Чем посыпают дороги зимой?

Содержание

pawnewe ›
Блог ›
Что и почему в Москве сыплют на дороги

На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.
— Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 — и лужи! — митингует в лифте мой сосед. — Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали… Неделю-две походил — обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!
Тема реагентов — вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?

ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ

Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию — тогда и убирать ничего не надо.
— Все не так, — заявили в столичном Департаменте ЖКХ. — На асфальте быстро образуется так называемый накат — это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно — ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.

— А как быть с тротуарами?

— Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.
Одна беда — на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.

Слякоть на московских улицах — вещь неприятная. Зато горожане избавлены от традиционной российской забавы «балет на льду».

ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ

На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.
Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.
Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.

А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК

Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.
Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.
Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.

ЧТО ПРИМЕНЯЮТ

На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава — они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.
Жидкий реагент для всех улиц. На 5 — 6% состоит из пищевой соли, на 22 — 23% — из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное — вода.
Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.
Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% — из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.
Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.
Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если не обрабатывать дороги, Москва встанет
И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде. В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.
Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении — без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.
— Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции — там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов — то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП. Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.
Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.
— Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, — говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. — И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно — при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.

ДРУГОЙ ОПЫТ

В Петербурге отказались от химии на дорогах
Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и… в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.
Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.
— В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, — объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. — Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. Подробнее

Чем посыпают дороги в Москве? Какой состав реагента?

Здравствуйте,Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30–40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли)Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов. Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колёса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный, с экологической точки зрения, антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лёд и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35 ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30–40 %), эффективен при сильных морозах (до -35 ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трёх часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30 %. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лёд исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчив к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нём не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень отличается выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и ещё около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.

Чем посыпают дороги зимой

С наступлением холодного сезона автолюбителей беспокоит вопрос, чем посыпают дороги зимой, как эта химия влияет на состояние машины. Особенно эта проблема актуальна в мегаполисах, где средства для растапливания льда и снега используют очень активно. Например, коммунальные службы Москвы ежегодно закупают около 500 тысяч тонн реагентов на сумму порядка 6 млрд. рублей.

Зачем зимой дороги посыпают солью

Один из самых известных реагентов, которым зимой посыпают дороги от гололеда, – хлорид натрия. Это вещество имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей.

На вопрос, зачем зимой дороги посыпают солью, есть простой ответ: «чтобы быстро бороться со снегом и льдом». Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Смысл в том, что соленая вода не замерзает даже при — 15°C. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения. Высыпать несколько мешков соли намного быстрее, чем собирать тонны снега.

Вторая причина, зачем дороги посыпают солью в морозную погоду – экономическая целесообразность. Удалять снег с проезжей части механическим способом дорого. Приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Надо просто обработать поверхность проезжей части, растаявший снег и лед стекает в кюветы и стоки. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

Посыпают ли дороги солью сегодня

Соль в России сыпали на дороги еще в позапрошлом веке. Сохранились документы 1868, где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина – вред для копыт лошадей. С тех пор ситуация мало изменилась, но сдвиги в лучшую сторону все-таки есть.

Какими реагентами посыпают дороги сегодня? Полностью отказаться от использования соли дорожно-эксплуатационные службы пока не могут. Все реагенты для растапливания льда содержат натрий хлорид в различных концентрациях.

В городах России используют разные химические вещества для борьбы с гололедом. Вопрос лишь в том, какой солью посыпают дороги зимой. Выбор зависит от климатических условий, плотности автомобильного потока на улицах и возможностей регионального бюджета. Рассмотрим пример Москвы.

Смесь песка и соли использовали на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 году использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003 году отказались от него полностью. Хлорид натрия разъедает резину покрышек, вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, разрушает обувь пешеходов. Песок добавляет грязи на улицах, забивает стоки ливневой канализации.

Чем посыпают дороги от гололеда в Москве

Московские коммунальные службы используют несколько реагентов, рассчитанных на разные погодные условия. Различают жидкие и твердые вещества. Жидкость может использоваться как самостоятельное средство. Порошкообразные смеси разбрасывают на снежный накат и лед, чтобы растопить их, только в паре с растворами.

Жидкий реагент для любых улиц

Представляет собой водный раствор хлоридов натрия (до 6%) и кальция (до 23%). Жидкость наносят на чистое дорожное полотно как превентивную меру, чтобы выпавший снег не прилип к асфальту, и его легче было удалить. Сроки нанесения координируют по данным московского метеоцентра.

