Поставка автомобиля по 44 ФЗ

Содержание

>Как закупить автомобиль по 44-ФЗ

Закупка автомобиля по 44-ФЗ в 2019 году

Как и во всех процедурах, при закупках автомобилей по 44-ФЗ действуют ограничения: указывать марку и модель машины в описании объекта закупки нельзя. Это разрешено только с фразой «или эквивалент». Обратите внимание, что следующие товары необходимо закупать путем электронного аукциона согласно перечню из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р:

  • средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы — код ОКПД2 29;
  • средства транспортные и оборудование, прочие — код ОКПД2 30 (кроме кодов 30.1, 30.3, 30.92.2).

Что касается обоснования закупки, составляйте его в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Можно указать государственную или региональную программу, а если закупка подпадает под непрограммные расходы, можно включить такую формулировку: «Выполнение функций и полномочий».

Ограничения

При закупке автомобиля по 44-ФЗ учитывайте требования нормирования. Это предельные показатели характеристик и цен закупаемых товаров. Для автомобилей они указаны в Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. Мощность двигателя легковой машины должна быть не более 200 лошадиных сил. Предельная стоимость транспортного средства зависит от категории заказчика:

  • руководитель или замруководителя федерального государственного органа — 2,5 млн руб.;
  • руководитель федерального государственного органа (в федеральном агентстве), замруководителя федерального госоргана (в федеральной службе или в федеральном агентстве) — 2 млн руб.;
  • руководитель (или его зам) структурного подразделения федерального государственного органа — 1,5 млн руб.

Техническое задание на поставку легкового автомобиляскачать образец Техническое задание на поставку специальных автомобилейскачать образец Техническое задание на поставку школьного автобусаскачать образец

Национальный режим

Закупки автомобилей по 44-ФЗ подпадают под действия запрета в рамках национального режима. Правила установлены в постановлении Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Запрет распространяется на закупку автомобилей зарубежного происхождения, а также на:

  • бульдозеры на гусеничных тракторах;
  • тракторы;
  • грейдеры самоходные;
  • экскаваторы;
  • транспортные средства с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500;
  • транспортные средства с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500;
  • транспорт с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем);
  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • грузовики.

Суть ограничений в том, что при закупке автомобиля или услуг лизинга с последующим выкупом транспортного средства заказчик обязан отклонять заявки с продукцией из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС. Подтвердить страну происхождения можно сертификатом, выдаваемый уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС.

Как провести закупку автотранспорта — рекомендация от Системы Госзаказ

лавное правило при закупке автотранспорта – отдавать предпочтение российским товарам и соблюдать правила нормирования. В документации установите запрет на допуск иностранных товаров машиностроения, а в плане-графике покажите, что применяете национальный режим. В техзадании не указывайте марку машины, иначе ограничите конкуренцию. Смотрите, как действовать пошагово, когда закупаете автотранспорт.

Пошаговая инструкция по закупке авто

Пример правильного ТЗ на автомобиль

При составлении описания объекта закупки учитывайте требования ст. 33 Закона 44-ФЗ. В частности, включите в техзадание изображения или фотографии товара, используйте показатели, которые предусмотрены общедоступными техрегламентами. Утвержденной формы техзадания нет. Часто заказчики включают в документацию таблицу, в которой указывают название автомобиля, характеристики, количество и цену.

Рассмотрим реальный пример описания объекта закупки. Заказчик закупал легковой автомобиль DATSUN on-Do ACCESS MT или эквивалент, НМЦК составила 452 тыс. руб., номер извещения в ЕИС 0134300065319000028. В техническом задании были указаны следующие характеристики:

  • цвет — серый;
  • объем двигателя, л. — не менее 1,6 л., мощность, л.с. — не менее 87 л.с.;
  • коробка передач — механическая трансмиссия;
  • ABS с системой распределения тормозных усилий;
  • BAS (Усилитель электронного торможения);
  • EBD (электронная система распределения тормозных усилий);
  • подушка безопасности водителя;
  • трехточечные инерционные ремни безопасности;
  • подогрев передних сидений;
  • электроусилитель руля;
  • регулировка руля по высоте;
  • складывающиеся задние сиденья;
  • передние и задние брызговики;
  • год выпуска — не ранее 2019 года.

Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция

Если организации необходимо провести тендеры на автомобили или их техническое обслуживание по 44 ФЗ, то ответственный специалист заказчика должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь ему надлежит корректно определить объект заказа. Затем контрактный управляющий организации-заказчика рассчитывает начальную максимальную цену контракта и нормирует предстоящий тендер авто. Далее необходимо выбрать соответствующий способ определения поставщика, подготовить закупочную документацию и составить подробное техническое задание. После тщательной подготовки заказчиком проводятся непосредственно закупки авто в соответствии с 44 ФЗ, ремонт автомобиля либо закупки технического обслуживания. Разберем каждый этап подробно.

Предмет заказа

Для того чтобы провести вышеуказанные тендеры — транспорт, ТО или ремонт, — заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов путем указания конкретной марки автотранспортного средства, даже если приведено слово «эквивалент».

Исключением являются только ситуации, при которых легковой транспорт не является предметом контракта, а лишь используется при оказании конкретных работ или услуг.

Закупка автомобилей по 44 ФЗ должна производиться в строгом соответствии со статьей 33, а именно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Таким образом, предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании нужно учесть технические, эксплуатационные и качественные характеристики.

ВАЖНО! В описании товара и или услуги не должно быть указаний на фирменное наименование и товарный знак.

Нормирование

Любая проводимая закупка транспортных средств должна быть нормирована организацией-заказчиком (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.

Каждая закупка автомобиля в 2019 году должна проводиться с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с ПП РФ № 927 от 02.09.2015, при приобретении автомобилей необходимо руководствоваться следующими требованиями-ограничениями:

  • ценовое — до 2,5 миллионов рублей;
  • ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.

Таким образом, закупка транспорта не должна проводиться с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения 44 ФЗ о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения предметов роскоши.

Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует ПП РФ № 479 от 19.05.2015. Посредством правительственного постановления вводятся федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе и по легковым автомобилям с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик авто.

Выбор способа определения поставщика

Закупка легкового автомобиля или его обслуживания должна производиться в соответствии с 44 ФЗ, поэтому заказчик может осуществить госзаказ как конкурентными способами, так и у единственного поставщика в том случае, если стоимость заказа не превышает 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо 400 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

В том случае, если закупаются товары и услуги без возможности торговать цену единицы продукции, то исключается проведение запроса котировок, так как победителем ЗК признается участник с наименьшим ценовым предложением (ч. 1 ст. 72 44-ФЗ). Если участнику необходимо провести торги по ремонту и техническому обслуживанию ТС, то ему надлежит воспользоваться электронным аукционом (с учетом положений ч. 5 ст. 68 44-ФЗ) либо провести запрос котировок следующим образом:

  • рассчитать максимальное количество услуг и запасных частей на основании установленных ЛБО и среднерыночной цены за единицу продукции;
  • определить максимальный объем запчастей в извещении;
  • в проекте контракта отметить условия о том, что услуги по ТО будут проводиться в соответствии с заявками заказчика и что услуги, не определенные в извещении, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.

Закупочная документация

Разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заказчик должен установить единые требования к участникам торгов (ст. 31 44-ФЗ), которые являются исчерпывающими.

Для того чтобы корректно составить закупочную документацию и техническое задание, необходимо учитывать ряд следующих положений:

  1. Организация-заказчик должна предоставлять преимущество российскому производству при проведении госзакупок в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 44-ФЗ. Согласно ПП РФ № 656, устанавливается запрет на допуск легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств, которые закупаются для обеспечения нужд заказчика.
  2. При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям.
  3. Если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2008 от 07.04.2017).
  4. Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик должен руководствоваться условиями п. 2 ст. 42 и частей 5 и 17 ст. 68 44-ФЗ. В извещении должны быть указаны НМЦК и общая начальная цена запчастей и материалов, а также перечень всех запчастей, которые могут понадобиться при исполнении контракта. При закупочных процедурах снижается общая цена, а не НМЦК.
  5. При закупке услуг по ТО не допускается указание конкретного места оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования 135-ФЗ и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм надлежит указывать границы территориального округа либо расстояние в километрах (Письмо Минэкономразвития № Д28и-699 от 20.02.2017).

>Образец техзадания на закупку автомобиля>Образец контракта на закупку автомобиля

Прием товаров или услуг

Приемка автомобиля и услуг по ТО осуществляется в строгом соответствии с условиями контракта и технической документации заказа, а также действующего законодательства (ст. 94 44-ФЗ и ст. 513 ГК РФ).

При приемке транспорта заказчику необходимо провести экспертизу соответствия (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ) собственными силами либо путем привлечения сторонних организаций.

Товар или услуги по ТО должны быть поставлены и приняты в сроки и по адресу, которые определены условиями контракта. Сторонами в обязательном порядке подписывается акт приемки-передачи и товарная накладная.

