Дух экстаза роллс ройс

«Роллс-Ройс» и ювелирная фирма «Фаберже» представили миру второе яйцо Фаберже, изготовленное в XXI веке. Владелец пожелал остаться анонимным, но известно, что он является большим любителем обоих брендов. Неизвестно, сколько заказчик заплатил за ювелирное изделие, но он явно не поскупился – однажды одно из яиц Фаберже было продано на аукционе Кристис за ошеломляющие 5,5 миллионов долларов.

Яйцо Фаберже и Роллс-Ройс «Дух экстаза»

Российский ювелир Карл Фаберже создавал ювелирные изделия в форме яиц в качестве подарков на пасху для жён и матерей российских царей с 1885 по 1917 года. За это время было создано более 50 яиц, из которых до наших дней сохранилось 43 – они хранятся в музеях по всему миру и в частных коллекциях. Первое императорское яйцо Фаберже предназначалось для жены царя Александра III императрицы Марии Фёдоровны. Оригинальный подарок настолько ей понравился, что Александр III каждую весну до своей смерти преподносил ей такой ювелирный сюрприз. Его сын Николай II продолжил традицию и каждую пасху дарил яйцо Фаберже матери и жене. С каждым годом дизайн становился всё более сложным, не переставая удивлять членов царской семьи. Николай II был также большим любителем автомобилей компании «Роллс-ройс».

Николай II со своим Роллс-Ройсом

По традиции внутри, каждого императорского яйца скрывается какой-либо сюрприз. В XIX-XX веках в «желтке» часто прятали миниатюры с портретами тех, кому предназначался подарок, короны, инкрустированные драгоценными камнями, кулоны, крошечные модели кораблей и др. В последнем экземпляре утончённый механизм позволяет лепесткам оболочки раскрываться, открывая взгляду хрустальную фигурку «Духа экстаза» – эмблему «Роллс-Ройса», украшающую его автомобили с 1911 года.

Идея создания яйца принадлежит сотрудникам компании «Роллс-Ройс» Стефану Монро и Алексу Иннесу, в разработке дизайна им помогала главный дизайнер «Фаберже» Лиза Тальгрен, а над его воплощением трудился мастер Пол Джонс. Ювелирное изделие под названием «Дух экстаза» – второе яйцо, причисленное к классу «императорских» с 1917 года, такой чести удостаиваются только самые исключительные и роскошные изделия.

На создание «Духа экстаза» ушло два года: оболочка яйца приводится в движение миниатюрным моторчиком с помощью крошечного рычага, расположенного в основании подставки. Снаружи лепестки покрыты фиолетовой эмалью, изготовленной на основе 18-каратного белого золота, а с обратной стороны расположены вставки из натурального аметиста. Сложный механизм, который раскрывает лепестки яйца Фаберже, был разработан с помощью программы 3D моделирования дизайна.

Основание лепестков из розового золота, инкрустированного круглыми белыми бриллиантами в 10 карат, надёжно защищает скрытую внутри фигурку, вручную вырезанную из горного хрусталя. Общий вес 16-ти сантиметровой конструкции составляет 400 граммов.

Шон Гилбертсон, главный исполнительный директор ювелирного дома Фаберже, сказал, что этот момент поистине уникален и важен для обеих компаний. Сочетание яйца Фаберже и фигурки «Духа экстаза» в ювелирном изделии символизирует союз двух мастеров, образцов непревзойдённого качества. Исполнительный директор компании Rolls-Royce Motor Cars Торстен Мюллер-Отвос поделился, что яйцо с сюрпризом в виде хрустальной фигурки стало результатом стремления обеих компаний как можно качественнее выполнить работу и удовлетворить пожелания заказчика.

Директор по развитию бизнеса и международной торговле ювелирного дома «Фаберже» Йозина фон дем Буше-Кессель рассказала, что все желающие смогут увидеть результат двухлетнего сотрудничества мэтров ювелирной и автоиндустрии – яйцо Фаберже «Дух экстаза» – в лондонском филиале фирмы в декабре.

Подарок для матери Николая II Марии Фёдоровны, изготовленный Карлом Фаберже в 1911 году Яйцо «Лилии», которое Николай II подарил своей жене на пасху 1898 года

История возникновения статуэтки

Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Барон Монтегю был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Стюарта Роллса и инженера Фредерика Генри Ройса — основателей компании Rolls-Royce. Сэр Монтегю был одним из первых владельцев автомобиля (четырёхместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) этой легендарной марки, катавший короля Эдуарда, и впервые въехавший на нём во двор Английского парламента. Он также составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль, лорд и заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, носовую фигурку-талисман.

Сайкс выполнил заказ, создав фигурку, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля барона.

В 1915 году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия». 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. Надо отметить, что и командир подводной лодки не стал соблюдать так называемые «Крейсерские правила», и не предупредил пассажиров выстрелом в воздух, подозревая, что пароход может оказаться вспомогательным крейсером или военным транспортом. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв отбросил его в сторону, а мисс Торнтон стала тонуть. Сэра Монтегю спас его надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда он вернулся в Британию, он установил в память о погибшей любовнице памятную доску в своей родовой церкви.

Барон Монтегю написал стихотворение, посвящённое статуэтке:

Я — малютка, задорная фея,
Талисман постоянный в пути.
Подарю Вам счастливое время,
Но надёжность оставлю в чести.
По дорогам извилистой Роны
Сквозь эфирные волны ветров,
Мимо чар побережий лимонных
И гольф-клубов — везу седоков.
Успокою мечтой и улыбкой,
О любимой напомню подчас,
И помчу Вас навстречу ошибкам,
Или стану испытывать Вас.
Ваша храбрость понравится фее,
И под радостный шелест колёс
Я сольюсь воедино с весельем,
Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!

Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.

Дух экстаза. История знаменитой статуэтки

Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами — носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов.
Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но во все времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте.

Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.

По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».

Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce.

У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.

И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.

Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.

Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».

Сначала «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.

Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.

Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».

30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем.