Шипы и асфальт

Многие автовладельцы стремятся выбирать автопокрышки не только по доступному бюджету, но и по многим другим параметрам. Например, по результатам тестов, проводимых различными независимыми компаниями. Но некоторые из них делают одни и те же ошибки. Например, при выборе зимних покрышек они не обращают внимания на то, что в тестах была использована нешипованая или шипованная резина на асфальте.

Итак, многочисленные тесты показываются, что шипы на асфальте ведут себя намного лучше, чем раньше предполагали. Оказывается, что современные модели покрышек имеют достаточно жесткий сплав самих шипов и резиновой смеси. Из-за этого происходит более уверенное управление и торможение авто на сложных и прямых участках дороги.

Шипованная резина на сухом асфальте

Некоторые «специалисты» утверждают, что шипованная резина на сухом асфальте ведет себя не очень хорошо. Например, могут тупиться шипы. Такое утверждение в корне неверно. Естественно, если автопокрышки изначально не были предусмотрены под шипы, то самостоятельная установка данного компонента может повлиять на ходовые характеристики и на качество изделия. Но если это заводская продукция, где все правильно выверено и сбалансировано, то переживать не о чем.

Езда на шипованной резине по асфальту приводит к тому, что и сама резиновая смесь, и шипы снашиваются равномерно, поэтому они не стачиваются, не выпадают и не образуют пустоты. Также раньше было распространено мнение о том, что тормозной путь на шиповках гораздо больше, если использовать их на сухом дорожном покрытии.

На самом деле тормозной путь действительно будет больше, но только в том случае, если водить будет осуществлять такие действия юзом. А это неправильно ни для сухого покрытия, ни для льда, ни для снежной каши. Также шипованная резина на асфальте тормозной путь уменьшает, если были подобраны покрышки с правильными шипами. Они должны быть многофланцевые.

Разнообразные тесты показывают, что однофланцевые шипы ведут себя на всех покрытиях дороги даже хуже стандартных липучек. И об этом можно догадаться даже по цене автопокрышек с такими шипами. Поэтому лучше заплатить немного больше, и не бояться о собственной безопасности, чем сэкономить и ждать как должного неприятной ситуации на дороге.

Обкатка шипованной резины на асфальте

В первую очередь необходимо разобраться, зачем вообще нужна обкатка. Водитель должен привыкнуть к покрышкам, используемым зимой, так как их поведение на дороге отличается от летних вариантов и адаптация в данном случае не помешает. Во-вторых, новые покрышки имеют специальную заводскую смазку, поэтому они достаточно скользкие. Необходимо время и небольшая притирка к дорожному покрытию, чтобы такая смазка сошла.

И еще один момент – это необходимость прикатать автошины, чтобы могли стать равномерно в гнезда и не вылетали при маневрах на экстремальных участках дороги и на поворотах. Обкатка шипованной резины на асфальте – это наиболее правильный вариант действий. Ведь можно спокойно пройти 300-500 км и не делать резких движений, обгонов, торможений. Причем не стоит дожидаться сильных холодов и гололедов.

Шипованная резина на мокром асфальте

При выборе автошин на зимний период необходимо учитывать условия, при которых они будут эксплуатироваться. Так, в условиях города шипованная резина на мокром асфальте будет вести себя намного хуже липучки, так как пятно контакта увеличивается, при высоких скоростях резко отмечается эффект аквапланирования, машину может заносить на поворотах и при сложных маневрах.

Если же управление автомобилем происходит аккуратно, безе резкой смены скоростей, то шипованые варианты хороших производителей вполне подойдут. Но в большей степени они подходят для гололеда или снега, который уже укатан на дорожном покрытии или только выпал. При этом температура воздуха может быть как нулевой, так и до -10 градусов. Если температура ниже, то одинаково хорошо себя показывают и шиповки, и липучки.

Скорость шипованной резины на асфальте

Как ведет себя шипованная резина на асфальте и на льду – это понятно, но при этом необходимо учитывать не только тип дорожного покрытия и выпавшие осадки, но и манеру вождения, а также скоростной режим водителя. Это очень важные параметры, которые нельзя отбрасывать в сторону при выборе очередного комплекта обуви для своего авто.

На каждой современной покрышке обязательно указана скорость шипованной резины на асфальте. При этом значение представлено в допустимом максимальном значении, а не в качестве рекомендаций для любителей погонять на загородных трассах. Если стоит индекс Т, то это значит, что максимальная скорость составляет от 160 до 190 км/ч.

