Ксеноновые лампы

Содержание

Как работает ксенон, в фаре. Разберем его лампу и блок розжига

Что же многие из нас с вами ставят на свои автомобили ксеноновые лампы, или просто так называемый «КСЕНОН». Оно и понятно с одной стороны это очень мощный источник света, который «разрезает» туман и прочую непогоду, позволяя намного увереннее чувствовать себя за рулем. Но с другой стороны, кустарный (то есть который не идет с завода) запрещен законом РФ и этому есть вполне вменяемое объяснение – он слепит встречных водителей, что увеличивает число ДТП на дорогах, зачастую летальных. Так почему он слепит, как работает в фаре? И что такое блок его розжига. Разбираем подробно …

Не данный период времени, ксенон это одна из самых передовых технологий, которая позволяет добиться высоких показателей светового потока. Зачастую его эффективность превышает галогеновые лампы в 2 – 4 раза. Есть еще один оппонент, это светодиоды, сейчас они вплотную приблизились к ксеноновым лампам, но пока их надежность реально хромает, про это . Но за счет чего достигается такое свечение, как работает? И что такое ксенон вообще?

Что такое ксенон?

Для начала я предлагаю вам поговорить про само вещество, из чего состоит? Оказывается все просто – это одноатомный, инертный газ. Которые не имеет не цвета, не запаха, без вкуса, полностью безопасен для человека.

Этого газа в чистом виде очень мало в земной атмосфере, в основном он образуется около радиоактивных источников.

Однако в промышленности его научились выделять из воздуха, когда получают кислород и азот. Путем сложных преобразований выделяется чистый ксенон без примесей именно его и закачивают в колбу лампы.

Устройство ксеноновой лампы и системы

Это так называемая газоразрядная лампа. В ней под высоким давлением закачан наш газ в специальную колбу.

  • Есть основная стеклянная колба, с достаточно толстыми стенками. То есть, я хочу отметить — что лампа не хрупкая.
  • Колба заполнена нашим инертным газом – ксеноном, однако некоторые производители рядом могут «разместить» пары ртути. Они также зажигаются от нашего ксенона, однако она находятся в другой, внешней колбе
  • Также внутрь помещаются два электрода, которые располагаются рядом друг с другом, на достаточно близком расстоянии.
  • С внешней части к этим электродам подходят два контакта, как у обычной лампы это плюс и минус.
  • За лампой стоит высоковольтный «блок розжига», который является важным элементом системы.
  • Ну и собственно «жгут проводов» который подсоединяется к системе питания автомобиля и соединяет лампу и блог розжига.

Собственно это вся система, как видите ничего сложного, абсолютно! Просто многие из моих читателей, думаю — что это просто «заоблачные технологии».

Как работает лампа?

Процесс достаточно простой, его можно назвать горением электрической дуги в инертном газе. НА контакты, которые находятся внутри и располагаются друг напротив друга, подается очень высокий электрический разряд, под напряжением в 25 000 Вольт! Между контактами возникает электрическая дуга, которая в газе-ксеноне начинает гореть ярким светом. По сути можно сравнить с дугой от сварочного аппарата, некоторые это называют «плазмой», хотя я не уверен.

Так как газ инертный он никак не влияет на контакты — то есть дуга не разрушает их, а как бы проходит между ними. Ведь внутри колбы больше нет никаких газов, ни кислорода, ни азота, ни водорода.

Дуга горит недолго, и поэтому ее нужно постоянно подпитывать определенным напряжением, чем собственно и занимается «блок розжига». Именно он формирует такое напряжение, зачастую после розжига оно составляет 60 – 80 Вольт.

Внутри колбы могут устанавливаться специальные отражатели, которые могут направлять свет в нужную сторону.

Питание блока, я еще раз повторяюсь — происходит от стандартной системы питания автомобиля.

Многие задают вопрос – а почему ксенон загорается не сразу, а постепенно? Все просто – потому что нужно небольшой промежуток времени, чтобы дуга «зажглась» в газе. Обычно это от 5 до 7 секунд не больше.

Как видите ничего сложного! Но зачастую многих интересует — а как образовывается такой высоковольтный разряд в 25 000 Вольт? Как работает блок?

Как работает блок розжига ксенона?

Если взять характеристики блока розжига, то зачастую составляют:

Напряжение от 8 до 16 Вольт.

Сила потребляемого тока – от 3 до 6 Ампер.

Среднее потребление около 35 – 55 Ватт.

Но постойте, а где же напряжение в 25000 Вольт? Ведь это очень большой показатель. Спокойно ребята, такое напряжение действительное есть – то есть с одной стороны заходит низкое, а выходит очень высокое, но лишь на какие-то миллисекунды, именно они нужны для того чтобы поджечь наш газ. Это и есть принцип высоковольтного бока питания.

Если копнуть в строение (кому интересно) то становится понятно, что у нас от бортовой сети 12 Вольт, забирается первоначальная энергия — дальше она поступает в импульсный трансформатор, который преобразует напряжение уже до 250 Вольт. После чего он отдает напряжение конденсатору, где оно накапливается (обычно его напряжение около 400 – 500 Вольт, а емкость от 0,2 до 0,5 Микрофарада). Дальше импульс, от конденсатора, поступает на высоковольтную катушку, и уже она методом индукции первичной и вторичной катушек выдает очень высокое напряжение, которое в десятки раз, может превышать напряжение на конденсаторе.

Дальше напряжение, которое требуется для дальнейшего «горения» как я уже писал, составляет всего 60 – 80 Вольт, все зависит от мощности лампы.

Поэтому конечное потребление всего 35 – 55 Ватт энергии, что вполне соизмеримо с обычной галогеновой лампой. Как видите достаточно простая конструкция.

Световой поток

Если сравнивать работу ксенона и работу обычной галогеновой лампы, то наш «технологичный претендент» намного опережает в силе светового потока.

Обычный галоген – выдает поток в 1500 Lm (Люмен)

Ксенон – примерно от 3000 до 6000 Lm (не верьте китайским производителям, которые указывают по 10 – 20 000 Lm, такие системы очень редкие и для конечного потребителя практически не используются)

Светодиодные варианты – сейчас выдают практически одинаковые потоки с ксеноновыми элементами – от 2500 до 4500 Lm (правда стоит оговориться нужно выбирать именно с специальным драйвером)

Как вы видите ксенон очень яркий, он работает с высоким потоком света, что с одной стороны является благом – хорошо освещает дорогу, с другой стороны – губителен, потому как он очень часто ослепляет встречных водителей.

Срок службы ксенона

НУ и в заключении хочется отметить — что на данный период времени, ксеноновая лампа самая долговечная из оппонентов. В среднем работает около 200 000 часов, что примерно 4 – 5 лет использования по два – три часа в день. Да и потом он может не перегореть, однако его свечение кардинально меняется, то есть лампа как бы выцветает. Ее нужно срочно заменить, для восстановления изначальных характеристик.

