Обращение по ОСАГО

Содержание

Каждый владелец полиса автогражданской ответственности знает, что если он попадет в ДТП, то страховая компания должна выплатить денежную компенсацию на ремонт транспорта. Возможно ли увеличить выплату по ОСАГО, если автовладелец не согласен с величиной возмещения? Законом предлагается решить вопрос в досудебном порядке или урегулировать через суд. Оба варианта имеют свои особенности и нюансы, необходимо их знать. Ниже рассмотрим как получить выплату по ОСАГО и как ее увеличить.

Общие сведения

После аварии владелец транспортного средства (ТС) должен обратиться в страховую компанию и написать заявление о выплате компенсации за нанесенный ущерб. Но с 2017 года страховые компании (СК) идут на такой шаг исключительно редко. В основном они предлагают равносильный ремонт, при условии, что сумма на реставрирование транспорта не превышает максимальный размер выплат. Если ремонтные работы проводить нецелесообразно, то СК компенсируют расходы денежными средствами.

Максимальная сумма возмещения по ОСАГО за имущественный ущерб – 400 000 рублей.

Если автомобиль дорогостоящий или ТС серьезно пострадало в аварии, то выплаченных денег может быть недостаточно для компенсации. В случае несогласия с перечисленной суммой автовладелец может требовать ее увеличения. Что необходимо учитывать?

На территории РФ действует определенная методика расчета суммы возможной компенсации, в том числе и на проведение ремонта. Кроме выявленных повреждений будет учитываться износ автомобиля.

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

  • Все регионы РФ: 8 (800) 500-27-29 доб 568
  • Москва: +7 (499) 653-60-72 доб 602
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07 доб 386

Осмотр и экспертиза транспорта

П. 10 ст. 12 закона об ОСАГО дает полное право СК осматривать ТС после ДТП для выяснения причин полученных повреждений, и расчета суммы, подлежащей к выплате.

Виновник происшествия может напрямую возместить убытки, связанные с порчей имущества автовладельца. Это предлагается сделать в течение 5 дней с момента подачи заявления потерпевшей стороной.

Расскажем, как происходит процедура:

  • пострадавшая сторона передает автомобиль на осмотр;
  • одновременно с ТС предоставляется требуемый комплект документов;
  • технический эксперт изучает характер повреждений и делает предварительное заключение о стоимости ремонтных работ.

Если специалисту не удалось определить причину и величину расходов на восстановительные работы, то представитель СК может за свой счет организовать осмотр транспорта виновника аварии. После этого выносится соответствующее заключение. После установления всех обстоятельств и размера суммы возмещения ущерба, необходимые денежные средства направляется на ремонт ТС.

Досудебное решение вопроса

Владельца автомобиля не всегда устраивает размер выплат, указанной в заключении технического эксперта. В этом случае требуется предпринять попытку урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Закон об ОСАГО регламентирует, что в этом случае заявитель может привлечь иных независимых экспертов для оценки имущественного ущерба.

Законным будет считаться только заключение эксперта, с использованием действующей нормативной базы, и соблюдением всех правил методики расчета суммы на проведение ремонта.

К специалистам такого профиля предъявляются строгие правила для осуществления деятельности. Они должны иметь специальное разрешение, и внесены в список аккредитованных экспертов по профилю проведения независимой оценки поврежденных автомобилей. Если указанные условия не были соблюдены, то экспертиза будет признана недействительной. Самый актуальный реестр независимых экспертов можно найти на официальном сайте Минюста РФ.

Необходимо быть уверенным, что размер компенсации занижен и только после этого оспаривать решение СК. Иначе, расходы владельца авто на независимую экспертизу, за услуги юриста и потраченное время будут израсходованы впустую.

Для решения вопроса мирным путем потерпевший должен:

  • собрать необходимые документы;
  • заручиться результатами независимой экспертизы;
  • написать претензию в СК;
  • передать требуемый комплект документов страховщику;
  • дожидаться перечисления суммы.

Есть шанс, что СК согласится с обоснованными требованиями заявителя и выплатит недостающую сумму.

Необходимо иметь подтверждение, что заявление действительно было направлено страховщику. Для этого, при личной передаче на втором экземпляре бланка ставится дата и входящий номер. При отправке почтой подтверждением будет являться – уведомление о доставке заказного письма.

Нет смысла направлять жалобу на действия СК в вышестоящие организации, контролирующие их деятельность. Так как ЦБ РФ и Российский Союз Автостраховщиков не наделены полномочиями по урегулированию вопросов, связанных с увеличением сумм денежной компенсации.

Разбирательство через суд

Не дождавшись дополнительных выплат, потерпевший может обращаться в судебные органы. Для этого необходимо составить исковое заявление, оно должно содержать основные пункты:

  • наименование суда;
  • сведения об истце и ответчике;
  • подробное описание спорного вопроса;
  • обоснованный расчет новой суммы и результаты повторной экспертизы независимого эксперта;
  • высказать требование об увеличении размера компенсации;
  • подпись заявителя и дата составления.

К заявлению следует приложить подтверждающие документы:

  • бланк претензии, подтверждающий попытку мирного урегулирования спорного вопроса;
  • ответ СК на жалобу потерпевшей стороны, если имеется;
  • заключение технической экспертизы, выданное независимыми аттестованными специалистами.

Помимо увеличения суммы возмещения имущественного вреда истец может потребовать: выплату неустойки и штрафа, расходов на юриста, компенсации морального вреда. Кроме того, все расходы, связанные с проведением независимой экспертизы должны быть покрыты СК.

Судом будут изучены, все представленные доказательства и вынесено соответствующее решение. При положительном решении необходимо документ передать в ССП или направить в банк, обслуживающий Страховщика. Остается только дождаться перечисления денег.

Скачать образец искового заявления о взыскании суммы страхового возмещения по ОСАГО

Резюме

При несогласии с величиной компенсации за поврежденное имущество, потерпевший может потребовать дополнительного возмещения. Для этого потребуется оформить повторную независимую экспертизу и попытаться урегулировать вопрос мирным путем. В противном случае за справедливым решением придется обращаться в суд

Как увеличить выплату по ОСАГО?

Увеличить выплату по ОСАГО при ДТП можно путем досудебного разбирательства или через суд. Но здесь от автовладельца требуется внимание и знания некоторых нюансов законодательства. Важно понимать риски вождения автомобиля и опасности, скрывающиеся за данным процессом. Речь идет от возможной аварии, при которой водитель вправе рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Вопрос в том, можно ли рассчитывать на выплату, и как увеличить ее размер (если это требуется).

