Все про КамАЗ

История КАМАЗа: от СССР до наших дней

Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, Камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.

Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы. Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.

Таким изобразил перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году заводской дизайнер Лев Самохин.

Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.

Предок КАМАЗов — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.

Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.

Челнинский первенец — КАМАЗ-5320 сошел с главного конвейера 16 февраля 1976 года.

В 1976–1978 годах производственная программа включала три базовые модели. Наряду с КАМАЗ-5320 выпускались 10‑тонный самосвал КАМАЗ-5511 и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 тонн. В последующие годы появились бортовой 10‑тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой, шасси КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 грузоподъемностью 11 тонн, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

В 1981 году заработала вторая очередь завода. Здесь наладили выпуск 6‑тонной армейской версии КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7‑тонный вариант КАМАЗ-43105. В те же годы все базовые модели оснащались моторами с возросшей до 220 л. с. мощностью и 10‑ступенчатой коробкой передач. В октябре 1988 года конвейер покинул миллионный грузовик.

Полноприводный КАМАЗ-4310, 1981 год.

В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4×2). В 1987‑м в производство пошла малолитражка ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года.

Седельный тягач КАМАЗ-5325, 1988 год.

23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.

Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.

С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

11‑тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215.

В конце 1990‑х появились новые модели самосвалов — 13‑тонный КАМАЗ-55112 и 15‑тонный КАМАЗ-65115. Двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-4325 оснастили 240‑сильным мотором. Его полноприводным вариантом стал 4‑тонный автомобиль КАМАЗ-4326.

Одновременно завод разработал новые модели, ставшие дальнейшим развитием прежних образцов. На трехосном шасси базировались 13‑тонный лесовоз КАМАЗ-53228 и самосвал КАМАЗ-65111 (6х6) грузоподъемностью 14 тонн. В 1996 году представили шасси КАМАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20–22 тонны для установки надстроек, а также 19‑тонный самосвал КАМАЗ-6522 (6х6) с 12‑кубовым кузовом. Они оснащались новым турбодизелем КАМАЗ-740.51 мощностью 320 л. с., 8‑ступенчатой КП. Развитием этих машин стало шасси КАМАЗ-6340 (8х4) грузоподъемностью 16 тонн для монтажа надстроек, на базе которого с 1996 года выпускался 18,5‑тонный самосвал КАМАЗ-6540.

Самосвал КАМАЗ-6520, 2002 год.

В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой. Тогда же прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе КАМАЗ-5297, а в ноябре 2003 года в серию запустили городской развозной автомобиль КАМАЗ-4308.

С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.

Бортовой грузовик КАМАЗ-53082, 2007 год.

В начале 2010 года завод освоил серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами, а в 2012 году с конвейера сошел 2‑миллионный грузовик. Тогда же подписали соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КАМАЗу передали технологию производства кабин Axor для установки на грузовики нового поколения. Результатом стал серийный выпуск в конце 2013 года нового флагмана модельного ряда — магистрального тягача КАМАЗ-5490.

Полноприводный КАМАЗ-43118‑24, 2010 год.

В 2014 году путевку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207, а еще тогда открыли корпус по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями, приступили к испытаниям беспилотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

В 2017 году предприятие разработало и вывело на рынок свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе пять новых моделей поколения К-4 — седельный тягач, самосвалы и шасси. Наряду с этим продемонстрировали первый образец магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5, а в декабре 2017 года на заводе двигателей собрали первые образцы рядного 6‑цилиндрового дизеля КАМАЗ910.10 для грузовиков серии К5. Предприятие стало первой отечественной компанией, освоившей производство электробуса КАМАЗ-6282, заряжаемого от станции ультрабыстрой подзарядки.

Электробус КАМАЗ-6282.

Нынешний год отмечен началом серийного производства каркасов кабин поколения К5 на заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, выпуском промышленной партии магистральных тягачей КАМАЗ-54901, а также премьерами седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х4), обновленного тягача KAMAЗ-5490 NEO2, электромобиля КАМАЗ-53198, самосвала КАМАЗ-6595, опытного образца сочлененного вездехода КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика». Ближайшие перспективы челнинцы связывают с многоосными самосвалами семейства «Самсон» грузоподъемностью 55 и 70 тонн, автопилотируемым электробусом ШАТЛ, энергоэффективным магистральным тягачом КАМАЗ-2020.

За свою 50‑летнюю историю Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Неудивительно, что каждый третий грузовик полной массой 14‑40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КАМАЗ. К тому же машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

Хочу получать самые интересные статьи

История марки КАМАЗ

Камский автомобильный завод, или КамАЗ — самый крупный российский производитель грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, комбайнов, электроагрегатов, тепловых мини-электростанций и комплектующих. Основные производственные мощности расположены в городе Набережные Челны, Республика Татарстан.

В 1960-х годах СССР нуждался в расширении парка грузовых автомобилей для повышения производительности при автомобильных перевозках. Ни одно из существующих автомобилестроительных предприятий на тот момент не могло удовлетворить огромный спрос в большегрузах с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн.

В августе 1969 года Совет министров СССР и ЦК КПСС утвердили ряд документов, согласно которым в Набережных Челнах Татарской АССР должно было начаться строительство комплекса автомобильных заводов. Предполагалось, что они будут специализироваться на выпуске исключительно большегрузных автомобилей.

Многие города разных республик соревновались за то, чтобы быть выбранным как место строительства будущего завода. В итоге выбор пал на небольшой городок с населением менее 30 000 человек. Его преимуществами было расположение в центре СССР, близость к судоходным рекам — Волге и Каме, наличие железной дороги, а также существование в этом регионе стройорганизации «Камгэсэнергострой», которая обладала возможностью построить плотину и гидроэлектростанцию для будущего предприятия и образованного им города. В планах был выпуск 150 000 грузовых автомобилей и 250 000 моторов ежегодно.

