, ну конечно, бывают и вариации этой оперы. Первый и третий, сговорившись, могут аккуратно подставить и второго. И тогда второму, который остановился перед первым в нескольких сантиметрах, а потом получил удар сзади и наехал на первого, тоже не поздоровится.
А смысл этой статьи в том, что у наших государственных автоэкспертов для таких паровозиков вообще рецептов нет. То есть они не могут установить последовательность столкновений и причинную связь повреждений автомашин с действиями или бездействиями того или иного водителя. Методсоветом их старейшин за последние 20 лет только пять раз в документах упоминалась слово «методика», как озвучил директор АНО «Центр Судебных Экспертиз» В.В.Костюченко. Но это – про технический анализ. А если к ним на «кривой козе» подъехать, или следователь очень просит, тогда экстрасенсорным методом всё, что вашей душе угодно … Я к тому, что на сайте МЮ уже и кое-какие расценки обозначили, за скорость исполнения.
С юридической точки зрения тоже есть заковырка – ГИБДД, как правило, оформляет одно ДТП, в котором, раз так, должен быть один виновник. И даже если второй в цепочке чуть задел первого, и они вышли из машин и уже минут десять как разбирались, а потом появился третий и сгрёб их в кучу – все равно одно ДТП. Бумаги им жалко, что ли, или за статистику ДТП борются?
На самом деле все довольно просто, если есть, как минимум, хорошие фотографии всех машин и их следов. Российская беда в том, что участник ДТП, у которого в кармане сотовый с фотокамерой или мыльница в бардачке, как правило, начинает со всех сторон фотографировать только свою машину, как будто он её, родимую, последний раз в жизни видит. И трясёт потом этими фотографиями в суде – «Вот, видите, как он меня?!». Видят, но не понимают, что там смотреть.
Чтобы у читателей сразу сложилось правильное представление, рассмотрим и проанализируем пару простейших примеров. Это, при случае, понадобится и адвокатам, и участникам ДТП. А уж если в ДТП поучаствует сам адвокат, тут, как говорится, сам бог велел правильно сопротивляться. Для простоты положим, что в нашем ДТП участвуют четыре одинаковые машины.

Сначала теория удара

Простота примеров заключается в том, что в нашем ДТП все четыре автомобиля одинаковы, а, значит, одинаковы их массы и жёсткости контактных пар «перед-зад».
Изменение скорости машины в результате удара зависит от энергии Е, затраченной на деформацию пары, массы машины m, массы объекта m’ (одной или нескольких плотно стоящих машин), с которым машина столкнулась. Энергию деформации можно заменить на половину произведения жёсткости k на квадрат величины деформации, обозначенной греческой буквой «дельта». Вытащив из под знака радикала деформацию, получаем простую формулу: изменение скорости в результате удара есть произведение некой обобщенной величины жёсткости (с учетом масс) контактной пары К на величину деформации.

То есть мы пришли к простому выводу – чем больше суммарная величина вмятины в контактной паре, тем больше погашено скорости. Про это и так все, наверное, и раньше догадывались. Но есть и второй вывод – для анализа столкновений можно очень просто использовать закон сохранения количества движения, а количество движения – это масса, умноженная на скорость.
Если близко друг от друга стоят множество автомобилей массой m каждый, и в задний врезается лихач, то он, лихач, уменьшит свою скорость ровно на столько, сколько получит в результате удара стоящий задний автомобиль – скорость v. А дальше идет цепная реакция – предпоследний получит скорость v/2, следующий v/4, следующий v/8, … Пока сила удара не станет меньше силы трения колёс об асфальт.

