Спасатели на ДТП

Содержание

СПАСАТЕЛИ на месте ДТП. РОССИЯ ДТП И АВАРИИ. РОССИЯ СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА МЕСТЕ АВАРИИ (документальные съемки) Осторожно, присутствует ненормативная лексика и видео не для слабонервных и детей… Водители и пешеходы, будьте осторожны, лишний раз смотрите по сторонам, ведь Ваша внимательность может спасти ЖИЗНЬ Вам и другим людям, а так же животным. Помните, что на ДОРОГЕ НАДО СОТРУДНИЧАТЬ, А НЕ СОПЕРНИЧАТЬ… Ни гвоздя и жезла, пусть обходят дорожные происшествия Вас стороной В этом в идео спасатели спешат на помощь пострадавшим людям в ДТП. Присутствуют ужасные кадры с травмироваными и мертвыми людьми. Вы сможете увидеть на нашем Ютюб канале traffic TV https://www.youtube.com/c/traffictvchannel : Аварии на видео регистратор, ДПС беспредел, ДПС погоня, ДПС погоня за мотоциклом, Разговоры с инспекторами ДПС, приколы на дорогах, быстрые и громкие тачки road rescue ambulance in RUSSIA Car Crash Compilation Russia Ukraine (car crashes videos) Car Crashes 2015 HD accident videos Cars crashing at high speeds and Accident death real video Beware, there is profanity Drivers and pedestrians, you must be careful on the ROAD, Once again look around , your care can save lives of people and animals. Remember that on the road have to cooperate rather than compete. You can see on our YouTube Channel traffic TV https://www.youtube.com/c/traffictvchannel : Cars Crashing At High Speeds, Car Crashes in USA, Car Crashes in Russia, all Accident Videos, even accident death real video compilation, Police Brutality, Police Chases and Shootouts and Police Chase Motorcycle

Тема 2 Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях

Особенности ведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

  • ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
  • угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
  • ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
  • сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спаса­те­льных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Особые виды ДТП — ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.

ДТП с падением ТС с крутых склонов — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.

ДТП на участке железной дороги — ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

ДТП с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.

ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.

Попадание ТС под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

ДТП в туннеле (путепроводе) — ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.

ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз — ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:

– ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.

Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).

Рис. 2. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного ТС.

Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.

Рис. 3. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.

Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.

  • накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;
  • остановить угрожающее жизни кровотечение;
  • осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;
  • снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);
  • надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;
  • подвести под спину медицинское извлекающее устройство;
  • определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.

В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:

Немедленное извлечение:

  • если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);
  • если состояние пациента резко ухудшается;
  • если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.

Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.

Контролируемое извлечение:

контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдается предпочтение.

Спасательные работы при ДТП включают:

  • оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации вышестоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);
  • проведение поисковых работ в месте ДТП;
  • организацию зоны оцепления и ее обозначение;
  • предотвращение вторичных факторов;
  • стабилизацию ТС;
  • отключение аккумуляторной батареи;
  • обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
  • деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
  • эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.

Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации

В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих факторов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.

Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:

  • ограничение или прекращение дорожного движения;
  • локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ;
  • локализацию и ликвидацию пожара.

Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей.

С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается капот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа:

  • открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ;
  • любым доступным методом перекусить (перерубить, перерезать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС.

При невозможности отключения АКБ, силовые провода перекусываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некоторых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отключения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме.

Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устранения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безопасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства стабилизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР.

Для стабилизации используются специальные фиксирующие подкладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях предупреждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы.

Стабилизация ведется по следующим основным направлениям:

  • закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения);
  • закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасательной операции.

Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспечению доступа или освобождению и извлечению пострадавших.

Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема.

С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанавливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб).

Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на колесах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.

Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП.

Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляется при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в пространстве между капотом и ветровым стеклом.

Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП.

