Электронное ПТС

Содержание

C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.

Корреспондент Autonews.ru побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.

— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?

Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС. Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.

— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?

Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры. Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ. Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены. И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.

— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?

— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе. Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы. Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.

— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?

— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.

Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.

— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?

— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может. Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется. В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.

Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда. Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс. км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.

Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.

— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?

— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.

Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля. Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС. А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.

Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.

А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.

— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?

— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства. Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане. Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.

— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?

— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим. Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно. А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.

Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.

Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.

Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным. Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.

— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?

— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.

— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?

— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.

Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.

Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать. Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано. И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.

— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…

— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей. В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии. Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.

На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.

— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?

— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.

Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.

Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.

Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.

Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно. Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя. Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.

Электронный ПТС: полезная штука или очередной «подарок» от государства?

Читайте также: электронный ПТС 2018.

Начало выдачи электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) — вопрос времени, причем совсем недалекого. Попробуем разобраться, что это такое, зачем они вводятся и как их появление скажется на обычных автовладельцах.

Электронный паспорт транспортного средства, шасси транспортного средства, самоходных машин и других видов техники — это документ, хранящийся в информационных системах, в нем содержатся сведения об автомобиле, мотоцикле, скутере, грузовике, автобусе и т. д. Он появляется с момента присвоения документу уникального номера и его регистрации в Системе электронных паспортов.

ЭПТС должен быть создан в течение 24 часов, после того как уполномоченный орган внес всю необходимую информацию в систему электронных паспортов.

Что такое ЭПТС и какая информация в нем «зашита»?

Система электронных паспортов (СЭП) создана в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники». Этот порядок един для всех государств-членов Евразийского экономического союза. Внутри каждого государства могут быть свои правила, которые не должны противоречить общему порядку, а могут расширять и уточнять его. В России таким внутренним документом станет Постановление Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства».

Уникальный номер ЭПТС состоит из 15 символов:

1 — обозначает вид ЭПТС и может быть: 1 — для транспортного средства, 2 — для шасси и 3 — для самоходных машин;
2–4 — это трехзначный код государства-члена Евразийского союза (051 — Армения, 112 — Белоруссия, 398 — Казахстан, 417 — Киргизия, 643 — Россия);
5 — резервный, и пока это будет «0»;
6 — основание создания ЭПТС (1 — изготовление нового ТС, 2 — ввоз, 3 — ранее зарегистрированное ТС);
7–14 — порядковый номер ЭПТС;
15 — контрольное число.

Электронный паспорт содержит более 100 пунктов, описывающих всю информацию об автомобиле. В первую очередь это данные самого документа, далее идут идентификационные данные транспортного средства (как в бумажном ПТС) и самый большой блок с техническими характеристиками, практически дублирующий содержание ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Помимо этого документ содержит информацию об установке ГЛОНАСС, тахографов, об уплате утилизационного сбора, сведения от таможни, данные регистрации и другую административную информацию.

Полная версия содержания ЭПТС

Все вышеперечисленные сведения обязательны во всех государствах-членах Евразийского экономического союза. В России помимо них в ЭПТС могут заноситься следующие данные:

— о техосмотре, техническом обслуживании и ремонтных работах,
— о наложении (снятии) ограничений (обременений),
— о страховании, страховых случаях, участии в ДТП.

Персональные данные о юридическом или физическом лице могут быть указаны в документе только на добровольной основе при согласии собственника транспортного средства на обработку этой информации в системе. Ее могут вносить изготовители или другие уполномоченные органы при оформлении ЭПТС после покупки транспортного средства первым владельцем или на основании другого правового перехода права собственности. Информацию о втором и последующем владельцах в систему вносит оператор при согласии этих лиц. В ЭПТС также вносятся данные документа, на основании которого происходит смена владельца, в том числе стоимость транспортного средства и показания его одометра (пробег). У регистрационных органов ГИБДД, как и прежде, будет информация о собственнике. К ней также будут иметь доступ госорганы, например, налоговая служба для проверки налогооблагаемой базы, ФССП для наложения ограничений и т.п.

Информация, содержащаяся в ЭПТС, в полном объеме предоставляется только органам государственной власти. Уполномоченные органы и изготовители могут узнать все, кроме сведений о госрегистрации и внесенных в документ изменениях. Собственнику доступна только выписка из электронного паспорта. Для того, чтобы любое третье лицо, например, покупатель, получил информацию о статусе ЭПТС, он должен предоставить запрос с указанием VIN или номера кузова (кабины, прицепа). На начальном этапе эту информацию предоставит администратор системы Акционерное общество «Электронный паспорт». Предполагается, что позже данные можно будет получить через МФЦ или сайт Госуслуг.

К системе электронных паспортов предъявляются такие же требования безопасности, как к системе, хранящей персональные данные. В этой связи уровень безопасности, а также надежность процедуры сертификации — самые высокие.

Предоставлять свои данные или нет, нужно решать каждому собственнику. Но в некоторых случаях это может быть вполне оправданно, например, когда транспортное средство передается в лизинг или аренду. В разделе «Информация собственника» указывается реальный пользователь, которому потом могут быть перенаправлены претензии третьих лиц.

