Машины с правым рулем

Ckil ›
Блог ›
Стоит ли брать машину с правым рулем? Отношение людей к таким машинам.

Всем привет!

Довольно часто мне задают однотипные вопросы по поводу правого руля, обычно люди говорят это с некой иронией, дабы показать отношение к правому рулю и тот факт, что я якобы решил просто сэкономить и купить дешевле. Этим людям доказывать что-либо нет смысла, ибо не поймут. Да и зачем кому-то, что-то доказывать? Раньше я сам ворочал нос от праворуких машин и даже когда впервые поехал, мне жутко не понравилось, зато сейчас кайфую и понимаю, что абсолютно не важно с какой стороны руль, главное — это наличие мозгов.

Как ты ездиешь с правым рулем? — Так же, как и с левым.
Долго привыкал? — 2 часа.
Наверно путаешь поворотники с дворниками, когда пересаживаешься между машинами? — нет.

В общем вопросов на эту тему достаточно много, каждый праворулевод о них может поведать. Еще более абсурднее высказывания таких людей.Самое раздражающее выражение «а, у тебя руль в бардачке» — что это за эпитет такой? Дико бесит.

Еще:

— Не удобно по трассе будет ездить.
— Думаю, такая машина не для наших дорог. Я лишь один раз ехала на пассажирском месте в такой машине. У водителя вообще плохой обзор дороги. Зачем покупать такое проблемное авто, не понимаю.
— Стоят они столько же что и обычные, а вот куча неудобств сразу обеспечена, и по другому на дорогу смотреть нужно будет, и переучиваться немного ездить, да и с оформлением и ГАИшниками будет больше проблем.
— Когда первый раз в Сибирь приехал, такси вызвал, праворукая toyota приехала. Вот я на пассажирском сиденье, (вроде как на месте водителя токо без руля) страху натерпелся…
— ИМХО — вопрос только в деньгах! а разговоры типа -«привыкаешь… мне это не мешает… да она вся упакованная… да вообще нет разницы…» — просто для самоуспокоения.

Опять же, доказывать ничего не буду, скажу лишь одно. Нет разницы с какой стороны руль, хоть посередине, если хреновая прокладка этим управляет, то…

Наткнулся на адекватную и нейтральную статью, думаю будет интересно почитать:

Хотя поток праворульных авто из Японии в Россию за последнее время почти иссяк, на вторичном рынке остаются сотни тысяч «прулей» в очень приличном состоянии. Аргументов в пользу покупки такой машины — масса, но есть и нюансы.

Во-первых, они обычно стоят дешевле своих европейских аналогов, даже сейчас, когда их ввозят к нам с высокими пошлинами. К примеру, Mitsubishi Galant 2005 года в праворульном исполнении стоит, в среднем, на 40-50 тысяч дешевле, чем в леворульном. Разница в стоимости более доступной Toyota Corolla менее заметна: 25-30 тысяч.

Во-вторых, в некоторых сегментах выбор праворульных автомобилей значительно шире, чем леворульных. В первую очередь, это относится к минивэнам. Toyota Wish, Toyota Ipsum, Toyota Voxy, Nissan Serena, Honda Odyssey, Honda Elysion — вот далеко не полный список автомобилей повышенной вместимости. Также немаловажно, что очень многие автомобили этого класса в Японии принято делать с полным приводом. Среди европейцев и американцев это все-таки редкость.

В-третьих, качество и надежность японских автомобилей для внутреннего рынка выше, чем у «японцев» для Европы и Америки. Соперничать с праворульными авто по долговечности могут разве что Volkswagen Golf II, Volkswagen Passat B3, Audi 80 и Mercedes W124. На вторичном рынке есть масса автомобилей 1980-1990 годов выпуска в очень приличном состоянии. Что же касается автомобилей более молодых, то есть конца 90-х, 2000-х, то разница в качестве заметна очень сильно. В Европе и США в это время уже существенно снизили планку качества, чтобы обеспечить спрос на новые машины.

