УАЗ буханка для путешествий

Кругосветка на «буханке»

Оригинал статьи: https://av.by/news
Алина Вислоус

Кругосветка на «буханке»: «Это типичный русский автомобиль, которому аналогов нет вообще».

И сегодня УАЗ-452, сохранив конструкцию 50-х годов, является незаменимым транспортом в российской глубинке. Как «скорая помощь», сельскохозяйственный автомобиль, маршрутное такси… Но чтобы совершить на нем кругосветное путешествие?! Любой, кто впервые увидит «буханку» в непривычном для нее амплуа, рискует получить культурный шок.

Сразу не понимаешь, как на таком советском фургончике в стиле Volkswagen Hippie Bus москвичи задумали обогнуть земной шар. Удивительно? Мало похоже на правду? Поначалу не веришь, потом пытаешься осмыслить все это и задаешься вопросом: «А не шутка ли это?» Но зачинщики авантюрного проекта всерьез говорят о своей затее, более того, с начала июня этого года они уже проехали почти 23 тысячи км. О нюансах амбициозного проекта под названием «На „буханке“ вокруг света» мы узнавали у его создателей, ведь они оказались проездом в Минске.

Идея москвичей создать проект под названием «На „буханке“ вокруг света» возникла внезапно во время путешествия по Южной Америке

Александр и Николай — путешественники со стажем, которые успели побывать во многих уголках планеты, в том числе на машинах. А идея нового проекта — «кругосветки», главной «фишкой» которой стал УАЗ «буханка» — родилась у них совершенно спонтанно. «Изначально идея возникла во время поездки в Южную Америку, когда мы подвозили автостопщика и вдруг подумали: „А почему бы нам по пути не брать на борт местных жителей, автостопщиков, чтобы вести с ними диалоги и культивировать стереотипы о русских в юмористической манере, а также снимать это все на камеру?“ Причем по замыслу сюжета у нас должен был быть отечественный автомобиль, коим и является УАЗ-452. На наш взгляд, это амбициозный проект, который в перспективе должен перерасти в некое подобие „автотрэвел-шоу“, в рамках которого мы совершим кругосветное путешествие», — рассказывают москвичи, отмечая что в подобном формате проект прост в реализации и не требует больших расходов, если не брать в расчет саму экспедицию.

Но почему все-таки «буханка», спросите вы? «Это типичный русский автомобиль, который выпускается с 1965 года. На мой взгляд, УАЗ имеет в своем производстве уникальный продукт. Уверен, что в Южной Америке, Азии и Африке, будь туда экспорт российского фургона, на него выстраивалась бы огромная очередь, потому что „буханке“, как полноразмерному микроавтобусу с полным приводом, сегодня аналогов нет вообще», — заявляет Александр.

Александр и Николай пересекают на «буханке» полярный круг в Финляндии

И эдакий MADE IN USSR производит за границей настоящий фурор, а окружающие проходят на языке Александра так называемые «три стадии шока»: «Сперва, когда только увидели автомобиль, затем, когда понимают, что он абсолютно новый, и наконец — как только узнают, что полноразмерный микроавтобус стоит всего 8 тысяч евро».

Кстати, «буханка» 2016 года — это модернизированная версия УАЗ-452 1965 года, которую купили у официального дилера UAZ этой весной, а поскольку тот является партнером проекта, то фургон достался им по льготной цене — примерно за 5 тысяч евро. Вообще, если вспомнить, микроавтобус с армейской родословной появился в далеком 1965 году и получил силовой агрегат от ГАЗ-21 (2,4 л, 70 л.с.), 4-ступенчатую МКП и двухступенчатую «раздатку» с жестким подключением переднего моста. Одним словом, это был более вместительный и практичный вариант «брезентового» вездехода ГАЗ-69.

В 2015 году «буханка» отметила свой полувековой юбилей, а в 2016-ом сошла с конвейера в обновленном виде. Как отмечал директор завода, «снятие модели с производства является нецелесообразным, так как она остаётся востребованной многими службами, а отечественный автопром не может предоставить ничего взамен». Внешне машина почти не изменилась: разве что появились пластиковые накладки на углах переднего бампера и прямоугольные катафоты, встроенные в задний бампер. Основная же часть улучшений пришлась на салон «буханки».

Это и комбинированная приборная панель вместо нескольких отдельных циферблатов, и гидроусилитель руля. Среди «инноваций» обновленного микроавтобуса — подогрев сидений (но в этом экземпляре его нет) и штатное место под магнитолу. Разумеется, эти новшества не сделали автомобиль суперкомфортным, поэтому, заручившись поддержкой партнеров проекта, москвичи заранее подготовили УАЗ как внешне, так и внутри салона.

Кузов фургона частично обклеили виниловой пленкой красного цвета в стиле Volkswagen Hippie Bus. В салоне установили кондиционер, работающий от компрессора — вскоре он пройдет реальное «боевое крещение» в Африке, более комфортные сиденья с регулируемой спинкой, партнеры подарили им магнитолу в ретро-стиле, навигатор, датчик слежения GPS, снаряжение для кемпинга, шины японского бренда Antares. «Да даже если поставить на УАЗ нормальную резину, то его будет не узнать», — уверенно заявляет путешественник со стажем в полмиллиона километров.

«Буханка» на фоне замка Гамлета в Дании

В багажнике оправданно прописалось ГБО — ради экономии топлива в путешествии, так как цены на газ в Европе вдвое дешевле бензина, а еще благодаря баллону с объемом 160 литров можно проехать на одной заправке больше 1000 км. Расход получается 15 литров на «сотню». И вроде бы с подобным решением они явно не прогадали, но куда-то постоянно исчезает бензин, «гуляя» из одного бака в другой, и они планируют обращаться с этой проблемой к инженерам UAZ. В целом простота конструкции авто позволяет произвести ремонт в полевых условиях: помимо того, что с собой у мужчин имеется арсенал инструментов, проект поддерживает партнер, который «онлайн» обеспечит техподдержку, случись в дороге какая поломка.

Также здесь «вырезали» люк. «Правда, из-за багажника он пока не открывается. Просто пока не успели все сделать, но займемся этим сразу, как вернемся в Москву. Потом во время африканского сафари можно будет наблюдать за животными», — говорят мужчины. Очень кстати пришлась и маркиза на крыше, которая не раз спасала от палящих лучей солнца и проливного дождя — действительно полезный аксессуар во время кругосветного путешествия.

Общая стоимость всех доработок составила 15 тыс. евро, но с «обновками» лучше не переусердствовать: «Наша задача — поездить на „буханке“ в ее стоковом состоянии, без внедорожных премудростей. К примеру, некоторые устанавливают на ее кузов раму от „Гелендвагена“. Но какой в этом смысл?»

В Европе принято считать Нордкап (Nordkapp) самым северным мысом Европейского континента — «буханка» добралась и туда!

Технически все осталось без изменений — УАЗ оснащен мотором ЗМЗ-409 объемом 2,7 литра и мощностью 112 л. с., который состыкован с пятискоростной механической коробкой передач. После турне вокруг Черного моря автомобиль прошел стандартное ТО на 10 тысячах км, а по приезду в Москву они заедут к дилеру снова. Из нюансов во время поездки по Европе случилось немногое: открутился поводок щетки стеклоочистителя, забился воздушный фильтр, да в Норвегии украли крышку бензобака — пришлось прикрутить вместо нее перчатку. «Наверное, попался какой-то фетишист или забрали, как сувенир», — добродушно смеются путешественники.

Несмотря на похвальные попытки производителя вписаться в современность, к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, мало отвечает каким требованиям. И посадка водителя на краю «базы» «буханки» дает о себе знать сильнейшими скачками, и немилосердно трясет на любой скорости. «С точки зрения посадки и управления она сродни грузовику. Не хватает усиленного сцепления, уже просели штатные задние рессоры. В остальном все нормально. Меня даже поразила легкость и непринужденность управления рычагами включения переднего моста и раздаточной коробкой», — отмечает Александр, который за лето успел распробовать долгожителя российского автопрома.