Пострадавший должен получить первую помощь как можно быстрее, еще до деблокирования. Самый легкий доступ к пострадавшему — через открытые двери или разбитые ветровое, заднее или опускные стекла.Оборудование — лебедка, силовые ленты с натяжителями, клинья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пневматические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давления, кусачки, нож.

Все стекла, мешающие проведению АСР, должны быть удалены до проведения работ. Для защиты пострадавших от осколков стекол используются защитные экраны из брезентового полотна.

В целях обеспечения максимально щадящей эвакуации из аварийного ТС пострадавших с тяжелыми травмами, доступ к ним осуществляется путем демонтажа отдельных элементов конструкции кузова, препятствующих созданию дополнительного свободного пространства на пути их эвакуации.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять защитные экраны из брезентового полотна, а в холодное время года – шерстяные одеяла. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 — в грузовом.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8. Установка защиты на острые края и кромки.

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша. При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши:

а) назад; б) вперед; в) вбок

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10)

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис. 13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша. Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения;

в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис. 13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис. 14).

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис. 15).

Далее с использованием гидравлических силовых цилиндров или разжима с цепями крышу отгибают назад, при этом перекусанные задние стойки выполняют функцию шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).

Порядок заполнения оперативной документации

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны немедленно сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения:

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях;

о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, направленных в другие медицинские организации.

Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.

Медицинские организации предоставляют органам внутренних дел возможность проведения сверки сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Нормативы по выполнению АСР при ликвидации последствий ДТП

Наименование норматива Объем работы (виды операций) Примерное время*, мин. Примечание
Организация зоны оцепления и ее обозначение Оценка состояния пострадавших и ТС. 1 мин. – Сигнальная лента, сиг-

­нальные световозвра­щающие ограж­дающие конуса

Обозначение ближней и дальней рабо­чих зон 1 мин. 30 с.
Предотвращение действия вторич­ных факторов Ограничение или прекращение дорож­ного движения 1 мин. Огнетушитель,шанцевый инструмент
локализация или ликвидация утечки и разлива ГСМ; 2-3 мин.
локализация или ликвидация пожара 3-5 мин.
Отключение АКБ Вскрытие капота, откручивание гаек про­водов АКБ минусовой и плюсовой клемм или перекусывание 1-1,5 мин. Расширитель, ключи гаечные 10´12, 13´14, ку­сачки
Стабилизация ТС Установка средств ста­билизации ТС 2-2,5 мин. Клинья, опорные блоки, пневмодом­краты, складная лестница, подручные ма­териалы (брус, столб)
Обеспечение быстрого доступа к пострадавшему для оказания ПП Защита пострадавшего от осколков разбиваемого стекла, острых кромок и краев после резки элементов ТС. 1-1,5 мин. Брезентовое полотно, за­щитные чехлы
Определение очередности оказания пер­вой помощи, устранение явлений, угро­жающих жиз­ни пострадавших, предотвра­щение возможных осложнений 2-3 мин.
Деблокирование пострадавшего Обеспечение доступа к пострадавшему пу­тем перекусывания стоек кузова, удале­ния крыши ТС, смятия переднего крыла для демонтажа передней двери, демон­тажа задней двери, демонтажа средней стойки со стороны демонтируемых две­рей, сдвига передней панели, демонтажа переднего сидения, перерезания ремней безопасности 12-15 мин. Кусачки, расширитель, двухштоковый цилиндр, нож для резки ремней безопасности
Извлечение по­страдавшего из поврежденного ТС Установка шейного корсета 1,5-2 мин. Шейный корсет
Размещение пострадавшего на носил­ках и извлечение из поврежденного ТС 3-3,5 мин. Эвакуационный щит, носилки

Так, в пятницу 06.12 в 18:45 на оперативный пульт спасателей поступило сообщение о том, что по трассе «Таврида» на 81 км автодороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь произошло дорожно-транспортное происшествие. Требуется помощь спасателей.