В-четвертых, оснащение праворульных автомобилей, как правило, очень богатое. Среднестатистический японский потребитель более требователен к опциям и внутренней отделке, чем европеец. Для примера имеет смысл сравнить оснащение той же Toyota Corolla 2005 года с левым и правым рулем в максимальных для рынка комплектациях. Первым делом в глаза бросается, что европейская Королла внутри отделана невзрачной скользкой тканью, а японская — мягким светлым велюром, да еще и с вставками под дерево. Вдобавок к климат-контролю, подогреву сидений, ксеноновым фарам (все это есть у обеих версий) «японец» имеет штатную навигацию, камеру для движения задним ходом и экран телевизора. Также немаловажно, что японская Королла в максимальном исполнении имеет привод на все четыре, а не на два передних колеса. Цена версии для Японии, при этом, все равно будет ниже, чем у евро-Короллы.

В-пятых, если говорить об азиатской части России, то японские авто, как это ни странно, дешевле и проще в обслуживании, чем европейцы. Запчастей на праворульные машины найти намного проще, стоят они дешевле, да и мастера на СТО специализируются, как правило, именно на японцах.

Немного об аварийности на праворульных автомобилях:
Сидя за рулем справа и двигаясь по дорогам с правосторонним движением, бывает непросто оценить дорожную обстановку, особенно при обгоне. Поэтому логично было бы предположить, что праворульные автомобили чаще попадают в аварии. К сожалению, из-за отсталости информационной системы ГИБДД мы не можем однозначно подтвердить или опровергнуть этот тезис.

Можно, однако, самостоятельно сопоставить официальные статистические данные ГИБДД — по количеству зарегистрированных авто и числу аварий. На конец 2011 года весь российский автопарк составлял около 35 млн автомобилей, а парк Дальневосточного федерального округа (где 65% машин праворульные) — 1,7 млн. Число ДТП, зарегистрированных в целом России, составило в январе-сентябре 2012 года 150 тыс., а по ДВФО — 8,2 тыс. Путём нехитрых вычислений получаем, что на Дальнем Востоке в 2012 году в аварию попал каждый 207-й автомобиль, а в России в целом — каждый 233-й. То есть, другими словами, аварии на территории ДВФО действительно происходят чаще.

Погибших в ДТП на Дальнем Востоке тоже больше, чем в среднем по России, хотя и ненамного. Если сопоставить статистику ГИБДД и данные переписи населения, то в авариях за первые девять месяцев 2012 года погибло 0,014% населения страны и 0,015% населения ДВФО. В общем, определенная разница есть, хотя она и не критична.

Правда, стоит отметить, что и состояние дорог в Приморье — просто катастрофическое, а зимы — суровые и богатые на гололёд. Плюс к этому, по свидетельствам очевидцев, у приморских водителей в моде — весьма темпераментный стиль вождения. Поэтому расположение руля в статистике ДТП может играть далеко не главную роль.

Каковые основные недостатки авто с правым рулем?
Во-первых, при посадке справа будут определенные сложности при обгонах — об этом мы говорили. Правда, есть два хороших способа облегчить себе жизнь. Можно либо не подъезжать к обгоняемому авто слишком близко, оставляя больше места для обзора, либо установить систему зеркал или повесить камеру для контроля обстановки по левому борту. Многие праворульные машины с большим пробегом по России уже адаптированы для этого.

Во-вторых, изначально фары японских авто светят немного влево, ведь на дорогах с левосторонним движением (как в Японии или Великобритании) обочина находится именно слева, а не справа. В российских условиях такие фары освещают не обочину, а встречные автомобили. Поэтому машину без пробега по РФ, скорее всего, придется подвергать процедуре перенастройки головного света. Если же брать машину у российского хозяина, то эта проблема, как правило, уже устранена.