Одна из причин, по которой выбор изначально пал все-таки на УАЗ — это его проходимость: полноприводные «буханки» способны преодолевать снежную целину высотой 40 см, но испробовать этот экземпляр в условиях реального бездорожья пока что не приходилось. В основном попадались дружелюбные дороги с асфальтовым покрытием, а также серпантины в горах Албании, Норвегии и Грузии — и «по крайней мере, машина старалась», отмечает шофер УАЗа.

Иногда они путешествуют вместе со своей семьей

Как правило, это Александр. В свою очередь Николай больше занимается вопросами организации путешествия. «Так получилось, что я приобщил Николая к автотуризму, а он меня — к туризму, которым занимается еще с 90-х годов. Причем мы оба многодетные отцы, и иногда путешествуем всей большой семьей. И нам всегда есть, куда и к кому возвращаться», — упоминает в ходе беседы Александр.

Машину используют обычно в щадящем режиме: с крейсерской скоростью 100 км/ч, и в среднем проезжают по 350–500 км в день, делая передышки. Преодолев за два с половиной месяца 23 тыс. километров, создатели проекта оказались проездом в Минске, сделав остановку в столичном центре KROWN. Забегая вперед, отметим, что УАЗ моментально гниет, поэтому накануне поездки «буханке» сделали комплексную антикоррозийную защиту в Москве. «Пока мы проехались по Европе, но потом пойдут регионы, где влажность достигает 90% при +35 градусах или случаются резкие перепады температур», — объясняет Николай.

Когда речь зашла про устойчивость к коррозии, слово взял и директор минского центра KROWN Алексей Мухлаев: «Поскольку подобные машины быстро гниют, днище, подвеску, раму, мосты, а также скрытые полости дверей, крышки багажника и моторный отсек обработали антикоррозийным составом, который в том числе предохраняет всю электронику от влаги, отчего машина работает более стабильно».

Эксперт акцентирует внимание на том, что в машинах с рессорной подвеской в самую первую очередь ржавеют сами рессоры: «Что ты с ними ни делай, но за счет механического трения листов друг об друга неизбежно оголяется металл, который под воздействием влаги начинает покрываться ярким рыжим налетом. Небольшие пятнышки есть и сейчас, но они темно-коричневого цвета, так как коррозия приостановилась из-за того, что рессоры обработали составом KROWN».

Выступая с защитой в адрес российской марки UAZ, специалист замечает, что некоторые современные автомобили европейских брендов (не будем называть их поименно) с почти нулевым пробегом после осмотра на подъемнике уезжают с вердиктом «частичная коррозия», вызывая шок у своих хозяев. В случае с «буханкой», чей пробег едва перешагнул за отметку в 20 тысяч км, ржавчины нет даже на раме и мостах, которые гниют с экстренной скоростью. «Болты и резьбовые соединения тоже быстро гниют, так что потом просто не откручиваются», — говорит Алексей Мухлаев. Ему вторит Александр: «А болгарку найти в пути очень сложно, поэтому для нас антикоррозийная обработка — это спасение».

Автопутешественники уже побывали в 18 странах мира, проехав почти 23 тысячи км. Впереди — «кругосветка»

Разглядывая красно-белый фургон, взгляд неминуемо цепляется за флаги стран, в которые заезжали Александр и Николай: Чехия, Венгрия, Албания, Черногория, Польша, Швеция, Дания… На сегодняшний день они побывали в 18 странах. Как признаются москвичи, европейцы при виде советской «буханки» пребывают в легком шоке и хлопают в ладоши, встречая почетного ветерана Ульяновского автозавода. На фоне современных иномарок он смотрится инородно, зато в Венгрии они попали на фестиваль, организованный по случаю 70-летия культовой модели VW T1, который проходил на озере Балатон, и там «буханка» органично вписалась в местный колорит и почти мимикрировала под «Фольксваген».

Если говорить про УАЗ-452, то с точки зрения дизайна это фактически «антиквариат», чей облик мало менялся еще с 50-х годов прошлого века. Но Александру узнаваемые черты фургона с круглыми фарами скорее греют душу: «Зачем вкладывать деньги во внешний облик машины, если советскому человек всегда были нужны практичность, надежность и доступность автомобиля. Дополняя крылатую фразу, можно сказать, что в СССР не было как секса, так и дизайна. Тем не менее „буханка“ популярна и по сей день».

Ей-богу, прежде всего голова идет кругом. Кто-то может посчитать такой проект как минимум безумием — на быстро гниющей и почти без комфорта машине отправиться по разным странам мира. Признаться, поначалу сомнения были и у авторов этой идеи, но теперь они приходят к выводу, что к «кругосветке» «буханка» реально готова. Прощаясь, спрашиваем, не боятся ли они по завершении путешествия увидеть сгнивший «Уазик», на что Александр отвечает совершенно бесхитростно: «За два года такое вряд ли случится, а с „Крауном“ этого можно не бояться еще много лет».

Камерун. Кариби. Выехали снова на побережье.

Наша Буханочка домчала нас до первой значимой точке в экспедиции, и впервые в истории всех Буханок и вообще отечественных авто доехала своим ходом из Москвы до экватора в Габоне!

Александр и Николай намерены продолжать свое триумфальное шествие. Сейчас они возвращаются в Москву, а в октябре «буханка» отправится в Африку, где начнется сухой сезон, чтобы потом совершить «кругосветку». Согласно прогнозам, на это уйдет от силы 1,5–2 года. Как минимум, трижды придется переправлять фургон через океан: от Африки до Америки, потом до Австралии и наконец — до Малайзии. И хочется пожелать им в этой поездке только успехов и массу ярких впечатлений.

УАЗ-452 «Буханка» — Легко ли путешествовать на ней

Буханка на 35-дюймовых колесах способна ехать по немецкому автобану со скоростью 120 км/ч, но это не лучшая идея, так как половина соседей по потоку начинают думать, что на шоссе приземляется советский бомбардировщик. Говорят, что на Буханке невозможно путешествовать, но я проделал на ней больше 15 тысяч километров чисто в путешествиях и поэтому могу рассказать, как это было и к чему стоит готовиться…

Прежде всего посетите психоневрологический диспансер и получите справку, что у вас все в порядке и вы не состоите на учете. Эта справка вам может понадобиться, когда надо будет доказать, что вы нормальный человек и просто путешествуете на любимой машине. Мне такая справка еще не понадобилась, но я был близок к ее показу.

Буханка уникальный автомобиль. Едва ты останавливаешься на ней где-то за границей России, то она начинает привлекать тучи народа. Одних плющит от олдскульного бусика и они готовы поделиться последним косяком и постричь свои дрэды ради такого же. Вторые начинают вспоминать, что когда-то жили около советской воинской части и видели такие проезжавшие мимо. Третьи практикуются в русском языке и пытаются выговорить: бук-хан-ка.

Пока развращенная обилием новой и догнивающей продукции ульяновского завода российская публика гнобит свой собственный автопром, в Европе, Японии и в США готовы лишиться уха, но получить такую же. Помню, подошел один немец и рассказал, как он покупал обходными путями свой УАЗ за 28 тысяч евро. Пришлось его разочаровать и рассказ, что наш тюнингованный монстр стоит дешевле, был для него ударом ниже пояса. Он уходил и бормотал что-то про то, что эту страну не победить.

Итак, мы отправляемся в путешествие по Европе на Буханке в небольшом тюнинге. Первые вопросы возникают уже на границе, но не касаемо силовых бамперов, а токма относительно категории: видите ли, у нас тут грузовикам нельзя, а вы на ЭТОМ.

