Цены на автомобили в СССР

Содержание

В триаду, характеризующую потребительский идеал советского человека, кроме квартиры и дачи, входил автомобиль. Он был престижным символом благосостояния и высокого социального статуса. Несмотря на то, что власти признавали легковые машины личной собственностью, курс был взят на развитие общественного, а не индивидуального транспорта. Даже после массового запуска в производство «Жигулей» в начале 1970 гг. сохранился дефицит. Несмотря на искусственно завышенную стоимость на машины в СССР, желающих приобрести собственный «символ роскоши» меньше не становилось, особенно в 70–80 гг. – в период застоя.

Стоимость автомобиля

Проблему насыщения автомобильного рынка в СССР должен был решить ввод в эксплуатацию Волжского автомобильного завода.

Цены в 1970-1974 гг.

В апреле 1970 г. с конвейера сошли первые «жигули», а к концу года уже продавалось по 150–200 авто. Стоила «мечта автолюбителя» на тот момент 5 620 руб.

Рис. 1. Легендарная «копейка»

При средней заработной плате, по данным Росстата, в 1970 г. 121,2 руб. на такую роскошь нужно было копить как минимум 46,4 месяцев, или почти 4 года, при условии, что на покупку откладывалась вся зарплата. Для сравнения, посмотрим, сколько стоили в СССР на тот момент некоторые продукты, одежда и техника:

  • картофель – 0,13 коп.;
  • сахар – 90 коп.;
  • сапоги женские (ГДР) – 55 руб.;
  • холодильник ЗИЛ – 300 руб.;
  • бутылка водки «Столичной» с тарой – 3 руб. 07 коп.

Однако «Жигули» не сразу стали «народной мечтой». По данным соцопроса, проведенным ВНИИ изучения конъюнктуры спроса и торговли, в 1972 г. из 7 000 опрощенных, проживающих в 25 городах СССР, респонденты ответили, что «желанным автомобилем» для них является:

  • «Москвич» – 38,9%;
  • «Жигули» – 26,1%;
  • «Запорожец» – 20,9%;
  • «Волга» – 14,1%.

Из-за высоких цен на машины в СССР в начале 70-х большим спросом пользовались «Запорожцы» и мотоциклы.

Таблица 1. Стоимость автомобилей и мотоциклов в 1970–1975 гг.

Марка транспорта Цена, сов. руб. В зарплатах 1970 г. В зарплатах 1975 г.
Автомобили
«Волга» ГАЗ-21 8 500 70,13 57,16
«Жигули» ВАЗ-2101 5 620 46,37 37,79
«Москвич» 412 4 936 40,73 33,19
«Запорожец» ЗАЗ- 966 (ушастый) 3 000 24,75 20,17
Мотоциклы
«Урал» 1 250 10,31 8,41
«Иж-Юпитер» с коляской 911 7,52 6,13
«Иж-Планета» 624 5,15 4,20
«Восход» 465 3,84 3,13

Источник: ЦСУ СССР, Росстат, расчетно

Цены на машины для населения были явно завышены. Негласно считалось, что «Волгу» приобрести могут только граждане с нетрудовыми доходами. Чтобы цеховиков и спекулянтов, которые в основном и становились обладателями таких авто, заставить «поделиться с народом», был введен косвенный налог «на роскошь».

Рис. 2. «Запорожец» ЗАЗ 966

Если сравнивать цены, по которым продавались машины по безналу организациям, и стоимость авто в рознице, то можно увидеть, что «Волги» реализовались с накруткой в 320%, «Москвичи» – 250%. Самая низкая розничная накрутка была у «Запорожца» – всего лишь 200%.

Таблица 2. Сравнение оптовых и розничных цен* на легковые автомобили в 1973 г.

Марка авто Оптовая стоимость для промышленности, сов. руб. Розничная стоимость, сов. руб. Торговая накрутка, %
«Запорожец» ЗАЗ 966ВБ (с ручным управлением) 1 670 3 340 200%
«Запорожец» ЗАЗ 966ВР (управление одной рукой, одной ногой)
«Запорожец» ЗАЗ 966 ВБ2 1 500 3 000 200%
«Запорожец» ЗАЗ 966 В
«Запорожец» ЗАЗ 966 1 750 3 500 200%
«Запорожец» ЗАЗ 968
«Жигули» ВАЗ-2101 2 300 5 750 250%
«Жигули» ВАЗ-2102 2 360 5 900 250%
«Москвич» 408 ИЭ 1 608 4 020 250%
«Москвич» 408 ИБЭ (с ручным управлением)
«Москвич» 426 ИЭ (пятидверный) 1 706 4 265 250%
«Москвич» 412 ИЭ 1 845 4 612 250%
«Москвич» 412 ИЭ (в улучшенной комплектации) 1 982 4955 250%
«Москвич» 427 ИЭ (пятидверный, в улучшенной комплектации) 2 045 5 112,5 250%
«Волга» ГАЗ-24 2 650 8 480 320%
«Чайка» ГАЗ-12 9 150 В рознице не продавались
«Чайка» ГАЗ-13А (с переговорным пультом на панели приборов, дублирующей системой зажигания) 9 920

*Розничная стоимость взята из Прейскуранта №21-01 «Оптовые цены на автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы», утвержденный Государственным комитетом цен Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 г., введенные в действие с 1973 г.

Рис. 3. Отрывок из прейскуранта цен на 1973 год

Цены 1975–1979 гг.

Постепенно расширялся модельный ряд «Жигулей», параллельно росла и популярность авто в народе.

«В 75 моему другу посчастливилось стать обладателем автомобиля «Жигули» 3 модели. Ему предложили обменять его на генеральскую дачу в Красково с большим участком, но он отказался, так как «дачи есть у всех, а “трешка” – это редкость». Воспоминания журналиста Андрея Воскресенского.

Цены в сторону увеличения были пересмотрены в 1976 году.

Таблица 3. Стоимость авто по прейскуранту 1978 г.

