Дезинфекция автомобильного кондиционера

Содержание

Как самому продезинфицировать автокондиционер

Кондиционер в автомобиле – не роскошь, он входит в базовую комплектацию многих моделей. Но, помимо комфортной и прохладной езды, он создает проблемы. Дело в том, что автокондиционер это своего рода инкубатор, где размножаются бактерии, которые оказывают негативное влияние на здоровье водителя и пассажиров.

Попадая на холодную поверхность испарителя автокондиционера, горячий уличный воздух остывает, из-за чего пластины покрываются конденсатом, т. е. влагой – благоприятной средой для зарождения микроорганизмов. Испаритель системы кондиционирования находится непосредственно за торпедо, за основной его частью, глубоко в печке, и для дезинфекции потребуется время.

На чистку и дезинфекцию автокондиционера аэрозолем или пеной в сервисе придется потратить около 3 тысяч рублей, а в магазине похожие средства стоят всего 400 рублей. Основным составляющим всех очистителей является дезинфектор – хлоргексидин. В аптеке такой раствор можно купить за 20 рублей. Действие обоих средств мы проверили на трех одинаковых автомобилях с пробегом 300 тысяч километров. Мы закрыли двери и включили кондиционеры на 10 минут. Затем взяли 3 пробы воздуха и отправили их в лабораторию на анализа.

Результат — во всех 3-х машинах было обнаружено порядка 6,5 тысячи бактерий альфа стрептококка в одном кубическом метре воздуха. Тогда как максимально допустимая концентрация, разрешенная для жилых помещений, по российским стандартам, составляет до 3 тыс. особей на 1 куб метр.

Более того, в воздухе всех трех машин был обнаружен грибок плесени – аспергиллы. Кстати, это наиболее опасный микроорганизм, который часто встречается в непроветриваемых и сырых помещениях. Он вызывает поражения органов дыхания, и, как следствие, – ангину, и даже поражение сердца. Вывод один – со временем все кондиционеры нуждаются в дезинфекции!

Для этого подойдёт хлоргексидин из обычной аптеки. Только стоит помнить, что при высокой концентрации он может обжечь слизистую глаз. Для дезинфекции автокондиционера своими руками понадобится обычный распылитель. Для лучшего результата лучше смешать 3% раствор хлоргексидина со спиртом, в равных пропорциях. Используя отверстие фильтра в салоне, нанесите смесь точно на испаритель.

После проделанной работы мы открыли двери и включили кондиционер с печкой на максимальную мощность. Через 10 минут снова взяли пробы воздуха. Количество бактерий стало меньше, но совсем они не исчезли. Как показал анализ, их осталось около 600 особей в одном кубическом метре.

Если в кондиционерах осталась грязь, то количество бактерий в ближайшее время непременно возрастет. Чистить нужно сам испаритель, а это стоит дорого. Даже после сервисной обработки он все равно будет недостаточно чист. Чтобы его вычистить на 100%, нужно чуть ли не полностью разобрать автомобиль.

Вывод:
Не стоит дожидаться запаха в салоне, регулярная дезинфекция автокондиционера и замена салонного фильтра (1 раз в год) избавят вас от многих проблем со здоровьем. Для экономии денег можно использовать средства из аптеки. Тогда салонный воздух будет чистым и безопасным!

Чистка автокондиционера и его дезинфекция

Чистка автокондиционера и его дезинфекция являются неотъемлемой частью подготовки к летнему сезону автомобиля оборудованного кондиционером или климат-контролем. Все автокондиционеры требуют к себе постоянного внимания и ухода. Главные неисправности автомобильных кондиционеров – это отсутствие холода и неприятный запах из системы вентиляции.

Для антибактериальной чистки автомобильных кондиционеров существует много специальных средств, которые можно приобрести в каждом автомагазине. Но насколько они эффективны, и как ими правильно пользоваться?

В этой статье мы расскажем о том, как и чем лучше проводить чистку автокондиционера, и о правилах ухода за системой кондиционирования в машине. А внизу страницы смотрите видео о дезинфекции автомобильного кондиционера своими руками недорогим средством, купленным в аптеке.

Также рекомендуем наш материал: Всё о заправке автокондиционеров.

Но для начала предлагаем разобраться с тем, почему нужно периодически чистить автокондиционер и проводить его антибактериальную обработку.

Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера

Чтобы понять, зачем нужно регулярно чистить и дезинфицировать кондиционер в машине, давайте сперва разберемся с тем, как он устроен и работает.

Система автокондиционера заполнена хладагентом. Под высоким давлением, нагнетаемым компрессором, хладагент поступает в испаритель (теплообменник, находящийся в салоне), где из жидкого состояния он становится газом, при этом резко охлаждаясь.

На ледяном испарителе конденсируется влага, которая смешивается с пылью находящейся в потоке воздуха, обдувающего испаритель. Со временем грязь накапливается, и в ней появляются плесень, грибки и бактерии.

Для того чтобы снизить до минимума количество грязи и пыли, поступающих с воздухом в систему вентиляции и кондиционирования, в автомобилях существуют специальные салонные фильтры.

Но кроме грязного воздуха в салоне автомобиля, кондиционеру могут угрожать и другие опасности:

  • Дорожная грязь попадает в пространство между радиатором охлаждения двигателя и радиатором автокондиционера (конденсатором). Это ведет к нарушению охлаждения компрессора кондиционера и его поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
  • Грязь является еще и причиной коррозии алюминиевых деталей автокондиционера. Любая микротрещина может привести к утечке хладагента, что опять-таки приведет к необходимости ремонта системы кондиционирования в машине.

Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка автомобильного кондиционера помогут продлить срок его службы и не допустить появление многих неисправностей.

Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции

Наиболее оправдано (как с точки зрения рациональности, так и удобства эксплуатации) проводить чистку автокондиционера один раз в год весной перед наступлением летней жары. Все работы можно выполнять своими руками, благо, особой квалификации для этого иметь не нужно.

Процесс чистки автомобильного кондиционера состоит из трех основных этапов:

  1. Замена салонного фильтра;
  2. Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом;
  3. Обработка автокондиционера антибактериальным составом (дезинфекция).

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Замена салонного фильтра. Выше мы уже писали о важности частой замены фильтра салона – он предотвращает скопление грязи и пыли на испарителе кондиционера, появление которых может привести к появлению плесени и грибка.