Почему хотят ограничить продажу праворульных автомобилей?
В течение последних лет государство старается ограничить использование праворульных автомобилей в России. Официальная причина — в их небезопасности, но на самом же деле речь идет о защите интересов российских производителей. До середины 2000-х годов двум отечественным сборщикам легковушек (АвтоВАЗ и ГАЗ) вполне хватало спроса в европейской части РФ. Население городов, находящихся за Уральским хребтом, по большей части передвигалось на подержанных японских праворульных авто, так как конкурировать с ними по надежности и комфорту Жигулям и Волгам было невозможно. Задачи охватить азиатскую часть России топ-менеджмент АвтоВАЗа не имел, так как производственные мощности выпускать больше автомобилей попросту не позволяли, а коммерческая целесообразность вкладывать в новые разработки и, тем более, новые заводы, была сомнительной. Раз россияне готовы покупать устаревшую технику, зачем что-то менять?

Конечно, конкуренцию составляли автомобили из Европы. Но потребителей хватало на всех. Доходы россиян, вместе со спросом на автомобили, постоянно росли. А мощности АвтоВАЗа оставались прежними.

Так, конечно, не могло продолжаться долго и дикорастущий российский рынок стал привлекательным для иностранных автопроизводителей. После того, как компания Ford с успехом начала выпускать во Всеволожске свой Focus, к идее строительства собственных заводов у нас стали присматриваться и Hyundai, и General Motors, и Toyota, и Volkswagen… Впрочем, для того, чтобы быстро отбить свои немалые вложения, им нужно было повысить потенциальный спрос на их продукцию, убрав ненужных конкурентов. Возможности для расширения у автоконцернов были: теоретически, они все вместе могли обеспечить автомобилем хоть каждого россиянина, будь у него деньги. Поэтому поток импортных авто с пробегом из Европы, США и Японии нужно было прекращать. Так появились заградительные импортные пошлины, введенные в январе 2009 года.

Впрочем, если бы не кризис, эти меры протекционизма могли бы применить чуть позже. Но так как АвтоВАЗ терпел огромные убытки, а инвесторы могли передумать насчет того, чтобы размещать свои площадки в России, правительство решилось на эту непопулярную меру. В итоге из всех желавших собирать автомобили на российской территории от этой идеи отказался только концерн Suzuki, присмотревший ранее участок в Петербурге. Поэтому уже почти четыре года на российский рынок поступает минимальное количество праворульных авто из Японии.

Запретят ли праворульные автомобили?

В обозримом будущем праворульные машины запрещать не будут, какие бы слухи об этом ни ходили. Теоретически, могут запретить их ввоз. Но эксплуатацию или регистрацию — никогда. Владельцев «прулей» в России насчитывается по меньше мере полтора миллиона человек. Если запретить регистрацию таких авто, они не смогут продать своего железного коня и тем самым в одночасье лишатся крупных сумм денег. Дальний Восток и так считается не слишком благополучным с точки зрения уровня жизни местом, а если его население, к тому же, лишить денег и средств передвижения, то они никогда не простят это власти. История с «приморскими партизанами» — тому красноерчивое подтверждение.

Спасибо за внимание! Если есть, что сказать, буду рад!

Мода на рули «в бардачке» пришла в нашу страну в 90-е гг., когда привозить японские автомобили в Россию было выгодно. Появилась в те годы на Дальнем Востоке даже профессия перегонщика. Сейчас же перегоны популярностью не пользуются, потому что новых привозов из стран с левосторонним движением практически нет. Да и существующие «прули» базируются в основном на Востоке и в Сибири. Чем ближе к западной части России, тем стремительнее падает доля праворуких «японок». Среди европейских стран адептом левостороннего движения осталась одна Великобритания. Теперь выгоднее купить новую машину, собранную в России, чем ввезти из других стран подержанную. Виной тому высокие пошлины, введенная система ЭРА-ГЛОНАСС, заморочки с документами и оформлением.