После урегулирования вопросов с белорусами и категориями ТС, на польской границе весь обслуживающий персонал бросает свою работу и идет разглядывать чудо-юдо, попутно пытаясь оторвать что-то себе на сувенир. Представляю, как потом пограничник показывает трофейный подфарник и рассказывает сыну, что это «стопка»: Я не знаю, что это за слово, сын, но русские говорят о нем с какой-то теплотой. Видимо это что-то ностальгическое или военное.

В последнем путешествии на границе у нас проверили работу всех приборов и пришлось в полевых условиях менять лампу в стоп-сигнале. Хорошо, что это Буханка, а не кредитная иномарка, где долезть до лампочки сложнее, чем оформить кредит на новый обмылок. Ты меняешь лампочку, тебя ждут владельцы таких обмылков и ты чувствуешь себя королем положения: не нравится – перепрыгните.

Сколько то сотен километров ты чувствуешь себя королем дороги. Старушки на старых Опелях шарахаются в сторону, полиция вылезает из окон, чтобы разобрать, что же это едет, а мальчишки забывают про кока-колу и iPhone. Единственные в Европе твари, которым пофигу на тебя, это коровы. Они определенно буддисты и им фиолетово на происходящее вокруг, даже, если Буханка это вторжение инопланетян.

Чувство короля дороги пропадает, когда наступает время заправляться. У нашей Бухани два стандартных бака, которых хватает километров на триста, а на хвосте висит цистерна на 120 литров, но заправлять ее приходится с шаманскими танцами и периодически обливаясь бензином. Кроме того, у нас прохудились шланги и пришлось их ремонтировать ремкомплектом из скотча, стяжек и какой-то матери.

Зато, каждая твоя заправка позволяет заправщикам понять, что они живут на этой планете не зря. Даже богатые немецкие пенсионеры содрогаются, когда слышат, сколько ты платишь за топливо и ты слышишь вслед: Diese reichen russischen Touristen. Наверно радуются, что русские приехали не на танке. Впрочем… но это уже другая тема.

Тяжелее всего приходится на затяжных подъемах и перевалах. Мотора не хватает, чтобы прокрутить огромные колеса без понижайки, а мотор в этот момент начинает непомерно кушать отменный европейский 95-й. В нормальных условиях ему хватает 17-18 литров, но в Альпах… Видимо сказывается чистый горный воздух пробуждающий аппетит.

В Буханке ты понимаешь, что тебе не очень нужны карты местности. Если у тебя нет карты, например Польши, то ты спокойно можешь поставить себе курсовой указатель и ехать по полям, периодически убегая от тракторов и местных фермеров. Один раз так мы заехали на самую границу с Украиной и очень удивлялись, почему тут вместо границы всего лишь мелкая река, которую мы можем и проскочить.

Чувство короля дороги возвращается, когда с тобой пытаются поговорить владельцы других «внедорожников». Ну, то есть, таких машин, которые производитель называет внедорожниками. Они что-то обсуждают про твой клиренс, а тебе хочется спросить: Сэры, а вы знаете, что такое клиренс? (звучит гомерический хохот).

На автобане ты снова теряешь невинность, когда мимо пролетает старый Тарабант, который почему-то мчит быстрее тебя. Но все встает на свои места, когда начинается пробка. Ты же можешь залезть на крышу и посмотреть, как далеко собрались машины. Только не надо потом удивляться, что соседи вышли из машины, чтобы сфотать на телефон безумного русского гуляющего по крыше. Дикари, блин. Я сейчас про немцев.

На Буханке я проехал по Европе два раза. Один раз 7,5 тысяч километров, а второй раз что-то около 5 тысяч. Бюджет на топливо сравним с бюджетом небольшой африканской страны, но ты не думаешь об этом потому, что ты испытываешь невероятный кайф, что путешествуешь не как все. Может быть это и есть тот фетиш, ради которого все происходит?!

Итак, в Буханке можно есть, в Буханке можно спать, Буханкой можно пугать мирных граждан, на Буханке можно путешествовать. Я это доказал и я нормальный. Могу показать справку! Так кто еще говорит, что на Буханке нельзя отъезжать дальше 100 километров от МКАД? Может потому, что у вас никогда не было Буханки и вы ее боитесь. А не немецкий ли вы шпийен?!

УАЗ Hunter Победный ›
Бортжурнал ›
Путешествие на Крайний Север 2017 Часть2

Всем привет! Давно я ни чего не писал. Вот уже как год назад мы съездили в Хибины, пролетели по полуостровам Средний, Рыбачий и Кольскому. Совсем я обленился и совесть потерял! Прошу у вас прощение и попробую исправиться!
Продолжение нашего путешествия. Часть 1 www.drive2.ru/l/483751307312628228/
Проснувшись я боялся вылезать из машины на улицу. Так как там ждал Патриот без сцепление и с ним надо было что то делать. Толи тащить в Кировск и там ремонтировать, толи ехать в Кировск за запчастями и ремонтировать его на месте. Это потеря целого дня точно, а то и двух. Прокричали клич к завтраку и мне пришлось выползти из теплого спальника на улицу. Спрыгнув с машины и пройдя пару шагов к кухне у меня открываются глаза. Вокруг только горы, мох, камни, камни и ВОДОПАД. Я замер и забыл про все. Про завтрак, про Лёхин Патриот с горевшим сцеплением, про все. Такое у меня было в первые. И это чувство отпустило меня только дома и то не до конца. Я молча отправился к водопаду. Не помню сколько я просидел вблизи него, мне казалось долго. Возвращаясь к лагерю я понимаю что потерянные во времени и в пространстве не только я один. Все где то бродили- куда то вглядывались. Кто то фотографировал, кто то просто сидел. Видимо вчера все устали, а тут поймали релакс! Собрались, начали решать как быть дальше. В итоге пришли все к одному. Цеплять Патриот к Доджу и Лёха Лёху потащит. Только не Кировс, а в Ревду. По чему спросити вы меня? Я не знаю. Слабоумие наверно!)) Ведь до Кировска каких то пару часов езды. А до Ревды мы добрались за четыре полных дня. В Ревду выехали 1 сентября. И я вам скажу было то испытание! Из болота тащить бегемота!))
Однако не смотря на все трудности- не пролазные камни, подъёмы, глубоченые броды мы дружно справились с задачей и доставили «Патриот» точнее то что от него осталось в Ревду! Два дня было потрачено на поиски сцепления. В итоге купили его в Мурманске, за что огромное спасибо ребятам из Мурманска за помощь и отзывчивость. Я думаю они нас долго еще не забудут!)))
Третий день, пока чинился патриот в местном сервисе мы решили покорить перевал Геологов. Но об этом в следующей серии. Не бойтесь, не через год!)))
Продолжение www.drive2.ru/l/510575817617572515/

Блог УАЗ Патриот

«От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля» — эти строчки из гимна Российской Федерации приобрели для нас теперь особое значение. Потому что УАЗ Патриот стал первым автомобилем редакции, который и на берегу Японского моря побывал, и Полярный круг пересек. Более того, вопреки пророчествам некоторых скептиков о том, что «Патрик», сломавшись, навсегда останется каменным памятником во льдах Арктики, ему удалось благополучно вернуться оттуда своим ходом. Впрочем, совсем без приключений не обошлось. О нескольких днях этой экспедиции рассказывает Владимир Попов.

27 марта. Где-то на севере Якутии

… Подходит к концу четвертый час езды на снегоходе. Хотя нам кажется, что прошла целая вечность. Аял, которому повезло сидеть на мягком сиденье Бурана, весь съежился и прижался к водителю. Он озирает просторы бескрайней тундры в ожидании пункта назначения, но окружающий пейзаж не менялся уже на протяжении последних 70 км. Вокруг одно ледяное поле — белое, холодное, жесткое… От встречных потоков арктического воздуха у Ариана, нашего водителя-экспедитора, неестественно почернели щеки. Чтобы быстрее доехать до стойбища оленеводов, он до упора нажимает на ручку газа и, уже не разбирая дороги, летит по тундре в одном, только ему ведомом направлении. На прицепленных к снегоходу нартах сидим, вернее, всеми конечностями пытаемся удержаться, чтобы не выпасть, я и Алексей. От постоянных подпрыгиваний и жестких приземлений ломит все тело. Холод обжигает лицо и руки. Мы уже давно не чувствуем своих пальцев. Острый край канистры с запасным топливом врезался Алексею в спину. На его лице отчаяние и усталость. А в глазах всего один вопрос: «Когда прекратится этот ужас?!»