Многие автопроизводители советуют менять фильтр салона раз в 30 000 км, но в наших условиях и на наших дорогах это нужно делать не реже чем раз в год или при пробеге 10 000 км.

Фильтры салона бывают обычными и угольными. Считается, что последние лучше задерживают мелкую пыль и запахи с улицы, но и стоят они дороже обычных.

Сама процедура замены салонного фильтра не вызывает особых сложностей даже у начинающих автолюбителей. Для этого нужно в инструкции по эксплуатации автомобиля найти место установки фильтра в машине, затем отверткой открутить винты крепления крышки фильтра, извлечь старый фильтрующий элемент и на его место установить новый.

Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом. В качестве источника сжатого воздуха вполне сгодится автомобильный компрессор для подкачки шин. Но если у вас найдется любой другой компрессор, например, строительный – будет еще лучше.

  • Сначала сжатым воздухом обдувается радиатор охлаждения автокондиционера (конденсатор). Обычно он находится в моторном отсеке за радиатором охлаждения двигателя. Струей воздуха с ребер конденсатора сдувается вся налипшая грязь и пыль.
  • После этого воздухом продувается решетка пластикового воздухозаборника (находится под лобовым стеклом автомобиля) и воздушные дефлекторы в салоне автомобиля. Эта операция позволит удалить пыль, которая там скапливается и не выходит с потоком воздуха естественным путем.

Дезинфекция автокондиционера. Так обычно называют обработку системы кондиционирования специальным антибактериальным составом.

В основе практически всех средств для антибактериальной чистки автокондиционеров лежит мыльный хлоро-спиртовой раствор, образующий пену при разбрызгивании. Наносят его при помощи трубки через выход воздухозаборника или дренажное отверстие. Через дренаж потом должна же вытекать и грязь.

Имейте в виду, что при сильном загрязнении испарителя аэрозоль лишь убивает бактерии, при этом среда их появления (грязь) остается, поэтому запах сырости обязательно вернется в салон автомобиля снова. Предупредить загрязнение испарителя может только регулярная замена салонного фильтра.

Таким образом, если вскоре после антибактериальной чистки автокондиционера в салоне машины появился сильный запах сырости, то, скорее всего, помочь в таком случае может лишь снятие испарителя кондиционера и его мойка-чистка. Но без соответствующего опыта и оборудования с такой работой справиться своими руками не получится.

Как почистить кондиционер авто самому: важные нюансы процедуры

Любой ответственный автовладелец следит за состоянием своей машины, агрегатов, уровнем технических жидкостей. Не меньше внимания следует уделять автомобильному кондиционеру. Своевременная дезинфекция системы предотвращает появление неприятных запахов и продлевает «жизнь» климатической установки.

Зачем проводится чистка кондиционера автомобиля

Кондиционер автомобиля требует к себе периодического внимания и обслуживания. Его своевременная чистка исключает появление неожиданных неполадок и непредвиденных расходов, а также проблем со здоровьем. Дело в том, что внутри устройства образуется идеальная среда для развития и размножения всевозможных бактерий. Во время работы кондиционера внутри появляется влага, которая смешивается с пылью и грязью, попадающими внутрь вместе с воздухом. Это указывает на то, что чисткой кондиционера пренебрегать не стоит. Помимо перечисленных нюансов из-за накопления загрязнений ухудшается производительность узла, что усложняет поддержание необходимого температурного режима в жаркий день, а появление неприятного запаха в салоне станет последним симптомом, указывающим на неполадки с устройством.

Система кондиционирования автомобиля состоит из нескольких узлов, нормальная работа которых зависит от своевременной чистки и обслуживания

Периодичность обработки кондиционера

Наиболее точная информация по очистке кондиционера приводится в руководстве по эксплуатации к вашему авто. Если периодичность по каким-то причинам определить не удаётся, то придерживаясь рекомендаций специалистов, профилактические мероприятия следует проводить 1–2 раза в год. Если вы или ваши родные аллергики, то антибактериальную обработку нужно осуществлять чаще. В то же время необходимо учитывать, насколько часто эксплуатируется автомобиль и при этом используется кондиционер, каков климат в вашем регионе, дороги, по которым вам приходится передвигаться. В основном чистка автокондиционера проводится в весенний период перед началом его эксплуатации, или осенью — по его завершении. Однако никто не запрещает провести чистку в любое время.

Признаки, при которых необходима дезинфекция

Существует несколько признаков, указывающих на необходимость обслуживания устройства:

  1. Появление посторонних звуков. Их характер может быть различным: потрескивания, шумы, свист.
  2. Неприятный запах. Он может присутствовать в салоне всегда, но при активации кондиционера он будет усиливаться.
  3. Появление влаги. Если было замечено, что при включении климатической установки из воздуховода начала появляться влага, то это говорит о необходимости безотлагательной чистки узла.

Последствия бактериального загрязнения кондиционера

Неприятный запах — это полбеды. Появляется он из-за скапливаемой на испарителе влаги (конденсата). В ней образуются грибки, бактерии, плесень, которые со временем покрывают внутреннюю поверхность воздуховодов. Постепенно уровень отложений повышается настолько, что это приводит к появлению неприятного запаха при активации кондиционера. Однако нюанс не только в запахе, но и в том, что бактерии несут опасность для организма человека.

Несвоевременная чистка кондиционера приводит не только к неприятному запаху в салоне, но и к повреждению элементов системы

Кроме этого, попадание дорожной грязи между двумя радиаторами (системы охлаждения и кондиционирования) приводит к нарушению работы компрессора, что может послужить причиной его преждевременной поломки. Из-за грязи на алюминиевых элементах кондиционера появляется коррозия, в результате чего возникает утечка фреона.

Чистка кондиционера машины в домашних условиях

Под чисткой кондиционера предполагается его дезинфекция специальными средствами. На том, как ими пользоваться и какие способы обработки существуют, стоит остановиться подробнее.

Виды и последовательность очистки системы

Автокондиционер можно очистить одним из способов:

  • химическим;
  • механическим.

