Приоритет трамваев ПДД

Особенности маневренности на дорогах, содержащих трамвайные пути

Особенно сложными для многих остаются вопросы маневренности на тех участках, на которых есть трамвайные пути. Согласно Правилам, если слева по ходу движения автомобиля проложены рельсы на одном уровне с общим дорожным полотном, тогда для обгона или объезда впереди идущего автомобиля при отсутствии на путях трамвая, водитель может заехать на те участки, которые касаются попутного движения. Выезд на встречное направление категорически запрещен!

Проблемными же остаются вопросы перекрёстков, поворотов и разворотов. Правилами предписано, что для подготовки к повороту/развороту автомобиль переходит на трамвайные пути попутного направления и совершает маневр уже с них (если нет знака «Направления движения по полосе»). При этом важно помнить, что теми же Правилами установлено, что водителю запрещается препятствовать ходу трамвая, который на равнозначных дорогах остаётся главенствующим. В данном случае нужно самостоятельно оценить ситуацию и обратить внимание на отделяющее транспортные средства расстояние:

  • если трамвайный вагон отдалён и автомобиль успевает повернуть, тогда следует так и сделать;
  • если трамвайный вагон близко, то автомобиль должен сбавить скорость и уступить дорогу трамваю, а уже следом за ним переместиться на рельсы.

Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке

Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?

  1. Если в районе остановки не отведен специальный «островок» для ожидания общественного транспорта, тогда пассажиры остаются до прибытия трамвая на тротуаре, а как только он прибыл и остановился, имеют право переходить через проезжую часть, а водители автомобилей обязаны остановиться и пропустить их. При этом ориентироваться нужно преимущественно на людей, а не смотреть, открыл ли двери водитель трамвая. Современные правила говорят о том, что нужно уступить дорогу пешеходу.
  2. Если в районе остановки есть специальный «островок» для ожидания, то пассажиры ждут общественный транспорт на нем, и никаких помех для движения создаваться не должно.

Осторожно! В случае перехода проезжей части пассажирами, не стоит терять бдительность. К сожалению, не все из них знают и соблюдают Правила дорожного движения, а водитель по закону несет ответственность всегда, т.к. он управляет средством повышенной опасности.

Кто главный?

Во-первых, в дорожном движении участвуют различные транспортные средства. Есть ситуации, которые практически не встречаются, но, тем не менее, регулируются правилами. Так, трамвай обязан уступить дорогу идущему по железнодорожным путям поезду и даже дрезине. Уступает трамвай и спецмашинам с включенными маячками и сиреной. Пешеход на переходе также имеет преимущество. Кроме того, трамваи хоть и ездят по рельсам, но и они, как и дороги, могут пересекаться. Поэтому существуют правила, регулирующие проезд двух трамваев на перекрестке.

Водителей же легковых машин, грузовиков и мотоциклов эти нюансы не касаются. Большинство, будучи законопослушными, привыкли просто уступать трамваям во всех случаях. Самое простое из правил дорожного движения, которое противоречит такому общепринятому мнению, гласит: если трамвай выезжает из депо, то автомобили уступать ему не должны. Здесь всё просто: депо – это второстепенная дорога для трамвая, выезжая из депо, он выезжает с прилегающей территории, а главная дорога для всех участников движения потому так и называется, что она главнее.

Если трамвай на перекрестке

Сложнее дело обстоит со стандартными перекрестками, обозначенными дорожными знаками «главная дорога» и «уступи дорогу». Для транспортных средств, участвующих в дорожном движении, всё ясно: водители, останавливающиеся перед треугольником в красной рамке, пропускают тех, кто движется по дороге с желтым ромбом. Об этом говорит пункт ПДД 13.9. Удивительно, но этот пункт распространяется и на трамваи! Он был упразднен в 2003 году, поэтому водители привыкли, что трамвай имеет преимущество на дороге перед безрельсовыми транспортными средствами. Но с октября 2017 года он снова вступил в силу.

Есть нюанс, определяющий проезд трамвая по светофору. Если на перекрестке машина едет на зеленый, а для трамвая горит только зеленая стрелка в дополнительной секции с основным красным или желтым сигналом, то трамвай обязан уступить дорогу другим участникам движения. Это регулирует пункт 13.6.

Конечно, сложно запомнить все эти тонкости. Но вот житейского правила стоит придерживаться всегда: если в чем-то не уверен, лучше действовать, исходя из условий наибольшей безопасности. Кстати, не стоит забывать, что и водитель трамвая тоже человек, который может ошибочно полагать, что трамвай всегда прав, и не уступит дорогу на второстепенке. Но качать свои права или беречь свою машину и, главное, жизнь, — это личное дело каждого.

Трамвай

У этого термина существуют и другие значения, см. Трамвай (значения).

