Не получается водить

В этой статье поговорим о том, как научиться управлять автомобилем с нуля: что для этого нужно делать, чего делать не следует и какими навыками нужно обладать.

Как быстро научиться водить машину

Главное в процессе обучения – не бояться автомобиля, вникнуть в основные принципы вождения, почувствовать габариты и мощность движущей силы.

Начинать всегда стоит с малого – не торопитесь брать высокую планку. Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения при выключенном двигателе. Это поможет совершать действия при вождении, не глядя себе под ноги и не отвлекаясь от процесса управления автомобилем:

  • Попереключайте скорости. Поймите, в каком положении фиксируется та или иная передача.
  • Отработайте процесс включения поворота. Правый поворот включается движением вверх, левый — движением вниз. Запомнить будет проще, если понять движение рулевого колеса. При его вращении палец левой руки как бы сам задает правильное направление.
  • Прокрутите рулевое колесо, перехватывая руль обеими руками. Ощутите границы крайне левого и крайне правого положения руля.

Потренируйтесь на этих упражнениях пару дней, и вы будете подготовлены к езде за рулем. Даже если будете волноваться, ваши руки и ноги будут действовать на автомате. Вы почувствуете контроль над ситуацией.

Уверенность, что вы контролируете автомобиль, — самое важное в осваивании навыков вождения.

Также читайте: Как научиться водить машину женщине

Как научиться водить машину на механике

Большинство водителей проходят обучение на автомобилях с МКПП. Это, что называется, классика жанра, поскольку:

  • МКПП — наиболее сложная. При получении навыков вождения ТС на механике водителю проще перейти на альтернативные трансмиссии.
  • Управление автомобилем с механической коробкой передач обеспечивает большую концентрацию водителя за рулем, что в дальнейшем делает его более внимательным и сосредоточенным на дорогах.
  • Механическая коробка позволяет быстрее набирать и сбрасывать скорость, что дает возможность лучше чувствовать и контролировать автомобиль.

Лучший способ научиться водить автомобиль — довериться опытному инструктору. Внимательно слушайте и старайтесь как можно точнее выполнять рекомендации специалиста.

Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике

Расположение педалей:

  • слева — сцепление;
  • посередине — тормоз;
  • справа — газ.

Самая основная педаль — сцепление. Используя ее, можно привести автомобиль в движение. Для этого нужно:

  • нажать на педаль сцепления;
  • снять машину с ручника (он справа);
  • включить нейтральную передачу (на стоящем ТС рычаг уже находится в нужном положении);
  • неторопливо отжать сцепление.

Автомобиль покатится. Для того, чтобы продолжить движение, необходимо:

  • до упора надавить на сцепление;
  • включить первую передачу (движение рычага — влево и от себя);
  • плавно выжимая педаль газа, медленно отжимать сцепление (главное — не испугаться появившихся звуков и не бросить сцепление, потихоньку прибавляя газ).

После пары-тройки попыток эти действия вы будете выполнять автоматически. Сначала будет получаться неидеально. Возможно, вы будете глохнуть. Не паникуйте, просто пробуйте еще.

Также читайте: Как проверить вариатор при покупке авто

Как переключать передачи на механике

Чтобы ехать быстрее, нужно постепенно добавлять обороты, переключая передачи.

Чтобы придать автомобилю ускорение, нужно нажать на педаль сцепления и плавно отпустить газ. В этот же момент включить следующую передачу и прибавить газ.

Когда пора переключить скорость:

  • 1 передача — до 20 км/час;
  • 2 передача — 20-40 км/час;
  • 3 передача — 40-60 км/час;
  • 4 передача — 60-90 км/час;
  • 5 передача — 90 км/час и более.

Никита Орлов, автоэксперт:

«Обучаться вождению лучше на старом и, как это ни странно, неисправном автомобиле. Когда я обучался вождению, в автошколах были исключительно автомобили марки «Жигули» разной степени исправности, без гидроусилителя, кондиционера и прочих радостей современной техники.

Научившись ездить на плохом автомобиле, вы с уверенностью будете себя чувствовать за рулем практически любого авто. Научитесь ездить на механике и, пересаживаясь на машину с АКПП, вы почувствуете и уверенность в собственных силах, и дополнительный комфорт.

Если вы уже знаете, какую марку и модель автомобиля приобретете после получения водительского удостоверения, имеет смысл поискать инструктора именно на таком авто. Тогда, пересев за руль собственного автомобиля, вы практически не почувствуете разницы. В любом случае только упорство и ежедневная практика сделают из вас настоящего водителя».

Также читайте: 10 вещей, которые нужно сделать после покупки б/у машины

Как научиться водить машину на автомате

С коробкой-автомат вождение становится «на автомате». Преимуществ множество:

  • Можно не бояться «откатов», когда автомобиль на горке катится назад.
  • Можно не пользоваться ручником на подъемах и при остановке: система сама блокирует колеса.
  • У вас под ногами только две педали. По сути, вы управляете одной ногой. Можете забыть про процесс выжимания сцепления, обучение которому вызывает у большинства проблемы и страхи.
  • Не приходится слушать двигатель, чтобы вовремя переключить скорость.
  • В зимнее время не нужно готовиться к маневру заблаговременно, как это делается на механике.