В первом случае используются аэрозоли и пена. Стоит учесть, что средствами в виде аэрозоля можно провести только дезинфекцию системы кондиционирования, а при помощи пенных ещё и очистить её. К механическому способу прибегают в том случае, если химические средства не дали должного результата и неприятный запах в салоне остался. Процедура отличается своей сложностью, поскольку приходится снимать испаритель в блоке отопителя. Для химической обработки рассматриваемого устройства можно использовать продукцию следующих производителей:

  • Step Up (пена); Очиститель Step Up предназначен для профессиональной очистки и дезинфекции испарителей и воздушных каналов автомобильных кондиционеров
  • Liqui Moly Klima Anlagen Reiniger (пена);
  • Mannol Air Conditioner Cleaner (пена);
  • Sonax Clima Clean Antibakteriell (пена); Антибактериальный очиститель кондиционера SONAX рекомендуется использовать раз в несколько месяцев
  • Runway Air Conditioner Cleaner (аэрозоль);
  • BON BN-153 (аэрозоль);
  • Wurth (аэрозоль).
  • Atas Plak (пена);
  • Carmate (дымовая шашка).

Химический способ

После выбора пены или аэрозоля можно приступать к очистке кондиционера. В основном все средства комплектуются трубкой. Обработку аэрозолем выполняют следующим образом:

  1. Запускаем двигатель.
  2. Включаем кондиционер и выбираем режим рециркуляции на максимум. Включаем кондиционер и выбираем максимальный режим рециркуляции
  3. Помещаем баллончик с антибактериальным средством возле печки с водительской или пассажирской стороны рядом с патрубком забора воздуха, после чего распыляем вещество. Баллончик со специальным средством располагаем возле печки с водительской или пассажирской стороны рядом с патрубком забора воздуха
  4. Закрываем двери и окна и ожидаем в течение времени, указанного в инструкции.
  5. По окончании обработки выключаем кондиционер и проветриваем салон.

Если приходится применять пенные средства, то процесс состоит из следующих шагов:

  1. Демонтируем фильтр салона. Снимаем фильтр салона, расположение которого на всех авто примерно одинаковое
  2. На баллончик надеваем трубку, через которую пена подаётся на испаритель. На баллочник с пеной надеваем трубку для подачи средства на испаритель
  3. Средством заполняем воздуховоды для очистки. Иногда в инструкции указывается, что пену можно подавать через дренажное отверстие. Заполняем пеной воздуховоды согласно инструкции
  4. Согласно руководству ждём определённое время, запускаем мотор и включаем кондиционер, после чего даём ему поработать 5–10 минут, выбирая разные режимы.
  5. Выключаем кондиционер и проветриваем салон.

Видео: чистка автокондиционера пеной

Подручные средства

В зависимости от выбранного дезинфицирующего средства придётся отдать порядка 150–1000 р. за баллончик. Недорогие очистители могут быть не только малоэффективными, но и наполнить салон не очень приятным запахом, который с трудом выветривается. Однако для эффективной антибактериальной обработки необязательно покупать дорогостоящие средства: можно применить и подручные. С противным запахом в салоне помогут справиться:

  • Хлорамин Б;
  • Лизоформин 3000;
  • Хлоргексидин.

Одним из доступных средств для чистки автомобильного кондиционера является Хлоргексидин

Суть обработки заключается в приготовлении рабочего раствора из порошкообразного вещества, например, Хлорамина Б, который разводят с водой (1 ст. л. на 1 л воды).

Подготовка средства сводится к его смешиванию с водой в определённой пропорции

Полученную жидкость заливают в подходящую ёмкость с распылителем. Во время обработки перечисленными средствами в машине следует открыть все двери. Процесс дезинфекции аналогичен применению пены.

Если перечисленными способами неприятный запах из салона удалить не удалось, кондиционер необходимо очистить механическим путём.

Видео: бюджетный способ очистки кондиционера автомобиля

При механической антибактериальной обработке устройства кондиционирования потребуются инструменты для демонтажа приборной панели. Также не лишней будет замена фреона, уплотнителей и патрубков. Процесс очистки выполняют в следующей последовательности:

  1. Для получения доступа к испарителю снимаем приборную панель. При механическом способе очистки кондиционера потребуется демонтировать приборную панель
  2. Из системы откачиваем фреон. При необходимости демонтируем печку для доступа к патрубкам испарителя.
  3. Для того чтобы извлечь радиатор (испаритель), отсоединяем все датчики и патрубки. Снимаем радиатор теплообменника и видим, насколько он загрязнён
  4. Мыльным раствором отмываем устройство от грязи. Отмываем радиатор мыльным раствором от грязи
  5. По окончании процедуры чистки устанавливаем все ранее демонтированные элементы на место с последующей закачкой хладагента.

Несмотря на сложность процесса, механический способ является более эффективным.

Замена салонного фильтра

Основное назначение фильтра салона — обеспечивать очистку поступающего внутрь автомобиля воздуха. От состояния этого элемента напрямую зависит правильная работа отопителя, кондиционера, системы вентиляции. Необходимость в замене фильтра возникает в случае запотевания стёкол, появлении неприятного запаха и ухудшении работоспособности печки и кондиционера.

Менять фильтрующий элемент рекомендуется через каждые 10–25 тыс. км. пробега, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Фильтр салона обеспечивает очистку поступающего воздуха и подлежит замене каждые 10–25 тыс. км. пробега

Чаще всего фильтр расположен возле испарителя. Изготавливается рассматриваемый элемент из гофрированной бумаги с волокнами из целлюлозы или синтетики, часто бывает с угольной пропиткой и имеет форму прямоугольника. Чтобы заменить салонный фильтр на конкретном автомобиле, нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Сам процесс заключается в демонтаже отработавшего изделия и его замене на новое.

Видео: замена салонного фильтра на примере Toyota Corolla

Чистка элементов системы кондиционирования

Салонная климатическая система включает в себя такие основные элементы, как испаритель, радиатор, салонный фильтр и воздухопроводы. Рассмотрим чистку каждого из них.

