Мотоцикл пмз а 750

ПМЗ-А-750

Бензиновый, V-образный

746 см3

14 л. с., при 3 700 об/мин

70 мм

97 мм

5,0

карбюратор МК-1

воздушное

механическая

3,03

1,75

1,00

ПМЗ-А-750
Общая информация
Производитель Подольский машиностроительный завод (ПМЗ)
Составляющие
Двигатель Двигатель Тип Объём Максимальная мощность Цилиндров Клапанов Диаметр цилиндра Ход поршня Степень сжатия Система питания Охлаждение Тактность (число тактов)
КПП механическая 3-ступ. Тип Число ступеней Передаточные отношения 1 передача 2 передача 3 передача
Привод цепь
Передняя шина 4,50-18″
Задняя шина 4,50-18″
Технические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 90
Расход топлива, л на 100 км
при скорости 60 км/ч 6 л
Габариты
Длина, мм 2 085 мм
Ширина, мм 890 мм
Высота, мм 950 мм
База мотоцикла, мм 1 395 мм
Дорожный просвет, мм 115 мм
Медиафайлы на Викискладе

ПМЗ-А-750 — первый советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4636 экземпляров.

Производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Предназначался для нужд армии и для гражданской службы. Пример эксплуатации мотоцикла в колхозе показан героиней Марины Ладыниной в фильме «Трактористы».

История

Постановлением ВСНХ от 5 октября 1931 года было принято решение о производстве в СССР мотоциклов для Красной армии. В конце того же года группа под руководством Петра Владимировича Можарова (создателя одной из самых ранних моделей ИЖ) приступила к конструированию тяжелого двухцилиндрового мотоцикла с объёмом двигателя 750 куб.см.

Разработка велась в НАТИ, поэтому первое название мотоцикла стало НАТИ-А-750. Буква «А» обозначала, что данная версия может оснащаться коляской для использования на шоссейных и хороших грунтовых дорогах. Без коляски ограничения по качеству дорог отсутствовали. Число «750» соответствовало округленному значению рабочего объёма двигателя.

Конструкция

Мотоцикл ПМЗ-А-750. Самара, 2016 год.

В качестве прототипа конструкции ходовой части использовался мотоцикл BMW. Дуплексная рама из штампованных профилей, с вложенным внутрь бензобаком ёмкостью 21 литр, что было достаточно новаторски, работала с передней рессорной вилкой.

За базу двигателя избран V-образный нижнеклапанный 750-кубовый образец американской фирмы Harley-Davidson. При замкнутой системе циркуляционной смазки, масло подавалось шестеренчатым маслонасосом напрямую из картера двигателя. Механизм газораспределения состоял из шестерен и кулачков привода клапанов.

Коробка передач размещалась сверху двигателя и имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла. Число передач — 3. Передаточные числа коробки передач: 3,03/1,75/1,00. Крутящий момент передавался на заднее колесо с помощью цепи.

Мотоцикл получился действительно передовым по заложенным в него идеям. Это единственный довоенный советский мотоцикл, имевший замок зажигания и приборный щиток. Его система зажигания содержала аккумулятор и генератор постоянного тока.

Производство

Эмблема ПМЗ на раме мотоцикла

Первая партия из 4 мотоциклов была собрана к 1 мая 1933 года в Ижевске на Опытном Мотоциклетном Заводе имени Автодора. После испытательного пробега Ижевск — Сарапул — Горький — Москва и проб на армейском полигоне, принято решение об организации серийного выпуска. Для чего вся необходимая документация была передана на Подольский механический завод (ПМЗ), где в марте 1934 года приступили к производству партии из 10 мотоциклов с окончательным названием ПМЗ-А-750. В июле того же года мотоциклы были продемонстрированы приезжавшему на завод наркому С.Орджоникидзе. После чего, была поставлена задача их выпуска в количестве не менее 1500 штук в год.

Реальная эксплуатация показала низкую надежность ПМЗ-А-750. Одной из причин являлась капризность регулятора опережения зажигания. Поэтому «ПМЗ» иногда расшифровывали «Попробуй Меня Заведи». Кроме того, на скорости 40-50 км/ч могли возникать прогрессирующие вибрации переднего колеса такой силы, что руль вырывало из рук, мотоцикл переворачивался. Двигатель был неудачно сбалансирован и вибрировал, передачи переключались с большим трудом.