Сейчас небольшое полезное видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, я вам подробно объяснил — как работает лампа и сам блок розжига. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Вот что пишут по ксеноновым блокам розжига 😳
Технические характеристики комплекта ксенона
Входное напряжение (рабочее) 7-21 В
Входное напряжение стартовое 9-16 В (±0,5 В)
Балластный ток IN 10 А
Балластный ток OUT (стартовое) 2,5 А
Балластный ток OUT (рабочее) 0,32 А
Температура окружающей среды для балласта от -40°C до +105°C
Время стабилизации света 1 минута
Режим короткого замыкания на лампе Выключение системы
Защита от неправильного подключения проводов
Блок розжига
Блок розжига (балласт) подает высоковольтное напряжение (преобразовав его из 12 В), которое необходимо для того, чтобы смесь газа в ксеноновой лампе «зажглась». Блок розжига функционирует в трех режимах: режим ожидания (Power Off Wait), включен (Run mode), выключен (Shutdown mode).
Режим ожидания (Power Off Wait) — балласт тестирует входное напряжение, и когда оно совпадает с рабочим, он переключается на режим «включен».
Режим включен (Run mode), в котором блок сначала поджигает ксеноновую лампу, подачей 23 кВ и поддерживает её свечение. Также он регулирует как входное так и выходное напряжение, необходимое для работы комплекта ксенона.
Режим выключен (Shutdown mode). При возникновении «ошибки», блок розжига отключает питание комплекта. Ошибкой может быть короткое замыкание, отсоединение лампы, а также любые сбои в работе системы, против которых реализованы функции защиты.
Короче, перегорели (местами менял-результат тот-же).
А у тебя свечение ламп плавно стартует? :-k
У меня одна лампа стала светить с красным :tik оттенком,
я купил новую, поставил у магазина, она сгорела сразу-пошел ругаться, заменили-другая работает. Т.е. непонятка тоже получилась. 😳
ЗЫ Предполагаю, что первую купленную пальцами замусолили, хотя видно не было 😳

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы могут использоваться при комплектации фар головного света автомобилей разных производителей. Источники света данного типа незаменимы в случае, если ваше транспортное средство имеет «штатный» ксенон. Ксеноновые лампы также могут применяться в модернизированных фарах, изначально рассчитанных на использование галогеновых ламп. При выборе ксеноновых ламп сначала нужно определиться с типом цоколя. Информация о типе цоколя указывается не только непосредственного на корпусе фар, но и в документации к автомобилю. Важнейшей эксплуатационной характеристикой ламп является цветовая температура. Для автомобильных фар эта характеристика особенно актуальна. Дело в том, что автомобильные лампы с «холодным» светом (имеющие цветовую температуру, равную или превышающую 5000 К) не слишком эффективны в дождливую погоду или в тумане. Наибольшую эффективность в этих условиях обеспечивают лампы с цветовой температурой, не превышающей 4300-4500 К. В противотуманных фарах часто используются лампы с цветовой температурой меньше 3000 К. Свет таких ламп имеет желтый оттенок (чем ниже цветовая температура, тем насыщеннее желтый цвет). Это оправданно: желтый свет обладает максимальной эффективностью в тумане. В интернет-магазине DNS вы сможете купить ксеноновые лампы, которые помогут обеспечить требуемый уровень эффективности фар автомобилей разных производителей. Воспользовавшись дистанционным способом покупки, вы сможете без лишних затрат времени сделать максимально точный выбор.

РазвернутьСвернуть

10 лучших ксеноновых ламп D1S

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

ТОП-10 лучших ксеноновых ламп D1S

1 OSRAM XENARC ORIGINAL D1S66140 35W Самая популярная лампа. Выбор покупателя
2 PHILIPS D1S X-tremeVision gen2 4800 K 85V 35W Высокое качество изготовления. Лучшая сила светового потока
3 MTF Trend D1S 5000K SBD1S5 Самая надежная лампа
4 BOSCH D1S 35W 12V PK32d-2, Xenon Стабильные рабочие характеристики. Выбор производителей авто
5 NEOLUX D1S Xenon Standard Оптимальное сочетание цены и качества
6 XENITE PREMIUM D1S 4300K Стандартная температура цвета. Увеличенный срок службы
7 Sho-me d1s-4300k Лучший китайский ксенон
8 Optima Premium Ceramic D1S Увеличенный ресурс. Широкий ассортимент цветовой температуры
9 CARLine D1S Crystal Blue Xenon HID 6000K Доступная стоимость. Оптимальный выбор покупателя
10 SVS D1S 5000К Classic Лучшая цена

В большинстве марок автомобилей с заводским ксеноном лампа с посадочным разъемом D1S предназначена для установки в фары головного света, оборудованные линзами. От качества данного устройства зависит освещение дороги и правой обочины в ночное время, поэтому недооценивать надежность и качество данного светотехнического оборудования означает пренебрегать безопасностью, как водителя, так и его пассажиров.

В обзоре представлены лучшие ксеноновые лампы с этим цоколем, которые можно купить в торговых точках по всей России. В процессе составления рейтинга учитывались характеристики, заявленные производителем, качество изготовления, эксплуатационный ресурс и другие параметры. Так же на позицию моделей в топе оказали влияние оценочные суждения специалистов сервисных центров и отзывы владельцев, уже сделавших свой выбор.

ТОП-10 лучших ксеноновых ламп D1S

Лучшая цена
Страна: Китай
Средняя цена: 490 руб.
Рейтинг (2019): 4.3

Еще одна бюджетная лампа для штатного ксенона от китайского бренда SVS оказалась в числе лучших на рынке и в нашем рейтинге. Несмотря на скромный ценник, данная продукция активно продвигается на европейском рынке, где самый привередливый покупатель. Учитывая данное обстоятельство, можно смело утверждать, что лучшая цена в рейтинге является элементом завоевания новых рынков сбыта. Отечественному потребителю это только на руку, т. к. позволяет серьезно сэкономить бюджет (разница с ведущими брендами в несколько раз тому подтверждение).

Владельцы, выбравшие SVS D1S 5000К Classic для замены штатных источников света, совершенно не прогадали. Во всяком случае, в отзывах не встретить разочарований и недовольства. Лампа светит ровным белым светом, быстро разогревается и не вызывает каких-либо нареканий в процессе работы. Безусловно, данный продукт уступает лидерам рейтинга по силе света. Тем не менее, отклонения от стандарта (3200 Лм) у данной ксеноновой лампы не настолько существенны, чтобы помешать ей войти в ТОП-10 лучших.

9 CARLine D1S Crystal Blue Xenon HID 6000K

Доступная стоимость. Оптимальный выбор покупателя
Страна: Германия (производится в Китае)
Средняя цена: 499 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

У этих ксеноновых ламп кристально голубой свет (6000K), который отличается высокой насыщенностью – в ночное время спереди автомобиля будет светлее, чем в самый ясный день. Более чем скромная цена – ключевое условие повышенного спроса на рынке. Установив их штатную оптику, владелец точно будет беспокоить яркостью встречный поток, если заранее не отрегулирует правильно оптику. Тем не менее, нет никаких ограничений по их применению – при условии установки на автомобиле заводских линз под ксеноновые лампы D1S, Crystal Blue Xenon HID 6000K можно смело использовать на дорогах общего назначения.

Производитель берет на себя гарантийные обязательства сроком до 1 года. Если при этом учесть состояние большей части дорог (удары по ухабам отрицательно влияют на ресурс оборудования) и доступную стоимость ламп, складывается довольно привлекательная картина. В отзывах владельцев ксеноновых ламп CARLine Crystal Blue Xenon можно найти много положительных оценок практичности и доступности этого продукта, определенно стоящего своих денег.

8 Optima Premium Ceramic D1S

Увеличенный ресурс. Широкий ассортимент цветовой температуры
Страна: Китай
Средняя цена: 850 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Компания выпустила новую ксеноновую лампу под цоколь D1S, где была реализовано новое высокотехнологичное решение, значительно увеличивающее надежность и срок службы (до 3000 часов) источника головного света для авто. В месте сопряжения цоколя и колбы было использовано керамическое кольцо, в результате чего было в несколько раз улучшена стойкость к механическим нагрузкам и вибрации.

