Недоливают бензин на АЗС

Что делать, если недолили бензин на заправке?

Если на заправке вы покупаете бензин и заливаете в своё авто 30 литров бензина, а вам выдают чек на 35 литров, — это значит, что вас обманули на недоливе. Также не редки ситуации, когда по факту наливают бензина меньше, чем вы хотели бы приобрести. В этих ситуациях (и вообще, если вы просто подозреваете, что с вами не честны) всегда лучше проверить продавца.

Как разрешить сомнения?
Не будучи уверенными в правильности работы топливнораздаточной колонки, вы можете обратиться к оператору АЗС за разъяснениями и с требованием провести контрольный замер отпуска бензина. Возможно, ваш спор закончится на обращении к продавцу и вам вернут деньги добровольно.
А возможно, вам придётся сделать контрольный замер. Для этого вам обязаны предоставить образцовый мерник, соответствующий ГОСТ 8.400-80. Мерник должен быть сухой и чистый, а также опломбированный Центром стандартизации и метрологии (далее – ЦСМ). В соответствии с п. 20.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, средства измерения, находящиеся в эксплуатации на АЗС, подлежат государственной поверке.
Номинальная вместимость мерников может быть 10, 20, 50, 100 дм3. С помощью мерника можно выполнить проверку топливораздаточных колонок, дозаторов бензина и дизельного топлива на предмет правильности отпуска горючего в температурных пределах от –20 °С до +30 °С. Согласно рекомендациям Госкомитета, установленным МИ 1864-88, температура топлива должна быть +20 °С. Однако сама АЗС в зависимости от времени года может корректировать температуру бензина, что отражается в соответствующих протоколах (п.п. 4.3, 4.4 МИ 2895-2004). Указанные документы в случае отклонения от температурной нормы можно запросить у администрации заправочной станции.
Имейте в виду, что бензин, который будет использоваться для контрольного замера, оплачивается вами. После проведения замера бензин можно слить в бак вашего автомобиля.
Перед замером мерник проливают топливом, иначе показатели мерника будут занижены.
Мерник содержит температурную разметку со шкалой от +50 до -60 и подвижную каретку. После того как топливо залито в мерник, необходимо чтобы подвижная каретка зафиксировалась (п. 6.4.4 МИ 2895-2004). Погрешность составляет от +1 до -1 номинальной вместимости. Всё, что больше или меньше, является отклонением от нормы. Если уровень бензина ниже установившейся планки, значит, вам недолили. Не исключено, что вам могут отказать в предоставлении мерника и осуществлении контрольного замера. В этом случае, при наличии обоснованных подозрений в обмане, вы можете позвонить в Роспотребнадзор и полицию. Не будет лишним, если вы заручитесь поддержкой очевидцев случившегося, а также сделаете запись в Книге жалоб и предложений. Если у вас нет времени ожидать стражей правопорядка, вы можете обратиться с письменной жалобой в указанные органы либо прокуратуру. После вашей жалобы АЗС проверят и в случае выявления нарушений наложат административный штраф либо приостановят работу топливораздаточной колонки до устранения неисправности.
Ваши права
Недолив бензина нарушает обязательное условие договора купли-продажи о количестве товара (ст. 465 ГК РФ). Указанные действия в том числе квалифицируются как обсчёт: взимание большей суммы, чем обусловлено ценой товара; либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы).
Поскольку вы являетесь потребителем, то на взаимоотношения между АЗС и покупателем – физическим лицом распространяет своё действие Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). Как гласит ч. 1 ст. 1 Закона № 2300-1, отношения в области защиты прав потребителя регулируются и ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 454, 456, 465 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю) в количестве, предусмотренном договором в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену). Статья 14.7 КоАП РФ говорит о том, что обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение административного штрафа.
Итак, если обман на заправочной станции подтвердился, на основании гражданского законодательства и Закона № 2300-1 вы имеете право:

  • требовать долива бензина;
  • получить назад излишне уплаченные денежные средства.

Вы также имеете право обратиться в суд. После направления жалобы в Роспотребнадзор в отношении АЗС будет проведена внеплановая проверка, по результатам которой, скорее всего, будет вынесено административное наказание.
Конечно же, желаем вам не сталкиваться с обманом! Но если это произошло, не стесняйтесь отстаивать свои права.