Марка авто Розничная цена, 1978 г. сов. руб. Розничная цена, 1979 г. сов. руб.
«Запорожец» ЗАЗ 966 3 500
«Запорожец» ЗАЗ 968 3 500 4 050
«Запорожец» ЗАЗ 969 4 000
«Жигули» ВАЗ-2101 5 500 5 690
«Жигули» ВАЗ-21011 6 000 6 190
«Жигули» ВАЗ-21013 5 960
«Жигули» ВАЗ-21016 5 540
«Жигули» ВАЗ-2102 5 930 6 120
«Жигули» ВАЗ-2103 7 743
«Жигули» ВАЗ-2106 7 900 8 143
«Жигули» ВАЗ-2121 8 500 8 671
«Москвич» 412 ИЭ 6 376 7 100
«Москвич» 2136 6 400
«Москвич» 2137 7 200 7 335
«Москвич» 2138 6 000 6 065
«Москвич» 2140 6 800 6 865
ИЖ 2125 6 500
«Волга» ГАЗ 24 9 043 9 513
ГАЗ 24-02 12 000
УАЗ 469Б 7 000

Источник: журнал «За рулем», 1978, 1979 гг.

Цены в 1980 г.

Картинки и цены на авто 1980 г. для покупателей через сеть магазинов «Березка» взяты из рекламного буклета «Внешпосылторга».

Рис. 4. ВАЗ-2101, цена 5 690 руб., ВАЗ–21011, цена 6 190 руб.

Рис. 5. ВАЗ–2102, цена 6 035 руб., ВАЗ-2103, цена 7 743 руб.

Рис. 6. ВАЗ-2106, цена 8 143 руб., ВАЗ-2121, цена 8 671 руб.

Рис. 7. «Волга» ГАЗ-24, цена 9 513 руб., «Москвич» 2137, цена 7 335 руб.

Рис. 8. «Москвич» 2138, цена 6065 руб., «Москвич» 2140, цена 6 865 руб.,

Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить

Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.

До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.

После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.

Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.

Направление Распределение Кол-во, шт.
Передовики производства предприятия;

организации министерств

175 000

+30 000 резерв

Труженики села система потребкооперации 300 000
Работники леспрома ОРС (отделы народного снабжения)
Централизованные получатели Министерство среднего машиностроения;

ДОССАФ;

Министерство обороны;

и др.

100 000
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) Республиканские министерства 100 0000
Гражданам, которые получали зарплату в валюте Через «Березки» 20 0000

Источник: ЦСУ СССР

Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.

«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.

Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.

«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.

Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.

Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в России легковых автомобилей и было в СССР

Затраты на обслуживание авто

«День приобретения машины должен оставлять в памяти покупателя ничем не омраченное ощущение праздника», – директор автомагазина И. Киселев.

Но это чувство исчезало, когда дело доходило до обслуживания и ремонта авто. На всю страну в 1972 г. было только 694 СТО, а обеспечение запасными частями не превышало 37%.

Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.

По подсчетам журнала «За рулем», содержание ВАЗ-2101 в 1976 г. обходилось в 6 руб. 26,4 коп. на 100 км пробега:

  • амортизация – 1,98 руб.;
  • топливо – 2,06 руб.;
  • техобслуживание и эксплуатационные материалы – 0,75 руб.;
  • текущие ремонты – 0,533 руб.;
  • стоянка, гараж – 0,271 руб.;
  • шины – 0,67 руб.

Материал в тему! Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля

Стоимость советских авто в других странах

Союз продавал легковушки в 50 стран мира. В 1970 г. было отгружено 85 тыс. авто.

В Бельгии советский «Запорожец» к началу 1970 г. продавался за $880, или 44 000 франков. BMW 2002 стоил там же $4 200.

Рис. 10. Повышенным спросом за границей пользовались «Лады»

В ФРГ в 1971 г. «копейка» продавалась за 6 500 марок. FIAT аналогичной модели стоил 6 830 марок.

В 1976 г. цена ВАЗ-2101 поднялась до 7 200 марок, тогда как FIAT уже стоил 9 500 марок. «Лады» продавались лучше, чем Nissan или Volvo.

Благодаря заниженным ценам, Советский Союз пытался занять свою нишу на западном автомобильном рынке.

Стоимость авто в СССР по современному курсу

Для пересчета стоимости машин в СССР в современную валюту воспользуемся информацией о курсах, публикуемых ЦБ РФ:

  • курс рубля на 1970 г. – 1 руб. = 0,9 $;
  • стоимость рубля на июль 2019 г. – 1 руб. = 63,38 $;
  • инфляция доллара с 1970 г. – 560,2% (1$ =6,6$).

Таблица 5. Стоимость советских авто по современному курсу, расчетно

Модель Стоимость в 1970 г., По курсу 2019 г.,
В сов. руб. В $ США В зарплатах В рос. руб. В $ США В зарплатах
«Волга» 8 500 7 650 70,13 3 200 056 50 490 66,77
«Жигули» ВАЗ-2101 5 620 5 058 46,37 2 115 801 33 382 44,18
«Москвич» 412 4 936 4 442 40,73 1 858 291 29 320 38,77
«Запорожец» 3 000 2 700 24,75 1 129 432 17 820 23,56

Если оценивать стоимость в покупательской способности, то видно, что ситуация практически не изменилась.

В 1970 г. на покупку «копейки» гражданин тратил 46,37 зарплат. В 2019 г. при средней заработной плате 47 926 руб. (данные Росстата по итогам мая 2019 г.) с учетом современного курса пришлось бы на приобретение той же машины откладывать в течение 44,18 месяцев.

Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.

Для полноты картины посмотрим, сколько стоят современные «Лады». По данным портала lada.ru, новую машину можно купить:

  • Vesta седан от 521 910 руб., или 5 962 $;
  • Largus универсал от 496 710 руб., или 7 837 $;
  • Granta седан от 377 910 руб., или 8 234 $.

То есть, в средних зарплатах это от 7,88 до 10,89 месяцев. Поэтому можно сделать вывод, что машины во времена СССР стоили в 4–5 раз дороже, чем в современной России.

Это интересно! Российский лимузин Aurus: как выглядит, сколько стоит

Советская реклама «Волги» ГАЗ-24, 1970 г.:

Какие страны покупали советские автомобили

Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60—70 годах Союз продавал автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, на дружественную Кубу, в Европу и даже Африку. В 1959-ом Хрущев поставил целью выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».

Но как бы генсек не мечтал покорить рынок главного идеологического врага СССР, ничего не вышло. Штаты упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта. Зато их заключали африканские, азиатские и некоторые европейские страны.

В 1965—1968 годах Москвич-408 стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-ом в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысяч советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились. Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу.

В 1964-ом широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нем отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю.