Твердый реагент для обычных дорог

Содержит хлористый натрий и кальций в соотношении 8:2. Смесь достаточно быстро плавит лед и снег при температуре до — 15°C. Распыляют на заснеженное или обледеневшее дорожное полотно только в паре с жидким средством.

Твердый реагент для скоростных трасс

Техническая соль составляет около 65% общего объема. Добавки: соль муравьиной кислоты, хлориды кальция и калия. Позволяет быстро расплавить лед при температурах до — 35°C. Используют с жидким составом преимущественно на МКАД и ТТК.

Твердый реагент для трасс в зоне зеленых насаждений

В составе этой сухой смеси доля хлорида калия увеличена до 25%. Это удобрение для растений. Распыляют вместе с жидким средством. Несмотря на повышенную экологическую безопасность, этот состав вызывает коррозию деталей автомобиля также быстро, как и другие реагенты.

Примеры из мировой практики

Разобравшись,чем посыпают дороги в Москве, интересно узнать, как дела в этой сфере у соседних государств. Конечно, надо делать поправку на климатические условия и общую техническую грамотность массы водителей.

Чем посыпают автомобильные дороги в Европе

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Западные функционеры и ученые просчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Чем посыпают дороги в Финляндии

Северные соседи не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Важность защиты автомобиля от воздействия реагентов на зимних дорогах

Проблема защиты от реагентов актуальна для любого водителя. Владельцам новых моделей европейского производства можно беспокоиться немного меньше. Совсем немного. Уверения производителей, что заводская защита обеспечивает абсолютную защиту кузова – маркетинговый ход. Все хорошо только в рекламе.

Даже оцинкованный кузов не застрахован на 100% от коррозии. Соль, растворенная в воде, – это электролит, который агрессивен к любому металлу. В цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляное раствор добирается до стальных деталей кузова. Максимум – пять лет, и начнется процесс коррозии. Корейские и японские машины начинают гнить раньше. Антирекорды, как всегда, ставят российские и китайские авто. Образцы автопромышленности этих стран пасуют уже на второй-третий год.

Как защитить свой автомобиль от вредного воздействия реагентов

Коррозия начинается в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Это первый барьер защиты металлических деталей. Часто ЛКП повреждается на дверцах, порогах, днище, в колесных арках от летящих из-под колес камешков.

Барьерные методы

Простейшее решение этой проблемы – установка локеров и брызговиков. Эти приспособления защищают внутреннюю часть арок, днище и нижнюю часть кузова от абразивного воздействия грязи, песка и камешков, вылетающих из-под колес при движении автомобиля.

Надежный способ, позволяющий защитить внешние части кузова автомобиля от коррозии, – ламинирование. Тонкая пленка наклеивается на «проблемные места»: пороги, дверцы, капот, промежуток между задней дверцей и колесной аркой.

Профилактика

Специалисты автосервисов советуют не менее двух раз за зиму выполнять профилактику коррозии. Если установлены локеры – проверить их состояние. Любые мелкие царапины ЛКП необходимо зачистить от грязи и обработать полиролью. Глубокие сколы зачищают более тщательно и обрабатывают составом против ржавчины. При необходимости проблемное место лучше подкрасить.

Осматривать нужно не только видимые части автомобиля. Обязательно исследуйте на наличие повреждений антикоррозионное покрытие днища. Если пренебречь этим советом, можно упустить момент возникновения очага ржавчины. Бороться с этой напастью намного сложнее, чем предупредить ее.

Чтобы качественно осмотреть днище, его надо тщательно очистить. На многих автомойках моют только кузов. Доплатите, чтобы ваш автомобиль вымыли полностью, или пользуйтесь автоматической мойкой (там эта услуга включена «по умолчанию»). Зимой днище машины нужно содержать в чистоте.

Иностранный опыт: 5 реагентов в борьбе с гололедом

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна
Вред. Соль — это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.

Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основеУборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами — 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты — в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

Соль (NaCl) и песок — основные средства, использующиеся для удаления снега и льда с дорог в городе. Однако сама технология уборки выстроена не очень разумно: днем дороги посыпают солью, а вечером убирают снег.