Строительство завода велось невероятными масштабами: на стройку съехались работники со всего СССР. С 1970 по 1981 год капиталовложения в возведение предприятия составили 4,2 млрд рублей, что было беспрецедентно для автомобилестроительного завода в Советском Союзе.

На оснащение предприятия шло самое современное оборудование, 81% которого работало по автоматическому и полуавтоматическому циклу. Поставками оборудования занимались более 700 иностранных фирм и около 2 000 заводов из 500 городов СССР.

Параллельно со строительством завода отстраивался и город Набережные Челны, население которого со временем выросло до полумиллиона человек. Здесь возводились необходимые объекты социальной инфраструктуры и большое количество жилых домов. В конце 70-х и начале 80-х население города росло на 40 000 каждый год.

В 1974 году был собран первый силовой агрегат, а через год началось их серийное производство.

16 февраля 1976 года с производственного конвейера сошел первый грузовой автомобиль — КамАЗ-5320. Его конструкция была разработана на основе семейства автомобилей ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, которые сконструированы в 1967–1969 годах МАЗом и Ярославским моторным заводом.

Автомобиль комплектовался созданным «с чистого листа» экономичным четырехтактным дизелем V8 объемом 10 852 см куб. с диаметром цилиндра и ходом поршней 120 мм. В «базе» он развивал 210 л.с. Кроме того, КамАЗ-5320 оснащался пневматическим усилителем привода двухдискового сцепления, пятиступенчатой трансмиссией с синхронизаторами на четырех высших ступенях и двухдиапазонным делителем, а также межосевым блокируемым дифференциалом, который был встроен в проходную главную передачу среднего моста.


КамАЗ-5320 (1976–2001)

В 1976–1978 годах КамАЗ выпускал три базовые модели: грузовик «5320» грузоподъемностью 8 т, строительный самосвал «5511» грузоподъемностью 10 т и седельный тягач «5410» полной массой 26 т.

Затем были разработаны 10-тонный грузовик «53212» с увеличенной до 3 690 мм колесной базой, 7-тонный сельскохозяйственный самосвал «55102», а также седельный тягач для 33-тонного автопоезда «54112».

В 1981 году в эксплуатацию сдана вторая очередь завода. Начинается выпуск 6-тонной серии «4310» (6×6) с односкатными шинами. Базовая модель серии была предназначена для армии и оснащалась лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для сельскохозяйственных нужд предлагалась 7-тонная версия «43105».


КамАЗ-4310 (1978)

В начале 80-х все базовые модели оснащались моторами с возросшей на 10 л.с., до 220 л.с., мощностью, а также 10-ступенчатой коробкой передач.

К середине 80-х КамАЗ начинает ритмичную работу. В октябре 1988 года его конвейер покидает миллионный грузовик.

Несмотря на огромную популярность автомобилей завода в СССР, они не выдерживали конкуренции с иностранными аналогами. Поэтому предприятие начало разработку второго поколения, выпуск которого стартовал в конце 80-х.

Обновленные автомобили комплектовались двигателями с турбонаддувом отечественного производства, а также импортными моторами и комплектующими. Кабины стали более комфортабельными за счет повышения крыши на 120 мм и некоторым конструкционным изменениям. В этот же период появляется семейство двухосных авто 4×2.

23 августа 1990 года КамАЗ стал акционерным обществом. В 1991 году выходит двухосный седельный тягач 5425МА с дизелем Cummins мощностью 325 л.с., который получил кабину финской фирмы Sisu.


КамАЗ-5425МА (1991)

С переходом к рыночным отношениям и появлением импортных грузовиков предприятие начало испытывать трудности со сбытом, которые привели к плачевному финансовому состоянию. К этим бедам прибавился огромный пожар, случившийся весной 1993 года на Заводе двигателей. Ущерб от пожара исчислялся 150 млн долларов. На некоторое время остановился выпуск ряда моделей. Чтобы справиться с его последствиями, завод привлекал помощь правительства Татарстана и РФ.

С 1995 года начинает выпускаться третье поколение грузовиков, которое основывалось на модернизированных версиях первых серий 6×4. Среди этих моделей были 11-тонный «53215», самосвал «55111.02», седельный тягач для 36-тонного автопоезда «54115» и другие. Эти машины оснащались 240- и 260-сильными двигателями с турбонаддувом КамАЗ-740.11 и КамАЗ-740.20.


КамАЗ-53215, 55111, 54115

В ноябре 2009 года ОАО «КамАЗ» создало два совместных предприятия с Daimler AG.

15 февраля 2012 года завод выпустил двухмиллионный грузовик.

В этом же году подписано соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КамАЗ получает технологию производства кабин Axor. Они будут установлены на среднетяжелые грузовые автомобили нового поколения.

Сейчас ОАО «КамАЗ» занимает 14-е место в мире по объему изготовления грузовых авто тяжелого класса. Его модели охватывают треть российского рынка тяжелых грузовиков и эксплуатируются более чем в 80 странах по всему миру.

ЗИЛ-170

ЗИЛ-170

Общие данные

Производитель

ЗИЛ

Годы производства

1967—1969

Сборка

ЗИЛ (Москва, СССР)

Дизайн

Компоновка

Задний

Колёсная формула

6 × 4

Двигатель

дизельный

Трансмиссия

10 ст. мех.

