Почему бортовой компьютер

Tuasun ›
Блог ›
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР

На первый взгляд кажется, зачем усложнять жизнь установкой бортового компьютера? Но если один раз попользоваться такой штукой, то уже навряд ли сможешь без нее жить!

На рынке сейчас множество вариантов бортовых или маршрутных компьютеров от разных производителей. Есть бортовые компьютеры попроще, есть посложнее в плане настроек и выполняемых функций.

ВОЗМОЖНОСТИ МАРШРУТНЫХ БОРТОВЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

— за счет встроенной функции диагностики немедленно предупредят о неисправности;
— позволят настроить до 15 различных голосовых предупреждений с одновременным ведением журнала предупреждений;
— уникальные функции контроля за качеством топлива позволят избежать внеплановых ремонтов и выбрать качественную заправку;
— контроль расхода топлива, с использованием функции «Эконометр» позволит соблюдать экономичный стиль вождения либо вести поездку строго по лимиту времени;
— просмотр статистики поездок (скорость, пройденное расстояние, количество израсходованного топлива) позволит планировать затраты на автомобиль.

Качественные и дорогие модели бортовых компьютеров, кроме тривиальных показаний датчика, помогут с планированием вашего маршрута, подберут оптимальную скорость на определенном участке пути, подсчитают километры согласно остатку топлива в баке. Бортовой компьютер проводит проверку всех узлов и систем автомобиля и при обнаружении «нестандартной» ситуации молниеносно оповестит водителя о выявленной проблеме или поломке.
То есть не нужно быть подкованным диагностом, чтобы понять, какая неисправность в автомобиле: бортовой компьютер покажет наличие неисправностей и даже удалит ошибку.

Особенно популярны сейчас маршрутные компьютеры с голосовым управлением, а также модели, к которым можно подсоединить автономный парктроник для автомобиля.

Так что приобретайте, пользуйтесь, вещь недорогая и полезная!

Ссылка на магазины, где можно приобрести проверенный БК по отзывам друзей и родных

Буквально недавно лишь исключительные модели автомобилей зарубежного производства могли похвастаться таким дополнительным оборудованием как бортовой компьютер (БК). Но сегодня это уже привычное явление практически для любой машины.

Бортовые компьютеры имеют множество полезных функций и возможностей, которые обеспечивают водителей необходимой информацией, позволяют отслеживать основные параметры и вовремя реагировать на какие-либо изменения.

Поскольку не на всех автомобилях имеется штатных бортовой компьютер, устанавливаемый с завода, многие хотят всё равно получить этот девайс. Его не сложно купить, ведь ассортимент более чем внушительный. При этом определённые вопросы вызывает процесс установки и настройки.

Есть ряд автолюбителей, готовых своими руками взяться за выполнение такой работы. Но если вы не уверены в собственных силах и точно не знаете, как правильно подключить устройство, лучше сразу обратиться в проверенный автосервис.

Зачем он нужен

Маршрутные или бортовые компьютеры являются небольшим устройством для автомобиля, которое предназначено для считывания, обработки и выведения на экран важной и полезной информации.

Среди основных выводимых на дисплей данных можно отметить следующие:

  • текущий расход топлива;
  • средний уровень потребления горючего;
  • остаточное количество топлива в бензобаке;
  • средняя скорость;
  • пройденное количество километров;
  • количество использованного горючего;
  • температура внутри автомобиля;
  • температура за бортом;
  • поломки в автомобиле и пр.

Уже этих возможностей и функций достаточно, чтобы захотеть приобрести себе подобный девайс и установить в автомобиле.

Первые версии бортовых компьютеров были предельно простые, а потому не могли похвастаться хорошей функциональностью. Но поскольку они быстро завоевали популярность, разработчики начали улучшать и модернизировать маршрутные компьютеры. В итоге современные БК способны на выполнение огромного количества задач, а не только на отображение каких-то статистических данных по расходу или пробегу.

Новые устройства способны анализировать и отображать на экране информацию о состоянии всех агрегатов и систем. Если электроника обнаруживает какие-то проблемы и неполадки, о них мгновенно узнаёт водитель.

Чтобы машина работала надёжно и безотказно, ей требуется помощник, способный точно и постоянно следить за всеми показателями и процессами. Именно для выполнения таких задач служит бортовой компьютер.

Каждый автопроизводитель сам решает, где располагается бортовой компьютер в той или иной модели, в разных поколениях своих авто. Зачастую компьютер находится на центральной консоли, что позволяет водителю не сильно отвлекаться от дороги, периодически посматривая на экран БК. Также устройства иногда находятся за рулём в районе приборной панели.

Если у вас в машине отсутствует штатный маршрутный компьютер, то для него наверняка найдётся место. Тут вы уже сами должны определить, какое расположение будет оптимальным для нового оборудования.

Разобравшись с тем, что же такое бортовой компьютер и зачем он нужен в машине, многие действительно задумываются о его приобретении. Купить девайс не сложно, а вот с установкой и настройками часто возникают определённые проблемы. Чтобы их не было, нужно внимательно изучать руководство производителей и обращать внимание на основные нюансы монтажа.

Виды

Прежде чем покупать и подключать новое многофункциональное устройство для считывания и отображения важных параметров автомобиля, следует определиться с подходящим вам видом бортового компьютера.

Выделяют 2 разновидности БК:

  • мультисистемные;
  • модельные.

Мультисистемные или универсальные способны поддерживать огромное количество автомобилей, вне зависимости от модели, марки и года выпуска. Потому они могут использоваться для подключения к простым инжекторным и карбюраторным двигателям, а также к более современным, сложным силовым агрегатам, включая турбированные моторы.

Между собой устройства отличаются даже внешне. Универсальные девайсы устанавливаются туда, куда считает правильным сам автомобилист. Универсальность даёт свои преимущества, но и обеспечивает некоторыми недостатками. Их принято использовать для тех машин, на которых не предусмотрен бортовой компьютер, то есть отсутствует штатное место под него.

Модельные бортовые компьютеры ограничены по применению, поскольку могут устанавливаться на конкретные автомобили. Оптимальным местом для установки такого оборудования считается приборная панель. Установив БК на штатное место, он не будет выделяться в интерьере автомобиля, сумеет грамотно и аккуратно занять своё законное место.

Рекомендуется предварительно проконсультироваться относительно того, какие именно бортовые компьютеры подходят под конкретно ваше транспортное средство. Не все универсальные модели могут похвастаться совместимостью буквально со всеми машинами. Везде есть свои ограничения и списки моделей, к которым их можно подключать. Если ваш автомобиль есть в их числе, тогда смело покупайте маршрутный компьютер.

Подключение

Бортовые компьютеры предназначены для того, чтобы считывать информацию с установленных в автомобиле датчиков, собирать её и передавать на экран.

Зачастую не возникает серьёзных проблем с тем, как правильно подключить бортовой компьютер. Практически все внештатные устройства легко соединяются с системой диагностики и контроля в транспортном средстве.

  • даже если бортового компьютера с завода на автомобиле нет, диагностическая колодка там всё равно присутствует. Здесь будет проще заглянуть в руководство по эксплуатации, чтобы узнать, где именно в вашей машине она располагается;
  • на приобретённом бортовом компьютере предусмотрен похожий разъём. Обычно он подходит под разъём диагностической колодки;
  • не паникуйте, если разъёмы не совпадают. Существуют в продаже специальные переходники, которые позволяют объединить диагностическую систему автомобиля с приобретённым бортовым компьютером;
  • если прямого соединения между колодками нет, а переходник покупать не хотите, можно обойтись обычным соединением проводов. В такой ситуации требуется по инструкции определить пару контактов для питания, а также одну линию, которая отвечает за диагностику.

В процедуре подключения нет ничего сложного. Вам нужно только соединить автомобиль с новым бортовым компьютером. Куда серьёзнее задача заключается в настройках. Здесь потребуется проявить максимум аккуратности и действовать последовательно.

