Содержание
- Не греет печка в машине: все возможные причины и решения
- Как работает печка в машине
- Эксплуатация печки в машине
- Почему не греет печка в машине, и как все исправить
- Что делать, если плохо греет печка в машине
- Как избежать проблем с автомобильной печкой
- Обслуживание и ремонт печек в машине
- Как правильно прогревать авто в мороз
- Автономные отопители салона
- ГАЗ 31 ЗМЗ непростые 3 литра › Бортжурнал › Небольшая доработка отопителя салона
- Особенности устройства печки
- Принцип работы
- Возможные неисправности
- Особенности эксплуатации и ремонта печки
- Видео «Меняем радиатор»
Хорошей новостью является то, что автомобильная технология нагрева в печке довольно проста по сравнению с множеством других систем в Вашем автомобиле, так как она на самом деле не изменялась на протяжении многих лет. Но плохая новость заключается в том, что есть много разных вещей, которые могут вызвать такую проблему как отказ работы печки, и некоторые из них попадают под статус «продиагностировать у профессионального механика». Для того, чтобы получить лучшее представление о том, что случилось, почему печка не работает каковы причины этого, и что нам, возможно, потребуется сделать, чтобы исправить это, мы разберёмся в главных компонентах печки.
Если печка работает, но не греет (дует холодный воздух)
Прежде всего, важно понять основную суть работы большинства автомобильных отопителей. Есть исключения, но печки, которые используют двигатели с водяным охлаждением также используют очень горячую охлаждающую жидкость, чтобы согреть салон машины. Это достигается путём прогона антифриза через специальный компонент, называемый стержнем нагревателя, который аналогичен по конструкции и функциональности небольшому радиатору. Когда двигатель вентилятора втягивает воздух через этот теплообменник, то этот воздух проходит в салон машины, который (салон) в результате и нагревается.
Если Вы имеете дело с ситуацией, когда из дефлекторов печки дует холодный воздух, даже когда автомобиль достаточно прогрет, то Вы могли бы иметь дело с одной из нескольких причин неработающей печки, таких как:
- низкий уровень охлаждающей жидкости;
- закупорка в магистрали нагревателя;
- не работают заслонки печки;
- заело клапан нагревателя;
- проблема в электронике: плохой переключатель или разорванные провода.
После того, как Вы заглушили автомобиль и после ожидания достаточно долгого времени, чтобы дать двигателю и системе охлаждения сбросить давление, Вы можете начать с проверки уровня охлаждающей жидкости. Если уровень антифриза низкий, то это может быть причиной переставшей работать печки — горячий антифриз просто не циркулирует в достаточной степени через теплообменник для получения тепла печки, и потому из последней дует холодный воздух. Заполнение охлаждающей жидкости может решить Вашу проблему, однако, сам по себе низкий уровень охлаждающей жидкости часто указывает ещё на одну проблему — утечку её через прокладку или шланг, а в худшем случае даже на сжигание охлаждающей жидкости в камерах сгорания двигателя.
Если проверка показала, что Ваша система охлаждения в норме касательно уровня антифриза, то Вы можете снова запустить двигатель и дать ему прогреться, а затем проверить температуру по той магистрали течения охлаждающей жидкости, где основные шланги отопителя входят в корпус основного нагревателя. Самый безопасный способ сделать это — воспользоваться бесконтактным инфракрасным термометром — пирометром. Если все основные шланги находятся в пределах той же температуры, что подавляющая часть магистрали охлаждающей жидкости, но один из шлангов при этом холодный, то, вероятно, есть засорение в теплообменнике нагревателя. Если транспортное средство использует клапан в одном из шлангов отопителя, то также важно проверить работу этого клапана. Если клапан заклинило, то причина неработающей печки, скорее всего, кроется в нём.
Если Вы были в состоянии определить, что горячий антифриз течёт через теплообменник печки в нормальном режиме, и все шланги нагреваются, то Вы можете иметь дело с посторонними предметами в воздушной магистрали печки, либо с заклинившими заслонками печки. Если Вы переключите регулятор нагрева печки в салоне от горячего к холодному и обратно, и не сможете услышать механическое перемещение заслонок, то это может указывать на проблему с заслонками, которая вызывается либо непосредственно проблемой с механикой этих заслонок, либо с электропроводкой, переключателем терморегулятора или иными подобными неисправностями, в зависимости от Вашего автомобиля.
Если не работает вентилятор печки (не дует)
Другой основной вид проблем с автомобильными печками, кроме холодного воздуха из дефлекторов — это отсутствие потока воздуха из дефлекторов вообще. Как правило, причина не работающей таким образом печки кроется в плохом электровентиляторе, но она также может быть вызвана несколькими другими связанными компонентами. Единственный способ определить, какой компонент является причиной — это взять некоторые основные диагностические инструменты, найти электровентилятор и проверить его, получает ли он вообще питание электричеством. Причина также может быть в резисторе вентилятора, в реле или сам переключателе. Вообще, сама диагностическая процедура будет отличаться в зависимости от конкретного транспортного средства.
Если Вы определили, что вентилятору подаётся питание, то вполне вероятно, что он попросту сгорел. Тем не менее, есть редкие случаи, когда Вы можете удалить вентилятор и обнаружить, что в его роторе так много мусора, что электродвигатель не в состоянии раскрутить лопасти, пробивая их сквозь такой мусор. В других случаях, Вы можете найти обрыв провода, окисленные соединения проводов.
Если, с другой стороны, вентилятору вовсе не подаётся питание, Вам придётся проследить причину этого обратно к источнику питания, но начать это делать следует с проверки предохранителя. Перегоревший предохранитель часто указывает на другую основную проблему, так что Вы должны не просто заменить предохранитель, но и выяснить причину сгоревшего предохранителя. Тем не менее, если Вы просто замените сгоревший предохранитель вентилятора печки предохранителем того же номинала, который впоследствии не перегорит, то, возможно, проблема и была исключительно в этом предохранителе — они ведь тоже стареют.
Не греет печка в машине: все возможные причины и решения
11.05.2019
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как работает система отопления автомобиля
- Какие бывают проблемы в работе печки
- Как проблемы в системе охлаждения влияют на температуру в машине
- Когда и как проводят сервисное обслуживание системы охлаждения и отопления
- Как правильно обслуживать печку в машине
- Как заводить машину зимой правильно
Каждый автомобиль в нашей стране проходит через сложный период зимней эксплуатации. Из-за низких температур ваша машина может не завестись, во время гололедицы и буранов происходят аварийные ситуации. Случается и такое, что не греет печка в машине, а нахождение в собственном авто перестает быть комфортным, ведь вы замерзаете. Почему обогрев автомобиля перестает работать исправно? Как справиться с такой поломкой? Об этом вы узнаете далее в статье.
