Зимнее дизельное топливо

BMW X1 Very Simple ›
Бортжурнал ›
ДТ Лукойл ЕВРО или ЭКТО?

Кто какое топливо заливает? На моей заправке Лукойл есть 2 вида топлива, обычное ЕВРО и ЭКТО, с моющими присадками. На сайте Лукойла ЭКТО заявлено как топливо класса Евро 5. Недавно внимательно посмотрел сертификат и мне показалось, что простое топливо Евро обладает лучшими характеристиками. Зачем тогда нужно ЭКТО не понятно (маркетинг?), притом что оно еще и дороже.

Обычно заливаю ЭКТО, но сейчас появились сомнения. Как раз последний случай, когда не смог завестить, было заправлено топливо экто. Когда несколько раз заливал Евро какую-либо разницу в динамике или шумности заметить не удалось. Вообще на дизеле из-за момента и более высокой акустической и вибрационной составляющей сложнее заметить разницу, чем на бензине. Вот долговременные последствия могут быть уже заметными.

Реклама на сайте гласит:
По сравнению с обычным дизельным топливом, дизель «ЭКТО» обладает улучшенными экологическими, эксплуатационными и очищающими свойствами. Дизель «ЭКТО» идеально подходит для новейших моделей легковых, грузовых и иных дизельных автомобилей зарубежного производства.

Преимущества дизеля «ЭКТО» для двигателя:

— улучшение горения топлива
— высокий крутящий момент
— 100% заявленной мощности
— снижение шума и вибрации
— увеличение ресурса работы
— качественное улучшение запуска и сокращение времени перехода на рабочий режим
— увеличение срока замены моторного масла
— снижение износа системы впрыска топлива
— предотвращение формирования углеродистых отложений на форсунках
— снижение удельного расхода топлива
— надёжная работа системы бортовой диагностики

Для улучшения эксплуатационных свойств двигателя дизель «ЭКТО» содержит в своём составе комплекс очищающих, антикоррозийных и антипенных присадок, благодаря которым достигается:

— удаление отложений на форсунках
— защита от коррозии
— хорошие распылительные свойства форсунок
— уменьшенное пенообразование топлива, в результате чего значительно возрастает скорость заправки автомобиля и снижается опасность перелива топлива

Дизельное топливо «ЭКТО» соответствует европейскому стандарту Евро-5.

Благодаря высокому цетановому числу топливо стандарта Евро-5 оптимизирует процесс сгорания топливной смеси в двигателе Вашего автомобиля. Евро-5 — это экологический стандарт, регулирующий качество топлива и содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Сегодня стандарт Евро-5 — это обязательный стандарт качетва топлива для стран Евросоюза. Такое топливо отличается низким содержание полициклическихароматических углеводородов и серы. Благодаря этому уменьшается дымность отработанных газов, снижается выброс продуктов сгорания в атмосферу, в частности, твердых частиц, оксидов азота, окиси углерода, несгоревших углеводородов.

На Королле пару раз заливал экто бензин, тоже не понравилось.
Сделал для наглядности сравнительную таблицу:

Выделены наиболее важные показатели

ДТ Лукойл ЭКТО

ДТ Лукойл ЕВРО

update 08.01.2015: Сегодня снова заправлялся на той же заправке, посмотрел паспорт качества. Солярка оказалась производства Танеко! Цифры говорят сами за себя, если конечно паспорт именно на то ДТ, что находится в резервуарах. Топливо действительно высококачественное, при попадании на кожу не пахнет! Не буду выкладывать фото сертификата на Экто, но напишу цифры (Евро/Экто):
цетановое число: 52,5/49
цетановый индекс: 56,2/48,9
содержание серы, мг/кг: менее 3/7,8
Для меня выбор в пользу простого Евро очевиден. Надеюсь в дальнейшем поставки с Танеко продолжатся. Если говорить об ощущениях, то тут и так машина пуляет неимоверно, то ли это после предновогодних пробок, в общем нельзя на них полностью полагаться, слишком субъективно.

ДТ Лукойл ЕВРО Танеко

update 26.01.2016:

Полный размер

Очередной новогодний подарок Лукойла — ДТ Танеко

update 22.12.2016:
В последний раз решил попробовать залить ДТ на АЗС ТАИФ.

update 04.08.2017:

Сейчас, в основном заправляюсь на АЗС Татнефть, заливаю ДТ Танеко.

Немного копипасты об основных эксплуатационных показателях ДТ:

Цетановое число — основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Это число характеризует способность топлива к воспламенению и определяет период задержки, то есть, промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. Оно влияет на запуск двигателя, жесткость работы, расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше цетановое число, тем лучше способность топлива к воспламенению, тем короче промежуток времени между началом впрыска и
воспламенением и как следствие, более спокойное и плавное горение дизельного топлива, которое определяет высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя.