Настройка

Теперь можно переходить к разговору о том, как правильно настроить бортовой компьютер. После подключения вы уже сделали большой шаг вперёд. Но вас ещё ждёт серьёзная работа.

Основные параметры бортовой подключаемый к машине компьютер считывает с электронного блока управления, когда запущено зажигание и работает двигатель. Большинство маршрутных компьютеров работают в 2 режимах:

  • пользователь;
  • установка.

Второй вам нужен, чтобы задать необходимые параметры, которые будут отображаться на дисплее в салоне автомобиля.

  • сначала определите тип используемого в машине электронного блока управления;
  • в зависимости от БК, тип ЭБУ выбирают вручную, либо дают устройству автоматически определить электронный блок;
  • далее в настройки вносится режим для определения количества горючего в бензобаке и расход топлива. Определение этих данных бывает ручным и линейным;
  • в случае с линейным способом расход будет определяться с помощью настроек электронного блока управления;
  • ручной режим предусматривает самостоятельное создание таблицы расхода, которая заносится в компьютер, и уже по ней БК определяет расход и отображает его на экране;
  • при переходе в режим пользователя нужно решить, какие из доступных параметров будут выводиться на дисплей;
  • обязательно установите правильную температуру для активации вентилятора системы охлаждения двигателя в соответствии с характеристиками вашего авто;
  • не лишним будет настроить яркость, дату и время на бортовом компьютере.

Основные характеристики обычно настраиваются вручную. Всё остальное уже возьмёт на себя бортовой компьютер, который через электронный блок управления считает требуемые параметры.

Автоматически настраиваемые параметры самостоятельно менять не рекомендуется. Это может привести к серьёзным негативным последствиям. Если что-то требуется исправить, обратитесь за помощью к мастерам проверенной специализированной мастерской. Многие диагностические центры быстро вам помогут и решат все возникающие проблемы.

Ничего действительно сложного в настройках модельных и универсальных бортовых компьютеров нет. Но вам лучше при покупке убедиться, что купленный девайс комплектуется инструкцией. Опираясь на это руководство, вы легко, шаг за шагом, внесёте необходимые параметры и сможете адаптировать его под своё транспортное средство.

Сброс настроек

Часто возникают вопросы относительно того, как можно сбросить бортовой компьютер. Причин для обнуления достаточно много, особенно в процессе установки и настройки. Бывают ситуации, когда пользователь ввёл некорректную информацию, либо после начала эксплуатации БК обнаружилось, что были указаны неправильные параметры.

Потому сразу же возникают мысли о том, как правильно обнулить показания своего бортового компьютера. Снова оптимальным выходом из сложившейся ситуации станет обращение к руководству по эксплуатации к приобретённому вами маршрутному компьютеру. Производитель обязательно указывает, как именно проводится такая процедура, что и в какой последовательности требуется сделать.

Универсальной инструкции для сброса нет. У каждой модели бортового компьютера даже одного производителя могут присутствовать свои нюансы и тонкости обнуления. Достаточно привести несколько примеров, чтобы в этом наглядно убедиться.

Если у вас автомобиль производства Mazda, и вы приобрели к нему модельный бортовой компьютер, выполните следующие действия:

  • выключите двигатель;
  • снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
  • сядьте в машину;
  • выжмите педаль тормоза;
  • держите минимум 20 секунд;
  • отпустите педаль;
  • верните клемму от АКБ на место;
  • повторно внесите уже корректные настройки в бортовой компьютер.

А если брать во внимание бортовые компьютеры для автомобилей другой японской марки в лице Toyota, то здесь процедура выглядит похожей, только здесь требуется включить зажигание, и в таком состоянии удерживать зажатой педаль тормоза примерно 30 секунд. Параллельно будут сброшены настройки с аудиосистемы, стеклоподъёмников и иных систем. Если вы этого не хотите, тогда перед обнулением обязательно снимайте только один предохранитель EFI на 30 секунд. Поставив его обратно, вы сбросите настройки с БК, но не тронете другие узлы.

На автомобилях ВАЗ существует такая проблема как обнуление маршрутного компьютера при снятии с него аккумуляторной батареи. Когда АКБ демонтируется, БК сбрасывает все свои настройки, автоматически удаляются данные о работе имеющихся датчиков.

Если вы хотите сбросить настройки, тогда сделайте следующее:

  • прогрейте двигатель до рабочих температурных показателей. Лучше не на холостых, а путём преодоления нескольких километров;
  • снимите минусовую клемму с АКБ на 3 минуты;
  • за это время память бортового компьютера обнулится;
  • верните клемму на место;
  • если вы снимали полностью АКБ, нужно сначала установить плюсовую клемму;
  • не трогайте педаль газа, запустите двигатель;
  • прогрейте 10-15 минут машину на холостых;
  • за это время бортовой компьютер соберёт актуальные данные со всех доступных датчиков;
  • отключите зажигание, чтобы компьютер сохранил в памяти настройки и информацию с датчиков;
  • запустите двигатель, выезжайте на дорогу и разгоняйтесь до 60 километров в час;
  • остановитесь полностью;
  • выключите зажигание, чтобы компьютер записал сведения с датчиков в режиме движения.

Не стоит пытаться найти какие-то универсальные методы сброса настроек. Используя способы, которые не подходят вашему бортовому компьютеру, вы рискуете лишь усугубить ситуацию, сбить все параметры и вывести оборудование из строя.

Ищите руководство конкретно к вашей модели маршрутного компьютера. Это самое правильное и эффективное решение.

Полезные советы

Есть несколько дополнительных рекомендаций, которые помогут вам выполнить подключение и настроить бортовой компьютер без лишних заморочек.

  1. При наличии свободного места на передней консоли, оно станет оптимальным вариантом для установки дисплея бортового компьютера.
  2. Если вы планируете поставить девайс на торпедо, тогда заранее предусмотрите удобство считывание информации с него. На экран водителю нужно кидать беглый взгляд. Потому нельзя, чтобы при просмотре дисплея глаза уходили слишком низко или в сторону. Иначе вы будете отвлекаться от дороги.
  3. Некоторые модели маршрутных компьютеров предусматривают возможность монтажа на торпедо с помощью выносных корпусов. Отталкивайтесь от комфорта и рациональности такого расположения.
  4. Присмотритесь к сенсорным БК. Это современное решение, которое позволяет избавиться от механических кнопок. Если вы привыкли пользоваться планшетом или смартфоном, тогда управление сенсорным компьютером в машине покажется куда более привычным и удобным.
  5. Системный блок устройства можно устанавливать в любое удобное место. Но и тут следует быть предельно внимательными. Его не рекомендуется размещать около печки или выхода кондиционера. Повышенная влажность и температура могут нарушить работу системного блока, и вывести из строя само оборудование.
  6. Не спешите всё подключать, предварительно не ознакомившись с инструкцией. Иногда монтаж кажется предельно простым, поскольку есть совпадающие гнёзда, выводы и входы для проводки. Но производители не просто так прикладывают к устройству схему и руководство по эксплуатации. Там могут быть свои нюансы, упустив которые, вам в лучшем случае придётся всё заново переделывать. В худшем понадобится уже новый БК.
  7. Если в машине не предусмотрено специальных разъёмов для установки бортового компьютера, будет правильно обратиться за помощью в проверенный диагностический центр. Опытный электрик подскажет, как лучше выйти из ситуации, поможет подобрать переходник или воспользуется иным методом соединения.
  8. После правильного подключения нужно выполнить несколько действий с машиной. Обычно в инструкции указано, что требуется запустить двигатель, покрутить мотор на холостых и проехать несколько километров по дороге. Всё это выполняется строго по инструкции и в указанной последовательности. Так компьютер автоматически будет считывать данные датчиков машины, сохранять их и анализировать.
  9. Большинство модельных и универсальных БК, приобретаемых для автомобилей, настраиваются в автоматическом режиме. Только некоторые нюансы требуется корректировать вручную. Для них всегда предусмотрена подробная инструкция, которую производитель прилагает к устройству. Все пользовательские настройки вводятся и сохраняются. Потому нужно сразу выбирать те параметры, которые вам необходимы. Заранее решите, что именно вы хотите видеть на дисплее.

