Самые плохие дороги

Где в России худшие дороги: ТОП-7 городов

«Антирейтинг» городов России с самыми плохими дорогами: топ-7 городов, описание ситуации, анализ. Видео о самых жутких дорогах в мире.

Содержание статьи

  • Независимое агентство Zoom Market: репутация и методы работы
  • Города России с плохими дорогами
  • Классическая «беда» России глазами чиновника
  • Видео о самых жутких дорогах в мире

В июле 2019 года агентство Zoom Market провело независимое исследование, призванное определить худшие в стране дороги. Результаты работы экспертов-аналитиков в полной мере продемонстрировали, в каких городах эта извечная российская «беда» требует особенно пристального внимания и оперативного устранения.

Независимое агентство Zoom Market: репутация и методы работы


Независимое маркетинговое агентство Zoom Market работает на российском рынке с 2008 года. За более чем десятилетие работы организация выполнила свыше пятисот маркетинговых проектов-исследований в самых разных отраслях народного хозяйства и рыночной экономики.
Специалисты агентства строят свою работу на систематическом поиске информации, аккумулировании данных социологических опросов и последующем анализе полученных результатов.
Для того, чтобы проанализировать состояние российских автомобильных дорог, агентство Zoom Market провело опрос жителей двадцати пяти городов России. Результатом опроса стала выборка, состоящая из 3 тыс. интервью.
Итак, давайте совершим виртуальное путешествие по городам, вошедшим в семёрку анти-рейтинга, и посмотрим, стоит ли приезжать туда на собственном автомобиле.

Города России с плохими дорогами

7. Иваново


Ивановская область участвует в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По словам чиновников и Автодора, дороги приводят «в нормативное состояние». На деле картина, мягко говоря, неутешительная.
На фоне 29 качественно отремонтированных на текущий момент дорог в городе присутствует бесчисленное количество участков с ямочным ремонтом. Это – вообще излюбленный метод региональных автодорожников «зарывать деньги в асфальт»: даже самый качественный ямочный ремонт не в состоянии стать полноценной альтернативой нормальному ремонту дорожного полотна.
Между тем, эта практика существует не только в Иваново. Повсеместно ежегодные ямочные ремонты вроде бы латают расползающееся буквально на глазах асфальтовое покрытие, но далее всё происходит в полном соответствии с русской поговоркой «где тонко – там и рвётся». Новые ямы появляются рядом с асфальтовыми заплатками, и всё начинается сначала.
Причина столь бесхозяйственных действий – недостаток средств на полноценный ремонт. Отремонтировать большой кусок дорожного полотна невозможно – банально нет денег, но и ездить по ямам также нельзя. Вот и покрываются наши трассы каждый год всё новыми «заплатками».
К слову сказать, участков с ремонтом «ямочного типа» в Иваново – аж 239. На фоне 29 нормально отремонтированных дорог и 7 очагов городской автомобильной аварийности седьмое место в рейтинге городов с самыми плохими дорогами выглядит вполне «честным».

Сайт dorogi-onf.ru указывает, что в данном регионе проходит 193 км «убитых» дорожных трасс, нуждающихся в восстановлении.

6. Пермь


Страшно представить себе, на каком месте была бы Пермь в нашем рейтинге ещё несколько лет назад, если учесть, что в 2015 году этот город был награждён «за активную работу по улучшению состояния дорожной сети» в рамках конкурса на самый благоустроенный российский город.
Впрочем, ещё тогда «отцы города» стыдливо комментировали своё награждение, говоря, что отлично понимают: данная награда выдана им, мягко говоря, авансом.
На ремонт дорог в Перми ежегодно выделяется сумма порядка 1 млрд. рублей. Три года назад была завершена реконструкция круговой развязки на площади Восстания. В результате увеличился трафик автомобилей, пропускаемых по данному участку. Но от шестого места в данном рейтинге это не спасло.
В прошлом году бюджетная сумма на восстановление дорог региона была существенно увеличена; в результате в два с половиной раза возросли объёмы проводимых дорожных работ.
В целом за прошлый год было отремонтировано 854 км автомобильных дорог. Но при существующем уровне разрушений даже этого мало!
Не спасает даже то, что участков с ямочным ремонтом в Перми сравнительно меньше, чем в том же Иваново, а отремонтированными на сегодняшний день числятся аж 121 дорога.
Несмотря на всё это, аварийных участков в городе целых 10. Причина – в том, что в данном регионе слишком много дорог, давно нуждающихся в капитальном ремонте. На сайте dorogi-onf.ru в Перми заявлен 371 км «убитых» дорог.

5. Брянск


Ещё в 2018 году эксперты Управления финансов Российской Федерации признавали, что дороги Брянска и Брянской области – одни из худших в России. На состояние дорожного покрытия, помимо всего прочего, влияет то, что проходящие через Брянскую область трассы федерального значения отличаются небольшой шириной, а следовательно, нагрузка на них очень высока.
Более того, организовать ремонт трассы, перекрыв и без того узкую магистраль, зачастую попросту не представляется возможным, не парализовав полностью движение.
Аналогично Перми, в Брянске на дорогах отмечено 10 аварийных очагов. Отремонтированными на сайте Общероссийского народного фронта числится 21 дорога, при этом в ремонте остро нуждается 147 км дорог.
В 2019 году дорожный фонд области должен был получить 4,4 млрд. рублей из областного бюджета и 1,6 млрд. – из бюджета федерального.