Закупка автомобиля по Закону N 44-ФЗ имеет ряд существенных особенностей.

Во-первых, нужно правильно прописать объект закупки, то есть сделать так, чтобы не ограничить круг участников, соблюсти нормирование, запрет на допуск иностранных товаров и учесть свои потребности.

Во-вторых, необходимо правильно рассчитать НМЦК и выбрать способ закупки.

В-третьих, вы должны потребовать от участника (поставщика) документ о том, что автомобиль не подпадает под запрет на иностранные товары.

После всего этого заключите контракт и правильно примите автомобиль, чтобы он соответствовал заявленным характеристикам.

Если вы проигнорируете эти правила, то вас оштрафуют, а уже заключенный контракт могут признать недействительным и тогда автомобиль придется вернуть.

Как составить техническое задание

В техзадании опишите все существенные условия закупки: характеристики автомобиля, требования к гарантии и комплектации, адрес и сроки поставки и т.д.

В дальнейшем вам потребуются эти сведения для получения ценовых предложений при обосновании НМЦК, заполнении плана закупок, плана-графика и для проведения закупки.

Прописать характеристики, требования к гарантии и комплектации нужно так, чтобы не ограничивать возможный круг участников закупки. За нарушение этого требования вас могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб., а заключенный контракт оспорить. Тогда придется вернуть автомобиль поставщику (Решение ФАС России от 18.04.2016 по делу N К-615/16, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2015 N Ф08-6639/2015 по делу N А01-2121/2014).

Как указать характеристики автомобиля

Характеристики возьмите с сайтов дилеров или производителей. Если информации нет в открытых источниках, то направьте поставщикам (производителям) запросы о предоставлении спецификаций.

При описании учтите условия нормирования, то есть характеристики, которые установил вышестоящий орган. Они могут быть прописаны в нормативных затратах для обеспечения функций вашего госоргана или в требованиях к отдельным видам товаров (работ, услуг) для вашего учреждения. Эти документы вы можете найти в ЕИС, в разделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)» (ч. 5, 6 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Пример описания характеристик легкового автомобиля

Бюджетному учреждению Минсельхоза России установлены предельные требования к характеристикам автомобиля для руководителя: мощность двигателя — до 200 л. с. и предельная цена не более 2,5 млн руб.

При описании характеристик в техзадании нужно подобрать автомобили одного класса, но различных марок, при этом учесть эти предельные требования. Под такие характеристики подошли, например: TOYOTA Camry, Ford Mondeo, BMW 520. Можно прописать требования с учетом всех этих марок, например, так:

Параметр Ед. измерения Технические и функциональные характеристики транспортного средства
Год выпуска год не ранее 2017
Длина мм 4 800 — 4 950
Ширина мм 1 820 — 1 880
Высота мм 1 450 — 1 485
Мощность двигателя л. с. от 170 до 200
Объем двигателя л от 1,7 до 2,0
Количество мест шт 5
Система экстренной связи ЭРА-ГЛОНАСС Наличие
Цвет Черный или белый
Экологический класс Не ниже Евро-5

Если вы закупаете автомобиль, например, с какими-то особыми характеристиками, то можете указать конкретную марку и модель автомобиля, которая ими обладает. Но при этом вы должны указать слова «или эквивалент» и такой диапазон характеристик, под который подойдут другие марки автомобилей (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Как установить условие о гарантии на автомобиль

Установите срок гарантии и на что она распространяется (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Срок и объем возможной гарантии узнайте у поставщиков (производителей).

Некоторые дилеры могут предоставлять дополнительную гарантию. Однако устанавливать ее в техзадании нужно с осторожностью: только при условии, что такую гарантию могут предоставить несколько компаний на рынке. Иначе вы ограничите количество участников закупки, что приведет к штрафу.

Пример формулировки условия о гарантии

«Гарантийный срок должен составлять не менее 24 месяцев с даты подписания акта приема-передачи либо не менее 100 000 км пробега автомобиля в зависимости от того, что наступит ранее. Конкретный гарантийный срок должен быть указан в сервисной книжке или ином заменяющем ее документе.

Объем предоставленных гарантийных обязательств определяется заводом-изготовителем и устанавливается в сервисной книжке или ином заменяющем ее документе, предоставляемом при передаче автомобиля. Гарантия должна распространяться на все части и компоненты автомобиля.

Поставщик обязан выполнить комплекс работ по предпродажной подготовке товара в полном объеме. Выполнение гарантийных обязательств должно осуществляться авторизованными сервисными центрами производителя автомобиля. Все расходы, связанные с гарантийным обслуживанием, осуществляются за счет Поставщика.»

