Автомобиль не роскошь

Стоимость владения автомобилем в крупных городах России весомо снизилась

У кризиса есть и положительные моменты. Так, очередное ежегодное исследование фирмы PwC в России выявило значительное снижение стоимости владения автомобилем, что должно быть приятно как частным автовладельцам, так и компаниям с собственным серьезным автопарком.

Относительно значения исследования партнер, руководитель практики корпоративных финансов PwC в России Олег Малышев отмечает: «Данное исследование будет интересно как обычным автолюбителям, так и корпоративным клиентам с большим автомобильным парком (такси, каршеринги, службы доставки) и финансовым организациям. Каждый из участников автомобильного рынка сможет почерпнуть интересную информацию и подумать над эффективностью использования автотранспорта. Особенно это актуально в текущий момент, когда автомобильная индустрия переживает не самые лучшие времена».

Но прежде чем перейти к знакомству с результатами исследования, читателям важно знать о сделанных в нем допущениях.

В рамках анализа эксперты PwC рассмотрели современные легковые автомобили, официально продаваемые в России. Для целей анализа были выделены восемь классов автомобилей на основании критериев размера и цены. В состав каждого из классов были включены по пять популярных автомобилей (состав автомобилей был частично изменен по сравнению с анализом по состоянию на начало 2015 г. в связи с тем, что данные модели ушли с рынка).

Результаты анализа по каждому классу отражают средние значения для автомобилей соответствующего класса.

Все основные показатели (цены автомобилей, условия по кредиту и пр.) актуальны на вторую половину января 2016 г. и получены на основании анализа PwC, данных от автодилеров и информации из открытых источников.

Исследование основано на следующих ключевых допущениях:

  • автомобиль приобретается в базовой комплектации с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач;

  • автомобиль приобретается и эксплуатируется в крупном российском городе;

  • автомобиль эксплуатируется одним собственником в течение гарантийного срока (три года);

  • автомобиль приобретается в кредит на условиях 50% первоначального взноса.

Теперь к результатам.

Потеря стоимости

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для всех классов автомобилей, говорится в исследовании. Согласно полученным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактных кроссоверов составляет порядка 31—35% от общей стоимости владения автомобилем. При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 39% общей стоимости владения автомобилем. Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. — 47 и 46% соответственно. Потеря стоимости увеличилась по всем классам автомобилей по сравнению с 2015 г., особенно сильно это сказалось на автомобилях класса В (компактный), Е (бизнес) и компактных кроссоверах, увеличение потери стоимости составило от 7 до 12%.

Увеличение данного показателя по сравнению с 2015 г., отмечается в исследовании PwC, вызвано более существенным ростом цен на новые автомобили относительно авто с пробегом. В первую очередь это обусловлено ростом валютной составляющей издержек производителей в рублевом эквиваленте.

Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:

  • надежность и репутация модели автомобиля;

  • соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;

  • наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;

  • динамика цен на аналогичные новые автомобили.

Кредит

Ставка по автокредитам снизилась с 21,5% в январе 2015 г. до 16,1% в среднем по классам в январе 2016 г. в результате снижения ключевой ставки с 17 до 11% по состоянию на январь 2016 г.

В итоге по состоянию на январь 2016 г. в среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту при 50-процентном первоначальном взносе составила порядка 16%, в то время как год назад данный показатель составил 19—23%.

Внутри классов можно наблюдать определенный разброс процентных ставок в зависимости от модели автомобиля и наличия специальных кредитных предложений от банков.

Низкая процентная ставка характерна для автомобилей класса В (компактный), которые в большинстве своем попадают под программу льготного автокредитования.

Невысокие ставки на автомобили премиум-класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. авторы исследования объясняют тем, что премиальные бренды кредитуют покупателей через свои собственные банки, которые предлагают наиболее выгодные условия и низкие процентные ставки с целью продажи автомобилей, а не получения доходов от процентов.

Несмотря на то что процентные ставки на разные классы автомобилей находятся в среднем на схожем уровне, эффект от их повышения, допускают эксперты PwC, будет отличаться для разных классов. Так, продажи автомобилей низкого и среднего ценовых сегментов наиболее чувствительны к повышению процентной ставки по автокредитам, в то время как продажи автомобилей дорогого ценового сегмента относительно менее чувствительны к повышению процентной ставки по кредиту.

Переплата по кредиту (проценты) составляет для всех рассматриваемых классов от 12 до 22% от общей стоимости владения автомобилем.

Топливо

Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на бензин.

Так, для автомобилей класса В (компактный) и класса С (гольф) стоимость топлива в общей стоимости владения составляет в среднем 20 и 17% соответственно, тогда как для класса Е (бизнес) и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. — 6 и 8% соответственно.

