Не за рулем

4КОЛЕСА

Если вы думали, что Правила дорожного движения незыблемы, как постулаты Евклида, то вы ошибаетесь: статья 2.7 Кодекса об административных правонарушениях позволяет отступать от требований ПДД в случае крайней необходимости. Разбираемся, в каких случаях эта статья позволяет избежать несправедливого штрафа или лишения прав.

Малый вред лучше большого

Закон считает, что можно совершить общественно опасное деяние (даже причиняя этим некий вред) при условии, что делается это ради предотвращения еще большего вреда. В таких случаях как раз применяется статья 2.7 КоАП.

Есть два важных условия. Во-первых, вред может причиняться только третьим лицам (а не источнику опасности). Во-вторых, нанесенный вред всегда должен быть оценен меньше, чем вред предотвращенный.

Разберем конкретные примеры, в которых неправомерные на первый взгляд действия автомобилиста совершались именно для того, чтобы предотвратить гораздо более тяжкие последствия.

Ребенок дороже железа

В конце июня, например, Ярославский областной суд отменил постановление Ростовского районного суда, отобравшего права у автоледи. Ради спасения своего ребенка она покинула место ДТП, в котором автомобилям были причинены незначительные повреждения.

Мама, которая везла свою малолетнюю дочь к врачу, но допустила аварию, с первого дня утверждала, что не имела умысла на оставление места ДТП. Она не только оставила представителю потерпевшего все свои контактные данные, но и сама явилась впоследствии в орган ГИБДД по месту совершенного правонарушения.

Кстати, после происшествия она почти полчаса ожидала сотрудников ГИБДД, но так как те задерживалась, «была вынуждена продолжить движение в медицинское учреждение, так как ее двухлетняя дочь, нуждалась в срочной медицинской помощи».

Судьи областного суда, рассматривавшие это дело, согласились, что мама-водитель, оставляя место ДТП, действовала в состоянии крайней необходимости, справедливо полагая, что «с учетом незначительного ущерба и обстоятельств случившегося совершенное правонарушение может быть признано малозначительным».

Облсудом было установлено, что нарушение требований пунктов 2.5 и 2.6.1 Правил дорожного движения РФ было совершено для устранения опасности, угрожающей здоровью малолетней дочери. Реальной возможности выполнить требование ПДД, не поставив под угрозу здоровье ребенка, в сложившейся ситуации водитель не имела.

Производство по этому делу об административном правонарушении было прекращено.

Плохое самочувствие – повод уйти к врачу

Аналогичный случай рассматривался и в Верховном суде РФ. Высшая судебная инстанция также решила вернуть права женщине, которая ушла с места аварии из-за плохого самочувствия.

Как следует из материалов дела, гражданка З. попала в небольшое ДТП по пути в больницу. Авария произошла недалеко от медицинского учреждения. А поскольку женщина чувствовала себя плохо, она решила обратиться к врачу, предварительно оставив другому водителю свой номер телефона и попросив его позвонить по прибытии сотрудников ГИБДД. После приема у врача женщина вернулась на место ДТП, но ни другого участника аварии, ни сотрудников ГИБДД там уже не было.

Мировой судья лишил З. водительских прав за оставление место аварии в соответствии со статьей 12. 27 КоАП. Однако женщина с таким решением не согласилась, ведь она нуждалась в медицинской помощи, не имела умысла покидать место ДТП и оставила свои контакты.

Жалобы водителя в вышестоящие суды остались без удовлетворения, судьи почему-то считали, что плохое самочувствие – не повод покидать место ДТП. А вот в Верховном суде с такой логикой не согласились, посчитав, что женщина действительно нуждалась в помощи врача, действовала в состоянии крайней необходимости и не пыталась спрятаться от правоохранительных органов.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРИЗНАЕТСЯ СОВЕРШЕННЫМ УМЫШЛЕННО, ЕСЛИ ЛИЦО, ЕГО СОВЕРШИВШЕЕ, СОЗНАВАЛО ПРОТИВОПРАВНЫЙ ХАРАКТЕР СВОЕГО ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), ПРЕДВИДЕЛО ЕГО ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ЖЕЛАЛО НАСТУПЛЕНИЯ ТАКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО ИХ ДОПУСКАЛО ЛИБО ОТНОСИЛОСЬ К НИМ БЕЗРАЗЛИЧНО говорится в решении ВС РФ

Единственно верный маневр

Также в Верховном суде был отменен штраф водителю Т., который был наложен инспектором ГИБДД в Саратове за нарушение правил маневрирования.