Трамвай

Период

с 1881 года (электрические)

Скорость

до 65–90 км/ч и бо­лее

Область применения

общественный транспорт, преимущественно в пределах города

Инфраструктура

рельсовый путь, контактная сеть

Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь), — на­зем­ная электрическая же­лез­ная до­ро­га, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.

Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века и возник в первой половине XIX века — первоначально на конной тяге.

Электрический трамвай появился в конце XIX века — экспериментально впервые в России — в Санкт-Петербурге, изобретённый и испытанный Пироцким в 1880 году, регулярное трамвайное сообщение впервые было запущено в Германии, в пригороде Берлина, в мае 1881 года компанией Siemens & Halske.

После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамвая, однако уже с 1970-х годов вновь наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам и благодаря технологическим усовершенствованиям.

Большинство трамваев использует электротягу с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников (пантографов или штанг, реже — бугелей), однако существуют также трамваи с питанием от контактного третьего рельса или аккумуляторов.

Кроме электрических, существуют канатные и дизельные трамваи. В прошлом существовали конные (конки), пневматические, паровые и бензомоторные трамваи.

Трамвайные вагоны по назначению бывают пассажирские, служебные, грузовые, специальные (вагон-кран, вагон-компрессор, техническая летучка, передвижная электростанция и проч.).

Трамвайные системы разделяют на городские, пригородные и, даже, междугородные; обычные либо скоростные (иногда подземные) и т. п.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:37 057 296 419 3 863 3 179 3 407
  • ✪ Снегоуборочный трамвай, Рига.
  • ✪ Галилео. Трамвай 🚋 Tram
  • ✪ Санкт-Петербург. Музей городского электрического транспорта.
  • ✪ Эволюция трамвая — история вещей
  • ✪ Сеул 1879-1945: общественный транспорт — машины, автобусы и прочие трамваи. Часть I.

Субтитры

  • 1 Терминология
  • 2 Разновидности трамваев
    • 2.1 Городской трамвай
    • 2.2 Грузовые трамваи
    • 2.3 Спецтрамваи
    • 2.4 Междугородные и пригородные трамваи
    • 2.5 Международные трамваи
    • 2.6 Специализированные трамваи
    • 2.7 Водный трамвай
  • 3 Преимущества и недостатки
    • 3.1 Преимущества
    • 3.2 Недостатки
  • 4 История
    • 4.1 В России и бывшем СССР
  • 5 Инфраструктура
    • 5.1 Ремонтные и обслуживающие предприятия
      • 5.1.1 Депо
      • 5.1.2 Пункты техобслуживания
    • 5.2 Пассажирская инфраструктура
    • 5.3 Путевое хозяйство
      • 5.3.1 Размещение пути
      • 5.3.2 Устройство пути
      • 5.3.3 Пересечения и стрелки
      • 5.3.4 Гейты
    • 5.4 Организация движения
    • 5.5 Электроснабжение
      • 5.5.1 Воздушная контактная сеть
      • 5.5.2 Контактные рельсы
  • 6 Конструкция трамвайного вагона
    • 6.1 Кузов
    • 6.2 Тележки
    • 6.3 Электрооборудование
      • 6.3.1 Тяговый электродвигатель
      • 6.3.2 Система управления двигателем
    • 6.4 Пневмооборудование
    • 6.5 Эволюция компоновки трамвая
      • 6.5.1 Двухосные трамваи
      • 6.5.2 Трамваи с двухосными тележками и сочленённые трамваи
      • 6.5.3 Двухэтажные трамваи
      • 6.5.4 Низкопольные трамваи
  • 7 Управление трамваем
  • 8 Движение трамваев
    • 8.1 Трамвай и правила движения
    • 8.2 График и расписания
  • 9 Способы оплаты проезда в трамвае
  • 10 Трамваи в разных частях света
    • 10.1 Австралия
    • 10.2 Азия
    • 10.3 Африка
    • 10.4 Европа
  • 11 Производители трамваев
    • 11.1 Россия и страны бывшего СССР
      • 11.1.1 Современные проекты
  • 12 Музеи электротранспорта
  • 13 Трамвай в культуре
    • 13.1 Литература
    • 13.2 Изобразительное искусство
    • 13.3 Кинематограф
    • 13.4 Мультипликация
    • 13.5 Устное творчество
    • 13.6 Песни
  • 14 О трамваях бывшего СССР
  • 15 См. также
  • 16 Примечания
  • 17 Литература
    • 18.1 Периодические издания
    • 18.2 Официальные сайты производителей трамваев

ПДД: в каких трех случаях трамвай уступает дорогу автомобилю?