Отсутствие штатного бортового компьютера на автомобиле вовсе не приговор. Нынешние возможности позволяют купить устройство отдельно и своими руками подключить его к электронному блоку управления своего транспортного средства.

Поскольку большинство девайсов настраиваются автоматической, главной задачей для автовладельца будет правильное подключение. Всегда отталкивайтесь от инструкций самого производителя, поскольку это руководство является наиболее точным.

Любой современный автомобиль оснащается штатным бортовым компьютером – устройством, позволяющим получить основную информацию о функционировании всех узлов и механизмов транспортного средства. Кроме того, бортовой компьютер позволяет управлять дополнительными опциями авто, такими как мультимедийный центр, кондиционер или же подогрев стекол и сидений.

Некоторые модели автомобилей (как правило, базовые версии авто), или же устаревшие автомобили, в своем оснащении не имеют бортового компьютера. В статье пойдет речь о том, как самостоятельно установить это высокотехнологичное многофункциональное устройство на транспортное средство.

Бортовые компьютеры различаются по предназначению, отчего напрямую зависят и характеристики этих устройств. При выборе БК необходимо учитывать цели использования, и лишь после выбора «области» применения устройства, можно переходить к изучению характеристик моделей.

Характеристики

БК делятся на универсальные и узконаправленные. Устройства первого типа, определяют географические координаты, могут воспроизводить мультимедийные файлы и имеют возможность подключения к интернету. Что касается узконаправленные бортовых компьютеров, то их областью применения является диагностика транспортного средства, управление электронными системами авто, а также построение маршрута движения транспортного средства.

Что касается характеристик, то они полностью зависят от разновидности устройства. Так, универсальные БК, малопригодны для проведения диагностики транспортного средства, ну а узконаправленные, к примеру, предназначенные для построения маршрута движения авто, не подходят для загрузки и воспроизведения мультимедийного контента.

Важно! В зависимости от разновидности бортового компьютера, те или иные характеристики устройства, играют важную роль. Например, разрешение и диагональ экрана важны для мультимедиа файлов, или же просмотра карт при составлении маршрута. Ну а наличие огромного числа опций для управления электронными системами автомобиля, подойдут для узконаправленных бортовых компьютеров.

Особенности моделей

Как упоминалось ранее, модели бортовых компьютеров различаются, в зависимости от области их применения. Так, узконаправленные подразделяют на:

  • Маршрутные компьютеры

Бортовые компьютеры данного типа, позволяют проложить маршрут движения транспортного средства. К особенностям устройства можно отнести возможность автоматически определять координаты, и полноценный функционал навигатора. Из дополнительных показателей, можно отметить информацию о скорости передвижения, расходе топлива и погоде «за бортом».

  • Управляющие компьютеры

Рассчитаны на управление электронными системами. Позволяют вручную регулировать работу, начиная от топливных заслонок силового агрегата, и заканчивая системой «климат-контроль».

  • Диагностирующие компьютеры

Устройство также носит название сервисного компьютера. Оно предназначено для поиска неисправностей транспортного средства. Важно отметить, что диагностический бортовой компьютер, встречается довольно редко. Функциями этого устройства, могут оснащаться универсальные бортовые компьютеры. Что касается функций сервисного БК, то к ним относят: Контроль состояния устройств электрообеспечения транспортного средства. Позволяет выявить такие проблемы как замыкания, перенапряжение, неисправность датчиков и осветительных приборов авто, утечки электрического тока. Мониторинг износа тормозных колодок и дисков. Мониторинг уровня масла и охлаждающей жидкости. Диагностика работоспособности всех систем транспортного средства. Реализована возможность сохранить полученные данные.

Важно! Кроме вышеперечисленного, устройство способно хранить сведения о возникновении тех или иных неполадок. После, на основе информации, формируется особый отчет, в котором предоставлены сведения о работоспособности систем транспортного средства, также в отчете даны рекомендации по системам, требующим ремонта.

Нюансы выбора борткомпьютера

При выборе БК, учитывают ряд факторов:

  • Марка блока управления.

В зависимости от модели БУ, нужно выбирать и соответствующий бортовой компьютер (БК, совмещает работу с БУ).

  • Тип силового агрегата.

В зависимости от того, какой двигатель установлен на автомобиле, зависит и выбор БК. Так, карбюраторные моторы, практически не имеют подходящих БК, для дизельного движка, уже можно найти некоторые БК, а для инжекторных версий моторов, предоставлен самый обширный выбор бортовых компьютеров. Стоит отметить, что производители авто с инжекторным двигателем, подготавливают место для установки и подключения БК, правда, само устройство в комплект не входит.

  • Область применения бортового компьютера.

Еще перед покупкой, надо определиться, в каких целях будет использоваться устройство. Если аппарат будет показывать температуру «за бортом», расход топлива и показатели экономии, и пробег, то можно приобрести дешевую модель. Если же, потребуется серьезная диагностическая электронная единица, то тут уже придется потратиться на приобретение более дорогой модели.

  • Рабочая температура БК.

При покупке, важно помнить о том, что бортовой компьютер будет вынужден функционировать как в мороз, так и в жару. Поэтому, важно выбрать устройство, устойчивое к длительному воздействию чрезмерно высоких и низких температур.

Самостоятельная установка БК

После приобретения подходящего устройства, нужно подключить приобретенное оборудование. Для функционирования БК, понадобится:

  • Источник постоянного напряжения +12В (как правило, эту функцию выполняет автомобильный аккумулятор).
  • Электропитание, поступающее на БК, в момент поворота ключа в замке зажигания. Благодаря этому, БК будет включаться одновременно с запуском мотора транспортного средства.
  • Напряжение при включении габаритных огней. Благодаря ему, БК автоматически настроит яркость экрана, и снизит ее при включении габаритов. Это же, позволит уменьшить расход запаса аккумулятора.
  • Масса.
  • Сигнал от датчика уровня топлива. Многие современные БК, не могут обойтись без него. Это связано с тем, что компьютеру нужны показатели датчика для автоматического расчета уровня расхода горючего.
  • Диагностические линии (K-line). Канал отвечает за предоставление информации обо всех системах авто.

На некоторых старых моделях, диагностическая колодка с наличием сигналов, не устанавливается. Для того чтобы получить напряжение +12 Вольт, потребуется подать питание на БК с замка зажигания, а габаритные огни подключить к прикуривателю. Массу можно взять с корпуса, либо с прикуривателя.

ВАЖНО! Перед проведением работ по подключению БК, нужно отключить питание АКБ.

Для подключения БК к топливному датчику, нужно внимательно изучить электрическую схему транспортного средства. Благодаря этому, можно отыскать нужный кабель для подключения. После, остается определиться с местом соединения, и подсоединить туда провод от БК. K-line, обыкновенно, располагается на диагностической колодке. Разъемы «Евро 2», оснащаются им в гнезде «М», а в «Евро 3», в гнезде «7».

Как правило, в стандартную комплектацию БК, включен датчик температуры. Его необходимо установить снаружи транспортного средства. Наиболее частым местом закрепления устройства, является левая часть бампера. Таким образом, на устройство не будет оказываться никакого лишнего теплового воздействия. Ну а провод от датчика, проводят в отверстия между моторным отсеком транспортного средства и салоном.

Что касается времени установки бортового компьютера на автомобиль, то оно занимает не больше 1–2 часов, но при этом, позволяет существенно сэкономить денежные средства (так, средняя стоимость установки бортового компьютера, равна 50 долларам США).