Чистка радиатора и воздуховодов

В первую очередь чистке подвергают воздуховоды и радиатор рассматриваемой системы, удаляя из них пыль и грязь. Для этого задействуют воздушный компрессор для подачи сжатого воздуха на элементы системы. Процедура состоит из двух этапов:

  1. Струёй сжатого воздуха либо с помощью специальных средств удаляют загрязнения на радиаторе. Размещён он, как правило, вблизи радиатора системы охлаждения в моторном отсеке. Чистка радиатора конденсатора производится сжатым воздухом или при помощи мойки. Заодно можно прочистить радиатор системы охлаждения
  2. Тем же компрессором продувают решётку воздухозаборника, расположенную под ветровым стеклом. Через этот элемент как раз и поступает воздух в салон. Таким же образом продувают дефлекторы в салоне, поскольку по мере эксплуатации в них также оседает пыль, несущая вред организму человека.

После проведения описанных действий можно приступать к дезинфекции испарителя автомобильного кондиционера.

Видео: чистка радиатора кондиционера на Mazda 3

Чистка испарителя

На испарителе оседает большое количество различных бактерий, являющихся причиной неприятного запаха. Поэтому под очисткой автокондиционера многими подразумевается именно испаритель, обработка которого была рассмотрена выше.

Как упредить появление запаха и отсрочить повторную дезинфекцию

Процедура дезинфекции и очистки автокондиционера понятна, но чтобы как можно реже к ней прибегать, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • своевременно менять салонный фильтр;
  • избегать образования сырости.

Если первый совет не вызывает вопросов, то во втором случае систему кондиционирования лучше просушивать естественным путём, а не с помощью отопителя. В этом случае охлаждение следует отключать хотя бы за 5 минут до места прибытия, оставляя работать только вентилятор, посредством которого просушится система. Таким образом, конденсат будет образовываться в минимальном количестве, что снизит вероятность появления неприятного запаха.

Периодическое обслуживание кондиционера автомобиля позволяет свести к минимуму появление неполадок с системой и необходимость в дорогостоящем ремонте. После ознакомления с пошаговыми инструкциями, дезинфекция устройства будет по силам каждому автолюбителю. Если простые способы очистки не дали должного результата, система кондиционирования нуждается в более тщательной обработке.

Способы и материалы для чистки кондиционера в машине

Многие производители автомобилей, привлекая клиентов, стали встраивать даже в бюджетные линейки машин кондиционер или систему климат контроля. Выполняя аналогичные задачи, они разнятся только системой управления: в одном случае ручной, в другом автоматической. Приятно когда в жаркий день в машине прохладнее, чем на улице, но со временем при включении климатической системы или автокондиционера можно ощутить неприятный запашок в салоне, исчезающий в момент их выключения.

В этой ситуации сможет помочь чистка и дезинфекция автокондиционера. Для полноценного проведения этих процедур нелишним будет знать: почему появляется неприятный запах, какие способы чистки бывают, при помощи каких инструментов и материалов можно с этим справиться своими руками, последовательность таких работ, и как после очистки, минимизировать возможность повторного возникновения неприятных ароматов.

Причины возникновения зловония

Возникает вопрос, почему при включении кондиционера в салоне машины воняет как в канализационном колодце? Причиной тому служат плесень и бактерии, появившиеся в системе автомобильного кондиционера. В процессе охлаждения внутрь испарителя, расположенного в блоке печки, поступает воздух вместе с пылью и грязью.

Образование конденсата в воздуховодах, а также внутри и снаружи испарителя, после нажатия кнопки выключения кондиционера и прекращения движения машины, обусловлено попаданием горячего и влажного воздуха на эти охлажденные узлы климатической системы. Возникновение в новообразованной сырости разнообразных микроорганизмов и их постоянное разрастание и способствует появлению неприятного запаха.

Так что если воняет из воздуховодов при включении печки или кондиционера нужно обязательно заняться очисткой климатической системы.

Способы и виды работ

Очистка автокондиционера может осуществляться двумя способами: химическим и механическим.

В случае более простой, химической чистки и дезинфекции, используются аэрозольные или пенные составы. Следует учитывать, что аэрозолями можно только продезинфицировать, а пенными средствами еще и очистить систему кондиционирования.

Механическая чистка применяется, в случае если химическая обработка не принесла желаемых результатов, и неприятный запах остался, она сложнее, подразумевает снятие испарителя в блоке печки.

Способы химической обработки и необходимые материалы

Есть множество средств разных производителей, благодаря которым, можно избавиться от плесени и грибков в климатической системе и устранить плохой запах. Купив в любом магазине, продающем автомобильные аксессуары, аэрозоль для дезинфекции или пену для чистки с трубкой соответствующей длины, можно начинать процесс обработки.

Антибактериальная обработка производится в таком порядке:

  • Заводим мотор авто.
  • Включаем кондиционер и запускаем рециркуляция воздуха на полную мощность.
  • Ставим баллончик со стороны переднего пассажира или водителя в районе печки возле патрубка для забора воздуха, и нажимаем распыление.

  • Закрыв все окна и двери, ожидаем определенное время, указанное в руководстве, прилагаемом к средству.

  • После выключения автокондиционера проветриваем салон.

Пенное средство используется, в случае если антибактериальная обработка уже не может устранить запах:

  • Снимается салонный фильтр, который может находиться выше печки за бардачком.

  • На баллончик одевается удлинительная трубка, для того чтобы пена попала на испаритель.
  • Пенным составом заполняются все воздуховоды, чтобы пена и их очистила.

  • Также пена может заполняться через дренажное отверстие. (Обычно это указано в инструкции).
  • Через определенное время, оговоренное в инструкции, заводится авто и включается кондиционер, который должен поработать около 5-10 минут в различных режимах.
  • После выключения автокондиционера проводится проветривание салона.

Можно не прибегать к дорогостоящим средствам, антибактериальная обработка и устранение запаха обойдется в копейки, если воспользоваться подручными средствами.

Избавиться от вони помогут недорогие препараты, применяемые для дезинфекции и борьбы с плесенью: хлорамин Б, лизоформин 3000 или хлоргексидин. Например, хлоргексидином делать обработку можно как обычным 0,05% раствором, так и разбавив его один к одному спиртом.

Для получения нужного раствора из порошкообразных средств (хлорамин Б, лизоформин 3000) для обработки испарителя своими руками следует одну столовую ложку развести литром воды и полученную жидкость залить в любой флакон, оснащенный распылителем.