Перестроившись с левой полосы в правый ряд из-за несущегося ему навстречу автомобиля с открытой пассажирской дверцей, Т. врезался в машину, двигавшуюся в попутном направлении. Позднее выяснилось, что водитель автомобиля с открытой дверцей потерял сознание за рулём, а промедление грозило Т. лобовым столкновением.

По мнению Верховного суда, водитель действовал в состоянии крайней необходимости и принял единственно верное в данной ситуации решение.

Лобовое страшнее касательного

Еще более опасный маневр совершил автомобилист Г. из Волгоградской области. Он выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где допустил касательное столкновение с автомобилем, который в момент столкновения совершал маневр возврата со встречной полосы на свою. В результате был составлен протокол об административном правонарушении (ч.1 ст.12.15 КоАП РФ), и водителя оштрафовали на 500 руб.

Признавая факт выезда на встречную полосу, принципиальный гражданин Г. утверждал, что совершил этот маневр, чтобы избежать лобового столкновения с двигавшимся ему навстречу автомобилем, на котором в темное время суток не горели световые приборы и габаритные огни. Водитель этого автомобиля, кстати, не отрицал ни того, что ехал по чужой полосе движения, ни того, что на его автомобиле были неисправны световые приборы.

Согласно указаниям ПДД в таком случае Г. должен был свернуть вправо, на обочину, но там, по его утверждениям, находились столб и дерево. Остановить же автомобиль водитель просто не успевал. Судьи районного и областного судов отклонили жалобу Г., однако заместитель Генпрокурора РФ Сабир Кехлеров внес протест, посчитав, что инспектор ДПС не выяснил надлежащим образом обстоятельства столкновения и что действия Г. следует классифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, что должно повлечь прекращение производства по делу.

ВС РФ согласился, что суды должны были выяснить все обстоятельства дела, и указал: «вывод судов нижестоящих инстанций о необходимости снижения скорости является в принципе правомерным. Однако утвердительно сказать, что снижение Г. скорости движения автомобиля, в том числе остановка транспортного средства, при описанных выше событиях могли бы предотвратить столкновение автомобилей, не представляется возможным. Таким образом, следует признать, что Г. действовал в состоянии крайней необходимости».

Спасительные ямы

Наиболее частым случаем, когда можно ссылаться на статью 2.7 КоАП, является объезд препятствия через сплошную линию разметки. Не будем вдаваться в детали такого нарушения, ограничившись выдержкой из еще одного судебного решения: «Судом апелляционной инстанции установлено, что водитель совершил нарушение ПДД в результате объезда ямы, что подтверждается схемой ДТП. Причем объезд произведен исключительно по длине ямы на длину салона автомобиля, то есть по встречной полосе водитель практически не двигался, а сразу вернулся на свою полосу движения.

Предоставленные фотоснимки подтвердили, что яма являлась препятствием, которую необходимо проехать, только прибегая к объезду.

Статьи / Автоправо

Новые поправки в ПДД: кого объявят опасными рецидивистами

Три нарушения – одно лишение Кабинет министров предлагает лишать водительских прав за три грубых нарушения в год и наказывать автомобилистов за опасную езду. Очевидно, что это часть проводимой властями в последние годы…

1932701408.06.2016

Вдобавок злополучная яма была на тот момент заполнена водой, и водитель не мог визуально определить ее глубину. А следовательно, оценить возможность проезда через нее без последствий для своего автомобиля, пассажиров и других участников движения.

Нарушение ПДД было допущено водителем в состоянии крайней необходимости».

Признайтесь и судитесь

Как правило, в аналогичных случаях, когда выписан протокол за выезд на полосу встречного движения, многие водители предпочитают не биться за крайнюю необходимость, а стараются переквалифицировать нарушение с части 4 ст. 12.15. – выезд на встречную, на часть 3 – объезд препятствия. Зачастую судьи идут навстречу, заменяя суровое наказание (лишение права управления от 4 до 6 месяцев) на штраф.