Как перепрошить бортовой компьютер?

Перепрошивка программного обеспечения бортового компьютера, позволит получить более точные показания с датчиков, а также исправить ряд ошибок, связанных с работой предустановленной системы. Образно говоря, перепрошивка БК, ничуть не сложнее переустановки операционной системы «Виндовс». Что касается конкретных моделей БК, то каждая имеет свою версию прошивки, но алгоритм замены ПО, на более совершенное индивидуален:

  • На ПК или ноутбук устанавливается программа для перепрошивки (например, BootLoader.exe).
  • Далее, следует подключить БК к персональному компьютеру.
  • Дальнейшим шагом, станет подключение питания.
  • В утилите для перепрошивки, нужно задать значение порта, к которому подсоединен кабель для передачи данных СОМ1.
  • При верно выполненном предыдущем шаге, появится кнопка «загрузить файл», и после ее активации, откроется окно, в котором необходимо выбрать файл прошивки формата «hex».
  • Далее остается нажать кнопку «Старт ISP», и через клавишу включения/выключения, перезагрузить бортовой компьютер. Индикатор загрузки будет доступен на дисплее ПК.
  • После завершения загрузки обновленного ПО, на экране высветится сообщение «загрузка окончена», а также системой будет предложено запустить контроллер. После подтверждения операции, необходимо проверить функционирование новой прошивки БК.

Нюансы настройки БК

После подключения БК, его нужно настроить. Для настройки БК, нужно выполнить следующий ряд действий:

  • Включить зажигание ТС и завести мотор.
  • Активировать режим установок.
  • Выбрать тип электронного блока.
  • Выбрать режим расхода топлива.
  • Выбрать показатели, которые будут отображаться на экране устройства, и отрегулировать яркость подсветки.
  • Завершающим, важным этапом настройки, станет определение условий включения вентилятора для охлаждения мотора. Чтобы задать условие включение «кулера», нужно указать температуру двигателя, при которой мотору требуется охлаждение.

Итоги

В подведение итогов, стоит сказать о том, что бортовой компьютер, полезное, и во многих случаях, существенно облегчающее жизнь автомобилиста, устройство. Тем не менее, время от времени, важно самостоятельно проверять уровень масла, и степень износа тех или иных деталей автомобиля, так как часто, электроника может давать сбои.

В видео подробно представлен алгоритм и нюансы самостоятельного монтажа БК в транспортное средство.

KIA Rio 5-door БЕСпроблемный ›
Бортжурнал ›
Бортовой компьютер Аutool x50 c али. Обзор меню. И варианты для замены.

Иногда напрягает)) сажусь в пятерку (это жигули если что), там есть стрелочный термометр.
Сажусь в рио, там нет температуры, и в рапиде нет ее. На пятаке и на газоне приучен мониторить температуру, особенно на газоне.
И все меня напрягал это факт отсутствия показаний температуры.
Смотрел БК мультитроникса, ну уж как то дорого. Есть у них в виде кнопки от 2115, или калины. 1100 р стоит. Все равно не покупал — еще и несколько записей про него на драйве видел. И на рио ставили.

Как то запустил, пока ждал в очереди, приложение али в телефоне и на главной странице высветился этот БК. Мельком глянул. В закладки положил — стоил он 1200. Куплю как домой приду.
А дома смотрю — уже 1800. Поискал за 1200. Нет. Не нашел.
Ну и забыл. Несколько раз смотрел — так же 1800 и выше.

11.11.16 аля распродажа. Ну я то брать не собирался на ней ничего)

Фонарик летом брал за 650. За неделю до 11,11 он стоил 800. А 11.11 опять 650. Все равно купил еще фонарь, для отца.

Глянул этот БК из закладок. 1300. Купил.

Полный размер

а по этому сайту именно про этот БК я ничего не нашел.

Поставил я его слева на панель. Проводок протянул под ней.

С морозами стало интересно, как быстро прогревается авто. Начал засекать температуру. На экране 102 — двигатель, 2 — улица.
отметил для себя, следующее:
— можно установить значение скорости, при достижении которой он пропиликает один раз. Я поставил 75. И в городе перестал ставить антирадар. Удобно. Но выехав на трассу — надоело это пиликанье, останавливался и перенастроил на 120.
— значение напряжение, ниже которого поступит сигнал
— значение оборотов, выше которого одноразово случится сигнал.
— значение температуры ОЖ, выше которого будет пищать. По умолчанию было 105. Сделал 102 — в пробке иногда доходит до 102 и падает до 93. Изменил на 104.

После установки этого БК появилось подозрение в неисправности датчика температуры. Вот там — www.drive2.ru/l/461444965164123828/

Вот сделал фоток штук 170 и сложил в кучу. Навыком у меня чуть больше нуля, потому вот тут мне помогли — www.drive2.ru/c/462285541803557906/.

Вот получилось следующее

Полный размер

Главный экран . Пять (или 6) измерений можно менять нажимая джойстик вправо/влево.

Полный размер

Ошибок не было. Для иммитации можно было скинуть со свечи провод. Не стал))
Значений как показалось меньше чем через elm327 — из знакомых значений не увидел температуру катализатора — в elm она есть.

Полный размер

Не пробовал, что означает первый и третий пункт не знаю. Подскажите. Полный размерНастройки, пороговые значений параметров для уведомлений, коррекция скорости? и напряжения. и т.п.
Изначально думал что напряжение на БК неправильное, оказывается надо указать коррекцию в процентах. Полный размервыбор порога предупреждения напряжения, цвета надписей на главном экране.
и еще несколько показаний, которые я не знаю что означают. Какая то суммарная дистанция начиная с 3 км и шагом 100 км. Долистал до 36 000 , и это не предел. Возможно это возможность установить км до следующего ТО? поставил 103. Посмотрю что он мне скажет.

Далее настройка отображений на главном экране и возможные значения.
1 положение -одно из 6 значений;
2 положение — одно из 27? значений;
3 положение — одно из 27? значений;
4 положение — или мгновенный расход, или обороты. На первой картинке видно что обороты на 1 и 4 положении показывают одно и тоже.

и информация о версии.

На последнем кадре похоже на то, что» если у вас неадекватные значения показаний что то надо сделать с 7 и 15 пинами»?

Инструкция из коробки —

Вроде бы достаточно, но мне хочется чуть больше параметров на экране.
Хочу смотреть расход средний и мгновенный, среднюю скорость, коррекцию топливной смеси, температуры на улице и ОЖ. этот БК не дает такой возможности.
Только три параметра на экран. Четвертый либо мгновенный расход, либо обороты.

А теперь спрошу все что не знаю:
Пишу слова которые знаю и не знаю, пустые места думаю заполним общими силами. Пишу свои предположения, где неправ -поправь меня.
Прям в коментах — такой-то параметр это то-то и то-то.)
Все слова есть на картинках.

Где знак «?» я не уверен)) а он почти везде.