Динамические характеристики

Максимальная скорость

80—100

Другая информация

Грузоподъёмность

8 тонн

Объём бака

Дизайнер

Виталий Борисович Певцов

← ЗИЛ-169 КамАЗ-5320 →

ЗИЛ-170 — грузовой автомобиль с колёсной формулой 6 × 4, разрабатывался Заводом имени Лихачёва в 1967—1969 годах.

Лёг в основу первой линейки завода КамАЗ и производился серийно с 1976 по 2000 год под названием КамАЗ-5320. Разработав семейство автомобилей ЗИЛ-133, запуск которого в производство по разным причинам откладывался, КЭО «ЗИЛ» в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6 × 4) и ЗИЛ-175 (4 × 2), аналогичных по классу ЗИЛ-133.

В 1968 г. на заводе имени Лихачёва разработано семейство трёхосных грузовых автомобилей ЗИЛ-170 для строящегося завода КамАЗ. В проектируемое семейство автомобилей входили: трёхосный бортовой грузовик ЗИЛ-170, длиннобазный трёхосный бортовой грузовик ЗИЛ-170А, короткобазное трёхосное шасси под самосвал ЗИЛ-170С, трёхосный седельный тягач ЗИЛ-170Т. Из вышеперечисленных автомобилей в 1968 г. изготовлен один опытный образец трёхосного седельного тягача ЗИЛ-170Т.

Проектирование подобной трёхосной машины началось ещё до выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1084 от 16 ноября 1967 года. Так, например, в книге 1967 года выпуска (сданной в набор в апреле 1966 года) описано и проиллюстрировано бездисковое колесо 260×508 на пяти спицах, в точности как используемое в ЗИЛ-170.

В середине 1969 г. семейству присвоена новая индексация: трёхосный бортовой грузовик 5320, длиннобазный трёхосный бортовой грузовик 53202, короткобазное трёхосное шасси под самосвал 5510, трёхосный седельный тягач 5410. В 1969 г. изготовлены пять автомобилей семейства: один трёхосный бортовой грузовик 5320, два длиннобазных трёхосных бортовых грузовика 53202, два короткобазных трёхосных шасси под самосвал 5510.

С 1972 г. автомобили получили новую кабину модели «5320» и стали обозначаться КАМАЗ (базовый бортовой грузовик обозначался КАМАЗ-5320). С 1972 по 1975 г. завод имени Лихачёва изготовил следующие модели автомобилей КАМАЗ: КАМАЗ-5320; КАМАЗ-53201; КАМАЗ-53202; КАМАЗ-53203; КАМАЗ-5410; КАМАЗ-54101; КАМАЗ-54102; КАМАЗ-5510. С 1973 г. автомобили получили окончательно доработанные кабины модели «5320» (трёхместная) и «5410» (трёхместная со спальным отсеком).

Автомобили семейства ЗИЛ-170:

КАМАЗ-5320 бортовой; грузоподъёмность – 8000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 3190 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-740 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 210 л. с.); годы выпуска опытных образцов: 1969-1975
КАМАЗ-53201 шасси; грузоподъёмность – 8500 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 3190 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-7401 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 180 л. с.); годы выпуска опытных образцов: 1972-1975
КАМАЗ-53202 бортовой длиннобазный; грузоподъёмность – 8000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 3690 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-740 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 210 л. с.); годы выпуска опытных образцов: 1969-1975
КАМАЗ-53203 шасси длиннобазное; грузоподъёмность – 8000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 3690 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-7401 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 180 л. с.); годы выпуска опытных образцов: 1972-1975
КАМАЗ-5410

(ЗИЛ-170В-75)

седельный тягач; нагрузка на седло – 8100 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 2840 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-740 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 210 л. с.); годы выпуска опытных образцов: 1968-1975
КАМАЗ-54101 седельный тягач для работы с полуприцепом самосвалом; нагрузка на седло – 8000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 2840 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-740 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 210 л. с.); оснащён коробкой отбора мощности; годы выпуска опытных образцов: конец 1972 (один образец), конец 1973 (два образца), конец 1974 (два образца)
КАМАЗ-54102 седельный тягач с увеличенной осевой нагрузкой; нагрузка на седло – 10000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 3040 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-741 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 260 л. с.); кабина со спальным местом; годы выпуска опытных образцов: 1968-1975
КАМАЗ-5510 шасси под самосвал с задней разгрузкой; грузоподъёмность – 7000 кг; колёсная формула – 6×4; колёсная база – 2840 + 1320 мм; максимальная скорость – 80 км/ч; двигатель ЯМЗ-7401 (тип – дизельный, расположение цилиндров – V8, рабочий объём – 10850 см3; максимальная мощность – 180 л. с.); самосвальное оборудование изготовил завод МАЗ; годы выпуска опытных образцов: 1969-1975

Примечания

  1. Ершов Б. В., Залетаев М. В., Пономарёв А. А., Степанов Н. Н., Ульянецкий А. М. Учебник военного водителя первого класса. М.: Воениздат, 1967: «Разработана также конструкция бездискового колеса для автомобиля ЗИЛ-130. Колесо 2 (рис. 143), … Ступица имеет пять спиц корытообразного сечения…»

Ссылки

Автомобили завода имени Лихачёва

Грузовые модели

ЗИЛ-164 • ЗИЛ-130 • ЗИЛ-138 • ЗИЛ-133 • ЗИЛ-4331 • ЗИЛ-433180 • ЗИЛ-5301 «Бычок»

Повышенной проходимости

ЗИЛ-157 • ЗИЛ-131 • ЗИЛ-135 • ЗИЛ-4334 • ЗИЛ-49061

Седельные тягачи

Представительские модели

Автобусы и спецтехника

В-1 • ЗИЛ-112С • ЗИЛ-118 • ЗИЛ-158 • ЗИЛ-134 • ЗИЛ-Э167 • ЗИЛ-2906

См. также

untrikoy

Сейчас мало кто помнит о том, что этот автомобиль создавали и испытывали сотрудники ЗИЛа: прототип назывался ЗИЛ-170, а двигатель для него готовил Ярославский моторный завод. Опытный образец был готов еще в 1968 году!