Для автомобилей среднего ценового сегмента расходы на топливо составляют порядка 12—13% от стоимости владения.

Потребление топлива по состоянию на январь 2016 г. снизилось по сравнению с январем 2015 г. в результате снижения пробега автомобилей. Среди основных причин снижения — введение платных парковок и, как результат, переход на использование общественного транспорта, а также рост использования альтернативных видов транспорта (каршеринг, доступное такси, улучшение инфраструктуры и доступности велосипедов).

Страхование

Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем — порядка 17—27%. По состоянию на аналогичный период предыдущего года стоимость страхования составляла 20—30%.

Стоимость страхования каско по состоянию на январь 2016 г. снизилась в денежном выражении в среднем на 23% по всем анализируемым классам, кроме полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снижение тарифов каско вызвано такими причинами, как более широкое распространение договоров с франшизой, безубыточное продление, ограниченное покрытие каско, отказ потребителей от каско и, как следствие, конкуренция между страховыми компаниями за потребителя.

В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.

Но в исследовании отмечается, что помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:

  • стоимость запчастей и ремонтных работ;

  • коэффициент угоняемости;

  • эксклюзивность автомобиля и пр.

Налоги и сборы

Налоги и сборы составляют около 1,5% от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с объемом двигателя в среднем 98 и 114 л.с. соответственно.

Для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов — порядка 1,7—1,8%, с объемом двигателя в среднем 149 и 142 л.с. соответственно.

Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. — 2,1—2,5%.

Для полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. доля в общей стоимости владения составляет 4,7% из-за применения налога на роскошь.

Основные выводы исследования

Показатель, тыс. руб./ год*, если не указано иное*

Класс B (компактный)

Класс C (гольф)

Класс D (средний)

Класс E (бизнес)

Компактный кроссовер

Среднеразмерный кроссовер

Полноразмный внедорожник до 3 млн руб.

Полноразмный внедорожник свыше 3 млн руб.

Потеря стоимости

61,7

90,8

124,8

323,4

113,9

168,1

248,2

473,8

Эксплуатационные расходы

137,1

174,8

247,5

367,6

213,9

262,6

381,8

564,7

Кредит (только %)

23,2

43,5

68,7

115,1

63,1

81,8

106,3

156,0

Топливо

39,0

44,5

45,1

42,0

42,5

51,2

76,2

78,2

Страхование (каско + ОСАГО)

49,2

58,9

99,5

154,9

73,8

88,4

149,5

240,5

Техобслуживание (плановое)

9,3

10,2

12,3

19,7

12,9

14,4

15,8

19,3

Налоги и сборы**

3,0

4,1

6,6

17,6

5,7

9,3

13,5

48,6

Прочие расходы на содержание***

13,5

13,7

15,3

18,4

16,0

17,4

20,4

22,1

Итого средняя стоимость владения в год

198,8

265,6

372,3

691,0

327,8

430,7

630,0

1038,5

Средняя стоимость владения, руб. на 1 км****

11,9

15,7

19,8

40,5

20,3

23,4

33,4

56,2

Парковка*****

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

Итого средняя стоимость владения в год с учетом парковки

318,8

385,6

492,3

811,0

447,8

550,7

750,0

1158,5

* Среднее значение за три года владения.

** Транспортный налог и регистрация автомобиля.

*** Зимние шины и мойка два раза в месяц.

**** Без учета парковки.

***** Для Москвы, стоимость за восемь часов за все рабочие дни в год.

ИСТОЧНИК: анализ PwC

Дело – в психологии

Относительно небольшой срок владения автомобилем в России многие объясняют неблагоприятными условиями: дескать, у нас и дороги плохие, и зимы холодные, и бензин не очень, да и сервис с качеством запчастей не всегда на высоте. А потому машины чаще ломаются и люди вынуждены их менять. В этой логике есть доля истины. Но только неблагоприятной “средой обитания” объяснять частую смену транспортных средств в России не следует. Судите сами: если бы в России машины действительно так быстро и безнадежно ломались, то и возраст автопарка у нас, по идее, должен быть меньше, чем в других странах. Однако этого нет – средний возраст автомобиля у нас, как известно, составляет 12 лет, а в Западной Европе или США с их идеальными дорогами и не такими холодными зимами – восемь-девять лет.

Причину короткого срока владения авто в России скорее следует искать не столько во внешних условиях, сколько в психологических особенностях российского клиента. Маркетологи говорят о том, что автомобиль в России – это нечто большее, чем транспортное средство. Это способ продемонстрировать и подчеркнуть свой социальный статус. И, кстати, такое потребительское поведение характерно не только по отношению к авто, но и к широкому кругу других товаров.