Однако если автомобилист готов лишиться прав на несколько месяцев, пока суды будут рассматривать его жалобы, чтобы доказать свою полную невиновность, придется вначале полностью признаться в своем нарушении. Точнее, сначала признаться, а лишь затем надеяться на применение статьи о крайней необходимости.
Для того, чтобы суд мог применить эту «спасительную» статью, следует воспользоваться советами адвокатов, которые рекомендуют следующее.

  • Во-первых, обязательно подробно описать в протоколе ситуацию, в которую вы попали. Если в бланке не хватает места в графе «Объяснение лица…», надо потребовать дополнительный лист, чтобы закончить свое повествование.
  • Во-вторых, прямо на месте нужно составить схему того, как двигался автомобиль, с обязательным нанесением на нее причины, вынудившей совершить нарушение ПДД. Схему желательно подписать у инспектора ГИБДД и затем требовать ее приобщения к делу.
  • В-третьих, следует непременно сфотографировать место нарушения ПДД. В кадр должны попасть объекты, доказывающие, что фотография сделана именно там, где составлялся протокол. Снимайте номера домов, километровые столбы, узнаваемые объекты, машину ГИБДД, а также причину, вынудившую совершить противоправные действия (яму или препятствие).

Если же в суде критически отнесутся к вашим аргументам, подавайте ходатайство о назначении автотехнической экспертизы, которая сможет доказать, что у вас действительно не было другого выхода.

>Как не отвлекаться за рулем

Как избежать аварийных ситуаций на дороге?

С каждым днем на дорогах по всему миру становится все больше и больше автомобилей. В конечном итоге с трудностями управления автомобилем стали сталкиваться не только начинающие автомобилисты, но и опытные водители профессионалы, которые получили права еще во времена Советского Союза и которые имеют огромный стаж вождения. Причина тому многим известна, это плотный трафик движения на дорогах, которого в те давние времена в СССР никогда не было. В итоге это привело к тому, что спокойно управлять автомобилем в наше время стало все труднее и труднее. Ну а это само-собой привело к значительному росту аварий на дорогах по всему миру (особенно у нас в стране), как по той же невнимательности, так и по неопытности самих же водителей, куда-то постоянно спешащих и торопящихся в наше космическое время. Давайте уважаемые читатели вместе с нами узнаем, как нам всем не отвлекаться за рулем автомобиля и в дальнейшем избежать многочисленных аварийных ситуаций на дороге.

Представлям вам дорогие друзья список следующего содержания, а именно, что конкретно может отвлекать нас (вас) на дороге и частенько приводит к большим неприятностям (к авариям). Ознакомившись повнимательней с этим списком каждый автомобилист-водитель сможет в последующем изменить свое поведение за рулем и уменьшить тем самым риск аварийных ситуаций на автодорогах нашей необъятной Родины.

1) Мечтание / Задумчивость / Усталость.

В недавно проведенном исследовании, которое проводилось Американским институтом занимающимся проблемами аварийности на дорогах в США, было выясненно, что 46% автомобилистов попадают в аварию из-за сонливого или полусонного состояния за рулем (усталость). Примечательно другое, что по этой причине в эти аварии попадают люди (автомобилисты) не старшего поколения, а совсем молодые водители в возрасте от 18 до 30 лет.

Так же в результате этого исследования было выяснено следующее, что около 20% водителей попадают в ДТП в тот момент, когда они ненадолго задумывались на какую-нибудь постороннюю тему, а это безусловно и привело (и приводит) к снижению их внимания за рулем.

Таким образом запомните друзья, если вы почувствовали или уже чувствуете определенную усталость находясь в движении на машине за рулем, это для вас (для каждого водителя) очень опасное состояние, которое частенько приводит к ДТП. Так же мы советуем никогда не отвлекаться от дороги думая и мечтая при этом о чем-то постороннем. Помните пожалуйста, что концентрация внимания на дороге должна быть всегда максимальной. Дорога это не то место, где можно о чем-то постороннем мечтать или задумываться.

2) Мобильные телефоны и электронные гаджеты.

Частой причиной всех аварий на дороге становятся мобильные телефоны, без которых в наше время не может жить весь современный мир. По некоторым установленным данным, около 30% всех водителей в мире вопреки установленным запретов (законодательно) пользуются своими телефонами во время движения на автомобиле. В нашей стране этот процент может приблизительно составлять 70 — 80%.