DTC quantity — это… (значение: ODTC)
Freeze DTC — это…
Loop status — это… ?статус соединения? (значение: Loop)
CalculatetLoad — это?..Расчетное значение нагрузки на двигатель (Calculated engine load value) (значение: 21,9)
Colant Тemp — это температура ОЖ.
FuelTrim S13 — это ?краткосрочная(S=short) коррекция топливной смеси … (значение: -2%)
FuelTrim L13 — это ?долгосрочная(L=long) коррекция топливной смеси… (значение: 0%)
FuelTrim S24 — это…
FuelTrim L24 — это…
FuelRailPre — это?.. давление в топливной магистрали. Давление топлива (Fuel pressure)
Intake Pre — это?.. Давление во впускном коллекторе (абсолютное) (Intake manifold absolute pressure) (значение: 28%)
Engine RPM — это обороты двигателя ( (значение: 711%)
Vehicle Speed — (0) это скорость автомобиля
Ignition — (9) это…
Intake Air Temp — (64 ° C) это…
MAF Rate — это…
Throttle Pos — (7 %) это…
OxygenSen Pos1 — (О2S11) это…
OxygenSen V-11 — (0.0V) это…
OxygenSen V-12 — (0.6V) это…
OxygenSen V-13 — это…
OxygenSen V-14 — это…
OxygenSen V-21 — это…
OxygenSen V-22 — это…
OxygenSen V-23 — это…
OxygenSen V-24 — это…
OBD Type — (EOBD) это?..
OxygenSen Pos2 — это…
AuxInputStatus — это…
Engine Run Time — (4035) это…
MIL Distance — (0) это…
FRP Ref Manifo — это…
Fuel Rain Pre — это…
Fuel Level — это…
Warm-ups count — (6Ct) это…
Distance (DTCs) — (310) это…
Barometric Pre — это…
AirTempereture — (2° C) это…
BatteryVoltage — (13.7V) это…
Sum Distance — (813) это…
Cur Distance — (10.3) это…
Cur Drive Time — (1:05) это…
Average Speed — (9) это…
LPH(use MAF) — это…
LPH(use MAF) — (0.5L) это?.. расход в час
LHK(current) — ( —.-L) это ? мгновенный расход топлива ( почему то прочерки стоят, в движении изменений не увидел)
LHK(history) — ( 8.3L) это ? что за исторический расход. на главной странице написано 8,3, но там написано avg (средний).
LHK(average) — ( 12.8L) это ? средний расход топлива.

С показаниями расписал.
Далее пункты из настроек
SpeedMax Set — это?.. …(выбирается одно значение скорости от 10 до 200) зачем?
BrakeSpd Set — это?.. …(выбирается одно значение скорости от 10 до 200) зачем?
OverSpeedSet — это?.. значение скорости (от 20 до 180), при достижении которой каждый раз будет оповещение о достижении этой скорости, только при пересечении этого значения, Далее при большей скорости звука нет. С. (поставил 75 в городе, чтобы случайно не превысить 80, при достижении БК пиликает, и пересстает через несколько секунд) (от 20 до
CoolantAlarm — это установка значения температуры ОЖ, при которой будет оповещение (от 90 до 120)(длительность оповещения не знаю)
Shift RPM — это . ? пороговое значение оборотов, при достижении которой разовое оповещение. Выбрал 4000. (При пересечении оборотов выше указанного значения оповещение как при скорости в 75)
Shift MaxKPH — это . ? (выбрать можно от 40 до 120. Шаг 1)
SleepTimeSet — это установка времени отключения БК, после выключения зажигания. (от 5 сек до 1 минуты шаг 5 сек; а далее шаг 1 мин до 20 мин)
KPH Adjust % — это ? корректировка отображаемого значения скорости (от 50 до 200 %)
VLT Adjust % — это ? корректировка отображаемого значения напряжения (от 50 до 200 %)
LowVLT Alarm % — это установка значения напряжения, ниже которой будет оповещение о низком напряжении (от 9 до 24 V)
KPH Zero Set — это . ?(от 2 до 10 км/ч) …
Fuel Adjust % — это . ? (от 10 до 900%)…уровень топлива? ( в обд не приходит у меня)
Sum Distance % — это . ? (от 3+100 до 36000%)…Значение от 3 км, шагом 100, и до . не знаю до скольки, я нащелкал до 36803 км) Возможно для отсчета пробега до ТО ? мое предположение

Как-то так)) готов принимать информацию для общей пользы.

И всех с наступающим новым годом!

А тут www.drive2.ru/l/473834811941716523/
Alex180689 замерил потребляемый ток этой приблуды.

И итоги небольшого опыта использования. Особо не тыкаюсь в него) только скорость и слежу.

Я с этим бк теперь антирадар перестал в городе ставить.
Настроил чтобы оповещал при достижении 75 км/ч. Но перед трассой меняю эту настройку на 130 — мешает, слишком часто пищит если трасса забитая.

Температуру ОЖ выставил на 105 °С. Ставил 103, потом 104 в пробке все равно достигало этих значений и пищало. 105 ни разу не было еще. После сигнализирования о температуре на главном экране остается значение температуры. Вручную возвращаю скорость.

Показания вольтметра так и не скорректировал. Все лень.

Китай не стоит на месте.

Вот я покупал по этой ссылке,
ru.aliexpress.com/item/Ne…010708.0.0.3a9933edp0Lrdx
но там уже не x50, а x50 plus

Сейчас увидел похожий модель A202 можно посмотреть вот там
www.drive2.ru/l/481834033911693686/

В моем :
— общий пробег с устройством) просто цифра какая-то и не изменяется ( на рио так — на спортаже не смотрел, гляну)

— нижняя шкала может показывать только или обороты, или расход

В A202 эти пункты пересмотрены похоже.

Следующий вариант. В нюансах в чем отличие пока непонятно.
На первый взгляд — хороший плюс в том что на экране одновременно 6 показаний можно наблюдать.

Vjoycar OBD2

ссылка на Китай — ru.aliexpress.com/item/Vj…2-ometer/32844376726.html

ru.aliexpress.com/item/32…f7-450b-9303-aecb4b5ea495

03.12.2019
Мой до сих пор продолжает работать.

Ниже показал несколько вариантов похожих с актуальными ссылками.

На сегодня похожие такие видел
ru.aliexpress.com/item/32…1602_5,searchweb201603_55

ru.aliexpress.com/item/40…8f-407d-a27d-0a9cb370d73f

Похож на мой —
ru.aliexpress.com/item/32…2f-448c-9f33-99837b4d03d3

Но такие бы я брать уже не стал. НА экране мало показателей. Реально только 3.

Надо побольше.

Вот например 6 показателей

И вот тогда я задался целью приобрести себе такой сканер из Китая. И я его приобрёл. Всё нормально работает но есть небольшое неудобство нужно иметь под рукой ноутбук.

Наступил 2017 год и просматривая товары на Али я наткнулся на Бортовой компьютер из Китая который подключается к автомобилю точно таким же способом как и Bluetooth OBD II сканер на ELM 327 из Китая и выполняет точно такие же функции но не требуется подключение ноутбука или компьютера.

А если сказать по чесноку я давно хотел иметь на борту какой нибудь бортовой комп, что бы знать напряжение сети, какая зарядка на АКБ , в каком состоянии генератор, расход топлива и т.д. И вот я на Али наткнулся на этот прибор из Китая, который вроде бы как объединяет все мои запросы и пожелания и плюс может обнаруживать а затем расшифровывать коды ошибок с возможностью их стирания.

Не буду грузить Вас тактико-техническими и габаритно-весовыми данными скажу лишь, что за такие деньги и с таким функционалом Вы вряд ли найдете нечто,что-то подобное. Сам прибор чуть больше спичечного коробка и его можно расположить на торпеде в любом удобном для Вас месте, и несмотря на то,что OLED-дисплей 220х180 все показания видны четко.

Кроме того в китайском автомобильном бортовом компьютере есть датчик освещенности (на задней панели), который меняет яркость дисплея, что особенно актуально при езде в ночное время.

Китайский компьютер в авто подключается только одним кабелем (плоским и довольно жестким) к OBD-разъему, а устанавливается на панель в любом удобном месте с помощью двухстороннего скотча (есть в комплекте).

В основном режиме на экране постоянно выводится четыре настраиваемых параметра:

  • крупными цифрами – скорость (можно поменять на: мгновенный расход, средний расход, одометр, тахометр, температура ОЖ или напряжение сети);
  • (2, 3) маленькими цифрами пониже – температура ОЖ и напряжение бортовой сети (по этим позициям можно вывести любой из параметров входящий в OBD-протокол);
  • (4) шкала снизу – мгновенный расход топлива (можно поменять на тахометр).