Какие документы и принадлежности к автомобилю потребовать от поставщика

Вы вправе указать в техзадании, что еще должно входить в комплект поставки. Это могут быть, например:

  • паспорт технического средства (ПТС) с отметкой об уплате утилизационного сбора;
  • комплект документов, в том числе: инструкция по эксплуатации на русском языке, сервисная книжка или заменяющий ее документ, документы на установленное дополнительное оборудование;
  • одобрение типа транспортного средства, выданное на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877;
  • информация об адресах и телефонах официально авторизованных станций техобслуживания на территории РФ;
  • ключи зажигания (не менее 2 шт.);
  • система вызова экстренных служб «ЭРА-Глонасс» (при наличии).

Обратите внимание, не следует включать в эту же закупку вещи или оборудование, которые можно закупить отдельно от автомобиля, например дополнительный комплект резины или чехлы на сиденья. Это может привести к штрафу (Решение Воронежского УФАС России от 30.10.2014 по делу N 501-з).

Как подготовить обоснование НМЦК на покупку автомобиля

Обоснуйте НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Для этого подготовьте отдельный документ, в котором укажите наименование объекта закупки, полученные цены, коэффициент вариации, расчет НМЦК и итоговую сумму.

Образец обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
N Наименование объекта закупки Ед. изм Кол-во Ценовые предложения (руб/ед. изм.) Оценка однородности цен Расчет НМЦК
Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Коэффициент вариации цен (%) Цена за ед. изм. (руб.) НМЦК (руб.)
1 Автомобиль легковой для руководителя шт. 1 2 400 000 2 450 000 2 300 000 3,2 2 383 333 2 383 333
Итого: 2 383 333

Для обоснования применялся Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.

Подготовил __________/Иванов И.И./ 20 августа 2018 г.

Как собрать информацию о стоимости

Узнать цену нужно на разные марки (модели) автомобилей, но они должны быть одного класса. За использование информации о стоимости только одной марки автомобилей вас могут оштрафовать по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение Дагестанского УФАС России от 08.09.2014 N 478А-2014, Решение Карачаево-Черкесского УФАС России от 13.03.2015 по делу N 10).

Собрать информацию можно следующими способами:

  • направьте запросы пяти разным поставщикам. К ним приложите ваше техзадание. Это поможет более точно определить условия поставки и возможную стоимость;
  • возьмите информацию из реестра контрактов в ЕИС. При этом учитывайте, чтобы условия поставки (сроки, комплектация, технические характеристики, количество, регион поставки) были схожи с вашими условиями и контракты были исполнены без штрафов (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
  • разместите информацию в ЕИС о запросе ценовых предложений.

Как рассчитать НМЦК

Чтобы рассчитать НМЦК, сложите полученные цены, разделите их на количество ценовых предложений и умножьте на количество автомобилей.

Если для вашего учреждения установлена предельная цена, сравните ее с полученной НМЦК. Если последняя больше предельной цены, то получите новые цены. Возможно, придется поменять характеристики автомобиля или другие условия поставки. Если НМЦК меньше или равна предельной цене, то используйте ее для закупки (п. 4.4 Методических рекомендаций N 567).

Узнать о предельной цене можно там же, где и характеристики транспортных средств: в актах по нормированию или в требованиях к отдельным видам товаров (работ, услуг). Их можно найти в ЕИС в разделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

Пример расчета НМЦК на покупку автомобиля

На закупку одного автомобиля получено три ценовых предложения: 2 400 000 руб., 2 450 000 руб., 2 300 000 руб.

Коэффициент вариации равен 3,2%.

Средняя цена равна (2 400 000 + 2 450 000 + 2 300 000) / 3 = 2 383 333.

НМЦК для закупки одного автомобиля составит 2 383 333 руб.

Если для вашей организации установлена предельная стоимость такого автомобиля, например 2 млн руб., то рассмотрите варианты покупки другого автомобиля (измените марку или комплектацию), чтобы снизить цену до предельной.

Какой способ определения поставщика выбрать

Вы можете провести:

  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок или запрос котировок в электронной форме, если НМЦК — до 500 тыс. руб., а общий объем таких процедур за год в вашем учреждении не превысил 10% СГОЗ или 100 млн руб.;
  • закупку до 100 тыс. руб. Если вы, например, учреждение культуры, образовательная, социальная или физкультурно-спортивная организация, то до 400 тыс. руб.;
  • запрос предложений. Его можно провести, если до этого у вас уже был контракт на поставку автомобилей и вы его расторгли по ч. 9 или 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ или если электронный аукцион не состоялся по ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.