4. Саратов


Плановый ремонт дорог в Саратове, по словам городских руководителей, идёт уже третий год. Ямочный ремонт – бич этого региона, многие районы, например, Фрунзенский, Волжский, Ленинский и Кировский, просто пестрят заплатками, которые перетекают и сливаются между собой.
Немногие водители рискнут ехать с разрешённой скоростью – состояние дорожного полотна таково, что недалеко и до беды.
В сентябре власти города объявили аукцион на дополнительные дорожные работы стартовой стоимостью 40 млн. рублей, которые планировалось завершить до 30 ноября. Но по состоянию на 3 октября на аукцион поступила заявка лишь от одного дорожно-ремонтного предприятия, поэтому аукцион был признан несостоявшимся.

Протяжённость нуждающихся в ремонте дорог в городе впечатляет – 385 км. При этом отремонтированными числятся 105 дорог, плюс 30 дорог отреставрировано методом ямочного ремонта.

3. Омск


Отличительной особенностью омских дорог является не только проблема с дорожным покрытием, но и необходимость строительства ливневой канализации.
Ситуация в городе такова, что после ливня в городе не только пешеходам не стоит выходить на улицы без резиновых сапог, но и автомобилистам стоит воздержаться от поездок.
Неоднократно активисты города устраивали демонстративные «заплывы на байдарках» по городским улицам, чтобы привлечь внимание к бедственному положению дорог.
Одним из вариантов решения «водной» проблемы может стать укрепление обочин. До недавнего времени подавляющее большинство обочин в городе представляли собой место, где концентрируется грязь и лужи. При этом на ряде участков занижение обочин в пять раз превышает допустимые нормы.
В этом году срезаемый в процессе ремонтных работ старый асфальт наконец-то догадались использовать для укрепления обочин. Но этого мало: полноценная ливнёвка в городе всё же должна быть!
На интерактивном ресурсе dorogi-onf.ru по Омску заявлено 300 км автотрасс, нуждающихся в ремонте. Всего на карту ресурса внесено 334 дороги, из них отремонтированы 82.

2. Махачкала


Ещё в прошлом году власти Дагестана рапортовали о своих планах привести в нормальное состояние по крайней мере 60% городских автомобильных дорог. В том же году на реализацию данного проекта было выделено полтора миллиарда рублей из дорожного фонда республики и 765 млн. рублей – из бюджета Федерации.
Такое финансирование отчасти стало для республики и города инновационным – ранее дорожники получали средства в региональный дорожный фонд, при этом на муниципальные дороги из означенного фонда можно было затратить не более десяти процентов. Данный перекос отчасти и привёл к плачевному состоянию городских трасс, ведь протяжённость городских дорог немалая – 950 км, включая муниципальные, региональные и федеральные дороги.
Федеральная программа «Безопасные и качественные российский дороги» в Махачкале начала реализовываться лишь два года назад. Рассчитана она до 2025 года, так что можно надеяться на то, что печальный факт нахождения на втором месте антирейтинга российских дорог – явление для города временное, и через год-два ситуация изменится.
Сейчас же на сетевом ресурсе «Карта убитых дорог» по Махачкале фигурирует 140 км дорог, требующих ремонта. Из 324 внесённых на карту ресурса дорог города отремонтировано лишь 85.

1. Челябинск

На вершине антирейтинга дорог Российской Федерации – Челябинск. Здесь скандал, касающийся состояния муниципальных дорог, назревал уже давно – задолго до того момента, как были обнародованы результаты исследований Zoom Market.
Ещё в мае 2019 года временный исполняющий обязанности губернатора Челябинской области А.Текслер, самостоятельно проехав по городским и областным дорогам и своими глазами полюбовавшись на их состояние, принял решение об увольнении начальника управления ДорХоза челябинской администрации.

По словам Текслера, «сейчас езда по городу – это даже не езда, а какое-то бесконечное маневрирование между ямами». Глава региона также заявил, что надеется организовать работу таким образом, чтобы в течение пяти ближайших лет привести в порядок до 2/3 всех муниципальных и областных дорог. При этом упор собрались делать именно на реконструкционные и ремонтные работы, а не на ямочные заделки.
К сожалению, на текущий момент качество уже отремонтированных дорог оставляет желать лучшего: трещины, неровности покрытия и заплатки на «новой» дороге встречаются с пугающей частотой.
Сможет ли руководство города и области навести порядок, насколько хватит пороху у чиновников, и не сойдут ли и новые дороги вместе со снегом – покажет время.
По данным ресурса dorogi-onf.ru, в Челябинске зарегистрировано 16 очагов автомобильной аварийности – показатель, мягко говоря, плачевный. Из 587 дорог на карте ресурса в ремонте нуждается 301 км дорожного полотна, 90 дорог уже отремонтировано, 83 ремонта выполнено ямочным методом.

Классическая «беда» России глазами чиновника

Если москвичи в большинстве своём на московские дороги не жалуются, то в других областях страны предстаёт не столь радужная картина. Ямы, выбоины, неграмотно уложенный асфальт, который вымывается с первыми же дождями и заморозками – всё это отнюдь не преувеличение, а, скорее, преуменьшение традиционной российской беды. Не секрет, что на ремонт дорог в России тратятся миллиарды. Но результаты всё равно неутешительные.
15 июля 2019 года в Тольятти проводился Всероссийский форум по развитию моногородов. На этом мероприятии наряду с прочими представителями правительства присутствовал министр экономического развития России Максим Орешкин.
В Тольятти министр прибыл на своём автомобиле Lada XRAY, вёл машину самостоятельно, чтобы оценить состояние автомобильной трассы. Его маршрут следовал из Москвы в Тольятти через Нижний Новгород, Казань, Чебоксары и Самару. Трасса достаточно продолжительная, позволяющая составить вполне объективное впечатление о состоянии дорожного покрытия.
Можно сколько угодно говорить о «хорошем состоянии» российских транспортных артерий, приводить данные о реконструируемых автомобильных трассах регионального и федерального значения, но факт остаётся фактом – далеко не всё в данной отрасли обстоит так, как того хотелось бы и простым людям, вынужденным ежедневно колесить по дорогам сомнительного качества, и самим чиновникам.
По словам министра, по пути из Москвы в Тольятти он в полной мере ощутил все «прелести» российских дорог, в одном месте едва не пробив шину.
Результатом поездки Орешкина стало обсуждение дальнейшей судьбы трассы М-7 – будущее покажет, будет ли дорога Москва-Казань реконструироваться или же стоит приступать к строительству новой платной магистрали. На этот раз решено было заняться именно реконструкцией существующей трассы.
Если строить платные трассы, забрасывая старые бесплатные – вполне вероятно, что рейтинг худших российских дорог будет стремительно расширяться: платными трассами все пользоваться не могут и не будут, так что придётся правительству всё же озадачиться вопросом, как свести к минимуму сомнительный рейтинг городов с самыми плохими дорогами.
Приведённый Zoom Market рейтинг российских городов с худшими дорогами – в общем-то, для россиян не новость. С другой стороны, регулярное построение подобных «антирейтингов» может подтолкнуть чиновников к более пристальному контролированию процессов ремонта и реконструкции дорожного полотна в том или ином регионе страны.
Видео о самых жутких дорогах в мире:

Росстат назвал регионы с лучшими и худшими дорогами

В России нормам соответствует всего 42,4% всех дорог. Это следует из обнародованных Росстатом данных за 2018 год о соответствии трасс в разных регионах нормативным требованиям, на основании которых RT составил рейтинг самых качественных дорог.

Реклама

Впрочем, показатель оказался на 5% выше, чем 10 лет назад.

При определении места в рейтинге по качеству дорог оценивались ровность, прочность покрытия, его сцепные качества, хорошая видимость.

Больше всего качественных дорог оказалось в Москве (97%), Ханты-Мансийском автономном округе (84,5%), Ставропольском крае (74,9%), Красноярском крае (71,4%) и Ингушетии (70,4%).

Меньше всего нормативам соответствуют дороги в Республике Марий Эл (1,4%), Саратовской области (9,9%), Калмыкии (11,8%), Архангельской (15,1%) и Магаданской областях (17%).

Поскольку на содержание дорог регионального (или межмуниципального) значения средства в основном выделяются из бюджетов тех субъектов, где они находятся, результаты рейтинга более чем предсказуемые.

«То, что в Москве традиционно качественные дороги, не вызывает удивления: все-таки в столице бюджет, выделяемый на ремонт, – существенно выше, чем в регионах. Более качественное дорожное покрытие наблюдается и в относительно богатых регионах, где развито строительство и привлекается много инвестиций, ведь бизнес можно заинтересовать, если создана подходящая инфраструктура. Зачастую предприниматели сами прокладывают качественные дороги к заводам и предприятиям, чтобы оперативно доставлять сотрудников, комплектующие и продукцию», — отмечает Павел Сигал, первый вице президент Опоры России.

Неудовлетворительные показатели, зафиксированные в Марий Эл, Саратовской и Архангельской областях, в Калмыкии и Магаданской области, показывает общую ситуацию с дефицитом бюджетов в регионах. В этих субъектах так много расходов на приоритетные сферы, что не остается средств на дорожное строительство, поясняет он.

При этом росту числа хороших дорог на 5% за последние 10 лет в целом способствовали проведение международных спортивных мероприятий в стране.

«Если Зимние Олимпийские игры 2014 затронули только Краснодарский край, то Чемпионат мира по футболу потребовал улучшить условия в дюжине городов, которые принимали тысячи гостей», — отмечает эксперт.

Между тем ранее в рамках проекта по исследованию качества жизни Финансовый университет при правительстве РФ оценил состояние дорожного хозяйства в городах с населением более 250 тыс. человек.

В ходе опроса 41% жителей крупных и средних российских городов заявили, что состояние дорог и улиц улучшилось, 34% отметили, что оно осталось неизменным, а 25% — что состояние городского дорожного хозяйства ухудшилось.

Лидерами по качеству дорожного хозяйства среди городов с населением более 250 тыс. человек по совокупности параметров оказались Казань, Москва, Набережные Челны, Тюмень, Вологда, Тула, Владимир, Грозный, Липецк и Смоленск.

Города-аутсайдеры рейтинг Финансового университета не выделяет.