К месту происшествия немедленно выехали спасатели Феодосийского аварийно-спасательного отряда «КРЫМ-СПАС» в составе 4-х человек и 1 ед. техники, огнеборцы пожарной части 115 пгт.Приморский ГКУ РК «Пожарная охрана Республики Крым» в составе 3-х человек и 1 ед.техники, а также сотрудники ГИБДД и скорой медицинской помощи.

Министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов сообщил, что по прибытии сотрудникам МЧС Крыма стало известно, что произошло столкновение легкового автомобиля «Daewoo Nexia» и грузового автомобиля «DAF».

«В результате ДТП пострадала пассажир легкового авто, женщина 1988 года рождения. Сотрудники чрезвычайных ведомств оказали помощь в транспортировке пострадавшей в автомобиль скорой помощи для дальнейшей госпитализации в Феодосийскую ЦРБ. Водитель данного авто от госпитализации отказался, – сообщил Сергей Шахов. — Также огнеборцы ПЧ 115 выполнили весь комплекс мер противопожарной безопасности на месте ДТП и произвели смыв ГСМ с проезжей части».

Кроме этого, сотрудники «КРЫМ-СПАС» осуществляли регулирование дорожного движения до приезда наряда ДПС.

Спасатели рекомендуют автомобилистам при движении соблюдать скоростной режим, управлять транспортным средством осторожно, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и природные условия, в частности видимость в направлении движения, быть внимательными при совершении какого-либо маневра, а также не забывать пользоваться ремнями безопасности.

Если вы стали участником или свидетелем трагедии, несчастного случая или оказались в непростой ситуации, следует немедленно обратиться в службу спасения по телефону «101».

Помните, от каждого из вас зависит безопасное движение на дорогах, жизнь других людей и ваша собственная!

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2016 году Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52) УДК: 614.8:656.1

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2016 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

Е.В. Афанасьева, Н.А. Поздняков, Д.Р. Просветова

Аннотация

Представлен сравнительный анализ статистических данных о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2016 году, показателей участия и коэффициента реагирования, сведений о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; деблокирование; оказание помощи; спасенный.

Fire and Rescue Corps Response to Traffic Accidents in the Russian Federation in 2016

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

E. Afanasyeva, N. Pozdnyakov, D. Prosvetova

Key words: fire rescue units; traffic accidents; response rate; unblocking; rescued.

В соответствии с приказом МЧС России от 16.06.2014 № 298 «О реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», в системе МЧС России» ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) обеспечивает проведение анализа деятельности территориальных органов МЧС России в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее—ДТП).

Исходными данными для проведения такого анализа являются сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), сформированного Приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», сбор и обработка которых регламентированы соответствующими организационными и методическими документами МЧС России Методическими рекомендациями по организации деятельности территориальных органов МЧС России в области спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации / МЧС России: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011, а также .

При расчете доли участия пожарно-спасательных подразделений в ликвидации последствий ДТП также используются сведения о состоянии безопасности дорожного движения ГУ ОБДД МВД России .

В статье приведены результаты анализа реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в 2016 году, по отдельным показателям показана динамика по отношению к 2015 году .

В 2016 году в Российской Федерации произошло 173 694 (-5,6%) ДТП, в результате которых погибло 20 308 (-12,1%) человек, а 221 140 (-4,3%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 8,4 (8 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями

в 2016 г. осуществлено 118 525 (-12,3%) выездов на ДТП. Помощь оказана 106 832 гражданам, в том

числе: спасено 53 632 человека (из них деблокировано 13 983 человека), первая помощь оказана 61 484 пострадавшим, психологическая помощь оказана 296 гражданам, иная помощь оказана 35 431 гражданину (рис. 1).