Все, что требуется от водителя, управляющего машиной с автоматической коробкой передач, — знание правил ПДД.

На автомате переключатель скоростей выглядит несколько по-другому, нежели на механической коробке. Есть три программы:

  • P — парковка. Тот же ручник. Нажав педаль тормоза, вы остановились до конца и понимаете, что ближайшие пару минут не тронетесь с места. Вы можете привести рычаг переключения в режим паркинга и отпустить педаль тормоза, тем самым обездвижив автомобиль.
  • R — задняя скорость. Тут все просто и понятно. Выжали педаль тормоза до упора, привели рычаг в положение R, отпустили педаль тормоза, и автомобиль покатится назад.
  • N — нейтральная скорость. Данная передача используется довольно редко. Она нужна в случае проезда в труднопроходимых участках, когда необходимо выехать из глубокой ямы.

Научиться водить автомобиль с автоматической коробкой передач в разы проще, чем с механической. Но если будете учиться вождению на машине с автоматической коробкой передач, ездить на механике не сможете.

Это связано с тем, что автомобиль слишком много делает за вас. Особенно это заметно у автомобилей новых поколений с различными системами круиз-контроля, когда на педаль газа нажимать не нужно.

Садитесь в автомобиль, выжимаете педаль тормоза, отпускаете ее — двигатель заведен. И вот автомобиль уже плавно начинает движение без лишних вибраций и пробуксовок. Сели и поехали.

Коробка-автомат призвана облегчить жизнь автомобилисту. Например, она очень удобна в городском движении, когда приходится много перестраиваться из ряда в ряд, еще и переключая скорости. Или, напротив, стоять в пробке, периодически подкатываясь на 3-4 метра.

Но если вы хотите стать универсальным водителем, стоит начинать обучение все же с механической коробки. И вот когда на ней вы будете ездить как «на автомате», тогда уже можно пересесть на автомат.

Также читайте: Каких «автоматов» надо опасаться

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Новичкам, в отличие от водителей со стажем, всегда сложно ориентироваться в пространстве и чувствовать, где заканчивается автомобиль. Для этого и нужны занятия на автодроме.

Чем больше опыта, тем лучше вы будете чувствовать габариты. Но для начала дадим советы для того, чтобы процесс пошел быстрее:

  • На дороге нельзя смотреть под колеса своего автомобиля. Не пытайтесь разглядеть асфальт перед ними. Взгляд направлен только вперед.
  • При движении назад важно понять, как двигаются колеса и где заканчивается бампер. Для этого ориентируются обычно на заднюю щетку, если она есть.
  • Перед тем, как перестроиться в другой ряд в потоке автомобилей, покажите поворот и смотрите в зеркало. Когда соседний автомобиль будет полностью позади вас, смело перестраивайтесь.

Не бойтесь практиковаться. Ставьте сложные задачи и выполняйте их. Они получатся не сразу. Но когда вы выполните упражнение несколько раз подряд, вы сами почувствуете, что в этом нет ничего трудного и управлять автомобилем сможет каждый.

А если вы соберетесь покупать свой первый автомобиль, воспользуйтесь рекомендациями, которые мы для вас подготовили. На сайте представлен целый раздел статей, в которых мы подробно рассказываем, как приобретать б/у машину и чего стоит опасаться при выборе. Обзоры на подержанные модели разных годов выпуска читайте в нашем блоге. Также мы ведем Youtube-канал, где вы найдете много полезных и интересных выпусков.

Также читайте: Типы дорожных знаков

Почти каждый раз, говоря о высокой аварийности на дорогах, представители ГИБДД критикуют автошколы за качество подготовки водителей. Оставим в стороне их взаимную пикировку («Ну как вы их учите? А зачем вы им тогда права выдаете?»), попробуем разобраться, возможно ли вообще научить человека ездить при нашей системе подготовки водителей.

Миф первый: здесь учат

Это далеко не везде так. Курс подготовки автошкол рассчитан не на обучение водителя, а на подготовку к сдаче экзамена в ГИБДД. На «теорию» отводится всего 106 часов. То есть запрограммированный максимум – получение «корочек». Остальное никого не волнует. Более того, сам процесс обучения — это издержки. Помещение школы, литература и наглядные пособия, тренажеры, инструкторы, автопарк, полигон – это все деньги, затраты.

Во-первых, учить кто-то должен. Но в России нет конкретного документа с требованиями к преподавателю автошколы. Нет специальных учебных заведений, где готовят инструкторов. Например, в Германии инструктор готовится 700 часов в течение 1 года, 2 года проходит стажировку и только после этого получает право стать полноценным учителем автошколы.

Второе: в стране тысячи «виртуальных» автошкол, которые представители привычных называют «сетевыми». Их никто не считал. Они «прикрываются» лицензиями, выданными на одну головную «контору», а сами набирают слушателей по разным районам и городам за смешные деньги по объявлениям с указанием номера мобильного телефона.

— Сейчас это достаточно развитый сетевой бизнес. Объявления в региональных газетах гласят: «Как выучить правила дорожного движения за 6 часов без взрыва мозга?! Приходите — поможем». Вот так зазывают людей, и они идут! У нас в программе заложено на изучение ПДД 106 часов. Цена в этих сетевых организациях гораздо ниже, но качество очень сомнительное. Думаю, что здесь должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба. Более того, есть уже и федеральные «сетевики», которые неподконтрольны проверяющим органам, — говорит Татьяна Шутылева, президент межрегиональной ассоциации автошкол.