Общие положения

В случае ДТП автовладелец обращается к страховщику, пишет заявление и получает страховую выплату. Но бывают ситуации, когда перечисляемой суммы не хватает для приведения машины в нормальный вид (тот, который имел место до аварии). В таком случае нужно предпринимать меры для увеличения размера выплат по страховке. Но как это сделать?

Отметим, что на территории России выплаты по обязательному страхованию гражданской ответственности проходят с учетом общей методики. В ней прописаны принципы определения объема средств, необходимых для восстановления транспортного средства. Документ проверен и утвержден ЦБ РФ еще 01.09.2014 года.

В ФЗ об ОСАГО (статье 12, пункте 10) указано, что в случае попадания в ДТП и повреждения транспортного средства требуется выяснение обстоятельств нанесенного вреда и определение размера выплат со стороны страховой компании. По законодательству за владельцем транспортного средства сохраняется право на покрытие убытков (в том числе прямое возмещение) в течение пяти суток со дня передачи заявления о страховой выплате. Вместе с ним передается необходимый пакет документов и сам автомобиль для осмотра техническим экспертом. Последний изучает характер повреждений и определяет ориентировочные расходы на восстановительные работы.

Другими словами страховая компания изучает транспортное средство, получает заключение эксперта и действует из учета полученной цифры. Эксперт указывает сумму для компенсации, а страховщик перечисляет ее для ремонта авто.

Досудебное урегулирование вопроса

Решение эксперта о размере компенсации не всегда устраивает владельца. В такой ситуации человек пользуется своим правом на оформление претензии в отношении страховщика (прописано в ФЗ об ОСАГО, статье 12). Стоит взять во внимание, что закон не ограничивает человека в плане обращения по досудебному регулированию вопроса. Следовательно, потерпевшая сторона вправе прикрепить к претензии свой экспертный отчет и обосновать личную позицию в отношении расходов на ремонт.

Но здесь имеется нюанс. Заключение эксперта должно иметь законную базу, то есть соответствовать действующей в этой сфере методике. Что касается самого специалиста, он должен находиться в реестре экспертов-техников. Это требование оговорено в приказе под номером 277, выданном Минтранспорта РФ относительно утвержденных требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую экспертную оценку автомобилей.

Закон предъявляет жесткие требования к аттестации таких специалистов и аннулирование последней не дает прав на ведение подобной деятельности. Полный список экспертов-техников, имеющих возможность официально работать, приведен на офсайте Минюстиции России.

Важно учесть еще один момент. В ФЗ об ОСАГО (статья 12, пункт 14) прописан вопрос расходов на проведение независимой технической экспертизы. Затраты на выполнение этой работы входят в состав расходов, которые подлежат покрытию со стороны страховой компании по соглашению обязательного страхования.

Судебное разбирательство

Бывает, что страховая компания отказывается доплачивать человеку по претензии. Единственный выход в таких обстоятельствах — идти в судебный орган и подавать исковое заявление на страховщика. В документе должно быть подробное обоснование требований и заключение независимого эксперта. Автовладелец выступает с требованием взыскать разницу страховой выплаты и суммы, рассчитанной с помощью привлечения своего эксперта. Здесь же необходимо требовать компенсацию штрафа, неустойки, затрат на работу юриста и морального вреда. Суд изучает позицию автовладельца и принимает решение о выплате компенсации или отказе в удовлетворении искового заявления.

Итоги

Если размера страховой выплаты недостаточно для ремонта транспортного средства и его восстановления до предаварийного состояния, необходимо провести независимую экспертизу. Полученное заключение необходимо взять и передать страховой компании в надежде не доводить дело до суда. В случае игнорирования законного требования страхователя последний вправе оформить исковое заявление с указанием результатов экспертной оценки и требованием взыскать со страховщика необходимую сумму. В состав последней входят все платежи, в том числе неустойка, оплата работы юриста, компенсация морального вреда и другие выплаты.

Всё об обращении по ОСАГО за страховым возмещением – инструкция

Важные факты из статьи

  • В обращении по ОСАГО за возмещением есть большой ряд тонкостей, которые необходимо знать, чтобы сроки не затянулись, а вы получили достаточное возмещение.
  • Выплата деньгами у вас будет или направление ремонт, зависит от обстоятельств ДТП и других факторов, а не от вашего желания и даже не от выбора страховой компании.
  • Правильно сдать автомобиль в ремонт – целая наука на фоне последних поправок 2019 года.
  • Также изменения затронули и порядок направления претензии – теперь между требованием к страховщику и судом нужно обращаться к финансовому уполномоченному.

В этой статье будет описан полный и наиболее правильный порядок обращения в страховую компанию за выплатой ро ОСАГО в 2019 году. Расскажем, как отремонтировать свой автомобиль или же получить выплату. Как обращаться к финансовому уполномоченному, и как он рассматривает заявления потребителей финансовых услуг. Кажется, что всё это и так прописано в законах, но мало просто прочитать закон, надо уметь добиться его соблюдения. И это не считая того, что меняется он практически каждый месяц.

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.

Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:

  • заявление о выплате,
  • извещение о ДТП,
  • паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
  • а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).

Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:

  • копию протокола об административном правонарушении,
  • постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:

  • справки из медицинской организации,
  • заключение судебно-медицинской экспертизы,
  • документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.

Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.

В Законе об ОСАГО, актуальном на 2019 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.

Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.

А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.

Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
  • б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.

Согласно Закону об ОСАГО страховщик обязан в течение 20 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, произвести выплату страхового возмещения или выдать направление на ремонт вашего транспортного средства. В то же время срок ремонта машины не должен превышать 30 рабочих дней.

Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит. Поэтому разумнее всего подождать хотя бы 7 дней, на случай если вам было отправлено письмо, а уж только потом затевать спор со страховщиком.

Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.

Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой «частичное страхование», то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.

В 2019 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.

Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
  4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
  6. если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
  7. если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
  8. если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  9. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2019 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.

Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.

Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.

Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.

Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.

Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.

Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).

На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.

Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.

  1. Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
  2. Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
  3. Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
  4. Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
  5. Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
  6. Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю».) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
  7. Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
  8. На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.

Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.

В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.

Так, например:

  • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
  • максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.

Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.

Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.

В Законе об ОСАГО указано, что при приеме отремонтированного ТС подписывается акт-приема передачи в 3 экземплярах. И после подписания такого акта все обязательства страховщика считаются исполненными.

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы б\у, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2019 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о финансовом уполномоченном:

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

Medved01 ›
Блог ›
Как правильно обратиться в страховую компанию и не стать жертвой страховщика

Обращаясь в страховую компанию, водитель попадает к высокопрофессиональным жуликам, которые годами занимаются обманом потерпевших. Единственное, что хорошо умеют делать страховщики — обманывать людей. Цель страховой компании — получать прибыль, а не раздавать деньги.

Примеры, когда люди пострадали, обратившись в страховую компанию.

Полагаясь на добросовестность страховых компаний, можно лишиться денег. Во всех этих случаях можно было получить выплату, если бы потерпевший сперва обратился к юристам, а не бежал сразу к жуликам-страховщикам:

• После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию, где ему подсунули на подпись соглашение о страховой выплате без проведения экспертизы. После подписания такого соглашения потерпевший утратил возможность впоследствии обратиться в суд и потребовать возмещения реального ущерба.

• После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию, где подписал у эксперта страховщика акт осмотра поврежденного автомобиля. Позже, не согласившись с размером выплаты, потерпевший провёл независимую экспертизу и обратился в суд. Суд отказал во взыскании ущерба по независимой экспертизе, потому что потерпевший ранее был согласен с объемом повреждений, выявленных экспертом страховщика.

• После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию, где ему сказали, что вышел новый закон и денежной выплаты по ОСАГО больше нет. Потерпевший получил направление на ремонт в автосервис, где с него потребовали доплатить размер износа — такая доплата может составлять до 50% от стоимости деталей. В подавляющем числе случаев само качество работ таких автосервисов не соответствует стандартам и требованиям элементарных правил оказания услуг по ремонту.

• После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию, где у него забрали оригинал извещения о ДТП и не сделали копию. Потерпевший получил отказ в выплате из-за ошибок в заполнении извещения о ДТП.

• После ДТП потерпевший обратился в страховую компанию. Ожидал выплаты несколько месяцев, за это время починил машину. Страховая компания отказала в выплате по надуманным основаниям. Фотографий повреждённой машины не осталось, как и документов о самом ДТП.

• По условиям полиса Каско многих страховых компаний не возмещается ущерб если повреждены или украдены только колёса и при этом не пострадали другие детали. Клиент из-за невнимательности и незнания вовремя не заявил в страховую компанию и в полицию о других повреждениях автомобиля и получил отказ в выплате.

«Комитет по защите прав автовладельцев».

Мы оказываем помощь при спорах со страховыми компаниями, ГИБДД, автосалонами, организацией независимой экспертизы, возмещение вреда (ДТП, наезд на яму или люк, падение сосулек и т.д.), при регрессных исках от страховых.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Папанина, 9

Сайт активистов организации kzpa66.ru/

Прямое возмещение убытков по ОСАГО —
Обращение в свою страховую

В соответствии с действующим законодательством, а именно ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО», потерпевший имеет возможность и полное право обратиться с заявлением о страховой выплате в «свою» страховую компанию, в которой была застрахована его ответственность на момент наступления страхового случая (страховая компания, в которой куплена страховка ОСАГО).

Подобное урегулирование вопроса о страховой выплате называется «Прямое возмещение убытков». Ни в коем случае не путайте понятие «Прямое возмещение убытков» и «Европротокол». Европротокол — это процедура оформления дорожно-транспортного происшествия без участия сотрудников ГИБДД, и страховая выплата по упрощенному оформлению ДТП не может превышать 50.000 рублей (изм с 02.08.2014 года)

Обратиться в «свою» страховую компанию по прямому возмещению убытков по ОСАГО необходимо только при наличии одновременно следующих условий:

  • вред причинен только имуществу (транспортным средствам);
  • в ДТП участвовали только два транспортных средства, где ответственность водителей застрахована в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО»;

Прямое возмещение убытков по ОСАГО не ограничивает Ваше право обратиться с заявление о страховой выплате в компанию виновника, если будет в дальнейшем установлено, что условия для обращения по прямому возмещению убытков по ОСАГО не соблюдены.

Основания для отказа в страховой выплате по прямому возмещению

Страховая компания оставляет за собой право отказать в вылете по прямому возмещению убытков в следующих случаях:

Обращение по ОСАГО

Каждый водитель, который попадает в ДТП не по своей вине, имеет право на получение страховой выплаты, которую предоставляет страховая компания виновника. Но мало кто из автовладельцев знает порядок действий и куда именно обращаться, чтобы получить возмещение.

Этот порядок не всегда совпадает. При различных обстоятельствах ДТП обращение чаще всего нужно направлять в разные страховые компании и в разный срок.

Также далеко не все автолюбители знают перечень документов, который нужно приложить, направляя заявление. И лишь единицы знают о нем точно. Ответ на важные вопросы, возникающие при обращении по ОСАГО, могут далеко не все автолюбители. Например, как должен быть оформлен каждый документ? В каком случае нужно направить оригинал, в каком обычную копию, а какой случай потребует заверенный у нотариуса экземпляр?Какие особенности и подводные камни ожидают заявителя?

Перед тем как направиться за возмещением, необходимо получить ответы на каждый из вышеназванных вопросов. Только тогда потерпевшему будет выплачена причитающаяся выплата.

Страховщик стремится сделать все, чтобы заплатить сумму как можно меньше. Это тоже стоит учитывать и предпринимать дополнительные меры, чтобы в итоге получить максимальную компенсацию.

Куда обращаться по ОСАГО

Варианты обращения по ОСАГО могут серьезно отличаться. Например, если в аварии не был причинен вред здоровью или жизни людей, а только ущерб транспортным средствам. И только в том случае, если авария произошла лишь между двумя авто. При таком раскладе обращаться следует в свою страховую компанию.

Выплата, которая произойдет после подобного обращения, называется «прямое возмещение». Получать компенсацию пострадавший будет у своего страховщика, который оформил ему полис ОСАГО.

А вот если в аварии приняли участие транспортные средства в количестве 3 и более или был нанесен вред жизни, здоровью участника ДТП, то нужно идти с заявлением в компанию, застраховавшую виновника происшествия.

Порядок обращения по ОСАГО

Никаких особых проблем процедура обращения по ОСАГО не представляет. Сразу после ДТП пострадавший сообщает страховщику о случившемся. Узнать контактные данные страховой фирмы можно, взяв в руки бланк полиса. Обычно на нем указан телефон. По телефону оператор страховщика предоставляет небольшую инструкцию о дальнейших действиях.

Затем нужно подготовить необходимые документы, узнать адрес офиса по работе с возмещением ущерба и график его работы. В некоторых случаях придется записаться, но в большинстве из них прием по ОСАГО будет организован в режиме свободной очереди.

Страхователь приезжает в офис и ожидает, когда его примут. Он отдает в этот же день пакет документов и ждет выплаты. Скорее всего, в этот же день будет проведен осмотр пострадавшего автомобиля экспертом поставщика.

Срок обращения по ОСАГО

2016 год был ознаменован серьезным изменением в сроки обращения по ОСАГО. Раньше у водителя было больше времени – целых 15 дней. Сейчас всего 5.

По мнению законодателей, такая мера поможет более объективно провести экспертизу автомобиля. Также стоит помнить, что после обращения за компенсацией нужно в течение 5 дней предоставить страховщику автомобиль для ее проведения.

Если водитель пропустил срок обращения не стоит отчаиваться. Все равно следует обратиться за компенсацией. На практике такое опоздание далеко не всегда признает уважительной причиной не платить страховку.

Необходимые документы для обращения по ОСАГО

Итак, в страховую компанию необходимо предоставить следующие документы.

  1. Заявление на получение выплаты. Документ установленной формы, который можно скачать на сайте страховщика или попросить в офисе.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, водительские права.
  3. Оригинал страхового полиса, оформленного на бумажном носителе или распечатанный экземпляр электронного ОСАГО.
  4. Справка из ГИБДД. Ее можно получить в районном отделении ГИБДД либо в день ДТП, либо позже.
  5. Протокол об административном правонарушении. Он обязательно составляется сотрудником ДПС. Один из экземпляров протокола получает пострадавший.
  6. Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации. Выплаты по ОСАГО производятся только в безналичной форме.
  8. Заключение независимой экспертизы при ее проведении. Раньше такую экспертизу было можно провести до обращения за компенсацией, сейчас только после решения страховщика.
  9. Чеки и квитанции об оплате услуг страхового юриста, оценщика.

Срок рассмотрения обращения по ОСАГО

Итак, сроки рассмотрения обращения следующие. Водитель направляет заявление на выплату и в течение 5 дней он должен предоставить автомобиль на экспертизу. Обычно она занимает от 10 до 30 минут. И только в редких случаях страховщику могут потребоваться все 5 дней.

После экспертизы у страховщика есть 20 дней, чтобы принять положительное или отрицательное решение по выплате. Положительное решение обычно сопровождается совершением выплаты в тот же день.

Страхователь может выразить несогласие, направив страховщику претензию о том, что сумма недостаточна. В претензии указывается сумма, которую он считает справедливой. И прилагает доказательства. На вынесение решения по претензии у страховщика также есть не более 5 дней.

>Выплаты по ОСАГО деньгами: как получить

Вот как получить возмещение по ОСАГО деньгами вместо ремонта автомобиля.

Наверное, нет более животрепещущей темы среди автомобилистов, чем обязательное страхование автогражданской ответственности, рынок которого наши власти не могут устаканить уже более 20 лет. Как только власти не пытались стабилизировать страховой рынок ОСАГО, выходило, говоря словами Черномыдина, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Такое ощущение, что власти в большей мере думают только о страховых компаниях, напрочь забывая о людях, ежегодно вынужденных тратить свои деньги на полисы ОСАГО, которые уже давно превратились в скрытый налог для автомобилистов.

И самое ужасное – это, конечно, не увеличение тарифов, коэффициентов и пересчет коэффициента бонус-малус, и даже не специальное занижение страховыми компаниями суммы ущерба при страховом случае. К тарифам всегда можно привыкнуть. Но вот то, что сделали власти несколько лет назад, разрешив страховым компаниям в большинстве случаев не выплачивать денежное возмещение ущерба, заменив выплату натуральным возмещением (ремонтом ТС), ни в какие ворота уже лезет.

Напомним, что в 2017 году Государственная дума РФ приняла Федеральный закон ФЗ-49 «О внесении изменений в федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который установил в России приоритет восстановительного ремонта автомобиля над денежной выплатой в случае ущерба в ДТП.

Так что теперь страховые компании вправе не выплачивать денежное возмещение пострадавшей стороне, посылая автомобиль на восстановительный ремонт в технический центр, с которым у страховой компании заключен договор.

В итоге многие водители с тех пор не смогли получить в результате ДТП денежные выплаты, получив возмещение в натуральной форме. К сожалению, подобная практика, как и прогнозировалось, имеет больше минусов, чем плюсов. Многие водители недовольны новым Законом «Об ОСАГО». Ведь раньше люди могли получить денежное возмещение ущерба и использовать эти деньги для того, чтобы выбрать автосервис по своему усмотрению или даже ремонтировать автомобиль самостоятельно у себя в гараже.

Теперь же в большинстве случаев сделать это согласно действующему законодательству как бы нельзя. Но, к счастью, законодатель предусмотрел в новом Законе «Об ОСАГО» ряд исключений, когда страховые компании все-таки должны выплачивать денежное возмещение. К сожалению, большинства водителей это не касается. Но наши законы, как всегда, нужно уметь читать между строк. Давайте по порядку.

Зачем власти запретили денежную выплату по ОСАГО?

В пояснительной записке к Федеральному закону ФЗ-49 от 28.03.2017 года сказано, что изменения в Закон «Об ОСАГО» необходимы, чтобы пресечь активность автоюристов, коллективно скупающих у автовладельцев по всей стране право требования возмещения по ДТП у страховой компании (как правило, автовладелец получает от автоюристов фиксированную сумму и переуступает по договору и доверенности право требования возмещения у страховой).

Далее автоюристы в судах в итоге получают в два раза больше, тогда как, по мнению законодателя, страховые компании терпят огромные убытки, оплачивая в последующем различные неустойки, штрафы и судебные издержки. В результате власти решили защитить бедных автостраховщиков, придумав заменить денежное возмещение ущерба в рамках ОСАГО натуральным. Однако странно, что власти поверили страховщикам, которые все сделали для того, чтобы отменить денежные выплаты. Ведь, судя по скорости принятия закона, страховщиков-то особенно никто и не проверял.

В каких случаях не производится натуральное возмещение в виде восстановительного ремонта?

Как мы уже сказали, натуральное возмещение ущерба транспортному средству (ремонт) страховая компания производит не во всех случаях. К счастью, в новом Законе «Об ОСАГО» есть исключения. Это регулирует пункт 16.1 федерального Закона «Об ОСАГО»:

16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства

б) смерти потерпевшего

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения

г) если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем)

Мы специально выделили последнюю строчку условий, которые, согласно действующему федеральному Закону «Об ОСАГО», разрешают страховщикам вместо натурального возмещения в виде ремонта в техническом центре, с которым у страховой компании заключен договор, производить денежные выплаты.

