Знак ш отменен

Отмена знака «Шипы»

Добрый день, уважаемый читатель.

До 8 декабря 2018 года правила дорожного движения обязывали устанавливать знак «Шипы» на все автомобили, оборудованные ошипованными шинами. Причем требование это существовало также давно, как и сами ПДД РФ, т.е. оно было введено в самой первой редакции — 23 октября 1993 года.

На практике водители не обращали особого внимания на установку знака до тех пор, пока 4 апреля 2017 года не был введен штраф за отсутствие знака шипы.

В данной статье рассматривается постановление правительства, которое в числе прочего отменяет обязательную установку знака «Ш» на автомобили.

  • Постановление Правительства об изменении ПДД.
  • Отмена знака «Ш».
  • Установка знака «Инвалид» на автомобиль.
  • Знаки, не действующие на автомобили инвалидов.
  • Инвалидные коляски с двигателями.
  • Меры предосторожности при ДТП.
  • Оформление ДТП без пострадавших.
  • Предъявление электронного полиса ОСАГО.

Постановление Правительства об изменении ПДД

30.11.2018 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. №1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090» официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Дата вступления документа в силу — 8 декабря 2018 года.

Отмена знака «Ш»

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

«Шипы» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

Итак, из основных положений исключается абзац, обязывающий устанавливать знак «Шипы».

Это обусловлено несколькими причинами:

  • Сам по себе знак «Ш» не несет никакого дополнительного смысла. То есть если перед Вами едет машина с этим знаком, то на Вашем вождении это никак не скажется. Вы просто будете знать, что у водителя есть шипованные шины. Примерно столько же информации несет надпись «Валера» на заднем стекле.
  • Если знак наклеен на заднее стекло автомобиля, то он загораживает обзор.
  • Многие водители не снимают знак «Шипы» летом. Действительно, нет никакого смысла заниматься отклеиванием и приклеиванием, когда можно просто оставить знак. Тем более что правила не запрещают устанавливать знак на автомобили с неошипованными шинами.

Более подробная информация об использование знака «Шипы» приведена в отдельной статье:

Установка знака Инвалид на автомобиль

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В этот пункт вносятся 2 важных дополнения:

  • Из правил исключаются упоминания о группах инвалидности, т.е. «льготами» для инвалидов смогут также пользоваться и инвалиды III группы.
  • Ранее правила дорожного движения требовали устанавливать на автомобили 2 знака «Инвалид» (спереди и сзади), однако новая редакция разрешает установить только один знак. Причем его можно установить либо спереди, либо сзади.

Примечание. Первая редакция рассматриваемого сегодня постановелния предполагала, что на автомобиле может использоваться только знак «Инвалид», выданный для индивидуального использования в установленном порядке. Однако в итоге от этого решили отказаться.

Дополнительную информацию о правилах для инвалидов Вы можете получить в этой статье:

Знаки, не действующие на автомобили инвалидов

Действие знаков не распространяется:

  • 3.28 — 3.30 — на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3, 3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид».

Действие знаков не распространяется:

  • 3.28 — 3.30 — на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид», а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;
  • 3.2, 3.3 — на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид»;

Для наглядности рассмотрим изменения в виде таблицы:

Знаки Было Стало
Не распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидов Не распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидов
Не распространяются на инвалидов I и II групп, детей-инвалидов Не распространяются на инвалидов I, II и III групп, детей-инвалидов

Следует обратить внимание на следующие важные моменты:

  • Во-первых, не все транспортные средства с опознавательным знаком «Инвалид» будут иметь одинаковые «льготы».
  • Во-вторых, для инвалидов I, II групп и детей-инвалидов ничего не меняется.
  • В-третьих, инвалиды III группы смогут ставить автомобили в зоне действия знаков, запрещающих стоянку.

Примечание. Автомобили с инвалидами III группы также смогут останавливаться и на местах, выделенных для стоянки транспортных средств инвалидов:


Инвалидные коляски с двигателями

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Данный пункт приравнивает к пешеходам лиц, передвигающихся на любых инвалидных колясках, в том числе оснащенных двигателями.