Представители Генпрокуратуры в прошлом году проанализировали состояние законности при подготовке кандидатов в водители транспортных средств в автошколах. И «нарыли», что «игнорируя требования законодательства о лицензировании образовательной деятельности, об образовании, подготовка автошколами водителей нередко проводится без соответствующей лицензии, а также с нарушением предусмотренных лицензией требований». Кроме того, в автошколах отсутствуют образовательные и рабочие программы по обучению кандидатов в водители, графики учебного вождения, школы не обеспечены учебно-методической литературой.

Что делать? Искать крупные автошколы, работающие давно и имеющие хорошую репутацию. Проверить лицензию, узнать, кто преподает, где проходит обучение, на каких машинах учат водить.

Миф второй: можно найти недорогую автошколу

А вот и дудки. Средняя стоимость обучения в столичной автошколе – 27 тысяч рублей. В Архангельске – 17 тысяч, а самая высокая — в Самаре, 32 тысячи рублей. В Южных республиках – Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии – самая низкая стоимость услуг по подготовке кандидатов в водители – от 5 тысяч рублей, — такие данные приводит Сергей Евстафьев, замначальника Управления подготовки специалистов Департамента профессионального образования ДОСААФ России.

Получается так, что школы, не дающие обучение в нужном объеме, но берущие меньшие деньги, имеют конкурентное преимущество перед теми, кто вычитывает положенные по программе часы подготовки. Представители автошкол считают, что нельзя за семь тысяч рублей выпустить нормального водителя.

Что здесь поможет? Не искать, где дешевле, а ориентироваться на сложившиеся в регионе цены. За такую экономию потом все рано придется расплатиться: штрафами, здоровьем, жизнью.

Миф третий: придешь сюда пешком – уедешь за рулем

Разве что уползешь тихонько, молясь или чертыхаясь. Дело в том, что на обучение практическому вождению по программе отводится всего-то 50 часов. Но и не в этом дело, а в том, что на городских оживленных улицах машинам со знаком «У» делать нечего. В главе 21-й Правил дорожного движения говорится о том, что органы местного самоуправления по согласованию с ГИБДД составляют перечень дорог, куда машинам автошкол путь закрыт. И, естественно, учебная езда запрещена во дворах жилых домов и на автомагистралях.

Что можно ждать от водителя, который раньше ездил только на дорогах с неинтенсивным движением и с инструктором справа, который бил по коленке, если скорость достигала 40 км/час, а, едва получив права, пытается самостоятельно влиться в общий поток на магистрали, где все едут 130?! Чаще всего, вчерашние курсанты потом еще долго ездят справа, холодным потом обливаясь. Или просят кого-то из знакомых или родственников доучить их ездить и не бояться.

Что здесь поможет? Курсы контраварийной подготовки, где грамотные инструкторы (чаще всего – бывшие или действующие автоспортсмены) будут не натаскивать к сдаче экзамена, а в индивидуальном порядке учить премудростям повседневной безопасной езды. А это еще тысяч двадцать рублей в столичных ценах. Или больше, если ученик окажется не самым способным.

Два шага в сторону

У нас пока еще никто не запретил самоподготовку, когда кандидат в водители самостоятельно сдает экзамены в ГИБДД. Всего один вопрос: где и как научился этот человек водить машину, если ездить без прав у нас запрещено? Пробел, получается. Ездить нельзя, а сдавать на права после самоподготовки можно. Автошколы, естественно, против этого, ведь это их хлеб. А мы на стороне людей: если может человек сдать на права самостоятельно, зачем ему препятствовать? Лучше придумать, как создать ему для этого условия.

И еще, конечно, коррупция. Есть массовое заблуждение, что сдать на права без взятки нельзя. Свои промахи и ошибки, как нерадивые студенты, курсанты любят объяснять словами «завалили» и «бесплатно не сдать». Это с одной стороны. С другой – в самих автошколах предлагают заплатить за сдачу экзамена. Мы провели опрос на сайте, и на вопрос: «Приходилось ли вам сталкиваться с предложениями «содействия» гарантированной сдаче экзамена?» более половины респондентов (ок. 55%) ответили «Да». Так что и здесь не все чисто.

А вы как думаете, могут ли в автошколе подготовить нормального водителя?

10 причин научиться водить машину

Помните, как в детстве мы укладывали подушки, сооружая из них машину с воображаемым рулем и надежной бутылкой вместо рычага коробки передач, и мчались во весь опор в нашем придуманном мире? Помните время, когда игрушечная машина была самым заветным подарком и делала нас суперзвездой среди друзей? А когда мы не могли дождаться момента, чтобы, наконец, погонять по улице как Брайан О’Коннер из фильма «Форсаж»? Порочное удовольствие, не так ли? Что ж, пора подумать о том, чтобы осуществить свои давние фантазии (в пределах разумного, конечно).