У ЭПТС может быть несколько статусов, которые отражают все циклы существования транспортного средства. «Незавершенный» паспорт присваивается автомобилю, сошедшему с конвейера или ввезенному на территорию государства. Документ становится «действующим» после уплаты утилизационного налога. Статус «погашенный» создан для паспортов транспортных средств, которые после выпуска проходят доработку, например, на грузовое шасси устанавливается оборудование бетономешалки или подъемный кран. После того как транспортное средство приобрело свой окончательный вид, ему выдается новый ЭПТС, на основании сведений, внесенных в СЭП изготовителем конечного транспортного средства. «Аннулированным» ЭПТС может стать в том случае, если при заполнении данных произошла серьезная ошибка (внесен неправильный VIN, год выпуска и т.п.), ОТТС или СБКТС признаны недействительными, не выполнены обязательные таможенные платежи, есть признаки противоправных действий (подделан VIN), транспортное средство покинуло границы Евразийского союза. Если вышеперечисленные проблемы будут устранены, то паспорт опять может стать «действующим», если нет — создается новый документ. «Утилизированным» ЭПТС становится после того, как соответствующая организация подала сведения об уничтожении транспортного средства.

«Данное соглашение призвано создать единую наднациональную систему контроля доступа, безопасности и достоверности данных по транспортным средствам, которая обеспечит свободное обращение техники на территории Таможенного союза», — считает Александр Морозов, замминистра Минпромторга.

Кто создает ЭПТС и вносит в него изменения

ЭПТС оформляют уполномоченные органы или организации-изготовители, определенные соответствующим единым реестром. В каждой стране ЕАЭС формируются национальная часть, отдельная от этого реестра. В России за ее ведение отвечает Минпромторг. Кроме того, к участникам систем электронных паспортов транспортных средств отнесены регистрирующие органы ГИБДД, таможня, налоговая служба, органы сертификации, выдающие ОТТС, СБКТС, дилеры.

Стоимость оформления ЭПТС на вновь выпускаемые в обращение транспортные средства не будет превышать 250 рублей. И эти расходы не будут касаться покупателей, кроме тех автовладельцев, которые ввозят автомобиль для личного пользования. Обмен бумажного ПТС на электронный паспорт обойдется автовладельцу в 600 рублей.

Планируется, что в Российской Федерации к участникам Систем ЭПТС могут быть внесены кредитные организации, органы МВД, ведущие розыск, Федеральная служба судебных приставов, базы утилизации. Они будут предоставлять информацию о статусе транспортного средства — нахождении в залоге, под арестом, в угоне, уничтожении и т.п., с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или путем подачи заявления оператору.

АО «Электронный паспорт» является национальным оператором и одновременно администратором Системы электронных паспортов. То есть на территории России компания отвечает за внедрение и эксплуатацию системы, а на уровне Евразийского союза является и ее разработчиком. АО создано в структуре Государственной корпорации «Ростех».

Представители всех вышеперечисленных органов и организаций должны иметь квалифицированную цифровую подпись, которой будут подтверждать свои действия по внесению информации в ЭПТС.

Дополнительные сведения о страховании, прохождении ТО, участии в ДТП, проведении ремонта смогут предоставлять и получать страховые компании, пункты техосмотра, дилеры, сервисы. Их данные будут вноситься в Систему национальным оператором.

Как оформляется смена собственника?

Данные о первом владельце уполномоченные органы или организации-изготовители могут вносить при создании ЭПТС, если его право собственности имеет юридическое подтверждение, например, зафиксировано договором купли-продажи и актом передачи автомобиля. Сведения о дальнейших собственниках в систему вносит оператор, если у него есть подтверждение передачи транспортного средства от самого владельца или заявление на это действие от суда, службы судебных приставов, органа соцзащиты, ломбарда и т.п. Вся информация будет передаваться с использованием интернета по защищенным каналам связи в соответствии с заключенными двусторонними соглашениями.

Если автомобиль имеет ЭПТС, то при смене владельца его действующий собственник может обратиться к оператору (АО «Электронный паспорт») или с заявлением в МФЦ, которым он сообщит о передаче транспортного средства покупателю. То же самое должен сделать и покупатель, сообщив о том, что он автомобиль получил. Эта услуга будет предоставляться в Российской Федерации как дополнительный сервис. Обращаться в регистрационные подразделения ГИБДД нужно будет для получения свидетельства о регистрации и, при необходимости, номерных знаков.

Собственник в подтверждение регистрации транспортного средства получает выписку из системы электронных паспортов в электронном же виде, но ее можно распечатать по аналогии с электронным полисом ОСАГО.

Для оформления ЭПТС собственникам транспортных средств не нужна квалифицированная цифровая подпись. Для подтверждения их достоверности оператор будет использовать реестры ЕГРЮЛ/ЕГРИП, единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), реестры ЕГРН и ЕРЗЛОПС или данные платежной системы «Мир».