Конкурс проводить нельзя, поскольку автомобили включены в аукционный перечень.

Как запланировать закупку автомобиля

Если закупка не была запланирована, внесите ее в план закупок и план-график закупок (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).

Порядок внесения информации о закупке автотранспорта в целом такой же, как и по другим закупкам. Отличие только в том, что вы должны установить в плане-графике запрет на допуск товаров иностранного происхождения.

Для этого укажите в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок», что установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 656. Это не относится к планированию закупок до 100 или до 400 тыс. руб.: они вносятся в план-график в упрощенном порядке, при котором заполнять графу 27 не надо.

Обратите внимание, не нужно устанавливать запрет, если вы закупаете подержанные легковые автомобили с искровым зажиганием или дизельным (полудизельным) двигателем (п. п. 14 — 16 Перечня, утвержденного Постановлением N 656).

Как провести закупку автомобиля

Закупка автомобиля проводится в том же порядке, что и закупка других товаров (работ, услуг). При этом нужно учитывать запрет на поставку автомобилей иностранного происхождения, который установлен Постановлением N 656.

Как провести электронный аукцион на закупку автомобиля

Чтобы провести аукцион в электронной форме, подготовьте документацию и извещение. В них, помимо стандартных требований, установите запрет на допуск автомобилей иностранного происхождения в соответствии с Постановлением N 656 (при условии, что в плане-графике вы тоже установили запрет).

Кроме того, в документации укажите, что участник:

  • в первой части заявки должен предоставить конкретные характеристики автомобиля, его марку (модель), производителя и страну происхождения;
  • во второй части должен представить один из следующих документов:

— сертификат СТ-1 или копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта. Эти документы нужно потребовать, если вы закупаете транспортные средства, коды которых: 29.10.24, 29.10.30, 29.10.59.120, 29.10.59.150, 29.10.59.180, 29.10.59.210, 29.10.59.220, 29.10.59.260, 29.20.21.110, 29.20.21.120, 29.20.21.110, 29.20.21.120, 29.20.21.122 (п. 2 Постановления N 656, п. 3.1 разд. 3 Приложения 1 к Приказу ТПП РФ от 25.08.2014 N 64);

— акт экспертизы торгово-промышленной палаты или копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта, если вы закупаете транспортные средства, коды которых: 28.22.14.159, 28.92.21.110, 28.92.50, 28.92.21.120, 28.92.22.110, 28.92.24.120, 28.92.25, 28.22.15.110, 28.92.26.110, 28.92.26.120, 28.92.27.110, 29.10.21, 29.10.22, 29.10.23, 29.10.30.110, 29.10.30.190, 29.10.41.110, 29.10.41.120, 29.10.42.111, 29.10.42.112, 29.10.42.120, 29.10.43, 29.10.51, 29.10.59.110, 29.10.59.130, 29.10.59.140, 29.10.59.160, 29.10.59.170, 29.10.59.230, 29.10.59.240, 29.10.59.250, 29.10.59.270, 29.10.59.280, 29.10.59.310, 29.10.59.320, 29.10.59.390, 29.20.23.110, 29.20.23.120, 29.20.23.130, 29.20.23.190, 30.20.20.120, 30.20.32.120 (п. 2 Постановления N 656, п. 3.1 разд. 3 Приложения 2 к Приказу ТПП РФ от 25.08.2014 N 64).

Этот акт может быть выдан как самому участнику, так и производителю автомобиля (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 N 17АП-14487/2016-АК по делу N А60-17684/2016).

При рассмотрении второй части заявки отклоните участника, если он не представил документ или предоставил не тот документ, который вы установили в документации.

Как провести запрос котировок на закупку автомобиля

Составьте извещение. В нем, помимо стандартных требований, установите запрет допуска автомобилей иностранного происхождения по Постановлению N 656 (при условии, что в плане-графике вы тоже установили запрет).

Требовать от участника в составе заявки документы, подтверждающие соответствие автомобиля Постановлению N 656, вы не можете.

Установите в проекте контракта, какой именно документ должен предоставить поставщик при поставке автомобиля.

Обратите внимание, вы вправе проводить запрос котировок в электронной форме. Этот способ несомненно удобнее, поскольку вам не нужно принимать заявки — это делает электронная площадка, а рассмотрение заявок происходит без присутствия участников.