В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970-ом Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира.

Советские цены на автомобили и мотоциклы

Сколько стоили советские автомобили и мотоциклы, и сколько средних зарплат надо было потратить на их покупку

Автомобили в Стране Советов стоили значительно дороже, чем за рубежом. Виной тому была отнюдь не высокая себестоимость, которая была сопоставима с таковой у зарубежных аналогов, а вложенный в розничную цену косвенный налог на предметы роскоши, каковыми автомобили считались тогда по умолчанию. Так, например, та же «Волга» ГАЗ-24, которая в розницу за наличный расчёт продавалась в 1980 году за 9453 рубля, а в 1984 – уже за 15903 рубля, за безналичный расчёт продавалась организациям за 2363 рубля 25 копеек. Таким образом, косвенный налог на покупку «Волги» составлял ровно 400 процентов. Считалось, что «Волги» покупают лишь цеховики и спекулянты, и если нельзя поймать их за руку, то можно заставить поделиться с народом путём изъятия такого косвенного налога.

Гораздо меньший косвенный налог был заложен в Москвич-412. Его цена по безналу, доступному тогда лишь госорганизациям, составляла 2120 рублей, в то время как в розницу он продавался по 6360 рублей 60 копеек – ровно в три раза дороже. Если же сравнивать госцены с ценами на зарубежные аналоги наших автомобилей, то они примерно соответствовали друг другу. Ещё меньший косвенный налог был на «Запорожцы». Он составлял всего 200%. При всём при этом грузовик ГАЗ-53, имевший гораздо бóльшую себестоимость, чем любая легковушка, отпускался организациям за три тысячи рублей.

в рублях

в рублях

в рублях

5602

9453

2511-25

4511-25

6030

1800

2200

3500

800

1250

1540

905

905

1040

550

650

670

410

465

450

1961

1967

1971

1976

1980

1984

1988

в зарплатах

в зарплатах

в рублях

в зарплатах

в зарплатах

в рублях

в зарплатах

в рублях

в зарплатах

в рублях

в зарплатах

Автомобиль «Волга»*

5100

62,73

56

8500

71,68

67,6

9453

60,93

15903

93,79

16480

82,48

Автомобиль «Москвич»**

30,88

45,1

4936

41,63

6360-60

45,48

7491

48,29

7491

44,18

9000

45,04

Автомобиль «Жигули»***

ещё не было

ещё не было

5620

47,4

43,12

7300

47,06

7260

42,82

9800 49,05

Автомобиль «Запорожец»****

22,14

22

3000

25,3

25,02

3750

24,17

5600

33,02

3900

19,52

Мотоцикл «Урал»

9,84

12,5

1250

10,54

11,02

1750

11,28

1750

10,32

1870

9,36

Мотоцикл «Иж-Юпитер» c коляской

11,13

9

911

7,68

7,44

1147

7,39

1450

8,55

1050

5,25

Мотоцикл «Иж-Планета»*****

6,76

6,5

624

5,26

4,79

750

4,84

900

5,3

900

4,5

Мотоцикл «Восход»******

4,93

4,65

465

5,72

3,22

450

2,9

450

2,65

450

2,25

* До 1971 г. включительно – ГАЗ-21, позднее – ГАЗ-24, в 1988 – ГАЗ-24-10

** В 1961 – М-407, в 1967 – Москвич-408, в 1971-76 – Москвич-412, в 1980-84 – Москвич-2140, в 1988 – Москвич-2141

*** В 1971 году – ВАЗ-21011, в 1976-80 – ВАЗ-2101, в 1984 – ВАЗ-21013, в 1988 – ВАЗ-21063 («шестёрка» с двигателем ВАЗ-21011)

**** В 1961году – ЗАЗ-965 (горбатый), в 1967-71 – ЗАЗ- 966 (ушастый), в 1976 – ЗАЗ-968

***** В 1961году – Иж-56

****** В 1961году – К-175

Советские цены на продукты, услуги и промтовары

Курс британского фунта к американскому доллару и американского доллара к британскому фунту с 1792 года до наших дней

Австралийский доллар

>Тогда – сейчас: cколько стоили авто во времена СССР?

Москвич-412

Автомобиль стоил как квартира

Наверное, все знают о том, что во времена СССР автомобиль был роскошью, а не доступным средством передвижения. Людям приходилось годами копить деньги на сберкнижках в надежде на покупку «Москвича» или «Жигулей».

Возможности покупки личного авто были очень ограниченными. Быть в очереди за автомобилем приходилось годами – семь лет и более.

ВАЗ-2101

Причем, в эту очередь попасть тоже было не просто. Туда включали только особо отличившихся на производстве передовиков и людей, имевших особые заслуги перед государством. Исключения (покупка авто без очереди) делались только для орденоносцев, ветеранов войны, да и то не всегда и не для всех.

Стоимость автомобиля была сравнима с ценой кооперативной квартиры. Как пишут на форумах люди, которые жили в БССР в 70-е годы прошлого века, «Москвич» стоил как однокомнатная кооперативная квартира – около 5-5,5 тыс. рублей, а «Волга» (ГАЗ-21) – как трехкомнатная – более 8 тыс. рублей.

«Волга»

Средняя зарплата в БССР была 150-170 рублей. Однако люди умудрялись за долгие годы накопить на автомобиль.

Правда, для многих он так и оставался неосуществимой мечтой – из-за дефицита автомобилей.

Покупка автомобиля для семей была очень важным событием

Подержанные авто продавали по цене новых

Сама покупка нового авто тоже была долгим и сложным процессом, с оформлением ее через автосалон, сберкассу, получением на складе. Брали, как говорится, что дают – выбора по комплектации, цвету и прочим параметрам не предоставлялось.

«Запорожец»

Бывшие в употреблении автомобили купить тоже было очень сложно, и они были в дефиците. Поэтому и продавались по цене новых авто. Поддержанные машины продавали через комиссионные магазины.

Также их можно было купить у спекулянтов, часто из других союзных республик. Многие отправлялись за авто в Грузию. Но все подобные сделки были незаконными и люди очень много переплачивали за автомобили.

Была еще одна возможность приобрести машину – выиграть ее в лотерее, но это, понятно, случалось с очень немногими счастливчиками.