Белым по серому: Итоги снежного января в Киеве

ПЕТЕРБУРГ

Климат Петербурга, а точнее сильные перепады температур, очень неудобен для коммунальных служб: на дорогах и тротуарах образуется либо гололед, либо слякоть. Чтобы они не появлялись, нужно очень оперативно убирать выпадающий снег. Вместо этого коммунальщики массово используют самый дешевый реагент — техническую соль.

Тысячи людей и машин спасали Петербург от снега минувшей ночью

Игорь Симкин, житель Петербурга: «В этом году пострадали мои кроссовки — прямо будто оплавились. В прошлую зиму убил „Тимберленды“. В общем, у нас, видимо, только валенки в живых остаются после зимы, да утепленная резиновая обувь. А по существу, считаю, что соли у нас почему-то не жалеют и раскидывают, даже если нет снега. То ли потратить хотят для галочки, то ли начальству угодить, то ли подстраховаться. Пусть посыпают, но без фанатизма и когда нужно».

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название — шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах

Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»: «Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».

ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.

В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок — тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка — экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Степан, житель Вены, эмигрировал из России в Австрию: «Не успело и полчаса пройти, как снег пошел, а на улицах спецмашины городского муниципалитета уже вовсю рассыпают мелкий гравий».

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.

Аврора Рамо, жительница Хельсинки: «Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда — не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника

Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов

Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния — 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.

Иван, житель Ванкувера, переехал из России в Канаду: «В Ванкувере дороги солят хлоридом магния не то чтобы обильно… снега никакого не надо. Некоторые места просто засыпали ровным слоем соли, асфальта видно не было. Причем не важно, сколько выпадает снега, пусть хоть полсантиметра — на него вывалят сантиметр соли».

Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция

экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.

Мочевина

полезна для окружающей среды
в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН

После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах — по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах — задача самих жителей.

Мария, живет в Саппоро: «Чтобы хоть как-то преодолеть гололед, граждане натягивают специальную зимнюю обувь, представляющую собой резиновый сапог с толстой рифленой подошвой».

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»: «Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества — диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

Противогололедные реагенты: состав, преимущества и недостатки

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства города Москвы допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

Вещества (соли или растворы), использующиеся в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, зависящий от технологии производства и сырьевой базы. По условиям водоотведения, в городе Москве номенклатура ПГР ограничивается только ее хлоридной группой.

Принцип использования противогололедных реагентов основан на том, что температура замерзания воды, с разведенными в ней хлоридами солей ниже, чем температура замерзания естественных осадков. По этому принципу работает большинство реагентов, в основе которых присутствуют солевые растворы химических элементов, в том или ином процентном соотношении, подобранные таким образом, чтобы воздействие на окружающую среду не причиняло вреда.

Средства против обледенения можно подразделить на естественные природные (обычный строительный песок, мелкий гранитный щебень, или как его еще называют – гранитная крошка) и искусственные (противогололедные реагенты, полученные химическим путем в лабораторных условиях хлорид кальция, хлорид натрия, хлорид магния и др.).

Противогололедные реагенты бывают жидким, твердыми и гранулированными и имеют различный состав и химические свойства, но все они имеют одно общее свойство – понижать точку плавления снега.
http://ogneypor.ru/protivogololednye-reagenty.html
В 1960 х годах основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки. Он оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны, и весной коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город и вывезти песок на свалку.
Начиная с 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ технической соли было то, что она моментально растапливала лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает от 0 до 16° С и действует постоянно.

В то же время техническая соль имела массу недостатков: соль разъедала кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать зеленые насаждения.

Начиная с зимы 2001 2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных ПГР. В качестве основных реагентов стали применяться твердые «Биомаг» и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), а также жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и «Нордекс». Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями.

Но в то же время данные реагенты обнаружили свойство создавать «масляную» пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз.

Начиная с зимы 2005 2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния («Биомаг») из за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах.

В качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части стали использовать жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ).

По сравнению с технической солью, ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30 40% ниже. При этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С). ХКМ не позволяет образовываться гололеду и снежно ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее.

Несмотря на явные преимущества, хлористый кальций модифицированный обладает рядом недостатков. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Ученые Московского автодорожного института (МАДИ) также выяснили, что после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием модифицированным, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности.

