Мини купер тест драйв

MINI ›
Держим обеими руками хот-хэтч Mini John Cooper Works

mini cooper jcw

Владимир Гурьянов, 28 августа 2015. Фото компании MINI

Mini JCW с «автоматом» продаётся в России уже несколько месяцев за 1 679 000 рублей. Версию на «механике» предложили буквально на днях — она на 84 500 рублей дешевле.

Я бы, конечно, предпочёл оказаться не в Сочи, а в Германии, где другая группа журналистов в одно с нами время испытывала Mini JCW на Северной петле Нюрбургринга. Но Драйв уже писал о программе Fascination Nordshliefe, в рамках которой всё проходило, и кто-то в BMW решил, что с нас хватит. В окрестностях же всероссийской здравницы было скучновато, даже несмотря на заезды по сочинскому автодрому. Самым ярким впечатлением оказался не тест-драйв, а спуск над пропастью по тросу — что-то вроде тренировки приземления с парашютом, только без ударного контакта с землёй. В Эйфелевых горах аттракционов нет, но водить автомобиль интереснее.

У адаптивных амортизаторов (опция за 32 тысячи рублей) две настройки. В стандартной JCW едет немногим жёстче обычных одноклассников. А спортивная не даёт забыть, что это всё-таки Mini.

Вроде бы 231 сила на 1280 кг снаряжённой массы, с места до 100 км/ч — за 6,3 с. Как это может не бодрить? Сам удивляюсь. Но ни скоростной спуск по закрытому ведомственному серпантину газпромовской турбазы, ни заезды по треку не вскружили голову. Прибавка рабочего объёма и крутящего момента на 25% по сравнению с предыдущим Mini JCW компенсируется улучшенными шумоизоляцией и плавностью хода. Общий градус безрассудства у Миника, пожалуй, снизился.

Версия JCW с «автоматом» появилась у хэтча в 2012 году, но «механику» всё ещё выбирают из любви к искусству. Меня она развлекла на пути из Красной Поляны в Адлер.

Вместо противотуманок у JCW — дополнительные воздухозаборники, направляющие поток к усиленным тормозам Brembo. На два активных круга по Автодрому Сочи их хватает.

Управляемость — мечта перфекциониста. Смещение взгляда, отклонение руля, изменение траектории — всё это происходит будто бы одновременно. Хотя тут 2,4 оборота от упора до упора — не карт: руль приходится вращать, а не покачивать. Разгон хорош, особенно с двухтысячной отметки на тахометре… Но видеокамеры развешаны буквально на каждом столбе, на каждой опоре эстакады. И знаки, знаки: 50, 70, 90, снова 50 — не забалуешь. Соблюдая режим, дергаю рычаг «механики» чаще, чем отклоняю руль. Приятное тугое сцепление и щелчки, которыми сопровождается включение передач, добавляют поездке по туристическим местам некую событийность.

Интерьер красив и прибавил как в качестве, так и в функциональности. Особенно если не скупиться на опции вроде выдвижного проекционного экрана за 32 тысячи. Шесть подушек безопасности — в «базе».

В таких режимах Mini удивляет своей неожиданной… нормальностью. «Турбочетвёрка» прилично тянет с низов, и желание поддерживать её в тонусе вызвано скорее любопытством меломана — как звучит-то? Рычит! Сперва солидно и породисто, но чем ближе к красной зоне, тем сильнее Mini трещит выхлопом, отстреливаясь при переключениях от любого, кто бросится вдогонку. В спокойном же темпе форсированный мотор можно и не узнать. Mini теперь только выглядит, как атаман казачьего войска на потешном параде, но внутри стремится не нарушать покой владельца, выложившего за крошечную машинку 2,3 млн рублей.

К Mini нужно привыкать. Начиная с запуска двигателя клавишей и заканчивая включением задней передачи: тянуть рычаг нужно влево и вверх. Попасть вместо реверса в первую — проще простого.

Центральный дисплей диагональю 8,8 дюйма так близок, что просит пальца. Но нет — управлять системой нужно джойстиком на тоннеле. Траекторные подсказки у видеокамеры (опция за 25 тысяч) — подвижные.

Рок-н-ролл начинается, когда поворачиваешь кольцо-селектор в основании рычага коробки передач в положение Sport. Акселератор становится отзывчивее, руль зажимается, шасси с адаптивными амортизаторами становится собраннее, а выхлоп — громче. При переключениях вниз Mini делает автоматические перегазовки. Всего предустановленных алгоритмов три: экономичный Green, средний (буквально — Middle) и упомянутый выше Sport. Плохо, что вся мехатроника перестраивается скопом — лично мне реактивного усилия на руле достаточно и в промежуточном режиме.

Даже спортивные кресла (135 000 рублей) плохо подходят для езды в шлеме — выпирает подголовник. Чтобы не сидеть склонив голову, приходится откидывать спинку. Сзади места впритык, но всё равно ощутимо просторнее, чем раньше.

