Рено логан 2 2014

Renault Logan (2015 г.)

Фарида
Срок владения: 5 месяцев
Пробег: 3000 км

У меня уже второй Рено Логан. Новый-новый Рено (в последнем новом кузове) брать не стала — какой-то он пузатенький. Больше нравится предыдущий кузов. Первый рено был в старом кузове (до 2009 года), может поэтому к нему привыкла.

Но я — по поводу багажника. Мужчины, как это вы не можете впихнуть в него 4 колеса? Я спокойно их туда впихиваю, все закрывается. Нужна, видимо, сноровка. Больше занимайтесь домашним хозяйством…

Достоинства автомобиля

Красавчик, высокий, издалека виден. Очень послушный, вывозит из любой дыры, никакие ухабы ему нипочем. Расход топлива вполне норм. На механике на трассе — после 5000 км — было от 5,6 до 6,3 — смотря как едешь. На автоматике еще не особо знаю — не обкатала.

На трассе держит себя уверенно, покачивает только при сильном боковом ветре и скорости выше 100 км.

Недостатки автомобиля

Автомат: разгоняется медленно, тупит — даже кажется, будто на ручнике едешь. Механика: стартовая скорость выше. Не регулируются ремни безопасности — я невысокого роста, так что на шею давят. Может, что-то можно придумать? Только подкладывать подушки под з… не предлагайте.

В ходовой, когда трогаешься — все скрежещет. Дилер говорил, что это потому что новая. Но на предыдущем авто такого ведь не было…

Быстро перегорают лампочки дальнего и б. света.

Общее впечатление

Из бюджетников — лучший вариант. Не зря же ходовую, двигатель, и даже салон Рено Логана используют (кто — что) в ряде авто. Хендае, киа, и фольсквагене, по-моему.

Машины ›
Renault ›
Logan ›
Logan (2G) ›
Renault Logan 2015

До этого ездил на приоре, если сравнивать с ней то:
плюсы:
1. Внешний вид — машина имеет приятные очертания, специально взял белый цвет (давно мечтал), хотя, конечно, на вкус и цвет фломастеры разные у всех);
2. Высокая посадка водителя. На Приоре приходилось плюхаться вниз, и «вылазить» наверх из сидения (особенно когда оно просело))). При езде обзорность хорошая.
3. Качество отделки салона, пластика (повторюсь сравниваю с Приорой). Почти все детали хорошо подогнаны, у пластиковых краев нет «зазубрин». Хоть пластик и гулкий (дешевый), но на ощупь приятный. Руль и рукоятка КПП удобны.
4. Двигатель работает тихо, не раздражает при разгоне (двигался пока только в городе).
5. Подвеска энергоемкая, хотя из отзывов о суперской подвеске Логана ожидал большего.
6. В салоне тихо, кроме пары не громких сверчков (слышны иногда). Дальше конечно посмотрим, Приора тоже по началу не бренчала, а потом началось.
7. Большой салон. Много места водителю (колени не упираютя в панель справа), и можно свободно сидеть пассажирам сзади.

Минусы:

1. Короткие передачи. Приходится часто переключаться. Хотя в пробках удобно ехать на 1-ой на малой скорости, и не переключаться на нейтралку.
2. Сзади щель между стеклом и багажником покрывается льдом, и при езде издает скрипы. Мешает нормальному открытию багажника (надо лепить туда уплотнитель);
3. С района арок слышен песок и мелкие камни.
4. При перестроениях на скорости чувствуется какая-то неуклюжесть. Возможно из за большого клиренса и особенностей подвески.

Renault Logan 2018-2019 отзывы владельцев

Недостатки Рено Логан 2018-2019

➖ Шумоизоляция
➖ Качество окраски кузова

Плюсы

➕ Подвеска
➕ Высокий клиренс
➕ Просторный салон
➕ Багажник

Отзывы

Плюсы и минусы Рено Логан 2018-2019 в новом кузове выявлены на основе отзывов реальных владельцев. Более детальные достоинства и недостатки Renault Logan 1.6 (82, 102 и 113 л.с.) с автоматом и механикой можно узнать из рассказов ниже.

Моей машине уже 1,2 года, поэтому можно уже сделать предварительные выводы. Для меня главным критерием, при выборе был — надежность, и мой автомобиль пока полностью оправдывает мои ожидания.

В целом, нареканий по машине нет. Не прожорлива по топливу. Да, есть скачки на холостых оборотах, но это не критично. Пробег на данный момент перевалил за 15 000 км, прошел ТО, которое обошлось в 5 300 рублей.

Машина довольно резвая. Короткие передачи по началу напрягали, но потом привык. С 1 на 2 переключаться надо тут же и сразу на 3, третья довольна эластичная, на ней можно крутить двигатель в широком диапазоне, проходить перекрестки, и на ней же преодолевать небольшие неровности в виде лежачих полицейских, но по трассе 5 передачи не хватает. По трассе идет шустро, 140 для нее не предел (больше не разгонял).

Отзыв о Рено Логан 1.6 на механике 2016 года

Видео отзыв

Отменная подвеска. Работая в такси 6 дней в неделю по 10-11 часов, не нарадуюсь на выносливость машины. Отличная эргономика, очень удобная посадка пассажиров, двери открываются достаточно. Все пассажиры чувствуют себя комфортно, у задних — ноги не упираются в передние кресла. Огромный багажник. За 2 года такой эксплуатации я поменял 2 шаровые опоры и 4 рулевых наконечника — больше в ней ничего не ломалось. Многоцелевой автомобиль. Соответствует цена-качество!

Евгений Рудин, отзыв про Renault Logan 1.6 (82 л.с.) МКПП 2014 года

Пару раз были глюки с электроникой. Один раз серьезный. Машина просто не ехала, загорелась лампочка ABS. Остановился, заглушил, снова завел. Машина поехала, лампочка горела дальше. Еще раз остановился. Лампочка гореть перестала. ABS проверил — работает. Чудо какое-то. Что было, так и не понял.

В общем начну с недостатков, степень критичности определяйте сами.

1) Российская сборка. Руки у сборщиков Тольятти «растут из задницы» — это факт. П
2) Короткая первая передача (многие жалуются на первые 4 короткие передачи). Буквально только тронуться с места. Машина спокойно стартует со второй.
3) Аудиосистема штатная не переваривает басы. Вообще никак.
4) Подлокотник поначалу действительно мешает работать с ручником. Потом привыкаешь.
5) В грязную погоду багажник весь заляпан грязью, открыть, не испачкав рук, практически невозможно.
6) Очень плохо втыкается задняя передача. Приходится заново выжимать сцепление и включать ее. Это постоянная проблема.
7) Пока не привыкнете к коробке, есть риск при переключении с 5-й на 4-ую нечаянно врубить заднюю.
8) Хоть во всех брошюрках и сладостных устах дилера говорилось об улучшенной шумоизоляции, но это верно только для летних условий при скоростях до 100 км/ч. Свыше уже хорошо слышно двигатель. А зимой шум от покрышек с шипами в салоне при езде по асфальту слышен даже при малых скоростях.
9) Частенько долго приходится крутить стартер, чтобы завести машину. Причина мне неизвестна.
10) Несмотря на внушительный объем багажника, очень мешают багажные дуги. Также при раскладке задних сидений образуется громадная ступень, которая здорово снижает полезный объем. При складывании задних сидений максимальная длина перевозимых грузов составляет всего 1,80 — 1,90 м. Ожидал большего.
11) В сильные морозы машина начинает жрать бензин, даже по трассе. К тому начинает скрипеть пластик, причем по всему салону.
12) Не очень понятна ситуация с обогревом лобовухи. Он включается только с максимальным обдувом лобового стекла. А если на улице за минус 30? Поэтому всегда вначале машину прогреваю пару минут, а потом только включаю обогрев лобовухи.
13) Режимы обдува («на лобовуху», «на себя», «на ноги») плохо работают вместе. Режим «на себя» забирает львиную долю потока, практически не давая поток воздуха на лобовое или под ноги. Приходится ездить с режимом «на лобовуху» + «под ноги». Так еще более менее.
14) При сильных морозах не очень хорошо прогревается салон на трассе. К тому же салон очень быстро остывает, если отключать печку (причем даже при слабых морозах).
15) Очень шумная печка. Терпимо до 3-го, максимум до 4-го деления. Дальше — просто кошмар. Звук реактивного самолета. А так как обогрев лобовухи доступен только с максимальным обдувом, то это создает дополнительные проблемы, когда, например, лобовуху нужно прогреть по ходу движения.
16) Вибрация рычага коробки передач почти как на моей бывшей 2114. Если честно, неприятно меня этот факт удивил.
17) Пространство под задним стеклом, скрытое крышкой багажника, — это мусоросборник летом и место для образования льда зимой.
18) Узкие передние брызговики не защищают кузов от летящей из-под передних колес грязи. На передних дверях остаются очень четкие следы в грязную погоду.
19) Бортовик показывает только одно показание! Хотя дисплей позволяет вместить гораздо больше. И нет температуры двигателя. Только индикация о превышении.
20) Парусность у автомобиля выше средней. При высоких скоростях и сильном ветре приходится постоянно подруливать.
21) Плохо закрывается водительская дверь (эта проблема не только у меня).

Теперь, естественно, о достоинствах Логана 2.