Как работает печка в машине
До того как вы приступите к выявлению причины, почему, когда машина стоит, печка отказывается греть, рекомендуем разобраться в том, как работает обогрев. Ведь зная основы его функционирования, можно легко найти поломку.
И небольшой седан, и грузовая машина выполнены из металла. Поэтому на кузов сильно воздействуют температурные изменения:
- В жару машина прогревается до температуры 40–50 градусов Цельсия. В зимнее время в автомобиле будет теплее, чем на улице, всего на пару градусов. Чтобы передвигаться на машине с комфортом в летние месяцы, мы используем систему кондиционирования.
- В холодное время года поддерживать оптимальные температурный режим в машине можно с помощью системы обогрева. Причем в нашей стране пользоваться печкой приходится большую часть года, поэтому она обязательно должна греть.
Раньше машина прогревалась с использованием печки-буржуйки, а также газовых ламп. И только в 1917 г. на автомобилях, произведенных в Америке, стали устанавливать автономную систему отопления: машина стала греться за счет тепла от выхлопной трубы. К примеру, этот способ обогрева использовался в модели «Форд А» 1929 года выпуска. Кроме того, автомобили стали прогреваться установленным радиатором, который обдувал вентилятор. Такая отопительная система применялась на моделях «Дженерал Моторс». С годами каждая машина стала отапливаться с использованием такой системы.
Каждая современная машина укомплектована отопительным агрегатом, который выполнен из таких составляющих, как:
- мотор-вентилятор;
- система воздуховодов;
- подводящий, а также отводящий патрубки;
- теплообменник печки;
- краник, регулирующий подачу охлаждающей жидкости;
- блок управления отопительным оборудованием;
- заслонки, привод которых может быть механический или электрический.
Обычно машина оборудована печкой, которая расположена сзади передней панели. От нее отходят 2 трубки, подающие в радиатор охлаждающую жидкость. Она передвигается благодаря помпе (насосу) как по системе охлаждения мотора, так и по системе отопления.
Обмен теплом возможен благодаря нагреву мотора. Его охлаждение происходит за счет антифриза: он забирает тепловую энергию. Нагретый антифриз поступает в радиатор печки, которая греет по тому же принципу, что и стандартная батарея у вас дома. Параллельно начинает работу вентилятор печки. Он обеспечивает движение холодного воздушного потока через радиатор. Здесь опять наблюдается обмен теплом: воздух греется за счет радиатора, охлаждая его при этом.
Согретый поток воздуха направляется в салон, а остывший тосол попадает в мотор, где опять начинается процесс нагрева. Данная отопительная система применяется на большинстве автомобилей, поскольку ее эффективность достаточно высока. В зимний период машина прогреется при условии, если из печки будет дуть воздух с температурой 30 градусов Цельсия. Так не только обеспечивается прогревание салона, но и стекла остаются незапотевшими. На приборной панели установлен переключатель режима обдува. С его помощью можно изменять расположение заслонок, которые регулируют воздушный поток. Он может быть направлен прямо, вниз, вверх.
Почти все время теплый воздух должен быть направлен вверх — то есть на лобовое стекло. Только так в салоне поддерживается оптимальный уровень давления, когда на стеклах не образуется конденсат, а микрочастицы пыли не проникают внутрь автомобиля.
Печка играет роль еще одного радиатора. Поэтому, когда машина холодная, а вы включили обогрев, вся система начинает остывать. Как следствие — стенки радиатора ржавеют, двигатель, как и машина, прогреваются дольше. Влажность воздуха повышается, стекла запотевают изнутри. Это значит, что печку можно включать, только если температура охлаждающей жидкости поднялась как минимум до 50 градусов Цельсия.
Эксплуатация печки в машине
Чаще всего никаких проблем при ремонте печки в машине, когда она не греет, не возникает. Стандартные манипуляции, которые помогут решить проблему, — разборка и очистка элементов отопительной системы от пыли и грязи.
Но в некоторых случаях происходят серьезные поломки.
Почему, даже если машина исправна, печка в ней плохо греет? Причины могут быть следующие: забился радиатор или кран, сломалась помпа.
Когда помпа неисправна, ведет головку блока цилиндров двигателя, в результате чего мотор перегревается. К сожалению, здесь уже поможет только капитальный ремонт двигателя.
Когда входящий шланг радиатора печки горячий, при этом выходной шланг холодный, скорее всего, случилась поломка краника. Данная поломка исключена? Тогда придется заменять радиатор печки. Во время эксплуатации в нем скапливается накипь, которой может быть достаточно большое количество.
Случается и такое, что в печке образуется воздушная пробка. Причина этого заключается в том, что трубки недостаточно широкие, поэтому поток жидкости не может ее устранить. Как убрать пробку? Ждем, пока машина и двигатель хорошо прогреются, ослабляем хомут на шланге, снимаем его с трубки. В этот момент образуется маленькая щель, через которую и уйдет лишний воздух.
Перестала прогреваться машина, а в салоне плохо пахнет? Скорее всего, радиатор загрязнился и перестал греть, и внутри него началось гниение.
Машина имеет узлы, которые необходимо регулярно осматривать и ремонтировать, и печка не исключение. Поэтому чем старше машина, тем хуже будет греть радиатор и тем серьезнее нужно подходить к ее подготовке к холодному времени года.
Как определить, что машина не прогревается? Ориентируйтесь на общепринятые показатели. Так, если снаружи температура опустилась до -25 °С, то внизу салона должно быть как минимум +16 °С и +10 °С у потолка. В противном случае считается, что радиатор в машине не греет.
Не забывайте, что чем старше ваша машина, тем тщательнее нужно следить за исправностью печки.
Рассмотрим причины, почему печка в машине плохо греет либо в салон поступает непрогретый воздух.
Почему не греет печка в машине, и как все исправить
Радиатор — главный элемент печки вашей машины. Цель работы радиатора — греть воздушный поток, поступающий снаружи, прежде чем он попадет в салон. Следовательно, если печка стала плохо греть, а машина холодная, первое, что нужно сделать, проверить радиатор.
1. Теплоноситель не проходит через радиатор.
Если вы доливали в антифриз воду, тосол либо охлаждающую жидкость другого бренда, то в каналах радиатора появится засоряющий твердый осадок, из-за которого он не будет греть.
То же самое получится, если доливать в антифриз всевозможные очищающие присадки, которые вам советуют знакомые или о которых вы узнали на Youtube.
Если в радиаторе образуются отложения и накипь, то соты забьются, а движение антифриза будет нарушено. Как поступить в случае, если машина холодная, потому что печка перестала греть:
- приобретаем другой, можно бывший в употреблении радиатор. Выбирая из нескольких контрактных запчастей, отдайте предпочтение облегченной модели;
- промываем радиатор. Сделать это можно своими силами. Потребуется 50 г лимонной кислоты, которую следует развести в 1 литре подогретой воды. Откручиваем шланги от системы отопления, плотно прикручиваем их к двум пластиковым бутылкам. Причем заранее из первой бутылки выпускаем воздух, а во вторую наливаем получившуюся жидкость. Сжимаем то одну, то другую бутылки, чтобы раствор циркулировал по шлангам, очищая радиатор;
- меняем местами патрубки. Так антифриз начнет двигаться в другую сторону, а скопившаяся накипь очистится, в салоне вашего авто станет теплее.
Снятие и замена радиатора — процесс непростой, не важно, какая у вас машина. Рекомендуем для начала очистить радиатор, и тогда он начнет греть. Однако эта процедура помогает только в 50 % проблемных ситуаций. Кроме того, удаление твердых отложений может привести к появлению протечек.
Выполнили промывку, но печка в машине греет все так же слабо? Тогда приступаем к очищению всей охладительной системы, заливаем новую охлаждающую жидкость.
Когда машина на холостых оборотах и не греет печка, то практически всегда причиной этому является изношенный радиатор. Не допустить такую ситуацию можно, лишь своевременно проводя профилактику. Как это сделать, поговорим далее.
2. Радиатор нагревается, но печка не греет.
Виной всему — поломка электродвигателя, который вращает вентилятор. Как устранить поломку? Устанавливаем новый электродвигатель.
3. Неисправности элементов управления печкой или электроники.
Не забываем про кнопки включения, рычаги выбора температурного режима, а также электронное реле.
Например, воздушная заслонка может не работать, поскольку в блоке управления климатом или в датчике температуры произошла поломка. В такой ситуации сигнал не поступает на привод, который не может открыть заслонку, а значит, в салон подается не прогретый, а остывший воздух.
Поломка может произойти, если температурный переключатель поставить в выбранное положение в момент, когда клемма аккумуляторной батареи была снята.
Когда печка в машине не греет по этим причинам, устранить проблему можно следующим образом:
- купить и установить новые элементы отопления взамен сломавшихся;
- вручную переставить заслонки крана в открытое положение;
- поставить рычаг температуры на максимум, отцепить клемму. Затем поставить рычаг на минимальную температуру, проверить, что температура нормально регулируется.
Данная манипуляция не устранила поломку и машина холодная? Значит, неисправность гораздо серьезнее. Чтобы узнать причину, почему печка в машине не греет, придется отправиться в автосервис, где профессионал разберет отопительную систему и продиагностирует ее.
Рекомендуем
«Проверка компрессии двигателя: почему она так важна? «
4. Загрязнение салонного фильтра.
Перестать греть печка в машине может из-за того, что фильтр загрязнился. Чтобы устранить неисправность, придется установить новый фильтр.
В случае, когда фильтр отсутствует (а такое тоже случается), удалите скопившуюся грязь с воздуховода. Если получится, дотянитесь до радиатора печки, выполните его продувку сжатым воздухом.
5. Неполадки с вентилятором.
Причиной того, что машина не прогревается, может быть не только печка. Так, радиатор может слабо продуваться, в результате чего от него не отводится тепловая энергия из-за того, что вентилятор неисправен.
Что можно предпринять в таком случае? Когда вентилятор полностью сломан, ситуация предельно ясна. Но если он пусть и медленно, но все же вращается? Чаще всего причина тому — изношенные щетки электродвигателя либо заклинивающие подшипники. Чтобы устранить такие поломки, в любом случае потребуется обратиться к опытному автоэлектрику.
6. Поломка сервопривода заслонки.
Почему машина греется, но печка не греет и в салоне все равно холодно? Причина — неисправность заслонки. В новых автомобилях радиатор отопительной системы греет всегда, теплый воздух от него поступает в салон, если заслонка воздуховода открыта. Но когда она открыта не до конца либо вообще не открывается, салон не сможет прогреться.
Сервопривод приводит в движение заслонку, управлять им можно с помощью ручки либо кнопок на панели климат-контроля. Поломка может произойти непосредственно в сервоприводе или же в тросиках и тягах, отвечающих за движение заслонки: они могут соскользнуть.
Как устранить поломку в данном случае? Выяснить причину получится после того, как панель отопительной системы будет разобрана. Увидели, что тросики либо тяги соскочили? Установите их обратно.
Определить, что сервопривод сломался, получится только в специализированном автосервисе. В основном сервоприводы не ремонтируют, а устанавливают сразу новую деталь.
7. Негерметичность корпуса печки и смещение радиатора.
Встречается и такая нечастая поломка, как разгерметизация корпуса. Произойти это может после аварии, некачественной сборки пластиковых элементов печки, когда имеются их повреждения, зазоры, через них прогретый воздух будет выходить. А это значит, что салон машины не сможет прогреться.
Иногда по причине некачественных защелок и прочих недочетов в конструкции радиатор передвигается в сторону. Воздушный поток от вентилятора поступает в этом случае не на радиатор, а рядом с ним. Подобная ситуация случается, если заслонка воздуховода находится в закрытом положении: машина останется непрогретой.
И в первой, и во второй ситуации потребуется разборка торпеды, только так можно дотянуться до отопителя, чтобы отрегулировать его работу, устранить все недочеты, заделать стыки между элементами корпуса, установить в нужное положение радиатор, крепко закрепив его.
Конечно, все манипуляции можно произвести своими силами, однако данная работа достаточно сложная. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется посетить автосервис.
Что делать, если плохо греет печка в машине
Причиной, почему не греет печка, когда машина стоит, может быть неисправность системы охлаждения мотора. Обычно выходят из строя следующие элементы:
1. Термостат
Данный механизм встроен в систему транспортировки теплоотводящей жидкости. Термостат отвечает за регулировку передвижения антифриза по системе — большому либо малому кругу.
Так, двигаясь по малому кругу, антифриз проходит по рубашкам охлаждения блока цилиндров и головки, но не через радиатор: так антифриз нагревается быстрее, а функционирование мотора становится стабильным.
Если термостат ломается на большом кругу, помпа начинает перекачивать жидкость через радиатор. Это значит, что теплоноситель нагревается значительно медленнее. Чуть теплая жидкость не может в сжатые сроки согреть радиатор салона автомобиля, как следствие — печка в машине не греет. Как устранить эту поломку? Только установив новый термостат.
О поломке термостата говорит нормальный прогрев салона, когда вы едете медленно, и напротив: печка в машине не греет, если вы передвигаетесь по трассе. Если оба шланга радиатора нагреваются вместе, скорее всего, термостат все время находится в открытом положении. Если машина исправна, то при включении двигателя автомобиля один шланг будет нагретым, а другой останется прохладным.
2. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости
Когда в области соединения патрубков либо на радиаторе образуется протечка, наблюдается уменьшение охлаждающей жидкости. Вследствие этого она плохо передвигается по радиатору, а значит, он хуже прогревается. То же самое случается при возникновении воздушных пробок: они появляются во время доливания антифриза либо во время его замены.
Если антифриза или тосола недостаточно, то нагревшийся теплоноситель не поступит в радиатор в достаточном объеме, а печка не греет салон машины.
Чтобы устранить данную неисправность, придется ликвидировать протечку антифриза, установить новую прокладку блока цилиндров, долить недостающую жидкость в расширительный бачок до требуемого объема.
3. Завоздушивание системы охлаждения
Почему, когда машина стоит, печка не греет? Это может происходить из-за проникновения воздуха в систему по причине того, что:
- износилась прокладка, отделяющая блок и головку блока цилиндров;
- произошла замена теплопроводящей жидкости;
- произошла разгерметизация патрубков, теплопроводов и тому подобное.
Выяснить истинную причину поломки поможет измерение уровня жидкости в радиаторе, расширительном бачке, под пробкой в развале блока V-образных моторов. Когда машина не заведена и мотор остыл, количество антифриза должно быть наибольшим.
Как устранить проблему:
- Когда мотор остынет, убираем крышку радиатора и прокачиваем систему. Для этого несколько раз сжимаем и разжимаем шланги, которые идут к радиатору. Делаем это до тех пор, пока воздух не выйдет. Затем закрываем радиатор, заводим машину. Спустя пару минут после того, как машина заведется, потребуется сделать данные манипуляции еще раз.
- Прежде всего, машина должна быть поднята с помощью домкрата (можно заехать передом на возвышенность). Теперь требуется открыть радиатор и расширительный бачок. Следующий шаг: машина заведена, 2-3 раза сильно нажимаем на педаль газа, параллельно доливаем охлаждающую жидкость. По завершении манипуляций устанавливаем на место крышку радиатора и закрываем расширительный бачок.
4. Износ помпы
С помощью помпы (насоса) происходит перекачивание охлаждающей жидкости из мотора, а также постоянное передвижение антифриза по всей охлаждающей системе. Вы сразу поймете, что помпа сломалась, ведь двигатель начнет перегреваться и закипать.
Помпа выполнена в виде цилиндра из металла, в ней расположена крыльчатка на шкиве. Когда шкив вращается, она начинает проталкивать антифриз от блока двигателя к радиаторам через патрубки.
Помпа вращается за счет ременной передачи, но в некоторых машинах она работает благодаря электроприводу.
Как проявляется поломка помпы:
- Крыльчатка изнашивается изнутри. Причина — при ее изготовлении использовался некачественный материал, негативно воздействовал антифриз: в то время, когда вращается шкив помпы, охлаждающая жидкость практически не циркулирует, а значит, печка в машине не греет.
- От коленчатого вала мотора оторвался ремень. Помпа попросту не сможет вращаться, естественно, что салон не будет прогреваться, при этом произойдет перегрев мотора.
- Помпу заклинило, она не может вращаться, следовательно, охлаждающая жидкость не циркулирует.
Избавиться от перечисленных проблем можно, заменив неисправный агрегат. Определить, что помпа сломалась, вы сможете по специфическому посвистыванию в подкапотном пространстве, когда машина заведена, а также по температуре шлангов. Когда шланг до помпы перегретый, а после помпы холодный, рекомендуется установить новую деталь, пока помпа не сломалась окончательно.
5. Пробой прокладки ГБЦ
Наиболее сложная поломка, однако случается она нечасто. Мотор перегревается, при этом затяжка головки блока цилиндров недостаточная — все это приводит к повреждению прокладки. При появлении пробоя между рубашкой охлаждения и камерой сгорания в охлаждающую жидкость начнут поступать газы с образованием пузырьков. Передвижение антифриза станет замедленным, могут появиться воздушные пробки, радиатор не будет греть.
Как определить, что прокладка испортилась? Из глушителя будет выходить белесый пар, возникающий из-за того, что антифриз поступает в цилиндр. В расширительном бачке можно увидеть бурление воздуха, выкипание и вытекание охлаждающей жидкости из-за высокого давления.
Справиться с данной неисправностью самостоятельно не получится. Поэтому если у вашей машины все признаки пробоя прокладки ГБЦ, посетите специализированный автосервис. В противном случае данная поломка может стать причиной того, что вам придется потратить внушительную сумму на ремонт мотора.
Как избежать проблем с автомобильной печкой
Если вы хотите, чтобы в салоне вашей машины всегда было тепло, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Используйте высококачественную охлаждающую жидкость. Ведь антифриз влияет на функционирование как печки, так и мотора. Выбирайте проверенного производителя, своевременно меняйте жидкость. Ваша машина имеет инструкцию по эксплуатации, где указана частота замены тосола.
- Очищайте радиатор. Возьмите пылесос, чтобы удалить загрязнения с внешней стороны устройства. Внутри радиатор получится очистить, используя специальный моющий раствор для очистки системы охлаждения автомобиля.
- Регулярно заменяйте салонный фильтр. Если он загрязнен, то не только печка в машине не будет греть, но и система вентиляции и кондиционирования станет функционировать неправильно. Кроме того, в грязном фильтре скапливается пыльца и пыль. Находиться в такой машине человеку с аллергией может быть опасно.
Обслуживание и ремонт печек в машине
Зная причины, почему печка в машине перестала греть, вы в некоторых случаях сможете своими силами устранить неисправность. Например, установить новые салонный и воздушный фильтры. Делать это рекомендуется один раз в 7 000–15 000 км пробега. Учитывайте то, насколько загрязненные дороги, величину загазованности города. Однако даже эту манипуляцию бывает непросто провести, ведь для установки нового фильтра потребуется разобрать бардачок либо педали управления.
Стандартные поломки системы обогрева машины могут возникнуть наряду со снижением функциональности мотора из-за загрязнения радиаторов (пыль, тополиный пух).
Специалисты не рекомендуют проводить механическую чистку радиатора: теплообменник сделан из тонкого металла, его можно сломать. Когда вы посещаете специализированный сервисный центр, там используют сжатый воздух, струю воды определенного давления для очистки агрегата. Если же неисправность штатного или автономного отопителя сложнее, лучше обратиться к профессиональным механикам.
Чтобы избежать ситуации, когда машина холодная, а печка не греет, придется заменить:
- радиатор, если произошло механическое истирание сот, протек антифриз;
- крыльчатки или электродвигатель вентилятора;
- патрубки и тройники;
- элементы электросхемы управления: резисторы, контроллеры, термодатчики;
- микроредукторы приводов заслонок;
- краны отопителя;
- сервопривод воздушных заслонок;
- клапаны рециркуляции;
- переключатели режимов функционирования.
Действия по демонтажу и монтажу отопительной системы следует выполнять согласно технологическим картам. До ремонтных работ необходимо диагностировать поломку, знать, где размещены узлы, разбираться в способах разборки и сборки.
В специализированных сервисах по ремонту машин не только отремонтирую печку, но и продезинфицируют салон, а также воздушные вентканалы, произведут промывку радиатора.
Как правильно прогревать авто в мороз
Каждая машина нуждается в правильном прогреве зимой. Как именно ее греть, должен знать даже начинающий водитель. Самое важное здесь — машина должна быть прогрета заранее (за 15–20 минут до планируемой поездки). Так она будет работать наиболее эффективно, даже несмотря на минусовую температуру.
1. Подготовка двигателя автомобиля к запуску
До того как вы заведете мотор, следует ненадолго включить ближний свет. Чтобы аккумулятор «проснулся», потребуется всего полминуты. Затем выжимаем сцепление, чтобы стартер отключился от коленчатого вала и коробки передач. После этого включаем нейтральную передачу.
Так запуск двигателя пройдет легче, несмотря на сильный мороз. Ваша машина работает на дизельном топливе? Тогда ждем, пока спираль свечей подогрева дизеля погаснет. Лучше всего проделать данную манипуляцию со свечами прогрева 2-3 раза.
2. Запуск мотора
Случается такое, что мотор заводится не сразу. Не стоит тотчас же пытаться завести машину снова. Так вы только посадите аккумулятор и испортите стартер. На восстановление аккумулятора потребуется всего 30–40 секунд, после чего машина должна завестись.
Наконец, машина завелась. Не спешите греть лобовое стекло. Подождите пару минут. Двигатель еще не достаточно прогрелся, чтобы можно было забирать от него энергию.
Не советуем включать обдув стекла горячим воздухом. Наверняка на лобовом стекле —микротрещины, так вы только сделаете их больше. Для начала воздушный поток должен быть направлен в салон, затем можно переключить его на стекло. Так машина в зимнее время будет прогреваться правильно.
Теперь, когда машина завелась, а в салон поступает нагретый воздух, приступаем к очищению авто от снега снаружи. Так вы разумно потратите каждую минуту драгоценного времени.
Тщательно удалите снег с лобового и боковых стекол. Чем чище они будут, тем лучше водителю будет видно дорожную обстановку во время поездки.
В холодное время года машина будет греться тем дольше, чем ниже температура на улице. Влияет на прогрев и то, как активно эксплуатируется машина. Обычно хватает 15–20 минут, чтобы автомобиль хорошо прогрелся.
3. Начало движения
Холодный двигатель будет работать на повышенных оборотах и на холостом ходу. Как только машина завелась, тахометр будет показывать 1 200–1 300 оборотов в минуту. Когда вы закончите греть мотор, этот показатель упадет до стабильных 1 000 оборотов.
Заметили падение и стабилизацию оборотов? Значит, машина готова ехать. Причем в самом начале движения (10–15 мин) машина должна ехать на низких скоростях. 1 000 метров стоит проехать, двигаясь не более 40–60 км в час. Затем постепенно увеличивайте скорость движения.
Действуя таким образом, вы предоставите двигателю достаточно времени, чтобы он прогрелся. В противном случае мотор будет испытывать высокие нагрузки, а его детали станут быстро изнашиваться, машина сломается.
Автономные отопители салона
Помимо отопительных функций, когда мотор включен, иногда требуется заранее прогреть салон и мотор автомобиля. Чтобы решить эту задачу, транспортные средства укомплектовываются автономными отопителями или предпусковыми обогревателями.
Хорошо зарекомендовали себя следующие компании, производящие автономные отопители: Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Даже с учетом настороженного отношения автовладельцев к таким установкам, эти устройства имеют несомненные преимущества. Так, если машина укомплектована автономным отопителем, больше не потребуется греть мотор вхолостую, а значит, траты на бензин снизятся.
Вы включаете автономный обогреватель, к примеру, из своего дома. Вы садитесь в уже прогретое авто, стекла и дворники которого оттаяли, даже если печка в машине не греет. Поскольку холодный пуск с непрогретым маслом больше не производится, ресурс двигателя резко возрастает.
В некоторых европейских странах, если машина грузовая, то по закону она должна быть оснащена автономным отопителем. Только так машина будет прогрета должным образом. Если такое устройство отсутствует, водитель машины не имеет права заночевать или отдохнуть в кабине грузовика во время стоянки или на грузовой парковке. Таким образом, в странах Европы снижаются вредные выбросы выхлопных газов, ведь долго греть машину больше нет необходимости. И уровень шума также понижается.
Машина прогревается автономным обогревателем так: устройство начинает греть ее, работая за счет бензина, газа или дизеля, который залит в ваше транспортное средство. Соответственно, подразделяются эти устройства на следующие виды: бензиновые, дизельные, газовые. Никаких принципиальных конструктивных отличий между разными моделями обычно нет.
Каждая модель автономного обогревателя, который будет греть вашу машину, находится в миниатюрном корпусе, где есть:
- герметичная камера сгорания;
- трубопровод подачи топлива из машины;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свеча зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Наименьшие размеры у автономных обогревателей, работающих на бензине. Их мощность составляет 46 кВт, размещать такую установку можно под капотом машины, которую он будет греть. Отопители и предпусковые жидкостные подогреватели мотора, функционирующие на дизельном топливе, обладают большей мощностью — 82 кВт и большими габаритами, в основном они размещаются на грузовых машинах.
Есть электрические модели, которые будут греть машину без использования бензина, газа или дизеля. Принцип функционирования такого устройства схож с работой вентилятора. Отопитель иногда носит название автофен. В загерметизированном корпусе из керамики размещен втяжной и вытяжной вентиляторы. Там же расположена электроспираль либо керамические детали, которые будут греть воздух. Автономный электрофен, работающий от аккумулятора машины с помощью прикуривателя, обладает малой мощностью. Он не способен греть салон машины самостоятельно, чаще всего его применяют в качестве еще одного источника тепла.
ГАЗ 31 ЗМЗ непростые 3 литра ›
Бортжурнал ›
Небольшая доработка отопителя салона
Пришло время и до отопления салона добраться =). Вынудил на это промокающий радиатор отопления салона. В салоне стало пахнуть охлаждайкой, окна начали потеть вместо того что бы «высыхать».
Радиатор отопления стоял ШААЗ медный 3х рядный, но патрубки у него были старого образца на 16мм, из за-этого давно хотел сменить радиатор другой, что бы патрубки были 18-20мм. В других местах в системе отопления идет 18мм (на помпе, на танчике, кран).
Еще отец в свое время пробовал разные радиаторы на печку, говорил что с алюминиевой было теплее, но не долгоживучие они по сравнению с «медными». А почему алюминиевые теплее? Главное то что плотность сот очень большая, больше полезная площадь оребрения, но и сам материал — алюминий, он очень хорошо принимает тепло от охлаждайки и хорошо его отдает воздуху. В медной же печке трубки латунные, медные только соты — а латунь хуже проводит тепло. Дальше думаю рассказывать не стоит.
Но немало важную роль имеет конструкция самого радиатора. В алюминиевые трубчатые ставят турбулизаторы, которые замедляют и закручивают проток жидкости. Типа закрутка дает большую эффективность в процессе теплообмена.
Я же искал цельно алюминиевую печку, как на иномарках, но увы…
forum.allgaz.ru/attachmen…mentid=94501&d=1326730356
forum.allgaz.ru/attachmen…mentid=94502&d=1326730356
forum.allgaz.ru/attachmen…mentid=94503&d=1326730356
По советам продаванов купил алюминиевую простую с волги с климатической установкой за 800р. Мол она самая «горячая» и с турбулизаторами. Без турбулизаторов от алюминиевых типа толку мало. Посмотрим что получится.
Вот такая она.
Радиатор отопителя
Соты плотные, патрубки 18мм, загнуты немного по другому, так как это от отопителя так сказать нового образца. номерок
Но вот внутри патрубки не обрадовали =))
В местах загиба патрубков — наплывы пластмассы, видимо что бы сделать такие загибы спаивают между собой две трубки.
заросший патрубок
Вторая печка в магазине имела точно такие же наплывы. По словам продавана — это типа начинаются завихрители — турбулизаторы. Засунул проволоку загнутую крючком, прощупал что ниже зароста. А нихрена, нет там ничего. Производство — печаль… Ну я их вырезал заросты эти. В самой же печке в трубках турбулизаторы присутствовали.
Про снятие корпуса отопителя писать не буду, это надо скинуть чуть ли не всю торпеду, тот еще гемор.
С новой печкой уплотнитель не шел. Поэтому вырезал его из губки.
Еще что бы радиатор печки встал в кузов — в перегородку моторного отсека пришлось отверстия напильником подработать миллиметров так на 5-7.
Еще давно хотел заменить моторчик на ланосовский. Но то руки не доходили, то денег свободных не было.
Теперь все же дошли, купил на разборе за 1000р.
моторчики отопителя
Слева от шевроле ланос, маде ин вьетнам что ли, справа 40Вт волговский
Размер крыльчатки немного отличается. По диаметру около 5мм, и по высоте.
Лопасти у ланосовского поменьше но их много. не входит
Так как крыльчатка ланоса побольше она не залазит в корпус отопителя, можно с перекосом крыльчатки впихнуть коннечно. Но я расточил отверстие на 3 мм в диаметре.
Еще кто ставил такой моторчик писали что встает как родная. Крепежные отверстия не совсем совпадают.
первое
Если моторчик отцентрировать по одному креплению, остальные встают вот так:
второе
С перекосом винтов затянуть можно, либо резинку неплохо так деформирует боком. Я просто чуть чуть подпилил под скобами крепления и увел их подальше от центра отверстия. Потом все встало отлично.
Так же моторчик ланоса имеет патрубок охлаждения электродвигателя. Я его подцепил в корпус отопителя, сделав в нем отверстие 17мм.
отверстия для охлаждения электродвигателя
Сам корпус отопителя на волге это жесть — сантиметровые щели, не стыковки и т.д.
Везде где можно уплотнил.
Приклеил крышку над вентилятором на герметик. В заводском исполнении она болтается на корпусе как сами знаете что в унитазе.
герметик по контуру приклеил
Дальше решил немного обклеить все воздуховоды и сам корпус отопителя изолоном. Все стыки, которые уплотнялись резинками, уплотнил 4х-слойным изолоном. Дабы закрыть щели, неплотности и немного снизить теплопотери.
воздуховод на лобовое стекло корпус оклеил
Установил все на место…
Что бы подключить новый моторчик сделал переходник к родной клемме.
переходник
Следущая доработка больше для удобства =)
Надоело мне дергать древние рычажки переключения заслонок и кранов.
Вырвал этот блок со всеми тросами из торпеды и выкинул. Электрокран трех ходовой я уже давненько поставил, тогда же и заслонку сделал от кнопки, но пишу только сейчас.
Заслонка у меня направляет воздух только в 2 направления, либо в ноги, либо в лобовое и боковые стекла. Не люблю когда горячий воздух дует в лицо — это я о средних воздуховодах. Их я давно закрыл насовсем.
Так как у заслонки только 2 положения можно применить активатор.