Сидение на водительском сидении (извините за невольный каламбур) позволит мечтам стать реальностью. Научиться водить машину — одно из величайших достижений в наше время, которое дает тому, кто обладает этим навыком, свободу и независимость. Вождение автомобиля придает уверенности в себе благодаря овладению бессмертным навыком. Итак, вот 10 причин, почему вы должны научиться водить машину:

10. Долой стереотипы

«Женщина не может водить машину» — фраза, произносимая мужчинами в каждом втором переулке. Женщины проявили себя почти в каждой области, так почему же не в умении управлять автомобилем? Хорошенько потренируйтесь и позвольте вашим навыкам говорить за себя. Переключите передачу, нажмите на газ и отбросьте в сторону стереотипы о женском вождении, которые передаются вот уже из поколения в поколение.

9. «Прокачу-с-ветерком»

Дорожные путешествия становятся все более популярными, и нет ничего более авантюрного, чем отправиться в путь на машине полной ваших друзей. Мчаться среди холмов, долин и лесов – это приключение особого сорта. Убедитесь, что вы пережили подобный опыт хотя бы раз в жизни.

8. Ваш личный чердак на колесах

Вождение автомобиля имеет одно важное преимущество – вы можете отправиться за покупками как только захотите, и затем уложить все ваши сумки в надежные руки (вашу машину). Вам не надо волноваться об их размещении в отличие от двухколесного и общественного транспорта, где держать слишком много пакетов может быть не очень удобным, болезненным и отвлекающим.
Не волнуйтесь, совершайте покупки, когда вашей душе угодно в любую распродажу и складывайте их на такие удобные колени вашего автомобиля.

7. Потому что общественный транспорт имеет свои недостатки

Путешествие в переполненном автобусе или поезде может показаться адом. Раскачивания и столкновения с потным человеком – НЕПРИЯТНО. Вид постоянно плюющихся людей – ОТСТОЙ! Борьба за свободное место – РАЗДРАЖАЮЩЕ. Битва с контролером за мелочь – УТОМИТЕЛЬНО. Извращенцы, ищущие возможность облапать вас – ДОСАДНО. Список может продолжаться до бесконечности. Путешествие в общественном транспорте – это очень некомфортно и утомительно.
Итак, что вы видите? Вождение личного автомобиля оберегает вас от множества неприятностей. Он – ваш рыцарь в сияющих доспехах.

6. Вы станете добрым самаритянином

Вождение автомобиля предполагает взятие на себя таких обязанностей, как надлежащий за ним уход, а также быть херувимчиком для ваших друзей, которых вы можете безопасно доставить до дома после шумной вечеринки. Как говорят – «друг познается в беде».
Кроме того, вождение автомобиля дает вам шанс стать добрым самаритянином. Вы можете подбросить людей, которые в этом нуждаются или оказать помощь в случае несчастного случая на дороге, и получить различные благословения за ваш бескорыстный поступок. Вы можете стать ангелом или спасителем для людей, находящихся в поиске лучика надежды. Кто знает, может этот поток благословений смоет все ваши грехи. *подмигивание*

5. Будьте сообразительным – будьте экономным

Вождение собственного автомобиля может оказаться очень выгодным. Вы экономите деньги, которые могли бы потратить на то, чтобы нанять водителя, если вы сами не умеете водить. Итак, будьте мудрыми и бережливыми – вкладывайте свои тяжким трудом заработанные деньги в правильном направлении. Еще один разумный шаг, который позволит вам внести свой вклад в сохранение окружающей среды и уменьшить расход топлива, – это предложить свой автомобиль в совместное пользование.
Также передвижение на собственном автомобиле убережет вас от высоких цен на Uber-такси и моторикши. Так что отложите эти копейки, сохраните их на черный день, возьмите ключи и завладете дорогой.

4. Время — деньги

Понимаете ли вы, сколько времени утекает сквозь пальцы пока вы ждете такси или машину? Столько же, сколько спит кролик под деревом, для того чтобы его обогнала черепаха. Каждая секунда – на вес золота, и мы должны научиться максимально использовать свое время. Тут к нам на помощь приходит обучение вождению. Умение водить автомобиль экономит очень много времени, а также знакомит вас со множеством коротких путей.
«Время – это то, чего мы больше всего желаем, но что, увы, хуже всего используем» – этим высказыванием Уильям Пенин (прим. перев.: Уильям Пенн) ясно указывает на наше неумение разумно использовать время. Таким образом, будьте изобретательны и тратьте свое время мудро, выбирая навыки и действия, которые вам в этом помогут.

3. Тише едешь – дальше будешь

Ваша безопасность – в ваших руках. Сядьте за руль и возьмите на себя ответственность за собственную безопасность. Поскольку число случаев нападений, похищения людей и изнасилований со временем все увеличивается, важно, чтобы вы не полагались на совершенно незнакомого вам человека. Жуткого вида водитель, который разглядывает вас с зеркала заднего вида, может заставить почувствовать, как дрожь проходит по позвоночнику, а водитель авто, который вдруг решает спеть с вами романтические песни на заднем сиденье, – это явное предупреждение, что вам грозит опасность. Отгородите себя от подобных вещей и сядьте за руль своего собственного автомобиля.