Борьба с недоливом на АЗС

Недолив бензина: как обнаружить и куда пожаловаться
Девяток яиц вместо десятка. Литровая бутылка, а молока – 830 мл. 900 граммов гречки и 180 – сливочного масла в пачке. А цена «тянет» на полноценный килограмм или литр! То же самое происходит не только на прилавках. На недобросовестных АЗС при заправке 10 литров бензина недолив может составить от 1 до 3,5 литров! Но чек вам пробьют на полный литраж.
Способов обмануть клиента – десятки!
Где-то перегибают шланг, где-то раньше времени срабатывает отсекатель, где-то смешивают топливо с воздухом. А где-то заправщик попросту раньше времени вынет пистолет из бака, пока вы расплачиваетесь за бензин и попутные товары на кассе.
Не так давно Росстандарт проверил порядка 200 жалоб автовладельцев. При контрольных закупках факты недолива топлива на АЗС подтвердились. Недобросовестные автозаправщики начали применять более изощренный способ недолива. Практически недоказуемый.
Мошенники научились программировать расходомер на колонке таким образом, что на экране высвечивается оплаченное показание литров, а в баке окажется меньше.
Эксперты утверждают, недолив сегодня – это результат манипуляций с программным обеспечением топливораздаточных колонок (ТРК).
С одной стороны, ущерб незначителен: при заливке 30 литров в бак попадает 29,7. При 60 – 59,4 литра. Датчик в баке такую разницу уловить не способен. Чем и пользуется недобросовестный заправщик. С другой стороны, учитывая объемы потребления моторного топлива, недолив – это миллионы рублей, выкачанных из карманов потребителя.
Как доказать, что вас «нагрели»
Первым делом поставьте в известность оператора заправки и потребуйте полноценного долива или денежного возмещения.
На крупных АЗС обычно на этом этапе конфликт будет исчерпан: там все же дорожат репутацией.
Но если оператор «прикинулся шлангом» и активно возражает, вызывайте администратора АЗС.
Попросите его предоставить специальную мерную тару (так называемый мерник), куда при вас должны перекачать весь бензин из заправленного бака, чтобы убедиться, что топлива меньше, чем пробито в чеке.
Однако этот способ подойдет для случаев, когда бак был пустым, с учетом 5-7 литров, предусмотренных производителем авто для «докатки» почти всухую до АЗС. Или вы точно знаете, сколько бензина в нем оставалось.
Есть еще один способ – возить с собой канистру с мерными делениями. Во время заправки надо залить последнюю треть бензина в канистру и сравнить с показателями на экране.
Если вам отказываются предоставить мерник или вам сложно определить, сколько топлива было до заправки, но чуйка все же подсказывает, что обманули, настаивайте на своей правоте.
Составьте Акт о недоливе в присутствии двух свидетелей. Ими могут выступить водители других машин или ваши пассажиры.
Акт составляется в произвольной форме, но с обязательным указанием количества оплаченных литров, места заправки, номера раздаточной колонки, времени заправки и ваших личных данных.
Обязательно сохраните чек!
Акт должен быть составлен в двух экземплярах. Один экземпляр останется у вас, с вашей подписью, подписями свидетелей и работников АЗС. Даже если они отказываются подписать документ, он легитимен. Второй, подписанный участниками актировки экземпляр, оставьте оператору или администратору.
Направьте претензию с приложением Акта в отдел защиты прав потребителей (региональное управление Роспотребнадзора).
Как правило, работники АЗС предпочтут не доводить дело до суда. И на этом этапе компенсируют причиненный финансовый ущерб.
Штрафы, новый ГОСТ и тайный покупатель
На днях руководитель Росстандарта Алексей Абрамов сделал утешительное для клиентов АЗС заявление.
С недоливом топлива готовы бороться на государственном уровне.
Законопроект, дающий Росстандарту право проведения контрольных закупок на недолив, готовится к обсуждению Правительством РФ для последующего внесения в Госдуму.
Кроме этого, Кабмин готовит поправки в Кодекс административных правонарушений, где будет ужесточена ответственность за недолив в виде внушительных штрафов.
– Чтобы увидеть, как дела обстоят на самом деле, существуют два варианта – «тайный покупатель» или неожиданный визит проверяющих, в ходе которого они предлагают запустить конкретные раздаточные колонки и с помощью специального мерника посмотреть, сколько топлива в реальности отпущено, – рассказал журналистам глава ведомства Абрамов.
В 2020 году Росстандарт планирует утвердить замену устаревшему ГОСТу на топливораздаточные колонки. Установленная еще в 1989 году точность измерения топлива имеет ряд погрешностей и неспособна распознать современное вредоносное программное обеспечение, обманывающее расходомер.
Введенный стандарт позволит считать каждую колонку измерительной системой, подлежащей периодическим поверкам целиком: от кассы до пистолета. Введет новые требования к программному обеспечению и методам идентификации несанкционированного доступа.
Также Росстандарт работает над созданием «скрытого» прибора для контрольных закупок. Обещают, что прибор будет способен определить недолив даже в 1% от объема заправки.
А пока Росстандарт обсуждает будущие «госты», рассчитывайте на себя.
Следуйте простым и действенным советам.
Старайтесь заправляться только в проверенных местах.
На случайных заправках доливайте бак небольшими объемами. Можно столкнуться не только с проблемой недолива, но и качества.
Не пользуйтесь услугами заправщика, поблагодарите за готовность оказать помощь и заправьте автомобиль самостоятельно.
Если в прозрачном «глазке» на пистолете проскакивают пузырьки, прекратите заправку – топливо смешано с воздухом.
Смотрите на дисплей счетчика на раздаточной колонке. Отсчет литров должен прекратиться еще во время заливки, а не после нее.
http://domsovet.tv/society/nedoliv-b…tm_source=mail

Недолив топлива на АЗС куда жаловаться? Список действий и рекомендации

Кого сегодня удивишь недоливом бензина или дизеля, эта практика стала масштабной, что многие водители просто смирились, выбирая заправки, где недоливают меньше всего. Наша редакция также столкнулась с этой проблемой, когда в 19 литровую канистру (плоскую-экспедиционную), влезло по счетчику аш 24 литра. 5 литров на ровном месте заработала себе заправка (и это с одного водителя), а если это масштабировать до средних 20-40 тонн топлива, что в сутки спокойно так реализуется, профит оказывается бешеный

Если взять средние цифры по заправках по всей стране, то получим цифру 5%. (то есть с полного бака 50 литров, 2.5 — это выйдет чистый недолив)

*Раскрывать область нахождения и бренд АЗС, мы не станем, сами угадайте по каким причинам.

Что нужно делать?

Так как же бороться с недоливами? Можно попросить мерную тару (по закону должна быть на каждой заправке), но кто даст гарантию, что во время ее наполнения, оператор не перенастроит программу как нужно?

Для начала нужен чек, подтверждающий, что вы купили топливо. Далее просим видео с камер наблюдения, для подтверждения, что во время заправки, ничего не делали.

Составляем письменную претензию, отправляем ее заказным письмом на имя владельца заправки, прокуратуру и защиту прав потребителей. Дополнительно можете воспользоваться формой обратной связи на сайте и продублировать информацию туда.

По факту обращения их не накажут, не ждите, а вот основания для внеплановой проверки, жалоба вполне себе выдает, а на ее основе уже возбуждается уголовное дело. Беда в другом, о проверке владельцу АЗС сообщают за сутки.

Большие штрафы, есть только для некачественного топлива (от 500.000 рублей), а за обман с литрами — пока нет. Вернее деньги с них проверяющие органы возьмут, только если посчитать, они отобьются за пару дней.

