Производитель датсун он до

Японские СМИ сообщили об уходе Datsun из РФ. Российский офис опровергает и обещает обновки

В минувшие выходные деловое японское издание Nikkei Asia Review опубликовало новость, будто бы компания Nissan намерена свернуть производство автомобилей Datsun в Индонезии и России. При этом машины продолжат собирать в Индии, где бюджетный бренд «популярен». Что касается Индонезии, то местные СМИ действительно сообщают, что с начала 2020-го там прекратят выпускать «бюджетники». Правда, есть две версии: некоторые считают, будто Datsun полностью покинет индонезийский рынок, другие пишут, что с производства снимут хэтч GO и компактвэн GO+, а созданный на базе вэна паркетник с незатейливым названием Cross останется в продаже (и, видимо, на конвейере). Официального пресс-релиза на этот счет в Индонезии пока не рассылали.

Datsun Cross для Индонезии. Ожидается, что в 2020-м в Индии тоже появится кроссовер, но пока неизвестно, повторит ли он индонезийскую модель

А вот российский офис владеющей бюджетной маркой компании Nissan опроверг информацию Nikkei. «Мы не делали подобных заявлений и продолжаем производить автомобили на АВТОВАЗе. На сегодняшний день изменений в работе Datsun в России нет», — рассказал «Колёсам» представитель Ниссана. Также в компании сообщили о том, что в ближайших планах Datsun – обновление российских седана on-DO и хэтчбека mi-DO, плюс бренд собирается выпустить некие спецверсии. Как именно изменятся предназначенные для РФ модели – пока неизвестно. Нет данных и о грядущих особых вариантах исполнения.

Datsun mi-DO и on-DO для российского рынка

Напомним, марку Datsun возродили в 2012 году специально для развивающихся рынков. Причем наши модели отличаются от представленных в других странах. Так, хэтч GO и компактвэн GO+, которые производят в Индии и Индонезии, построены на платформе старой Nissan Micra. В Индии еще собирают субкомпактную «пятидверку» redi-GO, делящую «тележку» и технику с Renault Kwid. Российские же Datsun on-DO и mi-DO являются аналогами прежних Lada Granta и Kalina соответственно (после рестайлинга бренд Калина ликвидировали – теперь это тоже Гранта).

Datsun GO и GO+ для Индии и Индонезии

В Индонезии у «бюджетников» Datsun мизерные продажи: по данным портала MarkLines, в январе-октябре 2019-го там реализован 5921 автомобиль, что на 39% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Индии, где, как утверждает Nikkei, марка «популярна», продажи рухнули вдвое – за десять месяцев 2019-го клиентам передано примерно 14 000 машин против 29 988 единиц годом ранее. В России же Datsun в «плюсе»: с января по октябрь у нас продано 18 265 машин – рост по сравнению с прошлым годом составил 15%.

Между тем ранее новый руководитель материнской компании Nissan дал свою первую пресс-конференцию — он отверг возможность слияния с Renault, но при этом глава японской фирмы выступил за сохранение альянса.

Седан Datsun on-DO на базе Лады представлен в Москве

Томительным ожиданиям, если они были, конец. В Москве презентовали бюджетный седан возрождённой марки Datsun. Автомобиль, разработанный для нашего рынка на платформе Лады, назвали on-DO. По-русски это произносится как «Дáтсун он-До́». Японо-англо-русский наворот официальным комментарием объясняется так. «В названии отражается сразу нескольких национальных влияний. Слово DO прочно ассоциируется с традиционной культурой Японии и в переводе означает путь. Другое значение — движение. Поэтому полностью on-DO можно интерпретировать как свободу перемещения». Ещё затейники отмечают, что часть названия созвучна русскому местоимению «он» (это, мол, подчёркивает мужскую составляющую в характере), а в английском языке слова on и do ассоциируются с позитивной динамикой.

Datsun приспособлен к российским реалиям: дорожный просвет — 168 мм. Но это при полной загрузке (пять человек в салоне и 50 кг в багажнике). А с одним лишь водителем клиренс аж 185 мм!