Цены на автомобили в советские годы

Интересно ознакомиться со стоимостью основных марок машин тех времен в СССР – «Москвич», «Волга», «Жигули», «Запорожец» — в разные годы:

по информации, размещенной на ресурсе back-in-ussr.info

Выбор авто сегодня гораздо шире

Сегодня у белорусов гораздо больше возможностей по выбору автомобилей – как по марке и комплектации, так и по цене.

Белорусы покупают различные марки авто на свой выбор

Новый бюджетный автомобиль малого и среднего сегмента можно купить за 10-12 тыс. долларов (при средней зарплате в $500 в эквиваленте – это около 20 зарплат).

Да и с подержанными авто ситуация гораздо лучше. И продают бэушные авто не по цене новых, а гораздо дешевле – в зависимости от года выпуска.

Конечно, новые комфортабельные и престижные авто стоят, как и в те времена, примерно как квартира – от $35-40 тыс. и более. Но, по крайней мере, ждать их по семь лет в очереди не нужно.

Одной из наиболее популярных бюджетных моделей в Беларуси считается LADA VESTA Седан, по данным БАА. Новый автомобиль можно купить сегодня по стоимости около 19 тыс. рублей – около 19-20 средних зарплат белоруса. Это меньше, чем во времена СССР стоил «Москвич» или «Волга», но вообще-то и сегодня новая машина доступна по цене далеко не каждому белорусу.

Сравнительно доступный по цене и популярный Renault Logan 1.6 стоит около 17,5 тыс. рублей (17 зарплат), а Volkswagen Polo стоит около 21 тыс. рублей (21 зарплата).

В итоге

Можно сделать вывод, что по разнообразию марок и потенциальной доступности авто белорусы имеют сегодня гораздо больше возможностей, чем в 1970-е, например, годы. И стоимость новых и подержанных автомобилей меньше.

Но приобрести автомобиль может далеко не каждый – с учетом уровня зарплат, и того, что большая часть этих зарплат уходит на питание и обеспечение других, более первостепенных, нужд семей.

Сколько стоили машины в СССР?

В СССР автомобиль был не средством передвижения, а настоящей роскошью. Мало того, что его было очень сложно достать, он еще и стоил целое состояние. Давайте изучим, сколько стоили авто в советские времена, и соотнесем это со средним зарплатами.

На дворе 1975 год. Средняя зарплата рядового советского гражданина — 120 руб.

«Волга»

Новая по тем временам «Волга» ГАЗ-24, да еще с радиоприемником, стоила больше 9 000 руб. Не машина — мечта. Современная, комфортная, красивая. В те времена на «Волге» ездили артисты, летчики, начальники, герои советских кинофильмов, например, командир корабля в «Экипаже», которого играл Жженов.

«Копейка» и «Москвич»

Эти варианты для людей попроще. Но и за эти машины нужно было заплатить от 5 000 руб. Правда, тольяттинскую классику ВАЗ-2101 отдавали на пару сотен дороже, чем «Москвич».

«Трёшка»

\

Элегантная «Трешка» — ВАЗ 2103 обходилась советскому гражданину в 6500 рублей. Она была более просторной, комфортной, чем предшественница «Копейка». У нее был более современный салон с новой приборной панелью. Да и ездила она тише.

«Запорожец»

А вот самым доступным автомобилем в СССР был «Запорожец». Цена на него начиналась от 4 000 руб. Маленький скромный «ушастый» ЗАЗ-968 в двумя дверями уже был по карману передовикам производства.

«Днепр»

Машину мог купить себе далеко не каждый советский человек, а вот мотоциклы были более доступны. Так, мотоцикл — мечта, тяжеловес «Днепр» МТ-10, с коляской и 2-цилиндровым мотором мощностью 32 лошадиных силы обходился в 1600 руб. Мог разгоняться до 100 км\ч.

Шины

Одна шина на «Жигули» обходилась автомобилисту в 60 руб. А вот владельцу «Волги» пришлось бы раскошелиться уже на 100 руб. Это объяснимо — по тем временам продукция Горьковскогого автозавода была самой дорогой. Таким образом, чтобы переобуть машину, автолюбителю пришлось бы выложить от 240 до 400 руб.

4990, а ‘Запорожец’ ЗАЗ-968 — 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на «запорожских» агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.

Многолетний выпуск легковых авто в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей дали свои плоды — в первой половине 80-х некоторые авто (о чудо!) появились в свободной продаже. В Харькове, например, это была ‘Нива’ (10300руб), ‘Москвич-2140Люкс’ (8000руб) и ‘Запорожец’ ЗАЗ-968М (5000руб). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля б/у автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, но не деньгами, впервые появился шанс обзавестись своими четырьмя колёсами. Например, 7-летние ручные ‘Запорожцы’, Москвич-426(427?) экспортный с кузовом универсал, выпуска до 1970г, фото из ретроконфы на auto.ruсданные инвалидами после получения нового, стоили в основном 600руб. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новёхоньких ‘Побед’, хотя их выпуск прекратился ещё в 1958г. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена ‘Побед’ была сравнима с ценой новых «Жигулей», желающих их приобрести нашлось с избытком. А в феврале 1992г вся немаленькая площадка харьковского комиссионного магазина на Большой Даниловке оказалась уставлена … телегами. Тоже новенькими и тоже вскоре раскупленными.

В конце 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции. Зато желающие впервые смогли приобрести б/у грузовики и автобусы.

Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к ‘гэдээровским’ ЕМВ (БМВ) конца 40-х — начала 50-х годов и чехословацким ‘Шкодам-1201’ десятилетие спустя. Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.Мотороллер В-150М ‘Электрон’ (1974-1979)

Дополнение от 30.06.2010. Появились сведения, что новые ЕМВ-340 всё же продавались «частникам» в Москве и не только по цене 15820руб образца 1949г (чуть дешевле «Победы»).

С мотоциклами ситуация была значительно лучше — кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой ‘Явы’ их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) — 180руб, мотороллер ‘Электрон’ (150) — 270руб, ‘Турист’ (200) — 450руб, мотоцикл ‘Минск’ (125) — 330руб, ‘Восход’ (175) — 420руб, ‘Иж’ разных модификаций (350) — 600-1000руб, чехословацкие ‘Ява’ и ‘ЧЗ’ (350) — 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) — около 1500руб.

Приглашение в магазин для получения авто. Цены уже поползли вверх. Фото с nnm.ruЕщё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на нелегальный авторынок и переплачивать спекулянтам в несколько раз по сравнению с госценой. Иногда запчасти удавалось приобрести на СТО, но при этом оплачивать установку, а также ТО или другие реально не проводимые работы.

Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то в моём распоряжении лишь отдельные цифры. В 1965г населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, в 1970-м — 123, в 1977-м — 1107. По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие года 690, 816 и 1109 тысяч штук. Зато продажа мотоциклов началась ещё в 1940г с цифры 7 (не тысяч, а просто штук — и это на весь СССР).

КТО-НИБУДЬ ЕЩЁ ПОМНИТ КАК ПОКУПАЛ МАШИНУ В СССР И КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО?

Интересно было бы услышать ваши истории приобретения автомобиля…

Стоимость автомобилей в СССР в 30-е годы

Считалось, что в 30-е годы ХХ века приобретение автомобиля для личного пользования было доступно только избранным.

Это могли быть знаменитые люди, например, писатель Максим Горький, владевший автомобилем «Линкольн», либо шахтер Алексей Стаханов, который получил в подарок машину «ГАЗ-М1».

Ситуация с покупкой автомобиля. В этот период в стране сложилась достаточно интересная ситуация. Специализированных магазинов, где можно было бы приобрести машину, в СССР не имелось, но приобретение автомобиля было возможным. Чтобы это сделать, было необходимо написать письмо на имя Молотова или Микояна, в Управление делами СовНарКома (так на тот момент называлось Правительство Советского Союза). При успешном получении разрешения на приобретение автомобиля, человек должен был произвести оплату покупки в следующих размерах:

  • За автомобиль «ГАЗ-М1» необходимо было отдать 9,5 тысяч рублей;
  • Автомобиль представительского класса «ЗИС-101» уже обошелся бы на порядок дороже — 27 тысяч рублей.

Особенностью этого периода стало большое количество желающих приобрести автомобиль в личное владение. Но число же имеющихся автомобилей было намного меньше, что стало причиной успешного получения разрешений далеко не всеми, а только некоторыми, кого правительство посчитало достойным такого приобретения.

Попытки приобрести автомобиль и детали к нему. Подобным образом, описанным выше, стать владельцами легковых автомобилей советского производства смогли многие известные личности того времени, среди которых были Леонид Утесов, Михаил Ботвинник, Михаил Жаров, Корней Чуковский и другие.

Прошения о приобретении легковых автомобилей попадались достаточно разные. Например, комкор Пумпур, участвовавший в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании и получивший звание Героя Советского Союза, просил предоставить ему возможность обмена автомобиля «ЗИС-101» на менее дорогой «ГАЗ-М1». Причиной он указывал отсутствие возможности оплаты его стоимости в размере 27 тысяч рублей. Но на данную просьбу руководством страны была наложена резолюция «Отклонить». Драматург Николай Погодин поступил с точностью до наоборот — вначале приобрел для себя «Эмку», а спустя некоторое время обменял ее на «ЗИС-101».

В 1940 году от него поступило ходатайство с просьбой о выдаче ему нового комплекта резины для данной модели автомобиля, в связи с тем, что предыдущий пришел в полную негодность, не помогала даже вулканизация.

Проведение изменений и стоимость автомобиля «ЗИС». Несмотря на то, что данная модель автомобиля считалась красотой и гордостью автомобилестроения СССР, при стоимости в 27 тысяч рублей, качеством своим она ей не соответствовал. Это было признано и постановлением СовНарКома, от 14 августа 1940 года, в котором говорилось, что в данном автомобиле было отмечено большое количество неисправностей, а именно:

  • Сильный запах бензина внутри салона;
  • Шумная работа коробки передач;
  • Наличие стука в двигателе;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Скрип кузова;
  • Наличие биения рулевого колеса;
  • Часто ломающиеся рессоры и достаточно жесткая подвеска;
  • Быстро выходящие из строя электронные устройства.

Итог. Исправление всех перечисленных неисправностей, делало этот автомобиль убыточным в производстве, при стоимости его в 27 тысяч рублей. Это стало причиной письма НК среднего машиностроения Лихачева в Совнарком, с просьбой о ее повышении до 31 тысячи рублей. Докладная записка была переправлена в Госплан, но там не слишком торопились решать подобные вопросы, поэтому дело до нее дошло только в начале зимы 1941 года.

>История: Как можно было купить автомобиль в СССР

Владение автомобилем в Советские годы.

Что вы знаете о Советских транспортных средствах? Что сразу приходит вам на ум? Ну безусловно, кто по старше, он сразу вспомнит наши знаменитые автомобили «Волга», или первые «Лады», ну и т.п. машины, не забыв конечно вспомнить и о правительственных «Чайках» и «ЗИСах» (на самом деле список можно продолжать дальше). Но вот более молодое поколение наверняка свяжет этот вопрос и проведет параллель с ненадежными, некачественными и ужасными автомобилями того периода времени. Но в целом же, каждый из вспоминающих об автомобилях, что были выпущены во времена СССР, в первую очередь будет связывать такие автомобили с их личным владением. Дело здесь в том, что многие из нас забывают о такой вещи, что автомобиль в СССР- это больше чем культ и просто средство передвижение, так как в те годы купить себе любой автомобиль было практически не реально.

Как покупали автомобили в СССР

О процессе приобретения нового автомобиля во времена СССР ходят анекдоты и даже зарубежом. А дело все в том, что в Советские годы, чтобы купить себе машину, надо было отстоять в очереди примерно около 10 лет. Да, да, не смейтесь, это совсем не шутка. Именно так обстояли дела с покупкой автомобиля.

В те годы было невозможно прийти в автосалон (как сейчас) и выбрать марку, модель, цвет машины, а потом просто купить понравившийся вам автомобиль.

На самом деле процесс покупки машины в СССР был очень сложен.

Допустим, вы работали в Советские годы на заводе. В принципе даже не важно, где вы работали, так как в то время все предприятия и компании были в собственности у государства. В том бывшем Коммунистическом строе людям не разрешали даже думать о создании собственного бизнеса.

Правда надо отметить, от того, где вы работали в СССР зависели шансы и возможность приобретения автомобиля, отстояв при этом в очереди на него долгие годы. В нашем примере обычный заводской рабочий имел большие шансы получить право купить себе машину, чем тот-же допустим работник торговли или врач, и, даже тот-же самый профессор университета. Примечательно здесь то, что в те советские годы существовали такие профессии, которые вообще не давали ни каких шансов даже в будущем получить (купить) автомобиль.