В 1939 году мотоцикл был снят с вооружения Красной Армии и с производства. На ПМЗ изготовление мотоциклов больше не возобновлялось, а силы страны были сориентированы на полный аналог немецкого BMW R 71, выпускавшийся в СССР под маркой М-72.

Дополнительная информация

Мотоцикл ПМЗ-А-750 в Музее отечественной военной истории

  • Тяжёлые мотоциклы ПМЗ-А-750, поступавшие для гражданских нужд, были сравнительно дороги. Их цена в 1938 году составляла 7760 рублей. Для сравнения цена массового лёгкого Л-300 была 3360 рублей, а ИЖ-7 стоил 3300 рублей.
  • Мотоциклы ПМЗ-А-750 использовались для спортивных соревнований. Двигатели форсировались до 25 л. с. при 4500 об/мин, что давало возможность достигать 145 км/час. В СССР на них выступали: Я. Грингаут, И. Кривошеев, А. Кулаков, А. Мешалова, Л. Свиридова.

Примечания

  1. Мотоцикл ПМЗ-А-750 в кадрах из фильма «Трактористы»
  2. О. Курихин Петр Можаров и его мотоциклы, Журнал «Мото», № 12, 2005
  3. 1 2 3 Г. Корзинкин Советские мотоциклы НАТИ-А и НАТИ-Б, Журнал «За рулём» № 9-10, 1933, стр.20-21
  4. 1 2 Журнал «Техника-молодежи», № 5, 1989, стр.18-19
  5. Фотографии конструкции мотоцикла (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июля 2010. Архивировано 11 января 2010 года.
  6. Я ездил на ПМЗ-А-750, Журнал «Мото», № 3, 2004
  7. 1 2 История ПМЗ-А-750 на польском сайте

Литература

  • Мотоцикл ПМЗ А-750: Уход, регулирование и содержание в исправности / Наркомтяжпром. Главметиз. Подольск. механич. завод. — Москва; Ленинград: Контора справочников и каталогов НКТП, 1936 (М.: тип. Профиздата). — Переплет, 60 с.

> См. также

  • Можаров, Пётр Владимирович

Мотоцикл ПМЗ-А-750: технические характеристики

Производство мотоциклов стало зарождаться в СССР спустя несколько лет после окончания Гражданской войны. В первые годы существования СССР на ряде заводов осуществлялся капитальный и восстановительный ремонт мотоциклов и автомобилей. Первые шаги по созданию собственного производства мототехники были предприняты ближе к середине 20-х годов.

Первые шаги мотоциклетной промышленности СССР

В самом конце 1924 года на бывшем заводе «Дукс» (в те годы он назывался завод №1 ОСОАвиаХим) в Самаре был изготовлен и собран образец мотоцикла.

Мотоцикл и двигатель являлись оригинальной конструкцией. Но при этом содержали в себе массу решений, позаимствованных у различных зарубежных производителей мотоциклов. Четырехтактный двигатель развивал около 10 лошадиных сил и имел один цилиндр. Газораспределительный механизм имел выпускной клапан с нижним расположением и приводом от распределительного вала. Выпускной клапан стоял в несъёмной головке цилиндра и работал от разрежения в цилиндре, возникающего при ходе поршня вниз.

Мотоцикл принял успешное участие в испытательном пробеге, но до серийного производства дело не дошло.

Первые мотоциклы ИЖ

Другим центром развития производства мотоциклов стал Ижевский механический завод. Именно в Ижевске было сформировано конструкторское бюро под руководством Петра Владимировича Можарова, благодаря многим работам которого и возникла мотоциклетная промышленность в СССР.

Основной продукцией Ижевского завода в те годы было стрелковое вооружение – пулеметы «Максим» и винтовки Мосина. Имевшееся на заводе высокоточное оборудование и высокая культура производства хорошо подошли для изготовления деталей мотоциклов. КБ Можарова создало несколько типов мотоциклов. Часть из них имело покупные двигатели (немецкой фирмы Вандерер), а несколько – оснащались двигателями собственной разработки.