Делать обработку такими растворами следует, открыв в машине все окна и двери. Сняв воздушный фильтр салона, включив автокондиционер и вентилятор, распыляем раствор в открывшееся отверстие, пока не закончится весь состав, и все выключаем. После выключения системы кондиционирование нужно хорошо проветрить салон. У некоторых марок авто доступ к фильтру и испарителю можно получить, открыв капот.

Если все эти способы не помогают избавиться от возникшего запаха, то следующим шагом должна стать механическая чистка кондиционера.

Механический способ

Делать эту процедуру своими руками нужно, приготовив все необходимые инструменты и материалы, ведь в процессе чистки желательно заменить хладагент, патрубки и все уплотнительные шайбы. Итак:

  • Первым делом снимается приборная панель, чтобы получить доступ в район печки, где находится испаритель.
  • После чего откачивается хладагент из системы кондиционирования.
  • Если требуется снятие печки для доступа к патрубкам испарителя, то снимаем и ее.
  • Отсоединяем все датчики и патрубки, идущие к радиатору теплообменника, аккуратно его извлекаем.
  • Отмываем его мыльным раствором от грязи.
  • После ручной чистки элементов климатической системы осуществляем сборку в обратном порядке, заменив, если требуется масло в компрессоре.

Хоть этот вид чистки и сложнее химической, но он результативней и эффективней.

Как отсрочить повторное появления зловония

Для того чтобы реже заниматься обработкой системы кондиционирования стоит внять некоторым советам. Нужно делать своевременную замену фильтра салона.

Для того чтобы избавиться от образования сырости старайтесь просушивать охлаждающую систему естественным способом, не с помощью печки. Этого можно добиться, если отключение охлаждения производить минут за пять, до выключения вентилятора, который успеет за время до остановки машины просушить всю систему. Такие действия минимизируют возможность появления конденсата и соответственно нежелательного зловония.

Дезинфекция от А до Я: полезно знать каждому владельцу авто с кондиционером

Система кондиционирования любого авто представляет собой устройство, нуждающееся в периодической очистке. Если вы хотите, чтобы узел работал нормально, время от времени должна производиться антибактериальная обработка устройства кондиционера автомобиля. Подробнее о том, как часто ее нужно осуществлять и как выполняется эта процедура, читайте ниже.

Для чего нужна дезинфекция?

Дезинфекция системы кондиционирования на СТО

Ультразвуковая или любая другая обработка автокондиционера особенно актуальна для автомобилистов, страдающих аллергией или, к примеру, астмой. Если водитель плохо переносит грязные воздух, очистка автокондиционера своими руками — это неотъемлемый процесс, который должен осуществляться регулярно. В данном случае автовладельцу необходимо как можно быстрее предотвратить возможные причины, которые впоследствии могут отразиться на здоровье человека.

Если вы не знаете, почему доносится неприятный запах из кондиционера автомобиля, в первую очередь следует разобраться в устройстве системы. Расходный материал, он же фреон, он же хладагент, располагается в специальном резервуаре узла. В процессе функционирования системы этот хладагент преобразуется из жидкого состояния в газообразное. Когда это происходит, теплый воздушный поток конденсируется и выделяет влагу, скапливающуюся на стенках радиатора.

Следует отметить, что на функциональных элементах узла собирается не только влага, но и грязь, а также пыль, которая попадает сюда из моторного отсека. В данном случае это способствует размножению различных бактерий, которые вызывают неприятный запах при включении кондера в автомобиле. Чтобы не допустить распространения этого запаха, время от времени должна производиться чистка кондиционера. Благодаря регулярной дезинфекции вы сможете не только избавиться от всех микробов, но и ликвидировать источник их возникновения.

Средство для очистки автомобильного кондиционера Ликви Моли

Частота

Как часто должна производиться антибактериальная обработка кондиционера автомобиля в домашних условиях? Чтобы правильно понять, какой интервал должен соблюдаться, необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь, это какой вы используете автомобиль, насколько часто используется система кондиционирования и на какие расстояния вы обычно ездите.

Различные системы кондиционирования могут быть оборудованы по-разному. К примеру, узел может содержать в себе множество фильтрующих элементов, предназначенный для очистки воздуха. В этом случае процедура прочистки должна осуществляться один раз в год весной. Разумеется, в зимнее время года кондер может выполнять функцию обогрева, а не охлаждения воздушного потока. Так или иначе, частота прочистки должна быть указана в сервисном мануале по эксплуатации автомобиля.

В любом случае, если вы заметили неприятный запах при работе системы кондиционирования, узел необходимо как можно быстрее продезинфицировать (автор видео о том, как убрать неприятный запах в салоне авто — Sam Sebe Remont).

Разновидности очистки

Дезинфекция автокондиционера может быть выполнена одним из нескольких способов:

  1. Ручной способ считается одним из наиболее трудоемких, поскольку в этом случае автовладельцу придется полностью разобрать всю систему. После разбора производится очистка магистралей и патрубков от грязи, замена расходного материала, после чего система собирается заново. Данный процесс обычно занимает достаточно много времени, однако он позволяет практически полностью избавиться от бактерий не только на радиаторном устройсвте, но и на испарительных элементах. Как правило, чистка автокондиционера таким методом применяется в старых автомобилях.
  2. Дезинфекция кондиционера автомобиля может осуществляться химической обработкой. Как правило, данный метод обычно реализуется на специализированных СТО, так как он требует минимума опыта, временных и финансовых затрат. В принципе, химический способ может быть осуществлен и в домашних условиях.
  3. Дезинфицировать свой кондиционер может методом ультразвуковой очистки. В домашних условиях эту процедуру осуществить нереально, поскольку для ее выполнения требуется специальное оборудование. Но даже если у вас есть такой аппарат, вероятнее всего, он не особо мощный, а для проведения качественной ультразвуковой дезинфекции необходимо мощное оборудование. Оборудование устанавливается таким образом, чтобы по магистралям системы какое-то время могло циркулировать мелкодисперсное вещество. За короткое время этот способ позволит избавить не только систему кондиционирования от микробов, но и частично — салон автомобиля.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Инструкция по проведению дезинфекции самостоятельно

Чтобы дезинфекция кондера автомобиля своими руками была наиболее эффективной, необходимо в первую очередь выбрать наиболее качественный спрей. Существует несколько видов кондиционеров, поэтому купленное средство должно предназначаться для определенного типа системы. Многие автомобилисты сегодня пользуются хлоргексидином для прочистки — это вариант является наиболее дешевым, но как показывает практика, данное средство позволяет полностью очистить узел (автор видео — Romanautoreview).

