Двигатель москвич 412

Двигатель УЗАМ 412

УЗАМ-412 – бензиновый двигатель Москвич 412, который зарекомендовал себя как надежный и долговечный силовой агрегат, отличающийся экономичностью и простотой в обслуживании. Этот мотор продержался на конвейере с 1966 года до настоящего времени. За это время силовой агрегат претерпел существенную модернизацию и постоянно дорабатывался инженерами, что и позволило двигателю соответствовать требованиям времени.

Технические характеристики УЗАМ-412

Годы выпуска 1966 —
Вес 115 кг
Материал блока цилиндров алюминий
Система питания карбюратор
Тип рядный
Рабочий объем 1.5
Мощность 73,5 лошадиных силы
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 2
Ход поршня 70
Диаметр цилиндра 82
Степень сжатия 9.5
Крутящий момент, Нм/об.мин 106 Нм / 3200
Экологические нормы ЕВРО 1
Топливо Аи 76
Расход топлива 8/100 км в смешанном цикле
Масло 5W-30 — 15W40
Объем масла 3,5 литра
При замене лить 3,2 литра
Замена масла проводится 20 тысяч км
Ресурс мотора
— по данным завода 150
— на практике 200

Двигатель четырехцилиндровый, карбюраторной, с наклонным расположением цилиндров, рассчитанный для работы на бензине АИ-93. Блок цилиндров двигатель отлит из алюминиевого сплава. Внешние стенки гильз омываются охлаждающей жидкостью. В нижней части гильзы уплотняются прокладкой из меди, в верхней части — железоасбестовой прокладкой головки цилиндров. Цилиндры расположены в ряд и наклонены под углом 20° к вертикальной плоскости. Головка цилиндров общая, отлита из алюминиевого сплава. Она имеет рубашку охлаждения, крепится к блоку десятью шпильками. Между головкой и блоком помещена прокладка толщиной 1,75 мм. Коленчатый вал откован из стали, имеет противовесы и пять коренных шеек диаметром 60 мм и четыре шатунные диаметром 52 мм. Коренные и шатунные подшипники вала имеют сменные тонкостенные трехслойные вкладыши, изготовленные из стальной ленты, залитой с внутренней стороны свинцово-индиевым покрытием. На переднем торце установлена ведущая звездочка газораспределительного механизма, на заднем — маховик с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Газораспределительный механизм имеет конструктивные отличия. Распределительный вал смонтирован на головке цилиндров и приводится во вращение от ведущей звездочки двухрядной замкнутой втулочно-роликовой цепью. Ведомая звездочка установлена на фланце распределительного вала. Цепной привод имеет пластмассовый успокоитель 16 для гашения колебаний цепи и натяжное устройство, смонтированное на переднем торце головки цилиндров. Клапаны расположены наклонно по четыре в ряд в двух плоскостях под углом 52°; выпускные — с правой стороны, впускные — с левой.Поперечный разрез двигателя автомобиля ‘Москвич-412’: 1 — картер; 2 — шатунная шейка; 3 — шатун; 4 — противовес коленчатого вала; 5 — правый кронштейн передней опоры силового агрегата; 6 — поршень; 7 — горизонтальный масляный канал блока; 8 — подушка передней опоры; 9 — уплотнительная прокладка гильзы цилиндра; 10 — гильза цилиндра; 11 — крышка люка водяной рубашки; 12 — впускной трубопровод; 13 — блок цилиндров; 14 — прокладка головки блока; 15 — головка цилиндров; 16 — выпускной клапан; 17 — впускной клапан; 18 — клапанные пружины; 19 — наконечник регулировочного винта; 20 — контргайка; 21 — регулировочный винт; 22 — коромысло выпускного клапана; 23 — распределительный вал; 24 — ось коромысел впускных клапанов; 25 — кран отопителя кузова; 26 — карбюратор; 27 — впускной трубопровод; 28 — стартер; 29 — маслоизмерительный стержень; 30 — коренная шейка коленчатого вала; 31 — полый штифт; 32 — шпилька крышки коренного подшипника; 33 — левый кронштейн передней опоры силового агрегата; 34 — прокладка картера; 35 — маслоприемник масляного насоса.

Продольный разрез двигателя автомобиля ‘Москвнч-412’: 1 — пробка; 2 — шатунные вкладыши; 3 — сегментная шпонка; 4 — ведущая звездочка газораспределительного механизма; 5 — масляный насос; 6 — распорная втулка; 7 — ведущая шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 8 — маслоотражатель; 9 — храповик; 10 — шкив; 11 — передний сальник; ,12 — крышка водяного канала; 13 — цепь привода газораспределительного механизма; 14 — шатун; 15 — натяжная звездочка; 16 — поршневой палец; 17- поршень; 18 — нижняя крышка привода газораспределительного механизма; 19 — верхняя крышка привода газораспределительного механизма; 20 — двуплечий рычаг; 21 — ведомая звездочка привода газораспределительного вала; 22 — упорный фланец распределительного вала; 23 — коромысло; 24 — шпилька крепления головки цилиндров; 25 — распределительный вал; 26 — крышка клапанного механизма; 27 — задняя крышка головки цилиндров; 28 — заглушка; 29 — головка цилиндров; 30 — прокладка головки цилиндров; 31 — блок цилиндров; 32 — гильза цилиндра; 33 — уплотнительная прокладка гильзы цилиндра; 34 — картер сцепления; 35 — сцепление; 36 — ведущий вал коробки передач; 37 — передний подшипник ведущего вала коробки передач; 38 — крышка заднего сальника; 39 — маховик; 40 — задний сальник; 41 — коренные вкладыши; 42 — коленчатый вал; 43 — упорное полукольцо коленчатого вала.Привод газораспределительного механизма автомобиля ‘Москвич-412’: 1 — ведущая звездочка; 2 — цепь; 3 — двуплечий рычаг; 4 — сухарь плунжера; 5 — натяжная пружина; 6 — плунжер; 7 — пробка; 8 — ведомая звездочка; 9 — стопорная пластина; 10 — болт; 11 и 13 — оси; 12 и 14 — пружинные кольца; 15 — натяжная звездочка; 16 — успокоитель цепи; 17 — ось успокоителя; а — шпонка; б — штифт распределительного вала. Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, создаваемой центробежным насосом. Пробка горловины радиатора герметична, снабжена двумя автоматическими клапанами, предохраняющими радиатор от повреждений как при кипении жидкости, так и при возникновении разрежения в системе вследствие конденсации паров охлаждающей жидкости. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении 0,5 кгс/см2, при этом кипящая вода или пар отводятся через сливную трубку. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0,01 кгс/см2. Вследствие повышенного давления пара в системе вода закипает при температуре 107° С, т.е. двигатель в состоянии работать при более высоком тепловом режиме. Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. В отличие от автомобиля «Москвич-408» в системе смазки «Москвича-412» отсутствует масляный радиатор. Циркуляция масла в системе создается масляным шестеренчатым насосом. В системе имеется предохранительный (редукционный) клапан, который отрегулирован на максимальное давление 4 — 5 кгс/см2.Система смазки двигателя автомобиля ‘Москвич-412’: 1 — вкладыш коренного подшипника; 2 — коленчатый вал; 3 — канал подвода масла к шатунному подшипнику; 4 — канал подвода масла к коренному подшипнику; 5 — главная масляная магистраль; 6 — канал подвода масла к головке блока цилиндров; 7 — блок цилиндров; 8 — головка блока цилиндров; 9 — канал подвода масла к задней опорной шейке распределительного вала; 10 — ось выпускных клапанов; 11- канал подвода масла в канал оси выпускных клапанов; 12 — распределительный вал; 13 — коромысло; 14 — канал для смазки ступицы коромысла; 15 — канал подвода масла во внутреннюю полость распредвала; 16 — канал подвода масла к средней опорной шейке распредвала; 17 — ось коромысел впускных клапанов; 18 — канал для смазки опорной пятки коромысел; 19 — ведомая звездочка привода газораспределительного механизма; 20 — канал подвода масла во внутреннюю полость оси впускных клапанов; 21 — канал подвода масла к упорному фланцу распредвала и на цепь; 22 — упорный фланец; 23 — канал подвода масла к передней опорной шайбе распределительного вала; 24 — втулочно-роликовая цепь; 25 — указатель давления масла; 26 — провод; 27 — привод масляного насоса; 28 — нижняя крышка картера привода газораспределительного механизма; 29 — крышка корпуса полнопоточного фильтра; 30 — датчик указателя, давления масла; 31 — перепускной клапан; 32 — фильтрующий элемент; 33 — корпус фильтра; 34 — пробка сливного отверстия; 35 — центральный болт; 36 — редукционный клапан; 37 — канал подвода к шестерням привода масляного насоса; 38 — масляный насос; 39 — трубка маслоприемника; 40 — маслоприемник; 41 — фильтрующая сетка маслоприемника; 42 — поддон картера. Вентиляция картера принудительная с отсосом картерных газов через шланг, соединяющий установленный на крышке головки блока маслозадивной патрубок с воздушным фильтром. Для очистки газов имеется фильтр из капронового волокна, укрепленный на крышке маслозаливного патрубка. Система питания состоит из топливного бака, топливного насоса, карбюратора, воздушного фильтра и трубопроводов.

Особенности двигателя

Среди владельцев 412 Москвича распространено заблуждение, что силовой агрегат их автомобиля является точной копией немецкого мотора от БМВ с индексом M10. Однако в действительности при разработке этого мотора использовались наработки, взятые с еще довоенного двигателя от немецкого Opel Kadett. В итоге в 1966 году был создан первый в Советском Союзе силовой агрегат, который имел верхнее расположение распредвала и три металлические вкладыша коленчатого вала. Мощность этого силового агрегата в своей первоначальной версии составляла 73,5 лошадиных силы. Алюминиевые двигатели Москвич 412 изготавливались полностью из алюминия, что было редкостью по тем временам. Использование алюминия приводило к некоторому удорожанию производства, однако сам силовой агрегат получился надежным и легким. Мотор с объемом в 1,5 литра изначально разрабатывался для низкооктанового бензина, поэтому Москвич 412 мог работать на 76 бензине. • Изначально рабочий объем двигателя составлял 1,5 литра, однако в конце восьмидесятых – начале девяностых годов была проведена кардинальная модернизация силового агрегата, что позволило предложить покупателям сразу три модификации с рабочими объемами от 1,6 до 1,8 литра. Определить какой двигатель можно поставить на Москвич автовладелец сможет по вин-номеру автомобиля. • Следует сказать, что трансмиссия от рестайлинговых версий мотора не подходит к первоначальной модификации этого двигателя. Новые модификации получились не столь надежными, и при этом они нестабильно работали на низкооктановом бензине, требуя от автовладельца заливать в бак 92 бензин. • Особенностью этого верхнеклапанного двигателя с мокрыми линзами стал наклон вправо блока цилиндров, который был отклонен от вертикали на 10 градусов. Подобный инженерный прием позволил уменьшить инерцию и снизить вибрацию двигателя на холостых оборотах. Коленвал изготавливался по кованой технологии, а цепь ГРМ позволила существенно повысить надежность конструкции. • Автовладелец был избавлен от необходимости частого обслуживания механизма ГРМ. Отметим и своеобразное расположение моторного отсека, который был завален вправо на 20 градусов, что упрощало обслуживание навесного оборудования. Сам двигатель, при этом, занимал меньше места в подкапотном пространстве Москвича. Подобная компоновка использовалась на многих американских автомобилях того времени. • Масляный картер двигателя выполнен с наружным и внутренним оребрением, что в свою очередь улучшало охлаждение масла. Силовой агрегат у Москвича 412 получился неприхотливым в обслуживании и требовал замены масла лишь раз в 20 тысяч километров. Отметим отличные показатели надежности двигателя, который мог без капремонта пробежать порядка 200 тысяч километров. Подобные показатели для мотора, выпущенного в семидесятых годах прошлого века, считались отличными, поэтому двигатель получил лестные отзывы у владельцев автомобиля. • Отличные мощностные показатели, а с 1,5 литра объема удалось снять 73,5 лошадиных силы, были достигнуты за счет использования оригинальной полусферической камеры, в которой топливо полностью сгорало, что увеличивало показатели КПД двигателя. Впоследствии подобная полусферическая камера сгорания использовалась и на других модификациях двигателей для Москвича. Подобные конструкторские решения использовались американскими и немецкими мотористами на автомобилях Chrysler и BMW.

Модификации УЗАМ 412

В последние года производства, на базе двигателя УЗАМ-412 были созданы серийные варианты рабочим объёмом 1,7, 1,8 и 2,0 л. для установки на автомобили Москвич-2141 «Святогор» и Иж-2126 «Ода», однако они не получили широкого распространения в связи с прекращением выпуска этих автомобилей. В 1990-е годы также существовали прототипы вариантов с четырьмя клапанами на цилиндр и распредёленным впрыском топлива. Наиболее совершенный двигатель УЗАМ-3320, разработанный совместно с фирмой AVL, развивал 115 л.с. Также двигатели УЗАМ за свою надёжность и ресурс получили распространение в семействе катеров «Амур» и «Восток». Использовались они и на автопогрузчиках. Во многом именно благодаря разработкам МЗМА на автомобилях ВАЗ двигатель имел верхний распредвал; на их прототипе — FIAT-124 — двигатель был нижневальным, как, например, на «Волге» или более ранних «Москвичах». Только после длительных переговоров и во многом благодаря стараниям главного конструктора АЗЛК Андронова итальянцы уступили требованиям советской делегации спроектировать двигатель более современной конструкции, что, впрочем, повлекло за собой определённые проблемы с ресурсом распределительного вала двигателей ВАЗ. Автомобили Ниже приведены автомобили, на которые ставился данный двигатель (в скобках — годы производства автомобиля): • Москвич-412 (1967—1997) • Москвич-427 (1967—1976) • Москвич-434 • Москвич-2137 (1976—1985) • Москвич-2140 (1976—1988) • Москвич-2140SL (1980—1987) • Иж-2125 (1973—1997) • Иж-2715 (1972—2001) Модификации • УЗАМ 412 — 1,5 л. (дефорсированный) • УЗАМ 331.10 — 1,5 л. Двигатель с измененной компоновкой для автомобиля Москвич-2141 • УЗАМ 3317 — 1,7 л. (Аи-93) • УЗАМ 3313 — 1,8 л. (А-76) • УЗАМ 331460 — 1,7 л., аналог 3317 для Иж-2126 • УЗАМ 331430 — 1,8 л. (А-76), аналог 3313 для Иж-2126 • УЗАМ 3318 — 1,8 л. (Аи-93) От УЗАМ 3317 отличался коленчатым валом с увеличенным на 5 мм радиусом кривошипа (40 мм), ход поршня увеличился до 80 мм, диаметр цилиндра — 85 мм, мощность — до 90 лс при 5300 об/мин., крутящий момент — до 145 Н·м при 3200 об/мин, степень сжатия — 8,5. Устанавливался на Москвич-2141. • УЗАМ 3320 — 2,0 л. • УЗАМ 248 AVL — 2,.0 л. (инжектор)