Но как ездить на шипованной резине по асфальту с такими скоростными режимами зимой – непонятно, ведь даже при скорости 100 км/ч водитель перестает чувствовать контроль на любом покрытии дороги, в том числе на сухом асфальте, льду или снежной каше. Именно поэтому лучше доверять здравому смыслу и собственной интуиции, чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения от любых непредвиденных ситуаций.

Правда, что, если ездить на шипованных шинах по асфальту, все шипы повылетают?

Нет, не правда, шипы вылетают вовсе не от езды по асфальту, а по другим причинам. О них ниже.

Шипов, как правило, больше всего недосчитываются на ведущей оси с внешней стороны. Почему? О причинах ниже.

Некоторые водители стараются побыстрее переобуться в лето, чтобы не ездить на шипах по асфальту. Мол, по асфальту шипы могут быстро повылетать и на следующую зиму уже не останется.

А ещё я иногда вижу зимой, как люди специально едут не по пробитой до асфальта неглубокой колее, а по льду, пропустив асфальт между колёс. Спрашиваю: «Почему не по асфальту едешь? Колея-то сантиметр, не больше, выехать из неё не проблема». Отвечает: » Шипы берегу, чтоб не повылетали на асфальте».

Но шипы выпадают вовсе не от езды по голому асфальту, как многие думают — на это они как раз рассчитаны. И не от резких торможений.

Шипы вылетает в основном по двум причинам.

Первая причина — резкие старты с пробуксовкой. Всё равно на льду это происходит или на асфальте. При прокручивании ведущих колес на месте на колёса и шипы действует большая центробежная сила, а потом, когда колёса всё-таки находят сцепление, на них обрушивается резкая нагрузка из-за резкой остановки. На это шипы не рассчитаны и выскакивают из своих гнезд.

По этой причине больше шипов вылетает с колес на ведущей оси.

Поэтому, если есть пробитая до асфальта колея, лучше ехать по ней — на асфальте проще тронуться без пробуксовки, да и при ускорении колёса не будет проскальзывать.

Вторая причина выпадения шипов — это боковые перегрузки при резких маневрах. Резкие перестроения, повороты на высокой скорости — это приводит к очень высоким нагрузкам на шипы, они не могут удержаться в своих посадочных местах и остаются на асфальте.

Поэтому на внешней стороне шины шипов в конце сезона остается меньше, чем на внутренней. Из-за перераспределения веса и деформации шины в повороте основной вес приходится на внешнюю сторону колеса и соответственно на ближние к краю машины шипы.

В общем, шипам асфальт не страшен, страшно агрессивное и резкое вождение. А если ездить по асфальту спокойно без резких ускорений, пробуксовок, перестроений и скоростных поворотов на грани скольжения, то шипы будет на месте.

Если узнали что-то новое, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делайте репост — это лучшая благодарность для моего начинающего канала.

Opel Astra J theREX ›
Бортжурнал ›
Шесть заблуждений при использовании зимних шин

Заблуждение N1.

Применение зимних шин оправданно даже на одной оси.

Это самая распространенная ошибка среди автолюбителей. В такой комплектации «классика» будет плохо поворачивать и тормозить — передние колеса остаются «скользкими», а ведь именно передок обеспечивает торможение и управляемость. Но самое страшное происходит, когда экономят на зимних шинах владельцы переднеприводных машин. Казалось бы, установкой таких колес впереди решаются все проблемы проходимости, старта, торможения и управляемости — ведь все это обеспечивают передние ведущие колеса. Приходит чувство успокоенности и вседозволенности. И вот тогда случается страшное. На одном из скользких поворотов задняя ось неожиданно срывается в занос, и послушный до сих пор автомобиль вдруг разворачивается задом вперед и вылетает с дороги. Единственный выход из этой ситуации — добавить газ, чтобы вытащить автомобиль из заноса. Но это очень сложно морально (действие противоестественно нормальным человеческим реакциям, очень хочется газ сбросить или затормозить), да и места для таких действий на дороге обычно не хватает. Не экономьте на зимних шинах, особенно на переднем приводе — такая экономия выйдет боком. Ставьте зимние шины на все четыре колеса!

Заблуждение N2.

Шип работает только на чистом, сухом льду толщиной более 1 мм.

