Модели поведения водителей

Модель поведения безопасности дорожного движения

Развитие цивилизации неразрывно связано с решением проблем обеспечения безопасности человека. Современные дороги представляют собой объект повышенной опасности для участников дорожного движения. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации является обеспечение безопасности на российский дорогах. В настоящее время действует уже вторая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, которая приняла эстафету у федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006– 2012 годах». Особое внимание в этих программах отводится проблеме личной ответственности каждого участника дорожного движения за свои действия. И сегодня можно уверенно констатировать, что общество с каждым годом все отчетливее осознает, человека следует как можно раньше, с детского возраста, учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах. И здесь на первое место выходят учреждения образования, где дети не только учатся, но и проводят большую часть времени после уроков. В России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения. Однако результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения детьми правил поведения на улицах и дорогах, незнания Правил дорожного движения, стремления подражать взрослым, психологической неготовности к возникновению неожиданных стрессовых ситуаций и умению правильно оценить обстановку. Это свидетельствует об отсутствии комплексного подхода, четко выстроенной программы и, соответственно, к низкой эффективности данной работы в образовательных организациях в данный момент. Необходим комплексный подход к профилактической работе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Во главе этой модели стоит наиболее значимый фактор в работе системы – это наличие ценностей и мотивации к обучающему процессу. Другими словами – дети должны хотеть участвовать в процессе обучения навыкам правильного поведения на улицах и дорогах, осознавать ценность жизни, стремиться сохранить собственную жизнь и жизнь окружающих, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Воспитание ценностей – это первоочередная задача в процессе выстраивания образовательной парадигмы, нацеленной на результат. Следующая важная составная часть комплексного подхода – это педагогика, то есть теоретическая основа действий по данному направлению. Необходимо отметить, что работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в настоящий момент не хватает выработанных единых требований и педагогических обоснований. Мы считаем, что педагогическое теоретическое обеспечение целесообразно проводить по пяти направлениям:

• информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

• развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным;

• воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах;

• методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

• контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности работы по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма.

Следующий компонент системы – это содержание. Содержание должно быть практико-ориентированным, то есть осуществляться через взаимодействие учащихся друг с другом, учителем и окружающей средой. Оно должно даваться в контексте конкретной социо-культурной ситуации. Технологии – одна из важнейших составных частей системы образования. Только использование эффективных педагогических технологий позволит сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. В школе 21 века учащиеся являются полноправными членами учебного сообщества. Поэтому при применении различных педагогических технологий необходимо учитывать активное участие ученика в учебном процессе, его самостоятельность, сотрудничество с семьей, междисциплинарные знания. Этому вопросу был посвящен Всероссийский интернет-урок, который проходил при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. Его целью было показать новые возможности школы, применяя современные педагогические технологии обучения, которые активно внедряют в практику работы школы основы безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах в контексте Концепции «Образование в 21 веке». Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, всегда приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата. Понятие педагогической технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью «цель – содержание – методы». Поэтому работу мы выстроили как в соответствии с возрастными особенностями ребенка, так и с основными принципами формирования навыков и мотивации. Дошкольное обучение – это, конечно, игровые формы работы. Используя опыт Англии, в своей работе мы опираемся на принцип ситуационного моделирования на уроках в помещении и на улице, что позволяет сформировать внутренний идеальный план поведения ребенка этого возраста. В играх дети активно используют атрибутику городских улиц – светофоры, дороги, машины, входят в различные роли, используют игровой материал. В начальной школе необходимо сочетать практические навыки с теоретическими основами, с целью выработки алгоритма последовательности действий и закрепления его в непроизвольной памяти. В этот период особенно важно использовать междисциплинарный подход, активно внедряя вопросы правильного поведения на улицах в интегрированные уроки или внеурочную деятельность (математика, чтение, окружающий мир и др.). Обучение учащихся средней школы, строится с учетом познавательных интересов детей данного возраста. Работа с этими детьми ведется наиболее активно Министерством образования и науки Российской Федерации и Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Приемы и методы образовательной деятельности на этом этапе, заключаются в решении ситуационных задач, изучении основ Правил дорожного движения, привлечении ребят к участию в движении ЮИД, Всероссийских соревнованиях «Безопасное колесо», различных акциях. Это прежде всего формирует у ребят эрудицию, разносторонность знаний и желание активно участвовать в социально-значимых мероприятиях.

