Водитель засыпает за рулем

Как не уснуть за рулем: способы

  • Если едете с попутчиком, обязательно разговаривайте. Не важно, о чем, главное, чтобы вы были включены в беседу, и ваш попутчик иногда задавал вам вопросы. Тогда вы всегда будете в тонусе и не уснете. Если никого нет, то договоритесь с кем-то заранее на поздний телефонный звонок: включите громкую связь, положите телефон перед собой и беседуйте.
  • А что делать, если попутчика нет и позвонить некому? Занимайте мозг решением каких-нибудь трудных задач. Например, решайте в уме сложные примеры. Или включите аудиоуроки по иностранному языку и повторяйте за диктором слова. Главное – чтобы мозг работал, был в напряжении.
  • Купите перед поездкой новый ароматизатор в машину – са-а-амый вонючий. Пусть даже противный. Резкий запах будет мешать уснуть.
  • Положите рядом с собой пакетик с орешками или сухариками – как только захотите спать – медленно разжуйте один. Или плитку горького шоколада. Организм будет просыпаться от еды, жевания и переваривания. Когда все съедите – мятная жвачка в помощь, леденцы – тоже лучше мятные.
  • Вода должна быть обязательно – попить, умыть лицо и руки.
  • Откройте окошко, чтобы было свежо – в машине со спертым воздухом мало кислорода, и вы будете засыпать от этого еще быстрее. Кондиционер тоже, конечно, поможет, только аккуратнее, чтобы не продуло.
  • Если хотите в качестве бодрящего средства выбрать музыку, не надо включать классику, звуки природы или что-то спокойное – это будет, как колыбельная… аудиофайлы должны быть, как минимум, с громкими и резкими звуками. Короче, как с ароматизаторами – уже лучше неприятно, зато не уснешь.
  • Ну а если вы все же получаете удовольствие от включенной музыки, то обязательно подпевайте. Хотя это можно делать даже и без музыки – да хоть и без магнитолы! Это даже в какой-то мере лучше, чем диалог с собеседником – тут вы всегда включены в процесс, всегда напрягаетесь.
  • Кофе и другие бодрящие напитки действуют недолго, да и не на всех. А уж если вы завзятый фанат кофе, то на вас вообще вряд ли подействует. Но на крайний случай лучше взять с собой что-то из этого: кофе, горячий шоколад или крепкий чай. Учтите, что действие такого стимулятора – самое большее часа 2.
  • Есть, конечно, жидкие энергетики или в таблетках, но… все же понимают, насколько это вредно. Не принимайте их в том случае, если раньше не пробовали и не знаете их влияния на свой организм. Мало ли, что может случиться. И если приняли немного, и вам показалось, что не подействовало – лучше не принимайте еще больше во избежание побочных эффектов.
  • В некоторых иномарках есть специальные приборы, которые контролируют человека и его усталость. Поинтересуйтесь, если ли подобное в вашей машине, или, возможно, попробуйте приобрести.
  • Возьмите влажные салфетки. Не всегда есть возможность выйти и умыться, а салфетки помогут освежить лицо и руки.

Как видите, есть много способов, как не спать за рулем. И лучше подготовиться ко всем из них, особенно, если дорога действительно очень длинная, на всю ночь. А еще обязательно выспитесь перед поездкой. Помните, что дневной сон может заменить собой несколько часов ночного сна, и есть смысл поспать прямо перед тем, как сесть за руль.

Если ничего не помогает и хочется уснуть за рулем

Допустим, все вышеперечисленное вы сделали, все способы испробованы, а ночь еще не прошла и клонит в сон все равно. Что делать, если за рулем хочется спать? Тогда без остановки не обойтись. Припаркуйтесь в подходящем месте и выйдите из авто. Сделайте несколько допустимых физических упражнений (все равно ночью никто не увидит, так что не стесняйтесь!). По крайней мере, несколько приседаний и пробежка вокруг своей машины всегда доступны.

Главное – кровь разогнать, а на свежем воздухе это еще и насытит мозг кислородом. А еще умойтесь после этого. Таким образом, вы взбодритесь еще на какое-то время, уж на час – точно.

И последний способ – для тех, кому ничего уже не помогает, и время еще есть. Остановитесь, заглушите двигатель и… поспите. Конечно, нужно обязательно завести будильник. Период быстрого сна – около получаса, потом наступит глубокий и проснуться будет труднее. После подъема снова умойтесь, выйдите из машины, разомнитесь. Это точно взбодрит вас еще на пару часов.

Ну и самый последний способ! Правда, он немного экстремальный. И заключается он в том, чтобы терпеть. Позывы в туалет. После обильного питья тонизирующих напитков обязательно захочется – а вы не останавливайтесь и терпите. Вот это уж точно придаст тонус и пикантность вашей поездке! Вряд ли, очень вряд ли вы сможете уснуть, когда хочется в туалет. И обязательно выспитесь после поездки! Удачной дороги!