16 февраля 1976 года, с конвейера только что построенного Камского автозавода сошел первый грузовик марки КамАЗ.

На его борту было написано: «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».

Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание 10 модификаций большегрузных вто с колесной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 т и шести полноприводных.

Разработав семейство автомобилей ЗИЛ-133, запуск которого в производство по разным причинам откладывался, КЭО
«ЗИЛ» в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2), аналогичных по классу ЗИЛ-133.

В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов, выбор главного конструктора по грузовым автомобилям ЗиЛа Анатолия Маврикиевича Кригера пал на американский «International» серии 220.

International COF-220 (1962-1966).

Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что Кригер уже был знаком с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150.

Бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной; мощный дизельный двигатель; пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления; 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую; многоконтурная пневматическая тормозная система; блокируемый межосевой дифференцал; рулевое управление с гидроусилителем; возможность работы в составе автопоезда — качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.
В версии ЗиЛа кабина приобрела немногодругие, более прямоугольные формы и изящный передок, с такой привычнойнам решеткой воздухозаборника в правой части.

ЗиЛ-175

ЗиЛ-170 на ВДНХ 1969 год.

Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич—Рыбинск.

За четверть века дизайн и конструкция машин почти не изменились…

ЗиЛ-170

Но ЗиЛ-170 никогда не строился серийно на родном заводе.
К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики.
Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах.
В директивах XXIV съезда КПСС говорилось: «Требуется создать комплекс автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах…»

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению (близость железной дороги и прочие факторы) подошёл как место для будущего автозавода.
Кроме того, организация «Камгэсэнергострой» справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.

Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков.

Прототип грузовика КамАЗ-5320 (ЗиЛ-170) с кабиной со спальным местом на испытаниях.

«КамАЗ» заводской сборки на испытаниях.

После строительства на новый Камский автомобильный завод и была передана документация на новый грузовик, знакомый нам как КамАЗ.

В мае 1974 года на КамАЗе в экспериментальном цехе управления главного конструктора был собран первый двигатель,
а конвеерное производство собственными силами, но еще по временной технологии, началось в декабре 1975 года.
Первые 5 грузовиков КамАЗ-5320 сошли с главного сборочного конвейера, работавшего еще только в пуско–наладочном режиме, 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии были украшены лозунгом «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».

КамАЗ-5320 №1.

Пока коллектив КамАЗа продолжал сборку автомобилей на главном конвейере в наладочном режиме из деталей, полученных в процессе пуско-наладки технологического оборудования, правительство утвердило генеральную схему управления автомобильной
промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки.
29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.
К концу 1976 года было выпущено 5000 автомобилей, в числе которых были КамАЗ-5320, его модификации и cедельный тягач
КамАЗ-5410. Производство шасси для самосвала КамАЗ-5511 началось в 1977 году.
Все эти модели имели схожую конструкцию и во многом были унифицированы.

Модельный ряд КамАЗ:

История

«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»).

Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это КАМАЗ. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

Краткая история предприятия

В 1969 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находятся в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволило завершить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.

Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны. Заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование выполняли все министерства и ведомства, всего свыше 2000 предприятий. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».

13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 57 квадратных километров. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей «КАМАЗ» обеспечил комфортабельное жильё, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря «КАМАЗу» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.

Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас – более полумиллиона.

Из хроники строительства «КАМАЗа»

13 декабря 1969 года – на строительстве Камского автозавода вынут первый ковш грунта.

Осень 1970 года – уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» – ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода.

Январь 1971 года – сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа».

1973 год – возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.

Май 1974 года – в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» собран первый двигатель.

1975 год – на всех заводах комплекса идёт монтаж, пуско-наладка технологического оборудования и выпуск пробной продукции.

Декабрь 1975 года – на заводе двигателей собран первый силовой агрегат – по временной технологии, но собственными силами.

16 февраля 1976 года – с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.

29 декабря 1976 года – Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.

Уже ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди «КАМАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе, и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. Темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными:

Октябрь 1977 года – «КАМАЗ» досрочно завершил свой первый годовой план, выпустив 15000 автомобилей. К концу декабря их было уже 22 тысячи.

Август 1978 года – изготовлен 50-тысячный грузовик.

Июнь 1979 года – с главного конвейера сошёл грузовик под номером 100000.

Апрель 1980 года – выпущен 150-тысячный большегруз.

Февраль 1981 года – сданы в эксплуатацию мощности второй очереди «КАМАЗа».

Из дальнейшей истории предприятия

Февраль 1983 года – была создана производственная фирма «КАМАЗавтоцентр», обеспечивавшая все КАМАЗы гарантийным обслуживанием и поставлявшая запасные части на весь период жизни автомобиля. Уже к концу десятилетия в составе «КАМАЗавтоцентра» было 210 автоцентров, что позволило оперативно реагировать на требования заказчика, эффективно проводить маркетинговые исследования, максимально быстро осуществлять ремонт автомобилей и поставки запчастей.

1986 год – автомобили КАМАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая 1986 года.

1987 год – создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока», рассчитанный на выпуск 75000 автомобилей в год. В 2005 году ЗМА вошёл в состав группы «Северсталь-Авто».

