Шкода йети или опель мокка?

Opel Mokka и 4 его конкурента

В России любят класс SUV во всех его проявлениях, включая компактные кроссоверы, которые страшновато отпускать за пределы шоссе. Тем не менее, «паркетники» нашли путь к сердцам покупателей – компактные машинки стильно смотрятся, хорошо оснащаются и недорого стоят.

В последние пару лет, флагманом класса компактных кроссоверов стал Opel Mokka. Немецкий автомобиль для российского рынка собирают на калининградском заводе «Автотор», что обеспечивает привлекательное сочетание цены и функциональности. Успех «кофейного» кроссовера не остался незамеченным, число его конкурентов непрерывно растет, предоставляя покупателям возможность выбрать достойнейшего. Так кто же они, похожие и непохожие соперники, пытающиеся занять место Opel Mokka в сердцах его поклонников?

В первую очередь – это Nissan Juke. Справедливости ради, стоит отметить, что выпускаться он начал немного раньше Opel Mokka, поэтому звание флагмана заслужил ничуть не меньше. Главная «фишка» Nissan Juke – необычная внешность, оценивать которую бесполезно, так как она должна либо понравиться, либо нет. А вот цена «Джука» нравится почти всем – она на 100-200 тысяч рублей дешевле даже несмотря на то, что различные комплектации Опель Мокка стоят по-разному и есть довольно доступные варианты. Секрет доступности Nissan Juke заключается в менее мощном двигателе, соответствующем требованиям «Евро-4», тогда как у Opel Mokka мотор отвечает требованиям «Евро-5». В остальном, кроссоверы очень близки и по набору опций, и по техническим характеристикам, а вот по габаритам они отличаются заметно – 4135х1765х1565 мм у Nissan Juke против 4278х1774х1657 у Opel Mokka. Соответственно, у «Опеля» просторнее салон и вместительнее багажник, а еще – на целых 10 мм выше клиренс.

Следующий в списке – Peugeot 2008. «Француз» появился на российском рынке совсем недавно и пока не ясно, за счет чего он собирается конкурировать с теми же Nissan Juke и Opel Mokka. И тут в свои права вновь вступает «принцип вкуса». Наверняка найдутся те, кому понравится скромное обаяние Peugeot 2008, в сочетании с экономичным двигателем и строгим стилем отделки салона. По размерам он, кстати говоря, ближе к Nissan Juke, а вот клиренс у него еще скромнее, всего 165 мм (у Opel Mokka 190 мм).

Renault Captur – еще один француз в сегменте компактных SUV. После презентации концепта Captur автомир пришел в восторг, настолько всем понравился его необычный дизайн. Для серийного производства оригинальность пришлось поубавить, но, все равно, смотрится кроссовер свежо и ярко. А вот в салоне все, увы, не так привлекательно – многие владельцы уже успели пожаловаться на дешевый пластик, которым отделан интерьер. Правда, серьезные недостатки Renault Captur не этом кончаются. Кроссовер имеет надежный мотор, вместительный багажник, хорошие амортизаторы… одним словом – конкурент получился достойным высокой планки, установленной Opel Mokka.

Еще один достойный Opel Mokka «паркетник» из Японии – это Mitsubishi ASX. Отличия в их технических характеристиках настолько незначительны, что на них не стоит заострять внимание. Гораздо интереснее то, что базовый Mitsubishi ASX серьезно проигрывает Opel Mokka по уровню функциональной оснащенности при сравнимой цене – у «японца» меньше подушек безопасности, нет бортового компьютера, сигнализации и многого другого, без чего Opel Mokka не обходится ни в одной из сборок.

Естественно, приведенными моделями список конкурентов Opel Mokka не ограничивается. Можно вспомнить Chevrolet Tracker (который еще не добрался до России), кроссоверы MINI (которые еще компактнее) или Qashqai и Tiguan (которые крупнее). Собственно говоря, в этом и заключается одна из главных особенностей Opel Mokka – его трудно вместить в рамки, кроссовер создает их сам, умело комбинируя компактность и вместительность, динамичность и экономичность, функциональность и доступность, высоко ценимые покупателями по всему миру.

Opel Mokka готов дать бой сразу двум классам кроссоверов

Автомонстр General Motors вслед за Buick Encore представил европейскую версию этого автомобиля, которая будет продаваться у нас под именем Opel Mokka (на других рынках — под неблагозвучным для российского уха Opel Mocha). На самом деле различия несущественные: решетка радиатора, элементы салона и т.п. Интресно, что Buick отводит место своему Encore в стане кроссоверов, а Opel/Vauxhal смелоl называет Mokka субкомпактным внедорожником.

Габариты новинки следующие: длина – 4 278 мм, ширина – 1 774 мм, высота – 1 646 мм, колесная база – 2 555 мм. Таким образом, Opel Mokka вписывается в пустующую размерную нишу модельного ряда компании между Opel Corsa и Opel Astra J. А вот к какому классу кроссоверов относится представленный автомобиль? сказать трудно, ведь он попадает прямо на стык «В»- и «С»-кроссоверов, от этого и конкуренты с той и с другой стороны. Слева – субкомпактные Nissan Juke, Suzuki SX4 и KIA Soul. Справа — огромный сонм компактных кроссоверов, во главе которого Nissan Qashqai. Удастся ли Opel Mokka выиграть в жестокой схватке за потребителя?

Opel Mokka, конечно, получит некоторые внедорожные атрибуты, которые должны сыграть определенную маркетинговую роль: увеличенный дорожный просвет, защита двигателя, небольшие свесы и 16-дюймовые диски. Кто сомневается, что это всего лишь для вида, пусть поробует оспорить тот факт, что Mokka не получит серьёзной трансмиссии, которая протащит авто по любому бездорожью. В базовых комплектациях привод будет передним. Приводом 4х4 оснастят только дорогие версии кроссовера.

Моторная гамма Opel Mokka представлена довольно-таки неслабыми агрегатами. Самым мощным будет турбированный 1.4-литровый двигатель мощностью 140 л.с. Вторым и последним в линейке бензиновых является двигатель, рабочий объем которого составляет 1.6-литра, а мощность – 115 «лошадей». Доступен также и 1.7-литровый «дизель» с 300 Нм крутящего момента и мощностью 130 л.с. Во всех комплектациях Opel Mokka оснащен механической коробкой передач и топливосберегающей системой Stop/Start. Шестиступенчатый «автомат» будет работать в паре с силовыми агрегатами 1.4 Turbo и 1.7 CDTI.

Американский аналог Opel Mokka — Buick Encore

На фоне конкурентов Opel Mokka выглядит вполне привлекательно. На ценовой фактор наверняка повлияет то, что кроссовер из Рюссельхайма базируется на сравнительно недорогой платформе Gamma II, которая также лежит в основе Opel Corsa. По разным оценкам, стоимость Mokka будет лежать в диапазоне 18 000-19 000 евро. За Audi Q3, который несколько длиннее (на 100 мм) и куда «статуснее» представленного в Детройте Опеля, просят больше 1 млн. рублей. Если же рассматривать конкурентов побюджетнее, (тот же Nissan Qashqai), то прогноз цены будет уже другой. А если принять во внимание и «субкомпактных» конкурентов (они всё-таки ближе к новому кроссоверу Опель), то, по обтимистичным оценкам, российские цены на Mokka начнутся с отметки 650-700 тысяч рублей.

Европейские продажи Opel Mokka стартуют в конце этого года. Вполне вероятно, что в Россию автомобиль попадёт в эти же сроки.