Как видите, как обычно это и бывает в наших запутанных законах, формулировка этого пункта довольно-таки расплывчата. На ней подробно и остановимся.

Смотрите также: Как из-за проблем в одной страховой компании нас хотят заставить платить больше за полисы ОСАГО

Итак, согласно законодательству любой автовладелец вправе получить денежную выплату по ОСАГО по письменному соглашению, заключенному со страховой компанией. Вопрос только в том, как заставить страховую компанию заключить подобное соглашение. Ведь в большинстве случаев ей выгоднее отправить вас на восстановительный ремонт, чем произвести денежную выплату, которую, кстати, легче оспорить в суде.

Тем не менее законодательство обязывает страховщиков заключать подобное соглашение, когда произвести восстановительный ремонт невозможно ввиду действующих норм в Законе «Об ОСАГО».

Так, согласно действующему Закону «Об ОСАГО, срок проведения восстановительного ремонта поврежденного автомобиля не может осуществляться более 30 рабочих дней со дня предоставления потерпевшим поврежденного транспортного средства на станцию техобслуживания или со дня передачи автомобиля страховщику для его транспортировки в сервис. Увеличение срока ремонта возможно только с СОГЛАСИЯ потерпевшего.

Также страховая компания имеет право направить потерпевшего для ремонта автомобиля только в техцентр, расположенный не более чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшей стороны. Правда, это ограничение распространяется, только если доставка транспортного средства в технический центр осуществляется своими силами. Если страховщик самостоятельно организовывает доставку автомобиля в автосервис и обратно, он вправе проводить ремонт в техническом центре, расположенном дальше, чем 50 км.

Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

В том числе согласно пункту 15.3 статьи 12 Закона «Об ОСАГО», потерпевший вправе получить у страховой компании направление в технический центр, с которым у страховщика нет договора на проведение восстановительных ремонтных работ.

При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта.
В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.

Как получить вместо ремонта автомобиля деньги в рамках договора ОСАГО?

Вот мы и подошли к самому интересному. Как вы уже поняли, действующий Закон «Об ОСАГО» не запрещает денежную выплату за автомобиль, получивший повреждения. К сожалению, большинство аварий (особенно мелких) не попадают под условия, необходимые для того, чтобы страховщик выплатил деньги. Но мы нашли вариант, как это сделать.

Ваша задача – убедить страховщика отказаться от натурального возмещения ущерба через СТО (станция технического обслуживания). Для этого есть два варианта. Первый – заставить технический центр, куда вас направил страховщик для восстановительного ремонта, отказаться от проведения работ.

Второй вариант – написать в страховую компанию заявление с просьбой вместо восстановительных ремонтных работ произвести выплату, приведя свои доводы.

Теперь давайте остановимся подробнее на двух вариантах. Итак, первый вариант: заставить технический центр отказаться от ремонта автомобиля.

К сожалению, сделать это не всегда возможно. Но попытаться не грех.

Итак, при передаче автомобиля в автосервис, в который вас направил страховщик, пишите заявление: прошу при замене автокомпонентов использовать ТОЛЬКО новые запчасти, а также устанавливать их ТОЛЬКО в моем присутствии. Доплачивать за новые запчасти отказываюсь (согласно действующему законодательству при восстановительном ремонте в рамках ОСАГО должны быть использованы только новые запчасти).

Также укажите в заявлении, что после проведения ремонта приемка автомобиля будет подписана только после осмотра автоэкспертом на предмет качества ремонта.

В большинстве случаев после такого заявления технический центр откажется проводить ремонт, быстро выдумав причину, сообщив об этом страховой компании. Как правило, после этого страховщик, скорее всего, не пошлет вас в другой технический центр, понимая, что качество ремонта автомобилей в рамках выплат ОСАГО оставляет желать лучшего. В итоге есть большой шанс, что после этого страховщик легко по своей инициативе предложит вам денежную компенсацию, быстро забыв о натуральном возмещении.

Как получить денежную выплату по ОСАГО, если ремонт автомобиля длится более 30 дней?

А что делать, если автовладелец согласился на натуральное возмещение ущерба, отдав автомобиль в технический центр, где ремонт затянулся более чем на 30 рабочих дней, и теперь передумал и хочет получить денежную выплату? В этом случае советуем вам ни в коем случае не соглашаться на продление сроков ремонта.

Помните, что страховая компания обязана произвести ремонт автомобиля в течение 30 рабочих дней со дня предоставления потерпевшим поврежденного транспортного средства на станцию техобслуживания или со дня передачи автомобиля страховщику для его транспортировки в сервис.

Так что пока вы не подпишете свое согласие на продление срока восстановительного ремонта, страховая компания несет ответственность за нарушение сроков ремонта.

Напомним, что согласно законодательству нарушение сроков восстановительного ремонта грозит страховщику неустойкой в виде пеней в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от суммы ущерба, но не более суммы такого возмещения.

В том числе за срыв сроков восстановительного ремонта у страховщика есть ответственность перед ЦБ РФ, который является регулирующим органом на страховом рынке. При систематическом нарушении страховщиков Закона «Об ОСАГО» банк вправе приостановить действие лицензии страховщика по части заключения договора ОСАГО.

Что делать, если в автосервисе, где проходит ремонт по ОСАГО, разводят на дополнительные деньги?

Есть еще один неприятный момент при натуральном возмещении ущерба в рамках договора ОСАГО. Многие автосервисы, зная, что большинство водителей законодательно не подкованы, в буквальном смысле разводят автовладельцев на деньги, заявляя, что денег, которые перечислила страховая компания для проведения восстановительного ремонта, не хватает для выполнения всех работ.

В итоге потерпевшим предлагают доплатить за работы или автозапчасти. Ни в коем случае не соглашайтесь доплачивать никакие деньги. Особенно если у вас есть сомнения в качестве ремонтных работ технического центра, куда вас направил страховщик. Помните, что пока вы не дадите свое согласие на доплату, никто не вправе вам выставить дополнительную сумму.

Не забывайте, что ответственность за восстановительные работы автомобиля несет страховая компания, которая обязана в течение 30 рабочих дней отремонтировать автомобиль с использованием только новых автозапчастей. Также технический центр не вправе отказать вам в ремонте автомобиля, если вы откажетесь доплачивать. Вы должны знать, что проблема восстановительного ремонта полностью лежит на страховщике и ему нужно заботиться о качестве и сроках ремонта.

Тем не менее, конечно же, в натуральной форме возмещения есть жирный минус: в большинстве случаев качество ремонтных работ и качество запчастей будет оставлять желать лучшего, если, конечно, вы не ремонтируетесь в дилерском техническом центре. Но, к сожалению, туда страховые компании посылают в рамках возмещения по ОСАГО только автомобили не старше двух лет.