1) Подвеска. Неубиваема, довольно комфортна.
2) Климат. Очень неплох, хоть и однозонный.
3) Круиз. По трассе только с ним.
4) Обогрев лобовухи и зеркал. Несмотря на недостаток с обогревом лобовухи, это все равно очень большой плюс для любого автомобиля.
5) Меня лично, очень устраивают боковые зеркала, настроил так, что слепой зоны практически нет.
6) Неплохая оптика. И ближний и дальний свет хорошо выполняют свои функции.
7) Дневные ходовые огни. Очень удобно.
8) Очень высокая для седана посадка. Автомобиль реально выглядит значительно выше своих бюджетных и не только собратьев.

Отзыв о Рено Логан 82 л.с. с механикой 2016 г.в.

Где купить ?

Новый Рено Логан 2017 взял в апреле. Отзыв сразу не писал, чтобы ее хорошо протестировать. За апрель-июль авто проехало 20 00 км. Из плюсов отмечу:

1. Подвеска мягкая, держит дорогу, простая и надежная
2. Огромный багажник!
3. Салона на семью из 5 человек хватает, не тесно

Недостатки (минусы) Renault Logan 2:

1. Хрупкое лобовое стекло. За три месяца влетели три мелких камешка. И сразу три трещины! Такое вижу впервые
2. Тихий звук магнитолы, микрофон очень слабый — по bluetooth нормально не пообщаешься, хотя опция такая есть.
3. Заводской автозапуск — полная фигня. Чтобы запустить двигатель, нужно машину видеть и находиться совсем рядом с ней. Так что лучше ставить автозапуск самостоятельно.

Что еще отмечу. Двигатель — новый цепной мотор 1.6 литра на 113 л.с. Брал именно его, т.к. цепной надежнее, чем ГРМ. Для города мотор показал себя идеально. Быстрый разгон, уверенно едешь в потоке. Единственный минус — короткие передачи.

На трассе картина другая. После 70 км/ч машина разгоняется очень медленно, каждые 10 км — настоящая победа! Знаю, что многих интересуют обороты на различных скоростях. У меня так:

90 км/ч — 2 500, расход 5 л.
100 км/ч — 2 900, расход 6,5 л.
110 км/ч — 3 500, расход 8 л.
150 км/ч — 4400, расход 11,5 л.

Специально написал про 150 км/ч. По трассам езжу часто, машина идет хорошо, шумов нет. Но вот разогнать ее до 150 сложно, набирает скорость очень медленно.

Владелец ездит на Renault Logan 2 2017 мотор 1.6 (113 л.с.) МКПП

Легка в управлении. Практически нет шума. Для меня считаю просторна. Но металл автомобиля «жидкий». В холодное время не держит уплотнитель двери водителя. В движении поступает холодный воздух. Машина прошла 16 000 км, стучит задняя подвеска. Больше всего стук проявляется на выбоинах дорог. По всей видимости сказывается сборка машины специалистами в России…

Александр Титов, ездит на Renault Logan 1.6 (82 л.с.) автомат 2013 года

Хорошая шумоизоляция. Умная не подтупливающая коробка автомат. Прекрасный климат. Машина соответствующая цене на сегодняшний день. Но при этом маленькое зеркало заднего вида и большой расход топлива 12 л. Не удобные струйные брызговики. На АКП отсутствует подогрев лобового, только обдув.

Маргарита Уткина, отзыв о Renault Logan 1.6 (102 л.с.) AT 2015 года

Рено Логан 2019 фото, комплектации и цены

В принципе, машина неплохая, проходимость впечатляет! Есть очень серьезные недостатки касательно передних боковых стекол: если приспустить наполовину боковое стекло и закрывать двери, то ощущение, что оно вылетит, то есть оно болтается, можете пойти и продемонстрировать это в авто салонах.

Пороги широкие не защищены от пыли, т.е. всегда присутствует пыль (пылесборник). Так же не устраивает дворники лобового стекла, грубые много шума, на лобовом стекле пошла царапина, при поездках при мокром снеге они просто леденеют и даже обогрев лобового стекла парой не помогает…

Нурлан Арыков, отзыв о Рено Логан 1.6 (82 л.с.) 2014 года

Авто для плавной, размеренной езды. На перекрестке при троганье на зеленый сигнал светофора машина отстает от других. Расход топлива для двигателя мощностью 82 л.с великоват, по городу более 10 л, на трассе — 6 л. В салоне при скорости 100 км/ч слышна улица, шумоизоляция желает лучшего.

Александр Петров, ездит на Рено Логан 1.6 (82 л.с.) MT 2014

Главные недостатки Renault Logan 2 поколения

Renault Logan обязательно войдет в историю как российского, так и мирового автопрома. Войдет как машина, которая сумела показать, что, оказывается, можно делать хоть и максимально упрощенные, но современные автомобили с невысокой ценой. В середине 2000-х Logan перевернул представление о классовой принадлежности и ввел новое понятие – бюджетник B+, при этом по запасу места в салоне не уступая представителям класса выше. В России он стал первой адекватной альтернативой отечественному автопрому, альтернативой хоть и бедно оснащенной, но зато надежной и не требующей к себе внимания.

Renault Logan II выпускается с 2012 года

После выхода второго поколения автомобиль похорошел, но сегодня не так популярен как раньше. Спрос есть, но уже не в топе продаж. Просто конкуренты стали делать машины по той же схеме, да и сам Logan подустарел. Никуда не делись и главные проблемы автомобиля. Именно о них мы сегодня и поговорим.

1. Нет язычка для багажника

Кто-то может обвинить нас в мелочности, мол, к какой ерунде придрались, но реальных владельцев это раздражает. В Logan как последнем из могикан сохранилась кнопка багажника с замком внутри. Так уже давно никто не делает, но инженеров Renault это не смущает. Проблемы в кнопке нет, с ней даже удобно. Подошел, отпер замок, открыл, не нужно идти в салон нащупывать в полу рычажок. Проблема только в том, что кроме кнопки на багажнике ничего нет. То есть ключом открыли, кнопку нажали, багажник приоткрылся, а как его дальше поднять? Приходиться браться за металлическую кромку, что и неудобно, и заставляет запачкать руки.

Рено Логан 2 — вид сзади

Самое интересное, что на дорестайлинговом Logan первого поколения под кнопкой был язычок, за который было удобно откидывать крышку. Потом его убрали, зачем? Копеечная экономия приводит к неудобству владельцев.

Некоторые владельцы самостоятельно устанавливают язычок для замка

2. Пачкаются боковые стекла

Боковые зеркала у всех бюджетных Renault одинаковые, и их давно бы пора заменить. Во-первых, они небольшие и похвастать хорошим обзором не могут, но это еще ладно. Во-вторых, они очень странно сконструированы с точки зрения аэродинамики. Эти зеркала буквально забрасывают боковые передние стекла грязью. Если дождь или просто сырая погода, протирать эти стекла можно хоть каждый день. Хуже всего приходится на трассе, там в плохую погоду уже через 50 километров стекла забрызгивает до состояния «ничего не видно».

Грязные боковые стекла

Производитель наверняка знает о проблеме, но воз и ныне там. В народе как только не борются с этой напастью. Покупают специальные надстройки на зеркала, лепят экраны, которые закрывают стекла от дорожной грязи, кто-то просто забил и постоянно возит с собой тряпку для протирки. Но в любом случае получается колхозно и проблему не решает.

3. Старый АКПП

Для тех, кто хочет купить Logan с «автоматом», есть две новости – одна хорошая, другая плохая. Хорошая – такая модификация у автомобиля есть (в отличие, например, от Vesta), плохая – покупать ее не нужно. Конечно, «автомат» Logan заметно лучше чем «робот» Vesta, но все равно еще то удовольствие. У него всего четыре передачи, он очень медленный, нерасторопный и сильно портит характеристики автомобиля. Logan и так не спорткар, но с «механикой» разгоняется еще хоть как-то, с АКПП во время разгона можно вздремнуть. В небеса устремляется и расход топлива. В городе легко тратить по 12 литров на сотню, при том, что владельцы «механики» укладываются в 9. Агрегат ужасно неэффективен.

АКПП Renault Logan II

Есть вопросы и по надежности. Несмотря на постоянные доработки эта коробка все равно похвастать большим ресурсом не может. И даже регулярная замена масла и аккуратная езда не помогают существенно продлить жизнь. Одно хорошо, примитивная конструкция делает ремонт относительно недорогим (по меркам других АКПП), но это все равно слабое утешение для тех, кто столкнулся с проблемами еще на первой сотне тысяч километров.

4-ступенчатая АКПП DP2, устанавливаемая на Рено Логан

С автоматическими коробками Logan вообще не везет. Одно время пробовали ставить однодисковый «робот», но получилась такая же фигня как и у АвтоВАЗа, идею, слава богу, прикрыли. Теперь на максимальные версии стали ставить ниссановский вариатор. Это уже агрегат другого уровня, который по комфорту и плавности работы стоит на две головы выше логановского АКПП. Одна беда, с вариатором машина стоит более 850 тысяч рублей, что для Logan кажется очень дорого.

Renault Logan Stepway с вариатором JF015E

4. Странные эргономические решения

Расположение кнопок и рычагов управления в Logan хорошо характеризовать фразой «месье знает толк в извращениях». Действительно, попадет незнакомый человек на водительское место и просто не сможет догадаться как и что сделать. Передние стеклоподъемники на приливе двери, это логично, но кто додумается кнопки задних стеклоподъемников искать на торпедо? Хотите включить круиз-контроль? Одна кнопка на торпедо и еще две на руле, в одном месте никак нельзя. Управление музыкой где-то за рулем. Это еще хорошо, что во втором поколении в нормальное место перенесли регулировку зеркал и сигнал, а то и их расположение было очень креативным.