Однако в ходе опроса выяснилось, что на улицах крупных и средних российских городов больше всего не хватает освещения, пешеходных переходов и хорошо видной разметки.

Также среди частых ответов респондентов — нехватка велодорожек, светофоров, лежачих полицейских, дорожных знаков.

Население считает неудовлетворительной работу дорожных ремонтных служб. Только 25% жителей крупных и средних городов полностью или в основном согласны с тем, что ремонтники в их городе восстанавливают дороги быстро и качественно.

Еще 34% опрошенных заявили, что городского транспорта там, где они живут, недостаточно.

43% участников исследования отметили, что в их городе за последнее время пробок стало больше. Самые большие приросты дорожных заторов характерны для следующих городов: Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Севастополь и Киров, отмечается в исследовании Финансового университета.

При этом, как отмечается в исследовании, «чемпионы» России по пробкам – это Санкт-Петербург, Химки, Балашиха, Подольск и Москва.

Если же оценивать города не только с точки зрения состояния дорог, но и по другим параметрам, характеризующим уровень жизни, то окажется, что Владикавказ, Хабаровск и Воронеж стали городами, где ниже всего доля довольных жизнью граждан. Об этом свидетельствует другой рейтинг Финансового университета при правительстве.

«Больше всего довольных жизнью во Владивостоке, Томске и Липецке, меньше всего — в Воронеже, Хабаровске и Владикавказе», — отмечалось в материалах.

В частности, доля полностью или в основном довольных жизнью во Владивостоке составляет 87%, в Томске — 86%, в Липецке — 85%.

Между тем во Владикавказе эта доля равна 63%, в Хабаровске — 69% и в Воронеже — 70%.

В десятку городов, где живет меньше всего довольных своей жизнью, также вошли Петрозаводск, Ярославль, Магнитогорск, Калуга, Ульяновск, Тамбов, Махачкала.

В Москве довольных жизнью оказалось 82%.

Самые опасные дороги России: топ 10

Статья о 10 самых опасных дорогах России. Характеристики опасных федеральных трасс страны. В конце статьи — интересное видео об опасных дорогах севера России.

Содержание статьи:

  1. Антирейтинг федеральных трасс
    • А 146 Краснодар—Верхнебаканский
    • Р 217 Кавказ
    • А 155 Черкесск—Домбай
    • А 290 Новороссийск—Керчь
    • А 104 Москва—Дмитров—Дубна
    • М10 Россия
    • А 240 Брянск—Новозыбков
    • М3 Украина
    • А 151 Цивильск—Ульяновск
    • М7 Волга

  2. Видео об опасных дорогах севера России

Исследования российских дорог проводятся ежегодно различными организациями. Общероссийский народный фронт, Росавтодор, общественные центры, борющиеся за безопасность дорог, собирают данные об общем количестве аварий, в том числе с летальным исходом, уровне преступности на дорогах России и другую важную информацию, чтобы определить печальных лидеров среди опасных для автомобилистов трасс.
На основании проведенных исследований выявлено, что почти на сотне имеющихся трасс ежегодно погибает более 6 тысяч человек. Проведя элементарные вычисления с протяженностью трасс и числом жертв ДТП, была получена удручающая статистика: на каждые 100 км приходится по 12 погибших людей, то есть каждые 8 км уносят 1 жизнь.
В 2015 году антилидерами среди дорог были признаны трассы Урал, Волга и Кавказ, а среди дорог федерального значения первые места заняли Московская область и Краснодарский край.
Основной причиной столь высокой смертности эксперты считают неграмотное регулирование безопасности на дорогах. Так, многие регионы используют все выделенные средства на приобретение техники для фиксации нарушений. А привнесенные благодаря им штрафы также не идут на обеспечение программы безопасности движения.
Росавтодор называет главными причинами аварий выезд на встречную полосу, превышение скорости и отсутствие культуры вождения. Первую причину легко устранить путем установки разделителей потока, которые на данный момент имеют лишь 40% всех федеральных трасс.
Несмотря на то, что задачи целевой федеральной программы и так не решаются, государство ежегодно снижает выделяемую на нее сумму бюджетных средств. Так, в 2015 году она снизилась на 600 миллионов рублей.

Антирейтинг федеральных трасс

1. А 146 Краснодар—Верхнебаканский


Главная кубанская трасса признана самой опасной в России. Она пролегает через ряд густонаселенных поселков, по которым ежегодно по направлению к теплым водам Черного моря едут сотни тысяч туристов.
Дорога берет свое начало в столице Кубани и углубляется в Новороссийск, проходя большей частью по равнине, лишь после Крымска встречаясь с низкогорным рельефом и перевалом Волчьи Ворота.
Асфальтированная магистраль имеет 8-18 метров ширины на 2-4 полосы движения соответственно, кое-где установлены разделительные заграждения. Однако это не помешало дороге стать антилидером нашего рейтинга с 5 жертвами на каждые 10 км.

2. Р 217 Кавказ


Самая живописная, но и самая трудная трасса страны, изобилующая подъемами, спусками и серпантинами. При общей протяженности в 1118 км эта дорога трижды пересекает реки Терек, Кубань и Аргун, радует хорошим покрытием и красивейшими видами. К недостаткам следует отнести ширину трассы — двухполосное движение не дает возможности обгона и каких-либо иных маневров на дороге.
Совсем недавно существовала большая проблема на участке трассы около села Коркмаскала, который при всей своей опасности не имел достаточного уровня освещенности и даже светофора на перекрестке. Лишь после прокурорской проверки и соответствующего предписания дорожные службы привели магистраль в надлежащее состояние.