Чтобы понять, как мы дошли, а вернее, доехали до такого, и причем тут УАЗ Патриот, нам придется переместиться на несколько дней назад, в столицу Якутии.

17 марта. Якутск

Кажется, наконец-то все готово к старту. Позади затянувшиеся сборы, закупка провианта и тщательная подготовка техники перед долгим пробегом. Цели у нас серьезные: в рамках экспедиции «Хоту уолаттара» добраться до самого моря Лаптевых. Там Аял Адамов, известный также по нику Злой Мамбет, и Алексей Павлов, директор студии «Идеяфильм», задумали снять клип на очередной свой хит. Они поедут на дизельном пикапе Toyota Land Cruiser J79. А со мной на Патриоте в качестве штурмана едет Алгысана Соломонова, молодежный лидер Оленекского района.


Пикап Toyota с атмосферным дизелем 1HZ считается неуклюжей и медлительной рабочей лошадкой (я бы даже назвал бычком). Но в умелых руках Алексея Павлова он превращался в гоночный болид, лихо закладывающий виражи в управляемом заносе. Резвый и юркий УАЗ Патриот с трудом поспевал за его темпом движения. Но, к сожалению, Тойота тоже не избежала участи отравления некачественным топливом. На обратном пути двигатель стал задыхаться и попросту перестал набирать обороты. Алексею пришлось ползти на второй скорости более трехсот километров, пока в городе Удачный он не купил новый топливный фильтр

Несмотря на скандальный ТО-45, наш УАЗ находился в довольно приличном состоянии. Кроме затягиваний некоторых резьбовых соединений пришлось поменять лишь сайлент-блок тяги Панара. Финальным штрихом стало наклеивание оракалов экспедиции. «Поехали!» — поступил приказ по рации. Вчерашние обитатели офисов сели в машины и взяли курс на север, чтобы окончательно и бесповоротно переквалифицироваться в романтических путешественников…

18 марта. Мирный


Кимберлитовая трубка «Мир»

До славного города Мирного доехали, можно сказать, благополучно. Настоящие приключения ждут впереди, а пока был лишь небольшой сход со скользкой после ледяного дождя трассы.

Утром совершили небольшую экскурсию по городу. Самое сильное впечатление произвела, конечно, знаменитая кимберлитовая трубка «Мир». Сухие цифры не способны передать всю масштабность и грандиозность созданного человеком объекта. Но для справки могу сказать, что диаметр «ямы» составляет около полутора километров. Глубина более 500 метров. За годы функционирования трубки (с 1958 по 2001) тут было добыто алмазов на сумму 17,5 миллиардов долларов!

Несмотря на то что Мирный является алмазной столицей России, город подкупает своей скромностью. Здесь нет ни хрустальных дворцов, ни золотых небоскребов. Нет нарочито показной роскоши, присущей, например, нефтяным столицам. И жители сразу располагают к себе бескорыстной добротой. Отдав свою молодость промышленности, они хоть и не стали миллионерами, зато обрели душевное богатство и верных друзей. Мирнинцы, по крайней мере, старшее поколение, сумели сохранить какую-то часть той волшебной атмосферы, витавшей в СССР. На фасадах некоторых зданий еще сохранились советские баннеры, восхваляющие Мир, Труд и Дружбу народов. Глядя на них, понимаешь, что здесь это не пустые слова. Оказывается, в городе есть немало читателей блогов «русских» машин Дрома. Они нам махали, приветствовали, останавливали, знакомились, фотографировались. Мы получили огромное удовольствие от этого общения. Улыбчивые лица горожан пробудили в нас ответные чувства. Огромное спасибо передаю Сергею Шаманаеву, за теплый душевный прием. Кстати, Сергей тоже является счастливым владельцем УАЗ Патриот.


Когда в зеркале заднего вида вдруг появляется такой монстр, нога сама тянется к педали тормоза, и ты невольно сворачиваешь на обочину. А когда он проезжает мимо, можно почувствовать, как дрожит земля под весом гигантских колес


Расстояние между городами Мирный и Удачный составляет более 500 км. На середине пути у этого УАЗа развалилась ступица. Водитель из подручных средств соорудил такую конструкцию. Но на ухабах брус соскочил с моста и машину затянуло на обочину. Мы его оттуда вытянули, и УАЗик поковылял дальше. Движение — это жизнь. Северяне как никто другой понимают истинное значение этого выражения

19 марта. Удачный

На территорию АЗС небольшого промышленного городка Удачного въехали уже под вечер. Заправка работает, но в наличии только солярка, бензина нет. Когда будет, неизвестно. Аялу после нескольких звонков по всяким министерствам удается выяснить, что есть АИ-95 в поселке Айхале. Это в 80 км в обратную сторону. С давно горящей лампочкой мы туда не доедем. Если заглохнем, придется ехать на буксире. Опять-таки это потерянное время и без неработающих усилителей руля и тормозов — огромный риск. А по плану нам сегодня нужно добраться до Оленька. Что делать? Наступила классическая гоголевская немая сцена. Положение спасает заправщица. Видимо, пожалев невесть откуда взявшихся путников, она сама выходит к нам из будки.

— Вы что, какое-то ралли что ли? Откуда едете? Куда? Сколько топлива надо? Бог с вами, вставляйте пистолет. Но запомните, как только пойдет воздух, сразу отключайте колонку!

Добрая женщина, не захотевшая сфотографироваться, покрутила вентили, и до того, как из пистолета начал выходить воздух, мы успели пополнить не только баки УАЗа, но и пару канистр. До Оленька бензина хватило с запасом.


Много всяких журналистов и блогеров побывало в Якутии. И много всяких страшных сказок и небылиц ими было написано. Но мне почему-то хорошо запомнились слова известного тележурналиста и не раз бывавшего в этих местах путешественника Андрея Леонтьева. Вот что он писал про зимники Республики Саха: «Не помочь топливом, водой или едой здесь преступление. Не остановиться, чтобы обменяться информацией о дороге, — дурной тон. Здесь слишком мало людей, здесь слишком дОроги встречи». Очень точно подмечено, подписываюсь под каждым его словом. Подтверждением служит эта фотография. Когда на обратном пути у Леши почти заканчивалось топливо, нас буквально спасли дальнобойщики

20 марта. Оленек

Этот улус является воротами в настоящую Арктику. Якутск и даже полюс холода — Оймякон — это все относится к Сибири, с ее круглогодичными трассами и развитой инфраструктурой. А тут Крайний Север, тут только трэш и хардкор: очень плохая погода, очень плохие дороги, очень плохая связь… Обычные туристы тут не ездят. Сюда попадают либо по работе, либо в поисках приключений.

Зато чем суровее становятся условия, тем добрее и заботливее делаются окружающие. Это относится не только к местным. Те же хмурые дальнобойщики, которые в центральной части Якутии даже спичками бы не поделились, тут вдруг сами подходят и предлагают помощь.

Только что перед нами дорогу перебежало стадо диких оленей. Присмотритесь, может быть, их еще видно?