Высокая загруженность завода армейскими заказами не позволила развернуть серийное производство ни одной из этих машин. Спустя несколько лет в Ижевске все же начали собирать мотоцикл ИЖ-7, который представлял собой копию мотоцикла немецкой фирмы ДКВ. Работы по адаптации конструкции мотоцикла под условия производства в СССР велись все тем же П. В. Можаровым.

Предпосылки создания ПМЗ-А-750

Освоение производства идентичных по конструкции мотоциклов ИЖ-7 и Л-300 (производились на заводе «Красный Октябрь» в Ленинграде) позволило начать их поставки в армию. Но данные машины являлись лёгкими, а армии требовались тяжелые мотоциклы, способные эксплуатироваться с боковым прицепом.

Отправными образцами при создании тяжелого мотоцикла стали машины американской фирмы «Харлей Дэвидсон» (Harley&Davidson). Мотоциклы этой марки поставлялись в СССР в достаточно больших объёмах и неплохо себя зарекомендовали.

Разработка НАТИ-А-750

Решение о создании мотоцикла было принято постановлением Совета народного хозяйства осенью 1931 года. В соответствии с постановлением начались работы по проектированию мотоцикла с двигателем с двумя цилиндрами, и с рабочим объёмом 750 куб.см.

Работы заняли около года и велись в НАТИ в отдельном КБ Мотоциклостроения под руководством П. В. Можарова. Кроме Можарова в бюро работали многие талантливые конструкторы, такие как И. Окунев и Б. Фиттерман, которые впоследствии станут ведущими конструкторами автомобильной техники СССР. Новая модель получила индекс НАТИ-А-750, где литера «А» обозначала возможность эксплуатации машины с боковым прицепом (только на дорогах с твердым покрытием), а цифры – округленный рабочий объем цилиндров.

Изготовление и сборку первых образцов мотоциклов НАТИ-А-750 осуществляли в конце 1932 года в Ижевске. Пробные испытания двигателей показали их работоспособность и дали показания мощности от 16 до 18 сил, что соответствовало исходному заданию и расчётам. Весной следующего года мотоциклы успешно прошли испытание пробегом от Ижевска до Москвы.

Однако вскоре вышло новое постановление – об освоении в Ижевске выпуска ИЖ-7 и о переносе производства НАТИ-А-750 в Подольск

Появление обозначения ПМЗ-А-750

Для производства мотоциклов выделили площади Подольского механического завода (ПМЗ), который много лет осуществлял выпуск швейных машин, попутно выполняя различные военные заказы. Заниматься организацией производства на новом месте снова назначили П. В. Можарова.

Освоение производства шло с огромным трудом, поскольку на заводе не имелось необходимого оборудования, технологий и квалифицированных сотрудников. В результате П. В. Можаров так и не увидел серийного производства своего детища — весной 1934 года он совершил самоубийство.

Летом 1934 года мотоциклы ПМЗ-А-750 прошли показ наркому С. Орджоникидзе, который одобрил конструкцию и потребовал скорейшего налаживания крупносерийного производства. Оно было налажено со следующего года и продолжалось четыре года. За это время было собрано более 4630 мотоциклов.

Мотоцикл ПМЗ-А-750 поставлялся в армию, различные государственные учреждения (милиция, НКВД) и продавался в частные руки. Максимальная скорость мотоцикла достигала 90 км/час при среднем расходе около 6 литров низкооктанового бензина А56 на 100 км. Мотоцикл имел прочную, но недоработанную конструкцию. Особенно много нареканий вызывала система зажигания двигателя, недаром одной из шуточных расшифровок ПМЗ стала фраза «Попробуй Меня Запусти». Еще одним дефектом стало явление резонанса передней вилки при скоростях около 40 км/час. После смерти П. В. Можарова доработку конструкции практически не велась. Кроме того, в СССР начались работы по созданию более совершенных машин, которые привели к созданию знаменитого М-72.

Эти факты и стали причиной прекращения выпуска мотоцикла в 1939 году. Подольский завод больше никогда не возвращался к сборке мотоциклов.