1988 год – по подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей КАМАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 млрд. руб. транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы «КАМАЗ» полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством.

17 июля 1988 года была образована заводская гоночная команда «КАМАЗ-мастер» – многократный победитель различных ралли-рейдов.

25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. В августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество.

14 апреля 1993 года на заводе двигателей произошёл пожар, охвативший в считанные минуты всё предприятие. Огонь почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях – восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально из пепла восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей возобновил выпуск продукции.

В 1996 году был создан опытный образец самосвала КАМАЗ-6520 – базового автомобиля нового семейства.

3 сентября 1996 года решением общего собрания акционеров АО «КАМАЗ» было преобразовано в ОАО «КАМАЗ».

Ноябрь 1998 года – «КАМАЗ» приступил к выполнению первого заказа на новый самосвал КАМАЗ-65115.

В декабре 2000 года прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе шасси КАМАЗ-5297.

Ноябрь 2003 года – на автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялась презентация нового серийного городского развозного автомобиля КАМАЗ-4308.

29 июля 2004 года – было создано ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер».

Март 2004 года – с главного конвейера сошёл 1,700,000-й автомобиль КАМАЗ.

23 ноября 2005 года было открыто совместное предприятие немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ОАО «КАМАЗ» – общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА».

Август 2005 года в Кокшетау состоялся запуск производства на совместном российско-казахстанском предприятии «КАМАЗ-Инжиниринг».

В январе 2006 года между ОАО «КАМАЗ» и американской фирмой Cummins Inc. были подписаны документы о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА».

12 декабря 2006 года – Прессово-рамный завод «КАМАЗа» изготовил двухмиллионную с начала производства кабину для автомобилей КАМАЗ.

В декабре 2007 года ОАО «КАМАЗ» подписало соглашение с компанией Knorr-Bremse Systeme für Nutzfahrzeuge GmbH о создании совместного предприятия «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА».

10 марта 2008 года были подписаны уставные документы совместного предприятия по выпуску деталей цилиндропоршневой группы с Federal Mogul Corporation (США) – «Федерал Могул Набережные Челны».

В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрёл 10% уставного капитала ОАО «КАМАЗ». Сегодня доля Daimler в российском производителе грузовиков составляет 15%.

В ноябре 2009 года ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG подписали договоры о создании двух совместных предприятий – «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток».

В январе 2010 года ОАО «КАМАЗ» начало массовый выпуск автомобилей с рестайлинговыми кабинами.

Февраль 2010 года – в Индии состоялось открытие совместного предприятия «КАМАЗ Вектра Моторз Лимитед».

На современном этапе

В сентябре 2011 года ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo.

В ноябре 2011 года ОАО «КАМАЗ» подтвердило уровень «Пять звёзд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство».

15 февраля 2012 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл двухмиллионный грузовик.

В июне 2012 года Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» подписали Лицензионное соглашение, направленное на укрепление сотрудничества в области производства кабин. По этому соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.

Март 2013 года – ОАО «КАМАЗ» и концерн PALFINGER AG подписали Соглашение о сотрудничестве.

16 октября 2013 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» было собрано десятитысячное автобусное шасси.

В декабре 2013 года начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 – флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».

19 августа 2014 года «КАМАЗ» подписал Соглашения с PALFINGER AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра.

В 2015 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков – седельного тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

22 апреля 2015 года на «КАМАЗе» состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

В июне 2015 года «КАМАЗ» приступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

26 июня 2015 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».

В сентябре 2015 года «КАМАЗ» представил на выставке «КОМТРАНС-2015» концепт революционной кабины КАМАЗ-2020. В этом же месяце ПАО «КАМАЗ» и HAWTAI Motor Group Co подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КАМАЗ в Китае и легковых автомобилей HAWTAI в России.

В 2016 году компания отпраздновала 40-летие со дня выпуска первого автомобиля. С конвейера сошли первые самосвалы нового модельного ряда КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65802.

В марте 2016 года в Набережных Челнах началось строительство завода совместного производства кабин (производство каркасов и окраска) компаниями ПАО «КАМАЗ» и Daimler AG. Данное совместное предприятие стало очередным шагом в реализации стратегии Государственной корпорации «Ростех» по привлечению «умного» капитала, позволяющего приобрести требуемые компетенции, получить доступ к новым рынкам и обеспечить дополнительное финансирование.

В августе 2016 года в рамках Московского международного автосалона состоялась презентация эксклюзивной концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов, в разработке которой принимает участие ПАО «КАМАЗ». Проект получил название «ШАТЛ». В основе перспективной идеи – запуск на городские проспекты нескольких 12-местных автобусов с применением беспилотной системы управления движением. Автономный транспорт рассматривается в качестве альтернативы традиционным многоместным автобусам под управлением водителей и курсирующим по строго утвержденным маршрутам.

1 сентября 2016 года начал работу совместный проект ПАО «КАМАЗ» и Министерства образования и науки Татарстана – Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК).

В 2017 году разработано и выведено на рынок более

100 комплектаций грузовых автомобилей и шасси, в том числе 5 новых моделей поколения К-4: седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO, самосвалы КАМАЗ-6580 (6х4), КАМАЗ-65801 (8х4), КАМАЗ-65802 (6х6), шасси КАМАЗ 5325. Разрабатывается следующее поколение автомобилей КАМАЗ — поколение К5. Первый образец — магистральный тягач КАМАЗ-54901 был представлен на выставке COMTRANS–2017.

Апрель 2017 года – на автомобильном заводе ПАО «КАМАЗ» началась серийная сборка автомобилей КАМАЗ-5490 NEO.