Итак, при проведении дезинфекции очистительное средство необходимо направить на испаритель. Этот элемент является одним из первых, на которых скапливаются микробы. При этом система кондиционирования должна быть включена в режим рециркуляции, мощность необходимо выставить на максимум. При максимальной мощности можно добиться того, чтобы дезинфицирующее средство разошлось по прочим составляющим системы.

Как сказано выше, процедура очистки может осуществляться методом частичной разборки узла. Для этого потребуется демонтировать дефлекторы, а также корпус фильтрующего элемента салона. Используя специальный зонд-пистолет, вам необходимо направить поток дезинфицирующего средства на испаритель.

Если процедура прочистки производится редко, возможно, придется комбинировать несколько методов. То есть необходимо будет частично разобрать механическую составляющею и очистить ее своими силами, после чего использовать дезинфицирующее средство для создания защитной пленки. Это позволит предотвратить скопление вредоносной микрофлоры в системе.

Если открыв капот, вы понятия не имеете, где находится кондер и что такое испаритель, лучше будет воспользоваться услугами специалистов. Пусть вам придется заплатить определенную сумму, зато вы сможете быть уверены в том, что очистку выполнят профессионалы и вам не придется возвращаться к этому вопросу. Еще не поленитесь проверить слив с испарителя, не забился ли он. Иначе запах вернется очень быстро.

Видео «Как произвести дезинфекцию кондера с помощью хлоргексидина»

Подробная инструкция по очистке системы кондиционирования антибактериальным средством хлоргексидин приведена на видео ниже (автор видео — TMA93).

BMW 1 series 🚙 ›
Бортжурнал ›
Дезинфекция кондиционера: делаем правильно

Как говорят медики, лучшее лечение — это профилактика ®

Наверняка же все обладатели автомобиля с кондиционером слышали о необходимости дезинфекции его испарителя?

На всякий случай — во время работы кондиционера на поверхности его алюминиевого испарителя образуется конденсат (это именно он и капает снизу автомобиля через специальную трубку), также, даже через фильтр на поверхность испарителя попадают частицы пыли и всякая органика, в результате чего на поверхности испарителя создается благоприятная среда для размножения микробов, что в запущенных случаях вызывает неприятный запах в салоне, и даже может вызывать заболевания у человека.

Я брал машину еще тогда, когда гарантия от БМВ была всего 2 года, потом я купил третий год гарантии, так как пробега к концу второго года было менее 30 тыс км, поэтому вот уже почти как 3 года прохожу все ТО у дилера для поддержания гарантии.

На втором году эксплуатации авто я как-то на очередном ТО спросил у дилера, а нужно ли обслуживать испаритель кондиционера, и когда, на что мне мастер-приемщик ответил что-то вроде того, что не нужно ничего пока делать, если нет показаний к этому, так как пробег авто небольшой и возраст тоже.

Действительно, никакого неприятного запаха в салоне не было, салонный фильтр менялся по 2 раза в год, с апгрейд кондиционера в климат-контроль был произведен на первом году, после чего климатическая установка все время работает в режиме AUTO, а может он и прав, не стоит лезть туда, где все хорошо.

Когда машине пошел уже третий год, я снова задал этот вопрос дилеру (хотя, по-прежнему, никакого неприятного или затхлого запаха из кондиционера нет), на что другой мастер-приемщик сказал, что делать профилактику кондиционеру желательно ежегодно. Ну естественно, ведь за это нужно отдавать пятаки дилеру.

Тогда я спросил у него, а как они это делают и сколько это стоит, в ответ на что он молвил, что делают они это «путем установки распылителя дезинфицирующего средства под бардачок и какое-то время в режиме рециркуляции это распыленное средство проходит через испаритель и все там дезинфицирует», цена сей процедуры чуть более 2 тыс рублей. Ну хорошо, ясно, теперь в вопросе будет проще разобраться.

Когда я прошлое ТО делал, на улице был пух, почки, пыль, поэтому я попросил дилера не менять салонный фильтр, а запланировал сделать это позднее, когда эти катаклизмы закончатся, а может быть даже и приурочить замену фильтра к профилактике кондиционера. Ну а раз фильтр был заранее заказан через менеджера по запчастям и оплачен, то забрал его и положил в багажник.

Получилось так, что лето уже заканчивается, а салонный фильтр так я и не поменял, за что мне стало стыдно, поэтому пришлось таки выделить время и запланировать его замену. В этот раз к дилеру решил не ехать — это не та услуга, которая нужна для поддержания гарантии, да и закончится эта гарантия вот уже совсем скоро, заодно решил самостоятельно сделать и профилактическую дезинфекцию испарителя кондиционера.

Посмотрел кучу постов на Д2 на эту тему, и пришел к тому, что нет единого подхода к тому, чем, как и с какой периодичностью делать дезинфекцию испарителя:

1) Чем? Средств для дезинфекции испарителя масса и бывают они различного вида — пена, жидкость, дымовые шашки и прочее, судя по отзывам, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки, например, у одних не остается резкого запаха после обработки, у других он долго сохраняется, ну и так далее.

По сути основа всех средств — это антисептическое средство, как пример — копеечный хлоргексидин, суть основного компонента — уничтожить микробы.

Достаточно стабильны положительные отзывы о пенном очистителе кондиционера StepUP SP5152, вот так он выглядит:

Полный размер

Очиститель кондиционера StepUP SP5152

На нем решил и остановиться (в том числе и по причине наибольшей эффективности такого способа дезинфекции, об этом ниже), тем более, в продаже ничего другого подходящего не попалось.

2) Как? Инструкции по применению средств дезинфекции испарителя у разных производителей таких средств отличаются даже при одинаковом принципе их действия, при этом они иногда расходятся и с технологией дезинфекции испарителя, предписанной самим автопроизводителем.

Некоторые делают процедуру дезинфекции испарителя вообще неправильно, например, льют пену на испаритель при работающем кондиционере и вентиляторе отопителя, некоторые даже делают это на максимальных оборотах вентилятора, да еще и при открытых соплах в салон, в итоге и толка от этого никакого нет, и салон будет загажен пеной, по этой же причине у некоторых потом то запах очень долго не выветривается, то эффекта нет, то вылазят прочие побочные вещи.

