Лада на экспорт

В каких странах популярны российские авто

Визитной карточкой российского автопрома долгое время считали «Волгу». Её любили и за границей. Однако в то же время знаменитый «Москвич» получал призы на международных ралли-рейдах, а «Победа» прекрасно себя чувствовала на улицах Бельгии и Великобритании. Что тут говорить, если машина со смешным названием «Буханка» до сих пор мечта многих японцев.

Статистика показывает, что за последний год продажи в страны Евросоюза наших авто выросли на 15%. Это связано с усовершенствованием модельного ряда автомобилей концерна Lada. В целом, эта марка успешно продаётся в 30 странах мира, в том числе в Тунисе, Чили и Кубе.

Хотя несколько лет назад экспорт российских машин казался каким-то экзотическим мероприятием в экономике. К сожалению, подтверждал это тот факт, что Лада открывала свои салоны чуть ли не в странах третьего мира. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и российские авто постепенно приобрели популярность за пределами родины. Благодаря тому, что машины получили новый облик и обновлённую технику, их можно выпускать на внешний рынок. К примеру, АвтоВАЗ стремится походить на Toyota (где 98% машин уходят на экспорт) и активно представлять свою продукцию в другие страны.

К большому разочарованию любителей отечественных машин, другие производители (кроме Lada) слабо стремятся выйти на мировой рынок. Всему виной затяжные кризисы в стране. Сегодня я хочу рассмотреть страны, в которых представлены и популярны истинно российские бренды.

Немного статистики

Внедорожники Хантер, Патриот и Профи только недавно пошли за пределы России, но продажи показывают неплохие результаты – 25% от общего количества произведённых машин успели продать в других странах.

Только в прошлом году за пределами нашей родины УАЗ смог продать 4 000 экземпляров. Дальнее Зарубежье приобрело 1 000 ульяновских машин.

167 внедорожников купили в Китае и Монголии со слаборазвитой системой транспорта.

Главные модели, которые продают в другие страны

Хотелось бы перечислить самые основные марки и модели, которые активно уходят за границу:

  • Lada Vesta;
  • UAZ Patriot;
  • Lada 4×4;
  • Lada Granta;
  • Lada X-RAY.

Модельный ряд корпорации Лада в последнее время действительно стал соответствовать международным стандартам. Он вправе называться конкурентоспособным и качественным предложением. Однако до нормального соперничества с японцами и немцами, ему ещё далеко, и производителям придётся приложить немало усилий.

В каких странах вообще продают русские авто

К большому удивлению, российские машины активно продают во многих государствах. В ТОП самых востребованных входят: Лада, УАЗ, ВАЗ. Эти модели активно расширяют свою географию. Самые популярные страны для экспорта:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия;
  • Грузия;
  • Таджикистан.

Открытием стали и другие страны Европейского Союза:

  • Венгрия. В этом государстве любят японских Suzuki и Nissan. Но и российские автомобили заняли почётное место и весьма неплохо продаются;
  • Словакия. Как и её сосед – Венгрия, Словакия покупает технику из нашей страны. Это, скорее, добрая традиция между соседями. А нам приятно!
  • Болгария. Тут не только говорят по-русски, но и активно покупают машины из России, несмотря на обилие других предложений;
  • Сербия. Как и в большинстве стран ЕС, здесь можно с лёгкостью купить за 8 000 евро неплохой Рено Логан. Однако сербы предпочитают нашу Ладу, иногда и за большие деньги. Почему? Сложно сказать, но нам выгодно;
  • Молдавия. Тут обратная ситуация. Например, в Приднестровье мало европейских машин, поэтому российские авто здесь покупают, т. к. эта часть страны поддерживает хорошие отношения с Россией.

Конечно, сам факт, что европейцы покупают наши автомобили, кажется удивительным. В нашу пользу говорит многое: качество машин возросло, а цена осталась приемлемой. Однако мы всё ещё не может составить достойную конкуренцию западным и восточным автомобильным брендам.

Статистика упорно указывает на тот факт, что в некоторых странах Запада наши машины продаются даже лучше, чем во многих регионах РФ. Но до заработка в миллиарды нашим концернам ещё далеко, зато есть к чему стремиться!

Экзотические рынки сбыта российских автомобилей

Вышеперечисленный список далеко не самый неожиданный в статье. Существуют гораздо более интересные рынки, где активно продают наши машины. Многие соотечественники, отправляясь в путешествие, удивляются, встретив родные Lada Granta или Kalina на улицах других стран. Например, модель Vesta весьма активно продаётся в других государствах и всё больше охватывает территории сбыта.