Опять заблуждение чистой воды. Шип работает всегда — и на снегу, и на любом льду, даже очень тонком. И даже на мокром, со слоем воды сверху. Правда, эффективность его в последнем случае сильно падает. Но любая, даже самая хорошая шина без шипов в такой ситуации ведет себя намного хуже!

Заблуждение N3.

На чистом асфальте шипы тупятся.

Да, но только в тех шинах, которые не предусмотрены для шиповки. Кстати, у нас в продаже можно встретить с шипами даже «всесезонку» Бл-85 — подобных шипованных шин хватит совсем ненадолго. В хороших протектор (его рисунок, нарезка), состав резины и шипы подобраны таким образом, чтобы все изнашивалось одновременно. При этом величина выступания шипа над поверхностью покрышки остается неизменной. Кстати, не совсем корректно говорить о том, что тормозной путь на асфальте благодаря шипам увеличится. Действительно, может увеличиться, если тормозить «юзом». Но уж если на льду надо тормозить не «в пол», то на асфальте-то зачем так делать?

Заблуждение N4.

Выпадение 2-3 шипов приводит к дисбалансу.

Это предположение применимо только к шинам, шипованным случайными шипами. Фирменный легковой шип сегодня весит в пределах одного грамма, так что потеря даже трех соседствующих приведет к дисбалансу не более чем в три грамма.

Заблуждение N5:

На скользкой дороге следует снизить давление в шинах.

Совершенно неправильные действия, так как при этом увеличивается площадь пятна контакта шины с дорогой, что приводит к снижению удельного давления. В итоге сцепление шины со скользкой дорогой ухудшится.

Заблуждение N6.

Прерывистое торможение уменьшает тормозной путь.

К сожалению, среди автолюбителей бытует подобное мнение. И вновь это — заблуждение! Тормозной путь «юзом» на скользкой дороге всегда меньше, чем при прерывистом торможении. Кто не верит, может проверить сам. Мало того — разница в тормозных путях («юзом» и прерывисто) у скользких шин будет больше, чем у хороших зимних. Дело в том, что после того как на заблокированное колесо перестают действовать тормозные силы, ему надо раскрутиться, а на льду ему проще скользить и зацепиться для раскрутки не за что. Самое эффективное торможение — на грани блокирования (даже по теории — с 15%- ным проскальзыванием). Однако овладеть таким способом торможения очень сложно. К тому же нельзя требовать от всех «частников» умения ювелирной работы ногой. Вот здесь и выходит на первый план такое понятие, как удобство торможения, информативность поведения шины при торможении. Одна срывается в «юз» резко, другая обеспечит своеобразный подсказывающий скачок усилия на педали тормоза перед тем, как заблокироваться даже на льду.

Ну зима на носу, так что думаю вам будет интересно посмотреть эти «заблуждения», или правила, не знаю как точно их назвать. Некоторые узнал впервые, например всегда думал, что шипы на сухом асфальте тупяться(

Кстати про зимнюю резину на одну ось: Видел лично, как знакомый на ауди 80 нацепил зимнюю резину на ведуший привод, неплохо ездил с месяц, а потом на повороте жопу — понесло! Хорошо, что удачно, нечего даже не разбил. Но резину так и не купил)))

А про преривестое торможение, конечно актуально, но хоть и не раз уже читаю, что юзом — тормозной путь короче, но все равно я за АБС =)

Может ли использоваться зимняя резина по асфальту?

Ни то, ни другое — не катастрофа, но:

В первом случае (установив резину загодя), Вы имеете преимущества:

1) Заранее готовы к Дню жестянщика.

2) Не попадёте в длинную очередь на шиномонтажке. Разумеется, если «зимняя» резина заранее одета на «зимние» диски, то беспокоиться вообще не о чем: выпал снег — Вы и сами во дворе или в гараже «переобуетесь».

Но тут есть два нюанса. Во-первых, при резком торможении (или манёвре) шипы на сухом асфальте сыграют роль гололёда, это надо учитывать; во-вторых, Вы будете какое-то время зря изнашивать дорогостоящую «зимнюю» резину. Впрочем, второе (износ по асфальту) — ерунда, по-моему: сколько ни изнашивал, на следующую зиму — как новые, и все шипы на месте.

Во втором случае (ехать на шиномонтаж в День жестянщика на летней резине) можно поиметь проблемы:

1) Пополнить ряды клиентов Жестянщика.