Сравнительный тест – «Молодая гвардия»

Россия вошла в число самых первых стран, где начал продаваться новый компактный кроссовер Opel Mokka. Мы взяли новинку на тест-драйв, заодно прихватив и пару конкурентов – Mitsubishi ASX и Nissan Juke

На фоне соперников Opel Mokka выглядит наиболее спортивно и подтянуто. Стремительные линии и большое внимание к деталям вроде имитации воздухозаборников в углах передних фар заставляют прохожих обращать на него внимание. А вот на Nissan Juke с его эпатажной внешностью уже давно никто не смотрит – слишком уж много стало их в последнее время на улицах крупных городов. Чего уж говорить об “обыденном” Mitsubishi ASX… А ведь он недавно пережил рестайлинг, получив новые решетку радиатора и бамперы, в которых разместились противотуманные фары иного дизайна. Но этот факт замечают лишь владельцы дорестайлинговых версий, да и то не все. Впрочем, ASX в отличие от Juke выглядит вполне гармонично.

Opel Mokka построен на корейской платформе, которую использует легковой Chevrolet Aveo, при этом начинка у кроссовера большей частью немецкая – по крайней мере, это касается подвески, силовых агрегатов и коробки передач. Двигателей два, причем оба бензиновые и оба развивают 140 л.с., только один атмосферный, объемом 1,8 л, а другой – турбированный, объемом 1,4 л. Версия с “атмосферником” продается по цене от 729 000 рублей за вариант с передним приводом и 5-ступенчатой механической коробкой передач. При наличии полного привода и 6-диапазонного “автомата” цена возрастает до 915 000 рублей. Модификация с турбомотором может быть только полноприводной и с 6-ступенчатой “механикой”. Стоит она от 895 000 рублей.

Mitsubishi ASX предлагается в нашей стране с тремя бензиновыми двигателями. Самый доступный вариант оснащается 1,6-литровым агрегатом, развивающим 117 л.с. Он поставляется только с передним приводом и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Цены на эту модификацию начинаются с 699 000 рублей.

Следующий вариант тоже исключительно переднеприводный, но вместо “механики” используется бесступенчатый вариатор, а двигатель у него 1,8-литровый 140-сильный. Этот вариант стоит не менее 879 990 рублей. Самая мощная 2-литровая модификация также комплектуется вариатором, развивает 150 л.с. и оснащается полным приводом. Ее минимальная цена составляет 1 009 990 рублей.

Для того чтобы разобраться с комплектациями Nissan Juke, проще обратиться к официальному дилеру. Вкратце скажем, что автомобиль оснащается бензиновыми двигателями одного объема – 1,6 л, но при этом имеющими разную мощность: 94, 117, 190 и 200 л.с. Первые две модификации атмосферные и исключительно переднеприводные, вторые две турбированные и могут иметь как два, так и четыре ведущих колеса. Трансмиссии – 5- или 6-ступенчатая МКП либо вариатор.

Наиболее доступная версия (94 л.с., передний привод и “механика”) стоит 649 000 рублей, а самый “навороченный” вариант с 200-сильным мотором, вариатором и полным приводом оценивается в базовой комплектации в 1 178 000 рублей.

Как это часто бывает, нам не удалось подобрать полностью идентичные комплектации по части техники. Зато они подходят друг другу по цене. И у всех – полный привод. Nissan Juke оснащен 190-сильным двигателем и вариатором, у Mitsubishi ASX также вариатор, а двигатель развивает 150 л.с., Opel Mokka оказался укомплектован 140-сильным турбомотором и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Посмотрим, какой из этих вариантов предпочтительнее.

Внутренний мир

Интерьер Mokka выполнен в стиле последних моделей марки. Это означает приятный “самолетный” дизайн с множеством кнопок на центральной консоли и высокое качество отделочных материалов. Верхняя часть передней панели и дверные подоконники изготовлены из мягкой пластмассы. Салон Opel выглядит значительно дороже конкурентов. Присутствует мягкий пластик и у Mitsubishi, но смотрится он значительно дешевле. И дизайн здесь попроще.

