Марки бензина в СССР

Цена бензина в СССР

Многие автомобилисты со стажем вспоминают, что бензин в СССР стоил намного дешевле, чем в современной России. Они отмечают, что в прежние времена и цены на заправках были одинаковыми, не менялись ни в Москве, ни в Вологде, ни в Новосибирске. Это было связано с тем, что все АЗС были государственные и ценовую политику определяли госорганы.

Маркировки и цены бензина в СССР

В Советском Союзе существовало большое разнообразие марок бензина, чем СССР всегда гордился. Самым ходовым и востребованным был А-72, цена на который за 1 литр составляла 70 копеек.

Такая цена бензина в СССР никого не отпугивала, поскольку при средней зарплате в 120–150 рублей автомобилисты могли заправлять полный бак и покупать дополнительную канистру бензина, чтобы возить с собой.

Марки бензина за весь период Советского Союза

К основным видам бензина и топлива в 1969 году в СССР относились марки, указанные в таблице 1 (стоимость приведена, согласно действующему тогда государственному стандарту).

Марка Цена за 10 литров, которая была утверждена 29.11.1968.
Авиационный 1 р. 20 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р.
АИ-98 1 р. 05 коп.
А-66 60 коп.
Сланцевый 60 коп.
А-72 70 коп.
А-76 75 коп.
Топливная смесь 80 коп.
АИ-93 95 коп.

Под топливной смесью понималась смесь, состоящая из бензина А-72 (25 частей) и автотракторного масла (1 часть), которое принялось для двухтактных двигателей.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. существовали следующие марки бензина:

  • А-56.
  • А-66.
  • А-70.
  • А-74.

А-70 и А-74 нужны были, чтобы заправлять иномарки, ЗИМы и ЗИС-110, которых в СССР было очень мало. Бензин марки А-56 нужен был для грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. А-74 как и А-72 был неэтилированным.

Автомобиль ЗИС-110

АИ-93 продавался в начале 1980-х гг. на курортных трассах или в очень далёких сельских регионах. Чаще всего на АЗС встречались А-72 и А-76. Если бензина на заправке не было, то колонка обматывалась шлангом.

Редко продавали бензин АИ-98 и марки «Экстра». Его использовали в основном крупные государственные предприятия. Частным лицам данные марки бензина не отпускали.

Топливная смесь и бензин марки А-66 полностью пропали из продажи в 1970-х годах. Проблемы с А-72 начались в начале – середине 1980-х гг.

Бензин для государственных и не частных машин продавали в Советском Союзе за талоны, которые выпускал Государственный комитет по ценам, желающий регулировать цены на бензин в СССР.

Потом для не частников бензин и топливо стали отпускать за наличные деньги, за исключением двух периодов в конце 1960-х – начале 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. Тогда были сделаны попытки ввести талоны на бензин для частников, которые вынуждены были искать такие талоны в продовольственных магазинах. В других местах реализация талонов не происходила.

Так выглядели талоны на бензин в СССР

Кто устанавливал стоимость бензина во времена СССР

Регулировкой цены на топливо и бензин в СССР занимался Государственный комитет цен. Работники этой структуры выпускали специальный прайс-лист на бензин, утверждая его в конце календарного года. Действие прейскуранта начиналось с первого января следующего года.

Небольшие отклонения от государственной цены допускались только в удалённых сибирских регионах. В остальных частях страны цены всегда были фиксированные.

Государственный комитет цен следил за тем, чтобы деньги на АЗС взимались за 10 литров, поскольку именно такой расчёт приводился в прейскуранте. Необходимость продавать бензин сразу по 10 литров объяснялась тем, что в стране не было сверхточных заправочных колонок.

Бензоколонка в СССР

Качество бензина и кто это контролировал

Качество бензина определял тот же Госкомитет цен, устанавливая соответствующие ГОСТы для разных марок бензина, дизельного топлива и топливной смеси. Очень редко встречался на АЗС разбавленный бензин, но за это учреждение могло сильно пострадать.

В каких годах повышались цены

Стоимость бензина в СССР менялась несколько раз. Динамика изменений цены отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Период Особенности Исключения
Начало 1970-х гг. Поднялись на несколько копеек. АИ-93 подорожал на 5 коп. и стал стоить 1 р. Повышение не коснулось бензина марки А-76
1978 г. Цена повысилась в два раза
1981 г. Цена повысилась в два раза

В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.