За что мы полюбили праворульные автомобили

В период отечественного автомобилестроения между производством «Чаек» и новыми Вестами у нас был период позора, когда покупать ведра с четырьмя колесами не было никакого желания. На помощь пришли качественные подержанные праворукие японские автомобили по примерно той же цене, что и новые российские модели. Ни в какое сравнение не шли иномарки с нашими «Жигулями», даже несмотря на то, что покупали их уже б/у. Стиль вождения и условия эксплуатации не сравнимы: с конвейера в Тольятти съезжала машина хуже по качеству и дороже, чем пригонялся подержанный представитель автомобильного японопрома.

При этом японцы умеют делать настолько надёжные и долговечные машины, что они в состоянии выдержать самодельный русский гаражный ремонт, китайские запчасти и при этом не одно десятилетие кататься по русским тропам.

В городе на «пруле» намного комфортнее поворачивать направо, парковаться, выходить на тротуар. Более того — список плюсов можно продолжить: при лобовом столкновении со встречным движением удар приходится на левую часть автомобиля, что может спасти жизнь водителю «праворукой» машины. Эти и другие достоинства с пеной у рта доказывают адепты JDM — внутреннего японского рынка.

Вопрос выгоды — основной для россиян при выборе автомобиля. Даже европейская машина с правым рулём, созданная для японского рынка, будет стоить дешевле, чем в Европе. Кроме того, купить машину с отличным от европейских мотором — особый кайф JDM. Для внутреннего японского рынка производятся модификации с увеличенной мощностью мотора, полным приводом и особенным функционалом. Ещё одна причина, почему мы выбираем японские автомобили: пустая немецкая «база» отдается по той же цене, что и нафаршированная современной техникой «японка». И тут мы подошли к основному минусу подержанных японских мобилей.

Почему не нужно привозить пруль в Россию из Японии

В 90-е цены на ввоз иномарок был другим. Теперь же привезти «японку» в Россию стоит сумасшедших денег. Например, цена только за таможенное оформление Toyota Celica 2015 г. в. с мотором 1,8 и 145 л. с. составит 331 773 рубля. И это без учета стоимости самого автомобиля, расходов на доставку, брокеров и аукционных сборов. Длительное оформление, отсутствие возможности осмотреть автомобиль лично, сложности с перевозом и оформлением документов, установка ЭРЫ-ГЛОНАСС — и в итоге привозят автомобили из Японии только каноничные фанаты.

Говорить о том, что придется привыкнуть к вождению автомобиля на стороне пассажира излишне. Это не займет много времени, да и фанаты «прулей» назовут это скорее достоинством, чем недостатком. Однако если вы не фанат, а только предполагаете покупку праворульного автомобиля — представьте, как будете совершать обгоны на трассах. Если смогли объяснить сами себе, каким образом это возможно — не сомневайтесь, делайте свой выбор в пользу «пруля». Но помните, что коробку переключать придется левой рукой. Вы левша? Тогда это не вызовет трудностей. А если нет, то потренируйтесь переключать передачи на своей машине со стороны пассажира, чтобы понять, насколько это неудобно. Речь, конечно, идет о механических коробках передач. А также о дворниках, «аварийке», климате и т. п. — все эти рычаги и кнопки теперь на совести левой руки.

Озадачьтесь заранее поиском сервиса в вашем городе, который имеет оборудование для праворульных автомобилей: даже в мегаполисах не все станции техобслуживания могут ими похвастаться.

И если вы, припарковавшись на «пруле», выходите на тротуар, то ваш пассажир — на проезжую часть. Задумайтесь над этим — ваши пассажиры в состоянии быть внимательными к другим участникам движения и не распахивать дверь навстречу потоку и не выбегать на проезжую часть.

Цена, сложности ввоза, налоги, путаница с классами экологичности — все проблемы автомобилей из Японии содержатся в законодательстве. В самих автомобилях нет минусов, лишь дело привычки. Но кто же будет покупать Весты, если нам вдруг снова разрешат пригонять «японок» из Токио.