В России человек на последние деньги и в кредит купит дорогой и модный iPhone лишь бы показать окружающим, что он “не хуже других”. Где-нибудь в Германии такое потребительское поведение совсем не распространено. В крупных немецких городах вполне можно увидеть, скажем, энергичную деловую женщину в дорогом костюме, которая держит совсем недорогой мобильный телефон. Такой же рациональный подход за границей характерен и в отношении столь дорогой покупки, как автомобиль. Практичный немец сто раз просчитает, какого размера машина ему нужна для семейных нужд, дотошно выяснит, сколько она потребляет топлива и вообще какие его ждут расходы по содержанию авто и сколько оно будет стоить на вторичном рынке, когда он решит его продать.

Мнение профессионала
Роман Полонский, директор по маркетингу и PR Volvo Car Russia

Срок владения автомобилем в России действительно очень небольшой. Но ситуация меняется: люди понимают, что после гарантии машина не начинает сразу ломаться, да и осознают, что постгарантийное обслуживание – это отнюдь не безумно дорого. Дело в том, что с 90-х годов, когда начали массово ввозить подержанные иномарки, складывался стереотип, согласно которому обслуживание “возрастных” автомобилей требует огромных денег. Тогда было мало официальных сервисов, а в гаражных мастерских брали стоимость услуг с потолка. И первые “официалы” тоже не способствовали изменению ситуации, задирая цены еще выше. Сейчас же у всех официальных дилеров есть утвержденный прайс-лист на работы и запчасти, расчеты ясны и прозрачны. К тому же многие “официалы” делают скидки для машин старше определенного возраста, и все это способствует продлению срока владения. Вместе с тем в крупных городах автомобиль – это во многом показатель статуса, и чтобы этот статус не утратить, машины нужно регулярно обновлять. Эта тенденция ослабевает, но сойдет на нет она еще не скоро.

У нас же при покупке автомобиля на первый план скорее выходят чувства, нежели разум. Да, о расходе горючего в последнее время в России тоже стали задумываться чаще, однако стоимость обслуживания или прогноз остаточной стоимости машины на вторичном рынке – это до сих пор не самые распространенные вопросы, которые российский покупатель задает продавцу в салоне дилерского центра.

Нужно признать, что многие, приобретая автомобиль, в первую очередь думают о том, какое впечатление модель произведет на друзей, соседей, родственников, сослуживцев. То есть с помощью автомобиля российский потребитель желает подчеркнуть свой социальный статус. Кстати, именно этим объясняется и другая статистическая выкладка: в России в отличие от тех же западноевропейских стран люди при замене одного автомобиля другим стремятся приобрести модель более высокого класса. Если где-нибудь во Франции средний горожанин ездит на бюджетном Renault Clio, то распространенное явление, когда на смену этому автомобилю он раз за разом приобретает модель того же бюджетного В-класса. У нас же потребитель обычно идет по пути приобретения сначала бюджетной иномарки, потом часто переходит в “гольф”-класс, далее стремится в сегмент компактных кроссоверов, после чего его уже манит класс больших внедорожников или премиальных седанов.

Кстати, в премиум-сегменте машины меняют особенно часто. Продавцы говорят о том, что здесь не является редкостью срок владения автомобилем всего полтора-два года. Это понятно: в российской деловой среде статус особенно важен – если подъехать на парковку бизнес-центра на слегка устаревшей модели премиального бренда, деловые партнеры могут подумать, что у человека дела идут не очень хорошо.

Покупка напоказ

Потребление продукта как выражения статуса на языке маркетологов называется термином “показное потребление”. Считается, что оно характерно для стран с развивающимися экономиками, где относительно недавно начала появляться прослойка состоятельных людей. Для них типично стремление пустить окружающим пыль в глаза, подчеркнуть, что ты “не такой как все”.

Историки говорят о том, что новое общественное положение людей, особенно если оно еще непрочное, требует своего декоративного подтверждения. Во времена французской революции новая элита тут же начала разъезжать в отделанных золотом экипажах, с бриллиантами на пальцах, чем, кстати, вызвала бурное негодование народа и спровоцировала приход к власти Наполеона. Во времена НЭПа преуспевшие новые советские бизнесмены на первые заработанные деньги бросались покупать меха своим дамам и гулять на широкую ногу в ресторанах…

Сейчас в России если человек начал хорошо зарабатывать, то едва ли не первое, что он делает, – идет в дилерский салон за дорогим автомобилем, который, подчас может быть ему не совсем по карману. Международные маркетинговые компании констатируют, что такая ситуация также характерна для стран, где прослойка зарабатывающих людей появилась относительно недавно, – в частности, для Турции и Китая.