Хотя официально это пока никто не хочет подтверждать, очевидно, что седан Datsun on-DO построен на платформе модели Lada Kalina, многие кузовные панели — идентичные. Двигатель 1.6 (87 л.с., 140 Н•м) — тоже с АвтоВАЗа, как и пятиступенчатая «механика». По сути отличия сводятся к дизайну передней и задней частей (другие бамперы, оптика и решётка радиатора), а также доработанному интерьеру. В длину автомобиль насчитывает 4337 мм, в ширину — 1700, в высоту — 1500 мм. Объём багажника больше, чем у Калины, и составляет 530 л (по этому показателю Datsun обходит большинство конкурентов). Кроме того, была улучшена шумоизоляция салона, а также перенастроена подвеска. Так что доработок по сравнению с отечественным «донором» достаточно. На выходе — переделанная и отвечающая требованиям японцев Калина, какой она должна была быть изначально.

Ну, что сказать. Калина получила-таки интерьер, которого заслуживала. Пусть и в следующей жизни.

На данный момент в России изготовлено порядка 30 седанов Datsun on-DO. Это прототипы, необходимые для сертификации и разных испытаний. В полную силу конвейер на заводе в Тольятти (и только там) развернётся в июле: на мощностях, позаимствованных у Гранты и Калины, будет производиться 100 тысяч on-DO в год. В течение трёх лет по всей стране должны заработать сто дилерских центров компании Datsun. Что касается цен, по ним новость одна. Если раньше говорили, что седан будет стоить не дороже 400 тысяч рублей, то теперь заявляют, что «ощутимо ниже» означенной суммы оценена лишь базовая версия. Похоже, прайс-лист получится, примерно как у Гранты: с минимумом в районе 320 000 и максимумом около 430 000 рублей. Коли так, мы по стоимости современной Гранты получим более дорогую, хоть и старенькую Калину, зажившую новой жизнью. Продажи седана начнутся летом.

Update: Мы побывали на московской презентации бренда Datsun

Почему седан, а не, скажем, кроссовер? Презентовавшие машину функционеры концерна Renault-Nissan отвечают: исследование рынка показало, что клиенты сейчас хотят именно седан с большим багажником. Второй продукт марки Datsun производитель намерен запустить в России как можно быстрее. Премьера пройдёт на Московском автосалоне в августе. Это точно будет не седан и, похоже, не универсал. Скорее всего – хэтчбек, сделанный из нынешнего on-DO. Заметим, что на презентации имелся один-единственный автомобиль, который неподвижно стоял на сцене и был наглухо заперт. Секьюрити не разрешили даже багажник открыть, не говоря уж о капоте или двери в салон. Заинтриговали прямо. Может, Ладой сильно пахнет и внутри?

Представлял седан Datsun on-DO в Москве сам Карлос Гон, президент альянса Renault-Nissan и глава Совета директоров АвтоВАЗа. Он рассказал, кому адресован автомобиль. Оказалось, это молодёжь в возрасте 25-35 лет, которую Гон называет risers, людьми на подъёме. Они оптимистичны, амбициозны, стремятся к лучшей жизни, но финансово пока ограничены. Управленец также охарактеризовал их как «неохваченных Ниссаном». Конкурентами Датсуна в России Гон провозгласил все бренды, нацеленные на таких «подъёмных» людей. Кроме милой сердцу Лады, потому что она не соперник, а партнёр. Чтобы достучаться рекламой до целевой аудитории, решено сделать ставку на электронные СМИ и социальные сети.

Шеф концерна подчеркнул, что запуск седана Datsun on-DO готовился три года. И сейчас это глобальное событие, так как помимо России марка осваивает рынки ещё трёх стран: Индии, Индонезии и ещё какой-то.

В выступлении Карлоса Гона было много похвальбы. Первым делом он возвеличил автомобильный рынок нашей страны. Спрос, мол, очень силён, население становится всё состоятельнее, мы инвестируем в Россию, не обращая внимания на небольшое падение, в среднесрочной перспективе видим большой потенциал. Гон уверен, что наш авторынок в любом случае – ведущий, мощный центр притяжения. В России так или иначе будет продаваться 2,5-2,6 млн автомобилей в год. Дескать, никакие колебания валют альянсу Renault-Nissan не страшны. Наоборот, слабый рубль выгоден ввиду локализации производства, которая к 2016 году постигнет 90% модельного ряда концерна. Политическая ситуация, все эти санкции Европы и США, Гона тоже нисколько не беспокоят – всё идёт, как и прежде.

О виновнике торжества босс сообщил, что седан Datsun on-DO – это «японская ДНК с российскими ресурсами, производством и снабжением», «автомобиль, которому можно доверять».