Кнопки задних стеклоподъемников, круиз-контроля на передней панеле

Справедливости ради нужно сказать, что эти странности пугают только новичков, опытные владельцы автомобиля привыкают к такому расположению. Мышечная память берет свое, и в реальной эксплуатации проблем не так много: странно, но ладно. И все же одна вещь жутко бесит даже людей, которые сжились с Logan. Речь о кнопках включения подогрева сидений. Не только у Logan, у всех бюджетных Renault так, что еще больше усиливает градус негатива. Мало того, что они без индикации, в труднодоступном месте, в которое ведет узкая щель между сидением и боковым карманом двери, так еще и до кнопки пассажирского кресла никак не достать с места водителя. Если вдруг пассажир замерз и хочет включить подогрев, или, наоборот, перегрелся и хочет отключить («жарит» сидение, надо сказать, прилично), но не знает как, начинается настоящий цирк с описанием того, где же кнопка расположена. О том, что бы водитель сам включил или отключил, не может быть и речи, это нужно либо тянуться через весь салон, либо остановиться и обойти автомобиль с другой стороны.

Кнопка подогрева сидений

5. Неотключаемая ESP

Второе поколение принесло владельцам Logan новую функцию – им стала доступна такая роскошь как ESP. Не в базовой версии, а только в люксе, да и то за доплату. Но именно этот факт и спас автомобиль, потому что по факту не покупатели должны доплачивать за ESP, а им должны платить за то, что согласились купить машину с этой системой. К самой системе стабилизации претензий нет, она хоть и простенькая, но работает как надо, проблема в другом. Вместе с ESP работает антипробуксовочная система, которая не дает колесам буксовать на месте. Этот факт превращает на бездорожье довольно проходимый для монопривода автомобиль в тачку. Только стоит выпасть снежку или появиться небольшой грязи как Logan никуда не едет. О том, чтобы тронуться на подмерзшем или раскисшем грунте в горку, речи тоже не идет.

На форуме поклонников марки кучу реальных примеров – проехали все кто можно, даже машины без клиренса и с изолентой вместо резины, а Logan застрял. Там, где нужно поддать газку и с пробуксовкой проскочить, автомобиль просто обрубает тягу и беспомощно стоит. Такой принцип работы ESP на многих моделях, но у них для таких ситуаций предусмотрена кнопка отключения ESP. Выключил и поехал, у Logan такой кнопки нет (за исключением версии с вариатором). В итоге, по факту вреда от ESP оказывается больше чем пользы. А покупатели ведь даже за нее доплачивают! Кто-то пробует выдергивать предохранитель, кто-то сам колхозит реле и кнопку, но зачем, лучше просто обходить ESP на Logan стороной, во всяком случае, пока представительство не одумается и не сделает эту простую доработку. На дорогую версию с вариатором же поставили.

Выводы

Второй Logan в своем репертуаре, базовые ценности у машины присутствуют, но мелочевка может жутко раздражать. В том числе и тем, что за столь длинный срок известные проблемы никто не исправил. Сама машина за время выпуска хуже не стала, но ситуация изменилась: конкуренты расплодились, а сам Logan не молодеет, к тому же постоянно дорожает от новых опций. Вот и не стоит удивляться тому, что спрос на него не столь высок как ранее. Это когда-то бюджетник Renault был единственным в своем стиле, сегодня ему приходится жестко толкаться локтями среди подобных по идеологии, но чуть более свежих машин.

Loganovod37 ›
Блог ›
Renault Logan — Народный артист («За рулем», апрель 2010)

“Форд-Т” и “Фольксваген-Жук”, “Ситроен-2CV” и “Моррис-Мини” – в разные годы прошлого столетия эти автомобили являлись воплощением мечты сотен тысяч покупателей о доступном и неприхотливом персональном транспорте. Возможно, лет эдак через тридцать достойное место в ряду этих легендарных моделей займет и “Рено-Логан” – первый по-настоящему народный автомобиль XXI века.

История этого автомобиля начиналась почти как сказка. В самом конце прошлого тысячелетия в “Рено” пообещали создать ультрадешевый – от €5000! – но при этом вполне современный автомобиль, мало кто верил в реальность подобных планов. Когда же в 2004-м “Логан” наконец открыл личико, и вовсе показалось, что этому лобастому, не слишком привлекательному седану ни в жизнь не стать бестселлером. На деле вышло иначе. Машину распробовали не только на целевых рынках стран третьего мира – то бишь в Восточной Европе, Латинской Америке, Азии и Африке, “Логан” охотно покупают и в Германии, Франции, Испании. Общий же тираж уже перевалил за миллион.
В России самый доступный из “Рено” и вовсе стал первым со времен вазовской “копейки” истинно народным автомобилем. Доступный по цене, неприхотливый и просторный, он верой и правдой служит в такси, возит рассаду на дачу и банки с соленьями обратно в город. Он давно превратился в завсегдатая хит-парадов продаж и даже в героя анекдотов. Такого почета у нас удостаиваются лишь самые заслуженные народные любимцы.

Почти пять лет назад мы уже покупали “Логан”. Тогда русский “Рено” удивил редким для бюджетного автомобиля набором талантов, хотя и недостатков набралось с избытком. В 2005-м казалось, что доводов “против” у машины больше, чем позволяет простить цена. Но всего через год после того, как заработал конвейер завода “Автофрамос” на Волгоградском проспекте, “Логан” стал популярнейшим супермини России. А 2009-й и вовсе закончил в ранге самой продаваемой модели иностранной марки.
Выходит, потребительские качества машины перевешивают и внешность, мягко говоря, на любителя, и очевидные промахи в эргономике, и потихонечку растущие цены. Приятно, что в ситуации, когда “Логан” фактически продает себя сам, в “Рено” не махнули рукой на недостатки машины, как обязательно бы сделали стратеги с АвтоВАЗа. Появление рестайлинговой версии лишний раз доказывает: “Логан” – это пусть и бюджетный, но современный во всех смыслах автомобиль.

Другое дело, что на румынском заводе “Дачии” обновленный “Логан” выпускают с середины 2008 года, до нас же долгожданный рестайлинг добрался лишь в январе 2010-го. Но спишем задержку на кризис. Главное, чтобы ожидание было не напрасным.

Первое, на что смотрят в автомобиле, – это цена. И здесь главное… не спешить с выводами. Потому как на первый взгляд ситуация складывается не слишком радужная. Теперь прайс-лист “Логана” открывается с 309 000 руб. за версию “Отентик”. До Нового года та же “Аутентичность” стоила 282 тысячи. Хуже того, оптимальная “Экспресьон” (от 339 000 руб.) подорожала еще больше – на 34 500 руб. Какая уж тут, казалось бы, забота о наших с вами кошельках! Но мы же условились не торопиться с оценками, верно?

Ведь отныне в “Экспресьоне” не нужно доплачивать за гидроусилитель руля и передние электростеклоподъемники, которые раньше обходились в 13 000 + 3700 руб. Разговоры о том, что покупателей лишают свободы выбора, в данном случае неуместны. Усилитель руля обязан присутствовать в современном автомобиле – и точка. Куда же потрачены еще 17 800 руб? Исключительно на благие цели. На диване “Экспресьона” появились два подголовника (раньше они входили в доппакет “Безопасность 1”), рулевая колонка теперь регулируется по высоте, а в багажнике прописались плафоны освещения.

Но почему мы начали разговор о “Логане” с комплектации второго уровня? Просто базовый “Отентик” был и остается автомобилем предельно аскетичным. Фактически это только кузов, базовый мотор, четыре колеса и водительская подушка безопасности. И заниматься “апгрейдом” “Отентика” нет никакого смысла. Опции ему положено всего две, и они не делают машину даже приемлемо комфортабельной. Гидроусилитель вы, допустим, еще купите, а вот кондиционер – уже нет. Впрочем, как вариант для особо экономных, которые относятся к автомобилю исключительно как к непритязательному средству передвижения, “Отентик” имеет право на существование.

А вот “Экспресьон” позволяет расти в сторону комфорта и безопасности. Кроме того, для версий с мотором 1,6 л (от 354 000 руб.) и 1,6 16V (от 376 000 руб.) – это вообще минимальный уровень оснащения.

Венчает прайс-лист куда более богатый “Престиж”. Причем некоторые полезные опции в качестве стандартного или дополнительного оборудования доступны, увы, только для него. Это, например, обогрев передних сидений и ДУ центральным замком. Однако топовый “Логан” уже дороговат – минимум 396 тысяч, цена самых мощных и под завязку набитых опциями версий доходит до 464 тысяч. О том, стоит ли овчинка выделки, – чуть позже.