Также, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сытина, количество аллергий у москвичей с приходом зимы значительно увеличивается. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов: даже очень хорошо выделанная кожа под воздействием реагентов становится жесткой, а значит, может легко треснуть. К тому же, хлор, известный своими отбеливающими свойствами, изменяет цвет обуви.
Хлористый кальций небезопасен и для животных. По мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы стали чаще попадать в ветлечебницы с химическими ожогами лап.

В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий «ЭСБГ» и твердый – «Биодор». Жидкий реагент «ЭСБГ» изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а «Биодор» – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. В то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

Согласно «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов (на зимние периоды 2012 гг. и далее)» в Москве предусмотрено использование разных реагентов.

Жидких реагентов на основе хлористого кальция и натрия, в которых массовая доля растворимых солей должна быть в пределах 27 29%: хлористого кальция – в пределах 22 23%, хлористого натрия в пределах 5 6% (ХКН ж.).

Твердых ПГР:

— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%, хлористого натрия — не более 75%; хлористого калия — не более 20%, формиата натрия не менее – 5% (МРК тв.).

— твердых многокомпонентных ПГР на основе композиции хлористого кальция и натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 20%; массовая доля хлористого натрия — не более 80% (ХКН тв.).

— твердого многокомпонентного ПГР на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия: массовая доля хлористого кальция – не менее 15%, хлористого натрия — не более 80%; хлористого калия — не более 10%, формиата натрия – не менее 5% (МРтв.).

— фрикционных материалов (вспомогательных): мелкий гранитный щебень фракций 2 5 миллиметра предусматривается в качестве ПГР для определенных погодных условий на проезжей части Москвы, а на тротуарах, остановках общественного транспорта разрешалось использование только комбинированных ПГР.

Комбинированных ПГР:

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень) и формиата натрия (соль муравьиной кислоты) массовая доля карбоната кальция – 50 80%, формиата натрия – 20 50% (КР1тв.).

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль): массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия не более 60% (КР2тв.).

— твердый комбинированный ПГР на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) с добавлением хлоридов (кальция и калия) массовая доля карбоната кальция – 20 50%, формиата натрия – 10 30%, массовая доля хлорида натрия – не более 50%, массовая доля хлоридов (кальция и калия) не более 20% (КР3тв.).

В 2012 году добавлен новый реагент — жидкий реагент на основе хлористого магния, где массовая доля хлористого магния в пределах 27 29%, либо на основе хлористого кальция и натрия, где массовая доля растворимых солей в пределах 27 29%, хлористого кальция — в пределах 22 23%, хлористого натри — в пределах 5 6% (ХКМж.).

Чем посыпают московские тротуары и улицы?

— В этом году используем те же составы, что и в прошлом, — рассказал глава столичного департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин. — Реагенты проходят экологическую экспертизу, все партии подвергаются химическому анализу, если нарушений нет — выдается разрешение на их использование.

Противогололедные составы — это многокомпонентная рецептура, причем для обработки дорог и тротуаров она разная.

Для пешеходных дорожек — щадящая и более дорогая, состоящая из формиата натрия или аналога муравьиной кислоты и мраморной крошки. Эти компоненты безвредны для экологии. Единственный минус тротуарного реагента — белый налет, который остается при растирании сапогами мраморной крошки об асфальт. Зато этим он обеспечивает идеальный противоскользящий эффект и легко смывается водой с сапог.

Что касается дорог, то здесь используют в зависимости от погоды разные фракции реагента, почти одинакового по составу: это растворы хлоридов кальция, натрия, магния и смягчающие их химические соединения. Когда на улице до -10 — поливают дороги жидким реагентом. Растворяя снег и лед, он разбавляется до состояния рассола. В мороз дороги посыпают твердым реагентом.

Как рассказал руководитель Центра химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов, соляные растворы, будь то тротуарная или дорожная химия, не могут вызвать термических ожогов или ухудшить здоровье. А основная причина, почему страдают собачьи лапы после прогулки, в том, что от обогревателей дома и из-за перепадов температуры на кожице лап образуются микротрещины. В эти микротрещины попадает соляной раствор и причиняет дискомфорт. Лучше выгуливать пса вдали от проезжей части или на надевать специальную обувь, а раз в день смазывать лапы жирным кремом.