Конструкция ПМЗ-А-750

Конструктивно мотоцикл представлял собой смесь решений германской и американской мотоциклетных школ. Рама и ходовая часть создавались с оглядкой на немецкие мотоциклы BMW. Дуплексная рама собиралась из двух ферм из отдельных штампованных элементов.

Бензобак для ПМЗ-А-750 емкостью около 21 литра находился между ферм передней части рамы. Передняя вилка из штампованных профилей оснащалась 8-листовой рессорой, которая отчасти смягчала толчки от неровностей дороги. Заднее колесо не имело подвески и жестко крепилось к раме.

Четырехтактный двигатель был почти полной копией изделий Harley-Davidson. Мотор мотоцикла ПМЗ-А-750 имел два цилиндра, расположенных V-образно. Мощность серийных моторов не превышала 15 сил. Запуск двигателя ножной, с помощью педали. Привод системы газораспределения осуществлялся шестернями.

В одном картере с мотором размещалась трехскоростная коробка передач. Крутящий момент от двигателя к коробке передавался через многодисковое сцепление. Двигатель оснащался циркуляционной системой смазки с «сухим картером» (с питанием из отдельного маслобака емкостью в 2,25 литра) и батарейной системой зажигания напряжением 6 вольт. В состав системы зажигания входили генератор, катушка и распределитель. Привод заднего колеса цепной.

Оба колеса мотоцикла имели барабанные тормоза, с приводом от педали (задний барабан) и от рычага на руле (передний барабан).

Мотоцикл мог работать с боковой коляской. Коляска имела сварную раму и крепилась к раме мотоцикла при помощи трех шаровых соединений. Кузов коляски с одним пассажирским местом из стального листа подвешивался к раме на двух листовых рессорах.

>Мотоцикл ПМЗ-А-750

Описание

ПМЗ-А-750 — самый первый мотоцикл большого веса советского производства. Производился мотоцикл с 1934 по 1939 год, малым количеством всего лишь 4636 аппаратов. Активно использовался для военной службы и для гражданских целей.

В наше время мотоцикл ПМЗ-А-750 считается уникальным предметом для личных коллекций и музеев Великой Отечественной войны. Количество выпущенных единиц делает его раритетным, можно встретить только в байкерских коллекциях, так как сохранилась лишь пара десятков этих тяжелых агрегатов.

ПМЗ назвался по месту производства — Подольский механический завод. Численное обозначение 750 показывает объем двигателя, буква «А» помечает мототранспорт с возможностью крепления коляски. Конструированием аппарата занимался П.В. Можаров (основатель мототехники модельной линии ИЖ).

ПМЗ назвался по месту производства — Подольский механический завод. Численное обозначение 750 показывает объем двигателя, буква «А» помечает мототранспорт с возможностью крепления коляски.

В качестве образца ходовой части взяли за основу байк BMW. Рама имеет два одинаковых кольца с перемычкой между собой. Сделана из штампованного профиля, с вложенным вовнутрь топливным баком, что считалось диковиной в то время. Функционировала совместно с передней рессорной вилкой. За основу двигателя был взят 750-й кубовый Harley-Davidson.

У мотоцикла ПМЗ имелся замок зажигания и приборный щиток. Двигатель двухцилиндровый, четырехтактный. Ходовой объем составляет 746 куб. см. Максимум мощности в 14 лошадиных сил при 3,7 тысяч оборотов в минуту. Максимальная скорость составляет более 90 км/ч. Объем емкости для бензина составляет двадцать один литр. На скорости от 60 км/ч расход идет по 6 литров топлива на 100 км. Имеется три передачи скорости, расположенных сверху, а слева переключатель скоростей. Вес самого аппарата без коляски 225 кг.

Недостатком были частые поломки. Также, он с усилием заводился, его еще прозвали ПМЗ -«попробуй меня заведи», и тяжело переключались скорости.