«КАМАЗ» стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на российском рынке уникальную модель пассажирского транспорта – электробус КАМАЗ-6282, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 км).

В октябре 2017 года «КАМАЗ» передал своему стратегическому партнёру корпус нового завода каркаса кабин. Производственная площадка была возведена всего за полтора года. «Даймлер» приступил к монтажу оборудования. Произведённые каркасы кабин будут поставляться как на камазовский сборочный конвейер, так и на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

Ноябрь 2017 года – в корпусе газовых автомобилей автомобильного завода выпущен 1000-й большегруз, работающий на компримированном природном газе.

Декабрь 2017 года – на заводе двигателей собраны первые образцы нового рядного шестицилиндрового двигателя Р6 собственного производства ПАО «КАМАЗ» для грузовиков К5.

В 2018 году «КАМАЗ» впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом на электрической тяге. Выполняется контракт на поставку в российскую столицу 100 электробусов и 31 зарядной станции. Уникальный инновационный транспорт создан по сложнейшему техзаданию заказчика и требует всего 10-20 минут для подзарядки от станций ультрабыстрой зарядки. Это — первый опыт работы по контракту жизненного цикла, который предусматривает обслуживание «КАМАЗом» всей техники в течение 15 лет.

2018 год — «КАМАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии». В его состав входят 12 производств, расположенных в пяти субъектах РФ (Владимирской, Самарской, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областях), численность персонала достигает 10,5 тыс. человек, выручка – более 18 млрд. рублей. Холдинг является ведущим производителем автокомпонентов в России. В 2019 году планируется продолжить интеграцию этой компании в состав Группы организаций ПАО «КАМАЗ». Приобретение позволит значительно расширить автокомпонентный бизнес «КАМАЗа» и оно стратегически важно для развития компетенций и технологий в интересах всей автомобильной отрасли страны.

Май 2018 года — запущен в эксплуатацию новый завод каркасов кабин. Производственная площадка была возведена всего за полтора года. Произведённые на нём каркасы кабин для нового поколения камазовских грузовиков К-5 будут поставляться также на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

В 2018 году стал выход на рынок Узбекистана. Создано новое совместное предприятие СП ООО «KAMAZ ASIA CENTER» с госкорпорацией АО «Узавтосаноат» по производству, продаже и постпродажному обслуживанию грузовых автотранспортных средств под маркой КАМАЗ.

В 2019 году планируется начать серийное производство автомобилей поколения К5 и организовать серийный выпуск грузовиков КАМАЗ поколения К4, работающих на сжиженном природном газе.

В 2019 году планируется завершить регистрацию совместного предприятия ООО «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ» с китайской корпорацией Weichai Power Ltd по производству индустриальных дизельных двигателей объёмом более 17 литров, мощностью от 520 до 2000 кВт. СП будет располагаться на свободных площадях дочернего предприятия «КАМАЗа» в Ярославской области – ПАО «Тутаевский моторный завод».

В 2019 году продолжается успешное развитие проекта в Узбекистане. На мощностях совместного предприятия с госкорпорацией АО «Узавтосаноат» запущено производство автомобилей КАМАЗ, организована продажа и постпродажное обслуживание на рынке Узбекистана.

КАМАЗ: от первого грузовика до поколения K5

В декабре 2019 года группу компаний КАМАЗ, входящую в Госкорпорацию Ростех, ждет большое событие – полувековой юбилей. Но есть еще одна, хоть и не круглая, но не менее важная дата – 16 февраля исполняется 43 года с момента выпуска первого грузовика под маркой КАМАЗ.

Рождение легенды

В 1960-е годы в Советском Союзе ощущалась острая нехватка грузовиков, способных нести груз весом более 8 тонн. При этом разработка автомобилей подобного класса уже велась, но в стране не было производства подходящей мощности. В 1969 году правительство приняло решение о строительстве нового завода. Регионы соперничали за право принять стройку, ведь это означало гигантский приток в область средств и ресурсов на долгие годы. В результате были выбраны Набережные Челны, на тот момент небольшой городок в Республике Татарстан. На выбор города повлияло его расположение в центре европейской части СССР, близость железнодорожных и речных путей. Важным условием стало наличие рядом с городом уже строящейся Нижнекамской ГЭС.

Предприятие стало градообразующим. За первые пять лет строительства население Набережных Челнов выросло в шесть раз: с 37 тысяч до 231 тысячи жителей. На ударную комсомольскую стройку съезжались со всего Союза. Кроме самого завода строилось жилье, коммуникации, инфраструктура, больницы, школы и многое другое.

Это была поистине грандиозная стройка. Более 2000 подрядчиков по всей стране выполняли заказы для строительства завода КАМАЗ. 700 зарубежных компаний предоставили свое оборудование и технологии. Мощности предприятия закладывались из расчета на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей в год. В 1973 году была закончена первая очередь строительства корпусов завода-гиганта.

«Принимай, Родина, первый КАМАЗ!»

С таким лозунгом на борту первый серийный грузовик под маркой Камского автомобильного завода с модельным номером 5320 сошел с конвейера 16 февраля 1976 года. В городе стоял счетчик, который отсчитывал время до выпуска КАМАЗа. Это был настоящий праздник для Набережных Челнов и для всей страны. Сегодня тот первый автомобиль хранится в музее завода.

КАМАЗ-5320 с минимальными изменениями выпускался до 2001 года, и до сих пор его можно встретить на дорогах России и соседних стран. Кабина КАМАЗ-5320 сегодня может показаться спартанской, но тогда она считалась одной из самых комфортных и безопасных в своем классе. Неприхотливость в обслуживании и доступный ремонт стали визитной карточкой КАМАЗа. К концу 80-х годов страну покрыла сеть фирменных автоцентров, проводивших техобслуживание и поставлявших запчасти для грузовиков.