Определяем недолив

Первый способ

Чтобы кого-то обвинять, нужно располагать фактами на руках. Для начала посчитайте свой расход бензина. Данные из паспорта машины можете выкинуть — там указаны идеальные условия для передвижения, которые ничего общем с реальными городами не имеют.

Затем узнайте вместимость своего бака. Никаких там, на вскидку 40, нужно с точностью до литра + делаем погрешность на топливо в системе — в форсунки же оно прокачивается не напрямую с бензобака,

Вот зная точную цифру, заливаясь до полного бака, можно сделать окончательные выводы — обманули или нет.

Частенько, когда ловите так за руку заправщиком \ операторов, они могут начать нести чушь в стиле — у вас пластиковый бак, он расширился, это нормально, так что не задерживайте очередь.

Интересный факт: некоторые АЗС, настолько изощряются в разбавлении топлива и недоливе, что строят дополнительные резервуары, куда в среднем сливают 4-5% топлива с каждого, незаметно.

Второй способ

Берем канистру, но только железную, с ГОСТовоской маркировкой. До полной наливать ее не следует, делаем проще — если она 10 литровая, то 10 литров. Причем оператору не говорим, что будем заполнять именно ее. И в итоге смотрим — сколько пустого места в ней осталось.

С пластиковыми не прокатит — по закону, заправлять АЗС их не имеют права (даже, если только что у них купили). Да и найти ГОСТовский вариант — сложновато.

Статья по теме: Какая канистра для бензина лучше.

Нюансы

При заправке свыше 20 литров, может попасть в бак только 19-19.5, или 38-39 с 40 литров. Это связано с некорректной настройкой оборудования или всякими программными сбоями (интересно только, что все эти сбои никогда не будут в вашу пользу).

Плюс 10% бензина могут испариться, как выходя из шланга, так и при транспортировке. Но это относится только к лету и жаре.

Заправщик, зная некоторые тонкости может оставлять себе на чай по 1-2 литру с каждой машины. Никогда не задумывались, что часть оплаченного бензина остается в шланге? Даже когда он вытащил шланг, смотрите на счетчик на колонке. Цифра меньше? Это уже повод для скандала, т.к. вы поймали за руку не юридическую организацию, а физическое лицо.

Любите путешествовать? Заранее посмотрите какие сети АЗС есть в том регионе. Почитайте форумы, отзывы, что пишут люди и что рекомендуют. Идеальный вариант вы не найдете, но точно будете знать, где покупать нефтепродукты вообще не стоит.

Итог

Заправляйтесь только на проверенных заправках. Даже брендированные (даже в одном городе), одна от другой могут отличаться. Пообщайтесь с владельцами той же марки машины как у вас (разное топливо на разных двигателях ведет себя по разному), попробуйте все бренды заправок, посчитайте средний расход топлива, обратите внимание на динамику машины и делайте выводы.

Советуем объезжать стороной мелкие региональные АЗС, поскольку у них нет объемов продаж и разбодяжить нефтяной продукт, могут чем угодно. Нередки случаи, когда после залива такого топлива, может загореться Check Engine.

Частично (или полностью), такой обман может компенсировать кэшбеком в виде бонусных баллов этой заправке. А если совсем подойти адекватно к этому вопросу, то оплачивать кредиткой и получать еще кэшбек с нее (в виде рублей или тех же баллов) вот по факту двойной возврат.

Как доказать недолив или плохое качество бензина. Пошаговая инструкция

27 сентября глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрила законопроект о введении штрафов с оборота для АЗС, которые попадутся на недоливе топлива.

Законопроект нами одобрен и в ближайшее время будет согласован с ведомствами и по решению Госкомиссии внесен в правительство для одобрения и последующего внесения в Госдуму. Мы постараемся внести в осеннюю сессию, но, возможно, это перейдет в весеннюю,

– сказал Мантуров.

Он добавил, что закон о штрафах может вступить в силу уже с начала 2019 года.

Д. Мантуров. Фото: www.globallookpress.com

Министр еще в августе озвучивал параметры документа: АЗС могут быть наказаны штрафом в размере 1% от выручки за прошлый год, но не менее 500 тыс. рублей. Повторное нарушение должно караться уже 3% от выручки, но не менее 2 млн рублей.

Почему в последнее время особенно обострилась проблема недолива или продажи некачественного бензина? Минувшее лето было тяжелым для АЗС, столкнувшихся с резким ростом цен на топливо на внутреннем рынке.

Этот рост стал следствием заметного увеличения мировых цен на нефть. Оказалось, что гораздо выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не в России. Делали компании это, между прочим, не только из-за привлекательности экспорта, но и из-за увеличившегося налогового бремени. Продажа топлива в России стала для многих поставщиков нерентабельной.

Телеканал «Царьград» неоднократно и подробно разбирал причины этой ситуации.

В итоге автозаправочные станции как независимых продавцов, так и крупных нефтекомпаний начали торговать бензином – по словам их представителей – себе в убыток. Логично, что они пытались и пытаются сократить потери – недоливают топливо или разбавляют бензин.

Как откровенно признает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, в кризис бензин «бодяжат» подавляющее большинство заправщиков.

«Когда идет кризис по нашему рынку – всегда идут «бодяжничество», недоливы, потому что в кризис АЗС работают в убыток и вынуждены хоть как-то компенсировать себе эту ситуацию», — сказал Танкаев.

Кстати, недоливы на заправках еще летом были зафиксированы «тайными покупателями» Федерации автолюбителей России (ФАР). О проблемах говорили и в Росстандарте: недоливы могут составлять до 20% от всего оплаченного топлива.

Фото: www.globallookpress.com

Что делать, если машина сломалась из-за плохого бензина

Если ваш автомобиль не заводится после заправки или же двигатель работает не так, как это было раньше, – скорее всего, дело в плохом бензине. Сразу возникает вопрос: как доказать, что вам залили некачественный бензин?

Шаг первый. Обязательно сохраняйте чек после заправки. Он станет основным подтверждением того, что вы заправили машину именно на этой АЗС. Эксперты советуют сохранять чек хотя бы в течение 2-3 дней после заправки. Если же чек утрачен – не беда. Доказательством может послужить выписка из операций по банковской карте (если оплата была безналичной), где будут отмечены продавец, время и сумма покупки.