Среди самых неожиданных стран, куда продают наши машины, можно выделить:

  • Боливия. Весьма внезапная страна в этом списке. Хотя сюда можно отнести многие страны Латинской Америки (Чили, Перу, Бразилия). Продажи идут слабо, но пока еще держатся «на плаву». Открыты даже свои салоны. В таких местах наиболее популярны американские авто, т. к. их экспортировать дешевле;
  • Египет. Сюда уходит много машин из России. Видимо, египтяне помнят те времена, когда ВАЗы были единственно доступными для них автомобилями. Вот по инерции и скупают российские;
  • Германия. Вот уж какую страну не ожидали встретить в списках! Казалось бы, имея таких гигантов как BMW, Mercedes, Volkswagen, Opel, зачем ещё какие-то модели? Но удивительным фактом можно считать наличие автосалонов Лада на территории государства. Правда, продажи очень слабые, т. к. много хороших конкурентов;
  • Куба. Только недавно президент США снял экономическую блокаду и часть санкций. А до этого русские машины были одними из немногих доступных жителям этого государства.

Определённую долю отечественных машин поставляют в Латвию и Литву. В последнее время поставки заметно сократились, т. к. машины догнали в цене европейских конкурентов из Германии и Чехии. Поэтому жители Прибалтики отдают предпочтение, например, Polo вместо Granta. Но даже при наличии таких могущественных концернов, есть приверженцы исключительно русской техники.

Подводя итоги…

К сожалению, российские авто представлены на зарубежном рынке не так активно, как хотелось бы. Мы не столь удачно выглядим на фоне мощных конкурентов. Большое значение в таком вопросе играет цена: с учётом всех таможенных оформлений и поставок, стоимость выходит значительно выше, чем на родине.

Радует тот факт, что находятся настоящие почитатели российской техники. Это говорит о том, что экспорт нельзя назвать самым бесперспективным мероприятием. В последние годы рынок отечественных авто заметно расширяет свои границы. Это является логичным шагом для получения валютной прибыли, но концерны заняты удовлетворением потребностей российских покупателей.

Witt1654 ›
Блог ›
Нива от зарубежных дилеров

Немного о прекрасном. То есть о разнице взглядов на автодизайн а разных странах мира. И о том, как одна и та же машина может выглядеть очень по разному в Австралии, Германии, Франции, Испании, Бразилии, Италии, Канаде и Великобритании.
Собственно, о чём идёт речь? Ну, конечно, не о Рено Дастер.

Времена тогда были древние — в Германии стояла стена, в Италии рулила мафия, Бразилия была лишь трехкратным чемпионом мира, а в Австралии как обычно прыгали кенгуру.
В мире наступил год 1977…
И дебютировал первый кроссовер.
А назывался этот автомобиль как?
Правильно, назывался он Лада Нива! Изобретение сумеречного тольяттинского гения: с постоянным полным приводом, легковым салоном, маленькими свесами и проходимостью брутального джипа. Это все неожиданно нашло большой спрос на западных рынках!

Дилеры бросились заключать контракты на поставку полноприводной новинки с ладьей в страны Западной Европы. Так, резкий скачок продаж Лады именно на западно европейских рынках в 1979-82 годах во многом удался благодаря Ниве.
Продолжалась сия феерия лет пять, а затем взыскательная публика захотела перемен. В том плане, что внедорожные качества машины вопросов не вызывали. Но вот освежить внешность было бы очень не плохо.

Завод этим заниматься не собирался — здесь полным ходом создавали переднеприводное семейство Спутников и Самар. На внутреннем рынке Нива в первоначальном виде покупалась как горячие пирожки — колоссальный отложенный спрос и дефицит легковых автомобилей позволял держать модельный ряд на конвейере чуть ли не десятилетие.

Потому европейские дилеры решали проблему обновления интерьера и экстерьера сами. Появлялись новые материалы в отделке салонов, европейские кресла и рули, дизельные двигатели, оригинальные пластиковые обвесы, кенгурятники, люки и новая светотехника.

Первым в ряду продавцов тюнинговой Нивы стал французский экспортер Жан Пок, который для рекламы снаряжал команду на Нивах в первые гонки Париж Дакар.
Там внедорожник выступал очень успешно, занимая второе и два третьих места, вслед за Мерседесом. И это дало ощутимый толчок продажам во Франции. Принцип «выигрывай в воскресенье, продавай в понедельник» французы активно применяли.