Спустя чуть более десять лет с момента производства первого автомобиля предприятие в 1988 году отметило юбилей − выпуск миллионного грузовика. По подсчетам специалистов за первые десять лет работы КАМАЗ полностью оправдал все вложенные в него средства.

В том же 1988 году на заводе была создана гоночная команда «КАМАЗ-мастер», которая взяла на себя миссию проверять надежность грузовиков на международных ралли внедорожников. С тех пор экипажи команды на модернизированных «КАМАЗах» 16 раз становились победителями самого престижного в мире ралли «Дакар», а также три раза первенствовали в Кубке мира по внедорожным ралли.

Несмотря на непростую ситуацию в 90-е годы, когда заводы бывшего СССР закрывались один за другим, КАМАЗ оставался в строю и выпускал новые модели грузовиков. В 2000-е годы предприятие вышло на мировой уровень, создало совместные производства с партнерами из США, Германии, Индии и других стран. Экспорт техники в 2007 году достиг максимального на тот момент значения − 13 444 единицы в год.

Не только грузовики

КАМАЗ известен не только выпуском грузовой техники под собственным брендом. С 2000 года на Нефтекамском автозаводе, дочернем предприятии КАМАЗа, производятся городские автобусы «НЕФАЗ», которые сегодня можно увидеть во многих городах России.

В настоящее время КАМАЗ производит электробусы, разработанные совместно с российскими инженерами из Drive Electro. Электробусы превосходят традиционный общественный транспорт по показателям шума, экологичности и экономичности. Сегодня по Москве курсирует 30 электробусов производства КАМАЗа, и в ближайшее время ожидается поставка нового экотранспорта и зарядных станций.

Другой перспективный проект, который начали тестировать в 2015 году, – разработка беспилотного автомобиля. Уже в 2016 году КАМАЗ совместно с научным институтом НАМИ презентовал концепцию проекта «Шатл», небольших беспилотных автобусов для города. Первые беспилотники в рамках проекта прошли тестирование на ограниченных территориях: площадках вузов, наукоградов, выставочных комплексов. Тем временем правительство занимается урегулированием законодательства о беспилотных транспортных средствах.

К5 − самая ожидаемая новинка года

К своему 50-летию КАМАЗ готовит уникальный подарок – запуск в серийное производство первого тягача КАМАЗ-54901 из нового семейства K5. Автомобили поколения K5 знаменуют собой выход предприятия в премиум-сегмент. Первый предсерийный тягач уже проходит обкатку и испытания.

Новая модель отличается усовершенствованной эргономикой, современными узлами и агрегатами. Особенное внимание уделено кабине, которая выполнена по всем последним стандартам безопасности и комфорта. Семейство K5 будет оснащаться рядным 6-цилиндровым двигателем Р6 с мощностью от 380 до 550 л.с. и ресурсом 1,5 млн км, что соответствует лучшим мировым аналогам этого класса.

Модернизация производства, создание нового модельного ряда, выход на мировые рынки – все это было бы невозможно без инвестиций. В 2018 году в рамках совместного инвестиционного проекта Госкорпорация Ростех выделила КАМАЗу 5,5 млрд рублей.

К полувековому юбилею КАМАЗ приходит крупнейшим российским производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным трендам. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и разработка беспилотников. КАМАЗ возвращает себе статус градообразующего предприятия, все активнее влияя на социальную сферу Набережных Челнов. Изменения последних лет на КАМАЗе заложили мощную базу для дальнейшего успешного развития предприятия.

>ЗИЛ-170

ЗИЛ-170 опытный грузовик 1967-1969 гг.

ЗиЛ-170 — грузовой автомобиль колёсной формулой 6×4, разрабатывался Заводом Имени Лихачёва в 1967—1969 годах. Прототипом автомобиля являлся International COF-220 компании International Harvester Company of Canada Limited. Лёг в основу первой линейки завода КамАЗ, и производился серийно с 1976 по 2000 год под названием КАМАЗ 5320.

фотография International COF-220

К середине 60-х годов XX века рост сети дорог с твердым покрытием позволил конструкторам отечественных автозаводов раскрыть преимущества компоновки грузового автомобиля с кабиной над двигателем: эффективнее использовалась длина машины, улучшалась обзорность. Начиная с конца 50-х появляются такие «бескапотники», как ГАЗ-62 и ГАЗ-66, УАЗ-450, ЗАЗ-970, МАЗ-500, КАЗ-605 и КАЗ-606. Однако экономике СССР требовался совершенно новый высокопроизводительный и экономичный массовый грузовик для перевозки грузов в составе автопоездов по дорогам, допускающим малые (до 6000 кг) осевые нагрузки, способный эффективно эксплуатироваться в любых климатических условиях. По оценкам специалистов Минавтопрома, такая машина, работающая в составе автопоезда, должна была нести 8000 кг груза, буксировать прицеп грузоподъемностью 8000 кг, иметь три оси, кабину над дизельным экономичным двигателем, обеспечивающим 8 л.с. на каждые 1000 кг полной массы автопоезда, машина должна была быть максимально удобной при ее эксплуатации и обслуживании.