Шаг второй. Вам необходимо зафиксировать поломку машины в сервисном центре или на станции технического обслуживания. После осмотра попросите мастера выдать заключение о причинах неисправности машины и затратах на ремонт.

Шаг третий. Уже на этом этапе проблему можно урегулировать в досудебном порядке, если продавец добровольно согласится компенсировать вам убытки. Заключение о поломке (лучше копию) нужно направить на адрес продавца топлива. К этому документу в обязательном порядке следует приложить претензию, в которой в свободной форме вы должны изложить, когда, на какой АЗС и какое топливо вы приобрели и какие убытки понесли в результате поломки машины.

В претензии необходимо указать ваши контактные данные, чтобы продавец мог связаться с вами. Претензия – важный документ в вашей защите. Поэтому она либо вручается под подпись представителя продавца, либо направляется ценным письмом по почте с описью вложения. Продавец обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней.

Фото: www.globallookpress.com

Шаг четвертый. Необходимо провести экспертизу топлива. По этой причине – не сливайте бензин из бака. Если в срок до 20 дней от продавца не было никакой реакции на вашу претензию, тогда придется отправить образец бензина экспертам. Такую услугу предоставляют многие лаборатории.

К сожалению, все расходы на данном этапе вам придется взять на себя. Нужно обязательно уведомить продавца о проведении экспертизы. Для этого по каналам обратной связи (через сайт продавца), лично или телеграммой нужно указать дату, время и место проведения анализа. По результатам анализа ваш пакет документов пополнится экспертным заключением.

Шаг пятый. Если продавец отказывается удовлетворить ваши требования или тянет время, то пора идти в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика. Для этого нужно написать исковое заявление о взыскании ущерба, который вы понесли из-за некачественного товара.

Основания для возмещения предусмотрены статьей 14 закона «О защите прав потребителей», а также статьей 1095 Гражданского кодекса, которая гласит, что продавец товара обязан возместить вред здоровью или имуществу, причиненный из-за недостатков товара. В суд должны быть переданы:

  • исковое заявление;

  • копия чека на покупку бензина или выписка операций по банковской карте;

  • оригинал заключения сервисной станции о поломке машины;

  • копия претензии, которую вы направляли продавцу;

  • заключение экспертизы топлива.

К этим документам не лишним будет приложить и чеки, например, за транспортировку машины в сервис, за экспертизу и другие расходы в рамках дела.

Фото: www.globallookpress.com

В суде придется доказать:

  • факт покупки бензина у этого продавца;

  • поломку машины;

  • плохое качество бензина;

  • связь между поломкой и плохим качеством топлива;

  • размер причиненного вреда.

Бензин дороже молока: почему рацион железного коня накладнее собственного? Пронько. Экономика 18:00 — 14 Августа

Что делать, если вам недолили топливо на АЗС

Если с доказательствами плохого качества бензина проблем быть не должно, так как у вас на руках будут необходимые документы и заключения, то с недоливом бензина дела обстоят не так просто. Ведь когда вы доказываете плохое качество бензина, то налицо факт поломки или плохой работы двигателя автомобиля. Факт недолива топлива, напротив, неочевиден, у вас есть лишь подозрения, что вас обманули.

Шаг первый. Если вы подозреваете, что вам недолили бензин, например, если датчик топлива в бензобаке упорно показывает совсем не то количество, которое вы купили, то не спешите покидать АЗС. Не стесняйтесь подойти к другим автовладельцам и попросить быть свидетелями, записав при их согласии имена и контактные данные. Разумеется, чек за заправку нужно сохранить: в нем указано количество литров, которое вам якобы продали.

Фото: www.globallookpress.com

Шаг второй. Юристы советуют смело идти на АЗС, заносить произошедшее в жалобную книгу и требовать компенсации переплаченной суммы. Бывает, что продавец сразу признает вину и соглашается компенсировать вам этот недолив. Чаще всего АЗС ссылаются на то, что «что-то не так с техникой».

Шаг третий. Если продавец отказывается признать факт обмана, то следует перейти к проверочным процедурам. На каждой АЗС должен быть соответствующий ГОСТу образцовый мерник, опломбированный Центром стандартизации и метрологии (ЦСМ).

С его помощью можно произвести замер того, сколько топлива на самом деле раздает колонка. Процедуру лучше фиксировать на фото или видео. Результаты проверки следует предъявить руководству АЗС. Бензин для проверки придется оплатить из своего кармана (чек, разумеется, тоже следует сохранить).

Шаг четвертый. Замеры можно произвести также с помощью канистр для топлива. Однако понятно, что не каждый автолюбитель готов возить с собой канистры, чтобы выявлять недолив. Но если вы решили доказать свою правоту во что бы то ни стало, то канистру все же лучше иметь под рукой. Процедуру замера также нужно фиксировать на фото или видео.

Шаг пятый. По поводу окончательных действий юристы расходятся во мнениях. Недолив бензина является нарушением условия договора купли-продажи по статье 456 гражданского кодекса.

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% — к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка — больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное — недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% — почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше — в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

В «Независимом топливной союзе» отнеслись к исследования ФАР крайне скептически, отметив несовершенство методики измерений и ограниченную выборку АЗС.

— Мы не отрицаем, что существует проблема недолива, но она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР. Надо отдать должное службам Росстандарта, которые отслеживают ситуацию на АЗС. И у регулятора есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев — оборотные штрафы. Поверьте, это весомое наказание. Поэтому мы попросили юристов оценить выводы ФАР, с точки зрения, подачи иска в суд по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — заявил президент «Независимого топливного союза» Павел Баженов.

Недоливать будут чаще

АЗС промышляли недоливом всегда, но в последний месяц он стал практически единственным способом удержаться на плаву для многих. Заморозка розничных цен на топливо на фоне резкого роста оптовых лишила небольшие АЗС прибыли. Поэтому рецептов два — «бодяжить» и недоливать, и последний способ по многим параметрам безопаснее.