Современные коренные жители Севера предпочитают «железного оленя». Снегоходы тут делятся на два типа: советский Буран и Ямаха-Буран. И не важно, Yamaha это, Polaris или Ski-Doo. Виновник такого обобщения — Yamaha Viking — второй по популярности (после старого доброго Бурана) в Якутии снегоход. С надежным и неприхотливым двигателем воздушного охлаждения и доступной по старому курсу ценой, он является идеальным средством передвижения по бескрайней тундре

Удивительные люди — эвенки. Кажется, они никогда не унывают. Улыбка не сходит с лиц этой кочевой семьи даже во время очередного переезда. Видно, что устала даже собака, не говоря уж о детях… Говорят, человек ко всему привыкает. Но глядя на то, как кочуют эвенки, думаю, не каждый согласится вести такой образ жизни. Сидеть при двадцатиградусном морозе в открытом всем ветрам прицепе снегохода, задыхаясь выхлопными газами и при этом еще и улыбаться? — Извольте! Ни за какие деньги. Иной бы сам заплатил за возможность уехать отсюда в края, где потеплее и покомфортнее

Дорога в Оленек напоминает неудачную китайскую подделку американских горок. Особенно в темноте, когда вокруг ничего не видно. Зимник изобилует крутыми поворотами, косогорами, подъемами и спусками. Уже через час езды на крыше Патриота расшатались крепления китайского багажника. Хай-джек, лопата, пешня и вторая запаска отправляются в переполненный салон. Хорошо, что для канистр нашлось место в пикапе Алексея.

Алексей идет на штурм заметенного участка

По рации слышно, как проклинают здешние места дальнобойщики. Оказывается, не зная эвенкийских названий перевалов, они дали свои, не менее лаконичные имена этим местам: «Еб… гора», «Х… ручей» и так далее. Даже УАЗу приходится нелегко. Вторая передача — разгон — третья. Торможение. Снова вторая, снова разгон — бесконечно повторяющиеся циклы изматывают организм. Усталость берет верх, начинают слипаться глаза, но мы все куда-то едем, едем, едем… И тут небо озаряют яркие огни — зеленые, фиолетовые, красные. Северное сияние! Мы, не сговариваясь, останавливаемся и глушим моторы. Тысячи разноцветных джедайских мечей синхронно разрывают ночное небо на части и начинают лихорадочно его месить. В абсолютной тишине даже слышен их свист. Только ради этого завораживающего танца полярных огней стоило ехать 2500 км по не самым лучшим дорогам. Когда световое шоу уже закончилось, мы вдруг поняли, что никто из нас не догадался снять сие великолепие на камеру.

Ладно, успокаиваем мы сами себя, дальше еще сияния будут, наснимаем вдоволь.

Только одного мы не учли. Когда достигли Анабарского улуса, луна успела набрать полную фазу, затмив своим светом всякие сияния.

Наш путь пролегает через устья рек Оленек и Анабар. Фото сделано с вершины правого берега. Арктика открывает в каждом какие-то внутренние ресурсы: ты просыпаешься раньше, лезешь выше, бежишь дальше, любишь сильнее… За один день здесь можно прожить целую жизнь!

Для жителей Крайнего Севера любые гости — праздник, на который приглашаются все соседи

В поселок Оленек приехали под утро. Принимающая сторона, в лице бравой девушки Лены Колтовской, всю ночь не сомкнула глаз в ожидании нас и уже собиралась бить тревогу. Вежливо отказавшись от предложенного ею ужина, мы сразу рухнули на кровати. Уже не оставалось никаких сил на трапезы.

Через два дня в Оленьке состоялся самый грандиозный праздник Крайнего Севера — ежегодный слет оленеводов. Этот праздник посвящен еще и долгожданной встрече солнца, которое два месяца не выглядывало из-за горизонта. А еще он символизирует приход весны, тепла которой тоже с нетерпением ждут жители Арктики.

Только один раз в год оленеводы севера имеют возможность встретиться с таким большим количеством своих земляков. Соскучившиеся по простому человеческому общению, кочевники устанавливают в ряд свои юрты, всячески их украшают. Прихорашиваются сами. Одетые в красивые национальные костюмы хозяйки соревнуются в искусстве кулинарии и рукоделия. У мужчин свои состязания: гонки на оленьих упряжках, метание аркана и другие национальные виды спорта, где молодые богатыри меряются силами и ловкостью. Старшее поколение проводит различные обряды обращения к духам, водит хороводы-сэдьэ. Параллельно старейшины занимаются подведением итогов года, обсуждают планы на будущее. Завершаются мероприятия большим концертом. Фотоотчет с праздника оленеводов размещен в качестве бонуса в конце поста.

24 марта. Анабар

Слева — поселок Саскылах, справа — река Анабар

В Саскылахе минус 30 С. Поселок окутал небольшой утренний туман. Морозец бодрит! Пока шли с Лешей пешком в гараж за машинами, позвонил в Якутск, поговорил с родными. У них там +10 С, светит солнце и поют птички…

Стоило мне только выехать из теплого гаража, как внезапно путь перегородил УАЗик с военными номерами.

— Добрый день! Погранслужба. Приготовьте паспорта, документы на машину и назовите цели вашего визита.

Получив исчерпывающие ответы и записав данные, пограничники растворились в тумане так же быстро, как и появились.

Неприятное общение с представителями власти никак не омрачило наше настроение. Потому что сегодня нас ждет самая интересная и непредсказуемая часть экспедиции. Если все пойдет по плану, если погода и техника не подведут, то уже через три часа мы должны быть в одном из самых северных населенных пунктов не только России, но и Мира! Ведь эта небольшая деревушка, куда мы собрались поехать, расположена на самом краю земного материка — на 73-й параллели. Если не считать военных баз и промышленных вахтовых поселков, то на земле находится всего три населенных пункта, где исторически живут люди. И один из них — Юрюнг-Хая. В этом и заключается вся крутость нашей экспедиции!

На протяжении всего Анабарского района (а также на обратном пути в Оленекском районе) мы заправляли автомобили из различных емкостей. Приходилось лить и откровенную бодягу. УАЗ хоть и выражал свое недовольство детонацией и закупоренной топливной магистралью, но не подвел и не заглох посреди тундры. Хотя имел полное на то право. Только за это мы должны сказать ему спасибо!

В Анабарском районе нет заправочных станций в привычном понимании этого слова. Мы заправлялись у частников, занимающихся перепродажей топлива. Шкала деления — сплющенное ведро. Цена за очень условные десять литров — 640 рублей! Но стоимость нам была уже не важна, как и октановое число. Одному факту, что тебе в незнакомой деревне вообще удалось найти перекупщика, радуешься как чуду.

Через некоторое время после одной из таких заправок УАЗ, до этого не донимавший техническими неисправностями, начинает капризничать. Автомобиль перестал забирать топливо из левого бака. А основной уже почти на нуле. Когда надоело каждые 100-150 км заправляться из канистры, заменили фильтр бензонасоса. Он весь забился черной массой. Надо было еще и фильтр тонкой очистки поменять, но запасного с собой не было. Спасибо, что хоть гусиный лапоть догадался взять.

Красота

Тот же день. Юрюнг-Хая

Знаете, на что смотрят жители арктических районов первым делом в прогнозе погоды? Нет, не на температуру воздуха, а на скорость ветра. Скорости потоков до пяти метров в секунду считаются терпимыми: одежду насквозь не продувает и дороги заметает лишь слегка. Но если поднимется ветер десять метров в секунду и выше, то тут уже нужно начинать беспокоиться. Когда мы только приехали в Юрюнг-Хаю, там был штиль и светило солнце. Но во время съемок клипа порывы ветра достигли 14 метров, началась пурга. Небо мгновенно покрыли плотные облака, за которыми тут же спряталось солнышко. Пошел мелкий снег, и все вокруг обволокла бело-серая мгла.