КЭО «ЗИЛ» в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2), аналогичных по классу ЗИЛ-133. В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов, выбор главного конструктора по грузовым автомобилям ЗиЛа Анатолия Маврикиевича Кригера пал на американский «International» серии 220. Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что Кригер уже был знаком с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150. Среди конструкторов ЗиЛа, работавшими над новым семейством «бескапотников» известны также имена Всеволода Авенировича Вязьмина, Александра Васильевича Сетранова, Георгия Александровича Феста.
В процессе создания экспериментальной модели ЗиЛ-169 в начале 60-х годов конструкторы и технологи уже получили представление о специфике конструкции: бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной, мощный дизельный двигатель, возможность работы в составе автопоезда. Данный проект оказался настолько успешным, что было решено принять его за основу для принципиально нового класса большегрузых машин, выпуск которых намечалось освоить на создаваемом Камском автомобильном заводе в г. Набережные Челны.

фотография ЗИЛ-170

В конструкции ЗиЛ-170 его создатели применили самые передовые для того времени технические решения: компоновка с передней опрокидывающейся кабиной повышенной комфортности, многоступенчатая трансмиссия, тормозная система, отвечавшая требованиям международных стандартов. Кабина получила теплошумоизоляцию, отопитель, сиденье водителя имело торсионную подвеску с гидравлическим амортизатором.
Чтобы облегчить управление, конструкторы применили на машине гидравлический усилитель руля, пневматический усилитель в приводе сцепления, пневматическое управление делителем в трансмиссии. Делитель в трансмиссии, по существу — дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная между сцеплением и основной коробкой передач, позволяющая вдвое увеличить число ступеней в трансмиссии. Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 (ещё с бензиновым двигателем) прошёл первые испытания на участке Углич — Рыбинск.

фотография ЗИЛ-175

В результате, к концу 1969 г. удалось сформировать первое семейство будущего КамАЗа, включавшее два «седельника» для работы с полуприцепами грузоподъемностью 16 и 20 тонн, бортовой грузовик и самосвал. Тогда же, в 1969 году, опытный образец ЗИЛ-170 был выставлен на обозрение на ВДНХ.
ЗиЛ-170 значительно отличался от широко известных автомобилей с дизельными двигателями Кременчугского и Минского заводов как по конструкции, так и по компоновке основных узлов и агрегатов. Новый дизельный V-образный двигатель, оригинальное сцепление с пневмогидроусилителем и дистанционным управлением, 5-ступенчатая синхронизированная КПП с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую, раздельный привод пневматических тормозов на передний и задние мосты, ведущие задние и средние мосты с межосевым блокируемым дифференциалом, рулевое управление с гидроусилителем, усовершенствованные рессоры, карданная передача с комплексом мероприятий по увеличению долговечности, реактивные штанги с новым комплексным уплотнением, бездисковые, спицевые колеса и шины новой модели, металлическая платформа, удобная кабина, возможность работы в составе автопоезда — качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.

фотография ЗИЛ-170 кабина

К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики. Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах.

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению подошёл как место для будущего автозавода. Кроме того, организация «Камгэсэнергострой» справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.

После того, как окончательно сформировалась гамма перспективных большегрузов, состоящая из трехосных грузового автомобиля ЗиЛ-170, седельного тягача ЗиЛ-170Т и строительного самосвала ЗиЛ-170С, все машины направили на государственные испытания на Дмитриевский полигон под Москвой, призванные выявить эксплуатационные недостатки. Их по возможности устранили, и к концу 1972 года вся документация вместе с опытными образцами была передана на КамАЗ, где уже начинался монтаж оборудования. Но и после этого автомобили продолжали испытывать в Тюменской области, в Забайкалье, в пустыне близ Красноводска. Прототипы эксплуатировались на трассе Таллин — Баку, в карьерах под Серпуховом и Загорском. В мае 1974 года на КамАЗе в экспериментальном цехе управления главного конструктора был собран первый двигатель, а конвеерное производство собственными силами, но еще по временной технологии, началось в декабре 1975 года. Первые 5 грузовиков КамАЗ-5320 сошли с главного сборочного конвейера, работавшего еще только в пуско–наладочном режиме, 16 февраля 1976 года.

фотография ЗИЛ-170Т седельный тягач

прокат авто в питере

ОПЫТНЫЕ ЗИЛ-170 И ЗИЛ-175

Производитель: КамАЗ
Годы на конвейере: опытные

Параллельно с возведением цехов КАМАЗа, КБ «ЗиЛ» приступил к разработке семейства моделей для производства на будущем заводе.

Проектирование велось над двумя перспективными моделями — ЗИЛ-170 с колесной формулой 6х4 и ЗИЛ-175 с колесной формулой 4х2, схожими во многом с также разрабатываемой в то время моделью ЗИЛ-133. В 1967 году начались изыскательные работы и были закуплены зарубежные капотные и бескапотные аналоги для сравнений (GMC-9000, Ford W-1000D, Renault SM 2800 и International 220).

Кабину гражданской и военной версий унифицировали, она получила два пассажирских места, обладала удобной посадкой и плоские стекла ветрового окна, разделенные небольшой стойкой. На тот период это была самая комфортабельная кабина.

В конце 1969 года для КамАЗа были готовы пара седельных грузовиков под полуприцепы грузоподъемностью 16 и 20 т., а также бортовой КАМАЗ-5320 и самосвал. В конструкции ЗиЛ-170 разработчики применили такие передовые решения как компоновка с передней опрокидывающейся кабиной с теплошумоизоляцией и отопителем, многоступенчатая трансмиссия, место водителя с торсионной подвеской.

В качестве базового силового агрегата был выбран дизельный 210-сильный ЯМЗ-740.

В итоге, после внесения конструктивных изменений, ЗИЛ-170 встал на конвейер как КАМАЗ-5410, а ЗИЛ-175 как КАМАЗ-5320.