Как убедить страховщика подписать соглашение о денежной компенсации ущерба по ОСАГО?

Но как можно без посещения технических центров по направлению страховой компании убедить страховщика сразу подписать соглашение о денежной выплате? Тут, конечно, все зависит от суммы ущерба и вашей ситуации.

К сожалению, в некоторых случаях вам будет выгодней получить натуральное возмещение, чем деньги. Особенно это касается автомобилей возрастом не более 2 лет, которые страховщик обязан посылать на ремонт к дилеру. Тут, получив деньги, вы только потеряете.

В остальных случаях выгоднее получить деньги, если вы знаете, где можно провести ремонт качественней и дешевле, или собираетесь делать ремонт самостоятельно. Также получить деньги выгодно, когда вы не собираетесь ремонтировать автомобиль.

Смотрите также: Натуральное возмещение по ОСАГО с мая 2017 года

Итак, как мы уже сказали, убедить страховщика подписать подобное соглашение не так-то и легко. Особенно без посещения технического центра. Но тем не менее все возможно. Особенно если вы согласитесь на сумму ущерба, которая может устроить страховщика.

Например, в настоящий момент сложилась такая практика, когда, определяя сумму ущерба, например, в 40 тыс. рублей, страховщик может пойти вам навстречу, если вы согласитесь получить денежное возмещение в размере 30 тыс. рублей.

То есть в этом случае страховщику выгоднее выплатить вам меньшую сумму, чем оплачивать более дорогой ремонт. Правда, вы должны помнить, что, подписав со страховой компанией соглашение о получении денежной компенсации, вы уже не можете требовать через суд получение справедливой суммы ущерба. То есть, подписывая соглашение, вы выражаете полное согласие с оценкой ущерба, причиненного автомобилю.

Как получить выплаты по ОСАГО?

Принцип любого страхования, в том числе и по ОСАГО – получить возмещение по причиненному ущербу застрахованных рисков, именно тех, что указаны в страховом договоре.

Но ОСАГО – особый полис, он покрывает вашу ответственность перед другими участниками дороги при наступлении страхового случая. То есть если вы повредили чье-то имущество или нанесли вред здоровью в той или иной степени любому участнику дорожного движения – то возмещать убытки будет страховщик.

Предельная сумма страховых выплат по ОСАГО за нанесенные повреждения:

  • имуществу – 400 тысяч рублей;
  • здоровью – 500 тысяч рублей.

Суммы немаленькие, и страховые компании всеми силами стараются занизить эти предельные пороги, выплатить гораздо меньше, чем оговорено страховым договором ОСАГО.

Кто имеет право на страховые выплаты?

В правилах ОСАГО прописано, что обратиться к страховщику за возмещением могут следующие лица:

  1. потерпевший (собственник авто, которому нанесен ущерб);
  2. выгодоприобретатель (лицо, указанное страхователем в договоре ОСАГО для получения выплат в случае наступления страхового случая);
  3. наследники потерпевшего, если в договоре ОСАГО не прописан другой выгодоприобретатель.

Попробуем разобраться в вопросе на примерах.

В повседневной жизни случаются разные ситуации, порой оформлением автогражданской ответственности занимался один человек, к управлению допускается совсем другой, а номинальным владельцем является третий.

Распространенный пример, семья приобрела транспортное средство, сын пошел оформлять страховку, а машина записана на мать.

В полисе ОСАГО прописаны три разных лица:

  1. сын являлся оформителем полиса;
  2. отец семейства разъезжает на машине;
  3. мать числится номинальным владельцем автомобиля.

Кому же из них положено возмещение по ОСАГО, если будет нанесен ущерб имуществу?

В любых ситуациях страховые выплаты будут возмещаться только владельцу транспортного средства, кто бы ни управлял машиной. Или тот гражданин, кому нотариально выдана доверенность на получение страхового возмещения.

Совсем в трагическом случае со смертельным исходом выплаты могут получить наследники погибшего лица.

Порой в аварии пострадали оба автомобиля, и оба водителя получили травмы. Произошло ДТП по обоюдной вине водителей. Кому же из них положено возмещение по ОСАГО в этом случае, и в каком размере?

Ситуация может развиваться по двум сценариям:

  1. Добропорядочные страховщики уплачивают половинную стоимость возмещения, допустимой при наступлении этого страхового случая.
  2. Никому ничего не выплачивается, страховщики отказывают в выплатах, объясняя свою позицию просто – невозможностью установить истинного виновника.

Последний вариант развития событий очень печальный, но большинство страховщиков поступают именно так, ссылаясь на законодательную норму Гражданского Кодекса – п. 2 статьи 1083: возмещение допустимо при установлении степени виновности стороны-нарушителя, согласно ей производятся выплаты.

Но при обоюдном ущербе очень трудно выяснить эту степень виновности, вот и апеллируют к этой статье недобросовестные страховые компании.

Наши юристы неоднократно сталкивались с подобной ситуацией, и в каждом случае кто-то виноват все-таки больше, при грамотном подходе к судебному разбирательству, выявлении всех важных обстоятельств, выигрывали суды в пользу наших клиентов. Наши эксперты готовы оказать любую помощь, всем обратившимся, вам нужно только заполнить указанную на странице онлайн-форму.

Помните! Правильный порядок действий после ДТП увеличивает шанс в получении страховых выплат по ОСАГО.

Для избежания проблем с выплатами по ОСАГО, ознакомьтесь с памяткой водителю, попавшему в ДТП.

Порядок выплат по ОСАГО

Возмещение нанесенного транспорту ущерба по договору ОСАГО, производится двумя способами:

  1. выплата денежных средств;
  2. организация и оплата восстановительного ремонта.

До недавнего времени выбор способа возмещения оставался за заявителем.

Но 28 апреля 2017 года вступил в силу Закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО и теперь страховщики направляют пострадавшее в ДТП авто на восстановительный ремонт.

Узнать о том, как производят ремонт авто по ОСАГО и в каких случаях все же можно рассчитывать на денежное возмещение, вы можете, прочитав соответствующую статью на нашем сайте.