Увеличенный расход топлива. Причиной подобного являлось неправильно выставленное зажигание и проблемы с карбюратором. Автовладельцу необходимо было проверить наличие искры и вскрыть карбюратор, что и позволяло установить причину поломки.
Появление выраженных вибраций в широком диапазоне оборотов. Прогорал выпускной коллектор и выходила из строя подушка двигателя. В первом случае вибрация сопровождалась заметным ревом мотора, а при проблемах с подушкой двигатель перекашивало в подкапотном пространстве.
Появление протечек масла. Прокладка головки блока цилиндров на этих автомобилях является слабым местом. Ее по рекомендации производителя меняли каждые 50 тысяч километров, однако даже так прокладки часто дубели и пропускали масло.
Мотор отказывается заводиться. Достаточно часто отмечались проблемы со стартером, который после зимы выходил из строя. Также не редкость проблемы с аккумулятором, который получал недостаточный заряд от генератора.

Тюнинг УЗАМ 412

Увеличение мощности двигателя Москвич 412 представляло определенные сложности. Так как изначально с 1,5 литра объема удалось выжать максимум возможного. В итоге при попытке форсировать двигатель существенно снижались его показатели надежности. Умельцы растачивали цилиндры, однако это способствовало быстрому прогоранию поршней, а тонкие стенки не выдерживали нагрузки, в итоге двигатель заклинивало, и ему требовался дорогостоящий ремонт. • Отчасти проблему решала установка нового современного навесного оборудования и перенастройка работы карбюратора. Подобный тюнинг давал прибавку в мощности порядка 20 лошадиных сил. Автомобиль резвее разгонялся, но и расход топлива у него увеличивался до 10 литров на сто километров пробега. • Возможен также свап двигателя, то есть его замена на новый мощный силовой агрегат. В данном случае можно было использовать модификации силовых агрегатов, выпущенных в конце девяностых годов. Необходимо было лишь определиться с тем, какой двигатель можно поставить на Москвич. • В начале девяностых годов большой популярностью стал пользоваться тюнинг этого мотора с использованием турбин небольшой мощности. В подкапотном пространстве было достаточно места для установки маломощной турбины, которая при условии замены коленвала и шатунов на более прочные, позволяла увеличить мощность двигателя до отметки в 100 лошадиных сил. • Ресурс мотора даже при квалифицированном вмешательстве снижался, поэтому выполнять капитальный ремонт требовалось приблизительно раз в 100 тысяч километров. Именно поэтому тюнинг этого мотора не получил широкого распространения. Кроме всего прочего увеличение мощности силового агрегата отрицательно сказывалось на показателях расхода топлива. Если в стандартном варианте расход топлива составлял порядка 7-8 литров, то после установки турбонаддува мотор начинал кушать по 13-15 литров на сотню пробега, что также не радовало многих автовладельцев.

Двигатель Москвич М-412 (дефектовка и обзор конструкции) — видео

Мифы про двигатель

Основной миф — двигатель «малооборотистый», так как у москвича довольно большие передаточные числа трансмиссии — он уверенно едет на низких оборотах, а благодаря убитому в большинстве случаев карбюратора никак не едет на высоких оборотах. По факту исправный УЗАМ мотор довольно азартные, на низких оборотах едет посредственно, но после 4000 оборотов даёт пинка под жопу и начинает ехать, затухание только на 6500 оборотов. В советское время даже была такая поговорка — Жигули до 60км/ч машина, москвич после. Второй миф — мотор крайне ненадёжный. Родился этот миф в середине 90х, когда на рынках стали появляться в изобилии запчасти кустарного производства по низкой цене, ну а оригинальные детали были просто дефицитом. По факту мотор легко мог проехать более 100000км даже на деталях сомнительного качества. Третий миф — постоянно ссыт маслом — это отмазка криворучек и идиотов. Многие упрощали систему вентиляции картера прямым шлангом, кинутым вниз, из за чего возрастало давление внутри картера. Даже в руководстве по ремонту написано -нельзя отключать систему вентиляции картера от корпуса воздушного фильтра, так как это увеличенит давление газов внутри картера и вызовет течь масла с сальников коленвала. Четвёртый миф — высокая ремонтопригодность, повторюсь, что практически любое вмешательство в двигатель означает его снятие. Пятый миф — двигатель копия БМВ — об этом говорилось в начале.
>ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

12-ти секционный роторно-поршневой двигатель

Вас поражала лемановская Mazda 787B аж с четырёхсекционным двигателем Ванкеля? Забудьте. Перед вами агрегат с двенадцатью секциями. Изобретатель Тайсон Гэрвин мечтает изменить мир гонок. Для начала — гонок на воде. Его роторный мотор с 12 секциями, р…

Двигатель без распредвалов. Технология FreeValve

Уверен, что многие из наших читателей знают о существования компании под названием. Koenigsegg. Но также мы уверены, что вы почти ничего не слышали о её дочерней фирме под названием FreeValve. Если это действительно…

Двигатель Nissan VR38DETT 3.8 л

В 2007 году, после небольшого перерыва, был возрожден всем известный Ниссан ГТР и в качестве двигателя в нем, вместо прошлой рядной шестерки RB26DETT, использовался новый 3.8 литровый VR38DETT. Этот мотор базировался на удачном VQ37VHR, однако блок ц…

Причины отказа от радиальных двигателей в самолетах в пользу рядных

В первые годы авиации радиальные двигатели были очень популярны, их использовали практически все самолеты 20-х, 30-х и начала 40-х годов. Но производители самолетов резко стали переходить с радиальных двигателей на рядные. Почему?…

Советы по диагностике системы COMMON RAIL

Переход от работы над старой, обычной или механической системой впрыска дизельного топлива к современной компьютеризированной топливной системе высокого давления или топливной системе HPCR требует изменения вашего мышления и диагностического процесса… >Самые большие экскаваторы в мире Горные экскаваторы представляют собой гигантские машины, а самые большие модели в мире могут весить более 800 тонн. Bucyrus RH400 …

Что такое сминаемые зоны автомобиля

Всякий раз, когда автомобиль попадает в аварию, действуют сильные кинетические силы. В любой аварии присутствует определенное количество энергии. Фактические цифры варьируются в зависимости от скорости и массы автомобиля, а также от скорости и массы…