2. Вы свободны как птица в небе

Возможность запрыгнуть в свой личный автомобиль и помчаться по дороге во весь опор – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Умение водить автомобиль прибавит вам уверенности в себе и продуктивности. Вы можете поехать в колледж или на работу, можете поехать к друзьям или любимое место вашей бабушки, а еще упаковать чемоданы и отправиться в путь со своими друзьями. Вы свободны как птица и больше не станете обузой для своего отца или брата.

1. Самостоятельность

Да! Вам больше не придется просить своего брата подбросить вас, вам больше не придется препираться с грубым шофером злым на язык, вам больше не нужно показывать дорогу водителю такси. Вы избавитесь от этого, как только научитесь водить сами. Умение водить автомобиль добавит вам уверенности в себе и независимости. Более того, вы научитесь брать на себя ответственность за безопасную езду, особенно когда будете подвозить ваших друзей, родственников или случайных попутчиков. Вождение автомобиля бросает вам вызов, который заставляет вас быть внимательным и бдительным, постоянно совершенствует ваш навык, позволяет вам приобрести мастерство и почувствовать удовлетворение от сознания собственного успеха. Этот навык дарует вам независимость вместе с чувством ответственности, самоудовлетворенности и продуктивности.
Еще не поздно дать себе новогоднее обещание. Поставьте пред собой цель научиться водить, и это принесет вам много пользы, а также обеспечит личностный рост *набор номера водительских курсов*

Рекомендуем посмотреть:

Преимущества и недостатки обладания собственным автомобилем от канала «Дай 5»:

Аргументация

Задания для практических занятий

1. Какие утверждения правильные?

  1. Тезис – это мысль, высказанная оратором.
  2. Тезис – это мысль, которую оратор старается обосновать.
  3. Аргументы – это утверждения, подтверждающие тезис.
  4. Аргументы – это публичные утверждения оратора.
  5. Аргументы должны приводиться в системе.
  6. Порядок приведения аргументов может быть произвольным, главное, чтобы они относились к тезису.
  7. Чем больше аргументов, тем выступление убедительнее.
  8. Оптимальное число аргументов — три.
  9. Односторонняя аргументация – это аргументация только «За» или только «Против».
  10. Односторонняя аргументация – это аргументация только «За».
  11. Контраргументация – это односторонняя аргументация.
  12. Контраргументация – это двусторонняя аргументация.
  13. Индуктивная аргументация – от фактов к выводам.
  14. Дедуктивная аргументация – от фактов к выводам.
  15. Оптимальное число повторения основной мысли – три раза.
  16. Употребление оратором иностранных терминов повышает доверие к его речи.
  17. В современном выступлении логика должна преобладать над эмоцией.
  18. В современном выступлении эмоция должна преобладать над логикой.
  19. Если внимание аудитории слегка отвлекать, это повышает убеждающую силу выступления.
  20. Умеренное употребление иностранных терминов создает впечатление интеллектуального превосходства оратора и как следствие – его правоты.
  21. Более краткие выступления воспринимаются как более убедительные по сравнению с более длительными.
  22. Наглядный материал должен быть выставлен в аудитории заранее.
  23. Самый эффективный способ наглядного представления данных –разноцветные прямоугольники разной высоты.
  24. Если можно раздать слушателям наглядные пособия во время выступления, надо это сделать.
  25. Лучший юмор в публичном выступлении – анекдот.

2. Что такое парадокс? Почему эффективен прием «Используйте парадоксы»? На какую аудиторию лучше действуют парадоксы?

3. Объясните смысл парадоксов:

Из двух ссорящихся всегда виноват тот, кто умнее (В.Гете)

Опыт как клюка — помогает ходить, но мешает летать.

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.

В мире нет вечных двигателей, зато сколько угодно вечных тормозов.

Самый легкий способ казаться умным — быть пессимистом (Е.Евтушенко)

Этикет — это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).

Не стоит выяснять отношения, чтобы окончательно их не испортить.

Умное лицо еще не признак ума.

Шутку надо понимать быстро, и совсем не обязательно правильно.

Когда открыты все пути, кто-нибудь обязательно пойдет по кривой дорожке

Деньги не делают человека счастливым, но успокаивают чрезвычайно.

Счастье — это не станция назначения, а способ путешествия.

Друзья бывают фальшивые, враги всегда настоящие.

Если человек отдал жизнь за идею, это вовсе не означает, что он погиб за правое дело (О.Уайльд)

Научить нельзя, научиться можно (С. Михоэлс).

Учитель — не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Тот, кто не понимает юмора — безнадежный человек. От него нельзя ждать ничего серьезного (П.Капица)

Вежливость – это разница между тем, что вы думаете и тем, что вы говорите.

4. Составьте короткие убеждающие выступления, используя приведенные выше парадоксы (по своему выбору). Начните выступление с парадокса, приведите пример из жизни и сделайте вывод — подтвердите или опровергните данный парадокс.

5. Прочитайте сначала неэмоционально, а затем эмоционально:

Общество должно заботиться о стариках и инвалидах, потому что… (закончите эмоциональным аргументом).

Например:

все мы будем когда-нибудь стариками;

все могут стать инвалидами;

у нас живет старенькая бабушка, и я знаю …;

у нас в подъезде живет одинокий инвалид, и я вижу.…

и т.д.

6. Воспользуйтесь в аргументации приемом «Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от ваших предложений или информации».