Свернув съемки и кое-как собрав оборудование, сразу погнали обратно в Саскылах, пока дорогу не замело. Мы справедливо подсчитали, что если сейчас останемся в Юрюнг-Хае, то рискуем задержаться тут минимум на неделю, пока закончатся метели и дорожники расчистят автозимник. Сначала «летели» со скоростью 60-80 км/ч. Но видимость, сократившаяся до минимума, заставила снизить ее до 30 км/ч, а затем еще ниже. В некоторых местах приходилось идти буквально на ощупь. Пару раз я даже сошел с зимника и чуть не застрял в снежной целине.

В таких условиях, когда вокруг одна белая масса и глазу не за что зацепиться, зигзагообразные нити обогревателя ветрового стекла начинают жутко раздражать. За все 35 тысяч километров, проведенных за рулем Патриота, такое произошло со мной впервые. Странно.

С наступлением сумерек в свете фар недостаток исчез, все пришло в норму. Но недолго музыка играла. В прямом смысле недолго. Приказал долго жить диодный мост генератора. Бортовое напряжение повысилось до 17,5 Вольт, и начались глюки электрооборудования: перестала работать музыкальная система, заклинило реле указателей поворота, не выключается дальний свет. Из-за этого поменялись с Алексеем местами в тандеме — УАЗ теперь идет впереди. Но через некоторое время пришлось снова пропустить Toyota вперед, так как на Патриоте отключился передний привод, и машина начала вилять: в глубоком, но рыхлом снегу задний ведущий мост норовил обогнать неработающий передний.

Но на этом наши приключения не закончились. Спустя еще некоторое время, когда до пункта назначения оставалось всего 60 км, в салоне резко запахло тухлым яйцом. Моя попутчица Алгысана начинает смотреть на меня укорительным взглядом. Чтобы отвести от себя подозрения, останавливаюсь и открываю капот — кипит аккумулятор. Моя репутация восстановлена, но что делать с АКБ? Пытаясь сохранить пластины батареи, скинул клеммы. Роковая ошибка: как только включил первую и поднял обороты, чтобы тронуться, погас головной свет фар. Не выдержав скачка напряжения до 22В, лампочки просто перегорели. А китайским светодиодным противотуманкам хоть бы хны. До Саскылаха только благодаря им и доехал.

Красота севера по-особенному раскрывается именно перед началом пурги. Как будто каким-то чудом ты случайно оказался в сказке. Кажется, что сейчас встретишь храбрую девочку Герду, и вы вместе отправитесь к замку Снежной Королевы в поисках ее брата Кая

25 марта. Саскылах

Настало время познакомить вас с нашим следующим спасителем. Зуевич Виктор Михайлович. Приехав в 1984 году из Белоруссии к родственникам на одно лето, он остался тут на тридцать лет. И все эти годы проработал водителем на одном предприятии — в районном управлении связи. Михалыч — человек старой закалки. В гараже у таких людей, как он, всегда царит шоферский порядок и необъяснимый уют. И чай у них такой вкусный, и по телевизору всегда идет что-то очень интересное. Здесь есть абсолютно все, что может пригодиться в ремонте машины. А главное, все находится на своем месте. В общем, зайдя на минуточку к дяде Вите в гараж, без двух часов не выйдешь. За чашкой горячего чая удалось выяснить, что у Михалыча дочь живет в Москве. На хорошей должности работает. И она предлагает отцу переехать к ней насовсем. А он не хочет. Говорит, рыбы у вас в Москве нету такой, какая здесь водится.

Безусловным плюсом автомобиля УАЗ Патриот является его ремонтопригодность. Конструкция достаточно хорошо изучена мастерами, а запчасти (по крайней мере, на двигатель ЗМЗ-409) можно найти в любом уголке Якутии.

Виктор Михайлович сразу определил диагноз УАЗа. Но реанимировать генератор не удалось. Так же, как и вскипевший аккумулятор. В магазине запчастей купили новую батарею, а вот генератора в наличии не оказалось. Для дорогих гостей Михалыч отдал свой, новый, купленный про запас. Здесь он стоит недешево — 6,5 тысяч. Лишних денег тогда с собой в наличии не было, поэтому обещали, что как только приедем домой, возместим ему всю сумму.

Оказывается, у генератора на 80А (у Патриота 120А) иное подключение питания. При монтаже его шпильки уперлись во впускной коллектор. Опытные руки Михалыча вмиг спилили шпильки и подключили провода сбоку, через вентиляционные отверстия. Все. Машина готова ехать дальше.

Забегая вперед, отмечу, что больше Патриот никакими техническими проблемами не беспокоил. Кадры с процесса ремонта как-то не вписывались в общий стиль, поэтому эти фотографии будут опубликованы на инстаграм-страничке нашего УАЗа.

Ох, нелегкая это работа — из сугроба тащить Бегемота

Несладко приходится и местным Долганам

Во время пурги порывы ветра могут достигать 20 метров в секунду и даже больше. Поэтому на улице никого не видать (кроме сумасшедших фотографов и репортеров)

Переждав пургу в Саскылахе, мы поехали дальше. Благо, дорожные службы работают очень оперативно и нам пришлось задержаться всего на два дня. Говорят, раньше тут в ожидании расчистки зимника можно было сидеть неделями

… Подходит к концу четвертый час езды на снегоходах, хотя нам кажется, что прошла целая вечность. Спустя еще изнурительно долгих полтора часа мы наконец-то доехали до стойбища оленеводов, где Аял и Леша сняли продолжение своего клипа. Отсюда до моря рукой подать. Судя по навигатору, мы уже находились на море. Даже в восьми метрах ниже его уровня. Но поднявшийся шквалистый ветер и сломавшиеся по пути два снегохода так и не дадут нам шанса достичь льдов моря Лаптевых.

Стойбище оленеводов

Впервые оказавшись в тундре, чувствуешь себя астронавтом, только что высадившимся на иноземную планету. Когда тебя окружает одна снежная пустыня, твой разум начинают одолевать странные ощущения жути и восторга. И ты так и замираешь в ступоре, не зная, то ли радоваться красоте, то ли страшиться неизвестности.

Осматривая это замороженное ледяное поле, думаешь, что тут нет места живым организмам. Трудно поверить, но здесь, кроме оленей, оказывается, обитают еще и полярные мыши, совы, зайцы, волки, песцы и даже росомахи. Об этом свидетельствует огромная дырка на стене пустующего охотничьего домика, проделанная острыми когтями полосатого хищника.

В Анабаре нас ждало немало культурологических открытий. Например, мы с удивлением узнали, что кочевые оленеводы тундры не строят чумов и юрт. Вместо этого они возят с собой легкие каркасные домики на лыжах. На случай, если дом по окна заметет снегом, что случается довольно часто, на крыше имеется эвакуационный люк. Запотевшие объективы наших камер не позволили сфотографировать интерьер. Кроме обязательной печки-буржуйки, домики оборудованы столиком и двухъярусными кроватями. Несмотря на спартанские условия, внутри очень тепло и в какой-то степени даже комфортно

Каждое утро в тундре просыпается олень. Он должен бежать быстрее волка, иначе погибнет…

Каждое утро в тундре просыпается и волк. Он должен бежать быстрее не только оленя, но и охотника, иначе погибнет от голода или пули…

… Не важно, кто ты — олень, волк или охотник. Когда встает солнце — надо бежать

На обратном пути почти одновременно у нас сломались два снегохода: у одного полетел редуктор, а со второго слетели гусеницы — сломался балансир. Советский Буран погрузили на нарты, а Ямаху пришлось оставить в тундре. Обратите внимание на брезент над Бураном. Там, укрывшись от холода, сидят люди, так как мест на всех не хватило

Жаль, конечно, что проделав столь огромный путь, мы так и не достигли моря Лаптевых. А ведь в наших первоначальных планах был совершенно другой сценарий развития событий. Предполагалось, что мы доедем до моря на автомобилях (наивные!), «зачекинимся», быстренько отснимем клип и вуаля! — мы уже дома. Сейчас про это вспоминаем с усмешкой.