Анализируя причины ДТП, мы пришли к выводу, что кроме внешних факторов, на дорожно-транспортные происшествия влияют и внутренние факторы:

— уровень теоретической и практической подготовки

-состояние здоровья ребенка -психологическое состояние личности(тревожность, раздражение, стресс)

-психофизиологические особенности личности(быстрота реакции, внимательность, способность к переключению и т.д.)

Если обратиться к международному опыту, то можно выявить, что в основе политики Евросоюза в сфере дорожной безопасности лежит принцип субсидиарной ответственности, когда каждый житель Европы на любом уровне ответственен за безопасность на дороге, а в основе подготовки детей к дорожному движению лежат не только принципы ситуационного метода обучения и создание безопасной дорожной инфраструктуры, но и развитие системы мотивации при изучении требований безопасного поведения на дорогах. Важным фактором в этой работе, безусловно, являются родители. Ведь именно они делают первые шаги в большой мир малыша. Родители играют определяющую роль как в воспитании у детей культуры дорожного движения, так и обеспечении их безопасности на дорогах. В образовательном процессе мы активно используем часы внеурочной деятельности, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами для начальной школы, применяем российский и международный опыт в этой сфере. В современной России образование становится личностно- ориентированным, обращенным на сферу личных интересов и потребностей ребенка. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения, обладать ключевыми навыками и компетенциями. Для формирования ключевых навыков безопасного поведения на дороге необходимы не только знания из основных предметных областей (основы Правил дорожного движения, умение управлять велосипедом, оказание первой медицинской помощи), но и развитие глобального мышления, воспитание гражданской ответственности, привитие ценности здоровья и здорового образа жизни, экономической грамотности. Фундаментом этой работы, конечно же, является система поддержки образовательного процесса и непосредственно педагогические кадры. Ведь именно им предстоит воплотить в жизнь эти новые современные образовательные технологии. И здесь становится очевидно, что первоочередной задачей и результатом образовательного и воспитательного процесса должно стать развитие такого образа мышления ребенка, который привел бы к формированию необходимых ценностей, мотиваций, гражданской ответственности, знаний, культурному и правильному поведению на дороге уже взрослого человека.

Изменения, происходящие в общественной жизни, определили понимание того, что здоровье и благополучие человека являются главной целью деятельности государства, залогом экономического, политического и культурного развития страны. В этой связи особое значение приобретают требования законов Российской Федерации «О безопасности», «О безопасности дорожного движения» и других нормативных актов, предусматривающих подготовку населения к безопасному поведению на дорогах. В настоящее время обеспечение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений мировой социальной политики. Это обусловлено все более усиливающейся опасностью дорожного движения для человека и общества.

Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!

Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, — а это опасно для жизни!

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения на дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая знаниями, ребенок не может ходить безопасно по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием педагогов, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций — ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно — транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.

Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.

Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения на дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмотрен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая знаниями, ребенок не может ходить безопасно по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.

Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием педагогов, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.

Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой, и родители не в состоянии развивать мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге.

Пешеход, а, следовательно, и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходным с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций — ассоциаций, тем большую безопасность он способен тебе обеспечить.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно — транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.

Одной из эффективных форм работы по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге является внедрение Паспортов дорожной безопасности образовательных организаций.

Паспорт отображает информацию об образовательной организации с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их движения по маршруту «дом-школа-дом», а также к местам проведения учебных занятий и дополнительных мероприятий, и содержит различные план-схемы безопасных маршрутов движения.

Использовать Паспорт могут педагоги и сотрудники Госавтоинспекции при подготовке мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в работе с детьми по разъяснению безопасных маршрутов движения и поведения детей на улицах и дорогах, формированию индивидуальных маршрутов движения детей.

С помощью Паспортов также можно привлечь к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма родителей и представителей общественности, которые имеют возможность, осуществлять общественный контроль за организацией дорожного движения у каждой образовательной организации.

Как вести себя водителю, если на дороге пешеходы?