На Juke специалисты по оформлению интерьера Nissan, впрочем, как и экстерьера, “отрывались” по полной программе. По яркости дизайна салона с японским кроссовером могут соперничать разве что автомобили марки MINI – один центральный тоннель в виде мотоциклетного бензобака чего стоит! Только качество отделочных материалов здесь, увы, совсем не как у MINI, да и с конкурентами по нашему тесту он соперничать по этому параметру не может – всюду жесткая, гулкая пластмасса.

И эргономика у Juke не без греха. Клавиши обогрева сидений здесь отыщет далеко не каждый – они спрятались глубоко под центральным подлокотником. А у Mokka центрального подлокотника вообще нет, вместо него маленький откидной “отросток” с внутренней стороны водительского сиденья, который понравится разве что очень “малогабаритному” водителю. А вот в Mitsubishi придраться не к чему.

Самая плотная посадка за рулем – в Nissan. Водитель сидит, зажатый между дверью и центральным тоннелем. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Сиденье радует хорошим профилем и неплохо держит тело. Разве что рулевой колонке не хватает регулировки по вылету, в то время как у соперников она присутствует.

Но еще лучше кресло у Opel, оно имеет чуть более плотную набивку и лучше распределяет нагрузки. А самое просторное сиденье – у Mitsubishi. Седокам внушительной комплекции понравится. Только кожа у него скользкая, что станет заметно в поворотах при быстрой езде.

По идее, самым просторным на заднем ряду должен быть Mitsubishi, так как именно у него самая большая колесная база. И вправду, здесь места достаточно даже для высоких седоков, и диван удобный. Но Opel еще просторнее! Особенно удивило пространство для ног – один из наших экспертов ростом 185 см преспокойно уселся на втором ряду, предварительно отрегулировав переднее сиденье под себя. Между его коленями и спинкой переднего кресла остался приличный зазор, места для ступней тоже хватило, и над головой осталось несколько сантиметров.

Проделав ту же процедуру в Nissan, наш эксперт превратился в дополнительный элемент жесткости кузова. Его колени впечатались в спинку переднего сиденья, а голова с силой уперлась в потолок, грозя проделать в нем дыру. Впрочем, человек ростом 170 см почувствует себя здесь вполне комфортно, в том числе и потому, что диван в Juke расположен заметно ниже, чем у соперников.

Проигрывает Nissan и по объему багажного отсека. А самое большое отделение для поклажи у Mitsubishi, хотя Opel ему не сильно уступает. У всех задние сиденья раскладываются в пропорции 3:2, при этом у Juke и Mokka получается ровный пол. А у ASX – обратная ступенька. Его пол расположен очень высоко (что снижает удобство погрузки) из-за разместившегося под ним полноразмерного запасного колеса. У конкурентов погрузочная высота ниже, но вместо “запаски” – узенькая “докатка”.

Дорожные манеры

Opel Mokka, единственный в нашем тесте оснащенный механической коробкой передач, ощущается самым динамичным. Во-первых, благодаря “механике” отклики на нажатие педали акселератора получаются очень живыми, а во-вторых, хорошую тягу обеспечивает турбонаддув. Но все равно мы предпочли бы для этого двигателя автоматическую трансмиссию, которая как раз с ним и не предлагается. Все дело в довольно внушительной “турбояме” на низких оборотах. Если стрелка тахометра упадет ниже 2000 об/мин, то педаль акселератора практически перестает отзываться на нажатие. Поэтому надо быть все время начеку, чтобы не опуститься ниже указанной отметки по оборотам. Логичнее было бы доверить это дело “автомату”. Плюс к этому при старте с места сцепление не обеспечивает должной информативности. Зато передачи “отщелкиваются” точно и упруго.