Для близкого знакомства мы выбрали оптимальный “Экспресьон-1,4”, а также 102-сильный “Престиж” – чтобы опробовать в деле мотор 1,6 16V и показать возможности максимальной комплектации:
Снаружи и внутри
Внешность “Логана” с самого начала стала предметом оживленных дискуссий. С одной стороны, русский “Рено” выглядит больше многих своих одноклассников (собственно, так оно и есть), что весьма ценится покупателями бюджетных автомобилей. С другой стороны, противников “чертежного” дизайна “Логана” очень и очень много. Причем автомобиль обладает редким даром – если уж он кому-то не нравится, то не нравится безапелляционно. Сколько покупателей прошли мимо шоу-румов “Рено” только из-за того, что “Логан” не отвечал их эстетическим преференциям, и не счесть. Теперь отказников определенно станет меньше. Чуда не произошло, и “Логану” рано отправляться на конкурс красоты, но изящества у седана поприбавилось. Новая решетка радиатора в стиле хэтчбека “Сандеро”, увеличенные фары и видоизмененный бампер избавили машину от набыченного, грубоватого выражения лица. Нью-“Логан” смотрится, скажем так, более интеллигентно. Похорошела машина и сзади. Глаз радуют подновленный бампер с аккуратной заглушкой, маскирующей буксировочную петлю, и крышка багажника, спрофилированная на манер стильного антикрыла. Ну вот, могут же, если захотят! Кроме того, отныне всем версиям положены декоративные колпаки колес. Большое благо, если учесть, что раньше база щеголяла голыми штампованными дисками. Впрочем, “Аутентичность” все равно выглядит самым бедным родственником – отсутствие молдингов, некрашеные дверные ручки, зеркала, бамперы и решетка радиатора производят какое-то слегка сиротское впечатление.
“Экспресьон” заметно наряднее. Бамперы красят в цвет кузова, решетка радиатора сияет хромовой планкой (интересно, правда, сколько соленых московских зим выдержит это богатство?), а декоративные колпаки “Мараба” с пяти метров можно принять за легкосплавные колеса. К слову, настоящее литье положено лишь “Престижу”, да еще и за дополнительные 10 500 руб. Но это, пожалуй, уже перебор для бюджетного автомобиля. На наш взгляд, излишеством выглядят и другие знаки отличия топовой версии: хромированная отделка крышки багажника, накладки на пороги с надписью Renault, зеркала в цвет кузова. А вот два дополнительных оттенка в скромной палитре цветов – бежевый “Базальт” и сине-серый “Голубой минерал” – очень кстати. Пусть будет больше “Логанов” красивых и разных!
Важнее, что кузов сварен и окрашен весьма прилично. Зазоры между панелями ровные. Проходящее по всей боковине ребро жесткости не образует зигзагов на стыках дверей и крыльев. Кромки колесных арок окантованы защищающим от камней пластиком. Всем машинам положены передние брызговики, задние, правда, лишь в опциях. Вместе с установкой они обойдутся в 2500 руб.

Впрочем, напоминания о том, что “Логан” задумывался очень дешевым автомобилем, встречаются и на обновленной версии. Наружные дверные ручки при отпускании бьют, как по консервной банке. Двери захлопываются с металлическим лязгом, а зеркала можно складывать только в случае крайней необходимости. При каждом последующем складывании корпус зеркала понемногу скругляет угол пластикового фиксатора, не позволяющего пружине возвращать его обратно. Да и потроха привода в сложенном виде торчат наружу.
Зато по ширине дверных проемов, удобству посадки-высадки и простору в салоне “Логан” тянет на более престижный “гольф”-класс. Удивительное дело, но на диване без проблем размещаются трое взрослых ростом до 1 м 90 см. При этом у них остается немалый запас пространства и в ногах, и над головой. Автомобиль неспроста популярен в качестве таксомотора.
Добрался рестайлинг и до салона. Пожалуй, изменений здесь даже поболе, чем во внешности. Совершенно безобразный и на вид, и на ощупь руль заменили куда более современным – теперь его приятней взять в руки. “Логан” обзавелся симпатичным рычагом переключения передач, а двери (начиная с “Экспресьона”) оснастили ухватистыми ручками.
Совершенно новая и приборная панель. На “Отентике” и “Экспресьоне” она с черными циферблатами, на более пафосном “Престиже” – с белыми. Причем первый вариант понравился нам даже больше – и строже, и читаемость однозначно выше. Вообще, топовый “Престиж” по части оформления салона производит впечатление не столько богатства, сколько некоторой крикливости. С псевдоалюминиевыми вставками, например, здесь явно переборщили.
Так или иначе, невооруженным взглядом заметно, что к критическим замечаниям прессы и владельцев “Логана” в “Рено” прислушивались. Вот и карманы в дверях стали более вместительными и удобными, а убогую французскую магнитолу “Карминат” сменила модель от “Блаупункта” со съемной передней панелью. Пусть дизайн не шедевральный, зато аппарат читает формат MР3 и звучит намного сочнее.
И все же работа над ошибками проведена не полностью. Скажем, кнопки задних стеклоподъемников по-прежнему установлены позади рычага ручного тормоза. Неудобно – это не то слово. Зато при таком расположении кнопок необходимо не четыре (по одной на задних дверях и еще пара на водительском подлокотнике), а только две.

Багажник
Багажник у “Логана” все такой же огромный – 510 литров. Он легко поглотил два больших дорожных чемодана, и еще место осталось. Что приятно, открывать ларчик теперь гораздо удобнее – нужно лишь нажать железную кнопку на крышке. Впрочем, на этом плюсы трюма нью-“Логана” и заканчиваются. Во-первых, кнопка всегда обрызгана дорожной грязью – забрать сумки из багажника, не перепачкав рук, не получится. Во-вторых, огромные багажные петли с пружинами съедают объем и мнут поклажу при закрывании крышки. В-третьих, напольный коврик, словно тряпка, провисает в нишу “запаски” – под ним нет даже куска оргалита. Но хуже всего, что спинка дивана до сих пор не складывается. И это на бюджетном семейном седане, которому предстоит перевозить и детский велосипед, и лестницу-стремянку, и саженцы на дачу! Причем складную спинку нельзя получить и за доплату.
И только самые рукастые владельцы “Логана”, которые не ждут милостей от природы, приспособились крепить верхнюю часть спинки на рояльные петли, а нижнее болтовое соединение попросту удалять. Такой вот набор для конструктора-самоделкина. Менее смекалистым придется возить длинномеры на верхнем багажнике.

За рулем
Посадка в “Логане” типично городская. Подушка кресла закреплена высоко от пола. Само сиденье довольно удобно: неплохо распределяет вес тела и обладает некоторой боковой поддержкой. Педали расположены очень свободно – в зимней обуви ездить не проблема, что для России огромный плюс, а руль заметно наклонен вперед, как в минивэнах. Если вы с этим согласны, вас не смутит отсутствие регулировок по высоте сиденья и рулевой колонки в “Отентике”. В “Экспресьоне” – слава рестайлингу! – руль можно опустить ниже. Но, к сожалению, только “Престиж” дает возможность регулировать по высоте кресло. Получается, людям маленького роста хочешь не хочешь – придется покупать топ-версию.
Зато зеркала теперь крупные на всех “Логанах”, а не только на самых дорогих. Здоровые “лопухи” позаимствовали у универсала “Логан-MCV”, который по-прежнему не продается в России, и теперь обзорность с места водителя не хуже, чем в иных минивэнах.
Еще один приятный сюрприз – новый блок системы вентиляции. Рукоятки расположены теперь в ряд, а не елочкой – это раз. Регулятор скорости вентилятора вращается как надо: уже не против, а по часовой стрелке – это два. Правда, сама панель по-прежнему чуть изогнута вниз, а кнопка включения кондиционера так и осталось микроскопической – чтобы попасть в нее пальцем, нужно долго выцеливать.
А еще спасибо тому, кто не поскупился приглушить на полтона звук указателя поворота. Раньше пронзительный, противный писк выводил из себя.
Кажется, еще самую малость, и “Логан” полностью избавили бы от прежних огрехов. Ан нет, идеальный характер – это не про нашего народного любимца. Кнопки передних электростеклоподъемников все так же расположены на центральной консоли, а рукоятка регулировки зеркал – под рычагом ручного тормоза. Неудобно – ужас как!
Остается уповать на то, что человек ко всему привыкает. В том числе и к алгоритму работы “логановского” стеклоочистителя. При включении омывателя должны синхронно срабатывать “дворники” — чтобы удалить со стекла грязь. Однако “Логан” никому ничего не должен. Щетки надо включать отдельно, переведя рычаг как минимум во второе положение – в первом, прерывистом, они взмахнут лишь один раз.