Российские марки автомобилей | Каталог

Таким образом можно убедиться в том, что те, кто мечтал об автомобиле и хотел его в будущем получить, карьера на заводе и шансы на приобретение машины были более предпочтительнее, чем у того же мясника в продуктовом магазине. Что же все-таки представляет из себя процесс получения автомобиля в СССР.

Во-первых, не надо забывать и о том, что заводскому рабочему, который пожелал получить такое право покупки транспортного средства, сначала необходимо было обратиться к самому руководству предприятия, где он работал (или в профсоюз) и подать письменное заявление о желании приобрести автомобиль.

После этого ваше заявление тщательным образом рассматривалось. На самом же деле, после поступления подобного рода заявления начиналась конкретная проверка самого кандидата на приобретение машины. Во-вторых, руководство и профсоюз начинали выяснять биографию заявителя. Так- же, уточнялась информация и о том, а сколько вы в прошлом году на самом деле изготовили продукции. Старались ли вы изо всех сил или работали с прохладцей, т.е. спустя рукава. Принимаете ли вы участие в общественной деятельности самого завода. Состоите ли вы в комсомольской или партийной организации. Проверялась даже ваша школьная биография, т.е., когда вы были еще октябренком и пионером. Также уточнялся и такой факт, знаете ли вы основные ценности коммунизма.

Примерно через год после подачи заявления, как правило, вы могли получить ответ о том, одобрено оно (заявление) или нет. Затем, в случае получения положительного решения о праве приобретения автомобиля, ваше заявление передавалось в профсоюз, где и начинались появляться препятствия, т.е. начинали пересекаться потребности самих людей (кандидатов на приобретение машины) с правительственными квотами на количество производимых в стране автомобилей. Дело тут вот в чем. что в Коммунистические годы в нашей стране на все его население не хватало просто товаров. Именно поэтому в нашей стране и ощущался серьезный дефицит всех товаров народного потребления. В том числе это касалось и самих автомобилей, которые производились каждый год в ограниченном количестве.

Таким образом получалось, что получив одобрение на приобретение машины заводской рабочий не мог ни каким образом ее просто получить. Из-за обычной нехватки продукции на любом предприятии страны образовывались очереди, длинную в среднем приблизительно, где-то в 10 лет.

Как правило и как практиковалось в СССР, вас ставили в очередь на автомобиль и присваивали номер со знаком минус.

Профсоюз в нашей стране ежегодно имел определенное количество автомобильных квот. Эта квота определялась конкретно Правительством. Каждый год руководство центрального профсоюза получало определенную квоту на автомобили и распределяло их между различными государственными организациями (компаниями).

Затем его руководство совместно с местным профсоюзом уже решало, какие сотрудники получат автомобили в первую очередь.

Пример. Предположим, что вы один единственный на заводе из всего штата в 300 человек, изъявили желание приобрести новый автомобиль. Значит будет логичным, что шанс получить машину конечно будет у вас, если следовать логике. Но на самом деле это совсем не так. Да, это правда, большинство простых обычных заводских рабочих никогда даже и не думали о приобретении транспортного средства, даже если всего один из них подал заявку на покупку машины. Вряд ли этот один из всех смог бы получить такой автомобиль хотя бы в течение 5 лет.

Допустим, что ваш завод получил оценочную квоту на 5 автомобилей в год. Это не будет означать, что все государственные компании получат по пять автомобилей в год. Это только предварительная оценка на ближайший год. На самом деле в те советские годы каждая компания получала разное количество квот на новые автомобили, которые тогда зависели от вида отрасли, от размера компании и от региона СССР. Если же говорить прямо, то на самом деле квота в пять автомобилей на год в те далекие времена, это окажется больше фантастикой, чем реальностью.

Смотрите также: Советские редкие автомобили

Таким образом получалось всегда так, если вы были в очереди всего один это не означало, что вы получите машину быстрее 5 — 10 лет. В-третьих, право на покупку машины в первую очередь получали определенные люди, которые имели заслуги перед Отечеством (перед страной) и имели высшее образование. Так же не забывали в то время и про ударников труда, чье фото часто висело на доске почета, т.е., как лучшего сотрудника месяца, года или пятилетки. Особенно не забывали о тех, кто состоял в Компартии СССР (Коммунистическая Партия СССР).

Так что получить и приобрести обычному заводчанину автомобиль в СССР было очень и очень тяжело. В первые годы, после рассмотрения поданного заявления шансы получить машину равнялись нулю.

По статистике, среднее время ожидания права купить автомобиль составляло от 7 до 10 лет (если даже не больше). Некоторые такие счастливчики получали машину раньше. Например, если какой-нибудь слесарь-водопроводчик отказался покупать автомобиль, то в таком случае очередь реально и справедливо доставалась (переходила) другому человеку.

Как и следовало из всего этого, количество автовладельцев в нашей стране во времена СССР по сравнению с другими странами было очень мало. Так, согласно официальной статистике, в нашей стране на 1000 человек населения приходилось всего 45 автомобилей.

Вы думаете подобное ограничение товаров в стране связано с социалистической идеологией? На самом деле это не так. Дефицит по всем отраслям был связан в первую очередь с нехваткой людских и материальных ресурсов. Плюс сюда и главный бич тогдашнего производства — это неэффективное и неграмотное управление страной и всей экономикой в целом. Помните известную поговорку: -Рыба гниет всегда с головы? Это как раз про бывший СССР.

Удивительные самодельные Советские автомобили

Но несмотря на полное отставание нашей страны от всех развитых стран мира в автомобилестроении (и не только), мы были все-же сверхдержавой благодаря нашим вооружениям. Например, наша Советская Армия имела 57 тысяч 670 танков. Для сравнения с США можно сразу убедиться, на то время у нее было только 12 тысяч 320 танков. Чувствуете разницу?

Какие были еще способы приобрести автомобиль в Советские годы

Конечно во времена СССР существовали и альтернативные способы приобрести автомобиль. Например, если вы были близким другом высокопоставленного партийца или ваш родственник был главой профсоюза, вы легко могли купить автомобиль своей мечты, не ожидая 10 лет очереди.