3. А 155 Черкесск—Домбай


Трасса занимает всего 143 км, которые можно преодолеть за 2,5 часа. Она пережила капитальный ремонт и основательную реставрацию моста через реку Теберду, имеет разметку. До Усть-Джегуты идет 4-полосное движение, которое затем переходит в 2 полосы.
Опасность трассы заключается в том, что она проходит по лесной и горной местностям, которые не всегда можно преодолеть при плохих погодных условиях. Хотя горные склоны укреплены и имеют защитную сетку, выезжать на эти участки трассы зимой и поздней осенью не рекомендуется.
Самым трудным участком дороги считается отрезок между Карачаевском и Тебердой, отличающийся сильным сужением дороги и большим количеством резких поворотов.

4. А 290 Новороссийск—Керчь


Трасса в 166 километров больше всего страдает от погодных условий. В летний, самый горячий период власти даже запрещают грузовому транспорту пересекать магистраль в дневное время во избежание повреждения асфальтового покрытия.
В очень плачевном состоянии находился участок дороги на подступе к порту «Кавказ», где было множество мелких и крупных повреждений, а также проблемы с водоотведением.
При достаточно интенсивном движении в 20 тысяч автомобилей в сутки трасса имеет всего 2, на некоторых участках 3 полосы.

5. А 104 Москва—Дмитров—Дубна


Проложенная вдоль канала им. Москвы 125-метровая трасса давно исчерпала свою пропускную способность, образуя чудовищные пробки. Власти, наконец, взялись за колоссальную перестройку дороги, в том числе с целью повышения ее безопасности. В комплекс работ входит реконструкция инженерных коммуникаций, линий электроосвещения, подпорных стен, пролетов и балок, расширение проезжей части, устройство бессветофорного движения, а также разделение потоков на разные уровни и устройство шумозащитных экранов.

6. М10 Россия


Одно из старейших направлений из Москвы через Тверь и Великий Новгород в культурную столицу нашей страны тоже не избежало позорного рейтинга. За трассой надежно закреплено звание «аварийной и сложной» из-за многочисленных крутых поворотов, спусков и подъемов, мест с ограниченной видимостью и участков, пролегающих по дамбам водохранилищ.

В рамках программы по обеспечению дорожного движения трассу оснастили 30 тысячами светоотражающих элементов, а также установили 42-километровую конструкцию тросового барьерного ограждения. Его назначение заключается в разделении потоков встречного движения. Всего за 10 месяцев эксплуатации количество аварий на модернизированном участке снизилось на 20%.

7. А 240 Брянск—Новозыбков


Трасса граничит с республикой Беларусь и нередко попадает в новостные сообщения как одна из наиболее аварийных. В зимний период мобильные пункты экстренной помощи автомобилистам стали уже привычной глазу картиной. Хотя в период снегопадов все дорожные службы Брянской области переводятся в чрезвычайный режим, ситуация с замерзающими на трассе водителями повторяется не первый год.
Во время проведения статистического исследования опасных дорог России выявлено, что из 74 млн. рублей, выделенных на обеспечение безопасного движения, почти половина потрачена на технику для фиксации нарушений, более 20 млн. — на обновление дорожной разметки из термопластика, 3 млн. — на закупку и установку дорожных знаков, всего 1 млн. — на описанное выше тросовое ограждение. Ни на светофоры, ни на пешеходные ограждения, ни на профилактику ДТП средств уже не хватило.
В 2015 году проведен капитальный ремонт 13-километрового участка трассы по новейшим технологиям. Так, уложенное покрытие замешано из вспененного битума с асфальтобетонными теплыми смесями, а между слоями асфальта закреплена геосетка от потенциального возникновения трещин. Вдоль трассы наладили систему освещения, установили дорожные знаки и провели водоотводы.

8. М3 Украина

Построенная еще при Хрущеве, 500-километровая магистраль проходит по Московской, Курской и Брянской областям, заглядывая по пути в родовое гнездо генсека – село Калиновку.
За 40 лет эксплуатации выложенная бетонными плитами дорога пришла в крайне плачевное состояние. До Калуги ее состояние можно описать как сносное — проведен ремонт участка в Брянской области. Весь остальной километраж представляет собой выбоины разной степени глубины и ширины, кое-где дорожники уложили асфальтовое покрытие поверх полуразрушенного бетонного, чем добились еще больших трещин.
Поэтому особенно опасна «Украина» во время непогоды, когда ямы и рытвины коварно скрывает дождь. Наверное, поэтому магистраль является не самой загруженной в стране.

9. А 151 Цивильск—Ульяновск

В целом, это 3-полосная трасса среднего качества, пролегающая по равнинной местности. Попадание в рейтинг опасных дорог произошло из-за крутого спуска около села Шихазаны, где установлен лимит скорости в 50 км/ч, что регулирует пост ДПС.
В деревне Калайкасы непосредственно возле трассы расположена школа. Участок дороги напротив нее оснащен светофором и пешеходным переходом, что, к сожалению, не всегда спасает детей от водителей-лихачей.

10. М7 Волга

Одно из наиболее «дачных» направлений, ведущее из Москвы во Владимир и далее в Нижний Новгород, Казань, Уфу, насчитывает свыше десятка участков повышенной аварийности. Только в Петушинском районе 4 места вызывают опасения — на 100, 106, 107 и 120 километрах.

Основными причинами ДТП на этой дороге становятся несоблюдение дистанции и скоростного режима автомобилистами, выезд на встречную полосу, некорректное перестроение на полосе движения, а также пешеходы, выходящие на проезжую часть.
В Лакинске, где имеется большое количество перекрестков, пешеходных переходов и многочисленные примыкания к основной магистрали, очень часты наезды на пешеходов, несоблюдение правил проезда перекрестков и превышение скорости.

Заключение

Дополнить наш трагичный список могут и другие, не менее популярные маршруты:

  • М-58 Чита – Сковородино, где болотистая почва подмывает некачественное покрытие, вызывая «волны» и ямы. Здесь практически нет бензоколонок, что вынуждает запасаться своим топливом. А ночами не редки случаи нападения преступных банд на автомобилистов.
  • А360 «Лена» Невер – Якутск вообще сложно назвать трассой. Это разбитая дорога, окутанная облаками пыли летом и непроходимая даже на «Урале» осенью. Но главная беда – отсутствие моста через реку Лена. Летом собирается очередь на паромную переправу, зимой предлагается передвигаться прямо по льду с риском оказаться под ним в случае оттепели.
  • М-5 «Урал» внешне отличается качественным покрытием, наличием кафе, отелей и заправок. Вот только чрезвычайная загруженность трассы приводит и к высокой аварийности, а из-за концентрации исправительных лагерей вдоль магистрали — к пугающему проценту преступности.

О бедах русских дорог писал еще великий Александр Сергеевич. С тех пор миновало 2 века, а ситуация практически не поменялась. Можно утешать себя тем, что и в Европе, особенно в Венгрии и Словении, есть небезопасные трассы. Но все же в следующем году хотелось бы, чтобы рейтинг опасных российских дорог сократился хотя бы вдвое.
Видео об опасных дорогах севера России:

Самые худшие дороги России

Чуть больше, чем через полгода к началу Чемпионата мира по футболу скоростная автомагистраль М-11, соединяющая Москву и Петербург, будет открыта на всем ее протяжении. Пока же премьер-министр России Дмитрий Медведев подписывает распоряжения. В начале ноября он сделал платными два участка новой дороги, которые пока еще даже не введены в строй. Речь идет об отрезке в Тверской области, протяженностью 48 км, и двухсоткилометровом участке между Тверской и Новгородской областями.

…По словам пресс-секретаря «Автодора» Екатерины Вареновой, в этом ничего нового нет. «Вся магистраль М11 будет эксплуатироваться в платном режиме. Это было изначально заложено в проект строительства дороги, которая создается не только на условиях государственного партнерства, но и с привлечением частных инвестиций. В данном случае речь идет о двух участках, находящихся сейчас в наибольшей степени готовности. Один из них — в Тверской области, по нему движение будет запущено уже в конце этого года. Самый же масштабный, 200-километровый отрезок, который проходит по территории Тверской и Новгородской областей, будет готов к эксплуатации к лету 2018-го».

По оценке главы «Автодора» Сергея Кельбаха, километр на М-11 будет стоить где-то 1,5 рубля, то есть весь путь от Москвы до Петербурга встанет для водителя легкового автомобиля где-то в 1200 рублей дополнительно к стоимости бензина.

Как показывает опыт путешествий по Европе, где платные дороги давно уже не в новинку, такие затраты обычно оправдываются, так как в целом расход топлива на скоростных автомагистралях несколько меньше, чем на обычных дорогах, идущих через населенные пункты. Тем более существенна экономия времени.

Оплата проезда на участке дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

По мнению директора Института экономики и транспорта Михаила Блинкина, новые участки должны немного разгрузить переполненную в будние дни трассу М-10. Но окончательного результата следует ожидать только тогда, когда будет запущено полностью движение от Москвы до Петербурга. И это логично. Если расчетная скорость на М-11 150 км\в час, то максимальная скорость на М-10 – 90 км\час. Дорогу, которую сейчас мы проходим за 8-9 часов, можно будет пройти за 5-6 часов. И это большая разница.

Скорый ввод в эксплуатацию магистрали М-11, запуск Западного скоростного диаметра в Петербурге, масштабные дорожные проекты в Подмосковье и в Питере (трасса А-107, большое московское кольцо, дорога «Скандинавия») – еще один повод вспомнить о том множестве русских дорог, которые очень нужны стране, ее городам и весям, да никак не построятся. Забыли о них и «Автодор», и господин премьер-министр, а местный водитель, объезжая привычное грязевое месиво, даже не поминает эти высокие инстанции в своих молитвах.

Сегодня мы расскажем только о трех таких дорогах. На самом деле их значительно больше, но проблемы этих трех слишком уж очевидны.