Что показывает компьютерная диагностика автомобиля

«Компьютерная диагностика автомобиля» иногда неправильно понимается автомобилистами. Моя цель — облегчить вам этот термин и весь диагностический процесс. Неудивительно, что компьютеры контролируют практически все ас…

УЗАМ-412

УЗАМ-412

Общие данные

Производитель

Уфимский завод автомобильных моторов

Прозвище

«УМЗ»,
«УМЗ Москвич 412» (в автомобилях «Москвич 412»)

Годы производства

1966—2001

Камера сгорания

Конфигурация

рядный

Объём

1,480

Диаметр цилиндра

82,0

Ход поршня

Материал блока цилиндров

алюминий

Материал ГБЦ

алюминий

Клапанной механизм

Степень сжатия

8,8

Питание

Топливная система

карбюраторная

Тип топлива

бензин А-76 (для АЗЛК 2140 такси и 21406) — АИ-92

Система смазки

масляная с разбрызгиванием под давлением

Система охлаждения

жидкостная с принудительной циркуляцией

Производительность

Максимальный
крутящий момент

114 Н·м, при 3000-3800 об/мин

Размеры

Масса

114 (в сборе с КПП)

Хронология

Преемник

УЗАМ-331

УЗАМ-412 — бензиновый двигатель производства Уфимского завода автомобильных моторов. Выпускался в 1967—2001 гг, устанавливался на все модели АЗЛК, начиная с Москвич-412 и автомобили Ижевского автозавода.

Являлся первым в СССР массовым автомобильным двигателем с верхним расположением распределительного вала и триметаллическими вкладышами коленчатого вала.

История

Выпуск двигателя был поручен Уфимскому заводу авиационных моторов, куда было передана техническая документация разработчика агрегата — АЗЛК. Конструктором двигателя являлся И. И. Окунев.

12 декабря 1966 года на Ижевском автозаводе с конвейера сошли первые экземпляры Москвич-408, укомплектованные новым двигателем.

С появлением к 1987 году новой модели Москвич-2141 стало ясно, что мощности данного мотора уже недостаточно. Поэтому в начале 1990-х гг. на базе 1,5-литрового УЗАМ-412 стали выпускаться модификации 1,6, 1,7 и 1,8 литров. В 1995 году появилась самая мощная 2-литровая модификация с индексом 3320. Позже появились образцы с системой впрыска, однако их массовый выпуск так и не был начат. В планах также было освоение выпуска 16-клапанной модификации с гидротолкателями клапанов и гидронатяжителем цепи, с турбонаддувом, что в итоге также не было осуществлено.

Конструкция

Четырёхцилиндровый рядный верхнеклапанный (SOHC) двигатель с «мокрыми» гильзами, запрессованными в алюминиевый блок. Коленвал стальной кованый, с резиновыми сальниками-манжетами на обоих концах. Привод ГРМ осуществлялся двухрядной роликовой цепью с натяжителем-звёздочкой, клапаны размещались V-образно под углом 52° по бокам распредвала.

На всей линейке двигателей (от базовой модели — 412, до последних, из серии 248) устанавливался одинаковый распредвал с «широкими» фазами газораспределения 280/280. Такое решение редко встречается на гражданских моторах и чаще встречается в сфере автоспорта. Столь широкие фазы, при идеально настроенной системе топливоподачи и зажигания, позволяют получить «эффект псевдо-турбонаддува» на высоких оборотах — цикловое наполнение цилиндров улучшается за счёт инерционного движения смеси во впускном тракте. Однако на средних (менее 3500 об/мин) и особенно низких оборотах эффективность работы мотора существенно снижается — поток смеси во впускном коллекторе на этих режимах не развивает больших скоростей и эффект получается полностью противоположным — часть смеси выталкивается из цилиндра обратно во впускной трубопровод.

Картер двигателя для улучшения охлаждения масла имеет как наружное, так и внутреннее оребрение, что позволило отказаться от установки масляного радиатора.

Для удобства обслуживания навесного оборудования посредством лап двигатель устанавливается в моторный отсек с завалом на 20° вправо, что также несколько уменьшило его высоту в подкапотном пространстве.

Автомобили

Ниже приведены автомобили, на которые ставился данный двигатель (в скобках — годы производства автомобиля):

  • Москвич-412 (1967—1997)
  • Москвич-427 (1967—1976)
  • Москвич-434 (1967—1976)
  • Москвич-2137 (1976—1985)
  • Москвич-2140 (1976—1988)
  • Москвич-2140SL (1980—1987)
  • Иж-2125 (1973—1997)
  • Иж-2715 (1972—2001)

Модификации

  • УЗАМ 412 — 1,5 л. (дефорсированный)
  • УЗАМ 331.10 — 1,5 л., двигатель с измененной компоновкой для автомобиля Москвич-2141
  • УЗАМ 3317 — 1,7 л. (АИ-93)
  • УЗАМ 3313 — 1,8 л. (А-76)
  • УЗАМ 331460 — 1,7 л., аналог 3317 для Иж-2126
  • УЗАМ 331430 — 1,8 л. (А-76), аналог 3313 для Иж-2126
  • УЗАМ 3318 — 1,8 л. (АИ-93), от УЗАМ 3317 отличался коленчатым валом с увеличенным на 5 мм радиусом кривошипа (40 мм), ход поршня увеличился до 80 мм, диаметр цилиндра — 85 мм, мощность — до 90 л.с. при 5300 об/мин., крутящий момент — до 145 Н·м при 3200 об/мин, степень сжатия — 8,5. Устанавливался на Москвич-2141.
  • УЗАМ 3320 — 2,0 л.
  • УЗАМ 248 AVL — 2,0 л. (инжектор)

Примечания

  1. Хроника: первый ижевский. ЗР (12 декабря 2011 года).
  2. О сильном УЗАМе замолвите слово…. ЗР (№4, 1997).
  3. Л. М. Шугуров. 3 // Автомобили России. — Москва: ИЛБИ, 1998. — С. 225. — 240 с. — (Клуб фанатов техники). — 3000 экз. — ISBN 5-87483-052-9.
  4. Уфимское сердце Москвича. ЗР (№10, 1967).
  5. Уфимское сердце Москвича. ЗР (№11, 1967).

Nose ›
Блог ›
Двигатели для Москвича

В этой записи я хочу рассказать вам о двигателях которые ставились серийно в автомобиль «Москвич»

Начнем пожалуй с самого массового двигателя этой марки и распишем историю этого мотора.

Двигатель «Москвич 412 и модификации»

УЗАМ, УФА, УМЗ, кто как называет этот двигатель, а ведь
первые тысячи этих моторов, еще для ранних кузовов
МЗМА изготавливал сам, как собственно и все моторы до этого,
однако поскольку с появлением нового, крайне удачного мотора,
экспорт автомобилей стал резко увеличиваться — стало ясно, что МЗМА не сможет обеспечить моторами себя и своего дублера в Удмуртии, поэтому моторное производство к концу выпуска 412 в раннем кузове перенесли на УМЗ, но это еще не раз сыграет злую шутку, когда завод-смежник будет отказываться от перспективных моделей моторов и усовершенствования прежнего 1.5.