По дорогам
Выбор силового агрегата при покупке бюджетного автомобиля едва ли не самый ответственный момент. Хватит ли машине возможностей базового 1,4-литрового мотора мощностью 75 л. с. или имеет смысл доплатить за более мощные версии объемом 1,6 л? Конечно, у гладко выбритого продавца дилерского центра в накрахмаленной рубашке на этот счет свое мнение. “А вы ездили на 75-сильном “Логане” с включенным кондиционером?” – победоносно спросит он и, не дожидаясь ответа, под локоток подведет вас к более дорогой 1,6-литровой версии. Не вздумайте купиться – попробуйте лучше машину на ходу и решайте сами.
На наш взгляд, базового двигателя “Логану” хватает за глаза. Восьмиклапанный “один и четыре” уверенно тянет почти с холостых оборотов и сникает только после пяти тысяч. При этом в городском темпе 75-сильный “Логан” достаточно бодро ускоряется и не стесняется обгонять, а свою бюджетную суть выдает лишь на загородном шоссе или с полной загрузкой. Чтобы в таком режиме гонять на 120–130 км/ч, педаль акселератора придется держать в полу. А выходить на обгон на четвертой передаче нечего и пытаться. Тем не менее в большинстве ситуаций этот мотор оптимален – так что его популярность среди покупателей неслучайна.
Да, конечно, 84-сильный “один и шесть” требует небольшой переплаты – 15 000 руб. Только вот в городе, с одним водителем на борту прибавку в динамике вы едва ли заметите – разве что на шоссе. Но вот парадокс: если 1,4-литровый мотор быстрее 120 км/ч едет с трудом из-за своих скромных возможностей, то на 1,6-литровом “Логане” стрелку спидометра загонять дальше просто не хочется. После 3500 об/мин мотор начинает раздражающе завывать. Хотя и 75-сильный двигатель тоже тихоней не назовешь.
С недавних пор у “Логана” появилась 1,6-литровая “четверка” с 16-клапанной головкой цилиндров. Да только стоит ли доплачивать 37 000 руб. за 102-сильный мотор? По динамике такой вариант вне конкуренции: начиная с 3500 об/мин чувствуется уверенный подхват, которому наверняка позавидуют владельцы 8-клапанных “Логанов”. Зато на низах такой “Рено”, напротив, чуть менее тяговит – движение внатяг дается ему сложнее. А главное, на высоких оборотах он здорово шумит и отличается повышенным аппетитом. За две недели знакомства борт-компьютер 102-сильного седана прочно утвердился на среднем расходе в 10,4 л на 100 км. А если постоянно выжимать из него все соки, то и 12 литров не станут пределом. Для бюджетного авто это неприемлемо.
И все же главная причина, по которой мы считаем покупку 16-клапанной версии неоправданной, в другом. Какой бы мощности ни был мотор “Логана”, удовольствия от вождения вы все равно не получите.
Не подумайте дурного, управляемость машины вполне приличная – для своей ценовой категории. Все штатные маневры “Рено” выполняет легко и непринужденно. Смена полосы движения, прохождение среднескоростных поворотов, комфортное поддержание крейсерских 120–130 км/ч на трассе – с этим “Логан” справляется без проблем. Тем более что колея рестайлинговой версии увеличилась на 7 мм – это немного улучшило устойчивость. Но стоит поехать чуть активнее, и вы сразу понимаете, насколько “Логан” невкусен с позиции водителя, смакующего нюансы управляемости.
Вот, скажем, усилитель руля как будто все делает правильно: сносно помогает на парковочных скоростях, и руль не закусывает при активной рулежке. Но с обратной связью здесь беда – понять, куда направлены колеса в повороте, очень сложно. Есть претензии и к узким высокопрофильным шинам “Барум-Брильянтис” размером 165/80 R14 – машина рано соскакивает с траектории на неровностях. На “Престиже” установлен тот же “Барум”, но побольше и подороже – 185/65 R15. Эти шины держат определенно лучше и, на наш взгляд, должны быть штатным оснащением всех 1,6-литровых модификаций. Хотя даже такой “Логан” в быстром повороте слишком рано начинает распрямлять дугу. Скучно? Безусловно. С другой стороны, при отсутствии ESP ранний снос передней оси станет предупреждением отчаянному водителю – не лихачь, тебя ждут дома.
В любом случае плавность хода и энергоемкость подвески для бюджетного седана куда важнее увлекательной управляемости. И здесь “Логан” проявил себя в лучшем виде. Русский “Рено” по-прежнему не замечает ни мелких неровностей, ни “лежачих полицейских”. Одного такого я проехал ходом – не сбрасывая слегка завышенную в населенном пункте скорость. И, не желая того, “купил” ехавшего следом владельца БМВ. Бедолага тоже проехал ходом… А как легко и непринужденно “Логану” даются забеги по щербатой брусчатке трамвайных путей! Положительно, подвеска стоит не меньше половины автомобиля.
Тормоза, кстати, тоже хороши. На бумаге в их достоинствах убедиться довольно сложно. Спереди – невентилируемые диски, сзади – барабаны. Но насколько же они эффективны! При экстренном торможении “Логан” буквально зарывается в асфальт. Причем, удивительное дело, тормоза не перегреваются после четырех-пяти интенсивных замедлений с высоких скоростей. Единственное, что по-прежнему не слишком радует, – ABS. Антиблокировочная система слишком рано вступает в работу, но это минус не только “Логана”, а многих “Рено”.
Трансмиссия оставила двоякое впечатление. Сцепление “берет” настолько плавно, а двигатели снизу везут настолько ровно, что “Логану” впору присваивать титул лучшего учебного автомобиля. Но привод коробки передач может отличаться на разных модификациях. На 16-клапанных версиях он достаточно четкий и всегда позволяет попадать в нужные передачи, а вот на одной из двух опробованных машин с мотором 1,4 л переход с третьей на вторую не всегда происходил с первого раза, да и усилие при включениях великовато.
“Логан” можно смело рекомендовать любителям вылазок на природу и малообеспеченным дачникам, к загородным резиденциям которых асфальт еще не проложили. Короткие свесы кузова, мощная стальная защита моторного отсека, под которой 160 мм дорожного просвета, тормозные и топливные трубки также укрыты стальным панцирем – автомобиль снизу выглядит, как танк. Ну и, конечно же, подвеска. Когда на разбитом щебенчатом грейдере обгоняешь очередную еле плетущуюся “черепаху”, ее водитель думает, что ты едешь на казенном автомобиле, который не жалко. Хотя ты и не думаешь убивать “Логан”. Он просто позволяет так ехать.

Безопасность
В “Рено” уже давно научились делать образцово-безопасные автомобили. Поэтому французы и обещали, что в краш-тестах “ЕвроNCAP” “Логан” наберет 4 звезды из пяти возможных. Однако у автомобиля нет боковых подушек, а по новым правилам больше тройки таким моделям не ставят.
При этом в бетонный куб отправили машину с двумя эйр-бэгами. В России же пассажирскую подушку можно получить только в пакете безопасности за 19 800 руб., куда также входит ABS с электронным распределением тормозного усилия и третий задний подголовник. То, что в нашей стране, где и ремнями-то далеко не все пристегиваются, дорогие средства безопасности выводят за рамки базовой комплектации, не удивляет. Странно другое. Почему все они предлагаются только пакетом и почему пакет так дорог? Для “Престижа”, в котором третий подголовник входит в базовую комплектацию, тот же пакет безопасности обойдется в 19 300 руб. Получается, подголовник стоит пять сотен, на ABS приходится примерно 12 тысяч, а на подушку – 7300. Но это их нормальные розничные цены, без всякой пакетной скидки. Так предоставьте людям возможность выбора – при покупке автомобиля за 350 000 руб. не каждый согласится доплачивать еще почти 20 тысяч. Лично я взял бы пассажирскую подушку, а вместо ABS купил комплект хорошей зимней резины.
Детское креслице в “Логане” можно размещать не только на диване, но и на переднем пассажирском сиденье. Причем спереди допускается установка креслица спинкой вперед – чтобы сидящая за рулем мама могла общаться с ребенком. Ведь пассажирской подушки либо нет вовсе, либо она специально для этого отключается. Надо сказать, редкое для бюджетных автомобилей решение.

Гарантия на “Логан” составляет три года или 100 000 км пробега. Плановые ТО надо проводить каждые 15 тысяч. При этом сервисная сеть “Рено” в России одна из самых разветвленных – центры есть в 70-ти городах России. В столице их 25, в Санкт-Петербурге – 8. Еще один довод в пользу “Логана” – единые для всех дилеров цены на плановое обслуживание и расходные материалы. Скажем, первые три ТО до пробега в 45 000 км обойдутся в 5999 руб. каждое. Впрочем, в эту сумму включены лишь замена масла, фильтров и свечей. Более дорогое ТО4 на 60 тысячах стоит уже 6199 руб., к которым предстоит еще прибавить минимум 5199 руб. за замену ремня ГРМ. Благодаря фирменной программе “Комплекс-сервис” каждый владелец “Рено” точно знает стоимость регулярных операций по обслуживанию. Скажем, замена передних тормозных дисков с колодками вместе с запчастями и расходниками потянет на 7199 руб. Прозрачность цен – это, конечно, благо, но нельзя не отметить, что в целом техобслуживание “Логана” особо бюджетным не назовешь. Скажем, тарифы на европейские “Рено” – “Лагуну”, “Сценик”, “Меган” – лишь немногим выше.
Справедливости ради отметим, что русский “Рено” зарекомендовал себя очень надежным и долговечным автомобилем. Так что на протяжении, по крайней мере, первых 100 тысяч км вы застрахованы от крупных неприятностей.
Кроме того, в Москве и области есть фирменная круглосуточная техпомощь “Рено-ассистанс”. Она тоже работает по фиксированным расценкам. Причем в случае возникновения гарантийной неисправности ремонт на месте или эвакуация бесплатны.

“Логан” по праву стал самым популярным автомобилем иностранной марки в России. По сумме достоинств это лучшее предложение в классе. Просторный салон, отменная обзорность, огромный багажник, замечательно хорошо приспособленная для наших дорог подвеска и разумные в целом траты на обслуживание – его безусловные плюсы. Назвать “Рено” идеальным бюджетником мешают лишь нетрансформируемый диван и некоторые перекосы в эргономике и оснащении. И тем не менее оптимальный “Экспресьон-1,4” все свои недочеты искупает привлекательной ценой./b>

Прогнозируем наводнение дворов новыми седанами Renault Logan

С середины мая российские дилеры Renault могут потешаться над людьми, как в телешоу со скрытой камерой. Организовать розыгрыш легко. Приглашаешь человека в старый Logan, даёшь осмотреться. Потом резко пересаживаешь в новый Logan — и дело в шляпе, наслаждайся эффектом. У клиента седые волосы дыбом, глаза навыкате, отвисшая челюсть… Ну вылитый Док из фильма «Назад в будущее». Пересохшие губы шепчут: «Не может быть!» Пальцы барабанят по жёсткому пластику: «Не скачок даже, прорыв…» Руки гладят кресла: «Стало лучше в разы, да нет, на порядок…» В голове калькулятор бешено обстукивает конфигуратор. И — бац! — удар молотка. Продано! Назовём такой аттракцион Logan Experience. Это сложное переживание. На твоих глазах нарочито дешёвый утилемобиль преобразился в ладную машинку с «климатом», «круизом», «музыкой» с сенсорным экраном, MP3, навигацией, датчиками парковки, четырьмя подушками безопасности, АБС, ESP и ещё чёрт-те чем. Уму непостижимо, ведь почти за ту же цену!