Аналогичные изменения вносятся также и в пункт 4.1 Правил, регламентирующий движение пешеходов по дороге.

Меры предосторожности при ДТП

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Если у Вас есть мысли по поводу того, что этим пунктом хотели сказать законодатели, то напишите их в комментариях к этой статье.

Оформление ДТП без пострадавших

Еще одно изменение, которое будет рассмотрено сегодня, относится к оформлению ДТП без пострадавших:

2.61. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

2.61. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Данное нововведение связано с тем, что с 1 июня 2018 года начали действовать новые правила самостоятельного оформления ДТП, которые рассмотрены в этой статье:

В целом пункт 2.61 стал короче. Однако это не означает, что водителям будет этот пункт проще понять. Обратите внимание на подчеркнутые слова документа.

1. Ранее в ПДД четко оговаривались условия, при которых можно оформить ДТП без участия сотрудников полиции. В новой редакции просто дается ссылка на «законодательство об ОСАГО». И это вызовет определенные трудности на практике.

Ведь среднестатистический водитель не знает законодательство наизусть. И в случае ДТП он в первую очередь обращается к книжечке ПДД. И каково же будет его удивление, когда в тексте он не найдет перечня условий. То есть водителю кроме самих правил придется возить с собой и закон «Об ОСАГО». В противном случае он не сможет узнать, как правильно оформить ДТП.

2. Еще одно важное изменение — водители могут ехать на пост ГИБДД только после того, как сообщат о ДТП по телефону. Обратите внимание, если сотрудник по телефону скажет, что ДТП следует оформить самостоятельно по европротоколу, то водители не смогут обратиться в подразделение ГИБДД для получения документов.

3. Из правил исключен пункт, который явно говорил о том, что при желании участники ДТП могут разобраться на месте. Тем не менее второй абзац обновленного пункта 2.61 подтверждает, что в некоторых случаях водители могут оставить место ДТП и это не будет нарушением.

4. Обновленный пункт также позволяет водителям самостоятельно оформить ДТП при наличии разногласий. Напомню, что такая возможность появилась в законе «Об ОСАГО» 1 июня 2018 года, однако до 8 декабря 2018 года правила дорожного движения требовали обратиться в ГИБДД при наличии разногласий. То есть противоречия в нормативных документах устранены.

Предъявление электронного полиса ОСАГО

Данное нововведение распространяется на водителей, которые приобрели полис ОСАГО через Интернет, то есть используют эОСАГО:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Суть нововведения состоит в том, что водитель может предъявить сотруднику ГИБДД распечатанный полис ОСАГО вместо оригинала полиса на специальном бланке страховой компании.

В завершение хочу еще раз напомнить, что рассматриваемый документ вступает в силу 8 декабря 2018 года. Начиная с этой даты можно снять с автомобиля знак «Шипы».

Полный текст обновленных правил дорожного движения Вы можете найти на этой странице:

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 5 декабря 2018 Раздел: Изменения автозаконодательства

Индивидуальный знак инвалид выдаётся в одном экземпляре. По правилам «знака 8.17 черного цвета — крепиться спереди и сзади механических транспортных средств» . Как один знак прелепить в двух местах сразу?!

Игорь, возьмите обычный знак (не индивидуальный) и закрепите его в соответствии с законодательством.

Индивидуальный знак в настоящее время использовать не имеет смысла. Данный вопрос рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

«Суть нововведения состоит в том, что водитель должен предъявить сотруднику ГИБДД распечатанный полис ОСАГО, а не оригинал полиса на специальном бланке страховой компании.»

Максим, вы неправильно поняли данное изменение. Водитель имеет право предъявить как оригинал полиса, выданный в страховой компании, так и распечатанную копию электронного полиса! Обратите внимание на слово «ИЛИ».

Алексей, спасибо за замечание! Информация в статье обновлена.

Удачи на дорогах!

А как инвалид третьей группы должен оформить свой статус, чтобы иметь право наклеить эти знаки? Раньше, вроде как, делалась отметка в СТС.