Как закупить автомобиль у единственного поставщика

При закупке у единственного поставщика до 100 тыс. руб. или до 400 тыс. руб. заключите контракт напрямую с выбранным поставщиком.

Пропишите в проекте контракта, какой автомобиль закупаете и какой именно документ должен представить поставщик в подтверждение соответствия Постановлению N 656.

Как провести запрос предложений на закупку автомобиля

Запрос предложений проведите, если до этого электронный аукцион не состоялся по ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ или вы расторгли контракт по ч. 9 или 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Условия проведения запроса предложений установите такие же, как и в несостоявшейся закупке. Если проводите запрос предложений из-за того, что расторгли контракт и нужно дозакупить оставшиеся по нему автомобили, то уменьшите первоначальную НМЦК на сумму поставленных автомобилей.

Пропишите в извещении и документации обязанность представить в заявке документы о соответствии автомобилей требованиям Постановления N 656.

Обратите внимание, вы вправе проводить запрос предложений в электронной форме. Этот способ несомненно удобнее, поскольку вам не нужно принимать заявки — это делает электронная площадка, а рассмотрение заявок происходит без присутствия участников.

Как заключить контракт и принять автомобиль

Включите в проект контракта данные поставщика — победителя закупки, предложенную им цену и характеристики автомобиля. Эти сведения можно взять из заявки победителя и протоколов проведения закупки. Сама процедура заключения будет зависеть от той конкурентной закупки, по результатам которой вы заключаете контракт.

При приемке убедитесь, что поставленный транспорт полностью соответствует контракту. Экспертизу этих характеристик вы можете провести собственными силами или нанять экспертов (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Закупка автомобиля по 44-ФЗ

Когда речь заходит о государственных закупках и необоснованных тратах на различные блага, то в первую очередь вспоминаются некачественные ремонты дорог, строительство огромных особняков-замков для госучреждений и приобретение люксовых автомобилей для доставки чиновников на работу и обратно. Законодательство о закупках меняется, становится жестче для обеих сторон этого процесса и подобные необоснованные траты государственных служащих на потеху общественности всплывают всё реже. Но это если посмотреть на процесс со стороны обывателя. А если со стороны заказчика и поставщика?

Тех, кто непосредственно связан с этими закупками и лавирует в этом котле ада между изменениями, штрафами и «хотелками» руководства. Работать становится всё сложнее и сложнее. Каждое новшество #наблаготрудящихся только усложняет все процессы. Так и с закупкой автомобилей. Последние летние изменения Закона о контрактной системе только прибавили вопросов к самому процессу.

ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ

При составлении технического задания на приобретение транспортного средства НЕЛЬЗЯ указывать товарный знак и марку желаемого авто. Безусловно, было бы очень удобно прописать в закупке «к поставке необходим чёрный автомобиль Toyota Camry 2019 года выпуска в полной комплектации». Раньше некоторые заказчики так и указывали — торговое наименование авто с припиской «или эквивалент».

С некоторых пор такая формулировка при составлении технического задания противоречат законодательству. Поэтому необходимо максимально подробно указывать технические характеристики желаемого к поставке автомобиля: тип привода и кузова, количество дверей и мест для сидения, габаритные размеры, число передач, цвет кузова и прочее-прочее. Также нельзя забывать о дополнительных опциях: подушки безопасности, ABS, наличие аудио/видео-систем и кондиционера, комплект салонных ковриков, домкрат и т.д.

Логичнее всего брать эти характеристики с сайтов официальных дилеров или производителей тех автомобилей, которые вы желаете приобрести. Надежнее — писать официальный запрос дилеру/производителю и уже исходя из ответа составлять техническое задание.

Нельзя забывать и о нормировании — предельный потолок цены приобретаемых товаров, работ, услуг. При закупке автомобилей необходимо руководствоваться нормами Постановления Правительства №927 от 02 сентября 2015 года. В зависимости от уровня руководителя будет установлена и предельная цена авто. Но, например, общим для всех является требование о максимальном количестве лошадиных сил в легковом автомобиле — не более двухсот.

АУКЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Приобретение автомобилей включено в обязательный аукционный перечень — Распоряжение Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года. Поэтому вопроса о выборе способа закупки не стоит.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

При подготовке документации необходимо прописать требования об ограничении допуска иностранных товаров по двум пунктам:

  • статья 14 Закона о контрактной системе;
  • Постановление Правительства РФ №656 от 14 июля 2014 года.