2) Простоять полдня в очереди.

P.S. Окончательно решать Вам, как водителю. Судя по прогнозам, до конца недели беспокоиться не о чем. Но если вдруг на понедельник «передадут» дождь со снегом, отпрашивайтесь с работы в четверг после обеда и езжайте «переобуваться». В пятницу после обеда, а тем более на выходных, народу уже будет много.

О грязевой резине

Автошины, представленные на рынке в широкой продаже, имеют строгую классификацию в зависимости от их размера, сезонности, характера эксплуатации и типа дорожного покрытия. Многие летние покрышки имеют различный химический состав, высоту и рисунок протектора, из-за чего они подразделяются на шоссейные, универсальные или грязевые. Если водитель имеет в собственности внедорожник и планирует эксплуатировать его в условиях мягкого грунтового покрытия, то ему обязательно потребуются грязевые шины.

Отличительные особенности грязевых шин

Грязевая резина – это обособленный класс автомобильных покрышек, который называется Mud Terrain. Он предназначен исключительно для езды по бездорожью. Многие автолюбители неверно предполагают, что такие колёса используются только на внедорожниках, то есть предназначены исключительно для привода 4х2 или 4х4, а также для грузовых авто. В продаже имеются шины, которые могут подойти и на малолитражные городские седаны. Данная резина обладает следующими отличиями от любых других типов покрышек для легковых и грузовых авто:

Грязевая резина для экстремальных условий

  • Подошва имеет жёсткие и глубокие протекторы, называемые грязезацепами, которые могут выполняться в виде классической тракторной «ёлочки», быть направленными или в виде отдельных асимметричных участков. Эти протекторы глубоко врезаются в мягкий грунт, а крутящий момент на колесе обеспечивает ломовой эффект, сильно увеличивая трение, и колесо в таком случае не проскальзывает, из-за чего автомобиль может преодолеть любую колею.
  • Высокий протектор не обладает абсолютной жёсткостью, и при движении по ровной поверхности шины деформируются под весом транспортного средства, что нередко вызывает заносы или увеличенный тормозной путь. Подобная резина не рекомендована для новичков, так как её эксплуатация сопряжена с повышенным риском. Размерность посадочного корда на диск данных покрышек редко превышает 16-17 дюймов. Учитывая высокий профиль, до 100-130 мм, в сочетании с высокими зацепами на подошве, суммарный габарит колеса достигает внушительных размеров.
  • Можно ли ездить на грязевой резине зимой? Если водитель планирует приобрести грязевую резину для езды в холодное время года, ему следует подойти к данному вопросу особо ответственно, так как протекторы не имеют острых ламелей или шипов, усиливающих фрикционные свойства резины. В таких случаях устойчивость на дорогах может быть достигнута лишь за счёт мягкости и формы протектора, а самым эффективным грязевым зацепом на этих покрышках в зимнее время считается узор в виде «шашечек», что усиливает сцепление колеса со скользкой дорогой при разгоне, торможении и на поворотах.

Важно! Состояние дорожного покрытия играет при выборе грязевой резины ключевую роль, потому что езда в скалах или в местах с каменистым грунтом требует многослойной бронированной подошвы и самых жёстких проекторов. А эксплуатация в торфяных, илистых или мягких глинистых грунтах, равно как и в зимнее время года, практически невозможна на твёрдой резине. Многие производители с большим опытом, давно поставляющие свою продукцию на авторынки по всему миру, дифференцируют состав покрышек и по жёсткости смеси при изготовлении, и по рисунку и величине протектора.

Штатная грязевая резина для Chevrolet Niva

Лучшие производители шин для езды по бездорожью

Опытные автолюбители, давно использующие грязевые колёса, знают практически всех её производителей, учитывая, что их не так много. Те же автолюбители, кто только собирается поставить такие шины впервые, должен знать, что помимо качества и характера их использования, крайне важно выбрать такой бренд, который бы устроил в том числе и по цене.

Грязевые шины для внедорожников, например на «Ниву», могут стоить как 4-5 тыс. руб. за колесо при выборе китайских брендов, так и 15-20 тыс. руб., если водитель остановился на более известном и дорогом бренде.