По словам заведующего кафедрой на факультете почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрия Хомякова, основной вред сапогам, лапам или автомобильным деталям приносит ненормированное использование реагента. Например, когда жидкий реагент не помог, улицы засыпают твердой фракцией, обилие соли приводит к засоленности почвы и вызывает коррозию металла. Предотвратить подобную практику может применение специальной техники с дозированным использованием реагента, а также повышенный контроль.

— В нашем мегаполисе, где зима длится по 6 месяцев, а снега выпадает втрое больше нормы, отказаться от применения реагента нельзя, — считает глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Безопасность и здоровье граждан важнее, потому, чтобы наледь на дорогах и тротуарах не стала причиной аварий и травм, с ней надо бороться. Минувшей зимой израсходовано на треть больше реагента, чем обычно, но к загрязнению почвы это не привело.

Если заметили скользкий участок дороги, обращайтесь в ОАТИ Москвы по телефону горячей линии: 8 (499) 264-96-81, или на сайт «Наш город».

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и насколько такие реагенты безопасны? АиФ.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30–40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трёх часов. Поэтому дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счёт использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семёнов.

Закупки реагентов Москва начала ещё весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчёте на тонну материала твёрдые реагенты в четыре раза дороже.

В продолжении: Дорожные реагенты в Москве. Что нужно знать →

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твёрдые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причём температура воздуха должна быть не менее минус 5 °С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин только возрастёт. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Как ещё борются с гололёдом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалёку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остаётся после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.

Состояние дорожного покрытия для автотранспорта всегда является важной темой для обсуждения. Если в сухое время года все обращают внимание исключительно на его качество, а в сезон дождей — на ливневые стоки, то с наступлением холодов остро встает проблема борьбы с гололедом и снежными заносами.

После того, как в девяностых годах прошлого века было решено отказаться от песка в смеси с технической солью, ввиду того, что песок очень сильно засорял ливнестоки и обеднял почву клумб и парков, были проведены исследования на тему того какие безопасные реагенты можно использовать для обработки дорог зимой.

Поначалу было принято решение отказаться от песка в смеси и использовать только техническую соль. Преимущества очевидны: соль имеет прекрасную способность плавить снег и лед, «работает» в температурном диапазоне до минус шестнадцати градусов и действует все то время, что находится на дорогах. Хрестоматийно известная своей щедростью русская душа не стала устанавливать никаких норм в отношении обработки дорог зимой, поэтому очень скоро сильное «засолонение» стало угрозой для транспорта и экологии городов. Увы, натрий-хлор достаточно агрессивен по отношению к резине, металлу и почвам.

В поисках, какие безопасные реагентов можно использовать для обработки дорог зимой, был разработан и апробирован «Антиснег». Его свойства поначалу были весьма воодушевляющими, ведь со снегом он боролся успешнее в разы, но оказалось, что при реакции со льдом и пресловутым снегом, он выделяет весьма сильный неприятный запах. Прочих полезных свойств не хватило для того, чтобы «простить» ему такой недостаток.

Дальнейшие поиски ответа на вопрос какие безопасные реагенты можно использовать для обработки зимой привели к разработке химических соединений на основе хлорида кальция. Эти противогололедные средства были разработаны в твердом и жидком вариантах. Последний зарекомендовал себя лучше ввиду своей экономичности и безотказности, даже если вокруг минус тридцать градусов. Применение таких реагентов для обработки дорог зимой довольно быстро благоприятным образом сказалось на состоянии почв: вымещение натрия, по сути, удобрило почву. Но безвредность для экологии — это не единственная задача. Прежде всего, безопасные для экологии реагенты для обработки дорог зимой используются для безопасности передвижения транспорта по ним. А вот с этим оказались некоторые проблемы: дело в том, что жидкие соединения увеличивают тормозной путь и делают дорогу более скользкий. Парадоксально: бороться с гололедом, но вновь столкнуться с тем, что коэффициент трения шин о дорожное покрытие уменьшается. Именно по этой причине в композицию хлористого кальция было добавлено немного поваренной соли: такой жидкий реагент является самым популярным для обработки дорог зимой.

Под вопросом (главным образом у активных блогеров) находится возможность использования самого современного средства из всех, какие могут быть использованы в качестве безопасных реагентов для обработки дорог зимой. Речь идет о многокомпонентном средстве на основе бишофита с активным действующим веществом в виде модифицированного хлористого магния. Использование этого реагента для обработки дорог зимой остается под вопросом ведь иногда в породах бишофита встречаются примеси радиоактивных элементов. Но не стоит волноваться: без всесторонней экспертизы это средство никто не будет использовать и поиски ответа на вопрос какие безопасные реагенты можно использовать для обработки дорог зимой не прекратятся до нахождения наилучшего варианта.