Таблица 3. Стоимость 1 литра бензина в Советском Союзе по годам

Марка бензина 1969 г. Начало 1970-х гг. 1978 г. 1981 г.
А-66 60 коп. Вывели из продажи
А-72 70 коп. 75 коп. Вывели из продажи
А-76 75 коп. 80 коп. 1 р. 50 коп. 3 р.
АИ-93 95 коп. 1 р. 2 р. 4 р.
АИ-98 1 р. 5 коп. 1 р. 10 коп. 2 р. 20 коп. 4 р. 40 коп.
Сланцевый 60 коп. 65 коп. 1 р. 30 коп. 2 р. 60 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р. 1 р. 5 коп. Мотоциклисты смешивали прямо на АЗС самостоятельно
Авиационный 1 р. 20 коп. 1 р. 25 коп. 2 р. 40 коп. 4 р. 80 коп.
Топливная смесь 80 коп. 85 коп. 1 р. 70 коп. 3 р. 40 коп.

Сравнение цен на бензин во времена СССР с настоящим временем

Последнее подорожание произошло в 1981 году, тогда АИ-93 и А-76, стоил 3 и 4 р. соответственно за 10 литров. Сейчас эти марки бензина соответствуют А-95, стоимость которого по России варьируется от 44 до 48 рублей за 1 литр. Цену на бензин в городах России сейчас, можно узнать пройдя по данной ссылке.

Современных автомобилистов всегда интересовал вопрос, сколько стоил бензин в СССР. Сводные данные, начиная с 2001 года, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика цен на бензин А-95 и топливо в РФ в 2000-е гг. (за 1 литр в рублях).

Год Цена
2001 7 р. 90 коп.
2002 9 р. 80 коп.
2003 11 р. 30 коп.
2004 14 р. 40 коп.
2005 16 р. 80 коп.
2006 18 р. 70 коп.
2007 20 р. 30 коп.
2009 24 р.30 коп.
2010 25 р.
2011 27 р. 40 коп.
2012 26 р. 30 коп.
2013 28 р. 90 коп.
2014 29 р. 40 коп.
2015 33 р.
2016 35 р. 50 коп.
2017 37 р. 10 коп.
2018 45 р. 50 коп.
2019 44–48 р.

Таблица 5. Цены на ДТ, газ и бензин в 2019 году, в России

Марка бензина Стоимость (в рублях)
АИ-92 40,79–43,42
АИ-95 44,39–48,99
ДТ 43,50–50,79
Газ 22,90–24,5

donserdgio ›
Блог ›
Сколько стоил бензин в СССР

Сколько стоил бензин в СССР

1) Розничные цены на бензин, введенные в действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10 л, едины на всей территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири — там незначительно дороже. Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР.

Марка бензина…ГОСТ, ТУ… Цена

А-66… ГОСТ 2084-67… 0-60 (цена за 10 литров)
А-72… ГОСТ 2084-67… 0-70 (цена за 10 литров)
А-76… ГОСТ 2084-67… 0-75 (цена за 10 литров)
АИ-93… ГОСТ 2084-67…0-95 (цена за 10 литров)
АИ-98… ГОСТ 2084-67…1-05 (цена за 10 литров)
Сланцевый… РТУ ЭССР 268-63…0-60
Экстра… ВТУ НП 67-60… 1-00
Авиационный Б-70…ГОСТ 1012-54…1-20
Топливная смесь…ВТУ 30-8-63…0-80

Примечания.
1. Розничные цены, указанные за 10 л, применяются только при отпуске бензина автозаправочными станциями (АЗС) и при продаже в розничной торговой сети.
2. Единые розничные цены на автомобильный бензин применяются при реализации бензина всем покупателям — как населению, так и государственным, кооперативным и общественным организациям.
3. «Топливная смесь» — смесь (25:1) бензина автомобильного А-72 и автотракторного масла для двухтактных двигателей.