Косвенно данное утверждение подтверждается и в отзывах владельцев. Розжиг происходит практически моментально, и совершенно не зависит от того, какая была колба – холодная или прогретая. К тому же многим импонирует возможность выбора цветовой температуры. Ассортимент представлен ксеноновыми лампами на 6200 K (холодный белый с голубоватым оттенком – самый популярный на рынке), 5100 K (белое свечение) и 4200 K (бело-желтый оттенок, обладает лучшей яркостью, и ближе всего к заводским параметрам). Есть еще лампа с температурой 3100 K, но ставить ее в головную оптику никуда не годится – она больше подойдет для монтажа в противотуманные фары.

7 Sho-me d1s-4300k

Лучший китайский ксенон
Страна: Китай
Средняя цена: 580 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Среди китайских производителей ламп для штатной автомобильной оптики под ксенон, Sho-me заслуженно считается лучшим. Установленный в линзу, он светит не хуже заводского аналога. Возможно, срок службы китайской ксеноновой лампы окажется, по итогу, ниже, но на момент замены данный продукт выглядит довольно привлекательно, т. к. его приобретение позволит владельцу сэкономить приличную сумму денег, достаточную, скажем, для оплаты страхового полиса ОСАГО.

Ломает стереотипы о низком качестве товаров из поднебесной и 12 месяцев гарантии. Чтобы ей воспользоваться, следует лишь выбрать лицензионного поставщика, поддерживающего данное предложение. В сети также есть отзывы владельцев, установивших более года назад в адаптивный ксенон своих авто лампы Sho-me d1s-4300k и все еще продолжающие их использовать. Учитывая ценник, немногим более 1000 рублей за пару, и указанные характеристики, ксеноновые источники света от этого производителя являются самым опасным конкурентом для лидеров нашего рейтинга.

6 XENITE PREMIUM D1S 4300K

Стандартная температура цвета. Увеличенный срок службы
Страна: Россия (производится в Китае)
Средняя цена: 2180 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Данная лампа идеально подойдет для штатного ксенона автомобиля, т. к. световой поток обладает цветовой температурой в 4300 K – признанный стандарт, обеспечивающий лучшую видимость на ночной дороге. Заявленный производителем ресурс составляет 4000 часов наработки, что говорит о хороших базовых свойствах продукта. Сила светового пучка в 3200 Лм, указанная на упаковке, подтверждается и владельцами, выбравшими эти лампы для замены.

Установленные в проекторную оптику (линзы), по визуальным оценкам они практически не отличаются от заводских комплектов – светят также ярко, чистым белым светом. Глаза, судя по отзывам владельцев, от Xenite Premium совершенно не устают. В продаже можно приобрести комплекты с цоколем D1S, обладающие цветовой температурой в 5 и 6 тыс. Кельвин. Приемлемая стоимость и 2 года гарантии являются серьезным фактором, определяющим выбор в пользу именно этих ксеноновых ламп.

5 NEOLUX D1S Xenon Standard

Оптимальное сочетание цены и качества
Страна: Германия
Средняя цена: 2050 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Ксеноновая лампа NEOLUX Xenon Standard уверенно обеспечивает освещение ночной дороги световым потоком в 3200 Лм. Имея установочный цоколь D1S, она станет оптимальной заменой после выхода из строя заводского источника света. Цветовая температура несколько холоднее стандарта – 4500 K, но не настолько, чтобы глаз быстро уставал. При этом достигается отличная видимость, независимо от погодных условий. Даже в туман фары «пробивают» на приличное расстояние, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Процесс изготовления данного продукта осуществляется на высококачественном оборудовании с использованием сырья, прошедшего жесткий отбор на соответствие. Благодаря этому NEOLUX D1S Xenon Standard (при условии приобретения оригинальной лампы, а не китайской реплики) отличается высокой устойчивостью к вибрационным нагрузкам и долгим эксплуатационным сроком без потери рабочих характеристик.

4 BOSCH D1S 35W 12V PK32d-2, Xenon

Стабильные рабочие характеристики. Выбор производителей авто
Страна: Германия (Производится в Китае)
Средняя цена: 2830 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Ксеноновая лампа данного бренда отличается высокой надежностью, и имеет температуру цвета 4300 K. Это обеспечивает лучший эффект восприятия ситуации на дороге в сложных погодных условиях. В отличие от многих других марок, газоразрядные лампы для штатной оптики (с цоколем D1S) BOSCH PK32d-2 поставляются в качестве комплектующих деталей на заводские конвейеры десятка производителей. Среди них есть такие марки, как Hyundai, Ford, Volkswagen, Mersedes Benz, Audi и другие. Все они трепетно относятся к своей репутации, и не потерпят откровенно низкое качество деталей на своих конвейерах.

Владельцы, установившие эти лампы взамен заводских источников света, отработавших свой ресурс, результатом довольны. BOSCH PK32d-2 также светит ровным белым светом, не искажая окружающие предметы. В отзывах совершенно нет нареканий, что, впрочем, неудивительно. Производитель поддерживает гарантийные обязательства 12 месяцев, что полностью защищает покупателя от финансовых потерь в случае скрытого брака. К тому же приобретение ксеноновых ламп у надежного поставщика не позволит купить под видом оригинального продукта дешевую подделку.

3 MTF Trend D1S 5000K SBD1S5

Самая надежная лампа
Страна: Южная Корея
Средняя цена: 2750 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Продукция бренда давно завоевала международное призвание и пользуется спросом, в том числе и на отечественном рынке. Ксеноновые лампы Trend D1S 5000K SBD1S5 не стали исключением и обладают рабочими характеристиками, позволяющими уверенно занимать верхние строчки этого топ-рейтинга. Они дают чистое белое свечение (5000 K), а надежная эксплуатация гарантируется обязательствами изготовителя в течение года. Однако не стоит думать, что по окончанию гарантии владельца ожидает очередная замена.

Судя по отзывам, работают эти лампы гораздо дольше, при этом сила свечения их остается практически такой же, как и в первый день работы. Владельцам по нраву пришлось цветовое решение, без желтых и синих оттенков. Установленные в штатные линзы, Trend D1S отлично освещают дорогу, «бьют» далеко, создавая водителю хороший запас времени для маневрирования в нештатных ситуациях. Использование высококачественного сырья определяет отличную устойчивость к вибрациям и механическому воздействию, поэтому преждевременный выход из строя ксеноновых ламп этой фирмы встречается крайне редко, что также подтверждает заявленные свойства продукта. В целом, ресурс MTF Trend D1S исчисляется годами, обеспечивая минимум 2000 часов наработки.

2 PHILIPS D1S X-tremeVision gen2 4800 K 85V 35W

Высокое качество изготовления. Лучшая сила светового потока
Страна: Нидерланды
Средняя цена: 3945 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

О надежности стветотехнической продукции этого бренда буквально ходят легенды, поэтому при покупке ксеноновых ламп D1S первым делом следует убедиться в оригинальности продукции (made in Germany), т. к. запросто можно приобрести дешевый китайский аналог. X-tremeVision gen2 на отечественном рынке в ходу уже более двух лет, поэтому выяснить эксплуатационные особенности этого продукта особого труда не составило. При температуре свечения лампы в 4800 K изготовитель обеспечил большую силу светового потока, превышающего стандарт для ксеноновых D1S (3200 Лм).

Установка никаких затруднений не вызывает – замену легко выполнить самому. Судя по отзывам, реальное свечение сильно контрастирует со стандартной лампой – особенно нижняя область пятна освещается на порядок интенсивнее. Световой поток имеет высокую плотность с еле заметной желтизной, не раздражающей глаз. Практически все владельцы, выбравшие PHILIPS D1S X-tremeVision gen2 4800 K для замены штатных ксеноновых ламп, отмечают их эффективность и превосходство по отношению к многим аналогам. И только высокая стоимость дает шанс продукции многих других брендов.