Rum161 ›
Блог ›
Пять признаков того, что вы засыпаете за рулем

Пять признаков того, что дальше ехать нельзя. Это смертельно опасно!

Олег Радул — опытный путешественник. Недавно он потерял в автомобильной аварии своих друзей, после чего написал текст-предупреждение для всех нас. Сохраните его. И, если будет такая возможность, поделитесь с друзьями, так как это действительно важно. Жизненно важно!
Мои друзья разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Когда разбивается незнакомый человек, часто думаешь: «Наверное, парень был лихач (неопытный или излишне самоуверенный). С нами такого не случится». Но в этот раз был прямо противоположный случай. Погибли ребята, которые постоянно, в течение последних десяти-пятнадцати лет, гоняли то в горы, то на море, наматывая тысячи километров без остановок. Опыта дальнобоя у них — хоть отбавляй! Все они прекрасно умели бороться со сном, чувствовать наступление усталости, и понимать тот момент когда уже пора меняться за рулем… Узнав об аварии, многие даже поверить не могли, что кто-то из них мог банально заснуть за рулем. И тем не менее, это случилось. Всего один раз, но так, что хватило всем троим.
И здесь я снова возвращаюсь к своему давнему вопросу: как же этого избежать. Начав кататься на дальние расстояния, лет еще десять назад, я первым делом стал искать для себя самые действенные методы борьбы со сном. Кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядка и т.п. А потом я понял: все это не то! Ни один из этих способов борьбы со сном не может гарантировать безопасность.

В чем состоит парадокс? В том, что все эти методы есть ни что иное, как попытка продолжить движение. А, между тем, главное в другом — уметь вовремя остановиться!

Где объективные критерии, когда усталость еще можно спокойно потерпеть, а когда уже пора на обочину? Они должны быть явными и однозначными. В общем, у меня таких критериев пять. Они проверены сотнями бессонных ночей на машине и на яхте. И правило очень простое: вообще себя не доводить до такого состояния. Но если вдруг наступает один из указанных ниже признаков, я тут же сменяюсь, без раздумий. А если меняться не с кем, встаю на обочину – спать! Потому что дальше ехать нельзя.

Пять объективных признаков того, что ты вот-вот заснешь:

1. Замечаешь, что моргаешь
Это — самый явный и однозначный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает процесс моргания. Это прроисходит незаметно и быстро — просто не обращаешь внимания. Зато когда это становится явным, речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения — немедленно на обочину!

2. Обман зрения
Фигуры на обочине кажутся издалека чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать поступающую информацию — он уже спит! Еще пара минут, и сознание отключится совсем.

3. Зрение не успевает фокусироваться
Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы, и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы, и снова на дорогу. В нормальном состоянии, зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным, глаза не успевает адаптироваться к условиям, становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором, и тут же считать нужные показания.

4. Лень напрягать мозг
Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то что бы сложно … ему это на фиг не нужно. По той же причине лень разговаривать. Потому что для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати говоря, любое словесное общение, неплохо нагружает мозг: кто болтает — тот не уснет. Это во-первых, а, во-вторых, если в салоне повисла тишина, значит скоро всех срубит. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать.

Сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс, политика или какой-нибудь холивар. Так что запасаемся на дорожку больными темами.

5. Мелкие нарушения
Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

И бонусом экспресс-тест для пассажира, как ненавязчиво проверить водителя на предмет сонливости. Фишка в том, что бесполезно его спрашивать: «Вася, ты в порядке?». Ответ всегда один и тот же: «В полном порядке». Вместо этого, надо задавать водителю вопросы, которые требуют обдумывания, либо внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт проехали?», или «Сколько нам еще осталось до Находки?» «Ты чего, дорогая, какой Находки? Мы только что Балашиху проехали…»

Но лучше что-то еще более сложное: «Как ты думаешь, милый, что лучше подарить моей маме на день рождения?». И если ответы покажутся слишком простыми либо неадекватными — пора меняться. А если пациент скорее жив, то чтобы стало лучше, желательно начать с ним о чем-то спорить. Хоть о высоких материях, хоть тупо троллить его — пофиг. Главное, что во время жарких дебатов, уснуть невозможно чисто физически, проверено.
Главное правило: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер, сперва работает на 100%, потом на 50%, потом на 25% а потом бац — уже висит. Вполне реально отловить этот переход со 100% на 50%, если знать что искать, и как проверять. А искать надо любую лень и проверять себя на заторможенность сознания.
Остается вопрос: могу ли я контролировать себя сам (часто мы отправляемся в дальнюю поездку в одиночку)? Честно говоря, не уверен. Подвох состоит в том, что вместе с притуплением сознания, притупляется и чувство страха. То есть, ты понимаешь что засыпаешь, но до последнего гонишь от себя мысль, что так нельзя, что это опасно. А страха нет вообще! Почему? Смотри выше: мозг уже почти спит.

Таким образом, приведенные выше признаки засыпания применимы и для случая, когда ты едешь один. Если хоть один наступил – останавливаться немедля!

Берегите себя и своих пассажиров!