Другая возможность приобрести машину в СССР была в виде дачи взятки. Но для этого вам нужно было знать, кому дать и возьмут ли от вас эти деньги. Правда за это в нашей стране в те годы можно было получить высшую меру наказания — расстрел. Но несмотря на строгость такого наказания подобный способ получения автомобиля получил распространение по всей тогдашней стране. По некоторым данным установленно, чтоза каждый второй автомобиль купленный в СССР обычными людьми, приобретался ими при помощи заплаченой взятки. Для примера. В 1970-е годы автомобиль ВАЗ -2101 (на фото) стоил примерно 5 тысяч 500 рублей. Для того, чтобы не ждать очереди на автомобиль 10 лет, т.е. получить возможность в течение 1 — 2 лет купить себе машину, нужно было отдать за него как минимум 20 процентов от стоимости автомобиля.

А как насчет подержанных автомобилей? По сути правильный вопрос, зачем затрачивать столько сил и времени, чтобы получить право покупки нового автомобиля? Ведь можно было просто купить б/у машину. Но об этом сейчас легко говорить, когда на рынке подержанных автомобилей, есть из чего выбирать. Но в те советские годы вы не смогли бы найти того, кто захотел бы согласиться продать вам свой автомобиль. Поверьте нам, что во времена СССР, все те, кто отстоял долгие годы в очереди на автомобиль после его покупки, могли бы даже задумываться о какой-то его продаже, навряд ли такое могло бы быть. Правда стоит все же отметить, купить б/у автомобиль в СССР все-таки было реально и можно. Но правда обошлась бы вам эта покупка намного дороже, чем стоимость самой новой машины.

Смотрите также: Почему премиум автомобили быстро обесцениваются

Вот например. Мой родственник купил себе Волгу в 1973 году. По стоимости эта машина была равнозначна БМВ 5-серии или Мерседес Е-класса (которые в СССР купить было нереально). После 12 лет владения этой Волгой родственник на семейном совете принял решение, продать машину. Как вы думаете, сколько ему удалось получить (выручить) денег? Вы мне не поверите, но, после такой длительной эксплуатации машины он ее продал на 30 процентов дороже от своей первоначальной цены!!!!

Да, наша страна в экономическом плане была совсем отсталая, если ее сравненивать с Западными странами. Да и еще, государственное управление во времена бывшего СССР оставляло желать лучшего. Но зато, только в нашей единственной стране можно было купить себе машину, пользоваться ей более десяти лет и потом еще продать ее намного дороже от начальной стоимости самой авто. Поверьте нам, такого не было нигде в мире.

Что значит владеть автомобилем в СССР

И вот свершилось! Получив одобрение от профсоюза и простояв в очереди за машиной 10 лет, вы получили право на ее приобретение. И далее внеся деньги за машину вы очень счастливый отправились домой. Допустим, это был автомобиль ВАЗ-2101. Как вы думаете, все проблемы после этого закончились? Если бы это происходило сегодня, то безусловно да, но только не во времена СССР. Те, кто владел в Коммунистические годы машиной поймут меня сразу. Ну а те, кто помоложе или совсем еще юноши должны непременно знать, что купив автомобиль вы вряд ли бы смогли оставить его у дома. Ведь его могли поцарапать любые завистливые люди, или того хуже, снять с машины все колеса, которые не возможно было бы достать в то время ни за какие деньги.

Именно поэтой причине во времена СССР и начали развиваться гаражные кооперативы, где можно было ставить (оставлять) свои автомобили их счастливым автовладельцам.

Как правило эти гаражи располагались вне жилых районах города. В итоге все усложнялось, прежде чем поехать на автомобиле в магазин и т.д. необходимо было добираться до гаража минимум минут 40, а то и все 50.

Понятно конечно, что некоторым владельцам таких гаражей повезло больше, они проживали в новых районах (новостройках) рядом с гаражными комплексами. Но большинству советских граждан, кто владел автомобилями, приходилось затрачивать для поездок в гараж не так уж и мало времени.

Вы думаете, что получить гараж в то время было не таким сложным делом? Не поверите, это было очень непростой и довольно сложной задачей. Процесс покупки гаража был примерно таким же, как и сам процесс приобретения машины.

Естественно, что гараж в качестве хранения машины был намного удобней, чем та же парковка возле дома. Но поверьте нам на слово, если вы в то время оставили бы свою машину на ночь во дворе, то тогда появлялся бы огромный риск увидеть с утра свою машину просто без колес, она могла бы находиться на четырех столбиках сложенных из кирпича.

Так же с легкостью вы могли бы лишиться щеток стеклоочистителя или антенны, ну и других легко удаляемых с кузова аксессуаров. Подобное происходило не из-за разгула какой-то там преступности, а из-за повального дефицита автозапчастей на машину.

Ведь представьте себе, чтобы купить запчасти, например, теже колеса или хотя бы лампочки для фар, нужно было вставать в так называемую очередь в автомагазине и ждать эти запчасти несколько месяцев а то и лет.

Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков

Существовал еще и второй вариант- это известный каждому сегодня, черный рынок украденных запчастей. Но цены там соответственно были в несколько раз дороже, чем стоимость самих новых запчастей. Плюс к этому, в те советские годы существовала суровая статья Уголовного Кодекса, которая предусматривала ответственность за скупку краденого.

В конечном итоге получалось так, что из-за всего происходящего на авторынке в СССР люди стали просто захламлять свои гаражи различными предметами, автоакссесуарами и соответственно самими запчастями. Причем там сохранялись даже и не нужные никому вещи. Люди стали складировать в гаражах старые тормозные барабаны, старые аккумуляторы, старую резину, различные лампочки, генераторы и т.п. вещи. Они безусловно надеялись, что все это когда-то станет полезным.

Вот почему у наших бабушек и дедушек мы можем сегодня увидеть и обнаружить множество старых никому ненужных вещей. Эта старая привычка родом из СССР. И это не болезнь, нет, поверьте. Люди из той эпохи просто научились выживать при тотальном дефиците всего и всякого.

Эксплуатация автомобилей в СССР

Те люди, которые не имели гаража, но стали счастливыми обладателями автомобиля, старались защитить его около дома, накрывая брезентовыми чехлами и т.п. защитными средствами. Во-первых, такие чехлы защищали машину от яркого солнца, которое быстро повреждало дешевую краску кузова нового автомобиля. Во-вторых, они защищали автомобиль и от кислотных дождей, которые обычно выпадали и происходили из-за выбросов в атмосферу вредных веществ, тысячью химическими предприятиями и заводами по всей стране. Вот таким нехитрым способом можно было избежать повреждения стекол машины и от мяча, в который любили играть дети прямо во дворе.