1 OSRAM XENARC ORIGINAL D1S66140 35W

Самая популярная лампа. Выбор покупателя
Страна: Германия
Средняя цена: 4265 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Высококачественная ксеноновая лампа OSRAM XENARC ORIGINAL D1S66140 35W, предназначенная для установки в штатные линзы головного света автомобиля, обеспечивает лучший показатель светоотдачи на протяжении всего срока службы, рассчитанного на 3000 часов. Тот факт, что представленная лампа устанавливается в качестве заводской комплектации многими известными автопроизводителями, подтверждает ее исключительную надежность. Цветовая температура излучаемого данной моделью светового потока достигает 4500 K. Данная характеристика обеспечивает максимально близкое к дневному свету восприятие, благодаря чему обеспечены дополнительный комфорт и безопасность во время вождения в темное время суток, т. к. у водителя не наблюдается чрезмерной усталости глаз.

При наличии ксеноновых ламп OSRAM XENARC ORIGINAL погодные условия совершенно не влияют на качество обзора дорожного полотна. Мощность светового потока в 3200 Лм обеспечивает лучшую яркость и одинаково качественно освещает дорогу сквозь туман или дождь, не раздражая при этом ни самого водителя, ни едущий навстречу транспорт. Представленная ксеноновая лампа OSRAM XENARC ORIGINAL с цоколем D1S благодаря лучшим техническим характеристикам и продолжительному эксплуатационному ресурсу заслуживает, как правило, положительные отзывы, и пользуется неизменным спросом, несмотря на высокий ценник

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Кетен

Кетен
Общие
Хим. формула C₂H₂O
Классификация
Номер CAS 463-51-4
PubChem 10038
ChemSpider 9643
Номер EINECS 207-336-9
RTECS OA7700000
ChEBI 48003
C=C=O
1S/C2H2O/c1-2-3/h1H2
Приводятся данные для стандартных условий (25 ℃, 100 кПа), если не указано иное.

Кетен (карбометилен, этенон) — H2C=C=O, бесцветный газ с резким запахом, Температура плавления = −150,5 °C и температура кипения = −56,1 °C. Простейший член гомологического ряда кетенов.

Строение и синтез

Первоначально основным лабораторным методом синтеза кетена являлялся пиролиз ацетона в специальном аппарате — «кетеновой лампе» с выходами от 25-29 % в случае внешнего нагрева до 80-90 % в кетеновых лампах со внутренним электрическим нагревом. Этот метод также используется для синтеза некоторых гомологов кетена, например, метилкетена из метилэтилкетона.

Кетен также может быть синтезирован пиролизом уксусного ангидрида или уксусной кислоты:

Кетен также образуется при действии цинка на раствор бромацетилбромида в эфире:

BrCH2COBr + Zn → {\displaystyle \to } CH2=C=O + ZnBr2

Отщепление галогеноводорода сильными основаниями от ацеталей галогенуксусных альдегидов является препаративным методом синтеза диалкилкеталей кетена:

BrCH2CH(OEt)2 → {\displaystyle \to } CH2=C(OEt)2 + HBr

В настоящее время благодаря доступности промышленно синтезируемого дикетена кетен обычно получают его пиролизом.

Промышленный синтез и применение

Кетен является крупнотоннажным продуктом промышленного органического синтеза (мощности США и Западной Европы в 1995 г. — 550 тыс. тонн), большая часть используется для производства уксусного ангидрида ацилированием уксусной кислоты. В промышленности кетен получают пиролизом уксусной кислоты в присутствии триэтилфосфата или пиролизом ацетона над глинозёмом.

Кетен также используется в промышленном синтезе в реакциях -циклоприсоединения к альдегидам.

Циклоприсоединение кетена к хлоралю с образованием соответствующего трихлорметил-β-лактона и последующим его гидролизом используется как метод синтеза яблочной кислоты, в модификации процесса, использующей в качестве хиральных индукторов на стадии -циклоприсоединения хинина или хинидина позволяет провести реакцию стереоселективно с образованием (S)-(-)-яблочной кислоты, при этом достигает 96 %, оптическая чистота — 95 %.

Кетен также используется для производства капролактама (процесс Techni-Chem). На первой стадии этого процесса кетеном ацилируют циклогексанон с образованием циклогексенилацетата, который затем нитруют с отщеплением уксусной кислоты, получая 2-нитроциклогексанон. 2-Нитроциклогексанон затем подвергается гидролизу с образованием ε-нитрокапроновой кислоты, которую восстанавливают до ε-аминокапроновой кислоты; последнюю дегидратируют в капролактам при 300 °C и давлении 100 бар. Главным преимуществом Techni-Chem процесса является минимизация образования побочных продуктов, отщепляющаяся при нитровании циклогексенилацетата может быть пиролизована в кетен.

Реакционная способность и производные

Кетен, формально являющийся внутренним ангидридом уксусной кислоты, очень реакционноспособен и является сильным ацилирующим агентом, легко присоединяющимся к нуклеофильным молекулам с образованием ацетильных производных:

H 2 C = C = O + H X → C H 3 C O X {\displaystyle {\mathsf {H_{2}C{\text{=}}C{\text{=}}O+HX\rightarrow CH_{3}COX}}} , где Х — Hal, OH, OR, OCOR, NH2, NHR, SH, SR и т. д.

Реакция идет через образование енольного аддукта, который затем таутомеризуется в ацетильное производное:

Кетен вступает в реакции -циклоприсоединения, сам кетен димеризуется по этому механизму в дикетен при температуре выше −80 °C:

С алкенами кетен реагирует с образованием циклобутенонов.

> Токсичность

Кетен — прозрачный газ с резким запахом, вызывающий раздражение глаз и дыхательных путей, чем напоминает фосген. При длительном воздействии возможен отёк лёгких.

> Примечания

Литература

  • Химическая энциклопедия / Редкол.: Кнунянц И.Л. и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — Т. 2 (Даф-Мед). — 671 с. — ISBN 5-82270-035-5.
  • О. Я. Нейланд. Органическая химия. — М.: Высшая школа, 1990. — 751 с. — 35 000 экз. — ISBN 5-06-001471-1.

Нормативный контроль

GND: 4296807-0

Лада 2108 Купе xD ›
Бортжурнал ›
Ксеноновый свет, ксеноновые лампы в автомобиле

Чем лучше ксеноновая лампа?

Более 60% всех дорожно-транспортных происшествий происходят в условиях плохой освещенности. Поэтому освещение в большой степени влияет на безопасность и комфорт на дороге. Для увеличения освещенности можно поставить более мощные лампы или дополнительные фары, но это влечет за собой и большее потребление электроэнергии, и большую нагрузку на генератор, а лучше использовать принципиально новые источники свечения — металлогалогеновые лампы (HID-Lamp от англ. High Intensity Discharge, лампы высокоинтенсивного разряда), более известные как ксеноновые.
К основным преимуществам можно отнести:
Большая безопасность и обзорность. Улучшенная видимость в любую погоду, кроме того, снимает с водителя постоянное напряжение на глаза, столь утомляющее в условиях современного интенсивного движения.
Повышенная (более чем в два раза) светоотдача.
Экономичность лучше (35 Вт против 55 Вт у галогенных)
Увеличившийся срок службы в силу большей вибростойкости.
Меньшая зависимость светового потока от питающего напряжения
Меньший нагрев ламп.
Кроме того, экономится топливо и снижается нагрузка на генератор, меньше нагреваются детали оптики. Меньший расход топлива — лучше и для окружающей среды.

Что значит ксеноновый свет?