Знаки теперь в собесе выдаются. И там всё объяснят.

Законодатель, к сожалению, частенько использует расплывчатые формулировки, позволяющий двояко трактовать то или иное положение или правило… вот, к примеру, возьмем оформление ДТП без пострадавших:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие…» — а что, по мнению законодателя, неподвижное ТС на полосе движения способно не создавать препятствие движению других ТС в этой полосе? Или имелось в виду, что такое требование касается тех случаев, когда попавшие в ДТП ТС перекрывают проезжую часть, предназначенную для движения в данном направлении, полностью?

Как по мне, ни правила, ни законы не должны допускать двоякого толкования

Алексей, инвалид III группы должен иметь при себе справку об установлении инвалидности. Этого будет достаточно, чтобы законно установить знак «Инвалид» на автомобиль.

Удачи на дорогах!

Максим к сожалению ты не прав если закон распространяется на всю матушку РОССИЮ то в Челябинской области конкретно г.Снежинск признают только индивидуальный знак .ВСнежинске их выдают два.

Николай, пункт 1.1 ПДД:

1.1. Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем — Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Если в Снежинске имеют место нарушения, то имеет смысл написать жалобу в местную прокуратуру.

Удачи на дорогах!

Российским водителям разрешили не клеить зимой на машины знак «Шипы»

По теме:

В России весной 2020 года изменится состав документов на автомобильГИБДД разрешила помещать спецзнак на автомобили, в которых едут беременные и детиНовый глава ФАР — о том, считаются ли с союзом автомобилистов и зарулит ли он в политикуПереносные камеры фотовидеофиксации в России будут обозначаться новым дорожным знакомЭлектросамокатчиков выделят в новую категорию участников дорожного движенияСвердловская область — среди лидеров по продажам опасных устройств для перевозки детейРоссияне усомнились в идее отрегулировать правовой статус пользователей электросамокатовГИБДД начала опрос о необходимости внести водителей электросамокатов в дорожные правилаВ России хотят ужесточить ответственность за ДТП, если в машине ехали детиГИБДД отказалась штрафовать Владимира Путина за езду на мотоцикле без шлема в КрымуМинтранс создал новую методику размещения камер вдоль дорогВ Госдуме снова предлагают актуализировать ПДД из-за моноколес и электросамокатовЮрист попросил ГИБДД наказать Владимира Путина за езду на мотоцикле без шлемаПутин подписал несколько законов. Кого они коснутся?Власти Москвы готовят в ПДД поправки, по которым самокаты и сигвеи станут транспортомВ Госдуме предложили повысить штраф за неправильную парковку для люксовых автоКонтроль над дорожными камерами хотят полностью передать правительствуГлава МВД предложил ввести конфискацию машин у пьяных водителейРоссияне ездят заправлять автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два разаВ Туве водители из свадебного кортежа полицейского получили 17 протоколов после ДТПВ Госдуме раскритиковали инициативу ГИБДД по повышению штрафов за повторное нарушение ПДДГИБДД России планирует получить доступ к врачебной тайнеПутин подписал закон об ужесточении наказания за побег с места ДТПВ правительстве предложили увеличить разрешенную скорость на трассах до 110 км/чНазваны марки и расцветка автомобилей, которые чаще всего нарушают ПДДВоенную автоинспекцию могут наделить правом фиксировать нарушения гражданских водителей»Единичные случаи несогласия». В Auto.ru ответили на претензии к расценкам за объявленияВ России отложили введение штрафа за превышение скорости на 10 км/чГлава ГИБДД назвал сроки перехода на электронные водительские права в РоссииМинздрав будет передавать в МВД данные о водителях с алкоголизмом и наркоманиейМинтранс РФ предлагает втрое увеличить штрафы за остановку на обочинах автотрассВодителя, протаранившего «живой щит» во Владимире, приговорили к семи суткам арестаВ России появятся народные инспекторы, которые будут фиксировать нарушения ПДДГИБДД уменьшит дорожные знаки во всей странеВ ГИБДД хотят вернуться к практике регистрировать машины «по прописке»Путин подписал закон о продлении периода оплаты автоштрафов «со скидкой»Глава ГИБДД предложил увеличить штрафы за превышение скоростиГИБДД поддержала идею пересдавать теоретический экзамен при замене водительских правПравительство намерено ввести новые правки в процедуру техосмотраВ ПДД могут вернуть штраф за превышение скорости на 10 км/чГИБДД ввела мораторий на внесение поправок в ПДДЧто нового в использовании знаков «Инвалид» и «Шипы» и оформлении ДТП без вызова ГИБДД»Коммерсант» узнал особенности нового порядка взыскания мелких штрафов ГИБДД»Яндекс.Такси» хочет получить доступ к базе водительских прав, чтобы вычислять «лишенцев»Правительство одобрило проект, приравнивающий сбежавших после ДТП водителей, к пьянымВодителей в России продолжат штрафовать за отсутствие знака «Шипы»Водителям вернут изъятые права только после оплаты всех штрафов и сдачи экзаменаДвижение «СтопХам» повторно ликвидировали по решению суда»Ъ»: Водительские права могут «вшить» в мобильное приложение на смартфонеВ Госдуме хотят заставить граждан регистрировать гироскутеры и сигвеиВ Волгограде поймали водителя, у которого 1353 неоплаченных штрафаПравительство подготовило реформу процедуры техосмотра — поправки вносят в ГосдумуДепутаты обсудят смягчение наказания за выезд на встречкуКаждый десятый житель России винит в росте цен на бензин ПутинаЛюбители селфи и лихачи стали самыми частыми нарушителями ПДД на Крымском мостуДесятки байкеров из-за селфи стали первыми нарушителями ПДД на Крымском мостуНаставник водителей ФСО пояснил, нарушил ли ПДД Путин на КамАЗеМВД предлагают отменить использование знака «Шипы»Владимир Путин проехал по Крымскому мосту на КамАЗе с нарушением ПДДНовые правила и ужесточения: как правительство собирается снизить смертность на дорогахДисконт на штрафы пришелся по душе российским водителямМВД предлагает наказывать за систематические нарушения ПДД