В начале этого года ФСБ раскрыла масштабную схему недолива на десятках российских АЗС. С помощью вредоносного кода в программном обеспечении сотрудники могли незаметно сливать в отдельный резервуар 3–7% оплаченного топлива.

Частные АЗС поставлены в тяжелые условия — недолив для них один из способов выжить

Технологии недолива разнообразны: скажем, пробники объемом в 5 и 10 литров, которые предусмотрены стандартами, колонка может наполнять с необходимой погрешностью (до 0,5%), но увеличивать степень недолива при заправке больших объемов. Встречается индивидуальный подход:

— Иногда оператор выбирает машину, для которой может задать недолив, — объясняет главы Росстандрата Алексей Абрамов. — Например, в первую могут недолить бензин, а вторую и третью заправить, как полагается.

Как обнаружить недолив

Первые подозрения у автомобилистов обычно появляются на интуитивном уровне. При этом показания индикатора на панели приборов нельзя абсолютизировать: он не относится к точным приборам, и его градуировка не всегда линейна.

Индикатору остаточного топлива я бы не доверял без оглядки

Хотя есть и маленькие хитрости:

— У моего Renault Logan есть сервисный режим бортового компьютера, который активируется, если перед включением зажигания нажать кнопку обнуления одометра, — рассказывает автоэксперт Юрий Панченко. — Кнопкой на торце правого подрулевого переключателя можно пролистывать разные параметры, включая количество топлива в баке с точностью до литра.

Автомобилисты часто негодуют, если в топливный бак вошло больше паспортного объема. Но помимо недолива виной может быть неверная оценка остаточного топлива и объем горловины бака. Скажем, Lada Largus озадачивал владельцев, вмещая в бак более заявленных 50 литров топлива: помимо всевозможных погрешностей, сказывалась горловина объемом около 5 литров.

Объем топливного бака указывается без учета горловины

В целом, лучше воспользоваться отдельной емкостью, например, канистрой. При этом не ориентируйтесь на заявленный производителем объем. Тарировать емкость можно с помощью мерника известного литража. Такой способ не гарантирует высокой точности, но позволяет поймать явный недолив.

Желательно снимать весь процесс на видео в присутствии несколько свидетелей.

И, кстати, не используйте емкости из пластика (включая ПЭТ-тару): АЗС вполне может отказать вам в наливе, поскольку тара из диэлектрика грозит вспыхнуть от статических искр.

Куда жаловаться

Первый путь — обратиться в надзорные органы.

— Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, — рассказывает автоюрист Лев Воропаев. — Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя — один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив. За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

— Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, — объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

— Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики — это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.

Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

— Может, но выиграет ли — большой вопрос, — делится опытом Лев Воропаев. — Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

Развод на заправке. Как АЗС обманывают водителей с недоливом бензина

Заливают больше, чем влезает

Главная претензия автомобилистов к заправкам — «перелив» топлива. То есть в бак заправляют больше, чем он может вместить. Конспирологи и сторонники картельного сговора ведущих АЗС страны считают, что то ли колонки и пистолеты «регулируют» на месте умелые заправщики, то ли специальная программа внутри сервера на заправке насчитывает больше литров, чем есть на самом деле. Реальность же до смешного проста, и примерно 80 процентов автомобилистов никогда не слышали о том, что в бак может войти больше бензина, чем рассчитано заводом.

Тут в дело вступают свойства жидкостей и обычная физика. Топливо при заправке подаётся в бак под давлением, и во время процесса бензин вспенивается, как пиво. Как только топливной пены набирается больше, чем положено, включается отсечка у пистолета, и ручку приходится прожимать заново. В большинстве случаев ничего из ряда вон выходящего не происходит — после отсечки счётчик останавливается до следующего нажатия.

И здесь нужно сразу сказать, что производители автомобилей всегда указывают номинальную ёмкость топливных баков. Она в зависимости от времени года и температуры может увеличиваться или снижаться. Кроме того, топливный бак — не единственное место, где скапливается топливо. Фильтры, топливные магистрали, бензонасос и даже горловина для подачи топлива — на этих участках может скапливаться от 10 до 20 процентов «лишнего» топлива. Именно это горючее водители часто принимают за воздух, который полноценно оплачивается рублями, заработанными кровью и потом.

Продавцы воздуха

Но случается и особая заправочная магия. В момент остановки подачи топлива по автоматической отсечке (или самостоятельно) важно обращать внимание на показания счётчика — данные литров и рублей. Если топливо не льётся, колонка гудит, а сумма продолжает увеличиваться, то пора обращаться в компетентные органы. Администраторы заправок, если требования предъявить в тот момент, пока автомобиль стоит на АЗС, всегда будут говорить, что «у нас вчера была инспекция» и «все колонки опечатаны». Разумеется, никто не хочет увольнения и потенциально громкого скандала (возможно, даже с уголовным делом). Водителя до последнего будут уверять в честности персонала и исправности техники.

Правда, нужно сразу уточнить, что грязными приёмами любят пользоваться либо откровенно no name — заправки, либо франшизные АЗС, расположенные в отдалённых участках, доехать до которых из ближайшего крупного города можно за час-полтора.

Доказать недолив сложно, но возможно. Первый шаг — сохранить чек и, не отъезжая от колонки, потребовать контрольного замера. В присутствии водителя управляющий АЗС должен произвести замер топлива с помощью специального устройства, чтобы установить сам факт недолива бензина. Если администратор заправки отказывается от контрольной проверки, ссылается на должностную инструкцию, болезнь или визит инопланетян, сразу нужно вызывать наряд полиции. Фактически недолив топлива — это мошенничество, причём в случае с АЗС оно может расцениваться как действие в «особо крупном размере».