Если сложившаяся ситуация предполагает получение денег по ОСАГО, тогда страховая выплата будет производиться исходя из следующего расчета:

  1. Любому пострадавшему выплачивается сумма ущерба в пределах 400 тысяч рублей, пропорционально степени нанесенного ущерба.
  2. Если в аварии пострадал человек, то независимо от числа пострадавших, каждый из них может рассчитывать на сумму в пределах 500 тысяч рублей.
  3. Если есть смертные случаи, то наследник может получить 475 тысяч рублей, причем сразу же ему выдается дополнительная сумма до 25 тысяч на ритуальные услуги. Выплаты могут получить все близкие родственники, предельная сумма будет поделена между ними поровну.
  4. Когда оформление ДТП проходит по упрощенной схеме – так называемому европротоколу, без присутствия представителя полиции, то лимит суммы выплат обычно не превышает 100 тысяч. (в соответствии с изменениями 01.06.2018). Но в территориальных округах Москвы и Санкт-Петербурга (и в прилегающих к ним областях) эти выплаты могут быть до 400 тысяч рублей.
  5. Чтобы получить максимальные выплаты по европротоколу, участники движения обязаны предоставить страховой компании видео или фотокадры всех повреждений и запись с навигаторов через российскую систему Эра-Глонасс, иначе выплаты будут в пределах только 100 тысяч рублей.

Правилами ОСАГО (п. 3.5) указывается обязанность водителей-участников ДТП по самостоятельному заполнению извещения о ДТП вне зависимости от оформления происшествия прибывшими на место сотрудниками ГИБДД.

Если в аварии пострадало два автомобиля и разногласий нет заполняется один бланк извещения. Во всех остальных случаях – каждый участник ДТП заполняет свой бланк извещения, с указанием причин не позволившим совместно оформить бланк.

Если страховая несогласна с приведенными вами доводами, для получения причитающихся выплат по ОСАГО обратитесь за поддержкой к нашим правовым экспертам.

Учет износа

К важным изменениям в новых правилах относят учет износа автомобиля, который не может составлять более 80% – вместо прежних 50%.

  • При расчете степени износа кузова за внимание принимается гарантийная дата.
  • При замене шин – измеряют высоту протектора.
  • Для пластмассовых комплектующих – применяется самая большая степень изношенности.
  • Для прочих комплектующих – возраст самого автомобиля.

Следует отметить, что при направлении поврежденного автомобиля на ремонт, восстанавливать его будут с помощью новых деталей. А это означает, что при натуральном возмещении по ОСАГО износ автомобиля не учитывается.

Обращение за выплатами

Новые правила обязали всех страхователей обращаться только в ту компанию, где они оформляли страховой полис ОСАГО – выбора теперь нет.

Несмотря на единое для всех правило, возможны частные случаи.

1. Обращение к своему страховщику возможно при соблюдении условий прямого возмещения убытков (ПВУ):

  • в аварии пострадало 2 автомобиля;
  • не нанесен ущерб здоровью участникам движения;
  • у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на пострадавший транспорт.

2. Если какие-то пункты из данного перечня отсутствуют, то следует обращаться к страховщику виновника ДТП:

  • В случае если пострадало 3 и более транспортных средств, то обращаются к страховщику виновника аварии.
  • Если в результате аварии причинен ущерб здоровью, то пострадавший должен обращаться к страховщику виновника ДТП. Те же нормы применимы в случае смерти кого-то из участников движения.

3. Куда обращаться, если страховщик виновника исключен из ПВУ?

Так называемое ПВУ между участниками страховых выплат по ОСАГО – это особое соглашение о прямых выплатах всем пострадавшим. Но есть и такие компании, которые не подписали данное соглашение, следовательно, они не выплачивают по общим правилам нанесенный ущерб. Что делать, если виновник застрахован именно в такой компании?

Не нужно паниковать, а прямиком идти к своему страховщику – выплаты по ОСАГО будут сделаны, а средства будут возмещаться из фонда РСА.

Отказ страховой компании в приеме документов, по причине исключения из ПВУ, неправомерен и является поводом для подачи жалобы в РСА.

4. Отзыв лицензии или банкротство страховой компании.

Если у страховой компании отозвали лицензию на осуществление этой деятельности – прямое обращение за компенсационными выплатами в Союз Автостраховщиков, все расчеты будут производиться через эту организацию. Это же положение применимо в случае объявления компании банкротом.

Если дорожно-транспортное происшествие попадает под ПВУ, отзыв лицензии или банкротство страховой, не является поводом для отказа в страховых выплатах по ОСАГО:

  • если у вашего страховщика отозвана лицензия или введена процедура банкротства – обращайтесь в страховую компанию виновника ДТП;
  • если у страховщика виновника ДТП отсутствует лицензия – обращайтесь в свою страховую компанию.

Страховые компании должны произвести полагающиеся страховые выплаты по ОСАГО, которые впоследствии будут компенсированы РСА.

5. Ущерб причинен, но второй участник отсутствует – куда писать о возмещении?

Никуда, эти случаи не подпадают под страховые выплаты по ОСАГО.

6. Если у виновника обнаружен фальшивый полис ОСАГО или он вовсе отсутствует?

  • Если ущерб нанесен имуществу, здесь поможет только судебное взыскание с лица, причинившего вред, других вариантов нет.
  • Если нанесен вред здоровью (и/или жизни) необходимо обратиться непосредственно в РСА за компенсационными выплатами. С виновника ДТП возможно взыскание морального вреда в судебном порядке.

7. Компенсационные выплаты РСА

В соответствии с законом об ОСАГО, пострадавшим в ДТП лицам положены компенсационные выплаты от союза автостраховщиков России в счет возмещения нанесенного вреда имуществу, жизни или здоровью, в случае если их получение по договору ОСАГО невозможно:

  1. Если у страховой компании отозвали лицензию на осуществление этой деятельности.
  2. В случае объявления компании виновника ДТП банкротом.
  3. Виновник ДТП не установлен.
  4. Виновник ДТП не застрахован по ОСАГО.

Если у вас остались вопросы, или ваш случай не описан в нашей статье, то можно получить от наших специалистов бесплатную консультацию в режиме онлайн.

Сроки обращения

Начать нужно с того, что позвонить представителю страховой компании и уведомить его о случившейся аварии, можно сообщить подробности.

Вся контактная информация о страховщике (местонахождение, средства связи, почтовые адреса представителей страховщика) должна быть приложена к самому полису ОСАГО.

Допускается подача заявления путем пересылки заказным почтовым отправлением – дата отправки будет считаться датой поступления заявления.

На подачу заявления о выплатах по ОСАГО отведено всего 5 рабочих дней, за это время нужно подготовить все документы и передать их любым доступным способом страховщику.

Скачать бланк заявления на возмещение по ОСАГО или ПВУ вы можете по данной ссылке:

Заявление о страховом возмещение по ОСАГО

Пакет документов

Потерпевшей стороне необходимо строго соблюсти срок подачи заявления на возмещение ущерба по ОСАГО, причем отсутствие некоторых необходимых для обращения бумаг, как и неправильное их оформление, не является причиной отказа страховой компании в приеме документов.

Страховая обязана в день обращения (при почтовом отправлении – в течение 3 рабочих дней) сообщить заявителю о некомплектности документов и указать полный перечень необходимой документации.

На момент обращения, потерпевший должен предоставить следующий перечень документов:

  1. Написанное от руки владельца автомобиля заявление.
  2. Ксерокопия удостоверения личности, водительского удостоверения, регистрационных документов на авто (СТС, ПТС), полиса ОСАГО. Если собственник – иностранное лицо, то предоставляются нотариально заверенные и переведенные копии всех перечисленных документов.
  3. Документы, подтверждающие полномочия доверенного лица (в случае обращения представителя собственника авто).
  4. Банковская выписка с номером счета, куда будут переведены средства.
  5. Извещение о ДТП.
  6. Справку о ДТП №154, выданную подразделением ГИБДД (при оформлении ДТП сотрудниками ДПС).
  7. Ксерокопия протокола об административном правонарушении, заполненного сотрудником ГИБДД.
  8. Если возбуждено административное преследование – ксерокопия постановления.

А также, в зависимости от конкретного случая, к заявлению прикладываются:

  • В случае принесения ущерба другому имуществу, кроме авто – основания для собственности (чеки, квитанции и т. п.).
  • При компенсации за утрату имущества – доказательства того, что они находились в авто и основания для владения – фото их расположения, состояние после аварии, чеки на их приобретение, заключение независимой экспертизы о размере ущерба (если проводилась такая оценка).
  • Если пострадавшее авто находилось в собственности по праву аренды или лизинга – соответствующие договоры.
  • По выплатам за нанесенный ущерб здоровью – справки из медицинского учреждения с эпикризом, в котором все подробно расписано (характер травм, диагноз, период нетрудоспособности), а также при наличии заключение судмедэкспертизы об утрате трудоспособности, справка об установлении инвалидности, справка станции скорой помощи.
  • Если пострадавший человек умер – свидетельство о его смерти.
  • Выводы независимого эксперта (отчет, договор)+ квитанция об оплате его услуг.
  • Если авто было эвакуировано с места ДТП – квитанция.
  • При нахождении поврежденного авто на ответственном хранении – квитанция.
  • Чеки на оплату почтовых расходов.
  • Указать способ извещения страховой компании о наступлении страхового случая (если был звонок – то можно указать фамилию сотрудника).

Вся документация предоставляется в оригинальном и отксерокопированном варианте.

Но! Чтобы оригинальные документы не были навсегда утрачены, лучше подавать заверенные у нотариуса их копии – это допускается по правилам страхования.

К самому заявлению прикладывают список подаваемой документации, перечень оригиналов и ксерокопий.

При принятии пакета, страхователю должны дать входящий номер, его следует записать, по нему можно вести отслеживание продвижения вашего страхового дела. Можно отдельно поинтересоваться, кто конкретно будет заниматься вопросами по вашим выплатам – постарайтесь узнать его контактные данные.

Осмотр ТС

В течение 5 дней с даты подачи заявления о выплате по ОСАГО, необходимо предоставить поврежденный автотранспорт (его остатки) на осмотр.

Страховщик обязан произвести оценку авто (имущества) в течение последующих 5 дней и ознакомить заявителя с результатами.

Скрытые повреждения при этом страховщиком зачастую намеренно не учитываются, что существенно занижает размер ущерба.

Помните, что повреждения не отраженные в акте осмотра не будут оплачены вам страховщиком.

В случае несогласия с выводами страховщика, настаивайте на организации независимой экспертизы, при этом стоимость оценки включается в убытки и подлежит возмещению по договору ОСАГО.

В представленном видео озвучены советы юриста, на что необходимо обращать внимания при прохождении осмотра:

Непосредственная выплата

Для всех страховых выплат предусмотрен один срок – 20 дней, без учета нерабочих праздничных дней, после подачи всей документации и признания случая страховым.

В ином случае страховщиком должен быть вынесен и направлен заявителю мотивированный отказ.

Нарушение отведенного срока, карается рядом мер:

  1. Взысканием с нерадивого страховщика неустойки в размере 1 процента от суммы подлежащей выплате за каждый день просрочки. Для получения неустойка достаточно подать страховщику соответствующего заявления с указанием формы расчета (в случае безналичного расчета – приложить банковские реквизиты).
  2. К страховщику, своевременно не уведомившему потерпевшего в отказе, также возможно применить финансовую санкцию (0,05 процента от размера страховой суммы за каждый день просрочки).
  3. Также в сложившейся ситуации применим и Закон о защите прав потребителей (п.6 ст.13). По суду со страховщика возможно взыскать штраф в размере 50 процентов от величины ущерба.

Своевременное осуществление страховых выплат по ОСАГО, а также вынесение мотивированного отказа находится под контролем Банка России

Законом предусматривается возможность взыскания с виновника ДТП суммы, оставшейся неудовлетворенной после получения страховой выплаты по ОСАГО.

Чтобы воспользоваться всеми имеющимися возможностями и максимально покрыть причиненные вследствие аварии убытки, обращайтесь за юридической поддержкой к нашим экспертам. Получите бесплатную консультацию юриста, описав свою ситуацию во всплывающем окне.

Рекомендации

В подавляющем большинстве случаев страховые выплаты по ОСАГО не покрывают всех затрат на восстановление автомобиля. Страховщики намеренно занижают выплаты, зная, что далеко не каждый недовольный заявитель обратится в суд за полагающейся по закону компенсацией.

В представленном видео даны рекомендации как с помощью калькулятора расчета выплат по ОСАГО перепроверить соответствие выводов страховщика с реальными затратами на восстановление автомобиля:

Для получения всех выплат, воспользуйтесь следующим алгоритмом действий:

  1. Подайте в срок заявление о наступлении страхового случая по ОСАГО и документы в страховую компанию.
  2. Предоставьте страховщику поврежденный автомобиль для первичного осмотра.
  3. Обратитесь за оценкой к стороннему независимому эксперту.
  4. Дождитесь страховой выплаты по ОСАГО.
  5. Обратитесь в суд с исковым заявлением о компенсации как недоплаченной суммы, так и всех понесенных расходов.

Если ваш страховой агент нарушает, предписанный законом об ОСАГО, порядок или занижает сумму положенных выплат, вы всегда можете обратиться за помощью в режиме онлайн к нашим юристам.