Ниже приведён рейтинг наиболее популярных среди российских автолюбителей компаний, производящих шины для грязи для большинства транспортных средств:

  • Самым лучшим производителем на протяжении последних лет безоговорочно признаётся бренд BFGoodrich Mud Terrain, так как он превращают любой внедорожник в настоящий вездеход. Глубокие протекторы сконструированы таким образом, что они загребают любую, даже самую жидкую грязь, позволяя автомобилю преодолеть трудные участки. Направленная конструкция грязевых зацепов позволяет водителю направлять колёса, и они будут стабильно держать дорогу.

К положительным качествам резины также можно отнести тот факт, что благодаря особому составу резиновой смеси она спокойно может использоваться как летом, так и зимой. По стоимости продукция бренда относится к средней ценовой категории. Оригинальная шина бренда в зависимости от размерности может стоить от 8,5 до 16 тыс. руб. Резина на «Оку» грязевая обойдётся всего в 8 тыс. руб., для «Нивы» придётся отдать уже 11 тыс. руб.

Резина для грязи BFGoodrich

  • Ещё один известный в узком кругу экстремальных водителей производитель – это Cooper Discoverer, с конвейера которого выходят только вездеходные шины, обладающие рядом преимуществ перед конкурентами. Среди многочисленных моделей покрышек этого бренда имеются уникальные бронированные шины, предназначенные для езды по скальной поверхности. Компания гарантирует, что они не могут быть повреждены даже самыми острыми каменными выступами.

На заметку! Что касается эксплуатации по грязи, то инженеры компании разработали собственную конструкцию протектора, который не только эффективно цепляется за грунт, но и быстро очищается от грязи после преодоления бездорожья. По ценообразованию колёса принадлежат к тому же сегменту, что и описанная выше модель. Продукция стоит в районе 10-12 тыс. руб. за колесо.

  • Корейский производитель шин Kumho также представил линейку грязевой резины для внедорожников 4х4 под названием Road Venture. Компания обладает огромными производственными мощностями, высоким уровнем маркетинга и продаёт миллионы единиц продукции ежегодно. Средняя цена одной покрышки колеблется в пределах от 5,5 до 6,5 тыс. руб. Однако стоимость никак не повлияла на качество марки, и резина обладает отменными ходовыми качествами и высоким уровнем надёжности.
  • Одна из самых крупных компаний в мире — японский концерн Bridgestone — также не мог оставаться в стороне. Его грязевые шины, производящиеся под маркировкой Dueler D673, завоевали доверие сотен тысяч потребителей по всему миру. Неизменное качество марки, продуманный глубокий протектор, идеальное сцепление с мягкой глиной и мелкими песками, а также стильный внешний вид с контрастной маркировкой модификации на профиле в сочетании со стоимостью около 7 тыс. руб. за колесо, заслуживает повышенного внимания автолюбителей.

Внедорожные покрышки Bridgestone Dueler

  • Что касается популярности, то здесь первое место много лет держит компания Yokohama с её серией грязевых шин Geolandar. Именно эта резина используется практически всеми командами при проведении ралли на внедорожниках. Изделия обладают высоким уровнем сцепления с дорогой, помогают автомобилю преодолеть различные грунтовые условия, легко очищаются от грязи, а также способны прослужить владельцу много лет. Стоимость покрышек начинается от 7 тыс. руб. и может доходить до 15 тыс. руб. за колесо с размерами для полноразмерного автомобиля 4х4.

Несмотря на высокое качество, почти все перечисленные выше бренды устанавливают высокую цену для многих обладателей отечественных автомобилей. Поэтому водители часто приобретают продукцию российских шинных заводов, которая не уступает в надёжности и эксплуатационным свойствам большинству западных аналогов.

Самыми известными и востребованными грязевыми шинами отечественного производства всегда была продукция Ярославского шинного завода. Достигнут этот эффект благодаря многочисленным контрактам на поставку изделий для нужд армии. Данные покрышки идеально показывают себя на любом типе грунта, ими оснащается большинство автомобилей УАЗ. Стоимость резины Я-192 не превышает 4,5-5 тыс. руб. за колесо.

Грязевые шины Ярославского завода

Концерн «АвтоВАЗ» при производстве своих знаменитых внедорожников ВАЗ-2121 и Chevrolet Niva ставит на них резину «Нижнекамскшина», которая хорошо себя ведёт на твёрдом покрытии и умеренном бездорожье, но мало подходит для суровых испытаний, так как не обладает должными вездеходными качествами. Цена продукции предприятия также составляет в районе 5 тыс. руб. за колесо.