Что важно знать, покупая подержанный японский автомобиль

Перед покупкой любого подержанного автомобиля важно проверять его историю. Но с праворульными «японцами» здесь возникают проблемы. У них нет вин-кода, что не позволяет большинству сервисов пробивать эти машины. Буквально год назад эту проблему решил сервис Автокод. Мы добавили функционал по проверке праворульных автомобилей. Проверить «японца» через приложение Автокод можно по госномеру или номеру кузова. Из отчета вы узнаете об ограничениях ГИБДД, залогах, ДТП и многом другом. Но важно понимать, что вы увидите только ту историю, которая была наработана за годы использования автомобиля на территории России. Если вы приобретает машину с японского аукциона, то ее история так и останется для вас загадкой. В этом случае после покупки можете провести техническую диагностику, чтобы раскрыть все карты и знать, чего ждать от приобретенного автомобиля.

Раскрыт секрет популярности праворульных машин в России

Право руля!

В то время как в целом российский авторынок падает с нарастающей силой, спрос на праворульные машины в нашей стране растет. Так, за первые четыре месяца 2019 года продажи легковых автомобилей с правым рулем составили 186 тыс. штук — на 3,6% больше, чем годом ранее, гласят данные агентства «Автостат». Чуть более 12% из этого количества (22,6 тыс. шт.) были импортированы из Японии, причем практически все они — с пробегом, новыми ввозятся единицы. Остальной объем рынка «правого руля» (163,4 тыс. шт.) приходится на перепродажи на вторичном рынке, то есть для этих машин происходит смена владельца.

Как отмечает директор компании «Таможенный портал» Роман Султанов, продажи «праворулек» в этом году растут на фоне стабилизации курса доллара, ведь покупка автомобиля и таможенные платежи рассчитываются в иностранной валюте. Вместе с тем банки ввели новые программы кредитования б/у автомобилей.

Но, прежде всего, спрос на праворульные машины подстегнуло временное разрешение правительства жителям Дальнего Востока ввозить по одному импортному автомобилю в год, не оснащая его системой «ЭРА-ГЛОНАСС», а также грядущее ужесточение норм импорта подержанных машин с правым рулем, которые должны были вступить в силу с 1 июля 2019 года, но недавно были отложены еще на год в связи с неготовностью инфраструктуры, добавляет директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

Фактор близости

Действительно, больше всего праворульных автомобилей продается в Приморском крае, жители которого с января по апрель 2019-го приобрели 29,2 тыс. таких машин, то есть 15,7% от общего объема. Почти вдвое меньше рынок «правого руля» в Хабаровском крае — 15,4 тыс. автомобилей (доля — 8,3%), согласно данным «Автостата». Лидерство этих двух субъектов Дальневосточного федерального округа, безусловно, объясняется географической близостью с Японией, откуда и ввозятся праворульные автомобили в Россию.

Кроме того, в пятерку лидеров по объему рынка таких машин попадают три сибирских региона: Иркутская область (15,1 тыс. шт.), Новосибирская область (14,9 тыс. шт.) и Красноярский край (12,9 тыс. шт.). Таким образом, почти половина (47%) продаж «праворулек» приходится всего лишь на пять регионов страны. В остальных субъектах России их продажи по итогам четырех месяцев 2019-го составили менее 10 тыс. единиц.

По словам директора компании «ПодборАвто» Дениса Еременко, вторичный авторынок России условно можно разделить на две части: до Урала (европейская часть) и после (азиатская). В европейской части превалируют леворульные машины, тогда как на дорогах азиатской части страны таких автомобилей практически не увидеть — их менее 5%. Популярность правого руля здесь исторически обусловлена тем, что привезти отличный автомобиль из соседней Японии обходится дешевле, так же как и достать для него запчасти, благо мастерские по ремонту «праворулек» можно найти на каждом углу.

«Так что переплачивать за левый руль не имеет смысла, проще адаптироваться к правому, что и сделали жители этих регионов. Особых трудностей в эксплуатации таких машин нет, только в европейской части. Самые актуальные сложности: обгон на трассе и оплата или подобные действия с аппаратами приема, поскольку расположены они преимущественно с противоположной стороны от водителя», — рассуждает Денис Еременко.

«Тойоты» — вне конкуренции

Показательно, что жители Дальнего Востока по-прежнему предпочитают японский «секонд-хэнд» новым автомобилям, которые с апреля прошлого года предлагаются им с 25%-ной скидкой в рамках госпрограмм льготного автокредитования. По данным банков, опрошенных «РГ», популяризации леворульных машин в регионе это особо не помогло — местные автомобилисты пользуются скидкой от государства в единичных случаях.

«На Дальнем Востоке представлены несколько автосалонов от европейских производителей. Но массового спроса на такие автомобили нет, что связано с их дороговизной. Обслуживание выходит в разы дороже, не говоря уже о замене запасных частей. Поскольку автомобили, равно как и комплектующие привозятся из европейской части России, расходы на логистику в разы увеличивают их стоимость», — рассказывает Роман Султанов.

Цена, действительно, влияет на предпочтение к расположению руля справа, соглашается Владимир Желобов. К примеру, модели немецкого автопрома, по его словам, в самой минимальной комплектации стоят дороже, чем идентичные по техническим параметрам, но оснащенные современными технологиями «японцы»: многочисленные подушки безопасности, системы активной безопасности, штатная навигация, автоматическая коробка передач и пр. К тому же японские машины с легкостью справляются с капризным климатом, не самым качественным бензином и плохими дорогами в нашей стране.

Между тем, среди самых востребованных автомобилей с правым рулем оказались преимущественно модели, которые официально на российском рынке даже не представлены. При этом безусловным лидером продаж является Toyota Corolla, которая в праворульном исполнении за январь-апрель 2019-го нашла 16,5 тыс. покупателей. На втором месте по популярности идет Honda Fit, чей результат составил 6,4 тыс. машин, а на третьей строчке рейтинга — Toyota Mark, разошедшийся тиражом в 5,5 тыс. экземпляров. Далее следуют Toyota Vitz (5 тыс. шт.) и Toyota Corona (4,8 тыс. шт.).

Кроме того, в топ-10 праворульных бестселлеров вошли Toyota Carina (3,9 тыс. шт.), Toyota Caldina (3,7 тыс. шт.), Mazda Demio (3,5 тыс. шт.), Toyota Prius (3,4 тыс. шт.) и Toyota Camry (3 тыс. шт.). Стоит отметить, что 8 из 10 мест в этом рейтинге заняли автомобили марки Toyota. Впрочем, это обусловлено не только предпочтениями российских автомобилистов, а в большей степени — структурой автопарка в Стране восходящего солнца.

«В Японии Toyota — это самый массовый производитель автомобилей, который занимает большую часть местного авторынка. Более 30 лет открыт ввоз машин из Японии, и за это время модели Toyota зарекомендовали себя как самые надежные. Поэтому граждане их и выбирают, ведь длительная эксплуатация без серьезных поломок дает возможность сэкономить на ремонте и покупке запчастей», — комментирует Роман Султанов.

Под угрозой запрета

Любопытно, что спрос на праворульные автомобили продолжает расти, несмотря на то, что многие годы они находятся под угрозой запрета. Официально подобные инициативы объясняются повышением уровня безопасности и сведением к минимуму «нестандартных» машин на российских дорогах. Однако очевидно, что настоящая цель российских властей кроется в желании пересадить жителей Дальнего Востока, как самого автомобилизированного региона страны, на машины российского производства, тем самым поддержав отечественный автопром.