Дорога Р-1. Санкт-Петербург – Архангельск. Непреодолимые 42 километра

Дорога из Питера на Архангельск от Лодейного поля уходит на Вытегру, оттуда на Каргополь, из Каргополя на Север к космодрому Плесецк и оттуда через Брин-Наволок на Архангельск. Покрытие на этой дороге – то асфальт, то достаточно приличный грунт, и была бы она вполне проезжей, если б не 42-километровый участок на границе Вологодской и Архангельской областей, между деревней Прокшино и поселком Солза. В дождь там трудно проехать даже на внедорожнике. На 40 с небольшим километров может уйти 4-5 часов. Обычная легковая машина там не пройдет или пройдет с большими потерями в любую погоду.

Все было бы не так страшно, мало ли подобных мест по России, если б трасса Санкт-Петербург – Архангельск не была б единственной прямой автодорогой, соединяющей с Центральной Россией космодром Плесецк. Конечно, можно ехать в обход, кстати, тоже много по грунту и гравию, по дорогам очень посредственного качества, но эта трасса обозначена на карте как главная и самая короткая.

И нельзя сказать, что участок от Прокшино до Солзы не строят. Строят. Когда я первый раз попал на прокшинский поворот лет двадцать тому назад, было построено 8 км прекрасного четырехполосного автобана, правда, тогда еще без асфальта. Именно четырехполосным автобаном видели эту дорогу советские проектировщики 1960-1970-х годов. На 2011 год существует 11 км, которые даже заасфальтированы. Дальше – тупик.

…Когда-нибудь из Петербурга или Архангельска можно будет промчаться до Мирного и Плесецка с таким же шиком, как и по трассе М-11. Только при существующей скорости дорожного строительства произойдет это лет через 250, не раньше.

Трасса Р-504 «Колыма». Большой инфраструктурный проект

Участок федеральной трассы «Колыма». Фото: ТАСС

Автомобильная дорога «Колыма», соединяющая Магаданскую область с Якутией и остальным Дальним Востоком, имеет стратегическое значение для всего северо-востока нашей страны. Ее протяженность 2032 км, но проехать по ней можно только летом и зимой. Весной и осенью движение замирает. На реках Лена и Алдан не существует мостов — или паром, или зимник.

Дорога начинается в поселке Нижний Бестях, на другом берегу от Якутска, столицы Саха-Якутии. О начале строительства 19-километрового моста через Лену говорят уже несколько десятилетий. Но воз и поныне там. Нет финансирования, нет инвесторов.

Асфальт заканчивается в нескольких километрах от Нижнего Бестяха, чтобы вновь начаться уже в двадцати верстах от Магадана. Остальные 2000 километров – грейдер, как с очень приличными участками, где можно идти под сотню, так и с такими местами, где скорость падает до пешеходной.

Помимо проблем с покрытием, на дороге существует два участка, которые считаются одними из самых опасных в мире — Желтый и Черный прижимы. Это отрезки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. Дорога здесь чрезвычайно узкая — не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны — гора, с другой — пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана.

Последнее время дорога активно реконструируется, на ней построено несколько новых мостов. Однако конца-края работам не видно. Местные поселки до полугода бывают отрезаны от остального мира. И если их жителям надо выбираться на большую землю, то билет на самолет только до Якутска или до Магадана будет стоить 8000 рублей. Никакой конкуренции у авиаперевозчиков тут нет. И на том, что иногда летают, спасибо. Легальных заработков для местных жителей в большинстве мест – тоже нет.

Россия. Костромская область. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Москва – Кострома – Киров – Пермь – Екатеринбург. Трасса, которая будет

Федеральная автодорога «Урал», ведущая в Челябинск, Екатеринбург и дальше в Сибирь через Самару и Уфу – одна из старейших и самых загруженных трасс в стране. Случается, в пробках колонны автомобилей простаивают на ней часами.

Между тем кратчайший путь из Москвы в Екатеринбург ведет не через Самару, даже не через Казань или Нижний, а по северному направлению – через Кострому, Шарью, Киров и Пермь. Однако трассы там пока нет, причем по совершенно загадочным причинам.

Проехать, однако, этим путем можно, но по местным дорожкам. В большинстве случаев будет даже более или менее сносный асфальт, грунта совсем немного, но в Костромской области, особенно в Мантуровском и Кадыевском районах, покрытие такого качества, что двигаться можно с максимальной скоростью в 20 км\час.

В 2017 году дорогу Кострома – Киров – Пермь передали федералам, так что существует надежда, что ее спрямят и отремонтируют. Главное, чтобы ремонт шел быстрее, чем на трассе Петербург – Архангельск, и тогда мы сможем ощутить значительный экономический эффект от ввода в строй этой важнейшей трассы даже при нашей жизни…

…На самом деле на фоне привычного ворчания и забавных анекдотов, дорожное строительство в России последние десятилетия идет быстро и достаточно эффективно. Свидетельством тому новые автострады, такие как М-11, «Дон» и другие.

Но окончательно сказать, что российские дороги изменились, мы сможем только тогда, когда они совершенно преобразятся не только в крупных городах, но и в русской глубинке, там, где живет большинство населения нашей страны. Это обязательно произойдет, нужно только время и терпение.

