Мини кантримен тест драйв

Новости и тест-драйвы ›
Тест-драйв: Смотрим влюблёнными глазами на новый Mini Countryman Cooper S

Рекламная цена базовой переднеприводной версии Countryman Cooper (три цилиндра, 136 л.с., «механика») ― 1 690 000 рублей, но такие обычно не продаются. Полноприводный Cooper c «автоматом» стоит минимум два миллиона, Cooper S, как на фото, ― от 2,2 млн.

Начнём с конца: проведя два дня за рулём этой машины, я не совсем понял, какое слово вернее всего характеризует новый Mini Countryman. Кроссовер? Универсал? Или вообще «каблучок» ― очень уж характерны изменившиеся пропорции удлинённого на 20 см кузова. При этом Countryman остался стопроцентно узнаваемым «миником», и в кои-то веки Mini двух последующих поколений можно более-менее отличить друг от друга ― хотя бы по пятиугольным фарам, галогенным в базовых версиях и светодиодным за доплату.

Радикально обновившись, новый Mini Countryman целит в прежнюю аудиторию, в тех фанатов Mini, кто благодаря или в силу жизненных обстоятельств должен возить больше пассажиров и багажа. Не желая терять ― и не теряя ― драйверских эмоций.

История в любом случае новая ― Countryman переехал на новую платформу UKL2, объединившую его с кроссовером BMW X1 и однообъёмниками Active/Gran Tourer, а также сменил место рождения. На заводе Magna Steyr в австрийском Граце не хватало места для производства новой «пятёрки» BMW ― и Countryman отныне по контракту выпускается в Голландии, на заводе VDL NedCar. Там же, где и хэтчбеки. Главное — эти Mini совсем не из английского Оксфорда, где собирают соразмерный универсал Clubman.

Здесь и не вспомнишь, что прошлый Countryman был с «вывертами» вроде клавиш стеклоподъёмников и фар на центральной консоли. Эргономика без жертв, и только дисплеи климат-контроля мелковаты, да лакированная «доска» во всю панель выглядит дёшево.

Спидометр вернулся на логичное место, доминируя в ясно читаемых приборах. Среди страниц борткомпьютера есть указатель температуры охлаждающей жидкости, а в экорежиме Green ― своеобразный эконометр.

Закреплённые на рулевой колонке приборы, блоки тумблеров и раздельного по температуре климат-контроля ― всё это знакомо как раз по остальным Mini. Медиасистема с сенсорным экраном тоже одна, но появилась она как будто для галочки, потому что управлять всеми функциями с джойстика удобнее, чем попадать в крошечные кнопки на «блюдце». Посадка за рулём не требует компромиссов, хотя плотная боковая поддержка опционных кресел с электроприводом в дальней дороге может утомить. Подрулевые рычажки по прежней бээмвэшной парадигме нефиксируемые, и особенно это бесит в случае с дворниками. И опять несуразные опухоли-приливы на руле…

«Заряженный» Countryman John Cooper Works появится уже через пару месяцев, а гибридный Cooper S E с электромотором на задней оси и разгоном до сотни всего за 6,8 с ― в июне.

Кнопки бесконтактного доступа ― только на передних ручках, зато сами ручки удобнее прежних, клавишных. Брелок непрестижно лёгок, а о закрытом состоянии машины извещает мигание светодиода в антенне ― на тех рынках, где это допускают омологационные органы.

В длину Countryman теперь как Renault Duster ― 4,3 метра, и это самый крупный Mini в истории. Изучив отзывы владельцев машины первого поколения, появившейся в 2010 году, основные усилия немцы бросили на увеличение простора на задних сиденьях и улучшение плавности хода. Пользователи Драйва 2 отмечали те же самые недостатки ― и теперь действительно могут радоваться.

В старый медиадисплей тыкать пальцами было бессмысленно, а в этот ― пожалуйста, причём отзывчивость у системы нормальная. Интерфейсов для «дубликации» мобильных телефонов нет, сам экран широкий и низкий. Камера заднего вида не защищена от грязи.

С расположением клавиш центрального замка всё-таки выпендрились, и их частенько нажимаешь случайно ― как и большие кругляши на руле в поворотах. Двери не заходят на порог, а уплотнителей меньше, чем у некоторых конкурентов, хотя пороги особо не пачкаются.

По общечеловеческим меркам Countryman, во всяком случае Cooper S, по-прежнему жестковат. Но если смотреть на него влюблёнными глазами фаната Mini, прогресс налицо. Мелкие и средние неровности проходятся округло, сглаженно, и только крупные ямы отторгаются грохотом буферов сжатия ― притом что на наших машинах обычные 18-дюймовые шины, а не опционный Run Flat. Всё ещё подробно качаясь из стороны в сторону при изменении поперечного профиля провинциальных шоссе, Countryman наконец стал почти комфортным в городских условиях. А отсутствие явной страсти к дальним путешествиям по разбитым дорогам поднимает вопрос ― кроссовер ли это?