Что будет с бумажными ПТС

Принудительно менять бумажную версию ПТС на электронную никого заставлять не будут. Все выданные до 1 июля 2018 года бумажные документы будут считаться действующими в течение всего срока использования транспортного средства. В первую очередь ЭПТС будут получать новые транспортные средства, которые только выпускаются или ввозятся, но постепенно и на вторичном рынке все бумажные ПТС заменятся на электронные версии, поскольку на бланк можно вписать только шесть владельцев. У одного автомобиля может быть только один документ: либо бумажный, либо электронный. Как только у транспортного средства появляется электронный ПТС, то его паспорт транспортного средства на бумажном носителе считается недействительными. После 1 июля 2018 года в Евразийском союзе прекратят выдачу ПТС на бумажных носителях.

«Для автовладельцев система электронных паспортов также будет комфортна. Обязательной замены «бумажных» ПТС на электронные не планируется. Хождение бумажных паспортов, выданных ранее, не будет ограничено сроками. В случае если на приобретаемый автомобиль есть бумажный ПТС, то покупатель может продолжить им пользоваться. То есть получение электронного паспорта транспортного средства будет носить добровольный характер. И только если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность, после 1 июля 2018 года его придется заменить на электронный документ». Минпромторг.

Когда начнут выдавать ЭПТС

По изначальным планам переход на электронный вид автомобильных паспортов должен был начаться 1 июля 2016 года и через полгода прекращен выпуск бумажных бланков. Но из-за неготовности инфраструктуры и нормативной правовой базы в государствах-членах ЕАЭС переходный период применения бумажных ПТС продлен еще на год.

Борис Ионов
директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт»
«До настоящего момента мы прошли множество тестов, испытаний и доработок. Сейчас мы находимся в режиме опытной эксплуатации. Она подразумевает фактический переход на оформление юридически значимых документов. То есть Система уже готова для оформления электронных паспортов»

В России к переходу на ЭПТС вроде бы все готово. С 1 июля 2016 года началось тестирование пилотной версии Систем электронных паспортов, через три месяца потенциальные пользователи приступили к обкатке Системы. С 1 июля 2017 года СЭП вводится в эксплуатацию и уже может начаться оформление электронных паспортов. Но пока сохраняется и бумажная форма документа. Работа над ведомственными нормативными правовыми актами также находится на завершающей стадии.

Все ли готовы к переходу на ЭПТС?

Что же касается готовности всех остальных участников системы, то они об этом не рассказывают. Еще осенью 2016 года на сайте Систем электронных паспортов стали появляться новости о взаимодействии администратора с представителями изготовителей и дилеров, среди которых перечислены ЗАО «Рено Россия», ООО «Фольксваген Груп Рус», АО «Вольво Восток», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Ниссан Мотор РУС», АО «Мерседес-Бенц РУС», «Группа ГАЗ», АО АЗ «УРАЛ», ГК «Автомир» и казахстанское сборочное производство АО «АЗИЯ АВТО». Но отправленные нами запросы в представительства автомобильных компаний либо остались без ответа вообще, либо ответом было отсутствие комментариев.

«Для автопроизводителей сохраняется возможность, в зависимости от их готовности, осуществить постепенный или единовременный переход на электронные паспорта транспортных средств в самостоятельно выбранный ими момент до 1 июля 2018 года. При этом применение электронных паспортов, оформленных автопроизводителями будет обеспечено уже в июле-августе текущего 2017 года». Минпромторг

При этом реальный переход на ЭПТС зависит как раз от включения в процесс конкретных автопроизводителей и госорганов. Особенно госорганов. По данным «Российской газеты», регистрационные подразделения ГИБДД просто не заказали бланки обычных ПТС, поскольку должны были перейти на электронную форму. Поэтому есть вероятность того, что после 1 июля выбора у российских автовладельцев скорее всего не будет — если возникнет необходимость получать новый ПТС, то он будет в электронном виде.

Запросы о готовности подразделений к переходу на электронные автопаспорта были отправлены и в две основные структуры, выдающие ПТС. Таможенная служба оставила запрос без ответа. Из пресс-службы МВД пришел такой комментарий:

«Вопросы, связанные с темой запроса, находятся в компетенции Минпромторга России, под эгидой которого осуществляется подготовка пакета необходимых нормативных правовых актов, которые до настоящего времени еще не приняты. 17 мая текущего года на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в проект его решения включены поручения о переносе ранее установленного срока обязательного применения электронных паспортов транспортных средств на 1 июля 2018 г. Таким образом, до указанной даты должна быть завершена задача по реализации всех организационных и технических вопросов функционирования системы электронных паспортов, включая механизмы взаимного обмена необходимыми сведениями между администратором данной системы (АО «Электронный паспорт») и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе и МВД России».

Опыт внедрения ЭРА-ГЛОНАСС подсказывает, что, несмотря на известные всем ответственным ведомствам и организациям сроки введения новой системы, они оказываются не готовы к ее реальному применению. Случится ли что-то подобное с ЭПТС, покажет время. Борис Ионов, директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт», заверил нас, что прошли неоднократные переговоры, более того, в активной фазе прошло тестирование системы и с таможней, и с налоговыми органами, и с Госавтоинспекцией. Вывод: система работает.

Ну а пока автолюбителям можно дать только один совет: проведите регистрационные действия, при которых выдаются паспорта транспортного средства, как можно раньше, пока есть бумажные бланки.