Ксеноновая лампа — газоразрядная колба, наполненная смесью инертных газов, включающих ксенон. У этой лампы нет нити накаливания, а электрическая дуга возникает между двумя электродами. Одной из проблем применения HID-Lamp является необходимость генерировать для розжига дуги высоковольтные (до 25 000 В) импульсы напряжения. Когда лампа зажглась, напряжение падает до номинального (50~80V), достаточного для поддержания разряда. Поэтому в ксеноновых системах используется специальный блок управления («блок розжига» или «балласт») — например, с умножающим напряжение трансформатором и встроенными микрочипами. Среди брэндов-производителей высоковольтных блоков такие фирмы как Hella, Bosch, Denso, Valeo.
На сегодняшний момент и в России проявилась новая разработка — электронный пускорегулирующий аппарат «КСЕНИЯ 12-35» (далее ЭПРА) для розжига дуги ксеноновой лампы. Благодаря более высоким, чем у зарубежных аналогов, энергетическим параметрам, ЭПРА потребляет от бортовой сети меньший ток, как в номинальных, так и в переходных режимах, что позволяет подключаться к штатной проводке автомобиля без риска перегрузки. При низком качестве или даже при отсутствии специальных устройств защиты в боротовой сети большинства отечественных и старых импортных автомобилей, ЭПРА способен надежно функционировать при очень больших перепадах питающего напряжения (от 7 до 24 В, с кратковременными выбросами до 60 В). В ЭПРА применен так называемый симметричный выход по высокому напряжению, что позволило снизить в два раза импульсную высоковольтную нагрузку на провода и соединители для обеспечения дополнительной гарантии отсутствия пробоев изоляции и высокой надежности системы в целом. В настоящее время серийно выпускаются установочные комплекты для переоборудования оптики автомобиля на систему «Ксеноновый свет» для пяти типов наиболее применяемых ламп: H1, H4, H7, 9005, 9006. Также предлагаются комплекты с металлогалогеновыми дампами типа D2S, D2R.

Более подробно о преимуществе и выбор ксенона?

Ксеноновая лампа излучает в два раза больше света, чем галогеновая лампа и в то же время потребляет меньше энергии, что снижает нагрузку на генератор. Водитель видит более отчетливо, а у автомобиля остается больше энергии для других функции. Ксеноновое освещение делает автомобиль безопаснее и для окружающей среды, так как меньше потребление энергии означает уменьшение потребление топлива и снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Белый свет, излучаемый ксеноновой лампой по спектру очень близок к дневному. Результаты исследований показали, что свет ксеноновых ламп позволяет водителям лучше оценивать дорожную ситуацию, поскольку именно этот «цвет света» отражает разметку на дороге и дорожные знаки лучше, чем традиционное освещение.
При оценке и выборе источников освещения имеют смысл три вещи
(и которые почти независимы):

(1) ЦТ — цветовая температура,
(2) ИЦ — индекс цветопередачи, и
(3) интенсивность (яркость) светового потока.

(1) Что такое цветовая температура и характеризует ли она «естественный белый» цвет?

Среди главных параметров (а нередко и основных достоинств) ксенонового света нередко называют номинал (под разными числами) цветовой температуры.

Цветовая температура измеряется в Кo (градусах по
Кельвину) и характеризует распределения энергии в спектре излучения: например, астрономы ей пользуются, чтобы по спектру излучения оценивать температуру звезд (теплые или холодные). В светотехнике, схоже, по цветовой температуре на теплые или холодные нередко делят типы ламп.

Тем не менее, в рекламе ксеноновых ламп удивительны утверждения, что более высокая ЦТ дает «более естественный» свет. Это не вполне так — с равным успехом ЦТ, как физический параметр, легко способен выражать и «неестественность». С одной стороны, как известно, комфортный для людей диапазон ЦТ — это 2800-3500Кo («домашний свет»). С другой, несмотря на то, что настройка «баланса белого» и цветокоррекция являются одним из важнейших приложений ЦТ в ряде областей (например, в фото-видео и др), тем не менее, цветоощущение (в том числе и белого, как смеси всех других) — зависит от множества вещей, включая нечто индивидуальное. Запутывает ситуацию и то, что — в сильной зависимости от яркости, — различные номиналы ЦТ действительно могут быть «близки к белому», будь то 4000К или 6000К (выше 6000Кo рассеянный свет приобретает явный оттенок голубого).
Помимо влияния яркости (A.A. Kruithof, Philips, 1941), стоит также заметить, что ЦТ — интегральный параметр, а глаз плохо раскладывает белый свет на составляющие — человек легко способен счесть два белых пятна идентичными, даже если они «составлены» из разных компонент. Кроме того, «естественный белый» широко варьируется не только от яркости источника, но и от географической широты, времени суток, погоды и т. д.

Что касается нормативов для ксеноновых фар, то по многим источникам рекомендациями для ECE/DOT являются лампы с цветовой температурой 4100Кo — 4300Кo (и причины, почему не выше, могут стать более ясными также из объяснений ниже).

(2) индекс цветопередачи, ИЦ

Другой характеристикой является индекс цветопередачи (ИЦ) или CRI (colour rendering index). Это относительная от 0 до 100 величина, показывающая, насколько хорошо в свете данного источника видны другие цвета: например, при желтом будут хуже видны желтые полосы, при синем — синие. За эталон (100) принят солнечный свет, но иногда эталоном служат лампы накаливания (ибо их собственный ИЦ около 97-99). Для сравнения обычно выбирают 8 основных цветов и вычисляют среднее. Полученное значение называют Ra и принимают за ИЦ — чем ниже эта величина, тем хуже цветопередача. Комфортная для человека цветопередача — 80-100 Ra.

Дело в том, что многие искусственные источники, хотя и имеют коррелированную (приведенную) ЦТ, например, 5000К, но с очень
неравномерным спектром. Это может (выборочно, но сильно) оказывать влияние на восприятие определенных цветов или объектов. ИЦ ксеноновых ламп всего 65-75, тогда как у галогенных он близок к 90- 97. Ксеноновые фары выбросывают тонну люменов, поэтому освещают очень хорошо, но есть и недостаток — узкое распределение цветности.

Пояснить это можно обращением к спектру. Спектр представляет собой распределение длин волн источника в нм (1 нм — одна миллионная миллиметра). Видимый глазом спектр обычно находится в интервале от 380 до 780 нм, а наибольшая восприимчивость лежит в его средней (зеленой) части (555 нм).

• лампы накаливания (обычные галогенные) имеют плоский (непрерывный) спектр.
• ксеноновые лампы создают линейчатый (дискретный) спектр.

Из этой иллюстрации должно быть ясно, почему ксеноновые источники «естественно» уступают по индексу цветопередачи (из-за провалов в спектре), а также почему сильный сдвиг к синему — еще не обязательно эквивалент лучшей видимости (например, противотуманные фары — не случайно «желтые»).

Хотя свет ксеноновых ламп и кажется белым, на самом деле это просто очень яркое сочетание всего нескольких цветов.
Есть мнения, что все наше знание о ксеноновых фарах заключено в одной фразе: «В этом свете вы, вероятно, можете различать цвета достаточно неплохо». И только-то! Поэтому перебор, что лампы с очень высокой ЦТ ближе «к естественному свету», может вводить в заблуждение.

Это нормально, что цвет ламп со временем изменяется?

Заявленная производителем номинальная температура ксеноновой лампы — на самом деле некое среднее значение. И после примерно 100-500 часов может наблюдаться «цветовое смещение» — цвет «уходит» в сторону меньшей длины волны (в сторону синего). Изменение это очень медленное, и, если специально не обращать внимание, можно даже не заметить. Величина смещения варьируется в зависимости от бренда, модели и исходного номинала. Так, фирмы Philips и Osram признают естественным, когда после 500 часов работы лампа с номиналом 4100K «уходит» на величину около 250K, т. е. цветовая температура будет составлять уже 4350K.