Пример №1. Стоят три автомобиля, четвертый врезается сзади

Итак, три одинаковых автомобиля стоят, четвёртый врезается сзади на скорости 60 км/ч. Смоделируем эту задачу в Virtual Crash и посмотрим результат.
Удар в первой (сзади) паре:

Видно, что EES (читатель может вспомнить, что это такое) обоих автомобилей составляет чуть более 29 км/ч (красный автомобиль успел к моменту удара торможением снизить скорость до 58.9км/ч).
Дальше удар во второй (сзади) паре:

Здесь, во второй паре, значение EES уже около 15 км/ч.
И, наконец, удар в третьей (сзади) паре:

В третьей контактной паре значение EES составило около 7.7 км/ч.
Так как жёсткости пар в нашем примере одинаковы, то, если суммарная усреднённая деформация в третьей (сзади) паре составила, например, 5 см, отсюда следует в соответствии с теорией выше, что во второй контактной паре она будет около 10 см, а в первой – около 20 см.
Источник энергии деформации всех автомобилей – кинетическая энергия последнего автомобиля. С технической точки зрения, за весь ущерб надо взыскивать с его водителя.

Пример №2. Стоят два автомобиля, третий врезается сзади, четвертый слабо ударяет

Посмотрим, как изменится картина распределения EES в контактных парах, если наиболее сильный удар произвел третий автомобиль в этой цепочке. Первые два автомобиля по прежнему стоят, третий врезается сзади на скорости около 60 км/ч, а после того, как первые три завершили движение, четвёртый автомобиль слегка ударяет третий.
Картинки приводить не буду. В паре третий-второй значение EES составило около 29 км/ч, в паре второй-первый – около 15 км/ч. После этого в паре четвёртый-третий значение EES составило около 4 км/ч, откуда повторно в третий-второй значение EES составило около 2 км/ч, а в паре второй-первый – около 1 км/ч.

Что такое 4 км/ч? Это скорость удара, при которой начинает разрушаться пластиковый бампер (есть ГОСТ, по которому дутые пластиковые бамперы выдерживают удар на скоростях до 4 км/ч).
Для пар третий-второй автомобили и второй-первый автомобили значения EES при повторном ударе существенно меньше, чем при первичном ударе. Следовательно, силы взаимодействия тоже меньше, и для автомобиля, уже деформированного ранее большей силой удара, они могут вызвать только упругую деформацию, так как для увеличения ранее полученной пластической деформации требуется сила, не меньшая, чем в первом ударе.
Итог. Источник энергии деформации первых двух автомобилей – кинетическая энергия третьего автомобиля. С технической точки зрения, за весь ущерб первого и второго автомобилей надо взыскивать с водителя третьего автомобиля. С водителя четвёртого автомобиля надо взыскивать за повреждение заднего бампера третьего автомобиля и только. Но это было бы без проблем, если бы сотрудник ГИБДД составил два отдельных протокола ДТП.

Практические замечания

При наклеивании ярлыков «виновен» в примерах выше не зря поставлена оговорка «с технической точки зрения». А техническая точка зрения может не совпасть с юридической, но на это у нас есть квалифицированные юристы – следователи, прокуроры, судьи и, конечно же, адвокаты. И, в первую очередь, потому, что надо проверить, а соблюдали ли водители автомобилей, начиная со второго, безопасную дистанцию.
Безопасная дистанция – это разность между остановочным путём автомобиля, следующего сзади, и тормозным путём автомобиля, следующего впереди.
В самом деле, для впереди идущего автомобиля вдруг возникает опасность для движения. Его тормозные сигналы сзади загорятся лишь спустя некоторое время – время реакции его водителя. Начиная только с этого момента пошёл отсчет времени реакции водителя автомобиля, следующего сзади. То есть второй автомобиль до остановки пройдет путь больше, чем первый, за счет движения с прежней скоростью за время реакции водителя второго автомобиля.
Безопасная дистанция подразумевает, что впереди идущий автомобиль останавливается за счёт работы штатной тормозной системы, а не за счёт удара в препятствие или другой автомобиль. Поэтому факт столкновения второго автомобиля с первым, столкнувшимся с кем-то или чем-то, ещё не доказывает нарушение водителем второго автомобиля требования соблюдения безопасной дистанции.
Для охлаждения пыла особо одаренных следователей квалифицированных юристов ниже размещены две картинки – фрагмент документа, написанного основоположниками (без кавычек).