По сравнению с предыдущим поколением багажник на пару сумок прибавил ровно литр.

А нужна ли Mini адаптивная подвеска? В поисках ответа пришлось свернуть с образцово-показательного шоссе на горную бетонку. Накануне нас везли там на Кантримене, так моя спина запомнила каждый стык. Но хэтчбек JCW в стандартном режиме идёт тут гораздо мягче. Потряхивает, пошлёпывает, но в целом — тихо, спокойно. Желания выйти и пройтись пешком не возникает. Что характерно, на гоночный трек нас отправили на машинах с пассивной подвеской: по ощущениям, обычные амортизаторы чуть мягче адаптивных в «Спорте», но жёстче, чем те в «Комфорте».

Стандартные 17-дюймовые колёса для нового Mini кажутся маленькими. За доплату в 56 600 рублей предлагаются 18-дюймовые, как здесь, с шинами Run Flat. Спортподвеску за 12 800 рублей можно заказать на обычный Cooper или Cooper S.

Трековыми были назначены версии с шестиступенчатыми «автоматами». Вероятно, чтобы мы поменьше отвлекались от рулёжки. Ведь добрых полкруга едешь с педалью газа «в полу». Зоны безопасности небольшие, трасса зажата между отбойниками, вылетать некуда. Самые сложные повороты имеют отрицательный поперечный уклон, а некоторые точки торможений нам отметили прямо на дуге. В таких условиях важен баланс шасси и крепкие руки пилота. Обе. На руле. Незнакомому с сочинской трассой водителю Mini JCW — в самую масть. Он ведёт себя подчёркнуто нейтрально. Всепрощающий автомобиль.

«Автомат» — в Sport. Двухпедальный Mini развивает 6500 об/мин, а с «механикой» — 6000. Ручной режим — честный. По идее, автоматическая коробка умеет готовиться к поворотам, заранее включая передачи по подсказкам навигации, но на треке это не проверить.

Сложность в том, чтобы не отставать от инструктора, сохраняя безопасную дистанцию, хотя кое-где перед торможениями скорость достигает 190–200 км/ч. Движение получается неровным: то, взяв хороший разгон, я вынужден чуть отпускать ведущего, то тормозить плавнее, если кто-то повис на бампере. Машина разбалансируется, но даже в этом рваном ритме короткий Mini удивительно стабилен. Едва заметное повиливание кормой на торможении щекочет нервы, но без труда корректируется рулём.

Mini шикарно держится в повороте: на дуге вокруг олимпийского факела удалось развить 140 км/ч. Инструкторы уверяют, что добавить можно максимум ещё 5 км/ч.

На разгоне мотор фырчит вовсю, а веселья мало. Mini лихо ныряет в поворот, а выныривает с ленцой. Открывать газ нужно умело, в идеале — попозже. В любой непонятной ситуации Mini стремится распрямить траекторию. И не вполне понятно, то ли электроника борется со сносом, то ли имитирует блокировку дифференциала. Отключать систему стабилизации нам запретили. Поэтому если зашёл слишком круто — лучше дотормаживай, не надеясь на доворот под газом. Быстрее будет.

Обычные Куперы можно замаскировать под JCW: интерьерный пакет стоит 13 810 рублей (плюс 21 100 за руль), 134 400 — обвес. Но нельзя заказать мотор, кресла и усиленные тормоза.

Настоящей блокировки дифференциала нет даже за доплату. Зато в заводской программе «свистелок и дуделок» есть, например, два варианта глушителя, не считая продукции сторонних фирм, которую тоже предлагают дилеры Mini. Новый хэтчбек Mini John Cooper Works — та злая беззубая собака из анекдота, которая не кусает, а засасывает насмерть. Я бы рискнул ездить на таком каждый день. Но на трек-днях, особенно на широких автодромах вроде Moscow Raceway, эмоций может не хватить.

Паспортные данные

Модель Mini John Cooper Works
Кузов
Тип кузова хэтчбек
Число дверей/мест 3/4
Длина, мм 3874
Ширина, мм 1727
Высота, мм 1414
Колёсная база, мм 2495
Колея передняя/задняя, мм 1485/1485
Снаряжённая масса, кг 1205–1280 (1220–1295)*
Полная масса, кг 1685 (1700)
Объём багажника, л 211
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Число клапанов 16
Рабочий объём, см³ 1998
Макс. мощность, л.с./об/мин 231/5200–6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 320/1250–4800
Трансмиссия
Коробка передач механическая, шестиступенчатая (автоматическая, шестиступенчатая)
Привод передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 205/45 R17
Дорожный просвет, мм 143
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 246
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 6,3 (6,1)
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 9,1 (7,2)
— загородный цикл 5,2 (4,9)
— смешанный цикл 6,7 (5,7)
Норма токсичности Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 44
Топливо АИ-91-98
* В скобках приведены данные для версий с автоматический коробкой передач.