В начале 70-х цены чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10л АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены возрастали ровно вдвое, и в таком виде просуществовали до распада СССР в декабре 91-го. То есть 10л 76-го стоили 3 рубля, а 93-го — 4. В 70-х и до середины 80-х проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона, или в отдалённых сельских местностях. 72-й и 76-й присутствовали практически всегда. …

1951…1968 г.г.
Это — период самого начала автомобилизации населения страны. Машин еще было мало, а бензина в розничной продаже — еще меньше. Например, в 1963 г. в Ленинграде личный автомобиль можно было заправить только на 4-х станциях («бензоколонках»), причем, более 5 литров «в один бак» заливать не полагалось.
В 1951 г. государство отменило карточки на бензин.

Каждый вправе воспринимать сказанное или написанное так как заблагорассудится.

(информация из разных источников)

Сколько стоили автомобили в СССР

Как говорил Остап Бендер в известном романе — “Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения”. Но не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю зарплату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.

Какой автомобиль круче? ВолгаЖигули

И это учитывая то, что в Советском Союзе был достаточно широкий автопарк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как машины высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.

Первые послевоенные года

В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.

Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.

Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, но всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было купить уже значительно дороже — за 16000 рублей. А самым элитным и соответственно дорогим, считался ГАЗ-12 — авто для советской номенклатуры. Его стоимость была на уровне 40000 рублей.

Вторая половина 50-ых годов

Это время характеризуется активным появлением на рынке новых моделей Москвича, которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР. Ставший уже классикой Москвич-401 подорожал на 1000 рублей, и стоил теперь 9000, а его следующие модели Москвич-402 и Москвич-407 стоили теперь гораздо дороже и были далеко не по карману большинству жителей СССР — 15000 и 25000 рублей соответственно.

Первая половина 60-ых

В это время прошла деноминация валюты, и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно — за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.

А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-ух зарплат.

Конец 60-ых

В это время вышла новая модель Москвича — 408-ая, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат.

ГАЗ-21 немного подорожала — до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели — ЗАЗ-966, тоже возрос в цене — 2200 рублей.

70-ые года

Это время ознаменовалось для автолюбителей из Советского Союза появлением автомобиля-классики — Жигулей. Именно в 1971-ом году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.

За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму — 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич — практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец — 3000-3500 рублей.

80-ые

За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию — сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд — ВАЗ-21063. Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель — 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 — 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей.

Москвичи тоже обновили свою линейку — стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.

Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр — 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.

Мнение эксперта Ртутный Степан Игоревич Видный историк, эксперт в области исследований истории СССР, член археологического общества, академик. И, наконец, самый народное чётырёхколёсное средство передвижения Запорожец стоило в пределах от 3500 до 5500 рублей.

Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.

Какие марки бензина были в ссср?

Для любого современного автолюбителя станет шоком информация о том, сколько видов топлива было доступно во времена СССР. А если ещё ознакомить их с ценами на бензин, действовавшими в Союзе, то вероятность потерять дар речи возрастает в несколько раз. Правда, марки бензина в СССР, о которых пойдёт речь дальше, выпускались в разное время.

Ассортимент

Естественно, чтобы понять какие марки бензина были в СССР, следует вспомнить, что полноценное развитие нефтеперерабатывающей отрасли пришлось на послевоенный период. Именно тогда на заправки по всей территории страны стало поступать топливо с маркировкой А-56, А-66, А-70 и А-74. Развитие отрасли шло стремительными темпами. Поэтому уже спустя десятилетие многие виды бензина поменяли маркировку. В конце 60-х годов советские автовладельцы заполняли бак бензином с индексами А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98.

Кроме того, на некоторых заправочных станциях появилась топливная смесь. Эта жидкость представляла собой смесь автотракторного масла и бензина А-72. Таким топливом можно было заправить машину, оснащённую двухтактным мотором. Это же время примечательно ещё и тем, что впервые в широком доступе появился бензин под названием «Экстра», впоследствии ставшим всем известным АИ-95.

Особенности бензина в СССР

Имея такой ассортимент за весь период послевоенного становления страны, владельцы автомобилей должны были уметь различать топливо по характерным признакам.