Цетановый индекс — расчетное цетановое число до добавки в топливо цетаноповышающей присадки. Поскольку присадки по-разному влияют на общий химический и физический состав топлива, то во избежание передозировки цетаноповышающей присадки, необходимо поддерживать минимальную разницу между цетановым числом и цетановым индексом. Цетановый индекс фактический регламентирует качество топлива на промежуточном цикле производства.

Фракционный состав — наряду с цетановым числом является одним из наиболее важных показателей качества дизельного топлива. Он оказывает влияние на расход топлива, дымность выпуска, легкость пуска двигателя, износ трущихся деталей, нагарообразование и закоксовывание форсунок, пригорание поршневых колец. Температура выкипания 50% топлива (средняя испаряемость) характеризует рабочие фракции топлива, которые обеспечивают запуск, прогрев, приёмистость и устойчивость
работы двигателя, а также плавность перехода с одного режима на другой. Полнота испарения топлива в двигателе характеризуется температурой выкипания 95% топлива. При слишком высоких значениях этой температуры топливо не успевает полностью испаряться и оседает в виде капель и пленки, которые, стекая по стенкам цилиндра, приводят к повышенному нагарообразованию, разжижению масла и форсированному износу.

Температура вспышки в закрытом тигле — самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуется смесь паров и газов с воздухом, способная вспыхивать от источника зажигания, но скорость их образования еще недостаточна для последующего горения. Температура вспышки определяет условия безопасности применения топлива.

Массовая доля серы — количество серы, присутствующее в топливе. Имеет двойственную характеристику: с одной стороны, повышенное содержание серы в топливе отрицательным образом сказывается на чистоте выхлопных газов. Но что ещё немаловажно, приводит к образованию серных и сернистых кислот в системе смазки, которые в свою очередь влияют на повышенное окисление масла в моторе. Это выражается в снижении смазывающих, противоизносных, противозадирных и моющих свойств залитого в двигатель масла, а также к образованию нагара в камере сгорания. В таком случае, как Вы догадываетесь, преждевременный износ двигателя обеспечен. Для компенсации такого отрицательного эффекта приходиться укорачивать сервисные интервалы обслуживания автомобиля. Это, в свою очередь, неблагоприятным образом сказывается на кошельке владельца автомобиля.
С другой стороны, снижение количества содержания серы приводит к ухудшению смазывающих свойств топлива. А это укорачивает ресурс ТНВД и топливных форсунок. В этом случае приходиться вводить специальные, противоизносные присадки.

Кинематическая вязкость и плотность — определяют нормальную, бесперебойную подачу топлива, распыление его в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования.

Смазывающая способность — смазывающая способность дизельных топлив определяет срок службы элементов топливной системы. До введения в действие сертификата EN 590 от 2001 года не нормировалась.

Назначение депрессорно-диспергирующих присадок для дизельного топлива
Назначение данных присадок – снижение температуры застывания и предельной температуры фильтруемости (ПТФ) дизельных топлив. В основном они применяются на НПЗ при выработке стандартных топлив, но также могут быть использованы на нефтебазах для улучшения низкотемпературных свойств топлив, имеющихся в данный момент в распоряжении.

Принцип работы депрессорно-диспергирующих присадок для дизельного топлива:
Содержащиеся в топливе н-парафины при понижении температуры легко кристаллизуются. Начало кристаллизации проявляется в помутнении топлива. Затем кристаллы растут и при определенных размерах и концентрации образуют пространственную структуру. В результате этого процесса топливо теряет подвижность и плохо прокачивается через трубопроводы и фильтры. Депрессорно-диспергирующие присадки взаимодействуют с поверхностью зарождающихся кристаллов и препятствуют их росту и ассоциации. Размер кристаллов парафинов в присутствии присадки составляет десятки микрометров.

Как влияют депрессорно-диспергирующие присадки на температуру помутнения дизельного топлива?
Температура помутнения – это температура при которой начинают кристаллизоваться парафины.
Депрессорно-диспергирующая присадка не препятствует возникновению кристаллов парафина, она препятствует их росту.
Поэтому, пока кристаллы не начали образовываться, действие присадки не может проявиться. Это и объясняет отсутствие влияния депрессорно-диспергирующих присадок на температуру помутнения топлива.

Stadis®450 — присадки, которые улучшают электропроводимость топлива, помогают снизить опасность электростатики, связанную с перевозкой, смешиванием и загрузкой топлива. Большая скорость потока и тонкая фильтрация топлива с низкой электропроводимостью усиливают электростатический заряд. Топливо с низкой электропроводимостью не допускает быстрой утечки этого заряда в землю. Обработка топлива веществом Stadis® увеличивает электропроводимость и снижает риск образования искр и статической разгрузки.