Управление производится трёх позиционным джойстиком (колесиком), совмещенным с кнопкой. Перемещение курсора по меню (вверх-вниз) производится смещением джойстика (прокруткой) вправо или влево, активация выбранного кратким нажатием, возврат в предыдущую позицию – «длинным» нажатием (около 1 секунды). Вот тут то и всплыл недостаток: колесико джойстика утоплено в корпус прибора в нижнем его основании, и хотя там снизу и есть технологический вырез, но при установке прибора на горизонтальную панель управлять становится не очень удобно.

При первом включении прибора идет около минуты диагностирование вашего авто а потом включается основное меню. После этого, для корректной работы надо установить объём двигателя и тип топлива.

Плюсы:
1. Функционал, в т.ч. возможность сброса ошибок в ЭБУ.
2. Удобство размещения и подключения (прикуриватель свободный)
3. Интуитивно понятное управление.

Минусы:
1. Непонятная инструкция.
2. При работе требуются некоторые знания английского языка.
3. Некоторое неудобство пользования джойстиком при фиксированной установке на горизонтальную поверхность.

Приговор:
Если кто-то мечтает о хорошем бортовом компе с богатым функционалом и возможностью сброса ошибок в ЭБУ, и малость знаком с английским – китайские магазины вам в помощь.

Маршрутный компьютер Навигатор 2110 GT

Маршрутно-диагностический компьютер «НАВИГАТОР» предназначен для двигателей с электронным впрыском топлива, совместим со всеми типами контроллеров, устанавливаемых на переднеприводных моделях ВАЗ.

Основные технические характеристики.

Рабочий диапазон температур: -30 — +70;
Рабочий диапазон напряжения питания: 9 — 15 В;
Гарантийный срок обслуживания: 1 год;
Срок службы: не ограничен.

Комплект поставки.

НАВИГАТОР — 1;
Руководство по эксплуатации —1;
Термодатчик с проводом —1;
Зуммер — 1;
Упаковка компьютера — 1;
Провод для K-line — 1.

Устройство и принцип работы.

Маршрутный диагностический компьютер «НАВИГАТОР» представляет собой устройство, в основе которого лежит микроконтроллер. Принцип работы заключается в том, что МДК связывается с контроллером электронной системы управления даигателем (далее ЭСУД) по диагностической линии (K-line) и считывает из памяти контроллера реальные значения параметров работы системы, которые после обработки выдает на ЖК индикатор. Погрешности в измерении и расчете тех или иных величин обусловлены точностью измерений, выполняемых штатными датчиками автомобиля и корректностью работы ЭСУД. Внешний вид и расположение органов управления представлен на рисунке:
Ввод данных и управление «Навигатором» осуществляется при помощи удобной, интуитивно понятной клавиатуры.
Кнопки «Вниз», «Вправо» служат для работы с меню. Кнопка «Вправо» осуществляет просмотр функциональных групп по кольцу, кнопка «Вниз» — просмотр параметров, относящихся к текущей функциональной группе.
Кнопка «ОК» — ввод.
Кнопка «RES» — сброс.
Кнопки «1000», «100», «10», «1» — являются кнопками разрядности вводимых параметров (например, при необходимости ввести число 1473 вы нажимаете первую кнопку один раз, вторую — четыре, третью — семь, четвертую — три) используются для ввода параметров маршрута в одноименной функциональной группе.

Начиная с версии №4 программного обеспечения Навигатора, пользователям доступны следующие функции:
Регулировка яркости подсветки дисплея.
Навигатор имеет возможность регулировки яркости подсветки дисплея в двух режимах: ночном (габаритное освещение включено) и дневном (габаритное освещение выключено).
Регулировка яркости подсветки осуществляется кнопками навигации по меню, при удерживаемой кнопке «ОК». Выбранные значения яркости подсветки запоминаются, и в дальнейшем, прибор подсвечивается в зависимости от включенного габаритного освешения, в соответствии с установленными значениями яркости.

Быстрая навигация по меню («горячие клавиши»).

В Навигаторе реализована возможность программирования четырех кнопок («1», «10», «100», «1000») для быстрого доступа к выбранным пунктам меню. Для программигования той или иной клавиши, необходимо выбрать необходимый пункт меню клавишами навигации и, не отпуская навигационную клавишу, которая перевела в требуемый пункт меню, нажать ту клавишу, с которой Вы хотите связать данный пункт меню. В дальнейшем, нажатие этой горячей клавиши в любом месте меню, кроме группы «Ввода параметров маршрута», приведет к прямому доступу к запрограммированному пункту меню.

Тарировка температурного датчика.

В Навигаторе имеется возможность тарировки датчика внешней температуры. Это связано с большим расбросом параметров температурных датчиков, выпускаемых промышленностью. Для тарировки ДВТ необходимо поместить датчик в среду с нулевой температурой (например, талая вода со снегом/льдом). Перейти в режим индикации внешней температуры и выждав примерно 3 — 5 минут, пока датчик установится в стабильное состояние, одновременно нажать клавиши «ОК» и «RES». Поправка, связанная с неточностью датчика будет вычислена и запомнена. Далее нужно выключить и снова включить зажигание для того, чтобы изменения вступили в силу.

Установка «Навигатора».

Если Ваш автомобиль выпуска 2002 года, то штатный разъем для подключения маршрутного компьютера уже имеет почти все необходимые сигналы для работы с АМК Навигатор. Тем не менее, Вам необходимо убедиться (по схеме), что Ваш разъем для подключения МК соответствует приведенной ниже таблице распиновки АМК Навигатор. Если нет полного соответствия, то необходимо перебрать разъем автомобиля для полного соответствия приведенной таблице. В этом случае Вам необходимо обратиться в наш сервисный центр, где установка будет произведена нашими квалифицированными сотрудниками.

Маршрутный компьютер «НАВИГАТОР» устанавливается в гнездо панели приборов, предназначенное для подключения часов. Назначение сигналов и номера контактов приведены в следующей таблице:

Назначение сигнала

Наименование

Примечание

Шина диагностики

K-line

2

В штатнов разъеме не присутствует, см п.2 руководства.

Питание компьютера через замок зажигания

15/1

3

Присутствует в разъеме.

Питание компьютера от АБ

30

5

Присутствует в разъеме.

Включение подсветки

подсветка

6

Присутствует в разъеме.

Масса

масса

7

Присутствует в разъеме.

Выходной сигнал ДУТ

nothing

8

В штатном разъеме не присутствует, см. п. 1 руководства.

Термодатчик

nothing

4

В штатном разъеме не присутствует, см. п. 3 руководства.

Ниже приведена схема установки:

Если в штатном разъеме для маршрутного компьютера, которым оборудован Ваш автомобиль в гнездо №8 подходит розовый провод (ДУТ), то никаких дополнительных действий, связанных с его подключением не требуется . Если этого нет, то подключаем ДУТ следующим образом:

Подключение датчика уровня топлива:

Отсоединить колодку красного цвета Х2 от комбинации приборов.
Из гнезда 10 колодки аккуратно вынуть розовый провод с гнездовой колодкой. Ввиду различий в нумерации контактов на различных колодках, розовый провод может находиться в гнезде под другим номером. Вам нужен именно ОН.
На место этого провода вставить гнездовую колодку с двойным проводом, длинный конец которого вставляется в гнездо штатного разъема для подключения АМК cоединить свободный (короткий) конец этого провода с вынутой клеммой c розовым проводом.
Место стыка заизолировать изолентой или термоусадочной трубкой.