Технические характеристики

  • V-образный четырехтактный двухцилиндровый двигатель.
  • 3 передачи скоростей.
  • Передаточные числа КПП — на первой 3.03, на второй 1.75 и на третей — 1.00.
  • Тип главного привода — цепной.
  • Диметр шин — R18.
  • Разгоняется до 90 километров в час.
  • Потребление на 100 км идет в среднем 6 л.
  • Длина 20,85 см, ширина 89,0 см, высота составляет 95,0 см.
  • Колесная база составляет 139,5 см.
  • Клиренс — 115 мм.

Мотоциклы ПМЗ-А-750 с номерами мотора больше 36 – А 25 снабжены усовершенствованным распределительным щитком, и модернизированной схемой проводки. Этот щиток имеет замок, который включает приборы зажигания, свет и гудок, при отпирании его ключом. Ключ для каждого замка индивидуален. В качестве топлива можно использовать обычный второсортный бензин. При суровых условиях эксплуатации добавляют 30% автомобильного или авиационного бензола.

История

Высшим советом народного хозяйства было решено выпустить двухколесные транспортные средства для красной армии. В 1931 году начались работы по созданию тяжелого двухцилиндрованного, 750 кубового монстра. Разрабатывался в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте , в связи с этим первым названием его было НАТИ-А-750, а число 750 было округлением рабочего объема двигателя.

После выпуска первых четырех аппаратов 1.05 1933 года, его испытывали по трассе от Ижевска до Москвы. Что позволило запустить тяжелые мотоциклы в массовое изготовление уже на Подольском механическом заводе.

Мотоцикл ПМЗ-А-750 производился с 1934 по 1939 год.

Были перебои с работоспособностью регулятора опережения зажигания мотора, при скорости от 45 километров в час начинались возрастающие колебания переднего колеса. Мотоцикл ПМЗ становился практически неуправляемым и имелась большая вероятность перевернуться на мотоцикле и травмироваться. С 1939 года было прекращено производство ПМЗ 750 и начиная с 1941 года началось производство М-72. В котором был взят за образец полностью BMW R 71.








carburetor73 ›
Блог ›
Мотоциклы (музей в Верхней Пышме) Vol.2

В первой части своего рассказа () я познакомил вас, дорогие читатели, со старинными мотоциклами Indian, Harley-Davidson и Yale.

Полный размерМотоциклы!

Продолжаю экскурсию.

Ценители искусства — дабы воочию лицезреть величайшие картины и скульптуры — идут в Эрмитаж, в Третьяковскую галерею, в Лувр etc. Я ничего не имею против, но вышеупомянутым культурным центрам предпочту, пожалуй, например, мотоциклетный музей. Там всегда есть на что посмотреть.
Старинными мотоциклами можно любоваться, внимательно рассматривать их узлы, детали и механизмы, поражаться техническим решениям, внедрённым в начале двадцатого века. Я несколько раз возвращался к тому или иному экспонату, т.к. каждый раз находил в них что-то новое и интересное!

===================================================================

Так было и с мотоциклом FN 3hp (1910 г.)

Полный размерFN 3hp

В бельгийском городе Эрстале компания Fabrique Nationale de Armes de Guerre («Национальная фабрика стрелкового оружия») с 1889 года занималась производством вооружения. Далее она начала выпускать велосипедные рамы (с 1895 г.), потом велосипеды, а в 1901 году появился первый мотоцикл под маркой FN.

Полный размерЭмблема компании на топливном баке

В 1904 году появился мотоцикл с сенсационным рядным четырёхцилиндровым двигателем с КАРДАННОЙ передачей (в те годы были популярны ремни и цепи)! Причем, впускные клапаны открывались посредством разряжения, а не кулачка! Смазка мотора осуществлялась ручным поршневым насосом.
Конструкция мотоцикла постоянно совершенствовалась. Представленный экспонат — 1910 года — имеет мотор рабочим объемом 0,498 л, мощностью 5 л.с. Масса — 104 кг. Скорость — 70 км/ч. Запас топлива — 8,5 л. Расход топлива — 5-6 л/100 км.

Полный размерЧетыре цилиндра стали сенсацией! Полный размерВидна карданная передача и ручной насос

Кроме этого, мотоцикл FN поражал специалистов наличием: встроенной в ступицу заднего колеса двухступенчатой коробки передач и действующими на один и тот же барабан заднего колеса ленточного и колодочного тормозов!