В заключение хотелось бы изложить точку зрения властей на аспект введения ЭПТС: зачем нам нужна система электронных паспортов и что она даст гражданам и государству?

Преимущества от введения Систем электронных паспортов транспортных средств для граждан:

— электронный паспорт невозможно потерять и не придется его восстанавливать;
— в электронный паспорт может быть внесено любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается;
— возможность получать актуальную информацию о наличии ограничений/обременений на транспортное средство (юридическая чистота автомобиля);
— возможность отслеживать всю историю транспортного средства с момента его изготовления или ввоза на территорию Таможенного союза и до утилизации или вывоза с территории Таможенного союза;
— этапы жизненного цикла автомобиля формируются в электронном виде организациями-изготовителями, компетентными государственными органами, уполномоченными органами (организациями) и доверенными участниками Систем электронных паспортов, что исключает умышленное (в чьих-либо интересах) искажение информации (как это возможно при наличии бумажного носителя);
— достоверная история транспортного средства может быть затребована в электронном виде в любой момент при необходимости (например, при купле-продаже автомобиля);
— возможность вносить дополнительные сведения о своем автомобиле в электронный паспорт.

Расчетные потери, связанные с изготовлением и обслуживанием бланков, составили бы около 700 млн руб. Применение электронных паспортов транспортных средств принесет в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году:

— налоговые отчисления национального оператора — 200 млн руб.;
— увеличение поступлений транспортного налога за счет уточнения налоговой базы по подержанным автомобилям в сумме около 130 млн руб.;
— увеличение ежегодных налоговых поступлений в бюджет за счет роста объемов реализации автомобилей через официальных дилеров и крупных независимых игроков — около 2800 млн руб. (налог на прибыль — 500 млн руб. + страховые взносы во внебюджетные фонды — 1600 млн руб. + НДФЛ — 700 млн руб.);
— увеличение поступлений таможенных платежей за счет сокращения количества автомобилей, не прошедших таможенные процедуры — около 240 млн руб./год.

Оформление электронных паспортов шасси транспортных средств не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Финансово-экономическое обоснование проекта постановления Правительства РФ «О введении в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства»

Электронный ПТС

С 1 ноября 2019 года на территории Евразийского Экономического Союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) ПТС больше не будут оформляться в бумажном виде. В России уже начался постепенный переход к процессу оформления электронных ПТС и занесения сведений в систему электронных паспортов.

Что такое ЭПТС?

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства, в котором содержится вся информация об автомобиле. ЭПТС оформляется и хранится в автоматизированной системе электронных паспортов. Он необходим для регистрации ТС в органах ГИБДД.

Как работает ЭПТС?

Организация-изготовитель оформляет ЭПТС на выпускаемые в обращение ТС

Регистрирующий орган использует данные из ЭПТС при проведении регистрационных действий

Сотрудник ГИБДД на дороге при надзоре за дорожным движением запрашивает информацию из ЭПТС по внутренним каналам связи

Собственник приобретает в дилерском центре новое ТС уже с оформленным ЭПТС

При прохождении ТО, внесении изменений в конструкцию ТС, страховании и т.д., информация о проведенных работах и актуальный пробег ТС вносится в ЭПТС

Преимущества ЭПТС

Электронный паспорт (ЭПТС) нельзя потерять и он не может закончиться. Все ЭПТС хранятся в одной автоматизированной системе — АС СЭП.

На протяжении всего жизненного цикла автомобиля в него может последовательно вноситься любая информация: сведения о собственниках, о прохождении ТО, страховании, о ДТП, о внесении изменений в конструкцию ТС и т.д

Получить выписку из ЭПТС собственник сможет на свой электронный адрес, в случае указания о нем сведений, как о собственнике ТС в ЭПТС.

С полной историей автомобиля можно будет ознакомится, запросив историческую справку через АС СЭП.

Какие сведения вносятся в ЭПТС?

ЭПТС отражает полную информацию об автомобиле и состоит из основной и дополнительной частей.

Основная часть
Является обязательной к заполнению. Она состоит из 13 разделов, где отражается: вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки автомобиля, общие технические сведения и многое другое.

Дополнительная часть
Эту часть заполнять не обязательно, хотя она содержит много полезной информации: сведения о собственнике, о залоге, ДТП, аресте, угоне, страховании, ремонтных работах и тд.

Статусы ЭПТС
После оформления ЭПТС ему присваивается определенный статус. Статус «Действующий» — обязательное условие для регистрации а/м в ГИБДД

Статусы ЭПТС

  • Незавершенный
    Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, но утилизационный сбор еще не оплачен.
  • Действующий
    Основная часть сведений заполнена, ЭПТС присвоен уникальный номер, а утилизационный сбор оплачен.
  • Погашенный
    Статус возникает, когда на базе одного транспортного средства изготавливается другое транспортное средство.
  • Аннулированный
    В электронном паспорте неверно указаны некоторые сведения: изготовления, цвет, №ОТТС и VIN.
  • Утилизированный
    Статус присваивается автоматически при утилизации автомобиля.