Лимитированные серии «французской» Нивы: 4х4 Дакар, Сен Тропез двух генераций, Кадьяк, Орегон и прочие находили владельцев достаточно быстро. Причем существенный процент среди них были кабриолетами, с раскладывающимся тентом, в версии Плейн Соле. Объяснялось это теплым французским климатом и популярностью таких моделей в стране.

За французами подтянулись и западные немцы с австрийцами.Их тюнинг Нивы был не таким вычурным как на галльских версиях. Потомки Шиллера и Гете больше сосредоточились на повышении внедорожных качеств и удобстве водителя и пасажиров. Впрочем и о внешнем декоре не забывали. Самые популярные здесь Нивы — Серии 5000 С, зеленая Австро-Тайга, Нива Кабрио, антуражная красная Калифорния и т.д.

У англичан в это же время появилась Нива Коссак, со злыми колесами и дополнительной светотехникой, а ближе к началу девяностых годов и Нива Хуссар. Акцент островитяне сделали также на внедорожные качества Нивы, без толку не обвешивая ее пластиком.
Нива также поставлялась и на американский континент. Фирма Лада-Канада представила лимит версии для этой страны 4х4 и Нива Трек.

Самые отдаленный рынок на которые поставлялась Лада — это Австралия. И здесь дилеры не сидели сложа руки. В Австралии в 1990 году была представлена версия Торо ЕФИ. в интересном красно черном пластиковом обвесе.
Так что подводя некоторый итог сказанному — за сорок два года производства Нивы ее узнали и полюбили на многих континентах, в десятках стран. И местные условия эксплуатации, вкусы и предпочтения автолюбителей разных стран привели к появления большого числа интересных версий автомобиля. И спрос на них держался годами! Данные авто, со своими дизайнерскими особенностями, представлены в подборке.

АвтоВАЗ рассказал, кто покупает автомобили Lada

В России новые автомобили Lada в основном соответствуют предпочтениям автолюбителям старшего поколения. Приоритетом молодых водителей, в возрасте до 35 лет, являются иностранные модели машин.

Как заявил специалист пресс-центра АвтоВАЗа Стас Березий, средний возраст российского покупателя исключительно новых автомобилей Lada составляет около 40 лет.

«Это люди, как правило, семейные, с прочно устоявшимся образом жизни. Они четко понимают, что им нужно. И новая Lada — это их не первый автомобиль», — отметил Березий.

На вторичном рынке средний возраст владельца Lada — 35 лет, cамые молодые владельцы у машин BMW — 33 года, а автолюбители в возрасте 40-41 год владеют Jeep и Land Rover.

Отметим, что автомобиль Lada Vesta победил в «малом классе» премии «Автомобиль года в России-2019». Голосование проходило с 1 января по 14 апреля. Свои предпочтения высказали более одного миллиона человек. А выбирали они лучшие машины в 20 классах.

Кстати

В России зарегистрировано свыше 350 тысяч автомобилей ВАЗ-2101. Причем большинство из них, как сообщает аналитическое агентство «Автостат», «прописаны» в Сибири и Центральной России. На первом месте среди регионов находится Иркутская область, где парк ВАЗ-2101 составляет 18,4 тысячи штук, на втором месте Челябинская область — 17 тысяч штук, на третьем — Красноярский край — 15 тысяч штук. В прошлом году зарегистрировано 8,5 тысяч сделок со знаменитой «копейкой».

LADA или жизнь: кто и зачем покупает «Жигули»

Наш автопром встретил неприятеля в неплохом состоянии, обширным модельным предложением, силами нескольких заводов: ГАЗ, АЗЛК, ИЖмаш, ВАЗ, УАЗ. Капитуляция таможни помогла не только покупателям, но и производителям. Например, завод «Москвич» масштабнее всех сменил поставщиков комплектующих и к собственной смерти подошел с отменным набором зарубежных деталей: двигатели, тормоза, сцепления, амортизаторы и т.п. Короче говоря, за прошедшие 25 лет страна похоронила отечественную автомобильную отрасль. Оказалось, что наши заводы нежизнеспособны и конкурировать с остальным миром не в состоянии. Не умер только АВТОВАЗ (правда, дважды проданный иностранцам и уже не имеющий права считаться отечественным) и УАЗ, главный «Патриот» которого на 60% состоит из корейских комплектующих.

Но за эти годы люди окончательно разобрались с пристрастиями, переориентировавшись на иномарки. «Жигули» исчезли даже из деревень, уступив место престарелым германским и японским автомобилям. Репутация ВАЗа настолько низкая, что продажа любого нового автомобиля должна квалифицироваться, как подвиг дилера или психиатрический диагноз покупателя.

Продажи Lada в Европе растут. Что это — успех или игра со статистикой?