Так, уже с декабря нынешнего года импортные праворульные автомобили в Приморском крае могут подорожать, поскольку завершится временный режим на частный ввоз подержанных машин без системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: ее установка обойдется жителям Дальнего Востока в лишние 25-30 тыс. рублей. А в июле будущего года должен вступить в силу новый ГОСТ, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единично ввозимых автомобилей. Для их проведения потребуются площадки для осмотра импортных машин, специальные разгонные полосы (до 120 км/ч), испытательные стенды и пр. На открытие таких аккредитованных лабораторий (а их только в Приморском крае требуется как минимум 10) понадобится примерно 30 млн рублей. И эти расходы, разумеется, отразятся на стоимости выдаваемых ими сертификатов, которая, по предварительным оценкам, может вырасти с нынешних почти 10 тысяч до 25-50 тыс. рублей.

В результате ввоз подержанных иномарок в нашу страну станет просто экономически нецелесообразен и очень быстро может сойти на нет. Однако это вовсе не решит так называемую проблему «правого руля», поскольку по российским дорогам будут по-прежнему колесить более 3,33 млн «праворулек», чуть более половины из которых эксплуатируются на Дальнем Востоке и порядка 40% — в Сибири. Более того, они продолжат активно перепродаваться на вторичном рынке.

«На сегодняшний день у нас только одна лаборатория, которая может производить испытания и выдавать сертификаты. Вряд ли за год ситуация кардинально изменится, и в Приморском крае будет действовать нужное количество лабораторий, чтобы успевать закрывать потребности рынка. К тому же непонятны суть и назначение нового ГОСТа в принципе. На территорию России практически ежедневно ввозятся одинаковые автомобили с пробегом, и на каждый из них требуется отдельный сертификат. В то же время официальные дилеры, продающие новые машины, проводят тестирование на один автомобиль и далее ввозят данную модель партиями. Очевидно, что данные меры приведут к ситуации с техосмотрами, когда все просто платят за бланки, но осмотры по факту не производятся. Для автолюбителей — это дополнительный налог, который бьет по карману семейного бюджета», — говорит Роман Султанов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, маловероятно, что будет вводиться запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей в стране, ведь это может привести к социальному взрыву в обществе. К тому же на рынке «праворулек» заняты десятки тысяч людей, работают сотни компаний, выплачиваются налоги в бюджеты всех уровней. Поэтому вряд ли ужесточение правил коснется только данного сегмента, а, скорее всего, дорожать будут все импортные автомобили с пробегом, и разница в стоимости между леворульными и праворульными машинами сохранится, хотя и немного уменьшится.

Так что можно с определенной уверенностью говорить о том, что праворульные автомобили еще долго будут пользоваться спросом в России, хотя бы потому, что всегда будут водители, которым такие машины нравятся больше других.

Правый руль в российских авто: в чем плюсы и минусы?

Особых проблем в езде у нас это не создавало — привычка есть привычка. Когда водитель привык рассчитывать со своего места габариты машины, то при переносе руля на левую сторону это вызывало даже некоторые проблемы, чувствовать габариты автомобиля приходилось учиться заново.

А вот после развала СССР появилась такая профессия — водитель-перегонщик. Доехать до Германии или до Швеции и там на распродажах подержанных авто купить машину, которая ездит и имеет хороший внешний вид, но подешевле. Или выполнить чужой заказ — найти машину определенной марки и пробега, купить ее и перегнать в Россию.

В 90-е годы из Питера за автомобилями ездили в Финляндию или в Швецию. И оттуда очень часто привозили именно праворульные «Жигули» или «Волги». Видимо, их тогда продавали еще дешевле. Если учесть, что Швеция перешла на правостороннее движение в 1967 году, а в Финляндии оно левосторонним никогда и не было, то существование на их авторынках праворульных «Жигулей» на продажу — загадка. Может быть, их за бесценок массово скупали в Англии, а оттуда перегоняли поближе к РФ, где эти сумасшедшие русские готовы были купить, если цену не заламывать. Купленное за бесценок и проданное недорого тоже дает прибыль.