Вы думаете или считаете, что многие владельцы автомобилей в СССР пользовались таким способом защиты каждый день? Конечно нет. На самом деле большинство автовладельцев транспортных средств использовали такой способ защиты только в выходные дни, как для поездки на дачу, в деревню и для других особых случаев. И ни о какой поездке в магазин речи не идет, и к тому же речь идет только о летнем периоде. Как только наступал зимний период большинство автовладельцев сразу же забывало о своей машине до весны.

Дело здесь вот в чем. В те годы в нашей стране (особенно в Москве и Ленинграде) дороги обычно посыпались солью, которая быстро разрушала и разъедала кузов автомобиля. Именно поэтоой причине 90 процентов всех автовладельцев «Запорожцев», «Москвичей», «Жигулей» и дорогих «Волг» старались не эксплуатировать автомобили в зимнее время года.

Таким образом для Советского времени такая паранойя о сохранении и благополучии машины была нормальным и обыденным явлением для большинства владельцев автомобилей. А что бы сделали вы на своем месте, когда оказались бы в таких условиях, когда для покупки автомобиля надо было бы не только накопить приличную на то время сумму, но и отстоять в очереди примерно 10 лет, а потом еще и столкнуться с проблемой хранения машины и с ее обслуживанием? Не знаете?

Конечно, что при таких условиях в стране вы любыми способами постарались бы сохранить автомобиль на долгие годы, чтобы им могли пользоваться дальше и ваши внуки.

Именно поэтому я и многие со мной считаю, что в старых Советских автомобилях был и есть какой-то особенный дух. Вы не найдете на нашей планете больше нигде таких других постаревших автомобилей. Поверьте нам на слово, наша классическая старая «копейка» (ВАЗ-2101) 1975 года выпуска намного ценней сегодня любой другой старой иномарки. Ведь старые Отечественные автомобили являются частью Истории нашей страны и поэтому, если в вашем гараже до сих пор стоит и пылится старая дедовская «Волга» или «Жигуленок», то постарайтесь сохранить ее, как можно дольше. Ведь ваш дед или прадед вложили в нее не только свои деньги, но и свой труд, терпение, душу и многое другое.

GoliBabu ›
Блог ›
Как покупали машины в СССР.

Прошло почти четверть века с того момента, как автомобили стали доступны любому желающему. Мы уже забыли все те схемы, по которым приобретался автомобиль во времена СССР. За машину советские люди готовы были идти на все и раскрывали свои самые низменные стороны души.

Способов приобретения автомобиля во времена послевоенного Советского Союза существовало много. О некоторых из них не знают до сих пор, но были и распространенные среди граждан могучего Союза схемы, пишет «Автовзгляд». Вспомним главные из них.

За заслуги перед Родиной
Страна всегда помнила своих героев: в какие-то времена репрессировала, в какие-то поощряла, в том числе и машинами. Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили лично даже без всяких денег. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди. И так как одной машины на семью было более, чем достаточно, все оставались довольны.

Годы в очередях
Всем остальным приходилось ждать. Срок ожидания составлял в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком либо из предприятий и копить деньги. Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500 – 6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей. При зарплате в 100-150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись. Во-первых, тратить было почти не на что, во-вторых, за годы ожидания, откладывая из семейного 200-300-рублевого бюджета по 100 рублей в месяц за семь лет накапливалась нужна сумма, в-третьих, кто не успевал накопить денег, чаще всего собирал нужную сумму по всем родственникам и знакомым.

Сам процесс покупки автомобиля выглядел крайне унизительным. Отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург приходилось всего по одному советскому «автосалону». Кстати, самих машин в них не имелось! Покупателю выдавали справку-счет, затем он шел в специализированную сберкассу, где опять стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался. И это было счастье.

Волосатая рука
Ожидание автомобиля в очереди могло растянутся на гораздо большее время из-за граждан, которые совершенно непонятным образом появлялись в списках очередников. Купить себе место было практически невозможным — деньги были никому не нужны, но встроить свою фамилию через знакомых в автомагазине или высших чинах в партии — легко. Никакой электронной очереди и порядковых номеров попросту не существовало, и отследить законность продвижения очереди просто не представлялось возможным.

Б/у автомобили
В 1978 году Алла Пугачева написала песню, в которой звучали такие строки: «С треснутой фарою, с дверцами старыми, века прошедшего стиль. Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль». Это мечта, увы, на самом деле была практически не выполнима: все подержанные машины продавались через комиссионный магазин. Они создавались для борьбы со спекулянтами, но на самом деле никакой борьбы не наблюдалось — старые машины стоили как новые.

Существовали различные коррупционные схемы, когда сами сотрудники комиссионки за внушительную взятку как бы невзначай сводили продавца и покупателя, которые уже давно обо всем договорились. Для этого требовалось гораздо больше денег, чем при покупке автомобиля через многолетнюю очередь.

Вояж в братские республики
Часто за машинами отправлялись в братские республики. Грузия, к примеру, всегда негласно считалась родиной советского бандитизма и воровства, там же с лихвой хватало и спекулянтов, которые с удовольствием продавали машины за цену, в 4-5 раз превышающую государственную.

Счастливый случай
Встречались и совершенно невероятные истории. В 1983 году известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит. Схема, до селе виданная только при старом режиме, удивила рабочих и крестьян, но в реальности это оказалось сущей правдой. Оказывается, из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга», многие западные страны отказались от советских машин. Тогда «Москвич» продавали даже в Ирландию и Шотландию в праворульном исполнении, а во Франции реализовывались кабриолеты «Москвич». В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады. «Халява» продолжалась недолго.

И еще немного случая
Кто же ждал такого счастливого случая с «Москвичами»? Предугадать такое было просто невозможно, поэтому люди активно скупали билеты «Спортлото», где частенько разыгрывали автомобили. Везло единицам, но ведь везло ж!

…Честно говоря, мы можем долго ностальгировать по советскому прошлому, но чисто с автомобильной точки зрения я бы предпочел нынешние времена. Пусть с возможными санкциями, пусть с российской сборкой, пусть с чем угодно, главное — с доступностью почти любой машины, которую хочется.