Итак, хорошо ли в ксеноне, что он Голубой ?

Сегодня легко видеть волну «ламп под голубизну» — свидетельство
прямого желания ряда автовладельцев имитировать внешнее сходство с дорогими машинами. Тем не менее (как отмечают многие), с чрезмерным завышением цветовой температуры отчетливость и различимость способны ухудшиться. Оптимальным (например, в современной немецкой автоиндустрии) считают свет с цветовой температурой 4100К-4500К. Более того, материалы американского агентства Штерна указывают на исследования, что чрезмерный цветовой сдвиг уже сам по себе может вызывать повышенное ослепление встречного транспорта. Глаз человека на самом деле более чувствителен к синему свету, но не с хорошей стороны. У синего света (благодаря короткой длине волны) более высокая энергия, и кроме того, он легче рассеивается даже после того, как преломлен через хрусталик (причина бликов, проявляющаяся как синяя дымка). Степень ослепления, и ее детали зависят от того, сколько именно синего по отношению к остальной части видимого спектра. Сегодня разные люди по разному относятся к тому, что ксеноновый спектр — ближе к синему. Но в любом случае «реальный синий» свет в фарах, как правило, является нонсенсом и нарушением стандартов (официально разрешенных «синих ламп», кроме спец-сигналов, не существует!).

Разве нельзя было просто улучшать галогенные лампы?

Пределы галогенных источников уже достигнуты. Так, лампы Philips PREMIUM дают по сравнению с стандартными лампами на 30% больше света на дороге впереди. Единственный путь к дальнейших улучшениям — через новые технологии. Пока ответом оказались ксеноновые системы.

Недостаток №1 — влияние на встречных водителей

Именно этот фактор (из-за более яркого света и потенциального или реального эффекта ослепления) считают первым и главным недостатком ксеноновых систем.
Поэтому на европейских дорогах общего пользования действуют ограничения — автомобили с ксеноновыми фарами должны иметь автоматический корректор угла наклона, ну и кроме того, омыватель. Причем корректор (“automatic leveling device”) исключительно автоматический — только такие могут гарантировать точную фокусировку и отсутствие слепящего эффекта встречного транспорта. Эти правила действуют в Европе, но вероятно, приживутся и в России.

Именно из-за автоматических корректоров, например считается незаконной и опасной замена штатных галогенных фар на ксеноновые, поскольку устройства, регулирующие уровень фар, остаются прежними и фары не могут правильно корректироваться.

Ксенон и закон

На настоящий момент нет точного документа ограничивающего использование ксенона, но тем не менее косвенно к нему можно отнести упоминание
об административной ответственности. «За установку в передней части автомобилей световых приборов и световозвращающих приспособлений, цвет которых не соответствует требованиям ПДД, согласно ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ, При этом указанные приборы и приспособления подлежат обязательной конфискации».

Другие недостатки

1) ксеноновые лампы имеют период разогрева — соли металлов в капсуле должны нагреться и превратиться в пары. Это означает, что ксеноновые системы не слишком хороши для быстрых переключений или «посигналить» (если только это не би-ксенон). 2) Кроме того, если часто включать и выключать HID-лампы, срок их службы сокращается.

Почему ксеноновые системы такие дорогие?

Переход на ксенон — не столько вопрос о замене ламп на некоторый другой тип, сколько о совершенно новых системах, куда входят: 1) лампы повышенной сложности, изготавливаемые по самым передовым технологиям и наивысшим стандартам точности. 2) электронные блоки питания, управления и защиты и 3) системы автоматической коррекции угла наклона фар и их очистки. Стоимость зависит от всех этих составляющих.

Электробезопасность ксеноновых систем

Насколько все это безопасно? Ксеноновые системы сегодня используются повсеместно и обязаны удовлетворять стандартам. Ведь в случае аварии или повреждения фар на вашем переднем бампере могло бы оказаться 25 тысяч вольт! Электробезопасность — очень важный фактор, и блоки бренд-производителей имеют встроенную защиту, срабатывающую в случае аварии или повреждения. Например, в конструкциях систем фирмы Hella предусмотрено обесточивание в случае неожиданных отклонений в штатных цепях.

Xenonshop.ru ›
Блог ›
Тест ксеноновых ламп D2S

Дорогие клиенты и подписчики, для вас мы в своем магазине на «Мельникова, 5» решили провести масштабный тест ксеноновых ламп с цоколем D2S, где на практике увидим, какие лампы самые мощные, а какие светят послабей. Изначально для теста было выбрано семь ксеноновых ламп, но после первых неожиданных результатов число протестированного ксенона возросло до одиннадцати ламп.

Сразу предупреждаем – результаты оказались весьма неожиданными, но все было измерено честно: мы организовали на столе специальный проверочный стенд, прикрутив стандартную би-ксеноновую линзу к стойке и закрепив ее скотчем, чтобы за время теста она не меняла положения. Каждая лампа после включения в течении нескольких минут разгоралась, что дает нам максимально правдивые измерительные показания.

Измерение силы света ксеноновых ламп D2S

Если вам не хочется знакомиться со всем материалом полностью, то мы предлагаем список из ламп с их итоговой силой света, ниже в статье представлены фотографии измерений люксметром:

• MTF-Light Original – 33.7 килолюкса
• Osram Original – 34.1 килолюкса
• Osram Ultra Life – 34.9 килолюкса
• Philips X-treme Vision Gen2 – 35.2 килолюкса
• Philips Vision – 36.1 килолюкса
• Dixel – 38.6 килолюкса
• Neolux – 42.1 килолюкса
• Osram Cool Blue Intense – 43.7 килолюкса
• Osram Night Breaker Unlimited – 47.5 килолюкса
• Osram Night Breaker Laser Next Gen – 50.9 килолюкса
• Osram Cool Blue Boost – 56.2 килолюкса

Как можно увидеть, показатели несколько странные, например, мы были весьма удивлены тому, что оригинальные немецкие ксеноновые лампочки Osram Original D2S светят почти на 8 килолюкса хуже лампочек Neolux D2S, которые стоят дешевле и позиционируются в качестве оригинальных лампочек со схожими к линейке Osram Original параметрами.

Другой неожиданностью стали замеры света мощного ксенона Philips X-treme Vision Gen2 D2S. Мы постоянно ставим в своем автосервисе эти лампочки и всегда они были впереди других, но нет, в этот раз их каким-то образом обогнали ксеноновые лампочки Dixel D2S, светящие на 3,5 килолюкса ярче.

Обычные лампочки MTF-Light Original D2S в итоге светили хуже всех, но ненамного хуже Osram Original, хотя цена ламп Осрам ощутимо выше ламп МТФ. По силе света они схожи с лампами Osram Ultra Life D2S (лампы с 10-летней гарантией) и классическими ксеноновыми лампами Philips Vision D2S.

Новый ксенон Osram Night Breaker Laser Next Gen D2S в отличие от предшествующей линейки ламп Osram Night Breaker Unlimited D2S светит ярче, но ненамного, впрочем, по сравнению с более слабыми ксеноновыми лампами 50 килолюкс это очень хороший показатель в нашем случае.

Финальным удивлением стало то, что лампы с температурой 7000K светили ярче всех вообще ламп – речь идет об Osram Cool Blue Boost D2S и младшей линейке Osram Cool Blue Intense D2S. Несмотря на холодную температуру светят данные лампы без голубого оттенка вообще, световой пучок ярко-белый и мы решили теперь их рекомендовать для установки в фары, хотя, конечно, лампы стоят весьма ощутимо.