Полный размерСтупица заднего колеса (КПП внутри)

До 1917 года мотоциклы FN продавались Петербургским торговым домом «Победа». Ограниченное количество этих машин использовалось в русской императорской армии.

Помню, в старом журнале «За Рулём» (20-30 лет назад) мне встретилась статейка про этот мотоцикл! Нашел «репринт» того материала в интернете. Там написано, что мотоциклов FN очень мало осталось: они есть в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Риги и… Верхней Пышмы. Это очень радует!

===================================================================

Перед нами ПЕРВЫЙ советский серийный мотоцикл — Л-300 («Красный Октябрь»), выпускавшийся ленинградским заводом «Красный Октябрь» с 1931 по 1940 г.г.

Полный размерЛ-300

Прототипом был немецкий DKW Luxus-300. Конструктор — талантливый инженер Пётр Владимирович Можаров. Первые (опытные) экземпляры носили название ТРЕМАСС-300 (Трест массовой продукции). После различных проверок и испытаний конструкции, к концу 1930 года мотоцикл был готов к серийному производству. Новым обозначением модели стало — Л-300 (Ленинградский, с мотором рабочим объемом 300 кубических сантиметров). Выпуском ее занимался завод «Красный Октябрь». Всего было собрано — 1669 единиц.

Полный размерЭмблема на топливном баке. Удивительно, что обычно на этом месте красуется надпись КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ, а тут — просто золотой кругляш?

Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем — 0,293 л., мощность — 6,5 л.с.

Полный размерДвигатель мотоцикла Л-300

Коробка передач — трёхступенчатая. Масса мотоцикла — 125 кг. Скорость — 80 км/ч. Запас топлива — 14 л.

Полный размерВиден рычаг переключения скоростей и кик-стартёр

Желающих подробнее узнать об этом мотоцикле — прошу сюда

===================================================================

Позор! Позор мне! Я не помню, чтобы слышал о марке мотоциклов ТИЗ! Ужас! Кошмар! Но, как гласит народная мудрость: «Век живи — век учись!».

ТИЗ-4 — первый спортивный мотоцикл Таганрогского инструментального завода (полное название — «Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина»).

Полный размерТИЗ-4

Годы выпуска — 1938 — 1941 г.г. В процессе эксплуатации спортсмены самостоятельно вносили изменения в конструкцию с целью увеличения ходовых и динамических качеств мотоцикла.

Полный размерНадпись ТИЗ на топливном баке

Машина отличалась от серийного ТИЗ-АМ-600 верхнеклапанным двигателем мощностью 30 л.с.

Полный размерВерхнеклапанный двигатель Полный размерПриборный минимум: манометр и амперметр

К сожалению, более подробной технической информации об этом мотоцикле я не нашел. На музейной табличке информация тоже весьма скудная. Будем искать…

===================================================================
Следующий экспонат мне хорошо известен, но воочию его видеть не доводилось.
Первый советский тяжёлый мотоцикл ПМЗ-А-750 выпускался Подольским механическим заводом с 1935 по 1939 г.г. Всего изготовлено — 4636 шт.

Полный размерПМЗ-А-750

Разработкой мотоцикла занимался уже упомянутый П.В. Можаров. Штампованная дуплексная рама была спроектирована по образцу БМВ.

Полный размерЭмблема ПМЗ на раме мотоцикла

Двигатель был «американского» типа — V-образный, двухцилиндровый. Рабочий объем — 0,746 л. Мощность — 15 л.с. Коробка передач — трёхступенчатая. Переключение передач осуществлялось рычагом.

Полный размерДвигатель мотоцикла ПМЗ-А-750 (виден рычаг переключения передач) Полный размерВид с правой стороны

Передняя подвеска — рессорная (8 листов с регулирующим демпфером). Задняя подвеска — жёсткая.

Полный размерПередняя подвеска

Масса мотоцикла — 205 кг. Максимальная скорость — 95 км/ч. Ёмкость бензобака — 18 л.

Полный размерПриборная панель весьма скудна

Подробнее об этом интересном мотоцикле можно прочитать

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…