При рассмотрении поступивших заявок на участие заказчик рассматривает:

  • в первой части заявки — помимо согласия на поставку товара, должны быть указаны страна происхождения и конкретные показатели поставляемой продукции. Никаких слов «более/менее» и их вариаций в заявке участника не должно содержаться;
  • во второй части заявки — стандартные документы участника закупки (устав, ИНН и прочее), а также в ряде случаев сертификат СТ-1 и/или акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо заверенная копия инвестиционного контракта. Если закупка попадает под требования, установленные в Постановление Правительства №656 и Приказе ТПП РФ №64 от 25.08.2014г.

С 01 июля 2019 года в силу вступили требования о необходимости использования типового контракта при закупке автомобилей — Приказ Минпромторга России №998 от 23.03.2019г. При условии, что приобретаемый вами автомобиль попадает под коды ОКПД2 — 30.1, 30.3, 29.10, 26.51, 17.12, 31.01, 27.40, 28.25.

ПОСТАВКА АВТОМОБИЛЯ ПО 44-ФЗ

Завершающий этап работы в рамках любой закупки — это поставка и приём товара. Ведётся она в строгом соответствии с технической документацией и условиями контракта. Этим никого не удивить сегодня.

Обязательной частью этого этапа при закупке автомобилей будет экспертиза поставленного товара. Силами заказчика или с привлечением дополнительных ресурсов — это уже нюансы.

Помимо стандартного набора документов (акты приёма-передачи и товарные накладные) поставщик должен передать заказчику:

  • паспорт технического средства;
  • сервисную книжку;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • ключи зажигания.

И, возможно, что-то ещё дополнительно — согласно технического задания заказчика.

ГАРАНТИИ

С последними изменениями Закона о контрактной системе спорным остаётся вопрос о предоставлении гарантий поставщиком при продаже автомобилей. При поставке автомобилей гарантийный срок исчисляется в двух показателях — количество лет эксплуатации или километров пробега. Например, 10 000 километров или 5 лет -в зависимости что наступит раньше.

Согласно новым изменениям в законодательстве о закупках при приобретении автомобилей необходимо предусмотреть предоставление поставщиком не только гарантий на поставленный товар, но и гарантийные обязательства к нему. В связи с этим вопросов по расчету гарантийного срока появилось ещё больше.

К сожалению, чёткого ответа на эти вопросы в законодательстве нет. Поэтому каждый заказчик действует по принципу «кто во что горазд». Но все сходятся во мнении «если прописать как можно подробнее все нюансы в документации о закупке и проекте контракта, то при приёмке товара и его эксплуатации будет проще».

>О закупке автомобиля

Вопрос

ООО проводит закупку служебного авто для генерального директора по 223-ФЗ. требуется конкретный автомобиль под желания ген. директора, марка и модель выбрана. Возможно, ли в ТЗ на закупку указать Nissan X-trail SE + 2016 года (допустим), без указания дилера. Какие под собой риски для компании несет данная конкретика? (это ограничение конкуренции?) Как можно обойти? В решении Совета директоров указан денежный лимит, без указания марки. Если указать тех. характеристики, без указания марки и модели, высока вероятность получения заявки от Участника с другой маркой и моделью, что не допустимо, т.к. выбор пал именно на конкретное ТС.

Ответ

Нет, указание конкретной модели автомобиля, в том числе с оговоркой об эквиваленте, нежелательно, так как это влечет за собой сужение круга потенциальных участников закупки и ограничение конкуренции.

С антимонопольной практикой по аналогичным случаям Вы можете ознакомиться в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Госзаказ».

Закупка автомобиля с указанием товарного знака

«Проблема:

Вправе ли заказчик в техническом задании аукционной документации на поставку автомобиля указывать его товарный знак (марку) со словами «или эквивалент»?*

Решение:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, запрещается при описании объекта закупки указывать товарные знаки, за исключением, если:

  • не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  • при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
  • речь идет о закупке товаров, которые будут взаимодействовать с товарами, используемыми заказчиком;
  • если закупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В данном случае, закупка автомобиля определенной марки, например, «Рено дастер» (со словами «или эквивалент») не является случаем, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки и не относится к другим случаям исключений, когда возможно указание товарного знака. Закупка конкретного автомобиля определенного производителя не является объективной и обоснованной, так как заказчик может использовать любой автомобиль похожего «класса» и указание товарного знака автомобиля будет являться требованием, ограничивающим количество участников закупки.

При закупке автомобиля заказчику следует установить максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Описывать объект закупки следует таким образом, чтобы под описание могли подойти автомобили и другой марки (другого производителя).