Когда контейнер с огнеопасными парами газойля содержит средние дистилляты, такие как топливо для реактивных двигателей, газойль или дизтопливо, особенно опасно, если топливо имеет низкую электропроводимость и накапливает в себе заряд. Электростатическая разгрузка внутри контейнера с огнеопасными парами может привести к воспламенению или взрыву.

Присадки Stadis®450 снижают этот риск к минимуму. Использование Stadis®450 обязательно для международного, авиационного турбинного топлива для военного и гражданского применения.

Kerokorr LA 99С
Смазывающая присадка к низкосернистым дизельным топливам и легким печным топливам.
Химический состав — Смесь жирных кислот и их производных
Внешний вид жидкость янтарного цвета
Физические свойства:
* Плотность при 20° С ок. 0,91 г/см3 ASTM D 1298
* Вязкость при 20° С меньше 40 мм2/с ASTM D 445
* Вязкость при 0° С меньше 100 мм2/с
* Температура вспышки выше 100° С ASTM D 93
* Температура потери текучести ниже -6° С ASTM D 97
Растворимость
Растворим в алифатических и ароматических растворителях в любой пропорции, нерастворим в воде.

Применение

При применении низко- и ультранизкосернистых дизельных топлив, использующихся сегодня в большинстве стран, наблюдается дополнительный износ инжекторного оборудования насосов двигателей.
Kerokorr LA99С повышает смазывающую способность дизельных топлив с низким содержанием серы и ароматических соединений. Количественно это изменение можно измерить на стенде высокочастотных возвратнопоступательных движений (HFRR) в соответствии с требованиями стандарта СЕС F-06-A-96 (ISO 12 156-1).

Действие

В дизельных топливах с содержанием серы < 0,05% в соответствии с нормами EN590 путем введения Kerokorr LA99С в количестве 50 — 200 мл/м3 можно достигнуть уменьшения диаметра пятна износа на стенде HFRR до < 460 Ојм. В дизельных топливах с ультранизким содержанием серы, как, например, шведское топливо City Diesel MK1, для достижения такого результата дозировка должна быть увеличена до 100 — 250 мл/м3.

Испытания на насосе

Продукт прошел 1000-часовой тест на стенде с инжекторным насосом BOSCH в соответствии с тестовыми нормами WP2 в независимой лаборатории. Было испытано топливо без присадки и с добавлением Kerokorr LA99С в количестве 100 мл/м3.

Результат испытаний — 3 по шкале Боша для топлива с присадкой и 4,5 по шкале Боша для топлива без присадки, показывает, что топливо с присадкой имеет существенно лучшую смазывающую способность.
Размер пятна при испытаниях на стенде HFRR уменьшается с 530 Ојм до значения существенно меньшем 400 Ојм при введении 100 мл/м3 KerokorrLA99С.

Совместимость

Kerokorr LA99С не образует гелей или осадков при взаимодействии со смазочными маслами, содержащими сильноосновные поверхностноактивные вещества, например, сульфонат кальция. Это подтверждают тесты на совместимость с моторными маслами при различных условиях («АРАЛ»-тест).
Прочие свойства топлив, такие как температура помутнения, температура потери текучести и предельная температура фильтруемости, при введении Kerokorr LA99С не меняются в пределах точности метода испытаний.

Kerokorr LA99С не влияет на другие характеристики дизельных топлив, такие как устойчивость к окислению и цетановое число, не взаимодействует с индикаторами и маркерами, использующимися в автомобильных топливах и промышленных газойлях.

Продукт (в количестве 200 мл/м 3) не повышает эмульгирующую способность дизельных топлив в присутствии воды (ASTM D1094).

Kerokorr LA 99C не ухудшает эффективности используемых стандартных антистатических присадок.
Испытания дизельного топлива, соответствующего требованиям EN 590, с присадкой Kerokorr LA 99С на моторном стенде по методике CEC PF 26 (на двигателе Peugeut XUD 9) не повлияло на чистоту системы ввода двигателя.

Тесты не показали ухудшение регулируемой эмиссии (HC, CO, NОx, частиц) маломощных дизельных двигателей.

Что такое ЭКТО дизельное топливо?

Первой компанией, которая у нас в России стала производить бензины ЭКТО, является «Лукойл». Дизтопливо марки ЭКТО отвечает стандарту качества принятому в европейских странах, отличается повышенными эксплуатационными и экологическими характеристиками. Дизтопливо марки ЭКТО появилось в России в 2015 году.

Производится оно на основе солярки ЕВРО 5. Идеально подходит для авто любых марок и категорий использующих дизельное топливо. Понятно, что если европейским дизельным ДВС оно не может навредить, то наши двигатели, рассчитанные на менее качественное горючее, ЭКТО дизтопливо точно не испортит. Даже улучшит качество их работы.

Дизельное топливо марки ЭКТО без преувеличения можно назвать топливом будущего!

Рассмотрим основные преимущества ЭКТО дизтоплива в сравнении с обычной соляркой.