В 2016 году из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация проведена 983 (-19,7%) пострадавшим, временная остановка наружного кровотечения — 17 853 (+18%) пострадавшим, деблокировано 13 983 (-23%) пострадавших, 1095 (-33%) пострадавшим проведено восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, 1391 (-26%) пострадавшему наложена окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки, иммобилизация проведена 18 340 (+12%) пострадавшим, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 3853 (+58%) пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 9 (-82%) граждан (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2016 году распределилось следующим образом: контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 22 711 (-49%) гражданам; наложено повязок при травмах 21 562 (-23%) гражданам; 3110 (-55%) пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; допсихологическая помощь (поддержка) оказана 18596 (-54%) гражданам; наземными силами и средствами пожарно-спасательных подразделений (да-лее—ПСП) в лечебно-профилактические учреждения транспортирован 3371 (-20%) пострадавший, мероприятия по местному охлаждению при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведены 261 (-81%) пострадавшему; прекращение воздействия опасных химических веществ—32 (-43%) пострадавшим (рис. 3).

Всего при реагировании ПСП на ДТП в 2016 году проведено 180 009 работ (технологических операций), среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,8 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,84 (-0,07) или 84% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2016 году (человек)

/42 а^ SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 2 (52)

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (человек)

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ

(человек)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь—86 (+21,1%) выездов, Республика Крым — 169 выездов (+9%), г. Москва —17111 (-10,6%) выездов, Северо-Кавказский региональный центр—6166 (+4%) выездов, Дальневосточный региональный центр—6357 (-9,6%) выездов, Уральский региональный центр—10 062 (-1,7%) выезда, Южный региональный центр—9786 (-13,2%) выездов, Сибирский региональный центр—14 665 (-17,1%) выездов, Северо-Западный региональный центр—16 299 (-12,4%) выездов, Приволжский региональный центр—25 325 (-16,7%) выездов, Центральный региональный центр—27 898 (-12,1%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС)— 97619 выездов (82%) (-13,4% к АППГ);

ДТП без пострадавших — 8003 выезда (7%) (+36,7% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 12 903 выезда (11%) (-22,4% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Северо-Западном региональном центре—к = 1 (выезд на каждое ДТП), самый низкий —в Южном региональном центре—к = 0,67 (выезд на 7 ДТП из 10-ти).

1 Количество выездов указано с учетом выездов отряда «Центроспас» на территории г Москвы.

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Чувашской, Алтай; Красноярском, Хабаровском краях; Псковской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Оренбургской, Пензенской и Челябинской областях; г. Санкт-Петербурге (к = 1) (выезд на каждое ДТП). Худший показатель в Свердловской области (к = 0,26) (выезд на 3 ДТП из 10-ти).

В Приволжском региональном центре (к = 0,82), Сибирском региональном центре (к = 0,86), Центральном региональном центре (к = 0,99), Дальневосточном региональном центре (к = 0,92), Уральском региональном центре (к = 0,84), Северо-Кавказском региональном центре (к = 0,83) коэффициент реагирования на ДТП находится в пределах нормативных значений. В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,26 (рис. 6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,8 минуты.

Лучший показатель по региональным центрам (далее—РЦ) в Приволжском РЦ—5,7 минуты; худший —в Уральском РЦ—9,2 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском автономном округе — 2,7 минуты. Высокое среднее время реагирования ПСП на ДТП зафиксировано в Пермском крае — 3,6 минуты и Республике Мордо-вия—3,7 минуты, худшее время—в Ненецком автономном округе — 18,3 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном РЦ составило 7,2 минуты, Северо-Кавказском РЦ — 5,8 минуты, Северо-Западном РЦ—6,8 минуты, Центральном РЦ — 6,7 минуты, Дальневосточном РЦ—7 минут, г. Москве—7,5 минуты, Сибирском РЦ—7,4 минуты.

Среднее время реагирования ПСП на ДТП в Республике Крым — 11,8 минут, в г. Севастополь—9,3 минут (рис. 7).

В 2016 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 180009 работ (в 2015 году — 229543 работы) (-21,6% к АППГ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5% (деблокировано 13983 человека), по оказанию первой помощи пострадавшим—32% (помощь оказана 61484 гражданам).