С моим стокилограммовым телосложением боковую поддержку подушек опционных передних кресел с электроприводом уже хочется «распустить», а возможности такой нет. Сзади ― нереальный для Mini простор и две регулировки сидений: в длину на 13 см.

От земли до пластикового брызговика силового агрегата ― всего 165 мм, меньше, чем у Логана. Шины ― чисто асфальтовые. Но знаете что? Владельцы старого Кантримена пишут на Драйве 2 о том, что и у первого поколения проходимость хорошая, хотя клиренс был сантиметра на полтора-два меньше! Видимо, целевая аудитория на Логанах и тем более Дастерах не ездит… Для неё ― новая муфта подключения заднего моста BorgWarner (бывший Haldex), работающая более интеллигентно и предиктивно, нежели прежняя муфта GKN. Принудительной блокировки нет, но автоматикой на скоростях примерно до 50 км/ч она может зажиматься полностью, а вплоть до 120 км/ч — частично.

Переход на электрический «ручник» добавил места для мелочей, и по их суммарному объёму и удобству Countryman способен потягаться с иными конкурентами.

А как просторно сзади! Увеличение базы на 75 мм дало примерно пять дополнительных сантиметров в районе колен, и впервые в автомобилях Mini я могу комфортно сесть «сам за собой» при росте 187 см. Колени не касаются спинок передних кресел, голове и ступням ног очень вольготно ― хотя в ширину три человека или три детских кресла нормально не влезут. Багажник ёмкостью 450 литров с расширенной пятой дверью с электроприводом тоже вполне тянет на средний уровень С-класса и открывается движением ноги под бампером или с брелока. Водительскую радость теперь можно делить со всей семьёй.

Лучшие семейные ценности ― багажник правильной прямоугольной формы, почти плоский пол при сложенных задних креслах (спинка делится в соотношении 40:20:40) и быстрый пятисекундный электропривод открывания пятой двери с «ножным» датчиком. Крышка подпола крепится на собственных петлях. За доплату здесь можно разместить докатку. Забавные опции ― поролоновая подушка для двоих седоков, которую можно прикрепить к полу и откидывать на пикниках, а также Bluetooth-метки для багажа, чтобы не забыть его.

А этой радости ― вагон! Все драйверские ценности Mini на месте: острый руль с чуть великоватым усилием, почти никаких кренов и образцово-нейтральная поворачиваемость. По сравнению с соплатформенными BMW переработана вся кинематика, и Countryman вгрызается в асфальт со страстью именно Mini, а не более вальяжного «немца». И это ― на базовой подвеске, а ведь есть ещё и спортивный «сет», примерно на десять процентов более жёсткий, и опционные же адаптивные амортизаторы! Для семейной машины начальные настройки порой даже слишком нервны: руль слабо изолирован от вибраций и самопроизвольных поворотов на поперечных уклонах. На прямой отвлекаться нельзя.

Mini Countryman лучше всего продаётся в США и Китае. Европа — третий рынок. Настройки шасси едины. Две трети покупателей выбирают полноприводные версии. Конкурентами считаются не только Audi и Mercedes, но и «стиляги» вроде ниссановского Джука. Заявленный клиренс в 165 мм моя рулетка подтвердила. Днище довольно плоское, но не в угоду проходимости, а ради аэродинамики. Обещанный коэффициент лобового сопротивления ― всего 0,33.

И шумно. Удивительно, но похоже, что на акустику особых жалоб не было, поэтому изоляция от внешних шумов явно не лучшая в классе, а дверные уплотнители имеют только один полный контур ― второй набран из отдельных элементов и, как показалось, справляется не очень. Слышны шины, ветер… Однако особенно мешает бубнёж выхлопа. В разгоне он к месту, особенно в спортивном режиме, когда рык становится ещё более громким ― но отпустишь газ, а вместо отдыха получишь низкочастотный массаж барабанных перепонок.

Кузов полностью стальной, и рост габаритов привёл к росту массы. Модификация Cooper S располнела на 120 кг! Хотя кто знает, это могло оказаться одним из факторов улучшения плавности хода.

Российская гамма не по-кризисному широка ― два бензиновых мотора и два дизеля. Приятно, что сохранена «механика», хотя в прошлом году её выбрали всего несколько человек. Вопреки кроссоверным амбициям Countryman у нас продавался почти вдвое хуже, чем трёхдверные Mini, ― всего три сотни экземпляров в год. Прорыва с новым поколением не ждём, потому что количество семейных фанатов ограничено. Зато они будут в высшей степени довольны новым «каблучком»: все их замечания учтены! А для покупателей со стороны Countryman всё ещё «слишком Mini». Слишком заводной.