Поэтому лидером по управлению разгоном мы признаем Nissan Juke. И не потому, что у него двигатель самый мощный, а потому, что его вариатор настроен идеально. На наш взгляд, именно у Nissan сейчас лучшие в мире вариаторы. Даже турбопауза никак не ощущается. Под правой педалью всегда есть внушительный запас тяги. Всегда и при любых условиях. И даже на высоких оборотах автомобиль не раздражает воем, что характерно для такого типа трансмиссии. Mitsubishi после Nissan просто едет. Его вариатор не столь отзывчив, а двигатель начинает тянуть лишь на “верхах”. Впрочем, и динамику ASX вялой не назовешь, просто на фоне соперников она немного меркнет.

Тормоза отлично работают у Opel и Nissan. Замедлением этих автомобилей управляешь интуитивно, вообще не задумываясь о процессе. А вот пересаживаясь из них в Mitsubishi, первым делом отмечаешь, что педаль тормоза проваливается глубже ожидаемого. Впрочем, через некоторое время к этому привыкаешь и также не испытываешь неудобств.

Наиболее острым рулем обладает Opel. Его “баранка” совершает 2,6 оборота от упора до упора. И реактивное действие что надо. Но из-за относительно мягкой подвески Mokka отзывается на управляющие действия скорее плавно, чем быстро.

То ли дело Nissan. Его чуть менее острый руль (2,75 оборота от упора до упора) благодаря жесткой настройке ходовой части работает заметно быстрее и точнее, а реактивное усилие у него еще более насыщенное.

В Mitsubishi же “баранка” практически не сопротивляется. И не надо, так как вращать ее приходится на большие углы (3,25 оборота от упора до упора). Правда, об информативности придется забыть. Зато у ASX отлично чувствуются габариты, да и обзорность хороша. Чуть хуже с этими параметрами дела обстоят у Opel, но лишь на уровне нюансов. А вот прочувствовать габариты Juke сложнее, особенно это касается передней части, да и обзорность хуже, чем у конкурентов.

Жесткое шасси Nissan подробно докладывает седокам о микропрофиле дорожного покрытия, а об остальных неровностях сообщает жесткими короткими толчками. Особенно “пинается” задняя подвеска. Но вот что интересно: ходовая часть сбалансирована столь хорошо, что эта жесткость не доставляет никакого дискомфорта. Даже задние пассажиры чувствуют себя отлично. Mitsubishi ощущается более мягким автомобилем – он слегка покачивается, хорошо сглаживает “пупырышки” асфальта и не подбрасывает задок при проезде “лежачих полицейских” в отличие от соперника.

Но резкие неровности ASX проходит так же жестко, как и Juke, и общие ощущения от плавности хода, как ни странно, оказываются похожими. Opel тоже хорошо сглаживает микропрофиль дорожного покрытия, а на более крупных кочках ведет себя как упругий мячик. И только выбоины и трещины с острыми краями передают на кузов сильные удары – даже более сильные, чем у конкурентов. Получается, что, несмотря на разные настройки шасси, плавность хода в целом у всех троих оказывается примерно одинаковой.

Шумоизоляция у наших соперников на приемлемом уровне, но не более того. Тише всех оказался Nissan – шумы от шин, набегающего воздушного потока и двигателя у него наиболее сбалансированы. Opel, оснащенный точно такими же шинами, гудит “резиной” немного сильнее, особенно на шершавом асфальте, но при этом через глубокие лужи он проезжает тише всех.

Mitsubishi оказался “обутым” в шипованные шины, в то время как остальные участники теста уже перешли на “лето”, поэтому сравнение будет не совсем корректно – очень уж сильно цокали шипы на низкой скорости. Но с ростом темпа ситуация налаживалась, ASX становился относительно тихим – где-то посередине между Nissan и Opel.

А вот по управляемости у нас определился однозначный лидер – Juke. Как он охотно следует за рулем и точно пишет траекторию! Словно это не кроссовер, а маленький спорткар. И на прямой стоит отлично.

Mokka такой точностью и отзывчивостью похвастаться не может. Нет, Opel управляется очень даже хорошо, просто по сравнению с Nissan его поведение кажется несколько расхлябанным. Не так стабилен он и на скоростной прямой, особенно если под колесами оказывается колея.