Для определения наличия топлива в баке используйте штатный датчик уровня топлива (далее ДУТ). В автомобилях семейства ВАЗ 2108.09,10,12,15 используется 2 типа ДУТ. Оба датчика имеют разные электрические параметры. Один тип датчиков используется со стандартной панелью приборов, производства Владимирского завода «Автоприбор», и является штатным для автомобилей данного семейства.
Второй тип ДУТ используется с панелью приборов VDO, производства Курского завода «Счетмаш». Для корректной работы «Навигатора», требуется установить тип используемого ДУТ. Делается это в режиме «Ввод параметров маршрута». В этом режиме выбирается пункт «Установка типа ДУТ».
Начиная с 6 версии Навигатора пользователю доступна функция «АВТОМАТИЧЕСКОЙ КАЛИБРОВКИ ДУТ». Для автоматического определения типа ДУТ необходимо, чтобы в баке было 5-6 литров бензина. Для этого необходимо «выкатать» бензин до зажигания лампы резерва топлива. Данная лампа загорается при наличии в баке 5+/-1 литр топлива. Далее, необходимо перейти в режим «Установка типа ДУТ» и нажать клавишу «1000». Навигатор автоматически подстроится под существующую панель приборов и ДУТ.
Наряду с автоматической калибровкой сохранена возможность ручного выбора типа ДУТ и подстройки с помощью переменного резистора, доступ к которому осуществляется с тыльной стороны прибора.
Если Ваш автомобиль оснащен штатной панелью приборов Владимирского завода «Автоприбор», нажмите кнопку «1», затем «ОК»- сохранение введенных данных. Если Ваш автомобиль оснащен панелью приборов VDO Курского завода «Счетмаш», нажмите кнопку «10» и, затем, — «ОК». Теперь «Навигатор» будет использовать параметры указанного Вами типа ДУТ. Некоторые автомобили оснащаются ДУТ старого типа. Поэтому, если ни одна из двух настроек ДУТ, не дает точности во всем диапазоне значений, или точности, при небольшом количестве топлива в баке, не удается добиться ни выбором типа дут, ни регулировкой (см. ниже), то можно выбрать третий тип настроек параметров ДУТ, для этого в пункте меню «Установка типа ДУТ» нужно нажать кнопку «100», а затем «ОК».
Помимо вышесказанного, существующая на сегодняшний день конструкция ДУТ предполагает большой разброс параметров от датчика к датчику. Поэтому, в конструкции «Навигатора» предусмотрена тарировка ДУТ. Для достижения максимальной точности работы ДУТ, Вашего автомобиля, после установки типа используемого ДУТ, Вы можете тарировать сам датчик.
Для этого необходимо:
1. Вынуть «Навигатор» из ниши, с обратной стороны прибора Вы увидите отверстие в корпусе, через которое доступен подстроечеый резистор. Данный резистор имеет размер под крестовую отвертку диаметром от 1,5 до 3,5 мм.
2. Любым доступным способом убедитесь, что Вы точно знаете количество бензина в баке. (Для этого можно «выкатать» весь бензин, залить в бак точно известное кол-во бензина). Лечше, если в баке будет 9 литров бензина.
3. Включите зажигание автомобиля.
4. Войдите в режим «Экономические параметры».
5. Поворачивая крестовой отверткой головку подстроечного резистора (не помеченного краской), добейтесь показаний прибора «9 литров».

Подключение к диагностической линии ЭСУД:

Провод, заканчивающийся клеммой, вставляется в гнездо № 2 штатного разъема автомобиля, затем вставляется в гнездо «М» диагностической колодки автомобиля, расположенной в нише панели приборов под рулевой колонкой.
Если в автомобиле не установлена автомобильная противоугонная система АПС, то в колодке блока управления АПС необходимо установить перемычку между контактами 18 и 9.

Установка датчика внешней температуры:

Провод с Датчиком Внешней Температуры (далее ДВТ) вывести из салона и аккуратно протянуть в моторном отсеке, в стороне от двигателя и любых движущихся или нагревающихся деталей.
Датчик внешней температуры устанавливается внутри переднего бампера в отверстие на его нижней плоскости, расположенное слева по ходу движения автомобиля.

Функциональные возможности «Навигатора».

«НАВИГАТОР» вычисляет и индицирует более 40 различных параметров, связанных с движением, состоянием и работой бортовых систем автомобиля. «НАВИГАТОР» обеспечивает постоянную ( в режиме реального времени) диагностику двигателя и других бортовых систем. При обнаружении неисправности, «НАВИГАТОР» незамедлительно выдаст предупреждающий звуковой сигнал и отобразит на дисплее в виде бегущей строки сообщение об обнаруженной ошибке. «НАВИГАТОР» отслеживает состояние 6 критических параметров состояния двигателя и параметров движения, и при выходе любого из них за допустимые пределы, немедленно сообщит Вам о случившемся. Помимо этого «НАВИГАТОР» позволяет отслеживать интервалы техобслуживания автомобиля и позволит Вам не думать больше о том, когда менять масло, когда свечи и т.д. При наступлении времени проведения того или иного ТО, «НАВИГАТОР» напомнит Вам об этом при включении зажигания. Укажите «НАВИГАТОРУ» Ваш маршрут и желаемые параметры движения, и «НАВИГАТОР» просчитает Вам Ваш маршрут, поможет двигаться по графику, сообщит Ваше текущее положение на маршруте, даст рекомендации, просчитает прибытие в конечный пункт и требуемые для завершения ресурсы (временные и топливные).

ВАЖНО! Маршрутный компьютер «НАВИГАТОР» никак не влияет на правильную работу ЭСУД. Связь «НАВИГАТОРА» и ЭСУД происходит 1 раз в 2 секунды, этим объясняется некоторая инерционность смены отображаемых параметров.

Все отображаемые параметры делятся на 8 функциональных групп:

1. Группа:

  1. Текущее время — часы.
  2. Будильник.
  3. Температура за бортом — «НАВИГАТОР» комплектуется датчиком внешней температуры.

Текущее время устанавливается функцией ВВОД ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТА в пункте «Установка часов». Установка времени срабатывания будильника осуществляется непосредственно в режиме «БУДИЛЬНИК».

2. Группа контроля экономических параметров:

  1. Текущий расход топлива л/км.
  2. Текущий расход топлива л/час.
  3. Текущая скорость (дублирует штатный спидометр. но с большей точностью показаний).
  4. Остаток топлива в баке (для повышения точности показаний необходимо провести тарировку датчика уровня топлива).
  5. Пробег на остатке топлива.

3. Группа контроля прибытия в конечный пункт:

  1. Расстояние до конечного пункта — остаток заданного расстояния до конечного пункта.
  2. Желаемое время в пути — предполагаемые затраты времени для достижения конечного пункта.
  3. Расчетное время прибытия — ожидаемое время прибытия, рассчитываемое компьютером, исходя из текущих параметров движения.
  4. Рекомендуемая скорость — скорость, рассчитываемая компьютером, обеспечивающая прибытие в пункт назначения вовремя.
  5. Необходимое количество топлива — количество топлива, необходимое для прохождения остатка маршрута, исходя из реальных параметров движения.

Установка параметров «Расстояние до конечного пункта» и «Желаемое время в пути» осуществляется в функциональной группе «ВВОД ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТА» в одноименных пунктах.

4. Группа статистики маршрута:

  1. Время в пути — общее время, прошедшее с начала поездки. Максимальное значение 99 часов 59 минут. Точность показаний — 1 минута.
  2. Время в движении — время за поездку, в течение которого автомобиль находился в движении. Максимальное значение 99 часов 59 минут.
  3. Пройденный путь — расстояние, пройденное автомобилем за поездку (с момента обозначения нового маршрута). Максимальное значение 9999 км.
  4. Средняя скорость в движении — средняя скорость движения автомобиля. Индикация этого параметра начинается при пробеге более 1 км.
  5. Общий расход топлива — количество топлива, израсходованного с начала поездки. Индикация этого параметра начинается при пробеге более 1 км.
  6. Средний расход топлива — средний расход топлива за поездку. Индикация этого параметра начинается при путевом пробеге более 1 км.