Logan получил три новых цвета кузова: лазурный (на фото), сапфир и огненно-красный. Все — «металлики». Также седан приукрасили четыре свежих варианта 15-дюймовых легкосплавных дисков. Дизайн Delarte (на снимке) полагается только топовой версии.

Но вот в новый Logan с подозрением заглядывает скептик. Ладу из списка он зло вычеркнул, «китайцев» отмёл, Solaris и Rio считает чересчур примелькавшимися. Дядя раздумывает про VW Polo Sedan, Peugeot 301, Chevrolet Cobalt. Первым делом мрачный товарищ смотрит, где кнопки стеклоподъёмников. Ага, на дверях. Раньше-то они на центральной консоли и тоннеле были. Погоди-ка, в «центре» кое-что осталось от них: качающаяся клавиша — дублёр задних подъёмников. Ладно, не криминал. Ещё у старого Логана, помнится, регулировка зеркал рядом с ручником мешалась, теперь слева от баранки. Нормально. Так, клаксон уже не на подрулевом рычажке, а на ступице, как положено. Что ж, основные эргономические просчёты побеждены. Баранка, правда, по вылету, как и раньше, не настраивается, всё же подобрать компромиссное положение можно. И ещё зона очистки дворниками лобового стекла — она увеличилась, но с правой стороны хочется больше.

Интерьер максимальной комплектации Luxe Privilege — это двухцветная отделка, хромовые вкрапления там и сям. Кнопки на руле нужны для управления круиз-контролем: слева выбор скорости, справа запоминание и сброс. Мультимедийная система с семидюймовым тачскрином досталась Логану от Дастера. Однозонным климат-контролем поделился Clio. Установка шумновата, но работает заметно тише кондиционера в машине предыдущего поколения (тот на «двойке» заглушал голоса).

Новые приборы с белой подсветкой выглядят симпатично, ничего лишнего, читаются хорошо. В «топе» колодцы очерчены хромом. Материалы отделки по большей части недорогие, зато аккуратные, собраны вместе детальки прилично. Кстати, зеркальца теперь есть в обоих противосолнечных козырьках. Намертво прикрученные потолочные ручки не изменились, зато как дверные похорошели! Внутренние выглядят будто металлические, наружные отмечены хромированной полоской. Неплохо, неплохо…

Спинка заднего дивана наконец-то складывается в соотношении 60/40. Нажал на кнопки — и легко завалил вперёд обе секции, манипуляции с горизонтальной подушкой ни к чему. Только ровного пола не получается, и доступно это складывание исключительно в двух богатых комплектациях.

Ох, а посадка в водительском кресле всё такой же задранной осталась, и по-прежнему нет регулировки по высоте. Хотя сам профиль сидушек заметно удобнее теперь: что спереди, что сзади. И подпор какой-никакой, и поддержка — прогресс налицо. Причём у сидений с интегрированной боковой подушкой безопасности профиль немного другой, но тоже хорош. На втором ряду сел «сам за собой» с запасом, перед коленями — карманы. Тоже неплохо. Менеджеры Renault, между прочим, заявляют, что Logan — эталон по простору в локтях. Что сказать, трое на галёрке усядутся сносно, но вдвоём вдвойне веселей.

Подумалось, что багажник на крышу можно было бы включить в базовую комплектацию нового Логана, потому что старый без этих поперечин встретить сложно. Что до основного грузового отсека, то его объём не изменился — 510 л. Ширина проёма — 869 мм, высота — 744. Под фальшполом лежит полноразмерная запаска с бумажным предупреждением: не ездить на ней быстрее 80 км/ч.

Хозяин Логана домовит и осторожен. В его автомобиле на ключ с острым фиксированным жалом запирается и багажник, и лючок бензобака. Открыть отсек для грузов можно, как и прежде, нажав на замочную скважину. Чтобы закрыть, придётся испачкаться, ведь ручек с внутренней стороны дверцы нет, как отсутствует и какая-либо обивка — просто голый металл. Да, пробку бака носить с собой на кассу необязательно: один поворот ключа, и затычку можно повесить на дверку. Заметим также, что центральный замок с набором скорости запирается сам. Тоже достижение. Отдельное мерси стоит сказать за озвучку поворотников — они отныне мягко щёлкают, прежние противно попискивали. Если кому не нравится тревожный сигнал задних датчиков парковки, их можно отключить отдельной кнопкой.

Открытые дождям и ветрам петли капота так и остались на улице. Вместе с тем распахнутая крышка моторного отсека отныне удерживается газовой опорой — полная неожиданность.

В комплекте с разнообразными нововведениями решено избавить покупателей «второго» Логана от лишних мук выбора. Старый Logan предлагается в шести комплектациях, с безальтернативной пятиступенчатой «механикой» и тремя моторами: 1.4 (75 л.с.), восьмиклапанным 1.6 (84 силы) и шестнадцатиклапанным 1.6 (102 л.с.). Ценовой диапазон — от 357 000 до 474 000 рублей. У нового седана комплектаций лишь четыре (355 000–515 000 руб.), «механика» та же, а двигателей всего два. В отставку отправлен самый слабый, при том что оставшиеся «атмосферники» отныне чуть придушены обязательными с января нормами Евро-5.

По части размеров новичок обогнал предшественника только в длину (на 58 мм). Старый Logan на 7 мм шире и на 17 выше. Дорожный просвет у машин одинаковый: при полной нагрузке он сокращается с 160 до 155 мм.

Агрегат с восемью клапанами дефорсировали до 82 л.с. и прибавили ему десять «ньютонов»: теперь 134 Н•м достижимы с 2800 об/мин. Характеристики «старшего» мотора не изменились — 102 л.с., 145 Н•м. Чудес ждать не стоит ни от одного, ни от другого двигателя. Сравнить их в деле удалось при почти полной загрузке (иначе какой это Logan?), и разительные отличия действительно обнаружились. Да, движок помощнее выигрывает в паспортной динамике почти 1,5 с, по спидометру он способен разогнать автомобиль с тремя взрослыми в салоне и багажом до 160 км/ч и даже немного больше. Два человека в Логане с восьмиклапанником за отметку 150,5 км/ч выбраться не в состоянии — проверяли на старой взлётно-посадочной полосе.

Впрочем, для владельца Логана взлёты — баловство. Ему важнее не рекорды скорости, больше волнуют расход топлива, ставка транспортного налога и прочие приземлённые вещи. В этом плане 82-сильный вариант предпочтительнее, потому как потребляет минимум на литр меньше (в нашем случае наибольший разрыв показателей был 9,6 против 11,2 л) и поборы налоговиков в два раза скромнее (по Москве 12 против 25 рублей за лошадиную силу).

Важное замечание по ценам. Нелюбимая в народе плата за доставку до дилера, которая разнится в зависимости от региона и прочего, с появлением нового Логана сохранилась. Однако её размер и порядок взимания не изменились. Предполагается, что самыми популярными комплектациями, как и раньше, станут средние: «база» плюс кондиционер и что-нибудь ещё. В 2012 году россияне купили 58 734 седана, в 2013-м дилеры продали заметно меньше — 50 894 штуки. Видимо, сказалось ожидание нового поколения.

Если ты едешь один в пустом автомобиле, разницу в двадцать «лошадей» ощутить легко. Задорный подхват при переключении на вторую передачу поднимает настроение, на третью тоже, далее до ста Logan взбирается бодрячком, потом наступает монотонная стабильность. В унылой повседневной эксплуатации дополнительная мощность может быть совсем не заметна. Проверено. Трое мужиков в салоне, столько же сумок в багажнике, лёгкий подъём переулка — и всё, шумного труда на червонец, результат на копейку. На пятой передаче 102-сильный загруженный Logan тащится в горку не быстрее 70 км/ч. Само собой, можно переключиться ниже, но тогда нудный звук мотора начнёт сводить с ума. Двигательный отсек в новом Логане вроде как дополнительно изолировали, улучшили герметичность стыков, только вот проблема осталась. Едешь по трассе в четверть педали и бесишься от давящего на уши гула. Отпустил — стихло, однако и машина останавливается. «Младший» движок не так раздражает. Сделать выбор в его пользу можно уже по одной этой причине.

Дизель — это прерогатива Дастера, поэтому в арсенале Логана его ждать не надо. Турбомоторов тоже не предвидится, их не оценит целевая клиентура, привыкшая к понятным и проверенным решениям.