Теперь стоит объяснить ситуацию, при которой дешевый ксенон в некотором случае светил ярче более дорогих аналогов. Все дело в долговечности – чем ярче и дешевле лампа, тем скорей она выгорит. Тот же самый Диксель потеряет уже через полгода треть своей яркости, чего, конечно не произойдет с Осрам Ориджинал – эти лампы верой и правдой служат по нескольку лет. Также не стоит забывать, что качество света ксеноновых ламп не измеряется лишь одной яркостью: нужно смотреть на светотеневую границу, где дешевые лампы светят ярко только в одной точке, а яркость качественных и дорогих ламп равномерно распределяется по всей ширине СТГ.

Записаться на замену ксеноновых ламп

В нашем автосервисе Вы можете заказать не только замену ламп, но и произвести замену или ремонт фар и отдельных элементов автомобильного освещения, а также установить парктроники или наклеить тонировочную пленку быстро, качественно и недорого – обращайтесь!

Ждём вас в нашем установочном центре по адресу: ул. Мельникова, д.5.

Для записи звоните: 8 (495) 215-54-52

Перечень услуг и прайс-лист

Тест ксеноновых ламп D2S

Расскажем о результатах теста ксеноновых лампах для штатного ксенона, а именно о лампах с цоколем D2S. Для сравнения качества освещения были взяты такие образцы: Philips 85122+, Osram Classic, Neolux NX2S, Osram Cool Blue Intense, лампы от MTF, Xenite Premium и от неизвестного китайского производителя .

Количество автомобилей со штатным ксеноном становится всё больше и больше и у владельцев, когда штатные лампы выходят из строя, возникает вопрос, на что их заменить. Сегодня мы попробуем разобраться, стоит ли сэкономить и купить корейские, либо китайские лампы, и ли же не искушать судьбу и поставить оригинальные лампы и забыть про проблему на года 3-4, – примерно столько служит оригинальная лампа.

Philips D2S 85122+

Перейдем непосредственно к тесту. Разрушим всю интригу, на первом месте оказался Philips D2S 85122+, с показаниями 59,6 КЛюкс. Они оказались самыми яркими из представленных, причем, показатели около 60 Килолюкс – это очень много. Это отличный результат. Данные автомобильные ксеноновые лампы можно было бы настоятельно рекомендовать к приобретению, если бы не одно но – в данный момент на рынке соотношение между оригинальными лампами и подделками – на 10 подделок будет 1 оригинальная. Поэтому шансов, что вы купите оригинальную лампу – довольно мало, даже если вы изучите кучу видео, где показывается, как отличить оригинал от подделки. Тем кто очень хорошо разбирается в лампах можно однозначно посоветовать эту лампу.

Osram D2S Classic

Второе место в нашем тесте заняли лампы Osram D2S Classic с результатом 56,7 Килолюкса. Это также очень хороший результат, поэтому их можно рекомендовать. Это такие же лампы, что и Philips из серии «Поставил и забыл» на 4-5 лет. Они дают хорошую ровную засветку и качество этих ламп не вызывает вообще никаких нареканий. И у них есть одно очень серьезное преимущество по сравнению с Philips – их почти не подделывают. Тем людям, которые боятся приобрести подделку у Philips, можно посоветовать приобретать лампы Osram.

NEOLUX D2S NX2S

Третье место у нас заняли лампы фирмы Neolux NX2S. Это почти полная копия ламп Osram, по крайней мере выглядят они практически одинаково. И такое ощущение, что производятся на том же оборудовании. Светят они чуть слабее, очень хороший вариант для тех, кто хочет купить такую же, как Osram, но чуть подешевле.

MTF

На четвертом месте оказались лампы MTF, это лампы-заменители для штатных ксеноновых ламп. В чем суть? Они стоят гораздо дешевле, но показания у них чуть меньше, чем у лам Osram, либо у Philips – 47,9 Клюкс. Можно рекомендовать тем, кто хочет купить более дешевые лампы, единственный момент – учитывайте, что срок службы этих ламп составляет порядка 1 года. И если у вас автомобиль, у которого доступ к лампам усложнен, чтобы поменять её, надо снять бампер, а такие автомобили есть, то их не стоит приобретать из-за того, что услуга по демонтажу бампера будет вам стоить каждый год дороже, чем разница между лампами Osram, Philips и MTF. Приобретать MTF нужно на машины, где очень легкий доступ к лампам, где поменял – и поехал дальше.

Osram Cool Blue Intense

На пятом месте лампы Osram Cool Blue Intense. Если честно, ожидания от этих ламп были больше, потому что на упаковке указана 20% прибавка к свету, но здесь ее нет, скорее всего наоборот, отмечается 20% снижение яркости относитлеьно стандартной лампы Osram – 46,3. Может быть их преимущество только в том, что они светят более белым светом, то есть это лампа на 5500 К. Если вам это принципиально, то приобретайте. Но стоят они дороже, красота требует жертв.

Xenite Premium

На шестом месте у нас оказались лампы Xenite Premium. По ее виду можно сказать, что выглядит она очень качественно, сделана очень хорошо, колба не гнутая, когда ее устанавливали в тестовую линзу, никаких засветок не было. Лампа заслуживает своего внимания, световой поток – 42,8.

Лампа китайского производителя

Перейдем к последней лампе нашего теста. Охарактеризовать эту неизвестную лампу можно очень кратко – это плохая лампа. Во-первых, у нее кривая колба, если посмотреть, она в сторону сдвинута. И при установке в линзу полностью меняется рисунок света, пропадает та зона светового пучка, которая должна освещать правую обочину. Это еще раз подтверждает, что колба у этой лампы кривая. Так же один важный момент – это лампа клеевая, то есть, у нее колба закреплена в цоколе с помощью герметика. И вот этот герметик со временем начнет высыхать, и испарения герметика со временем осядут на отражателе, уменьшая его отражающие свойства. И фара будет светить всё слабее и слабее. И чем больше таких лампочек будет вставлено, тем хуже будет светить ваша фара. Поэтому крайне не рекомендуется покупать такие лампы с клеевым креплением колбы к цоколю. Дело еще в том, что без доработки напильником, эта автолампа не хотела вставать в посадочное гнездо – у нее нарушены геометрические размеры.

Блок розжига ксенона: основа работы автомобильных ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы головного света из-за особенностей конструкции не могут прямо подключаться к бортовой электросети автомобиля. Для их работы нужно специальное устройство — блок розжига ксенона. Все о данных блоках, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и установке читайте в статье.

Что такое блок розжига ксенона?

Блок розжига ксенона (балласт, электронный пускорегулирующий аппарат, ЭПРА) — компонент электрической бортовой сети транспортных средств; электронное устройство для запуска и поддержки работы газоразрядных ксеноновых дуговых ламп головного света.

Ксеноновые лампы — это газоразрядные источники света, в которых поток света формируется горящим в атмосфере ксенона электродуговым разрядом. Основная проблема данного типа ламп заключается в том, что для первоначального розжига дуги необходим импульс (или серия импульсов) тока с высоким напряжением — порядка 23-30 тысяч вольт (кВ), а для дальнейшего поддержания стабильного горения дуги нужно напряжение 80 В. Понятно, что от 12 и 24-вольтовой бортовой сети питать ксеноновую лампу нельзя — для этой цели и используются ЭПРА или блоки розжига ксенона.

На ксеноновый блок розжига возложено три основных функции:

  • Розжиг электрической дуги ксеноновой лампы (запуск ламп) — преобразование постоянного тока низкого напряжения (12 или 24 В) в переменный или импульсный ток высокого напряжения (в две ступени — сначала до 500 В, затем до 23-30 кВ);
  • Поддержка стабильной дуги (обеспечение работы ламп в течение всего времени использования головного света) — ограничение тока до необходимого напряжения (80 В);
  • Общий контроль и управление ксеноновой лампой и всей электрической цепью ламп головного света.