Трамвай уступает дорогу автомобилю в следующих трёх основных случаях:

1) На регулируемом перекрёстке: если трамвай движется под стрелку в дополнительной секции, включённую одновременно с красным или жёлтым основным сигналом светофора, а автомобиль движется под зелёный основной сигнал светофора (пункт 13.5).

2) На нерегулируемом перекрёстке: если трамвай приблизился к перекрёстку по второстепенной дороге, а автомобиль приблизился к перекрёстку по главной (пункт 13.9).

3) При выезде из депо (пункт 18.1).

Кроме этого, трамвай не имеет приоритета:

4) На регулируемом перекрёстке при движении на зелёный основной сигнал светофора — трамвай, поворачивающий налево, обязан уступить дорогу трамваю, движущегося со встречного направления прямо или направо (пункт 13.4).

5) На нерегулируемом перекрёстке равнозначных дорог или на нерегулируемом перекрёстке неравнозначных дорог при движении по равнозначных дорогах — трамвай обязан уступить дорогу трамваю, находящемуся справа (пункты 13.11 и 13.10).

6) На нерегулируемом перекрёстке равнозначных дорог или или на нерегулируемом перекрёстке неравнозначных дорог при движении по равнозначных дорогах — трамвай, поворачивающий налево, обязан уступить дорогу трамваю, движущегося со встречного направления прямо или направо (пункт 13.12).

7) В любых условиях трамвай обязан уступить дорогу спецмашине с включёнными проблесковым маячком синего или синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом (пункт 3.2).

8) На железнодорожном переезде трамвай обязан уступить дорогу поезду, или локомотиву, или дрезине (пункт 15.1).

9) Трамвай обязан уступить дорогу пешеходам согласно пунктам 13.1, 13.8, 14.1, 14.3, 14.5, 14.6, 14.7.

Во всех остальных случаях трамвай имеет приоритет перед другими участниками дорожного движения.

8-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков

Продолжаем серию статей Проезд перекрестков и в этой статье рассмотрим, проезд перекрестков с трамвайными путями. Организация движения трамваев на перекрестках может быть самой различной: трамвайные пути могут проходить сбоку или посередине проезжей части, трамвайные пути могут пересекать только одну из дорог перекрестка, могут изменять свое направление на перекрестке. К тому же, перекрестки, по которым или рядом с которыми проходят трамвайные пути, могут быть самой различной конфигурации.

Необходимо помнить, что трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

  • когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора;
  • когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
  • когда трамвай выезжает из депо.

Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков, третий говорит сам за себя – когда трамвай выезжает из депо, он обязан уступить дорогу всем транспортным средствам.

Как определить, какой перед вами перекресток – регулируемый или нет, обсуждалось раньше, в статье Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток.

Проезд регулируемого перекрестка с трамвайными путями

Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (пункт 13.6 ПДД).

Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество. Или же трамвай поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации преимущество также у трамвая.

Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.

Разъезжаясь с трамваями, следует обратить внимание на один момент. Когда вы движетесь попутно с трамваем, вы можете видеть, на какой сигнал трамвай начал движение — на основной или на стрелку, и легко сможете расставить приоритеты, т.е. кто может проехать перекресток первым. А как быть, если трамвай движется со встречного вам направления, а вам нужно пересечь трамвайный путь? В таком случае вы не сможете сразу определить – он едет на стрелку или на основной сигнал. К тому же, на это не будет времени. Выход из такой ситуации читайте ниже.

В статье Движение в потоке была затронута тема преимущества проезда. Так вот: преимущество проезда определяется не только формальным приоритетом (разрешающий сигнал и пр.), а еще гарантией отсутствия ДТП. Это касается абсолютно всех дорожных ситуаций, в том числе и с участием трамвая. Представьте, если столкнутся трамвай и автомобиль, кто будет в выигрыше – никто, но автомобиль пострадает больше.

Поэтому, в подобных случаях, на регулируемом перекрестке, когда трамвай движется вам навстречу и ваши пути пересекаются, рекомендуется всегда уступать дорогу трамваю. Если у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете Правила.

Проезд нерегулируемого перекрестка с трамвайными путями

Всякий раз, когда вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку необходимо точно определить на какой дороге вы находитесь: на главной или второстепенной. От этого зависит очередность проезда. Даже если перекресток регулируется светофором, водителю важно знать, где проходит главная дорога, а где второстепенная. Это нужно для того, что, если светофор вдруг неожиданно отключится – перекресток станет нерегулируемым, и очередность проезда уже будет определяться знаками приоритета.

Ранее, в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков, были рассмотрены общие правила, определяющие первоочередность проезда нерегулируемых перекрестков. Эти правила относятся ко всем транспортным средствам. В данной статье более подробно рассмотрим 2-й пункт: преимущество трамвая на нерегулируемом перекрестке.