Знак Шипы отменили? Нужен ли он на автомобиле? Ответ официальных источников

Обновление от 1 декабря 2018 года: В правительстве принят закон, отменяющий знак Шипы. Он вступил в силу с 8 декабря 2018 года. На сегодняшний день обязанности устанавливать знак «Ш» на машину нет.

Отмена знака Шипы на автомобиле осенью и зимой 2019 года – одна из наиболее обсуждаемых в сети тем. Обязанность устанавливать знак удалена из законодательства на текущий день. О том, какой новый закон его отменил, будет ли штраф ГИБДД, если ездить без него, и ссылки на официальные источники информации, в том числе на действующие ПДД и КоАП, приводим в этой статье.

Он, действительно, есть. Новый закон разработали ещё летом 2018 года и вынесли на рассмотрение Госдумы в целях изменения ПДД по части исключения знака Шипы из списка нужных для креплений на окна машины.

Необходимость знака была прописана в специально созданном приложении к ПДД, регулирующем правила допуска автомобилей к езде по дорогам общего пользования. В нём перечисляются обязательные опознавательные таблички для машин, среди которых третьим абзацем шёл и наш пресловутый знак:

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

  • ….
  • «Шипы» – в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;

Но соответствующим проектом постановления в этот пункт предлагалось ввести изменения по части исключения как раз 3 абзаца:

2.В пункте 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: абзац третий исключить.

Посмотреть полный текст официального проекта постановления.

Правда в том, что данный закон, отменяющий знак Шипы, по состоянию на 10 Декабря 2019 года принят думой и вступил в законную силу. С 8 декабря 2018 года обязательность знака упразднена, и обязанности клеить его сзади автомобиля по Правилам нет. Прочитать статью об изменениях в ПДД 8 декабря.