Техника

Концерн BMW по-прежнему избегает публиковать подробные иллюстрации переднеприводной «тележки» UKL, которую используют новые хэтчбеки Mini и однообъёмники BMW второй серии Active и Grand Tourer. Единственная картинка относится как раз к компактвэнам. Известно, что в отличие от Туреров у Mini меньше алюминия — рычаги и подрамник (с гидроопорами двигателя) здесь из высокопрочной стали, а алюминиевым сделан поворотный кулак. У версии JCW — с перенастроенной для лучших откликов спортивной подвеской. При этом клиренс стал даже на два сантиметра выше, чем у трёхдверки Cooper S, — 143 мм против 124, а у пятидверных модификаций просвет ещё выше — 146 мм.

Четырёхцилиндровый бензиновый мотор B48 — из новейшего модульного семейства BMW — уже прописался под капотами 225i Active Tourer и обновлённых «трёшек» 320i и 330i. Наконец, двигатель стоит на младшем хэтчбеке Mini Cooper S, только мощность там поменьше: 192 л.с. Но «железо» у всех общее — непосредственный впрыск, Valvetronic, турбонаддув, регулируемые фазы на впуске и выпуске…

История

Джон Купер (1923–2000) был сыном Чарльза Купера (1893–1964), вместе они основали Cooper Car Company и строили гоночные автомобили для «Формулы-1», «Индианаполиса-500» и ралли. Кубок конструкторов F1 удалось завоевать дважды, в 1959 и 1960 годах, когда за рулем болидов Cooper T51 (на фото с номером 48) чемпионаты выигрывал Джек Брэбем (на верхнем снимке он слева, с венком, рядом с Купером).

На счету Mini Cooper S больше тридцати побед в ралли, в том числе три — в 1964, 1965 и 1967 годах — в Монте-Карло. Легендарный финский гонщик Рауно Аалтонен (на фото) стал в 1965 году чемпионом мира именно за рулём Mini.

История Мини Куперов (тогда это были Austin Mini Cooper и Morris Mini Cooper) началась в 1961 году. Машины строились как омологационные для участия в раллийной группе 2 — с расточенным до 997 «кубиков» мотором (56 л.с.). В 1964 году появился Cooper S с мотором 1.1, а также спецверсии «эски» с двигателями объёмом 970 см³ и 1275 для гонок в соответствующих классах. В общей сложности до 1971 года, когда название Cooper исчезло из гаммы Mini, было построено 80 тысяч Куперов и около 27 тысяч Куперов S.

В 1991–2000 годах Rover Mini Cooper был топ-версией с мотором 1.3. Старый двигатель получил современный многоточечный впрыск только в 1997-м.

В 1990 году уже Rover Mini обзавёлся версией RSP (Rover Special Products), подготовленной куперовской фирмой, а год спустя Cooper вернулся в заводскую программу. Он выпускался до 2000 года, когда классические Mini последнего, седьмого «издания» покинули конвейер в Лонгбридже, а Rover Group была выделена из BMW и продана по частям. Права на название Mini, как известно, немцы оставили себе, превратив в самостоятельный бренд, под которым и вышло новое поколение машины.

Компания John Cooper Works была основана в 2000 году сыном Джона Купера Майклом (на снимке они вдвоем), чтобы тюнинговать уже новые Mini от BMW.

В 2002 году новообразованная John Cooper Works влилась в производственный процесс концерна BMW, в 2007-м баварцы получили права на бренд, а в 2008-м купили английскую фирму целиком. Хотя полугоночный тюнинг-комплект Mini John Cooper Works GP (на фото выше) для первого поколения Cooper S вышел ещё в 2006-м лимитированной серией в 2000 штук. В числе доработок была и поднятая до 218 л.с. мощность турбомотора 1.6 Prince. Год спустя — ещё один, чуть более приземлённый пакет John Cooper Works, поднимавший мощность стандартных машин до 192 л.с.

С 2008 года в общей сложности под маркой John Cooper Works выпущен 43 081 автомобиль, из которых только 19 864 — классические хэтчбеки.

На базе второго поколения (R56, на фото вверху) в 2008–2014 годах на заводе BMW Motorsport в Мюнхене выпускалась гоночная машина для моносерий MINI Challenge, развивавшая 211 л.с. Дорожный автомобиль той же мощности по имени Mini John Cooper Works вышел в 2009-м. Помимо хэтчбека, JCW-версии появились и у других моделей Mini, таких как Cabrio, Clubman, Coupe, Roadster, Coutryman и Paceman.

За кадром

Олимпийская дорога из Адлера в Красную Поляну впечатлила явно избыточной шириной при обычной двухполосной разметке и обилием камер. Зато по ней можно попасть в «Скайпарк», где через Ахштырское ущелье перекинут самый длинный в мире пешеходный мост (длина 439 м, высота 207 м). Прогуляться по сетчатому настилу с перилами из конца в конец мне помешала детская боязнь высоты, а вот сигануть через ущелье на троллее рискнул.