Не забыл Карлос Гон расхвалить и свой альянс. Он назвал его уникальной и лучшей группой в мире, очень эффективным благодаря чёткому распределению функций между партнёрами. Концерн намерен завоевать 40% российского рынка, а Nissan сделать японским брендом № 1 в нашей стране. Отдельного набора комплиментов в речи Гона заслужил АвтоВАЗ – один из крупнейших автоцентров в мире, трансформирующийся сейчас на наших глазах в лучший бренд РФ. Мантрой звучало «ВАЗ сегодня не такой, как вчера», вы, мол, даже представить не можете, насколько он нынче хорош.

Получить ответы на технические вопросы во время презентации было не у кого, поэтому их переадресовали Жерому Сего, шефу Датсуна в России. Тяжело ему пришлось, ведь прессу по сути интересовало одно – какова в седане доля нашей несчастной Лады (и какой именно), сколько в нём Японии и есть ли она вообще. Господин Сего занял оборону: с самого начала хотели сделать «очень японскую» машину и она, безусловно, очень японская, сконструирована в Стране восходящего солнца, в КБ Ниссана. Комфорт, подвеска, шумоизоляция, безопасность, цена – всё это было серьёзным вызовом, но японцы справились. А российский тут будто бы только инжиниринг, да и то французы помогали.

Жером Сего – хитрый лис и тёртый калач. К увиливанию от неудобных вопросов ему не привыкать. Карьеру начал торговым представителем Renault Trucks в Африке. Потом трудился на разных должностях в концерне PSA во Франции и в России (директор по маркетингу Peugeot). С 2010-го он перешёл в Nissan, а с 2012-го возглавил представительство марки Datsun в нашей стране.

Конечно, такой ответ породил новый шквал вопросов. Не кажется ли господину Сего, что Datsun on-DO – японский снаружи и российский внутри? Что насчёт унификации с продукцией АвтоВАЗа? Если у седана вазовские платформа, двигатель и шасси, можно ли использовать запчасти от Лады? Директор сменил тактику и стал просто забалтывать тему, напирая на клиентоориентированность и японские стандарты качества, но и это не помогло. Тогда Сего, вплотную приблизившись к точке кипения, сказал, как отрезал: «Datsun – это Datsun, Лада – это Лада. Это вы говорите, что on-DO – это Гранта. Я считаю, не Гранта. И хватит уже разговоров о Гранте!» О’кей, не хотите о Гранте, давайте о Калине. Почему седан построен на её основе, а не на более современной Гранте?.. «Я предпочитаю не называть это платформой или ещё чем-то. Это ресурсы и активы, вот верное определение», – был ответ.

Экспорт автомобилей марки Datsun из России возможен в Белоруссию, Казахстан и другие страны, но не сейчас, потому что главное нынче – освоиться в Москве, Питере, на юге страны.

В общем, пришлось уйти несолоно хлебавши. Не до конца понятна необходимость этого проекта. Зачем, кроме охвата сверхбюджетного сегмента, нужен в России Datsun? Для развития дилерской сети концерна? Раз модель взята с АвтоВАЗа вместе с технологиями, значит, себестоимость её меньше, а маржа больше. Идёт ли прибыль в карман альянса или предприятию в Тольятти тоже что-то перепадает? Наконец, чьим требованиям по качеству отвечает продукт Датсуна? Ниссана, АвтоВАЗа или кого-то ещё? Менеджмент для общения на эти темы пока закрыт, прям как запертый автомобиль, что был на презентации.

История

Для нас в России Datsun — скорее новый бренд, неизвестный. На Западе и в Японии это имя вполне себе живёт, оно на слуху. Имидж нормальный, с историей. Старшее поколение там хорошо знает марку и её продукты — весьма, кстати, разнообразные. Бюджетные прославились, пожалуй, больше, оттого некоторые современные Ниссаны теперь в шутку обзывают Датсунами. Что до олицетворения возрождённого бренда Datsun, то перед премьерой седана on-DO им были хэтчбек GO и компактвэн GO+.

Летопись Датсуна — это история переименований. Основанная в 1911 году фирма назвалась Kwaishinsha. Её первый автомобиль (на фото), построенный в 1914-м, получил имя DAT. Эту аббревиатуру трое японцев составили из первых букв своих фамилий — Дэн, Аояма, Такэути. Для англоязычных потребителей акроним зарядили дополнительным смыслом: Durable (надёжный), Attractive (привлекательный), Trustworthy (заслуживающий доверия). Компания сделала ставку на производство грузовиков, хотя выпускала и легковушки.