Уфимский завод наотрез отказывался менять что либо в конструкции «412-го» мотора,
ссылаясь на реальные или мнимые технологические проблемы — в частности,
Уфа отказалась выпускать 1,8-литровый двигатель, жизненно необходимый для перспективных моделей «Москвича»,
с формулировкой «ограниченных возможностей оборудования для обработки коленчатых валов».
Таковые версии двигателя были созданы лишь намного позднее, уже после перехода к рыночной экономике, когда двигатель УЗАМ был безнадёжно устаревшим.

Ниже я хочу рассказать вам об отличиях мотора «Москвич 412» разных годов и модификаций.

1967 г.

Электромуфта и водяной насос иной конструкции адаптированный под электромуфту с косозубой крыльчаткой.
Клепанный шкив коленчатого вала.
толстостенный блок с водяным лючком на шпильках.
Клапанная крышка только с надписью москвич 412.
Колокол с меньшим количеством ребер.
Впускной коллектор без прилива под штуцер гву.
Выпускной коллектор с разнодлинными трубами «крабиком», штаны выпуска длинные, без резонатора.
ГБЦ с рв на бронзовых втулках.
Поршневая МЗМА с хромированным третьим кольцом.
Передняя крышка звезды грм на 6 болтах.
Масляный фильтр с оребрением.
Цепь втулочно-роликовая чехословацкого производства.
Поддон с большим количеством ребер.
корзина сцепления 408 образца с периферийно расположенными пружинами.

1968 г.

С августа в выпускную систему внедрен резонатор (округлого вида).
С июля исключена электромуфта, модернизирован и упрощен водяной насос, крыльчатка же косозубая.
С марта — впускной коллектор с приливом под штуцер гву.
С октября — внедрена как вариант диафрагменная корзина Борг и Бек.

1969 г.

Блоки стал отливать УМЗ.
Масляный фильтр со стальным гладким корпусом.
Клапанная крышка с надписью Москвич 412 и УМЗ.
Поддон с меньшим количеством оребрения.

1970 г.

Масляный фильтр снова алюминиевый с оребрением.
Колокол с большим количеством оребрения.

1971 г.

Упразднена втулочно-роликовая цепь и звезды под нее заменены обычными.

1972 г.

Крыльчатка водяного насоса заменена на обычную.
Поршневая МЗМА почти перестала устанавливаться.
Почти перестали устанавливаться и бронзоалюминиевые вкладыши,
которые заменены сталеалюминиевыми.

Модификации

412Э (Стандартный).

Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 8,8
Максимальная мощность при 5800 об/мин — 75 л.с.
Крутящий момент 3500 об/мин — 112 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 70 мм
Бензин — Аи 95

412ДЭ (Дефорс)

В отличии от 412Э, имеет свою поршневую с меньшей выпуклостью днищ,
за счет чего достигается меньшая степень сжатия, необходимая для использования низкооктанового бензина, а так же иным распределителем зажигания и свечами.

Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 7,2
Максимальная мощность при 5800 об/мин — 68 л.с.
Крутящий момент 3500 об/мин — 112 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 70 мм
Бензин — Аи 76

412Э33 (Объемом 1.6)

Мотор увеличенного объема, с собственной поршневой.

Рабочий объем — 1,58 л
Степень сжатия — 9,0
Максимальная мощность при 5300 об/мин — 80 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 122 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 75 мм
Бензин — Аи 92
Удельный расход топлива — 221 г/л.с.ч
Масса — 115 кг.

412Ю (Южного исполнения)

Аналогичен 412Э, отличается от него разве что сальниками фирмы «Goetze» имеющие белый цвет,
рассчитанные на более высокую температуру.
Но так же данные сальники встречались и в моторах 412Э.

Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 7,2
Максимальная мощность при 5800 об/мин — 75 л.с.
Крутящий момент 3500 об/мин — 112 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 70 мм
Бензин — Аи 95

412МЭ (Модифицированый)

Аналогичен 412Э но имеет 331 голову.
Появился такой мотор с 1990 г.

412МДЭ — Модифицированый Дефорс

Дефорсированый вариант 412МЭ

331.10 ( Модифицированный двигатель 412Э для установки в Москвич 2141)

Головка блока цилиндров получала впускные каналы переменного сечения с вихревым движениме горючей смеси.
Изменилась конфигурация впускного коллектора, он стал чуть ниже для того, чтобы опустить карбюратор и уменьшить общую высоту двигателя.
Новые поршни получили камеру сгорания в днище и выемки под клапаны.
Измененная опора двигателя.
Измененный масляный картер.
Измененный маслоприемник с заборной трубкой.

Рабочий объем — 1,48 л
Степень сжатия — 9,5
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/70
Максимальная мощность при 5500 об/мин — 72 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 106 Н•м
Бензин — Аи 95

3317 (331.10 увеличенного объема до 1.7)

Диаметр цилиндра увеличен с 82 до 85 мм, и, как следствие, при неизменной толщине стенок гильзы выросли по диаметрам ее наружные размеры. Соответственно больше стал и диаметр отверстий, расточенных в блоке цилиндров под гильзы. А это означает, что прежние блоки и гильзы невзаимозаменяемы с новыми. Ход поршня в моторе УЗАМ-3317 увеличен с 70 до 74,9 мм. Размеры коренных подшипников остались прежними, шатуны сохранены от УЗАМ-331.10. Чтобы не трогать шатун, пришлось изменить конструкцию поршня. Его палец смещен вверх на 4,9 мм, изменены диаметр, конфигурация днища. Как следствие, в головке цилиндров стала иной камера сгорания — в ней теперь должна размещаться головка поршня увеличенного диаметра.
В свою очередь, изменение формы камеры сгорания, пусть небольшое, повлияло на рабочий процесс в цилиндре. Чтобы сделать его оптимальным, увеличили на 1,5 мм диаметр тарелки впускного клапана, скорректировали форму впускных каналов (они более не придают потоку смеси вихревого движения, как на 331.10), несколько изменили форму внутренней полости впускного коллектора. Соответствующие поправки внесли в характеристики распределителя зажигания и карбюратора. Увеличение рабочего объема, изменение форм камеры сгорания и днища поршня привело к понижению степени сжатия на целую единицу. Теоретически это означает некоторое снижение термической эффективности, но практически не отражается на экономичности, зато делает мотор менее чувствительным к детонации. Вспомним, как охотно детонировал двигатель УЗАМ-331.10 на определенных режимах работы.

Рабочий объем — 1,69 л
Степень сжатия — 8,5
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 85/75
Максимальная мощность при 5300 об/мин — 85 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 130 Н•м
Бензин — Аи 92

3318 (3317 Увеличенного объема до 1.8)

УЗАМ-3318, в отличие от 3317 имел рабочий объем 1800 см.куб. Этого удалось достичь путем применения иного коленчатого вала, имеющего иной диаметр кривошипа. У УЗАМ-3318 он составлял 40 мм. В результате ход поршня этого мотора был больше на 5 мм. Эти небольшие переделки позволили на 5 л.с. поднять развиваемую двигателем максимальную мощность и на 12 Нм крутящий момент.