Важно! Вне зависимости от типа покрышек и выбранного водителем бренда, шины требуют особого ухода и контроля качества поверхности перед каждой серьёзной поездкой. Сложные дорожные условия сводят гарантию полной безопасности при езде практически к нулю, так как острые препятствия в сочетании с двойными перегрузками в определённый момент времени могут привести к проколу и разбортовке колеса.

Можно ли ездить на грязевых колёсах зимой и как правильно выбрать всесезонные колёса

Грязевые шины – это узконаправленный продукт, предназначенный для использования в конкретных условиях. Именно поэтому такие колёса плохо едут по ровному асфальту на высокой скорости, представляя собой реальную угрозу водителю и пассажирам. То же касается и эксплуатации внедорожника в холодное время года, когда большинство шин твердеют при отрицательных температурах.

Наряду с обычными шинами для грязи в ассортименте многих производителей можно встретить именно те изделия, которые являются универсальными и предназначены для эксплуатации в любое время года. Такие покрышки имеют следующие отличительные особенности:

  • Ни одна грязевая покрышка, имеющая мощные грязезацепы, не может обеспечить нормальную езду по гололёду или сильно уплотнённому снеговому покрову, так как на поверхности протекторов полностью отсутствуют ламели или металлические шипы. При резком торможении, разгоне или выполнении манёвра на подобной дороге нередко случаются неуправляемые заносы. Если водителю внедорожника необходимо преодолеть опасный участок, то ему следует воспользоваться цепями на колёса, одеваемыми прямо поверх шин.

Грязевые шины зимой

  • Если же рассмотреть движение по рыхлому снегу во время оттепели или наоборот, после сильного снегопада, то безопасность управления зависит только от мягкости протектора. Сама структура снега сильно напоминает состав мягкой грязи, которая легко преодолевается грязевыми шинами. Негативное действие может оказать только низкая температура в сочетании с плохо подобранным составом резины.
  • Когда речь заходит о выборе грязевой резины для использования в зимнее время, продавцы пытаются отговорить потребителя от бесполезной покупки в пользу выбора классических зимних шин категории SUV, так как такая резина будет более предпочтительна.

Не все автомобилисты могут позволить себе сразу два комплекта шин для внедорожников, особенно если в их распоряжении находится обычная «Нива». В таких ситуациях они прибегают к выбору максимально мягких шин с ассиметричным рисунком зацепов на подошве. Такая резина неплохо ведёт себя в любых условиях до тех пор, пока температура не падает до -5 градусов Цельсия. В суровом климате стоит запастись цепями и проявлять осторожность при управлении своим вездеходом.

Важно! Понятие совместимости грязевых шин с низкими температурами практически отсутствует. Каждый профессионал, например охотник или спортсмен, выезжающий в труднопроходимую местность как летом, так и зимой, всё-таки имеет два комплекта шин, переобувая своего «железного коня» 2 раза в год. Данное мероприятия достаточно затратно и не каждому по карману, однако в таком случае риск засесть в глухой местности практически отсутствует.Работа стандартной зимней резины для внедорожников

Грязевая резина – это настоящий спасательный круг для многих видов легкового и грузового транспорта. С появлением данных изделий на рынке у многих жителей сельской местности в отдалённых регионах страны часто пропадает необходимость в вызове дорогостоящего специального транспорта для перевозки жизненно важных грузов, так как автомобилисты могут справиться с данной задачей самостоятельно.

Советы «Главной дороги»: чем опасна шипованная резина на бесснежной трассе

Перед зимой, когда снег еще не лег, но ранним утром, особенно за городом, на дорогах образуется первый лед, стоит задуматься о выборе резины. Программа «Главная дорога» на полигоне проверила, как ведут себя разные колеса в такую погоду.

Если на машине с задним приводом резина шипованная, а дорога мокрая, нужно разогнаться по прямой до максимальной городской скорости (60 километров в час) и войти в поворот, отключив систему стабилизации. Автомобиль развернуло. Получается, что 60 для мокрого асфальта — это многовато. И дело даже не в том, что шипы на мокром асфальте опасны, при плюсовой температуре зимняя резина становится мягче, она хуже держит траекторию, при повороте или перестроении автомобиль может уводить в сторону.

Чтобы избежать заноса, на зимних, особенно шипованных колесах скорость в повороте должна быть ниже, чем летом, километров на 10, сбрасывать ее нужно до поворота.