Пример выполнения задания:

Надо внимательно слушать прогноз погоды

Дорогие товарищи! Прошу вас внимательно слушать прогноз погоды. Прогноз погоды — не мелочь, он касается каждого. Всегда нужно знать, какая будет погода, чтобы правильно одеться. Мы должны знать, будет ли дождь, чтобы решить, брать ли с собою зонтик, надевать ли плащ. Зачем надевать теплые вещи или целый день носить с собой зонтик, если дождя не будет или будет тепло? В прогнозах погоды передают также штормовые предупреждения и инструкции населению, как себя вести (закрыть форточки и окна, при сильном ветре не подходить к окнам, отключить в квартире электроприборы, проследить, чтобы маленькие дети были дома). Если заранее знать об урагане и соблюдать меры предосторожности, ущерб от урагана будет минимальный.

Материал для выполнения задания:

Надо установить на подъезд дверь с кодовым замком

Давайте сделаем детскую площадку

Проведем субботник в нашем дворе

Надо смотреть местные новости по телевидению

7. Свяжите с идеей пользы/вреда для слушателей следующую информацию:

Не надо много смотреть телевизор

Пить молоко полезно

Вежливость позволяет добиваться многого

Вкладывать деньги в учебу важно и необходимо

Надо уметь говорить культурно

Надо уметь писать грамотно

Надо стараться получить как можно больше знаний

Необходимо уметь водить машину

Нужно уметь ездить на велосипеде

Сейчас необходимо знать иностранные языки

Каждый должен овладеть компьютером

Предпринимательство — выгодное дело для тех, у кого нет работы

8. Персонифицируйте следующие идеи.

Образец:

Взрослые лучше разбираются во всем / Взрослые часто не понимают детей (взрослые, дети)

Вопрос о том, как люди понимают друг друга — вопрос старый и, может быть, даже вечный. Его обсуждают с незапамятных времен. В этом вопросе особенно часто сталкиваются точки зрения взрослых и детей. Взрослые обычно считают, что они лучше разбираются во всех вещах, чем дети, потому что они взрослые — они имеют образование, знания, много повидали в жизни. Дети же часто считают, что взрослые неспособны понять детей, потому что увлечены своими проблемами, слишком много требуют от детей, не дают детям свободы, сами уже забыли, что тоже были детьми. Так кто же прав — взрослые или дети?

Школьник должен ложиться спать рано / Школьник может ложиться спать, как взрослые (родители, дети)

Детям не нужно давать много денег / Детям нужно давать больше денег (взрослые, дети)

Дети мало уделяют внимания учебе / Учителя слишком много требуют от детей (учителя, школьники)

Нам нужна рыночная экономика / Нам нужна плановая экономика (либералы, коммунисты)

Занятие предпринимательством помогает выжить тем, кто не имеет работы / Занятие предпринимательством — это спекуляция и нажива (мелкие предприниматели, малообеспеченные люди)

9. Сформулируйте тезис для выступления на тему:

  • что дает человеку образование?
  • должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?
  • можно ли победить коррупцию?
  • кто больше успевает — тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?
  • какие жертвы могут принять дети от родителей?
  • исправляет ли тюрьма?
  • надо ли разрешить курение в школе?
  • как победить пьянство?
  • нужна ли нам цензура?
  • должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания?
  • могут ли все жить богато?
  • можно ли искоренить преступность?
  • нужно ли усиливать вертикаль власти?
  • Алкоголь сокращает жизнь
  • Школьная форма не нужна
  • Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл
  • Все должны заниматься спортом
  • Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок
  • Дети должны использовать опыт и знания родителей
  • Хорошо учиться необходимо для будущего
  • Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам
  • Отдыхать надо в России
  • Мобильный телефон нужен каждому
  • Надо иметь дома собственную библиотеку
  • Надо быть худым
  • Обеспеченные люди – основа стабильности государства

Помните, что тезис, сформулированный вами, должен отражать в виде утверждения вашу точку зрения, и затем вам надо будет доказать правильность этого тезиса, этой точки зрения, приведя в ее поддержку несколько аргументов.

Пример выполнения задания: сформулируйте тезис выступления на тему «всегда ли правы взрослые».

Варианты тезисов:

1. Взрослые всегда правы

2. Взрослые не всегда правы

3. Взрослые правы тогда, когда они говорят о «взрослых» вещах

4. Взрослые в отношении детей всегда не правы

5. Взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт

6. Взрослые не правы, когда они сердятся.

10. Подберите 3-4 аргумента к тезисам:

  • Алкоголь сокращает жизнь
  • Школьная форма не нужна
  • Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл
  • Все должны заниматься спортом
  • Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок
  • Дети должны использовать опыт и знания родителей
  • Хорошо учиться необходимо для будущего
  • Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам
  • Отдыхать надо в России
  • Мобильный телефон нужен каждому
  • Надо иметь дома собственную библиотеку
  • Надо быть худым
  • Обеспеченные люди – основа стабильности государства

11. Превратите фразы в аргумент: развейте мысль таким образом, чтобы исходная фраза стала аргументом к какому-либо тезису. Используйте следующие средства связи частей высказывания: поэтому, неудивительно, вот почему, отсюда следует, теперь становится понятным, теперь появляется возможность, именно из-за этого, а это приводит к том, что и т.д.