  • Процесс сгорания проходит значительно лучше.
  • Все заявленные свойства и характеристики совпадают с реально имеющимися.
  • Увеличивается срок эксплуатации двигателя.
  • Меньший шум при работе мотора.
  • Вибрация также меньше.
  • Двигатель легче запускается и быстрее переходит в рабочий режим.
  • Возросла длительность эксплуатации машинного масла.
  • Сокращён расход ДТ.
  • Беспроблемное функционирование бортовой диагностики.

С целью улучшения характеристик эксплуатации ДВС в ЭКТО дизтопливо внедрены очищающие и антикоррозионные добавки. Они обеспечивают

  • Чистку форсунок от возникающих в них отложений.
  • Предотвращение коррозионных образований.
  • Качественную, стабильную работу форсунок касательно распыления.
  • Уменьшают вспенивание горючего, что позволяет быстрее заправлять автомобиль, снижает риск перелива ДТ.

Об экологических характеристиках ЭКТО дизтоплива

Современные технологии, используемые в производстве этой марки солярки, позволили в не малой степени сократить количество серы и ароматических углеводородов в её составе. Это привело к восьмикратному снижению выброса в окружающую среду канцерогенов при работе ДВС. Вдвое уменьшился выброс сажи и соединений азота.

По данным от сертифицированного европейского центра исследований, дизельное ЭКТО топливо по целому ряду показателей превышает нормы рекомендации Всемирной топливной хартии. По качеству оно сравнимо лишь с топливом ведущих мировых производителей.

Стандартная морозоустойчивость

1 июля 2014 года будет введен в действие новый государственный стандарт на дизельное зимнее и арктическое топливо. Инициаторами разработки нового ГОСТа выступили специалисты «Газпром нефти».

Низкозастывающее дизельное топливо, произведенное с помощью каталитической депарафинизации, не замерзает при –52°С и может использоваться в условиях Крайнего Севера

НЕТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Российская система государственных стандартов требует обновления во многих отраслях. В первую очередь такая необходимость диктуется техническим прогрессом, иногда принципиально меняющим сам стандартизируемый продукт или технологию его производства. Именно так обстоят дела со стандартами на зимние сорта дизельного топлива.

Основной действовавший до 2013 года стандарт на дизельное топливо ГОСТ 305–82 «Топливо дизельное. Технические условия» был принят в 1982 году. В то время на большинстве отечественных нефтеперерабатывающих производств все виды дизельного топлива получали путем прямой перегонки нефти. Отбор углеводородных фракций для летнего дизельного топлива происходил при температурах выкипания в диапазоне 180—360°C. Такое топливо замерзает (температура застывания) уже при –5°C. Чтобы получать зимнее дизельное топливо, не замерзающее до –35°C, температуру выкипания понижали до 340°C. При таких условиях в топливо не попадают тяжелые фракции углеводородов (парафины), для которых как раз и характерно застывание при более высоких, летних температурах. В дальнейшем эти «отсеянные» фракции идут на производство мазута — одного из самых низкомаржинальных продуктов.

Предельное значение температуры выкипания в 340°C для зимнего дизельного топлива было зафиксировано среди прочих физических и химических параметров в ГОСТ 305–82. Однако в настоящее время разработан более эффективный способ получения зимнего и арктического дизельных топлив — с помощью каталитической депарафинизации. В этом случае предельная температура выкипания для зимнего топлива будет такой же, как и для летнего: 360°C. Это несоответствие ГОСТу и было до последнего времени камнем преткновения на пути наиболее технологичного производства зимнего дизеля.

Впрочем, не исчезло это противоречие и с принятием другого ГОСТа, который сейчас регламентирует качество дизельного топлива. «С 2013 года в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ГОСТ 305–82 распространяется только для поставок на экспорт и нужд гособоронзаказа, — пояснила доктор технических наук, профессор Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП) Тамара Митусова. — Основным документом, по которому в настоящее время вырабатывается дизельное топливо, стал ГОСТ Р 523685–2005 «Топливо дизельное „Евро“. Топливо „Евро“ предназначено для применения в современных дизелях, оно содержит в своем составе пакет присадок различного функционального назначения и отличается более высоким качеством по сравнению с топливом, соответствующим ГОСТ Р 305–82».

Однако и ГОСТ «Евро» — аналог европейского ЕН 590 — не идеален: помимо того что в нем фигурирует все та же температура выкипания 340°C, характерная для зимнего топлива, произведенного прямой перегонкой, в нем отсутствуют стандарты для арктических топлив. Температура применения зимнего дизеля «Евро», обозначенная в ГОСТе, — не ниже –44°C. В то же время низкозастывающее дизельное топливо, произведенное с помощью каталитической депарафинизации, не замерзает при –52°C и может использоваться в условиях Крайнего Севера.


