Содержание
Новости и тест-драйвы ›
Тест-драйв: Смотрим влюблёнными глазами на новый Mini Countryman Cooper S
Рекламная цена базовой переднеприводной версии Countryman Cooper (три цилиндра, 136 л.с., «механика») ― 1 690 000 рублей, но такие обычно не продаются. Полноприводный Cooper c «автоматом» стоит минимум два миллиона, Cooper S, как на фото, ― от 2,2 млн.
Начнём с конца: проведя два дня за рулём этой машины, я не совсем понял, какое слово вернее всего характеризует новый Mini Countryman. Кроссовер? Универсал? Или вообще «каблучок» ― очень уж характерны изменившиеся пропорции удлинённого на 20 см кузова. При этом Countryman остался стопроцентно узнаваемым «миником», и в кои-то веки Mini двух последующих поколений можно более-менее отличить друг от друга ― хотя бы по пятиугольным фарам, галогенным в базовых версиях и светодиодным за доплату.
Радикально обновившись, новый Mini Countryman целит в прежнюю аудиторию, в тех фанатов Mini, кто благодаря или в силу жизненных обстоятельств должен возить больше пассажиров и багажа. Не желая терять ― и не теряя ― драйверских эмоций.
История в любом случае новая ― Countryman переехал на новую платформу UKL2, объединившую его с кроссовером BMW X1 и однообъёмниками Active/Gran Tourer, а также сменил место рождения. На заводе Magna Steyr в австрийском Граце не хватало места для производства новой «пятёрки» BMW ― и Countryman отныне по контракту выпускается в Голландии, на заводе VDL NedCar. Там же, где и хэтчбеки. Главное — эти Mini совсем не из английского Оксфорда, где собирают соразмерный универсал Clubman.
Здесь и не вспомнишь, что прошлый Countryman был с «вывертами» вроде клавиш стеклоподъёмников и фар на центральной консоли. Эргономика без жертв, и только дисплеи климат-контроля мелковаты, да лакированная «доска» во всю панель выглядит дёшево.
Спидометр вернулся на логичное место, доминируя в ясно читаемых приборах. Среди страниц борткомпьютера есть указатель температуры охлаждающей жидкости, а в экорежиме Green ― своеобразный эконометр.
Закреплённые на рулевой колонке приборы, блоки тумблеров и раздельного по температуре климат-контроля ― всё это знакомо как раз по остальным Mini. Медиасистема с сенсорным экраном тоже одна, но появилась она как будто для галочки, потому что управлять всеми функциями с джойстика удобнее, чем попадать в крошечные кнопки на «блюдце». Посадка за рулём не требует компромиссов, хотя плотная боковая поддержка опционных кресел с электроприводом в дальней дороге может утомить. Подрулевые рычажки по прежней бээмвэшной парадигме нефиксируемые, и особенно это бесит в случае с дворниками. И опять несуразные опухоли-приливы на руле…
«Заряженный» Countryman John Cooper Works появится уже через пару месяцев, а гибридный Cooper S E с электромотором на задней оси и разгоном до сотни всего за 6,8 с ― в июне.
Кнопки бесконтактного доступа ― только на передних ручках, зато сами ручки удобнее прежних, клавишных. Брелок непрестижно лёгок, а о закрытом состоянии машины извещает мигание светодиода в антенне ― на тех рынках, где это допускают омологационные органы.
В длину Countryman теперь как Renault Duster ― 4,3 метра, и это самый крупный Mini в истории. Изучив отзывы владельцев машины первого поколения, появившейся в 2010 году, основные усилия немцы бросили на увеличение простора на задних сиденьях и улучшение плавности хода. Пользователи Драйва 2 отмечали те же самые недостатки ― и теперь действительно могут радоваться.
В старый медиадисплей тыкать пальцами было бессмысленно, а в этот ― пожалуйста, причём отзывчивость у системы нормальная. Интерфейсов для «дубликации» мобильных телефонов нет, сам экран широкий и низкий. Камера заднего вида не защищена от грязи.
С расположением клавиш центрального замка всё-таки выпендрились, и их частенько нажимаешь случайно ― как и большие кругляши на руле в поворотах. Двери не заходят на порог, а уплотнителей меньше, чем у некоторых конкурентов, хотя пороги особо не пачкаются.
По общечеловеческим меркам Countryman, во всяком случае Cooper S, по-прежнему жестковат. Но если смотреть на него влюблёнными глазами фаната Mini, прогресс налицо. Мелкие и средние неровности проходятся округло, сглаженно, и только крупные ямы отторгаются грохотом буферов сжатия ― притом что на наших машинах обычные 18-дюймовые шины, а не опционный Run Flat. Всё ещё подробно качаясь из стороны в сторону при изменении поперечного профиля провинциальных шоссе, Countryman наконец стал почти комфортным в городских условиях. А отсутствие явной страсти к дальним путешествиям по разбитым дорогам поднимает вопрос ― кроссовер ли это?
С моим стокилограммовым телосложением боковую поддержку подушек опционных передних кресел с электроприводом уже хочется «распустить», а возможности такой нет. Сзади ― нереальный для Mini простор и две регулировки сидений: в длину на 13 см.
От земли до пластикового брызговика силового агрегата ― всего 165 мм, меньше, чем у Логана. Шины ― чисто асфальтовые. Но знаете что? Владельцы старого Кантримена пишут на Драйве 2 о том, что и у первого поколения проходимость хорошая, хотя клиренс был сантиметра на полтора-два меньше! Видимо, целевая аудитория на Логанах и тем более Дастерах не ездит… Для неё ― новая муфта подключения заднего моста BorgWarner (бывший Haldex), работающая более интеллигентно и предиктивно, нежели прежняя муфта GKN. Принудительной блокировки нет, но автоматикой на скоростях примерно до 50 км/ч она может зажиматься полностью, а вплоть до 120 км/ч — частично.
Переход на электрический «ручник» добавил места для мелочей, и по их суммарному объёму и удобству Countryman способен потягаться с иными конкурентами.
А как просторно сзади! Увеличение базы на 75 мм дало примерно пять дополнительных сантиметров в районе колен, и впервые в автомобилях Mini я могу комфортно сесть «сам за собой» при росте 187 см. Колени не касаются спинок передних кресел, голове и ступням ног очень вольготно ― хотя в ширину три человека или три детских кресла нормально не влезут. Багажник ёмкостью 450 литров с расширенной пятой дверью с электроприводом тоже вполне тянет на средний уровень С-класса и открывается движением ноги под бампером или с брелока. Водительскую радость теперь можно делить со всей семьёй.
Лучшие семейные ценности ― багажник правильной прямоугольной формы, почти плоский пол при сложенных задних креслах (спинка делится в соотношении 40:20:40) и быстрый пятисекундный электропривод открывания пятой двери с «ножным» датчиком. Крышка подпола крепится на собственных петлях. За доплату здесь можно разместить докатку. Забавные опции ― поролоновая подушка для двоих седоков, которую можно прикрепить к полу и откидывать на пикниках, а также Bluetooth-метки для багажа, чтобы не забыть его.
А этой радости ― вагон! Все драйверские ценности Mini на месте: острый руль с чуть великоватым усилием, почти никаких кренов и образцово-нейтральная поворачиваемость. По сравнению с соплатформенными BMW переработана вся кинематика, и Countryman вгрызается в асфальт со страстью именно Mini, а не более вальяжного «немца». И это ― на базовой подвеске, а ведь есть ещё и спортивный «сет», примерно на десять процентов более жёсткий, и опционные же адаптивные амортизаторы! Для семейной машины начальные настройки порой даже слишком нервны: руль слабо изолирован от вибраций и самопроизвольных поворотов на поперечных уклонах. На прямой отвлекаться нельзя.
Mini Countryman лучше всего продаётся в США и Китае. Европа — третий рынок. Настройки шасси едины. Две трети покупателей выбирают полноприводные версии. Конкурентами считаются не только Audi и Mercedes, но и «стиляги» вроде ниссановского Джука. Заявленный клиренс в 165 мм моя рулетка подтвердила. Днище довольно плоское, но не в угоду проходимости, а ради аэродинамики. Обещанный коэффициент лобового сопротивления ― всего 0,33.
И шумно. Удивительно, но похоже, что на акустику особых жалоб не было, поэтому изоляция от внешних шумов явно не лучшая в классе, а дверные уплотнители имеют только один полный контур ― второй набран из отдельных элементов и, как показалось, справляется не очень. Слышны шины, ветер… Однако особенно мешает бубнёж выхлопа. В разгоне он к месту, особенно в спортивном режиме, когда рык становится ещё более громким ― но отпустишь газ, а вместо отдыха получишь низкочастотный массаж барабанных перепонок.
Кузов полностью стальной, и рост габаритов привёл к росту массы. Модификация Cooper S располнела на 120 кг! Хотя кто знает, это могло оказаться одним из факторов улучшения плавности хода.
Российская гамма не по-кризисному широка ― два бензиновых мотора и два дизеля. Приятно, что сохранена «механика», хотя в прошлом году её выбрали всего несколько человек. Вопреки кроссоверным амбициям Countryman у нас продавался почти вдвое хуже, чем трёхдверные Mini, ― всего три сотни экземпляров в год. Прорыва с новым поколением не ждём, потому что количество семейных фанатов ограничено. Зато они будут в высшей степени довольны новым «каблучком»: все их замечания учтены! А для покупателей со стороны Countryman всё ещё «слишком Mini». Слишком заводной.