-=Спецпроект рекламодателя=-
Зима закончилась и кажется, что больше она никогда не вернется. Ну, по крайней мере, могу поспорить, что к концу года снег будет для всех сюрпризом ))). А пока народ прячет в шкафы пуховики, я хочу закрыть тему с реагентами. Тем более сейчас можно эту тему обсуждать спокойно без истерик.
Я сам живу в Москве, хожу по улицам и каждый год выкидываю обувь. Я знаю, что такое, стоя в прихожей, говорить себе: «Нет, это хорошие ботинки, их жалко убивать на улицах Москвы!» И я давно изучаю тему, а как обстоят дела с реагентами и уборкой снега в других странах. Помню, дет 5 назад я приехал в Лондон. Было относительно тепло и солнечно, +5 где-то, но меня поразило, зачем они засыпают все тротуары солью, когда даже снега нет! Потом мне объяснили, что так положено. Потому что, если снег вдруг пойдет, а в Лондоне «вдруг» может случиться в любой момент, не должно образоваться гололеда.
Миф о том, что в Европе и Канаде в отличие от России снег и гололед давно уже победили, я постарался развеять в одном из предыдущих постов. На самом деле сильный снегопад – тяжелое испытание для любого города, будь то Осло, Хельсинки или Монреаль. И судя по моему опыту, никто не справляется с этим испытанием на отлично.
Теперь пришло время разобраться в еще одном большом заблуждении, что реагенты – это чисто российская болезнь и в цивилизованных странах от них давно уже отказались. Безусловно, реагенты – это плохо для экологии, и я против того, чтобы использовать реагенты на тротуарах. Однако когда речь идет о дорогах, тем более с интенсивным трафиком, без реагентов не обойтись. Еще раз, мы с вами сейчас говорим про дороги с интенсивным движением! Когда выбор встает между экологичностью и безопасностью, приходится выбирать безопасность, что и делают везде. Сегодня в мире нет ни одной северной страны, которая полностью отказалась бы от реагентов.
Есть ли такие же эффективные и при этом экологичные способы борьбы со снегом и гололедом? Теоретически есть. Это например, подогрев дорог горячей водой или электричеством, асфальт из солнечных батарей, асфальт с солью внутри. Такие проекты пытались реализовывать во многих странах, но они так и остались пилотными, не получив широкого распространения. Проблема всех этих методов в том, что они слишком уж дорогие. Наиболее же дешевое и эффективное средство – реагенты. Поэтому вопрос о том, чем заменить реагенты, в последние годы для цивилизованных стран сменился вопросом, как правильно с ними обращаться. Давайте разбираться.
Когда дороги начали солить
Необходимость борьбы с гололедом возникла задолго до появления автотранспорта. В исторических заметках царской России уже можно встретить сообщения о том, что лошади поскальзывались на оледеневшей дороге и падали. Поначалу с проблемой пытались бороться песком – это был самый подручный и дешевый способ. Однако уже в XVIII веке появляются упоминания об использовании на дорогах соли. Так как материал был в то время все еще дорогим, очистка дорог солью была привилегией и признаком богатства двора.
С распространением автотранспорта проблема борьбы со снегом и гололедом вышла на новый уровень. В 1940-х годах в разных странах мира практически одновременно появляются исследования о воздействии снега и льда на безопасность движения. Все они содержат один и тот же вывод: наличие на дороге снега и льда увеличивает риск возникновения аварий в 3-4 раза. При этом длина тормозного пути в этом случае не зависит от скорости движения. То есть не важно, как аккуратно ты двигаешься, если дорога зимой не очищена полностью, шансы попасть в аварию возрастают на 400%.
Тогда же, в 1940-х годах, во всем мире начинают появляться сообщения о применении хлорида натрия и других солей для борьбы со скользкостью. Наиболее активно внедряют реагенты в США и Скандинавских странах.
А как было у нас?
Когда в Европе и Северной Америке уже вовсю использовали реагенты, в СССР из-за не столь бурного развития химической промышленности основным способом борьбы со скользкостью оставался песок с добавлением небольшого количества соли (5-10%).