Мнение профессионала
Андрей Глазков, директор по маркетингу Mazda Motor RUS

Маркетологи спят и видят, когда в своем поведении российский потребитель приблизится к какому-либо канону – европейскому или американскому. Но россияне не торопятся выбрать однозначную модель поведения. До 2008 г. подавляющее большинство наших соотечественников встречало второй “день рождения” своего автомобиля мыслью: пора продавать! И еще до истечения срока гарантии, который обычно составлял три года, автомобиль менял хозяина. Но после кризиса, в 2010 г., привычки изменились: на машинах стали ездить дольше – до четырех-пяти лет. Эта модель поведения схожа с европейской, где в нестабильное время люди стараются не тратить деньги. Однако уже в 2012 г. россияне снова разделились на два лагеря. Одна часть продолжает ездить на автомобилях более трех лет. Возможно, это обусловлено кредитами, сделавшими автомобили более доступными для широких масс, которые чаще всего исходят из рациональных мотивов. Второй лагерь вернулся к докризисным привычкам и избавляется от машин еще до истечения гарантии. Сегодня соотношение этих лагерей примерно равное.

Впрочем, с развитием общества и появлением устойчивой состоятельной прослойки снижается и стремление жить напоказ. В России состоятельные люди все менее стремятся к кричащим формам самовыражения: уже никому не приходит в голову носить малиновые пиджаки и вывешивать поверх рубашки золотые цепи толщиной в палец. Постепенно снижается накал “понтов” и в автомобильном сегменте. Например, вместо громоздких, неудобных и потребляющих прорву бензина американских внедорожников люди среднего класса все чаще выбирают менее эпатажные и более практичные кроссоверы. А предварительный расчет цен технического обслуживания и запчастей на машины премиальных марок нередко становится аргументом в пользу модели не самой престижной марки.

Согласно статистике, в последнее время увеличиваются и сроки владения машиной: по данным компании “Автостат”, кривая продолжительности пользованием автомобилями в России пусть медленно, но все же ползет вверх. Например, на протяжении 2012 г. средний срок владения увеличился с 52 до 59 месяцев (правда, в нынешнем году он вновь чуть понизился – до 54–56 месяцев). Так что вполне вероятно, что все-таки не за горами времена, когда идея приобретения авто в России на семь-десять лет не будет выглядеть странной.

Автор Алексей Грамматчиков, редактор журнала “Эксперт” Издание Автопанорама №10 2013

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения

Смотреть что такое «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» в других словарях:

  • Автомобиль не роскошь, а средство передвижения — Из романа (гл. 6 «Антилопа Гну») «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897 1937) и Евгения Петрова (1903 1942). Слова лозунга, которым организатор митинга в некоем селе на Новозайцевском тракте встретил машину Адама Козлевича… … Словарь крылатых слов и выражений

  • Жена-еврейка — не роскошь, а средство передвижения — (от Машина не роскошь, а средство передвижения из кн. Золотой телёнок о необходимости иметь автомобиль) иметь жену еврейской национальности значит иметь возможность эмигрировать с ней в США, Израиль … Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • АВТОМОБИЛЬ НА КРЫШЕ — АВТОМОБИЛЬ НА КРЫШЕ, СССР, Арменфильм, 1980, цв., 76 мин. Героико романтическая комедия. По мотивам рассказов В. Арамяна. Действие фильма происходит в двадцатые годы, в маленьком армянском городке Айвакан. «Автомобиль не роскошь, а средство… … Энциклопедия кино

  • автомобиль — • Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. (И. Ильф и Е. Петров) … Оригинальная словарная подборка афоризмов

  • Еврейская жена — это не роскошь — а средство передвижения о женитьбе на еврейках с целью последующей эмиграции. Перефразированная цитата из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «Автомобиль это не роскошь…» … Словарь русского арго

  • § 236. ЧАСТИ РЕЧИ — Существительное часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры). Прилагательное часть речи,… … Правила русского правописания

  • машина — • Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. (И. Ильф и Е. Петров) … Оригинальная словарная подборка афоризмов

  • Luxgen — Motor Co., Ltd 納智捷汽車股份有限公司 Тип Публичная компания Расположение пригород Мяоли, Тайвань … Википедия

  • Илья Ильф. — Илья Ильф. Ильф Илья (наст. имя Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897 1937) Российский писатель сатирик. Работал совместно с Евгений Петров.. Афоризмы, цитаты Илья Ильф. Биография. • Все талантливые пишут разно, все бездарные одинаково и даже… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Дамаскин Иоанн — Иоанн Дамаскин (Ioannes Damaskenos) (Мансур) (675 740/753) Византийский богослов, философ, поэт, систематизатор греческой патристики, один из отцов Восточной церкви. Принадлежал к христианской арабской знати (арабское имя Мансур), унаследовал… … Сводная энциклопедия афоризмов