Обновление от 30 ноября 2018 года (устарело): с 29 ноября в сети появились новости о том, что Медведев отменил обязательность знака. Соответствующее постановление, действительно, выпущено правительство России, но оно не принято и не вступило в законную силу. Для вступления в силу изменение в ПДД должно быть официально опубликовано на портале правовой информации, чего на 10 Декабря 2019 года ещё не произошло.

Обновление от 5 ноября 2018 года (устарело): правительство пообещало в ближайшее время отменить знак «Ш» без уточнений, как скоро это произойдёт. В думе подчеркнули, что нововведение до этого откладывалось из-за более обширных изменений в ПДД, которые внесут все разом.

Более никаких нормативно-правовых актов об отмене издано до сих пор не было: ни каких-либо новых законов, ни официальных приказов, указов, постановлений и иных документов.

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Делаем вывод, что знак «Ш» по состоянию, актуальному на 10 Декабря 2019 года, отменён, его не нужно клеить на заднее стекло автомобиля, а за его отсутствие не будет штрафа.

Об этом же говорит и официальная трактовка действующих ПДД – вышеуказанный текст Правил изменился по сегодняшний день, и из него исключена обязательность знака Шипы:

  • вот официальная трактовка пункта 8 с обязательностью знака Шипы на сайте Консультант Плюс,
  • вот те же ПДД на сайте Гаранта.

На официальном сайте ГИБДД текста Правил нет, иначе привели бы ссылку и на него.

Но у нас ещё больше «пруфов»! Дело в том, что изменения в Правила (а необходимость знака Шипы прописана, как Вы поняли, в ПДД) вносятся соответствующими постановлениями правительства РФ. Такие изменения приняты, опубликованы на официальном портале публикации нормативных актов.

Таким образом, на 10 Декабря 2019 года знак Шипы отменён.

Был небольшой ряд исключений, когда не требовалось устанавливать знак «Ш» на машину:

  • когда на Вашей машине стоит летняя резина – из самого очевидного,
  • когда авто укомплектовано «липучкой» – шинами без шипов,
  • когда буквально все шипы выпали (и ни одного не осталось – если остался хотя бы один, даже максимально изношенный и утопленный, как следствие, вглубь, то знак Шипы уже становится нужен).

Официальные ПДД до изменений чётко оговаривало лишь то, что знак должен быть наклеен или иным образом установлен сзади. Можно ли его прикрепить там, где не будет видно? По букве закона можно. По практике законодательства 2019 года нет, потому что всё равно сотрудник ГИБДД Вас оштрафовал бы, а суд при Вашем обжаловании штрафа инспектора бы поддержал. Увы, но схитрить вряд ли бы удалось!

Кстати, и первой и самой последней инстанции будет ровным счётом всё равно, если Вы попытаетесь склонить доводы в сторону абсурдности знака Шипы в реалиях 2019 года, когда далеко не только шипы определяют длину тормозного пути. В законе было прописано – значит, знак обязателен!

Таким образом, установить знак лучше на заднее стекло, чтобы его было видно.

Итак, на сегодня штрафа нет, так как знак Шипы отменён по Правилам дорожного движения.

За нарушение любого пункта из указанного выше приложения ПДД назначается штраф 500 рублей или вынесение предупреждения по части 1 статьи 12.5 КоАП. Эта норма предусматривает такую санкцию за любое нарушение положений.

Штраф за знак Шипы можно было уплатить в половину стоимости в первые 20 суток после назначения штрафа (статья 32.2 КоАП). Других мер обеспечения дополнительных наказаний, помимо основного штрафа, за отсутствие знака «Ш» на 2019 год не было предусмотрено. И даже вины в ДТП не было бы, если бы у Вас не был установлен знак, и в Вас сзади, не соблюдая дистанцию, въехал бы другой автомобиль.

Между тем, в ГИБДД прокомментировали, хотя и неофициально, что штрафовать зимой 2019 года за отсутствие знака Шипы не будут ещё до того, как его отменили.

Таким заявлением правоохранители дорожной безопасности якобы ссылаются на указанный выше проект закона – пока он находился на рассмотрении, и до тех пор, пока не будет принят, МВД не собиралось штрафовать водителей за отсутствие этой таблички.