Паспортные данные
Mini Countryman Cooper S | Mini Countryman Cooper S All4 | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | хэтчбек | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4299 | 4299 |
Ширина, мм | 1822 | 1822 |
Высота, мм | 1557 | 1557 |
Колёсная база, мм | 2670 | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1563/1565 | 1563/1565 |
Снаряжённая масса, кг | 1500 | 1510 (1530)* |
Полная масса, кг | 2020 (2050) | 2110 (2120) |
Объём багажника, л | 450−1390 | 450−1390 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1998 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 192/5000−6000 | 192/5000−6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 280/1350−4600 | 280/1350−4600 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая) | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая) |
Привод | передний | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 225/55 R17 | 225/55 R17 |
Дорожный просвет, мм | 165 | 165 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 225 | 222 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,5 (7,4) | 7,3 (7,2) |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 7,9 (7,4) | 8,8 (7,8) |
— загородный цикл | 5,2 | 5,9 (5,6) |
— смешанный цикл | 6,2 (6,0) | 7,0 (6,4) |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 51 | 51 |
Топливо | АИ-91-98 | АИ-91-98 |
* В скобках приведены данные для версии с «автоматом» |
Техника
Новый Mini Countryman (индекс F60) построен на той же версии платформы UKL, что и BMW Active Tourer (на фото вверху). Спереди — стойки McPherson, сзади — многорычажка, но кинематика и эластокинематика подкорректированы. Колёсная база совпадает с базой универсала Clubman, и она на 103 мм больше, чем у пятидверного хэтчбека Mini. Массовые версии доступны как с передним приводом, так и с полным, реализуемым с помощью многодисковой муфты BorgWarner (бывший Haldex пятого поколения). Countryman JCW бывает только полноприводный, а гибрид Countryman S E (на фото) ― «квазиполноприводный»: переднюю ось приводит бензиновый турбомотор мощностью 136 л.с. от обычного Купера, а заднюю ― электрический, 88-сильный. Базовый в России двигатель — полуторалитровый, трёхцилиндровый. Несмотря на общее название TwinPower Turbo, бензиновая «тройка» с индексом B38 оснащается обычным турбокомпрессором вместо узла с двойным рабочим аппаратом типа Twin Scroll. На версии Cooper S (на фото) ― бензиновая двухлитровая «турбочетвёрка» B48. У неё алюминиевый блок цилиндров, непосредственный впрыск топлива, двухпоточный турбокомпрессор Twin Scroll, фазовращатели на обоих распредвалах, а также система бездроссельного смесеобразования Valvetronic и пара балансирных валов. Все бензиновые двигатели, как и двухлитровый турбодизель в вариантах 150 и 190 л.с., соответствуют нормам Евро-6. В Европе моторы сочетаются либо с шестиступенчатой «механикой», либо с восьмиступенчатым «автоматом» Aisin ― и только самому мощному дизелю «ручка» не положена. Подробностей российских комплектаций пока нет.
История Алексей Смирнов, Никита Гудков
Имя Countryman взято фирмой Mini не с потолка, а с запылившейся полки, хотя по логике Кантрименом должен был бы называться нынешний универсал Clubman. В 1960 году в Великобритании начали делать универсал Austin Mini Countryman и его брата-близнеца Morris Mini Traveler. Всего машин-близнецов Austin Mini Countryman и Morris Mini Traveller было сделано 108 тысяч и 99 тысяч штук соответственно.
Автомобили с двумя боковыми дверьми и двустворчатой тыльной базировались на растянутой платформе обычного Mini. Расстояние между осями увеличилось на 10 см, общая длина кузова — на 25. Моторная гамма состояла из трёх рядных «четвёрок» рабочим объёмом 850–1275 см³. Примечательна внешняя деревянная отделка кузова ясенем у люксовых версий на манер американских автомобилей 1950-х годов.
В 2012 и 2014 годах машина переживала лёгкие рестайлинги (на фото — версия 2014 года). Продавался первый Countryman хорошо: за шесть лет реализовано более 540 000 автомобилей.
В 2010 году за основу кроссовера Mini Countryman (код модели R60) был взят растянутый на 48 мм кузов универсала Clubman (на фото внизу). Длина автомобиля впервые в истории марки Mini перевалила четырёхметровую отметку (4110 мм). От легковых моделей Countryman унаследовал и переднюю подвеску McPherson. Однако с учётом возросшей массы кроссоверу усилили рычаги, жёстче сделали пружины, повысили податливость амортизаторов. Все бензиновые моторы (98−218 л.с.) ― рабочим объёмом 1.6, совместной разработки BMW и концерна PSA, были и два дизеля: 1.6 и 2.0. Опционная система полного привода All4 подключала заднюю ось через электромагнитную дисковую муфту GKN за 0,1 c.
За кадром
Правый руль, узкие дороги и отсутствие запаски ― взрывоопасное сочетание. Особенно когда речь идёт о Mini, за рулём которого даже на прямой отвлекаться нельзя, а коллега-пилот первый раз в жизни ведёт машину по левой стороне дороги. Удар о бордюр левым передним колесом не заставил себя долго ждать, а вот техничку мы прождали часа полтора. Run Flat бы пригодился.
Никита Гудков, 27 января 2017 в 14:46. Фото Драйва и компании MINI