3) Когда? Дезинфекцию нужно делать не тогда, когда неприятный запах уже появился, а как раз до того, пока он не появился (профилактически), поскольку после появления неприятного запаха дезинфекцией уже можно не выправить ситуацию, тогда возможно потребуется уже чистить испаритель физически, также важно не допускать сильного загрязнения и износа салонного фильтра, чтобы грязь и микробы через него не попадали на испаритель.

Также решил посмотреть, что по этому поводу говорится в православном Rheingold, и вот что там сказано:

«Наиболее эффективный метод с продолжительным эффектом устранения затхлого запаха кондиционера — чистка испарителя с помощью распылительного копья. При этом дезинфицирующее средство напыляется под высоким давлением непосредственно на испаритель.

Кроме того, испаритель можно почистить аппаратом «Aircomatic» фирмы WYNN’S. Для этого необходимо чистящее средство «Airco-clean» той же фирмы. Метод чистки фирма WYNN’S называет «ультразвуковым методом».

В отличие от чистки распылительной трубкой эффект очистки при «ультразвуковом методе» незначительный.

Если «ультразвуковой метод» не дает долгосрочного эффекта из-за очень сильного загрязнения испарителя, испаритель нужно почистить распылительной трубкой и чистящим средством для системы кондиционирования.

Указание: данный способ следует применять для автомобилей, для которых не предлагается распылительная трубка.»

И тут-то я понял, про какой способ дезинфекции кондиционера мне говорил менеджер-приемщик у дилера — про ультразвуковой метод.

Кто разбирал бытовой увлажнитель воздуха с холодным паром, тот знает принцип его работы — на металлическую мембрану, расположенную под небольшим слоем воды, подается звуковой сигнал высокой частоты (ультразвук), в итоге ультразвуковые колебания разбивают воду на мельчайшие частицы и выбивают их из воды, вот и получается тот самый холодный пар.

Тут то же самое, только вместо воды используется дезинфицирующее средство — оно в мелкодисперсном виде (в состоянии холодного пара) через сопло рециркуляции проходит по воздушной системе отопителя, в том числе через испаритель, и дезинфицирует все поверхности внутри этой системы. Ничего хитрого, наверняка, если залить в бытовой увлажнитель воздуха хлоргексидин и проделать все описанное выше, то получится то же самое, что и с оригинальной установкой.

Ну и совершенно очевидно, что при таком способе дезинфекции кондиционер должен работать на минимальных оборотах, причем в режиме рециркуляции, а на время операции двери и окна должны быть закрыты.

Для использования выбранного мною пенного очистителя кондиционера нужна трубка, которая стоит, как сам баллон, вот такая:

Шланг удлиннитель StepUP 5154

Дезинфекция пеной происходит иначе — область за испарителем заполняется активной пеной, которая очищает и дезинфицирует поверхность испарителя, превращаясь в воду и стекая на улицу через дренаж. Несложно догадаться, что в этом случае на время работы пены кондиционер должен быть выключен, как и вентилятор отопителя, чтобы она могла спокойно отработать на поверхности испарителя, и чтобы не загадить ей всю воздушную часть системы отопления и салон.

На баллоне есть своя инструкция, как его использовать — там предлагается закачивать пену снизу через дренажную трубку, но я все же решил следовать мануалу от БМВ:

1) Снять накладку под бардачком (два болта с головкой на 10, только смотрите за тем, чтобы не сунуть головку в гнездо розетки, которое находится рядом с левым болтом — мне у дилера стабильно 2 раза жгли предохранители, пока не вставил туда заглушку);
2) Вытащить фильтр салона (нижняя крышка фильтра крепится на 2 болтах Torx 20 и двух защелках);
3) Ввести распылительную трубку в отверстие фильтра так, чтобы она своим концом ушла в зону расположения испарителя (он находится посередине консоли):

Вот так выглядит оригинальное приспособление для очистки испарителя

Нужно приспособление ввести до упора в верхний ограничитель слева, двигая его сверху вниз, если не лезет, то переместить приспособление немного вправо

Машина при этом заглушена, кондиционер до этого был переведен в режим рециркуляции (не знаю, правда, зачем, но так указано), на пол в ногах пассажира бросил тряпку, чтобы не промочить ковер.

Вместо оригинального приспособления я ввел шланг от баллона в область за испарителем аналогично этому приспособлению, предварительно придав ему жесткость путем приматывания изолентой к нему куска подходящей проволоки (нужно вводить шланг туда без фанатизма, чтобы не повредить испаритель, задача этой операции — заполонить пеной область за испарителем и не более), далее начал выпускать пену из баллона, пока она не заполнила все пространство за испарителем и не полезла вниз через лючок для фильтра, после чего остановился на 5 минут, пока пена немного отреагировала и начала осаживаться, затем додавил туда остаток пены, после этого еще минут 15-20 дал машине постоять — снизу из под машины через дренажную трубку постепенно вытекала отработавшая и превратившаяся в воду пена.

Красным показано, как вводится шланг, зеленым отмечена область, которая заполняется пеной

Минут через 15-20 вся пена должна стечь через дренажную трубку (деталь 4 на картинке выше), остается только протереть остатки пены и пыли в зоне установки фильтра, установить новый фильтр и собрать все обратно.

После этого мануал от БМВ велит установить направление потока климатической системы в ноги, выключить режим рециркуляции, открыть двери или окна, запустить двигатель, включить кондиционер с максимальными оборотами и дать поработать ему так около 5 минут для просушивания остатков пены.

Собственно, вот и все.

Поскольку никакого неприятного запаха до этого у меня не было, то после обработки кондиционера фатально ничего не изменилось — из кондиционера дует чистый и свежий воздух, при этом никаких посторонних химических запахов в машине нет. В любом случае такая дезинфекция периодически не повредит, в дальнейшем думаю проводить эту процедуру раз в год, тем более шланг уже есть, нужен только баллон и час времени.

Свежего воздуха вам во все воздуховоды, до новых встреч!