Несколько моих знакомых тогда ненадолго купили себе подержанные английские праворульные «Жигули», ведь когда учишься ездить, нет смысла покупать хорошую машину. Учись на том, чего будет не жалко, коли разобьешь. Вот тогда-то и произошла забавная история.

…ГАИ на шоссе Карельского перешейка останавливает вечером «Жигули-2107». Подходят. Открывают водительскую дверь, и им под ноги падает пьяный в зюзю парень. Они, потирая руки: «А кто это тут у нас водитель?» С правого переднего сиденья вылезает трезвая и очень злая жена этого пьяницы и отвечает: «Ну, я — водитель. Какие у вас ко мне вопросы?»

Но Питер — далеко не единственное место в РФ, куда попадали праворульные машины. Лет 15 назад, будучи в командировке в Хабаровске, я как-то ждал машину и минут 15 сидел на скамейке у дороги. По моим тогдашним подсчетам машин с правым рулем было около 80% от всего числа проехавших.

Примерно такую же картину я потом увидел в Южно-Сахалинске. Японские автомобили там очень дешевы. Прямо «Капитал» Маркса в действии: капиталисту выгоднее много раз провести оборот капитала даже с маленькой нормой прибыли, чем попытаться продать дороже и сделать это очень медленно. Фото:

Сколько же праворульных машин в России?

  • Два года назад их было зарегистрировано около 3.500.000 штук. Причем на Дальнем Востоке и в Сибири — около 2.9 миллионов. На Урале их около 175.000. А чем дальше от Дальнего Востока, тем меньше. В Приволжье — меньше 100.000, в Центральном округе — около 120.000 праворульных машин.

В начале 2000-х годов российские граждане покупали очень много подержанных японских автомобилей. Дело в том, что в Японии автомобили считаются подержанными после 3 лет эксплуатации. При этом на их хозяев резко увеличивается налоговая нагрузка. Поэтому японцы сразу после 3 лет эксплуатации стараются продать «старичка» — либо на аукционах, либо по схеме trade-in, то есть с зачетом некоторой суммы при покупке нового авто. Рынок б/у автомобилей в Японии перенасыщен, а потому на нем цены весьма низки.

По схеме trade-in трудно получить нормальную компенсацию за машину. Потому б/у автомобили часто попадают на аукционы подержанных авто. Их покупают и отдельные покупатели — те, что понимают по-японски, и фирмы-посредники, которым заказали покупку определенной машины. Много подержанных «японок» покупают в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии, Турции и России.

В последние годы россияне покупают подержанные японские автомобили обычно от 3 до 5 лет эксплуатации, без повреждений или с минимальными повреждениями. Сейчас в основном покупают малолитражки с двигателями 1.5 литра и меньше, то есть с мощностью до 150 л.с.

Не буду врать, праворульную машину я не водил вообще. Но поездил на таких немало и наблюдал за водителем такой машины. Да, немного необычно сидеть пассажиром вроде «на месте водителя», наверное, сначала непривычно было и водителю. Но коробка скоростей у них обычно автоматическая. Включил передачу, чтобы поехать — и все. А остальное — просто дело привычки. Ноги на педалях работают так же. По-другому воспринимаются габариты машины, но ведь, пересев на другую машину, всегда надо слегка привыкнуть к новым габаритам. Вот и все проблемы.

К чему весь шум по превращению праворульных в леворульные — отчасти понятно. Скорее всего, у тех политиков, кто за это голосовал, были личные интересы. Но нам-то, остальным, зачем весь этот цирк?

И да, про плюсы и минусы… У праворульных «Жигулей» в 90-е был единственный плюс — дешевизна. А «японки» не только дешевле других иномарок своего класса. Они еще и очень крепкие и надежные. Вот только Дальний Восток — очень далеко.

Теги: правый руль, автомобили