Так продолжалось вплоть до конца 90-х годов, и это при том что во многих странах к тому времени песок признали не просто неэффективным, а даже опасным. В Германии, Норвегии, Франции, некоторых штатах США применение песка в городах полностью запрещено даже на низкоинтенсивных дорогах из-за опасной пыли, которую тот образует весной. Кроме того, песок не плавит лед и снег, поэтому применение его для очистки дорожного полотна бессмысленно.
В России же объемы применения пескосоляных смесей только росли, причем катастрофическими темпами. Весной на 1 квадратный метр дороги иногда приходилось до 20 кг песка, потому что средний расход смесей при одной обработке – 250-300 граммов на квадратный метр, а проходить по дороге нужно было несколько раз за день, так как песок сдувается, вмерзает в снег, его засыпает другим снегом.
Только после нескольких пыльных весен и серьезных потопов, причиной которых стала забитая песком ливневая канализация, Лужков поручил наконец убрать песок из города. Поначалу перешли на техническую соль (хлорид натрия), но уже после нескольких лет применения такой соли выяснилось, что в столице засолено почти 90% почв и уровень соли в Москве-реке растет катастрофическими темпами.
Надо было срочно что-то делать. Тогда в России впервые была собрана комиссия из ученых, которой поручили изучить заграничный опыт в сфере реагентов и предложить что-то более безопасное. Началось время экспериментов. Пробовались разные вещества – ацетаты, которые запретили после года использования из-за запаха уксуса; бишофит, который тоже быстро запретили из-за накопления ионов магния в почвах и высокой коррозии и вязкости; хлористый кальций модифицированный, от которого опять-таки отказались из-за массовых аварий, так как он оказался маслянистым.
Только к 2010 году комиссией были подобраны составы, которые максимально отвечали требованиям безопасности и которые по большей части используют до сих пор. Это была смесь хлорида натрия, хлорида кальция, формиата натрия и хлорида калия для автомобильных дорог, а для тротуаров — смесь хлорида натрия, формиата натрия и мрамора.
Таким образом, те вещества и смеси, которые сегодня используются в России – это результат анализа мирового опыта, а не чисто российская история, как у нас многие почему-то считают.
Сколько «солят» в разных странах
Возможно, дело не в реагентах как таковых, а в их количестве? Давайте посмотрим, какой объем реагентов ежегодно закупают на зимний сезон в разных странах мира. Понятно, что Москву некорректно напрямую сравнивать в этом плане с Осло или Хельсинки, потому что Москва во много раз больше. Как некорректно сравнивать ее и с Нью-Йорком, например, поскольку в Нью-Йорке совершенно другой климат и снега выпадает гораздо меньше. Но эти цифры помогут составить хотя бы общее представление о масштабах использования противогололедных материалов.
Начнем, само собой, с нас. В зимний сезон 2018\2019 года мэрия Москвы приобрела:
— 156 тысяч тонн твердого противогололедного реагента «на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия» за почти 2,7 млрд рублей;
— 66 тысяч тонн твердого реагента «на основе композиции хлористого кальция и натрия» за 0,904 млрд рублей;
— 102 тысячи тонн композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) «для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города» и тротуаров за 2,4 млрд рублей.
В общей сложности 324 тысячи тонн примерно на 6 тысяч км дорог. Или же на 100 млн квадратных метров дорог. Квадратные метры более наглядно отражают ситуацию, ведь понятно, что на дорогу с шестью полосами нужно в разы больше противогололедных материалов, чем на двухполосную. Итак, 324 тысячи тонн на 100 млн квадратных метров, то есть 3,4 кг на 1 квадратный метр за сезон.
Норвегия
В Норвегии соли используют с 1970 года. Применяют их только на магистралях с высокой интенсивностью движения – более 5000 автомобилей в сутки. На дорогах с менее интенсивным движением, где допустим снежный накат, применяют гравий, щебень или песок.
Всего в стране около 8 тысяч км дорог с интенсивным движением. За последние 5 лет объем используемой на них соли варьировался от 190 до 260 тысяч тонн. Это поменьше, чем в Москве, но тут надо учесть, что тротуары, на которые у нас уходит почти треть от общего количества противогололедных материалов, в Норвегии не солят. Вообще.
Финляндия