Если в отношении Вас всё же вынесли штраф, просим оставить соответствующий комментарий ниже.

Как мы уже отметили выше, соответствующий проект закона, отменяющий знак Шипы, вступил в силу. С 8 декабря 2018 года устанавливать знак на стекло автомобиля не нужно.

Но обратное не аналогично – если в рамках отмены знака Вы всё же хотите предупредить водителей сзади о наличии у Вас шипованной резины, то за установку знака Шипы штрафа также не будет.

Требования для знака Шипы касаются только цвета, формы треугольника и его размеров:

  • треугольник должен быть равносторонний,
  • внутри него буква «Ш»,
  • устанавливать на стекло его нужно вершиной вверх,
  • фон белого цвета, буква «Ш» – чёрного, а кайма – красного,
  • толщина каймы – 1/10 от длины стороны треугольника,
  • длина стороны – от 20 см.

Ниже Вы можете скачать знак Шипы, соответствующий этим требованиям (отдельного ГОСТа для этой таблички нет):

  • на прозрачном фоне в формате png (распечатайте знак Шипы и вырежьте в форме треугольника),
  • исходный файл со слоями для редактирования, если готовый Вам чем-либо не подошёл.

«Шипы» отменили

Но начнем со знака «Шипы». Когда постановление вступит в силу, такой знак больше не потребуется крепить на заднее стекло автомобиля, предупреждая всех водителей о том, что машина едет на шипованных колесах. Надо сказать, что это обозначение устарело давно и практически не применялось на автомобилях до 2016 года. Именно тогда в правила внесли поправки, согласно которым обязательным к установке на автомобиле стал знак «Начинающий водитель». Одновременно с ним обязательным стал и знак «Шипы».

После этого нововведения сотрудникам ГАИ было не зазорно проверять машины на соответствие шин и знаков на машине. В итоге автомобилистов, катающихся на шипованной резине без уведомления об этом на заднем стекле, начали штрафовать. Штраф небольшой — 500 рублей, но обидный.

В МВД довольно быстро поняли несуразность этого требования. Руководству ГИБДД на местах было дано указание не привлекать водителей к ответственности за отсутствие этого знака. А уже в июле этого года МВД направило в правительство проект постановления, который его вовсе отменяет.

МВД пояснило, что знак утратил свою необходимость. Ведь сейчас, благодаря развитию технологий, эффективность торможения шипованных и нешипованных зимних шин не сильно отличается. К тому же на заднем стекле автомобиля уже должно столько знаков вешаться, что это серьезно ограничивает обзор водителя.

Право на установку знака «Инвалид» получили и инвалиды III группы. Но проезжать под знак «Движение запрещено» они по-прежнему не смогут

Как только это постановление будет официально опубликовано, через семь дней после этого такие знаки, загораживающие обзор, можно будет смело снимать со стекол, не боясь получить за это штраф.

А вот со знаками, которые выделяют в потоке машины инвалидов или тех, кто их перевозит, произошел другой казус. Теперь такие знаки стали индивидуальными. Их нельзя купить на заправке или в автомагазине. Они выдаются каждому инвалиду персонально.

При этом на знаке указывается, кому он выдан, на основании какого документа, а также срок его действия. Срок действия такого знака соответствует сроку действия справки об инвалидности.

Однако наличие такого знака вовсе не отменяет наличие у водителя или пассажира справки об инвалидности. Этот знак только подтверждает возможность пользоваться рядом льгот. Например, парковаться на местах для инвалидов.

Также инвалиды имеют право парковаться под знаком «Стоянка запрещена» и под знаками «Стоянка запрещена по четным/нечетным дням». До сих пор такое право распространялось только на инвалидов I и II групп. После вступления в силу постановления, оно распространится и на инвалидов III группы. Они имели право пользоваться этими привилегиями довольно давно. Но возможность устанавливать знаки на свои машины в соответствии с правилами дорожного движения получат после вступления в силу данного постановления.

Однако на них не будет распространяться еще одна привилегия, которая позволительна инвалидам I и II групп, а также перевозящим их и детей-инвалидов. А именно проезд под знак «Движение запрещено».