Рабочий объем — 1,8 л
Степень сжатия — 8,5
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 85/80
Максимальная мощность при 5300 об/мин — 90 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 145 Н•м
Бензин — Аи 92

3313 (Дефорсированая версия 3318)

Дефорсированный 1.8 под 76 бензин

3314 (Модификация 3317 для ИЖ 2126)
Аналогичен 3317, но имеет комплект для установки в ИЖ 2126

3320 (Двухлитровый двигатель)

В процессе дальнейшей модернизации был разработан мотор УЗАМ-3320. Его объем был доведен до двух литров. Для этого конструкторы на 3 мм увеличили диаметр цилиндров. Такие изменения потребовали уменьшения до минимума толщины гильз, так как блок двигателя остался прежним. В результате новый мотор развивал на 15,5 л.с. и на 21 Нм крутящего момента больше стандартного. Двигатель УЗАМ-3320 был в большей части экспериментальным. И устанавливался на ограниченное количество выпускаемых машин.

Рабочий объем — 2,0 л
Степень сжатия — 9,0
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 88/80
Максимальная мощность при 5200 об/мин — 100.5 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 154 Н•м
Бензин — Аи 95

0102 (Объемом 1.6)

Двигатель аналогичен 412Э33, но сделан на основе 331.10

Рабочий объем — 1,58 л
Степень сжатия — 9,0
Максимальная мощность при 5300 об/мин — 80 л.с.
Крутящий момент 3200 об/мин — 122 Н•м
Диаметр цилиндра — 82 мм
Ход поршня — 75 мм
Бензин — Аи 95
Удельный расход топлива — 221 г/л.с.ч
Масса — 115 кг.

На этом список двигателей на базе «412» заканчивается, далее небольшой список иных моторов устанавливаемых в «Москвич»

ВАЗ 2106-70

Первые жигулевские моторы устанавливаемые в Москвич и сделанные специально под него,
отличались от базового расположением точек крепления, а также формой масляного картера и размещением маслоприемника.

Рабочий объем, куб. см 1568
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79/80
Степень сжатия 8,5
Максимальная мощность, кВт/л.с./об/мин 56/76/5400
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 121/3100

ВАЗ 2106

Так как от модификации двигателя для Москвича отказались,
было решено устанавливать обычный 2106, под который был переделан подрамник.

Рабочий объем, куб. см 1568
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 79/80
Степень сжатия 8,5
Максимальная мощность, кВт/л.с./об/мин 56/76/5400
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 121/3100

Perkins 4.99

Perkins в Москвиче 408

Дизель устанавливаемый в Москвич 403/408.

К-во цилиндров 4
Диаметр цилиндра 76.2 mm
Ход поршня 88.9 mm
Объем 1.62 cm3
Система впрыска нерямой впрыск
Степень сжатия 22:1
Оборачиваемость Против часовой стрелки если смотреть спереди
Габариты
Мощность 35.8 kW при 4000 об/мин

Ford XLD418

Двигатель Ford в Москвиче 2141

Агрегат производился в Германии и устанавливался на европейские модели производителя — Fiesta, Escort и Sierra.

При рабочем объеме 1750 см.куб., Ford XLD418 развивал 60 л.с. и 110 Нм крутящего момента. Отличался неплохой эластичностью. Но все же, ввиду его невысокой мощности, со стандартной коробкой передач динамика машины была неудовлетворительной. Потому конструкторы внесли изменения в передаточные числа главной и пятой передачи. В итоге дизельный Москвич с мотором XLD418 согласно заводских испытаний мог достигнуть скорости 140 км/ч, при этом первую «сотню» авто набирало за 25 с. Также удалось получить неплохие показатели расхода топлива — в среднем он составлял немного больше 6 л/100 км.

После удачной доводки и испытаний, в 1991 году заводом АЗЛК был подписан контракт с Ford на поставку дизельных двигателей. По неподтвержденной информации их было завезено порядка 20 тыс. И уже в 1992 году были начаты продажи в Германии дизельного Москвича под маркой Lada Aleko-141. Для удобства и ускорения процесса использовалась действующая дилерская сеть ВАЗа (отсюда и название Lada). Но избалованные немцы неохотно покупали отечественные дизельные машины. Всего их было реализовано порядка 400 экземпляров. Остальные же произведенные дизельные Москвичи были проданы на родине. Потому сейчас при желании можно купить Москвич-2141 с мотором Ford XLD418.

Число цилиндров — 4;
Рабочий объем — 1753 см2;
Степень сжатия — 21,5;
Мощность — 60л. с./44кВт при 4800об/мин;
Наибольший крутящий момент 110Н-м при 2500об/мин.

Renault F3R

Двигатель F3R, созданный в начале 80-х, устанавливался на Renault Laguna, Megane первых поколений и другие машины марки, а также на некоторые модели Volvo. Но под капотом этих моделей он стоял поперечно, а на Москвиче предполагалась продольная компоновка. Поэтому, а также для стыковки с отечественной КПП, силовой агрегат был несколько адаптирован. В результате он получил обозначение Renault F3R 272. Отметим, что на момент начала поставок, производство французских агрегатов в связи со сменой поколений было перенесено на завод в Мексике. Потому все двигатели F3R завезены оттуда.
Renault F3R — это двухлитровый восьмиклапанный бензиновый двигатель с системой распределенного впрыска. Он обладает хорошими мощностно-тяговыми характеристиками. Стоит отметить, что максимальные их значения достигаются при значительных оборотах. Двигатель F3R высокооборотистый. Хотя его эластичности вполне достаточно для спокойного движения. Специалисты относят этот агрегат к одному из самых удачных в автомобильной истории. Он был создан путем конвертации дизельного мотора в бензиновый. Его моторесурс составляет до 500 тыс. км.

цилиндров: 4;
тип: бензиновый;
количество клапанов на один цилиндр: 2;
рабочий объем, см. куб.: 1998;
мощность, л.с.: 113 (5200 об/мин);
крутящий момент, Нм: 171 (3500 об/мин);
ход поршня, мм: 93;
степень сжатия: 9,8;
диаметр цилиндра, мм: 83.

Renault F7R

Renault F7R в Москвиче 214242 Иван Калита

Renault F7R. Этот агрегат был шестнадцатиклапанным и имел конструкцию с двумя распределительными валами. Это позволяло добиться от двигателя F7R возростания мощности на 32 л.с. и крутящего момента на 17 Нм по сравнению с двигателем F3R. Правда, мотор Renault F7R стал еще более высокооборотным. Потому для активной езды его необходимо хорошо раскручивать. Двигатель F7R позволяет Москвичу развивать скорость около 190 км/ч и разгоняться до первой «сотни» менее чем за 11 с. Всего было завезено несколько сотен двигателей F7R, потому встретить его под капотом Москвича — большая удача.

цилиндров: 4;
тип: бензиновый;
количество клапанов на один цилиндр: 4;
рабочий объем, см. куб.: 1998;
мощность, л.с.: 145 (6000 об/мин);
крутящий момент, Нм: 188 (4500 об/мин);
ход поршня, мм: 93;
степень сжатия: 9,8;
диаметр цилиндра, мм: 83.