Приобретение автомобиля с электронным ПТС

При приобретении автомобиля с электронным ПТС дилер вместе с договором купли-продажи и актом приема-передачи выдаст вам распечатку выписки из системы электронных ПТС

При приобретении полиса ОСАГО или КАСКО выписку необходимо предоставить сотруднику страховой компании

В переходный период (4 кв. 2019 — 2020) автомобили KIA могут продаваться как с бумажными, так и с электронными ПТС. Проверить, выпущен ли автомобиль с электронным ПТС, можно на официальном сайте elpts.ru, введя VIN-номер вашего автомобиля в поле проверки.

Раньше для постановки на учет требовался оригинал ПТС, что нужно теперь?

Для постановки автомобиля на учет в ГИБДД необходим договор купли-продажи и акт приема-передачи. Выписка из базы ЭПТС необязательна.

Будет ли проводиться замена ранее выданных бумажных ПТС на ЭПТС?

Замена ранее выданных бумажных ПТС на ЭПТС производится в добровольном порядке по заявлению владельца. Список компаний, имеющих полномочия по замене, опубликован на сайте министерства промышленности РФ minpromtorg.gov.ru

>Как мне получить доступ к системе, где я могу посмотреть информацию про ЭПТС?

Информацию о наличии ЭПТС на автомобиль можно посмотреть на сайте elpts.ru , введя VIN-номер

>Кто вносит информацию о собственнике в ЭПТС и куда обращаться, если изменения не были внесены?

Изменения в ЭПТС вносят сотрудники дилерского центра.

Полезная информация:

  • Портал Систем Электронных Паспортов
  • Перечень организаций, которые имеют право оформлять паспорта

При возникновении вопросов по приобретению автомобиля с электронным ПТС а также оформлением ЭПТС вы можете обратиться на горячую линию производителя автомобиля и уточнять информацию на сайте https://elpts.ru

Отмена бумажных ПТС с 1 ноября 2020 года

Внимание! Вступление в силу решения об отмене бумажных паспортов транспортных средств перенесено с 1 июля 2016 года на 1 ноября 2020 года.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен нормативный правовой документ — Решение коллегии евразийской экономической комиссии «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Данный документ действует с 28 октября 2015 года, т.е. начиная с этой даты в России паспорта транспортных средств могут оформляться в электронном виде.

Ниже будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Отмена бумажных ПТС;
  • Замена бумажных ПТС на электронные;
  • Одновременное использование бумажного и электронного ПТС;
  • Что представляет собой электронный ПТС;
  • Кто может получить информацию из эПТС;
  • Преимущества электронного ПТС;
  • Вопросы, связанные с введением эПТС.

Приступим.

Отмена бумажных паспортов транспортных средств с 1 ноября 2020 года

В первую очередь рассмотрим подпункт а пункта 2 Решения коллегии евразийской экономической комиссии:

2. Установить, что:

а) до 1 ноября 2020 г. допускается оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства — члена Евразийского экономического союза (далее — государство-член);

Из этого пункта следует, что начиная с 1 ноября 2020 года ПТС будут оформляться только в электронном виде. Т.е. все новые автомобили будут иметь электронный паспорт, бумажные документы выдаваться не будут.

Замена бумажного ПТС на электронный

Замена бумажных ПТС на электронные регламентирована подпунктом г:

г) замена паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами «а» — «в» настоящего пункта на электронные паспорта транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники осуществляется по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники);

При желании любой собственник автомобиля может поменять бумажный паспорт транспортного средства на электронный.

При этом многих водителей волнует следующий вопрос. Обязательно ли менять бумажный ПТС на электронный? Нормативные документы не требуют обязательного получения электронного ПТС. Поэтому бумажный вариант может использоваться до тех пор, пока в нем не закончится место для новых собственников.

Одновременное использование электронного и бумажного ПТС

Обратите внимание, у автомобиля не может быть одновременно бумажного и электронного ПТС:

д) не допускается одновременное оформление электронного паспорта и паспорта на бумажном носителе на 1 транспортное средство (шасси транспортного средства), самоходную машину и другой вид техники.

Что представляет собой электронный ПТС?

Электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, которая содержит информацию об автомобиле, а также о его владельцах. Полный перечень информации, содержащейся в эПТС, приведен в Приложении 3 к Порядку функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных сердств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.

При желании Вы можете изучить перечень информации, которая должна содержаться в электронном ПТС. Для сравнения предлагаю Вам взять в руки обычный ПТС. Вы заметите, что бумажный паспорт содержит гораздо меньше данных.

При этом после оформления электронного ПТС собственник автомобиля получает выписку, которую может распечатать. Эта выписка и будет аналогом бумажного ПТС. При этом выписка содержит только часть информации из электронного ПТС. Содержание выписки приведено в Приложении 1.

Обратите внимание, выписка из электронного ПТС содержит лишь небольшой объем информации. Например, в отличие от бумажного ПТС в выписке не указывается собственник и изготовитель транспортного средства. С другой стороны электронные ПТС кроме категории водительского удостоверения будут содержать также и категорию транспортного средства из технического регламента.