Оставь на жизнь

Другой распространённый вид мошенничества на АЗС — обман по сумме, потраченной на заправку. К примеру, закупка АИ-95 на три тысячи рублей вовсе не означает, что водитель получит топлива именно на эту сумму. Если обратить внимание на чек после оплаты, то там часто фигурирует сумма на два-три рубля меньше. По сути, именно на эту мелочь и делают упор все АЗС, у которых в ходу мошеннические схемы. Ну в самом деле, кто будет разбираться с администрацией из-за двух недостающих рублей в чеке?

Администраторы заправки, конечно, могут сказать, что всё дело в ровном количестве топлива, но это ложь. Юрист и специалист по защите прав потребителей Роман Колосков говорит, что фактическое соответствие бензина уплаченной за него сумме — главное правило взаимоотношений клиента с АЗС.

Водитель имеет полное право требовать долить топливо. Если на АЗС на это не идут, то это нарушение прав потребителя. Два рубля разницы — не вселенская трагедия, но за день на такой разнице смена АЗС может заработать 30–40 тыс. рублей

Роман Колосков

Чтобы не платить за лишние литры, опытные водители советуют не заправлять полный бак. Заказывайте на кассе заправку на 40 литров, и никаких полных баков — так и вероятность обмана ниже, и проверить проще. Кстати, о проверках. Свойства топлива таковы, что в холодное и тёплое время года одно и то же количество бензина может занимать разный объём. К примеру, летом пять литров бензина в обычную пятилитровую бутылку могут и не влезть. В холода может произойти другая история: те же пять литров могут едва доставать до верхнего ребра пятилитровой бутылки.

Куда жаловаться?

Шутки шутками, а ещё в 2018 году исследовательские организации высчитали средний размер недолива на заправках. Около 20 процентов при заправке, скажем, на 500 рублей — это 100 рублей чистых денег, которые оседают в карманах у недобросовестных заправщиков. Происходит это очень просто. На любой (даже самой новой) заправке колонки рано или поздно начинают барахлить. В большинстве случаев, особенно на заправках поближе к центру Москвы или Санкт-Петербурга, автоматика запускает счётчик и подачу топлива одновременно с минимальной задержкой.

Однако чем дальше от Москвы, тем веселее история. К примеру, в одной из областей купившие известную франшизу предприниматели ухитрились провернуть операцию не с колонками, а с пистолетами. Вместо новых пистолетов поставили «слегка б/у» — и деньги в буквальном смысле слова потекли рекой. Когда обман вскрылся, то стало известно, что клапаны пистолетов работали неисправно и, пока насос колонки прокачивал первые капли топлива по шлангу, счётчик успевал накрутить лишнюю десяточку рублей.

Если «бензиновый разрыв» налицо и администраторы АЗС отказываются от нормального человеческого разговора, то сначала стоит вызвать полицию и зафиксировать не только недолив, но и отказ администрации от разбора. Дальше, если позволяют возможности и время, нужно составить обращение в Ростехнадзор. Территориальные отделения ведомства доступны на сайте. После того как копия письма о принятии жалобы в работу поступит на электронную почту, можно заказывать независимую экспертизу на той же самой АЗС. Причём порядок проведения независимой экспертизы можно изменить — её, как отмечают эксперты, можно провести и до составления жалобы в Ростехнадзор.

Дальше с результатами и данными исследований можно обращаться в суд. Только стоит помнить одно: компенсация ущерба (даже в случае победы) может оказаться существенно меньше, чем сумма, заявленная в исковых требованиях. И, само собой, на все споры с владельцами АЗС придётся потратить от трёх до шести месяцев.

С 2021 года ситуация должна измениться в лучшую сторону. Законопроект об ужесточении административной ответственности за недолив бензина на заправках предполагает крупный штраф — один процент выручки АЗС за предыдущий финансовый год, но не менее 500 тыс. рублей. За рецидив владельцы заплатят больше — повторное нарушение повлечёт за собой увеличение штрафа до трёх процентов (или суммы размером не менее двух миллионов рублей).

Как обманывают на заправках? Схемы недолива топлива. Что делать, если обманули на заправке

Случаи мошенничества на АЗС в России и странах СНГ – не редкость. Несмотря на достаточно высокую стоимость топлива, владельцы крупных и мелких сетей, торгующих топливом, постоянно внедряют схемы, чтобы урвать с автовладельцев дополнительные деньги в виде недолива горючего. Каждый день ушлые предприниматели выдумывают все более новые и изощренные способы отъема денег у населения. Автомобилисты хотели бы узнать, как обманывают на заправках, чтобы не попадаться на уловки хитрых операторов АЗС, и что нужно делать, если все-таки обманули.

Как выглядит обман на АЗС?

Если вдруг стало казаться, то машина потребляет больше топлива, чем раньше, то следует обращаться в сервисный центр или к официальному дилеру, который продал автомобиль. Если специалисты исключат неисправности автомобиля, тогда рекомендуется внимательней присмотреться к заправке, где часто заправляется машина.

Чаще всего в “расходе топлива” виноваты работники заправочной станции. Они попросту не доливают топливо в бак автомобиля, а затем сливают его в канистру и далее или используют для своих личных целей, или же продают, получая незаконную выгоду. Операторы и заправщики не боятся даже специалистов ФСБ, которые иногда проводят проверки АЗС, чтобы пресекать случаи мошенничества, ведь на украденном у автовладельцев топливе такие “бизнесмены” делают по несколько миллионов рублей в год.

Особенности работы АЗС

Недолив топлива в бак обеспечен на любой заправке. Разница лишь в количестве литров, а это уже зависит от жадности смены и количества топлива, которое покупает водитель. Зачастую недоливают от 1 до 3,5 литра бензина на каждые 10 литров. Если автомобилист приобретает 20 литров, то недолив составит от 2 до 4 литров. Если оплачено 50 литров, то 8 литров недолива – это обычное дело.

Технические это реализуется при помощи небольшой платы, установленной в неприметном месте внутри колонки. Если колонка старая, со стрелками, то и электронной платы не требуется – достаточно соединить контакты проводом. Также недолив реализуется заправщиком.

Непрерывные схемы недолива топлива практически не применяются – иногда АЗС посещает транспортная инспекция для контрольных закупок в мерные емкости. Когда водитель начинает разбираться в причине недолива, то дополнительную электронику отключают, и колонка начинает работать честно.