Renault F4R

Двигатель F4R В Москвиче 2142 Князь Владимир

Он также имел объем два литра и был шестнадцатиклапанным. Однако мощность двигателя F4R, в отличие от Renault F7R, возросла только на 27 л.с. при том же крутящем моменте. Отметим, что двигатель F4R от Renault уже соответствует нормам Евро-3

цилиндров: 4; тип: бензиновый;
количество клапанов на один цилиндр: 4;
рабочий объем, см. куб.: 1998;
мощность, л.с.: 140 (6000 об/мин);
крутящий момент, Нм: 188 (4500 об/мин);
ход поршня, мм: 93;
степень сжатия: 9,8;
диаметр цилиндра, мм: 83.

Большое спасибо за текст по отличиям моторов с 67 по 72 год пользователю ELITE1500

Технические характеристики

Технические характеристики УЗАМ-412

Скачать .xls-файл Скачать картинку Отправить на email mail

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Годы выпуска 1966 —
Вес 115 кг
Материал блока цилиндров алюминий
Система питания карбюратор
Тип рядный
Рабочий объем 1.5
Мощность 73,5 лошадиных силы
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 2
Ход поршня 70
Диаметр цилиндра 82
Степень сжатия 9.5
Крутящий момент, Нм/об.мин 106 Нм / 3200
Экологические нормы ЕВРО 1
Топливо Аи 76
Расход топлива 8/100 км в смешанном цикле
Масло 5W-30 — 15W40
Объем масла 3,5 литра
При замене лить 3,2 литра
Замена масла проводится 20 тысяч км
Ресурс мотора
— по данным завода 150
— на практике 200

УЗАМ 412 устанавливался на все модели АЗЛК, начиная с Москвич 408 и автомобили Ижевского автозавода.

Особенности

Среди владельцев 412 Москвича распространено заблуждение, что силовой агрегат их автомобиля является точной копией немецкого мотора от БМВ с индексом M10. Однако в действительности при разработке этого мотора использовались наработки, взятые с еще довоенного двигателя от немецкого Opel Kadett.

В итоге в 1966 году был создан первый в Советском Союзе силовой агрегат, который имел верхнее расположение распредвала и три металлические вкладыша коленчатого вала. Мощность этого силового агрегата в своей первоначальной версии составляла 73,5 лошадиных силы.

Алюминиевые двигатели Москвич 412 изготавливались полностью из алюминия, что было редкостью по тем временам. Использование алюминия приводило к некоторому удорожанию производства, однако сам силовой агрегат получился надежным и легким. Мотор с объемом в 1,5 литра изначально разрабатывался для низкооктанового бензина, поэтому Москвич 412 мог работать на 76 бензине.

  • Изначально рабочий объем двигателя составлял 1,5 литра, однако в конце восьмидесятых – начале девяностых годов была проведена кардинальная модернизация силового агрегата, что позволило предложить покупателям сразу три модификации с рабочими объемами от 1,6 до 1,8 литра. Определить какой двигатель можно поставить на Москвич автовладелец сможет по вин-номеру автомобиля.
  • Следует сказать, что трансмиссия от рестайлинговых версий мотора не подходит к первоначальной модификации этого двигателя. Новые модификации получились не столь надежными, и при этом они нестабильно работали на низкооктановом бензине, требуя от автовладельца заливать в бак 92 бензин.
  • Особенностью этого верхнеклапанного двигателя с мокрыми линзами стал наклон вправо блока цилиндров, который был отклонен от вертикали на 10 градусов. Подобный инженерный прием позволил уменьшить инерцию и снизить вибрацию двигателя на холостых оборотах. Коленвал изготавливался по кованой технологии, а цепь ГРМ позволила существенно повысить надежность конструкции.
  • Автовладелец был избавлен от необходимости частого обслуживания механизма ГРМ. Отметим и своеобразное расположение моторного отсека, который был завален вправо на 20 градусов, что упрощало обслуживание навесного оборудования. Сам двигатель, при этом, занимал меньше места в подкапотном пространстве Москвича. Подобная компоновка использовалась на многих американских автомобилях того времени.
  • Масляный картер двигателя выполнен с наружным и внутренним оребрением, что в свою очередь улучшало охлаждение масла. Силовой агрегат у Москвича 412 получился неприхотливым в обслуживании и требовал замены масла лишь раз в 20 тысяч километров. Отметим отличные показатели надежности двигателя, который мог без капремонта пробежать порядка 200 тысяч километров. Подобные показатели для мотора, выпущенного в семидесятых годах прошлого века, считались отличными, поэтому двигатель получил лестные отзывы у владельцев автомобиля.
  • Отличные мощностные показатели, а с 1,5 литра объема удалось снять 73,5 лошадиных силы, были достигнуты за счет использования оригинальной полусферической камеры, в которой топливо полностью сгорало, что увеличивало показатели КПД двигателя. Впоследствии подобная полусферическая камера сгорания использовалась и на других модификациях двигателей для Москвича. Подобные конструкторские решения использовались американскими и немецкими мотористами на автомобилях Chrysler и BMW.

Неисправности

НИСПРАВНОСТИ ПРИЧИНЫ
Увеличенный расход топлива. Причиной подобного являлось неправильно выставленное зажигание и проблемы с карбюратором. Автовладельцу необходимо было проверить наличие искры и вскрыть карбюратор, что и позволяло установить причину поломки.
Появление выраженных вибраций в широком диапазоне оборотов. Прогорал выпускной коллектор и выходила из строя подушка двигателя. В первом случае вибрация сопровождалась заметным ревом мотора, а при проблемах с подушкой двигатель перекашивало в подкапотном пространстве.
Появление протечек масла. Прокладка головки блока цилиндров на этих автомобилях является слабым местом. Ее по рекомендации производителя меняли каждые 50 тысяч километров, однако даже так прокладки часто дубели и пропускали масло.
Мотор отказывается заводиться. Достаточно часто отмечались проблемы со стартером, который после зимы выходил из строя. Также не редкость проблемы с аккумулятором, который получал недостаточный заряд от генератора.

Тюнинг

Увеличение мощности двигателя Москвич 412 представляло определенные сложности. Так как изначально с 1,5 литра объема удалось выжать максимум возможного. В итоге при попытке форсировать двигатель существенно снижались его показатели надежности. Умельцы растачивали цилиндры, однако это способствовало быстрому прогоранию поршней, а тонкие стенки не выдерживали нагрузки, в итоге двигатель заклинивало, и ему требовался дорогостоящий ремонт.

  1. Отчасти проблему решала установка нового современного навесного оборудования и перенастройка работы карбюратора. Подобный тюнинг давал прибавку в мощности порядка 20 лошадиных сил. Автомобиль резвее разгонялся, но и расход топлива у него увеличивался до 10 литров на сто километров пробега.
  2. Возможен также свап двигателя, то есть его замена на новый мощный силовой агрегат. В данном случае можно было использовать модификации силовых агрегатов, выпущенных в конце девяностых годов. Необходимо было лишь определиться с тем, какой двигатель можно поставить на Москвич.
  3. В начале девяностых годов большой популярностью стал пользоваться тюнинг этого мотора с использованием турбин небольшой мощности. В подкапотном пространстве было достаточно места для установки маломощной турбины, которая при условии замены коленвала и шатунов на более прочные, позволяла увеличить мощность двигателя до отметки в 100 лошадиных сил.