Инфографика: Алиса Бережная

ДИЗЕЛЬНЫЙ ПРОРЫВ

Технология каталитической депарафинизации, повлекшая необходимость разработки нового стандарта, была изобретена еще в конце прошлого века. Ее суть заключается в том, что длинные молекулы нормальных парафиновых углеводородов расщепляются (крекируются) и изомеризуются с помощью специально подобранных кристаллов со сложной структурой — катализаторов (см. схему). То есть фактически — укорачиваются. При этом их температура замерзания значительно понижается и соответствует температурам более легких фракций. В зависимости от типа процесса депарафинизации выход депарафинированного топлива может составлять 85–95%. Кроме того, цетановое число топлива, полученного таким путем, выше, чем у обычного дизеля. На практике это означает снижение потребления топлива и повышение КПД двигателя.

Долгое время метод каталитической депарафинизации не находил промышленного применения из-за дороговизны и сложности производства катализаторов, а также необходимости модернизации соответствующих нефтеперерабатывающих установок. На Западе его внедрение началось несколько раньше, чем в России. У нас в стране в настоящее время каталитическую депарафинизацию применяют всего несколько производств, в том числе и Омский нефтеперерабатывающий завод. Для этого в 2011 году на ОНПЗ было модернизировано оборудование на установке гидроочистки дизельных топлив Л-24/7.


Инфографика: Алиса Бережная

ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Каталитическая депарафинизация на Омском НПЗ была запущена в 2012 году. Это позволило значительно увеличить выпуск зимнего дизельного топлива. Так как получаемое топливо не соответствует существующим ГОСТам (по температуре выкипания), то его выпускали по ТУ — техническим условиям. C юридической точки зрения применение госстандартов носит добровольный характер, обязательно лишь следование Техническому регламенту*, определяющему основные параметры продукта. Это полностью обеспечивается техническими условиями.

Однако разработка нового ГОСТа все же была необходима по нескольким причинам. Во-первых, на рынке существуют крупные потребители, такие как Минобороны или Росрезерв, которые в силу некоторых внутренних особенностей используют только продукты, соответствующие ГОСТу. «Если в договорах на поставку продукции есть ссылки на необходимость соблюдения стандартов, то они рассматриваются как приложение к договору и их неисполнение — это нарушение договора», — уточнил главный технолог ВНИИ НП Владимир Булатников.

Во-вторых, отношение потребителя к гостовской продукции традиционно лучше, чем к продуктам, произведенным по заводским ТУ, отраслевым стандартам и т.д. Так как в перспективах компании масштабное увеличение объема выпуска дизтоплив на МНПЗ, соответствие ГОСТу может стать решающим фактором: московский рынок наиболее капризен и чувствителен к маркетинговым маркерам.

И, наконец, не стоит забывать, что Россия входит в Таможенный союз, имеющий собственный техрегламент. Соответствие продукции ГОСТам обеспечивает их легитимность на территории государств, входящих в Союз. «В соответствии с соглашением „О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации“, национальные стандарты являются документом, дополняющим регламент и облегчающим доказательство соответствия продукции требованиям технического регламента. Технические условия таким документом не являются», — уточнил Владимир Булатников.

Новый ГОСТ Р 55475 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» разрабатывался в ВНИИ НП в течение двух лет. Стандарт (а фактически само выпускаемое по новой технологии зимнее дизельное топливо) прошел процедуру согласования с крупнейшими производителями автомобильных двигателей — КамАЗом и Ярославским моторным заводом. Сейчас ГОСТ находится в печати и начнет действовать с 1 июля 2014 года.

В том, что новый зимний дизель будет востребован на рынке, сомнений нет. В настоящее время в России ощущается нехватка низкозастывающих топлив. Выпуск зимнего дизеля от общего объема дизельного топлива составляет всего 14,6%, а арктического топлива — не более 1%. По данным начальника управления рыночного прогнозирования «Газпром нефти» Александра Родионова, в 2012 году все поставки зимнего дизельного топлива (сорта с предельной температурой фильтруемости (ПТФ) не выше –20°C по действующему Техрегламенту на моторные топлива) на рынок РФ в 2012 году составили около 10,6 млн тонн. При этом спрос на ДТз оценивался на уровне 11,7 млн тонн. Недостаток топлива покрывался суррогатными и межсезонными сортами дизтоплив. Всего в 2012 году доля поставок «Газпром нефти» зимнего дизельного топлива, соответствующего Техрегламенту, составила около 15%. С вводом в действие нового ГОСТа выпуск ДТз методом каталитической депарафинизации на ОНПЗ увеличится на 60–80 тыс. тонн в год. После ввода в эксплуатацию процессов депарафинизации и гидрокрекинга на других заводах компании «Газпром нефть» сможет полностью закрыть свои рыночные ниши по зимнему дизелю в 2016–2019 годах.

* Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования: продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Игорь Барсуков,
начальник департамента
развития нефтепереработки
и нефтехимии Утверждение нового стандарта — долгожданное событие, мы приложили немало сил, чтобы оно состоялось. Этот ГОСТ позволит нам нарастить объемы производства зимнего дизеля, тем самым покрыть собственные потребности и занять приличную долю на российском рынке. К тому же дизельное топливо, произведенное по технологии каталитической депарафинизации, будет более качественным и экологичным. Это еще один несомненный плюс.
Российская экономика очень сильно завязана на северные районы, сейчас мы начали активное освоение Арктики, а это значит, что потребление зимних сортов дизтоплива будет только расти, и «Газпром нефть» к этому готова.

Чтобы прояснить этот вопрос, мы отправились в исследовательский центр компании APL в Ландау, где провели проверку характеристик российского «Дизель ОПТИ» с АЗС «Газпромнефть» и сопоставили его фактические характеристики с европейскими нормами качества.

Учим матчасть

В 2017 «Дизель ОПТИ» уже исследовался в зарубежной лаборатории — проверку проводила компания SGS, штаб-квартира которой расположена в Швейцарии. Экспертов интересовало соответствие российского дизельного топлива общеевропейскому стандарту EN 590. Документ учитывает ряд параметров — от цетанового числа и содержания серы до смазывающей способности топлива. Исследования качества завершились хорошим результатом. Они подтвердили, что физико-химические свойства топлива «Дизель ОПТИ» отвечают критериям стандарта EN 590.

В этот раз «Дизель ОПТИ» испытывался в реальных двигателях. Исследования проводила группа компаний APL Group, которая специализируется на тестах горюче-смазочных материалов и автокомпонентов.

APL сотрудничает с крупнейшими автоконцернами, имеет богатый опыт испытаний. Поэтому помимо стандартных проверок топлива на соответствие всевозможным европейским регламентам APL обладает возможностью установить его соответствие критериям Всемирной топливной хартии (WWFC, World Wide Fuel Charter). В хартии автопроизводители зафиксировали ряд пожеланий к топливу, заливаемому в баки выпускаемых автомобилей. Документ ратифицировали BMW, Volkswagen Group, General Motors, Hyundai, Toyota и другие крупнейшие производители автомобилей. Испытания топлива «Дизель ОПТИ» исследовательский центр построил вокруг актуальной — пятой — редакции Всемирной топливной хартии.

Два мотора

Для минимизации погрешности тестов арбитры из Ландау проверили «Дизель ОПТИ» на двух моторных стендах, оба они базируются на дизельных двигателях концерна Peugeot-Citroen разных поколений. Для каждого тестового двигателя — свои оцениваемые параметры. Например, при испытании топлива «Дизель ОПТИ» в современном турбодизеле DW10BTED4 ключевым критерием является мощность двигателя. Технологичный и эффективный мотор с системой питания common rail чувствителен к отложениям на форсунках системы питания, которые появляются в процессе эксплуатации. Загрязненная форсунка не распыляет топливо, а льет его в цилиндр, чем провоцирует неправильное воспламенение и снижение эффективности мотора. Падение мощности на 2% — уже повод поставить топливу «неуд». Но «Дизель ОПТИ» падения мощности не демонстрирует даже после полного цикла испытаний на стендовом двигателе. Наоборот, замеры показывают увеличение мощности на 0,4% — спасибо моющим компонентам, которые оставляют распылители форсунок в чистоте и способствуют эффективной работе двигателя.

Чистота форсунок оказалась в центре внимания исследователей из APL и в тестах на менее продвинутом предкамерном двигателе XUD9 A/L. Здесь снова хорошо сработали моющие добавки топлива «Дизель ОПТИ». Правда, метод исследования был немного иной: после цикла испытаний на тестовом топливе замерялась не мощность двигателя, а изменение пропускной способности форсунок на разной высоте подъема иглы инжектора. Для воспроизводимости испытания оценка производится прокачкой через форсунку обычного воздуха. «Воздушный» тест показал снижение пропускной способности в среднем на 5−6% после работы двигателя на топливе «Дизель ОПТИ», в то время как верхний предел составляет 85%.

В итоге в тестах на обоих двигателях «Дизель ОПТИ» показал очень хороший результат. С точки зрения потребителя это означает, что «Дизель ОПТИ» само по себе способствует поддержанию чистоты форсунок — деталей, от которых зависит надежная работа двигателя и мощность, которую он развивает. Кроме того, по своим эксплуатационным свойствам оно соответствует требованиям ВТХ, что делает «Дизель ОПТИ» топливом, которое сами автоконцерны для своих машин считают идеальным.

ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 305-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications

МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 305-82
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее — топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.
Топливо с содержанием серы 2000 мг/кг поставляют по государственному оборонному заказу и на экспорт.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ EN 116-2013 Топлива дизельные и печные бытовые. Метод определения предельной температуры фильтруемости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2070-82 Нефтепродукты светлые. Методы определения йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
ГОСТ ISO 2160-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку
ГОСТ 2177-99 (ИСО 3405-88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ ISO 2719-2013 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ ISO 3405-2013 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 5985-79 Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа
ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей
ГОСТ 6321-92 (ИСО 2160-85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 17323-71 Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием
ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Метод определения содержания серы сжиганием в лампе
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 19932-99 (ИСО 6615-93) Нефтепродукты. Определение коксуемости методом Конрадсона
ГОСТ ISO 20846-2012 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ 22254-92 Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32329-2013 Нефтепродукты. Определение коррозионного воздействия на медную пластинку

ГОСТ 32392-2013 Нефтепродукты. Определение коксового остатка микрометодом
ГОСТ 32508-2013 Топлива дизельные. Определение цетанового числа
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Классификация

3.1 В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:
— Л — летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 °С и выше;
— Е — межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15 °С и выше:
— З — зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С (предельная температура фильтруемости — не выше минус 25 °С) и до минус 35 °С (предельная температура фильтруемости — не выше минус 35 °С);
— А — арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °С и выше.

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:
— для марки Л — температуру вспышки и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40 °С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки Е — предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки З — предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013;

— для марки А — экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:

ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013.

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.

5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Требования к топливу

Наименование показателя

Значение для марки

Метод испытания

Л

Е

З

А

1 Цетановое число, не менее

По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам —

2 Фракционный состав:

По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А)

50% перегоняется при температуре, °C, не выше

280

280

280

255

95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше

3 Кинематическая вязкость при 20 °С, мм/с (сСт)

3,0-6,0

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33, стандартам ,

4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

62

40

35

для дизелей общего назначения

5 Массовая доля серы, мг/кг, не более

2000

По стандарту , ГОСТ 32139, по стандарту , ГОСТ 19121, стандартам *-

________________
* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

По ГОСТ ISO 20846, стандартам —

6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

По ГОСТ 17323

7 Массовая доля сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

8 Испытание на медной пластинке

Выдерживает. Класс 1

По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329

9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

10 Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более

По ГОСТ 5985

11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

По ГОСТ 2070

12 Зольность, %, не более

0,01

По ГОСТ 1461, стандартам ,

13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932

14 Общее загрязнение, мг/кг, не более

По стандарту

15 Содержание воды, мг/кг, не более

По стандарту

16 Плотность при 15 °С, кг/м, не более

863,4

863,4

843,4

833,5

По стандартам —

17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

Минус 5

Минус 15

Минус 25

По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116

Минус 35

Минус 45

Примечания
1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KОН на 100 см топлива
2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5 °С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5 °С и выше.
3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15 °С для марки Л не более 878,4 кг/м, для марок З и А — не более 863,4 кг/м.
4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 мм/с.
5 На территории Республики Казахстан:
— для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5 °С и выше.
— для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15 °С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.

5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты и .

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны — 300 мг/м в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.

7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.
Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом — 2% об. — 3% об.
Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е — 300 °С, марки З — 310 °С, марки А — 330 °С; температурные пределы воспламенения:
— Л, Е — нижний 69 °С, верхний 119 °С.
— З — нижний 62 °С, верхний 105 °С;
— А — нижний 57 °С, верхний 100 °С.

7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ, составы СЖБ и «3,5», перегретый пар.

7.6 В помещениях для хранения и использование топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засылать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.

7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.

7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.

7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.

8 Требования охраны окружающей среды

8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.

8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

9 Правила приемки

9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Масса объединенной пробы — 2 дм топлива.

9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:
— наименование и марку продукции;
— наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
— обозначение настоящего стандарта;
— нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива требованиям настоящего стандарта и технического регламента *;
_______________
* Действует на территории стран — участников Таможенного союза.
— дату выдачи и номер паспорта;
— подпись лица, оформившего паспорт;
— сведения о декларации соответствия (при наличии);
— сведения о наличии в топливе присадок.

9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства — члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента *.
_______________
* Действует на территории стран — участников Таможенного союза.
При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.

9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.

10 Методы испытаний

10.1 Отбор проб — по ГОСТ 2517 или по стандартам , .

10.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.

11 Маркировка, транспортирование и хранение

11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива — по ГОСТ 1510.

11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам — и ГОСТ 19433: класс — 3; подкласс — 3.3; знак опасности — 3; классификационный шифр — 3313; номер ООН — 1202, аварийная карточка — 315.

11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или автотопливозаправщиками.

11.4 Хранение топлива — по ГОСТ 1510.