Надежды автомобилистов, что новые электронные колонки невозможно обмануть, наивны. Это компьютер, а значит в умелых руках он будет показывать водителю то, что нужно. Обман очень элегантный и чувствительный к объему покупаемого топлива.

Почему все именно так?

Обман на АЗС был заложен в этот бизнес изначально. Еще давным-давно существовала система приема персонала заправки на работу, когда владелец объявляет работнику, сколько он должен платить с каждой тонны проданного топлива. Если этот план не платить, то человека уволят и возьмут другого.

Бензин имеет свойство куда-нибудь утекать, испаряться, уменьшаться в объемах при остывании. Обманывают заправки даже бензовозы. Недостачу же операторы вынуждены покрывать самостоятельно из своего кармана.

В торговле, и дело касается не только АЗС, иногда случаются инспекции или же недостачи, а учитывая мизерные зарплаты заправщиков/операторов, откупиться нелегко.

Виды мошенничества

Заправиться на любой заправке без обмана можно, если знать основные способы, которыми пользуются операторы, заправщики и владельцы АЗС. Сейчас банальный недолив встречается реже, и “предприниматели” придумывают все более изощренные варианты. Зная эти способы, водитель сможет увидеть попытки обмана и примет меры.

Измененное ПО

Вот как обманывают на заправках, это популярная схема. Программное обеспечение колонки настраивается так, чтобы на колонке отображалось поступление в бак автомобиля, к примеру, 10 литров, а реально заливалось 8. Работает формула N-2.

Есть реальный пример. По результату рейдов ФСБ специалистам удалось выйти на некоего хакера – Дениса Заева. Программист сумел разработать вирус, который он продавал руководителем заправочных станций. Чаще всего продавалась не только программа, но хакер также получал часть украденного дохода – несколько сотен миллионов рублей. Аналогов данному программному обеспечению не существует. Сложность в том, что выявить вредоносную программу не могли не только специалисты контроля качества АЗС, но и сотрудники МВД. У ФСБ получилось установить вирус только при помощи оперативных мероприятий.

ПО внедрялось в систему суммарных счетчиков на заправочной колонке, в оборудование технического пролива и в контрольно-кассовый учет. Схема работала по следующему сценарию.

Как известно, на АЗС имеются резервуары под топливо. Один из них намеренно оставлялся пустым. В каждую заправку, которая оплачена автомобилистом, в бак не попадало от 3 до 7 от оплаченного объема. Но на мониторе оператора заправки и на колонке отображалось, что в бак залит весь объем. Процент недолива попадал в свободный резервуар, естественно, что никаких записей в системе об этом не делалось.

Далее, когда резервуар наполнялся, топливо продавалось, а вирус не отображал в учетной системе эти сделки. Таким образом все деньги прямиком шли в карманы участников схемы. Хакер задержан. Он и поделился с правоохранителями, как недоливают бензин на заправках, но дело его продолжает жить, пусть и в виде других электронных решений и в других масштабах

Человеческий фактор

Автолюбители, решившие заправиться, всегда рады, когда к машине подходит заправщик и предлагает наполнить бак. Но заправщики работают не из добрых побуждений и даже не по причине зарплаты. Если в среднем не доливается в один бак бензин на сумму в 15 рублей, то за дневную смену удается заработать более 2 000 рублей. Вот как обманывают на заправках. Владельцы сетей АЗС не берут на работу заправщиков с опытом работы, ведь те уже знают все схемы.

Недолив на сдачу

Так делают чаще всего на АЗС, расположенных на трассах. Работник, производящий расчет, говорит, что в кассе нет сдачи с больших купюр, и чтобы выйти из данной ситуации, можно залить еще топлива. Водители не обращают внимание на то, сколько топлива залито, и спокойно уезжают.

Бензин задерживается в шлангах

Такой подход используется там, где колонки щелкают в процессе заправки. После этих щелчков подача бензина прекращается. Бензин из шлангов выльют через некоторое время после того, как пистолет будет повешен. Чтобы избежать этого, нужно подождать около 20 секунд, чтобы бензин из шланга вылился в бак.

Перегиб шланга

На шлангах заправочных колонок могут быть перегибы, или же они туго скручены. Это делается намеренно. Ведь в уголках скапливается определенный объем бензина. Чтобы вылилось все, что оплачено, нужно расправлять сгибы, если они имеются.

Можно ли заметить обман?

По датчику уровня топлива в машине заметить недолив бензина на АЗС невозможно. Это невозможно, даже если установлен бортовой компьютер. Вообще доказать недолив практически невозможно. Он в большинстве случаев всегда в пределах тех остатков, на которых водитель приехал.

Если заправлять топливо в канистру, тоже невозможно заметить. Ведь тогда или не обманывают совсем, или обманывают, но чуть-чуть. Ведь все знают, как неохотно отпускают бензин даже в металлическую канистру – каждый раз вес канистры разный, даже если покупать на АЗС «Роснефти» одинаковый объем топлива.

Как избежать обмана

Не нужно допускать, чтобы начало процесса заправки проходило без автомобилиста. Счетчик должны сбросить непосредственно на глазах. Должен отсчитаться каждый оплаченный литр. При этом не должно быть резких скачков, это допустимо только в конце процесса, когда доливаются копейки. Это единственное, что может сделать сам автовладелец.

На заправках, где есть заправщики, также нужно следить за всем перечисленным. Кроме того, стоит следить, чтобы руки заправщика не нажимали ни на какие кнопки и не лезли внутрь колонки.

Но и это не спасение от недолива. Если система АЗС встроенная и управление ею осуществляется дистанционно, то в большинстве случаев система покупается у грамотных специалистов за большие деньги.

Разобравшись, как обманывают на заправках, автолюбители хотели бы также узнать, куда жаловаться в таком случае.

Не рекомендуется тратить время и нервы на перепалки и ругань с персоналом АЗС или с владельцами. Они и так в курсе, ведь собственноручно заказывали изготовление средств для отъема денег у покупателя бензина. Максимум, чего можно добиться, это бесплатные литров 10 бензина.