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2016 году, в разрезе их укрупненных видов

/44 См! SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, N0. 2 (52)

г. Москва СЗРЦ ЦРЦ ЮРЦ СКРЦ ПРЦ УРЦ СРЦ ДВРЦ

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2016 году

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 9% от общего количества работ, на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента,— 12%, на иные работы —28%, на операции по деблокированию тел погибших—2%. На выезды без проведения работ приходится 7% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 4% от общего количества случаев реагирования, возврат на маршруте следования — 1% (рис. 8).

Выводы

По результатам мониторинга и анализа реагирования ПСП на ДТП установлено:

1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто-мототранспорте в Российской Федерации в 2016 году наблюдается пропорциональное снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях и коэффициента реагирования.

2. По территориальным органам МЧС России рост количества выездов пожарно-спасательных подразделений на ДТП отмечен в Камчатском крае (+12,4%), Республике Мордовия (+19,1%), Чукотском (+22,7%) и Ханты-Мансийском АО (+53,6%).

3. За отчетный период в 17 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%). Рост показателя отмечается в Ставропольском крае (+12%) и Ханты-Мансийском АО (+25%).

Одновременно отмечена отрицательная динамика этого коэффициента в Самарской области (-24%), Удмуртской Республике (-25%), Ненецком АО (-31%), Саратовской области (-33%), Ростовской области (-33%), Нижегородской области (-33%) и Республике Марий-Эл (-38%).

Причинами снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ стали:

снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена, при возникновении ДТП;

непоступление сообщений о большом количестве ДТП (более 20%), фиксирующихся по заявлению (случаи, принятые в учет в течение 10 дней по результатам сверки органов управления ГИБДД с медицинскими учреждениями) при их совершении. На статистический учет ГИБДД такие ДТП фиксируются по обращению потерпевшего в медицинское учреждение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2016 году, в минутах

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2016 году, удельный вес

снижение активности граждан и свидетелей по вызову ПСП к месту ДТП (в том числе заявления об отсутствии необходимости привлечения ПСП при обращении в ЕДДС);

большое количество ДТП с участием пешеходов среди всех ДТП с пострадавшими (около 30%). Фактически в большинстве таких случаев не требуется привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста);

значительная удаленность ДТП от мест дислокации ПСП (более 20 км), при которых первая помощь либо эвакуация пострадавших в лечебные учреждения уже произведены до их прибытия (в том числе силами участников и очевидцев);

принятие диспетчерами решения о нецелесообразности направления к месту ДТП пожарно-спаса-тельных сил по результатам уточнения обстоятельств ДТП и необходимости оказания помощи (данные меры направлены на выполнение решений коллегии МЧС России, распорядительных документов территориальных органов МЧС России по экономии моторесурсов и горюче-смазочных материалов в ПСП);

4. Наблюдаемое в 2016 году снижение количества случаев привлечения психологов МЧС России к работе при ДТП с пострадавшими на 7% (в 2015 г.— 445 ДТП, в 2016 г.— 412 ДТП) является следствием и пропорционального снижения фактической численности специалистов психологической службы МЧС России (в 2015 г.— 858 чел., в 2016 г.— 800 чел.).

Литература

1. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествия. МЧС России, 2013

2. http://abdtp.ru. Ресурс ФГИС «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», паспорт ФС-77150413 от 29.06.2015.

3. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГУ ОБДД МВД России.

4. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. 178 с.

Сведения об авторах

Афанасьева Евгения Валерьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 4610-7026.

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

12l352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 3786-5159.

Просветова Дарья Романовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 6874-4594.

Information about authors

Действия при ДТП

Правила поведения

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до её остановки, управляя машиной до последней воз­можности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор, кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущийна вас автомобиль, а если нет возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Когда удар неизбежен, самое главное — препятствовать, своему пере­мещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться нога­ми в пол, голову наклонить вперёд между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель), пассажир, находящий­ся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать, накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира — переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дородного движения находиться там запрещают без специального устройства, как правило, после удара двери заклинивает и вы­ходить приходится через окно.