Понятно, что такие тонкости, а именно какой инвалид сидит в машине и сидит ли он там вообще, камеры фотовидеофиксации не выявляют. То есть таких нарушителей должны будут отлавливать инспекторы вручную. И именно для таких случаев водителю или его пассажиру потребуется иметь на руках еще и справку об инвалидности.

За незаконную установку знака «Инвалид» на машине предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей, а также конфискация этого самого знака.

Процедура

Как оформить аварию

Постановление также вносит поправки в порядок оформления аварий, при которых водитель может оставить место происшествия. Связано это с изменением условий оформления Европротокола.

Согласно этим поправкам, если в аварии вред причинен только имуществу, водитель обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Но предварительно он должен зафиксировать и передать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО с помощью технических средств контроля. Эти средства должны обеспечивать оперативное получение формируемой в некорректируемом виде информации на основе использования сигналов ГЛОНАСС. Или же должно использоваться специальное программное обеспечение.

Специальное программное обеспечение уже сейчас можно скачать и установить в свой смартфон. Называется оно просто «ДТП. Европротокол». Его производитель — Российский союз автостраховщиков — утверждает, что страховщики давно и плотно работают с этим приложением. Однако до сих пор Центробанк не разработал никаких требований к таким приложениям, но попытался создать свое собственное. В результате его наработки были объединены с усилиями РСА. В итоге мы получим некое единое приложение. Но где-то через год. А когда оно заработает, в нескольких регионах — предположительно в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области — начнется эксперимент по электронному оформлению мелких аварий без пострадавших.

Если нет технических средств или программного обеспечения, водитель, прежде чем освободить проезжую часть, обязан зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи (либо иным доступным способом) положение машин по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения машин.

Уехать с места происшествия можно в тех случаях, когда нет пострадавших и оформление вообще не требуется. И если оформить происшествие можно по Европротоколу. Кроме того, уехать можно и тогда, когда сотрудник полиции решил, что оформить аварию можно на ближайшем посту или в подразделении.

Постановление об отмене знака шипы — есть или нет?

К концу 2018 года произошла отмена знака «Шипы» — Правительство РФ приняло наконец закон о внесении актуальных изменений в Правила Дорожного Движения 2019 года.

О том, зачем это сделали и как реагируют на данный законопроект автовладельцы – далее.

Причина отмены знака «Шипы»

Прежде чем объяснять причины отмены знака, стоит разобраться, зачем его вообще вводили.

Дело в том, что правила дорожного движения утверждались десятки лет назад, когда конструкция автомобилей значительно отличалась от современного транспорта. В то время шипованная резина встречалась не часто. Автомобиль с шипованной резиной тормозил намного резче, и другие участники дорожного движения должны были быть предупреждены об этой его особенности.

С тех пор прошло много времени. На тормозной путь автомобиля сейчас больше влияют другие факторы:

  • электронные системы управления, вес транспортного средства, погодные условия, состояние дороги.

Кроме того, количество автомобилей с шипованной резиной значительно увеличилось. Их настолько много, что знак «Шипы» нужно клеить почти на каждый.

До отмены знака сотрудники ГИБДД не только могли оштрафовать за его отсутствие, но и обвиняли владельцев шипованных колес в столкновениях с другими машинами. По их логике, водитель, ударивший автомобиль сзади не виноват, если этот транспорт имеет шипованную резину и не оснащен предупреждающим госзнаком. Такое мнение в корне не верно, по уже описанным выше причинам.

Таким образом, Постановление Правительства РФ об отмене знака «Шипы» было абсолютно оправдано и ожидаемо. Особенно его ожидали в течении последнего года, так как именно в этот период были введены штрафы за отсутствие на автомобиле.

С какого момента разрешено передвижение авто без знака «Шипы»?

Начиная с осени 2018 года управление ГИБДД объявило, что штрафа за передвижение авто без знака «Шипы» больше не будет.