На наш взгляд, требования в отношении товарного знака (марки) автомобиля (со словами «или эквивалент») могут быть обжалованы в антимонопольном органе в связи с тем, что фактически может быть предложен только определенный товар определенного производителя, тем более, если и при «применении» параметров эквивалентности фактически также может быть предложен к поставке только автомобиль определенной марки.

Так, например, в Решении Дагестанского УФАС России от 8 сентября 2014 г. № 478А-2014 отмечается: «в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ Заказчиком включено в аукционную документацию указание на товарный знак, а именно: «Поставка легкового автомобиля «Toyota Camry» (отечественной сборки) или эквивалент».

Комиссией также установлено, что под параметры автомобиля «Toyota Camry», указанные в аукционной документации, не подходят иные марки автомобилей. Наиболее схожие по параметрам с «Toyota Camry» автомобили «Nissan Teana» и «Honda Accord» также не подходят требованиям Заказчика по параметрам «Объем багажника» и «Расход топлива» соответственно.

Заказчиком не представлено доводов, свидетельствующих о возможности предложить к поставке эквивалентный марке «Toyota Camry» товар, в связи чем довод Заявителя об установлении в документации об Аукционе требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, следует признать обоснованным.

Таким образом, установив требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки и указав в аукционной документации товарный знак поставляемого товара, Заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33Закона № 44-ФЗ».

В Решении Рязанского УФАС России от 4 августа 2014 г. по делу № 265/2014-З/2 также отмечается: «Комиссией по результатам проведенного анализа документации «Техническое задание» содержащего описание объекта закупки (при проведении электронного аукциона на поставку автомобиля легкового «Toyota Camry» или эквивалент) установлено, что указанные заказчиком диапазоны характеристик товара, соответствуют только одному автомобилю с товарным знаком Toyota Camry. В жалобе Заявителем приведены сведения о технических характеристиках автомобилей аналогичного класса, а именно: Mazda 6, Nissan Teana, Honda Accord которые по определенным параметрам не подходят под установленные заказчиком требования. Представитель Заказчика не представил доказательства о наличии другого автомобиля соответствующего параметрам, установленным в техническом задании аукционной документации.

Таким образом, Заказчиком в документацию об электронном аукционе включены требования указывающие на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, а именно: автомобиль марки Toyota Camry, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ».

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом, на наш взгляд, есть риск признания заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, в том числе, если заявитель докажет, что под требования заказчика подходит только определенный автомобиль (только этот автомобиль может быть предложен к поставке) и заказчик не сможет доказать обратного.

Обращаем внимание, что помимо риска отмены такой закупки (по предписанию антимонопольного органа), существует риск привлечения заказчика к административной ответственности по п. 4.1. ст. 7.30 КоАП РФ.

Напомним, что в соответствии с указанной нормой КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.

В связи с этим рекомендуем заказчикам иметь ввиду указанные риски и принимать решение об описании объекта закупки, руководствуясь ст. 33 Закона № 44-ФЗ (без указания товарного знака (марки) автомобиля, в том числе, со словами «или эквивалент»)*».

Предприятие (заказчик) планирует закупать запчасти на автомобиль на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ремонтировать который будет своими силами. Можно ли провести электронный аукцион или запрос котировок распространяется только на закупку запчастей?

25 апреля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе заключить договор (контракт) на приобретение необходимых ему запасных частей одним из установленных Законом N 44-ФЗ способов. Указанная в вопросе закупка может быть осуществлена путем проведения аукциона в электронной форме, а при соблюдении предусмотренных законом условий также путем проведения запроса котировок в электронной форме либо у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
По смыслу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в частности ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона, заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям (смотрите письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок.
Таким образом, заказчик вправе заключить договор (контракт) на приобретение необходимых ему запасных частей*(1).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного контрагента. Заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ (смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и условия их применения). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Здесь же напомним, что с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, а также в дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. В указанный перечень включена продукция, относящаяся к коду по ОКПД 2 29 «Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы», который в свою очередь включает подкласс 29.3 «Части и принадлежности для автотранспортных средств». Таким образом, закупка запасных частей к автомобилю по общему правилу должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Вместе с тем, как прямо указано в ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, исключениями из приведенного правила являются закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, а также запроса предложений (в определенных ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ случаях) и закупки у единственного контрагента.
Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку запасных частей к автомобилю путем проведения аукциона в электронной форме, а при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 ст. 82.1, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, — путем проведения запроса котировок в электронной форме или у единственного контрагента.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

4 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что если объектом закупки являются именно запасные части, то к такой закупке не должны применяться положения п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, касающиеся закупки работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.