Так что введение электронных ПТС поможет решить проблему определения категории транспортного средства в спорных случаях. Дело в том, что некоторые иностранные автомобили могут быть отнесены в России как к автобусам, так и к грузовикам. При этом на практике сотрудники государственных органов обычно относят автомобиль к той группе, где платежи в пользу бюджета (таможенные, налоги и т.п.) больше. Введение новой формы ПТС позволит однозначно отнести транспортное средство к той или иной категории.

Кто может получить информацию из электронного ПТС

Пункт 12 Порядка функционирования систем электронных ПТС содержит информацию о том, кто может на бесплатной основе получить сведения из электронного паспорта. Рассмотрим подпункты г и д, относящиеся к обычным водителям:

12. Участникам систем электронных паспортов для использования исключительно в собственных нуждах и (или) для реализации задач, возложенных на них в соответствии с настоящим Порядком и (или) законодательством государства-члена, без взимания платы предоставляются по запросам следующие сведения:

г) собственнику транспортного средства (шасси, машины) — сведения в объеме, предусмотренном приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку;

д) иным лицам — сведения о статусе электронного паспорта по запросу, содержащему:

идентификационный номер (VIN) транспортного средства (шасси), номер шасси (рамы) или номер кузова (кабины, прицепа) — для транспортного средства (шасси);

идентификационный номер машины или номер кузова (кабины, прицепа) — для машины.

Рассмотрим данный пункт с точки зрения оформления сделки купли-продажи автомобиля.

Потенциальный покупатель по VIN номеру автомобиля может получить только информацию о статусе электронного ПТС. Т.е. покупатель может узнать, что ПТС находится в одном из следующих статусов:

  • незавершенный;
  • действующий;
  • погашенный;
  • аннулированный;
  • утилизированный.

При покупке автомобиля с электронным ПТС я рекомендую покупателю провести проверку статуса документа. Правильное значение в данном случае — «действующий». Если ПТС находится в другом статусе, от покупки автомобиля лучше воздержаться.

Кроме статуса покупатель не может получить никакой дополнительной информации из электронного ПТС. Т.е. покупатель не имеет подтверждения того, что транспортное средство фактически принадлежит именно продавцу.

Тем не менее продавец может подтвердить, что он является владельцем транспортного средства. Для этого он должен сделать запрос на получение выписки из электронного ПТС. Эта информация выдается только владельцу автомобиля. Поэтому ее наличие может служить гарантией того, что машину продает именно ее текущий собственник.

Кроме того, покупатель может получить доступ к информации на платной основе:

13. Участникам систем электронных паспортов на договорной основе предоставляется доступ к сведениям, содержащимся в электронных паспортах, и к сервисам систем электронных паспортов в объеме, порядке и на условиях, которые определяются администратором, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка.

При этом перечень информации, которую можно получить на договорной основе определяется администратором системы.

Преимущества электронного ПТС

Важное преимущество электронного ПТС — это практически неограниченное количество информации, которое может содержаться в документе. В электронном ПТС не может закончиться место для записи собственников, поэтому его никогда не придется менять.

Кроме того, ПТС в электронном виде может храниться неограниченно долго и не может испортиться от времени или от внешних воздействий.

Вопросы, которые вызывает введение электронного ПТС

Тем не менее введение электронных ПТС вызывает некоторые вопросы:

1. Сложность оформления сделок купли-продажи. Непонятно, как продавец может вписать нового покупателя в эПТС, ведь доступа к базе данных он не имеет. Остается лишь оформить договор купли-продажи.

2. Покупка автомобилей в кредит. Раньше ПТС оставался в залоге у банке до погашения кредита. Электронный ПТС забрать невозможно, т.к. он хранится в государственной базе данных.

Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что электронные ПТС в итоге сделают жизнь автовладельцев удобнее. Однако в первые несколько лет многие водители будут сталкиваться с разнообразными техническими трудностями, поэтому я не рекомендую спешить с заменой бумажного ПТС на электронный.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 23 октября 2019 Раздел: Изменения автозаконодательства

Я собираюсь заключать договор купли-продажи автомобиля, у которого ПТС вообще нет и не было, только технический паспорт (автомобиль был зарегистрирован в 1993 году и все это время у него один хозяин), который хозяин не менял, так как автомобиль не эксплуатировался с 1997 года. Если я поеду в ГАИ после 1 июля, то мне выдадут бумажный ПТС или электронный?

С введением Электронного птс Получается новое мздоимстов со стороны государства!!! Снова в наш карман правительство лезет

Дмитрий, после 1 июля бумажные паспорта транспортного средства выдаваться не будут. Это не допускается. Поэтому автомобиль получит эПТС.

Удачи на дорогах!

Какова степень защиты эПТС ? Взломали,исправили и уже не владелец ТС.

Так, что все таки получит владелец? Какую такую выписку, которую он может распечатать?! Абра-кадабра какая-то.

Давно пора избавиться от этой бесполезной бумажки

Интернет пестрит информацией о том, что переход на электронные ПТС будет на в 2018 году, а в текущем, то есть с 01.07.2017.

Где правда?