Шипы выступают над протектором и хорошо вгрызаются в лед, но на асфальте они, наоборот, уменьшают контакт, следовательно, тормозной путь увеличивается. Мнение о том, что шипы на асфальте тупятся, ошибочно, хорошим шипам это не грозит, поэтому следует менять колеса вовремя, не ездить быстро и держать дистанцию, тогда внезапный гололед не станет неприятностью.

Чем опасна шипованная резина со стертыми или вылетевшими шипами?

Протектор с шипами является незаменимой опцией при езде по гололеду или утрамбованной снежной дороге. Под давлением собственного веса автомобиль с помощью такой резины надежно цепляется за скользящую поверхность. С другой стороны, в процессе передвижения при таких экстремальных условиях шипы частично вылетают или стираются. Каждый водитель должен иметь четкое представление о том, насколько это опасно.

Как работают шипы зимой

Данные детали, которые используются для усовершенствования резины, обеспечивают хорошую устойчивость на скользкой зимней дороге.

На шинах с шипами отдельные шашечки протектора разделяются на ламели, которые действуют по принципу кромочного сцепления. Это противодействует скольжению в определенном диапазоне температур. При этом беговая часть протектора изнашивается минимально.

Такой эффект достигается правильной эксплуатацией. После установки такая резина требует обкатки. Это позволяет фланцам шипов прочнее закрепиться в «родном» материале протектора. Отдельные производители используют специальные индикаторы, с помощью которых можно определить окончание периода обкатки.

Эффективность зимней резины наряду со специальными элементами обеспечивает и рисунок протектора. Он должен быть таким, чтобы качественно отводить снежную, ледяную стружку от области контакта шины с дорожной поверхностью.

Современная шипованная резина имеет несколько слоев, которые характеризуются различными свойствами и жесткостью. Под нижним фланцем шипа обычно находится мягкий слой. Это повышает универсальность, поскольку при выезде на асфальт такой протектор меньше разрушает дорожное покрытие, сохраняя высокую эффективность на льду.

Чем грозят повреждения резины

При выпадении металлических элементов из зимнего протектора колеса машины снижается ее управляемость:

  1. В первую очередь увеличивается тормозной путь. Это происходит из-за того, что шина не может проколоть ледяную корку, а просто скользит по ней.
  2. Ситуацию усугубляет снежно-ледяная каша, которая образовалась за длительный период заморозков и оттепелей. При таких ситуациях автомобиль просто «плывет» по дороге из-за налипшей субстанции на колесах.

Если шипы выпали наполовину, то это уже считается существенным износом. Такую резину нельзя считать эффективной при езде по гололеду.

При потере 60-90% уже появляется опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров, поскольку авто не только не сможет тронуться на скользкой дороге, но и быстро затормозить. При нажатии на педаль тормоза машину будет нести еще достаточно долго. С другой стороны, на заснеженной дороге характеристики сцепления сохраняются.

Как определить износ самостоятельно

Срок службы шипованной резины не должен превышать четырех лет.

Если подходит время, то нужно внимательно осмотреть протектор:

  1. На нем не должно быть трещин, пузырей, металлической проволоки или ниток.
  2. Кроме того, большое значение имеет общая масса оставшихся шипов. Если их количество уменьшилось наполовину, то это серьезный повод задуматься.
  3. Также следует изучить гнезда шипов. Круглые дырки говорят о плохом качестве их установки. Отверстия-звездочки являются признаками агрессивной езды.

Повторную установку шипов лучше проводить в специализированных профессиональных центрах.

Проверить резину можно на практике. Для этого нужно на покрытой гололедом поверхности начертить черту и, разогнавшись до скорости 40-50 км/час, попытаться остановиться перед ней. Затем по тормозному пути определить, нужна ли замена резины.

В любом случае следует помнить, что качественный протектор колеса с глубокими бороздками может прослужить еще достаточно долго.

Есть ли наказание

За изношенную зимнюю резину можно получить штраф в размере 500 рублей или отделаться предупреждением. При этом наказание за отсутствие шипов на резине отсутствует. Глава 12 КоАП не опирается на Технический регламент Таможенного союза.

Важно помнить, что шиповку можно использовать только на всех четырех колесах.

Пункт 5.5 приложений к техническому регламенту таможенного союза запрещает использование усиленных шипами протекторов в летнее время года. С сентября по май рекомендуется применять шины с маркировкой М+S.