активатор на заслонку отопителя
За снятым блоком регулировки печки теперь активатор. За счет деревянных брусков подобрал высоту и место установки активатора. Закрепил его на рамке торпеды через бруски. Еще тот гемор что бы поставить его как нужно, что бы из верхнего положения заслонка не падала под своим весом. Но при работе печки положения так же будет подпираться нагнетаемым воздухом.
Кнопки управления вывел на торпеду.
Две нижние кнопки со стрелочками, одна на кран печки — открыть или закрыть, вторая на положение заслонки отопителя.
А место блока управления печкой займет полноразмерный 1din бортовой компьютер Multitronics SL-50v. Но это после установки полноценного инжектора =))
По поводу печки, греет хорошо, не скажу что я заметил огромную разницу в сравнении с медным радиатором отопителя, но может пока что мало еще прошло времени и погода разная не была. Но поток воздуха от нового вентилятора наконец стал похож на бурю в пустыне =) а не на кашель астматика как от волговского =). К тому же я еще поставил фильтр на забираемый с наружи воздух, положил три слоя угольного фильтра для вытяжек. Волгомоторчик с таким слоем дул совсем еле еле, о тепле не могло быть и речи, поэтому на зиму оставлял один слой, лишь бы мусор не засасывало. Теперь поставил снова 3, запаха от вонючих автобусов совсем нет, и дует отлично. Кароче я доволен.
Наличие печки в любом автомобиле является обязательным, особенно, если речь идет о транспортных средствах, использующихся на территории стран бывшего СССР. Если в жару работоспособность отопительной системы не так важна, то с приходом холодов без печки использовать авто практически невозможно. Какие функции выполняет в системе отопителя радиатор, какие неисправности характерны для печки и как их устранить – ответы вы найдете в этой статье.
Особенности устройства печки
В зависимости от модели транспортного средства, конструкция системы отопления может быть разной.
Типичная печка, в целом, имеет сравнительно простое устройство:
- радиаторное устройство, которое соединено с охладительной системой;
- вентилятор печки, предназначенный для обдува радиаторного узла;
- резистор вентилятора;
- насос печки;
- системы патрубков и воздуходувов, которые используются для подачи прогретого воздушного потока в салон авто;
- крана отопителя;
- мотора отопительной системы, выполняющего функцию запуска узла;
- блока управления отопителем, расположенного на центральной консоли авто в салоне и предназначенного для управления регулировкой режимов работы.
Практически все элементы системы, в том числе электрокран и двигатель печки, обычно располагаются под центральной консолью салона транспортного средства. В некоторых авто часть составляющих узлов находится в подкапотном пространстве.
Принцип работы
К радиаторному устройству подключены два патрубка, по которым в него поступает расходный материал – антифриз. Вещество циркулирует по системам отопления, а также охлаждения мотора при помощи насосного устройства. После того, как мотор прогревается до рабочей температуры, происходит обмен теплом – хладагент охлаждает силовой агрегат, забирая у него тепло, после чего горячая охлаждающая жидкость поступает в радиаторный узел.
Последний разогревается по принципу нагрева обычной бытовой батареи, после чего вентилирующее устройство передает холодный воздушный поток через него. В результате опять осуществляется теплообмен – радиаторный узел передает тепло воздушному потоку, который, в свою очередь, охлаждает устройство (автор видео – Олег Краснощеков).
В итоге теплый воздушный поток поступает в салон автомобиля, а охлажденный хладагент вновь поступает в силовой агрегат и производит его охлаждение. Данный вариант отопительной системы считается одним из наиболее распространенных, а также эффективных. Чтобы в период холодов автомобильный салон должны образом прогревался, из отопителя должен выходить воздушный поток температурной примерно 30 градусов. Мощность работы печки, а также направление воздуха – на ноги, в лицо, на лобовое и боковые стекла – водитель может регулировать с помощью управляющего модуля, расположенного на торпеде. Если вы не будете пускать обдув на лобовое стекло, то оно начнет запотевать, при этом в салон может попадать грязь извне.
Сама по себе печка представляет собой дополнительный радиаторный узел. В том случае, если мотор машины не прогрет до необходимой температуры, то при активации отопителя будет осуществляться дополнительное охлаждение. В результате это приведет к образованию коррозийных процессов на корпусе радиаторного механизма, а силовой агрегат придется прогревать дольше. Помимо этого, возрастет и влажность воздуха, что приведет к запотеванию стекол. Именно поэтому отопительная система должна включаться только тогда, когда двигатель прогреется не менее, чем до 50 градусов, а лучше – до рабочей температуры, то есть примерно до 90 градусов (автор видео – канал Автоэлектрика ВЧ).
Возможные неисправности
Для диагностики отопителя следует просто включить агрегат и оценить – эффективно ли он работает или нет. Если эффективность работы снижена либо же в салоне авто появились следы подтеков охлаждающей жидкости, то узел нуждается в более тщательной диагностике и ремонте.
Какие неисправности характерны для отопителя:
- Выход из строя управляющего модуля, расположенного на торпеде. Возможно, произошло механическое повреждение элементов управления, в результате чего отопитель не может работать в разных режимах.
- Вышел из строя радиатор отопителя салона. При поломке этот узел, как правило, начинает течь, что способствует образованию лужи в салоне авто, под передними ковриками (обычно под пассажирским).
- Потек электрический или механический краник отопителя. Эта неисправность также способствует утечке рабочей жидкости, проблема решается путем замены детали.
- Выход из строя электродвигателя. Если моторчик по каким-то причинам ломается, то, как можно понять, работа устройства будет невозможной. Как правило, электромотор ремонту не подлежит, поэтому его нужно менять в сборе.
- Выход из строя температурного контроллера, который, как правило, расположен в салоне. Этот датчик необходим для автоматической активации отопительного устройства.
- Еще одной причиной, по которой узел будет работать не эффективно, является утечка охлаждающей жидкости. Если утечка не связана с поломкой радиатор или крана, то скорей всего, причиной являются изношенные шланги. Перед добавлением антифриза следует заменить износившиеся патрубки.
Фотогалерея «Основные неисправности»
Особенности эксплуатации и ремонта печки
Поскольку основным элементом любого отопительного узла является электромотор, предлагаем ознакомиться с процессом его замены на примере автомобиля ВАЗ 2110.
Как поменять электродвигатель своими руками:
- В первую очередь следует снять щетки стеклоочистителя, затем произвести демонтаж жабо.
- Само жабо следует отодвинуть в сторону, а затем, используя отвертку с крестовым наконечником, открутить три самореза.