Работа спасателей и пожарных на ДТП

Из всех зеленоградских служб самые конструктивные отношения у нашей редакции сложились с окружным управлением МЧС. Очередным результатом нашего сотрудничества стал материал о работе спасателей и пожарных на дорожно-транспортных происшествиях, подготовленый по следам их показательных выступлений на Дне города.
Часть фотографий – Василия Повольнова, публикуются с разрешения автора, помечены соответствующим копирайтом.

Спасатели спешат на ДТП / Инфопортал Зеленограда, 7 сентября 2012 года

1 сентября в рамках празднования Дня города на Центральной площади прошли показательные выступления сотрудников МЧС, продемонстрировавших, как они «вырезают» людей из покореженных машин и тушат горящие автомобили после ДТП.

Спасатели прибывают на место дорожно-транспортного происшествия на аварийно-спасательном автомобиле, оснащенном всем необходимым для их работы оборудованием. Поскольку сотрудникам поисково-спасательного отряда приходится работать не только на ДТП, но и на других происшествиях — например, на пожарах и химических авариях — они имеют несколько комплектов оборудования, которое загружают в машину в зависимости от характера конкретного ЧП. Делается это очень быстро — время выезда спасателей по вызову составляет всего две минуты с момента получения сигнала.
На дорожные инциденты в аварийно-спасательном автомобиле вывозятся гидравлический инструмент, пневмодомкраты, которые используются, например, для подъема перевернувшегося транспортного средства, дыхательная аппаратура на сжатом воздухе, а также бензо- и электроинструмент, хотя их использование при работе на месте ДТП ограничено из-за высокой вероятности разлива горючего у поврежденных автомобилей и, соответственно, возможности возгорания в случае попадания в него искр.

1

По прибытию на место происшествия спасатели обеспечивают себе безопасные условия для работы: огораживают место и закрепляют поврежденный автомобиль, если его положение не достаточно устойчиво. Кроме того, сотрудники МЧС вскрывают капот транспортного средства и отключают аккумулятор, который часто повреждается при авариях.

2

Тут же проводится осмотр пострадавших, определяется характер травм и принимается решение о том, стоит ли проводить их деблокацию, то есть попросту говоря — вытаскивать их из машины до прибытия врачей. Существуют ситуации, когда находящихся в машине вынимают из салона, не дожидаясь медиков — при угрозе пожара или взрыва, а также в случае фонтанирующего кровотечения, открытых ранений груди или остановки дыхания.
Несмотря на то, что практически все спасатели имеют медицинскую подготовку (в экипаже аварийно-спасательного автомобиля должен быть как минимум один такой человек), они оказывают пострадавшим только первую помощь, которую нельзя путать с первой медицинской помощью (законодательство четко разграничивает эти понятия). Сотрудники МЧС могут остановить кровотечение и зафиксировать переломы, но не вправе ставить пострадавшим капельницу или делать уколы.
До прибытия «скорой помощи», а также при принятии решения о деблокации пострадавших, спасатель-«медик» проникает в салон автомобиля, чтобы оказать помощь (в том числе психологическую) заблокированным там людям. Кроме того, во время проведения работ по разрезанию кузова автомобиля пострадавших накрывают одеялом, пледом или курткой спасателя и закрывают алюминиевым щитом (на фото в оконном проеме задней двери), чтобы защитить от возможного попадания осколков стекла и кусков металла.

3

С помощью разнообразных гидравлических инструментов и приспособлений — резаков, разжимов, кусачек — спасатели разблокируют двери автомобиля и при необходимости срезают его крышу, «перекусывая» стойки. Гидравлический инструмент питается от портативной насосной станции, которая работает на бензине и по виду напоминает генератор. Инструмент подсоединяется к насосной станции специальными трубками, внутри которых циркулирует масло.