С пятиступенчатой «механикой» Логана никаких изменений, увы, не произошло. И бог с ним, что остался прежним не самый удобный рычаг. Куда жальче, что никуда не делись его расхлябанные длинные ходы, мешающие попасть в нужный паз. Бывает, приходится довтыкать передачи, а они ведь «короткие», переключаться нужно часто. Вдобавок рычаг в придержащей его руке бьётся в вибрациях. Короче, нечёткое взаимодействие с коробкой способно подпортить общее впечатление. Может, ситуацию спасёт «автомат»? Да, он обязательно появится. Когда-нибудь позже. Однако и с имеющейся «механикой» Logan может обаять расстроившегося водителя заново.

Управляется седан очень даже неплохо. У руля чуть больше трёх оборотов от упора до упора, довольно чёткий «ноль» и добротное усилие, нарастающее с повышением скорости. При парковочных манёврах штурвал, напротив, легчает. Это потому что гидроусилитель руля — адаптивный. Остановить Logan не проблема. Пусть спереди диски и невентилируемые, а сзади механизмы барабанные, тормоза поймают, где ждёшь.

Нескромное очарование исходит в первую очередь от подвески, которую в Renault гордо называют легендарной и неубиваемой. Вот уж не отнять! Не лёг ещё поперёк дороги «полицейский», могущий пробить эту простую, по сути, конструкцию со стойками McPherson спереди и полузависимой балкой сзади. Реношники заявляют, что подвеска модернизирована. Спрашиваешь их: насколько стало жёстче на сжатие, на отбой, как там с угловой жёсткостью? Они отвечают, что точных цифр дать не могут. Мол, изменения в настройках были сделаны с учётом изменившихся массы и размеров автомобиля.

Стабилизатор поперечной устойчивости, с которым были проблемы, вернулся доработанным. Теперь им оснащаются машины во всех комплектациях, кроме самой доступной Access. Если оттого и произошли изменения, то едва заметные. Субъективно, реформа заключается в нюансах слишком тонких, чтобы прочувствовать их в толсто едущем автомобиле. Под «толсто» имеются в виду грубо, громко и бесстрашно. Энергоёмкость подвески позволяет валить, не притормаживая на проблемных участках, если по ним вообще способна проехать легковушка. В то же время свой кайф есть и в галантном перемещении.

Мультимедиасистема Media Nav производства компании LG неожиданно прилично звучит (динамики есть во всех дверях), живо реагирует на прикосновения к экрану, который хорошо читается с водительского кресла, не бликует и не засвечивается солнцем. Борткомпьютер показывает много интересного: дорожные знаки, забортную температуру, текущий и средний расход топлива, расстояние с момента последней заправки и так далее. Над дисплеем расположены кнопка вкл/выкл, регулятор громкости, USB-порт и разъём для наушников. Для управления системой Media Nav можно использовать и подрулевой джойстик.

Стелешь себе по трассе на «круизе», с «климатом», слушаешь музыку с телефона по Bluetooth, поглядываешь на цветной экран с навигацией. Значок на панели приборов подсказывает момент смены передачи (уже при 60 км/ч предлагается пятая). Катишься безмятежно и не веришь, что под тобой и вокруг — пресловутый «колхозник» Logan, в чьём имени букву «г» унизительно меняют на «х». Всё-таки самая значительная перемена при смене поколений описывается двумя словами: стал комфортнее. Всесторонне удобнее для всех обитателей. Это позволяет пиарщикам Renault пропагандировать автомобиль как современный семейный. У предыдущей генерации было схожее позиционирование, но только теперь перед посадкой в Logan женщин, стариков и детей можно с чистой совестью не жалеть.

Помнится, в прошлом году коллеги из Авторевю на сравнительном тесте столкнули лбами новый Logan с шестью моделями разной степени доступности. Седан от Renault, уже продававшийся на тот момент в/на Украине, проиграл всем без исключения, в том числе собственному клону, который Nissan Almera. Что тогда началось! Читатели обвинили авторевюшников во всех смертных грехах. А всё почему? Ответ ниже.

У нас Renault Logan любят, как нигде в мире. В России за всю историю модели продано больше полумиллиона машин. Наши пристрастились настолько, что скупили четверть произведённого на планете объёма. Ежемесячно расходится 1500–2000 штук, а будет много больше. Виной тому не только новый Logan, что появится на прилавках 15 мая. Сыграет роль и старый, на который с того же четверга предложат скидку. Логаны двух поколений решено продавать параллельно до тех пор, пока на «первый» сохраняется спрос. Что до седана второго поколения, то этот обречён на безоговорочный успех.

Менеджеры Renault заявляют, что новый Logan будет очень успешным, ведь он сохранил все сильные стороны предшественника, изменился к лучшему снаружи и внутри, получил новое оборудование и небывалые прежде опции, а цены остались практически на том же уровне. «База» так и вовсе подешевела на 2000 рублей.

Альянс Renault-Nissan, ни секунды не сомневаясь, что «второй» Logan станет бестселлером, запланировал объём производства 140 000 машин в год с возможностью наращивания. Хватит всем. Выпуск новичка налажен не в Москве, как раньше, а в Тольятти. Мощности завода «Автофрамос» французы решили высвободить, чтоб дозагрузить их Дастером, Sandero и старым Логаном. На АвтоВАЗе новоявленному седану посвятили производственную линию B0 (одноимённую с платформой положенных ей автомобилей). Не всю линию, а её половину: здесь же выпускают Ладу Largus (которая суть Dacia Logan MCV) и Nissan Almera.

Соответственно, снова возникает интересный вопрос о стандартах качества, который в концерне Renault-Nissan слышать не хотят. Чьи стандарты на B0 — реношные, ниссановские, датсуновские, вазовские? Ответ всегда один: каждый бренд в альянсе отвечает только за себя и за никакой другой, так что «производство осуществляется под тщательным контролем выпускаемой продукции в соответствии с международными стандартами качества Renault». И точка.

Уровень локализации производства нового Логана — 62%. В России, к примеру, делаются сиденья, элементы внешней и внутренней отделки, детали топливной, тормозной и рулевой систем, проводка, климатическая установка, всяческая штамповка.

Российские условия, по мнению создателей нового Логана, делятся на две категории. Адаптация к климатическим — это, понятно, эксплуатация при низких температурах: пуск «на холодную», аккумулятор увеличенной ёмкости, генератор большей мощности. Главное новшество тут — обогрев лобового стекла по всей поверхности. В начальной комплектации эта опция недоступна, в средних входит в пакет за 11 000 или 14 000 рублей, в топе идёт по умолчанию. Приспосабливание к нашим дорожным условиям — это защита двигателя, топливопроводов и днища, а также брызговики «в базе». Во время испытаний «второй» Logan проехал по России 75 000 км, в целом на тестах исколесил 1,9 млн км и, говорят, жив-здоров.

Если АБС идёт в «базе» на всех новых Логанах, кроме самого дешёвого, то ESP — опция, доступная только в третьей по дороговизне комплектации. Система продаётся в пакете с боковыми подушками и датчиками парковки за 19 000 рублей.

«Хорошая машинка за свои деньги», — такая характеристика прочно закрепилась за моделью Renault Logan первого поколения. Во второй генерации седан вправе рассчитывать на превосходную степень. Отличный? Решайте. Как бы там ни было, сегодняшнее засилье Логанов в наших дворах — ничто по сравнению с приходом армады, уже видимой на горизонте. Цель визита — оккупация. Помешать ей может только какой-нибудь форс-мажор. Гибель всего живого на Земле, например.

Паспортные данные

Renault Logan 1.6 8v 1.6 16v
Кузов
Тип кузова седан седан
Число дверей/мест 4/5 4/5
Длина, мм 4346 4346
Ширина, мм 1733 1733
Высота, мм 1517 1517
Колёсная база, мм 2634 2634
Колея передняя/задняя, мм 1493/1486 1493/1486
Снаряжённая масса, кг 1106 1127
Полная масса, кг 1545 1545
Объём багажника, л 510 510
Двигатель
Тип бензиновый бензиновый
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 8 16
Рабочий объём, см³ 1598 1598
Макс. мощность, л.с./об/мин 82/5000 102/5750
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 134/2800 145/3750
Трансмиссия
Коробка передач механическая, пятиступенчатая механическая, пятиступенчатая
Привод передний передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые дисковые
Задние тормоза барабанные барабанные
Шины 185/65 R15 185/65 R15
Дорожный просвет, мм 160 160
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 172 180
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 11,9 10,5
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 9,8 9,4
— загородный цикл 5,8 5,8
— смешанный цикл 7,2 7,1
Норма токсичности Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 50 50
Топливо АИ-95 АИ-95

Техника

Спереди — стойки McPherson, сзади — балка. Этими подвесками сегодня пользуются Logan, Sandero, Duster, Lada Largus, целый выводок Ниссанов и пара крупных моделей марки Dacia, которая зовёт свою «тележку» M0, а не B0. Платформа хороша своей универсальностью: на ней можно выпустить хоть компактную легковушку, хоть массивный вэн. Уже в ходу платформа нового поколения под названием Nissan V, так что конструкцию Nissan B образца 2002 года, пожалуй, можно считать устаревшей. Вряд ли на ней построят что-то новое.

Линейку четырёхцилиндровых моторов K-Type объёмом от 1,4 до 1,6 л инженеры Renault начали разрабатывать в 1995 году и продолжают развивать по сей день. Logan нынче оснащается двигателями 1.6 восьмиклапанной серии K7M и шестнадцатиклапанной K4M. С 2004-го по 2010-й это были одни агрегаты, не брезговавшие «девяносто вторым» бензином, сейчас другие, а именно — K7M 800 мощностью до 84 л.с. (на картинке слева) и K4M 606/696 (103 л.с.). Чтобы новый Logan соответствовал эконормам Евро-5, моторы перенастроили, отняв у «младшего» пару силёнок и добавив ему 10 Н•м тяги.