Ресурс мотора даже при квалифицированном вмешательстве снижался, поэтому выполнять капитальный ремонт требовалось приблизительно раз в 100 тысяч километров. Именно поэтому тюнинг этого мотора не получил широкого распространения.

Кроме всего прочего увеличение мощности силового агрегата отрицательно сказывалось на показателях расхода топлива. Если в стандартном варианте расход топлива составлял порядка 7-8 литров, то после установки турбонаддува мотор начинал кушать по 13-15 литров на сотню пробега, что также не радовало многих автовладельцев.

Satan42 ›
Blog ›
Двигатель УЗАМ 412 и вариации. Мифы и реальность.

Статья является приложением к предыдущей записи о 412м москвиче.
Так как этот двигатель является среди отечественных автомобильных моторов неким исключением в плане конструкции и окутан множеством мифов — то думаю он вполне достоин отдельной статьи, которая будет интересна и тем, кто видел его лишь на картинке и заядлым москвичистам.
По распространённых версии — мотор является почти точной копией двигателя БМВ М10, 1,5 литра, 75 сил, но как бы это красиво не звучало, общее у них только мощность, диаметр цилиндра и ход поршня, ну и тип камеры сгорания, так как многие германские двигатели после военных легковых автомобилей получили многие технические решения из авиации — полусферическая камера сгорания была не только у БМВ.
Хоть внешне двигатель БМВ и УЗАМ довольно похожи, по факту отличаются очень сильно.
Первое основное отличие — блок цилиндров, у БМВ чугунный блок, у УЗАМа алюминиевый с мокрыми гильзами.

Двигатель БМВ в разрезе Блок москвича

Второе — привод масляного насоса — у БМВ масляный насос имеет привод цепью от коленвала, у УЗАМ привод масляного насоса общий с приводом распределителя зажигания, осуществляется шестерни на переднем конце коленвала.

Двигатель BMW, видно, что с УЗАМ общая только форма
Из второго вытекает третье отличие — привод и расположение распределителя зажигания. У БМВ трамблёр расположен на головке блока цилиндров, привод шестёркой от распредвала, У УЗАМа распределитель зажигания находится в нижней части блока цилиндров, привод общий с масляным насосом. Обратите внимание на расположение трамблёра БМВ Шедевр неизвестного поэта, внимание на расположение трамблёра

Четвёртое — форма днища поршня — у москвича днище имеет сферическую форму, у БМВ сложная геометрия днища. УЗАМ баловался с геометрией днища поршня позже, на двигателе 1,7 литра.

Поршни БМВ Поршень москвича

Это были основные отличия, если углубиться в детали — список будет куда более продолжительным.
Теперь о самом двигателе УЗАМ 412, родоначальником целой серии двигателей объёмом от 1,5 до 2,0 литра, мощностью от 75 до 100л.с.
Мощность двигателя 75 л.с. при 5800 об/мин
Максимальный крутящий момент 114 Не*м при 3800 об/мин
Степень сжатия 8,8
Привод ГРМ цепной, камера сгорания полусферическая.
На момент выпуска и до конца 90х годов можно считать самым совершенным в плане конструкции отечественным двигателем, так как все без исключения двигатели ваз и ЗМЗ до 1996 года имели клиновые камеры сгорания с рядным расположением клапанов, это снижало стоимость производства, но плохо сказывалось на наполнении цилиндра и мощности.
Плюсы двигателя:
-Полусферическая камера сгорания, обеспечивает хорошее наполнение цилиндров смесью, хороший крутящий момент на высоких оборотах, лёгкую дальнейшую форсировку.
-Механизм натяжения цепи имеет звёздочку, а не башмак, как у двигателей ВАЗ, поэтому исправный УЗАМ работает намного тише цепных двигателей с башмаком, так же увеличивается ресурс деталей привода ГРМ.
-Мощный стартер. Мощность стартера 1,8квт, позволяет запустить двигатель в любой мороз даже на не очень качественном масле. Лично у меня москвич запускался свободно и с первого раза в -42, морозов сильнее не застал.
-Довольно неплохой ресурс по меркам отечественных малокубатурных моторов, заявленный пробег до капитального ремонта 150000км, до которых обычно доживал, как и цепь ГРМ.
-Не привередлив к качеству масла.
Минусы:
Плохая тяга на низких оборотах, специфика полусферической камеры сгорания.
-Повышенная склонность к детонации, поэтому очень привередлив к качеству топлива и характеристикам карбюратора
-Довольно сложная конструкция, из чего вытекает миф о высокой ремонтопригодность — практически любое вмешательство в двигатель означает его снятие, Кроме замены прокладки ГБЦ и ремонта масляного насоса. Даже сцепление просто так не заменить, нужно очень неплохо извратиться, ну или снять двигатель)
-Низкое качество запчастей, вопреки распространённому мнению, запчасти что во времена СССР, что сейчас — дерьмо. Но сейчас есть альтернативы, например запчасти от иномарок.
-Боится перегрева. Используется не самый качественный алюминиевый сплав.

Теперь займёмся мифами.

Основной миф — двигатель «малооборотистый», так как у москвича довольно большие передаточные числа трансмиссии — он уверенно едет на низких оборотах, а благодаря убитому в большинстве случаев карбюратора никак не едет на высоких оборотах.
По факту исправный УЗАМ мотор довольно азартные, на низких оборотах едет посредственно, но после 4000 оборотов даёт пинка под жопу и начинает ехать, затухание только на 6500 оборотов.
В советское время даже была такая поговорка — Жигули до 60км/ч машина, москвич после.
Второй миф — мотор крайне ненадёжный. Родился этот миф в середине 90х, когда на рынках стали появляться в изобилии запчасти кустарного производства по низкой цене, ну а оригинальные детали были просто дефицитом. По факту мотор легко мог проехать более 100000км даже на деталях сомнительного качества
Третий миф — постоянно ссыт маслом — это отмазка криворучек и идиотов. Многие упрощали систему вентиляции картера прямым шлангом, кинутым вниз, из за чего возрастало давление внутри картера. Даже в руководстве по ремонту написано -нельзя отключать систему вентиляции картера от корпуса воздушного фильтра, так как это увеличенит давление газов внутри картера и вызовет течь масла с сальников коленвала.
Четвёртый миф — высокая ремонтопригодность, повторюсь, что практически любое вмешательство в двигатель означает его снятие.
Пятый миф — двигатель копия БМВ — об этом говорилось в начале.

Вариации двигателя — УЗАМ 412Э — 1,5, 75л.с., УЗАМ 412ДЭ — дефорсированный «колхозный» вариант под использование бензина АИ80, мощность 68л.с.
УЗАМ 331 — «модифицированная» версия УЗАМ 412 для автомобиля москвич 2141, 72 л.с. Самая неудачная и ненадёжная вариация.
УЗАМ 3317 — двигатель увеличенного объёма, 1,7 литра, 85л.с. УЗАМ 3313/3318 — 1,8 под 80й бензин с мпсз — 75л.с., 1,8 под 92й бензин 90 л.с. так же были вариации 1,6 и 2,0 соответственно 82 и 100 л.с., которые могли иметь разнообразные обозначения. Так же были инжектор нынче вариации и с полисферической камерой сгорания, но они достаточно редеюкие.
P.S. фотографии будут позже, драйв сопротивляется