12 Гарантии изготовителя

12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

12.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

Приложение А (справочное). Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)

Приложение А
(справочное)

Таблица А.1

Марка топлива

ОКП для топлива с содержанием серы не более

2000 мг/кг

500 мг/кг

Л (летнее)

02 5131

02 5153

Е (межсезонное)

02 5131

02 5153

З (зимнее)

02 5132

02 5152

А (арктическое)

02 5133

02 5151

Примечания
1 Коды ОКП действуют только на территории Российской Федерации.
2 Код ОКП при поставке топлива для судовой техники — 02 5134.

Библиография

ГОСТ Р ЕН 15195-2011

Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и получаемого цетанового числа (DCN) сжиганием в камере постоянного объеме

СТБ ИСО 5165-2002

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

ЕН ИСО 5165:1998*

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя

(EN ISO 5165:1998)

(Petroleum products — Determination of the ignition quality of diesel fuels — Cetane engine method)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

ЕН 15195:2007

Жидкие нефтепродукты. Определение задержки воспламенения и производного цетанового числа (DCN) средних дистиллятов путем сжигания в камере постоянного объема

(EN 15195:2007)

(Liquid petroleum products — Determination of ignition delay and derived cetane number (DCN) of middle distillate fuels by combustion in a constant volume chamber)

ЕН ИСО 3104:1996

Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

(EN ISO 3104:1996)

(Petroleum products — Transparent and opaque liquids — Determination of kinematic viscosity and calculation of dynamic viscosity)

АСТМ Д 445-12

Стандартный метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости)

(ASTM D 445-12)

ГОСТ Р 51947-2002

Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008

Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны

СТ РК ИСО 8754:2003*

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СТ РК ИСО 8754-2004. — Примечание изготовителя базы данных.

ЕН ИСО 8754:2003

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

(EN ISO 8754:2003)

(Petroleum products — Determination of sulfur content — Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

ЕН ИСО 14596:2007

Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод длинноволновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

(EN ISO 14596:2007)

(Petroleum products — Determination of sulfur content — Wavelength-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

ГОСТ Р ЕН ИСО 20847-2010

Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной энергодисперсионной спектрометрии

ЕН ИСО 20847:2004

Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливах для двигателей внутреннего сгорания. Метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией энергии

(EN ISO 20847:2004)

(Petroleum products — Determination of sulfur content of automotive fuels — Energy-dispersive X-ray fluorescence spectrometry)

ЕН ИСО 6245:2002

Нефтепродукты. Определение зольности

(EN ISO 6245:2002)

(Petroleum products — Determination of ash)

АСТМ Д 482-13

Стандартный метод определения зольности в нефтепродуктах

(ASTM D 482-13)

(Standard test method for ash from petroleum products)

ЕН 12662:2008

Жидкие нефтепродукты. Определение загрязнений в средних дистиллятах

(EN 12662:2008)

(Liquid petroleum products — Determination of contamination in middle distillates)

ЕН ИСО 12937:2000

Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру

(EN ISO 12937:2000)

(Petroleum products — Determination of water — Coulometric Karl Fischer titration method)

ГОСТ P 51069-97

Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром

ГОСТ P ИСО 3675-2007

Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра

EH ИСО 12185:1996

Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности. Осцилляционный метод в U-образной трубке

(EN ISO 12185:1996)

(Crude petroleum and petroleum products — Determination of density — Oscillating U-tube method)

АСТМ Д 1298-12

Стандартный метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром

(ASTM D 1298-12)

(Standard test method for density, relative density or API gravity of crude petroleum and liquid petroleum products by hydrometer method)

ACTM 4052-11

Стандартный метод определения плотности и относительной плотности с применением цифрового плотномера

(ASTM D 4052-11)

(Standard test method for density, relative density, and API gravity of liquids by digital density meter)

ГОСТ P 8.580-2001

Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний нефтепродуктов

EH ИСО 4259:2006

Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний

(EN ISO 4259:2006)

(Petroleum products — Determination and application of precision data in relation to methods of test)

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826)

ИСО 3170:2004

Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб

(ISO 3170:2004)

(Petroleum liquids — Manual sampling)

ЕН ИСО 3171:1999

Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода

(EN ISO 3171:1999)

(Petroleum liquids — Automatic pipeline sampling)

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утверждены протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09)

Правила перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ 22 мая 2009 г. N 50)

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0–6,0 1,8–5,0 1,5–4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной –10 –35
холодной –45 –55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной –5 –25
холодной –35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: По ГОСТ 19121
вида I 0,20 0,20 0,20
вида II 0,50 0,50 0,40
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,1 0,1 0,1 По ГОСТ 1401
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,2 0,3 0,3 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше –5 По ГОСТ 22254

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

  • массовая доля серы, %, не более — 0,2;
  • концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более — 25;
  • йодное число, г йода на 100 г топлива, не более — 5;
  • зольность, %, не более — 0,008;
  • коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;
  • коэффициент фильтруемости, не более — 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта — отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А — не более 860 кг/м3.

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).