И что делать, если обманули на заправке? Можно подать жалобу вышестоящему руководящему составу компании, которой принадлежит АЗС. Также обязательно подается жалоба в налоговую, торговую и транспортную инспекцию. Обычно после этих проверок желание обманывать покупателей на время пропадает.

Откуда вся эта информация? Из личного опыта заправщиков, которые не один год отработали на АЗС «Роснефть» и других подобных. Возможно, эта информация поможет кому-то экономить деньги.

Рейтеровский Сергей

Куда обратиться с жалобой на АЗС?

Причин для жалоб, к сожалению, на автозаправках предостаточно. И к каким только хитростям не прибегают работники АЗС, чтобы получить выгоду с потребителя. А как поступить покупателю топлива, если его жалобы на автозаправку никак не могут быть «услышаны»? То есть обращаясь с подозрениями на недолив или некачественное топливо, оператор отказывается проводить замеры с помощью мерника или вообще разбираться в проблемах потребителя. Как поступить в таком случае?

В таких обстоятельствах необходимо позвонить, во-первых, в инспекцию госнадзора в Вашем городе. Одной из задач инспекции является осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов. К ним вы можете обратится с жалобой, касающейся неисправности топливораздаточной колонки, что соответственно может повлиять на недолив, либо сообщить о некачественном бензине.

Мы постарались собрать контакты каждого территориального управления, которые указаны ниже.

Во-вторых позвонить на горячую линию автозаправки, которую вы подозреваете в обмане. Обычно операторы горячих линий записывают ваши контакты и претензии. А позже обязательно перезванивают с разъяснением текущих дел. Номера горячих линий крупных АЗС также отмечены ниже.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Центрального межрегионального территориального управления

Москва +7 (495) 660-60-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Московская область +7 (499) 270-14-93, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Белгород +7 (4722) 31-80-69, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Брянск +7 (4832) 52-85-22, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Владимир +7 (4922) 37-93-01, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Воронеж +7 (4732) 61-18-76, +7 (4732) 61-18-83, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иваново +7 (4932) 92-00-15, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Калуга +7 (4842) 73-13-33, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кострома +7 (4942) 49-60-58, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Курск +7 (4712) 73-31-34, e-mail: u

Липецк +7 (4742) 43-10-55, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Орел +7 (4862) 44-09-45, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рязань +7 (4912) 39-21-70, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Смоленск +7 (4812) 66-67-04, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тамбов +7 (4752) 70-39-57, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тверь +7 (4822) 55-15-54, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тула +7 (4872) 25-08-71, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ярославль +7 (4852) 66-00-57, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Северо-Западного межрегионального территориального управления

Санкт-Петербург +7 (812) 251-46-69, +7 (812) 251-47-69, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Архангельск +7 (8182) 20-35-76, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Петрозаводск +7 (8142) 57-70-27, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сыктывкар +7 (8212) 20-16-79, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вологда +7 (8172) 53-70-00, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Калининград +7 (4012) 64-31-61, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мурманск +7 (8152) 47-33-34, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Великий Новгород +7 (8162) 77-46-24, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Псков +7 (8112) 56-11-32, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Южного межрегионального территориального управления

Ростов-на-Дону +7 (863) 297-29-01, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Краснодар +7 (8612) 27-04-19, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ставрополь +7 (8652) 35-36-711, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Волгоград +7 (8442) 54-61-36, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Астрахань, +7 (8512) 36-95-34, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Майкоп +7 (8772) 53-00-81, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Махачкала +7 (8722) 63-60-48, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Назрань +7 (8732) 22-50-15, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нальчик +7 (8662) 74-07-31, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Элиста +7 (84722) 3-49-97, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Черкесск, +7 (87822) 5-80-89, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Владикавказ +7 (8672) 54-85-62, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Грозный e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Приволжского межрегионального территориального управления

Нижний Новгород +7 (831) 421-00-22, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уфа +7 (8.347) 276-57-80, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Йошкар-Ола +7 (8362) 43-03-49, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Саранск +7 (8342) 32-51-21, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Казань +7 (843) 279-48-38, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ижевск +7 (3412) 59-97-76, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. t

Чебоксары +7 (8352) 33-21-71, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Киров +7 (8332) 56-20-99, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оренбург +7 (3532) 72-13-18, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пенза +7 (8412) 49-53-53, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пермь +7 (342) 236-33-74, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самара +7 (846) 932-41-07, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Саратов +7 (8452) 66-23-65, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ульяновск +7 (8422) 43-53-42, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Уральского межрегионального территориального управления

Екатеринбург+7 (343) 355-27-48, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тюмень +7 (3452) 20-50-17, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Челябинск +7 (351) 260-65-36, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Курган +7 (3522) 41-57-23, +7 (3522) 50-83-27, 41-56-92, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Сибирского межрегионального территориального управления

Новосибирск +7 (383) 210-08-83, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абакан +7 (3902) 24-39-07, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улан-Удэ +7 (3012) 41-10-18, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Барнаул +7 (3852) 77-20-91, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иркутск +7 (3952) 24-28-47, +7 (3952) 20-36-90, +7 (3952) 20-36-68, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кемерово, +7 (3842) 36-66-72, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Красноярск +7 (3912) 36-12-26, +7 (3912) 36-32-23, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Омск +7 (3812) 68-32-33, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Томск +7 (3822) 56-56-74, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чита +7 (3022) 36-32-37, +7 (3022) 23-39-32, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Территориальные отделы (инспекции) госнадзора Дальневосточного межрегионального территориального управления

Хабаровск +7 (4212) 42-15-99, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Владивосток +7 (4232) 40-39-93, +7 (4232) 40-62-72, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Южно-Сахалинск +7 (4242) 55-22-97, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Благовещенск +7 (4162) 35-31-30, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Петропавловск-Камчатский +7 (4152) 23-64-22, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Магадан +7 (41326) 2-45-37, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.