Названы города России с самыми плохими дорогами

ПСКОВ, 4 октября. /ТАСС/. Ярославль, Владивосток и Смоленск показали худшие результаты по качеству дорог, заняв последние места в рейтинге городов России, который составили активисты межрегионального общественного движения «Убитые дороги» по итогам масштабной инспекции, проведенной в 2019 году во всех регионах РФ. Об этом сообщил ТАСС депутат Госдумы от Псковской области, лидер движения Александр Васильев, который также является участником общественно-делового совета по реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По словам Васильева, оценка состояния дорог во всех субъектах РФ проводилась в рамках нацпроекта и завершилась в октябре. Качество магистралей оценивали активисты «Убитых дорог» совместно с экспертами ведущих автодорожных вузов страны. Они проверили более 1,5 тыс. дорог. Масштабный рейд был проведен в рамках проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог».

«Неудовлетворительные оценки за качество дорог получили Ярославль, Владивосток, Смоленск. В этих городах множество ям на дорогах, которые не заделаны, причем находятся на главных магистралях, и эти проблемы не решаются годами. В Ярославле, например, есть проблемы с подрядчиками, там нет нормальных исполнителей. К ним приезжают подрядчики из разных регионов — из Москвы, из Костромы. Но потом дороги через пару лет разваливаются», — сказал Васильев, который также является членом центрального штаба ОНФ.

Собеседник добавил, что «двойки» за качество дорог получили Йошкар-Ола, Чита, Киров, Курган, Курск, а также Калуга, которая стала единственным городом в РФ, где местные власти отказались сотрудничать с общественниками. «Калуга — это единственный город, в котором чиновники отказались давать какие-либо комментарии членам нашей инспекции. Они даже не стали называть свои имена и должности. Известно лишь, что они представляли управление городского хозяйства. Что касается состояния улично-дорожной сети в Калуге, то практически каждая улица требует замены верхнего слоя покрытия или хотя бы временного ямочного ремонта. В связи с этим мы направили обращение в прокуратуру региона», — уточнил Васильев.

Среди причин плохого качества дорог, по оценке Васильева, — нехватка финансирования и отсутствие квалифицированных подрядчиков. «Недофинансирование ощущалось и до начала реализации нацпроекта, теперь среди проблем — низкая квалификация дорожных чиновников и подрядных организаций, позднее финансирование. В ходе инспекции мы оценивали, что чиновники предпринимают, чтобы исправить ситуацию. Периодически нам встречались чиновники по большому счету неграмотные. Наши ребята не получали ответов на свои вопросы, власти признавались, что не владеют ситуацией», — отметил собеседник агентства.

Регионы-лидеры по качеству дорог

Лидерами рейтинга, по оценке общественников, стали Казань, Тюмень и Барнаул. «Найти ямы в этих городах оказалось сложно. Если они и есть, то в частном секторе и на окраинах. Мы проводили доскональное обследование дорог, оценивали обустройство трасс по нацпроекту, смотрели, сколько средств регионы расходуют на ремонт тротуаров, остановок, установку видеокамер, нанесение разметки. Также смотрели, есть ли картельные сговоры в регионах при ремонте», — сказал Васильев.

Он добавил, что «пятерки» за качество дорог получили Ставрополь, Белгород, а также Пермь и Екатеринбург. Последние два города, по словам депутата, значительно улучшили свои позиции в рейтинге.

«Эти два города примерно в два раза улучшили качество и состояние дорог за последние два года. В Екатеринбурге много трасс было отмечено на нашей интерактивной карте «Убитых дорог» красным цветом, что означало проблемы с покрытием, на которое жаловались жители в прошлые годы. В этом году мы проезжали по этим улицам, а они уже отремонтированы, то есть власти города исправили ситуацию», — пояснил Васильев.

Депутат отметил, что в целом недочетов в состоянии дорог стало меньше по сравнению с итогами аналогичной инспекции в 2017 году. При этом, по оценке общественников, в ряде регионов есть случаи, когда качество дорожных работ ухудшается из-за того, что подрядчики в процессе торгов существенно снижают цену контракта.

«Мы обследовали в том числе магистрали, контракт на ремонт которых был заключен после торгов с потерей цены в 20%. То есть была конкуренция на торгах, и цена снизилась. Мы там реально наблюдали ухудшение ситуации по состоянию дорог. Когда сметой определена полная стоимость, то есть та сумма, сколько должен стоить ремонт дороги, и если ее начинают снижать, то подрядчик работает в ущерб качеству. И такие примеры мы выявили в некоторых регионах», — добавил Васильев.

О движении

Число участников межрегионального общественного движения «Убитые дороги» насчитывает порядка 200 тыс. человек из всех регионов России. На данный момент, по подсчетам активистов, в стране насчитывается более 36 тыс. участков, требующих ремонта и провоцирующих аварийные ситуации на дорогах. По словам Васильева, в России ежегодно происходит порядка 170 тыс. ДТП с пострадавшими. Проводя инспекции дорог, активисты стимулируют власти субъектов РФ принимать меры по сохранению дорог, что является одним из направлений нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».

Нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» охватит 104 города, формирующих агломерации, в 83 субъектах РФ. В частности, в рамках реализации проекта к 2024 году (по сравнению с 2017 годом) должна вырасти доля автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 43,1% до 50,9%, требуется устранить 50% мест концентрации ДТП, вдвое увеличить (до 85%) долю протяженности дорог городских агломераций в нормативном состоянии и снизить на 10% долю федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки.