Подорожает ли бензин?

Содержание

Топливо меняет курс. Стали известны цены на бензин с 1 января

Ожидаемая инфляция в следующем году составит порядка 4%. Бензин если и продолжит дорожать, то в пределах этого значения. Таков прогноз Минэнерго. В ведомстве отметили, что правительству удалось найти способ сдержать рост цен на заправках. Демпфирующий механизм сработал. Теперь нефтяникам из бюджета частично компенсируют недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены при этом были выше. Таким образом удалось остановить стремительное подорожание бензина, которое началось в прошлом году. Более того, в конце ноября вдруг начали падать оптовые цены. Это выглядело довольно неожиданно после роста в начале месяца.

— Цены на Санкт-Петербургской бирже (крупнейшая товарно-сырьевая биржа в стране) просели за прошлую неделю почти на 9%, — рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Это произошло из-за возросшего предложения со стороны вновь введённых в эксплуатацию нефтяных заводов. Там завершились сезонные ремонтные работы. По всей видимости, в ближайшие недели снижение рыночной стоимости топлива продолжится. Правда, ожидать серьёзного падения розничных цен не стоит. АЗС работают на грани своих возможностей и совершенно не могут позволить себе снизить цены — это приведёт к банкротству независимых игроков.

При этом, по прогнозу Геннадия Николаева, вряд ли средние цены за АИ-92 окажутся выше 43 рублей за литр к концу года. По его словам, каких либо серьёзных причин для роста цен на нефтяном рынке тоже нет. Спрос на сырьё сейчас во многом зависит от состояния мировой экономики. По мнению эксперта, соглашение между США и КНР в этом году заключено не будет, а значит, рассчитывать на увеличение темпов глобального ВВП не стоит. Таким образом, на топливном рынке сохранится дисбаланс: предложение будет превышать спрос.

— Собственно, в прогнозе Минэнерго нет каких-то конкретных значений по ценам, — обращает внимание главный аналитик ЦАФТа (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков. — Там лишь говорится, что при сохранении текущей стабильной ситуации как в России, так и на глобальных рынках подорожание топлива в нашей стране не превысит уровня инфляции. Однако, какой она будет, достоверно никто не знает. Да, есть прогнозы, которые основаны опять же на стабильности. Но давно ли стабильность стала характерной чертой российской экономики?

По мнению Антона Быкова, очень важным параметром, от которого будут зависеть итоговые цены на бензин в этом году, является курс рубля. Аналитик считает, что в декабре российская валюта имеет все шансы на 4% подешеветь к доллару. Если это произойдёт, то к январю 2020 года бензин АИ-95 в среднем по России может стоить 46,5–47 рублей за литр, а в Москве — 47–47,5.

— Трудно на 100% согласиться с прогнозами Минэнерго по одной простой причине, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — После ввода нового демпфирующего механизма на отечественном валютном и мировых сырьевых рынках не возникало периодов высокой волатильности. То есть неочевидно, как он отработает, если рубль резко пойдёт вниз, а нефть, напротив, продолжит рост. Тогда сформируются условия для активного наращивания экспорта топлива. Однако в целом предпосылок для резкого повышения волатильности действительно сейчас нет.

На нефтяном рынке сохраняется относительный штиль. Нефть марки Brent уже три месяца торгуется вокруг среднего уровня $60 за баррель. По словам Ивана Капустянского, это связано с ожиданием итогов длительных торговых переговоров между Вашингтоном и Пекином. Инвесторы рассчитывают, что сделка будет заключена, однако сроки, вероятно, уже переносятся на следующий год. Так что, по мнению аналитика, и в следующем году пока нет предпосылок для резкого роста стоимости топлива.

На АЗС уже меняют цены. Почему подорожание бензина неизбежно этим летом?

На днях участники топливного рынка забили тревогу. Российский топливный союз (РТС) и Независимый топливный союз (НТС) направили вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо, в котором предупредили властей о высоком риске скачка розничных цен на бензин в ближайшее время.

В качестве главной предпосылки эксперты указывают ускорение биржевых и оптовых цен на бензин. Так, сорт АИ-92 за месяц подорожал на 23% за тонну, а сорт АИ-95 прибавил 18,5%.

Причем цены на заправках отреагировали почти сразу. По данным центра «Кортес», с 14 по 18 мая стоимость АИ-92 и АИ-95 возросла на 63 копейки, до 40 и 42,81 рублей за литр. Наиболее заметный всплеск цен пока зафиксирован только в Красноярске, где АИ-98 подорожал на 2,5 рубля, до 50 за литр.

Ситуация очень напоминает весенний скачок топливных цен в прошлом году, считает главный аналитик «Центра аналитики и финансовых технологий» Антон Быков. Тогда биржевая стоимость бензина выросла на 25-30%. Сейчас рост топливных цен на бирже не превышает 15-20%.

«Единственное, что не дает реализоваться этому скачку, – соглашение нефтяников с правительством о заморозке розничных цен на топливо», – уверен Быков.

Однако рост стоимости бензина все же полностью не остановился. С начала года автомобилисты ощутили повышение цен на 1,7-2%. По разным оценкам, за лето топливо может подорожать на 2-5% или 10-13%.

Старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова согласна, что основной рост цен на бензин еще впереди. По ее информации, за год бензин обычно дорожает на 8-20%. Сейчас на повышение стоимости топлива работает повышенный спрос из-за сезона полевых работ.

Причем такой сезонный эффект летом возникает во всем мире, из-за чего рискует возникнуть глобальный дефицит черного золота. Об этом в начале месяца предупреждал министр энергетики Александр Новак. По этой причине россияне могут столкнуться с нехваткой горючего и заметным ростом цен на бензин.

Еще одним драйвером подорожания стало сокращение объема производства из-за весеннего ремонта НПЗ.

Однако главным фактором роста цен на бензин все эксперты единогласно называют сокращение поставок на внутренний рынок в пользу экспорта. Дело в том, что продажа топлива на внутреннем рынке в последнее время признается убыточной из-за неудачного налогового маневра властей, повышения акцизов и увеличения НДС.

В среднем при продаже одного литра бензина компания-производитель теряет шесть рублей, подсчитал ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев для «Газеты.ру».

Кроме того, в течение года на нефтяников давит соглашение с правительством о заморозке цен. Последний раз оно было продлено в конце марта. Тогда обе стороны договорились не повышать розничные цены на топливо выше, чем на уровень среднегодовой инфляции и роста НДС.

Читайте также: Правительство заплатит нефтяникам за заморозку цен на бензин

Чтобы покрыть часть потерь от упущенных возможностей отправить топливо на экспорт, правительство ввело для нефтекомпаний демпфирующий акциз. Он возмещает 50–60% от разницы между экспортными ценами и фиксированной внутренней ценой. Но, по мнению экспертов, большинство нефтепроизводителей все равно терпят убытки или выходят «в ноль».

Однако в правительстве не видят причин для беспокойства по поводу возможного скачка цен, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его мнению, сегодняшний уровень биржевых цен обеспечивает розничному сегменту достаточную маржинальность.

Но, как полагает президент НТС Павел Баженов, к началу июля литр бензина может подорожать на три-пять рублей.

«И это не предел — все будет зависеть от целого ряда факторов. Например, если цены на нефть пойдут вверх, то рост окажется еще больше», — заключил Баженов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: Bankiros.ru Подписывайтесь на канал Bankiros.ru в Яндекс.Дзен и Telegram! 111 просмотров Напишите нам 00

Все очень подорожало! Это из-за НДС? А дальше с ценами что будет?

Александр Земляниченко / AP / Scanpix / LETA

В России все дорожает. По оперативным данным Росстата, за первые две недели января цены поднялись на 0,7% — со времени кризиса 2014–2015 годов так быстро они еще не росли. Власти говорят, что все в порядке — могло быть и хуже: такой рост цен связан с повышением налога на добавленную стоимость, и ничего неожиданного в нем нет. «Ничего такого неожиданного, я понимаю, не происходит», — сказал об инфляции 16 января на совещании с министрами президент Владимир Путин. Чиновники обещают, что инфляция скоро придет в норму. «Медуза» отвечает на основные вопросы о том, что происходит с ценниками.

Простите, а НДС — это что?

Коротко. Это налог на потребление. Его выплачивают производители товаров и услуг и закладывают в цену своей продукции. Поэтому на самом деле НДС платят обычные люди.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это налог на потребление, похожий по смыслу на налог с продаж. Оба налога обычно записываются отдельной строкой в чек. И НДС, и налог с продаж в конечном итоге оплачивает потребитель, то есть граждане, пришедшие в магазин, ресторан или парикмахерскую. Но если налог с продаж платят только торговцы в магазине, то НДС — по частям — все, кто поучаствовал в производстве любого продукта или услуги на каждой стадии от добычи сырья до прилавка. Получается долгая цепочка плательщиков, и каждый платит налог только со своей наценки. Главное преимущество для государства в том, что такой налог проще собирать, чем обычный налог с продаж. Даже если в конце цепочки товар будет продан потребителю нелегально и без уплаты налога, государство пострадает не сильно.

Объясним на примере. Допустим, есть фабрика, выпускающая заготовки из дерева. Она покупает древесину у лесного хозяйства. В цену дерева включен НДС, который заплатило государству лесное хозяйство. Фабрика заготовок продает заготовку фирме по производству деревянных игрушек и тоже уплачивает НДС. При этом она делает вычет «входящего» НДС из «исходящего» — то есть уменьшает сумму своего налога на сумму, которую уже заплатило лесное хозяйство. Таким образом, фабрика платит только с добавленной стоимости, которую она произвела, обтачивая древесину. Так же поступает следующий участник цепочки — производитель игрушек. В конце концов полный НДС со всей стоимости игрушки оплачивает ее конечный покупатель в магазине. А, например, экспортеры, которые не платят НДС в России, имеют право на возмещение всех сумм налога, которые заплатили их поставщики.

Россия использует НДС, но не применяет простой налог с продаж. США — наоборот. В Европе, где придумали НДС, этот налог обязателен для страны — участника Евросоюза.

В России 100% НДС поступает в федеральный бюджет. Этот налог — самый главный источник его доходов, на него приходится более трети всей доходной части. Обычно повышение НДС — самый простой способ срочно наполнить доходную часть бюджета, например, если у него возник устойчивый дефицит. Этим инструментом пользовалась, например, Греция, когда в стране дважды — в 2005 и в 2011 годах — случался острый бюджетный кризис. В начале 2018 года НДС повысили Саудовская Аравия и ОАЭ, бюджеты которых пострадали от падения цен на нефть.

В России бюджетного дефицита сейчас нет. Нынешнее повышение налога (с базовой ставки в 18 до 20%) вызвано тем, что государство решило ускорить экономический рост за счет «национальных проектов» — гигантских строек и госпрограмм, список которых уже несколько месяцев обсуждает правительство. То есть государство дополнительно забирает деньги у населения (оно вынуждено платить больше за те же товары и услуги) и уменьшает потребительский спрос, считая, что потратит их эффективнее.

Такой быстрый рост цен — это и правда нормально?

Коротко. Скажем так: это действительно было ожидаемо.

Министры согласны с Путиным, что ничего неожиданного не происходит: глава Минэкономразвития Максим Орешкин даже заявил, что повышение НДС сказалось на инфляции «меньше, чем ожидали эксперты». Эксперты это подтвердили: специалисты нескольких инвестиционных банков сообщили, что ситуация с инфляцией по крайней мере не хуже, чем они рассчитывали.

А что планировали чиновники? И когда, по их плану, цены перестанут расти так быстро?

Коротко. План был такой: 1) Повышение НДС несильно ускорит инфляцию только в первом квартале 2019 года: это обещали Центробанку производители и торговцы. 2) Популярные у населения продукты пострадать не должны — на них НДС не повышают.

Центробанк, отвечающий за уровень инфляции, еще в августе допустил, что из-за повышения НДС рост цен в 2019 году превысит целевой показатель в 4% — в худшем случае на 1,5 процентного пункта, а в лучшем — на 0,6 процентного пункта. В конце года рост цен не должен превысить 5–5,5%. При этом всплеск инфляции придется на начало года, а с весны все должно прийти в норму.

Расчеты ЦБ строятся на том, что НДС повышается не на все товары. По российским законам существуют «социальные» товары и услуги, облагаемые НДС по льготной ставке в 10% или даже 0%. Они составляют примерно треть потребительской корзины, которую используют для подсчета главного показателя инфляции — индекса потребительских цен. Кроме того, 15% товаров на российском рынке продают микропредприятия, которые вообще могут не платить НДС. Таким образом, по подсчетам ЦБ, если бы даже все, кто должен теперь платить НДС по ставке 20%, подняли цены ровно на 2%, в целом инфляция ускорилась бы всего на один процентный пункт.

Но не все предприятия собираются повысить цены именно на 2%. ЦБ выборочно опросил руководство предприятий и выяснил, что повысить цены планируют три четверти из них, причем 25% — менее чем на 2%, а 13% — от 5% и выше. Торговцы чаще всего обещали поставить цены на 2–5% выше, а, например, предприятия ЖКХ — на 1–2%. Среди тех, кто запланировал рост цен больше 5%, преобладают строители. В среднем же по стране ожидалось повышение цен на товары, для которых НДС вырос на 2 процентных пункта, на 2,3–2,5%. Таким образом, общий вклад повышения НДС в инфляцию, как считает ЦБ, не должен быть намного больше 1,5 процентного пункта.

Ясно, что не все смогли поменять ценники строго 1 января. Например, повышение цен на услуги связи, где действуют долгосрочные тарифы, может затянуться надолго. Поэтому часть предприятий (14% опрошенных) собиралась увеличить свои цены еще осенью-зимой 2018 года, то есть до того, как повышение НДС вступит в силу, а часть, наоборот, не в январе, а позже. Судя по всплеску инфляции в декабре, из-за которого в 2018 году не была достигнута главная цель деятельности ЦБ — инфляция в 4%, многие повысили цены заранее.

Но главный вывод Центробанка в декабре не изменился — нужно переждать неизбежный шторм в начале года, а потом спокойно идти к заветным 4%.

Значит, все идет так, как и было запланировано?

Коротко. Мы не знаем! Пока лишь выяснилось, что цены так быстро растут не только из-за НДС. Подорожали те товары, которые дорожать не должны.

В сводке Росстата за первые две недели января есть тревожные сигналы. Оперативные данные по инфляции отражают в основном как раз цены на «социальные» товары, которые как облагались НДС по льготной ставке в 10%, так и облагаются. И именно на них и растут цены. Больше всего подорожали овощи и яйца (на них цены стремительно растут с конца прошлого года). Эта ситуация явно волнует чиновников — на том самом совещании у Путина они обсуждали, что нужно привлечь к контролю за ценами на социальные товары антимонопольную службу — подозревали ценовой сговор.

Производители продуктов приводят свои аргументы: по расчету ЦБ для них повышение должно было пройти незамеченным, но реальность оказалась иной. Поставщики сырья, оборудования и услуг, которые используются в сельском хозяйстве, платят НДС по базовой ставке. И они подняли цены не на 2%, а на 8–12%; такое повышение производители продуктов не могут компенсировать только за счет вычета «входящего» НДС из суммы «исходящего». Они жалуются, что себестоимость производства продуктов выросла (это называется инфляция издержек): подорожали корма, удобрения, топливо, транспорт; а потому они вынуждены поднимать свои отпускные цены.

Что происходит с ценами на входящие в потребительскую корзину категории товаров, которые облагаются по ставке 20%, пока точно не известно: официальные данные по большинству из них будут опубликованы только в начале февраля. Поступают отрывочные сведения, что цены растут: например, на несколько процентов цены подняли автомобильные компании; это уже немало — «вес» легковых автомобилей в потребительской корзине, по подсчетам ЦБ, — 5,6%.

Что более существенно, вновь подорожало топливо для этих автомобилей (цены на которое должны быть заморожены до марта): по официальным данным Росстата, за первые недели января — на 0,2%. Для бизнеса она выросла еще больше — нефтяные компании для многих из них отменили скидки.

Чиновники все это не предвидели?

Коротко. Центробанк еще в декабре знал, что население, похоже, в его оптимистичный план не верит; и это большая проблема. Поэтому ЦБ заранее поднял ключевую ставку.

Предвидели. Центробанк еще до Нового года сообщил, что резко выросли инфляционные ожидания населения (и бизнеса). Мало того, впервые с кризиса 2015 года участники опроса, с помощью которого ЦБ рассчитывает ожидания, оценили будущую инфляцию не ниже, чем та, которую они наблюдают сейчас. Таким образом, делает вывод ЦБ, население ожидает, что в 2019 году инфляция будет только ускоряться.

Повышенные инфляционные ожидания — главная опасность для стабилизации роста цен. Чем они выше, тем выше скорость обращения денег — люди стараются потратить рубли, пока все не подорожало, а не копить или инвестировать. Видя это, производители и торговцы в свою очередь повышают цены.

В августе, когда ЦБ делал свой прогноз о влиянии повышения НДС на рост цен, он оценивал инфляционные ожидания как «умеренные». Они должны были прибавить к «эффекту НДС» не более 0,2 процентного пункта роста цен. Но уже в декабре из-за возросших инфляционных ожиданий Центробанк неожиданно повысил ключевую ставку. Повышение ставки — обычно эффективный инструмент в борьбе с инфляционными ожиданиями; оно снижает скорость обращения денег: растет стоимость потребительских кредитов, а значит, уменьшается спрос на товары и услуги; повышаются ставки депозитов — населению выгоднее делать сбережения. Но, видимо, пока этот сигнал Центробанка не был услышан. В следующий раз ЦБ обсудит ставку 8 февраля; экономисты считают, что ставка вновь может быть повышена.

А что будет, когда «эффект НДС» закончится? Инфляция придет в норму?

Коротко. Опыт повышения НДС другими странами говорит, что цены вырастут не слишком сильно, но вот рост экономики может замедлиться. А для ускорения инфляции в России есть и другие причины.

ЦБ в своем исследовании приводит опыт других стран, которые повышали НДС в последние 14 лет. Что касается инфляции — опыт этот скорее оптимистичный: в среднем на каждый процентный пункт повышения НДС экономика реагировала подорожанием товаров и услуг на 0,5%. Но были и «побочные эффекты»: если страны сразу не тратили из бюджета то, что получили от повышения налога, то в экономике снижался спрос. То же самое возможно и в России, признает Центробанк; для борьбы с инфляцией это хорошо, а для роста экономики — плохо; слабый рост российской экономики в последние годы как раз поддерживает потребительский спрос. Чтобы поддержать рост, многие страны, повышавшие НДС, снижали ставки, тогда как российский ЦБ их повышает.

Россия решилась на повышение НДС именно для того, чтобы ускорить экономический рост. Предполагается, что в стране будут запущены дорогостоящие национальные проекты, а подъем ВВП ускорится до 3% в год. Однако, как считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин, одних национальных проектов для этого не хватит.

Усилий ЦБ может не хватить и для борьбы с инфляцией. На нее влияют не только повышение НДС и инфляционные ожидания населения, но и внешние факторы. Темпы роста цен могут ускориться, если сильно изменятся — причем в любую сторону — цены на нефть; ту же опасность несут также новые американские санкции. Из-за того что Россия в этом году вновь меняет налогообложение нефтяного сектора, при росте цен на нефть может вновь подорожать бензин; по расчетам ЦБ, при цене на нефть в 90 долларов за баррель бензин подорожает на 10,9%, а инфляция дополнительно ускорится на 0,8 процентного пункта. При падении же цен на нефть или при ужесточении американских санкций может резко снизиться курс рубля; тогда импорт подорожает, а инфляция ускорится.

А почему все время кажется, что цены растут быстрее, чем сообщает Росстат?

Коротко. Есть разные инфляции. Если для Росстата цены в 2018 году выросли на четыре с небольшим процента, то нам кажется, что на десять с небольшим. ЦБ называет «народную» инфляцию «наблюдаемой» и учитывает ее в своем планировании.

Центробанк ориентируется на росстатовский индекс потребительских цен, но при этом учитывает и другую — так называемую наблюдаемую инфляцию; это то, как ощущает рост цен население. Понятно, что у каждого есть своя субъективная наблюдаемая инфляция; у разных слоев населения с разными особенностями потребления она сильно отличается; но она всегда выше официальной. В декабре, по данным ЦБ, наблюдаемая годовая инфляция в среднем составляла 10,2%. При этом опрошенные по заказу Центробанка респонденты ожидали, что и в следующие 12 месяцев цены вырастут на 10,2%.

Дмитрий Кузнец

  • Напишите нам

Эксперты отвечают, почему в России растут цены на бензин при дешевой нефти

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой. Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает. Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась».

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров».

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина».

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин».

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет».

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Еще читайте про Монетные дворы России, Российской империи, СССР, Москвы, Спб и мира

Про печатную фабрику Гознак можно узнать

Императорский монетный двор: http://lopatnik.info/budget/other-budget/imperatorskij-monetnyj-dvor.html

По мнению большинства экспертов, рост цен на бензин продолжиться, но уже не будет таким резким. Снижения цен ожидать не стоит, так как для отечественного рынка явление невозможное. Но и ненужно ждать, когда упадут цены на бензин.

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

Рост цен на бензин сильно опережает инфляцию. По данным Московской топливной ассоциации, цены на столичных заправках только за прошлую неделю увеличились на 88-90 копеек. Почему горючее так сильно подорожало?

ВИНОВАТА НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Это одна из версий. По данным Федеральной антимонопольной службы, доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого литра на заправке составляет 65-70%. Все последнее время сборы в бюджет лишь росли.

1 января 2018 года акцизы на топливо повышались последний раз. Сбор с каждой тонны бензина увеличился на 678 рублей (+6,4%), с тонны дизтоплива на 593 рубля (+8,4%). C 1 июля акцизы должны были увеличиться еще раз, но в итоге правительство отменило повышение сборов. Иначе бензин снова подорожал бы.

Наоборот, с 1 июля акцизы уменьшатся. Минус 2000 рублей для тонны дизтоплива и минус 3000 рублей для тонны бензина.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что стоимость бензина на заправках следует за повышением оптовых цен, и меры правительства проблему не решат.

— К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру, — отметил Евгений Аркуша.

ВИНОВАТ ЭКСПОРТ

Дорожающая нефть и дешевеющий рубль сделали так, что нефтедобытчикам сейчас выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Лишние 5990 рублей с тонны Аи-92 и 5390 рублей с тонны дизеля заработают сырьевые компании, отправив топливо за границу.

— Высокий экспортный паритет на фоне роста мировых цен на нефть объясняется тарифно-финансовой политикой правительства РФ, политикой, так называемого, налогового маневра в отечественном ТЭК, — сказал Аркуша.

По мнению эксперта, налоговый маневр исполняется не так, как планировалось изначально.

— Задуман он был следующим образом. Налоги брать на добычу, на входе увеличивать их, при снижении экспортных пошлин, но чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Авт.) снижать акциз, — поясняет президент Российского топливного союза. — Акциз еще ни разу не снизился за все это время, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет около 11 тыс. рублей на тонну по бензинам и 7 тыс. на тонну дизельного топлива. Если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тыс. рублей на дизельное топливо и примерно 4 — 4,5 тыс. на бензин.

Нефтяные компании с госучастием несут повышенную социальную ответственность – поставки на внутренний рынок для них стоят на первом месте. Частные же компании, наоборот, ориентированы, прежде всего, на получение максимальной прибыли. Поэтому на экспорт они отправляют гораздо больше топлива.

По данным информационного агентства «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса», экспорт бензинов у «Лукойла» вырос на 244%, у «Таиф-НК» — на 773%.

Это снижает предложение на внутреннем рынке. Результат: цены продолжают расти.

«Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» сообщает: общий рост экспортных поставок автобензинов Евро-5 всеми участниками рынка с начала года составил 365 тыс. тонн. Это на 48% больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Топливо пошло на рекорд. Почему бензин стал дорожать быстрее

Почему бензин стал резко дорожать в июне

В ряде регионов бензин стал дорожать пугающими темпами. На Камчатке цены повысились третий раз с 1 мая. Только с начала июня топливо на многих АЗС подорожало на 25 копеек. Аналогичная ситуация в Омске. В Пензе ростом цен на заправках двух крупных сетей заинтересовалось местное УФАС. При этом, по данным Росстата, в конце мая за неделю бензин подорожал в среднем на 0,2%, то есть на восемь копеек. Топливо продавалось в среднем за 44,09 рубля.