В июле, незадолго до ухода компании «АвтоВАЗ» в корпоративный отпуск (продлится с 23 июля по 12 августа), были озвучены рекордные за последние несколько лет показатели по продажам выпускаемых им автомобилей Lada на российском и внешних рынках. Внутри страны спрос за первые шесть месяцев года вырос на 21,1 процента, за рубежом — на 64 процента. Продажи в ЕС выросли на 10,7 процента. DW решила разобраться, можно ли считать это успехом, за что европейцы любят российскую марку и как отличаются цены на автомобили Lada в России и Германии.

Данные по продажам в России и за ее пределами. Распределение по странам

В силу своей сравнительной доступности автомобили марки Lada остаются самыми продаваемыми среди новых машин в России. По данным «АвтоВАЗа», в первом полугодии 2018 года на внутреннем рынке было реализовано почти 170 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что превышает прошлогодние показатели более чем на 21,1 процента.

Николя Мор и Lada Vesta на московском автосалоне в 2016 году

Рост продаж на внешних рынках в процентах выглядит еще масштабнее — 64 процента. Однако в единицах показатель смотрится скромнее — за пределами России за 6 месяцев года было продано в 10 раз меньше машин, чем на внутреннем рынке — 16 592 автомобиля.

В общей сложности автомобили Lada поставляются на экспорт более чем в 30 стран. Основными рынками сбыта являются государства — члены ЕАЭС Беларусь и Казахстан. На долю этих стран пришлось более 10 тысяч проданных за границей авто. Популярны машины Lada и в других странах СНГ, в частности в Узбекистане. Кроме того, как сообщила в июле пресс-служба «АвтоВАЗа», в первом полугодии марка вышла на три новых рынка — Кубы, Чили и Туниса.

Успех Lada Vesta в ЕС преувеличен

На долю стран ЕС пришлось всего 2770 новых Lada. Это 16,7 процента от всех экспортных продаж марки за первое полугодие и всего 0,035 процента от общего числа продаж новых автомобилей на рынке Евросоюза. «Несмотря на достигнутый рост, объемы реализации российских автомобилей в странах Евросоюза остаются очень низкими», — констатируют эксперты аналитического агентства «Автостат».

Производство машины Lada Granta на заводе «АвтоВАЗ»

Значительным прорывом могло показаться улучшение показателей Lada Vesta в ТОП-100 самых продаваемых в Европе моделей (был опубликован 30 июля на сайте focus2move). Эта модель поднялась за год в рейтинге с 72-го на 56-е место. Информационные ресурсы моментально растиражировали информацию о том, что продажи Vesta в Европе увеличились почти на 50 процентов за полгода, превысив 52 тысячи экземпляров.

При этом не уточнялось, что речь идет не о рынке ЕС: рейтинг аккумулирует в себе данные не только из стран, входящих в Евросоюз, но и из России, Украины, Турции и других стран Центральной и Восточной Европы.

За что европейцы любят Lada: ностальгия и тяга к ремонту своими руками

Руководитель аналитического отдела «Автостат» Андрей Топтун рассказал DW, что некоторые модели «АвтоВАЗа» традиционно находили своего покупателя в Европе еще в советское время. Тогда особой популярностью пользовалась полноприводная «Нива» — ВАЗ 21-21. К слову, этот внедорожник продавался даже в Австралии и Новой Зеландии. Сегодня европейцы также обращают внимание в первую очередь на «преемницу» той самой «Нивы» — Lada 4х4 — и сравнительно недавно появившуюся Vesta.

В июле «АвтоВАЗ» прекратил сборку автомобилей Lada Priora

Эксперт не склонен связывать успех Vesta с приходом в команду менеджеров «АвтоВАЗа» экспатов, а в состав акционеров — компаний Renault и Nissan. «Vesta нельзя назвать детищем нового менеджмента. Это, конечно, может преподноситься как заслуга Бу Андерссона (был гендиректором «АвтоВАЗа» в 2009-2013 годах. — Ред.), но на самом деле автомобиль проектировался еще чуть ли не при Владимире Каданникове (возглавлял «АвтоВАЗ» в 1988-2005 годах. — Ред.). Те давнишние разработки (за исключением дизайна) и легли в основу Vesta», — заявил Топтун. По его мнению, основное конкурентное преимущество модели заключается в невысокой цене.

Что касается Lada 4×4, то, как говорит эксперт, ее во многом покупают, что называется, по старой памяти. «К тому же в этом сегменте — настоящих внедорожников — по такой цене ничего не найти. И не забывайте, что есть такая особая категория людей, которые любят все делать своими руками. Lada — это идеальный для этого автомобиль», — отмечает Топтун.