Когда вам предстоит разъехаться с трамваем на нерегулируемом перекрестке и ваши траектории движения пересекаются, трамвай уступает вам дорогу только лишь в одном случае — когда приближается к перекрестку по второстепенной дороге, т.е. у него по движению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу». Во всех остальных случаях, в том числе на равнозначных перекрестках, трамвай имеет преимущество — он едет первым.

  • вы на главной дороге, трамвай на второстепенной дороге: у вас преимущество, трамвай уступает;
  • вы и трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы на второстепенной дороге, трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на второстепенной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на равнозначном перекрестке: вы уступаете, трамвай едет первым;

Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.

Теперь, так сказать, о рабочих моментах проезда перекрестка с трамвайными путями, а именно: когда можно заезжать на трамвайные пути (на рельсы), а когда этого делать нельзя.

Предположим, вы едете по дороге, посередине которой проходят трамвайные пути, и подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево. На что следует обратить внимание в первую очередь?

В первую очередь нужно убедиться, что поворот налево в данном месте не запрещен ПДД.

Какие знаки запрещают поворот налево? Например, перед перекрестком может быть установлен знак 4.1.1 «Движение только прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо». Над проезжей частью могут быть установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе» или дублирующая их разметка 1.18, которая запрещает поворот налево, а разрешает двигаться, например, только прямо. Может быть установлен знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен».

Когда на перекрестке запрещен только разворот, то выставляется соответствующий знак 3.19 «Разворот запрещен».

Если ничто не запрещает повернуть налево или развернуться, готовимся к выполнению маневра – занимаем крайнее левое положение на проезжей части. Далее нужно быть внимательным.

Согласно пунктам 8.5 и 9.6 ПДД, левый поворот и разворот на перекрестке должны выполняться с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью. Для того чтобы повернуть налево или развернуться на перекрестке, сначала нужно заехать на попутные трамвайные рельсы и уже с них выполнить маневр. При этом нельзя создавать помех трамваю.


Но заехать на попутные рельсы можно и нужно только в том случае, если перед перекрестком нет знаков 5.15.1 или 5.15.2. Если движение по полосам на перекрестке определено этими знаками, а они могут располагаться или над проезжей частью, или сбоку дороги, то заезжать на трамвайные пути запрещается, и маневр нужно выполнять непосредственно с проезжей части дороги, т.е. с левой полосы проезжей части вашего направления.

Поэтому, подъехав к перекрестку с трамвайными путями посередине, и собираясь повернуть налево или развернуться, в первую очередь смотрим на организацию движения по полосам на проезжей части и убеждаемся в том, что этот маневр разрешен ПДД. Если увидите вышеупомянутые знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешают повернуть налево, то поворот налево или разворот выполняются с проезжей части, не заезжая на попутные рельсы. Если этих знаков нет, тогда заезжаете на попутные трамвайные пути и уже с них выполняете поворот налево или разворот, не создавая при этом помех трамваю.

Разворот на перекрестке на трамвайных путях

При выполнении разворота на перекрестке с трамвайными путями посередине дороги важно выбрать правильную траекторию разворота, чтобы не оказаться на полосе встречного движения. К тому же в том месте разворот не должен быть запрещен ПДД.

Трамвайные пути являются элементом дороги и в тех случаях, когда они выделены конструктивно, они формально могут выполнять роль разделительной полосы. На перекрестке эта формальная разделительная полоса прерывается, так как переходит в одну плоскость с остальной дорогой. Следовательно, от того как нанесена дорожная разметка или как трамвайные пути выделены на дороге, будет зависеть траектория разворота на перекрестке.

Если поворот налево и разворот разрешено выполнять непосредственно с трамвайных путей попутного направления, т.е. заехать на попутные рельсы разрешается, то развернуться можно сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей.

Если же на трамвайные пути заехать нельзя – когда они отделены от проезжей части сплошной линией разметки или выделены конструктивно, т.е. приподняты над дорогой (на самом перекрестке рельсы переходят с проезжей частью в одну плоскость, чтобы по ним можно было проехать), то в этом случае траекторию разворота рекомендуется прокладывать за условным центром перекрестка, также как разворот на перекрестке с разделительной полосой без трамвайных путей.

В случае, если трамвайные пути лежат на пересекаемой дороге перекрестка, то линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями (пункт 9.1 (1)), в этой статье есть схема разворота.

Если нужно развернуться на перекрестке вдоль трамвайных путей, но вы не уверены в правильности выбранной траектории, разворачивайтесь ЗА условным центром перекрестка. При этом, в целях безопасности нужно контролировать ситуацию слева-сзади вашего автомобиля, чтобы вас во время разворота не подрезали с левой стороны.

Навигация по серии статей << Проезд перекрестков с круговым движением