— Рост цен более высокими темпами в начале лета — достаточно типичная история, — отмечает ведущий аналитик компании Forex Optimum Иван Капустянский. — Это связано, во-первых, с плановым ремонтом НПЗ, во-вторых, возрастает спрос на топливо в летний автомобильный сезон. Поэтому не исключено, что в июне цены продолжат рост, но далее стабилизируются.

Почему бензин дорожает при дешевеющей нефти

По мнению Ивана Капустянского, в пользу замедления темпов роста цен на бензин говорит снижение цен на нефть с конца апреля. Она подешевела почти на 20%. Снижение цен на нефть может дать небольшое ослабление роста цен на бензин, отмечает аналитик. Даже учитывая структуру себестоимости производства бензина, в которой чёрное золото уже давно не играет ключевую роль.

Цены на бензин сейчас реагируют не на мировую стоимость нефти, а на эффект сжатой пружины. Пять месяцев ценники на АЗС почти не двигались за счёт договорённостей между властями и нефтяниками, объясняет старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Однако это не могло продолжаться бесконечно, и сейчас розничная стоимость литра топлива будет постепенно выравниваться.

— Мировые цены на нефть с апреля снижаются, но ведь экспортные цены не могут так же быстро снизиться, — рассказывает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. — Компании заключили фьючерсные контракты на физические поставки нефти по прошлым ценам. И, как правило, такие контракты носят долгосрочный характер. Если цены на нефть в мире продолжат падение, то эффект от этого можно будет увидеть к концу текущего года. Опять же — при условии продолжения снижения стоимости нефти, чего априори не произойдёт.

Каких цен на бензин ждать летом

Многие аналитики считают, что отечественные нефтяные компании и правительство не могут договориться о регулировании цен таким образом, чтобы учесть все интересы нефтяников. Это значит, что корпорации будут пытаться вернуть упущенную прибыль, а следовательно, ускоренными темпами увеличивать стоимость бензина в рознице.

— По году цена на топливо в России обычно поднимается в пределах 8–10%, а в этом году оно дорожало только на величину НДС в январе, — объясняет Анна Бодрова. — Значит, новый виток роста ещё впереди. Сегодня в каждом регионе России цена на бензин отличается. Прибавьте как минимум 8% к тем ценникам, что вы видите на каждой АЗС в вашем городе, — получите цену на топливо к концу года.

Цены на топливо в нашей стране стремятся к среднеевропейским, считает Гайдар Гасанов. По его мнению, следует ожидать дальнейшего роста в районе 80–85 рублей за литр бензина.

— Пока ещё правительство старается удержать рост цен, — говорит директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын. — Но, возможно, не за горами тот день, когда будет принято решение под предлогом сезонности или убыточной маржинальности розничной торговли увеличить розничные цены на горючее. Тогда мы увидим цену 50 рублей за литр АИ-92.

Бензин подорожает на 9 рублей: эксперт предрек дефицит топлива

На прошлой неделе состоялось совещание первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера, курирующего ТЭК Дмитрия Козака с участием представителей нефтяных компаний. На нем стороны решили не продлевать действие соглашения о ручном управлении ценами на бензин Аи-92, Аи-95 и дизель, фактически, они договорились о повышении стоимости топлива. Единственное ограничение, которое участники устно обговорили: рост цен на мелкооптовом рынке и автозаправках не должен превышать инфляцию.

Суть истекающего соглашения сводится в двух словах сводится к двум вещам. Во-первых, правительство, ФАС и нефтяники обозначили максимальные цены на бензин и дизтопливо: допускалась индексация на 1,7% в январе для компенсации повышения НДС и по 0,33% каждый месяц до июля. Во-вторых, стороны договорились о ежемесячном увеличении поставок топлива на внутренний рынок для избежания дефицита на нем.

Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее (особенно на фоне повышения топливного акциза) отправлять нефтепродукты на экспорт, из-за чего на российском рынке может образоваться дефицит, который провоцирует рост цен. Государство пообещало нефтяникам демпфирующий акциз — механизм субсидирования потенциальных недополученных доходов от экспорта при поставках на внутренний рынок. Однако на деле механизм работал не слишком эффективно. Теперь его решили доработать: законопроект с корректировками демпфера должен быть принят Госдумой до 25 августа и заработать еще раньше, с 1 июля. Сама корректировка заключается в том, что с июля изменится разница между экспортной и внутренеей ценой на бензин и дизтопливо, то есть выплаты компенсаций нефтяникам вырастут.

Предполагается, что источником финансирования возврата акциза в этом году станет Фонд национального благосостояния. Сумма компенсаций нефтяникам известна: 450 млрд рублей. По сути, государство залезет в собственные резервы, которые не трогает ни на индексацию зарплат, ни на социальные нужды.

По идее для потребителей ничего не должно поменяться: цены на бензин не должны расти в пределах инфляции, только раньше это было задокументировано в соглашении, а теперь об этом договорились негласно.

К слову, в розничной цене бензина себестоимость занимает лишь 20%: остальное — акцизы и налоги (70%), расходы и прибыль АЗС (10%). Топливный акциз был повышен с 1 января 2019 года. Собственно, из-за этого и возникла проблема с подорожанием бензина.

Повышение топливного акциза было ошибкой, которую правительству очень сложно признать, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Чтобы сгладить последствия используются демфирующий механизм, но на деле он не работает. Подтверждает его неэффективность тот факт, что цены на бензин растут, несмотря на соглашение об их фиксации. Если бы механизм работал, не разорялись бы независимые НПЗ. Их 8 из 37 крупных заводов в России, они производят 10% бензина на рынке. Все восемь НПЗ находятся на разных стадиях разорения. Страшно представить, что будет, если заводы обанкротятся вконец, и рынок лишится десятой части бензина. За один день цены взлетят в 2,5 раза», — предупреждает эксперт.

Он уверен, что восстановить доходность независимых НПЗ и даже снизить розничные цены примерно на 2 рубля может отмена топливного акциза, для которой сложились все условия сейчас. «Парадокс: от повышения акциза бюджет получил 450 млрд рублей — именно столько было направлено из ФНБ на стабилизацию бензинового рынка, то есть на компенсацию нефтяникам в рамках демфера. То есть чисто внешне отмена топливного акциза уже произошла: расходы бюджета нивелировали доходы, — говорит Танкаев, — Год назад, когда у нас подскочили цены на бензин, что сделало правительство? Снизило акциз. Механизм-то примитивный и работающий. Однако сделать это снова, видимо, мешают амбиции правительства. Оно слишком активно проводило кампанию по административному регулированию цен и теперь не хочет признавать свою ошибку».

Другой возможный вариант развития событий вместо официальной отмены акциза — отпустить цены на бензин в свободное плавание. «Цены тогда резко взлетят: примерно 9 рублей на литр Аи-95 в среднем по России», — отмечает наш собеседник.

Росстат сообщил, что в мае-июне цены на бензин выросли на 17,5%. Рустам Танкаев поясняет: «Это цены маленьких заправочных компаний, которые вынуждены закупать товар у перекупщиков. Иного пути у них нет, потому что независимые НПЗ вынуждены продавать бензин через биржу. Эти объемы бензина покупают либо оптовики или владельцы крупных сетей АЗС, которые придерживаются фиксированных государством цен. Маленькие АЗС, а их большинство на рынке, вынуждены покупать у крупных оптовиков уже по свободной стоимости. В связи этим смешно говорить, что у нас стабильные цены на бензин», — замечает эксперт Союза нефтепромышленников.

Сейчас в России из 25 тысяч автозапровок 40% АЗС входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они поддерживают установленные цены, но и для них большая нагрузка. Остальные 60% АЗС входят в маленькие, средние и крупыне сбытовые компании. Именно они находятся в зоне риска из-за бензиновой политики государства.

Независимые АЗС вынуждены выживать, поясняет Танкаев, для этого они поднимают цены, разбавляют бензин более дешевыми компонентами, не доливают в баки. В крупных городах таких заправок мало, они расположены либо на трассах, либо в глубинке, где нет конкуренции. «Вот такую мы создали рыночную экономику и конкуренцию», — с горечью иронизирует собеседник «МК».

Вдогонку за инфляцией

К середине сентября с начала года его стоимость выросла менее чем на два процента. Цены сдерживают специальные меры, введенные правительством в прошлом году. Аналитики полагают, что бензин и дизель осенью будут расти в цене, но скачков не ждут.

Средние цены на автомобильный бензин с начала года к 16 сентября выросли всего на 1,7 процента до 44,6 рубля за литр, отчитался Росстат. Это даже ниже уровня инфляции — индекс потребительских цен с начала года составил 2,2 процента. Дизтопливо вообще подешевело на 0,3 процента до 46,15 рубля за литр.

По данным статистики, средняя цена бензина марки АИ-95 в первой половине сентября держалась на уровне 45,66 рубля за литр. Самый дорогой «девяносто пятый» по цене 51-59 рублей за литр продавался в отдаленных регионах страны — Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской области. Следом за ними идут Нарьян-Мар и Симферополь с 49,48 и 49,43 рубля за литр. Из всех федеральных округов наиболее дорогой бензин в Южном. Цена литра АИ-95 там составляет 47,75 рубля.

Рост цен на 1,7 процента компенсирует только повышение НДС с 18 до 20 процентов с 1 января этого года. Если убрать налоговый фактор, то нефтяные компании сохранили цены на уровне конца прошлого года, хотя могли бы поднять их в пределах темпов инфляции, поскольку именно об этом они договорились с правительством в ноябре 2018-го. Соглашение о заморозке цен было рассчитано до апреля, но в конце марта было продлено еще на три месяца.

С 1 июля этого года заморозка отменена, но стоимость бензина на АЗС не растет. Ее сдерживает компенсационный механизм (демпфер, обратный акциз), введенный правительством с начала этого года. Нефтяникам из бюджета компенсируется часть недополученной по сравнению с экспортным паритетом прибыли. По оценке замминистра финансов Ильи Трунина, за полгода расходы на эти цели «приблизились к 140 миллиардам рублей».