Безопасность

У старого Логана была только водительская подушка безопасности. Теперь в двух старших комплектациях эйрбэг есть у переднего пассажира, а в топовой версии имеются и две боковые подушки. Раньше АБС была опцией, теперь идёт на все модификации «в базе». ESP у Логана прежде не было совсем, нынче в самом дорогом исполнении Luxe Privilege система предлагается за 10 000 рублей.

В видеоролике — краш-тест прежнего Логана, проведённый в 2005 году. Тогда седан выступил не очень — набрал лишь три звезды из пяти, то есть защита взрослых и детей в машине была оценена на троечку, а забота о пешеходах — на единицу. Новый Logan эксперты Euro NCAP ещё не испытывали.

Дизайн

Настал день, когда применительно к Логану можно говорить о дизайне. Но, как и прежде, компания Renault старается не делать своих художников звёздами. И шеф-дизайнер марки Лоренс ван дер Акер — не исключение, ведь он прославился до прихода во французскую фирму. Поэтому найти создателей внешности нового Логана — та ещё задача. Тем не менее удалось выяснить, что рисовать новое поколение седана начинала бразильская дизайн-студия Renault. Большую работу проделал уроженец Сан-Паулу Юрий Хайек: бампера, задние фонари и кое-какие другие элементы — его рук дело. Как и эскизы да фото, которые вы видите выше.

История

Согласно легенде, своим появлением на свет Logan обязан нашей Ладе. Началось всё будто бы в сентябре 1997 года. Тогда президент Франции Жак Ширак прибыл с официальным визитом в Россию, а в составе делегации был глава компании Renault Луи Швейцер (на фото). И вот он якобы заметил, что устаревшие, но дешёвые Лады бойко распродаются, тогда как новые французские автомобили, стоящие вдвое дороже, спросом не пользуются. Швейцер вроде как задался амбициозной целью — построить хорошую машину с автовазовским ценником. Будущий автомобиль он охарактеризовал тремя словами: современный, надёжный и доступный. Цену шеф Renault поначалу ограничил на уровне 6000 евро, а позднее — на пяти тысячах. Правда ли это? В действительности, думается, всё было несколько иначе. Марка Renault в том или ином виде присутствует в нашей стране с начала XX века, представительство компании в Москве открылось в 1968-м, в 1970-м было подписано соглашение с СССР по развитию автомобильной промышленности (о поставке оборудования и технологий)… Стало быть, продукцию отечественного автопрома французы в 1997 году знали не понаслышке и Лада сюрпризом быть не могла. Тем не менее есть у Логана вот такая легенда, она и в анналы Википедии занесена.

Судя по всему, Logan родился по другой причине. Готовясь выкупить загибающуюся румынскую марку Dacia, функционеры из Renault наверняка обдумывали новую бюджетную модель, которая заменит собой старые Дачии серии 1300 на обретённых мощностях (на фото — Dacia 1300 Berlina образца 1973 года, румынский вариант Renault 12). Задача перед участниками проекта с заводским обозначением X90 стояла такая — построить максимально доступный и надёжный автомобиль для развивающихся рынков. Это означало, что дизайн неважен. Главное, чтобы машина была приспособлена к плохому климату, ужасным дорогам, некачественному топливу, легко и просто обслуживалась и ремонтировалась. Соответственно, разрабатывая такой автомобиль, в Renault экономили на всём возможном: моделирование было только компьютерным, унификация с другими моделями — максимально широкой, упор — на самые простые и дешёвые в изготовлении детали (панели, стёкла и так далее). Из бюджета в 360 миллионов евро французы умудрились на одном только проектировании сэкономить 20 млн.

«Это была увлекательная задача, — скажет потом глава проекта X90 Жан-Мари Эртижье (на снимке крайний слева; рядом с ним вся команда, работавшая над X90). — Мы должны были с нуля построить первый автомобиль марки Renault, ориентированный на продажу за пределами Западной Европы, принимая во внимание, что финансовые соображения — ключевые». Платформа B0, которой нынче вместе с Логаном пользуются Sandero, Duster и Lada Largus, получилась после модификации ниссановской «тележки» B. Двигатели (восьми- и шестнадцатиклапанные 1.4 и 1.6, а также дизель 1.5) новичку достались хорошо проверенные, из серии Renault K-Type. Пятиступенчатой «механикой» поделился Renault Megane второго поколения. А вот дизайн (что экстерьера, что интерьера) у Логана вышел самобытный: экономия в страшноватой внешности седана первого поколения выпирала из всех щелей. Ещё бы, отштампованные угловатые панели, цельнолитая пластиковая передняя панель, «универсальные» боковые зеркала, ставящиеся хоть слева, хоть справа. Но многие из тех, кто впоследствии вникал в решения «увлекательной задачи», соглашались: Renault Logan — гениальный автомобиль. Кстати, дизайном Логана занимался не кто иной, как Бенуа Жакоб, который в Renault лишь начал карьеру, а продолжил в BMW. Сейчас он возглавляет подразделение BMW i Design, то есть электрокар BMW i3 нарисован под его руководством.

Премьера седана Dacia Logan состоялась 2 июня 2004 года. Модель показали не на каком-нибудь мотор-шоу, а в принадлежащем Renault комплексе Technocentre, что находится в городе Гвианкуре, в 30 км от Парижа. На показ модели в Техноцентре, где Logan и родился, собралось более 500 журналистов из 38 стран. К потребителю седан пошёл с сентября того же года, как водится, под разными именами. В Европе, где французы в 2005-м всё же решились продавать модель, она известна как Dacia Logan. Название автомобиля в Южной Африке, Аргентине, Израиле, Египте, Бразилии, России и ряде других стран вы знаете. В Мексике он именуется Nissan Aprio, в Иране — Renault Tondar 90, в Индии — Mahindra Verito. Плюс ко всему универсал Logan MCV в России зовётся Lada Largus, а в ЮАР есть модификация пикап Nissan NP200. Локальная сборка автомобилей налажена на всех основных рынках: конвейеры работают в Румынии, Бразилии, Колумбии, Индии, Иране, Южной Африке и России. В Москве специально для Логана отстроили завод «Автофрамос», который был торжественно запущен в 2005-м. В том же году седан впервые вышел на российский рынок.

В июле 2008 года седан Renault Logan претерпел фейслифтинг. Ему подправили внешность (решётку, фары и фонари, бампера и крышку капота), приукрасили салон (отныне — новая передняя панель, иная отделка дверей) и немного модернизировали технически (удалив из дешёвых комплектаций передний стабилизатор поперечной устойчивости, перенастроили подвеску: установили более жёсткие сайлент-блоки, пружины и амортизаторы). В России обновлённый Logan выпускается с декабря 2009 года. Заметим, что требование Луи Швейцера сохранить цену модели в пределах 5000 евро так и не было выполнено. В Румынии базовая Dacia Logan стоит около 6500, а у нас больше 7000 евро. В конце ноября 2013 года компания Renault продала в нашей стране пятисоттысячный Logan. Представительство марки отмечает, что сейчас в России действует шесть крупных интернет-сообществ владельцев Логанов, насчитывающих более 100 000 зарегистрированных участников.

Бонус

Бюджетный имидж не мешает Логану в автоспорте, только помогает. Любителей принарядить седан 1.6 MPI в один из кит-комплектов от подразделения Renault Sport хватает — в Румынии, Франции, Германии регулярно проводятся кольцевые и раллийные монокубки. Также стоит вспомнить о существовании RS-версии Логана (на фото) с 200-сильным мотором от «зажигалки» Renault Clio RS. Немцы из Renault Sport Deutschland, построившие «болид» Dacia Logan 2.0 RS, предлагают его за 43 000 евро.

Кроме того, на базе Логана в начале 2000-х был изготовлен ралли-кар категории Super2000 — Logan S2000 с двухлитровым «атмосферником» мощностью 270 л.с. Автомобиль тестировал сам Симон Жан-Жозеф, чемпион Франции по ралли. Испытания, как понятно после просмотра видеоролика, были успешными, однако проект Logan S2000 в 2007-м почему-то закрыли.

За кадром

Когда я узнал, что у нас в редакции лежит никому особо не нужный стабилизатор видеосъёмки для айфона, сразу решил взять его в командировку. Попробовать. Вышло так, что приехал с ним на Logan. Штуковина называется Steadicam Smoothee. Эффектная вещь, конечно. Когда снимаешь с ней, всем вокруг очевидно, что ты крутой парень. Только вот сколько я с этим стедикамом ни воевал, ничего хорошего не добился. Наоборот — испортил себе съёмку. Раскачка ужасная, с рук вышло бы в разы лучше… Простите великодушно. Ну, ничего не поделаешь. А вообще дело было в Черногории. Там нас ждали пятнадцать Логанов небесного цвета, чтобы за два дня прокатить по городам Тиват, Будва и Котор — всего более 300 км. По пути посмотрели, как сушат солонину пршут, заехали на винодельню, где бродит знаменитое черногорское вино Vranac. На пароме вместе с машинами переправлялись. Было тепло, красиво и опасно. Дорожки в горах вьются узкие, практически все повороты — закрытые, отбойников остро не хватает. Одну машину слегка покалечили: местный въехал новому Логану в зад, что характерно — на Renault.