Для тех, кто заправлял машину топливом А-66 или АЗ-66, отличить нужную жидкость можно было по характерному оранжевому цвету. Согласно ГОСТу, топливо А-66 содержало в составе 0,82 грамма ТЭС на один килограмм бензина. При этом цвет мог быть не только оранжевым, но и красным. Проверяли качество полученного продукта следующим способом: жидкость доводили до крайней точки кипения. Если пороговое значение было равно 205 градусам, то бензин был изготовлен с соблюдением всех технологий.

Бензин АЗ-66 производился исключительно для заправочных станций, располагавшихся в Сибири, либо районах Крайнего Севера. Это топливо использовалось только при условиях крайне низкой температуры за счёт своего фракционного состава. При испытании кипением крайняя допустимая температура была равна 190 градусам.

Топливо с маркировками А-76, а также АИ-98 согласно ГОСТам было исключительно летним видом бензина. Жидкость, имеющая любую другую маркировку, могла использоваться как летом, так и зимой. Кстати, поставки бензина на заправочные станции жёстко регламентировались по календарю. Так, летнее топливо можно было продавать в период с начала апреля по первое число октября.

Опасное топливо

Во времена СССР бензин, который производился под маркировкой А-76 и АИ-93 включал в состав специальную жидкость под названием антидетонатор. Такая добавка была призвана увеличить антидетонационные свойства продукции. Однако в состав присадки входило сильнодействующее ядовитое вещество. Для того чтобы предупредить потребителя об опасности топливо А-76 окрашивалось в зелёный цвет. Продукт с маркировкой АИ-93 выпускался с красителем синего цвета.

Бензин в СССР: его качество и цена

Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка.

Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.
В СССР все заправки, понятное дело, были государственные и на всех действовал единый прейскурант цен. Государственным комитетом ценообразования при Госплане СССР 29 ноября 1968 был утвержден прейскурант цен № 882, согласно которого с 1 января 1969г. устанавливались следующие розничные цены на бензин в СССР:
Бензины автомобильные
А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.
А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.
А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.
АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.
АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.
Авиационный Б-70 — ГОСТ 1012-54 — 1р.20коп.
Топливная смесь — ВТУ 30-8-63 — 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 — 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.
Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».
Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.
Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.
Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.
Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.


Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.

Стоимость бензина в СССР

Добавил: admin

Тема: Автомобили

Узнав, сколько стоил бензин в СССР, современный автолюбитель может недоверчиво покачать головой. Оно и не мудрено – в далеком 1969 году бензин марки АИ-93 продавался десятилитровыми порциями и стоил 95 копеек за все 10 литров!

В послевоенные годы в СССР в основном выпускался бензин марок А-56, А-66, А-70 и А-74. К концу 1960-х годов основными марками бензина в СССР были: А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98. Так же можно было купить «топливную смесь» — смесь бензина А-72 и автотракторного масла, подходящую для двухтактных двигателей и бензин «Экстра» (сегодняшний АИ-95).

Стоимость бензина в СССР устанавливалась Государственным комитетом цен при Госплане СССР. 29 ноября 1968 года комитет утвердил прейскурант №083 за номером №882, согласно которому с 1 января 1969 года вводились следующие цены на бензин за 10 литров:
А-66 – 60 коп.
А-72 — 70 коп.
А-76 – 75 коп.
А-93 – 95 коп.
А-98 – 1руб. 5 коп.
Экстра — 1 руб.
Топливная смесь – 80 коп.

Характерно, что бензин чаще всего продавался надлежащего качества, согласно ГОСТам, принятым в СССР. При этом цена бензина в СССР при розничной продаже была единой для всех покупателей, будь то граждане, кооперативные организации или государство.

Стоимость бензина в СССР была одинаковой на всей территории страны, за исключением некоторых отдаленных районов Сибири, где бензин стоил немного дороже.

Приведенные выше цены на бензин в СССР немного повысились в начале 1970-х годов. Так, к примеру, бензин марки А-93 вместо 95 коп. стал стоить 1 руб. за 10 литров.

Позднее цены на бензин повышались дважды – в 1978 и 1981 годах, при этом каждый раз ровно вдвое. Очевидцы вспоминают, какое возмущение вызвало повышение цены на бензин до 2 руб. за 10 литров. Это казалось невероятным, потому что горючее стало стоить столько же, сколько литр разливного молока!

С 1981 года цена на бензин оставалась неизменной вплоть до распада СССР.

Дмитрий Кашелкин

Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 4