Однако мы не сдаемся. Несмотря на все трудности, которые нам пришлось преодолеть, у всех нас появилось стойкое желание посетить эти места еще раз. До скорой встречи, Анабар!

31 марта. Мирнинский район

Когда показались огни Вилюйской ГЭС, началась асфальтовая трасса, оживилась сотовая связь, заработали столичные FM-радиостанции. И тогда мы почувствовали себя уже как дома. До Якутска оставалось каких-то 1200 километров…

Вилюйская ГЭС — основной источник электроэнергии Мирнинского района

Наш обратный путь должен был проходить по реке Лене, через города Ленск, Олекминск и Покровск. Но из-за проснувшихся раньше срока горных речек маршрут пришлось подкорректировать. Поэтому мы вернулись в Якутск по федеральной трассе «Вилюй».

Фото Алексея Павлова

P.S. Такого рода экспедиции — удовольствие не из дешевых. Наш марш-бросок на Море Лаптевых не состоялся бы без поддержки многих людей. От имени всех членов экспедиции благодарим:

— Администрацию МО Анабарский наслег: Ивана Ивановича Семенова, Ариана Владимировича Неустроева, Марию Васильевну, Ирину Ивановну, Снежану Сусанову — за бесплатно предоставленные жилье, снегоходы и топливо.
— Администрацию МО Оленекский наслег: Александра Степановича Иванова и Леночку Колтовскую — также за бесплатно предоставленные снегоходы и топливо.
— Дружную семью Колодезниковых из села Харыялах, которая узнав, что мы остановились в гостинице за 6 т.р./сутки, приютила нас у себя, предоставив шикарные двуспальные кровати. И только потом мы узнали, что они сами впятером (!) спали на маленьком раскладном диванчике.
А также Шаманаева Виктора Сергеевича, Дядю Витю, дальнобойщика Коляна, оператора АЗС г. Удачный и всех-всех удивительно добрых и смелых жителей Мирного, Оленька и Анабара!

P.P.S. Смотрите новый клип Злого Мамбета — «Хоту Уолаттара» на его канале в youtube с первого мая.

Фотобонус

Кругосветка на «Буханке»: как путешественники «покорили» мир на отечественной машине

– Как зародилась идея кругосветки на «Буханке»?

– Изначально идея пришла к нам во время путешествия по Аргентине. Нам хотелось, чтобы именно российский автомобиль проехал кругосветку, хотелось доказать, что производство наших автомобилей тоже достаточно качественное. И действительно, детали машины мы толком не меняли, сделали только маленькие поправки, но все запчасти остались те же. Автомобиль оказался качественным, серьёзная авария произошла только один раз. Это случилось в Мексике, у нас сломался задний мост, поэтому пришлось его снять и проехать 800 км на переднем приводе.

– С какой скоростью вы в основном «колесили» по странам?

«Буханка» добралась и до самого северного мыса Европы – Нордкап. Фото: uaz.ru/blog/press/krugosvetka-na-buxanke

Александр: Красно-белая «Буханка» ездила по разным городам и странам со скоростью приблизительно 80-90 км/ч, но мы решили поставить рекорд и разогнали её до 140 км/ч. Это было очень страшно, так как машина вся тряслась. Повторять такое мы никому не советуем.

– Как реагировали местные жители на вас и ваш транспорт?

Александр: Реакция людей на такую, по внешним качествам, экзотическую машину была восторженная. У «Буханки» ещё яркие, броские краски, и она неизбежно попадает в боковое зрение человека. Даже в Европе люди подходили и спрашивали, что это за машина. А в Африке пожилые люди до сих пор помнят советские автомобили и машины этой марки, поэтому без внимания наша «Буханка» не оставалась.

– В каждом путешествии не без трудностей, особенно в кругосветном. Что было самым сложным на вашем пути?

Николай: Получение американской визы – Александру её не дали, а без него продолжать кругосветку не было смысла, так как он у нас являлся самым главным действующим лицом – водителем. И была ещё одна немаловажная проблема с автоинспекцией. В России никому не было интересно, собственно, как и в Европе, что за машина и куда направлялась. А вот в Африке и в Южной Америке возникли проблемы. В Африке мы останавливались около 1000 раз, и начиналась одна и та же «тягомотина». «Кто такие? Откуда? Куда едете?» Это можно было обсуждать долго, но для кругосветки время очень важно, а особенно, когда останавливают пять-шесть раз в день, то нервы уже на пределе. К тому же, если на каждом посту оставлять по 10$, то в итоге получится 10 000$. Но мы нашли вариант, как сэкономить. Всем жителям Африки очень нравится наш президент, и мы сделали календари с Путиным и нашей «Буханкой», и когда нас останавливали, то просто преподносили их в подарок.

Впервые в истории отечественная машина добралась из Москвы до экватора в Габоне. Фото: uaz.ru/blog/press/krugosvetka-na-buxanke

– Что самое интересное вам встретилось в дороге?

Александр: В кругосветке мы видели очень много красивых мест, но на самом деле, вся наша Земля прекрасна: и озёра, и пустыни, и ледяные пустоши, и горы. В России, пожалуй, концентрация красот самая большая в мире. Меня трудно чем-то удивить, так как я объездил 120 стран, но самое большое впечатление на меня произвели американские секвойи. Когда ты стоишь перед этим гигантским стволом, это просто потрясающе!

Николай: Ещё нам очень понравились водопады Игуасу и Каландула. На них мало обращают внимания, все едут посмотреть на водопад «Виктория». Но эти ничем не хуже! А ещё, когда ты путешествуешь на дальние расстояния, часто бывает так, что пейзажи Аргентины похожи на пейзажи по дороге из Казани до Набережных Челнов, а бывает и так, что сибирское плато напоминает плато в Америке.

– Вы как-нибудь освещали в сети своё путешествие?

– Да, у нас есть блог на YouTube и в Instagram «На «Буханке» вокруг света». Мы снимали на фотоаппарат (сейчас для качественных фото и видео нужно малое количество техники, не то, что раньше) и пользовались квадрокоптерами, которые, правда, экзотически погибли – один в Уругвае улетел в Атлантический океан, а другой утонул в Амазонке. В Амазонке хотели его достать, но подумали: неизвестно, кто в воде: крокодилы или пираньи. Поэтому мы не рискнули.

– Был ли у вас талисман в путешествии?

– Да, как и у многих людей, у нас был талисман – фотография Юрия Гагарина. Она висела у нас на зеркале, и мы часто на неё смотрели. Это был символ. Гагарин первый раз полетел в космос и пролетел вокруг Земли, а мы в первый раз отправились в кругосветку на отечественной машине.

– Что бы вы пожелали людям, исходя из своего опыта?

– Больше путешествуйте! Это так здорово, не откладывайте это на потом. Не думайте, что сейчас у меня нет машины или нет денег, просто путешествуйте! Это потрясающе. Когда спишь в палатке, именно тогда можно услышать звуки природы.

Сейчас Александр с Николаем доедут до Москвы, дома они отдохнут, а потом отправятся ещё в одну кругосветку со своими жёнами и детьми, но уже на другой машине. Им важно, чтобы о качестве наших машин знали во всём мире. А мы можем пожелать им только удачи и новых рекордов!

Александр и Николай намерены продолжать своё уникальное путешествие. Фото: uaz.ru/blog/press/krugosvetka-na-buxanke

«Это грандиозный путь». Можно ли обогнуть земной шар на машине?

В Кемеровскую область приехали участники автопробега «На буханке вокруг света». Путешественники рассказали, как «УАЗик» себя чувствует в кругосветном путешествии, где лучшие дороги и как их встречают в разных странах. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».