Образец:

Погода сегодня плохая. — Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.

Вчера выпал снег

Взрослые тоже могут ошибаться

У самого опытного оратора могут быть неудачные выступления

Мы купили маленький телевизор

Люди стали значительно меньше читать

В России заметно возросло потребление пива

Муниципальный транспорт во всех городах испытывает финансовые трудности

Молодежь стала более раскованной

Школьникам негде проводить свободное время

Мобильный телефон нужен каждому

Компьютером должны уметь пользоваться все

Покупки лучше делать по Интернету

12. Используйте прием «опережающего обсуждения возражений» в аргументации следующих тезисов (приведите аргументы, лучше несколько):

(В беседе с родителями) Сегодня я приду домой поздно, потому что…. Вы, конечно, скажете, что я обязан прийти рано, но …

(В разговоре с преподавателями) Преподаватели часто имеют любимых и нелюбимых студентов в группах… Конечно, преподаватели справедливо возразят, что…. , но…

(В разговоре с другом) Я прошу тебя не звонить мне после десяти часов вечера. Ты, конечно, можешь сказать, что бывают срочные дела, но….

(В выступлении студента на собрании группы) Я считаю, что нам необходимо выбрать в качестве предмета по выбору риторику. Конечно, мне могут возразить, что этот предмет не такой важный, как информатика или экономика, но…

13. Используйте прием «Ссылайтесь на авторитеты» при аргументации следующих тезисов (воспользуйтесь сборниками цитат и афоризмов):

Учеба — основа всей дальнейшей жизни человека.

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков мира.

Вежливость — важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.

14. В каком случае соблюдено правило использования цифр в публичном выступлении, в каком — нет? Исправьте случаи ошибочного использования цифрового материала.

  1. В прошлом году производство сахара в нашей области сократилось на 49, 92% .
  2. Население Воронежской области почти в пять раз меньше населения Москвы и примерно равно населению города Санкт-Петербург.
  3. Средняя зарплата в нашей области, по статистическим данным, в прошлом году составила более 19 000 рублей на человека.
  4. Такая дороговизна! Банка растворимого кофе стоит 287 рублей !
  5. Ученые подсчитали, что человеку умственного труда надо спать в сутки 8 часов 49 минут.
  6. Вы знаете, мы платим за квартиру 4720 рублей 60 копеек в месяц! А год назад платили 2685 рублей 40 копеек…
  7. Нам обещают, что минимальная зарплата повысится почти вдвое.
  8. Успеваемость в нашей школе повысилась. Количество тех, кто учится на отлично, увеличилось на 4,5 %, количество хорошистов и отличников возросло на 12,4%, количество тех, кто имеет тройки и четверки, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6,7%, а количество чистых троечников уменьшилось на 8, 5%.

15. Завершите фразу:

Извините, пожалуйста, меня за опоздание — дело в том, что …

За что я люблю собак, так это за то, что…

Больше всего на свете я не люблю…., потому что…….

Я люблю…., потому что….

Я не люблю…., потому что…

Больше всего я люблю…., потому что……….

Больше всего я не люблю……, потому что……

Больше всего я хочу…., потому что

Больше всего я не хочу…., потому что….

Нужно уметь говорить тосты, потому что …

Нужно заниматься спортом, потому что….

Высшее образование должно быть доступно не только самым сильным ученикам, потому что…

Реклама должна быть честной, потому что…

16. Согласитесь с собеседником, приведя свой дополнительный аргумент.

По-моему, в последние годы у нас меняется климат.

По-моему, не имеет смысла покупать лотерейные билеты.

«Спартак» — очень сильная футбольная команда.

В этом году весна будет ранняя.

В последнее время газета «Комсомольская правда» стала менее интересной.

Пьянство в обществе можно победить

Русский язык — один из самых трудных языков мира.

Профессия летчика-испытателя — одна из самых трудных.

Инженером работать неинтересно.

От телевизора один вред здоровью.

Придерживаться диеты бесполезно.

17. Вежливо не согласитесь, приведя аргумент.

Образец: — Она очень умная девочка. — Да, я с вами согласен. Но, к сожалению, она не всегда проявляет свой ум — иногда начинает упрямиться и не слушает никаких аргументов.

Он хороший футболист.

Она очень хорошо играет на гитаре.

У них замечательный директор школы.

У моего брата прекрасная учительница английского языка.

Санкт-Петербург — очень красивый город

Самое вкусное осенью — это арбузы.

«Зенит» — лучшая футбольная команда.

Наркоманов лечить бесполезно.

Коррупцию победить невозможно.

18. Вежливо откажитесь, развернуто мотивировав свой отказ.

Образец: — Хотите чаю? — Спасибо большое. Сейчас не хочется, мы, перед тем, как зайти к вам, попили кофе в кафе на углу.

Заходите ко мне сегодня вечером

Предлагаю вам вступить в нашу партию

Купите мне, пожалуйста, по дороге хлеб

Одолжите мне двести рублей до понедельника

Присаживайтесь за наш столик

Приглашаю вас сегодня в кино

Приходите следующий раз со своим другом (подругой)

Давайте с вами выпьем

Я приглашаю вас потанцевать

Одолжите мне на неделю тысячу рублей

Давай зайдем сейчас ко мне!