Сергей, можете самостоятельно изучить решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 (ред. от 23.05.2017) «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники». Перенос на 2018 год произошел совсем недавно.

Удачи на дорогах!

А ведь от этого нововведения для владельцев больше минусов, чем плюсов. ПТС будет мнимым уже в этом году, храниться ПТС будет не у владельца авто, а где-то на серверах, а это однозначная уязвимость для самого владельца, короче с такими темпами колпак нам всем скоро 🙁

>Электронные ПТС: зачем переходить и как оформить

Что такое электронный ПТС

ЭПТС — это электронный паспорт транспортного средства. В нем содержится больше информации, чем в бумажном аналоге, а данные представлены в более удобной форме.

Окончательный переход на ЭПТС в России должен завершиться к ноябрю 2019 года, таким образом, с декабря документ будет оформляться исключительно в электронном виде. На данный момент, тем не менее, электронные ПТС для автовладельцев уже доступны для владельцев автомобилей Haval.

ЭПТС выглядит как запись всей достоверной информации об автомобиле в единой системе. Если ранее покупатель получал бумажный паспорт на руки, то сейчас номер паспорта будет вписываться в свидетельство о регистрации. При этом владелец в любой момент может проверить статус паспорта по этому уникальному номеру в системе электронных паспортов.

Зачем нужен ЭПТС

Электронный паспорт — аналог бумажного. Он содержит всю информацию о машине, в том числе историю ее жизни: от момента производства и ввоза на территорию Таможенного Союза до утилизации или вывоза из ТС. Все ТО, модификации конструкции, новые владельцы, юридические ограничения и ДТП отражаются в одном документе. В этом – его очевидное преимущество перед бумажной версией. Кроме того:

  • Новый паспорт невозможно потерять. Вся информация об автомобиле хранится в едином реестре — АС СЭП.

  • Его не нужно заменять, если меняется владелец, как было с бумажным паспортом. Все собственники вписываются в один документ.

  • В любой момент можно запросить выписку из АС СЭП или узнать историю автомобиля.

Главные преимущества ЭПТС — прозрачность и полнота информации, простота использования.

Как оформить электронный ПТС

При покупке нового автомобиля в дилерском центре Haval самостоятельно оформлять ЭПТС не потребуется: машина уже будет им оснащена.

Другая ситуация у владельцев уже зарегистрированных автомобилей. Чтобы поменять существующий бумажный паспорт на цифровой, необходимо обратиться в уполномоченные организации, например, к российскому оператору техосмотра. Нет необходимости срочной замены бумажных ПТС на электронные. Старые паспорта действуют без ограничения срока в РФ. Это только вопрос удобства и надежности, который решают для себя автолюбители.

Из чего состоит ЭПТС

В электронном ПТС на автомобиль есть два блока информации:

  • Основная информация, где содержатся вид, номер и статус ЭПТС, отличительные признаки авто, общие техсведения и другие характеристики. Эти 13 разделов заполнить обязательно. Если какая-то информация отсутствует, паспорт не будет действовать.

  • Дополнительная информация. Сюда вносят данные собственника, сведения о ремонте, страховании, ДТП, угоне или аресте.

Статусы ЭПТС

Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, ЭПТС должен быть действующим. Это значит, что все разделы основной части заполнены, а утилизационный сбор уплачен.

Вот какие еще статусы могут быть у электронного ПТС:

  • незавершенный: основные данные указаны, но утилизационный сбор не уплачен;

  • действующий;

  • погашенный: присваивается тогда, когда меняется вид транспортного средства;

  • аннулированный возникает в том случае, когда некорректно указаны важные параметры автомобиля;

  • утилизированный: статус автоматически меняется после утилизации авто.

Переход на электронные ПТС с 1 ноября 2019 года – что нужно знать?

Выкуп битых авто » Законы и поправки » Переход на электронные ПТС с 1 ноября 2019 года – что нужно знать?

Электронный документ приходит на смену бумажному

Тестовый запуск выдачи электронных паспортов на ТС вместо традиционных (бумажных) состоялся в середине 2018 года. С 07.10.2018 ЭПТС стали обязательными для вновь поступающих в оборот авто. Переход уже запущен, он проводится в рамках общей тенденции ввода электронного документооборота, ведения цифровых систем и реестров. Однако у многих автовладельцев возникают вопросы: электронный ПТС — что это такое, как его получить, обязательна ли замена старого документа на новый, что изменится с внедрением новой системы учета ТС.

Что такое электронный паспорт транспортного средства?

До 1 ноября 2019 года запланирован плавный переход на новые правила регистрации автомобилей. Начиная с указанной даты, ЭПТС станут обязательными для каждой новой машины. Это значит, что бумажные ПТС окончательно перестанут выдавать. О массовой замене, о ее необходимости и обязательности речи не идет: каждый собственник вправе заменить «бумагу» на ЭПТС, если сочтет нужным.

Электронный ПТС — документ, который хранится в цифровой базе данных, где содержится вся необходимая информация для идентификации ТС. Электронный документ полностью заменяет бумажный и имеет такую же юридическую силу.