Самой неспокойной порой для автовладельцев является сентябрь. Когда наступает осень, в разных учебных заведениях начинается учеба, люди возвращаются в города из отпусков, на занятия возвращаются студенты. От этого неизбежно возрастает количество участников дорожного движения, причем не только водителей, но и пешеходов. «Масла в огонь» добавляет и погода, так как осенью через день идет моросящий дождь, утром над землей стелется туман, «гуляет» ветер. В результате стекла в машине запотевают, постоянно перед водителями мелькают дворники, а переходам приходится перепрыгивать образовавшиеся на дорогах лужи.

Кто прав, кто виноват

Ни один человек не застрахован от аварии. В один момент какой-то безумец может броситься под колеса, а какой-то особенно торопливый водитель может не дождаться зеленого и рвануть с места на красный свет. Все это в совокупности приводит к человеческим жертвам.

Ни один водитель не хочет быть убийцей, но, к сожалению, подобные инциденты происходят очень часто. Статистика такова, что каждый день под колесами машин гибнет в среднем 8 – 15 человек. Каждая десятая авария – это наезд на пешехода. В большинстве своем аварии происходят из-за невнимательности водителей, которые просто не замечают переходящих дорогу людей.

Поведение пешеходов на дороге

Для того, чтобы понять, в чем причины несчастных случаев с участием пешехода, нужно понять, как именно ведут себя сами пешеходы. Чтобы сэкономить время и силы, люди не доходят до пешеходных переходов и регулируемых перекрестков, то есть переходят улицу в неположенных местах, где водителю будет очень трудно вовремя заметить пешехода и затормозить, чтобы не допустить столкновения. Для водителей подобная ситуация становится неожиданностью, так как положенный переход может быть расположен всего парой метров дальше.

Ритм большого города предполагает спешку. Люди думают о своем, не обращая внимания на машины, не смотря по сторонам. Пешеходы выпрыгивают на оживленную дорогу, а водители этого не ожидают. Ситуация усугубляется, если пешеход не знает местности вокруг. Если человек не знает, как расположены светофоры, то это подталкивает его к совершению неправильных действий.

Очень важную роль в выявлении пешехода играет его одежда. Чем ярче пешеход одет, тем легче водители его заметят. Если человек предпочитает темные цвета в повседневной одежде, то находкой для него будут светоотражающие элементы на одежде, которые нужно расположить на пояснице, голени и плечах. Но подобный прием внешний вид точно красить не будет. Поведение человека обусловлено его психологическими особенностями. Самая неожиданная и опасная ситуация – выбежавший на дорогу ребенок, который хочет забрать свой мяч. Аналогичная ситуация будет с вышедшими на дорогу людьми, которые до этого изрядно выпили.

Часто происходят аварии на остановках общественного транспорта. Чаще всего случается следующее: пешеход, находящийся с противоположной стороны, видит нужную маршрутку, автобус или троллейбус, после чего начинает перебегать дорогу, чтобы успеть до отъезда транспорта.

Увидеть вовремя такого пешехода крайне сложно. Вариант второй – водители маршруток останавливаются и выпускают людей прямо перед пешеходным переходом, после чего пассажиры идут по «зебре», то есть буквально выскакивают из-за стоящего транспортного средства. Те водители, которые ехали за маршруткой и пытаются ее обогнать, физически не смогут видеть тех людей, которые неожиданно выскакивают из-за стоящего автобуса.

Вы, как пешеход, имеете право выйти на дорогу только после того, как удостоверитесь в том, что переход свободен. Согласно правилам, пешеход обязан осмотреться, повернув голову сначала влево, а после достижения разделительной полосы – вправо. Убедитесь в том, что каждый водитель вас видит и сможет вовремя притормозить. Если вы вышли на зебру, а машина слева едет слишком быстро, то безопасней будет пропустить этого лихача. Следите за машинами во всех рядах. В случае трех- и четырехполосных дорог водители из противоположного ряда могут не заметить человека, идущего по зебре.

Поведение водителей на дороге

В основном аварии происходят из-за невнимательных водителей. Но даже если вы максимально сосредоточены на езде, то на 100% обезопасить себя от аварии просто невозможно. Нужно разобраться, почему водители наезжают на пешеходов. Погодные условия, например, снегопад, туман, дождь, гололед, не только мешают водителю быстро реагировать, но также ухудшают сцепление шин с асфальтом.