Уникальная страна

Александр Морозов

Как рассказал организатор экспедиции Александр Морозов, они впервые посетили территории России, которые лежат дальше Челябинска. И Западная Сибирь, и Дальний Восток путешественников приятно удивили. «Россия – уникальная страна в плане достопримечательностей, красот. Концентрация просто высочайшая», — отметил Александр Морозов. По словам Александра, если нет возможности отправиться за границу, то в своей стране можно посетить множество красивых мест – Красноярские Столбы, остров Русский, к примеру. Он считает, что у России огромный потенциал для развития туризма. Путешественнику есть с чем сравнить, помимо путешествия на буханке Александр посетил уже 120 стран мира. Путешественник уверен, что его уникальный опыт будет интересен для потомков. Свою «кругосветку» команда планирует подробно описать в книге.

Досье Александр Морозов по образованию инженер автомобильного строения. В основном занимался продажами автомобилей. Сейчас руководит фирмой по строительству загородных домов. У Александра есть жена и пятеро детей.

Стоит только выйти за порог

Идейным вдохновителем экспедиции стал москвич Александр Морозов, штурманом – Николай Баландинский. Также в путешествие отправился фотограф-оператор Рустем Казанбаев.

Долгое путешествие «буханки» началось в 2017 году. Экспедиция стала уникальной, так как первый раз в истории отечественный автомобиль посетил шесть континентов и почти завершил свою «кругосветку». Участники путешествия уже посетили 61 страну и проехали более 80 000 км, посетили Дальний Восток, Иркутск, Красноярск, Мариинск и добрались до Кемерова. Далее «буханка» проедет через Сибирь, европейскую часть России и Кавказ. Финиш «кругосветки» состоится там же, где она началась, — в Москве.

Машина была куплена в автосалоне в 2016 году, какая-либо специальная подготовка автомобиля не проводилась. Фото: АиФ/ Екатерина Волкова

Путешествие «буханки» проходит по всем правилам кругосветного путешествия: посещение не менее четырех континентов, пересечение всех линий смены дат, пересечение экватора, маршрут не менее 40 000 км. «Задача экспедиции была – проехать на типично русском автомобиле, потому что на «Toyota» многие ездили. «Буханка» вполне способна преодолеть кругосветное путешествие, и уж тем более можно спокойно поездить по своей стране», — подчеркнул Александр Морозов.

Новость по теме В Кузбасс приехали участники автопробега «На буханке вокруг света» Глава экспедиции был за рулем автомобиля все эти 80 000 км. Он уточнил, что машина была куплена в автосалоне в 2016 году, какая-либо специальная подготовка автомобиля не проводилась. Единственное, что было изменено в конструкции «буханки», это кондиционер. Его путешественники установили, так как в жарких странах Африки, Центральной и Южной Америк без него не обойтись. Также «УАЗик» работает за счет газовой топливной системы, что позволило участникам сэкономить приличную сумму денег. «Стоимость одного литра бензина в некоторых странах Европы доходит до 2,5 евро», — отметил Александр Морозов. Глава экспедиции рассказал, что пользователи соцсетей часто в комментариях предполагают, что за «буханкой» едут еще три «буханки», либо в машине все детали от «Toyota». На самом деле участники экспедиции возят с собой только самое необходимое из запчастей – подшипники, сальники, свечи. Самым крупным ремонтом стала замена заднего моста, который сломался в Хабаровске.

Доедут или не доедут

Николай Баландинский

Николай Баландинский рассказал, что участники экспедиции слышали много скептических оценок своей затеи. Даже опытные путешественники уверяли, что у них ничего не получится, машина развалится, а их самих ограбят или убьют. «Мы проехали от мыса Нордкап, самой северной точки Европы, до мыса Игольный, самой южной точки Африки. Это грандиозный путь для любого автомобиля, а для «УАЗа» тем более, это уже достижение само по себе», — подчеркнул Николай Баландинский.

Досье Николай Баландинский — историк. Знает английский, французский, испанский и португальский языки. В настоящее время профессионально занимается туризмом. У Николая жена и пятеро детей.

Рустем Казанбаев

Рустем Казанбаев рассказал, что после завершения путешествия появится фильм, который расскажет об экспедиции. Для грандиозных проектов важно визуальное сопровождение, и только команда людей может позволить себе съемки такого масштаба, чтобы после из этого получился фильм. Путешественники даже придумали для фильма сюжет, о русском, еврее и татарине, которые поехали вокруг света на «буханке», чтобы стать известными как Гагарин, ведь он первым совершил оборот вокруг Земли на технике отечественного производства.

Досье Рустем Казанбаев имеет юридическое образование, долгое время работал в госорганах. Потом решил кардинально сменить сферу деятельности и поступил в Казанскую консерваторию на отделение академического вокала. Занимается фотографией с 6 лет.

Путешественники рассказали, что не забирались в самые опасные места стран, которые посещали. Однако, им довелось встретить боевиков, которые вышли к Анголе со стороны Конго. Они даже поучаствовали в перевозке солдат, которых отправили обезвреживать боевиков. Николай Баландинский подчеркнул, что сегодня в Африке уделяется большое внимание безопасности, даже в Нигерии, которой пугали путешественников. Во многих странах есть локальные проблемы, но для туристов большинство из них являются безопасными. «Когда ты приезжаешь на чужую территорию, ты должен знать законы, которые там есть. Не юридические, а внутренние», — напомнил Рустем Казанбаев.

Когда ты приезжаешь на чужую территорию, ты должен знать законы, которые там есть. Фото: Из личного архива Рустема Казанбаева/

Дом там, где сердце

У Николая Баландинского и Александра Морозова большие семьи – по пять детей. У оператора Рустема Казанбаева также есть жена и ребенок. Путешественники рассказали, что бывают дома, когда машина идет морем. Таким образом, экспедиция является многоэтапной, а её участники успевают проводить время с семьей.

Проект УАЗ Буханка вокруг света.
Финиш экспедиции.

октябрь 2019 года

Закончилась кругосветная экспедиция «Буханка вокруг Света».

Торжественный финиш состоялся в Москве, на территории завода Красный Октябрь.

Экипаж в составе Саши Холодного (Александр Морозов), Николая Баландинского и Рустэма Казанбаева вдоволь напозировался многочисленным репортерам.

Пройдено 90 тысяч километров по территории 91 страны.
Путешествие длилось 2 года! Но надо признать, что с перерывами (всё таки семьи надо было навещать).

Вот такая Буханка стартовала в 2017 году:

Вот такая вернулась в 2019 году.

На вид — практически не изменилась!
Но за 90 тыс. км. пришлось поменять: цепь ГРМ, натяжной ролик, крестовину карданного вала, свечные провода, передние колодки, задний мост и ещё почистить форсунки.

Из существенных изменений — только установка кондиционера и газового оборудования.
В остальном, это практически стандартный автомобиль.

Путешественники выглядели немного уставшими, но бодро отвечали на вопросы.
Самый острый вопрос — как им удалось оставить жен и детей, а самим «свалить» в такое далекое путешествие, Александр сразу парировал! — Сказал, что все они очень скучали и в следующее свое путешествие отправятся с семьями.

Поддержать вернувшихся ребят приехали не менее знаменитые и маститые путешественники.

У Александра феноменальная память — никого из спонсоров не забыл отметить.

Фото на память:

В столице как раз испортилась погода. Репортерам пришлось несладко.
Зато кругосветчикам было не привыкать.

Кстати, раскрываем тайну — в свое следующее большое путешествие Александр отправится на отечественном электромобиле.

Его салон намного удобнее и вместительнее чем у Буханки

Но вот запас хода всего от 200 до 400 км.
Как путешественники будут каждый день искать зарядку для своих батарей и сколько при таком раскладе продлится путешествие пока неизвестно.

Поздравляем с успешным завершением кругосветки!
И желаем новых побед!

На форуме есть тема посвященная путешествию.

См. так же:
Старт экспедиции На Буханке вокруг света
УАЗ Буханка Саши Холодного. Описание.
На Буханке вокруг света. Встреча в РГБМ.
Итоги первого года путешествия.
Буханка на просторах Бразилии
Буханка в Мексики

наверх