- Сделав это, вы можете отсоединить провода от имеющего электродвигателя.
- Теперь вам остается только извлечь из посадочного места старый моторедуктор и произвести его замену на новое устройство. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности.
Что касается основных особенностей эксплуатации, то для того, чтобы не допустить поломок в работе отопителя, рекомендуем руководствоваться следующими правилами:
- Если ваше транспортное средство оснащено кондиционером, то лучше всего его включать в сырую погоду, поскольку кондер позволяет убрать влагу из салона.
- Никогда и ничем не заграждайте воздуходувы, через которые подается воздушный поток в салон, в частности, речь идет о соплах, которые расположены в нижней части и используются для обдува ног.
- В холодное время года стекла транспортного средства должны быть тщательно очищены от влаги, а также загрязнений.
- Кроме того, в период морозов специалисты рекомендуют использовать два положения регулировки печки. Если нужно быстро осушить лобовое стекло, то включается конкретно обдув стекла. А когда вы начинаете движение, то лучше всего активировать режим обдува ног.
Видео «Меняем радиатор»
Инструкция по замене приведена ниже (автор – канал Ремонт Двигателя! И интересное!).
Радиатор печки это один из тех самых «важнейших» элементов автомобиля, о которых вспоминают только с наступлением осени и приходом первых холодов.
Конечно же, утверждать не буду, бывают и другие моменты в жизни автомобилиста, в которые он может вспомнить о том, что в его автомобиле имеется такое устройство, как радиатор печки. К примеру, появление лужи воды или тосола на коврике под ногами впереди сидящего пассажира, или самого автовладельца. Причина такого явления — неисправный радиатор отопителя автомобиля. Короче говоря, радиаторы печки относятся к той категории автомобильных деталей, о которых, как правило, никто ничего не знает, соответственно и не помнит о необходимости ухода за ними.
Наверное, каждому знакома ситуация, когда в первый по-настоящему морозный день садишься в машину в надежде, как следует согреться. В голове только одно, поскорее «врубить на максимум» радиатор отопителя и получить долгожданную порцию тепла и уюта. В спешке протягиваешь руку к переключателю, включается вентилятор и… Вместо теплого приятного дуновения, получаешь в лицо «ледяной удар» морозной прохлады или еще лучше — лужу тосола под ногами… Результат — испорченное настроение и «морозная свежесть» на весь день.
Ситуация не из приятных, однако не смертельная, все можно исправить, как вы помните безвыходных ситуаций… Вот именно!
Основные причины, по которым радиаторы печки выходят из строя:
Причиной подтекания тосола в автомобильном салоне может стать ржавый радиатор печки, кран, либо металлический патрубок. Установить точную причину можно лишь при тщательном визуальном осмотре. В случае если причиной этой неприятности стал кран печки или патрубок, необходимо их заменить, при этом не потребуется разборка кожуха панели «Бара» и радиатора. Однако, если виной всему неисправный радиатор печки, то вариантов решения проблемы — два.
Вариант первый. Если на вашем авто установлен медный радиатор печки старой модификации — есть смысл попытаться восстановить его. Для этого необходимо будет запаять и почистить, а после залудить его. Самое главное в этом деле это отыскать толкового мастера-радиаторщика.
Вариант второй. Предусматривает наличие в системе отопления автомобиля алюминиевого радиатор печки. В этом случае вообще все намного проще, поскольку единственный правильный выход это — замена радиатора печки на новый, так как ремонту он просто не подлежит.
Если при включенном отопителе из воздуховодов дует холодный поток воздуха, то причина скорее всего будет заключаться в нарушении циркуляции тосола в системе охлаждения автомобиля. Виной этому может стать неработающий кран отопителя или «забит» непосредственно сам радиатор отопителя.
И так, с причинами вроде бы разобрались. Предлагаем перейти к самому главному, и разобраться в том, как происходит непосредственно сама замена радиатора печки на автомобилях марки «Жигули» — ВАЗ-2101, ВАЗ-2102.
Необходимый инструмент:
1. Несколько отверток разного типа (обычная и крестообразная).
2. Ключи на «7», «8» и «10» (рожковые и торцевые).
Следует позаботиться также о покупке резиновых прокладок (3 шт.), 1 л. тосола, и силиконового герметика.
Теперь опишем все пункты по порядку, чтобы у вас не возникло никаких трудностей, а замена радиатора печки прошла, как по маслу.
1. Открутите с моторного отсека два хомута, которые находятся на патрубках радиатора и снимите шланги.
2. Далее открутите крепление и снимите резиновый уплотнитель.
3. Демонтируйте панель радиоприемника в салоне автомобиля, зачастую она крепится на двух саморезах.
4. Далее, при помощи ключика на «7» открутите крепление троса привода крана печки с последующим отсоединением троса от крана.
5. Находите четыре пружинные скобы на кожухе вентилятора, затем снимите их при помощи отвертки.
6. Наклоните кожух максимально вниз, и уберите его влево, чтобы не мешал.
7. Теперь можете вытянуть радиатор отопителя из кожуха.
Прежде чем замена радиатора печки продолжится, следует тщательно осмотреть кран печки, металлические трубки и сам радиатор. Металлические трубки ни в коем случае не должны иметь каких-либо явных следов коррозии или подтекания, в противном случае придется менять трубку. Если ручка крана закушена и не может открыть или закрыть доступ жидкости или имеются следы подтекания — такой кран необходимо будет также заменить новым. Обычно когда меняются радиаторы печки — кран и трубка перекручиваются со старого радиатора на новый.
Замена радиатора печки будет незаконченной до тех пор, пока вы не установите новые прокладки, предварительно смазав их силиконовым герметиком. После этого плотно, но осторожно прикрутите отводную трубу вместе с краном к радиатору. Будьте осторожны и не переусердствуйте, иначе вы рискуете просто сорвать резьбу или раздавить прокладку. Тем же герметиком смажьте трубки радиатора, прежде чем подсоедините к ним резиновые шланги, по которым будет подаваться охлаждающая жидкость.
После того, как выполните все вышеуказанные пункты, замена радиатора печки считается завершенной, можно спокойно вздохнуть и приступить к сборке. Ее необходимо производить в обратном порядке. Закончив сборку, при необходимости долейте тосол и попытайтесь запустить двигатель. После нескольких минут работы мотора убедитесь в герметичности всех соединений патрубков и шлангов.