Финляндию у нас очень любят приводить в пример, ведь и климат там такой же суровый, как у нас, да и находится она совсем близко, а потому знакома многим россиянам лучше других северных стран. Однако при сравнении России и Финляндии, особенно в отношении дорог, часто не учитывают разное количество трафика в наших странах. Самая загруженная трасса Финляндии – из аэропорта в Хельсинки, по ней проезжают ежедневно 100 тысяч автомобилей. На МКАД в Москве – свыше 250 тысяч автомобилей в сутки.
В целом количество трасс первой категории, которые не должны иметь снежного наката и всегда быть расчищены до голого асфальта, в Финляндии составляет около 8 тысяч километров. Общий объем используемых в стране реагентов за зимний период составляет около 150 тысяч тонн. При этом на 1 квадратный метр за зиму в среднем высыпают до 8 кг солей. Это в два с лишним раза больше, чем в Москве.
И это при том, что финны очень озабочены ущербом, который реагенты наносят экологии, и делают все возможное, чтобы его снизить: в районах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, они используют только наиболее экологичный реагент — формиат натрия; совсем не применяют сухую соль в качестве противогололедного средства, только увлажненную – от нее вреда меньше; а также используют широкую сеть метеопрогнозирования, которая помогает предсказывать крупные снегопады и заранее готовиться к ним. Несмотря на все эти меры, объем используемых реагентов, как мы видим, остается все еще достаточно высоким.
США
Вот уж где не скупятся на реагенты, так это в США. Общий годовой объем реагентов в целом по стране – 20 млн тонн, из них на один только Нью-Йорк приходится 1,1 млн тонн. Почти в четыре раза больше, чем в Москве, но это вполне нормально, ведь и протяженность улично-дорожной сети Нью-Йорка примерно в четыре раза больше.
В США используют вообще все подряд: и твердые химические вещества, и жидкие, и абразивные материалы, и химические смеси. Хлорид натрия, хлорид кальция, хлорид магния, ацетат кальция магния, ацетат калия, ацетат кальция – здесь на дороги высыпается пол-таблицы Менделеева. Причем хлорид магния, распространенный в США повсеместно, в разы хуже хлорида натрия, который используется в Скандинавии и у нас – такой состав разъедает не только обувь, но даже металл автомобилей.
Канада
В Канаде отношение к реагентам такое же, как и в США – чем больше, тем лучше. Я уже показывал вам кучи соли, которые лежат в Оттаве и Монреале прямо на тротуарах. Общий же объем реагентов по стране – 5-7 млн тонн в год. Ежегодно на очистку дорог страна тратит до 1 млрд долларов.
При этом в Канаде пытаются применять и альтернативные способы борьбы с гололедом. Например, уже при строительстве дорог в асфальт добавляют верглимит – смесь на основе хлористого кальция. Считается, что такая добавка препятствует образованию наледи. Однако уменьшить объем использования реагентов это не помогает.
Еще один интересный метод борьбы со снегом начали использовать в Калгари зимой 2018 года – это свекольный рассол. Свекольный рассол стоит дороже соли, однако альтернативный реагент более эффективен и менее токсичен. Насколько удачна эта практика и распространится ли она по всей стране? Поживем, увидим.
Германия
Немцы стараются бороться со снегом и льдом превентивными мерами. По всей стране действуют метеостанции и датчики температуры. Длительные и кратковременные прогнозы позволили снизить количество используемой соли для обработки дорог в зимний период – соль рассыпается только в тех местах, где ожидаются снегопады.
Однако это не значит, что соли нужно совсем мало. Нет, в 2009 и 2010 годах немцы уже напоролись на то, что соли катастрофически не хватало, а ждать доставки новой партии приходилось по несколько недель. Поэтому c 2012 года объем закупаемой на зимний период соли, наоборот, был удвоен – с 1,2 млн тонн до 2,4 млн.
Как обстоят дела с уборкой снега и использованием реагентов в других странах мира, можно изучить здесь. Дороги «солят» все. Причем в больших количествах. Нужно ли уменьшать количество реагентов? Да. Но делать это необходимо с умом, как в Германии или Скандинавии – внедрять системы метеопрогнозирования и датчиков состояния покрытия на дорогах, чтобы обрабатывать дороги до снегопадов и заморозков, а не после них. А просто взять и отказаться от реагентов, как в Питере – это скорее наплевательское отношение к безопасности, а не забота об экологии.