По этой причине водителям сложно затормозить, даже если он вовремя заметил пешехода. Особенно это актуально, если вы подъезжаете к остановке общественного транспорта. Вы должны заранее притормозить, чтобы вдруг не сбить выбежавшего из-за остановившегося автобуса человека. Полностью останавливать машину не нужно, просто уберите ногу с педали газа.

Число аварийных ситуаций увеличивается с наступлением темного времени суток. Представьте себе ситуацию: ночь, тусклое или вовсе отсутствующее освещение, изморось, незаметная на дороге зебра, магазин через дорогу. Типичные обстоятельства, при которых водители наезжают на пешеходов. Если все это происходит на трассе, то пешеход зачастую погибает из-за слишком сильного удара. Водителю в таких случаях нужно снизить скорость, чтобы не допустить трагедии. Вы должны включать дальний свет, чтобы длина освещенного участка достигала 100 м. Если вам навстречу едет машина, то нужно включить ближний свет, а освещенное «пятно» по длине должно достигать 45 м.

Это может звучать странно, но не всегда можно пропускать пешеходов. Вы должны не допустить столкновения, если пешеход уже находится на проезжей части. Но если человек только намеревается перейти дорогу, остановившись при этом на краю, вы должны сбавить скорость, а в темное время суток лучше всего будет включить дальний свет и пару раз нажать на клаксон. Так вы привлечете внимание пешехода, не допустив при этом столкновения.

Никогда нельзя останавливаться и пропускать переходящего в неположенном месте человека. Так вы поощряете неправильный поступок, к тому же не факт, что этого человека может видеть водитель из соседнего ряда.

Есть еще юридический аспект у этих «взаимоотношений». По законодательству у водителя и пешехода неравные условия. Даже если водитель соблюдал все правила, но все же сбил пешехода, то автовладельца могут признать виновным, если этой ситуации можно было избежать. Водитель должен затормозить или даже остановиться, чтобы не столкнуться с человеком.

В этом случае не важно, почему пешеход выскочил на дорогу: он может перебегать дорогу в неположенном месте, может пьяным выползти в центр дороги, или буквально броситься под колеса. Именно водитель должен сделать все, чтобы не допустить столкновения. Именно поэтому всегда будьте внимательны и максимально сосредоточены на езде. Ведь именно от ваших действий зависит чья-то жизнь, а может, и не одна.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Презентация по теме » Модели поведения пешехода, пассажира, велосипедиста и водителя»

ТЕМА: Правила и безопасность дорожного движения.

Разработчик: преподаватель-организатор ОБЖ Митяев Игорь Иванович

Печорское речное училище -филиал ФГБОУ ВО

«ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»

2017 год

  • Модели поведения пешеходов при организации дорожного движения.
  • Модели поведения велосипедистов при организации дорожного движения.
  • Модели поведения пассажиров при организации дорожного движения.
  • Модели поведения водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

  • Модели поведения пешеходов

при организации дорожного движения.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. 4.1.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). 4.1.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. 4.1.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. 4.1.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного. 4.2.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. 4.2.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. 4.3.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. 4.3 .

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. 4.4.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. 4.5.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). 4.6.

При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть. 4.7.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. 4.8.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

2. Модели поведения велосипедистов при организации дорожного движения.

Обязанности велосипедистов.

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

  • по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
  • по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
  • по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. Однако если вы просто катите свой велосипед рядом, то автоматически приравниваетесь к пешеходу, а значит, идти по тротуару можете. То же самое относится к пересечению нерегулируемого пешеходного перехода: спешившись, вы можете пользоваться привилегиями пешеходов и переходить дорогу с велосипедом, обладая преимуществом перед автотранспортом
  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
  • Однако если вы просто катите свой велосипед рядом, то автоматически приравниваетесь к пешеходу, а значит, идти по тротуару можете. То же самое относится к пересечению нерегулируемого пешеходного перехода: спешившись, вы можете пользоваться привилегиями пешеходов и переходить дорогу с велосипедом, обладая преимуществом перед автотранспортом

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.8. Велосипедистам запрещается:

  • управлять велосипедом не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

3. Модели поведения пассажиров при организации дорожного движения

4. Модели поведения водителей транспортных средств при организации дорожного движения.