И ещё одно замечание. Конечно, все что изложено выше, изложено популярно и упрощённо. Как научно-популярная, эта статья имеет цель популяризации научного знания, а не служить методическим указанием. Возникнут вопросы, о том, что если массы автомобилей существенно разные, что если жёсткости контактных пар тоже разные – обращайтесь к специалисту.
В 2005 году я опубликовал в журнале «Страховое дело» (2005, №10, стр. 41-45) статью «Оценка соответствия деформаций транспортных средств инженерными методами». Вроде имел целью ориентацию страховщиков и оценочные (в виде первого приближения) расчёты. Но удивительная наша Раша! На безрыбье, говорят, и рак рыба, пока у «основоположников» что-то там ищет и ищет своё применение с 1982 года. В этой статье в «Страховом деле» всё просто и ясно, голову ломать не надо, но я был весьма удивлен, что её стали применять в судебной экспертизе, в том числе в уголовном процессе, и умудряться ещё и выигрывать. Я её приложил в документах – вдруг кому понадобится (выиграть).

Считается, что когда одна машина «догнала» другую, ударив в ее багажник, однозначно виноват водитель заднего транспортного средства. На самом же деле существуют как минимум три типа аварийной ситуации, когда «задний» абсолютно не виновен.

В ПДД имеется положение, которое, на первый взгляд, однозначно делает виноватым любого, кто въехал в филейную часть впереди идущей машины. Это пункт 9.10, гласящий, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения».

Но если изучить практику разборов реальных ДТП, выяснится, что далеко не всегда действует правило «задний — виноватый», пишет avtovzglyad.ru

Первый из подобных вариантов аварий частенько случается в районе перекрестков, съездов на прилегающую территорию, пешеходных переходов и тому подобных локаций. Ситуация стандартная. Первая машина достаточно интенсивно замедляется и тормозит, уступая дорогу пешеходу на «зебре», готовясь съехать с дороги или по еще какой аналогичной причине.

Следующая за ней вторая машина, чтобы избежать столкновения, тормозит очень резко и удачно останавливается перед самым задним бампером первой, избежав его касания. И в этот момент уже третье авто «догоняет» успешно затормозивших коллег и «втыкается» в корму «номера второго», проталкивая его вперед — прямиком в багажник первого транспортного средства. В такой ситуации «номер два» виноватым в ударе по «номеру один» быть никак не может.

Следующая ситуация, когда «догнавший» не виноват, случается при неосмотрительном перестроении машины, идущей с небольшой скоростью, в соседнюю полосу, где движется более быстрый транспорт.

Если вы держите скорость около 100 км/ч и прямо перед вами внезапно (это существенное обстоятельство!) в вашу полосу стартует с обочины до последнего момента стоявшая там машина, аварии избежать крайне сложно. Но виноваты будете не вы, а такой «обочечник», фактически подставивший свой задний бампер под удар.

Правда, доказывать свою невиновность вам, скорее всего, придется с помощью записи с вашего видеорегистратора или показаний свидетелей, если такие найдутся. Ведь истинный виновник аварии, выгораживая себя, всегда может заявить, что он не отъехал от обочины, а мирно «тошнил» в крайней право полосе, когда в него врезались вы…

Ну и третий вариант невиновности «заднего» в столкновении — когда его пытался «учить» резкими неоправданными торможениями перед самым бампером другой автомобилист. В случае аварии тут как воздух будет необходима запись с видеорегистратора, чтобы доказать вину лихача. Ведь это он, нарушив пункт 2.7 ПДД, запрещающий опасное вождение, спровоцировал аварию, а не машина, въехавшая в зад.