То есть, ЭПРА обеспечивает возможность нормальной эксплуатации ксеноновых ламп на обычных транспортных средствах с низковольтной бортовой цепью. Блок розжига является ключевой деталью ксенонового головного света, поэтому при его установке в первую очередь следует позаботиться именно о выборе ЭПРА. Также с вопросом выбора блока приходится сталкиваться при его неисправности. Чтобы сделать верную покупку, следует сначала разобраться в конструкции и особенностях данных электронных устройств.

  • Блок розжига TOYOTA LEXUS ксенона OE

    10 131 ₽

  • Блок розжига VW Passat (12-) ксенона OE

    7 701 ₽

  • Блок розжига BMW 3 (E46) ксенона OE

    4 820 ₽

Типы, конструкция и характеристики блоков розжига ксенона


Схема подключения блока розжига в монобловном исполнении (по одному на лампу)

Все современные ксеноновые блоки розжига строятся на одинаковых принципах, в них выделяются два контура:

  • Низковольтный — его основной является балласт, здесь действующие напряжения не превышают 80 В при работе лампы и до 500 В при розжиге;
  • Высоковольтный — его основной является собственно блок розжига, который часто называется стартером или игнитором, здесь действующие напряжения достигают 23-30 кВ в момент розжига.

Весь ксеноновый ЭПРА, по сути, является высоковольтным преобразователем напряжения, который обеспечивает повышение напряжения 12 или 24 В сначала примерно до 500 В, а затем до 23-30 кВ. Основу низковольтного контура этого преобразователя составляет задающий генератор на основе микросхемы, преобразующий низкое постоянное напряжение в переменное, которое затем повышается транзисторным усилителем и высоковольтным трансформатором — в результате на конденсаторе, на который нагружен трансформатор, действует переменное напряжение порядка 500 В. Далее это напряжение подается на высоковольтный контур, который так же состоит из высокочастотного трансформатора (катушки) и конденсатора — здесь напряжение вновь повышается, достигая необходимого для розжига лампы значения 23-30 кВ.

В низковольтном контуре располагается и схема управления питанием ламп, которая начинает работать после розжига, фактически отключая высоковольтный контур. Здесь же могут предусматриваться системы защиты от коротких замыканий, перемены полярности подключения ламп, неправильной диагностики и т.д. Данные системы приводят к отключению всего блока в случае возникновения различных неисправностей или несанкционированного доступа в высоковольтный контур — это предотвращает более сложные проблемы и поражение человека током высокого напряжения.

Работает блок розжига ксенона следующим образом. При включении головного света на блок подается напряжение от бортовой сети — оно преобразуется и повышается до 500 В в балласте, накапливаясь в конденсаторе. Далее ток подается на игнитор, где повышается до 30 кВ — именно этим напряжением питаются ксеноновые лампы, в которых в течение 3-5 секунд происходит розжиг дуги. После розжига необходимость в высоком напряжении отпадает, и балласт переходит в режим поддержки дуги — он отключает игнитор и понижает напряжение питания ламп до стандартных 80 В.

На практике возможны различные способы реализации описанных процессов, но в любом блоке розжига присутствуют генератор, транзисторный усилитель и несколько высоковольтных трансформаторов с конденсаторами высокой емкости.


Блок розжига ксенона с вынесенным игнитором и обманкой

При этом ксеноновые блоки розжига могут иметь различную компоновку и конструкцию:

  • Моноблок;
  • Раздельный блок.

В устройствах первого типа оба контура — низковольтный и высоковольтный — размещены в одном корпусе, из которого выходят кабели для подачи низкого напряжения и соединения с лампами. В устройствах второго типа контуры расположены в индивидуальных корпусах, низковольтная часть — в корпусе балласта, высоковольтная часть — в корпусе стартера/игнитора. При этом игнитор может выполняться как в виде отдельного блока, так и объединяться с разъемом (патроном) лампы. Разделение блоков значительно снижает электрические наводки и сокращает потери в высоковольтной части.

Отдельную категорию ксеноновых ЭПРА составляют блоки розжига с так называемыми «обманками». К данному типу относятся блоки, устанавливаемые не штатно на автомобили, в которых предусмотрена система самодиагностики цепей питания ламп головного света. При установке ксенона с обычным блоком данная система выдает ошибку, предупреждая о перегоревшей лампе, и, соответственно, не позволяет пользоваться фарами. Введение в схему «обманки» снимает эту проблему — она имитирует обычную лампу накаливания, которую система самодиагностики распознает пригодной для эксплуатации, и позволяет пользоваться светом.

Ксеноновые блоки розжига бывают штатными и нештатными, первые устанавливаются на автомобиль производителем, вторые используются для замены штатных ламп накаливания на ксенон. Блоки могут выполняться в корпусах различных типов, они обычно монтируются рядом с фарами для сокращения длины кабелей.

Верный выбор, замена и эксплуатация блока розжига ксенона

Выбор ксеноновых блоков розжига необходимо делать, исходя из типа ксеноновых фар головного света: если они установлены на автомобиль штатно, то следует выбирать блоки розжига в соответствии с рекомендациями автопроизводителя; если они установлен не штатно, то следует подбирать блок розжига в соответствии с особенностями автомобиля и ксеноновых ламп. Наиболее просто выбор делать для штатного ксенона — нужно брать ЭПРА того же типа и каталожного номера, что были установлены ранее. Замена здесь допустима, но далеко не всегда, и в каждом конкретном случае нужно учитывать характеристики ламп и особенности электросистемы автомобиля.


Блок розжига ксенона с вынесенным игнитором

Что касается нештатного блока розжига, то здесь дела обстоят несколько сложнее. В первую очередь, данный блок должен иметь необходимые для работы установленных ксеноновых ламп характеристики — напряжение низковольтного контура (стандартно — 80 В, но возможны и другие варианты) и напряжение высоковольтного контура (стандартно 23000 В, но возможны варианты вплоть до 30000 В). Все эти характеристики должны быть прописаны в документах на лампы.

Также нужно учитывать схему фар головного света — обычный ксенон или би-ксенон. Конструктивно ЭПРА для этих систем одинаковы, но имеют отличия в цепях питания и подключения ламп, поэтому они не взаимозаменяемы.

Выбор между моноблочным и раздельным вариантом следует делать, исходя из наличия места под установку блока и особенностей электросистемы автомобиля. Моноблочные устройства требуют монтажа только одного корпуса и требуют меньше места в фаре для разъема ламп, однако они могут создавать наводки и помехи, что будет отражаться на работе бортовой сети (например — помехами радиоприему или при работе аудиосистемы). Раздельные блоки требуют места для монтажа игнитора (стартера), однако они обеспечивают лучшую защиту от помех, а при необходимости игнитор можно заменить отдельно от балласта и наоборот.

Наконец, для автомобилей с системой диагностики цепей питания ламп головного света следует брать блоки розжига с «обманками» — в этом случае придется позаботиться о размещении дополнительного модуля небольшого размера, однако будет обеспечена нормальная работа фар.

При установке ксенона следует брать комплект из двух блоков розжига — по одному на каждую фару. Монтаж этих устройств обычно не доставляет проблем, так как все подключения выполняются через штатные разъемы. Главное — найти удобное место для размещения блока и аккуратно развести проводку.

Обратите внимание: в высоковольтном контуре ЭПРА ксеноновых ламп действуют токи высокого напряжения, поэтому при монтаже и испытаниях следует соблюдать правила техники безопасности!

При правильном выборе и монтаже блоков розжига ксеноновые фары будут надежно и эффективно работать, освещая путь автомобиля даже в самую темную ночь.