Дай мне на минуту свою ручку!

Дай покататься на велосипеде!

Одолжи мне палатку и спальный мешок на выходные дни!

19. Продолджите утверждения.

Необходимо продолжить утверждение, частично согласившись и частично возразив против данного тезиса, приведя аргументы «за» и «против».

Образец выполнения задания:

Хорошо, когда ты единственный ребенок в семье. — С одной стороны, хорошо, когда ты единственный ребенок в семье, все внимание родители уделяют тебе и все свои деньги тратят на тебя; с другой стороны, плохо, когда ты единственный ребенок в семье, потому что часто бывает дома скучно, тебе никто не помогает, никто не защищает тебя.

Примеры утверждений:

Хорошо, когда у родителей есть машина.

Хорошо, когда у родителей есть дача.

Хорошо, когда мама не работает.

Хорошо, когда у тебя много друзей.

Хорошо, когда у тебя есть младший брат.

Хорошо, когда у вас есть дома телефон.

Хорошо иметь мобильный телефон.

Хорошо, когда долгие праздники.

Хорошо, когда зима снежная.

Хорошо, когда весна ранняя.

20. Подготовьте выступление на тему «За что я люблю телевидение».

Прочитайте список аргументов, уберите ненужные, дублирующие друг друга, добавьте свои, потом составьте план-конспект и выступите на эту тему:

телевизор смотреть интересно;

телевизор позволяет забыть о неприятном;

телевидение экономит деньги;

без телевидения теперь нашу жизнь представить нельзя;

телевидение учит, как зарабатывать деньги;

реклама на телевидении — источник информации;

когда я сморю телевизор, я отдыхаю;

телевидение учит, как пользоваться косметикой и накладывать макияж;

«Дом-2» учит, как вести себя в жизни;

телевидение дает информацию по кулинарии;

когда я смотрю телевизор, меня не трогают родители;

телевизор украшает комнату;

телевизор можно смотреть ночью и рано утром;

религиозные программы формируют нравственность и культуру;

телевидение дает основы эстетических знаний;

к телевизору можно подключить видеомагнитофон;

телевидение дает возможность семье собираться вместе;

музыкальные программы позволяют быть в курсе современной музыки;

телевидение помогает снимать стресс;

телевидение — доступный и бесплатный вид отдыха;

телевизоры сейчас очень хорошие, особенно импортные;

у меня на телевизоре стоит красивая вазочка;

телевидение дает информацию о мире;

телевидение дает информацию о том, чего мы самим никогда не увидим;

телевидение помогает формировать вкус;

все сегодня любят телевидение;

телевидение создает иллюзию общения;

телевидение пополняет знания в области медицины, права, литературы;

телевидение скрашивает рутинную работу;

телевидение — средство от одиночества;

телевизионные боевики воспитывают желание победить;

телевизор можно просто слушать и не смотреть;

телевидение отвлекает от забот.

21. Составьте по аналогичному образцу выступление «За что я не люблю телевидение».

22. Игра «А это как сказать…».

Отвечайте на приводимые ниже утверждения «А это как сказать…» и приводите свои аргументы, опровергающие данное утверждение:

Хорошо иметь кучу денег.

Хорошо всегда выигрывать.

Сидеть дома одному скучно.

Хорошо иметь телефон.

Лучше, когда тебя на уроках не спрашивают.

Боевики смотреть скучно.

Хорошо иметь собаку.

Хорошо, когда зимой много снега.

Приятно, когда ты в жару ешь мороженое.

23. Закончите фразу, подобрав аргумент:

Я очень люблю свою собаку, потому что она ….( какая? что делает для меня? как относится ко мне? и т.д.)

Я не люблю собак, потому что …

Больше всего я люблю…, потому что….

Больше всего я не люблю…, потому что…

24. Выразите приводимые ниже тезисы в разной словесной форме (предложите не менее трех вариантов); если нужно — добавьте дополнительные аргументы.

Образец: Младшие должны заботиться о стариках.

Забота о стариках — это долг младшего поколения; Молодые в обществе должны взять на себя заботу о пожилых; Пожилые члены общества должны получать заботу и внимание со стороны молодых.

Материал для упражнения

Общество должно заботиться о тех, кто сейчас не может сам зарабатывать себе на жизнь.

Чем ты лучше будешь учиться, тем более приспособленным к жизни ты будешь, когда вырастешь.

Если ты будешь хорошо разбираться в компьютерах, ты сможешь в будущем всегда найти работу.

Если школьник будет иметь возможность подрабатывать, это будет выгодно для его семьи.

Если серьезно заниматься спортом, то ты не сможешь хорошо учиться и будешь меньше интеллектуально развит.

25. Приведите максимальное количество аргументов:

Стипендию должны получать все студенты, потому что…

Не все могут быть отличниками, потому что…

Читать полезно, потому что…

Нужно уметь водить машину, потому что…

Родители часто не правы, потому что…

Преподаватели не всегда справедливы к студентам, потому что…

Списывать вредно, потому что…

Планшет должен иметь каждый студент, потому что…

Каждый ребенок должен иметь сотовый телефон, потому что…

Медосмотр надо проходить регулярно, потому что…