Для обозначения нового маршрута (обнуления всех накапливаемых параметров: «Время в пути», «Время в движении», «Пройденный путь», «Общий расход топлива»), необходимо перейти в любой из этих пунктов и нажать RES. Указанные параметры обнуляются одновременно.

5. Группа ввода параметров маршрута:

  1. Ввод расстояния до конечного пункта.
  2. Желаемое время в пути — это задаваемое Вами время, за которое Вы хотели бы преодолеть заданный маршрут. Этот параметр используется для вычисления рекомендуемой скорости.
  3. Максимальная скорость — ввод порога скорости — функция позволяющая Вам контролировать скоростной режим. Задавая порог скорости, Вы активизируете сигнализатор, который включается при превышении автомобилем заданной скорости. «Навигатор» при этом переходит в режим индикации текущей скорости и включает зуммер. Выйти из режима можно только сбросив скорость ниже указанного порога.
  4. Установка часов.
  5. Установка используемого типа датчика уровня топлива и его тарировка.

6. Группа контроля состояния автомобиля:

  1. Температура охлаждающей жидкости.
  2. Бортовое напряжение.
  3. Обороты двигателя.
  4. Угол опережения зажигания.
  5. Пробег до замены масла в двигателе.
  6. Пробег до замены масла КПП.
  7. Пробег до замены свечей.
  8. Пробег до замены ремня ГРМ.
  9. Пробег до замены воздушного фильтра.

Обнуление параметров при прохождении техобслуживания осуществляется в функциональной группе «ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ» нажатием клавиши ОК в соответствующем пункте. Периоды техобслуживания установлены по умолчанию в соответствии с рекомендациями завода изготовителя.

7. Группа техобслуживания автомобиля:

При величине пробега соответствующей необходимости замены какого либо элемента, компьютер выдает предупреждающее сообщение (пример: пробег до замены свечей 0 км), сопровождаемое звуковым сигналом. После проведения локального техобслуживания необходимо оповестить об этом компьютер нажатием клавиши ОК в соответствующем пункте:
Масло двигателя заменено? (ОК).
Масло в КПП заменено? (ОК).
Свечи зажигания заменены? (ОК).
Ремень ГРМ заменен? (ОК).
Воздушный фильтр заменен? (ОК).
Топливный фильтр заменен? (ОК) — При этом компьютер восстанавливает необходимую величину пробега до очередного ТО.
Сбросить ошибки ЭСУД? (ОК) — Эта функция обнуляет счетчик ошибок в ЭСУД.

8. Группа ошибок в системе:

Вывод сообщений об ошибках в работе двигателя — компьютер идентифицирует и отображает в текстовом режиме текущие неполадки в работе двигателя.
Пример:
«Ошибка датчика синхронизации КВ»..
«Обрыв нагревательного датчика кислорода»..

Сигнализаторы:

Перегрев двигателя — компьютер выдает сообщение и предупреждающий сигнал при достижении температуры двигателя критического уровня (120). Сигнализатор «Перегрев двигателя» не может быть отключен и будет работать в «тревожном режиме» до устранения причины (т.е. повышенной температуры). Все остальные сигнализаторы, за исключением сигнализаторов техобслуживания автомобиля, имеют режим паузы: после нажатия на кнопку ОК они «засыпают» на 10 минут. По прошествии этого времени, они возобновляют тревогу.
Опасное напряжение в сети — компьютер выдает сообщение и предупреждающий сигнал при выходе напряжения бортовой сети за допустимые пределы (менее 9 В или более 15 В).
Возможен гололед — компьютер выдает сообщение и предупреждающий сигнал при понижении температуры ниже +3 градусов С, извещающий об опасности появления гололеда.
Критический уровень топлива — компьютер выдает сообщение и предупреждающий сигнал при достижении пробега на остатке топлива значения 100 км и менее. (Рассчитывается исходя из текущих параметров движения).
Превышение скорости — сообщение и предупреждающий сигнал при превышении порога заданной скорости.
Ввод значения предельной скорости осуществляется в функциональной группе «ВВОД ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТА» в пункте «Максимальная скорость».
Данная функция особенно полезна при движении ночью на большие расстояния, когда у водителя возникает синдром «привыкания к скорости», наряду с утомлением и сонливостью.
Этот сигнализатор не имеет режима «засыпания» на 10 минут. Сигнализатор будет работать до тех пор, пока Вы не сбросите скорость до значения ниже установленного предела, или не отключите данную функцию, путем ввода в режиме «Максимальная скорость» значения «0».
Необходимо заменить:
— масло двигателя;
— масло в КПП;
— свечи зажигания;
— ремень ГРМ;
— воздушный фильтр;
— топливный фильтр;
Сигнализаторы, относящиеся к техобслуживанию, срабатывают (при наступлении условия) только один раз (при каждом включении зажигания), напоминая водителю перед поездкой о том, что необходимо сделать.

Лада 4×4 5D Трудяга ›
Бортжурнал ›
Превращаем навигатор в бортовой компьютер.

Навигатор мне на каждый день не нужен, но так как в нем еще и видеорегистратор встроен, то пользуюсь в каждой поездке, поэтому захотелось расширения функционала.
Про подключенную к навигатору камеру заднего вида я уже рассказывал.
А сегодня расскажу, как его можно превратить в БК.
Что для этого нужно?
1. Адаптер ELM327 Bluetooth

OBD-2 адаптер

2. Навигатор с поддержкой Bluetooth под WinCE 5.0/6.0
Я юзал 4 модели:
Prestigio GeoVision 5800 BTHDDVR , Ritmix RGP-589 DVR , Prology iMap-580TR , ACV GQ8.

Навигатор с bluetooth

3. Программа, реализующая функции БК
hobdrive.com/download/hob….1.1.wince-standalone.zip

Собственно и все, что остается сделать, это настроить работу этих трех компонентов.
Качаем hobd, копируем на карту памяти. И делаем возможным запустить его на навигаторе. Обычно это делается с помощью альтернативного меню, но это совсем другая история.

Так как я езжу на Ниве, то искать диагностический разъем долго не надо.
Возле левой ноги водителя есть лючок:

Откручиваем 2 самореза и вот он:

Вставляем в него ELM327

Включаем зажигание, на навигаторе активируем блютус.
Дальше нужно попасть на рабочий стол винды, опять же альтменю вам в помощь.
Идем в панель управления — блютуз — сделать это сопряжение доверенным (делается один раз при первом запуске). Запросит пароль, подойдет один из этих 0000, 1234, 6789.
Запускаем hobdrive, выбираем наше соединение блютуз, подбираем профиль под машину. У меня контроллер Бош 7.9.7, его и выбрал.
Сразу скажу, что это самый трудный момент.
Ввести данные в стандартном интерфейсе WinCE та еще песня )
Что бы попасть стилусом в нужное место нужно иметь зоркий глаз и твердую руку )))

Если все сделано правильно, то произойдет соединение и на главном экране появится информация с датчиков, если же услышите звон разбитого стекла, это такой юмор разработчиков программы, то где-то накосячили.

Для меня наибольшая ценность этой проги в том, что можно оперативно посмотреть и сбросить ошибки контроллера.

Что по деньгам:
— навигатор, это уже ваши предпочтения, я купил Ритмикс за 2400 в ДНСе по акции
— адаптер ELM327 у местных барыг за 700 р
— программа hobd — есть бесплатная версия, мне ее возможностей хватает
Навигатор у меня уже был, так что всех затрат 700 р.

PS. На данный момент ни Prestigio, ни Ritmix’а у меня нет, Престиж не особо нравился, поэтому был безжалостно продан, у Ритмикса умерла батарея. После был приобретен Prology iMap-580TR и сдан на следующий день обратно в Юлмарт, не глянулся он мне совсем. Сейчас пользуюсь ACV GQ8.
Тоже расстался, теперь с китайцем.