Mitsubishi на колейность не обращает никакого внимания: на прямой он – сама стабильность. Но поворачивать этот кроссовер не любит. Желание быстро ехать в поворотах отбивают “пустое” рулевое управление и большие крены.

На второстепенных дорогах с плохим покрытием и волнистым профилем Opel и Nissan меняются местами. Упругая подвеска “немца” отлично борется с раскачкой, благодаря чему сохраняется хорошая курсовая устойчивость. Juke же подбрасывает на волнах, словно глиссер, из-за чего колеса временами разгружаются и автомобиль сбивается с намеченной траектории. Mitsubishi в этих условиях требует ехать еще медленнее – в противном случае он начинает раскачиваться и рыскать влево-вправо. Если же двигаться не спеша, проблема исчезает.

Какой из автомобилей предпочесть? Если бы не тесный для задних пассажиров салон и откровенно дешевые отделочные материалы, мы бы выбрали Nissan Juke – он превосходит соперников по управляемости и, на удивление, не проигрывает им в плавности хода.

Но лучшим по совокупности параметров мы признаем Opel Mokka. У него самый просторный салон и лучший интерьер, да и управляемость с комфортом на высоком уровне. А Mitsubishi ASX хоть и не сильно, но проигрывает соперникам, в основном по управляемости. А значит, ему есть к чему стремиться.

Технические характеристики Opel Mokka 1.4

Габариты, мм

4278х1774х1657

Колесная база, мм

Колея спереди/сзади, мм

Диаметр разворота, м

10,9

Клиренс, мм

Объем багажника, л

Снаряженная масса, кг

Тип двигателя

бензиновый L4 турбо

Рабочий объем, куб. см

Макс. мощность, л.с./об/мин

140/4900–6000

Макс. Момент, Нм/об/мин

200/1850–4900

Привод

Полный

Трансмиссия

механическая 6-ступенчатая

Тормоза спереди/сзади

вентилируемые дисковые/дисковые

Шины

215/55 R18

Макс. скорость, км/ч

Время разгона 0–100 км/ч, с

9,8

Расход топлива (средний), л/100 км

6,4

Объем бака, л

Технические характеристики Nissan Juke

Габариты, мм

4135х1765х1570

Колесная база, мм

Колея спереди/сзади, мм

Диаметр разворота, м

10,7

Клиренс, мм

Объем багажника, л

Снаряженная масса, кг

Тип двигателя

бензиновый L4 турбо

Рабочий объем, куб. см

Макс. мощность, л.с./об/мин

Макс. Момент, Нм/об/мин

240/2000–5200

Привод

Полный

Трансмиссия

бесступенчатый вариатор

Тормоза спереди/сзади

вентилируемые дисковые/дисковые

Шины

215/55 R17

Макс. скорость, км/ч

Время разгона 0–100 км/ч, с

8,4

Расход топлива (средний), л/100 км

7,6

Объем бака, л

Технические характеристики Mitsubishi ASX 2.0

Габариты, мм

4295х1770х1615

Колесная база, мм

Колея спереди/сзади, мм

Диаметр разворота, м

10,6

Клиренс, мм

Объем багажника, л

Снаряженная масса, кг

Тип двигателя

бензиновый L4

Рабочий объем, куб. см

Макс. мощность, л.с./об/мин

Макс. Момент, Нм/об/мин

Привод

Полный

Трансмиссия

бесступенчатый вариатор

Тормоза

вентилируемые дисковые

Шины

215/60 R17

Макс. скорость, км/ч

Время разгона 0–100 км/ч, с

11,9

Расход топлива (средний), л/100 км

8,1

Объем бака, л

Автор Дмитрий Зайцев, обозреватель журнала «Автопанорама» Издание Автопанорама №6 2013 Фото Кирилл Калапов