Это было сделано потому что закон, отменяющий его обязательное присутствие, уже был на рассмотрении Правительства. Тем не менее, до того момента, пока законопроект не вступит в силу, обязательным является исполнение предыдущих приказов правительства.

Официальная дата разрешения на передвижение авто без знака «Шипы» — 24.11.2018. Именно в этот день был принят соответствующий законопроект, который премьер-министр Дмитрий Медведев подписал и утвердил.

При этом на официальном сайте ГИБДД дата несколько другая – 8.12.2018. Чтоб определить, какого числа можно с чистой совестью снимать знак, достаточно вникнуть в текст официального сообщения на сайте. Оно поясняет, что срок действия ФЗ начинается с пролонгацией в 2 недели.

Реакция автовладельцев на отмену Ш

Новый указ Правительства РФ вызвал разнообразную реакцию среди автовладельцев. Многие из них абсолютно согласны с отменой знака. Причины этого уже были озвучены:

  • современные автомобили сконструированы иначе и требуют другого подхода в оценке тормозного пути.

Кроме того, внешний вид автомобиля страдает от бессмысленной наклейки, которая, к тому же, закрывает обзор водителю.

Определенная часть автомобилистов по-прежнему считает его необходимостью. Они объясняют это тем, что шипованные колеса подхватывают мелкие предметы с дорожного полотна. В последствии при движении эти предметы летят в лобовое стекло и корпус другим участникам движения. Поэтому знак «Шипы» — признак того, что дистанцию с данным автомобилем нужно соблюдать максимальную.

Клеить знак Ш на авто или нет на данный момент — личное решение каждого автолюбителя. За его отсутствие в 2019 году на автомобиле после его официальной отмены наказание не предусмотрено.

Номер Постановления РФ об отмене «Ш»

Официальный документ, подтверждающий право автомобилиста не наклеивать знак «Шипы» — Постановление Правительства Российской Федерации №1414 от 24.11.2018. В нем есть и другие изменения правил дорожного движения.

Дополнительные изменения, включенные в Постановление

  • Теперь на российских дорогах автомобиль с знаком «Инвалид» сможет парковаться даже в запрещенной для парковки зоне. А инвалиды-колясочники отныне считаются пешеходами, независимо от наличия или отсутствия двигателя в коляске.
  • Также произошли изменения в порядке оформления ДТП сотрудниками ГИБДД. Теперь алгоритм оформления соответствует Европротоколу, который составляется независимо от наличия или отсутствия разногласий у участников ДТП. Обстоятельства аварии в протоколе излагаются максимально объективно, а сам порядок действий водителя на месте аварии скорректирован.

В общем, постановление правительства РФ №1414 – это необходимые изменения в правилах дорожного движения, которые были нужны уже давно. Целесообразность некоторых пунктов этого законопроекта вызывает сомнения, но в целом закон нужный и правильный.

Знак Шипы в Европе и в странах СНГ

Если вопрос применения знака «Шипы» на территории России рассмотрен со всех сторон, то его необходимость при посещении Европа и СНГ — соседних государств на собственном автомобиле все еще интересует автовладельцев.

Кратко перечислим страны СНГ и действующие в них правила относительно этого знака:

  1. Украина. Отсутствие знака «Шипы» в Украине не считается правонарушением и не облагается штрафом. При этом, в случае аварии автомобилист будет считаться косвенно виновным, так как не предупредил других участников движения о необходимости соблюдения дистанции.
  2. Беларусь. Здесь отсутствие соответствующей наклейки считается правонарушением и облагается штрафом. Однако в аварийной ситуации вина водителя оценивается объективно и к наклейке не привязывается.
  3. Казахстан. В РК действуют правила, аналогичные российским. Наличие или отсутствие наклейки – личное дело каждого водителя.
  4. Азербайджан. При визите в эту страну знак придется приклеить.
  5. Страны Евросоюза. В ряде стран Европы знак не понадобится по той причине, что само использование шипованной резины на их территории запрещено. Это касается Польши, Румынии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Сербии, Турции, Германии и еще целого ряда стран.

Как скажется отмена Шипов в 2019 году — обязательное их информирование — покажет время.