В 1925-м Kwaishinsha в результате слияния с другой компанией, выпускающей автомобили Gorham и Lila, переименовывается в Jitsuyo Jidosha. После ряда перипетий к 1931-му фирма зовётся DAT Jidosha Seizo. Тогда-то и появляется модель с именем Datson. Приставкой к акрониму послужило английское son (сын), которое подчёркивало меньшие размеры новых автомобилей в сравнении с предшественниками. Но название оказалось неудачным, поскольку по-японски «сон» звучит так же, как «ущерб», «гибель», «потеря», и в 1933 году приставку поменяли на sun.

В начале 1930-х фирма в очередной раз реорганизовалась. Главными владельцами стали компании Tobata Casting и Nihon Sangyo. Последняя в 1934-м завладела 100% акций Датсуна и изменила его название на Nissan. (На фото — ниссановский родстер, продававшийся с 1959 пор 1970 год; он имел два имени: домашнее Datsun Fairlady и экспортное Datsun Sports.) Потом было тесное сотрудничество с британской маркой Austin, затем загремела Вторая мировая война… Стало не до переименований, и бренд Datsun сохранялся. Идея отказаться от него стала вызревать у японцев с начала 1970-х. Процесс переименования в Nissan шёл постепенно. Поначалу маленький шильдик Ниссана стал появляться рядом со значком Датсуна. Затем машины украсили надписи Datsun by Nissan…

Спорткар Datsun 240Z — настоящая классика, легенда. В историю он, правда, вошёл как Fairlady Z или Nissan S30, но тем не менее. В 1970-х автомобиль был популярен и в Японии, и в США, так как мог соперничать с тогдашними Ягуарами и BMW, но по цене был куда доступнее. Запомнилась эта двухдверка и раллийными победами… Дорогостоящая процедура переименования в Nissan завершилась только в 1986-м. Минуло 28 лет, и вот бренд Датсун (ударение на «а») снова с нами. Большинство ошибочно произносит его название как Датсан, что не лишено логики (английское солнце в Стране восходящего), но всё равно неправильно.

За кадром

Презентация марки Datsun московском «Форум Холле» началась с рекламного видеоролика, затем выступил Жером Сего, директор Датсуна в России. Он представил трёх авторов короткометражек, те сказали свои пару слов. Затем начался кинопоказ. Каждый мини-фильм предварял спич актёра, сыгравшего главную роль. Дальше был апофеоз. Экран, скрывавший автомобиль, поднялся, на сцену вышел глава альянса Renault-Nissan, произнёс речь. Потом была краткая фотосессия, пресс-конференция Карлоса Гона и круглый стол Жерома Сего.

Автомобили Datsun снимают с производства в России

В России эта марка представлена двумя моделями, производимыми на базе моделей АвтоВАЗа.

Компания Nissan, входящая в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, планирует отказаться от производства некоторых моделей и закрыть недозагруженные производственные линии в некоторых странах. В России альянс владеет частью АвтоВАЗа и производит на его производственных мощностях седан on-DO и хетчбэк mi-DO.

Решение отказаться от производства автомобилей бренда в японской компании связывают с так называемым «планом по восстановлению» – попыткой избавиться от нерентабельных продуктов. Эта политика будет реализовываться в противовес стратегии по массовой экспансии бизнеса времен бывшего главы альянса Карлоса Гона.

Вероятно, сокращение производства может пройти на всех рынках, где японский бренд производит свои модели, кроме Китая. В каждой стране компания создавала собственные модели. Например, в России производство идет на платформе Kalina. Также Datsun представлена в Индии, Индонезии и ЮАР.

Как оказалось, в Индонезии продажи Datsun начали поглощать продажи моделей основного бренда – Nissan. В США компания наращивала продажи, сдавая авто в аренду и продавая с большими скидками. Это негативно повлияло на имидж компании и ее рентабельность.

Официально сворачивание производства моделей Datsun в России не подтвердили. За первые 9 месяцев было продано всего 16,5 тысяч автомобилей Datsun, что по сравнению с продажей 97 тысяч Lada Granta не выглядит серьезной цифрой.

Очевидно, что АвтоВАЗ сможет легко заместить рыночную нишу уходящего Datsun собственными моделями. Также у Nissan в России есть завод в Санкт-Петербурге, который может производить до 100 тысяч машин в год. Там налажено производство моделей Qashqai, X-Trail, Murano, но все равно мощность используется только наполовину.

Поэтому для Nissan российский рынок вряд ли считается перспективным, поэтому риски ухода с него Datsun достаточно высокие.

Ранее бренд Datsun существовал до 1981 года, когда его было решено ликвидировать. Вернули его только в 2013 году.