4

5

После того, как спасатели сумели удалить мешающие детали автомобиля (в данном случае была срезана крыша), они получают доступ к пострадавшим (или пострадавшему) и приступают к их эвакуации. На раненых в ДТП в обязательном порядке надевают шейный корсет — это делается в связи с тем, что при автомобильных авариях очень распространена хлыстовая травма шеи, возникающая из-за ее резкого сгибания и разгибания при ударе. Причем шея и голова фиксируются именно в том положении, в каком они оказались в результате аварии. Под спину пострадавшему подкладывают спинальный щит, позволяющий зафиксировать тело человека и служащий ему опорой, пока спасатели устраняют последнее препятствие для эвакуации — спинку сиденья, которая также срезается гидравлическим инструментом.

6

7

После этого спинальный щит превращается в носилки, на которых пострадавшего относят в карету «скорой помощи». Эвакуация из салона — сложнейшая часть операции, от которой, возможно, зависит судьба или по крайней мере здоровье пострадавшего. Вынести человека из машины спасатели стараются в положении, максимально близком к тому, в котором он находился, будучи зажатым в салоне. Сотрудники МЧС называют этот принцип своей работы правилом «зю» — даже если фигура пострадавшего напоминает в этот момент латинскую букву Z, его стараются положить на носилки именно в таком положении.

8

Все действия, которые осуществляли спасатели и пожарные во время показательных выступлений на Центральной площади в День города, собравшимся зрителям объяснял и комментировал заместитель начальника 30-го отряда федеральной противопожарной службы по Москве и один из главных зеленоградских пожарных подполковник внутренней службы Антон Гладилин.

9

После показательной деблокации сотрудники МЧС продемонстрировали свои навыки в тушении пожаров на дорожно-транспортных происшествиях. Правда, для начала огнеборцам пришлось заняться несвойственным им делом — поджечь одну из машин, приготовленных для выступления.

10

11

Старенький «Москвич» вспыхнул за несколько секунд.

12

13

Впрочем, и на тушение огня пожарным понадобилось ненамного больше времени.

При тушении пожаров на ДТП огнеборцы используют только пену. Дело в том, что она, в отличие от воды, отсекает кислород от бензина, не давая горючей жидкости воспламеняться еще сильнее. Вода же тяжелее бензина, поэтому топливо оказывается выше воды и продолжает гореть. Кроме того, в некоторых современных машинах используются такие сплавы, которые от попадания воды во время пожара лишь разгораются сильнее. Кстати, средний легковой автомобиль полностью выгорает за четыре минуты.

14

15

В данном случае для тушения пожара был применен пенный генератор средней кратности «Пурга 5».

16

После этого пожарные срезали болгарками крышу автомобиля, чтобы залить пеной возможные остатки пламени, затаившиеся внутри салона или в обшивке автомобиля. Следует отметить, что на вызовы на место ДТП всегда выезжает пожарный автомобиль, оснащенный различными аварийно-спасательными инструментами. Подробнее об оснащении пожарных автомобилей читайте в статье о 45-летии старейшей, 11-й, пожарной части Зеленограда.

17

«Уголок МЧС» на Центральной площади после окончания показательных выступлений пожарных и спасателей.

18

19

P.S. На Дне города зеленоградским спасателям пришлось продемонстрировать свои навыки не только в показательном, но и практически в боевом режиме. Во время празднований на Центральной площади и в парке 40-летия Победы получили травмы три ребенка в возрасте от 10 до 12 лет. Один мальчик упал с парапета и травмировал спину, наблюдая за тушением пожара, другой сломал себе палец, а девочка, катаясь на роликах, упала и получила перелом руки. На помощь пострадавшим пришли сотрудники МЧС — спасатели осуществили шинирование сломанных частей тела и оказали детям психологическую поддержку, после чего передали на руки подоспевшим медикам.

Другие мои материалы о работе экстренных служб:
45 лет старейшей пожарной части Зеленограда (октябрь 2011 года)
На четвертом рубеже. О дежурстве с инспекторами ДПС (апрель 2012 года)
ДТП как работа. О дежурстве с оформителем аварий (ноябрь 2011 года)
Ваш пассажир – ребенок! О рейде ГИБДД по детским креслам (октябрь 2012 года)