P.S. Как обычно — время на написание поста больше, чем на выполнение того, о чем в нем написано 🙂

Всем привет! Не стоит даже и спорить о том, что периодическая дезинфекция кондиционера автомобиля нужна обязательно. Сугубо в профилактических целях ее советуют проводить раз в год.

Учитывая конструктивные особенности большинства автомобилей, у которых есть системы кондиционирования в виде климат контроля или кондиционера, такую процедуру обычно совмещают с заменой салонного фильтра. Чем не повод вспомнить об отличиях между климатом и кондиционером?!

Проживая в таких городах как Москва, Питер, Минск, Киев или даже Нижний Новгород, в автосервисе потребуют внушительную сумму денег за проведение чистки.

Никто не спорит, что профессиональная антибактериальная обработка эффективнее, особенно когда проводится современная ультразвуковая чистка. Но такие затраты далеко не всегда себя оправдывают. Используя гаражные способы и периодически очищая систему, можно поддерживать кондиционер в чистоте долгое время.

Источник запахов

Система вентиляции машины тесно связана с большим количеством пыли, которая поступает из окружающей среды. То есть с дорог, по которым ездит авто. Эта пыль смешивается с влагой, в избытки присутствующей в испарителе.

Рубрика: Регистрация

И когда компоненты смешиваются, имея в своем составе органические частицы, это становится идеальным местом с оптимальными условиями для размножения всевозможных микроорганизмов в виде бактерий, плесени и грибка. При частом включении и отключении автокондиционера все эти загрязнения не успевают попасть в дренажное отверстие. В итоге при благоприятных условиях микроорганизмы распространяются, начинают выделять продукты своей жизнедеятельности, что мы ощущаем в виде крайне неприятных запахов. По своей сути кондиционер можно считать инкубатором для микроорганизмов, поскольку он создает темную, влажную и теплую среду.

Включив такой грязный кондиционер, все эти бактерии и плесень начинает проникать нам в легкие.

Фактически экономия на чистке — это цена вашего здоровья. Неприятный запах не просто создает некомфортные условия в автомобиле. Это еще и прямая угроза для легких, возникновения аллергических реакций и разного рода заболеваний.

Пугать никого не хочу, но это факты. Потому лучше провести дезинфекцию и устранить любые риски. Делать это нужно не так часто.

Что дает очистка

Используя жидкость для промывки или обращаясь в сервис, у которого есть установка для профессиональной чистки системы кондиционирования паром, вы получаете целый ряд преимуществ.

Стоит выделить 3 основных пункта.

  • Защита вашего здоровья. Чистый кондиционер гарантирует, что никакие микроорганизмы через систему вентиляции в ваши легкие проникать не будет. Для людей с хроническими заболеваниями органов дыхания это особенно важно;
  • Предотвращение износа кондиционера. Чем он грязнее, тем выше вероятность скорого выхода из строя. Грязь ухудшает работу, а потому ему приходится работать под большей нагрузкой;
  • Устранение неприятных запахов. Ключевая причина, почему водители периодически чистят систему. Но поскольку вы уже знаете, откуда берутся запахи и что за ними скрывается, жалеть силы и время на эту процедуру вряд ли станете.

Этого более чем достаточно, чтобы взяться за очистку.

Как именно вы будете очищать кондиционер, решать только вам. Выделяют несколько доступных способов. Некоторые предельно дешевые и достаточно эффективные. На другие придется потратить несколько больше денег.

Профессиональные методики обсуждать не будем.

Подготовительный этап

Прежде чем применять те или иные средства и чистить систему своими руками, важно выполнить несколько условий по подготовке.

Первым делом нужно убедиться, что сам кондиционер исправен. При необходимости проводится его дозаправка. Но не путайте эту процедуру с полноценной заправкой, о которой мы недавно говорили.

Есть несколько этапов подготовки. Они включают в себя выполнение следующих процедур:

  • Снимите или поменяйте салонный фильтр. Некоторые советуют просто снимать этот расходник. Другие рекомендуют поставить новый, даже самый дешевый фильтр, прогнать через него чистящее средство, а затем уже поставить свежий качественный фильтр;
  • Откройте все двери и окна. Требуется максимально эффективное проветривание;
  • Отключите кондиционер и включите режим вентиляции. Можно даже с обогревом;
  • Тщательно просушите испаритель. Это поможет лучше и эффективнее его очистить;
  • Используйте выбранное средство согласно инструкции.

Осталось лишь обсудить тему актуальных методов. Каждый очиститель имеет свои нюансы и особенности применения.

Методы самостоятельной очистки

Если вы решили все взять в свои руки, на выбор предлагается достаточно обширный вариант средств и способов.

Рассмотрим несколько популярных методов.

  • Применение шашки. Интересный вариант, поскольку в продаже есть специальные дымовые шашки. Но они предназначены именно для борьбы с неприятными запахами в салоне. Нужно закрыть все двери и окна, включить кондиционер на минимальной температуре и максимальной скорости, нажать на распылитель шашки и быстро закрыть дверь. Обычно используют режим рециркуляции, чтобы дым шашки проходил через систему, циркулируя по ней. Стоит такое удовольствие около 500 рублей. Эффект спорный;
  • Хлоргесидин. Для чистки хлоргексидином нужно 3 упаковки средства и распылитель. Распыляется вещество в отверстие воздухозабора. Все лишнее выйдет через дренажную систему. Дешево и эффективно;
  • Использование специализированной пены. В комплекте идет трубка-удлинитель, которую вставляют в дренажное отверстие и распыляют. При этом включается мотор и кондиционер. Воздух направьте в ноги и закройте все заслонки в салоне. Вентилятор нужно включить в режиме рециркуляции на максимальных оборотах. Закрывайте окна и двери, выходите из авто. Затем тщательно все проветрите;
  • Автохимия. В продаже есть целый ряд очистителей для автокондиционеров. У каждого из них своя инструкция. Тут конкретные рекомендации давать сложно. Советую покупать средства от проверенных изготовителей, таких как Liqui Moly;
  • Механическая чистка. Суть в том, чтобы разобрать всю систему, прочистить все трубки и радиатор вручную, используя мыльный раствор и прочие подобные средства. Метод актуален для наиболее запущенных случаев.

Дополнительно посмотрите наглядные видео и пообщайтесь с бывалыми автомобилистами, которые уже занимались подобными, и имеют определенный опыт в таких вопросах.