В ЭПТС вносятся следующие данные:

  • идентификационные сведения о ТС.;
  • технические характеристики;
  • данные о пробеге;
  • сведения о внесении изменений в конструкцию;
  • прохождение техосмотра;
  • информацию о страховании (ОСАГО/КАСКО, страховщик);
  • сведения о владельцах (с их согласия, так как это персональные данные);
  • история прав собственности.

Образец ЭПТС может содержать от 90 до 150 полей, тогда как в бумажном варианте — только 21.

Процесс перехода регламентируется важным документом. Это приказ МВД «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, образца бланка свидетельства о регистрации ТС и признании утратившими силу нормативных правовых актов…» от 26.06.2018 № 399. Он был опубликован на официальном портале правовой информации 26.09.2018 и вступил в силу с 07.10.2018. Вообще переход к электронным паспортам планировался давно, первые акты появились в 2014-2017 годах.

В июле на коллегии Евразийской экономической комиссии было принято окончательное решение о переносе введения электронных паспортов транспортных средств. Это значит, что пока электронные и бумажные ПТС продолжают действовать на равных — на территории ЕАЭС. Когда введут новую систему в странах экономического союза известно: в ноябре текущего года.

Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

Как получить электронный ПТС с 2019 года?

Последние новости в России говорят о том, что предусмотрено 4 случая, когда выдается ПТС в электронном виде.

1. При приобретении нового авто – собственник, оформляя покупку в салоне дилера, сразу получает ЭПТС. Его оформляют отечественные изготовители. При этом номер нового паспорта сразу фиксируется в договоре купли-продажи. В ГИБДД уже используются сведения, оформленные в электронной базе данных. Регистрация становится более дешевой: покупателю не надо платить сбор за внесение изменений в обычный ПТС (350 руб.).

2. При ввозе авто через границу (из государств-членов ЕАЭС процедура будет более простой, так как предусмотрена единая оцифрованная база). В прочих случаях ПТС после прохождения таможенных процедур будут оформлять уполномоченные организации — аккредитованные Минпромторгом испытательные лаборатории.

3. В порядке добровольного обращения за заменой и в случаях, когда бумажный ПТС утрачен, поврежден.

4. Также ЭПТС могут оформлять уполномоченные операторы, проводящие техосмотр.

Отмена бумажных ПТС не ограничена сроками. Планируется, что они будут выводиться из оборота естественным путем, при переходе прав собственности, при добровольных обращениях, в процессе прохождения ТО. Этому будет способствовать и то, что электронные паспорта, по сравнению с бумажными, обладают рядом плюсов.

Главные преимущества ЭПТС

1. Даже при приобретении подержанного авто, например, у перекупщиков или частных лиц, покупатель получает точные и достоверные сведения о ТС. Историю собственников, пробег, конструктивные изменения, данные о ТО.

2. Следовательно, снижаются риски получить нелегальное или полулегальное авто с перебитыми номерами, находящееся в угоне, со «скрученным» километражем, «скрытыми» собственниками.

3. ЭПТС нельзя повредить, потерять. Соответственно, нет риска остаться без документа или платить за восстановление.

4. Удешевляется и упрощается процедура постановки на учет, внесение изменений в ПТС. Допустим, раньше в бумажный паспорт при смене данных надо было допечатывать сведения, могли закончиться пустые графы, что влекло необходимость оплачивать новый бланк. Эти проблемы уже неактуальны.

Электронный оборот облегчает жизнь и автовладельцам, и ГИБДД. Сделки купли-продажи ТС станут более безопасными. На руках собственников останутся и привычные документы на бумажном носителе: договор о покупке, свидетельство о регистрации. Планируется, что доступными также окажутся данные об участии в ДТП (между Российским союзом автостраховщиков и АО «Электронный паспорт» действуют договоренности об обмене данными), о действующих ограничениях и запретах. Эти данные также внесут в электронный ПТС на автомобиль.

Как оформить в 2019 году?

Знаковым событием стало принятие закона «О государственной регистрации ТС в РФ …» от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ. В частности, в нем указывается, какие документы надо предоставить для регистрации (ст. 15). Перечень остался предсказуемым (идентификация владельца, подтверждение права собственности и пр.), но если оформлен ЭПТС, в бумажном виде его предоставлять не надо.

Напомним, что теперь необязательно лично являться в ГИБДД для совершения регистрационных действий. Их можно совершить дистанционно:

  • через автосалон или производителя, если они включены в реестр специализированый организаций. Уполномоченные компании все действия совершают на месте, в том числе, выдают номера;
  • через онлайн-обращение на официальном сайте ГИБДД;
  • через портал госуслуг, который обеспечивает идентификацию собственника. Нужна электронная подпись для подтверждения операций;
  • через МФЦ.

Если человек решил поменять старый ПТС на цифровой, то ему нужно обратиться в инспекцию. Требуется составить заявление и приложить стандартный пакет документов. Оформление ЭПТС стоит дешевле — 600 руб. (выдача бумажного — 800 руб.).

  • Скупка автомобилей в любом состоянии
  • Статистика цен на битые автомобили
  • Сколько стоит сдать машину на разборку
  • Быстрый выкуп битого Citroen