Немецкий рынок: дилеры, цена и портрет покупателя

В Германии продажами автомобилей Lada занимаются 240 салонов, в Австрии — 40. Такие данные сообщил DW Бернд Хак (Bernd Haack), представитель LADA Automobile GmbH (независимая от «АвтоВАЗа» компания, которая занимается реализацией в Германии пяти моделей Lada).

В салонах этой компании Vesta в базовой комплектации стоит 12 тысяч евро (вариант «люкс» — 14 150 евро), а Lada 4×4 — 11 тысяч евро. По курсу ЦБ в рублях на 1 августа 2018 года Vesta в Германии, таким образом, стоит 879 тысяч рублей, 4х4 — 805,8 тысячи рублей. Цена на Vesta в базовой комплектации в России составляет 585 тысяч рублей, 4×4 — 470 тысяч.

Сказать о том, что спрос на Lada среди немцев огромен, нельзя. Так, например, представитель кёльнского автоцентра Alard Майк Вемайер (Maik Wehmeyer) рассказал DW, что в 2017 году клиенты Alard купили всего 40 автомобилей Lada. Покупателями стали в основном представители старшего поколения, которым нравятся новые автомобили по невысокой цене.

Среди отдавших предпочтение внедорожникам Lada также встречаются лесники и охотники. По наблюдению Вемайера, многие выходцы из России и стран бывшего СССР считают Lada хорошим по качеству автомобилем. Другие отмечают подходящее соотношение цены и мощности автомобиля.

Смотреть видео 01:33

АвтоВАЗ прекращает поставки автомобилей Lada в Западную Европу

Комментарий пресс-службы АвтоВАЗа на сей счет лаконичен, но вполне исчерпывающ: «В связи с ужесточением экологических норм в европейских странах мы корректируем нашу экспортную активность в этом регионе. Несомненно, что в какой-то момент нам придется покинуть их на некоторое время».

Напомним, что в феврале нынешнего года в странах Старого Света было продано 526 автомобилей российской марки. Это немного в сравнении с объемами продаж лидеров европейского авторынка, но на 22% больше, чем в феврале 2018-го, когда реализовать удалось 431 автомобиль. Во многом этот рост обеспечили продажи седана Lada Vesta, базовая комплектация которой для экспорта отличается привлекательной насыщенностью.

И в этой связи уместно также вспомнить, что первые автомобили Lada (которые на своей родине были тогда «Жигулями») отправились на экспорт еще в 1971 году, то есть фактически сразу после запуска производства в Тольятти. Главным образом поставки осуществлялись, конечно, в страны «социалистического лагеря», где за ними, как и в СССР, образовывались длительные очереди. Но и во многих странах Западной Европы в те времена наши «Лады» были довольно значимой и привычной частью городских и сельских (где была особенно популярна не имеющая тогда аналогов «Нива») пейзажей. И эти машины, несмотря на более чем почтенный возраст и доселе можно встретить во Франции, Бельгии, Великобритании (где, к слову, до 1997 года было продано 350 тысяч автомобилей Lada различных моделей). Несмотря на их техническое несовершенство и быстро устаревший дизайн, их ценили за дешевизну, простоту и двухлетнюю гарантию.

Рекламная съемка внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» на календарь 1973 года

Что ж, дело-то, как говорится, житейское. И наживное: привести свою несколько отстающую от европейского экологического законодательства продукцию в соответствие с его нормами – задача вполне посильная, особенно при участии французских совладельцев АвтоВАЗа. Весь вопрос в том, насколько эта овчинка стоит выделки, ведь подавляющее количество автомобилей марки Lada продается в самой России и сопредельных странах, а доля продаж в Европе при всем ее росте очень и очень мала в общей массе.

Рекламная съемка внешнеторгового объединения «Автоэкспорт», 1989 год

Однако же не будем забывать, что и престиж страны дорогого стоит, и возможные перспективы никогда не стоит сбрасывать со счетов, да и российские экологические нормы тоже на месте не стоят, догоняют постепенно мировые.

Пока же основными импортерами продукции АвтоВАЗа остаются Казахстан (13,1 тысяч автомобилей Lada), Белоруссия (10,4 тысяч) и Узбекистан (2,6 тысяч). Помимо этого, Lada отправляется на экспорт еще в 31 страну мира.

Ну, а европейским верным приверженцам тольяттинской марки остается надеяться на скорое возращение АвтоВАЗа на их рынки. Как в книжке про европейского же доброго старого сказочного персонажа: «Он улетел, но обещал вернуться!»