Чаще всего сотовыми телефонами и другими электронными гаджетами пользуется как правило молодое поколение людей, для которых смартфоны, планшеты, электронные часы и т.п. электронная техника является основным источником коммуникационных связей. В результате всего этого, каждый год в мире непрерывно растет количество аварий совершенных автомобилистами на дороге, которые как-раз и произошли из-за того, что водители за рулем машины пользовались телефоном, одним словом, отвлекались во время движения от дорожной ситуации.

Согласно проведенным международным исследованиям было выяснено, что сотовый телефон снижает нашу реакцию примерно на 50% (!). В некоторых случаях было доказано, что водитель, находящийся за рулем и разговаривающий по мобильному телефону по своей реакции ни чем не отличается от другого такого же водителя, который находится за рулем в легком алкогольном опьянении.

Кроме всего прочего установлено, что у водителей, которые пользуются при движении на машине различными гаджетами, резким образом снижается внимание, которое им так необходимо во время движения на автомобиле. По некоторым не проверенным данным это внимание может снижаться до 400% (!), а это уже очень серьезно.

Таким образом дорогие друзья мы советуем вам от чистого сердца, просто забыть находясь за рулем при движении на автомобиле, что такое мобильный телефон. Помните пожалуйста, что пользуясь сотовым телефоном при движении на машине, вы в несколько раз увеличиваете для себя риск попасть в ДТП.

3) Использование голосового управления в машине.

Удивительно, но это так, изобретенная технология голосового управления информационно-развлекательными системами в автомобилях, в первую очередь призванная технологами уменьшить отвлечение внимания водителя от дороги, тоже и точно также влияет на нашу концентрацию за рулем. Вот например, существуют определенные системы голосового управления, которые в большей степени и существенно отвлекают водителей во время движения за рулем, а значит тем самым, они заметным образом уменьшают внимание этих водителей от общей дорожной ситуации. И это не смотря на то, что трое из четырех всех опрошенных водителей конкретно заявили, что это голосовое управление информационно-развлекательной системой в меньшей степени отвлекает их от дороги.

На самом деле было установлено, что при диалоге с голосовыми помощниками и при произношении и отдачи команд, наш мозг тоже серьезно отвлекается. В результате получается, что наше внимание и концентрация за рулем также существенно снижается. Особенно в том случае, если речь идет о взаимодействии с голосовыми помощниками (Siri и т.п.).

Также надо друзья запомнить, что серьезно могут отвлекать внимание водителя и не очень хорошие и некачественные системы голосового управления. К нашему глубокому сожалению, в большинстве современных автомобилей (даже дорогих премиальных) качество подобных ноу-хау систем оставляет сегодня желать лучшего. Так что дорогие наши друзья мы вам советуем, лучше не пользоваться этим голосовым управлением, когда вы находитесь за рулем автомобиля.

Давайте дорогие сограждане подробнее рассмотрим следующее, как нам увеличить свою безопасность за рулем и меньше отвлекаться от дорожного движения по вышеуказанным нами причинам:

1) Избежать риска попасть в ДТП, если вы устали или задумались.

Как правило и это было установлено, усталость за рулем возникает в основном, либо когда мы не выспались, либо когда мы заболели, или чаще всего после сытной еды. Так что уважаемые автомобилисты (водители), старайтесь не садиться за руль после приема пищи, когда вы заболели, или когда вы просто не выспались. Так же по возможности старайтесь пожалуйста избегать поездок за рулем в 6-00 часов утра и в период с 14-00 часов и до 16-00 часов, в тот самый момент, когда чаще всего всвязи с нашей физиологией, будет возникать сильная сонливость (будет клонить ко сну).

Также всегда помните, накануне перед поездкой, ни в коем случае не принимайте алкоголь. Во-первых помните, что выпитый даже с вечера алкогольный напиток может не выйти из вашего организма в утренние часы и тогда, концентрация данного алкоголя в выдыхаемом вами воздухе будет превышена. А это может привести вас к лишению водительских прав за управление автомобилем в состоянии опьянения.

Во-вторых, выпитый накануне алкоголь может способствовать на следующий день снижению концентрации внимания и вызвать у вас утреннюю сонливость.

Если вы почувствовали сильную усталость находясь за рулем машины, то лучше остановитесь и немного отдохните. В крайнем случае вы можете оставить машину на платной парковке, вернуться домой либо на такси, либо на общественном транспорте.