Паспортные данные

Mini Countryman Cooper S Mini Countryman Cooper S All4
Кузов
Тип кузова хэтчбек хэтчбек
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4299 4299
Ширина, мм 1822 1822
Высота, мм 1557 1557
Колёсная база, мм 2670 2670
Колея передняя/задняя, мм 1563/1565 1563/1565
Снаряжённая масса, кг 1500 1510 (1530)*
Полная масса, кг 2020 (2050) 2110 (2120)
Объём багажника, л 450−1390 450−1390
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см³ 1998 1998
Макс. мощность, л.с./об/мин 192/5000−6000 192/5000−6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 280/1350−4600 280/1350−4600
Трансмиссия
Коробка передач механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая) механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая)
Привод передний подключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Шины 225/55 R17 225/55 R17
Дорожный просвет, мм 165 165
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 225 222
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 7,5 (7,4) 7,3 (7,2)
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 7,9 (7,4) 8,8 (7,8)
— загородный цикл 5,2 5,9 (5,6)
— смешанный цикл 6,2 (6,0) 7,0 (6,4)
Норма токсичности Евро-6 Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 51 51
Топливо АИ-91-98 АИ-91-98
* В скобках приведены данные для версии с «автоматом»

Техника

Новый Mini Countryman (индекс F60) построен на той же версии платформы UKL, что и BMW Active Tourer (на фото вверху). Спереди — стойки McPherson, сзади — многорычажка, но кинематика и эластокинематика подкорректированы. Колёсная база совпадает с базой универсала Clubman, и она на 103 мм больше, чем у пятидверного хэтчбека Mini. Массовые версии доступны как с передним приводом, так и с полным, реализуемым с помощью многодисковой муфты BorgWarner (бывший Haldex пятого поколения). Countryman JCW бывает только полноприводный, а гибрид Countryman S E (на фото) ― «квазиполноприводный»: переднюю ось приводит бензиновый турбомотор мощностью 136 л.с. от обычного Купера, а заднюю ― электрический, 88-сильный. Базовый в России двигатель — полуторалитровый, трёхцилиндровый. Несмотря на общее название TwinPower Turbo, бензиновая «тройка» с индексом B38 оснащается обычным турбокомпрессором вместо узла с двойным рабочим аппаратом типа Twin Scroll. На версии Cooper S (на фото) ― бензиновая двухлитровая «турбочетвёрка» B48. У неё алюминиевый блок цилиндров, непосредственный впрыск топлива, двухпоточный турбокомпрессор Twin Scroll, фазовращатели на обоих распредвалах, а также система бездроссельного смесеобразования Valvetronic и пара балансирных валов. Все бензиновые двигатели, как и двухлитровый турбодизель в вариантах 150 и 190 л.с., соответствуют нормам Евро-6. В Европе моторы сочетаются либо с шестиступенчатой «механикой», либо с восьмиступенчатым «автоматом» Aisin ― и только самому мощному дизелю «ручка» не положена. Подробностей российских комплектаций пока нет.

История Алексей Смирнов, Никита Гудков

Имя Countryman взято фирмой Mini не с потолка, а с запылившейся полки, хотя по логике Кантрименом должен был бы называться нынешний универсал Clubman. В 1960 году в Великобритании начали делать универсал Austin Mini Countryman и его брата-близнеца Morris Mini Traveler. Всего машин-близнецов Austin Mini Countryman и Morris Mini Traveller было сделано 108 тысяч и 99 тысяч штук соответственно.

Автомобили с двумя боковыми дверьми и двустворчатой тыльной базировались на растянутой платформе обычного Mini. Расстояние между осями увеличилось на 10 см, общая длина кузова — на 25. Моторная гамма состояла из трёх рядных «четвёрок» рабочим объёмом 850–1275 см³. Примечательна внешняя деревянная отделка кузова ясенем у люксовых версий на манер американских автомобилей 1950-х годов.

В 2012 и 2014 годах машина переживала лёгкие рестайлинги (на фото — версия 2014 года). Продавался первый Countryman хорошо: за шесть лет реализовано более 540 000 автомобилей.

В 2010 году за основу кроссовера Mini Countryman (код модели R60) был взят растянутый на 48 мм кузов универсала Clubman (на фото внизу). Длина автомобиля впервые в истории марки Mini перевалила четырёхметровую отметку (4110 мм). От легковых моделей Countryman унаследовал и переднюю подвеску McPherson. Однако с учётом возросшей массы кроссоверу усилили рычаги, жёстче сделали пружины, повысили податливость амортизаторов. Все бензиновые моторы (98−218 л.с.) ― рабочим объёмом 1.6, совместной разработки BMW и концерна PSA, были и два дизеля: 1.6 и 2.0. Опционная система полного привода All4 подключала заднюю ось через электромагнитную дисковую муфту GKN за 0,1 c.

За кадром

Правый руль, узкие дороги и отсутствие запаски ― взрывоопасное сочетание. Особенно когда речь идёт о Mini, за рулём которого даже на прямой отвлекаться нельзя, а коллега-пилот первый раз в жизни ведёт машину по левой стороне дороги. Удар о бордюр левым передним колесом не заставил себя долго ждать, а вот техничку мы прождали часа полтора. Run Flat бы пригодился.

Никита Гудков, 27 января 2017 в 14:46. Фото Драйва и компании MINI