Аналитики видят проблемы в том, как сегодня устроено регулирование цен на топливном рынке, но не ждут существенного роста цен в ближайшие месяцы. Применяемый сейчас демпфер выгоден вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, а независимые сети АЗС находятся в тяжелом положении, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

Реалистичным выглядит сценарий, при котором цены на топливо вырастут в пределах инфляции

Сложившийся механизм ценообразования он называет далеким от рыночного, при этом регулятор способен заставить нефтяников увеличить предложение на внутреннем рынке в случае, если цены будут расти выше инфляции. С учетом того, что пока темпы роста цен на бензин ниже инфляции, «ожидаем незначительное ускорение роста цен в осенний период», говорит аналитик.

«Полагаю, что существенного скачка цен на бензин к концу года не будет, тем не менее планомерное повышение цен в условиях олигопольного рынка и необходимости НПЗ вставать на ремонты неизбежно», — в свою очередь полагает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. По его оценке, цены на литр Аи-95 не поднимутся выше 50 рублей до конца этого года. Для Аи-92 эта граница проходит на уровне 46 рублей, считает эксперт.

Но более реалистичным выглядит сценарий, при котором цены вырастут в пределах инфляции. По прогнозам Минэкономразвития России, в декабре ее уровень составит 3,8 процента, диапазон оценок Банка России выше: 4-4,5 процента. Власти уже предупреждали нефтяников о том, что не стоит злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Правительство помимо демпфера, как механизма сдерживания роста цен, обсуждало и более жесткие меры. Например, речь шла о введении запретительных пошлин на экспорт нефтепродуктов и даже сырой нефти. Премьер-министр Дмитрий Медведев в этом году после прекращения действия соглашения о заморозке уже напоминал нефтяникам об этом. «Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали», — говорил глава правительства.

Ограничение экспорта — это крайняя мера, и сейчас ее вводить никто не будет. Тем более что внутренний спрос на топливо и ситуация на мировом нефтяном рынке достаточно стабильны. Даже недавняя атака на нефтяные мощности Саудовской Аравии не привела к серьезной дестабилизации. Сейчас котировки марки Brent балансируют в районе 65 долларов за баррель, что примерно на 10 долларов ниже апрельских максимумов этого года и на 20 долларов меньше показателей прошлогоднего сентября. Чтобы выбить рынок из колеи, нужны большие потрясения, вроде окончательного срыва торговых переговоров США и Китая или эскалации конфликтов на Ближнем Востоке.

Бензин больше не дорожает. Как удалось этого достичь

Третью неделю подряд стоимость бензина на российских заправках остаётся стабильной — 44,67 руб. за литр автомобильного бензина. За это же время на 10 коп. подорожало дизельное топливо — до 47,47 руб. за литр.

Вообще, 2019 год выдался удивительно спокойным для автомобилистов. Бурные события предыдущего, 2018-го, привели к формированию системы мягкого контроля цен со стороны государства; вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) осознают свою социальную ответственность и не допускают серьёзного подорожания топлива.

При этом динамика оптовых цен существенно бодрее: скажем, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже сейчас дешевеет автомобильный бензин (–2,5-3,0% за две недели), но несколько дорожает дизельное топливо (+0,18% зимнее и +1,41% летнее).

Простые автолюбители этого не замечают, поскольку крупные нефтяные компании обеспечивают стабильность цен на заправках, и биржевая волатильность не отражается на розничном рынке.

Фото: Phanat / Shutterstock.com

Президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев полагает, что определённый скачок цен может случиться в конце декабря, но серьёзным он не будет:

Если это всё будет компенсировано избыточным предложением, а компании в конце декабря продают топливо фактически на 1,5 месяца вперёд, то и тогда произойдёт торможение роста цен.

Сельскохозяйственный сезон закончился, на бирже торгуется достаточно бензина, вертикально интегрированные нефтяные компании обеспечивают устойчивость рынка. Что до дизеля, то сейчас мы видим очищение рынка: ВИНКи с качественным топливом вытесняют дешёвый суррогат, опасный для моторов. Здесь рост цен должен окончиться к концу года, когда компании «сформируют повышенное предложение, что притормозит цены и стабилизирует рынок», утверждает Гусев.

Опрошенные Царьградом участники рынка подтверждают стабилизацию розничных цен и постепенный рост среднего качества топлива. Несмотря на биржевые игры, механизмы сдерживания в рознице работают исправно. И у самих нефтяников, и у покупателей бензина есть запрос на сохранение нынешней ситуации, недопущение подорожаний, аналогичных прошлогодним.

Поскольку недра страны — её национальное достояние, Россия должна оставаться страной с самым дешёвым в Европе бензином. Точно такое же топливо, произведённое из нашей же нефти, в других странах стоит заметно дороже. Сдерживание цен в этой сфере — незаметный, но важный элемент социальной политики государства, и эту политику в полной мере поддерживают производители нефти и бензина, в первую очередь ВИНКи.

Полного бака вам, уважаемые автолюбители, и хорошей дороги!